Речевой материал по лексическим темам для отработки слоговой структуры

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова

Разделы: Логопедия

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье.

Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:
– сокращение слога;
– опускание слогообразующей гласной;
– увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
– перестановка слогов;
– перестановка звуков соседних слогов.
3. Искажение структуры отдельного слога:
– сокращение стечений согласных;
– вставки согласных в слог.
4. Уподобление слогов.
5. Персеверации (циклическое повторение).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).
7. Контаминации (смешение элементов слова).

Нарушение слоговой структуры слов может сохраняться у детей с патологией речевого развития довольно долго, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова [4].

Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой [10], которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3. Односложные слова (дом, сок).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан, компот).
7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).
14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Свою работу я строила в два этапа:

– подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
– коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

На подготовительном этапе я проводила упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

На коррекционном этапе работа проводилась на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Упражнения на уровне звуков:

  1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»
  2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
  3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Игра с мячом «Передай дальше»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.

Игра «Назови правильное слово»

Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Игра «Какое слово получилось?»

Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.

Ребёнок: Логопед: Ребёнок:
кет букет
фет буфет
Бу тон бутон
бен бубен

Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

Упражнение «Назови слово правильно»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.

Логопед: Ребёнок:
Мосалёт
Ломасёт самолёт
Самолёт

Игра «Слоговые кубики»

Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.

Игра «Цепочка слов»

Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.
Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.

Игра «Логокуб»

Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.
Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.
Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.

Игра «Поезд»

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

Упражнение «Собери слово»

Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.
Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.

Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.

Игра «Наведём порядок»

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.

Игра «Кто больше»

Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.

Литература:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
  2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
  3. Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.
  4. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
  5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
  7. Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.
  8. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.
  10. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.

Речевой материал для логопедической работы по формированию слоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Екатерина Бочкова
Речевой материал для логопедической работы по формированию слоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Занятия по коррекции слоговой структуры слов требуют использования достаточного большого количества лексического материала. Логопедами Е. С. Большаковой, Т. А. Ткаченко за основу коррекции слоговой структуры слов взят принцип системного подхода в подборе речевого материала и классификация слов по А. К. Марковой. Лексический материал подобран по 14 типам слоговой структуры слова с возрастающей степенью сложности слов.

В самом начале логопедической работы в игровой форме логопед добивается произнесения слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

гласный + гласный /ау, уа, иа/;

согласный + гласный /ба-ба-ба/;

гласный + согласный /ам-ам-ам; ох-ох-ух/;

гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/;

согласный + согласный + гласный /ква-ква-ква/;

гласный + согласный + согласный /афт-афт-афт/;

гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/.

Когда данные упражнения ребенку становятся доступными, можно проговаривать слова за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.

1. Двусложные слова из открытых слогов: дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина.

Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя, хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

Предложения: Мою руки. Веду Галю. Машу Коле. Несу мыло. Даю маме. Вижу рыбу. Беру вещи. Несу вату. Хочу дыню. Еду к морю. Бегу к маме. Лиса в лесу. Ежи в норе. Часы в доме. Жарю рыбу. Лиса в яме. Нога в луже. Рыба в воде. Щука в реке. Сомы в тазу. Маки в вазе.

Составление предложений: Пью кофе, воду, соки. Ем кашу, мясо. Несу рыбу, вещи, ноты. Мою вазу, ноги, руки, полы, раму, лицо. Ношу шубу, боты, бусы. Чищу зубы, полы, шубу, сани. Даю кашу маме, козе, Тане, папе. Даю маме вазу. Несу Кате вещи. Мама Милу в ванне мыла.

Са-са-са – на носу оса.

Ло-ло-ло – еду я в село.

Ка-ка-ка – у меня рука.

Га-га-га – у меня нога.

Ва-ва-ва – на суку сидит сова.

Ва-ва-ва – вот вода.

Гуси, гуси – га-га-га.

2. Трехсложные слова из открытых слогов: лопата, собака, кубики, са-поги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама.

Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша.

Она ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала.

Они летали, читали, бегали, носили.

Белая, новая, серая, сытая, живая, рыжая, милая, алая; белые, новые, сытые, живые, рыжие, милые, алые.

Предложения: Машина гудела. Ворона летала. Бараны бодали. Собаку ругали. Полено рубили. Корову доили. Канаву вырыли. Марина бегала. Наташа купила бананы. Я сажаю розы. Я рисую козу /машину, корову, ворону/. Мы носили овощи /бумагу, сапоги/. Я купаю собаку. Я читаю газету. Я катаю колесо. Я кидаю монету.

Упражнение «Что из чего?».

Дом из соломы. Газета из бумаги. Лопата из железа. Ракета из металла. Ворота из дерева. Сыр из молока. Мяч из резины. Мету, мету, не вымету. Несу. Несу, не вынесу.

Упражнение «Чей предмет?»

Мамина монета. Папина машина. Катина панама. Мишина газета. Васина бумага. Тетина бусина. Валины сапоги.

Упражнение «Добавить слог»

КА / мака. / ата. / соба. / соро. /

ДА / пома… / побе. / пого. / шара. /

ДЫ / похо… / наря. / пара. /

ТА / пала… / ребя. / каю. / защи. / рабо. / забо. / газе. / высо. / боло. / лопа. / воро. / охо. / копы. / раке. /

ГА / бума. / вата. / теле. / доро. / раду. / кура. / белу. /

ВА / заба. / кана. / коро. /

ША / капу. / кало. / поро. / афи. /

Воду, воду, воду, воду лили, наливали. Валю, Валю, Валю, Валю, Валеньку купали.

