Применение дидактических игр, как средства развития фонематического слуха и восприятия дошкольников

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье.

1. Фонематический слух и фонематическое восприятие.

Рассматривая вопросы формирования фонематических процессов различают понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».

Под фонематическим слухом понимают тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Н. Х. Швачкин выделяет две стадии развития фонематического слуха: первая – формирование способности различать гласные звуки, вторая – различать согласные звуки. Он отмечает, что при благополучном речевом развитии формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Недоразвитие фонематического слуха влияет на качество овладения звукопроизносительными умениями.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. В. К. Орфинская выделяет четыре ступени формирования фонематического восприятия: первая – овладение умением узнавать звук на фоне слова; вторая – выделять первый и последний звук в слове; третья – определять последовательность, качество и количество звуков в слове; четвёртая – определять место звука в слове по отношению к другим звукам. Исследователь подчёркивает, что формирование первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития, спонтанно. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе качественно сформированных предыдущих степеней.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. При усвоении грамматического строя родного языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую форму морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки. Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из ведущих мест.

Многие исследователи подчеркивают роль развития осознания детьми фонетической стороны речи. Дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, М.Е. Хватцев, Д.Б. Эльконин, М.М. Алексеева). От понимания, особенностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к осознанию речи в широком смысле слова – как осознание явлений языка и речи детьми дошкольного возраста, как условие формирования произвольности речи.

Проблема формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста является одной из наиболее значимых для специальной подготовки детей к обучению грамоте. Несформированность фонематического восприятия приводит к недостаткам усвоения письма, т.е. к дисграфии, а также вызывает трудности и в овладении чтением. При своевременном развитии фонематического восприятия, легче корректируется и звукопроизношение детей.

2. Нарушение фонематического восприятия у дошкольников.

Нарушение фонематического восприятия отмечается при общем недоразвитии речи и фонетико-фонематическом недоразвитии.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы (нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя) при нормальном слухе и интеллекте.

Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Рассмотрим основные проявления фонетико-фонематического недоразвития.

1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков.

В этих случаях один и тот же звук может служить для ребёнка заменителем двух или даже трёх других звуков. Напрмер, мягкий звук т’ произносится вместо звуков с’, ч, ш ( «тюмка», «тяска», «тяпка» вместо сумка, чашка, шапка).

2. Замена одних звуков другими.

Обычно звуки, сложные для произнесения, заменяются более лёгкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р («лыба» вместо рыба).

Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребёнок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других – заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребёнок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речи произносят, например, «Сторял стлогает дошку» вместо Столяр строгает доску.

Подобный характер нарушений звуковой стороны речи свидетельствует о недоразвитии фонематического восприятия.

Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчётливостью выражается в следующем:

· нечёткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих – звонких, свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, шипящих – свистящих и т.п.);

· неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

· затруднение при анализе звукового состава речи.

3. Использование игры в работе по развитию фонематического восприятия.

Игра для детей – это доступная форма деятельности и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребёнка играть. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Именно в игре ребёнок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.

Игра даёт возможность научиться тому, как надо учиться, является подготовительным этапом развития ребёнка, переходным моментом для включения его в учёбу.

В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности.

Игры или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием, помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.

Невозможно переоценить роль дидактической игры в развитии речи детей.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактические игры помогают выработать у детей чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе.

Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению. Происходит совершенствование чувственного опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки звуков русского языка. Дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап – узнавание неречевых звуков;

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Начинается работа по формированию фонематического восприятия с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

Работа по развитию фонематического восприятия ведётся сначала на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.

Игры можно проводить как во время организованной работы с дошкольниками, так и в свободное время индивидуально или с подгруппой детей.

С помощью игр решаются задачи звуковой культуры речи. Например, для того, чтобы учить детей различать тембр и качество голоса, можно провести игру «Угадай, кто позвал?»: малыши угадывают товарища по голосу, а старшие дети — по тому, как их позвали (тихо, громко медленно, быстро, ласково и т.д.). Для формирования фонематического слуха можно использовать следующие игры: «Выдели слово» (Детям предлагают хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх. ) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.) «Какой звук есть во всех словах?» (Взрослый произносит три – четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.) «Подумай, не торопись» (Детям предлагаются несколько заданий на сообразительность:

– Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

– Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей,грач. )

– Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а.

– Назови предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на «А»; что начитается на «С», в середине слова звук «Т» и т.д.)

Для формирования навыков звукового анализа слова можно использовать игру «Найди фишке место» (Детям предлагают взять картинку, назвать её, определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец) и положить фишку на соответствующее место на схеме), «Новоселье у зверей» (Детям предлагают взять картинки с изображением различных животных, назвать слово, затем каждый звук отдельно, подсчитывая количество звуков, и подобрать домики с таким же количеством окошек).

Т.о. игры по развитию фонематического восприятия способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения норм родного языка, так как развитие фонематического слуха и восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Задача же воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у воспитанников интерес к игре, грамотно организовать игру, обеспечивая заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекая их к овладению новыми знаниями, умениями и навыками.

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Рубрика: 7. Дефектология

Дата публикации: 01.11.2016

Статья просмотрена: 1620 раз

Библиографическое описание:

Иванова А. С., Андреева Е. П. Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 27-30. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11325/ (дата обращения: 28.02.2020).

Фонематический слух — это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.

Фонематическое восприятие — это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова [2].

