Роль детского русского фольклора в коррекции речи детей

Использование русского фольклора в логопедической работе

Использование русского фольклора в логопедической работе.

Очень интересным и насыщенным практическим материалом считаю использование русского фольклора в логопедической работе.

Фольклор — как сокровищница русского, народа находит своё применение в различных областях работы с детьми.

Фольклор – это народный язык, а народ — непревзойдённый учитель речи.

Знакомство детей с литературным наследием малых фольклорных форм включает все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи и нарушений звукопроизношения.

Использование разных жанров фольклора: потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, попевок, сказок, народных подвижных игр, пальчиковых игр развивает речь, формирует нравственные привычки, обогащает знания о природе.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи, звуковой культуры речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Виды малых фольклорных форм

Я перечислю и охарактеризую виды малых фольклорных форм.

Пословицы, поговорки, загадки, потешки, попевки, скороговорки, народные сказки, народные песни, фольклорные игры.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению.

Используя пословицы и поговорки, логопед учит детей ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивает умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Например: Мороз не велик, да стоять не велит. Апрель с водою, май с травою.

Потешки, скороговорки, приговорки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи и незаменимы для дикционных упражнений. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи, и формируем интонационную выразительность его речи.

Например: Интонационная окраска речи в приговорке.

Девица-сестрица,
Сходи за водицей
– Я волка боюся,
Медведя страшуся.

Или скороговорка: до города дорога в гору, а с города с горы. ( Дети проговаривают скороговорку в различном темпе).

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

Песенная лирика.

Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и видов фольклора. Фольклорные песни представляют собой сложный комплекс. Это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский
(колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими детьми.

С помощью песенной лирики возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий.

Народные песни позволяют ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, способствуют формированию образности речи, словесному творчеству детей. Например «Каравай» песня с элементами игры.

Колыбельные песни – спутник детства.

Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей младшего возраста.

В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекают их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках.

Общеизвестны: «Сорока-ворона, кашу варила…»; «Ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки…», «Потягунючки, поростунюшки»!

Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту детей.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, также содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а «котенька», коток», «котик», «котя».

Котенька, коток,
Котя серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать
Мово Лешеньку качать, прибаукивать!

К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Сказка — как фольклорный жанр.

Слово “сказка” впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел.

Известно, что многие сказки начинаются с зачина:

«Жили-были», а заканчиваются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой:

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму.

Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека.

Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме (“Курочка ряба”, “Репка”), и сказки с острым захватывающим сюжетом (“Кот, петух и лиса”, “Гуси-лебеди”).

Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или иную сказку, но и осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Так, дети трех — трех с половиной лет называют медведя из сказки “Теремок” добрым, хорошим. Более старшие дети по-новому оценивают дружную работу животных из сказки “Зимовье зверей”; избалованность, заносчивость Малашечки из сказки “Морозко ” ярче оттеняют доброту, отзывчивость Маши из сказки “Гуси-лебеди”.

Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям.

Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.

Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается теперь малыш и в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения.

Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Для такого ребенка повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение, чувства. Объединяя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность. С понимания сказок начинается понимание родной речи.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи–доказательства и речи–описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, формировать понимание образного слова. В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение.

Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же.

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова в потоке речи, постепенно овладевая образной системой языка.

Фольклорные игры – школа для ребёнка. Воспитание активности, сноровки, сообразительности, инициативы в полной мере развернуто в играх. Одни игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, другие приучают сообразительности, вниманию. Связь с коллективом, подчинение установкам и порядкам – в педагогике эту функцию игры называют «социализацией», приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития. В фольклорных играх этим особенно интересны считалки. С их помощью устанавливаются правила игры. Короткий стихотворный отчёт с четким скандированием слогов называет того, на ком окончился счёт. Считалки учат четко, правильно и быстро говорить, оставаясь просто игрой.

Раз, два, три – Поди водить ты!

Использование русского фольклора дает следующие положительные результаты: устанавливает эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, расширяет детские представления об окружающем мире, формирует первоначальные знания о национальной культуре своего народа, обогащает лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями, усиливает самоконтроль за правильным звукопроизношением, улучшает дикцию, формирует фонематическое и фонетическое восприятие речи. Использование фольклора улучшает разные виды связной речи: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.