Ко, ко, ко, не ходите далеко.

Наша река широка, как Ока

Му, му, му, молока кому?

Читайте также:  Звукобуквенный анализ и синтез слов - конспект занятия

Муха-горюха села на ухо.

Уха была неплоха, хороша была уха!

Катя упала в канаву.

Около кола колокола.

Дарики-дарики, летели комарики.

Упражнение «Один – много»

Лошадь – лошади; лебедь –. ; завод –. ; лопата –. ; халат –. ; салат – дорога – жираф – чудо – котёнок – лисёнок – утёнок – .; ежонок – .; ужонок – .

3. Односложные слова из закрытого слова: мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос; дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.

Предложения: Вот Вася. Вон Таня. Нет Веры. Тут Катя. Вот ваза. Там сом. Вот сад. Там пень. Как дела? Вон лес. Дай чай /суп, мяч, лук/.

Упражнение «Так бывает?»

У жабы шуба? – Нет у жабы шубы.

У рыбы руки? – Нет у рыбы рук.

У мухи лапы? – Да, у мухи лапы.

У кота зубы? – Да, у кота зубы.

У кита ноги? – Нет у кита ног.

У деда сани? – Есть у деда сани.

У мамы бусы? – Есть у мамы бусы.

У Вовы часы? – Есть у Вовы часы.

У дома ухо? – Нет у дома уха.

4. Двусложные слова с закрытым слогом: лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенек, денек, тенек, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пилот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, финал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок.

Вадим, Тимур, Данил, Семен.

Гудит, болит, ходил, ходит, бежит, берёт, читай, упал, забыл, умыл, занес, подул, забил, писал, читал, думал

Упражнение «Добавляем слог»

Был – за. был; бил – за. был; пел – за. пел; дул – по. дул; мёл – вы. мел; пил – вы. пил; нес – вы. нес; шел – у. шел; дал – по. дал.

Упражнение «Назови ласково»

Пень – пенек; день – денек; тень – тенек; дом – домик; кот – котик; сад – садик; нос – носик; шар – шарик; лес – лесок; мёд – медок; лёд – ледок; дым – дымок; час – часок; воз – возок.

Гу-гу-гу – гудит гудок

Ды-ды-ды – идет дымок

Зу-зу-зу – едет возок.

Тук, тук, тук. Тук, тук, тук.

Это кто был тут? Это бык – бычок. Это кот – коток. Это рак – рачок. Мяу, мяу, кот пищит. У него живот болит.

Лю-ли, лю-ли, лю-ли – полетели гули.

За-за-за – вот идет коза.

Зу-зу-зу – вижу я козу.

Са-са-са – вот летит оса.

Сы-сы-сы – нет осы.

Жи-жи-жи – вот бегут ежи.

Щу-щу-щу – я тебя ищу.

Да-да-да – вот у нас вода.

Би, би, би – гудит машина. Не поеду без бензина.

Ахи, ахи, ахи – ОХ! Маша сеяла горох!

Вот гудит паровоз, Он вагоны повез. Чох, чох, чох!

Чу-чу-чу! Далеко я качу!

Жу-жу-жу. На лужок хожу.

Жу-жу-жу. На жуков гляжу.

Гуси, гуси – га-га-га

Пить хотите? Да-да-да.

Гуси, гуси, вот вода!

Так бегите вы сюда!

Укусила кису муха

И болит у кисы ухо.

От топота копыт пыль по полю летит.

Упражнение «Чей предмет?»

Мамина сумка. Папина полка. Надина булка. Петина майка. Васин замок. Танин мячик. Любин чулок. Катин бидон. Дашин талон. Дядин топор. Васин забор.

Предложения: Жираф ходит. Камень лежит. Козел бежит. Ветер дует. Сахар лежит. Захар рубит щепки. Толик машет рукой. Иван хочет воды. Заяц бежит. У Пети болит бок. У Коли болит нос. У Симы болит рука. Дима несет воду. Петя лечит Люду. Катя лепит пенек.

Упражнение «Что буду делать?»

Пилю – буду пилить; варю –. ; дарю –. ; жарю –. ; хожу –. ; ношу – чиню – бужу – ношу – верю – думаю – пишу – делаю –. ; читаю –. ; нюхаю –. ; копаю – …

Упражнение «Я и ты»

Я веду – и мы ведем; я пою – и мы поем; я несу – и мы несем; я беру – и мы берем; я иду – и мы идем; я сижу – и мы сидим.

5. Двусложные слова со стечением в середине слова: банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка. Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка. Держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.

Ву-ву-ву, я вам букву назову.

Су-су-су, я вам тыкву несу.

Су-су-су, киске миску несу.

Киска, киска, где твоя миска?

Ест киска суп из миски.

Сыта киска – пуста миска.

В гости к Васе, В гости к Ване.

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух. Сергей, Матвей, Антон, Павлик, Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света. Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил. Блюдо, блины, слоны, стена. Плавать, глотать, стучать.

На окошке – кошка, под окошком клумба.

Бы, бы, бы, идет дым из трубы.

Вы, вы, вы, у Вовы сливы.

Ил-ил-ил, я вам санки купил

В коробке – гвозди,

в корзине – грозди,

в кузове – грузы,

в лукошке – грузди.

Ан, ан, ан, папа чинит кран.

Уп, уп, уп, мама варит суп.

Аф, аф, аф, в углу стоит шкаф.

Наш Полкан попал в капкан.

Клава купила какао.

Ха, ха, ха, не поймать вам петуха!

