План-конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка для детей старшего дошкольного возраста с ОНР – III уровня
Тема «Посуда»
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по лексической теме.
- Активизировать у детей предметный, глагольный словарь, словарь признаков и обобщающих понятий по теме «Посуда»;
- Развивать умения образовывать относительные прилагательные;
- Закрепить навык образования имён существительных ед.ч. с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -чк- ;
- Развивать умение образовывать существительные мн.ч., Р.п.
- Развивать зрительное внимание (игра «Где какая?»);
- Развивать умение координировать речь с движениями;
- Развивать общую моторику.
- Формировать навык сотрудничества и доброжелательности;
- Прививать бережное отношение к посуде.
Оборудование: картинка Федоры, картинки посуды на магнитах, медали для детей, картинки “один-много”.
I. Организационный момент
Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня в гости к нам пришла Федора. Посмотрите, какая она грустная, что же у неё случилось, как вы думаете?
Дети: от неё сбежала посуда
Логопед: верно! От неё сбежала вся посуда, а почему?
Дети: потому что она её не мыла.
Логопед: правильно, она за ней не ухаживала, не мыла. А как мы должны ухаживать за посудой?
Дети: мыть, протирать и складывать в шкаф.
Логопед: правильно ребята, поможем с вами Федоре, чтобы посуда к ней вернулась? Тогда напомните ей, какая бывает посуда? Если посуду используем для чаепития, то она какая?
Дети: чайная.
Логопед: а как называется посуда, в которой мы готовим?
Дети: кухонная.
Логопед: молодцы, а из какой посуды мы с вами едим?
Дети: столовая.
Логопед: верно, вот сейчас ребята, мы с вами поиграем в игру.
1.1. Игра «Где какая?»
(Дети поочереди подходят к столу и распределяют картинки посуды на соответствующую полку.)
Логопед: ребята, а посуда сделана вся из одного материала?
Дети: нет
Логопед: верно, посуда может быть из разных материалов, например чашка из фарфора, какая чашка? – фарфоровая.
(Проводится игра “Что из чего”.)
1.2. Игра «Что из чего?»
Тарелка из дерева (какая тарелка?) – деревянная;
Стакан из стекла (какой стакан?) – стеклянный;
Кувшин из глины (какой кувшин?) – глиняный;
Тарелка из пластмассы (какая тарелка?) – пластмассовая;
Кружка из керамики (какая кружка?) – керамическая;
Кастрюля из метала (какая кастрюля) – металлическая.
Логопед: молодцы ребята! Давайте мы с вами отдохнём вставайте в круг. (Выполняют движения по тексту.)
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Голова на тонкой ножке,
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес (сделать большой круг).
Логопед: молодцы! Мы с вами научили Федору как надо любить посуду и теперь она её ласково называет. Кружку она называет кружечка, а вы как назовёте ласково?
1.4. Игра «Назови ласково»
Логопед: молодцы ребята! А если к Федоре мы придём в гости, ей понадобится много посуды, например, одна чашка, а много будет чего?
Дети: чашек
1.5. Игра «Один-много»
Одна тарелка – много тарелок;
Один чайник – много чайников;
Одна кастрюля – много кастрюль;
Одна сковородка – много сковородок;
Один стакан – много стаканов;
Одна ложка – много ложек;
Одна кружка – много кружек.
III. Итог занятия
Логопед: ой ребята, посмотрите какая Федора стала весёлая, добрая. К ней вернулась вся посуда, теперь она будет её любить и ухаживать. Тётушка Федора благодарит вас за помощь и дарит вам вот такие красивые медали.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Разделы: Логопедия
Тема: «Путешествие в деревню к бабушке Наташе».
Цели:
- Коррекционно-образовательные:
- расширить и углубить представления детей о домашних животных.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать связную речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие, мышление, зрительную, образную память, мелкую моторику;
- закреплять образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- развивать диалогическую речь, речевое дыхание, артикуляционный аппарат;
- совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать слова гиперболы;
- развивать умение чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь и заботу о домашних животных;
- формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе.
1. Организационный момент
Логопед: Ребята посмотрите, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся! (Дети здороваются).
Логопед: А как ещё мы можем поприветствовать наших гостей, как ещё мы можем поздороваться?
Дети:
– Доброе утро;
– Хорошего дня;
– Я вас приветствую;
– Мы рады вас видеть!
Логопед: Я приглашаю вас в гости в деревню. Это далеко. И отправимся мы с вами в путешествие необычным транспортом – на ковре-самолёте. Для того чтобы наш ковёр-самолёт взлетел, нам с вами нужно сделать упражнение «Моторчики».
2. Проведение дыхательной гимнастики «Моторчики».
«Дуй нам ветер, ветерцо,
Дуй не в спину, а в лицо,
Дуй сильней, сильней, сильней,
Чтоб ковёр летел быстрей».