Таким образом, русский фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей .

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Оксана Гордейчик
Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Именно благодаря речи, ребенок развивается целостно и всесторонне, потому что она является основным средством общения. При недостатке общения речь ребенка не развивается, он может вырасти замкнутым.

Огромное значение на развитие речи ребенка влияют произведения устного народного творчества. Устное народное творчество способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста. Это незаменимый помощник в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

В своей коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста я используются все жанры устного народного творчества для автоматизации, дифференциации поставленных звуков.

С помощью потешек развивается память, фонематический слух, так как они используют звукосочетания, которые повторяются в разном темпе несколько раз с различной интонацией, украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение.

Учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

Потешки так же помогают мне установить контакт с ребенком (многие дети неохотно вступают в контакт, вызвать у него положительные эмоции.

Так при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, использую, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут слова «зайка-заинька», «серый-серенький».

Заинька, войди в сад,

Серенький войди в сад.

Зайка, зайка, войди в сад,

Серый, серый, войди в сад!

Дети с удовольствием повторяют:

Выгляни в оконышко!

Ждут тебя детки,

Дождик, дождик, пуще,

Выйду на крылечко,

Ряд потешек я использую в работе как тексты для пальчиковой и двигательной гимнастики. Пальчиковые игры доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж рук, воздействуя на биологически активные точки, расположенные на кистях рук.

-Пальчик-мальчик, где ты был? (все пальцы, кроме большого, сжаты в кулак)

-С этим братцем – в лес ходил (показать указательный палец)

-С этим братцем – щи варил (показать средний палец)

-С этим братцем – кашу ел (показать безымянный палец)

-С этим братцем – песни пел! (показать мизинец)

Используя пословицы и поговорки учу своих воспитанников ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь, развивать умение творчески использовать слово, умение образно описывать предмет. Они помогают обогащать словарь, развивать фонематический слух, грамматический строй речи, связную речь, формировать правильное звукопроизношение.

Апрель с водою, март с травою.

Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. Русские народные загадки помогают усваивать звуковой и грамматический строй русской речи.

Загадки – полезное упражнение для ума. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать и анализировать. В них – богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадка вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами и об особенностях каждого из них, помогает ему открывать для себя поэзию окружающего мира. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

Белая звездочка с неба упала,

Мне наладошку легла – и пропала.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек,

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи!

Бегут по дорожке доски и ножки.

Народные песенки содержат большие возможности в формировании фонематического восприятия, освоении лексической стороны речи. Использую при автоматизации, дифференциации звуков,так как колыбельная песня содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка: выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся звукосочетаний, звукоподражаний, а также грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи.

Читайте также:  Применение дидактических игр, как средства развития фонематического слуха и восприятия дошкольников

твой пушистенький хвосток

Приди, котик, ночевать –

Мою детоньку качать,

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу –

Дам кувшинчик молока

Да кусочек пирога.

Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей.

Для выработки у детей четкого ритма, возможности произносить раздельно все слова использую считалки.

Считалка – это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий со строгим соблюдением ритма.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Убегает зайчик мой.

5. Чижик в клетке сидел,

Чижик громко песню пел:

«Чу – чу – чу, чу – чу – чу – чу,

Я на волю улечу!»

Скороговорки и чистоговорки способствуют развитию правильной речи, закрепляют правильное произношение звуков, используются для тренировки и совершенствования голосового аппарата, развивают фонематический, речевой слух, дыхание у ребёнка. Активно применяю для закрепления правильного произношения звуков в работе с детьми, имеющими медленный темп речи, так как они учат четко, быстро и правильно говорить.

Со-со-со – у Сони колесо.

Ша-ша-ша – Саша моет малыша.

ла, ла, ла — у меня пила

pa, pa, pa — высокая гора

В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы.

Около кола колокола.

Нелепецы, небылицы, перевертыши дают возможность через игру со словами, звуками, звукосочетаниями уловить семантику (определяет смысловое значение) речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор. Это прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, удовлетворяющее ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье. Они развивают мыслительную деятельность (помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности).

Петя – красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке – сережки!

