Использование монофонов при восстановлении речи

Техники развития речи: монофон, тавтограмма и липограмма

Всем привет!

Сегодня мы с вами будем развивать нашу и без того богатую речь. И развивать мы будем ее довольно интересным способом.

Зачем это нужно?

Затем, чтобы сделать наши с вами тексты еще более красивыми и яркими, чтобы пополнить свой словарный запас, чтобы уметь писать «разные» тексты, а не шаблонные.

Если вам все это не нужно, закройте страницу и больше ее не открывайте.

Вы все еще здесь? Значит, вас заинтересовала тема, и вы хотите развиваться. Правильный выбор! Начнем.

Совсем недавно я наткнулся в сети на довольно интересные техники развития речи:

Возможно, некоторые из вас слышали о них. Ничего страшного. Как говорится – «повторение – мать учения».

Монофон – это небольшой рассказ, отличительной особенностью которого является тот факт, что все слова начинаются с одного и того же звука. Единственное исключение – местоимения.

Приведу пример небольшой кусочек монофона:

Прекрасной предвечерней порой, посмотрев популярную подростковую передачу, прослушав прогноз погоды, потанцевав под приемник, передававший песни прошлого, подпевая и попутно подкрепившись простоквашей с персиками, пять подруг — Павлина, Полина, Паола, Пелагея и Прасковья — пошли погулять.

Пошли по проселку и подивились: приземистый поселок, покрытый поздней порошей, подобной парчовому покрывалу. Под полусапожками и полуботиками подруг победно поскрипывали проталины, празднично похрустывало и призывно пело. Побелевшая площадь преобразилась. Пастельный пейзаж поражал подруг простотой. Подростки побродили по парку, припоминая полузабытые и полностью позабытые приключения прошлого, посмеялись»

Как видите, вполне приличный текст, но все слова начинаются с одного звука. Это и есть монофон.

Для чего нужны такие тексты?

В первую очередь, для улучшения произношения, приобретения собственного стиля, улучшения вашей речи. Есть два варианта использования монофонов:

  1. Чтение текстов-монофонов. Желательно читать вслух. Тогда достигается максимальный эффект
  2. Написание собственных монофонов! А почему бы и нет? Да, это не легко, но очень эффективно. Я вот сейчас прям, возьму и набросаю несколько строк, а вы оцените, Дорогие читатели.

Пример моего монофона с использованием буквы «О»:

Одинокий омар осматривал окружающие окрестности, отдалившись от океана. Ошарашенные окружающие осматривали омара.

Как-то так. Пусть немного бессмысленно, но все же связно и на одну букву. Скажу честно – эти два предложения я сочинял минут 15. Это говорит только об одном – пора хорошенько браться за развитие своей речи.

А мы переходим к тавтограммам.

Тавтограмма – это литературная форма текста, особенность которой в том, что все слова начинаются с одной и той же буквы.

Чаще всего можно увидеть такие приемы в стихах, но встречаются они и в друих литературных жанрах.

Тавтограммы так же, как и монофоны, способны серьезно улучшить вашу речь, расширить свой словарный запас, и стать более раскрепощенным автором.

Приведу пример тавтограммы, которые все вы точно знаете (но не догадываетесь, что это тавтограма):

«Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж»

Это и есть тавтограмма , с которой мы знакомы с детства.

Здесь я ничего сочинять не буду, так как тут еще сложнее. Так могу и до ночи просидеть за составлением пары строк.

Липограмма – это вообще очень интересная техника развития речи. Вся ее суть заключается в том, что нужно составить текст (чем больше, тем лучше), слова которого не будут содержать какой-то одной (или даже нескольких) буквы.

Первые липограммы появились в Древней Индии и Греции. Первый известный автор, использовавший данную технику, был — Пиндара Лассос Гермионский (жил в VI веке до н.э.). Он не переносил греческую букву «сигма», в связи с чем создал «Оду о кентаврах» и «Гимн Деметре» без нее!

Из более «свежих» авторов наибольшую известность заслужил Жорж Перек, французский писатель, который смог написать роман «La Disparition» без использования самой часто употребляемой буквы французского алфавита – «e».

А на этом наш курс повышения актерского мастерства изучения техник развития речи подошел к концу. Надеюсь, вам было интересно.

А теперь я предлагаю каждому из вас, Дорогие читатели, выбрать приглянувшуюся технику, и на ее основе написать свои комментарии. Это будет интересно и полезно всем.

Олег, отличный опус. Обалденная оргработа. Осмелюсь, однако, обучиться и я.

Похоже, первым посетителем, преодолевшем препятствия, получился Пысьмэннык. Презабавно и прикольно. ?

Похоже, Пысьмэнныка победили. Печально!

Хороший пост, Олег!

Смотрю, ты начал по-другому писать? ?

Кстати, рассмотри ещё такой приём, как «аллитерация» — именно он часто используется в копирайтинге, особенно при нейминге и слоганинге. ?

Елена, спасибо. Классно у Вас получилось)))

Пысьмэннык, прикольно, прикольно — поздравляю)

Денис Каплунов, спасибо. Ну наверное есть изменения. По крайней мере, они должны быть. Учимся ведь, растем))

Наверное, немногие напишут. Но, несомненно, находчивые. ?

Спасибо. Есть над чем поработать в собственной речи.
P.S. Изображение за живое задело. :biggrin:

ladybloger, неплохо получилось. А у меня пока с этим сложновато)

Eviral, да, картинка действительно цепляющая и мотивирующая. Мне тоже очень понравилась)

Олег, спасибо!
У меня сейчас блог на другой хостинг переезжает, поэтому пока недоступен, а потом ссылку сброшу: я в эстафете блогеров участвовала, где мы стихи писали, в которых все слова начинаются с одной буквы.
Так что у меня уже есть некоторый опыт в таком деле. ?

Полезные рецепты, я вам скажу :biggrin: Да, их можно выполнять как наскучит, или когда в очереди стоишь.

ladybloger, а на какой хостинг переезжаете?

Иван Николенко, рад что понравились)

Какая классная методика описана в статье вроде когда читаешь всё просто и складно, только когда попробовал, с ходу мало что получилось. Действительно надо больше заниматься речью. Буду больше читать

Познавательный пост. Спасибо.
Несмотря на то, что я много читаю, с ходу не смог составить ни монофону, ни тавтограмму, ни липограмма. Буду работать.

Иван, да, наша речь требует постоянно тренировки ,иначе она ухудшится.

Александр, я сам две строчки полчаса выдумывал))

помогите, пожалуйста, расшифровать липограмму. здесь отсутствуют все гласные буквы. «Тл трм пшл н хт с сбкй». заранее спасибо

Ирина
сам не ожидая разгадал довольно быстро ?
«Толя утром пришёл на хату с собакой»

Правильный вариант: «Толя утром пошел на охоту с собакой.»))

Ирина
жаль что нельзя править посты, и слово «пришёл» заменить на «пошёл»

возможно вместо «хату» «Ухту»

[…] Источник: Техники развития речи: монофон, тавтограмма и липограм…. […]

Немного не понял, чем отличается монофон от тавтограммы?

Тл трм пшл н хт с сбкй — ТОЛЯ УТРОМ ПОШЕЛ НА ОХОТУ С СОБАКОЙ.

Здорово! такое развивающее упражнение всем будет полезно, и да нигде ничего подобного не встречала! Сразу пришли слова на ум про Обнаженную Ольгу, остров, и еще что-то не помню уже :).

смотрю сообщения и соображаю о самоусавершенствования своих слов.

Рискованные русские рэкетиры разграбили раннею Россию, различными разработанными разгромами .

Литературные герои получились весьма неприглядными.
Ну а какими они ещё могут быть, если все слова на букву «П»?

ПОСЛЕ ПРАЗДНИКА (50 +)

Приказ, поощрение, премия, перманентные поздравления. Прапорщик Петр Порфирьевич Пороненко праздновал пятидесятилетие. Патриарх продслужбы, престижно! Передал прохиндею-предпринимателю Петрову полтонны перловки. Пригласил почти половину пятьсот пятьдесят первого противотанкового полка, плюс полностью ПРТБ ПВО, прежних приятелей по ПТУ. Пропили получку. Прошло потрясающе! Пели попеременно патриотические песни, плясали польку под пианино, пили португальский портвейн, портер пражский. После полуночи — покер, преферанс — писали пулю, попыхивая папиросами. Припозднились. Перепились, подрались… Плохо помнил происходящее.