Прохор и Пахом ехали верхом.

Если бы да кабы, во рту выросли грибы. Хомяку сказал хорек: «Хвост твой узок, мой – широк!» Я бегу, бегу, бегу Я на месте не стою.

Мы бежим, бежим, Мы на месте не стоим. Я по улице иду и флажок в руке несу. Мы по улице идем. И флажок в руке несем.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом: колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин, пеликан, пирожок, самолет, ледокол.

Воз-воз-воз, воду возит паровоз.

Говорит великан великану: Головой я до неба достану! Великану в ответ великан: Выпить весь я могу океан!

На горе гогочут гуси, Под горой огонь горит.

8. Трехсложные слова со стечением согласных: яблоко, шахматы, кол-баса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.

Упражнение «Назови ласково»

Оля – Олечка; Коля – Коленька; Таня – Танечка; Миша – Мишенька; Вася – Васенька; Петя – Петенька; Света – Светочка; Нина – Ниночка; ветка – веточка; сетка – сеточка; лента – ленточка; лодка – лодочка; кот – котенок; утка – утенок; лиса – лисенок; лось – лосенок; волк – волчонок; белка – бельчонок.

Где мед, там и мухи.

Была бы охота, закипит работа.

Лапкой Полкан палку толкал.

Покатил Костя в Кострому в гости.

У Фани фуфайка, у Феди туфли.

У Вани свекла, у Вали брюква,

У Васи тыква, у Вовы клюква.

Пока не засохла.

Метил в ворону, попал в корову.

Дарья дарит Дине дыни.

Дон, дон, дон, загорелся кошкин дом.

Тук, тук, тук, прибиваю я каблук.

Будут все играть в футбол и забьют в ворота гол!

Ду-ду-ду, растут яблони в саду.

Спит спокойно сытый сом,

Сладко смотрит сотый сон.

«Кукушка» У леса на опушке, высоко на суку. С утра поет кукушка: ку-ку, ку-ку! Внизу бежит речушка по желтому песку, Поет кукушка звонко: ку-ку, ку-ку, ку-ку!

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.

В небе паровоз летает, В море плавает вагон, Волк по воздуху шагает, Кто не верит – выйди вон!

Бегемот разинул рот,

булки просит бегемот.

Охотник поехал на охоту.

Говорит попугай попугаю:

– Я тебя, попугай, попугаю!

Попугаю в ответ попугай:

Попугай! Попугай! Попугай!

Ветер воет, ветер воет, ветер завывает,

У ветлы, у вербы, ивы ветви наклоняет.

Что рисуют дети?

Стас рисует глобус,

А Света – автобус.

Стас рисует квас,

А Света – ананас.

Стас рисует маску,

А Света – колбаску.

Стас рисует сыр,

А Света – сувенир.

Стас рисует нос,

А Света – пылесос.

Стас рисует сок,

А Света – поясок (Л. Н. Смирнова).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями: матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка.

Предложения и чистоговорки

Кошка с котенком, а курочка с цыпленком. Кораблем управляет капитан. На клумбе цветут красные маки. В конюшне стоят кони. Катя и Коля слепили снежный ком. У Кондрата куртка коротковата. Няня нянчит Надю с Ниной. У Ваньки – у Встаньки несчастные няньки. Кот копеек накопил, кошке козочку купил. А козе – капустки кочанчик хрусткий.

11, 12. Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова. Проговаривание слоговых рядов с данными согласными: зна – зно – зну – зны; гна – гно – гну – гны; кля – клё – клю – кли; тля – тлё – тлю – тли; нта – нто – нту – нты; ста – сто – сту – сты; дна – дно – дну – дны; фта – фто – фту – фты и т. д.

Флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.

Тетя Катя ткет ткань.

Та, та, та, хвост пушистый у кота.

Наш гость купил трость.

Ткач ткет ткани на платье Тане.

13. Двусложные слова с двумя стечениями: звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.

Лед да лед, Лед да лед.

А пингвин по льду идет.

А пингвин не упадет.

Сидит сокол в гнезде.

А около – соколята этого сокола.

Соколята, смирно сидите,

Со скалы вниз не соскользните.

14. Четырехсложные слова из открытых слогов: пианино, ежевика, ку-куруза, Буратино, раковина, пуговица, гусеница, помидоры, одеяло, черепаха, ящерица, мухоморы, витамины, макароны, паутина, чемоданы.

Чистоговорки и стихи

Дон, дон, дон, загорелся кошкин дом.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Бала – бала – балалайка, балалайка, поиграй-ка!

Бара – бара – барабан, барабань-ка, барабан!

Барабан, баян и трубы, балалайка, бубен, тубы.

Мы играем, бьем, бренчим, барабаним и трубим!

Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне.

Водовоз вез воду из водопровода.

Белые бараны били в барабаны.

Надо на ножки надевать босоножки.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.

За уши зайца несут к барабану.

Заяц ворчит: – Барабанить не стану!

Нет настроения, Нет обстановки,

Нет подготовки, Не вижу морковки (В. Берестов).

Дидактические игры и упражнения для коррекции слоговой структуры слова у дошкольников Среди разнообразных нарушений речи у детей с ОНР одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как.

Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова Цели: • Определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения.

Дифференцированный подход к коррекции нарушения звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи Современный этап развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики характеризуется повышенным вниманием к обучению.

Формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через взаимодействие с семьей За последние 10 лет данные показатели здоровья населения России прогрессивно ухудшаются. Для детей с тяжелыми нарушениями речи проблема.