Эффективно в свое работе с детьми применяю русские народные сказки, которые способствуют коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста.

Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.

Так, как у детей с различным нарушением речи наблюдается трудности в заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, неправильно излагают свои мысли, быстро утомляются. Большинству детей сложно запомнить слова с неизвестным значением. Поэтому использую такую технологию, как мнемотехника, которая облегчает запоминание, увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций и позволяет в увлекательной для детей форме решать задачи их речевого развития.

Для облегчения запоминания стихов, потешек, чистоговорок, скороговорок, при обучении составлению рассказов, сказок, при отгадывании и загадывании загадок, мне помогает технология мнемотехники с использованием мнемотаблиц (дидактический материал по развитию связной речи детей, которая увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций и позволяет в увлекательной для детей форме решать задачи их речевого развития.

Дети, владеющие средствами мнемотехники, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Таким образом, разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка. С помощью различных форм устного народного творчества в своей коррекционной деятельности решаю задачи по развитию речи. Я считаю, что ценность устного народного творчества для речевого развития обусловлена, прежде всего, высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для детей, а так же другими жанровыми особенностями – речевыми, звуковыми, смысловыми.

Использование малых форм фольклора в моей работе с детьми позволяет за небольшое количество времени дать ребенку возможность проявить все свои способности, закрепить его произношение и научить его использовать в своей речи тот материал, который он усвоил на занятиях.

Этот богатейший материал словесного творчества предлагаю использовать воспитателям всех возрастных групп в режимных момента, и специалистам кто причастен к развитию речи детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы

1. Аникин В. П. Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре. – М., 1991г.

2. АпполоноваН. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. -№5-6.-с. 5-8.

3. Галанина Н. А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1992.-№5.-с. 32-37

4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

5. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошкольное воспитание. -1984.-№4.-с. 8-11.

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: – познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II “Курочка Ряба” Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь – о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Использование русского фольклора в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Никогда ранее проблема духовного развития подрастающего поколения не стояла так остро, как сегодня. Системный кризис, охвативший наше общество, не был бы так опасен, если бы не усугублялся кризисом духа, кризисом воспитания. Возможно, что духовно-нравственный кризис обусловлен отрывом человека от своих национальных корней, удерживающих его в сфере традиционной “правильной” морали. Поэтому оптимальной линией развития образования сегодня должна быть линия сохранения и обогащения национальной культуры. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. У дошкольных учреждений в этом процессе своя особая роль, так как именно в раннем детстве закладывается основа для формирования нравственной личности. В связи с этим приоритетным направлением воспитательно-образовательной работы нашего ДОУ стало ознакомление детей с культурой русского народа: традициями, обрядами, литературным, изобразительным, музыкальным наследием. Система работы получила отражение в комплексной программе “ЛАД”, разработанной творческой группой ДОУ. Программа имеет рецензию Кемеровского областного института усовершенствования учителей и успешно используется уже в течение 5 лет в детском саду № 27 г. Прокопьевска. Один из блоков программы логопедический и называется “Речецветик”. Он посвящён организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи и включает в себя:

– календарно-тематическое планирование по возрастным группам с учётом дат народного календаря;

-“речевой” материал для автоматизации всех групп звуков в связной речи (Приложение 1);

– конспекты индивидуальных логопедических занятий (Приложение 2);

– народные игры для автоматизации звуков (Приложение 3);

– народные пальчиковые игры (Приложение 4);

-конспекты индивидуальных логоритмических занятий;

-конспекты фольклорных развлечений (Приложение 5).

Таким образом, основой блока “Речецветик” стал русский фольклор.

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания, в самом положительном смысле, для подрастающего поколения.

Поэтому я, как логопед, поставила своей целью познакомить детей с народным языком, литературным наследием и включить его во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи, используя разные жанры фольклора: потешки, пословицы, поговорки, частушки, небылицы, попевки, сказки, народные подвижные игры, пальчиковые игры.

Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук.

Основными формами организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:

– занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении тем, например, “Дикие животные”, “Домашние животные”, “Посуда”, “Дом”, “Инструменты” и т.д.,

– занятия по формированию навыков связного рассказывания;

-занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации звуков в связной речи);

Использую фольклорные произведения на разных этапах занятия: в организационном моменте (при введении детей в тему занятия), в основной части (при изучении темы), во время физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики.

