Словарь по лексическим темам с упражнениями

ККартотека. Словарь к лексическим темам в старшей логопедической группе

Картотека. Словарь к лексическим темам в старшей логопедической группе

Просмотр содержимого документа
«ККартотека. Словарь к лексическим темам в старшей логопедической группе»

Картотека Словарь к лексическим темам в стршей логопедической группе

Логопед Лобова Т. В.

1.”Детский сад”
Словарь:
Существительные: (Детский ) сад , группа, спальня, раздевалка, кабинет, прачечная, кухня, кабинет, зал, директор, логопед, воспитатель, помощник воспитателя, учитель казахского языка, музработник, инструктор физкультуры, повар, прачка, медсестра, водитель, сторож.

Прилагательные: детский, логопедический, медицинский, директора, методический (кабинет),

Глаголы: учиться, рисовать, лепить, рассказывать, считать, ставить уколы, давать витамины, готовить (блюда), стирать, вешать, гладить, сторожить, возить, мыть,

2.”Игрушки“.
Существительные: игрушки, мяч, машинка, кубики, кукла, пирамидка, машинка, конструктор.

Прилагательные: деревянный, пластмассовый, мягкий, стеклянный, бумажный, железный, металлический, резиновый.
Глагол: катать, возить, кормить, строить, мыть, убирать, укладывать, собирать.

3.”Овощи”.
Существительные: помидор, огурец, лук, морковь, капуста, овощ.

Прилагательные: красный, желтый, зелёный, твёрдый, мягкий, большой, маленький, сладкий, горький, круглый, овальный.
Глаголы:
висеть, зреть, собирать, выкапывать, срывать.

Существительные: Сад, яблоко, груша, слива, персик, абрикос, виноград, плод.
прилагательные: спелый, зрелый, сочный, душистый, аппетитный, гладкий, красный, оранжевый,, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый.

Глаголы: Висеть, зреть, собирать, выкапывать, срывать.

Существительные: Слякоть, туман, листопад, заморозок, изморозь, осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц.

Прилагательные: Ранний, поздний, прекрасный, богатый, грустный, алый, золотой, багряный.
Глаголы: Падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, убирать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть.

6. “Деревья и кустарники”.
Словарь:

Существительные: дерево, куст, клён, берёза, рябина, ель, сосна, осина, дуб, сирень, шиповник, боярышник, ствол, ветка, корень, лист, плод, шишка, серёжка, крылатка, иголка, шипы.
Прилагательные: высокий, низкий, толстый, тонкий, желтый, красный.
Глаголы: висеть, падать, кружиться, лежать, сохнуть, шуршать, желтеют, краснеют.

7. “Моя семья”.

Существительные: семья, родственники, сын, дочь, внук, внучка, тетя, дядя.

Прилагательные: старый, молодой, глупый, умный, высокий, низкий, полный, худой, веселый, грустный, родной.

Глагол: заботиться, уважать, трудиться.

Наречия: весело, громко, тихо, грустно, быстро, медленно.

8. “Я человек. Части тела. Предметы человека”.
Словарь:
сущ-ые: Лицо, лоб, брови, веки, ресницы, щёки, подбородок, шея, уши, голова, ладонь, кисть, пальцы, мизинец, части тела, голова, шея, туловище, рука, нога, палец, глаз, рот, нос, ухо, губа, волосы, ребёнок предметы туалета: расчёска, платок, (зубная) щётка,

Прилагательные: Большой, указательный, средний, безымянный, правый, левый, карий, голубой, серый, зелёный, высокий, низкий, длинный, короткий, зубная, носовой, полотенце, мочалка, мыло. Глаголы: щурить, хмуриться, моргать, кусать, улыбаться, смеяться, сердиться, идти, бежать, прыгать, лежать. расчёсывать, вытирать, мыть.

Наречия: вверх, вниз, влево, вправо.

Существительные: адрес, кухня, гостиная, прихожая, детская, спальня, кабинет, ванная, этаж, подъезд, лестница, каменщик, крановщик, штукатур, маляр, плотник, кровельщик, топор, рубанок, пила, молоток, мастерок, кисть, лопата, плита, кирпич, (подъемный) кран, раствор, гвоздь.

Прилагательные: нужный, полезный, трудный, подъемный (кран), уютный, теплый, многоэтажный, высокий, низкий.

Глагол: строить, штукатурить, красить, делать, крыть, пилить, забивать.

Наречия: старательно, слаженно, умело, быстро, дружно

10. ” Мебель, электроприборы”.

Словарь:
Существительные: Мебель, кресло, диван, кровать, шкаф, сервант, буфет, стенка, стул, тумба, ножка, дверца, полка, спинка, подлокотник, сиденье; электроприборы, холодильник, пылесос, утюг, миксер, плойка, микроволновая печь, электроплита.

Прилагательные: дубовый, берёзовый, ореховый, сосновый, мягкий, зеркальный, кожаный, полированный, железный, пластмассовый, электрический, металлический.

Глагол: ставить, класть, сидеть, спать, лежать, отдыхать, пылесосить, морозить, взбивать, утюжить, гладить, печь, греть.

11. ” Посуда”
Словарь:

Существительные: Посуда, поднос, чайник, чашка, блюдце, стакан, кофейник, сахарница, конфетница, молочник, маслёнка, солонка, супница, тарелка, салфетница, ложка, вилка, нож, поварёшка, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг; стенка, донышко, крышка, ручка, носик, чайник, кастрюля, чашка, тарелка, ложка.
Прилагательные:
Стеклянный, фарфоровый, металлический, чугунный, эмалированный, чайный, столовый, кухонный.
Глаголы: Мыть, чистить, вытирать.

12. “Продукты питания”.

Молоко, сыр, масло, мясо, колбаса, яйца, рыба, хлеб, сахар.

Прилагательные: Сладкий, белый, жёлтый.

Глаголы: Лить, резать, варить, жарить

13. “Мой Казахстан”

Существительные: государство Казахстан, герб, флаг, гимн, Астана, столица, Алматы (старая столица), город, Костанй, проспект, улица, памятник, школа, больница, завод, фабрика, библиотека, река, Тобол.
Прилагательные: Красивый, родной, красивый.
Глаголы: стоять, течь, раскинуться.

14. “Домашние животные”.

Словарь:
Существительные: корова, лошадь, кошка, собака, телёнок, жеребёнок, котёнок, щенок, копыта, грива, шерсть, морда, когти, рога, хвост, животное.

Прилагательные: Тёплый, толстый, густой.

Глаголы: Кормить, поить, чистить, ухаживать

15. “Домашние птицы” Словарь:
Существительные: петух, курица, цыплята, гусь, гусыня, гусята, утка, утят, индюк, индюшка, индюшата.

Глагол: плавать, клевать, крякать, кукарекать, гоготать.

16. ” Праздник ёлки””.

Словарь:
существительные: Медведь, лиса, ёж, заяц, белка, волк, животное, когти, иголки, шерсть

Прилагательные: Дикие, острые, колючие, мягкая, серый, пушистый, коричневый, белый, рыжий.

Глаголы: Строить, искать, запасаться, идёт, бежит, скачет, прыгает.

Наречия: морозно, снежно.

Словарь:
Существительные: Мороз, метель, снегопад, сугроб, снег

Прилагательные: Белый, пушистый, холодный, снежный.

Глаголы: Падать, кружиться, идёт, метёт, дует.


18. ” Дикие животные”.

Словарь:
Существительные: Медведь, лиса, ёж, заяц, белка, волк, животное, когти, иголки, шерсть

Прилагательные: Дикие, острые, колючие, мягкая, серый, пушистый, коричневый, белый, рыжий.

Глаголы: строить, искать, запасаться, идёт, бежит, скачет, прыгает.

19. “Дикие птицы”.

Словарь:
Сущ-ые: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица, птица, голова, клюв, нога, крыло, хвост.

Прилагательные: Белый, чёрный, красный, жёлтый, зелёный, коричневый. длинный, короткий, толстый, тонкий, маленький, большой.

Глаголы: Летать, ходить, прыгать, клевать, сидеть.

20. “Транспорт”.

Машина, грузовик, автобус, поезд, самолёт, корабль, лодка, велосипед, транспорт.

Прилагательные: Грузовой, пассажирский, удобный, быстрый.

Глаголы:перевозить, грузить, ехать,, лететь, плыть.

21. “Мой друг светофор”.

Словарь:
Существительные: Светофор, переход, дорожка, знак.

Прилагательные: Красный, жёлтый, зелёный, пешеходный.

Глаголы: Идти, смотреть, стоять.

22. “Одежда, головные уборы”.

Словарь:
Существитьные: платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, шуба, куртка, одежа, рукав, карман, воротник, пуговица, замок.

Прилагательные: красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый, большой, маленький, длинный, короткий.

Глаголы: надевать, снимать, чистить, стирать, сушить, застегнуть, расстегнуть.

Словарь:
Существителные: тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки, обувь, нос, каблук, застёжка, шнурки.

