Индивидуальный коррекционный логопедический маршрут для учащегося 4 класса с ЗПР

Альманах педагога

Автор: Тарамыко Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 37 Колокольчик
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Маршрут индивидуального развития для детей ЗПР
Дата публикации: 25.08.2016
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

детский сад №37 «Колокольчик»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ № _________

(20_____ – 20_____учебный год) на ребенка с ОВЗ.

Дата рождения Возраст лет

Возрастная группа средняя

Ответственный специалист ________________________________________________________

Дата утверждения: ТМПМПК от ____________________________________________________

Дата повторного: ТМПМПК _______________________________________________________

Заключение ТМПМПК _____________________________________________________________

Педагог доп. образования _____________________

Мед. сестра ___________________________________

Заведующий Родители ( законные представители) ребенка

_______________ Подпись __________ ФИО _____________________

« _____» ________ 20 _____г. Подпись ___________ ФИО ____________________

Психолого-педагогическая характеристика ребенка (общие сведения о ребенке)

_________________________________________________________________________________
5.
Программы обучения, воспитания:
Общеобразовательная программа

дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих направлений развития:

физическое развитие;

социально-личностное развитие;

познавательно-речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина Программа логопедической работы по преодолению Общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

:
В ходе организации работы с ребенком возможно внесение изменений и перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов, тем, изменение последовательности изучения тем и пр.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

в группе согласно образовательных областей (воспитатели)

Зрительное восприятие
Развивать восприятие цвета «Подбери по цвету» «Найди такого же цвета» «Подбери домик для игрушки» «Собери букет» «Покажи шарик красного цвета, синего цвета…» «Какого цвета колечко?» «Назови цвет каждой из улиток»
Ноябрь-

Восприятие формы
Развивать восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, шар, куб) «Найди такую же фигуру» «Каждую фигуру на свое место» «Коробка форм» «Мебель для пупса» «Покажи круг, квадрат…» «Подбери предмет такой же формы» «Что похоже на квадрат? круг?»
Ноябрь-

Восприятие величины
Развивать восприятие величины (большой- маленький, длинный- короткий, широкий-узкий, высокий-низкий, толстый- тонкий) «Матрешки»(разбери и собери) «Разбери пуговки» «Расставь всех матрешек по росту» «Строим лесенку» (палочки Кьюзера)
Декабрь-

Слуховое восприятие
Развивать слуховое восприятие (молоточек и дудочка, колокольчик и свисток) «Угадай, что звучит?»
Ноябрь-

Тактильное восприятие
Развивать тактильное восприятие «Чудесный мешочек» «Найди кубик, шарик…»
Март-май

восприятие
Развивать восприятие пространства (высоко- низко, далеко-близко) Мячик –далеко, а машинка…-близко» «Кукла-высоко, а мишка…-низко» «Что где расположено?»
Май

Пространство времени
Развивать пространство времени «Скажи, где кубик?» «Что, где расположено» «Назови части суток по картинкам»
Май

Развитие внимания
Развивать
Объем внимания
«Рассмотри картинки, назови картинки по памяти»
Февраль

Март-май
Развивать
концентрацию

внимания
«Парные картинки» «Найди отличия» «Найди такую же» «Найди на картинке всех котят, все чашки»
«Раскрась все грибочки» «Найди на рисунке те предметы, которые стоят на полочке»
Май
Развивать
устойчивость

внимания
«Проведи Ушастика к друзьям» (лабиринт) «Помоги ежику найти дорожку до грибочков» (лабиринт)
Март-

Развитие памяти
Развивать
слуховую память
«Запомни слова» «Запомни звуки» «Послушай и запомни, кто что делает?»
Март

память (4-5 предметов)
«Что пропало?» «Угадай, чего не стало?» «Что изменилось?»
Ноябрь-

Развитие мышления
Развивать
обобщение/конкретизацию
«Чей домик?» «Покажи овощи…фрукты…грибы» «Назови одним словом»
Февраль

май
Развивать
анализ
«Чего не хватает у каждого предмета» «Что лишнее?» «Четвертый лишний» «Покажи все красные предметы, все круглые предметы, все мячи»
Декабрь

апрель
Развивать
синтез
«Разрезные картинки» «Собери картинку» (посуда) «Кубики с картинкам 4-6 кубиков»
Апрель-май
Развивать
сравнение
«Найди отличия»
Май
Развивать
систематизацию
«Подбери заплатки к коврикам» «Пустой квадрат»
Январь-

Развитие воображения
Развивать
репродуктивное

воображение
«Дорисуй картинку» «На что похожи эти фигурки» «Что держит в руках каждый из детей»
Ноябрь-

Импрессивная речь
Развивать
лексические

существительных
«Покажи стул, стол, окно, голову…» «Возьми стул, машину…» «Назови, что покажу»
Ноябрь

слов
«Покажи на картинках: игрушки, посуду, одежду, животных»
Март

-понимание действий
«Покажи на картинках, где зайчонок рисует, идет, сидит, играет»
Ноябрь

( по речевой инструкции)
«Принеси мне мишку» «Принеси большой мяч» «Найди и принеси зайчонка»
Декабрь-
Развивать
грамматические

категории
«Покажи где на картинке кот- коты…»

-понимание форм ед. и мн.

-понимание форм ед. и мн.

числа глаголов
«Покажи на картинках, где стоит дом и стоят дома, летит птица-летят птицы»
Январь-

конструкций
«Покажи, что стоит
на полке, на
столе,
на
шкафу» «Покажи, что стоит
в
стаканчике
, в
шкафу
…»

ласкательной форме
«Покажи на картинках мяч-мячик, куклу-куколку, медведя-медвежонка»
Ноябрь-май

знакомых сказок)
«Покажи на картинке, где бабушка и дедушка плачет» «Покажи как курочка деда и бабашку успокаивала»
Ежедневно

Ноябрь-май
Развивать
артикуляционную

моторику
«Артикуляционная гимнастика «Улыбка» «Хоботок» «Лопатка» «Иголка» «Качели» «Маятник» «Лошадка»
Март-май

Слоговая структура
Развивать
слоговую

структуру слова
«Повтори за мной» (дом, кот, дуб, бык, вата, Дима, вагоны, бананы)
Ноябрь-

Фонематический слух
Развитие
оппозиционных

звуков
«Как плачет кукла» (а-а-а) «Покажи доктору горлышко и скажи а-а-а» «Вот гудит паровоз у-у-у» «Как кричит лошадка?» (и-и-и) Как плачет малыш?» (уа) «Плачет котенок – мяу» «Как коровушка мычит?» (му) «Полаем, как собачка» (ав) «Как мышки пищат?» (пи-пи-пи) «Как курочка зовет цыпляток?» (ко-ко- ко) «Гуси, гуси- га-га-га»
Март
– развитие
дифференциации