Формирование речевой активности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с окружающим миром Формирование речевой активности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с окружающим миром. В современных.

Формирование синонимии и антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи Учитель — логопед Дудорова Валентина Дмитриевна Формирование синонимии и антонимии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Анализ.

Конспект индивидуального занятия по формированию слоговой структуры в подготовительной группе «Космическое путешествие» Конспект индивидуального занятия по речевому развитию (формирование слоговой структуры) в подготовительной к школе группеТема: «Космическое.

Игры и упражнения, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с речевой паталогией «Игры и упражнения, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с речевой патологией» Цель: Создание условий.

Методическая разработка «Особенности логопедической работы над формированием слоговой структуры у детей с ОНР» Введение Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи одним из наиболее трудных для коррекции.

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Сказка как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,.

Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по А.К. Марковой). Учитывать данную классификацию необходимо и при обучении чтению. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3. Односложные слова (дом, мак).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, полов-ник).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).

14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Нормы развития слоговой структуры слова у детей разной возрастной категории:

3 года: воспроизведение слов, состоящих:

– из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),

– из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)

– из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)

4-5 лет: воспроизведение слов:

-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица,помидоры…);

-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капу-ста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телеви-зор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство. )

Ребенок должен уметь:

– назвать предметные картинки;

– повторить слова за взрослым;

– ответить на вопросы (Где подстригают волосы. ).

После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Типы слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.

1. Двусложные слова из открытых слогов:

дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина.

Читайте также:  Использование элементов танцевально-двигательной терапии в коррекции заикания

Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя,

хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

2. Трехсложные слова из открытых слогов:

лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, кали-на, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, за-бота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама

3. Односложные слова из закрытого слова:

мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос.

Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.

4. Двусложные слова с закрытым слогом:

лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенек, денек, тенек, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пи-лот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, фи-нал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок

5. Двусложные слова со стечением в середине слова:

банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, ок-но, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, леп-ка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка,

Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка.

держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, как-тус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, сол-дат, павлин, пальто, бульон, пастух,

Сергей, Матвей, Антон, Павлик.

Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил.

блюдо, блины, слоны, стена,

Плавать, глотать, стучать

Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света

7. Трехсложные слова с закрытым слогом: колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, ба-рабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин пеликан, пирожок, самолет, ледокол,

8. Трехсложные слова со стечением согласных:

яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апель-син, виноград, охотник, маятник, кофейник.

10. Трехсложные слова с двумя стечениями:

матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, мор-ковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка

11, 12 .Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова:

Проговаривание слоговых рядов с данными согласными:

зна – зно – зну – зны гна – гно – гну – гны кля – клё – клю – кли тля – тлё – тлю – тли нта – нто – нту – нты ста – сто – сту – сты дна – дно – дну – дны фта – фто–фту – фтыи т.д.

флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.

13. Двусложные слова с двумя стечениями:

звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.

Вам будет интересно:

Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания (стр. 1 из 9)

Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания

В пособии освещаются особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи. Систематизация и подбор речевого и дидактического материала, лексическая насыщенность занятий помогут учителям-логопедам решать данные проблемы с учетом основных этапов развития речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Пособие предназначено логопедам, воспитателям и родителям, работающим с детьми, имеющими речевую патологию.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова.

♦ Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого слога или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (например, «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»).

♦ Инертное застревание на каком-либо слоге (например, «вввво-дичка» или «ва-ва-водичка»). Особенно опасна персеверация первого слога, поскольку может перерасти в заикание.

♦ Уподобление одного слога другому (например, «мимидор» вместо «помидор»).

♦ Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (например, «дупело» вместо «дупло»).

♦ Нарушение последовательности слогов в слове (например, «чимхистка» вместо «химчистка»).

♦ Слияние частей слов или слов в одно (например, «персин» — персик и апельсин, «деволяет» — девочка гуляет).

В настоящем пособии предлагается тщательно подобранный речевой материал с учетом классификации продуктивных классов, разработанный А.К. Марковой, с некоторыми изменениями:

— двухсложные слова из открытых слогов;

— трехсложные слова из открытых слогов;

— односложные слова из закрытых слогов;

— двухсложные слова из закрытых слогов;

— двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом;

— двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и открытым слогом;

— двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом;

— двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и закрытым слогом;

— трехсложные слова с закрытым слогом;

— трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом;

— трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом;

— односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова;

— двухсложные слова с двумя стечениями;

— трехсложные слова с двумя стечениями;

— четырехсложные слова из открытых слогов;

— пятисложные слова из открытых слогов;

— четырехсложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями;

— пятисложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями;

— слова со сложным стечением (более трех согласных рядом).

Работу по формированию слоговой структуры слова у неговорящего ребенка следует начинать с отработки звукоподражания.

Если у ребенка нарушены все группы звуков и не велось формирование фонетической стороны речи, то рекомендуем использовать в работе над слоговой структурой речи материал первых абзацев из каждого раздела. Разделы расположены таким образом, что их последовательное использование предполагает соблюдение структуры занятий по формированию слоговой структуры у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие дополнено приложением и иллюстративным материалом к разделу «Звукоподражание».

В случае, если параллельно с работой над слоговой структурой слова вы автоматизируете какой-либо звук, рекомендуем использовать соответствующий речевой материал. Он подобран таким образом, что исключает наличие в словах других, трудных для детей звуков. Например: материал на звук [ш] не содержит таких звуков, как [ж], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л’], [р], [р’]. Материал на звук [л] не содержит таких звуков, как [ш], [ж], [с], [с’], [з], [з’], [р], [р’], но начинать работу все же следует с первых абзацев. Чистоговорки же содержат только простые предлоги, типа на и у.

