Встреча логопеда с родителями в семейном логопедическом клубе для детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей раннего возраста
консультация по логопедии (младшая группа) на тему

Помощь родителям в работе с детьми имеющими нарушение речи

Скачать:

ВложениеРазмер
vzaimodeystvie_uchitelya-logopeda_s_roditelyami_detey_rannego_vozrasta.docx25.6 КБ
vzaimodeystvie_uchitelya_-_logopeda_s_roditelyami_detey.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда

с родителями детей раннего возраста».

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Однако если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и , как следствие, в старшем дошкольном возрасте ведёт к речевой патологии, исправить которую может только логопед, опираясь на помощь и поддержку родителей.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

Выдающиеся педагоги были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном возрасте являются родители. Для правильного воспитания детей они предоставляли родителям педагогическую литературу и дидактические пособия.

Я.А. Коменский создал первую в мире энциклопедию для матерей, К.Д Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу и получать знания в общении с педагогами. В.А Сухомлинский говорил о непрерывности и единстве семейного и общественного воспитания, основанного на сотрудничестве между родителями и педагогами.

Педагоги, работающие по проблемам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями (Хватцев М.С., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Миронова С.А., Каше Г.А. и др.) говорят о том, что участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах.

Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. Его не нужно рассматривать как подготовку к детскому саду. Это настоящий, яркий, неповторимый отрезок жизни человека.

Особенным во всех отношениях оказывается третий год жизни человека. У малыша идет интенсивное физическое и психическое развитие, интерес к окружающему в раннем возрасте является непроизвольным. Заставить ребенка смотреть или слушать невозможно, его можно только заинтересовать. Поэтому в развитии детей в раннем возрасте ведущая роль принадлежит взрослому (родителям и воспитателям детского сада).

Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния родителей на речь ребенка очень велика . Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Но как мы знаем, для этого необходима не только работа логопеда, но и родителей, а родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома.

Отсюда возникает проблема: как и по каким направлениям можно организовать эту работу так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса.

Были поставлены следующие задачи :

  • Установить партнёрские отношения с родителями маленьких деток, создать атмосферу общности интересов.
  • Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
  • Повысить грамотность родителей в области, развивающей и коррекционной педагогики.
  • Разработать и внедрить в практику работы разнообразных форм и методов взаимодействия детского сада с семьей в вопросах коррекционного сопровождения.
  • Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми и воспитателями.

Основными направлениями работы были выбраны:

  • изучение семьи и установление контактов с ее членами;
  • повышение педагогической культуры родителей;
  • совершенствование мастерства по вопросам взаимодействия с семьёй;
  • создание условий для совместной деятельности детей и взрослых .

Сотрудничество с родителями осуществляется в следующих формах:

  • совместные занятия;
  • буклеты;
  • родительские собрания;
  • родительские пятиминутки;
  • консультации, семинары, тренинги.

По результатам работы к наиболее перспективным формам относятся именно те, в которых используются новые технологии. Поэтому более подробно рассмотрим именно их.

  1. Одной из эффективных форм взаимодействия является совместная деятельность учителя-логопеда с родителями.

Цель совместной работы учителя-логопеда с семьями воспитанников – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми младшего возраста, сделав воспитание ребёнка в семье и детском саду более последовательным и эффективным.

Первым делом, стоит отметить традиционную форму «Родительское собрание» или «Групповая консультация». Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь логопеду. К преимуществам относится групповой характер взаимодействия, часто в группе родителям проще сформулировать свои вопросы, кроме того, неактивные родители смогут услышать полезную информацию и ответы на вопросы, заданные другими участниками собрания. На групповых консультациях сами родители делятся опытом друг с другом. Кроме того, на консультациях проводится демонстрация тематических презентаций, где аспектно и доступно освещаются важные вопросы. Тем для таких презентаций множество, как пример можно привести следующие:

– «Нормы речевого развития детей младшего возраста»;

– «Игровые приемы работы дома»;

– “Развитие мелкой моторики”;

– “Речевые игры дома”.

Популярной работой является Мастер – Класс , где можно не только увидеть, но и самому потрогать весь материал с которым работает логопед, а также получить ответы на возникшие вопросы .

Для обучения родителей совместным формам деятельности с детьми, носящих коррекционную направленность, в рамках родительской гостиной были организованы встречи. Очень интересно прошли такие мероприятия, как «Сам себе логопед», «Играем пальчиками, развиваем речь» (на котором были показаны разнообразные виды работ для коррекции мелкой моторики, а также различный материал, который применяется на занятии с детьми). Проводятся выставки пособий на развитие фонематического слуха, где показаны родителям интересные игры из подручного материала изготовленные в домашних условиях. Данные формы взаимодействия способствуют повышению заинтересованности родителей и обеспечивают более высокий уровень педагогической культуры родителей в области развития речи детей. Тщательная подготовка к каждой встрече, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствует заинтересованности родителей к посещению гостиной.

  • индивидуальные беседы;
  • библиотека для родителей;
  • индивидуальные практикумы;
  • анкетирование.

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы , важнейший признак которой двусторонняя активность. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят отец и мать. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её ,то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далёким от педагогической науки и создадут барьер в общении.

Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей . Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их интересуют.

3. Наглядная работа:

  • Речевые уголки;
  • Экран звукопроизношения;
  • Папка передвижка;
  • Выставки пособий;
  • Видеотека.

Cледует отметить эффективность использования такой формы работы как:

  • «Уголок логопеда». Он есть в каждой младшей группе. В нем отражаются вопросы профилактики речевых нарушений детей, а также связь логопеда с родителями.
  • «Библиотека для родителей», помогающая повысить уровень знаний по вопросам детской педагогики, психологии и логопедии.
  • Библиотека игр и упражнений , которая является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В библиотеке представлены виды игр на развития внимания, речи ребенка, артикуляции мелкой моторики рук.

Таким образом, для того, чтобы решить проблемы речевого развития ребёнка, необходимо наладить доверительные отношения родителей со специалистом и активно взаимодействовать с ним. Вот тогда родители смогут почувствовать себя увереннее, что несомненно, скажется на развитии ребёнка и обеспечит дальнейшее полноценное и гармоничное развитие его личности в целом.

Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004 г.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – СПб.: Детство-Пресс, 2010 г.

Поваляева М.А. Справочник логопеда.: «Феникс», Ростов-на-До ну, 2002 г.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития

Разделы: Логопедия

Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Дети в домах ребенка значительно отстают по основным линиям развития, часто имеют задержку речевого развития. Они нуждаются в комплексной реабилитации, включающей в себя как медицинское, так и коррекционно-педагогическое воздействие. Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений эти актуальные задачи реализуются в нашем доме ребенка.

Основными направлениями коррекционно-логопедической работы является: нормализация мышечного тонуса, мелкой моторики, развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики, выработка ритмичности дыхания, стимуляция лепета, лепетных слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

За основу коррекционной работы мы взяли методики Е.Л. Стребелевой, О.Е. Громовой, Е.Ф. Архиповой, Н.В. Серебряковой, Н.В. Нищевой, Г.В.Дедюхиной, Е.В. Кирилловой, Е.А. Екжановой, Ю.А.Лисичкиной, Ю.А. Разенковой, и других авторов.

Коррекционно – логопедическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Логопед принимает участие в режимных моментах, что способствует установлению контакта с детьми и повышает эффективность коррекционной работы. Используются различные приговорушки, ладушки, потешки при кормлении, стишки на звукоподражания. Важно установить тесный контакт с детьми, поднять их эмоциональное состояние. Дети учатся фиксировать взгляд на лице логопеда, на крупных ярких игрушках, учатся выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего диафрагмального дыхания. Работаем над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом.

Дыхательная гимнастика: “Кораблики”, “Шарик”, “Перышко”, “Загони мяч в ворота”, “Сдуй капельку с тучки”, “Мыльные пузыри”, “Сдуй листик с грибка”, “Задуй свечу” и т.д. Для работы над речевым дыханием с детьми раннего возраста используются речевые подражания: А-А-А (плачет девочка), У-У-У (гудит паровоз), И-И-И (ржет лошадь), О-О-О (рычит мишка) и т.п. Продолжая работу над речевым дыханием, используем слияние гласных: АУ (кричат дети), УА (плачет малыш), ИА (кричит ослик). Затем переходим к работе над слогами, сначала отрабатываем открытые слоги- звукоподражания: ГА – ГА (кричат гуси), ТУ -ТУ (едет поезд), потом закрытые: АМ-АМ, ТОП-ТОП, потом слоги со стечением согласных: КВА-КВА. Подражание голосам животных: МЯУ, МУ, КВА, ПИ-ПИ, КО-КО. Подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами: БИ-БИ, ДИНЬ-ДИНЬ, ТУК-ТУК, ТИК-ТАК. Произнесение простых слов “дай”, “на”, “иди” и составление с ними коротких предложений.

Самое большое место в логопедической работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности. Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараемся вызвать повторение звуков и лепетной активности. Игры “В гости пришла кукла”, “Айболит”, “Кто позвал?”, “Что пропало?”, “У нас в гостях”. Используя сюрпризный момент из-за ширмы, из “чудесного” мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждая ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой.

Ежедневно проводим с детьми артикуляционную гимнастику, как в пассивной, так и в активной форме. “Улыбочка”, “Вкусное варенье”, “Заборчик”, “Лошадка”, “Лопаточка”, “Хобот слоненка”. Цель: развитие кинестетических ощущений, усиление активности губ, языка и развитие их подвижности.

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Пальчиковая гимнастика. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух- “Сорока-ворона”, “Ладушки”, “Этот пальчик дедушка”, “Этот пальчик в лес пошел” и др. Нравятся детям пальчиковые игры на аудиодиске, с музыкальным сопровождением “Стульчик”, “Зайка”, “Солнышко” и т. д. Хорошее воздействие оказывают игры с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, закрепление на липучках “Божья коровка”, застегивание пуговиц, подушка с пуговицами. Игры с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, тестом, пластилином, “Пальчиковый бассейн”, “Пальчиковый театр”, “Шнуровки”, доска Сегена, складывание матрешек. Для развития мелкой моторики мнем руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики, резиновые мячики, пищащие игрушки.