оппозиционных звуков, не

произношении
«Покажи картинки: кот – кит»
Апрель
– развитие
дифференциации

произношении
«Покажи картинки: бак – мак, миска – киска»
Ноябрь-

словарь
«Назови словом части тела, предмета» (по картинкам) «Назови предметы одним словом» (по картинкам)

Март
«Назови, кто это?» (дом. животные)
Март-

апрель
– развивать
предикативный

словарь
(стоит, сидит, играет, рисует) «Скажи, кто что делает» (по картинкам) «Рассмотри и расскажи, что делает мама» «Расскажи, что ты видишь на картинках»
Апрель-май
– развивать
атрибутивный

словарь
«Назови, какого цвета» «Назови, какой формы»
Май

-антонимы
«Сравни рисунки, скажи наоборот» (большой – маленький, сладкий – кислый)
Апрель

– предлоги
«Скажи, где находиться» (в, на)
Февраль-

речи – ед. и мн. число

существительных
«Скажи, что это» (столы, петухи, сумки, дома)
Март-

– ед. и мн. число глаголов
«Скажи, что делают» (Рыбки плавают. Петухи плавают. Мальчики играют.)
Май
– развивать умение
согласовывать

существительными
«Назови по картинкам» (Синий шар, красная чашка, синяя лопатка, красный мяч)
Май
– развивать умение
согласовывать

существительными
«Расскажи, чья это вещь»
Апрель-май

Словообразование-
развивать умение
образовывать

ласкательным суффиксом
«Большой стол – маленький…» «У кошки – котенок, у лисы – ….» «Назови животных и их детенышей»
Январь-

Связная речь
– развивать умение
составлять предложения

ситуативным картинкам
«Расскажи, что ты видишь на картинке» «Продолжи предложения» «Ответь на вопрос по картинкам»
Май
– развивать умение
пересказывать текст

знакомой сказки. рассказа
«Расскажи сказку по картинкам»
Ежедневно

моторики рук
Развивать
тонкую

моторику
Пальчиковые игры Самомассаж пальцев и кистей рук «Собираем бусы» «Собери картинку» (игры с прищепками) «Нарисуй пятнышки на жирафе» «Нарисуй для коровушки много травки» «Дорисуй котятам усы» «Нарисуй ежику иголки»

май
«Помоги Гномикам нарисовать узоры»
Апрель-май

Психические процессы
Развивать
память,

внимание.
«Чего не бывает?» (картинки «Времена года») «Чем похожи?» «Что изменилось «Сравни два предмета» «Чего не стало?» «Кубики» «Разрезные картинки» (4-6 частей)
Ноябрь-

представлений
Развитие
математических

представлений
«Один-много» «Принеси несколько предметов» «Блоки Дьенеша» «с/р «Магазин» «Найди все цифры» «Чудесный мешочек» «Найди столько предметов, сколько показывает данная цифра»
Ноябрь-май

Физическое
развитие Двигательные разминки Упражнения на релаксацию Гимнастика пробуждения после сна Подвижные, малоподвижные игры Физические упражнения на прогулке Спортивные игры, развлечения Закаливание Беседы про здоровый образ жизни
Ноябрь-май

эстетическое развитие
Развивать
восприятие

литературы
Викторины, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, потешек, скороговорок, изготовление книжек- малышек, д/и по знакомым сказкам, игры драматизации, театр
Ноябрь-май
Развивать
конструктивно-

модельную деятельность
Деревянный конструктор Лего Вкладыши «Юный архитектор» «Старинный замок» Конструирование по образцу Конструирование по заданной теме Конструирование по собственному замыслу
Ноябрь-май

деятельность
«Нарисуй на снегу геометрический замок» «Найди место для картинки и нарисуй её» Рисование пальчиками, ладонью, кулачками, мелками, красками, фломастерами «Закончи рисунок» «Дорисуй, чего не хватает» «какого цвета цветок…овощ…собака…» «Собери букет» «Собери гусеницу» «Слепи животное» «Нарисуй, что хочешь»

Музыкальное развитие
Музыкальные занятия Прослушивание детских песен Прослушивание музыки: классика, звуки природы Пение песен Хороводные музыкальные игры «Угадай музыкальный инструмент» «Какая бывает музыка»
Январь-

и гражданских чувств
«Задушевные посиделки» «Сочинение детьми творческих рассказов о себе» «Народы России» «У кого какой дом» подбери картинку «Облако настроения» «Зеркало» «Правда или нет» «Найдем волшебные слова» «Я веселый и умный»
Ноябрь-май
Развитие
игровой и

театральной деятельности
Игры-драматизации Театрализованные игры Пальчиковый театр Сюжетно-ролевые игры Сказкотерапия Игры с игрушками Дидактические настольные игры
Ноябрь-май

трудовую деятельность
Праздники, снежные постройки, посадка цветов, изготовление поделок из природного и бросового материала Беседы, фотографии: «Как мы отдыхали на даче», «Как мы возводили снежный городок» «Как мы чистим участок от снега» «Убираем игрушки» Игры с песком и водой
Ноябрь-май

безопасности в быту,

социуме, природе
Беседы, д/и, с/р, игры драматизации, настольно-печатные игры «Дорожная азбука» «Верно-неверно» «Отгадай загадку» «Делай, как я»