Каждый словарный блок также соблюдает систематизацию: существительные единственного и множественного числа, нарицательные существительные, прилагательные, наречия, глаголы.

Материал, содержащий четырехсложные и пятисложные слова, как и последние предложения, является заключительным этапом работы по формированию слоговой структуры слова, но он будет не лишним и в работе по развитию речевых навыков у детей, не имеющих тяжелых нарушений. Следует учесть, что в каждом конкретном случае всегда должна оставаться возможность для варьирования последовательности работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Работа логопеда не может и не должна быть стандартизирована. Активизация различных анализаторов во время занятий с использованием данного лексического материала (когда ребенок должен пронаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить жестом обозначение или назначение, назвать сам) способствует более прочному закреплению материала. Рекомендуем использовать преимущественно игровую форму занятий, лишь таким образом можно вызвать потребность в общении, интерес к упражнениям, что, в свою очередь, будет обеспечивать эмоциональность воздействия и способствовать развитию речевого подражания.

Содержание и технология работы по данному разделу прошли успешную апробацию в ДОУ № 32 Первомайского округа и ДОУ № 92 Ленинского округа г. Мурманска.

Несформированность слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи имеет различную характеристику на разных уровнях развития речи.

На первом уровне звуковое оформление речи очень нечетко и нестабильно. Дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют отсутствующие у них. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Как правило, это неговорящие дети. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней (ма вместо мама, па вместо папа, ав — собака, би-би — машина и т.д.). У неговорящих детей, как правило, нет потребности подражать слову взрослого, а при наличии подражательной деятельности она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех плохо артикулируемых звуков: «согласный + гласный» или, наоборот, «гласный + согласный». В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5—10 до 25—27 слов.

На втором уровне речевого развития отчетливо выявляются затруднения в воспроизведении слоговых структур. Детям доступно воспроизведение односложных и лишь в некоторых случаях — двухсложных слов, состоящих из прямых слогов. Наибольшие затруднения вызывает произношение одно- и двухсложных слов со стечением согласных в слоге, а также трехсложных. Многосложные структуры часто редуцируются. Все названные искажения слоговой структуры наиболее отчетливо проявляются в самостоятельной фразовой речи. Количественный запас слов и объем аморфных предложений может быть разным, но характерная черта этого уровня — полное или частичное отсутствие способности к словоизменению. Иначе говоря, в своей речи дети используют слова только в той форме, которая была ими усвоена от окружающих. Например, форма именительного падежа единственного числа употребляется на месте всех других падежных форм. У более развитых детей можно выявить две формы одного и того же слова.

На третьем уровне развития речи зачастую происходит смешение звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам. Развивается умение пользоваться словами со. сложной слоговой структурой, однако этот процесс идет трудно, о чем свидетельствует склонность детей к перестановке звуков и слогов.

Методика работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи

На протяжении всего периода работы следует учитывать, что формирование слоговой структуры слова ведется по двум направлениям:

— развитие имитационной способности, т.е. формирование умений к отраженному воспроизведению слогового контура;

— постоянный контроль за звукослоговой наполняемостью слова.

Следует также помнить, что к более сложному слоговому классу рекомендуется переходить после отработки слов изучаемого продуктивного слогового класса во фразовой речи.

Непосредственно методика работы по данному разделу включает в себя пропедевтический и основной этапы.

Ведущим на пропедевтическом этапе является обучение:

— восприятию и воспроизведению разнообразных неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, пропрыгивание и т.д.);

— различению на слух длинных и коротких слов;

— различению на слух слоговых контуров по длине. Главная задача основного этапа — формирование навыка правильного произнесения слов продуктивных классов.

Пропедевтический этап

Вначале логопед не требует от ребенка осознанного отношения к слогу как к части слова. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно, и эта работа основывается на четком послоговом проговаривании слова взрослым. Н.С. Жукова предлагает это проговаривание связывать с ритмичными движениями правой руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов, проговариваемых в слове. Таким образом, количество слогов ритмично сочетается с одновременными движениями вниз-вверх правой руки. Кроме того, ребенку дается зрительная опора слога в виде каких-либо предметов (фишек, кругов, карточек), разложенных друг за другом на столе. Логопед объясняет ребенку, что слово можно «простучать по карточкам», что слова бывают длинные (показывает разложенные друг за другом три карточки) и короткие (убирает две карточки, оставляя одну, лежащую слева). Проговаривая слово по слогам, логопед одновременно отхлопывает по разложенным листкам бумаги или фишкам так, чтобы слог приходился на отдельную карточку. Затем логопед предлагает ребенку определить, длинное это слово или короткое. Для сравнения даются одно- и трех-, четырехсложные слова.

Дидактические пособия для формирования слоговой структуры слов

вс., 14.08.2016

Дидактическое пособие для формирования слоговой структуры слов

(для дошкольников 4-7 лет с нарушениями слово- и фразообразования)

Чахова Валентина Петровна, учитель-логопед

Россия, г.Тюмень, муниципальное автономное учреждение

дошкольного образования центр развития ребёнка

детский сад № 158 города Тюмени

Занимаясь логопедической практикой, мы пришли к выводу, что для повышения эффективности коррекционной работы необходимо иметь большое количество разнообразных игр и пособий. У детей с речевыми нарушениями, помимо дефектов звукопроизношения, часто бывает нарушена и слоговая структура слова – способность правильно воспроизводить в речи слова различного слогового состава дву-, трёх-, четырёхсложные, со стечением согласных и т.д.). Такое особенное проявление речевой патологии является одним из наиболее трудным для коррекции, при этом оно является одной из причин возникновения школьной дисграфии и дислексии. Нарушение слоговой структуры речи отрицательно влияет на формирование лексической и грамматической стороны речи

С целью коррекции дефектов слоговой структуры слов (элизий, пропусков, искажений, персевераций и пр.) нами разработано и апробировано дидактическое пособие, которое позволяет в процессе логокоррекции решать целый круг разнообразных задач:

­ Пополнять и активизировать объём словарного запаса детей.