Приоткрыл правый, покосился – половина пятого. Потряхивало… Поёжился, потрогал переносицу — побаливает. Подворье потихоньку просыпалось, прокукарекал петух, пиликала пустельга, поросенок повизгивал. Полежу, покемарю.

… Прислушался, присмотрелся повнимательней: полдень. П…..ц, проспал построение, получу п…..ей по полной программе. Прикажут писать пояснения по поводу прогула. Понедельник предвещал проблемы.

Поворочался, поскрипел пружинами, поправил перину, перевернул подушку. «- Прасковья, принеси попить!»

Переспросила. Поправила прическу. Поверх полурасстегнутого плиссированного персикового платья повязала по простому пестрый павлово-посадский платок. Продефилировала, покачивая полукружиями попы — пава! Пассия поселковская!

Папаша — покойничек, прознав про психические патологии правоверной, познакомил перед Пасхой, пока проходила переподготовку педагогического персонала. Приглянулась, пододвинул поклонников. Потрахались, пардон, по пьяни, позабавились — привычное приключение. Понравился. Почти полгода прошло… Почувствовала — полезен, пригоден, прицепилась, потаскуха. Пышная, полногрудая, приятная. Пусть поживет, полукровка пермяцкая, пока Полина по Польше путешествует, позже прогоню, поезд послезавтра приходит после пятнадцати.

Подтянула пояс, панталоны полупрозрачные, пристегнула платиновую подвеску. Подошла, постукивая плюшевыми полуботинками по полу, передвинула половик прикроватный перпендикулярно половицам. Присела, пригожая — пурпурная помада, пудра пахучая, педикюр перламутровый переливающийся, парфюм «Пасифик Парадиз» — Петькин презент.

Придвинулась поближе, понюхала: «- Перегаром пахнет, потом — противно! Пойди, помойся, попарься, поддай, похлещи пихтовым…» Пожалела, посочувствовала, похлопала по плечу. Погладила, пощекотала пальцами по пузу, пониже… Прервал: «- Прилично? Погоди, Павловна! Прекрати петтинг, потом поразвлекаемся!»
«- Приспичило!»

Поставила пиво «Патру»: «- Пей, полегчает!» Пришила полуоторванный парадный погон. Прибралась — протерла полотенцем паутину, прихлопнула паука, полила петуньи, потрясла палас — поддерживает порядок, приучил. Помыла посуду, почистила покрытый патиной подсвечник порошком «Пемолюкс». Печь погасила, плеснув помои, прикрыла поддувало. Положила «Приму», помытую пепельницу: «- Покури». Предложила полрюмки перцовки, пару пирожных, профитроли, покрытый плесенью пармезан, пюре, путассу, петрушку, перец, помидоры, пельмени поджаренные, пиццу, приправы, плотный прозрачный полиэтиленовый пакет перемешанных пирожков, печени, патиссонов — приличный перечень. «- Поешь, пожалуйста! Пережёвывай помедленней, протезы поломаешь!» Пижаму полотняную протянула — примеряй подарок, пригодится. Подрежу покороче, пуговицы перешью. Пискнула пугливо: «- Полёвка промелькнула, под плинтусом прячется!»

Поприкалывалась: пододвинула поближе портрет Путина: «– Погляди, Президент, пьянство подчиненных!» Повернула плазменную панель, подаренную позавчера полковыми поварами, полистала пультом программы: «– Посмотри передачи». Подключила плеер: «- Послушай попсу — Пугачеву, Преснякова. Полегчает, проверено! Почитай поэмы Пушкина, прозу Пелевина, Платона. Поймёшь, поди?» «- Попытаюсь. Подскажешь, переведешь».

Потрясла пустым портмоне, попрекнула: «- Проигрался, придурок!». «- Передёргивали, п….оры. Прохор, подлец, подглядывал!».

Приемник прохрипел: «…Передаём прогноз… — переключил — …по праву принадлежит Петербургскому …» Плюнул — пропаганда правительственная!

Приподнялся помаленьку, привстал. Прежде прыгал под потолок поутру… Переодел плавки. Прикрутил плоскогубцами проволоку под полкой. Проглотил парацетамол, помазал палочкой прополиса прыщик. Плохо — почти покойник, позеленел, покраснел, покрылся пигментными пятнами. Пора прекращать – посажу печень, почки, поджелудочную. Пополнел, погрузнел… Прошли пьянки полноценные, пятьдесят первый пошёл… Постарел… Пора попу православному панихиду предварительно, памятник… Прости, преподобный.

Произнёс полушепотом, путая падежи: «- Пойду, причиню пользу — пересчитаю поголовье, проведаю подчиненных перед приемом пищи, пусть посмотрят – появился. Пройдусь, прогуляюсь пешком, пока прохладно. «Пежо» постоит — прибор покажет превышение, позорно права потерять практически пенсионеру, пересдавать придется. Подгоню полсотни портянок пилорамщикам – похмелюсь». Подруга подала портупею, плащ: «- Погода плохая, противная, промозглая, пасмурно. Предзимний период. Простуду подхватишь, первые признаки появились». «- Перестань, перекрестись!» Постучал по притолоке…

Побрился, причесался. Поседел… Пора постричься покороче – полубокс. Пошарил — полтинник припас. Парикмахерская по пути. Покинул помещение.

Подумал: «- Пенсия приближается. Продам, променяю половину продсклада. Пока проверяющие приедут, поймут, пересчитают – перееду подальше, пусть попробуют поймать, псы правоохранительные! Преступление, приговор практически… Прописку придется проигнорировать. Продажная пятигорская полиция прикроет. Пашка, подполковник, поможет. Привезу побольше продуктов, пару пачек патронов ПМ – порадуется, постреляет пацан, похвастается попаданиями!»

Привычно пропустил протяжно посигналивший пассажирский, помахал привлекательной проводнице, поприветствовал перекуривающих путейцев, подняв правую перчатку, перешел платформу полустанка, переезд — перешагнул поднимающиеся препятствия. Преодолел потихоньку поле, пустошь, посвистывая, пиная поганки, подосиновики, подберезовики. Прикрываясь полынью, пописал, прицеливаясь по пыльной пивной пробке, потряс пенисом. По проселку прыгал промокший птенец. Поймаю птичку! Поздно, перелетела! Проходя перед полузаросшим прудом, повернулся, прищурился подслеповато, понял — полковник Прусаков приближается. Привередливый персонаж, представитель правящей партии, поборник порядка, пугало. Пора прятаться — поймает, принюхается, поймет, падла. Прицепится, примется попрекать, порежет премиальные… Пронесло, прошёл правее. Похмелье помаленьку прекращалось…

Припозднился, постараюсь поторопиться, племянника пятилетнего попросили педиатру показать, приболел, паразит — парагрипп, первичный пневмоцистоз. Передается погань, придётся поостеречься. Припомнил: получить почтовый перевод, предъявив паспорт…

Пропустил похабные перлы – получилось покороче. Понравилось? Похлопайте погромче! Поставьте плюсик! По поводу публикации — позвоните…

Книга Основы ораторского мастерства, или В погоне за Цицероном онлайн – страница 15

§ 8
Монофоны, цитоны

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

Монофон как термин предложен автором и состоит из двух частей: моно (от греч. – один, единственный) и фон (от греч. фоне – звук). Под этим термином подразумевается краткий оригинальный рассказ, в котором каждое слово начинается с одного и того же звука, выбранного по желанию автора.

Монофоны в качестве подготовительных деловых игр развивают у начинающих ораторов чувство ритма речи, ее логики и даже стиля, расширяют словарный запас, систематизируют слова по значению и по звучанию.