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

развивающей работы
1 Январь-май Развитие оптико- пространственных представлений Ориентировка в пространстве и на собственном теле, ориентировка на листе бумаги, игры и упражнения. Упражнение: «Части тела», «Определи по следу», «Что находится справа (слева) от меня?», «Робот», «Птичка и кошка». 2 Январь-май Развитие конструктивного праксиса. Совершенствовать зрительно- пространственные восприятия детей. Пазлы, выкладывание из палочек, разрезные картинки, «Зашумленные предметы». 3 Январь-май Развитие мелкой моторики Развивать мелкую моторику пальцев рук посредством пальчиковых, дидактических игр и игрушек. Развивать тактильную чувствительность рук. Пальчиковая гимнастика согласно годовому плану, по лексической теме. 4 Январь-май Развитие речевого дыхания Формировать правильное дыхание. Использование методики Стрельцовой. Упражнения «Сдуй листочек», «Сдуй снежинку», «Песня вьюги, ветерка», «Султанчик», «Пёрышко», и др. 5 Январь-май Развитие просодических компонентов речи Формировать звонкий, сильный голос; развивать методико- интонационную сторону речи; формировать навык владения голосовыми модуляциями; развивать слуховой контроль. «Листья шелестят», «Снежинки летят», «Забиваем гвозди», «Эхо»; произнесение изолированных гласных звуков, слогов, звукоподражаний и звукосочетаний (шепотом, тихо, громко). Январь-май Развитие Формировать и Общая
6 артикуляционной моторики развивать основные артикуляторные навыки (статической и динамической координации, переключаемости движений, нормализации мышечного тонуса. артикуляционная гимнастика Е.М.Косиновой. 7 Январь-май Постановка и автоматизация звуков Закрепление правильного произношения нарушенных звуков. Развитие фонематического слуха, мелкой и общей моторики. «Вкусное варенье», «Автомат», «Шар лопнул», «Песенка водички», Игра «Запомни и повтори», «Расскажи чистоговорку», «Наоборот». 8 Январь-май Развитие звукослоговой структуры слова Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Д/и «Тропинки» (деление слов на слоги) Двусложные, трехсложные слова из открытых слогов; Односложные , двусложные слова с закрытым слогом; слова со стечением согласных. Предложения и чистоговорки. 9 Январь-май Развитие фонематического восприятия Узнавание неречевых звуков. Различение одинаковых звуко- комлексов по высоте, силе, тембру. Различение слов, близких по звуковому составу. Игра «Отгадай, что звучит» (шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш, звенит бубен и т.д.), Игра «О чём говорит улица?», «Послушай, повтори», «Дятел». 10 Январь-май Развитие лексико- грамматического строя речи Учить понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками. По лексическим темам: образование единственного и множественного числа существительных, изменение глаголов по числам, по родам, по времени; образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами; изменение существительных по падежам; согласование
существительных с прилагательными, числительными. Употребление простых предлогов. 11 Январь-май Развитие связной речи Накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь. Учить отвечать на вопросы предложением, составлять рассказ по сюжетной картине, по серии картин. Учить пересказывать небольшой текст.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Педагога доп.образования _________________________

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

УЧЕТ ВИДОВ КОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОМОЩИ

Кол-во занятий, посещенных ребенком
Посещаемость сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Итого

(подгр) занятия с

(подгр) занятия с

психологом
посещений болезнь без уваж. причины отпуск
Индивидуальные

(подгр) занятия с

логопедом
посещений болезнь без уваж. причины отпуск
Индивидуальные

(подгр) занятия с

педагогами ПДО
посещений болезнь без уваж. причины отпуск
Индивидуальные

(подгр) занятия с

дефектологом
посещений болезнь без уваж. причины отпуск
Наличие медобсле-

дования и лечения
посещений болезнь без уваж. причины отпуск
Работа с семьей

/Воспитатели/
посещений болезнь без уваж. причины отпуск
Индивидуальные

/психолог/
посещений болезнь без уваж. причины отпуск
Индивидуальные
посещений

/логопед/
болезнь без уваж. причины отпуск
Индивидуальные

/дефектолог/
посещений болезнь без уваж. причины отпуск
Индивидуальные

/ПДО/
посещений болезнь без уваж. причины отпуск
Индивидуальные

/медработник/
посещений болезнь без уваж. причины отпуск
Индивидуальные

/другие /
посещений болезнь без уваж. причины отпуск Подпись родителей законных представителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПМПк МБДОУ :

Индивидуальный коррекционный маршрут. Вариант для детей с ЗПР

Анна Гулак
Индивидуальный коррекционный маршрут. Вариант для детей с ЗПР

Индивидуальный коррекционный маршрут

сопровождения дошкольника с ОВЗ. МБДОУ МО № 19. г. Краснодар

Цель: создание благоприятных условий для развития ребенка и достижения планируемых результатов.

Задачи воспитания и обучения Приемы реализации Примечания

Развивать усидчивость, умение сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца 1. Лепка из пластилина и глины, составление аппликаций, навыки вырезания фигурок из бумаги, искусство оригами.

2. Развивающие игрушки: мозаики, конструкторы, паззлы.

Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.

Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.

Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.

Формирование целостности зрительного восприятия: узнавание хорошо знакомых предметов, изображений в непривычном ракурсе.

Нахождение сходства и различия в предметах, изображениях.

Развитие способности концентрировать и распределять внимание)

1. Дидактические игры:

Читайте также:  Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста: Вместе с колобком

«Подбери предмет по цвету»,

«Подбери предмет по форме»,

«Обведи по шаблону»

«Равномерное чередование двух цветов при раскладывании.»

«Разложи, как я скажу»

2. Аппликация, рисование, конструирование

3. Развитие речи, ознакомление с окружающим

4. Лабиринты, зрительные диктанты, воспроизведение элементов по образцу.

Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте).

Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).

Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).

Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий). 1. Игры:

2. Слушание стихов, песен.

3. Повторение действий за взрослым с последующим усложнением заданий.

Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.

Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.

Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.

Развивать прочность запоминания.

Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.

1. Повтори несколько движений

2. Запомни ритм и повтори

Запомни последовательность, найди ошибки

«Кто ушел из круга?»

«Какой слышал звук?»

«Запомни и назови картинки»

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.

Учить выделять главное, существенное.

Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.

«Назови одним ловом»,

«Что сначала, что потом?»,

2. Использование загадок, логических задач

3. Чтение произведений

4. Работа в логических тетрадях

5. Экспериментальная деятельность

Формирование элементарных математических представлений

Упражнять в сравнении групп предметов: много, мало, несколько, больше, меньше, столько же, один, пара.

Развивать умение дифференцировать геометрические формы, основные цвета.

Учить составлять группы предметов по цвету, величине, форме.

Учить сравнивать предметы, используя слова: больше, меньше, длиннее, короче, выше, ниже, шире, уже, толще, тоньше, одинаковые по длине, высоте, ширине, толщине;

Упражнять в соотнесении формы предметов с геометрическими фигурами.

Количество и счет. Учить количественному счету в пределах 5 в различном направлении и пространственном расположении; называть итоговое число

Учить порядковому счету в пределах 3; правильно отвечать на вопрос: какой по счету?.

Учить соотносить цифру, число и количество. Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. 1. Использование методического пособия Блоки Дьенеша (Игры: домино, подбери по форме, цвету, не повторись, сложение рисунка по образцу)

2. Дидактические игры:

«Подбери по форме»

«Подбери по цвету»

«Собери картинки в одну команду»

«Подбери полоску по образцу»

«Найди самую длинную змйку (короткую, узкую и т. п.)»

3. Работа в тетради:

«Нарисуй по образцу по клеткам».

Обводим по шаблону.

4. Просмотр обучающих мультфильмов.

5. Разучивание считалочек.

