Применение дидактических игр, как средства развития фонематического слуха и восприятия дошкольников

Роль дидактической игры в формировании фонем атического слуха дошкольников

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ

ФОНЕМ АТИЧЕСКОГО СЛУХА ДОШКОЛЬНИКОВ

МБДОУ «Детский сад№74», г. Березники

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребёнка.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение дошкольников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества. Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций. В.Л. Сухомлинский отмечал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. В возрасте 4—5 лет дети наиболее чувствительны к развитию фонематического слуха. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоте.

Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставлю формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:

1) Установление изучаемого звука в словах («Чей голосок», «Где спрятался звук?»).

2) Составление схем слогов – слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

3) Игра «Живые буквы». Детям выдаю буквы, они должны найти пару, причем так, чтобы получился слог (по опорной согласной или гласной).

4) Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам – пушистая, рыжая, хитрая. (лиса).

5) Обобщение понятия: какое слово лишние и почему? (лето, осень, неделя).

6) Добавление нужного слова (пальто, шапка, шарф-. ).

7) Называние общего слова (стол, стул, шкаф-. ).

Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове, выделение ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.

1) Игра «Кто быстрее, кто больше?». Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.

2) Подбор синонимов, антонимов, омонимов (труд, работа; день-ночь, высокий – низкий, далеко – близко, бежать – ходить; лисичка гриб, лисичка животное).

3) Игра «Сложи словечко». Какие два слова спрятались в одном? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет).

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на занятии игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей группы, я выбираю необходимые для занятия упражнения. Такие как: «На что похожа буква», «Учимся, играя», «Занимательный материал» (скороговорки, загадки, пословицы и так далее), «Словарь» (крылатые слова и выражения, происхождение слов).

Чтобы дети лучше запоминали букву предлагаю им пофантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы, (например, ж(жук) получается из к, ф – из р, т – из г). Дети дописывают недостающие элементы букв, играя в «Поставь буквы правильно».

Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и т.д.) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку.

Развивать фонематический слух и память помогают скороговорки. Дети тренируются в произношении звуков, заучивают скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом занятии дети учат одну две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, я закрепляю правильное произношение детьми звуков, отрабатываю дикцию, способствую и развитию голосового аппарата, темпа речи.

Очень любят дошкольники слушать сказки – приключения букв, сочинять свои. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы я нахожу путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при изучении буквы А – Айболит, Б – Белоснежка, В – Вини Пух, Г – Гномики и т.д. Приходит в гости к ребятам и веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки, которые оживают с помощью детей. Кроме того, у него всегда много интересных историй. Иногда приходит и Незнайка. Он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки.

Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, образную память, чувство юмора, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадны и т.д.), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.

Использование данных игр и упражнений на протяжении всего учебного года способствует тому, что у детей формируется умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, а это является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

1.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991 – 250с.

2. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении – М., 1992 – 190с.

3. Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте // Начальная школа – 1997. – №2. – С. 37-40.

4. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М.,2001 – 155с.

5.Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи. //Дефектология – 1986г. – №5. С. 69 – 75.

6.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988, с.42–63

Конспект открытого занятия по коррекции дисграфии обучающихся 2 класса

Логопедическая: развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры.

Лексическая: Зима.

Грамматическая: второй способ обозначения мягкости согласных на письме посредством мягкого знака; разделительный Ь.

1. Развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов;
2. Формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы;
3. Развивать слуховую память и слуховое восприятие;
4. Научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью Ь;
5. Прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова;
6. Расширять словарный запас прилагательных и глаголов по теме «Зима».

Оборудование: картинки, дидактический материал.

I. Организационный момент.

Сядет тот кто назовет:

– последний месяц осени,
– первый месяц зимы,
– второй месяц зимы,
– последний месяц зимы,
– какое время года наступит после зимы,
– первый месяц весны,
– сколько месяцев длится зима.

II. Проверка домашнего задания.

Каждый из детей загадывает по одной загадке. После отгадывания каждой загадки соответствующая картинка выставляется на доске.

• Кручу, урчу, знать ничего не хочу. (Вьюга)

• Летом бродит без дороги между сосен и берез. А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь)

• Кто всех пугается, под кустом скрывается? (Заяц)

• Чтобы осень не промокла, не прокисла от воды, превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады. (Мороз)

• У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдет, гвоздь упадет. (Сосулька)

III. Выделение мягких согласных из слов отгадок. Запись слов – отгадок с комментированием и проговариванием.

– Назовите по картинкам слово, в котором последний согласный мягкий. (Медведь) Назовите последний звук в слове (ТЬ) А как мы напишем слово? (Медведь) Какую букву надо писать на конце слова? (Мягкий знак) Почему? (Потому что последний согласный мягкий).

– Почему в этом слове после М-Е? (Слово записывается в тетради с проговариванием и комментированием.)

– Назовите слово с мягким согласным в середине слова. (Сосулька.)

– Какой мягкий согласный в этом слове? (ЛЬ). Какой по счету этот звук? (5) Какую букву надо писать после буквы Л? Почему?

– Найдите слово с мягким согласным в начале слова. (Вьюга) Какой мягкий звук? (ВЬ). Сливается ВЬ с последующими звуками или разделяется в произношении: Вь-юга? (Не сливается) Какую букву надо писать после В? (Ь) Какой это мягкий знак? (Разделительный) Почему? (ВЬ не сливается с Ю)

IV. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы будем продолжать работать над словами, в которых пишется Ь.

V. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов.

1. Развитие фонематического синтеза. Отгадайте слово по начальным буквам названий картинок:

Листья (ЛЬ)
Дерево (ДЬ)
Индюк (И)
Ножницы (Н)
Ананас (А)

Это слово: ЛЬДИНА

2. Развитие фонематического анализа

а) Отгадывание слова.

– Это слово – часть суток; чтобы узнать это слово, вы должны задать вопросы о звуках и буквах этого слова.

Дети задают вопросы: Сколько звуков в слове? Сколько букв? В этом слове первый согласный твердый или мягкий? (Это слово ДЕНЬ)

б) Работа с цифровым рядом.

У каждого ученика Цифровой ряд.

Логопед называет слово и задает следующие вопросы: Сколько звуков в этом слове? Сколько букв? На каком по счету месте надо писать Ь? Почему?

Предлагаемые слова: ХЛОПЬЯ, ДЕНЬКИ, ЖИЛЬЕ, ДЕКАБРЬ.

в) Развитие позиционного анализа.

На доске картинки: коньки, деревья, голубь, ель, календарь.

Логопед предлагает назвать картинки:

– Возьмите картинку, название которой состоит из одного слога (ЕЛЬ).

– Какой согласный звук в конце слова?(ЛЬ).

– Как он обозначается на письме? (Буквами Л и Ь).

– Возьмите картинку, в названии которой звук ВЬ между гласными Е и Я (ДЕРЕВЬЯ).

– Какую букву вы напишите перед Я? (Ь ) Какой это мягкий знак? (Разделительный) Что он показывает? (Что согласный ВЬ не сливается с гласной Я).

– Возьмите картинку, в названии которой после А слышится РЬ.

– Какую последнюю букву вы напишите в конце слова? (Ь) Почему?

– Возьмите картинку, в названии которой У слышится перед ПЬ (Голубь) А какие буквы вы напишите в конце этого слова? (БЬ) Почему?

VI. Работа со словосочетаниями.

– О каком времени года вам напоминают слова: вьюга, метель, сосульки? (О зиме) После какого времени года приходит зима? (После осени) А какому времени года уступает она свои права? (Весне)

– Какие мягкие согласные слышатся в конце названий зимних месяцев? (РЬ, РЬ, ЛЬ)

– В декабре уже морозы, правда, не такие сильные, как в январе. Как можно по-другому сказать вместо МОРОЗЫ В ДЕКАБРЕ? (Декабрьские морозы) В слове ДЕКАБРЬСКИЕ после какой буквы напишите Ь? (После Р). ЯНВАРСКАЯ – какие мягкие согласные звуки? (Их нет) Надо ли писать Ь после Р в слове ЯНВАРСКАЯ? (Нет) Почему ? (Р-твердый звук)

– В феврале уже становится теплее, иногда бывают даже оттепели; как назвать ОТТЕПЕЛЬ В ФЕВРАЛЕ? (Февральская оттепель) В слове ФЕВРАЛЬСКАЯ пишется Ь? После какой буквы? (Л) Почему?