Прилагательные: Красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, удобный, мягкий, твёрдый,

Глаголы: надевать, снимать, чистить, мыть, вытирать

24. “Все работы хороши”.

Словарь:
Существительные:Продавец, почтальон, врач, шофёр, лётчик, машинист.

Прилагательные:Внимательный, смелый, сильный.

Глаголы: Продавать, лечить, водить, управлять.

25. “Мама –любимое слово на свете”.

Глаголы: дарить, поздравлять, заботиться.

Словарь:
сущ-ые: крокодил, слон, жираф, бегемот, лев, тигр, носорог, обезьяна, кенгуру, слонёнок, львёнок, тигрёнок, животное, детёныш, пища, растение.

Прилагательные: Хищный, толстый, опасный.

Глаголы: лежать, плыть, нападатть, доставать, глотать, носить, жевать, ухаживать, кормить, оберегать.

27. “Наурыз. Весна”.

Словарь:
Существительные: Наурыз, (Новый) год, март, весна,праздник,оттепель,проталинка, сосулька, лёд.

Прилагательные: Новый, радостный, весёлый, синий, голубой, прозрачный.

Глаголы:Встречать, таять, светить, греть, капать.

Словарь:
Существительные: портниха (швея), приёмщица, закройщица, ткань, мел, иголка, нитки, (швейная) машинка, стол, линейки, выкройки, заказ.

Прилагательные: толстый, тонкий, острый, вежливый, внимательный, необходимый.

Глаголы: заказывать, принимать, кроить, чертить, резать, шить.

Существительные: почта, почтальон, телеграмма, бандероль, марка конверт, квитанция, адрес.

Прилагательные: быстрый, внимательный, вежливый.

Глаголы: Отправлять, доставлять, писать, платить, разносить.

30. “Насекомые”.

Словарь:
Существительные: Насекомые, бабочка, жук, комар, пчела, муравей, оса, коровка, кокон, гусеница, муха, шмель.

Прилагательные:Красный, чёрный, жёлтый, белый, маленький, вредный, полезный, майский.

Глаголы: Вредить, уничтожать, точить, грызть, помогать, лежать, ползать.

31. “От зёрнышка до булочки”.

Словарь:
Существительные: Хлеб, пшеница, колос, зерно, комбайн, комбайнёр, машина, шофёр.

Прилагательные: Вкусный, трудный.

Глаголы: Растить, ухаживать, убирать, убирать, молотить

Словарь:
Существительные: Цветы, колокольчик, ромашка, мак, василёк, лютик, клевер, купальница, незабудка, охрана, природа.

Прилагательные: Красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий.

Глаголы:Рвать, уничтожать, охранять, нюхать, рисовать.

33. “Уголок природы в детском саду”.

Существительные: растение, кактус, розан, толстянка, сенполия, бегония, подкормка, черенкование, рыхление, полив, пересадка; аквариум, (золотая) рыбка, меченосец, гуппи, скалярия.

Прилагательные: зелёный, сочный, гладкий, блестящий, опущенный, колючий, рыхлый, влажный, тёплый; прозрачный, юркий, золотистый.

Глаголы: ухаживать, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, черенковать; плавать, охотиться, притаиться, размножаться, питаться.

34. “Водный мир”.

Словарь:
Существительные: аквариум, река, озеро, пруд, рыба, малёк, икра, охота, хищник; (золтая) рыбка, меченосец, гуппи, скалярия, щука, сом, окунь, лещ, карась.

Прилагательные: прозрачный, юркий, хищный, длинный, зубастый, усатый, полосатый, широкий, золотисый,подводный, хищный, опасный.

Глаголы: плавать, охотится, притаиться, размножаться, питаться.

Словарь:
Существительные: Мухомор, подосиновик,, боровик, лисичка, шляпка, ножка.

Прилагательные: Белый, красный, жёлтый, зелёный, синий, голубой, старый, молодой, высокий, низкий.

Глаголы:Растёт, прятаться, искать, находить.

36. Лето.
Словарь:
Существительные: Лето, отдых, жара, солнцепёк, загар, пляж, купание, отдых.
Прилагательные: жаркий, прохладный, холодный, тёплый, дождливый, солнечный, радостный.
Глаголы: Отдыхать, загорать, купаться, играть, кататься, ходить, ездить, лежать.

Лексический словарь по темам средней логопедической группы

Лексический словарь, учитывая программу «Детство», и коррекционные программы Филичевой, Чиркиной.

Третья неделя: Детский сад. Профессии в детском саду.

СУЩ.: воспитатель, логопед, повар, прачка, медсестра, завхоз, заведующая, игрушки, мебель, посуда, мяч, кукла, машинка, мишка, спальня, комната (групповая, туалетная), раздевалка.

ПРИЛ-ЫЕ: нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый.

ГЛ-ЛЫ: воспитывать, управлять, учить, лечить, готовить, стирать, выдавать.

Наречия: старательно, слаженно, умело, бережно.

Четвёртая неделя: Осень. Изменения в природе.

СУЩ: осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, одежда (осенняя), зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, урожай, фрукты, овощи.

ПРИЛ-ЫЕ: жёлтый, красный, сухой, мелкий, холодный, мокрый, хмурый, осенний, косой, унылый, пасмурный, перелётные, золотая (осень), серые (дни), промозглый, проливной, моросящий.

ГЛ-ЛЫ: желтеть, увядать, опадать, засыпать, замерзать, собирать, улетать, лить, дуть, наступать, вянуть, моросить, срывать (листья), пожухнуть, расписать, хмуриться, облетать, накрапывать.

НАРЕЧИЯ: мокро, сыро, ненастно, пасмурно.

Первая неделя: Овощи. Огород.

СУЩ: морковь, редис, капуста, свекла, помидор, лук, бобы, горох. огурец, укроп, петрушка, репа, кабачок, тыква, перец, кочан, картофель, чеснок, ботва, стручок, урожай, огород, грядки.

ПРИЛ-ЫЕ: зелёный, красный, жёлтый, синий, рыжий, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, крупный, большой, маленький, хрустящий, овощной, зрелый, кислый, длинный, овальный.

ГЛ-ЛЫ: расти, поливать, копать, выкапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять, срывать, собирать, срезать, вырезать.

Вторая неделя: Сад. Фрукты.

СУЩ: апельсин, ананас, банан, груша, вишня, черешня, лимон, слива, яблоко, яблоня, мандарины, фрукты, персик, косточка, кожура, сок, варенье, компот, кисель, повидло, сады.

ПРИЛ-ЫЕ: красивый, сочный, вкусный, сахарный, нежный, ароматный, румяное (яблоко), лимонный, вишнёвый, малиновый, абрикосовое, яблочное, персиковое.

ГЛ-ЛЫ: расти, цвести, зреть, плодоносить, наливаться, зацветать, вырасти, созреть, дозреть, собирать, варить, готовить.

Третья неделя: Лес, грибы.

СУЩ: листья, деревья, лес, берёза, дуб, осина, рябина, липа, тополь, клён, ель, сосна, боровик, подосиновик, подберёзовик, мухомор, маслёнок, сыроежка, гриб, ножка, шляпка, поляна, мох, пень, корзина, поганка, грибник, лукошко, малина, черника, брусника, клюква, земляника, компот, варенье, рябина, костяника, сироп.

ПРИЛ-ЫЕ: красивый, осенний, шуршащие, жёлтый, красный, золотой, белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, червивый,

ГЛ-ЛЫ: осыпаются, кружатся, зеленеют (ёлки), облетать, срывать, квасить, сушить.

НАРЕЧИЯ: далеко, близко, рядом.

Четвёртая неделя: Дикие животные осенью.

СУЩ: волк, заяц, ёж, медведь, лось, лиса, кабан, хвост, рога, лапы, копыта, белка, олень, барсук, клыки, плутовка.

ПРИЛ-ЫЕ: колючий, рыжая, серый, злой, пушистый, хитрая, бурый, трусливый, полосатый, косолапый, длинноухий.

ГЛ-ЛЫ: ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить, загонять, нагонять, подстерегать, мышковать.

Пятая неделя: Домашние животные осенью.

СУЩ : кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кот, пёс, бык, козёл, конь, кабан, баран, табун, стадо, отара, свора.

ПРИЛ-ЫЕ: пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, копытные, молочные, мясные, бодливые.

ГЛ-ЛЫ: мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять, ласкаться, кусаться, пастись, облизывать.

Первая неделя: Игрушки.

СУЩ: игрушка, мяч, машина, кубики, кукла, мишка, пирамидка, конструктор, мозаика, матрёшка, барабан, самолёт, ёжик, юла

ПРИЛ-ЫЕ: резиновые, лёгкие, тяжёлые, стеклянные, фарфоровые, металлическая, пластмассовые, деревянные, большие, маленькие.

ГЛ-ЛЫ: играть, пить, есть, готовить, резать, убирать, строить, наряжать, складывать.

Вторая неделя: Одежда, обувь, головные уборы.