Развитие фонематического слуха и восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Отставание в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.

Актуальность проведения нашего исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематического слуха и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.

Большую роль формированию фонематического слуха и восприятия отводят Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Р. Е. Левина, Б. М. Гриншпун, О. А. Токарева, Г. А. Каше.

Формирование фонематического восприятия является сложным процессом. Преодоление нарушений его развития требует огромных усилий от всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и их родителей, которые активно участвуют в коррекционно-воспитательном процессе. В то же время специфической трудностью в работе с данной категорией детей является то, что их трудно заинтересовать процессом обучения, т. к. они не «слышат» ошибки в своей речи и считают, что им не нужно заниматься с логопедом. Учитывая, что время, отводимое на преодоление речевых нарушений у данной группы детей, ограничено, необходимо максимально эффективно использовать каждый момент на всех видах логопедических занятий.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра, поэтому использование игровых приёмов является наиболее эффективным построением процесса обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и развития у них фонематического слуха и восприятия на всех этапах логопедических занятий [1].

Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. И как писала Н. К. Крупская: ««Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания» [4].

В настоящее время особенно важно создать систему игровых приемов развития фонематического слуха и восприятия у детей с ФФН, отвечающую особенностям их развития и найти возможные варианты использования игровых приёмов работы по развитию фонематического слуха и восприятия на всех этапах всех видов логопедических занятий.

Цель исследования — на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать методику игровых приёмов для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН.

Наше исследование проводилось на базе Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад № 313» и «Детский сад № 378» г. Казани.

Нами было обследовано 10 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, затем дети были разделены на экспериментальную и контрольную группы по 5 человек.

Для исследования уровня сформированности фонематических процессов была применена методика Е. Ф. Архиповой [2].

Из проведенного нами обследования следует, что у детей с ФФН недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие.

Рис. 1. Уровень сформированности фонематического слуха и восприятия ЭГ по балльной шкале

К высокому уровню сформированности фонематического слуха в ЭГ 2 ребенка (40 %), к среднему уровню — 3 ребенка (60 %) (рис 1).

В КГ к высокому уровню относится 1 ребенок (20 %), к среднему- 4 ребенка (80 %) (рис 2).

У детей среднего уровня наблюдается недостаточное умение дифференцировать слоги и фонемы, чаще всего у них не сформированы навыки элементарного звукового анализа и синтеза.

Рис. 2. Уровень сформированности фонематического слуха и восприятия КГ по балльной шкале

Для развития фонематических процессов детей мы составили комплекс дидактических игр и провели работу его с экспериментальной группой детей, чтобы в дальнейшем, сравнить полученные результаты.

Программа по развитию фонематических процессов у дошкольников включала в себя 15 занятий 3 раза в неделю. Работа проводилась индивидуально, с учетом уровня сформированности у дошкольника фонематического слуха и восприятия и была продумана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста основана на основных дидактических принципах:

– разумная посильная трудность;

В результате повторного среза, после формирования фонематических процессов с помощью дидактических игр, у детей ЭГ видны заметные улучшения. Три ребенка улучшили результаты, один из них переместился со среднего уровня на высокий.

Наглядно эффективность работы можно увидеть на рис. 3

В экспериментальной группе, где проводилась работа над развитием фонематических процессов, по сравнению с контрольной после контрольного среза можно было наблюдать положительную динамику. После проведения занятий заметно улучшились результаты по дифференциации слогов и фонем, начали развиваться навыки звукового анализа и синтеза.

Рис. 3. Уровень сформированности фонематических процессов ЭГ после первичного и контрольного среза

В контрольной группе (КГ), где не проводилась работа над формированием фонематического слуха и фонематического восприятия посредством дидактических игр, не было замечено никакой положительной динамики (рис. 4).

Рис. 4 Уровень сформированности фонематических процессов КГ после первичного и контрольного среза

Таким образом, данные сравнительного анализа экспериментальной и контрольной группы позволяют сделать вывод об эффективности использования дидактических игр и упражнений в целях развития фонематического слуха и восприятия у детей старшего возраста.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, проведенная экспериментальная работа позволили нам определить и показать роль дидактических игр и упражнений как средство развития фонематического слуха.

Можно с уверенностью сказать, что дидактические игры в развитии фонематического слуха являются «ключом» в воспитании звуковой культуры речи. Дидактические игры и упражнения интересны для старших дошкольников, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интерес, невозможен без активной работы мысли.

Они приучают детей внимательно слушать, подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению [3].

Именно игры по развитию фонематического восприятия способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения норм родного языка, так как развитие фонематического слуха и восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И..Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста — М.: Академия, 1999 — с.312
  2. Архипова, Е. Ф. Стертаядизартрияу детей М.: АСТ: Астрель, 2007. — с.336
  3. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. –с.10
  4. Фомичева М. Ф., Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н. и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 200 с.
Читайте также:  Конспект фронтального логопедического занятия по фонемному анализу и синтезу слов

Похожие статьи

Формирование фонематического восприятия как залог.

фонематический слух, фонематическое восприятие, ребенок, игра, развитие, контрольный срез, контрольная группа, дошкольный возраст, восприятие, Детский сад. Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале.

Исследование развития фонематического восприятия у детей.

фонематический слух, фонематическое восприятие, ребенок, игра, развитие, контрольный срез, контрольная группа, дошкольный возраст, восприятие, Детский сад.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Влияние познавательной игры на развитие фонематического.