Перспективным приемом является рисование пальчиками краской. Рисование сопровождается комментированием действий, применяются эмоциональные и речевые стимулы в виде потешек, стихотворных текстов. Рисунки: яблоко, уточка, бабочка, елочка, подобраны к определенной теме занятий. В ходе совместной деятельности у ребенка формируется активная направленность на взаимодействие с взрослым, первичные коммуникативные умения. Опускаем ладонь в краску и оставляем отпечаток на листе бумаги и малыш с удовольствием повторяет все, что ему показываем. Также рисуем с помощью пробки, губки, получаются рисунки- печати. Рисуем на подносе с манной крупой или песком и проводим пальцем линии. Затем берем руку ребенка в свою и повторяем “рисунок”: дождик, ручеек, солнышко, дорожку, травку, снег.

С помощью простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища можно научить малыша выслушивать и запоминать задания, а затем выполнять их. Играем вместе с ребенком: “Мишка косолапый”, “Дерево на ветру”, “Зайка серенький сидит”, “Вова топать, как умеет”, “Большие ноги шли по дороге”. Наблюдая за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения – как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка, лягушка, летают птички.

Любят малыши игры с музыкальным сопровождением- диски Е. и С. Железновых “Развивалочки от 1 года до 5 лет. Веселая логоритмика” и “Лимпомпо”.

Важным моментом является развитие тактильной чувствительности. Игры со щетками, поглаживание расслабляет, и пальцы ребенка раскрываются, яркий цвет щетки привлекает внимание малыша. Также, используем в работе тактильные таблицы, тактильные дорожки “В гости”, различные поверхности – жесткие, мягкие, пушистые, гладкие, шершавые, колючие, холодные.

Большое внимание в своей работе мы уделяем массажу пальчиков и кистей рук, Су -Джок терапия. Логопедический массаж на лице, самомассаж, проводятся с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. Выполнение движений сопровождаем классической музыкой.

Игры с мячом сопровождаются стихотворным текстом – игра становится эмоциональной и доставляет огромное удовольствие ребенку. В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Дети учатся конструировать, устойчиво ставить кубики, кирпичики, учатся играть с постройкой, понимать слова “кубик”, “кирпичик”, “поставь”, “построить”. Учатся делать “дорожку”, “башенку”, “скамейку для зайки”, “кроватку для куклы”, “диванчик для мишки”, “стол”, “стул” и т.д. Используем различные виды “вкладышей”, собираем мелкие предметы двумя пальчиками, берем всей кистью крупные предметы, игрушки.

С ребенком проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха. Упражнения с музыкальными инструментами – бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан “Что звучит?”, “Угадай, на чем играю?”. Игры со “звуковыми коробочками”, наполненными различным содержимым (крупой, горохом, фасолью и т. д.). На прогулке ребенку предлагаем послушать различные звуки “Что шумит?”, “Что гудит?”, “Кто разговаривает?”.

Использование компьютерной логопедической игры “Игры для Тигры” автор Л.Р.Лизунова позволяет повысить динамику развития и индивидуализировать процесс коррекционного обучения.

Формирование представлений о схеме тела и лица: упражнения “Водичка, водичка!”, “Покажи у куклы (мишки, зайки)”, упражнения у зеркала “Посмотри, потрогай глазки, лоб, нос, ушки”, “Покажи, где у меня глаза, нос, лоб”. Эти же упражнения проводятся на кукле, мишке, картинке.

Полезно собирать пирамидки с ребенком, акцентируя внимание на цвете, форме и размере. Кубики разного цвета, “Разноцветные домики”, палочки, шарики, геометрические фигуры, бусинки, карточки из цветной бумаги. Используются предметы одинакового цвета, но разной формы – ребенок должен разложить предметы в разные коробки. Упражнения: разложить предметы одного цвета и формы, но разные по величине, в три коробки в зависимости от размера, “Большому зайке – большую морковку, а маленькому. ”, “Это яблоко большое, а это поменьше” и т.д.

В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыш может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание, совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представление о самом себе, о своем теле, навыки общения.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми раннего возраста.

– развитие понимания речи;

– расширение активного и пассивного словаря ребенка;

– формирование способности подражать и осваивать общение всеми доступными средствами (выразительный взгляд, указательный жест, “облегченные” слова, звукоподражания, слова);

– закреплять у ребенка знания о своем имени, частях тела, о действиях в окружающем, геометрических формах, животных.

– учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение;

– развитие общей и мелкой моторики;

– развитие артикуляционного аппарата;

– формирование правильного ротового выдоха.

– воспитывать у детей навык совместной работы, налаживание положительного эмоционального контакта, создание доверительной обстановки.

Оборудование: зеркало, сюжетные картинки, домик, пальчиковый театр: бабушка, дедушка, заяц, волк, медведь, лиса, мяч.

I. Организационный момент.

– Сегодня мы с тобой отправимся в сказку (перед ребенком на столе игрушечный дом). Бабка и дед появляются с помощью сюрпризного момента.

– Жили- были дед и баба. Как-то раз просит дед: “Испеки мне баба колобок”.