СУЩ: обувь, одежда, тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапоги, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, перчатки, юбка, майка, футболка, колготки, гольфы, пальто, куртка, фартук, носки, сарафан, пояс, ремень, костюм, рукав, воротник, пуговицы, петелька, застёжка, молния, резинка.

ПРИЛ-ЫЕ: большой, маленький, красивая, удобная, детская, взрослая, зимняя, летняя, осенняя, весенняя, короткий, длинный, шерстяная, вязаная, ситцевая, шёлковая, меховая, кожаная, резиновые, новая, старая, чистая, тёплая, разноцветная.

ГЛ-ЛЫ: шить, зашивать, надевать, снимать, вешать, продавать, покупать, выбирать, складывать, носить, развязывать, завязывать, расстёгивать, застёгивать, расшнуровывать, зашнуровывать, раздевать, одевать.

НАРЕЧИЯ: быстро, медленно, красиво, нарядно, чисто, удобно, аккуратно.

Третья неделя: Квартира. Мебель.

СУЩ: мебель, комната, шкаф, стул, стол, кровать, диван, кресло, сервант, спинка, сиденье, гостиная, спальня, кухня, ножка, табурет, вешалка.

ПРИЛ-ЫЕ: высокая, большая, маленький, круглый, длинный, красивый, гладкий, блестящий, удобная, деревянная, кожаная, светлая, пластмассовая, плетёная, железная, мягкая, твёрдая, кухонная, модная, комнатная.

ГЛ-ЛЫ: делать, продавать, закупать, ставить, расставлять, вносить, выносить, передвигать, сидеть, спать, лежать, убирать, вытирать, беречь, мечтать, отдыхать, играть, храниться, висят, стоит.

Четвёртая неделя: Посуда. Кухня.

СУЩ: кухня, тарелка. чашка, блюдце, сервиз, вилка, ложка, нож, чайник, поварёшка, кастрюля, сковорода, плита, пар, вкус, запах, аромат.

ПРИЛ-ЫЕ: кухонный, столовый, глубокий, мелкий, чайный, глубокий, прозрачная.

ГЛ-ЛЫ: накрывать, готовить, мыть, жарить, варить, тушить, кипятить, греть, взбивать, печь, подогревать.

Первая неделя: Зима.

СУЩ.: снег, лёд, холод, забавы, мороз, метель, снегопад, сугроб, ветер, снежинка, льдинка, шуба, пальто, варежки, сапоги, валенки, шапка, вьюга, узор, иней, позёмка, декабрь, январь, февраль.

ПРИЛ-ЫЕ: ледовый, белый, лёгкий, пушистый, холодный, зимний, морозный, искристый, жёсткий, прозрачный, трескучий, суровый.

ГЛ-ЛЫ: идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать, виться, кружиться, леденеть.

Вторая неделя: Зимующие птицы.

СУЩ.: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица, голубь, сова, дятел, тетерев, глухарь, рябчик, кормушка, крылья, хвост, лапы, клюв.

ПРИЛ-ЫЕ: красногрудый, перелётные, маленький, зимующие, чудные, черноголовый.

ГЛ-ЛЫ: летать, искать, кормиться, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться, прилетают, перезимовать.

Третья неделя: Моя семья.

СУЩ: мама, папа, дочь, сын, тётя, дядя, дедушка, бабушка, семья, родственники, внук, внучка, брат, сестра, сирота.

ПРИЛ-ЫЕ: родные, заботливая, взрослые, маленький, ласковая, добрая, трудолюбивая, строгая, вежливая, послушная.

ГЛ-ЛЫ: заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, работать, ухаживать, растить.

Четвёртая неделя: Новогодний праздник. Зимние забавы.

СУЩ: карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка, лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, ёлка, праздник, лопата, хоккей, ворота, вратарь, гол, клюшка, шайба, костюм, Дедушка Мороз, сугроб, палки

ПРИЛ-ЫЕ: лыжный, быстрый, острый, зимний, скользкий, искристый, липкий, новогодний, нарядная, пушистая.

ГЛ-ЛЫ: ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, уставать, отталкиваться, украшать, танцевать, праздновать, катать, сгребать, рубить, приземляться, скрипеть, хрустеть.

Третья неделя: Домашние птицы.

СУЩ.: петух, курица, цыплята, гусь, гусыня, гусята, утка, утята, индюк, наседка, выводок, хохлатка.

Читайте также:  Звуки (Л) - (Л’) - конспект занятия

ПРИЛ-ЫЕ: быстроногий, ловкий, неуклюжий, шустрый, игривый.

ГЛ-ЛЫ: выводить, высиживать, пасти, плавать, кормиться, визжать, разводить, нахохлиться.

Четвёртая неделя: Домашние животные и их детёныши :

СУЩ.: кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кот, пёс, бык, козёл, конь, кабан, баран, табун, стадо, отара, свора, котята, щенки, телята, жеребята, ягнята, поросята, крольчата, кролик, квочка.

ПРИЛ-ЫЕ: пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, копытные, молочные, мясные, бодливые, быстроногий, ловкий, шустрый, вороной, игривый, заботливый.

ГЛ-ЛЫ: мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять, ласкаться, кусаться, пастись, облизывать, резвиться, играть, доить, разводить, подковать, объездить.

Пятая неделя: Дикие животные и их детёныши.

СУЩ.: волк, заяц, ёж, медведь, лось, лиса, кабан, хвост, рога, лапы, копыта, белка, олень, плутовка, волчонок, волчата, зайчонок, зайчата, ежонок, ежата, медвежонок, медвежата, лосята, лосёнок, лисята, лисёнок.

ПРИЛ-ЫЕ: колючий, рыжая, серый, злой, пушистый, хитрая, бурый, трусливый, полосатый, косолапый, длинноухий.

ГЛ-ЛЫ: скачут, ходят, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить, загонять, нагонять, подстерегать, мышковать.

Первая неделя: Профессия – Продавец.

СУЩ: покупатель, продавец, продукты, товар, весы, касса, витрина, магазин, профессия.

ПРИЛ-ЫЕ: вежливый, трудолюбивый, внимательный, добрый, аккуратный.

ГЛ-ЛЫ: продаёт, торгует, предлагает, раскладывает, принимает.

Вторая неделя: Профессия – почтальон.

СУЩ.: сумка, почта, почтальон, газеты, журналы, письма, посылка.

ПРИЛ-ЫЕ: заботливый, добрый, внимательный, торопливый.

ГЛ-ЛЫ: принимает, рискует, разносит, ходит.

Третья неделя: Транспорт. Профессии на транспорте. Правила дорожного движения.

СУЩ: колесо, руль, дверца, стекло, дорога, пешеход, переход, улица, фара, светофор, кабина, поворот, двигатель, авария, тормоз, кузов, сирена, салон, тротуар, кювет, перекрёсток, топливо, бензин.

ПРИЛ-ЫЕ: скорая, пожарная, милицейская, ветровое, аварийная.

ГЛ-ЛЫ: подходить, останавливаться, пропускать, перебегать.

Четвёртая неделя: Наш город. Моя улица.

СУЩ: город, адрес, улица, переулок, площадь, река, парк, театр, колонна, балкон, магазин, витрина, библиотека, памятник, киоск, газон, купол, подъезд, вокзал, фонтан, сад, стадион, шоссе, тротуар, благоустройство, район, церковь, музей, аллея.

ПРИЛ-ЫЕ: городской, сельский, широкий, просторный, прямой, узкий, многоэтажный, старый, тихий, шумный, зелёный, каменный, культурный, жилой, прекрасный, цветущий, нарядный.

ГЛ-ЛЫ: жить, строить, перестраивать, переезжать, ездить, смотреть, расти, хорошеть, расширяться, благоустраивать, стоять, вырасти, расцвести.

Пятая неделя: Защитники Отечества.

СУЩ: победа, Родина, медали, герои, поступки, границы, защитники, враг, армия, пилот, танкист, парашютист, пограничники, артиллеристы, капитан, моряк, ракетчик.

ПРИЛ-ЫЕ: родные, смелые, ловкие, героические, победные, мирные, трудные.

ГЛ-ЛЫ: защищают, совершают, летают, охраняют.

Первая неделя: Мамин праздник. Профессии наших мам.

СУЩ: подарок, цветы, мама, сестра, воспитатель, врач, продавец, учитель, сюрприз, комплимент, забота, хозяюшка.

ГЛ-ЛЫ: заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, работать, ухаживать, растить, воспитывать, слушаться, радовать, защищать, дарить.

ПРИЛ-ЫЕ: родная, любимая, взрослая, добрая, трудолюбивая, строгая, вежливая, заботливая, ласковая, красивая, старшая, младшая.

Вторая неделя: Весна. Первая весенние цветы.

СУЩ: весна, дни недели, время суток, сосулька, оттепель, проталина, подснежники.

ПРИЛ-ЫЕ: весенний, солнечный, тёплый, прохладный, суровый, яркий, рыхлый.

ГЛ-ЛЫ: греть, мёрзнуть, висеть, расти, щебетать, чирикать, пригревать, замерзать, оттаять, наступать, сверкать, звенеть.

