Встреча логопеда с родителями в семейном логопедическом клубе для детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Логопедическое сопровождение семьи ребенка с задержкой речевого развития в условиях дошкольного образования.

Содержимое публикации

Логопедическое сопровождение семьи ребенка с задержкой речевого развития в условиях дошкольного образования.

Воспитание и обучение детей с особыми образовательными возможностями и потребностями предполагает создание комфортной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с нормально развивающимися детьми возможности для получения всестороннего образования.

Логопедическая помощь – это один из вариантов инклюзии ребенка с ОВЗ в образовательное пространство дошкольной организации.

Темпы, динамика и качество речевого развития дошкольника зависит от многих факторов и индивидуальны для каждого ребенка.

Чем раньше отставание в речевом развитии ребенка будет выявлено, тем успешнее пройдёт его устранение и тем оптимистичнее прогноз на будущее развитие, становление личности малыша, его социализацию.

Система взаимодействия с родителями воспитанника с ОВЗ включает:

– оценку слуха и выявление проблем с ним врачом – сурдологом,

– диагностику для выявления уровня психомоторного развития,

– анкетирование родителей по вопросам раннего развития ребенка,

– диагностику уровня сформированности моторной функции артикуляторного аппарата,

– диагностику уровня понимания и воспроизведения речи;

Задачами взаимодействия являются составление индивидуального образовательного маршрута коррекции, обеспечение беспрерывного сопровождения семьи воспитанника с ОВЗ по вопросам воспитания, обучения, развития и коррекции, обогащение предметно – развивающей среды, создание условий для включения ребенка с задержкой речевого развития в коммуникативное взаимодействие со сверстниками.

Важнейшим моментом в коррекционно – развивающей работе является грамотная организация и осуществление сотрудничества учителя – логопеда с родителями воспитанников. Поскольку малыш большую часть времени проводит с семьей, то регулярные занятия родителей с малышом значительно ускорят темпы преодоления задержки речевого развития. Занятия должны носить систематических характер и осуществляться под контролем специалиста, который по необходимости вносит своевременную корректировку маршрута.

На занятиях в ДОУ и в домашних играх – упражнениях по развитию речи дошкольников активно используются следующие приемы, методики, игры.

Игры для сенсомоторного развития дошкольников.

Необходимо использовать конструктор, лего, пазлы, вкладыши, мозаику, шнуровки, кубики, мякиши, мячики различного размера, цвета, текстуры, су-джок шарик, пирамидки, геометрические плоские и объёмные фигуры, палочки Кюизенера, кольцеброс, пуговицы, бусины, бисер, пластилина, тесто, краски, карандаши, мелки, гравюры, бумагу и картон, ножницы, спички, счетные палочки, пальчиковый театр, театр теней, аппликаторы, массажеры для массажа и самомассажа и т.д.

Рекомендуется использовать логопедические игры на развитие ориентации в пространстве, чувства ритма и рифмы, ловкости движений, психических процессов и речи как наивысшей психической функции.

Эффективны игры на развитие фонетических процессов: «Что звучало?», «Узнай голос», «Какой инструмент?», «Услышь шепот», «Узнай интонацию», «Повтори ритм» и др.

Игры на формирование и развитие словаря, грамматики, связной речи.

Игры и упражнения на развитие физиологического и правильного речевого дыхания: от функционального диафрагмального до фонационного в связной речи.

На самом деле, развитие каждого ребёнка индивидуально. Главное, позитивный настрой на успех, создание условий для эффективного развития ребенка, для его включения в полноценное взаимодействие со всеми участниками коррекционного процесса на равных. Необходимо обеспечить единство требований со стороны родителей и ДОО, создание благоприятной речевой среды, стимулирование речевого развития ребенка, правильный речевой материал, опора на сохранные функции и потенциал ребенка.

Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие / Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.

Семаго Н.Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование, вып. 2. –М.: «Школьная книга», 2010.

Заседание клуба молодых родителей «Секреты развития речи детей раннего дошкольного возраста»

Девиз: « Расскажи – и я забуду.

Покажи – и я запомню.

Сделай со мной – и я научусь».

Ваши дети находятся на этапе активного исследования окружающего мира. Развитие речи становится центральным моментом в этот период. Почему речь имеет такое важное значение?