– Из чего печь-то? Муки у нас совсем не осталось.

– А ты по сусекам поскреби, по амбару помети. Авось и наскребешь. Пошла бабка в амбар.

II. Развитие моторики пальцев рук.

На столе “пальчиковый бассейн”.

Выполняется с широкой амплитудой движений раскрытой ладонью вправо-влево с фиксацией запястья на дне бассейна. Аналогичные движения выполняем рукой, сжатой в кулак, и попеременными движениями ладони и кулака.

Наскребла бабка муки.

– А теперь давай поможем бабе сделать колобок.

Кулачок как колобок,
Мы сожмем его разок.

Ребенок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом. Одна рука сжата в кулак “колобок”, другой рукой ребенок поглаживает кулачок. Несколько раз сжимает его рукой, затем положение рук меняется.

– Вот какой красивый получился колобок. Круглый, как шар, мячик.

Положила бабка колобок на окно студить. А колобок лежал, лежал, да и покатился.

III. Нормализация мышечного тонуса.

Игра с мячом. Катим мяч – “колобок” к ребенку и обратно.

Берем левую руку ребенка. Поглаживаем и похлопываем её от локтя до кончиков пальцев и в обратном направлении, действуя правой рукой ребенка. Затем меняем руки. Все движения сопровождаются словами:

С горки-бух! (движения от локтя к пальцам руки)
На горку-ух! (движения от кончиков пальцев до локтя)
По ровненькой дорожке (поглаживающие движения)
Топ-топ! (стучим ладонью)

По гладенькой дорожке (поглаживающие движения)

IV. Нормализация общей моторики.

Катится колобок по дорожке, а навстречу ему заяц. А-А-А. Поздоровайся с зайкой. Давай, поиграем с зайкой.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит (руки к голове, сделали ушки)
Вот-так, вот-так
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть (руки сложили лодочкой и дуем теплой
Надо лапоньки погреть струей воздуха)
Вот-так, вот-так
Надо лапоньки погреть
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать (попрыгали как зайка)
Вот-так, вот-так
Зайку кто-то напугал
Зайка прыг и ускакал (спрятались)

V. Речевая зарядка

Катится колобок, а навстречу ему серый волк. У-У-У. Покажем волку упражнения для губ и языка.

1. Артикуляционная гимнастика.

Увидел волк колобка, обрадовался.

– широко открыть рот “жарко”,

– закрыть рот “холодно”.

И облизывается, так ему хочется его съесть.

– широким языком в форме “чашечки” облизать верхнюю губу.

Оскалил волк зубы.

– улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

2. Дыхательная гимнастика

Покатился колобок дальше. Видит озеро. Надо ему через озеро переплыть.

Игра “Шарик” (Таз с водой, дуем на шарик – “колобок”)

VI. Нормализация мимической мускулатуры.

Покатился колобок дальше. А тут медведь ему навстречу. О-О-О. Поздоровайся с мишкой.

Аудиодиск Е. и С. Железновы “Лимпомпо”.

“Три медвежонка прыгали в саду” – подпрыгиваем на месте (ноги на ширине плеч).

“И, конечно, он упал вниз головой. ” – наклоняемся, голову опускаем вниз и трясем ею.

“Медвежонка увели домой” – переваливаемся с ноги на ногу, стоя на месте.

Во время проигрыша ходим по комнате, как медвежата.

И покатился колобок дальше. Навстречу ему рыжая лиса. И-И-И. “Колобок, колобок, я тебя съем”. А колобок пока катился, научился хорошо говорить и сказал: “Не ешь меня, лиса, я тебе лучше песенку спою!”

Я колобок, колобок
По амбару скребен,
По сусеку метен,
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
И от зайца ушел,
И от волка ушел,
От медведя ушел,
А от тебя лиса и подавно уйду.
И укатился колобок.

VIII. Итог занятия.

– Сегодня мы с тобой поиграли с колобком, повстречались с зайкой, с волком, с медведем и даже обманули хитрую лису.

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: АСТ: Астрель, 2007. -222 с.

2. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М.: Сфера, 2005. -171 с.

3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего возраста. – СПб.: Каро 2000. -331 с.

Раннее логопедическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ

Актуальность выбранной темы
«Речь- это не прирожденный дар. Все начинается с детства…»
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

Возраст с рождения и до трех лет, который принято называть ранним, является одним из важнейших этапов в развитии ребенка: этот период является сензетивным для развития многих функций. Наиболее активно развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

Известный петербургский ученый доктор медицинских наук, Е.П.Харченко утверждал: «Несформировавшаяся в соответствующий момент раннего развития ребенка функция мозга (и в частности речь) часто не развивается нормально либо вообще не развивается в более поздние сроки, поскольку мозг оказывается уже на другом этапе развития, и невозможно воспроизведение предшествующих стадий структурно-функциональных отношений, соответствующих развитию и становлению этой функции… и в лечении, и в логопедической коррекции любого отставания развития ребенка важно не опоздать».

Многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей кроются в условиях их жизни в первые три года, а также в период внутриутробного развития и во время родов. Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. Ребенку предстоит за несколько лет овладеть всеми нормами родного языка.