НАРЕЧИЯ: тепло, сыро, холодно, грязно, светло, ярко, звонко.

Третья неделя: Цветущие комнатные растения.

СУЩ.: толстянка, розан, герань, кактус, фиалка, корень, стебель, ствол, листья, цветок.

ПРИЛ-ЫЕ: большой, маленький, цветущий, колючий, красивый.

ГЛ-ЛЫ: расти, выращивать, ухаживать, поливать, рыхлить, радовать.

Четвёртая неделя: Наша безопасность.

СУЩ: утюг, холодильник, пылесос, мясорубка, часы, телевизор, плита, чайник, спички, игла, молоток, гвозди, нож.

ПРИЛ-ЫЕ: лёгкая, стиральная, швейная, горячий, опасные.

ГЛ-ЛЫ: облегчать, ускорять, складывать, стирать, варить, жарить, находиться.

Первая неделя: Дикие животные весной.

СУЩ: волк, заяц, ёж, медведь, лось, лиса, кабан, хвост, рога, лапы, копыта, весна, животные, белка, олень, барсук, клыки, плутовка, норка, дупло, берлога, нора, логово, шерсть.

ПРИЛ-ЫЕ: колючий, рыжая, серый, злой, пушистый, хитрая, бурый, трусливый, косолапый, длинноухий, весенний.

ГЛ-ЛЫ: ходить, рычать, прыгать, красться, бродить, загонять, подстерегать, запасать, рыть, строить, залегать, просыпаться, пробуждаться, впадать, ловить, охотиться, грызть, гнать, догонять, сосать.

Вторая неделя: Домашние животные весной.

СУЩ: кошка, кот, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, бык, козёл, конь, кабан, баран, табун, стадо, отара, свора, котята, щенки, телята, жеребята, ягнята, поросята, кролик, крольчата, бурёнка.

ПРИЛ-ЫЕ: быстроногий, ловкий, неуклюжий, шустрый, игривый, заботливый, пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, копытные, молочные, мясные, бодливые.

ГЛ-ЛЫ: мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять, ласкаться, кусаться, пастись, облизывать, разводить, резвиться, играть, пасти, визжать, доить, подковать, объездить.

Третья неделя: Перелётные птицы весной.

СУЩ: ласточка, соловей, дрозд, грач, скворец, журавль, жаворонок, стриж, цапля, яйцо, гнездо, скворечник, весна, корм, кукушка, стая.

ПРИЛ-ЫЕ: перелётные, быстрый, голосистый, трудолюбивый, весёлый, звонкий, проворный, дружный, заботливый, задорный, весенняя, солнечная, тёплая.

ГЛ-ЛЫ: вить, летать, виться, порхать, парить, нестись, откладывать, зимовать, выводить, курлыкать, щебетать, куковать, чирикать, щёлкать, звенеть.

Четвёртая неделя: Насекомые.

СУЩ: жук, стрекоза, муравей, комар, оса, пчела, паук, муха, гусеница, яйцо, муравейник, улей, кора, щелка, паутина, кокон, насекомые, бабочка, кузнечик, шмель, коровка (божья).

ПРИЛ-ЫЕ: трудолюбивый, красивая, дружные, большие, маленький.

ГЛ-ЛЫ: порхать, нестись, откладывать, вить, летать, ползать, бегать, кусать, жалить.

Пятая неделя: Аквариумные рыбки.

СУЩ: аквариум, водоросли, улитка, мальки, гуппи.

ПРИЛ-ЫЕ: круглый, квадратный, большой, маленький, красивый, светлый.

ГЛ-ЛЫ: ловить, ухаживать, растить, смотреть, кормить, чистить.

Первая неделя: День Победы.

СУЩ.: Родина, победа, медали, герои, поступки, родные, границы, защитники, враг, армия.

ПРИЛ-ЫЕ: родные, героические, победные.

ГЛ-ЛЫ: защищали, охраняли, умирали.

Вторая неделя: Скоро лето. Цветы на лугу.

СУЩ: лето, цветы, луг, дождь, птицы, грибы, ромашка, василёк, травка, лес, грибы, ягоды, бабочки, жуки, речка, одуванчик, колокольчик, мак, мимоза.

ПРИ-ЫЕ: зелёные, красивые, жёлтый, красный, синий.

ГЛ-ЛЫ: наступает, светит, выросли, ползают, поют, купаются, кататься, носят.

Сборник упражнений по лексикологии

Содержимое публикации

Упражнения с синонимами и антонимами.

Подберите синонимы к словам:

Врач – … (лекарь, доктор, знахарь, медик, фельдшер)

Композитор – … (автор, музыкант, песенник, мелодист)

Кузнец – … (коваль, металлург, рабочий, гвоздарь)

Учитель – … (наставник, просветитель, педагог, вождь, гуру)

Художник – … (маляр, мастер кисти, живописец, искусник)

Юрист – … (адвокат, законник, правовед, заступник)

Красный – … (алый, огневой, вишневый, пурпурный)

Желтый – … (золотой, лимонный, янтарный, соломенный)

Голубой – … (небесный, холодный, лазурный, аквамариновый)

Белый – … (молочный, кремовый, снежный, бледный)

Коричневый – … (кофейный, бурый, шоколадный, каштановый)

Пожалуйста – …(извольте, покорно прошу, сделайте милость, будьте любезны)

Извините – … (простите, виноват, прошу прощения, не во гнев будет сказано)

Спасибо – … (благодарю, на счастье, на здоровье, благодарствуйте)

До свидания – … (будь здоров, всего наилучшего, счастливо оставаться)

Здравствуйте – … (моё почтение, добрый день, с приездом, доброго здоровья)

Браво – … (храбро, лихо, умница, честь и хвала)

Приятно – … (привлекательно, мило, славно, любо, в радость)

Будьте здоровы -… (крепки, выносливы, сильны, цветуще, добры)

Вежливость – …(приличие, этикет, тактичность, уважительность, любезность)

Восхитительно – … (изумительно, красиво, пленительно, божественно, превосходно)

Все ли слова в строке являются синонимами (убери лишнее):

Красивый – прекрасный – великолепный –красивенький.

Спокойствие – сдержанность – успокоенный – умиротворенность.

Записаться – быть – является – значится.

Развитие – доразвитие – улучшение – совершенствование.

Крайне – сильно – очень – необычно.

Просить – разговаривать – спрашивать – уговаривать.

Четко – внятно – понятно – конечно.

Медленно – стремительно – мгновенно – поспешно.

Народ – публика – базар – племя.

Удачный – счастливенький – благополучный – счастливый.

Предмет один, а слов несколько:

Юла – … (волчок); скакалка – … (прыгалка); варежки – … (рукавицы).

Найди противоположное слово по значению:

«Нитки тонки. А канат? Он _________».

«Домик большой. А ещё бывает __________».

Прочитай предложения. Видишь, как много значений у слова ключ.

У Буратино оказался ключ от волшебной двери. В весеннем лесу жизнь бьёт ключом. Долго искал Иван – Царевич ключ к тайне Кощея Бессмертного.

Выпиши только те предложения, в которых словоключ употребляется в переносном смысле.

Замени в предложениях выделенные слова антонимами. Изменился ли смысл всего текста?

Вечером я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко. Дул встречный холодный ветер, и идти было трудно. Пришли мы к станции, а поезд отходит. Как плохо, что мы опоздали.

Проверь Колю. Правильно ли он выполнил задание:

День – ночь, взрослые – дети, маленький – большой, хороший – прекрасный, много – мало, злой – грозный, думать – раздумать, идти – ползти, хороший – плохой, роскошь – нищета, добро – щедрость, мягкий – твердый, вершки – корешки, лёд – кипяток, думать – мыслить,радость – счастье, белый – молочный, друг – враг.

Выпиши из текста синонимы:

Ясной ночью можно увидеть множество звезд. Все они светят, но по-своему. Вглядись

в ночное небо былые звезды сияют как кусочки льда. Желтые – сверкают как драгоценные камни, а голубые – таинственно мерцают. Волшебная картина! Кажется, что небо смотрит миллионами глаз.

Ключ:увидеть, вглядись, смотрит;

светят, сияют, сверкают, мерцают.

Вставь вместо точек подходящий по смыслу синоним, данные в скобках:

Ученики внимательно … (разглядывать, рассматривать) каплю дождя. У попутчика оказался пытливый и … ум (любопытный, любознательный). Мы сели к столу и стали с аппетитом … (есть, кушать). На берегу реки недавно … (воздвигнуть, построить) купальню.

От данных слов образуйте антонимы:

1.Без-: звёздная, вкусная, славный, облачное.

2.Не-: торопливые, гостеприимная, громко, оказаться.

Из данного списка выпиши слова, близкие по значению словам: темнота, распорядок, отметка, интересный, красивый.

Занимательный, потемки, прекрасный, тетрадь, правила, оценка, забавный, прелестный, сумерки, корабль, балл, увлекательный, картофель, режим.

Какие слова “лишние”? Почему?