Требования к готовому монофону: в нем должно быть не менее 100 слов для начинающих. Все слова в письменном варианте должны начинаться с одной буквы, например, «Б» или «П». При этом предлоги, начинающиеся с других звуков, не учитываются. Предлоги могут быть на любые звуки (буквы), но только однослоговые (например, «у», «за», «на», «под» и пр.), в крайнем случае – двухслоговые («вокруг», «после», «затем», «перед» и т. п.), но нельзя использовать многослоговые («около», «напротив» и т. д.).

Монофоны можно условно разделить на общие (смешанные), бытовые, спортивные, военные, исторические и другие.

Все монофоны, которые представлены здесь, написаны в разные годы молодыми ораторами, проходившими обучение по настоящему пособию. Естественно, что ритор, ведущий занятия, может или изучать предлагаемые образцы, которые являются примерными, или создавать свои по собственным образцам и правилам. Но в любом случае эти критерии должны быть кратки, четки и хорошо известны обучающимся.

Читайте также:  Блог в работе учителя-логопеда

(смешанный монофон на звук «П»)

Проснулся Петр поутру в понедельник, потянулся, посмотрел на пол, на потолок, подумал и поднялся. Потом пошел попрыгать и побегать под песни «Песняров», под побасенки и прибаутки популярных производителей поп-музыки.

Потом Петр помылся и побрился, посидел, прислушался. Пробило половину пятого. Пора переодеваться и позавтракать.

Позвонили, Петр приоткрыл портьеру, подождал и посмотрел подозрительно. Появился Павел, Петр приветствовал подошедшего приятеля, Павел протянул Петру пестрые и приятно пахнущие пионы. Петр поблагодарил и поставил подарок в приобретенную позавчера полувазу.

Приятели позавтракали повидлом, пряниками и пивом. Потом Павел, подумавши, попросил у Петра простокваши, персиков и пастилы. Поискали по полкам, но подходящие продукты, похоже, потерялись.

После пива приятели пошли на пилораму, где практиковали подмастерьями, просто подрабатывали на побегушках. Но пиво потекло по парнишкам, поэтому партнеры пикантно похохатывали и подергивали плечами, похоже – пошатывались. Прохожие пугались, перешептывались, поворачивали, переходили на противоположные переходы, побаиваясь приятелей.

А парнишки, порядочные плотники на подсобных производствах, поохали, поахали и пообещали не придираться к прохожим по перекресткам, не приставать к попутчикам, появляющимся на пунктах пересечения.

Постепенно положение поправилось, поскольку, пообщавшись, парочка приятелей прикупила по пальто, по полуботинкам, по прекрасному портмоне и постепенно присоединилась к приличной публике, понимающей политесы и прочие положения в пространстве.

Пожелаем Петру и Павлу побольше побед и подходящих потребностей. Проникнемся и поможем! Привет популярным, парадоксальным и превосходным!

Далее приводится пример монофона на спортивную тему, что более сложно для автора, поскольку выбор слов не может, как правило, выходить за пределы указанной тематики. Но и тут есть некоторые возможности для «лирических отступлений».

НА СПОРТИВНЫХ СТРЕЛЬБАХ

(спортивный монофон на звук «С»)

Седьмого сентября, в субботу, на стадионе в сибирском скромном селении собрались сотни спортсменов. В спортпрограмме соревнования стояли следующие слова:

Сегодня в селе Семимиры состоятся состязания по спортивной стрельбе стоя и сидя. Спортсмены сорока стран, сердечно сочувствуя, съехались на стрельбище. Спонсоры сделали свои ставки. Среди солидных сотоварищей спортивной стрельбы, содействующих соревнованиям своим состоянием, состоят: Среднереченское Содружество Самостоятельных сетевых садовых Строителей и Сотрудники сельского Секретного Семигорского Склада по сохранению свиного сала, сахара, серы и сливок.

Спортсмены собираются с силами, не смеются, сосредоточиваются, стоят смирно, сидят спокойно. На стрельбище спускаются сердитые и серьезные специальные сотрудники – судьи.

Свисток. Стрелок Сережа Сидоров согнулся, ссутулился, смахнул слезу, стрельнул, смазал. Судорожно и смачно сплюнул.

Следующий стрелок – Сидор Сережин совсем смутился и смотрел на соседнего соревнующегося с состраданием и с сочувствием. Но смолчал и соответственно совершенно сбил сам себе собственный самоконтроль. Стал сквернословить и сопротивляться санитарам, старающимся связать сквернослова и создать на стадионе спокойствие, соответствующее солидным соревнованиям.

Стрелки смешивались и смотрели сокрушенно и скромно. Судьи смолили сигареты и сморкались.

Смеркалось. Соревнования скатывались к стремительному сокращению. Спонсор из Секретного склада, стройный, седой, сорокалетний секретарь совершенно скрытного Сарая сощурился и сказал спокойно, сглатывая слюну и сияя синими сердцевидными стеклами:

– Сотрудники, сотоварищи и стрелки! Сообщаю совершенно секретно. Но сомневаюсь, что соревнование содержит в себе солидную не случайную силу. Согласитесь и не смейтесь. Соревнование свершилось совершенно несвоевременно. Сотни сельчан, соседских семей и самих спортсменов совместно содействовали становлению стрелкового спорта и службе сохранности совершенно секретного Сарая.

Секретарь скомкал собственное сообщение, смуглые и смешливые спортсмены солидарно, но скучно сказали:

– Салют стройному и своенравному Секретарю в смокинге! Спасибо! Сочувствуем и стараемся!

Секретарь и свыше сотни соратников специфическим строем сошли, как стадо, со ступенек стрельбища, собираясь сначала в сберкассу, и скорее в столовую, смаковать сливки в стаканчиках, суп из страуса и сосиски с соленой соломкой.

Среди спортсменов – студенты, сторожа, строители, секретари, структуралисты, строевики, студийцы, стюардессы, санитарки и судостроители. Сонные, стонущие спортсмены сочиняли, сидя в столовой, стихи о соревнованиях, старались спеть сонеты и сыграть сонаты. Сценаристы и схизматики из стихотворцев сочиняли сценарии, а сыроделы и сыроеды сварили сезонный салат, судомойки сменили скатерти.

Но скоро сон сморил спортсменов. Спят спортсмены со своими ссадинами, стажировками, стенаниями, стереотипами, странностями и страховками, сувенирами и судорогами, суевериями и суровостью, сюсюканьем и сопереживанием.

Спите, собирайте силы для соревнований! Слава славному стрелковому спорту! Слава!

Третий монофон – наиболее сложен. Он посвящен историческому сюжету. Сочинение таких работ связано со знанием реалий и событий описываемого времени, со значительным словарным запасом автора, наконец, с его хорошим воображением и наличием конкретных писательских способностей. Очевидно, что при работе с монофонами следует учитывать подготовленность

слушателей, их начитанность и не требовать от них выполнения непосильных заданий.

В то же время практика показывает, что, как правило, отдельные слушатели, пройдя первый этап подготовки из монофонов смешанного содержания, в дальнейшем как бы специализируются – либо на спортивных, либо на военных, либо на исторических сюжетах.

(исторический монофон на звук «П»)

Понтий Пилат – Пятый Прокуратор Палестины перечитал переписанную писарем поэму в прозе и приказал платить за перевод поэмы постранично. Позвонив, Прокуратор потребовал привести пойманных преступников.

Постучав, появились приближенные, посыльные с преступниками. Приставив пики к пыльным покровам, поклонились.

– Помилуй! – повалились преступники.

– Подумайте! – посоветовал Прокуратор преступникам.

– Презренные! – Прокуратор поднял палец и показал на пол. – Позвать палачей! – и, повернувшись к приближенным, прокричал:

– Позорных пройдох и пасквилянтов придется присудить к полонению и прикончить!

В павильон протиснулся повар Понтия Пилата. Прошелся, как павлин, подобострастно подмигивая и покачивая подносом с пирогами и прочими пампушками. Прокуратор привстал, протянул плотоядно палец. Попробовал, повелительно протянул:

– Проваливай, потребуется – призову, поганец!

Придерживая поднос и панталоны, повар повалился на полог, покрывающий полы. Повар паниковал и плакал. Паркет под поваром потемнел. Посыльные потащили повара к проходу.