В теоретическом аспекте изучения проблемы развития речи детей период до трёх лет признан исключительным.

Проблема оказания консультативно-диагностической и коррекционно-развивающей помощи детям раннего возраста является очень сложной. В современной педагогике ей уделяется все больше и больше внимания, поэтому раннее выявление недостатков развития речи ребенка и оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи в условиях дошкольного образовательного учреждения становится все более актуальной, так как ранний возраст (с рождения до 3-х лет).

Основной целью оказания ранней помощи в ДОУ является предупреждение и максимальное снижение выраженности нарушений в психофизическом, и в частности в речевом развитии детей раннего возраста.

Исходя из этого были поставлены следующие задачи:
– Создание условий для своевременного выявления детей раннего возраста с задержкой речевого развития и оказание необходимой логопедической помощи;

– охрана жизни и укрепление здоровья детей;
– взаимодействие со специалистами ДОУ для обеспечения полноценного развития ребенка.
– оказание комплексной коррекционно-развивающей и консультационно-просветительской работы с родителями детей.

Свою работу по логопедической помощи детям раннего возраста осуществляю по трем направлениям: диагностическое, консультационно – просветительское, коррекционная – развивающая работа.

Диагностическое направление
Диагностическое обследование детей раннего возраста начинаю со сбора информации о ребенке, поступающем в ДОУ, его анамнеза (раннее речевое и моторное развитие), заболеваний с года до трех лет. Провожу динамическое наблюдение и контроль за состоянием речи детей с целью раннего выявления отклонений в речевом развитии, которое осуществляется в тесном контакте со специалистами ДОУ (воспитателем и психологом). При проведении диагностики речевого развития ребенка использую тесты Косиновой, схему логопедического обследования Ю. А. Разенковой и частично методику Е. А. Стребелевой.

В процессе диагностики выясняю степень сформированности: понимания речи, слухового внимание, фонематического слуха, активной речи, мелкой моторики.

По результатам обследования выявляются дети «группы риска», намечается пути коррекционной помощи детям, а также, разрабатывается индивидуальная программа с привлечением родителей и воспитателей.

2. Консультационно – просветительское направление заключается во взаимодействии с воспитателями и родителями.

Как показывает опыт консультативно-диагностической помощи родителям, имеющим детей раннего возраста, они отличаются очень низким уровнем компетентности в вопросах педагогики, не имеют представления о нормативах развития детей, не видят соответственно отклонений и как следствие несвоевременно обращаются за специализированной помощью или не обращаются вообще.

Оказание консультативной помощи и просветительская работа с родителями позволяет значительно повысить уровень их компетентности в вопросах, касающихся воспитания и обучения детей раннего возраста и включение их в процесс коррекционной работы.

Взаимодействие с родителями осуществляю через групповые и индивидуальные консультации по запросу и результатам диагностики, выступления на родительских собраниях, оформление информационных листов в каждой группе и буклетов, индивидуальное консультирование по вопросам нормального психомоторного и речевого развития детей раннего возраста, выявление факторов риска речевой патологии.

Для воспитателей провожу семинары-практикумы, разрабатываю рекомендации по результатам обследования детей, консультации. С целью мониторинга коррекционной работы, посещаю занятия по развитию речи.

3.Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста.
Коррекционная работа с детьми проводится воспитателями и родителями по результатам диагностики после рекомендаций логопеда. Работа ведется по следующим направлениям:
– развитие слухового и зрительного восприятия;
– проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики;
– развитие речевого дыхания;
– формирование сенсорных понятий (размер, цвет, форма предметов).
– развитие начального детского лексикона на основе обогащения пассивного словаря ребенка и включения новых понятий и слов в экспрессивную речь;
– развитие фонематических процессов с помощью дифференциации неречевых звуков, использования на занятиях фонетических упражнений с наглядной опорой.
-использование здоровьесберегающих технологий: физминутки и динамические паузы.

Воспитатели по рекомендации логопеда включают данную работу в перспективное планирование и дополняют сказкотерапией, рисованием пальчиком и тестопластикой.

По результатам проведенной коррекционной работы в конце учебного года проводится мониторинг.

Данные мониторинга показали, что проводимая коррекционно-развивающая работа является эффективной. Показатели сформированности речевых процессов увеличились и составили 21%. Уменьшилось количество детей с проблемами речевого развития на 30%.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях логопункта

Ирина Орешина
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях логопункта

Современная технология взаимодействия семьи, детского сада и школы предусматривает создание единого пространства развития ребёнка, как в образовательном учреждении, так и в семье. В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит – сотрудничество, совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники. Я работаю учителем- логопедом на логопедическом пункте ДОУ, поэтому я хочу описать технологию взаимодействия учителя- логопеда и родителей. В настоящее время вопрос организации взаимодействия учителя – логопеда с родителями является одним из актуальных в профилактической и коррекционной работе. Учителя- логопеды логопедических пунктов часто не имеют возможности одновременно принять всех детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. С каждым годом увеличивается число детей 2-5 лет, нуждающихся в ранней логопедической помощи. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (заикание, дизартрия и т. д., составляющие 15-25% из числа принятых на логопункт требуют разносторонней и продолжительной логопедической работы. Всё это побуждает учителя- логопеда к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями с целью оказания качественной и своевременной помощи детям. Для меня интересен вопрос, как и по каким направлениям можно организовать эту работу так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса. В самом начале работы я поставила перед собой следующие задачи:

1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов.