Выдели в тексте антонимы.

Сей в ненастье, а убирай в вёдро.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Каково начало, таков и конец.

Не узнавши горя, не узнаешь и радости.

Добро помни, а зло забывай.

Подбери к существительным такие синонимы, чтобы из первых букв получились слово зима.

Упражнения, связанные с происхождением лексики.

Работа со словарными словами. В каждом классе свой словарь слов, которые учащиеся должны запомнить.

Предполагает сравнение звукового и буквенного анализа, запоминание орфограммы.

Половина заимствованных слов, нам представлено целесообразно знакомить детей с этимологией слова. Это расширит представление учащихся о системе языка, взаимодействии языков мира, большой развивающий потенциал – позволяет запомнить словарное слово. Мы предлагаем такие упражнения:

Пенал (от греческого «пена») Библиотека (от греческого «библио» – книга, «тека» – собрание)

Платок – «плата» Зверобой (русское «деробой»)

Недуг (общеславянское «нездоровье, болезнь») Витамин (от латинского вита – жизнь)

Помидор (от итальянского «золотое яблоко») Сердце (середина)

Запад (общеславянское от «западать») Банан (от арабского «палец»)

Кастрюля (от французского «сковорода с ручкой») Картофель (от латинского «земляная шишка»)

Господин (от латинского «хозяин») Обаяние (от древнерусского «баяти» – колдовать)

Игла (от праславянского «иго») Лето (от индоевропейского «свет»)

Соотнеси русские и заимствованные слова:

Ключ: Шпион – разведчик, экспорт – вывоз, дилемма – проблема, снайпер – стрелок, кросс – бег, хобби – интерес, инцидент – случай, вибрация – дрожание, анализ – разбор, харизма – притягательность.

Упражнения на употребление слов в речи.

Интернет, граффити, тостер, сабо. Что обозначают эти слова? Как ты думаешь, давно ли появились эти слова в нашем языке? Найдите материал о неологизмах. Подготовьте устное сообщение.

Замени нелитературные слова литературным аналогом:

Манатки, чё, ехай, лягте, богатей, препод, дембеля, смотаться, еёшней, ихний, збрызни, халява, пофиг, гонишь, обламал, тормоз, прошвырнуться, корефан, кидалово.

Ключ:одежда, что, езжай, ложитесь, богатый, учитель – преподаватель, её, их, отойди, бесплатно, мне без разницы, говоришь не правду, не оправдал моих надежд, ты медленно думаешь, пройтись – прогуляться, друг, ты меня подвел.

«Переведи» устаревшее слово на современный язык:

Перст – …, уста – …, длань – …, глаголет – …, льзя – …, зрачный – …, чело – …, ланиты – …, лепота – …, сей.

Ключ: Перст – палец, уста – губы, длань- ладонь, глаголет-говорит, льзя – можно, зрачный – видимый, чело – лоб, ланиты – щеки, лепота – красота, сей – это.

Какой неологизм мы употребляем, когда говорим:

О булочке с сосиской, которая полита кетчупом, горчицей или майонезом сверху;

О жареном хрустящем картофеле, порезанном соломкой;

О тонкой лепешке из теста, с запеченными на ней мелко порезанными кусочками мяса, грибами, овощами?

Учащиеся знакомятся с некоторыми видами тропов (слова в переносном значении): эпитеты, метафоры, олицетворения, фразеологизмы.

Мы звездочки частые,

Какие эпитеты ты заметил?

А от бешеной мочалки

Я помчался, как от палки.

А она за мною мчится

И кусает, как волчица.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Назови образные обороты речи.

Прочитай фразеологизмы. Объясни, когда так говорят.

Голова как решето.

Льёт как из ведра.

Слышно, как муха пролетит.

В каком смысле употребляются эти сочетания слов – в прямом или переносном?

Зарубить на носу.

Взять себя в руки.

Запиши как можно больше фразеологизмов со словами рука (-и), нос, голова.

Запишите фразеологизмы по значению: 1.Брать на себя ответственность. – Отвечать … 2.Быть в плохом настроении. – Встать не … 3.Очень плохо, скверно. – Из рук …

Вспомни, какие животные живут во фразеологизмах. Объясни значение фразеологизмов: Пишет как … – лапой (курица); делить шкуру неубитого … (медведя).

Прочитайте предложения. Выпишите из них сочетания слов, в которых употреблены слова в переносном значении.

1.Солнце светит ярко, и лучи его купаются в лужах вместе с воробьями. 2. Огонь веселый рыбака краснеет в зеркале залива. (И.Никитин) 3. Порою летают низко над землею унылых ласточек стада. (А.Апухтин) 4. Гром ударил резко, зло, в небе трещина блеснула. (Б.Олейник) 5. На поля и горы уже мороз бросает по утрам свои сребристые узоры. (Е.Баратынский) 6. Среди листвы умолк малейший шепот. (К.Бальмонт) 7. Плачет северный ветер, и чайка рыдает. (К.Бальмонт)

Как вы думаете, с какой целью используют поэты и писатели слова в переносном значении?

Сгруппировать данные фразеологические обороты в 3 синонимических ряда:

Со значением «похожи друг на друга»,

«ничем невыдающийся, посредственный человек»,

«очень опытный человек, которого трудно обмануть».

Ни рыба, ни мясо; стреляный воробей; два сапога пара; ни то, ни сё; одного поля ягоды; тертый калач; одним миром мазаны.

Это надо знать! Почему дни недели получили такие названия?

Для начала стоит разобраться, почему неделя называется «неделей». Дело в том, что раньше, еще до принятия христианства, неделей называли воскресный день. И был он первым днем недели. Однако позже воскресенье стали считать последним днем, заканчивающим неделю. Почему? Давайте разберемся.

Читайте также:  Использование монофонов при восстановлении речи

Слово «неделя» произошло от сочетания «не делать», то есть отдыхать. Разумнее все-таки отдыхать после работы (вспомните русскую пословицу «Сделал дело – гуляй смело!»), поэтому самый «лоботрясный» день стал последним. В наши дни начало недели с понедельника регламентируется Международной организацией стандартизации.

Но сначала именно «неделя» (день недели, ставший впоследствии «воскресеньем») начинал семидневник. Судя по всему, прежде неделю (в современном значении) называли не «неделей», а «седмицей» (по-болгарски, кстати, и сейчас «неделя» называется «седмицей»). А потом прозвали седмицу «неделей» (семь дней от недели до недели – от воскресенья до воскресенья).

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЙ ДНЕЙ НЕДЕЛИ
Почему понедельник называется понедельником? Слово «понедельник» образовано от «после недели». Понедельник был первым днем после воскресенья, которое в древности называлось «неделей». Корень слова – понедель. Образовано оно суффиксальным способом (суффикс –ник-).

Почему вторник называется вторником? Вторник – от слова «второй». Второй день после «недели» (нынешнего воскресенья). Заметьте – не второй день недели, а второй после недели. Корень – втор, суффикс – ник.

Почему среда называется средой? Это слово тоже пришло из старославянского (как и «неделя», «понедельник», «вторник»). Имеет общий корень со словами «сердце», «середина». Обратите внимание: среда является серединой недели лишь в том случае, если неделя начинается с воскресенья. Этот день стоит между первыми тремя днями недели и последними. В наше время, когда неделя начинается с понедельника, «среда» не соответствует своему названию.

Почему же среду не назвали «третником» (по аналогии со «вторником») или «третейником» (хотя, по некоторых данным, именно «третейником» и называлась среда в древности)? А вспомните названия пальцев! Тот, что находится посередине, так и называется – средний палец, а не третий или еще какой-нибудь. В давние времена середине придавалось особое значение (не зря ведь «средний» и «сердце» являются однокоренными словами).

Интересно, что и в некоторых других языках день недели «среда» переводится буквально как «середина» (например, на немецком Mittwoch).

Некоторые исследователи утверждают, что среда – это середина не семидневной недели, а пятидневной. Якобы сначала неделя состояла из пяти дней, а потом, в связи с влиянием христианской церкви, в ней прибавилось два дополнительных дня.

Почему четверг называется четвергом? Как и «вторник», слово «четверг» образовано в соответствии с порядковым номером дня недели после воскресенья. «Четверг» образовано от общеславянского слова «четвьртъкъ», которое, в свою очередь, суффиксальным способом образовалось от слова «четвертый». Скорее всего, со временем выпал звук «т» – остался «четверк», а постепенно звук «к» «озвончился», так как он следует за сонорным (всегда звонким) звуком «р». В итоге мы имеем день недели под названием «четверг».

Почему пятница называется пятницей? С пятницей все немного сложнее. Конечно, слово образовано от цифры «пять» (пятый день после начала недели). Но почему не «пятник» или «пятак»? Дело в том, что еще до принятия христианства почиталась славянская богиня Пятница (имеющая отношение к пятому дню). Поэтому пятый день назвали в честь богини именно Пятницей, а не Пятником.