Запись родственных слов: ДЕКБРЬ-ДЕКАБРЬСКИЙ, ЯНВАРЬ-ЯНВАРСКИЙ, ФЕВРАЛЬ-ФЕВРАЛЬСКИЙ.

VII. Работа с текстом.

– Известный русский поэт А. Блок написал очень красивое стихотворение о зиме. Оно написано на доске, но некоторые слова в нем зашифрованы. Их надо отгадать, и тогда мы сможем прочитать выразительно это стихотворение.

На доске стихотворение, в некоторых словах пропущены буквы.

Снег да снежные узоры,
В поле в (5-2), разговоры,
В п (4-4) часов уж т (4-2).
Д (4-4) — к(6-4), снежки, салазки:
Вот она зима.

Логопед объясняет шифровку слов: первая цифра означает, сколько букв в слове, а вторая – на каком месте пишется Ь (слова: ВЬЮГА, ПЯТЬ, ТЬМА, ДЕНЬ, КОНЬКИ)

Дети выходят к доске и вписывают слова в текст. А потом выразительно читают написанное стихотворение.

VII. Подведение итогов занятия.

Сорокатая Олеся Фёдоровна,
учитель – логопед
СОШ № 13 г. Нерюнгри РС (Якутия)

Конспект логопедических занятий по устранению дисграфии во 2-м классе

Занятие №1

Тема: Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах

Цель: учить дифференцировать звуки С-Ц, имеющие артикуляторно-акустическое сходство, определять их положение в слогах, словах/

Задачи:

  • учить дифференцировать звуки С-Ц с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
  • развивать навыки звукобуквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • соблюдать преемственность в работе с учителем;
  • расширить словарный запас путем словообразования;
  • воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;

Оборудование: демонстрационные картинки, графические профили звуков С-Ц.

I. Организационный момент

– Здравствуйте, дети. Садитесь.
– Сегодня у всех хорошее настроение, посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.
– Какие две группы звуков вы знаете? (Гласные и согласные)
– Назовите гласные I ряда; II ряда.
– На что указывают гласные I ряда? II ряда?
– Молодцы!

II. Основная часть

Введение в тему

– Прочтите слова, записанные на доске.
СВЕТ – ЦВЕТ
– Что означают эти слова?
– Какими двумя звуками отличаются эти слова? (Звуками С-Ц)
– Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия?
– Запишите сегодняшнее число и тему занятия:
[С] – [Ц]
– А также запишите названия картин, которые отличаются звуками С-Ц. Подчеркните буквы: С – одной чертой, Ц – двумя.

1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графическую схему звука (на доске, сопровождая показ указкой)

– Чтобы правильно писать С и Ч, надо научиться различать соответствующие им звуки.
– Возьмите зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно)
кончик языка упирается за нижние зубы, зубы сближаются, глубоко вдохните и, выдыхая воздух, произнесите: С-С-С-С….
– А теперь поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите долго звук С.
– Чувствуете, какая тоненькая холодная струя воздуха выдыхается? Слышите свист? Поэтому он называется «свистящим». Звук простой. Голосовые связки отдыхают.
– Уточним и произношение звука Ц. Звук Ц образуется при слиянии звуков Т и С. Возьмите зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно) кончик языка упирается за нижние передние зубы и одновременно произносятся звуки Т и С. Вдохните глубоко и, выдыхая воздух, быстро произнесите: ТС.
– Поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите: ТС.
– Что вы ощущаете? Холодный воздух выдыхается толчком и непродолжительно. Звук взрывной, сложный. Голосовые связки отдыхают.
– Таким образом, мы уточнили как произносятся звук С и Ц.
– В тетрадях запишем краткую характеристику звука:
[C] – согл., тверд., глух, простой;
[Ц] – согл., тверд., глух.,сложный;

2. Соотнесение звуков С – Ц с символами (вода из крана, палец приставленный к губам)

– Звуки С и Ц мы слышим в окружающем нас мире. Вот перед вами картинки. Попробуйте угадать, какая из них подходит к какому звуку? Почему?
– И действительно, звук С мы слышим, когда течет вода из крана, Ц – так мама просит быть потише. (Прикрепить символы рядом со звуками на доске)
– Произнесите соответствующий звук, когда я укажу на картинку. (2 раза)

3. Чтение слогов с доски (хором):

ца – са цо – со цу – су цы – сы
аца – аса оцо – осо уцу – усу ыцы – ысы

4. Игра «Хлоп и топ»

– Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками С – Ц. На слова со звуком С – хлопаете, со звуком Ц – топаете.
(слива, цепь, собака, лиса, цирк, циркуль, аист, сетка, пшеница, кастрюля, циркач)

5. Нахождение картин со звуками С-Ц, определение места звука в слове (в начале, середине, конце). (На формате А5 картинки, в которых произносятся звуки С – Ц).

Читайте также:  Домашние задания по лексической теме Одежда, обувь

– Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки С-Ц. Предлагаю найти их и отметить фишками. Слова со звуком С – зелеными фишками, со звуком Ц – синими.
– У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.
(После того, как дети найдут картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)
– Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.
– Молодцы, справились все с заданием.

6. Списывание с доски.

– В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы С-Ц, подчеркнуть С –одной чертой, Ц – двумя. Найти «лишнее» слово, отметить его крестиком и объяснить почему?

Коль_о, коле_о, ку_ты, три_та;
Паль_ы, пыль_а, поло_а, полотен_е;
_и_терна, _ини_а, _олн_е, _пи_а;
_кворе_, пе_ _ы, _ _ена, _е_арка.

7. Графическое изображение слова.

– Поупражняемся в выделении слогов с буквами С-Ц в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях. Образец: са ___ ___ ,
сапоги, пылесос, овца, кольцо, сердце, красавица, гостиница, синица .
– Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место слога в слове, записываете слог.

8. Отгадывание загадок.

– Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и разгадаете кроссворд.

1. Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это … (сова)

2. Всюду я летаю,
Все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу. (Сорока)

3. И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А все же называются
Они – морские … (свинки)

4. Дом охраняет всю ночь напролет –
Чужой без хозяина в дом не войдет.
В трудный поход её брать с собой можно,
Друга вернее найти невозможно. (Собака)

5. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (соловей)

6. На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его … (скворец)

7. Летом в поле травку рвёт,
А зимой в хлеву живет:
Сена вволю ей дают
Да ягнёнка в прибыль ждут.
Не рогата, не бодлива,
Беспокойна, боязлива.
Шёрстку у неё стригут,
Вяжут из неё и ткут. (Овца)

8. Кто всех пугается,
Под кустом спасается,
На зуб волку попадается? (Заяц)

9. Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля
Кто же это? (Цапля)

10. Квохчет, квохчет, кудахчет
Всех детей собирает. (Курица)

– Внимательно прочитайте еще раз отгадки. Подумайте, о ком были загадки. Назовите одним словом. (Животные, птицы)
– Выпишите названия животных в первый столбик, названия птиц во второй. Подчеркните С – одной чертой, Ц – двумя.

9. Физминутка «Сова»

– День наступает, все оживает!
(Дети изображают летающих птичек, жуков, бабочек, стрекоз – машут руками-крылышками).
– Ночь!
(Все дети должны замереть в позе).

10. Словообразование существительных женского рода, обозначающих лиц по их действиям.

Упражнение «Он – она».

– Много существует профессий. Овладевают профессией, как мужчины, так и женщины. Какие профессии вы знаете?
– Вот сейчас и поупражняемся в правильном назывании профессий. Когда вырастите, он писатель, а она? (Писательница)

учитель – летчик –
сварщик – работник –
разведчик – художник –
буфетчик – лыжник –
мастер – садовник –

11. Работа над предложением. (На доске записано предложение)

Дети смеются, глядя в оконце на ясное солнце.

– Прочитайте предложение.
– Что делают дети? (Смеются)
– Куда дети глядят? (В оконце)
– А что они увидели в оконце? (Солнце)
– Какое солнце увидели? (Ясное)
– Сколько слов в этом предложение? (Восемь)
– Какие предлоги вы увидели? (В, на)
– Как пишутся предлоги? (Отдельно)
– В каких словах вы увидели буквы С и Ц? Выделим их.
– После какого слова ставится запятая? (смеются)
– Обратите внимание, как пишется слово «солнце».
– Прочитаем предложение, каждое слово проговаривая по слогам.
– Поупражняемся в запоминании этого предложения. Сначала хором произнесем 2 раза, а затем каждый самостоятельно – в полголоса.
– Еще раз – с закрытыми глазами.
– А теперь запись я закрываю, пишем под диктовку.
– Подчеркните букву С – одной чертой, Ц – двумя.
– Прочитаем запись, сверяя с доской.