6. Пальчиковые игры

Ознакомление с окружающим миром

Продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения: игрушки, одежда, обувь и т. д.

Учить правильно использовать в речи сенсорные эталоны, сравнивать знакомые предметы.

Закреплять представления о себе, своей семье, членах семьи, их обязанностях.

Учить определять степень родства.

Продолжать знакомить с детским садом, трудом взрослых, его содержанием:воспитатель,повар медсестра и др.

Расширять представления о праздниках: Новый год, о зимних развлечениях.

Расширять представления о временах года, о природных явлениях.

Расширять представления о растительном мире: овощи, фрукты, деревья, грибы, ягоды.

Продолжать знакомить с животным миром: Отмечать их характерные признаки. Расширять представления об их особенностях.

Обогащать и активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов, наречий по лексическим темам.

Развивать грамматический строй речи. Упражнять в употреблении существительных в форме единственного и множественного числа, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

.Развивать связную речь. 1. Работа с наглядным материалом:

Рассматривание картинок, анализ изображения.

Устное описание наглядности

2. Дидактические игры:

«Чей детеныш

«Чего не хватает?»

«Угадай, какое время года?» ит. д.

3. Чтение художественной литературы:

Рассказы, сказки, басни, загадки, пословицы.

4. Просмотр мультимедийных презентаций (по лесическим темам).

5. Рисование, лепка, аппликации.

6. Пальчиковые игры.

7. Динамические паузы.

1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:

2. Развитие зрительно-моторных координаций) 1. Упражнения для свободных движений руки

2. Работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином

3. Работа с конструктором

-шнуровки, мозаики, обведение по контуру

4. Работа по зрительно-двигательным траекториям

5. Игры с малым мячом

Индивидуальный маршрут физических качеств детей младшей группы по программе «Будь здоров, дошкольник» Индивидуальный маршрут физических качеств детей младшей группы № 1 МБДОУ № 137 по программе «Будь здоров, дошкольник» Т. Э. Токаева 1.№.

Индивидуальный маршрут на развитие интелектуальных способностей детей 5–6 лет ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА НА ПОЛУГОДИЕ 2016 ГОДА Фамилия, имя, отчество ___Найчукова Алиса, Габразитова.

Индивидуальный маршрут на ребенка Индивидуальная работа с воспитанниками на Май 1 неделя Фамилия ребенка Направление коррекционной работы Метод коррекционной работы Цель.

Индивидуальный маршрут по развитию двигательной активности детей с ОВЗ (группа раннего возраста) Период Направления, задачи коррекционно-развивающей работы, коррекционное развивающее оборудование. Содержание коррекционно-развивающей.

Индивидуальный образовательный маршрут Общие сведения: Фамилия, имя ребенка: Никита Возрастная группа: группа компенсирующей направленности детей с ТНР Индивидуальные особенности:.

Индивидуальный образовательный маршрут Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка на первое полугодие 2016-2017 учебного года Ф. И. ребёнка___ Паша По данным.

Индивидуальный образовательный маршрут Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута 1. Диагностика воспитанников, анализ состояния: – диагностика базового (стартового).

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с синдромом Дауна Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ ___ (Синдром Дауна) Проблема: Плохо произносит некоторые звуки, глотает.

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка, имеющего задержку психического развития Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка, имеющего задержку психического развития Возраст 5 лет По итогам мониторинга у ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 8 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Индивидуальный образовательный.

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР

Дефициты и ресурсы ребенка с ЗПР

Задержкой психического развития считается замедленный темп развития психики ребенка. Причины ЗПР кроются в нейродинамической недостаточности, особенностях конституции, хронических соматических заболеваниях, неблагополучии семьи. Следствием становятся следующие дефициты развития:

незрелость ЦНС: слабость процессов торможения и возбуждения, отставание в формировании систем межанализаторных связей;

истощаемость психических функций;

отставание в развитии психомоторных функций;

низкая интеллектуальная продуктивность;

недостаточный объем, обобщенность, предметность и целостность восприятия;

низкая прочность запоминания;

неумение применять дополнительные средства запоминания;

низкий уровень произвольности познавательных процессов и поведения;

недоразвите речи: задержка формирования, ограниченность словарного запаса, аграмматизмы, затруднения в построении связных высказываний, трудность понимания значения слов;

инертность мыслительной деятельности;

длительный период приема и переработки информации;

нарушения пространственной ориентировки;

стремление избегать трудности;

Наряду с перечисленными недостатками эти дети обладают хорошей базой внутренних ресурсов, которую способен реализовать индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР:

    способность пользоваться оказанной помощью;

способность осмысленно воспринимать сюжет услышанного литературного произведения;

способность понимать условие простой задачи;

способность группировать объекты и устанавливать причинно-следственные закономерности;

способность разбираться в учебном материале и выполнять задание, руководствуясь его образцом и целью;

активность в поисках средств, облегчающих выполнение заданий;

заинтересованность в чтении книг и умение логично и скрупулезно пересказывать прочитанное;

способность проявлять глубокие эмоции по поводу прочитанного;

интерес театральному и изобразительному искусству;

стремление к творческому самовыражению;

любовь к фантазиями и вытеснение ими неприятных жизненных ситуаций.

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребенка с ЗПР

Поступившего в ДОУ ребенка с ЗПР всесторонне изучают все специалисты, а затем составляется «Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения». Для этого используются «Диагностические карты индивидуального развития ребенка».

Опираясь на данные карты, коллектив ДОУ составляет «Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут» воспитанника на весь период его пребывания в детском саду. Цель индивидуального маршрута ребенка-дошкольника с ЗПР — обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования, развивая у воспитанника функциональный базис для формирования универсальных учебных действий

Индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР определяет:

1. Стратегическую цель развития: заложить основы знаний об окружающем мире, сформировать речь, дать самые простые базовые представления о математике, всесторонне развить психические процессы.

2. Принципы прохождения маршрута. Наиболее важные из них

● принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений.

В его основе лежат взаимосвязанные действия всех специалистов ДОУ и родителей. Психолог формирует у ребенка навыки анализа и синтеза, сравнения и классификации, логопед использует их при постановке речи, воспитатель и родители закрепляют в «социальных» ситуациях.

● принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования

Все действия педагогов предупреждают и корректируют нарушения с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма, используя современные специальные ТСО, ИКТ, особую организацию обучения.

Свой «Индивидуальный коррекционный маршрут дошкольника с ЗПР» составляет каждый специалист ДОУ. Познакомимся с ним на примере работы логопеда.