Понятливые пройдохи и преступники проскочили к пальмам, побежали и в параличе притаились за парком. Прокуратор почувствовал приближение пассата и певуче пробасил, потребовав прикрыть полог и принести пергамент.

Перебирая пожелтевшие переплеты, Прокуратор предался перевариванию пищи, прищурившись, посматривал на прекрасных попугаев, пантер и пони, поставленных приближенными Прокуратора и персами-посыльными за пилонами, пилястрами и пиниями у просторного пирса. Понтий Пилат прислушивался к печальным песням плаксивых плакальщиц, пискляво повторяющих припевы и поддерживающих пламя у платанов. Плакальщицы помогали в погребении плебеев и падших преступников.

Прекрасный полдень поднялся над Палестиной. Погонщики на повозках поворачивали к погребкам, полагая подзакусить. Подавальщики подносили подносы с поджаренной провизией, подливками и приборами.

Парило. Палестина, позевывая, погружалась в привычную послеобеденную позу: поспать после полудня, пока не придет прохлада.

Помилует ли Пятый Прокуратор Палестины преступников-плебеев и прегрешения палестинцев? Привилегия правления Понтия Пилата продолжалась.

Приглашаем подумать понимающих проблему.

Надо заметить, что в каждом из трех монофонов, помещенных выше, можно найти неточности, может быть, повторы. Но не следует забывать, что они написаны молодыми авторами и начинающими ораторами.

На начальной стадии обучения объем монофона не должен превышать 100 слов. Затем количество слов в монофоне возрастает до 200–250, но не более.

Работа по составлению монофонов не просто увеличивает словарный запас оратора, но и вводит в его речь слова (синонимы, антонимы и пр.), которые он раньше не употреблял, а может быть, и совершенно не знал. Большую помощь в творческой работе по составлению монофонов может оказать любой словарь. Нужно открыть его на соответствующей букве и выбирать слова, подходящие к изучаемой теме.

Если внимательно посмотреть на монофон, посвященный спортивным проблемам, то в нем можно без труда выявить Введение (от начала до слов: «Спортсмены собираются с силами» и т. д.), Заключение (от слов «Но скоро сон сморит спортсменов» и т. д.). Есть и основная часть, которую в свою очередь можно разложить на три пункта: I. Соревнование. II. Речь Секретаря. III. Реакция спортсменов на речь Секретаря. Таким образом, требования плана являются обязательными для любого выступления, даже для краткого выступления в рамках подготовительной деловой игры.

В монофонах часто встречаются элементы смешного. Разные люди к ним относятся неодинаково. Есть такие, которым это не нравится, и они считают, что монофон должен быть серьезен и даже суховат. Если же юмор в монофонах приветствовать, то вскоре выяснится, что некоторым учащимся эта сторона подготовки монофонов удается в наибольшей степени. Такие рассказы оживляют весь ход деловой игры, что положительно сказывается на работе учащихся в целом.

После того как количество монофонов станет значительным, между их авторами можно организовать конкурс. В первом туре участвуют все удачные монофоны, написанные по учебному плану. Авторы лучших из них допускаются до второго тура, для которого пишутся новые оригинальные произведения объемом не более 250 слов (предлоги не в счет) на заранее объявленную тему.

Победители – первые три места – объявляются согласно заранее разработанному статусу (специальным жюри или открытым голосованием всех начинающих ораторов) при непременном соблюдении главных критериев обучения риторике в целом, изложенных в трех ее «золотых» правилах.

Можно предусмотреть и третий тур конкурса. Тогда монофоны «второго тура» готовятся как домашнее задание, и его победители работают в аудитории (может быть, в зале, в торжественной обстановке) в присутствии комиссии (жюри). Ее (его) решение является окончательным при распределении призовых мест (о наградах и призах говорить не станем, но их присуждение более чем уместно). Хорошо, когда в этой работе принимает участие администрация школы (учебного заведения).

Использование монофонов при восстановлении речи

Качество фонации зависит от характера контакта голосовых связок, т.е. вида так называемой голосовой атаки. Принято различать твёрдую, мягкую и придыхательную атаку, или постановку голоса. Благодаря правильному использованию дыхательной опоры, можно противодействовать образованию как придыхательной, так и твердой постановки голоса. Опускание нижней челюсти способствует смыканию голосовых связок во время фонации и сжатию замыкающего глоточного кольца.

Упражнения, заключающиеся в сдавливании щитовидного хряща в области гортанной выпуклости (Адамова яблока) и прекращении сжатия этого хряща при одновременной фонации и использовании дыхательной опоры, оказывают большую помощь при функциональных заболеваниях голосового аппарата.

Упражнения для голоса следует выполнять на гласной “а”, так как во время эмиссии этого звука на той же самой высоте экскурсии гортани бывают наименьшими. Такого рода упражнения следует назначать больным, у которых гортань совершенно бесполезно, слишком резко перемещается вверх, вниз, вперёд и назад.

Экскурсии гортани сопровождаются изменениями функции остальных резонаторных полостей, объём которых может увеличиваться или уменьшаться вследствие рефлекторного сокращения соответствующих мышц. Причём даже очень незначительное изменение состояния мышц, каждое отклонение от их нормального тонуса или же от нормальной длительности их сокращения может обусловить возникновение голосовых расстройств. Чем подвижнее голосовой аппарат и чем более точной является функция отдельных его элементов, тем большую ценность имеет голос. Поврежденный голосовой аппарат утрачивает способность функционировать точно и одновременно быстро.

Артикуляция основывается на голосовом звуке, который характеризуется определенной продолжительностью. При отдельных, не объединенных между собой звуках, создаётся впечатление, что речь состоит из несвязанных, обособленных слогов. Для достижения непрерывности артикуляции необходимо выработать двигательную непрерывность во время функции голосового аппарата, т. к. речь является двигательным актом, подчиняющимся тем же законам, которые руководят двигательными функциями всего организма. Темп упражнений сначала должен быть замедленный, позднее упражнения выполняются в нормальном ритме. В последнее время редко применяется способ растягивания звуков во время упражнений. Восстановление фонации и артикуляции заключается в обработке каждого звука и слова с точки зрения ритма, напряжения и высоты, базируясь на явлениях созвучья и резонанса.

Чтение с губ в зеркале

Ощущение созвучья и резонанса развивается на основании колебаний и чувствительных восприятий. Способ направления голоса в надсвязочные резонаторные полости следует вырабатывать с помощью следующих трёх методов:
1) mormorando, при этом необходимо ощущать вибрацию тонких костей лица и носа;
2) упражнения, заключающегося в постепенном затихании голоса (piano); во время piano голос переходит в головные резонаторы, а чередование forte и piano во время упражнений на гласных способствует тому, что эти звуки становятся громкими, четкими и полнозвучными; 3) упражнения с помощью носовых согласных; м, н; однако, этот метод не может рекомендоваться во всех случаях, так как в результате его применения у больного легко может возникнуть носовой тембр голоса. Это происходит прежде всего в тех случаях, когда мышцы замыкающего глоточного кольца бывают слишком слабы, чтобы отделить средний отдел глотки от верхнего и от носовой полости, вследствие чего воздух проникает в полость носа и артикулированные звуки приобретают носовую окраску (при небных расщелинах, параличах мышц мягкого неба центрального и периферического происхождения, у глухих и т.д.).

Условием образования полноценного и звучного голоса является соединение грудного резонатора с резонаторными полостями надсвязочного пространства. Голос, возникающий па голосовых связках, такой же слабый, как голос музыкального инструмента, лишенного резонаторного ящика.

Ощущение вибрации при помощи колеблющегося камертона, тон которого соответствует высоте артикулированного звука

Во время фониатрического лечения следует стремиться к расширению диапазона голоса до такой степени, чтобы он включал по крайней мере шесть тонов, необходимых для правильной артикуляции. Достигнуть этого можно лишь в результате длительной работы. При малом объеме голоса, который сохранился, например, у глухого от периода лепетания, невозможно выработать правильную артикуляцию.