III. Итог занятия

– Какие звуки мы сегодня учились различать?
– Дайте характеристику этим звукам.
– Спасибо всем за занятие, будьте здоровы!

Занятие №2

Тема: Дифференциация звуков С-Ц

Цель: выработать четкую дифференциацию звуков С-Ц и правильное обозначение их на письме соответствующими буквами.

Задачи:

  • учить дифференцировать звуки С-Ц в словах, словосочетаниях и предложениях;
  • совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие;
  • активизировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;
  • развивать связную речь; зрительное внимание и память;
  • соблюдать преемственность в работе с учителем;
  • воспитывать бережное отношение к птицам, к природе;

Оборудование: демонстрационные картинки, карточки букв С – Ц, графические профили звуков, карточки букв С-Ц, цифровые линейки для определения места звука в слове и фишки, текст рассказа «Наши друзья».

I. Организационный момент

– Здравствуйте, дети. Садитесь.
– Вспомните названия всех месяцев по порядку.
– Сколько всего зимних месяцев?
– Назовите последний месяц зимы.
– Какое время года наступает после зимы?

II. Основная часть

Введение в тему

– Что видите на картинках? Назовите их. (Колос, колодец)
– Уточним, что они обозначают.
– Какие звуки произносятся в конце слов? (С-Ц)
– Думаю, что вы без труда, сможете озвучить тему нашего занятия.
Сообщение темы
– Да, сегодня мы продолжим работу по различению звуков С-Ц
– Запишите число, месяц, тему. [С – Ц]
– А также запишите слова: КОЛОС, КОЛОДЕЦ. Подчеркните буквы: С – одной чертой, Ц – двумя. Назовите слог с буквой С в слове КОЛОС, слог с буквой Ц – КОЛОДЕЦ. (ЛОС, ДЕЦ)
– Давайте вспомним то, о чем говорили на предыдущем занятии.

1. Уточнение и сравнение правильной артикуляции звуков.

– Уточним и сравним правильное произношение звуков. Дадим краткую характеристику звукам. (На доске висят графические профили звуков)
– При произнесении звука С – кончик языка упирается за нижние зубы, зубы сближаются, под напором выдыхаемого воздуха произносится: С-С-С-С…. Голосовые связки отдыхают.
– Звук Ц образуется при слиянии звуков ТС. При произнесении звука Ц – кончик языка упирается за нижние передние зубы и под напором выдыхаемого воздуха одновременно произносятся звуки Т и С. Голосовые связки отдыхают.
– Дадим характеристику звукам С-Ц.
– Звук С – согласный, твердый, глухой, простой.
– Звук Ц – согласный, твердый, глухой, сложный.

2. Воспроизведение чистоговорок.

Ас-ас-ас – у нас дома ананас
Ос-ос-ос – у Сани в сумке кокос
Ус-ус-ус – на окне у Сони фикус
Ыс-ыс-ыс – Денис, пей кумыс.
Ца-ца-ца – кудахчет курица
Цо-цо-цо – красивое кольцо
Цы-цы-цы – звенят бубенцы

3. Игра «Кто внимателен?»

– Прослушайте задание. Я произнесу слова со звуками С- Ц, а вы поднимаете карточку с соответствующей буквой: акция, сумка, заяц, цыплёнок, мост, блюдце, садовник, водица, писатель.

4. Запись слов в два столбика С – Ц.

– Я диктую слова, а вы записываете их в соответствующие столбики. Подчеркиваем слоги с буквой С – одной чертой, Ц – двумя. (Писатель, хлебница, воспитатель, конфетница, садовник, слесарь, сварщик, вареница, молочница)
– Прочтите слова, которые записали в первый столбик. Читаем по «цепочке», называем слог в слове с буквой С. Подумайте и скажите, как назовем эти предметы одним словом. (Профессии)
– Прочтите слова второго столбика, называем слог. Что обозначают слова второго столбика? (Посуда)

5. Работа с цифровым рядом

– Следующее задание на определение места звука в цифровом ряду. Будем работать с черными фишками. Напоминаю последовательность работы: слушаете слово, проговаривая про себя, определяете место звука, кладете фишку. Сначала определим звук С: кастрюля, снежок, закуска, капуста, сосна, высота, слово;
– Определим звук Ц: пыльца, пальцы, колодец, цепь, луковица, птица, офицер.

6. Составление словосочетаний

– Перед вами слова и картинки. К словам первого столбика следует подобрать картинки, чтобы получилось словосочетания. Произнести словосочетания чётко проговаривая слова.

(Другой вариант: записать словосочетания в тетрадь, подбирая к словам первого столбика слова из справок. Подчеркнуть слоги с буквой С – одной чертой, Ц – двумя.)

Пёстрая водица
Чистая курица
Светит столица
Офицер на письмо
ценное солнце
Москва – границе

8. Работа у доски.

– В следующем задании нужно дописать предложения, вставляя слова вместо картин. Работу выполняем только на доске, по «цепочке». Один записывает, остальные проверяем. Выделяем слоги с буквами С и Ц.

В саду растёт … .
Сегодня ярко светит … .
На вешалке висит … .
Во дворе лает … .
На сцене выступает … .
На грядке вырос … .
Около реки стоит … .
По дороге едет … .

(Смородина, солнце, полотенце, собака, огурец, мельница, мотоцикл)

9. Чтение текста.

– Перед вами текст. Рассказ называется «Наши друзья». Прочитаем его «цепочкой».

Наши друзья

В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы съедают листья. Деревья погибают. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы и другие птицы. Зимой ребята помогают птицам. Они для птиц делают кормушки. В кормушки насыпают корм. Синицы, снегири и другие птицы прилетают к этим кормушкам. Птицы – наши друзья. Их надо беречь.

Ответим на вопросы:

– Отчего же погибают деревья?
– Кто защищает деревья от гусениц?
– Оказывается, разные червяки и гусеницы являются основным кормом для птиц, живущих в лесу. Всё в природе взаимосвязано, ничего лишнего нет. Поэтому приходя в лес, не стремитесь нарушать его жизнедеятельность. Хозяевами леса являются птицы и звери. Они то и знают, что и как защищать. Мы должны быть благодарны обитателям леса за то, что у людей есть возможность прийти в лес, полюбоваться его красотой, собирать съедобные грибы и ягоды. Дары леса хватит всем – людям, животным и птицам.
– Назовите слова из рассказа со звуками С-Ц.
– Прочитав рассказ, какую полезную информацию вы узнали?

III. Итог занятия

– Какие звуки мы сегодня различали?
– Какие слова вы запомнили со звуками С – Ц? Назовите их.
– Какие задания вам понравились?
– Благодарю всех за работу, до свидания!

Конспект открытого логопедического занятия по коррекции дисграфии смешанного вида для учащихся 2 класса

Инна Якимович
Конспект открытого логопедического занятия по коррекции дисграфии смешанного вида для учащихся 2 класса

Тема: Употребление предложно-падежных конструкций с использованием предлогов за, перед, над, под, в, на.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Цель: Рассмотреть функции предлогов – употребление в устной и письменной речи. Овладеть раздельным написанием предлогов с другими словами.

1. Использование мобилизующего этапа при знакомстве с понятием

2. Формулирование детьми плана предстоящих действий по написанию букв и их элементов на минутке чистописания.

3. Использование проблемной ситуации при изучении нового материала.

4. Сочетание физической нагрузки с умственной деятельностью в момент физкультурной паузы.

5. Развитие умения мыслить, анализировать, делать выводы при закреплении пройденного.

6. Развитие у детей элементов творческой деятельности, воспитание интереса к предмету в ходе самостоятельной работы на индивидуальных карточках.

7. Формирование самооценки детей, развитие речевых способностей при подведении итогов урока.

План занятия.

I. Организационный момент.

II. Мобилизующий этап.

III. Сообщение задач урока.

1. Минутка чистописания.

2. Создание проблемной ситуации.