Во-первых, именно с освоением речи связаны все высшие психические функции (мышление, внимание, память, восприятие.

Кроме того, человек живет в социуме, в постоянном общении с другими людьми. И если есть проблема с развитием речи, то она может послужить началом проблемы с общением.

А если посмотреть немного дальше, то сложности с развитием речи могут оказать трудности и в школе. При обучении чтении и письму.

Еще 20-30 лет назад количество речевых проблем у детей было меньше. Сейчас к сожалению картина изменилась. И на то есть объективные причины. Увеличилось в разы количество информации, которую получает ребенок. Его мозг просто несправляется с обработкой. Как ни странно. Но в данном случае «больше» совсем неозначает «лучше», а ровно наоборот, развитие тормозиться.

Многие родители говорят «подростет- все само пройдет», к сожалению чаще всего бывает наоборот. Нет такого возраста, когда бы еще рано было заниматься речью. Стимулировать и помогать ребенку говорить мы можем и должны с самого раннего возраста.

Как определить отклонения в речевом развитии ребенка?

Активная речь проходит несколько этапов развития.

– Самым первым проявлением речи ребенка является крик.

2-3 мес. – на смену крику приходит гуление. Гуление – произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с согласным г. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

7-9 мес. – ребенок произносит серии одинаковых слогов «дя–дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.

9-11 мес. – малыш подражает звукам речи взрослых.

11-13 мес. – появляется несколько осознанно употребляемых слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т.д. Количество слов к двум годам значительно увеличивается (около 300 слов различных частей речи).

2-3 года – начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение.

К 3, 5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов

Известно, что наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет

Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Советы логопеда, которые способствуют правильному развитию речи ваших детей:

Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок

Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.

Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2-3 слов.

Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает

Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит летящий самолет» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т. д.

Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.

Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д

Не забывайте: Учите ребенка, играя с ним

Как организовать логопедические занятия дома?

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком дома. Чему следует уделить внимание:

1. Развитию мелкой моторики:

близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. «С пальчиками играем – речь развиваем».

Для развития тонкой моторики рук можно использовать различные мелкие предметы: игры с крупой, с пуговицами, с прищепками, камушками Марблс, бусы. (эти игры безусловно проводятся под контролем взрослых)

Лепке из пластелина, конструированию, рисованию ( трафареты, шаблоны,раскраски) выкладывание из счетных палочек, шнуровки, пальчиковые театры, разнообразные речевые пальчиковые игры.

2. Развитие артикуляционной моторики

Образование звуков речи, заключается в координации движений языка, губ, ротовой полости, гортани, дыхательных движений

Эти упражнения объединяются в артикуляционную гимнастику.

Язык — это главная мышца органов речи. И для него. Как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения. Именуемые звукопроизношением.

3. Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Читайте также:  Логопедическая викторина

Игры для развития слухового внимания.

Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры. Помните, что для достижения результата необходимо заниматься каждый день.

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 минут!

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами

Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слова: «Да, это поезд, ту-ту». Если же вы строго скажете, что это не «ту-ту», а поезд, возможно, в следующий раз малыш больше не захочет с вами общаться.

Желаю вам терпения, занимайтесь со своими детьми с удовольствием. Ведь время проведенное с ребенком самое счастливое.

«Особенности организации взаимодействия с родителями и детьми рамках семейного клуба» (рекомендации для учителей-логопедов и других специалистов работающих с детьми раннего возраста с задержками речевого развития).

«Особенности организации взаимодействия с родителями и детьми рамках семейного клуба»

(рекомендации для учителей-логопедов и других специалистов

работающих с детьми раннего возраста с задержками речевого развития).

Рекомендации отражают актуальные проблемы организации и реализации работы семейного клуба как новой эффективной формы взаимодействия с семьей, имеющей детей раннего возраста с задержками речевого развития.

Рекомендации адресованы специалистам (учителям-логопедам, учителям-дефектологам), работающим с детьми раннего возраста с ЗРР.

За основу рекомендаций для специалистов, работающих с детьми раннего возраста с задержками речевого развития взяты факторы:

Учет возрастных, индивидуальных особенностей детей раннего возраста с задержкой речевого развития;

Фактор психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Семейный клуб как объединение родителей, создаётся для решения практических задач воспитания и является формой практико-ориентированных мероприятий.