­ Развивать фонематическое восприятие детей.

­ Развивать мыслительные операции (способности к обобщению, классификации), внимание, память.

­ Восстанавливать ритмический рисунок слов в речи детей с опорой на зрительную, слуховую, кинестетическую функции.

­ Формировать звуковой анализ слов.

­ Формировать оптико-пространственные ориентации.

­ Уточнять и закреплять лексическое значение слов.

­ Развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.

Дидактические игры с наглядным материалом:

1.«Назови одним словом»

Цель: формировать и закреплять представления детей об обобщающих словах.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) назвать несколько картинок одним словом (платье, куртка, штаны, шапка – одежда и т.д.).

2. «Назови слово на заданный звук»

Цель: формировать и развивать звуковой анализ слова.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) показать и назвать картинки на заданный звук (Ш – шапка, штаны, шуба; З – заяц, зебра и пр.). Усложнённый вариант игры – назвать слова с заданным звуком в конце, середине слова.

3. «Положи картинку в домик (корзинку, гараж, ящик, шкаф)»

Цель: формировать и развивать ритмический рисунок слов разного слогового состава; развитие пространственных ориентаций.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) разделить слова на слоги (прохлопать руками). Слова с одним слогом располагаются в домике (шкафчике, гараже, корзинке, ящике) с одним символом (красный кружок); с двумя слогами – в домике (шкафчике, гараже, корзинке, ящике) с двумя символами и т.д.

4. «Найди лишний предмет»

Цель: развивать мыслительные операции, зрительное и слуховое внимание.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) найти лишний предмет среди остальных (грибок среди ягод, животное среди одежды, овощ среди фруктов и пр.) и объяснить свой выбор.

5. «Кто (что) что делает?»

Цель: развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) рассказать, что делает корова, автомобиль, самолёт, яблоко и пр. (корова-мычит, самолёт-летит, яблоко-висит и т.д.).

6. «Опиши слова»

Цель: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными.

Читайте также:  Презентация-тренажёр для логопеда: Деление слов на слоги

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) описать как отдельный предмет (платье, боровик, кошку и пр.); так и обобщающее слово (одежда, животные, ягоды). Например, платье – летнее, кошка – пушистая, одежда – тёплая, машина – большая и т.д.

Вариант игры: логопед просит ребёнка найти предметы по какому-либо признаку (все красные, все пушистые, все съедобные).

7. «Путаница»

Цель: развивать мыслительные операции, зрительное и слуховое внимание, память.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) «распутать» картинки (домашние животные «перемешаны» с дикими, овощи – с фруктами, грибы – с ягодами и т.д.) и объяснить свой выбор.

8. «Что для чего?»

Цель: развивать грамматический строй речи, связную речь, согласование слов в предложении, мышление.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) объяснить – для чего нужна машина, корабль, самолёт, грибы, овощи, фрукты, штаны, куртка, шапка и пр.

Вариант игры: дети объясняют, что можно делать с каким-либо предметом.

9. «Придумай предложение»

Цель: активизировать воображение детей, учить согласовывать слова в предложении, употреблять предлоги, развивать связную речь.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) придумать предложение с заданным словом, либо предлагает слово на выбор (машина едет по дороге, корабль плывёт по воде, гриб растёт в лесу и т.д.).

10. «Придумай историю»

Цель: активизировать воображение, фантазию; развивать грамматический строй речи, связную речь.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) придумать историю про кого-либо (что-либо). Например: Вот маленький щенок. Его зовут Шарик. У него мягкая шёрстка и короткий хвостик. Он любит гулять и вилять хвостиком.

Наглядный материал (фото 1,2,3,4,5)

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Книги и статьи по логопедии

Комплекс упражнений, направленный на развитие слоговой структуры слова.

Житникова Н.Н., учитель-логопед, г.Тосно Ленинградской области.

Чтобы работа над слоговой структурой слова была наиболее успешной, предлагаю начать с развития пространственных, динамических и ритмических факторов психической деятельности.

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации:

Упражнение 1. Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты.

Упражнение 2. Ребенок перемещается в пространстве по словесной инструкции взрослого (Робот идет вперед…… стоп. Направо….стоп. Вниз (под стол)….стоп).

Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации:

Упражнение 3. Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое ухо и т.д.

Упражнение 4. Ребенок выполняет ”перекрестные” движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо и т.д.

Упражнение 5. Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону, правая рука на пояс и т.д.

Упражнение 6. Взрослый просит ребенка выполнить называемые движения без показа образца. Команды берутся из упражнения 5.

Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги):

Упражнение 7. Взрослый предлагает ребенку следующие задания: ”Поставь вверху листа точку (вниз палочку), нарисуй справа крестик, проведи в нижнем левом углу волну (в нижнем правом углу прямую линию) и т.д.

Упражнение 8. От поставленной на листе точки, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию по команде взрослого: ”Едем направо…..стоп, вверх…..стоп, налево…..стоп, вверх….стоп и т.д.”