фонематический слух, фонематическое восприятие, ребенок, игра, развитие, контрольный срез, контрольная группа, дошкольный возраст, восприятие, Детский сад.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Рассмотрим развитие фонематического слуха в соответствие с детским возрастом. Возраст 3 года. Этапы работы.

(С опорой на зрительное восприятие). Приведём примеры дидактических игр. Возраст 3–4 года.

Развитие фонематического восприятия в системе.

Экспериментально обоснована методика развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Путём создания развивающей среды, вовлекающей детей в процесс познания.

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале.

ребенок, краткое описание, фонематический слух, слуховое восприятие, звук, развитие, родной язык, оборудование, игра, неречевой слух.

фонематический слух, фонематическое восприятие, ребенок.

Использование дидактических игр в работе по развитию. фонематический слух, фонематическое восприятие, ребенок, игра, развитие, контрольный срез, контрольная группа, дошкольный возраст, восприятие, Детский сад.

Похожие статьи

Формирование фонематического восприятия как залог.

фонематический слух, фонематическое восприятие, ребенок, игра, развитие, контрольный срез, контрольная группа, дошкольный возраст, восприятие, Детский сад. Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале.

Исследование развития фонематического восприятия у детей.

фонематический слух, фонематическое восприятие, ребенок, игра, развитие, контрольный срез, контрольная группа, дошкольный возраст, восприятие, Детский сад.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Влияние познавательной игры на развитие фонематического.

фонематический слух, фонематическое восприятие, ребенок, игра, развитие, контрольный срез, контрольная группа, дошкольный возраст, восприятие, Детский сад.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

Рассмотрим развитие фонематического слуха в соответствие с детским возрастом. Возраст 3 года. Этапы работы.

(С опорой на зрительное восприятие). Приведём примеры дидактических игр. Возраст 3–4 года.

Развитие фонематического восприятия в системе.

Экспериментально обоснована методика развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Путём создания развивающей среды, вовлекающей детей в процесс познания.

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале.

ребенок, краткое описание, фонематический слух, слуховое восприятие, звук, развитие, родной язык, оборудование, игра, неречевой слух.

фонематический слух, фонематическое восприятие, ребенок.

Использование дидактических игр в работе по развитию. фонематический слух, фонематическое восприятие, ребенок, игра, развитие, контрольный срез, контрольная группа, дошкольный возраст, восприятие, Детский сад.

Семинар-практикум «Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста»

Оксана Терёшина
Семинар-практикум «Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста»

Цель семинара – практикума: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений.

1. Раскрыть значение развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

2. Приобщать педагогов к использованию в своей работе с детьми игр и игровых упражнений, как средство для развития фонематического восприятия.

1. Использование игровых технологий в развитии фонематических технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников. (доклад)

3. Работа в микрогруппах

4. Игры на развитие фонематического слуха (практикум)

5. Презентация воспитателями игр на развитие фонематического слуха у дошкольников.

6. Анкетирование педагогов.

ХОД СЕМИНАРА,

1. Выступление докладчика

2. Блиц-опрос

-Сколько существует этапов по формированию фонематического восприятия

Л. С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:

• способность слышать есть данный звук в слове или нет;

• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Несколько позже Д. Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие». Ученый занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:

• умение определять линейную последовательность звуков в слове;

• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

• осознание или подсчет количества звуков в слове.

Позже Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ, включающий:

1. выяснение порядка следования фонем в слове;

2. установление различительной функции фонем;

3. выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку. Именно этот ученый доказал, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.

Профессор Л. С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».

Что такое фонематическое восприятие? «Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления.

Под фонематическим анализом мы понимаем умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

3. Работа в микрогруппах.

Каждой микрогруппе написать по 2 этапа с указанием в какой возрасной группе будет осуществлять работа

I этап – узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти.

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. Этим целям служит целый ряд игр.

III этап – различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап – дифференциация слогов.

V этап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух – и трехсложные слова. Необходимо объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков. Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. (Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.)

4. Игры на развитие фонематического слуха (практикум)

Каждой микрогруппе даётся по 3 игры. Необходимо определить на каком этапе формирования фонематического восприятия их можно использовать и в какой возрастной группе.

1 микрогруппа

Игра «Шумовые баночки».

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы. (1 этап -узнавание не речевых звуков)

Цель: формировать у детей умение произносить соответствующие реплики изменяя тембр и высоту голоса. (2 этап- различение высоты, силы, тембра голоса)

Д/у «Звуковая цепочка»

Цель: формировать у детей умение определять последний звук в слове и придумывать новое слово, начиная с этого слова. (6 этап- развитие навыков элементарного звукового анализа)

2 микрогруппа

ДУ «Живые звуки, слоги»

ЦЕЛЬ: формировать у детей умение синтезировать отдельные звуки (слоги) в слово.

ХОД ИГРЫ: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. Например:

Миша, ты превращаешься в первый звук, слова «бублик».

Катя, ты становишься последним звуком слова «моль».

Оля, ты главный звук «и».

Вера, ты второй звук слова «дно»

Дети-звуки называет каждый свой звук. Остальные – догадываются, какое слово получилось. (V этап-дифференциация фонем)

Цель; формировать у детей умение услышать правильный вариант произношения.

(III этап-разлечение сходных по звучанию слов)

ЦЕЛЬ: формировать у детей умение с завязанными глазами двигаться в сторону звенящего бубна (Iэтап- узнавание не речевых звуков).