В процессе восстановления артикуляции следует использовать тактильные ощущения. На слизистой оболочке ротовой полости, губ и глотки находятся участки, отличающиеся специальной чувствительностью, так называемые, чувствительные артикуляционные зоны. Каждому артикулированному звуку соответствует определенный чувствительный пункт в одной из артикуляционных зон. После предварительного изучения артикуляционных областей согласных можно приступить к упражнениям, заключающимся в возбуждении специальной чувствительности в артикуляционных пунктах с помощью навернутой на гортанный зонд ваты, смоченной дестиллированной водой или физиологическим раствором поваренной соли. Легкое касание губ вызывает их смыкание при произношении звука п, при более сильном касании — губы смыкаются для произношения звука б, при котором больной должен также ощущать вибрацию в области гортани, в наивысшем пункте головы и т.д., длительное касание сопровождается произношением звука м, при этом вибрацию можно ощутить в маске, в области тонких костей лица.

Читайте также:  Игры на развитие лексической стороны речи детей

При произношении звуков ф и в нижняя губа приближается к верхним резцам; при произношении звуков д, т, н конец языка контактирует с деснами верхних резцов. При согласных с, з, ц возникает углубление вдоль средней линии языка, а конец его приближается к передним зубам. Звук с возникает без участия резонаторов точно так же, как ц, произношение звука с связано с колебанием голосовых связок. Выработку повышенной чувствительности в резонаторной полости следует связывать с ощущением колебаний в резонаторах. При звуках ш, ж, ч средняя часть языка приближается к твердому нёбу, а конец языка находится на некотором расстоянии от верхних передных зубов. Возбуждение специальной чувствительности в артикуляционной области звука не должно производиться одновременно с упражнениями, целью которых является выработка ощущения резонанса в резонаторных полостях.

Обучение произношению гласных при использовании слуха

При произношении щ язык совершенно плоский. Во время упражнений, связанных с произношением этого звука, хорошие результаты даёт возбуждение повышенной чувствительности на всей поверхности языка, вдоль которой проходит голосовая волна.

В третьей артикуляционной зоне при произношении звуков к и г корень языка контактирует с мягким нёбом, в то время как при произношении х корень языка лишь приближается к мягкому нёбу. Во время упражнений, связанных с восстановлением артикуляции звука х достаточно лишь легко касаться места сближения артикуляционных органов, при упражнениях для звуков к и г прикосновение должно быть более сильным. Произношение г, как звонкой согласной связано с участием резонаторов. При низких звуках следует использовать грудной резонатор, при высоких — резонаторы надставной трубы.

Введение в ротовую полость во время фониатрического лечения шпателей, пластмассовых протезов ит.д. удлиняет период лечения, выработка оке специальной чувствительности в артикуляционных зонах значительно его укорачивает.

Во время фониатрического лечения используется компенсация со стороны органа зрения, слуха и жевательного аппарата. Восстановление артикуляции следует начинать от упражнений, связанных с произношением гласных, сначала учат произносить гласные а и о; затем — у и ы; и в конце высокие гласные: э и и. Руководя занятиями, во время которых больные учатся произносить гласные, стремятся расширить диапазон голоса больного вверх и вниз. При сдавливании щитовидного хряща голос понижается на один-два тона, после прекращения давления голос возвращается к исходной высоте. Для правильной артикуляции в польском языке диапазон голоса должен включать семь тонов в объёме первой и второй октавы.

– Вернуться в оглавление раздела “отоларингология”

Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка. (Рос. мова)

В новой Программе для общеобразовательных школ с украинским языком обучения цели и задачи курса русского языка определяются главным методологическим принципом обучения – коммуникативной ориентированностью обучения, сущность которого состоит в восприятии языка как объекта познания, средства общения и гуманитарного развития. При этом коммуникативная функция языка выдвигается на первый план и требует пристального внимания учителей, методистов, авторов учебников с целью формирования оптимальных условий для становления духовно богатой личности, умело и уместно использующей язык во всех видах и сферах речевой деятельности.

Коммуникативная компетенция – это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся.

Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции особенно актуальна, так как обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни.

Для развития и формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка широко использую коммуникативно-групповой метод обучения, который предполагает разнообразные формы и виды работы. Самые эффективные из них – урок-дискуссия, урок-презентация, урок-путешествие, урок-сказка, урок в форме игры КВН.

Основа урока-презентации – изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, фотографиями. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются в общую презентацию. В ходе урока такая презентация демонстрируется с помощью мультимедийного проектора. Материалы общей презентации чаще всего использую на уроке по обобщению изученного материала.

Информационные технологии наряду с другими средствами обучения стали надежными помощниками учителя, а формы работы с ними – привычными. Использую их на различных этапах урока – при изучении нового материала, его закреплении и обобщении, при проведении творческих и контрольных работ. Заранее объявляю тему, к которой группы должны подготовиться. Каждой группе даётся план работы по теме, обсуждаются цели и задачи, содержание. Времени на уроке на это нет, поэтому группам назначается время для консультации после уроков.

Уроки-путешествия по стране Лингвинии провожу в 5 классах по теме “Алфавит”, после изучения тем “Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография” и “Лексикология” (см. http://osvita. ua/school/lessons_summary/russian/33286). Такая форма урока выбрана с учетом живого интереса детей к путешествиям.

Уроки-сказки по теме “Лексикология” в 5 классе провожу по методике А. И. Косоговского.

Детям очень нравятся такие уроки, они с удовольствием выполняют задания, которые предлагается выполнить герою сказок Пете Двойкину (См. журнал “Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР” № 8, 1991).

После изучения тем “Причастие” и “Деепричастие” в 7 классе провожу урок-КВН “Именные и глагольные части речи”. В 6 классе провожу урок-КВН по теме “Лексикология” (см. http://osvita. ua/school/lessons_summary/russian/31949). Это и радость коллективного поиска правильного и остроумного ответа, и возможность каждого показать свои знания, проявить сообразительность и артистизм. Целью урока является обобщение и закрепление изученного по темам, развитие интереса к урокам русского языка. Главная задача учителя при этом – направить игру в “учебное русло”, достигнуть поставленных целей.

На уроках русского языка и во время проведения Недели русского языка в школе для развития и формирования коммуникативной компетенции использую лингвистические игры.

Игра “Аукцион”

Игра проводится в форме аукциона. В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых, частей тела человека (головы, носа, ушей, глаз, рук, ног) или подберет фразеологизм, в котором упоминается имя числительное.

Игра “Соколиный глаз”

Учащиеся объединяются в несколько групп. Каждой группе даётся текст. Задание: найти в тексте наибольшее число слов с переносным значением. Выигрывает та группа, которая найдёт большее количество слов.

Игра “Найди пару”

Первый играющий называет слово, начинающееся на звонкий согласный, и бросает мяч. Тот, кому бросили мяч, должен назвать слово, начинающееся на парный глухой согласный. Например, бисер – пирог, валенок – фуражка, гнездо – курица, дерево – тополь. Затем можно поменять условия игры: подбирать слова по мягкости-твёрдости первого согласного звука в слове (мяч – мак, река – роса). Можно также предложить учащимся подбирать к названному слову синонимы, антонимы, омонимы, или паронимы. Кто не может назвать пару, выходит из игры.

Игра “Рассказ по кругу”

Ребята рассаживаются по кругу. Первый играющий начинает рассказ, придумывая и произнося вслух фразу. Например: “Однажды днём вся семья собралась в гостиной”, или “Наш класс решил отправиться в поход”. Можно заранее задать жанр рассказа (детектив, мелодрама). Второй подхватывает, говоря фразу, продолжающую повествование. Долго думать нельзя: если игрок думает более пяти секунд, то выходит из игры.

Игра “Снежный ком”

Игра проходит по кругу. Первый играющий произносит нераспространенное предложение, например: “Ребёнок идет”. Следующий должен прибавить к предложению одно слово, правильно повторив все предложение: “Ребёнок идет к брату”, “Ребёнок медленно идет к брату”. Прибавлять можно в любом месте. Служебные слова не считаются. Игрок, который при повторении пропустил слово или переставил слова местами, выходит из игры. Побеждает тот, кто остается последним.