Всю работу по приобщению детей к творческому наследию русского народа можно условно разделить на 2 этапа:

1 этап – накопление речевого материала детьми.

На данном этапе работы на логопедических занятиях идёт отработка правильного произношения определённых звуков в текстах, затем тексты сочетаются с музыкой, разучиваются народные игры.

2 этап – обобщение накопленного материала по теме и проведение фольклорного развлечения с детьми.

На этом этапе происходит обобщение всего изученного за определённый промежуток времени. Согласно народному календарю выбирается тема фольклорного развлечения, на котором подводится своеобразный итог работы за определённый период: дети логопедической группы рассказывают фольклорные произведения разных жанров на автоматизируемые звуки речи, поют песенки, играют в народные игры.

Итогом многолетней планомерной деятельности являются следующие положительные результаты:

  • расширились детские представления об окружающем их мире,
  • сформировались первоначальные знания о национальной культуре своего народа, обогатился лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями,
  • речь детей стала более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной,
  • усилился самоконтроль за правильным звукопроизношением,
  • улучшились разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.

Таким образом, русский фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Проект на тему: «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№24 комбинированного вида»

«Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Технологическая карта проекта

Разработчик и составитель проекта

Сулейманова Светлана Владимировна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №24»

Название организации МБДОУ «Детский сад№24»

Участники: Воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники и их родители

Актуальность, основания для разработки проекта

Использование детского фольклора в развитии речи и приобщение к истокам народной культуры детей соответствует принципам и направлениям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.

Развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества

Образовательные:

1. Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;

2. Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки;

3. Учить детей играть в народные игры и водить хороводы.

Развивающие:

1. Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности – выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.

2. Развивать умение играть в совместные народные игры и хороводы.

Воспитательные:

1. Формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.

2. Обогащать чувства, воображение и речь детей.

3. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.

II. Совершенствовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к устному народному творчеству.

III. Привлекать родителей к активному участию по данному направлению работы, участвовать в праздниках и развлечениях.

Сроки реализации

Сентябрь 2016 – Май 2017

• Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, с народными играми и хороводами, с народным рукотворным творчеством, с несколькими обрядовыми праздниками;

• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.

• Расширится и активизируется словарный запас детей;

• Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;

• Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

• У детей проявится эмоционально – положительное отношение к детскому фольклору, формируется устойчивый интерес к народному творчеству.

• У детей появятся навыки общения и совместной игры.

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в младшем возрасте

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки и т.д.).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Читайте также:  Речевая карта воспитанника дошкольного логопедического пункта

Исходя из этого, приоритетным направлением развития речи у детей второй младшей группы, я выбрала тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества».

Актуальность проекта

Один из принципов дошкольного образования это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовывать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так же в стандарте обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направлений – речевое развитие. Стандарт объясняет, что речевое развитие включает:

– владение речью как средством общения и культуры;

– обогащение активного словаря;

– развития связной, грамматической правильной диалогической и монологической речи;

– развитие речевого творчества;

– развитие звуковой и интонационной культуры речи;

– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

– формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Использование детского фольклора соответствует данному направлению. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.

Детский фольклор близок и понятен ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связан с игрой. Знакомство с ними, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и является носителем культурных традиций народа.

Тип проекта:

По времени: краткосрочный;

По характеру контактов: в рамках ДОУ, групповой;

По доминирующей деятельности: творческий, игровой, познавательный;

Срок реализации проекта: сентябрь 2016 – май 2017.

• Дети 2 младшей группы (3-4года);

Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.

развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Образовательные:

1. Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;

2. Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки;

3. Учить детей играть в народные игры.

Развивающие:

1. Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности – выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.

2. Развивать умение играть в совместные народные игры.

Воспитательные:

1. Формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.

2. Обогащать чувства, воображение и речь детей.

3. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.

II. Совершенствовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к устному народному творчеству.

III. Вовлечь родителей в единое пространство «Семья – детский сад». Привлекать родителей к активному участию в праздниках и развлечениях.

Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:

• Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, с народными играми и хороводами, с народным рукотворным творчеством, с несколькими обрядовыми праздниками;

• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.