Организация семейного клуба как формы работы логопеда с родителями, имеющими детей 2-3 лет с задержкой речевого развития, строилась по следующей схеме:

Диагностика.Выявление детей с задержкой речевого развития (анализ медицинских карт, карт НПР, диагностика речевого развития по методике Ю.Ф. Гаркуши , М.П. Москалык, заполнение карт речевого развития).

Консультирование.Информирование родителей об особенностях речевого развития; постановка перед ними проблемы (ребенок имеет ЗРР); выявление: готовности решать данную проблему, запросов родителей, компетентности родителей в вопросе воспитания и развития ребёнка с ЗРР (анкетирование родителей, беседы, консультирование). Из анкетирования мы получаем информацию о знаниях в области развития речи ребёнка раннего возраста и трудностях, которые испытывают родители при взаимодействии с ребёнком. В беседах используется метод – убеждения, так как большинство родителей не осознают важности раннего выявления и коррекции речевых нарушений. Беседа проводится в доброжелательном тоне. Старайтесь не употреблять резких терминов, как «дефект речи», «нарушение» – меняйте их на слова («трудности», «проблемы»). Данная форма работы требует от специалиста применения знаний из области эффективного общения.

Модель взаимодействия с ребёнком раннего возраста. При выстраивании взаимодействия родителей с ребёнком раннего возраста мы должны учитывать следующие моменты:

Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.

Содержание материала для малышей требует серьезного и вдумчивого отбора (можно взять за основу раздел программы детского сада «Ознакомление с окружающим миром»).

Материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно (реализация принципа «от простого к сложному»).

С маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

Игра должна иметь определенную структуру (алгоритм): начало, продолжение и конец.

Чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях (бытовых, игровых и т.п.).

Малышам необходима положительная оценка их деятельности.

Данные моменты необходимо объяснять и демонстрировать родителям детей раннего возраста, более подробно с ними можно познакомиться в книге Елены Янушко «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет».

Особенности взаимодействия учителя-логопеда с детьми раннего возраста.

Наличие эмоционального контакта между педагогом и ребенком. Необходимо встать на позицию ребенка, научиться играть, быть эмоциональным, непосредственным и доброжелательным в общении с малышом. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем — нежелания говорить, боязни речи.

Необходимость подготовительного этапа

Прежде чем начинать работу собственно над развитием речи, надо подготовить ребенка. Прежде всего — игры на развитие подражания. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека. Также проводится работа по развитию у малыша слухового восприятия и дыхания, внимания и памяти, без должного уровня развития которых формирование речи также будет тормозиться.

Особенности речевого сопровождения

Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе речевого общения. Взрослый берет на себя активную роль: ведет ребенка за собой — объясняет и показывает, задает вопросы и сам же на них отвечает, предлагает ребенку несколько вариантов ответов на выбор. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, чтобы облегчить детям его усвоение и запоминание.

К речи взрослого также предъявляется ряд требований: говорите простыми словами и фразами; речь должна быть чистая, без нарушений, взрослый дает только образцы правильной речи (недопустимо повторение за ребенком слов-заменителей); артикуляция должна быть четкой, дети должны видеть движения губ взрослого.

Организация специальных игр

Ребенок 2-3 лет может заниматься продуктивно только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.

Помимо интересного игрового сюжета, основанного на практическом опыте ребенка, в логопедических играх используются специальные приемы работы: паузы в речи педагога, использование жестов, договариванием ребенком слов и фраз и др.

Кроме вышесказанного следует принять во внимание некоторые особенности детей с нарушениями речи: возможны повышенная утомляемость, невнимательность и др.

Особенности организации встреч в семейном клубе.

Подготовительный этап:

Подготовка помещения и материалов.

Помещение.Помещение должно быть достаточно просторным, но не большим, так как дети с ЗРР, как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое.