IV. Изучение новой темы.

VII. Самостоятельная работа.

VIII. Домашнее задание

IX. Подведение итогов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Организация рабочего места.

Примечание. Создание благоприятной психологической обстановки.

II. Мобилизующий этап.

На доске изображено игровое поле (Рис. 1). Картинка с изображением зайца.

Логопед: Назовите прыжки зайчика из домика в домик, которые помогут вам прочитать тему нашего урока. Помните, что зайчик прыгает сверху вниз через домик. Стрелки помогут вам.

Дети: Зайчик может прыгнуть из домика с буквой П в домик с буквой Р.

Логопед: А из этого домика попадёт в домик, с какой буквой?

Дети: В домик с буквой Е.

Логопед: Продолжаем.

Дети: Зайчик может из домика с буквой Е попасть в домик с буквой Д, а оттуда – в домик с буквой Л.

Логопед: Куда дальше будет перемещаться зайчик?

Дети: Из домика с буквой Л зайчик перемещается в домик с буквой О, а из него – в домик с буквой Г и затем, в домик с буквой И.

Логопед: Какое слово помог прочитать нам зайчик?

III. Сообщение задач урока.

Логопед: Сегодня на уроке мы начинаем изучение новой темы. Мы узнаем, какие слова называются предлогами, как они пишутся с другими словами в предложении. А изучать предлоги с нами будет любимый герой мультфильма. Пришёл он не с пустыми руками, а принес задания и зашифрованное слово. За правильное выполнение заданий герой отдаст нам буквы этого слова. Таким образом, в конце урока мы узнаем, что думает о нас любимый герой.

1. Минутка чистописания.

Логопед: Начнём работу на уроке с минутки чистописания. Сегодня мы закрепим правильное написание одной буквы. А что это за буква, мы узнаем, выполнив задание Чебурашки. (Взять у него конверт.)

На доске написаны буквы: т, п, к, е, н, л.

Логопед:Читает задание Чебурашки:

Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Скажите, какую букву вы будете писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясните почему.

Дети: Сегодня мы будем писать букву е. Эта буква лишняя, потому что она гласная, а остальные согласные.

Логопед:Читает далее задание Чебурашки: Определите порядок написания букв и элементов шрифта в цепочке.

Дети: В этой цепочке заглавная «Е», строчная «е» чередуются с одним элементом шрифта, потом с двумя, тремя элементами и так далее.

Логопед: Напишите данную цепочку в заданной последовательности. Прежде, чем выполнять письменно это задание, давайте вспомним правила посадки.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Логопед: Спасибо! Теперь выполняем задание. Найдите самые красивые буквы и подчеркните их. Молодцы!

Чебурашка отдает нам первую часть слова.

Логопед берет карточку и прикрепляет на доске, не переворачивая её.

2. Создание проблемной ситуации.

Логопед: Сейчас наш герой поможет нам познакомиться с новой темой и приготовил такое задание. (Взять конверт у Чебурашки).

Детям выдаются карточки (Рис. 2)

Логопедчитает задание Чебурашки:

Используя слова на карточках, составьте предложение. Форму слов менять нельзя. (Учащиеся стараются выполнить задание, но испытывают затруднение.)

Дети: У нас не получается предложение.

Логопед Почему?

Дети: Нам не хватает слов.

Логопед: Сможете ли вы без них составить предложение?

Выставляется таблица с предлогами.

НАД, ПОД, ПРИ, ПРО, БЕЗ,

Логопед: Используя слова из таблицы и слова, выданные ранее, составьте предложение. Изменилось ли решение проблемы после того, как вы воспользовались таблицей?

Дети: Да, мы смогли выполнить задание Чебурашки.

Логопед: Что же у вас получилось? Прочитайте.

Дети: Рыжая белочка прыгает с ветки на ветку.

IV. Изучение новой темы.

Логопед: Мы «подошли» к главной теме урока. Эти отдельные волшебные слова – с, на – называются предлогами. Когда строят дом, кирпичи, чтобы они не рассыпались, промазывают цементом. Цемент, как клей, соединяет большие и маленькие кирпичи. Вот так и короткие слова – предлоги, – как по волшебству, помогают сложить, связать слова в предложения, в понятную речь. Вот такая у них волшебная роль! Вставив нужные слова – предлоги, вы смогли выполнить задание. Чебурашка отдаёт нам вторую часть слова.На доске запись:

В сетях сомы с усами.

Логопед: Прочитайте чистоговорку и скажите,как предлоги пишутся с другими словами: слитно или раздельно?

Дети: Предлоги пишутся раздельно с другими словами.

Логопед: Назовите предлоги.

Логопед: А почему предлоги пишутся раздельно, вы узнаете из сказки «Ссора предлогов с другими словами». Послушайте и скажите потом, почему предлоги пишутся раздельно. Жили-были в одном из городов Русского языка Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так поссорились с другими словами, что те очень обиделись на задир. Когда с Предлогами ставили другие слова, те далеко отодвигались от Предлогов. И Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились. Так Предлоги стали отдельными словами. Делать нечего. Решили записать в книгу правил это событие,ставшее потом правилом: Предлог – это слово, а все слова в предложении пишутся раздельно. Почему же предлоги пишутся раздельно?

Читайте также:  Итоговое логопедическое занятие по формированию фонематических представлений у детей с ОНР в старшей группе

Дети: Потому что предлог – это слово, а все слова в предложении пишутся раздельно.

Логопед: Вы хорошо запомнили правило, и будете писать предлоги раздельно.

Логопед: Спишите чистоговорку в тетрадь. Обведите предлоги цветным карандашом. Но прежде чем вы начнете записывать, мы с Чебурашкой дадим совет.

Совет подскажем дельный,

Запомним этот стих –

Предлог всегда ОТДЕЛЬНО

Пиши от слов других!

Учитель: -Как написали предлоги?

Логопед: А сейчас немного отдохнём, а заодно и повторим предлоги.

Логопед: Я буду называть предлоги и другие слова. Если произнесу предлог, разведите руки в стороны. Услышав другие слова, плавно поднимите руки вверх, потянитесь. Пользуйтесь таблицей с предлогами.

О, ОГОНЬ, БЕЗ, КОСТЁР, ПОД, ДЫМ, ВЕТЕР,

ОКОЛО, ДРУЖБА, НАД, ДЕНЬ, ПРО, КРЫЛО,

ОБ, СЕРДЦЕ, ЗА, ГНЕЗДО, НА, ИЗ, ЗАБОТА.

Логопед: Чебурашка предлагает закрепить наше новое знание.

1. Логопед: Внимательно посмотрите на схемы человечков-предлогов. Составьте предложения с предлогами, показывающими, где находятся предметы.

Дети: Кувшин на голове. Коробка под человеком. Кубик над головой.

Логопед: Как нужно записывать предлоги со словами и почему?

Дети: Предлоги нужно записывать отдельно, потому что предлог это слово, а все слова пишутся раздельно.

Логопед: Вывод. Предлоги мы пишем отдельно от слов – В грамматике это основа основ.

2. Логопед : Прочитайте сочетания слов.

Логопед: Вставьте подходящие по смыслу предлоги.

Поможет вам в этом таблица.

(по). .. широкой реке

(в). .. сосновом лесу

(под). .. развесистым дубом

(за). .. нашим домом

(у). .. лесной избушки

Логопед: Напомните, как нужно писать предлоги.

Логопед: – А сейчас, попробуйте прочитать предлог только с тем словом, к которому он относится и связан с ним по смыслу. Пропустите слово, которое находится между предлогом и другим словом.

Например: по.. . реке.

Дети: В.. . лесу, под.. . дубом, за.. . домом, у.. . избушки.

Вывод: если между предлогом и словом можно вставить ещё одно, подходящее по смыслу, то можно определить предлог перед нами или не предлог.

Логопед: Вы были очень внимательными и справились со всеми заданиями. Чебурашка отдаёт нам ещё одну часть слова.

VII. Самостоятельная работа. (Индивидуальная работа на карточках).

Логопед: Как много вы теперь знаете предлогов! И это ещё не все предлоги. У Чебурашки есть последнее задание для вас. Послушайте его. Вы, наверное, заметили, что предлоги бывают не только из одной или двух букв,но и из нескольких: посмотрите внимательно на мои весёлые картинки. Вы будете их раскрашивать. Сначала раскрашивайте красным карандашом те картинки, на которых есть предлоги, состоящие из одной буквы, а картинки с предлогами, в которых больше трех букв – синим карандашом. Раскрашивайте аккуратно.