• Расширится и активизируется словарный запас детей;

• Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;

• Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

• У детей проявится эмоционально – положительное отношение к детскому фольклору, формируется устойчивый интерес к народному творчеству.

• У детей появятся навыки общения и совместной игры.

Предполагаемые продукты проекта :

  • Уголок театрализованной деятельности пополнится: различными видами театра, костюмами и атрибутами для театрализации.
  • Уголок «Библиотека» обогатится произведениями русской и других народов мира.
  • Появится уголок «Народной игрушки».
  • Уголок по развитию речи пополнится информационно-дидактическим материалом и картотеками.

Методы и приемы работы с детьми:

  • Наглядный метод:

– Рассматривание книжных иллюстраций к произведениям, репродукций, предметов народного творчества;

– театрализованный показ произведений, как педагогом, так и детьми;

– проведение дидактических игр;

  • Словесный метод:

– чтение произведений русского народа и других народов мира;

– заучивание потещек, детских песен, считалок, закличек;

-рассказывание сказок и потешек детьми по иллюстрациям;

– проведение праздников, утренников, развлечений.

  • Игровой метод:

– имитационные упражнения «Изобрази персонажа сказки»;

– дидактические игры, настольно-печатные игры;

– Разучивание физкультминуток, пальчиковых игр, народных игр;

  • Практический метод:

– проведение забав на фольклорном материале;

– проигрывание народных игр;

– театрализованные постановки, как воспитателем, так и детьми;

Виды детской деятельности:

Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, музыкально-художественную, коммуникативную, познавательную, восприятие художественной литературы.

Ресурсное обеспечение проекта:

Материально технические ресурсы:

1.Наличие в детском саду предметно-развивающей среды:

– разнообразные виды театров: настольный, пальчиковый, фланелеграф, кукольный;

– шапочки-ободки персонажей сказки «Репка», полумаски к сказке «Теремок», и другие персонажи.

2. Информационно-дидактические ресурсы, картотеки:

  • русских народных игр для детей дошкольного возраста;
  • русских народных песенок, колыбельных, потешек, прибауток, закличек загадок;
  • пальчиковых гимнастик для детей младшего дошкольного возраста возраста;
  • развития артикуляционного и дыхательного аппарата,
  • обшеразвивающие упражнения для физических минуток с использованием потешек.

Этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: сентябрь 2016- май 2017года

1 этап: Подготовительный

• Обозначение актуальности и темы будущего проекта.

• Постановка цели и задач.

• Составление плана реализации проекта на год.

• Составление перспективно-тематического планирования по теме «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста» с учетом интеграции образовательных областей.

• Составление плана работы с родителями на год.

• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

• Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе, кукольный театр).

• Подбор народных игр, потешек, загадок, сказок, пальчиковой гимнастики, наглядного материала.

• Подбор дидактических игр.

• Привлечение родителей к текущему проекту. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

2 этап: Основной

2.Разработка конспектов НОД, развлечений и досугов.

3 этап: Заключительный

1. Презентации проекта «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»» коллегам и родителям воспитанников.

2. Подведение итогов и перспектива на следующий год.

Консультация для педагогов: «Влияние народного творчества на развитие связной речи детей». Учитель-логопед: Волкова Ю.А.

    Жанна Колзакова 3 лет назад Просмотров:

1 Консультация для педагогов: «Влияние народного творчества на развитие связной речи детей». Учитель-логопед: Волкова Ю.А. Беломорск 2016

2 План презентации Вступительное слово Диалог и монолог Методы развития связной речи Использование фольклора

3 Вступительное слово Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений),обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основная функция связной речи коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах диалоге и монологе. диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом.

4 Диалог и монолог Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Монологическая речь связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени.

5 Методы развития связной речи Пересказ Сравнительное описание предметов Рассказ по сюжетной картине Рассказ-описание пейзажной картины Творческий рассказ Устное народное творчество

6 Использование фольклора потешки, заклички поговорки пословицы частушки колыбельные песни русские народные сказки скороговорки русские народные праздники

7 Фольклор незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где как не в сказках, играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь? Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и др.