Индивидуальный логопедический маршрут дошкольника с ЗПР

Индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ по развитию речи ставит цель: совершенствовать его речевые возможности, учитывая все специфические особенности. Рассмотрим раздел логопедического маршрута «Связная речь (монологическая и диалогическая речь)» для ребенка ЗПР старшей группы (5-6 лет).

Попросить ребенка нарисовать то, что любит рисовать и затем ответить на вопросы по рисунку: «Что ты нарисовал?» «Почему ты это нарисовал?» «Как бы ты назвал свой рисунок?»

Предложить ребенку самостоятельно рассмотреть картинки с животными, самостоятельно придумать и задать познавательные вопросы; затем ответить на вопросы взрослого, чем бы он мог помочь животным

ЗадачиМетодыСодержание работы
Развить диалогическую речьСвободная беседа о самом себе, семье, друзьях, играх
Сформировать речевую инициативу и самостоятельностьИгра «Зоологический музей»
Сформировать умение говорить от лица другого персонажа«Игровой диалог»Попросить ребенка самостоятельно придумать диалог между одушевленными и неодушевленными предметами
Сформировать умение вести диалог и соблюдать принятые нормы поведенияИгра «Телефонный разговор»Озвучить ребенку список правил этикета телефонного разговора и попросить от лица двух игрушек озвучить их телефонный разговор

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ

Используя стратегический «Индивидуальный маршрут развития дошкольника с ЗПР», педагоги ДОУ ежегодно составляют подробную программу обучения ребенка, или «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР». Его тактические шаги соответствуют рекомендациям ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного образования с ЗПР и включают:

●познание окружающего мира.

Педагоги ДОУ определяют задачи и содержание работы с ребенком по «Индивидуальному образовательному маршруту» в соответствии с АООП ДО для детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР

Рассмотрим раздел «Физическое развитие», направление «Коррекция и развитие психомоторных функций» для воспитанника с ЗПР средней группы

Игра «Сосулька». Самостоятельный контроль за мышцами на основе контрастных ощущений.

Различные виды массажа рук.

Самомассаж рук с использованием массажных мячиков.

Дыхательное упражнение «Растягивание ниточки».

Попросить ребенка выполнить 5 раз группу прыжков: прыжок назад — пальцы рук сжать, прыжок вперед — пальцы рук разжать.

Попросить ребенка выполнить 3 прыжка с одновременным продвижением вперед на одной ноге и хлопком рук.

Индивидуальный маршрут ребенка с ЗПР в школе

Выпускники ДОУ, имеющие диагноз ЗПР, перед поступлением в школу проходят ППМК. При подтверждении нарушений инклюзивные школы организуют специальное комплексное сопровождение, цель которого — возместить дефициты развития познавательной сферы, откорректировать личностные специфические особенности, обучить самостоятельной деятельности, контролируя этот процесс, наладить тесное сотрудничество с семьей ребенка. В системе сопровождения важное место отводится работе школьного психолога. Он работает со школьником ЗПР по «Индивидуальному маршруту психологической коррекции». Цель маршрута — в первую очередь обеспечить ребенку адаптивность, обучить самостоятельно сознательно удерживать равновесие в отношениях с самим собой и новым школьным окружением, а затем, регулируя происходящие в головном мозге процессы активности и торможения, развить произвольность поведения и осознанность каждого учебного шага своего подопечного.

Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР

Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР — это его собственный поход за знаниями, «путь героя», преодолевающего на своем пути множество трудностей, к заслуженной награде, которой в перспективе станет аттестат зрелости и возможность получить интересную, востребованную, высокооплачиваемую профессию. Школьный консилиумом, учитывая предложения ППМК и запросы семьи ребенка, на основании ФОГС и АООП НОО 7.1 или 7.2 разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут для детей с ЗПР с учетом всех особых образовательных потребностей. Этим потребностям соответствуют базовые учебники для здоровых школьников и специальные приложения, иллюстративные наглядные дидактические материалы, рабочие тетради, как печатные, так и электронные, для варианта обучения в течение 4-х лет по программе 7.1.

Маршрут ребенка с ЗПР по программ 5-летнего обучения 7.2. требует к базовым учебникам добавить специальные электронные программные приложения

Пример. Индивидуальный образовательный маршрут 1 класс, ЗПР

I Организационный компонент

1. Пояснительная записка с информацией о ЗПР по ФОГС.

2. Перечень использованных нормативных документов.

3. Цель «Индивидуального образовательного маршрута». Образовательный маршрут ребенка с ЗПР в 1-м классе должен обеспечить продвижение школьника в освоении учебных предметов и развить способность обучаться не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками.

● Обеспечить ребенку освоение адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, корректируя недостатки его физического и психического развития

● Своевременно выявлять трудности прохождения образовательного маршрута и гибко его редактировать.

5. Задачи, которые ставит перед учителем индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР, изложены в «АООП НОО для ЗПР» вариант 7.1

Самые важные из них:

● Создать темп учебной работы, соответствующий возможностям ученика и скорости формирование у него обобщенных знаний

● Создать охранительный педагогический режим

● Использовать здоровьесберегающие технологии

● Развить общеинтеллектуальные умения

● Сформировать основы социальных компетениций и умение ими целенаправленно и осознанно пользоваться

● Поощрять и стимулировать работу ребенка, используя только качественную оценку

6. Психолого-педагогическая характеристика на ученика 1 класса. Указывается диагноз, главные проблемы обучения и уровень знаний по основным учебным предметам.

II Недельный индивидуальный план с количеством часов на каждый предмет

Заполняется в соответствии с выбранным видом АООП НОО для ЗПР. 7.1 или 7.2

III Образовательный компонент индивидуального маршрута

1. Пояснительная записка с анализом соответствия выбранной программы индивидуальным особенностям ребенка

2. Планируемые результаты освоения учеником АООП НОО ЗПР, 1 класс.

● Описать по каждому учебному предмету (АООП НООО ЗПР 7.1) , например, по математике, результаты к концу учебного года:

— чему ребенок научится

Называть числа от 1 до 20 и проговаривать их последовательность. Оперировать словами «сложение», «вычитание». Определять разрядный состав чисел от 11 до 20. Сравнивать группы предметов , составляя из них пары. Определять длину отрезка.

— чему будет учиться:

Решать примеры, имеющие 1-2 действия. Решать простые задачи на сложение и вычитание в педелах 20-ти. Узнавать геометрические фигуры. Работать с математической таблицей из двух строк.

— механизм определения уровня знаний и умений:

Тесты, контрольные и проверочные работы.

IV Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

Универсальные познавательные действия.

● Развитие навыка работы с информацией: умение с помощью учителя отличать новое от известного; умение ориентироваться в учебнике.