Логопед: Приготовьте нужные карандаши. Приступайте к выполнению задания. Прочитайте предлоги, которые вы не закрасили.

Дети: НА, ЗА, КО, ПО, БЕЗ, ДЛЯ, ОТ, СО, ВО, ОТ, ИЗ, ОБ, НАД, ПРО, ОТО, ДО.

Логопед: Из скольких букв они состоят?

Дети: Эти предлоги состоят из двух или трёх букв.

Логопед: Сколько предлогов вы прочитали в веселых картинках! Правильно употребляя их, вы сделаете свою речь более понятной.

Учитель: Теперь мы можем взять у Чебурашки последнюю карточку.

VIII. Домашнее задание

Логопед: Дома вы попробуйте научиться красиво и быстро произносить чистоговорку,которую вы записали в тетради:

В сетях сомы с усами.

Учитель: Как нужно учить?

Дети: Сначала нужно прочитать первую строчку два раза очень медленно, затем быстрее и быстрее.И только потом начинать учить следующую строчку: медленно затем всё быстрее.

Логопед: Старайтесь чётко и ясно проговаривать каждый слог, особенно Окончания слов.

IX. Подведение итогов.

Логопед: Нам осталось подвести итог урока и сказать, как называются слова, с которыми мы познакомились.

Дети: Слова называются – предлоги.

Логопед: Как пишутся предлоги с другими словами? Почему? Послушайте стихотворение.

Ко мне безо всяких забот и тревог

Вприпрыжку бежит безмятежный щенок

– Во что поиграем, хозяйка,

На нашей зелёной лужайке?

Но я отошла от задиры –щенка:

– Гуляй во дворе, занята я пока.

Предлоги учу: ото, безо, ко, со, во –

Отдельно их пишут от слова.

Будем предлоги отдельно писать,

Будем пятёрки всегда получать!

Логопед: Оцените свою работу. Что понравилось на уроке? Что узнали нового?

Дети: Нам понравилось «прыгать» с зайчиком из домика в домик, так мы узнали тему урока. Из сказки мы узнали, что предлоги пишутся раздельно. Понравилось раскрашивать весёлые картинки с предлогами.

Логопед: Что вам помогло выполнить задания Чебурашки?

Дети: Таблица с предлогами помогала выполнять задания.

Логопед: И вот настал момент, когда мы узнаем, что думает о нас любимый герой мультфильма – Чебурашка. Открываем карточки. Оказывается, это слово нужно собрать. Что получилось?

Дети: Получилось слово «МОЛОДЦЫ!»

Логопед: Конечно ребята, вы молодцы, хорошо работали, старались, давали полные ответы.

Индивидуальная оценка работы детей.

Спасибо за работу. Урок окончен.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащихся второго класса Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для учащегося 2 класса (Коррекционный маршрут по развитию познавательной и эмоционально-волевой.

Конспект группового занятия по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1 класса коррекционной школы Конспект группового занятия по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Для учащихся 1 класса коррекционной школы VIII вида.

Конспект логопедического занятия по преодолению акустической дисграфии во 2 классе Тема: Звуки [c], [c,]- [ц]. Буквы Ц, С Цель: совершенствовать навык дифференциации [c], [c,]- [ц] на слух, в собственной речи и на письме.

Конспект открытого занятия «Моя семья» (для учащихся 1–2 классов) Тема открытого занятия: «Я и моя семья» (для учащихся 1-2 классов) Цели и задачи: 1. Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения.

Конспект открытого занятия «Русские богатыри» для учащихся 12–16 лет Цель: Расширение кругозора на основе материала, доступного пониманию: былин, рассказов об исторических событиях нашей Родины, музыкальных.

Конспект занятия для учащихся 3 класса «Я — петербуржец» Государственное бюджетное образовательное учреждение школа№ 46 Калининского района Санкт-Петербурга «Центр Реабилитации и Милосердия».

Программа занятий по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии обучающихся в 5 классе школы-интерната VIII вида Поурочный годовой план работы с группой учащихся 5 класса, имеющих речевое заключение: «СНР, смешанная дисграфия» Учитель-логопед : Виль.

Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 4 класса Составитель: Виль А. А учитель-логопед.

Профилактика школьной дезадаптации. Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога для учащихся 1 класса Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Учебная деятельность требует.

подгрупповой конспект занятия по коррекции дисграфии 2 класс
план-конспект по теме

Конспект по коррекции дисграфии 2 класс на тему “Предложение. Слово”

Скачать:

ВложениеРазмер
slovo-predl.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса с НЧП, ОНР

Тема: Речь. Предложение. Слово.

Цель: уточнить понятие слова как части предложения.

  1. уточнить понятие предложения как части связного текста;
  2. уточнить понятие слова как части предложения.
  1. развивать умение отвечать полным предложением;
  2. развивать умение составлять предложения по картинке;
  3. развивать умение членить речевой поток на предложения;
  4. развивать высшие психические функции (слуховое внимание, память, мышление, воображение);
  5. развивать дыхание (силу выдоха);
  6. развивать мелкую моторику.

Воспитывать аккуратность, умение организовывать собственную деятельность.

Оборудование: зеркала; индивидуальные карточки со словами; индивидуальные сюжетные картинки.

  1. Организационный момент (1 мин).

Логопед приветствует детей, раздает зеркала. Уточняет назначение зеркал.

  1. Артикуляционная гимнастика (3 мин).

Упражнения для губ:

«Улыбочка», «Трубочка», «Окошко», «Улыбочка – трубочка – окошко» (5 раз).

Упражнения для язычка:

«Почистим верхние зубки», «Парус», «Маляр», «Грибок».

Каждое упражнение дети выполняют 3 раза.

  1. Дыхательная гимнастика (2 мин).

Упражнение «Ветерок». Детям предлагается подуть долгим, холодным ветерком.

Выполняется 3 раза

  1. Основная часть (8 мин).

А) Беседа на повторение.

– А теперь отложим зеркала.

Дети убирают зеркала на край парты.

– Давайте вспомним, что такое наша речь? /Разговор, вопрос, рассказ – это наша речь/.

– Из чего состоит наша речь? /Наша речь состоит из предложений/.

– Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.

– На что делятся слова? /Слова делятся на слоги/.

– Из чего состоят слоги? /Слоги состоят из звуков/.

– Какие бывают звуки? /Звуки бывают гласные и согласные/.

– Как мы произносим гласные звуки? /Гласные звуки произносятся без преграды. Их можно петь и тянуть/.

– Что они образуют? /Они образуют слог/.

– А какими бывают гласные звуки? /Гласные звуки бывают ударные и безударные/.

– Как произносятся согласные звуки? /Согласные звуки произносятся с преградой/.

– Что образует преграду? /Преграду образуют губы, зубы и язык/.

– Какие бывают согласные? /Согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие/.

Б) Работа с текстом.

– Молодцы. А теперь послушайте текст.

Наступает утро. В поселке дети собираются в школу. Им это кажется обычным делом. Но пройдет много лет, и они часто будут вспоминать это осеннее утро. Ты подходишь к школе, и тебя встречают друзья.

– Почему? /Предложения стоят по порядку и связаны по смыслу/.

– А давайте придумаем название этому тексту. /Школьное утро/.

– Молодцы. А никто не посчитал, сколько в рассказе предложений? /Нет/.

– Тогда я ещё раз прочитаю, а вы посчитайте.

Дети называют цифру, обозначающую число предложений.

– Хорошо. Что такое рассказ? Из чего он состоит? /Он состоит из предложений/.

– Как стоят предложения в рассказе? /Предложения в рассказе стоят по порядку/.

– А как они связаны между собой? /Они связаны по смыслу/.

– Молодцы. А кто-нибудь запомнил третье предложение? /Им это кажется обычным делом/.

– А теперь послушайте, как я скажу. Делом им кажется это обычным. Я правильно сказала? /Нет/.

– Почему? Что я нарушила? /Нарушен порядок слов в предложении/.

– Почему так нельзя делать? /Потому что слова в предложении должны стоять по порядку и быть связаны по смыслу/.

  1. Пальчиковая гимнастика (2 мин).

– А сейчас давайте потренируем наши пальчики!