Игра “Если бы…”

Ребята становятся по кругу. Ведущий произносит начало предложения (“Если бы я был/а спортсменом…”, “Если бы я был/а депутатом…”, “Если бы я был/а миллионером…”, “Если бы я был/а деревом…”, “Если б я был/а собакой/кошкой…”, “Если бы я был/а птицей…” и т. п.). Каждый игрок по очереди придумывает вторую часть предложения. Кто не может продолжить, выходит из игры.

Игра “Сочиняем монофон”

Монофон — это краткий рассказ, все слова которого начинаются на одну и ту же букву (звук). Термин “монофон” состоит из двух слов: “моно” — один, “фон” — звук.

При составлении монофонов можно использовать разные служебные слова: предлоги, союзы, частицы.

Упражнения с монофонами способствуют активизации дикции и произношения, расширяют словарный запас, формируют стиль говорящего, развивают навыки ораторского мастерства и способствуют становлению речи.

Предлагаю учащимся придумать монофон, работая в группах. На выполнение задания даю 20-25 минут. Кто не хочет работать в группе, составляет монофон самостоятельно.

Вот какие монофоны получились у моих учеников.

Монофоны на букву М

Мама молча мыла Милу мылом “Медовым”, мягкие места мочалкой массажировала. А Мила мыла маленькую малиновую машинку. Машинка металлическая, марки “Москвич”. Милина Мурка мяукала. О молоке, мясе молила маму. Мила о малине мечтала. Мямлила маме: “Малину, малину!”

Мушкетер – мужчина мстительный, мастер мерзких маньяков, мошенников, мародеров мочить. У мужчины мускулатура мощная, мозги многогранные, мышление миллионера. Мелодичная музыка манит в мир мечтаний. Мерещится милосердная мадонна с младенцем. Маркиз моргает, молится. Мучается.

Монофон на букву П

Папа получил получку. Пришел поздно. Принес продукты, пиво. Помылся, побрился. Потом поужинал: поел пиццу, попил пиво, пожевал пряник. Покурил. Посмотрел передачу. Посмеялся. Пошутил. Прочитал пьесу. Позевал. Попил простоквашу. Постелил постель, повзбивал подушки, поправил простынь, пододеяльник. Почесал подбородок, пальцами помассажировал поясницу. Проветрил помещение, прилег поспать. Проснулся в полдень. Покушал. Почистил пиджак и полушубок, покремил полуботинки. Приоделся. Пошел поговорить с приятелем.

Монофоны на букву Р

Рано. Розовый рассвет. Река разлилась. Розы, ромашки, репейник, резеда растут рядом. Румяный Роман рьяно рвет руками резеду, ромашки. Рита рисует Роману рыбок, а Римма разукрашивает. Роман – рыбак, решил рыбок разводить. Радуется рыбкам. Руслан работает, ролики ремонтирует. Рыжик резвится рядом, рявкает, рычит. Руслан ругает Рыжика.

Рассказ о Роме, Рите, ребятах и реке. Раньше Рома работал на русской радиостанции, рекламировал разные раковины, решётки, ролики, ракетки, рюкзаки. Радовался: в роддоме родился ребёнок Родион. Рассвет. Река. Радуга. Рита разогрела Роме и ребятам рагу, разложила разносолы. Рома разрезал рыбу, разорвал руками розовых раков, реализованных на районном рынке. Рита расставила раскладушки, рассадила ребят. Ребёнок Родион рассматривает радугу, Роза рассказывает рифмовки. Рядом рычит Рекс. Радостно ребятам у реки!

Монофоны на букву С

Саша, Света, Соня, Софья собирались сыграть с собакой в салки. Собака сделала сюрприз. Снежок самовольно съел со стола соленое сало, свежий сыр и салями. Софья сердито саданула собаку свертком. Снежок сразу сам соскочил со стола. Струсил. Спрятался. Стыдно стало. Саша, Света и Соня смеялись.

В субботу среди солнечного Санкт-Петербурга, в сквере на скамейке спокойно сидела скромная седая старушка. Сегодня со старухой случилось страшное событие. Стоявшую в снегу старуху схватила сбоку серая собака. Старухе стало страшно. Схватило сердце, сузились сосуды. Собака съёжилась, спряталась за сосной. Сбежались сердобольные соседи, стали спасать старушку. Созвонились с сержантом Скориком. Скорик сразу соскочил со стула, спешил по следам собаки. Смелый сержант схватил собаку. Счастливые соседи смеялись над ситуацией.

Монофон на букву Т

Тревожно. Тоскливо. Тамара и Таня тренируются на тренажере. Троечник Тимофей требует тренажер, трясет, толкает Тамару и Таню. Терьер Тарзан тявкает, торопливо тянет темпераментного Тимофея за трехцветные тренировочные трикотажные трусы.

Твердолобый Тимофей топает, терзается. Тарас тащит табурет Тимофею: “Тренируйся на табурете!”.

Игровые технологии помогают заинтересовать детей, сделать их труд увлекательным, обеспечивают более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность, помогают формировать у учащихся коммуникативную компетенцию.

Использованная литература

  1. Александров Д. Н. Монофоны: техники развития речи.
  2. http://www.elitarium.ru/2004/05/06/monofony_tekhniki_razvitija_rechi.html
  3. Росiйська мова: Програма для 5 – 9 класiв загальноосвiтнiх навчальних закладiв з українською мовою навчання / Н. Ф. Баландiна, І. А. Синиця, Т. Я. Фролова, Л. А. Бойченко.

Автор: Дейкіна Тетяна Іванівна
Посада: учитель російської мови.

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Монофоны

4 января 2014 Автор: Александр Харин

Известно, что основой для сильной и красивой речи является словарный запас человека. Богатый словарный запас присутствует у людей начитанных, имеющих большой опыт общения с живой аудиторией. Чтобы увеличить словарный запас существуют техники на развитие речи. Для активизации словарного запаса у себя на курсе «Ораторского Искусства» мы часто используем разнообразные техники развития речи. Одна из них – упражнение «Монофон».

Термин «монофон» включает в себя два слова – «моно» – один, «фон» – звук.

По сути же, монофоном является небольшой рассказ или сочинение. Все слова в этом рассказе начинаются с одинаковой буквы. Наиболее часто встречаемый в литературе монофон на букву «П» и «С», т.к. русский язык неимоверно богат словами на эти буквы.

Составление монофонов и другие занятия по развитию речи позволяют не только пополнить словарный запас. Они способствуют развитию связной речи, помогают улучшить дикцию и произношение в целом.

Если вы хотите развить в себе способности и научиться выступать публично, ярко и динамично орудовать речью, попробуйте составить монофоны на различные буквы.

К вниманию читателей мы предлагаем примеры монофонов наших выпускников.

Звезда

Земля зарделась, зелень загорелась —

Зевнула заревом задорная заря,

Заоблачность задумчиво зашевелилась,

Закопошилась и в завалинках земля.

И засветло все звезды Зодиака

Зигзагами за занавес зашли,

Но вот Звезда, задаром забияка,

Залюбовалась на загадочность зари.

И, заколдованная зрелищем, не знала

Читайте также:  Годовой план работы логопеда

Зачем задумана звенящая заря,

Она задумчиво и замерев запоминала

Заботу злата, зарожденного не зря!

Звезда здоровалась с зажженною Землею

И, заразившись заревом, зияла золотым,

Она задумала зажить затем зарёю

И Землю звездною заботой засветить.

Сила слова

Сила слова сокрушает,

Создает и созидает,

Сулит счастье и свободу,

Смелым – силу сочетаний,

Снегопады слов – старанным

Слабым – спешное схожденье,

Скудный слог – совсем уж скучен,

Сочный, слаженный – силен,

Собирайся с мыслью,

Смысли, смысли, смысли.

Словом, смысл сего стиха:

Создавай сам силу слова,

Сам смеши, сходи с ума,

Согласуйся сам с собою!