(Сделать вдох носом, на выдохе протяжно тянуть звук /м/ одновременно постукивая пальцами по крыльям носа).
3. Дидактическая словесная игра «Домашние животные»
– Вот мы с вами и оказались в деревне. Посмотрите, кто это нас встречает?
(На столах муляжи домашних животных: свинья, корова, собака…)
– Кто это?
– Животные.
– Давайте их назовём. (Дети дают полный ответ)
– Это корова, это собака и т. д.
– А как вы думаете, какие это животные?
– Почему?
4. Игра «Узнай силуэты»
Логопед: Детки, приехали мы с вами в гости к бабушке Наташе, а у неё беда. Все животные перепутались. Давайте поможем бабушке Наташе разобраться кто где?
(Использование зашумлённых силуэтов домашних животных).
5. Речевая игра с мячом «Большой – большущий»
– А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, поиграть на полянке. Но игра наша непростая. Я буду кидать мяч, и называть часть тела маленького животного (детёныша), а кто мяч поймает, будет мне называть часть тела большущего животного.
У щенка лапки, а у большой собаки – лапища.
У котёнка усики, а у большого кота…усищи.
У жеребёнка хвостик, а у лошади…хвостище.
У поросёнка пятачок, а у свиньи…пятачище.
У телёнка глазки, а у коровы…глазище.
6. Дидактическая игра-упражнение «Праздник»
Логопед: Пока мы с вами отдыхали, совсем забыли, что у поросёнка бабушки Наташи сегодня день рождения, она хочет приготовить ему сюрприз – пригласить в гости всех его друзей. Друзья живут в своих домиках, а из каких домиков они придут, и что подарят, мы с вами сейчас это выясним.
(Игровое пособие-коллаж с изображение домашних животных, их домиков, и чем они питаются).
7. Пальчиковая гимнастика «Хавронья»
Логопед: Хорошо гости веселятся, давайте покажем, как Хавронья веселится.
Вот двор (показывает ладонь)
Во дворе лужа (круговые движения указательным пальцем одной руки по ладони другой).
В луже Хавронья
Она всегда спросонья
Делает зарядку:
Поднимаем по порядку
Ножку переднюю левую,
Ножку переднюю правую,
Ножку заднюю левую,
Ножку заднюю правую.
Потом хвостиком махнёт,
И снова заснёт.
(Сгибают – разгибают пальцы обеих рук; рука сжата в кулак; разгибают и сгибают поочерёдно пальцы на одной руке другой рукой. Соответствующее движение мизинцем).
8. Дидактическая игра «Что забыли?», упражнение «Скажи одним словом»
Логопед: Хотели гости сфотографироваться на празднике. Да фотоаппарат сломался. Посмотрите, что получилось.
(Использование индивидуальных карточек, с изображение домашних животных, без чего либо; с возможностью дорисовать недостающее).
Логопед: Это кто?
Ребёнок: Это кролик, у него нет ушей. Он безухий.
Логопед: Ты дорисовал уши, и теперь кролик, какой?
Ребёнок: Ушастый.
9. Дидактическая игра «Найди отличия»
Логопед: Посмотрите, у бабушки есть еще фотографии, какие они все разные. Давайте посмотрим и найдём различия.
10. Дидактическая словесная игра «Кто, чем защищается?»
Логопед: Вы знаете, у бабушки Наташи хозяйство большое. Неуследишь. Иногда бывает, и звери лесные нападают. А кто чем защищается, мы сейчас узнаем.
Чем защищается корова, коза – копытами.
Кошка защищается (чем?) – когтями.
Лошадь защищается (чем?) – копытами.
Собака защищается (чем?) – зубами.
Кролик защищается (чем?) – лапами.
11. Речевая подвижная игра «Кошечка»
Логопед: Посмотрите, кошечка пришла, что-то мурлычет. А какая хитрая поиграть хочет. Вставайте в кружок, немного поиграем.
Села кошка под кусточек (сесть на корточки).
Сыра скушала кусочек (похлопать, погладить себя по животику).
Встала кошка потянулась (встать, потянуться).
Её шёрстка развернулась (погладить друг друга).
12. Итог
Логопед: Пора нам возвращаться в детский сад. Бабушке Наташе помогли, узнали много нового, интересного. Скажите, что вам запомнилось в нашем путешествии.
А ещё бабушка Наташа прислала нам гостинцы. Усаживайтесь на наш ковёр-самолёт. И можно в полёте немного отдохнуть, подремать.
13. Упражнение на релаксацию с использование музыки «Сон»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка
У логопедов, работающих с дошкольниками, существует проблема, как донести «сухой» учебный материал до ребенка, чтобы он воспринял его, получил и закрепил определённые умения, навыки, знания. Хотелось бы, чтобы обучение было интересным, без напряжения для детей.
Конечно, на помощь приходит игра, важный и необходимый вид деятельности в детском возрасте. Игра становится средством достижения поставленных обучающих задач.