«Крючки», «Кулачки», «Стряхнули капельки водички», «Замок», «Ежик».

– Делайте то упражнение, которое я называю.

Логопед называет одни упражнения, а делает другие.

– А теперь делайте то упражнение, которое я показываю.

Логопед называет одни упражнения, а показывает другие.

  1. Основная часть (продолжение) (11 мин).

В) Составление предложений по схемам.

– Ребята, посмотрите на доску. Что начерчено? /Начерчены схемы/.

– Да. Придумайте к каждой схеме предложение.

Логопед спрашивает каждого ребенка.

Г) Составление предложений из слов. Работа с карточками.

Логопед раздает детям карточки со словами.

– Я раздам вам слова, а вы составьте из них предложение.

– Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.

– Как стоят слова в предложении? /Слова в предложении стоят по порядку/.

– Как они связаны между собой? /Они связаны между собой по смыслу/.

– Что выражает предложение? /Предложение выражает законченную мысль/.

– А теперь выложите предложение из слов.

Дети катались на санках с горы.

Вчера у нас была контрольная.

Мама пришла с работы.

Мохнатые шмели жужжат в траве.

Школьники летом работали в саду.

Зеленые ивы склонились над рекой.

Далее – индивидуальная проверка.

Д) Работа в тетрадях.

– Запишите свое предложение в тетрадь.

Дети записывают свои предложения.

– Посчитайте, сколько слов в вашем предложении и запишите в скобочках цифру.

Дети записывают цифру.

– Начало предложения подчеркните, точку обведите в кружок.

Дети выполняют задание.

  1. Физминутка (2 мин).

– А сейчас мы немножко отдохнем. Встали возле парт.

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку ( дети встают, «руки по швам») .

Руки в стороны, согнули ( разводят руки в стороны, сгибают) ,

Вверх подняли, помахали (поднимают руки вверх, машут) .

Спрятали за спину их и оглянулись ( прячут руки за спину) :

Через правое плечо, через левое ещё (оглядываются через правое, через левое плечо) .

Дружно присели, пяточки задели ( приседают, руками дотрагиваются до пяточек) .

На носочки поднялись (встают на носочки, поднимают руки вверх) ,

Опустили руки вниз ( опускают вниз) .

– Хорошо. Присаживайтесь, продолжаем работать.

  1. Основная часть (продолжение) (9 мин).

Е) Составление предложений по картинке. Работа в тетради.

Логопед раздает детям картинки.

– Ребята, рассмотрите картинку, придумайте по ней предложение и запишите его в тетрадь.

Дети записывают предложение.

– Подчеркните начало и конец предложения, посчитайте количество слов, цифру запишите в скобочках.

Дети выполняют задание.

Мальчик пьет воду.

Девочка читает игрушкам сказку.

Мальчик рыбачил на озере.

Девочка сыпала зерна курицам и петуху.

Мальчик играл в игрушки.

Девочка шьет себе платье на швейной машинке.

Далее – индивидуальная проверка.

Ж) Определение места слова в предложении.

– А теперь я буду читать предложения, а вам нужно посчитать, на каком месте в предложении стоит слово «солнце» и записать цифру.

Яркое солнце светит с самого утра.

Небо часто бывает покрыта тучами, а солнце мало греет.

Солнце сегодня очень яркое.

Едва не задев крыш домов, солнце медленно поползло вниз.

– Сложите все цифры, которые записали. Какое число получилось? /19/.

– У кого получилось 19, поставьте себе карандашиком пятерку.

  1. Итог занятия (2 мин).

– О чем мы сегодня говорили?

– Что мы делали на занятии?

Логопед оценивает деятельность каждого учащегося.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу.

Презентация разработана в поддержку логопедического занятия. В ней представлены различные логопедические задания на развитие языкового анализа и синтеза, на развитие тонкой моторики рук, зритель.

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П].

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса.

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания у учащихся 3-го класса.

Конспект коррекционного занятия на тему “речевые и неречевые звуки” 2 класс.

Конспект занятия разработан для младших школьников с дисграфией, обусловленной НВОНР (ОНР IV ур.). Подборка тренировочных упражнений вырабатывает умение правильно употреблять простые предлоги в .

Конспект группового логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии во 2 классе

Тема: Предлоги ОТ – ИЗ

Цель: Познакомить детей с предлогами ОТ – ИЗ, их значением. Учить детей правильно употреблять предлоги ОТ – ИЗ в устной и письменной речи

Уточнить значение предлогов ОТ – ИЗ. Формировать навык соотнесения предлогов со схемами их обозначения.

Устранить аграмматизмы в устной и письменной речи.

Формировать навыки образования относительных прилагательных.

Формировать навыки практического употребления предлогов ОТ – ИЗ в словосочетаниях и предложениях.

Закрепить навык правописания предлогов со словами.

Развивать пространственные представления.

Развивать слуховое внимание.

Развивать коммуникативные навыки.

Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику

Воспитывать умение работать в парах и группе.

Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Воспитывать культуру устной и письменной речи, навыки самоконтроля.

Оборудование: Свеча светодиодная; сюжетные картинки на каждого; «Светофор» (круги красного, жёлтого, зелёного цвета на каждого); компьютер, проектор, экран, презентация; бумага и маркеры для работы в группе; набор схем предлогов (В, НА, НАД, ОТ, ИЗ) на каждого; карточки с заданием на каждого для самостоятельной работы, «Полянка настроения» и насекомые на магнитах (стрекозы и божьи коровки).

Этапы урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приёмы, формы взаимодей-ствия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируе- мые УУД

I . Организацион-ный этап (4 мин)

Развивать коммуника-тивные навыки

Воспиты-вать доброжела-тельное отношение детей друг к другу

Развивать пространст-венные представле-ния, мелкую моторику кистей и пальцев рук

Групповая форма взаимодействия

Интерак-тивные приёмы «Здравствуй, друг», «Свеча ожиданий»

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг .

– Передавая свечу другу другу, скажите, чего ожидаете от нашего урока?

– Чтобы ваши ожидания оправдались, какими вы должны быть на уроке?

– Выполним пальчиковую гимнастику: Эти слова мы запомним навсегда : Из норки, к стулу , по дивану , За кустиком, с кровати, в яму, Через забор , от печки, у дороги. И называть мы будем их «Предлоги».

– Откройте тетради, запишите дату.

Встают в круг, выполняют движения в соответствии с текстом.

Передают свечу друг другу и озвучивают свои ожидания от урока:

– Я ожидаю от урока, что узнаю много нового (на уроке будут интересные задания; напишу без ошибок и др.)

– Мы должны быть внимательными, старательными, активными, дружными и т.д.

Сжимают и разжимают пальцы рук. Каждый пальчик массируют и загибают. Поднимают большой палец руки.

Записывают дату в тетради.

Коммуника-тивные: планирование учебного сотрудничества с учителем-логопедом и сверстниками

II . Мотивационно-целевой этап (8 мин):

Создание проблемной ситуации

Побуждение к формули-рованию проблемы – постановка учащимися вопросов о неизвестном

Побуждение к формули-рованию темы и цели урока

Уточнить значение предлогов НА – НАД

Формиро-вать навыки соотнесения предлогов со схемами их обозначения

Работа в парах Наглядный, объяснительно-иллюстративный методы

Интерактив-ный приём «Светофор »

Интерактив-ный метод «Задать вопрос»

– Вспомним, чему учились на прошлом уроке? Выполним задания и проверим ваши умения.

Задание 1 (Приложение, п.1) . У каждой пары на столе – схемы изученных предлогов. Нужно выбрать из них : 1-ой паре – схему предлога НА , 2-ой паре схему предлога НАД и объяснить значение данных предлогов.

Задание 2 (Приложение, п.2) : – Составьте предложения по картинкам, используя предлоги НА или НАД .

– Сделайте вывод: научились правильно использовать в речи предлоги НА – НАД или нет?

– Тему нашего урока узнаете, если выполните следующее задание. Прочитайте предложения (на слайде):

Маша вернулась из бабушки. Мама пришла от магазина. Автомобиль отъехал из гаража. Дым валит от трубы.

– Скажите, что вас удивило? – Как думаете, почему возникла такая ситуация?

Слайд с картинкой «Задать вопрос» (Приложение п.3) – Какие вопросы у вас возникли, и вы бы хотели задать? (Вопросы учителем-логопедом выносятся на слайд)

– Кто догадался, чему сегодня будем учиться на уроке? С какой целью?