Необходимо тщательное продумывание расположения мебели (столов, стульев), количество стульев должно быть желательно на вдвое больше присутствующим (данный момент объясняется тем, что это экономит время встречи и не отвлекает детей на организационные моменты). Пример расположения мебели, представлен на схеме:

Семейный клуб “Речевая полянка”

Разделы: Логопедия

Формирование правильной речи – одна из основных задач дошкольного образования. Анализ практической ситуации, за последние годы, свидетельствует о том, что количество детей с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи имеют целый ряд вредных последствий, которые могут выражаться в следующем:

  1. Задержка в умственном развитии, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.
  2. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляющиеся уже к 5 годам).
  3. Затруднения в школьном обучении.
  4. В будущем – личные проблемы и ограничения в выборе профессии.

Очень важно устранить недостатки речи в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий сложный дефект, т.к. речь ребенка в этот период развивается наиболее интенсивно, а главное – наиболее податлива и гибка. Мы не должны упускать благоприятное время. Необходимо искать наиболее эффективные и интересные формы работы. В связи с этим, на базе ДОУ, мы решили организовать семейный клуб “ Речевая полянка”. Основная цель его работы – оказание своевременной, комплексной помощи детям в преодолении речевых нарушений.

Как показывает практика, успешная коррекционная работа в ДОУ может осуществляться только при достаточно высоком уровне сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного развития детей. Для этого необходим комплексный подход Функционирование семейного клуба позволило создать команду единомышленников. Куда вошли все специалисты ДОУ, медицинский персонал, дети и их родители. В процессе коррекционной работы с дошкольниками особая роль принадлежит родителям. В этом возрасте родители для ребенка непререкаемый авторитет и, если они включаются в логопедическую работу, у ребенка появляется мотивация по отношению к занятиям. Функционирование семейного клуба помогло привлечь родителей к активному сотрудничеству. Весьма важно, что они в полной мере осознали свою ответственность за воспитание собственных детей, получили определенные знания и умения, необходимые для коррекции речевых нарушений.

Семейный клуб “Речевая полянка” осуществляет свою деятельность на основе положения, разработанного попечительским советом родителей и рабочей группой педагогического и медицинского персонала. Заседания клуба проходят ежемесячно в вечернее время. Группа родителей и детей сформирована на добровольной основе. К проведению мероприятий и занятий в клубе привлечены специалисты здравоохранения, отделения социокультурной реабилитации инвалидов, учителя начальных классов. Налажено тесное сотрудничество с областным центром диагностики и консультирования по вопросам преодоления тяжелых нарушений речи у детей.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия Гласные, согласные звуки и буквы

В рамках деятельности клуба также организован консультативный пункт для родителей наших воспитанников и родителей, дети которых не посещают ДОУ. Специалисты ДОУ оказывают бесплатную, консультативную, диагностическую и методическую помощь.

За два года существования семейного клуба “ Речевая полянка” накоплен опыт совместной работы различных специалистов: логопеда, психолога, музыкального руководителя, воспитателей, психоневролога и других специалистов. Более 50 детей исправили и улучшили речь, получили навыки культурного общения, возможности гармонично развиваться, успешно адаптироваться и обучаться в школе, а их родители и педагоги повысили компетентность в вопросах коррекционной педагогики.

План работы семейного клуба “ Речевая полянка”.

“Давайте познакомимся”

Анкетирование: “ Что я знаю о ребенке”

Сочинение родителей: “ Дорогой мой человек”

Организационное родительское собрание (результаты обследования речи детей, направления коррекционной работы)

“ Давайте изучать вместе”

Семинар-практикум “ Подготовка органов артикуляции к постановке звуков”

Беседа об особенностях речевого развития: “ Научите меня правильно говорить”

“ Школа почемучек”

Круглый стол вопросов и ответов, полезные советы и рекомендации родителям, имеющим детей с нарушениями речи.

Выставка методической литературы и дидактических игр, приуроченная к теме.

“Здоровый ребенок”

Семинар-практикум:

“Система оздоровления, приемы логопедического массажа, дыхательная гимнастика, общекоррегирующие упражнения”

Консультация “ Чтобы ребенок не заикался”

“Давайте играть вместе”

Консультация: “ Игры и упражнения по развитию речи детей”

Практические занятия: пальчиковые, словесные, театрализованные, музыкальные, дыхательные игры.