8 Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание диалогического текста, построенного на вопросах и ответах, позволяет освоить детям вопросительную интонацию. – Яму копал? Копал. – В яму упал? Упал. – В яме сидишь? Сижу. – Яма сыра? Сыра. – Как голова, цела? Цела. – Значит, живой? Живой. – Ну, я пошел домой.

9 Восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание: Солнышко! Ведрышко! Выйди поскорей! Будь к нам подобрей!

10 Влияние народного творчества по возрастам: Для самых маленьких воспитанников знакомство с устным народным творчеством начинается с «малых фольклорных форм» – потешки, считалочки, коротенькие сказки. Они влияют на развитие речи детей: – обогащая словарь, – развивая артикуляционный аппарат, – фонематический слух, – давая образцы для составления описательных рассказов.

11 Для более старших дошкольников можно использовать пословицы, поговорки во время изучения сезонных изменений в природе, проведения бесед о дружбе, семье, профессиях. Например: – Труд кормит, а лень портит. – Ласковое слово что весенний день. – Крепкую дружбу и топором не разрубишь. – Готовь летом сани зимой телегу.

12 Предметно-окружающая среда

15 Применение народного творчества в занятиях у логопеда Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре, в непринужденной обстановке, в привычной им среде. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики можно использовать народные игры «Сорокаворона», «Этот пальчик-дедушка», «У нашей бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил». Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

16 Использование русского народного фольклора на занятиях по подготовке к обучению грамоте способствовали развитию фонематического слуха, умению различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Чтобы успешно научить детей различать звонкие и глухие согласные можно использовать русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Предварительно разобрав с детьми свойства дерева и льда. Выяснить, что дерево звучит глухо, а лед при ударе звенит. Отсюда прием:«кто в какой избушке живет?» Дети расселяют звонкие согласные в ледяной домик, а глухие в лубяной.

17 Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, т.к. сама звуковая ориентация стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий. Пошел медведь к броду Бултых в воду! Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис. Вымок, выкис, вылез, высох, Встал на колоду Бултых в воду!

18 Педагогическая наука давно признала скороговорки инструментом совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата. Но еще в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для преодоления косноязычия.

19 1. Н.И.Бахвалова Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор// Дошкольная педагогика 8(49) ноябрь/2008., с.20-23; 2. Н.А.Галанина Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика 5(46) июль/2008., с.32-37; 3. Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Л.Н.Елисеева. М.:Просвещение, с.

Роль фольклора в речевом развитии детей

  • Характеристики речевого развития (4)
  • Это интересно! (13)

Роль фольклора в речевом развитии детей

Всем известно, что произведения народного творчества оказывают громадное влияние на эстетическое воспитание и речевое развитие детей дошкольного возраста. Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе, а также в повседневной жизни. Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня) обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников. Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх. По-мнению фольклориста Г.С. Виноградова «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор.»

Детский фольклор – это первые поэтические произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними играет большую роль в формировании отношения к окружающему миру, обогащает чувства ребенка, а главное – речь. Это имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где чистое звукопроизношение, монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

Язык народных произведений лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия помогают детям овладеть правильным звукопроизношением.

Благодаря простоте и мелодичности звучания, дети легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаются пользоваться им в своей речи.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

Колыбельные песни – часть материнского фольклора, в которых выражается нежность и любовь к ребенку. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Котя, котенька, коток,

Котя — серенький хвосток,

Приди, котя, ночевать,

Приди Васеньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу —

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Читайте также:  Новый Год - конспект логопедического занятия

ПОТЕШКИ

Потешки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОНР. Слово «потешить» означает позабавить, развлечь, рассмешить. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый.

Зайка, зайка, попляши,

Серый, серый, попляши.

С помощью потешек можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщает именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

ПРИБАУТКИ

Прибаутки – это небольшие стихотворения, обычно веселые и смешные по содержанию. Они напоминают сказки в стихах. В них очень часто используются различные фольклорные персонажи. Содержание прибауток яркое и динамическое.

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь, голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.

Помимо того, что прибаутки помогают ребенку познавать окружающий мир в веселой игровой форме, они развивают в нем позитивное восприятие. В прибаутках для детей используются слова, которые несут сильную эмоциональную окраску, настраивая ребенка на будущее здоровье, счастье и радость.

Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.