● Развитие исследовательских способностей: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, полученные на уроке знания и свой жизненный опыт; умение осознанно взаимодействовать с информацией, делая собственные выводы о работе класса

● Развитие способностей классифицировать и обобщать: умение сравнивать и группировать числа, числовые выражения, равенства и неравенства, плоские геометрические фигуры.

Начиная проходить свой индивидуальный маршрут в ДОУ и продолжая учебное «путешествие» в школе, ребенок с ЗПР имеет все шансы успешно освоить вариант АООП НОО. И тогда первым достижением «особого» школьника может стать решение ППМК считать его здоровым ребенком, не нуждающемся в особых образовательных условиях.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГАРМОНИЯ» ГОРОДА ДОНЕЦКА»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЁНКА

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И

ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ

СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НА 2018-2019 УЧ.Г.

Зуева Екатерина Борисовна

Срок реализации – 1 год

Георгий В. (2014г.р.) воспитывается в дошкольном подразделении «УВК «Гармония» г. Донецка» с сентября 2016г. В мае 2018 г. был направлен на РПМПК и переведен с общеразвивающей младшей группы в специализированую речевую группу. По заключению РПМПК имеет ограниченные возможности здоровья, обусловленные задержкой психического развития и общим недоразвитием речи 2 уровня.

Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата: тремор кончика языка при удержании статичной позы, объем движений неполный, темп выполнения медленный, замедленное переключение с одной артикуляционной позы на другую.

Понимание речи: понимание обращенной к себе речи приближено к норме.

Устная речь: не понятна, вялая, не интонирована, «телеграфного» стиля; свистящий и шипящий сигматизмы, ротоцизм, ламбдацизм, нестойкие замены (звук в разных словах произносится по-разному).

Фонематическое восприятие: недостаточно развиты – фонематический слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.

Словарный запас: активный и пассивный словарь развит на бытовом уровне; затруднён подбор прилагательных, наречий; предлоги употребляет с ошибками; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов.

Слоговая структура слова: сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена слогов, сокращение звуков при стечении согласных. Страдает звуко-наполняемость слов.

Фразовая речь: имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико- фонематического недоразвития; в активной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями; не умеет строить сложные предложения.

Грамматический строй речи: неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, ошибки в использовании предлогов – пропуски, замены, ошибки в употреблении падежных форм.

Связная речь: при составлении рассказа по серии сюжетных картинок наблюдаются нарушения связи слов в предложениях, выражающих временные, пространственные отношения, нарушены основные показатели связности речи: последовательность, логичность, композиционная целостность высказывания. Наблюдается логическая прерывистость, заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда – в неоправданном повторении одних и тех же слов; нет целостного видения сюжета, отвлекается на детали; события излагаются без обобщающей сюжетной линии, путём перечисления изображённого.

Познавательная сфера: снижение познавательной активности, быстрая истощаемость, работоспособность неравномерная, волевые усилия недостаточные, темп деятельности – в зависимости от ситуации бывает

торопливый, суетливый, не обдумывает свои действия, а в некоторых случаях медлительный, заторможенный, не выполняет действия, инструкции понимает, но необходимо повторять, уточнять, удерживает их слабо, помощь принимает, использует не эффективно, перенос в новые условия затруднен, внимание неустойчивое, быстро отвлекается. Нарушения восприятия пространства и времени, целостной картины мира. Снижение запоминания и воспроизведения: легче запоминает и воспроизводит при включении всех анализаторов. Мышление преобладает наглядно – действенное, недостаточно развито наглядно – образное и словесно – логическое: не устанавливает логические связи, закономерности. Не критичен в своих действиях. Не может самостоятельно выстроить программу действий.

Физическое развитие : слабо сформированы такие физические качества, как ловкость, координация движений, чувство равновесия, умение проявлять силу и выносливость. Недостаточно развита моторика: основные движения и мелкая.

По рекомендации РПМПК с ребенком необходимо организовать коррекционные занятия, включающие работу всех прилегающих специалистов дошкольного подразделения, так как в данный период развития у ребенка происходит его физическое и психическое становление, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение и воспитание являются основными путями его развития, социализации и интеграции и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута.

Исходя из вышеизложенного, на основе данных рекомендаций РПМПК и диагностической работы специалистов дошкольного подразделения, был составлен индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника в течение учебного года, для освоения образовательных областей. В ИОМ учитываются особенности речевого и психического развития, а так же индивидуальные возможности данного ребенка.

Определение целей и задач ИОМ

-обеспечение системного подхода к созданию условий для развития ребенка с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, оказание ему комплексной помощи в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков развития воспитанника;

-преодоление двигательной активности, мышечного напряжения, общей моторики и мелкой путём приобщения ребёнка к занятиям физкультурой, подвижным играм и так далее;

-повышение уровня развития внимания ребёнка при осознании значимости своих знаний для решения заданий;

– купирование трудностей, сопровождающих образовательный процесс и развитие личностных особенностей воспитанника;

-профилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребенка;

-осуществлять индивидуально ориентированную психолого- педагогическую помощь с учётом особенностей речевого и психического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

– диагностика и развитие индивидуальных особенностей ребенка для получения полноценного образования.

-развивать мыслительные навыки через вовлечение ребёнка в наблюдения, беседы, дидактические игры, умение действовать по правилам;

развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей);

проведение коррекционно-педагогической работы с воспитанником;

оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка;

-максимальная социализация и адаптация ребенка;

-индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков;

-коррекция и развитие речи ребенка;

-подготовка к восприятию элементов учебного материала.

Основные направления образовательного маршрута:

1.Коррекционное: коррекция недостатков в двигательной сфере, в сфере познавательной деятельности, в эмоционально-волевой сфере; преодоление недостатков в речевом развитии; коррекция навыков культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных.

2.Познавательное: накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, повышение уровня сенсорного и умственного развития, а также обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи.

3.Воспитательное:выстраивание отношений «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок», выстраивание позитивного отношения ребенка к предметам и объектам окружающего мира, к манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной деятельности.

-утверждение образовательного маршрута воспитанника и соглашение родителей на организацию ИОМ в ДОУ.

-консультационная работа, разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов, принимавших участие в ИОМ.

-междисциплинарное взаимодействие с педагогом – психологом.

-Индивидуальная работа учителя- логопеда, педагога-психолога в тесном взаимодействии со всеми специалистами и педагогами ДОУ.

-Чтение художественной литературы.

-Рассматривание иллюстраций к произведениям.

-Работа с физкультурным и музыкальным руководителями.