Один из вариантов игровых обучающих ситуаций, которые я использую на своих занятиях, может строиться на использовании кукол, изображающих, персонажи литературных произведений, хорошо знакомых детям. Героев полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов (Незнайка, Буратино, Красная Шапочка, почтальон Печкин, Айболит и др.), дети воспринимают очень эмоционально.
Персонажей сказок можно с успехом использовать на логопедических занятиях, активизируя с их помощью познавательную деятельность дошкольников и решая дидактические задачи программного содержания.
Куклы из сказок — не просто симпатичные игрушки, которые развлекают детей, а персонажи со своим характером и настроением, своей манерой поведения, проистекающей из сюжета сказки. Дошкольникам они интересны тем, что в различных ситуациях проявляются типичные черты характера этих героев.
В представленном занятии Буратино все время делает ошибки, он ведь не пошел в школу, и ему необходимы знания и помощь ребят. Такие моменты хороши тем, что дети начинают его учить – объясняют, рассказывают ему то, что уже сами знают, т.е. из обучаемых превращаются в обучающих, благодаря чему активизируется их умственная деятельность.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе:
«Дифференциация предлогов «В» и «НА»
Цель: провести дифференциацию предлогов «В» и «НА», сформировать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции в речи, развивать мелкую моторику, внимание и словесно-логическое мышление.
Оборудование: письмо Буратино с картинками; кукла Буратино; мешочек с картинками, на которых изображены сказочные герои; вязанные овощи и фрукты, корзинка и ежик.
1. Организационный момент.
– Ребята, сегодня я в почтовом ящике детского сада нашла странное письмо. Посмотрите на него, что-то я не пойму, от кого оно может быть? Вы не знаете? А может быть догадываетесь? (На конверте изображен Буратино). Изобразите веселого Буратино, а теперь грустного.
2. «Странное письмо».
А давайте посмотрим, что же внутри этого конверта? (Распечатывает и достает письмо и картинки). Посмотрите, здесь не только письмо, но и картинки какие-то. Сейчас мы прочитаем, что же здесь написано.
«Здравствуйте, ребята, пишет вам ваш старый знакомый Буратино. Очень я без вас скучаю. Вот и решил написать вам письмо. Как вы, наверное, знаете, живу я НА сказочной стране, НА домике папы Карло. Я хотел ходить НА школу, но вместо школы я попал НА кукольный театр».
– Что-то я ничего не пойму, ребята. По-моему, Буратино сделал много ошибок и все перепутал. Вы заметили его ошибки? Давайте прочитаем дальше и будем исправлять их.
«Недавно у меня был день рождения, В который я пригласил много зверей из разных сказок. Раньше всех прилетел мишка … самолете, потом зайка … вертолете, приехал волк … мотоцикле, лиса … машине, белка … паровозе и даже приплыл мышонок … корабле. Было еще много других зверей. Все они принесли мне разные подарки: мишка торт … подносе, зайка мороженое … стаканчиках, волк фрукты … блюде, лиса сок … бутылке. Мы долго веселились, играли, пели, танцевали: белка играла … скрипке, волк … гитаре, зайка … дудочке, мышонок пел … микрофон, а лиса танцевала … ковре.
Мы отлично повеселились, жаль только, что вас не было В моем дне рождения. Может вы сможете приехать ко мне летом НА гости? До свидания, будьте здоровы. До свидания, ваш Буратино».
– Да, ребята, если бы не картинки вряд ли нам было понятно, что хотел написать нам Буратино. А почему мы с трудом понимали, то, что написал Буратино? (Он пропускал или заменял маленькие слова). Вы хорошо исправляли ошибки Буратино, а теперь давайте вспомним: когда предмет лежит на поверхности другого предмета, то появляется какое маленькое слово? (НА). А если предмет находится внутри другого предмета, то появляется какое маленькое слово? (В).
3. Развитие мелкой моторики.
Жили в квартире сорок четыре
Сорок четыре веселых чижа.
Спать захотели, стелют постели
Сорок четыре веселых чижа:
– Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы говорите, где чижи будут спать и не забывайте правильно употреблять маленькие слова и загибать пальчики).
Чиж (на) кровати,
Чиж (на) диване,
Чиж (в) корзине,
Чиж (на) скамье,
Чиж (в) коробке,
Чиж (в) сковородке,
Чиж (на) стуле,
Чиж (в) кастрюле,
Чиж (на) полу
И Чиж (в) ведре.
– Ребята, а вот и сам Буратино пришел к нам в гости и принес красивый мешочек. Давайте посмотрим, что внутри мешочка. Здесь картинки, на которых изображены сказочные герои. Найдите маленькие слова на этих картинках.
Дети проговаривают предложения: Буратино держит (В) руке золотой ключик. Спящая красавица лежит (НА) кровати. И т.д.
Логопед нажимает кнопочку на груди игрушечного Буратино и он произносит фразу: «А у меня есть золотой ключик!». Дети вместе с Буратино
выполняют упражнение.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел.