ПЕРЕВЕРТЫШИ

Перевертыши – их установка создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств, их содержанием является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Если это вызывает у ребенка смех, значить, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться.

Нелепицы, чепуха, небывальщина — прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая потребность ребенка в смехе, веселье, радости. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец: он-то знает, как все бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и обманули на чепухе. Самоутверждение необходимо ребенку в его ежедневной сложной работе познания мира. Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик — овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

СКОРОГОВОРКИ

Скороговорки (чистоговорки) – короткие стишки, незаметно обучающие детей правильной и частой речи. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами.

У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно любимая игра в словотворчество.

Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять пословицы как можно чаще, во всех подходящих случаях.

Произнесенное, кстати, краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью, меткостью родного языка.

ЗАГАДКИ

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники с ОНР в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.

Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

СЧИТАЛКИ

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм.

Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова. Но самое главное – они прекрасно подходят для совершенствования произношения трудных звуков, чего можно добиться только путем частого повторения. Считалки легко запоминаются, развивают и обогащают речь ребенка.

Аты-баты – шли солдаты,

Аты-баты – на базар,

Аты-баты – что купили?

Аты-баты – сколько стоит?

Аты-баты – три рубля,

Аты-баты – кто выходит?

ЗАКЛИЧКИ

Заклички известны с незапамятных времен. Гуляя с ребенком, вспоминайте их:

течет ручеек – водичка, водичка, умой мое личико;

увидели божью коровку, прочитайте закличку про нее;

в пасмурный день позовите солнышко, покличьте радугу.

При общении с детьми активно используйте все виды и формы детского фольклора, чтение и рассказывание сказок, так как малые формы фольклора развивает устную речь детей, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Вы заметите, что:

  • расширились детские представления об окружающем их мире,
  • сформировались первоначальные знания о национальной культуре своего народа, обогатился лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями,
  • речь детей стала более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной,
  • усилился самоконтроль за правильным звукопроизношение; улучшились разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.

Народный разговор, или фольклор в развитии речи детей

05.07.2014 , Статьи Комментарии отсутствуют

Сегодня небезразличные мамочки ищут новые развивающие методики для того, чтобы их детки росли умными и успешными, счастливыми и гармоничными, а может быть и гениальными. Но ведь, если подумать, то такие люди были всегда, даже до появления специальных развивающих программ.

Откуда же бралась грамотная речь, правильное понимание жизни, прекрасные человеческие качества? Правильно – все передавалось из поколения в поколение на собственном примере от отцов сыновьям и от матерей дочерям. А еще народная мудрость передавалась из уст в уста в форме пословиц, поговорок, примет, былей, легенд, песен, сказок и других форм устного литературного и музыкального творчества.

В 1846 году У.Дж.Томс, английский ученый, назвал все это фольклором, что в переводе и значит – «народная мудрость». Любая мамочка, даже не зная, что относится к фольклору, все равно использует его при воспитании малыша. Ведь сложно представить ребенка, которому не рассказывали «Репку» или сказку «Колобок», не пели «Баюшки-баю» и не играли в «Ладушки». А ведь все это фольклорные произведения.

Мы же постараемся научиться грамотно использовать фольклор в развитии речи детей.

Фольклор в развитии речи детей.

Колыбельные – первая учеба перед сном

Обязательно пойте колыбельные своим деткам. Доказано, что материнское пение способствует развитию областей мозга ответственных за речь. Кроме того эти песни учат детей:

  • плавному произношению фраз;
  • обогащают словарный запас;
  • развивают фонематическое восприятие * ;
  • помогают освоить грамматический строй речи;
  • учат правильно интонировать (выделять голосом) речь.

*Фонематическое восприятие – это способность выделять фонемы (наименьшие частицы слова – звуки) и определять из каких звуков состоит слово.

Потешки и пестушки – первых слов друзья-подружки

Потешки и пестушки не менее важны. Дети в возрасте двух-трех месяцев набирают свой пассивный словарь, потому им очень важно слышать речь, обращенную к ним. Иногда мамам сложно говорить с такими малышами, кажется, что нет подходящей темы. Расскажите крохе о нем самом, сделайте несложную гимнастику или массаж. И в этом поможет, например, такая пестушка, что относится к фольклору также:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки,
А в ручки – хватунюшки,
А в ушки — слышунюшки,
А в глазки — глядунюшки,
А носику — сопунюшки,
А в роток — говорок,
А в головку — разумок!