2. Повысить грамотность родителей в области, развивающей и коррекционной педагогики.

3. Разработать и внедрить в практику работы разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада с семьей в вопросах коррекционного сопровождения.

4. Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми и воспитателями.

5. Организовать взаимодействие с родителями детей младших групп.

Основными направлениями работы были выбраны:

• изучение семьи и установление контактов с ее членами;

• повышение педагогической культуры родителей;

• совершенствование мастерства по вопросам взаимодействия с семьёй;

• создание условий для совместной деятельности детей и взрослых.

Сотрудничество с родителями я стараюсь осуществлять в следующих формах:

родительские собрания;

• конкурсы и выставки пособий;

родительские пятиминутки;

• консультации, семинары, тренинги;

• библиотека для родителей;

• просмотр индивидуальных занятий;

• тетрадь для домашних заданий;

По результатам работы к наиболее перспективным формам относятся именно те, в которых мы используем новые технологии. Поэтому более подробно мы рассмотрим именно их. Одной из эффективных форм взаимодействия является совместная деятельность учителя- логопеда с родителями, начиная с 2-летнего возраста. В настоящее время почти у половины детей в той или иной степени наблюдается задержка речевого развития, когда дети 2-х и даже 3-х лет практически ничего не говорят. А многие родители не обращают на это должного внимания, считают “само пройдёт”. Есть родители, которые обеспокоены данной ситуацией, но не знают, как помочь ребёнку. Цель совместной работы учителя- логопеда с семьями воспитанников – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми с задержкой речевого развития, сделав воспитание ребёнка в семье и детском саду более последовательным и эффективным. На первом этапе работы необходимо познакомить родителей с тем, что должен уметь ребёнок данного возраста. Эта работа проводится на родительском собрании в форме презентации “Речевое развитие ребёнка 3-х летнего возраста”. Цель логопеда – организовать совместные занятия: ребёнок-логопед- родители. Для совместных занятий по результатам обследования психомоторных, социальных и речевых функций ребёнка были приглашены пять семей, нуждающихся в коррекционной работе с детьми 2-3 лет. Занятия построены по системе коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития Т. А. Датешидзе [1], где корректировка речевого дефекта происходит параллельно с работой, стимулирующей развитие ребёнка во всех функциональных областях:

а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);

б) развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;

в) пропедевтика математических представлений: формирование сенсорных эталонов, навыков ориентировочного и конструктивного праксиса;

г) развитие графических навыков.

Занятия в форме совместных игр можно проводить во 2 половине дня. Для эффективности обучения родителей элементарным методам работы с детьми занятия проводятся в три этапа:

I. На первом этапе учитель- логопед работает с детьми самостоятельно. От родителей требуется повторять задания, копировать логопедические действия и их последовательность.

II. На втором этапе родители участвуют в отдельных эпизодах занятий с детьми (совместная пальчиковая игра, артикуляционная гимнастика).

III. На третьем этапе родителям предлагается закончить начатое логопедом упражнение или самостоятельно выполнить с детьми задание.

Следует отметить, что после проведённого занятия мы вместе с родителями обговариваем его ход, задания и упражнения, которые были использованы, уточняем, какие задачи были поставлены и с помощью чего они решались. Кроме того, родителям выдаются памятки для закрепления полученных знаний дома. Всё это также позволяет родителям повысить их грамотность в области, развивающей и коррекционной педагогики, побуждает в них интерес и желание учувствовать в воспитании и развитии своего ребёнка.

Для более эффективного сотрудничества с семьями воспитанников проводятся тематические консультации под общей рубрикой «Советы логопеда». В помощь родителям мы осветили такие темы как:

1. Зачем язычку делать зарядку?

2. Почему сначала звуки, а потом буквы?

3. Как руки язычку помогают?

4. Почему с ребенком нужно долго разговаривать?

5. Как сделать речь грамотной?

6. Поговорим о связной речи.

1. Речевая среда – что это?

2. С чего начинать обучение грамоте?

3. Зачем столько знать о звуках?

4. Что такое предшкольный возраст?

5. Скоро в школу… (формирование в семье предпосылок учебной деятельности).

6. Игровые приёмы развития речевого дыхания.

1. Могу, но не хочу (как воспитать у ребенка желание читать).

2. Литературное развитие дошкольников.

В рубрике «Домашняя игротека» помещается следующий материал:

1. Игры на кухне.

2. В свободную минутку.

3. По дороге из детского сада и др.

Наряду с тематическими консультациями я готовлю памятки для родителей, в которых в сжатой форме отражается содержание основных консультаций учителя- логопеда. Среди них можно отметить такие, как «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Фонематический слух основа правильной речи», «Рассказываем стихи руками» и др. Памятки распространяются на родительских собраниях.