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
6. Игра «Соберем урожай».
Раскладываются вязанные овощи и фрукты, выставляется ЕЖИК и КОРЗИНА.
– Ребята, Буратино просит вас выполнить одно задание. Будьте внимательны!
Никита, возьми овощ, который растет НА земле и положи В корзинку.
Маша, возьми фрукт, который растет НА дереве и положи В корзинку.
Лена, возьми овощ, который растет В земле и положи НА спину ежика.
Даша, возьми фрукт, который растет НА дереве и положи его НА спину ежика. И т.д.
7. Игра «Путаница».
– Ребята, Буратино учился у нас правильно употреблять маленькие слова. Он даже написал несколько предложений. Давайте прочитаем. Цветы стоят (НА) вазе.
Рыбки плавают (НА) аквариуме.
Варенье положили (НА) банку.
Медведь спит (НА) берлоге.
Сок налили (НА) стакан.
Маша сидит (В) стуле.
Цветок стоит (В) подоконнике.
Дети исправляют ошибки.
8. Итог логопедического занятия.
– Ребята, какие маленькие слова мы учились сегодня правильно употреблять? Чьи ошибки мы сегодня исправляли? Почему Буратино делает много ошибок?
Петришина Елена Виленовна,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39,
г. Апшеронск, Краснодарский край
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка
Виктория Сафронова
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка
Конспект фронтального занятия
по формированию лексико – грамматических средств языка
в подготовительной группе детей с ОНР
Цель: закрепить навык использования лексико – грамматических средств языка по теме «Мебель»
• используют предметный словарь и словарь признаков по теме «Мебель» в собственной речи;
• могут изменять по числам имена существительные в им. падеже;
• знают функциональное назначение конкретных предметов мебели;
•используют простые предлоги: в, на, за в собственной речи;
• используют в собственной речи антонимы;
• изменяют прилагательные по родам.
• актуализировать предметный словарь и словарь признаков по теме «Мебель»;
• закрепить навык изменения прилагательных по родам;
• закрепить знания о функциональном назначении конкретных предметов мебели;
• закрепить навык изменения существительного по числам;
• закрепить навык использования антонимов;
• закрепить навык использования простых предлогов: в, на, за.
Оборудование: предметные картинки по теме «Мебель», мяч.
Лингвистический материал: Стол – столы, диван – диваны, стул- стулья, кровать- кровати, шкаф- шкафы, полка- полки, табуретка – табуретки, кресло- кресла, буфет- буфеты, тумба – тумбы, в кровати на стуле, на табуретке, за столом, на диване, за столом, на полку, низкая, маленькая, жесткий, твердый, высокий, большой, мягкий, мягкое.
Ход занятия
– Ребята, здравствуйте! Сядет сейчас тот, кто назовет предмет мебели
-Скажите, какая мебель нам нужна, чтобы сидеть?
– Какая мебель нужна, чтобы спать?
-Какая мебель нужна, чтобы хранить одежду?
– Какая мебель нужна, чтобы хранить книги?
– Какая мебель нужна, чтобы хранить посуду?
– Хорошо, как можно назвать один словом стол, кровать, диван, шкаф?
– Ребята, скажите, чем похожи стул и табуретка (на доску вешаются обе картинки). А чем отличаются? Чем похожи/ отличаются диван и кресло?
(Логопедвешает на доску парные предметные картинки: на одной карточке изображен один предмет, на другой – много таких же предметов)
– Ребята, вы будете выходить по одному к доске и выбирать по две картинки, на которых нарисованы одинаковые предметы, на первой картинке один предмет, а на второй – несколько предметов. Называйте их.
Стол – столы, диван- диваны, стул- стулья, кровать- кровати, шкаф- шкафы, полка- полки, табурет – табуретки, кресло- кресла, буфет- буфеты, тумба-тумбы
– Ребята, встаем в круг. Я начинаю говорить и бросаю вам мяч, вы ловите и договариваете то, что я не успела сказать. (Логопед бросает мяч по очереди каждому ребенку)
– Я буду спать….(в кровати)
-Я буду сидеть (на стуле, на табуретке)
– Я обедаю (за столом)
– Я отдыхаю (на диване)
– Я пишу (за столом)
– Я уберу книги (на полку)
– Скажите наоборот (логопед вешает по паре картинок сравниваемых предметов)
– Шкаф высокий, а тумбочка … (низкая)
– Шкаф большой, а тумбочка … (маленькая)
– Диван мягкий, а табурет … (жесткий, твердый)
– Кресло мягкое, а стол … (жесткий, твердый)
– Тумбочка низкая, а шкаф … (высокий)
– Тумбочка маленькая, а шкаф … (большой)
– Табурет жесткий, а диван … (мягкий)
– Стол жесткий, а кресло … (мягкое)
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»
Раз, два, три четыре (дети загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках,
Много мебели в квартире (дети сжимают и разжимают кулачки).