Дети отвечают, что на прошлом уроке учились различать предлоги НА – НАД и правильно их использовать в речи .

Выполняют задание. Представитель от каждой пары показывает схему и объясняет значение предлога НА или НАД . Учащиеся оценивают правильность ответов при помощи сигналов «Светофора»: красный кружок – не согласны, жёлтый – заметили ошибку, зелёный – согласны с ответом.

Каждый учащийся получает по одной сюжетной картинке, составляет по ней предложение с предлогами НА или НАД. Выйдя к доске и демонстрируя картинку, называет своё предложение . Остальные учащиеся оценивают правильность выполнения задания при помощи сигналов «Светофора». Делают вывод: предлоги НА – НАД правильно использовать в речи научились.

Дети читают предложения.

Высказывают мнение: – Смысл предложений непонятен. – Предлоги перепутали: вместо предлога ИЗ написали предлог ОТ , и наоборот.

– У нас возникли вопросы: 1.Что означают предлоги ОТ, ИЗ? 2.Какие схемы соответствуют данным предлогам? 3. Как предлоги ОТ, ИЗ пишутся со словами?

Дети формулируют тему, цель урока: Сегодня на уроке будем учиться различать предлоги ОТ – ИЗ, чтобы не ошибаться и использовать их в речи правильно.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуника-тивные: планирование учебного сотрудничества с учителем-логопедом и сверстниками

Коммуникативные : постановка вопросов

Познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение, формулирование познаватель-ной цели; логические – формулирование проблемы

III . Ориентировоч-ный этап (4 мин)

Формиро-вать умение планировать свою деятель-ность на уроке для достижения цели

Групповая форма взаимодействия

– Что нужно для достижения цели? – Какой алгоритм действий предлагаете?

Составим алгоритм действий: 1. Найдём ответы на возникшие вопросы. 2. Выполним упражнения, чтобы научиться различать и правильно использовать предлоги ОТ, ИЗ. 3. Подведём итоги: достигли ли поставленной цели к концу урока. 4. Выполним самооценку своей работы на уроке.

IV . Поисково-исследователь-ский этап (8 мин)

Уточнить значение предлогов ОТ – ИЗ; устранять аграмматиз-мы в устной речи

Формиро-вать навык соотнесения предлогов со схемами их обозначения

Закреплять навык правописа-ния предлогов со словами

Частично – поисковый метод

Групповая форма взаимодействия

– Ответим на первый вопрос. Для этого я предлагаю поработать в парах: устно исправить ошибки в данных предложениях ( на слайде ) и выдвинуть предположения – какое значение имеют предлоги ОТ, ИЗ?

1-ой паре : Маша вернулась из бабушки. Мама пришла от магазина.

2-ой паре : Автомобиль отъехал из гаража. Дым валит от трубы. – А теперь сравните свои предположения с правильным ответом (на слайде). Ответили на первый вопрос? Оцените работу в парах.

– Второй вопрос: Какие схемы соответствуют данным предлогам? Предлагаю поработать в группе, придумать и нарисовать схемы предлогов ОТ, ИЗ .

– Сравните свои схемы предлогов ОТ, ИЗ с уже существующими схемами (показ) (Приложение, п.4) . Соответствуют ли они значению данных предлогов? Нашли ответ на второй вопрос? Оцените работу группы.

– Третий вопрос: как предлоги ОТ, ИЗ пишутся со словами – слитно или раздельно? Почему?

– Сравните свой ответ с правильным ответом (на слайде). Оцените работу всей группы.

– На все поставленные вопросы мы с вами ответили? Молодцы!

Дети исправляют ошибки:

Ответ 1-ой пары : Маша вернулась от бабушки. Мама пришла из магазина.

Ответ 2-ой пары : Автомобиль отъехал от гаража. Дым валит из трубы.

Строят предположения: предлог ОТ означает отдаление от какого-либо предмета или объекта, а предлог ИЗ – появление из какого-либо предмета или объекта. Сравнивают с правильным ответом на слайде. Оценивают работу в парах при помощи сигналов «Светофора».

Учащиеся рисуют схемы предлогов ОТ, ИЗ . Демонстрируют их и сравнивают с уже существующими схемами. Делают вывод: их схемы также соответствуют значению данных предлогов. На второй вопрос ответили верно. Оценивают работу группы при помощи сигналов «Светофора».

1 представитель от группы отвечает, что предлоги ОТ, ИЗ, как и другие предлоги, пишутся со словами раздельно, так как между ними можно вставить другое слово или вопрос. Оценивают работы всей группы при помощи сигналов «Светофора».

Познавательные: л огические – выдвижение гипотез и их обоснование, решение проблемы

Коммуника-тивные: инициатив-ное сотрудничество в поиске и выборе информации

V . Физминутка (3 мин)

Развивать пространст-венные представле-ния, координа-цию движений, общую моторику

Групповая форма взаимодействия

За селом стоит гора. В горе вырыта нора. Из норы торчат усы удивительной красы На горе растут дубы, Под горой растут грибы. Мы в корзинку их собрали, От горы к дому побежали.

Руки поднимают вверх. Приседают. Руками имитируют торчащие усы.

Руки поднимают вверх. Приседают. Имитируют сбор грибов в корзинку. Бегут на месте.

VI . Практический этап (10 мин)

Формиро-вать навыки согласова-ния слов в словосочетаниях; навык образования относитель-ных прилагатель-ных

Формиро-вать навыки владения предложно – падежными конструкциями Развивать слуховое внимание

Формиро-вать навыки практичес-кого употребле-ния предлогов ОТ – ИЗ в предложениях;

Групповая форма взаимодействия

М етод самоконтро-ля

Задание 1 (слайд ) «От какого дерева детки?» ) (Приложение, п.5, ) – Рассмотрите картинки деревьев и скажите, как называется листок или игла от каждого дерева? Какой предлог вы использовали при ответах?

– Запишите данные словосочетания с предлогом и прилагательные в тетради. Вспомните правило правописания предлогов со словами. Подчеркните предлоги.

Задание 2 ( слайд) «Из чего приготовили сок или повидло?» ( Приложение, п.6) – Рассмотрите картинки фруктов и скажите, из чего приготовили сок, повидло? Какой предлог вы использовали при ответах?

– Запишите данные словосочетания с предлогом и прилагательные в тетради. Подчеркните предлоги. – Оцените работу в парах.

Задание 3. «Составьте из слов предложения» (Устно) – Послушайте слова, составьте из них предложения, подбирая подходящий по смыслу предлог. Поднимите схему соответствующего предлога.

медведь, охотник, убежал, свирепый янтарь, бусы сделали, красивые изготовить, открытки, шкатулка, лиса, заяц, убежал, трусливый

Задание 3. Самостоятельная работа

– Прочитайте предложения на карточках ( Приложение, п.7). – Запишите данные предложения, вставляя подходящие по смыслу предлоги ОТ или ИЗ . Подчеркните предлоги. Начертите схемы данных предложений.

– Выполните взаимопроверку в парах. Оцените работу друг друга при помощи шкалы.

Дети выполняют задание: 1-ая пара : Лист от берёзы – берёзовый; лист от дуба – дубовый; лист от клёна – кленовый

2-ая пара : Игла от ели – еловая; лист от рябины – рябиновый; игла от сосны – сосновая

Дети выполняют здание: 1-ая пара : Сок из яблок – яблочный; повидло из груш – грушевое

2-ая пара: Повидло из слив – сливовое; сок из апельсинов – апельсиновый

Оценивают работу в парах при помощи сигналов «Светофора».

Дети составляют предложения, поднимают схемы соответствующих предлогов:

Охотник убежал от свирепого медведя. Из янтаря сделали красивые бусы. Из открыток изготовили шкатулку. Трусливый заяц убежал от лисы.

Выполняют самостоятельную работу; затем – взаимопроверку в парах. Оценивают работу друг друга при помощи шкалы.