“Умные пальчики”

Семинар-практикум: “ Тренируем пальчики – развиваем речь”

Развлечение “ Рисуем и рассказываем сказку вместе”

“Мамина школа”

– Концепция “ Я – сообщение”
–А что, если….
– Правильно – неправильно.

Индивидуальное консультирование.

Практические занятия: общение, сопровождение речевого развития детей.

Психолог
Логопед
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Дети

“Школа первоклассника”

Открытое занятие по обучению грамоте с последующим обсуждением.

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями в осуществлении логопедической помощи дошкольникам

Елена Чистоклетова
Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями в осуществлении логопедической помощи дошкольникам

Опираясь на опыт работы в логопедической группе, наблюдаю недостаточную осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценку ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них. Ложные установки в отношении речи детей говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Чтобы реализовать принцип партнерства и учета интересов семьи мы используем не только традиционные формы работы. Набрав новых детей, на первом организационном родительском собрании «Давайте познакомимся», возникла идея создания наиболее интересной и продуктивной формы сотрудничества – родительского клуба. Мы предположили, что создание клуба для родителей, объединенных одной проблемой (квалифицированная логопедическая помощь детям) – это возможность в дружеской атмосфере оказания теоретической и практической поддержки родителям в развитии речи детей, коррекции и профилактике речевых нарушений. Поскольку в нашей группе приоритетным направлением является речевое развитие, это и обусловило название клуба «Мы учимся говорить».

Основная цель работы клуба: формирование активной сознательной позиции родителей к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Задачи работы клуба:

• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

• Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.

• Обучить родителей конкретным приемам логопедической работы.

• Привлечь специалистов к работе клуба с целью формирования у родителей представлений и практических умений в разных областях развития ребенка.

• Обсуждение и распространение личного опыта по коррекции речи среди членов клуба.

Наши мероприятия с родителями в рамках родительского клубамы разделили по двум направлениям совместной работы:

3. Обучение практическим умениям и просвещение[2].

Работу в этом направлении реализуем через совместные мероприятия педагогов, специалистов и родителей: конференции, мастер классы, практикумы, «педагогические гостиные», обсуждение и распространение семейного опыта, тренинги и т. д.

4. Вовлечение в образовательный процесс[1]. Работа осуществляется через совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, участие в НОД, семейные праздники, викторины, спортивные соревнования, экскурсии, выпуск газет, создание коллажей, выставки совместного творчества и т. д.

Участники клуба руководствуются принципами добровольности, компетентности, соблюдения педагогической этики, взаимоуважения. Планирование работы клуба и тематику коллективных встреч выстраиваем на основе анализа запросов родителей, полученных через анкетирование и «телефон доверия», данных мониторинга, опираясь на опыт работы. Организация работы клуба осуществляется под руководством учителя-логопеда в тесном сотрудничестве с воспитателями группы и другими специалистами ДОУ. Коллективное заседание членов клуба проводится 1 раз в месяц.На первом заседании рассматривали вопросы на тему: «Роль семьи в преодолении дефектов речи». Форма проведения – тренинг. На встрече актуализировали необходимость тесного сотрудничества родителей и логопеда, воспитателей группы. Родители получили знания об артикуляционной гимнастике. А непосредственно в тренинге знакомились с комплексами,упражнялись в правильности выполнения гимнастики для языка в парах: дети и родители. Внимание родителей было обращено на то, что развитие артикуляции у детей напрямую связано с формированием движения пальцев. Поэтому был проведен тренинг «Пальчиковая гимнастика» с детьми и родителями. По традиции в завершении тренинга родители получили памятки «Язычок – путешественник» и буклеты «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!»

Решая задачи первого направления, состоялось коллективное заседание членов клуба по теме: «Учите, играя». Оно было организовано в форме мастер класса и практикума. Большой интерес у родителей вызвал мастер класс воспитателя по развитию логического мышления у дошкольников. Мышление и речь тесно связаны между собой, ведь результатом мышления является мысль, выраженая в словах. Познакомились с различными играми по развитию мыслительных процессов, особенно привлекли внимание родителей логические блоки Дьенеша и многообразие развивающих упражнений с ними. В практикуме, проведенном учителем – логопедом, родители расширили свои представления об игре, как средстве обучения грамоте. Весь материал представлен в игровой, занимательной форме.