В шкаф повесим мы рубашку (здесь и далее дети загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили (дети попеременно хлопают в ладоши).
Много мебели в квартире.
– Скажи, для чего этот предмет мебели?
– Обеденный стол для чего? (для обеда)
– Журнальный стол для чего? (для журналов)
– Письменный стол для чего? (для письма)
– Компьютерный стол для чего? (для компьютера)
– Книжный шкаф для чего? (для книг)
– Посудный шкаф для чего? (для посуды)
– Платяной шкаф для чего? (для одежды)
– Обувная тумбочка для чего? (для обуви)
– Бельевая тумбочка для чего? (для белья)
5 задание «Чего нет у мебели?»
– Столяру (это человек, который ремонтирует мебель) принесли много мебели, чтобы он ее починил, но он не успевает выполнить все заказы. Помогите ему, Вставляйте вкладыши в картинку, при этом проговаривайте, чего нет у мебели. Например, у кресла нет подлокотника.
– Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня поработали! Скажите, какое задание для вас оказалось трудным?
– Какое задание вам больше всего понравилось?
Домашние логопедические задания по формированию лексико-грамматических средств языка для детей с ОНР старшей группы В помощь родителям. Домашние логопедические задания по формированию лексико-грамматических средств языка для детей ОНР старшей группы.
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка В подготовительной к школе группе по лексической теме “Космос”. Задачи: • Формирование общих речевых навыков: закрепить умение воспроизводить.
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Тип НОД: закрепление нового материала. Цель: Уточнять и расширить представления детей о зимующих птицах. Задачи:.
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной логопедической группе «Зима» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 109» Заводского района г. Саратова Конспект.
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по теме «Зима» Цель: формирование лексико – грамматических средств языка Коррекционно – образовательные задачи: Обобщить знания детей по теме «Зима»,.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Мебель для домовенка Кузи» Образовательные задачи: Уточнить и расширить представления детей о мебели, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где изготавливает.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи на тему «Одежда» Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи «Осень» Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Осень» Образовательные задачи: 1. Формировать представления об.
ООД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе по теме «Мебель» Лексическая тема «Мебель». Тип занятия- закрепление. Цель: закреплять представления детей о видах мебели, ее назначении, принадлежности.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе [Транспорт]
Автор: Гук Елена Маркленовна ,
учитель-логопед МБ ДОУ «Детский сад № 16»,
г. Новокузнецк
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР
ЗАДАЧА: формирование лексико-граматических средств языка по теме «Транспорт».
ЦЕЛИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Продолжать учить согласованию количественных числительных с прилагательными и существительными; согласованию прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; подбору существительных к глаголу и глаголов к существительному;
- Закреплять формирование обобщающих понятий «пассажирский транспорт», «грузовой транспорт»; дифференцировать грузовой и пассажирский транспорт;
- Упражнять детей в практическом употреблении существительных в Родительном падеже; в употреблении множественного числа существительных;
- Уточнить понимание и практическое употребление приставочных глаголов и предлогов в речи;
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать умение понимать обращенную речь; слуховое внимание;
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
- Развивать умение ориентироваться в пространстве;
- Развивать общую и мелкую моторику;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Повышать самооценку детей, способствовать улучшению их эмоционального благополучия;
- Развивать чувство эмпатии; снять мышечные и эмоциональные зажимы.
ОБОРУДОВАНИЕ: игрушка Незнайка, домик, мост, гараж, синяя лента (река), легковая машина и автобус (которые смогут заехать на мост), предметные картинки пассажирского транспорта (автобус – автобусы, троллейбус – троллейбусы, трамвай – трамваи, автомобиль – автомобили, мотоцикл – мотоциклы, поезд, самолет – самолеты, теплоход – теплоходы); предметные картинки грузового транспорта (грузовик, молоковоз, хлебовоз, самосвал); предметные картинки специального транспорта (скорая помощь, пожарная машина, поливальная машина); зеленые флажки на каждого ребенка и для Незнайки; игрушки (самолет, самосвал); сюжетные картинки с транспортом различного цвета (зеленый грузовик, синий грузовик, красный автомобиль); наложенные друг на друга контуры 10 автомашин; нагрудные символы пассажирского транспорта и рули на каждого ребенка и Незнайку; магнитофонная запись сигналов городского транспорта; 2 демонстрационных карточки «4-лишний» для дифференциации пассажирского и грузового транспорта; наборное полотно.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ:
1) – Я сейчас назову несколько слов, а вы догадайтесь, о чем мы будем говорить на занятии: трамвай, автобус, самолет, грузовик. Догадались?
– Мы будем говорить о транспорте.
2) Из-за дверей слышен шум, плач.
– Что это за шум, сейчас посмотрю. Незнайка, что случилось?
-«Да я из школы иду, там про машины, корабли, самолеты говорили и каким-то странным словом называли , я и не запомнил даже, а вы знаете, дети?»
– Кто из вас подскажет Незнайке это слово? – Это транспорт.