Белоцерковец Лина


Паризька пригода

Пан Петро Прокопенко з Прилук приїхав до Парижу. Прекрасна погода просто примушувала пройтися.
Прогулюючись парком , Петро промугикав про себе простеньку пісеньку і побачив привабливу пані . Прибула пані Параска з Петриківки і просто подорожувала.
— Прекрасна пані! — приязно привітався Петро, — пропоную познайомитись!
— Приємна пропозиція! — погодилась пані.
Прогулюючись, пара попрямувала по проспекту.
— Пані Парасю, подивіться праворуч, побачите палац, побудований приблизно…
Пані подобались прекрасна пам?ять, постава і приємна посмішка пана Петра.
А пана привабили простота, порядність і привітність пані Парасі. Прийшли до покоїв пана.
— Прошу, проходьте, пригощайтеся! — пропонує Петро.
Принесли паштет з печінки, перепілок, печериці, пеленгаса, помідори з перцем та петрушкою, пиріжки, пиво. Потім полуницю.
Пообідали.
Посиділи…
Поговорили про погоду, політику, подорожі…
Покурили папіроску…
Помовчали…
Принесли програвача. Поставили платівку з повільною піснею.
— Потанцюємо?
Підвелися, потанцювали…
Поцілувалися…
— Пані прекрасна, пухкенька, пахуча – просто пишечка! — прошепотів Петро, присуваючись до Парасі.
— О, Петре. — простогнала пані , поринаючи у прірву пристрасті…

Пізніше пан проводжав пані :
— Парасю! Прибіжу в понеділок після полудня!- проказав Петро і, підсвистуючи і підстрибуючи, як підліток, пішов.
Париж пробуджує почуття.

Елена Алдошина


Ссора

Сторож Семен сидел в сторожке. Смеркалось. Семен собирался стелиться и спать. «Стук-стук». Семен схватился, слушает. «Стук-стук». Стучат.
— Слышу, слышу, сейчас спущусь, — Семен, слез со стула, спина сгорбленная, сам седой, совсем старик.
Стал спускаться по ступенькам, стук становился сильнее.
Снаружи стоял сосед, сват Семена. Сосед, ступив в сторожку, сходу спросил:
— Семен, ссудишь стопарик?
— Сват, садись, сказывай, случилось событие?
Сосед сел, ссутулился.
— Семен, стопарик, стопаричек, спаси, стонал сват, — супруга скоро со свету сживет.
сварится, сердится, скоро свихнусь.
— Спокойствие сват, — Семен ставит на стол самогон, сало, сковороду со свининой. Сосед схватил стопку самогона, сжевал свеженину.
Смачно. Семен — свежина, сало, самогон — сытно сторожуешь, — съязвил сват — Скажи, Семен, слямзил свеженинку со склада?
— Слямзил, стырил, спер — согласился Семен — Сам святой?
— Святой, не святой, стырить слабо — совесть, — словно серьезно сказал сосед.
— Совесть? — Семен стал к свату спиной — сердито схватил сковородку, с силой стукнул об стол. Со стола слетели стопки, скатилась солонка, ссыпалась соль.
— Соль сыпется к ссоре — скривился Семен, становясь спокойнее — сват, считаешь стащить стыдно, а съесть сворованное — справедливо.
Спящая у стены серая собака Снежка, схватилась, стала скулить.
— Сука скулит, сердится что ссоримся. Совсем старая стала, спит, спит, скоро сдохнет.
Семен смахнул скупую слезу. Скинул собаке со стола сальца.
— Съешь, Снежка — сказал сипло, словно стесняясь слез. Собака схватила сальцо, слопала, сглотнула слюну, снова свернулась спать у стенки.
Смурные старики смотрели на спящую собаку, сопереживая. Сразу стали спокойные, смиренные.
Свату стало совестно, сам сюда собрался, сам спросил самогону, и сам Семена сволочью сделал.
«Сделаю Семену сюрприз — спою». Сосед сначала слабенько, но скоро с силой, страстью спел «Сулико». Семен сначала сердито сопел, а следом и сам стал солировать.
Светало… Снаружи соловей свистел свою соловьиную симфонию. Семен и сват спали, свесившись со старой софы…


Добрые дела д`Артаньяна

Изо дня в день д`Артаньян делал добрые дела. Друзья доверяли ему на девяносто девять и девять десятых. Даже дамы дорожили дружбой с д`Артаньяном за его деликатность и деловитость.

Да, он дурачился, дерзил и дрался на дуэлях, но достоинство, доблесть и добродетель делали его действи- тельно дворянином.

Давеча д`Артаньяну доставили двенадцатилетнюю девочку и депешу, где давались детали по доставке девочки в деревню к деду. Дополнительно за это дело д`Артаньяну давали дофига денег. Он добросовестно доставил девочку в деревню и довольный делом дебоширил с друзьями два дня. Далее деловой доброжелатель дал д`Артаньяну дневник девочки и документы. Дочитав дневник, д`Артаньян, в депрессии достаточно долго думал о душе, о добре, о дружбе, о детстве. Ни дорогой джин, ни дифирамбы друзей, ни доза димидрола не делали д`Артаньяна добродушней.

Дневник девочки доказывал, что дед этот – деспот и дикарь. А документы девочки демонстрировали, что она Джульетта Делакруа, дочь его друга. Дивная драмма. д`Артаньян догадался, что дело дерьмовое. Однако, девиз д`Артаньяна с детства – дружба дороже денег.

Думал д`Артаньян над дилеммой, как действовать, да что делать, и додумался. Д`Артаньян достал доспехи и двинулся в дорогу.

Доехал до деревни, дошел до дома деда-деспота, достал дробовик с дулом два и два дюйма и со всей дури двинул дверь. Диалог между д`Артаньяном и дедом длился не долго. Дед весь дрожал, он догадался, что доигрался. И дал дед дёру через дебри в дальнюю дубраву. Д`Артаньян и не думал догонять деда, он должен даждаться Джульетту, чтобы доставить ее давнему другу.

Дивная доля у д`Артаньяна – изо дня в день делать добрые дела.


Березина Елена


Отважный ослик

Однажды отважный ослик, охранявший озеро, осматривал окрестности и обнаружил опущенную в озеро ольху. Оглянувши омут под ольхой, он обнаружил огромного окуня. Обходя озеро околицей, ослик обалдел от одинокого оленёнка, обгрызавшего орех под орешником. Вдруг огромный овод облетел и обжег ослика. Ослик, оторопев, отмахивался от овода. Отходил, отходил от овода и оказался в озере.

У ослика и оленёнка общие отличительные особенности. Они очаровательные, общительные, отзывчивые. Одна лишь оказия – ослик осёл.

Около обрыва ослик обнаружил еще один объект – охотившегося орла. Орел облетал по окружности островок, озелененная окрестность отражалась в озере. Одинокий орел, осматривая окрестности, обнаружил ослика и олененка и опустился к озеру.

Оказавшись около ослика и олененка, орел оповестил об орлином отношении к одной овце: одна овца отказала орлу в отношении. Орёл обиделся на овцу. Он оказался обманутым в ожиданиях. Она обещала официально оформить отношения и обманула орла. Огонь отчуждения отравляет душу овцы и орла. Орел обожал овцу. И ослепленный отчаянием орел отлетел в отару. Он опять обязался отыскать овцу.

Опустошенный орлиной одой, ослик обошел огород в окрестностях озера. Общипывает овощи, на опушке объедается облепихой. Откуда-то объявился отряд в одиннадцать октябрят. Они очень обозлили ослика: «Отойдите октябрята от озера», — окликнул он. «Отстань ослик», — отвечают октябрята. Они отбежали обрывать орех. Октябрята обидели ослика.

Около одиннадцати все октябрята отправились в отряд. Олененок оставил озеро. Орел остался в отаре. Окунь отплыл от обрыва в озеро.

Ослик ощутил одиночество.


Жильцова Светлана

Еще один хороший пример составления монофона предлагаю я, его автор, Александр Харин. Это «Наказ», который призывает учиться хорошо говорить, будет интересен каждому. Он является не только примером качественного монофона, но и составлен в стиле приказа или агитационной речи. Прошу «читать… и жаловать», чтобы лучше научиться риторике и обогатить свой словарный запас.