3 микрогруппа

ДУ «Звуковые прятки»

Цель игры: развитие фонематического слуха; развитие внимания

Ход игры: Ведущий загадывает звук, который играющие будут искать в словах, например, звук «о». А затем, бросая мяч играющим произносит разные слова, например, «кошка», «стул», «почта», «сок», «карандаш» и т. д. Играющий, которому бросают мяч, должен внимательно прослушать слово и, если в этом слове есть нужный звук, то он ловит мяч, если нет – отбивает. Выигрывает тот, кто меньше всех ошибётся. (VI этап- развитие навыков элементарного звукового анализа)

Дидактическая игра «КузовОК»

Цель игры: развивать фонематический слух; учить подбирать слова, которые оканчиваются на «ок».

Материал: красивая коробочка или корзинка, фишки.

Ход игры: Ведущий показывает «кузовок» и говорит: «Это волшебный кузовок, мы будем складывать туда все слова, которые заканчиваются на «-ОК», я кладу в кузовОК яблОК мешОК, а вы, что положите в кузовок?». Далее «кузовок» передаётся по кругу и каждый играющий называет слово, заканчивающееся на –ок, если слово названо правильно, играющий берёт себе фишку. Выигрывает тот, кто больше всего соберёт фишек. (IV этап- дифференциация слогов)

5. Презентация воспитателями игр на развитие фонематического слуха у дошкольнико в.

6. Анкетирование педагогов.

1. Какие методики по развитию речи у детей Вы используете в своей работе?___

2. При составлении конспекта занятия, какие методические пособия Вы используете?___

3. Какова основная цель развития фонематического восприятия у детей в дошкольном возрасте?___

4. Сформулируйте задачи развития фонематического слуха и восприятия в своей возрастной группе___

5. Какие методы и приёмы развития фонематического слуха и восприятия Вы используете на занятиях и в свободной деятельности детей?___

6. Что в работе по воспитанию фонематического слуха и восприятия Вы считаете наиболее актуальным для детей вашей возрастной группы?

7. Каким формам работы с детьми Вы отдаёте предпочтение при воспитании фонематического слуха и восприятия?

8. Знакомы ли родители Ваших воспитанников с проблемами развития речи своих детей? ___

9. Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьями детей в направлении развития речи? ___

10. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в работе по воспитанию фонематического слуха и восприятия? ___

11. В чём, по вашему мнению, должна заключаться помощь воспитателю группы со стороны методиста и логопеда детского сада? ___

12. В чём, по вашему мнению, заключается самостоятельная работа воспитателя в данном направлении?___

7. Подведение итогов семинара-практикума.

Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых упражнений Тема педагогической концепции звучит так: «Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста по средством дидактических.

Консультация для родителей «Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического слуха у детей» Выполнила: Воспитатель МБДОУ №51 “Мотылек” Лавришина И. Г. В работе с детьми можно часто столкнуться с такой ситуацией: ребёнок правильно.

Практикум-семинар «Использование игровых обучающих ситуаций в речевом развитии дошкольников» Слайд № 1,2 «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С. Семинар-практикум «Использование.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Дидактические игры в развитии речи детей» Цель: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры для детей дошкольного возраста». План проведения: 1.

Семинар-практикум для педагогов «Использование нестандартного оборудования в ДОУ» Цель: повышение педагогической компетентности педагогов по проблеме приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, оптимизации двигательного.

Семинар-практикум для педагогов «Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «солнышко» Семинар – практикум для педагогов Нетрадиционные.

Семинар-практикум для педагогов «Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка» Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня я бы хотела провести с вами семинар-практикум «Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии.

Семинар-практикум «Использование дидактических игр по ознакомлению дошкольников с ПДД» Семинар-практикум «Использование дидактических игр по ознакомлению дошкольников с ПДД» Подготовила ст. воспитатель ДОУ №40 «Пчелка» Пашковская.

Семинар-практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Семинар-практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Послушай — и ты узнаешь, Посмотри — и ты поймешь, Сделай — и ты научишься.

Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР.
статья по логопедии

Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_2019_ns_portal.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР.

Дидактическая игра представляет собой один из методов развивающего обучения. Под методом обучения в методике понимают систему организации взаимосвязанной деятельности педагога и детей для достижения учебно-познавательных целей.

В наиболее общем виде методы можно разделить на активные, пассивные и интерактивные. Пассивный метод предполагает ведущую роль педагога в организации учебного процесса. Он имеет свои плюсы (возможность преподнести за время одного занятия большое количество материала, не вызывает большой трудности при подготовке преподавателя к занятию), но в современной методике считается низкоэффективным. При организации занятия по активному методу дети взаимодействуют с учителем и друг другом, являясь полноправными участниками занятия.

Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Они предполагают доминирование активности детей в процессе обучения.

Существуют и другие, более конкретные классификации методов.

Нельзя выделить метод, являющийся самым эффективным. В каждом из них можно найти что-то ценное. Методы отличаются как характером организующей деятельности преподавателя, так и способом организации познавательной деятельности ребенка. Поэтому для выбора наиболее эффективного в каждой конкретной ситуации метода следует учитывать ряд факторов: содержание знаний, заключённых в учебном материале, контекст ситуации, особенности познавательной и речевой деятельности и личностные характеристики дошкольников.

Метод развивающего обучения, к которому относится применение дидактических игр, направлен на создание условий, при которых ребенок выступает субъектом развития, а не объектом воздействия педагога.