-Игры: дидактические, театрализованные, сюжетно ролевые, настольно-печатные.

-Игры на развитие общения (ведущие роли).

-Хозяйственно – бытовой труд.

Формы взаимодействия с ребенком: групповые, подгрупповые, малыми подгруппами, индивидуальные. Мотивация – игровая. Смена деятельности в НОД через 10-15 мин.

Формы взаимодействия с семьей:

В реализации данного ИОМ предусмотрено активное участие семьи ребенка с целью ликвидации отставания в речевом, психическом и в общем развитии.

Так же предусмотрены индивидуальные консультации, собеседования, наглядные пособия по обсуждению образовательной программы и образовательного маршрута, рекомендации по закреплению изучаемого материала дома.

В процессе реализации ИОМ у ребенка разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.

Ребенок овладеет речью как средством общения со взрослыми и сверстниками. Обогатится словарный запас, будет развита связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь. Таким образом, неоднократное выполнение упражнения ребёнком различного уровня сложности закрепляет и совершенствует способы действия, уровень развития ребёнка повысится.

Выполняя методические рекомендации специалистов по организации домашней работы с ребенком, они предоставят ему возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого.

Индивидуальный план работы по логопедическому сопровождению ребёнка с ОВЗ ЗПР (вариант 7.2)

работы по логопедическому сопровождению

ребёнка с ОВЗ ЗПР (7.2)

ФИ ребёнка, 02.01.2010 г.р.

По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования (06.11.2018 г) установлен статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР).

Испытывает трудности в обучении, обусловленные недоразвитием познавательной деятельности, нарушением всех компонентов речи, сниженной работоспособностью, замедленным темпом деятельности, низкой учебной мотивацией.

Рекомендации ПМПК : Обучение по АООП НОО для детей с ЗПР (вариант 7.2) с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и с учётом специальных условий получения образования. Сопровождение учителем –логопедом, направленное на коррекцию устной и письменной речи.

Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, которые включают использование адаптированной образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций.

Обучающиеся с ЗПР – это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

А ктуальное состояние развития речевой сферы ФИ ребёнка на момент обследования

Полиморфное нарушение звукопроизношения. Речь неразборчивая, невнятная, малопонятная для окружающих. Фонематические процессы недостаточно развиты: испытывает трудности в дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом и синтезом. Словарный запас бедный, неточный, ограничен обиходно-бытовой тематикой, испытывает трудности в подборе синонимов и антонимов, в речи преобладают существительные и глаголы. Грамматический строй недостаточно развит: имеются нарушения порядка слов в предложении, пропуски отдельных его членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования, наблюдаются ошибки в употреблении предлогов (замены, иногда пропуски), а также ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с глаголами и прилагательными, отмечаются затруднения в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок. Связная речь не развита: испытывает трудности в составлении рассказа по серии картинок, не даёт развёрнутого ответа на вопросы, при пересказе наблюдается нарушение последовательности событий, пропуск смысловых звеньев. При письме под диктовку допускает специфические ошибки (пропуски букв, замены, слитное написание слов), при списывании специфические ощибки сохраняются. Темп чтения низкий, способ чтения -слог, слово, чтение носит угадывающий характер, понимание прочитанного с неточностями, при пересказе опирается на наводящие вопросы.

Логопедическое заключение: ОНР (3 уровень). Смешанная дисграфия (дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза).

Целью коррекционного логопедического сопровождения является создание оптимальных условий для динамического речевого развития, определение наиболее эффективных приемов логопедического воздействия на разных этапах коррекционно-педагогического процесса с учетом образовательных потребностей, индивидуально-психологических особенностей и структуры дефекта ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Учитывая индивидуальные особенности развития обучающегося, его образовательные потребности, решаются основные задачи коррекционного логопедического сопровождения:

– своевременное выявление обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, трудностей их адаптации в образовательной организации;

– определение индивидуальных особенностей и образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

– определение особенностей организации образовательной деятельности для выявленной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с индивидуальными особенностями каждого обучающегося, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

– создание условий, способствующих освоению обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов основной образовательной программы начального общего образования;

– осуществление индивидуально ориентированной психолого­ медико­педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психологического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого­медико­педагогической комиссии);

– разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых коррекционно-развивающих занятий для обучающихся С ОВЗ;

– оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья консультативной и методической помощи.

Направления коррекционно-логопедической работы

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями разного генеза, проведение комплексного обследования, диагностирование речевой патологии и разработку индивидуального маршрута по оказанию им логопедической помощи.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную логопедическую помощь в развитии и коррекции речи; определяет направление работы по коррекции речевых нарушений в развитии детей с ОВЗ; способствует формированию коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности; способствует освоению программы НОО в условиях общеобразовательного учреждения.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и их родителей по вопросам развития и коррекции речи; устранению дисграфических и дислексических ошибок у младших школьников с ОВЗ.

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, с речевыми нарушениями, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическим коллективом.

Индивидуальные логопедические занятия 2 раза в неделю по 30 мин. по коррекции звукопроизношения по «Программе логопедической работы по преодолению фонетического недоразвития речи у детей» и логопедические занятия в группе 2 раза в неделю по 40 мин по «Программе логопедической работы по преодолению нарушения чтения и письма, обусловленного ОНР и ФФНР, у детей с ОВЗ».

Срок освоения программы составляет 1 – 4 года. Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов:

степени выраженности речевого недоразвития,

компенсаторных возможностей ребенка,

психофизиологических возможностей ребенка, состояния его интеллекта,

регулярности посещения ребенком занятий,

выполнения домашнего задания и т.д.

При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность.

Контроль реализации программы

Мониторинг: – стартовая диагностика (методика Т.А. Фотековой); – промежуточная диагностика (анализ письменных работ); – итоговая диагностика (слуховой диктант, методика Т.А. Фотековой).

К концу обучения обучающийся должен знать и уметь:

Уметь правильно произносить звуки речи и дифференцировать согласные по акустико-артикуляторному сходству.

Уметь различать слово и предложение, записывать схему предложения. Соблюдать правила написания предложений.

Различать и употреблять в самостоятельной речи термины «звук, буква, слог, гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой». Соотносить звуки с соответствующими буквами.

Знать признаки гласных и согласных звуков. Давать характеристику согласных звуков.

Уметь выполнять звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов.

Иметь достаточный словарный запас и правильный грамматический строй речи для построения связного высказывания.

Иметь навык конструирования элементарного высказывания с использованием учебных терминов.

Иметь пространственно-временные представления.

Правильно использовать на письме способы обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков.

Иметь готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.

Уметь читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.