Упражнение 9. Графический диктант. Ребенку предлагается нарисовать: крест справа от палочки, точку слева от крючка, овал под треугольником, квадрат в круге и т.д.

Упражнение 10. Ребенок должен продолжить ряд.

Упражнение 11. От ребенка требуется найти лишнюю фигуру среди подобных, но перевернутых в пространстве.

«Найди лишнюю фигуру.»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации:

Упражнение 12. Графический диктант. Для графического диктанта предлагаются следующие задания: ”Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок; на дереве нарисуй сначала листик, потом дупло, в конце гнездо и т.д.”

Упражнение13. Взрослый прерывает выполнение действий ребенка и задает вопросы: ”Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом?”

Упражнение 14. Упражнение состоит в раскладывании ребенком картинок по темам ” Времена года”, ” Части суток”. В заключение взрослый и ребенок обсуждают последовательность картинок.

Упражнение 15. Взрослый и ребенок беседуют по теме ” Вчера – сегодня – завтра”.

Упражнение 16. Переходим к работе с речевым материалом. Взрослый дает ребенку задание:

Послушать слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье.

Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений:

Упражнение 17. Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после визуального предъявления инструкции логопедом.

  1. Артикуляционные упражнения: открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки; язык за правую щеку, губы трубочкой; втянуть щеки, пощелкать языком, подуть и т.д.

2. Упражнения для рук: большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего; класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью; ” кулак на столе” поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец и т.д.

После отработки данных упражнений можно переходить непосредственно к преодолению нарушений слоговой структуры слов.

В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произношении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведет к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевой патологии (полиморфная дислалия, дизартрия, алалия, детская афазия, ринолалия). Особое значение в работе над слоговой структурой слова я отвожу ”включению в работу” помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Уровень гласных звуков

Точное восприятие и четкая артикуляция гласных звуков обеспечивают правильную передачу слогового образа слова, а также предупреждают замещение и перестановку слогов в слове. На этапе овладения артикуляционной гимнастикой следует приучить детей к ряду ручных поз, соответствующих гласным звукам (рис.2-7).

Так, традиционное упражнение ”Окошко” (звук [а]) сопровождается показом открытой ладони, обращенной на ребенка (рис.2).

Поза ”Трубочка” (напоминает артикуляцию звука [у]) – пальцы сближены ”в щепотку”, но не сомкнуты, и вытянуты к ребенку (рис. 3).

«Ручные позы звуков [а] и [у].»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Поза ”Хоботок” (губы как при звуке [о]) – аналогично, но пальцы расположены шире (рис.4).

Поза ”Заборчик” (звук [и]) – ладонь в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами) (рис.5).

«Ручные позы звуков [о] и [и].»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Дополнительно вводятся позы для звуков [ы] и [э].

Поза для звука [ы] – аналогична [и], но запястье сильнее продвинуто к ребенку (ассоциация с выдвинутой вперед нижней челюстью) (рис.6).

Поза для звука [э] – округленная ладонь, как будто сжимающая мячик (рис.7).

«Ручные позы звуков [ы] и [э].»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Двойные звуки букв ”е”, ”ё”, ”ю”, ”я”, также обозначаются мануально, двумя последовательными позами.

”е” = [j]+[э] – сжатый кулак пальцами к ребенку, большой палец в сторону, ногти видны [j] (рис.8) + поза звука [э] (рис.7)

«Ручная поза звука [j].»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

”ё” = [j] (рис.8) + поза звука [о] (рис.4);

”ю” = [j] (рис.8) + поза звука [у] (рис.3);

”я” = [j] (рис.8) + поза звука [а] (рис.2).

При выполнении поз предплечье располагается вертикально или под небольшим углом.

Подобное ручное сопровождение во время артикуляционной гимнастики показывает объем позы (”окошко”), подчеркивает контрастность (”заборчик – трубочка”, ”трубочка – хоботок”).

Впоследствии, при работе над слоговой структурой слов, чередование поз гласных облегчает ребенку переключение со слога на слог, предотвращает их пропуски и замены.

Детям предлагаются следующие упражнения:

Упражнение1. Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным:

в сопровождении ручных символов;

без зрительной опоры.

Э – У – А – И и т.д.

Упражнение 2. Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Ребенок произносит ряд гласных:

– на одном выдохе, при этом плавно (либо отрывисто);

– громко (тише, совсем тихо);

– чередуя громкость в пределах одного ряда;

– со сменой высоты голоса;

– быстро (либо медленно).

Упражнение 3. Для закрепления работы над гласными ребенку предлагается:

произнести звук столько раз, сколько точек на кубике;

произнести звук столько раз, сколько раз логопед хлопнет в ладоши;

придумать столько звуков, сколько звездочек нарисовано;

пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктант): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

те же задания с выделением ударного звука: А УА; А У А, АУ А ;

угадать, символ какого гласного показывает рукой логопед или другой ребенок;

загадать ряд звуков и изобразить ручными символами;

узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их голосом;

повторить звуки в обратном порядке;

логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А – АА, АА –А, А АА, А А А

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:

– Составление всех возможных слогов из предложенных букв (”Кто больше?”);

Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог);

Упражнение с пальцами ”Пальчики здороваются” (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произнести один слог);

Сосчитать, сколько слогов произнес логопед (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);

Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

Наращивание слогов (”Скажи на один слог больше, чем я”): са-со….;

Уменьшение количества слогов (”Скажи на один слог меньше, чем я”): са-со-су-сы;

Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются тем же пальцем: са-со-со, со-са-со;

Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со, со-са-со,са-со-со, са-са-со, со-со-са;

Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

”Скажи наоборот” (игра с мячом): са-ас, тса – аст;

”Кто быстрее?”: в таблице записаны слоги, ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог;

Запись слогов различных типов под диктовку;

Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи)

Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е.С.Большаковой в пособии ”Работа логопеда с дошкольниками”’. Автор предлагает следующие упражнения:

Упражнения на различение длинных и коротких слов:

Упражнение1. У ребенка фишки, перед ним на столе – длинная и короткая полоска бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.