Согласитесь, так учить части тела – очень приятно. А народ придумал сотни подобных пестушек.

А всем известная потешка «Сорока-ворона» – это же настоящая пальчиковая гимнастика! А значит, она развивает мелкую моторику, что положительно влияет на развитие центров речи в головном мозге.

Народные потешки дарят множество возможностей весело провести время с ребенком, ведь все они игровые, а именно в игре ребенок развивается. Вы можете облегчить начало фразовой речи у малыша и обогатить словарный запас глаголами, инсценируя эту потешку:

Шел старик дорогою, дорогою, дорогою.

Нашел козу безрогую, безрогую, безрогую.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

А коза бодается, бодается, бодается.

А старик ругается, ругается, ругается.

Простые фразы, повторения, рифмы и стихотворный ритм благотворно скажутся на развитии речи малыша. Другие игры на развитие словарного запаса можно почитать здесь.

Итак, мы убедились, что фольклор в развитии речи малыша играет важную роль с самого рождения, ведь благодаря колыбельным, потешкам и пестушкам можно узнавать родной язык. С помощью произведений фольклора его же можно и совершенствовать.

Скороговорки на службе у правильного произношения

Так скороговорки помогают усовершенствовать произношение. Их можно подобрать для любого звука, который вызывает сложности. Например:

  • Бабкин боб расцвел в дождь. Будет бабке боб в борщ.
  • Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
  • Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
  • Во мраке раки шумят в драке.
  • Дворник дверь два дня держал, деревянный дом дрожал. Ветер дёргал в доме дверь, дворник думал – это зверь.
  • Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.
  • Жужжит нaд жимолостью жук. Тяжелый нa жуке кожух.
  • У Кондрата куртка коротковата.
  • Шесть мышат в камышах шуршат.
  • Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Пословицы и загадки – умение видеть явное и тайное

Речь человека, использующего пословицы и поговорки, образна и интересна. Научите своих детей поговоркам. Причем нужно добиваться того, чтобы они их не только запоминали, но и понимали значение и свободно использовали. Употребляйте их, общаясь с детьми. Например, просит вас малыш поиграть игрушкой с множеством мелких деталей, а потом собирать все это не хочет. Говорите: «Любишь кататься, люби и саночки возить». И объясняйте, что это значит.

Загадки также помогают понять вторичные значения снов, дают понятие о многозначности. Это обогащает детский словарный запас. Начинать нужно со знакомства с фольклорными загадками. Например:

Маленькое, кругленькое, но за хвост его не поднять. (Клубок).

Меня все ждут, не дождутся. А приду я, разбегутся. (Дождь).

Вокруг алой проруби сидят белые голуби. (Рот и зубы).

У матери – детей пятеро. Все к матери привязаны. Все ростом – разные, Годами – равные. (Рука, пальцы).

По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Баран и овца).

После знакомства с этой формой творчества, дети с удовольствием придумывают свои загадки и это очень наглядный пример развития речи.

Скоро сказка сказывается, да постепенно речь развивается

Вы уже успели убедиться, что фольклор в развитии речи дошкольника играет большую роль. Сказки же самый главный инструмент для развития связной речи детей. Они:

  • раскрывают перед малышами выразительность языка;
  • знакомят с образными выражениями, народным юмором;
  • учат упорядочено излагать мысли.

И все это происходит подспудно, достаточно только лишь детям часто слышать сказки. Не отказывайте им в этом удовольствии, а еще постарайтесь рассказывать или читать эмоционально, вживаясь в образы, тогда дети поймут, что зайчик говорит совсем не так как волк, научатся различать нежные, грубые и нейтральные слова и фразы.

Сказки возникли раньше всех произведений устного народного творчества, но когда ваш малыш придумает первую свою сказку, это скажет вам о том, что его речь хорошо развита, и вы не зря старались.

Вот так с колыбельной до сказки и воспитывались дети раньше. И теперь это самый лучший способ развития для дошкольников. А в школьном возрасте можно уже и все современные достижения осваивать.

Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи.

Ссылка на основную публикацию