Для того, чтобы дошкольник смог самостоятельно находить самые удачные способы решения поставленных перед ним задач, он должен получить необходимые сведения об изучаемом предмете и знать общие способы решения подобных заданий. Таким образом, при развивающем обучении ребенку предлагается система понятий, а не готовые сведения о каком-либо предмете.

Материал для развивающих занятий подбирается таким образом, чтобы дать возможность организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников. Цель занятия осознаётся ребенком как личная цель, это стимулирует его к активному поиску решения поставленной учебной задачи.

Признавая необходимость комплексного воздействия на ребенка с недоразвитием речи, важно подчеркнуть значимость дифференцированного подхода в развитии речи. Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формированию умения управлять своим поведением.

Классифицировать игры, рекомендуемые методикой для использования на занятиях по развитию речи, можно разными способами, в том числе и по тематическому принципу. Так, различают игры фонетические, лексико-фразеологические, игры по словообразованию и всем основным разделам русского языка.

Фонетические игры могут быть чисто фонетическими (оглушение и озвончение, омография, выделение ударного слога, различение твёрдых и мягких звуков и др.) и коммуникативно-фонетическими (на различение тембра голоса, на выбор адекватной громкости, на отработку умения выдерживать паузу, чувствовать ритм речи и др.)

По характеру использования игровой среды игры могут быть настольными, играми без предметов и с предметами, с применением технических средств. Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми, дидактические игры берут на себя преимущественно познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития. А также в игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.

В процессе проведения игр необходимо учитывать рациональное использование времени, подбор адекватных приёмов, форм, личностный подход, целесообразность выполнения упражнений.

Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность.

Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непосредственного обучения.

Итак, структуру (структура дидактической игры по А.К. Бондаренко) дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам : сюжет и роль.

Дидактическая задача – определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.

Игровые действия – Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Игровые правила. Основная цель правил – организовывать действия, поведение детей. Особенно это важно делать с самого раннего возраста, тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.

Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач – показатель эффективности игры.

Дополнительные компоненты дидактической игры – сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.

Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Игровое действие, состоящее из нескольких игровых элементов, сосредоточивает внимание, детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи. В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д.

Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность педагогу формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою ценность.

В дидактической игре роль педагога несравненно большая, чем в детских играх другого типа, и главное в том, что он вводит детей в ту или иную игру и знакомит их с методом ее ведения. Участвуя в ней, сам ведет ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.

Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства. Отбирая игры, педагог исходит из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, развитию речи, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт. Соответствует ли дидактическая задача игры тому программному содержанию, которое изучается на занятиях. Вначале педагог разбирает игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.

Педагог заботится о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения, и в то же время нe превращали игру в занятие или упражнение. Он детально продумывает, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, высокий темп игры и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Педагог должен довести структуру дидактической игры до сознания каждого ребенка, мобилизовать силы детей на выполнение правил и игрового действия. Для этого необходимо тщательно подготовиться к проведению игры: продумать четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, игрового действия, наметить дидактические задачи игры, а также на каких детей в процессе игры следует обратить особое внимание (вспомнить, кто из них на занятиях затрудняется в выполнении программного содержания), кого привлечь к активной роли, или, наоборот, одних несколько сдержать, чтобы они не подавляли инициативу и творчество своих товарищей,

При подборе дидактических игр необходимо учитывать, что на развитие умственной активности детей в игре влияет ее организация. Перед каждым ребенком должна быть поставлена определенная задача, чтобы он встречался при ее решении с некоторыми трудностями, а не получал все в готовом виде.

Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста проводятся дидактические игры со всей группой, с небольшими группками. У них, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому с группами старшего возраста уже могут быть использованы в игре элементы соревнования.

В.И.Селиверстов: « В литературе о дошкольном воспитании опубликовано много уже апробированных на практике разнообразных игр. Знайте их, умейте использовать в целях коррекции различных дефектов речи у детей – в этом мы видим задачу логопеда сегодня».

Опираясь на работы В.И.Селиверстова, Г.С.Швайко, А.И.Максакова, Г.А.Тумаковой, М.Ф.Филичевой и др. мною была поставлена задача: подобрать, модифицировать, разработать дидактические игры, направленные на развитие фонематического слуха и восприятия, с целью использования их как для обучения детей на занятиях, так и для самостоятельной игровой деятельности. Для успешного овладения материалом необходимо было вызвать интерес к играм со звуками, желание продолжить игру самостоятельно, сделать знакомство со звуками ярким и запоминающимся.

Для этого я использую дидактические игры и упражнения, которые опираются на следующие принципы:

  • д/и опирается на программный материал;
  • д/и способствует вовлечению в коррекционный процесс всех сохранных анализаторов;
  • назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям;
  • пособия, используемые логопедом при проведении дидактических игр, должны быть внешне привлекательными;
  • условия игры и количество пособий, используемые в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.

Используемые игры и игровые упражнения, систематизированы в зависимости от задач и периода обучения.

Так как компьютерные игры стали естественной средой для современного ребенка, в логопедической работе появились дидактические игры с использованием компьютерных технологий. Ведь интерактивное обучение становится одной из эффективных, доступных и понятных для ребенка форм обучения, которая будет использоваться в дальнейшем.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

Несформированность фонетических компонентов речи, а также вторичное недоразвитие фонематического слуха создают значительные трудности при коррекции фонетико-фонематических расстройств. Они обусловлены сложностью практического объяснения характеристик устной речи. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при использовании дидактических компьютерных игр.

Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Компьютерные технологии не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Т.к. коррекционные занятия с дошкольниками с ОНР имеют свою специфику: они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

Моя компетентность в информационных компьютерных технологиях позволяет создавать дидактические игры, направленные на развитие фонематического слуха и восприятия, в виде компьютерных игр с техническим исполнением (графика, текст, звук, видео) и по методикам коррекционного обучения.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации и проекты обладают рядом преимуществ: сочетают в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.

При этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. Позиция логопеда во время занятия – «играющий тренер», играет сам, учит ребенка, напоминает, направляет, создаёт ситуации успеха для ребенка, предоставляя право на выбор, право на ошибку, постепенно переводя ребенка от игровой мотивации, к познавательной.

Логопед, использующий в работе компьютерные технологии, обязан заботиться о снижении до минимума отрицательного влияния компьютера на детей. При разработке индивидуальных программ коррекционного курса с применением компьютерных игр, учитывались результаты исследований Института возрастной физиологии РАО в этом направлении, а именно: максимальный предел безопасной одноразовой работы на компьютере; периодичность занятий с одним ребёнком; психологическую готовность школьника к работе с компьютером.

Гигиенические нормы и рекомендации работы за компьютером:

Максимальная одноразовая длительность работы на компьютере не должна быть более указанной ниже: для детей 6 лет – 15минут в день; для детей 5 лет – 10 минут в день;

Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере: первая половина дня – оптимальна;

вторая половина дня – допустима.

Занятие с использованием компьютера во второй половине дня следует проводить в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15 ч 30 мин до 16 ч 30 мин, после дневного сна и полдника.

Рекомендуемая максимальная кратность работы на компьютере в течение недели для детей 5 и 6 лет- 1-2 раза.

Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно. Объясняется это тем, что работоспособность ребенка уже к четвергу снижается, а в пятницу происходит ее резкое снижение в силу накопившейся недельной усталости.

Недопустимо проводить занятия на компьютере во время, отведенное для прогулок и дневного отдыха.

В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить специальные упражнения для глаз.

Важное значение имеет правильный подбор компьютерной игры, который зависит, прежде всего, от физиологических и возрастных возможностей ребёнка. Учитывая принцип развивающего обучения, и в зависимости от текущих педагогических задач, рекомендуется чередовать разные компьютерные игры, при этом важно учитывать тип нервной системы, интересы и склонности ребенка.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы.

Дидактическая игра как средство развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 05:23, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования: педагогические условия использования дидактических игр, направленных на развитие фонематического слуха у старших дошкольников.
В основу исследования положена гипотеза: развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, если педагог:
1) подбирает дидактические игры по тематическому признаку: звук, слог, слово.
2) строит работу согласно следующих принципов подбора дидактических игр:

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы развития фонематического
слуха у детей старшего дошкольного возраста……………………
1.1. Психологические особенности развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста …………………………..
1.2. Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста………………..
1.3. Педагогические условия использования дидактических игр в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста………………………………………….
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию
фонематического слуха у детей старшего дошкольного
возраста …………………………………………………………….
2.1. Уровень сформированности фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста по данным констатирующего этапа исследования………………………………………………
2.2. Организация педагогических условий использования дидактических игр в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе исследования………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов по данным контрольного этапа исследования…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом 25.11.10.doc

Фонетический слух, или «чувствительность к звуку» (по терминологии психолога А.А. Люблинской), осуществляет «слежение за непрерывным потоком слогов». Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное [30].

В большом психологическом словаре (сост. Б. Мещеряков, В.Зинченко) фонематический слух (mrn.phonemic hearing) определяется как способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи, что очень важно для понимания смысла сказанного.

Фонематическим восприятием наз ываются специальные умственные действия по различению фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова. Благодаря фонематическому восприятию, которое развивается на основе фонематического слуха, происходит различение на слух звуков речи.

Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента: фонематический слух и элементарный звуковой анализ. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» – «ти-ти-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Нарушения фонематического восприятия приводят к смешению звуков и заменам, что в дальнейшем может отразиться на письме. Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа – операции мысленного расчленения на составные фонемы различных звукокомплексов.

В русском языке фонемами являются все гласные звуки (а, у, и, э, о), их ударность; длительность или высота звучания гласных звуков являются несущественными. Для согласных звуков смыслоразличительными признаками являются звонкость-глухость, твердость-мягкость. Таким образом, смена гласных или их ударности (пить-петь, мýка-мукá) и смена согласных по их глухоте – звонкости (палка-балка) или твердости-мягкости (пыл-пыль) меняют смысл русского слова. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым или фонематическим слухом (по отношению к русскому языку).

При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным (инвариантным) различительным признакам, по которым одна фонема (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. Так в процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, так как без него, по выражению Н.И. Жинкина, невозможна генерация речи.

Таким образом, фонематический слух является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности же речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

В анатомо-физиологическом механизме различения фонем главная роль принадлежит слухоречевой зоне коры больших полушарий головного мозга, расположенной в задней трети верхней височной извилины левого полушария (Вернике центр). Ее поражение или недоразвитие ведет к неспособности человека различать звуки речи (к сенсорной афазии или алалии). В процессе овладения системой фонем родного языка участвуют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют:

1. Слух и фонематическое восприятие;

2. Моторика речевого аппарата, то есть подвижность органов речи.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.

Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением, как моторики, так и фонематического восприятия.

Термин «фонематическое восприятие» был введен Д.Б. Элькониным[57]. Занимаясь поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму и Д.Б. Эльконин обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя три операции:

1.Умение определять линейную последовательность звуков в слове;
2. Умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

3.Осознание или подсчет количества звуков в слове.

Затем Д.Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ, включающий:

1.Выяснение порядка следования фонем в слове;

2.Установление различительной функции фонем;

3. Выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Исследователь детской речи Р.Е. Левина[24] рассмотрела возрастные нормы развития фонематического слуха.

Первый год жизни: Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам. На третьей-четвертой неделе жизни у ребёнка слуховое сосредоточение не только на сильный звук, но и на речь взрослого человека. В два месяца малыш начинает прислушиваться и к более тихим шумам. В трехмесячном возрасте появляется способность отыскивать глазами источник звука. В этом возрасте, как правило, дети с удовольствием начинают слушать музыку, появляется комплекс оживления. Совершенно очевидно, что простое наличие сенсорной способности восприятия звука недостаточно для восприятия речи. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, лепетать, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова.

На втором году жизни происходит активное развитие фонематического слуха. Одним из первых в развитие малыша формируется неречевой слух: восприятие шума воды, ветра, музыки и т.д. Поэтому формирование речевого восприятия начинается с природных, бытовых и музыкальных шумов. Ребёнок уже различается фонемы родного языка, к концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще пока не контролирует.

Проследив закономерности формирования фонематического слуха, установили, что ребёнок при переходе к овладению фонематической системой языка должен научиться употреблять слово как название определённой вещи. Исследования лингвистов показали, что уже к двум годам, а точнее к году и семи месяцам, фонематический слух ребёнка оказывается сформированным.

Однако хорошо известно, что речь двухлетнего ребёнка по своему звуковому составу резко отличается от речи взрослого, изобилуя разного рода неправильностями и неточностями. Поэтому мы говорим о необходимости специальных звуковых упражнений для развития фонематического восприятия дошкольников.

Самое главное и очень важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то малыш не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют довольно богатый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения грамотой протекает одинаково.

Для успешного овладения грамотой ребенок должен иметь не только хорошо развитый фонематический слух, но и развитое фонематическое восприятие — способность устанавливать, какие звуки слышны в слове, их последовательность, количество. Например, слово «дом» — звуки — д, о, м. Три звука. Первый звук — «д», второй — «о», третий звук в слове — «м». Если ребенок затрудняется в выделении звуков в слове, их последовательности, количестве, то это уже должно насторожить родителей и педагогов. Несформированность фонематического слуха и фонематического восприятия является причиной таких ошибок на письме и при чтении, как смешение и замена букв.

Итак, период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 5 лет. Проговаривание слов – одно из условий выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для дальнейшего развития фонематического слуха важно сознательное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков. Его механизм существенно перестраивается при овладении чтением и письмом – в процессе разложения слов на составляющие их речевые звуки, соотнесения звуков с буквами и формирования новых звукобуквенных образов слов.

Исследователями отмечено, что при овладении другим языком развивается фонематический слух не только к речевым звукам изучаемого языка, но и к родной речи.

Исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности детей к овладению грамотой, отмечают неумение детей шести-семилетнего возраста произвести звуковой анализ слова. Дошкольники затрудняются выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звукокомплекс.

Развитие в дошкольном возрасте осознания звуковой стороны языка является центральным моментом всего его усвоения, так как оно повышает возможности ориентировки ребенка в сложных соотношениях грамматических форм, за которыми всегда лежат отношения одних звуковых форм к другим. Но оно еще важно и потому, что представляет одну из самых существенных предпосылок нового этапа в овладении звуковой стороной речи, этапа, связанного с обучением грамоте – чтению и письму.

К концу дошкольного возраста ребенок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает ее с другими фонемами, овладевает их произношением. Однако этого еще не достаточно для перехода к обучению грамоте.

Развитие у детей фонематического слуха на уровне отчетливого сознавания необходимо начинать в старшей (5—6 лет) и подготовительной к школе (6—7 лет) группах детского сада; этот период мы считаем наиболее благоприятным (сензитивным).

В старшем дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения.

В старшем дошкольном возрасте основной задачей является совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной выразительности речи.

Итак, в нашем исследовании мы будем опираться на методику разработанную коллективом ученых Л.Е. Журовой [21], Н.С. Варенцовой [20], Н.В. Дуровой [20], Д.И. Невской на основе системы Д.Б. Эльконина, так эта система обучения сочетается с соответствующей системой обучения в школе, а так же то, что Д.Б. Эльконин [57] разработал эффективный метод обучения дошкольников чтению на основе звукового анализа слов. В содержание подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте включается развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, представлений о явлениях языка и речи, развитие способности к элементарному умению проводить звуковой анализ слов.

Таким образом, правильное развитие речи ребенка характеризуется не только уровнем фонематического восприятия и произносительной стороной речи, но и, главное, способностью различать в своей речи слова окружающих. Следовательно, одним из важнейших условий развития фонематического слуха является то, как дошкольник на слух дифференцирует фонемы родного языка.