Почему суббота называется субботой? Слово пришло из старославянского языка. Когда-то оно было заимствовано из греческого языка (от греч. Sabbaton). А в греческий язык оно попало из древнееврейского языка (от sabbath – «седьмой день, когда нужно воздерживаться от работы»). Шаббат – так произносится это еврейское слово, означающее буквально «покой», «отдых».

Кстати, слово «шабаш» имеет те же корни, так что «суббота» и «шабаш» – родственные слова. Интересно еще и то, что не только в русском языке название этого дня недели произошло от еврейского «шаббат»: и в испанском, и в итальянском, и во французском языках слово, обозначающее субботу, имеет одно происхождение. Впрочем, и во многих других языках. Объясняется это просто – распространение христианской религии повлияло на словари многих языков.

Почему воскресенье называется воскресеньем? Воскресенье – это слово, как уже было сказано, пришло на смену слову «неделя». Возникло оно, конечно же, после принятия на Руси христианства. Слово является производным от «въскресити». Образовано суффиксальным способом (суффикс –ениj-). Это день, когда, согласно писаниям, воскрес Иисус.

Словарь по лексическим темам с упражнениями

Лексико-грамматические игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи детей. К играм прилагается красочная презентация, чтобы детям было интересно и увлекательно играть!

Скачать красочную презентацию можно по ССЫЛКЕ. .

1.Введение в тему

Цель: обобщение и закрепление знаний о зиме

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.

Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает? (Зимой)

2.Игра « До – между – за»

Цель: закрепить знания детей о зимних месяцах, их последовательности

Какой месяц до января? .

Какой месяц после декабря.

Какой месяц до февраля.

Какой месяц между декабрем и февралем.

Какой месяц после января.

3. Приметы зимы

Цель: закрепить представления детей о приметах зимы, активизировать словарь по теме «Зима»

Скажите мне, что переменилось в природе (ответы детей (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

4. Игра «Хлопни в ладоши»

Цель: развитие слухового внимания и понимания речи

– А теперь присаживаемся в круг на коврик, мы поиграем в игру «Зимние слова».

– Я произношу слова, если вы услышите слово, связанное с зимой хлопните в ладоши.

(Снежинка, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи).

5. Игра « Один — много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Санки – санки – много санок

Елка – елки – много елок

Игрушка – игрушки – много игрушек

Подарок – подарки – много подарков

Маска – маски – много масок

Гирлянда – гирлянды – много гирлянд

6. Игра « Назови ласково»

Цель: закреплять умения в образовании существительных уменьшительно — ласкательных форм.

7. Игра « сосчитай» (1-2-5)

Цель: согласование числительных с существительными

Одна снежинка, две снежинки, пять снежинок

Одна льдинка, две льдинки, …пять льдинок

Одна теплая шубка, две теплые шубки, пять теплых шубок

Один веселый снеговик, два веселых снеговика, пять веселых снеговиков

8. Игра «Нет чего?»

Цель: закрепить умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже

9. Игра «Скажи какой? (какая?)»

Цель: формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными

Зима какая. ( морозная, снежная, лютая, холодная, теплая)

Снег какой. ( белый, пушистый, грязный, холодный, блестящий, сверкающий)

Лед какой. ( прозрачный, холодный…)

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

10. Игра «Какая зимой погода?»

Цель: упражнения в словообразовании

Ребята, скажите, какая может быть погода зимой?

(Если идет снег, то погода…)

11. Игра «Подбери слова-действия»

Цель: активизация в речи детей глаголов

Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко.

Зимой метель… (метёт).

Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).

Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).

В лесу зимой голодный волк… (воет).

На зиму медведь в берлоге (засыпает).

Мороз щёки и нос… (щиплет).

Зимой вода в реке. … (замерзает).

Иней на ветках деревьев… (блестит).

Зимой снег всё вокруг… (накрывает).

12.Упражнение «А что вчера?»

Цель: употребление глаголов в прошедшем времени
Сегодня снег блестит, и вчера. (блестел)
Сегодня снег падает, и вчера .
Сегодня снег сверкает, и вчера .
Сегодня снег тает, и вчера .
Сегодня снег хрустит, и вчера .
Сегодня снег идет, и вчера .
Сегодня снег ложится, и вчера .
Сегодня снег кружится, и вчера ..

13. Игра «Что наделала зима?»

Цель: образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».

Зима рассказала о своих помощниках. Придумайте слова-действия с приставкой ЗА.

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

14. Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы к словам. Закрепить знания о приметах зимы

Летом дни жаркие, а зимой …(холодные)

Летом небо светлое, а зимой…(темное)

Летом день длинный, а зимой…(короткий)

Летом солнце яркое, а зимой…(тусклое)

Весной на реке лед тонкий, а зимой…(толстый)

15. Упражнение «Без чего не бывает зимы?».

Цель: подбор существительных и правильное согласование слов

Я показываю вам картинки, а вы на мой вопрос по очереди будете отвечать: «Не бывает зимы без… (снега, сосулек, санок, горки, елки, подарков, Снеговика,…)

16. Игра «Доскажи словечко».

Цель: развитие грамматического строя речи, умения подбирать однокоренные слова.

Закончите строчки подходящим по значению словом, образованным от слова «СНЕГ»

1.Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю…. (снег)

2.С неба все скользят пушинки

3. На поселок, на лесок

Все снижается…. (снежок)

4. Вот веселье для ребят

Все сильнее…. (снегопад)

5. Все бегут в перегонки

Все хотят играть в ….. (снежки)

6. Словно в белый пуховик

7. Рядом снежная фигурка

Это девочка…. (снегурка)

8. На снегу- то посмотри

С красной грудкой….. (снегири)

9.Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил…. (снег)

Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

17. Игра « 4 лишний»

Цель: формирование логического мышления, умения обосновывать свой выбор

(выбрать лишнюю картинку)

18.Упражнение «Снеговик»

Цель: формировать умение детей изменять слово «снеговик» по падежам в соответствии со смыслом предложения

Мы решили слепить … (снеговика)

-мы приделали нос-морковку …(снеговику)

-Мы показали соседям нашего …(снеговика)

-Мы долго играли со…(снеговиком)

-Мы рассказали маме о…(снеговике)

19. Игра «Чего не стало»

Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа, развить зрительное внимание и память . (по картинкам)

20. Игра «Что бывает зимой?»

Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления

-Осенью бывает листопад, а зимой…(снегопад)

-Летом бывает дождь, а зимой…(снег)

-Летом лепят фигурки из песка, а зимой…(лепят снеговика)

-Летом жарко, а зимой …(холодно)

-летом катаются на роликах, а зимой…(на коньках)

-Весной снег тает, а зимой…(лежит)

-Летом катаются на велосипедах, а зимой…(на санках)

21. Игра « Да или нет»

Цель: формирование логического мышления, закрепление знаний о зимних развлечениях.

Мы все очень любим зиму. Она приносит много игр и развлечений

Я называю вам разные игры и развлечения, а вы говорите «ДА», когда услышите игру, в которую можно играть зимой и «НЕТ», если это не зимнее развлечение

– кататься на санках

– кататься на велосипеде

– купаться в реке

– играть в снежки

– строить крепость из снега

– строить замок из песка

-кататься на роликах

22. Упражнение “Кому что нужно?”

Цель: согласование существительных в дательном падеже, развитие внимания, памяти и речи детей.

Лыжи нужны ..(лыжнику)

клюшка нужна. (хоккеисту)

коньки нужны. (фигуристу)

сноуборд нужен – . (сноубордисту)

санки нужны – . , (саночнику)

23. Упражнение «составь предложения по картинкам»

Цель: развитие связной речи, расширение словарного запаса

Мальчик катается на лыжах.

Девочка катается на коньках.

Дети слепили снеговика.

Мальчики играют в снежки.

24.Пословицы и поговорки о зиме

Цель: познакомить детей с пословицами и поговорками о зиме и их значениями.

Декабрь год заканчивает, зиму начинает.

В Феврале два друга – мороз и вьюга.

Январю – большие морозы, февралю – метель.

Зима не лето: в шубку одета.

Шубка зимой не шутка.

В зимний холод всякий молод.

Мороз не велик да, стоять не велит.

Много снега – много хлеба.

25. Игра « Мой рассказ о зиме»

Цель: составления рассказа по схеме, развитие связной речи, расширение словарного запаса

Наступила морозная зима. Солнце светит, но не греет. На улице идет снег. Земля покрыта сугробами. Реки и озера покрыты льдом. Деревья стоят голые, покрытые снегом и инеем. Птицы улетели в теплые края. Медведь спит в берлоге. Ежик спит в норке. Лиса , белка, заяц поменяли шубки. Люди одели теплую одежду: меховые шапки, шубы, варежки.

У детей зимой много развлечений: катание на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

–>Сайт учителя – логопеда “Грамотейки” –>

Мониторинг развития речи детей

Лексическая тема “Деревья”

Судоку “Огород”

Загадки Овощи”

Игра “Сосчитай грибочки”

Загадки по теме “Мебель”

Игра “Убери в комнате”

Загадки по теме “Посуда”

Загадки по теме “Новый год”

Пазл “Новогоднее угощение”

З агадки по теме “Домашние животные”

Игра “Звери в лесу”

Лексические темы

(составила Ярцева О.В.)