Заинтересовало родителей коллективное заседание, проведенное в формепедагогического капустника на тему: «Семейный вечер красивой речи». В капустнике подвели итоги работы за прошедший учебный год родители, педагоги. дети. Родителям был предложен опрос с мячом о результатах пребывания детей в нашей логопедической группе, об отношении к работе клуба. Отмечали улучшение качества речи у детей, положительную динамику в развитии мелкой моторики, мыслительных процессов, усидчивости детей. Прозвучали высказывания о повышении педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития, о получении помощи в обучении конкретным приемам логопедической работы с детьми. Получили дипломы самые инициативные семьи. Дети продемонстрировали свои достижения в музыкально-речевой фантазии «Тень, тень, потетень». В театрализации мы услышали в чистоговорках поставленные звуки у детей, увидели артистично переданные образы. В постановке родители были вовлечены в совместную музыкально – ритмическую игру. После аплодисментов артистам учитель – логопед вручила каждому ребенку диплом, выделив успехи в речи каждого индивидуально. Во второй части вечера был предложен мастер класс специалистом по изодеятельности. Родители и дети осваивали нетрадиционную технику рисования, развивая мелкую моторику, соответственно и речь.

Определенная работа проводится по реализации задач второго направления – вовлечение в образовательный процесс. Так в рамках клуба родители с большой активностью приняли участие в конкурсе «Дары осени». Благодаря совместному творчеству родителей и детей были созданы условия для интересного и полезного времяпровождения, развития мелкой моторики у детей, коммуникативных навыков. Все участники конкурса получили дипломы в разных номинациях, а номинации определили сами родители и сотрудники ДОУ путем голосования. Вручение дипломов, впечатления детей стали хорошей мотивацией для дальнейшего активного сотрудничества с ДОУ.

Начали практиковать такую форму, как приглашение родителей для проведения ими непосредственно – образовательной деятельности. Так, работая по лексической теме «продукты питания», предложили принять участие в НОД маме воспитанника. Она провела беседу о полезных и вредных продуктах, загадывала загадки по теме. А затем дети совместно с ней занялись приготовлением печенья. В процессе замешивания теста дети обогатили словарь, называя качества и свойства используемых продуктов, развивали мелкую моторику, работая со скалками и формочками.

Проводя работу в рамках клуба, замечаем, что родители стали активнее проявлять интерес к жизни группы, успехам детей. Примерами могут служить организация экскурсий в пожарную часть по инициативе с помощью одной из семей, в парикмахерскую по приглашению бабушки Ильи, изготовление семьями в ходе проектной деятельности «Защитник Отечества» фотоколлажей, которые вызвали активные обсуждения среди детей, развивая познавательный интерес.

Несмотря на непродолжительное существование клуба, активные родители уже делятся личным опытом в автоматизации звуков.Этому способствовали: коллективное заседание клуба «Развиваем, играя», тематическая выставка литературы «Домашний логопед», акция «Литература на прокат», распространение буклетов «Игротека в кругу семьи», индивидуальные беседы логопеда и воспитателей. Распространить семейный опыт решили оформлением газеты «Дома играем, звуки закрепляем» под рубрикой «Семейный опыт».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что объединение усилий родителей и специалистов ДОУ – это главное в коррекционно-воспитательной работе с детьми с речевыми нарушениями. Подтверждением эффективности взаимодействия с родителями в форме родительского клуба являются доверительные отношения между членами клуба, увеличение количества родителей – активных участников и помощников образовательного процесса, повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, освоение конкретных приемов логопедической работы с детьми, распространение семейного опыта среди членов клуба, конечно. положительная динамика в устранении дефектов речи детей.

«Модель семейного клуба-как эффективная форма социального партнёрства в инклюзивном образовании ДОУ» Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен,.

Семейный клуб в ДОУ, как форма взаимодействия с родителями Семейный клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями» (Из опыта работы МКДОУ №4 с. Эльхотово Кировского района) Подготовила Арчегова.

Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Выступление на тему: «Метод проектов как эффективная форма работы по экологическому воспитанию” В современных условиях, когда происходит.