Регулятив-ные : контроль, оценка, коррекция

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение взаимодейст-вовать со сверстниками

Регулятив-ные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено или что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

VIII . Рефлексивно-оценочный этап (3 мин)

Формиро-вать навык самооценки деятельнос-ти на уроке

Интерактив-ные приёмы «Закончите предложе-ние», «Полянка настроения»

Подведём итоги урока. Чему учились на уроке? Достигли ли поставленной цели? Задание «Закончите предложение» (на слайде):

На уроке я учился…

Мне было трудно…

Мне было интересно…

Я хочу похвалить за работу…

– У кого хорошее настроение – прикрепите насекомых на нашу «Полянку настроения»

Коммуник-ативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Схемы предлогов В, НА, НАД:

Задание: «Составьте предложения по картинкам, используя предлоги НА – НАД »

Картинка к интерактивному упражнению «Задать вопрос»:

Схемы предлогов ОТ, ИЗ:

Картинки к заданию «От какого дерева детки?»

Для 1-ой пары : Для 2-ой пары:

6) Картинки к заданию «Из чего приготовили сок или повидло?»

Для 1-ой пары : Для 2-ой пары:

7)Карточки для самостоятельной индивидуальной работы:

Карточка №1 . Карточка №2 . Карточка №3 . Карточка №4.

Бабушка приехала … деревни. Зрители выходили …театра. Пироги вытащили… печки. Дети бежали …моря к дому.

Бабушка приехала… подруги Зрители отошли…театра. Бабушка отошла… печки. Мальчик вышел…моря.

Конспект открытого группового занятия по коррекции дисграфии у учащихся 2, 3 классов по теме: «Дифференциация У – Ю»

Логопедическая тема: Дифференциация У – Ю.

Грамматическая тема: Правописание имен, отчеств.

Лексическая тема: Имя и отчество.

Цель: учить детей различать гласные у-ю устно и на письме.

  1. Закрепление знаний детей о гласных у-ю, соотнесение звуков с буквами.
  2. Формирование умения различать твердые и мягкие согласные перед у-ю, опираясь на слуховой, зрительный и кинестетический контроль.
  3. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза.
  4. Активизация речевого опыта.
  5. Актуализация и обогащение словарного запаса учащихся.
  6. Уточнение знаний об именах собственных.
  7. Знакомство с суффиксами, образующими отчества.
  8. Формирование и совершенствование навыка словообразования при помощи суффиксов.
  9. Развитие мелкой моторики.
  10. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти.
  11. Развитие логического мышления.
  12. Формирование умения работать в коллективе.

Оборудование: тетради, цветные ручки, SMART доска, мяч.

Презентация логопедического занятия по теме: «Дифференциация У – Ю»

Презентация логопеда сделана для интерактивной доски в формате notebook.

I. Организационный момент.

Дети здороваются, готовятся к занятию.

II. Вводная часть.

– Мы продолжаем работать над различением гласных 1 и 2 ряда.
– Назовите гласные 1 / 2 ряда. (Дети называют)
– На что указывают гласные 2 ряда? (на мягкость согласного перед собой)

1.1. Развитие мелкой моторики.

– Давайте сделаем цветочек и повторим пары гласных. Кто хочет показать цветочек?
(Дети соединяют запястья, ладони разводят в стороны, округляют пальцы. По очереди соединяют пальцы правой и левой руки, называя при этом парные гласные.)

2. Постановка цели занятия.

– Сегодня мы будем работать с гласными… Догадайтесь над какой парой гласных мы будем работать.
– Посмотрите на картинки (слайд 2).
– Что здесь нарисовано? (лук, люк)
(Слова-отгадки появляются на экране)
– Какой буквой отличаются эти слова? (буквой у – ю)

III. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

– Над какой темой мы будем работать? (над различением гласных у – ю)
– Правильно. (Тема появляется на доске.)
– Запишите в тетрадях число и тему занятия.

2. Соотнесение звука с буквой (слайд 3).

– Ребята назовите эти буквы. (у, ю)
– Какой буквой на письме обозначается звук У? (буквой у)
– Какой буквой на письме обозначаются звуки ЙУ? (буквой ю)
– Когда буква Ю обозначает два звука? ( когда она стоит в начале слова, после гласной, после мягкого и твердого знака)
– Когда буква Ю обозначает один звук? ( когда ю стоит после согласной буквы)
– На что будет указывать Ю после согласной? ( на мягкость согласного звука перед собой)

3. Обозначение мягкости и твёрдости согласного цветом.

– Запишите в тетради слова ЛУК и ЛЮК. Подчеркните гласные буквы У, Ю.
– Какой ручкой вы подчеркнете букву Л в слове ЛУК? (синей)
– Почему? (потому что звук л твердый)
– Какой ручкой вы подчеркнете букву Л в слове ЛЮК? (зеленой)
– Почему? (потому что звук л мягкий)

4. Дифференциация У – Ю на слоговом уровне (слайд 3).

– Прочитайте слоги, в которых буква Ю обозначает два звука. (пью, юг…)
– Прочитайте те слоги, в которых буква Ю указывает на мягкость согласного перед собой. (мю, сю…)

5. Дифференциация У – Ю на уровне слова.

5.1. Развитие навыка звукобуквенного анализа слова (слайд 4).

– Прочитайте задание. (Назовите буквы гласных звуков. Какая по счёту в слове буква у/ю? Какой звук(и) она обозначает? Назовите звук, стоящий перед ней.)
Дети по очереди выходят к доске. Выбирают нужную букву, пальцем передвигают её к картинке. Затем устно выполняют задание.

5.2. Формирование умения правильно выбирать гласную букву У или Ю (слайд 5).

– Прочитайте задание. (Вставьте пропущенные буквы у или ю)
Дети на доске вставляют нужную букву в слова.
– Запишите слова в три столбика (слайд 5).
Проверка. (После выполнения задания на экране появляются слова, записанные в столбики)

5.3. Обозначение гласных У и Ю, мягкости и твердости согласных цветом.

– Подчеркните гласные буквы У – одной чертой, Ю – двумя чертами.
– Подчеркните согласные буквы перед У, Ю. Твердый согласный …(синей ручкой), мягкий согласный … (зеленой ручкой).

6. Уточнение грамматических понятий.

– Что общего в написании этих слов? (они пишутся с заглавной буквы)
– Вспомните, какие слова пишутся с заглавной буквы? (имена собственные)
– Какие слова относятся к именам собственным? (имена, фамилии, клички, географические названия…)

6.1. Подбор слов на заданную тему. Упражнение выполняется с перекидыванием мяча.

– Ловите мяч и называйте примеры имен собственных. (Дима, Мурка…)

6.2. Составление предложений на заданную тему.

– Усложним задание. Придумайте каждый своё предложение, используя имена собственные.

7. Актуализация речевого опыта.

– Посмотрите еще раз на слова на доске (слайд 5).
– На какую тему эти слова? (имена)
– На какие группы их можно разделить? (на женские и мужские имена)
– Прочитайте женские/мужские имена.
– Для чего человеку имя? (чтобы друг друга не путать…)
– Правильно. Каждого человека можно назвать по имени. Но, кроме этого, обо всех хороших и плохих поступках человека мы узнаем благодаря имени.
– Что можно узнать по отчеству человека? (имя его отца)
– От каких имен можно образовать отчества? (от мужских)

8. Развитие навыка словообразования, при помощи суффиксов (слайд 6).

– Образуйте отчества от мужских имен. (Дети устно выполняют задание.)
Затем на экране появляются отчества. Выделите суффиксы.
– Какие суффиксы используются для образования мужских отчеств, а какие для женских? (слайд 7)
– Запишите в тетрадях свое отчество. Выделите в нем суффикс.
– Какое значение имеет суффикс -евн-, -овн-, -ич-, -евич-, -ович-, -иничн-?

9. Дифференциация У – Ю в предложениях (слайд 8 – 2 класс, слайд 9 – 3 класс).

– Прочитайте задание.
Слайд 8 – 2 класс. Внимательно прочитайте предложения. Найдите и исправьте ошибки.
Слайд 9 – 3 класс. Составьте и напишите предложения, используя данные слова. Проверка – слайд 10-15 .
– Дети читают задание и выполняют его письменно в тетрадях.
– Подчеркните гласные буквы У, Ю и согласные перед ними цветными ручками.

IV. Подведение итогов занятия.

Игра с мячом «Быстрый ответ».
– С какой парой букв мы сегодня работали?
– Какая из букв обозначает мягкость согласного на письме?
– Какая из букв обозначает твердость согласного?

Дети отвечают на вопросы.
– Какие задания понравились больше? Что было сложно и почему?
Учащиеся делятся впечатлениями.

Ссылка на основную публикацию