– Знаешь, что, Незнайка, ты посиди на нашем занятии, дети у нас в садике много знают, и ты узнаешь. Только сиди тихо и слушай внимательно. Дети, повторите для Незнайки правило о том , как надо сидеть на занятии:
Внимательно слушай, другим не мешай,
Когда тебя спросят – тогда отвечай.
П. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
1. «Отгадайте загадки»:
– У каждого из вас по две картинки, на которых нарисован различный транспорт. Я загадаю загадку. Тот, у кого картинка с отгадкой – поднимет ее и назовет ответ.
По асфальту едет дом, ребятишек много в нем.
А над крышей вожжи, он ходить без них не может (троллейбус)
Очень рано за окошком – стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.
Паровоз без колес, вот так чудо – паровоз.
Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел? (пароход)
Не машет крылом, а летает,
Не птица, а всех обгоняет (самолет)
Несется и стреляет, ворчит скороговоркой
Трамваю не угнаться за этой тараторкой (мотоцикл)
Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,
Накорми меня бензином, на копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль, побежит ….(автомобиль)
Что за чудо – белый дом, ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины и питается бензином (автобус)
Логопед забирает у детей отгадки и выставляет их на наборное полотно.
– Скажите, этот транспорт перевозит людей или грузы? – Это транспорт перевозит людей.
– Как называют людей, которые едут в транспорте? – В транспорте едут пассажиры.
-Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? – Пассажирский транспорт .
2. Игра «Чего не стало?»: – Давайте поиграем с этими картинками. Незнайка, ты будешь убирать по одной картинке, а дети догадаются, чего не стало.
3. Игра «Угадай по действию»: – У вас остались еще картинки. Догадайтесь, про какой транспорт я скажу:
– Эта машина помогает людям тушить пожары. – Это пожарная машина.
– Какая машина помогает поливать улицы? – Это поливальная машина.
– Какая машина помогает врачу оказывать помощь ? – Это скорая помощь.
(логопед выставляет скорую помощь, пожарную машину, поливальную машину на вторую строчку наборного полотна). Это тоже транспорт, специальный.
– Все остальные машины возят грузы. Как называется транспорт, который возит грузы? – Это грузовой транспорт (логопед выставляет на наборное полотно самосвал, грузовик, молоковоз, хлебовоз)
4. «4-лишний»: Детям предлагаются две демонстрационные карточки для дифференциации пассажирского и грузового транспорта, дети называют «лишний» транспорт и объясняют, почему :лишний автобус, потому что он – пассажирский транспорт, а остальные машины – грузовой).
5. «Подбери предмет к действию»:
– Посмотрите на наборное полотно и подумайте, про какой транспорт можно сказать: летит? Плывет? Едет? Останавливается? Отплывает? Взлетает? Тормозит? Летит?
6. «Подбери действие к предмету»: – Сейчас вы на минутку станете зеленым сигналом светофора. Я показываю вам игрушку и называю действие. Если я правильно называю действие, вы поднимаете зеленый флажок, разрешите движение.
Самолет – летит, плывет, гудит, стоит, взлетает, прыгает, отплывает, приземляется.
Самосвал – едет, гудит, летит, стоит, заезжает, разгружается, плывет, проезжает.
7. Игра «У меня есть» – «Один – много»: Логопед раздает детям предметные картинки с пассажирским транспортом, у логопеда картинки с такими же видами транспорта, но во множественном числе. Далее игра проводится в форме диалога.
– У меня есть автобусы. – А у меня есть автобус.
– У меня есть трамваи. – Ау меня есть трамвай.
– У меня есть самолеты. – А у меня есть самолет.
– У меня есть троллейбусы. – А у меня есть троллейбус.
– У меня есть мотоциклы. – А у меня есть мотоцикл.
– У меня есть автомобили. – А у меня есть автомобиль.
Затем дети и логопед меняются карточками, игра повторяется снова. Теперь дети употребляют множественное число существительных.
8. Игра «У меня нет…»: логопед показывает на каждую из оставшихся на наборном полотне картинок и говорит: «У меня есть скорая помощь. А у тебя?» (смотрит на одного из детей и показывает жестом, кому адресован вопрос)
– А у меня нет скорой помощи (поливальной машины, пожарной машины, самосвала, хлебовоза, грузовика, молоковоза)
9. Игра «Слова поссорились»: – Незнайка, а ты умеешь составлять предложения по картинкам? Попробуй, а мы послушаем:
Зеленый машина едет между домами. Синяя грузовик едет по мосту.
– Что-то у тебя, Незнайка, слова поссорились, не хотят дружить. Помогите, пожалуйста, правильно составить предложения по этим картинкам: Зеленая машина едет между домами. Синий грузовик едет по мосту.
10. Игра «Кто внимательный?»: Детям предлагаются наложенные друг на друга контуры автомашин?