Читайте также:  Конспект НОД с использованием логопедической ритмики для детей 5-7 лет с ТНР

Детско-родительский клуб как эффективная форма организации взаимодействия ДОУ и семьи С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменилась роль и место родителей в.

Квест-эффективная форма взаимодействия с родителями Квест –эффективная форма взаимодействия с родителями. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей остается актуальной. И семья,.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Родительский клуб «Калейдоскоп» как форма взаимодействия с родителями ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ «КАЛЕЙДОСКОП» 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение о родительском клубе (далее – Положение) регулирует.

Родительский университет в ДОО, как активная форма взаимодействия с родителями «Родительский университет как активная форма взаимодействия с родителями» Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды.

Семейный клуб как эффективная форма работы с родителями в детском саду Многие родители испытывают затруднения в воспитании ребенка, не знают возрастных особенностей, недостаточно уделяют время ребенку. Поэтому.

Совместные спортивные досуги и праздники в ДОУ как эффективная форма пропаганды здоровой и крепкой семьи Совместные спортивные досуги и праздники в ДОУ, как эффективная форма пропаганды здоровой и крепкой семьи Лозунг «Здоровая семья – здоровый.

Сотрудничество логопеда с родителями детей раннего возраста

Работа логопеда с родителями неговорящих детей предусматривает проведение специалистом:

– Изготовление ширм и папок-передвижек;

Просмотр содержимого документа
«Сотрудничество логопеда с родителями детей раннего возраста»

Сотрудничество логопеда с родителями детей раннего возраста Учитель-логопед:Останкова Елена Ивановна МБДОУ №1 «Русалочка» п.Гигант

Что предусматривает работа логопеда с родителями детей раннего возраста:

Предусматривает проведение специалистом логопедом:

  • Родительских собраний;
  • Подгрупповых консультаций-практикумов;
  • Индивидуального консультирования;

– Изготовление ширм и папок-передвижек;

Работа с родителями неговорящих детей

  • Родители таких детей по-разному относятся к такой ситуации:
  • 1 вариант: не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: он все понимает, только ленится, или он весь в папу(тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил, или с мальчиками всегда так.
  • 2 вариант: родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит.

Что можно посоветовать родителям:

  • В первом варианте: действительно многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть
  • Второй вариант : таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен облегчить ему задачу ( например использовать в речи звукоподражания, лепетные слова)

Рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить:

  • Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  • Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку, где ножка?». Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

  • Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина-би-би, кукля-ля-ля.
  • Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  • Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки – ку-ку, паравозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: ух ты, ой, ах, ух.

  • Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности. « изображайте стихи» ( пример : мишка косолапый по лесу идет, ребенок показывает мишку)
  • Не перегружайте ребенка телевизионной, видео и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  • Не говорите при ребенке о его отставании.
  • Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

Используемые ресурсы :

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме: «Овощи».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия для коррекции лексико-грамматического строя речи детей на материале лексической темы: “Овощи”.

Скачать:

ВложениеРазмер
ovoshchi_konspekt.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

в подготовительной группе для детей с ОНР

Цель: Развивать лексико- грамматический строй речи. Закрепить знания детей об овощах.

Актуализация и обогащение словаря по теме «Овощи».

Закреплять образование существительных мн. ч. именительного и родительного падежа, образование сущ. с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Учить образовывать относительные прилагательные, изменять глаголы по лицам, употреблять существительные в различных падежных формах.

Развитие зрительного и слухового внимания, развитие мелкой и общей моторики, развитие мышления и воображения.

Формировать познавательный интерес; развивать активность и самостоятельность.

Оборудование: овощи, муляжи овощей, картинки с изображением овощей, картинка «Зайчиха с зайчатами», игрушка Незнайка, картина « Огород», корзинки, мячик.

Игра «Подскажи словечко»

– Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто. Летом выросла. (капуста) .

Собираем мы в лукошко очень крупную. (картошку) .

От дождя земля намокла — вылезай, толстушка. (свекла) .

Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную. (морковку) .

Надо поклониться низко, чтобы вытащить. (редиску) .

Помогает деду внук — собирает с грядок. (лук) .

Вот зеленый толстячок — крупный, гладкий. (кабачок) .

И красавец-великан темно-синий. (баклажан) .