Использование монофонов при восстановлении речи

§ 7
Работа с эталонами

Зачем ты выучил свой текст наизусть!
Нам нужна свободно льющаяся речь,
живая, эмоциональная…
Говори свободно, коротко, остроумно.
Помни, что это нетрудно.

§ 8
Монофоны, цитоны

Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.

ПЕТР И ПАВЕЛ
(смешанный монофон на звук «П»)
Проснулся Петр поутру в понедельник, потянулся, посмотрел на пол, на потолок, подумал и поднялся. Потом пошел попрыгать и побегать под песни «Песняров», под побасенки и прибаутки популярных производителей поп-музыки.
Потом Петр помылся и побрился, посидел, прислушался. Пробило половину пятого. Пора переодеваться и позавтракать.
Позвонили, Петр приоткрыл портьеру, подождал и посмотрел подозрительно. Появился Павел, Петр приветствовал подошедшего приятеля, Павел протянул Петру пестрые и приятно пахнущие пионы. Петр поблагодарил и поставил подарок в приобретенную позавчера полувазу.
Приятели позавтракали повидлом, пряниками и пивом. Потом Павел, подумавши, попросил у Петра простокваши, персиков и пастилы. Поискали по полкам, но подходящие продукты, похоже, потерялись.
После пива приятели пошли на пилораму, где практиковали подмастерьями, просто подрабатывали на побегушках. Но пиво потекло по парнишкам, поэтому партнеры пикантно похохатывали и подергивали плечами, похоже – пошатывались. Прохожие пугались, перешептывались, поворачивали, переходили на противоположные переходы, побаиваясь приятелей.
А парнишки, порядочные плотники на подсобных производствах, поохали, поахали и пообещали не придираться к прохожим по перекресткам, не приставать к попутчикам, появляющимся на пунктах пересечения.
Постепенно положение поправилось, поскольку, пообщавшись, парочка приятелей прикупила по пальто, по полуботинкам, по прекрасному портмоне и постепенно присоединилась к приличной публике, понимающей политесы и прочие положения в пространстве.
Пожелаем Петру и Павлу побольше побед и подходящих потребностей. Проникнемся и поможем! Привет популярным, парадоксальным и превосходным!

НА СПОРТИВНЫХ СТРЕЛЬБАХ
(спортивный монофон на звук «С»)
Седьмого сентября, в субботу, на стадионе в сибирском скромном селении собрались сотни спортсменов. В спортпрограмме соревнования стояли следующие слова:
Сегодня в селе Семимиры состоятся состязания по спортивной стрельбе стоя и сидя. Спортсмены сорока стран, сердечно сочувствуя, съехались на стрельбище. Спонсоры сделали свои ставки. Среди солидных сотоварищей спортивной стрельбы, содействующих соревнованиям своим состоянием, состоят: Среднереченское Содружество Самостоятельных сетевых садовых Строителей и Сотрудники сельского Секретного Семигорского Склада по сохранению свиного сала, сахара, серы и сливок.
Спортсмены собираются с силами, не смеются, сосредоточиваются, стоят смирно, сидят спокойно. На стрельбище спускаются сердитые и серьезные специальные сотрудники – судьи.
Свисток. Стрелок Сережа Сидоров согнулся, ссутулился, смахнул слезу, стрельнул, смазал. Судорожно и смачно сплюнул.
Следующий стрелок – Сидор Сережин совсем смутился и смотрел на соседнего соревнующегося с состраданием и с сочувствием. Но смолчал и соответственно совершенно сбил сам себе собственный самоконтроль. Стал сквернословить и сопротивляться санитарам, старающимся связать сквернослова и создать на стадионе спокойствие, соответствующее солидным соревнованиям.
Стрелки смешивались и смотрели сокрушенно и скромно. Судьи смолили сигареты и сморкались.
Смеркалось. Соревнования скатывались к стремительному сокращению. Спонсор из Секретного склада, стройный, седой, сорокалетний секретарь совершенно скрытного Сарая сощурился и сказал спокойно, сглатывая слюну и сияя синими сердцевидными стеклами:
– Сотрудники, сотоварищи и стрелки! Сообщаю совершенно секретно. Но сомневаюсь, что соревнование содержит в себе солидную не случайную силу. Согласитесь и не смейтесь. Соревнование свершилось совершенно несвоевременно. Сотни сельчан, соседских семей и самих спортсменов совместно содействовали становлению стрелкового спорта и службе сохранности совершенно секретного Сарая.
Секретарь скомкал собственное сообщение, смуглые и смешливые спортсмены солидарно, но скучно сказали:
– Салют стройному и своенравному Секретарю в смокинге! Спасибо! Сочувствуем и стараемся!
Секретарь и свыше сотни соратников специфическим строем сошли, как стадо, со ступенек стрельбища, собираясь сначала в сберкассу, и скорее в столовую, смаковать сливки в стаканчиках, суп из страуса и сосиски с соленой соломкой.
Среди спортсменов – студенты, сторожа, строители, секретари, структуралисты, строевики, студийцы, стюардессы, санитарки и судостроители. Сонные, стонущие спортсмены сочиняли, сидя в столовой, стихи о соревнованиях, старались спеть сонеты и сыграть сонаты. Сценаристы и схизматики из стихотворцев сочиняли сценарии, а сыроделы и сыроеды сварили сезонный салат, судомойки сменили скатерти.
Но скоро сон сморил спортсменов. Спят спортсмены со своими ссадинами, стажировками, стенаниями, стереотипами, странностями и страховками, сувенирами и судорогами, суевериями и суровостью, сюсюканьем и сопереживанием.
Спите, собирайте силы для соревнований! Слава славному стрелковому спорту! Слава!

В ПАЛЕСТИНЕ
(исторический монофон на звук «П»)
Понтий Пилат – Пятый Прокуратор Палестины перечитал переписанную писарем поэму в прозе и приказал платить за перевод поэмы постранично. Позвонив, Прокуратор потребовал привести пойманных преступников.
Постучав, появились приближенные, посыльные с преступниками. Приставив пики к пыльным покровам, поклонились.
– Помилуй! – повалились преступники.
– Подумайте! – посоветовал Прокуратор преступникам.
– Презренные! – Прокуратор поднял палец и показал на пол. – Позвать палачей! – и, повернувшись к приближенным, прокричал:
– Позорных пройдох и пасквилянтов придется присудить к полонению и прикончить!
В павильон протиснулся повар Понтия Пилата. Прошелся, как павлин, подобострастно подмигивая и покачивая подносом с пирогами и прочими пампушками. Прокуратор привстал, протянул плотоядно палец. Попробовал, повелительно протянул:
– Проваливай, потребуется – призову, поганец!
Придерживая поднос и панталоны, повар повалился на полог, покрывающий полы. Повар паниковал и плакал. Паркет под поваром потемнел. Посыльные потащили повара к проходу.
Понятливые пройдохи и преступники проскочили к пальмам, побежали и в параличе притаились за парком. Прокуратор почувствовал приближение пассата и певуче пробасил, потребовав прикрыть полог и принести пергамент.
Перебирая пожелтевшие переплеты, Прокуратор предался перевариванию пищи, прищурившись, посматривал на прекрасных попугаев, пантер и пони, поставленных приближенными Прокуратора и персами-посыльными за пилонами, пилястрами и пиниями у просторного пирса. Понтий Пилат прислушивался к печальным песням плаксивых плакальщиц, пискляво повторяющих припевы и поддерживающих пламя у платанов. Плакальщицы помогали в погребении плебеев и падших преступников.
Прекрасный полдень поднялся над Палестиной. Погонщики на повозках поворачивали к погребкам, полагая подзакусить. Подавальщики подносили подносы с поджаренной провизией, подливками и приборами.
Парило. Палестина, позевывая, погружалась в привычную послеобеденную позу: поспать после полудня, пока не придет прохлада.
Помилует ли Пятый Прокуратор Палестины преступников-плебеев и прегрешения палестинцев? Привилегия правления Понтия Пилата продолжалась.
Приглашаем подумать понимающих проблему.

Ссылка на основную публикацию