– Посчитайте, сколько здесь нарисовано легковых автомашин? Сколько ты насчитал? Сколько ты? Давайте вместе посчитаем: Одна легковая автомашина, две легковые автомашины, три легковые автомашины …, 10 легковых автомашин.
На улице нашей машины, машины, машины малютки, машины большие.
Спешат грузовые, фырчат легковые. Торопятся, мчатся, как будто живые.
– Сейчас вы все станете водителями пассажирского транспорта. Возьмите руль и нагрудный символ. Выберете себе в группе гараж – любое место, какое захотите. Я включу магнитофон, вы услышите шум транспорта и начнете движение по группе. Движение должно быть безаварийным, поэтому ваши автобусы будут ездить медленно, не сталкиваясь друг с другом. Когда вы услышите сирену милицейской машины, вы вернетесь в свои гаражи.
12. Понимание, употребление приставочных глаголов и предлогов: – Давайте подъедем к этой полянке, сядем, отдохнем. Что находится на поляне? Это дом, это мост, это река, это гараж. Как вы думаете, где может стоять машина? – Машина стоит в гараже. Давайте посмотрим. А теперь покажите действие, которое я назову (каждому ребенку):
Машина выезжает из гаража.
Машина объехала вокруг дома.
Машина подъехала к мосту.
Машина заехала на мост.
Машина едет по мосту.
Машина съехала с моста.
Машина отъехала от моста.
Машина подъехала к гаражу.
Машина заехала в гараж.
– А теперь я буду показывать, а вы говорите, что делает автобус (дети составляют такие же предложения)
III. РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ: – Ну что, Незнайка, ты запомнил, как по-другому назвать машины, корабли, самолеты?
-Запомнил, а вы, дети, запомнили? А как называется транспорт, который перевозит грузы? Как называется транспорт, который перевозит пассажиров?
– Незнайка, тебе понравилось на нашем занятии?
– Да, понравилось. Дети такие молодцы, я сейчас каждому пожму руку. Вы тут еще поиграйте, а я пошел, до свидания.
Рекомендую прочесть:
- Конспект проведения занятия по звукопроизношению в старшей группе на тему [Звуки (С)–(С’)]
- Конспект Дерево вежливых слов
- Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
- Конспект занятия в средней группе “Путешествие на остров”
- Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Ягоды»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Ягоды»
· Расширять и активизировать словарь по лексической теме «Ягоды».
· Закрепление навыка образования относительных прилагательных от существительных женского рода.
· Согласование притяжательных прилагательных с именем существительного среднего рода, единственного числа.
· Развитие навыка словообразования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -ичк-
· Развитие внимания, памяти и логического мышления.
Оборудование: предметные картинки ягоды, картинки в виде банок с вареньем, игрушка медведь, корзинка, мячик.
Лексический материал
Слова, сложные по слоговой структуре
Слова, сложные по семантике
Трёхсложные слова из открытых слогов:
Трёхсложные слова со стечением согласных в середине:
Трёхложные слова с двумя стечениями согласных:
двусложные слова с двумя стечениями согласных:
четырёхсложные слова со стечение согласных:
Ход занятия:
Логопед. Ребята сегодня к нам в гости пришёл Мишка. (Мишка поёт) Он приглашает нас прогуляться в лес за ягодой.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, пчёлы и медведи (ЯГОДЫ)
Логопед. Давайте встанем в хоровод вокруг картинок и отправимся в лес
За малиной в лес пойдем, в лес пойдем. (Идут в хороводе, взявшись за руки)
Спелых ягод наберем, наберем. (Идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды.)
Солнышко высоко, ( Встают лицом в круг, тянутся руками в вверх.)
А в лесу тропинка. ( Наклоняются и пытаются достать пол.)
Сладкая ты моя, ягодка-малинка. (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Логопед. Возьмите карточку, назовите ягоду и положите её в корзинку. (Дети разбирают карточки и называют ягоды: брусника, земляника, клюква, малина, черника, ежевика)
Логопед. Я нашла малину. А ты?
Дети : Я нашла бруснику. А ты?
Я нашла землянику. А ты?
Я нашла клюкву. А ты?
Я нашел чернику. А ты?
Я нашел ежевику.
Логопед. Как называются ягоды, которые мы собрали садовые или лесные?
Дети. Лесные.
Игра «Назови ласково» (с мячом).
Логопед: – Я буду бросать вам мяч, и называть ягоду, вы будете называть эту ягоду ласково и бросать мне мяч обратно. (Я вам малина, вы мне малинка)
Логопед приглашает детей сесть за столы.
Игра «О чем мечтает мишка»
Логопед: Спит медведь в своей берлоге и мечтает о варенье.
О каком варенье мечтает медведь?
Медведь мечтает о малиновом варенье.
Медведь мечтает о клюквенном варенье.
Медведь мечтает о земляничном варенье.
Медведь мечтает о брусничном варенье.
Медведь мечтает о ежевичном варенье.
Медведь мечтает о черничном варенье.