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

– Догадайтесь, чем мы с вами сегодня будем говорить ?

  • Об овощах
  • А где растут овощи?
  • Овощи растут в огороде на грядках.

Некоторые овощи вырастают в земле, и такие корнеплоды называют корешки. А некоторые овощи вырастают над землёй – это вершки.

Я буду называть овощи, а вы должны вспомнить, как они растут, что люди едят – вершки или корешки. И в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх.

. Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое.

Морковь (корешки), помидор (вершки), лук (вершки и корешки)

Картофель (корешки), огурец (вершки).

« Чего много в огороде?» (образование существительных множественного числа):
Огурец – много огурцов
(горох, помидор, морковь, картошка, редиска, баклажан, перец, лук, чеснок, тыква, редька, кабачок)

«Сосчитай» (согласование числительных в роде, числе и падеже):
Одна морковка , две морковки , пять морковок .
(огурец, помидор, тыква, картошка, перец, редиска, чеснок,
луковица, свекла, кабачок, баклажан).

Игра: «Угостим зайца и зайчонка»

Давайте превратимся в з айцев: «Я буду зайчихой, а вы зайчатами. Я буду называть большой овощ, а вы- маленький»: «морковь – морковочка, лук – лучок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик, укроп – укропчик, картошка – картошечка, перец – перчик, чеснок – чесночок, горох – горошек, репа – репка.

Затем: «Будем с зайцами играть – овощами угощать: зайца – морковью, зайчонка – морковкой, зайца – луком, зайчонка – лучком и т.д.»

Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
(Приседания, наклоны, имитация движений)

Игра «Соберем урожай» глаголы по лицам. Я ты он она они мы вы.

Покажем Чиполлино, как мы собираем урожай. Будем пользоваться словами: я, ты, он, она, они, мы, вы.

На игровом поле – картинки в виде силуэтов овощей. Каждый ребёнок берёт картинку и комментирует:

  • Я срезаю капусту. Кабачок . Он срезает капусту Она.

– Я срываю огурцы.помидоры. горох
– Я копаю картошку
– Я выдергиваю редиску. Морковь. свеклу

Игра: «С чем корзинка?» (образование существительных во множественном числе творительного падежа):

Корзинка с помидорами..( огурцы, перцы, баклажаны, бобы, кабачки. )

Игра «Приготовим сок»:

Из моркови – морковный

Из картофеля – картофельный

Из капусты – капустный

Из свеклы – свекольный

Из тыквы – тыквенный и т. д.

А теперь приготовим икру:

Игра «Подбери слово»

Раз, два, три, четыре, пять – снова будем мы играть.

Надо ответить на вопрос.

(Зелёный, овальный, твердый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный).

(Красный, круглый, кислый, кисло-сладкий, мягкий, сочный, гладкий, спелый, зрелый, неспелый, красивый) .

Поможем Незнайке закончить предложения :

Помидор круглый, а морковка…
Редиска мелкая, а редька…
Огурец овальный, а тыква…
Лук горький, а морковка…
Помидор кислый, а чеснок…
Огурец зелёный, а свёкла…
Морковка в земле, а помидор…

Подведение итогов занятия:

Где мы побывали? Что мы узнали?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового логопедического занятия в группе для детей 7го года жизни с ОНР “Школа гномов”.

Конспект разработан в рамках тематической декады “Моя семья” в соответствии с этапом работы над речью (этап вопросно- ответной речи).

Перессказ рассказа Л.Толстого ” Косточка”.

Цели:Коррекционно-образовательные:1. Закрепить понятие «гласные звуки», характеристику, обозначение; правильное произношение и различение гласных звуков «А», «У», «И», «О»;2. Продолжить ра.

Цель:- Артикуляционная гимнастика (комплекс упражнений на развитие подвижности губ и языка).- Пополнение словарного запаса по теме: «Овощи».- Научиться применять глаголы в зависимости от названи.

Занятие на закрепление правильного произношения звука Ш в слогах, словах, предложении.

Конспект занятия направленный на расширение, уточнение и активизацию словаря детей на материале лексической темы: “Овощи. Огород”. Расширение представлений о важности труда взрослых. Развити.

Ссылка на основную публикацию