1.2.Влияние дидактической игры на развития

фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Усвоение программного материала по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста зависит от правильного выбора метода обучения. При этом педагог должен помнить о возрастных особенностях детей. Необходимы также методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка, постоянно создавать у детей положительные эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей.

В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой[47], Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной[43], Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко[3], Л.А.Венгером[22]. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Считают игру ведущей деятельностью дошкольника А.С. Выготский [10], А.В. Запорожец [38], А.Н. Леонтьев [30], А.А. Люблинская [30], С. А. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин [55] и др. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.

В научных экспериментальных исследованиях детской игры выдающийся отечественный психолог Д.Б. Эльконин отмечал, что «…игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных»[55].

Дидактическая игра представляет собой один из методов развивающего обучения. Под методом обучения в методике понимают «систему организации взаимосвязанной деятельности педагога и детей для достижения учебно-познавательных целей» [43]; [22].

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений

Рассматривая вопросы формирования фонематических процессов, следует различать понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».

Под фонематическим слухом понимают тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Выделяют две стадии развития фонематического слуха: первая – формирование способности различать гласные звуки, вторая – различать согласные звуки. При благополучном речевом развитии формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия: первая – овладение умением узнавать звук на фоне слова; вторая – выделять первый и последний звук в слове; третья – определять последовательность, качество и количество звуков в слове; четвёртая – определять место звука в слове по отношению к другим звукам. Формирование первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе качественно сформированных предыдущих степеней.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического восприятия.

Этапы работы по формированию фонематического восприятия

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

IV этап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.

V этап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков.

Игр и упражнения, способствующие развитию фонематического восприятия у детей.

Игра для детей — это доступная форма деятельности и средство познания окружающего мира. Игра даёт возможность научиться тому, как надо учиться, является подготовительным этапом развития ребёнка, переходным моментом для включения его в учёбу. Невозможно переоценить роль дидактической игры в развитии речи детей.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению.

I этап работы

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. На первых занятиях детям предлагается послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, дождь), что гудит? (машина).
1.Игра «Где постучали?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться определить направление звучания.
2.Игра «Угадай по звуку» — определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют звучания и шумы для каждого предмета: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.

3.Игра: «Угадай что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, маракасы, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, маракасы, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, маракасах, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и взрослый снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

II этап работы

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.

  1. Игра «Отгадай, кто тебя позвал»Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал.
  2. Игра «Мы в лесу» Водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем, каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо — в зависимости от того, что скажет педагог («Далеко ушел в лес» или «Стоит рядом»).
  3. Игра « Узнай по голосу»Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
  4. Игра «Три медведя»
    Ход игры:взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

III этап работы

На занятиях третьего этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
1. Игра «Хлопни в ладоши» Педагог показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Батон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Батон — бакон — фатон — батон — фагон — батом». Затем педагог показы следующее слово и т.д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши. Начинать следует со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным словам.

  1. Игра «Хорошо послушай»Взрослый дает ребенку два круга – желтый и синий – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …).
    Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.
  2. Игра « Добавим и запомним»Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием:Даша, ваша, каша. Затем первое слово отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша / каша, Паша, наша и т.д..
  3. Игра «Найди пару»
    Ход игры: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.

IV этап работы

На 4 этом этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги.
1.Игра «Цепочка» Слоги произносятся по очереди ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА……. ТО-ПУ-АХ…..

2.Игра «Запомни и повтори» Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, СО-СО-СО-ЗО, ЗУ-ЗУ-СУ-СУ.

  1. Игра «Живые слоги»Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

V этап работы

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

1.Игра «Покажи картинку»
Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем педагог попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки. Затем эта игра должна усложняться следующим образом: 1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у. 2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Педагог объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].

2.Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук […]». Взрослый произносит разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит звук, например — [У]: у, п, у, к, в, у, у…

3.Игра «Выбери слово» Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать ряд слов и выбрать: 1) имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, Уля, Алена; 2) лишнее слово, т.е. слово, которое не начинается со звука [У]: усики, мак, улитка, уголь.

Затем ребенку предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее слова, начинающиеся со звука [У], произнести их четко, громко, выделяя голосом в них звук [У].
3. Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

  1. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».

Взрослый рассказывает стихотворение, а договаривает последнее слово каждой строки, выделяя в нем голосом ударный слог.

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый, все довольны.

Так приятен он на вкус и зовут его — … (арбуз)

VI этап работы

Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.
Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками двух- и трехсложные слова. Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения.
1.Игра «Спой начало» Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица – У.
2.Игра «Назови конец» Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т.

  1. Игра «Определи место звука в слове» Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:

в начале слов: мак, муха, маска, марка;

в конце слов: дом, сом, альбом;

в середине слов: сумка, самолет, лампа.

4.Игра «Звуковая цепочка» Взрослый называет слово, ребёнок определяет последний звук и придумывает новое слово, начинающееся с этого звука.

  1. Игра «Синий — красный» Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: Б – синюю, И – красную и др.
    6. Игра «Назови по порядку»Педагог называет слово целиком, а ребёнок произносит слово, деля его на звуки :РАК – Р, А, К.
  2. Игра «Собери слово»Произносятся слово по звукам, например: К, О, Т, дети называют слово целиком — КОТ.

Учитель-логопед МКДОУ «Детский сад № 14 «Звёздочка» Подкорытова Н.П.

Читайте также:  Проект 'Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях реализации ФГОС'
Ссылка на основную публикацию