Упражнение2. Перед ребенком набор картинок с односложными и многосложными словами. Требуется разделить их на две группы.

Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа

Упражнение3. Тренировка умения делать паузу между слогами. После того как логопед называет слово, ребенок должен повторить и отстучать его по столу сопряженно (БУ….СЫ, НЕ…..БО, ЛЮ…..ДИ).

Упражнение4. Звуковой анализ и синтез.

Выкладывание полосок, палочек по количеству слогов.

Выбор подходящей схемы слова.

Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков).

Данный вид работы особенно важен при изучении слов со стечениями согласных. Эта группа слов требует специального внимания. Предлагается следующий порядок освоения:

двусложные слова со стечением в середине слова: вначале даются слова, начинающиеся на гласный звук (игра, очки), затем – слова, начинающиеся на согласный (пятка, ногти), после этого – слова с двумя стечениями согласных (ласточка, листочки);

стечение в конце слова (кость, мост);

стечение в начале слова (слон, стол);

односложные слова с двумя стечениями (столб, хвост);

многосложные слова со стечениями (библиотека).

Упражнение5. Изолированное проговаривание слов ”Идем по лесенке”. Ребенок должен, повторяя за логопедом слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. На каждой ступеньке – остановка.

Упражнение6. Вариант игры ”’Идем по лесенке”. Проговаривание серии из двух-трех односложных слов из закрытого слога: СУП – ДЫМ, ГУСЬ – КОТ , ДУШ – ЛОСЬ – МЫШЬ.

Упражнение 7. Повторение рядов слов, близких по звуковому составу:

отличающихся гласными звуками: СУК – СОК

отличающихся согласными звуками: СУК – СУП

отличающихся согласным звуком и местом ударения: ВОДА – СОДА.

Упражнения на повторение с выделением ударного слога.

Упражнение 8. Выкладываются две картинки. Их название содержит одинаковое количество слогов, но отличаются позицией ударного слога (Дыня – воДА). Логопед молча отхлопывает слова с акцентами на ударных слогах. Ребенок угадывает задуманные слова.

Упражнение 9 . Называние слов, похожих по звуковому составу, но различающихся местом ударного слога (ЗАмок – заМОК).

Упражнения с перестановкой слогов.

Упражнение 10. Логопед произносит слово, состоящее из двух слогов. Нужно поменять их местами и назвать получившееся слово (ЖИ –ЛЫ – ЛЫЖИ, КИ-РА – РАКИ).

Упражнение 11. Логопед произносит три слога. Дети должны составить из них слово (КУ-КИ-БИ – КУБИКИ, СА-ГИ-ПО – САПОГИ).

Упражнение на оценку нормативности.

Упражнение 12. Логопед читает слова, дети поднимают зеленый флажок, если слово звучит правильно, и красный, если неверно. Упражнение проводится с опорой на картинки (ПАВУК, ВУТКА, КОХЕ).

Упражнения на переход к слитному произнесению.

Упражнение13. Логопед называет слово послогами, а дети угадывают слово (КА….ПУС…..ТА – КАПУСТА).

Упражнение14. Логопед произносит первый слог какого-либо слова. Дети догадываются какое слово прозвучало (ВЕД- – ВЕДРО, КУХ- – КУХНЯ).

Упражнение15. Логопед говорит окончание слова, отхлопывая его по слогам. Ребенок добавляет первый слог и называет слово целиком (-РЕВО….. – ДЕ! ДЕРЕВО).

Упражнение16 . Логопед называет слово, делая хлопок вместо второго слога (или любого среднего слога). Ребенок добавляет слог и называет слово целиком (КО – ! – БОК – ЛО! КОЛОБОК) .

Упражнение17. Логопед загадывает слово и выставляет на наборном полотне столько фишек, сколько в нем слогов. Затем логопед называет первый слог: КА. Дети отгадывают задуманное слово, опираясь на количество фишек (КА – БИНЕТ, КА – ЛИНА, КА – РЕТА).

Упражнение18. Слоговой анализ и синтез.

Из предложенных картинок назвать те, в которых есть заданный слог (например, МА): малина, томаты, эскимо, макака, муравей, помада.

Положить картинки в таком порядке, чтобы последний слог предыдущего слова и первый слог последующего слова были одинаковыми (СОВА, ВАТА).

Логопед называет слово, вставляя между слогами слово ”потом” (”дальше”, ”затем”). Ребенок составляет слово (ПА, потом УК – ПАУК).

После отработки слов различной слоговой структуры на уровне слова необходимо отработать их на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов.

Как правило, дети с тяжелой речевой патологией не запоминают стихов, тем более состоящих из 4 и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать двустишия. Заучивание должно проводиться с опорой на предметные картинки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого логопед задает вопрос по картинке. Рекомендуется также проводить подвижные игры, сопровождающиеся речью:

Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут

А круглые колесики все тук, да тук, да тук.

(Дети встают друг за другом и имитируют движение поезда).

Ссылка на основную публикацию