Игра «Вкусное варенье»
Логопед: А сейчас мы сварим для нашего мишки варенье.
Логопед: повторяйте за мной.
Наварим мы варенья,
Для друзей зимой!
Варенье разное у нас,
Кушай Мишенька сейчас!
Из брусники я приготовила брусничное варенье. А ты?
Из малины- малиновое варенье
Из черники- черничное варенье
Из земляники- земляничное варенье
Из клюквы- клюквенное варенье
Из ежевики – ежевичное варенье
Логопед. Ребята, сварили мы варенье, а теперь давайте угостим Мишку.
Игра «Чего нет»
Логопед: А сейчас закрывайте глазки, мишка будет выбирать варенье и кушать его, а вы должны сказать какого варенья не стало. Логопед убирает по одной картинки с вареньем.
Дети: нет малинового варенья.
Нет земляничного варенья.
Нет черничного варенья.
Нет брусничного варенья.
Нет ежевичного варенья.
Нет клюквенного варенья.
(Мишка благодарит детей за варенье)
Логопед Дети, где мы с вами сегодня гуляли? ( В лесу)
Конспект коррекционно-развивающего занятия
лексико-грамматических категорий
Цель: Развитие диалогической речи у детей.
1.Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;
2.Закреплять представления детей о фруктах и овощах и их характерных признаках;
3.Совершенствовать грамматический строй речи: согласование прилагательных с существительными в роде, числе, в И. п.
1.Формировать положительную установку на участие в занятии, воспитывать навыки общения, взаимодействия, чувства доброжелательности;
2.Воспитывать навыки общения, умение слушать и слышать своих товарищей и взрослого.
1.Стимулировать развитие памяти, логического мышления, речевого слуха, зрительного внимания в процессе учебно-игровой деятельности;
2.Развивать мелкую моторику, координацию речи с движением.
Фрукты, овощи, витамины, сад, огород, дерево, грядка, помидор, огурец, морковь, лук, кабачок, капуста, яблоко, груша, апельсин, лимон, слива, вкус, форма, цвет, компот, песок, микробы, сок.
Мыть, есть, растут, крошить, рубить, отожмем, варить.
Чистые, грязные, круглое, овальный, треугольная, красный, зеленый, желтое, синяя, оранжевая, сладкая, кислый, горький, вкусные, полезные, лимонный, хрустящий, сочное, мягкое, длинный.
Оборудование и материалы:
Игрушка медвежонок Торопышка.
Картинки овощей и фруктов (демонстративный материал, карточки-схемы)
К детям приходит игрушечный медвежонок Торопышка. У него много вопросов, на которые он не знает ответа и просит помочь детей.
-Яблоко, груша, апельсин – что это?
-Где растут фрукты?
-Огурец, капуста, лук – что это?
-Где растут овощи?
-Нужно ли есть фрукты и овощи? Почему?
-Что нужно с ними сделать, прежде чем их съесть? Почему?
Медвежонок Торопышка говорит, что он все запомнил и сочинил стихи, которые хочет прочитать детям
v Зеленая, круглая морковка
Выросла на ветке ловко.
v Прямой, красный огурец
Под листочек свой залез.
v Горькое, квадратное,
Выросло на грядке.
Любят его взрослые
И малые ребятки.
Логопед читает по одному «стихотворению» ( показывает неправильные картинки) и обсуждает его с детьми:
-Понравилось стихотворение? Почему не понравилось?
-Что напутал медвежонок Торопышка?
-как надо правильно сказать об этом овоще (фрукте)?
Логопед предлагает детям помочь сочинить правильные стихи с помощью схем-картинок
· Оранжевая, треугольная морковка
Выросла на грядке ловко.
· Зеленый, овальный огурец
Под листочек свой залез.
Выросло на ветке.
Любят его взрослые
И маленькие детки.
Медвежонок Торопышка говорит, что от волнения он даже вспотел и пить захотел. Логопед предлагает детям «сварить» для него компот.
Пальчиковая гимнастика «Компот»:
Будем мы варить компот
Фруктов много надо, вот! -«варят» компот
Будем яблоки крошить, -загибают пальцы по одному с большого
Будем грушу мы рубить перечисляя фрукты,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот – «варят» компот
Угостим честной народ! -хлопают в ладоши
Медвежонок доволен и просит научить его еще какой-нибудь игре об овощах и фруктах, чтобы лучше запомнить их признаки.
Логопед предлагает детям научить медвежонка Торопышку играть в игру «Скажи какой, какая, какое, какие?» Для этого предлагает им сесть полукругом на ковер. Логопед прокатывает детям мяч, задавая вопросы:
Медвежонок доволен, что дети его научили играть в такие интересные игры, а чтобы лучше запомнить, просит детей напомнить, во что они играли, чем занимались. Медвежонок угощает детей и прощается с ними
Ямолдина Марина Александровна
логопед старшей группы,
МДОУ детский сад компенсирующего вида №266 «Радуга»