Тема “Неделя театра”

Спектакль Московского академического театра имени Владимира Маяковского – “Мама-Кот”

Насекомые. Игра 1

Насекомые. Игра 2.

Наше село (экскурсия)

Лексическая копилка

В этой копилке лежат упражнения для пополнения словарного запаса.

Тематические упражнения

  • intelligence (слова, описывающие умственные способности);
  • shapes (слова, описывающие форму предметов);
  • sounds (слова, описывающие звуки);
  • travel (слова, относящиеся к теме поездок);
  • home (типы жилья, предметы, которые можно найти в доме);
  • happiness and unhappiness (слова, описывающие положительные и отрициальные эмоциональные состояния);
  • weather (слова, описывающие погоду);
  • describing people (слова, описывающие людей);
  • problems (слова, описывающие проблемы);
  • education (слова, относящиеся к теме образования);
  • words for numbers (слова, описывающие количество).

Синонимы

  • shade or shadow (учимся различать, когда употреблять shade, а когда — shadow);
  • very + adjectives = synonyms (обогащаем словарный запас, используя более продвинутую лексику вместо very + базовое прилагательное).
  • Affirm, claim, maintain, pretend, insist
  • Become, get, grow, turn, go
  • Blossom, bloom, flourish, prosper, flower
  • Cook, boil
  • Borrow, lend, loan
  • Bring up, rear, educate, breed, train
  • Bring, take, fetch

Идиомы

  • idioms — 1 (3-letter idioms);
  • idioms — 2 (bread and dessert);
  • idioms — 3 (fictional characters);
  • idioms — 4 (birds);
  • idioms — 5 (cats);
  • idioms — 6 (head);
  • idioms — 7 (cats and dogs);
  • idioms — 8 (4-letter idioms);
  • idioms — 9 — olympic (countries and nationalities, задание финала Плехановской олимпиады школьников).
  • idioms — 10 — olympic (5 idioms, задание финала «Высшей пробы»).
  • idioms — 11 — olympic (6 idioms and definitions, animals, задание регионального этапа Всероссийской олимпиады 2015/16).
  • idioms — 12 — olympic (find and define idioms in a short text; задание отборочного тура РАНХиГС 2016/17).
  • idioms — 13 (idioms about praise and criticism);
  • idioms — 14 (5 idioms, задание финала «Высшей пробы»);
  • idioms — 15 (10 idioms, задание финала СПбГУ для 10–11 классов);
  • idioms — 16 — olympic (match idioms and pictures; задание финала Ведомственной олимпиады, 2017/18, 11 класс, вариант 1);
  • idioms — 17 — olympic (English proverbs and their Russian equivalents; задание финала Ведомственной олимпиады, 2017/18, 11 класс, вариант 1);
  • idioms — 18 — olympic (restore the order of the lines, задание финала Плехановской олимпиады школьников);
  • idioms — 19 — olympic (shakespearean idioms in everyday life, задание финала Плехановской олимпиады школьников);
  • idioms — 20 — olympic (multiple tasks, задание финала РАНХиГС).
Читайте также:  Методическая разработка логопедического занятия в первом классе - тема: Дифференциация звуков (б – п)

Сочетаемость

  • Ability
  • Account
  • Action
  • Activity
  • Advantage
  • Advice
  • Agreement
  • Aim
  • Miscellaneous
  • Miscellaneous 2 (15 randomly chosen questions)

Фразовые глаголы

  • Phrasal Verbs — 1 (time)
  • Phrasal Verbs — 2 — olympic (miscellaneous, задание финала Олимпиады школьников РАНХиГС 2016/17)
  • Phrasal Verbs — 3 (cause and effect)
  • Phrasal Verbs — 4 — olympic (miscellaneous, задание отборочного тура Евразийской олимпиады школьников 2015/16)
  • Phrasal Verbs — 5 — olympic (miscellaneous, задание финала Евразийской олимпиады школьников 2014/15)
  • Phrasal Verbs — 6 — olympic (crossword, задание регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников 2015/16)
  • Phrasal Verbs — 7 (nouns formed from phrasal verbs)
  • Phrasal Verbs — 8 (nouns formed from phrasal verbs)
  • Phrasal Verbs — 9 (nouns formed from phrasal verbs)
  • Phrasal Verbs — 10 (miscellaneuos phrasal verbs)
  • Phrasal Verbs — 11 (miscellaneuos phrasal verbs)
  • Phrasal Verbs — 12 (miscellaneuos phrasal verbs)
  • Phrasal Verbs — 13 (miscellaneuos phrasal verbs)
  • Phrasal Verbs — 14 (miscellaneuos phrasal verbs)
  • Phrasal Verbs — 15 (miscellaneuos phrasal verbs)
  • Phrasal Verbs — 16 (miscellaneuos phrasal verbs)
  • Phrasal Verbs — 17 (come, go, be)
  • Phrasal Verbs — 18 (miscellaneuos phrasal verbs)
  • Phrasal Verbs — 19 (miscellaneuos phrasal verbs)
  • Phrasal Verbs — 20 — olympic (miscellaneous, задание финала Плехановской олимпиады школьников 2017/18)

Упражнения на основе оригинальных английских текстов

  • Too Many Cooks (Rex Stout) (чтение с таймером; синонимы wipe, erase, remove, sponge; идиомы со словом bare).

Олимпиадные лексические упражнения

  • Упражнение 1 — multiple choice (Межрегиональная олимпиада на базе ведомственных образовательных организаций 2016/17, финал 11 класс)
  • Упражнение 2 — gaps, word bank (Межрегиональная олимпиада на базе ведомственных образовательных организаций 2016/17, финал 11 класс)
  • Упражнение 3 — interjections, multiple choice (Региональный конкурс школьников Челябинского образовательного округа 2016/17, финал 11 класс)
  • Упражнение 4 — synonyms, multiple choice (Плехановская олимпиада школьников 2016/17, финал 10–11 классы)
  • Упражнение 5 — words borrowed from Latin and French, multiple choice (Плехановская олимпиада школьников 2016/17, финал 10–11 классы)
  • Упражнение 6 — elections, word bank (Плехановская олимпиада школьников 2016/17, финал 10–11 классы)
  • Упражнение 7 — appearance, word bank (Олимпиада школьников РАНХиГС 2016/17, финал 10–11 классы)
  • Упражнение 8 — gaps, word bank («Ломоносов» 2015/16, финал 10–11 классы, вариант 1)
  • Упражнение 9 — gaps, word bank («Ломоносов» 2015/16, финал 10–11 классы, вариант 2)
  • Упражнение 10 — gaps, given text («Ломоносов» 2015/16, финал 10–11 классы, вариант 1)
  • Упражнение 11 — gaps, given text («Ломоносов» 2015/16, финал 10–11 классы, вариант 2)
  • Упражнение 12 — multiple choice (Герценовская олимпиада школьников 2015/16, отборочный тур, 10–11 классы)
  • Упражнение 13 — idomatic expressions, multiple choice (РАНХиГС 2015/16, отборочный тур, 10–11 классы)
  • Упражнение 14 — crossword, money and shopping vocabulary (Всероссийская олимпиада школьников 2012/13, региональный этап, 9–11 классы)
  • Упражнение 15 — words often confused, word bank (Всероссийская олимпиада школьников 2012/13, региональный этап, 9–11 классы)
  • Упражнение 16 — British VS American (Олимпиада школьников РАНХиГС 2016/17, отборочный тур 10–11 классы)
  • Упражнение 17 — British, American, Irish, Australian (Олимпиада школьников РАНХиГС 2016/17, отборочный тур 10–11 классы)
  • Упражнение 18 — miscellaneous; multiple choice (Евразийская олимпиада школьников 2015/16, отборочный тур 10–11 классы)
  • Упражнение 19 — miscellaneous; multiple choice («Высшая проба» 2017/18, финал 11 класс)
  • Упражнение 20 — gaps, word bank («Ломоносов» 2016/17, финал 10–11 классы, вариант 1)
  • Упражнение 21 — gaps, word bank («Ломоносов» 2016/17, финал 10–11 классы, вариант 2)
  • Упражнение 22 — gaps, given text («Ломоносов» 2016/17, финал 10–11 классы, вариант 1)
  • Упражнение 23 — gaps, given text («Ломоносов» 2016/17, финал 10–11 классы, вариант 2)
  • Упражнение 24 — multiple choice (Межрегиональная олимпиада на базе ведомственных образовательных организаций 2017/18, финал 11 класс)
  • Упражнение 25 — gaps, word bank (Межрегиональная олимпиада на базе ведомственных образовательных организаций 2017/18, финал 11 класс)
  • Упражнение 26 — miscellaneous; multiple choice, matching (Евразийская олимпиада школьников 2014/15, финал 10–11 классы)
  • Упражнение 27 — order of the lines in a Shakespearean play (Плехановская олимпиада школьников 2017/18, финал 10–11 классы)
  • Упражнение 28 — coverlines (Олимпиада школьников РАНХиГС 2017/18, финал 10–11 классы)
  • Упражнение 29 — confusing words, writing examples (Олимпиада школьников РАНХиГС 2017/18, финал 10–11 классы)

Логомаг

Речевая гимнастика

Логоритмические упражнения к лексическим темам → Речевая гимнастика

Могут использоваться родителями или добавляться специалистами в конспекты занятий

1. Упражнение на развитие мимических мышц к теме «Ягоды».