Для обучения родителей совместным формам деятельности с детьми, носящих коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, развитие связной речи, формирование правильного звукопроизношения, проводятся родительские тренинги, выставки речевых игр и пособий. На одной из родительских встреч мы провели выставку пособий на развитие фонематического слуха. Родители, представляя своё творение, рассказывали присутствующим, как изготовить интересные игры из подручного материала в домашних условиях. Данные формы взаимодействия способствуют повышению заинтересованности родителей и обеспечивают более высокий уровень педагогической культуры родителей в области развития речи детей.

Следует отметить эффективность использования такой формы работы как информация на стенде. Её можно увидеть в групповой раздевалке, в холле детского сада. В этой информации присутствует логопедическая направленность, где отражаются вопросы профилактики речевых нарушений детей.

Кроме того, сейчас мы создаём в детском саду «Библиотеку для родителей», которая помогает повысить уровень знаний по вопросам детской педагогики, психологии и логопедии. Мы накапливаем материал, который родители могут взять домой. Это прежде всего литература, как художественная, так и методическая, а также дидактические игры, ориентированные на развитие речи.

Полноценная реализация большого количества потенциальных возможностей семьи в вопросах воспитания и развития речи детей, профилактики речевых нарушений зависит от взаимодействия её членов с учителем- логопедом дошкольного образовательного учреждения. При налаживании доверительных отношений, активном взаимодействии со специалистом родители смогут почувствовать себя увереннее, что, несомненно, скажется на развитии ребёнка и обеспечит дальнейшее полноценное и гармоничное развитие его личности в целом.

1. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004 г.

2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – СПб.: Детство-Пресс, 2010 г.

3. Поваляева М. А. Справочник логопеда.: «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002 г.

Мини-музей «Буквы», как форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях логопедической группы детского сада. “Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье”. В. А. Сухомлинский На определенном.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: “Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ОНР «Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием.

Работа с родителями учителя-логопеда Одним из важнейших направлений в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями, как одно из.

Сообщение «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе» Сообщение на тему: «Взаимодействие учителя- логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе» Елена Караганова От слаженности.

Взаимодействие инструктора по физической культуре, учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ Давно известно, что у детей с нарушением речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам: 1. По развитию физических.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов Количество детей нуждающихся в логопедической помощи,велико. Для эффективного устранения какого- либо нарушения в развитии ребенка требуется.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в формировании правильной речи дошкольников Развитие речи дошкольников – необходимое условие для личностного развития ребенка. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС до Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС ДО. Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного.

«Особенности организации взаимодействия с родителями и детьми рамках семейного клуба» (рекомендации для учителей-логопедов и других специалистов работающих с детьми раннего возраста с задержками речевого развития).

«Особенности организации взаимодействия с родителями и детьми рамках семейного клуба»

(рекомендации для учителей-логопедов и других специалистов

работающих с детьми раннего возраста с задержками речевого развития).

Рекомендации отражают актуальные проблемы организации и реализации работы семейного клуба как новой эффективной формы взаимодействия с семьей, имеющей детей раннего возраста с задержками речевого развития.

Рекомендации адресованы специалистам (учителям-логопедам, учителям-дефектологам), работающим с детьми раннего возраста с ЗРР.

За основу рекомендаций для специалистов, работающих с детьми раннего возраста с задержками речевого развития взяты факторы:

Учет возрастных, индивидуальных особенностей детей раннего возраста с задержкой речевого развития;

Фактор психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Семейный клуб как объединение родителей, создаётся для решения практических задач воспитания и является формой практико-ориентированных мероприятий.

Организация семейного клуба как формы работы логопеда с родителями, имеющими детей 2-3 лет с задержкой речевого развития, строилась по следующей схеме:

Диагностика.Выявление детей с задержкой речевого развития (анализ медицинских карт, карт НПР, диагностика речевого развития по методике Ю.Ф. Гаркуши , М.П. Москалык, заполнение карт речевого развития).

Консультирование.Информирование родителей об особенностях речевого развития; постановка перед ними проблемы (ребенок имеет ЗРР); выявление: готовности решать данную проблему, запросов родителей, компетентности родителей в вопросе воспитания и развития ребёнка с ЗРР (анкетирование родителей, беседы, консультирование). Из анкетирования мы получаем информацию о знаниях в области развития речи ребёнка раннего возраста и трудностях, которые испытывают родители при взаимодействии с ребёнком. В беседах используется метод – убеждения, так как большинство родителей не осознают важности раннего выявления и коррекции речевых нарушений. Беседа проводится в доброжелательном тоне. Старайтесь не употреблять резких терминов, как «дефект речи», «нарушение» – меняйте их на слова («трудности», «проблемы»). Данная форма работы требует от специалиста применения знаний из области эффективного общения.

Модель взаимодействия с ребёнком раннего возраста. При выстраивании взаимодействия родителей с ребёнком раннего возраста мы должны учитывать следующие моменты:

Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.

Содержание материала для малышей требует серьезного и вдумчивого отбора (можно взять за основу раздел программы детского сада «Ознакомление с окружающим миром»).

Материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно (реализация принципа «от простого к сложному»).

С маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

Игра должна иметь определенную структуру (алгоритм): начало, продолжение и конец.

Чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях (бытовых, игровых и т.п.).

Малышам необходима положительная оценка их деятельности.

Данные моменты необходимо объяснять и демонстрировать родителям детей раннего возраста, более подробно с ними можно познакомиться в книге Елены Янушко «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет».

Особенности взаимодействия учителя-логопеда с детьми раннего возраста.

Наличие эмоционального контакта между педагогом и ребенком. Необходимо встать на позицию ребенка, научиться играть, быть эмоциональным, непосредственным и доброжелательным в общении с малышом. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем — нежелания говорить, боязни речи.

Необходимость подготовительного этапа

Прежде чем начинать работу собственно над развитием речи, надо подготовить ребенка. Прежде всего — игры на развитие подражания. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека. Также проводится работа по развитию у малыша слухового восприятия и дыхания, внимания и памяти, без должного уровня развития которых формирование речи также будет тормозиться.

Особенности речевого сопровождения

Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе речевого общения. Взрослый берет на себя активную роль: ведет ребенка за собой — объясняет и показывает, задает вопросы и сам же на них отвечает, предлагает ребенку несколько вариантов ответов на выбор. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, чтобы облегчить детям его усвоение и запоминание.

К речи взрослого также предъявляется ряд требований: говорите простыми словами и фразами; речь должна быть чистая, без нарушений, взрослый дает только образцы правильной речи (недопустимо повторение за ребенком слов-заменителей); артикуляция должна быть четкой, дети должны видеть движения губ взрослого.

Организация специальных игр

Ребенок 2-3 лет может заниматься продуктивно только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.

Помимо интересного игрового сюжета, основанного на практическом опыте ребенка, в логопедических играх используются специальные приемы работы: паузы в речи педагога, использование жестов, договариванием ребенком слов и фраз и др.

Кроме вышесказанного следует принять во внимание некоторые особенности детей с нарушениями речи: возможны повышенная утомляемость, невнимательность и др.

Особенности организации встреч в семейном клубе.

Подготовка помещения и материалов.

Помещение.Помещение должно быть достаточно просторным, но не большим, так как дети с ЗРР, как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое.

Необходимо тщательное продумывание расположения мебели (столов, стульев), количество стульев должно быть желательно на вдвое больше присутствующим (данный момент объясняется тем, что это экономит время встречи и не отвлекает детей на организационные моменты). Пример расположения мебели, представлен на схеме:

“Детский сад №22

–>

–> –>

–>Независимая оценка –>
–>
–>

–> –>

–>Полезные ссылки –>
–>
  • Портал оздоровления и отдыха в ульяновской области
  • ШКОЛА РОСАТОМА –>
  • –> –>

    –>Статистика –>

    Каталог статей

    Консультация для родителей

    “Ранняя логопедическая помощь детям с задержкой речевого развития”

    Подготовила: учитель – логопед Барышова Ирина Евгеньевна

    В ситуации, когда у малыша 1,5–2,5 лет отсутствует активная речь, перед родителями и педагогами встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать? Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в речевом развитии. Однако на бытовом уровне существуют представления о том, что «мальчики вообще начинают говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит», и т. п.

    Часто и логопеды в поликлинике советуют немного подождать. Объяснить это можно тем, что занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 4,5–5 лет, поведение которого уже в достаточной степени произвольно.

    На мой взгляд, в случае отсутствия активной речи у малыша 1,5–3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов – логопеда, психолога, дефектолога. Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских исследований позволяют уточнить характер нарушения и степень его сложности. В результате такого обследования становится возможным организовать адекватную помощь ребенку.

    На этой стадии может возникнуть заключение задержка речевого развития.

    Задержка речевого развития – более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития (ЗРР) характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

    Проявления задержки речевого развития

    Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

    о состоянии новорожденного. специалисту-неонатологу Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать

    Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес.), лепета (с 4-5 мес.), лепетных слов (с 7-8,5 мес.), первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).

    В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре – около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов). Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.

    Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40 – 60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

    ). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л’], [й]: «ыба» (рыба), «гия» (гиря), «ябоко» (яблоко), «двель» (дверь), «голюби» (голуби), «мей» (мел). зайка В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: «сяпка» (шапка), «зюк» (жук), «цяйник» (чайник), «сенок» (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: «тясы» (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: «сапка» вместо шапка; твердые свистящие- мягкими свистящими: «сянки» (санки), «зяйка» (

    Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков.

    Т.о., признаками задержки речевого развития могут являться:

    • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
    • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года
    • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.)
    • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет
    • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет
    • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.)
    • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

    Прогноз и профилактика задержки речевого развития

    Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

    Логопедические занятия с детьми раннего возраста

    также имеют ряд особенностей:

    Основные направления логопедической работы с детьми раннего возраста:

    ü выработка ритмичности дыхания и развитие координации движений

    ü развитие мелкой моторики;

    ü развитие общей моторики;

    ü стимуляция активной речи, общения;

    ü вызов положительного эмоционального отношения к занятиям;

    ü развитие зрительных, слуховых дифференцировок, тактильных ощущений, формирование понимания речи.

    Читайте также:  Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию грамматического строя речи старших дошкольников с НВОНР
    Ссылка на основную публикацию