Дети меняют выражение лица по нарисованным пиктограммам, изображающим различные эмоции.

Есть ягоды сладкие – земляника, ежевика.

Есть и кислые – клюква, брусника.

А есть очень полезные – черника.

2. Пальчиковая игра к теме «Овощи».

Эй, ребята! Эге-гей!

Чистим овощи для щей! Дети хлопают в ладоши.

Режем мы капусту. Ставят ладони параллельно друг другу, пальцы выпрямлены.

Поочередно поднимают и опускают ладони.

Будет супчик вкусный.

Чистим мы картошку, Поглаживают пальцами тыльную сторону ладони

Чистим очень ловко,

Мы натрем морковку, Сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки и поднимают их к плечам.

Одновременно опускают и поднимают руки.

А потом, потом Стучат по ладони ребром другой ладони

Мы покрошим помидор,

И головку лучка,

И зубчик чеснока.

Мы посолим супчик. Мелко перебирают пальцами руки, собранными в щепоть.

Попробуй, голубчик! Протягивают обе ладони вперед.

3. Пальчиковая игра к теме «Овощи».

Ох-ох-ох – лучше всех горох.

Дети соединяют ритмично большой и указательный пальцы.

Ха-ха-ха – это чепуха! Хлопают в ладоши.

Ор-ор-ор – всех вкуснее помидор ударяют кулаками по коленям.

Овь-овь-овь – сладкая морковь хлопают ладонями по коленям

Ла-ла-ла – вкусная свекла ритмично сжимают пальцы в кулаки.

Оп-оп-оп – душистый укроп ритмично сжимают и разжимают пальцы, подняв руки вверх.

4. Двигательное упражнение к теме «Дикие животные».

Ох, обманчивы манеры дети шагают на носках

Все убегают, как от пожара легко бегут на носках

Пятна узрели коль ягуара

Через зарослей заслон шагают на всей стопе

Шел по джунглям толстый слон.

Страшен гривы этой гнев,

Царь зверей, конечно, лев шагают с носка, отводя руки назад и вытянув шею

Ходит важно, словно граф,

С длинной шеей наш жираф

5. «Листопад» к теме «Осень».

Понадобятся листья деревьев

Листопад, листопад кружатся, изображая листочки

Листья желтые летят, подбрасывают листочки вверх

Под ногами шуршат, шуршат, ходят по листочкам

Скоро станет голым сад. Ложатся на пол и слушают музыку.

6. Двигательное упражнение к теме «Грибы».

Едут в электричке дети встают друг за другом и двигаются за ведущим топающим шагом, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки и речи.

Волнушки и лисички

Колеса со старанием

По рельсам тарахтят,

Везут по расписанию

7. Пальчиковая игры к теме «Деревья».

Ветер по лесу летал, дети делают кистями плавные движения вперед – к груди.

Ветер листики считал:

Вот дубовый, поочередно загибают пальцы на руке.

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Встряхивают кистями рук.

8. Пальчиковая игра к теме «Овощи».

У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Помидор и огурец. Сгибают пальчики, начиная с боль¬шого.

Наша Зина — молодец! Показывают большой палец.

9. Пальчиковая игра к теме «Фрукты».

Как у нашей Зины Фрукты в корзине:Дети делают ладошки «корзинкой».

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы

До чего красивы! Сгибают пальчики, начиная с мизинца.

Вкуснее наших фруктов нет!

10. «Фруктовая ладошка».

Этот пальчик — апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик — слива,

Этот пальчик — абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик — груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик — ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.

11. Пальчиковая игра к теме «Грибы».

Я корзину в лес беру,

Там грибы я соберу.

Удивляется мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг» Показывают удивление, развод руки в стороны.

Боровик, лисичка, груздь —

Не играют в прятки пусть!

Найду я на опушке,

возвращаюсь я домой,

Вce грибы несу с собой.

Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.

Мухомор не понесу.

Пусть останется в лесу! Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.

12. Пальчиковая игра к теме «Ягоды».

Ягоды — это крыжовник,

Клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник,

Смородина и земляника. Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.

Запомнил ягоды я наконец.

Что это значит? Приподнимают плечи, удивляются.

Я – молодец! Большой палец вытягивают вперед.

13. Пальчиковая игра «Спортсмены».

Чтоб болезней не бояться

Надо спортом занимать Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны.

Играет в теннис теннисист

Он спортсмен, а не артист

В футбол играет футболист

В хоккей играет хоккеист,

В волейбол — волейболист,

В баскетбол — баскетболист.

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

14. Пальчиковая игра на развитие словообразования.

Этот дом — одноэтажный.

Этот дом — он двухэтажный.

А вот этот — трехэтажный.

Этот дом — он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

Разгибают пальцы из кулачка, на¬чиная с мизинца.

15. Пальчиковая игра к теме «Мебель».

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Пальцы обеих рук поочередно зажи¬мают в кулачки.

Много мебели назвал — Десять пальчиков зажал!

Поднимают зажатые кулачки вверх.

16. Пальчиковая игра к теме «Посуда». На словообразование.

Девочка Иринка порядок наводила. Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Поочередно соединяют большой па¬лец с остальными, начиная с указательного.

17. Пальчиковая игра к теме «Посуда».

Посуду моет наш Антошка.

Потирают ладошки друг о друга

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

Разгибают пальцы из кулачка, на¬чиная с мизинца.

И закрыл покрепче кран.

Выполняют имитирующее движение.

18. Пальчиковая игра к теме «Транспорт».

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:

Обеими руками «крутят руль» пе¬ред собой.

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз.

И тяжелый лесовоз.

Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.

19. Пальчиковая игра к теме «Детеныши диких животных».

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок,

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

Вращают большим пальцем.

20. Пальчиковая игра к теме «Насекомые».

Дружно пальчики считаем —

Сжимают и разжимают пальцы.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

Поочередно сгибают пальцы в кула¬чок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит!

Прячут руки за спину.

21. Пальчиковая игра к теме «Продукты питания».

Пекарь, пекарь, из муки

Испеки нам колобки,

Выполняют круговые движе¬ния ладонями — имитация ска¬тывания колобка.

Да сушки — Ванюшке,

Да баранки — Танюшке,

Да бублики — Мишке,

Да калачи — Маришке.

Поочередно соединяют боль¬шие пальцы обеих рук с осталь¬ными пальцами — упражнение «колечки».

22. Пальчиковая игра к теме «Посуда».

Дети делают движения, соответствующие тексту.

Раз, два, три, четыре —

Мы посуду перемыли.

Чашку, чайник, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали!

23. Пальчиковая игра для детей раннего возраста «Части тела».

– Нашли свои «волшебные пальчики»,

– посмотрим на них

– подуем на них тихонько, и пальчики немного шевелятся,

– подуем сильнее, пальчики сильнее зашевелились,

– прилетели птички и зачирикали (пальчики складывают¬ся в одну точку, создавая клювики птичек)

– покормим птичек (голубей – «гули, гули», уточек – «ути, ути», цыплят – «цып, цып»).

– прилетели птички, клюют зернышки,

– и полетели, полетели, полетели на головку сели,

– на щечки сели, на лобик, на бровки, на подбородок, на локотки, на коленочки, на поясочек, на спинку, на животик, на ладошку сели и запели «Сороку».

24. Тема «Части тела».

Один, два, три, четыре, пять!

Можем всё мы показать!

Это локти – их коснемся.

Вправо, влево мы качнемся,

Это плечи — их коснемся.

Вправо, влево мы качнемся.

Если мы вперед качнемся,

То коленей мы коснемся.

Один, два, три четыре, пять!

Можем всё мы показать!

Ритмично хлопают в ладоши.

Обхватывают ладонями оба локтя.

Выполняют наклоны вправо и влево.

Кладут кисти рук на плечи,

Выполняют наклоны вправо и влево.

Выполняют наклоны вперед, касаются коленей.

Ритмично хлопают в ладоши.

1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М., «Книголюб», 2003. – 56 с.

2. Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-5 лет// Логопед. – №1. – 2006. стр. 65-74.

3. Пилипенко Л.В. Продукты питания. // Логопед. – №1. – 2006. стр. 78.

4. Стрельникова С.И. Посуда. // Логопед. – №1. – 2006. стр. 81.

5. Щукина Т. Авторская программа творческого развития детей 2-3 лет. ./Методический поиск: Разноцветные игры: сб./сост. О.А. Иноземцева. – М., 2004. – стр. 28

Ссылка на основную публикацию