Итогом коррекционного обучения на логопедических занятиях является преодоление имеющихся нарушений формирования лексико-грамматического строя речи, фонетико-фонематического недоразвития и предупреждение неуспеваемости по русскому языку у обучающихся начальных классов при первично сохранном интеллекте, нормальном слухе, зрении и отсутствии задержки психического развития.

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Организация воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития регламентирована рядом нормативных документов: Законом об образовании от 10.07.1992 3 3266 – 1; Письмом Правительства РФ от 29.06.99 № 129/23 – 16.

Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной , мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.

В эти условия входят:

  • определённые организационные формы обучения;
  • определённая система коррекционно-развивающего обучения (КРО);
  • содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий;
  • индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;
  • специальная подготовка педагогических кадров.

Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями признаётся многими учёными. Он помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе. Структура индивидуальной программы для конкретного ребёнка включает в себя:

  • комплексную диагностику;
  • индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;
  • характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.

Материализацией индивидуальной программы сопровождения ребёнка с ЗПР является специальная индивидуальная карта сопровождения развития и обучения, в которой отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку.

Организация обучения основывается на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития. Поэтому построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты: учитель – логопед, учитель – дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию. Причём каждый специалист ставит свой собственный диагноз, иными словами, он ищет место приложения своего професссионального мастерства по отношению к каждому ребёнку. Одну из проблем специалист выделяет более чётко, другие в это время решаются в фоновом режиме, но постоянно их подразумевает, соизмеряя с ними свои действия и полученные результаты.Таким образом, постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество.

Все этапы диагностики, отражаются в «индивидуальной карте развития ребёнка». Структура этой карты включает в себя следующие разделы (приложение № 1):

  • общие сведения о ребёнке.
  • анамнестические данные
  • данные обследования специалистов
  • логопедическое и психолого-педагогическое обследование, которое включает:
    1. внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица).
    2. исследование движений и действий (состояние опорно двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев, динамический праксис, предметные действия, готовность руки к овладению письмом).
    3. состояние познавательной деятельности (пространственные представления, временные представления, тактильный предметный гнозис, мышление (матрица фигур, классификация картинок «Что к чему?», «Почини коврик», счёт).
  • изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления.
  • состояние игровой деятельности.
  • состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
  • состояние психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление)
  • состояние эмоционально-волевой сферы (контактность, волевые проявления, работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность).
  • особенности речевой деятельности (звукопроизношение, фонематические восприятие, звуковой анализ, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматический строй и связная речь).
  • анализ полученных результатов диагностики в соответствии с содержанием основных параметров в сводной таблице результатов (приложение № 2)
  • заключение, которое включает структуру дефекта данного ребёнка с указанием сохранных функций, педагогический прогноз (способы усвоения усвоения общественного опыта, возможности обучения в сильной или слабой подгруппе, интенсивность индивидуальной коррекции, вид программы воспитания и обучения ребёнка в детском саду).
  • основные направления коррекционно-развивающей работы в соответствии с которыми разрабатывается индивидуальная программа развития ребёнка (индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут).

Изучение каждого процесса происходит с помощью нескольких методик и оцениваются по 4 – бальной системе:

  • низкий уровень – 1 балл,
  • средний – 2 балла,
  • выше среднего – 3 балла,
  • высокий уровень – 4 балла.

Одним из вариантов, способствующих реализации особых образовательных потребностей, является «индивидуальный образовательный маршрут» дошкольника (приложение № 3).

В основе построения индивидуального образорвательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени, носит пролонгированный характер (весь период воспитания и обучения в группе).

Принципы построения индивидуального образовательного маршрута:

  • Ступенчатая диагностика.
  • Индивидуальный подбор педагогических технологий.
  • Систематический контроль и корректировка.
  • Наблюдение.
  • Пошаговая фиксация.

В настоящее время в России распространена система подготовки к школе детей с задержкой психического развития под общей редакцией С.Г. Шевченко, которая позволяет решать задачи своевремменной активной помощи детям дошкольного возраста с ЗПР. Данная система ориентирована на общее развитие детей (познавательной деятельности, нравственных и эстетических возможностей), на целостный подход к ребёнку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира, на достижение хороших результатов на основе учёта индивидуальных возможностей детей. Этапы коррекционно-развивающего процесса отражаются в «индивидуальном коррекционно-развивающем маршруте».

Цель работы по построению индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для конретного ребёнка

  • повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения,
  • индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков,
  • социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи.
  • коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи,
  • направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.

Вся коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальных занятий не дожно иметь формальный характер, механическое «натаскивание» в каком то одном навыке. Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно-развивающего маршрута, в соответствии с программой подготовки к школе детей с ЗПР С.Г. Шевченко, в рамках каждой задачи определяют собственные направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка:

  • сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;
  • освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
  • освоение продуктивных видов деятельности (контруирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка;
  • накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
  • уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
  • формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
  • развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
  • формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности;
  • формирование элементов учебной деятельности;
  • формирование адекватных эмоционально – волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.

Динамика коррекционно – развивающего процесса отражается в листе контроля динамики (приложение № 4). Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание, музыкальное развитие, физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.

Данный документ также включает в себя рекомендации, заключение об эффективности коррекционно – развивающей работы за данный промежуток времени и учебный год. Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды: положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень; относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика. Динамика развития зависит от выраженности нарушения, объёма нарушений (их локальности или тотальности), причин нарушений. Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического оследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности. Анализ полученных результатов динамики отражается в сводной таблице (приложение № 5).

Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе. Такой подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие возможности и положительный результат при условии профессиональной подготовки кадров и заинтересованности в результате процесса помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Литература:

  1. Горбачёва Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого – педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития.// Дошкольная педагогика/май/2008
  2. Лаврова Г.Н. «Психолого – педагогические разработки индивидуальных коррекционно – развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения. Челябинск 2003
  3. Лаврова Г.Н., Рычкова Л.С. Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2 – 7 – летнего возраста. Челябинск 2000
  4. Мустаева Л.Г. Коррекционно – педагогические и социально – психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. Москва 2005
  5. Стребелева Е.А. Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с интелектуалльным нарушением// Дефектология № 5, 2002
  6. Швченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития Москва 2007.

Читайте также:  Игры с песком и водой
Ссылка на основную публикацию
ЗадачиМетодСодержание
Развить мелкую моторикуУпражнение «Катание карандаша»Ребенок катает в руке круглые карандаши и карандаши с гранями
Попросить ребенка представить, что он держит зимой в руках холодную сосульку: — мышцы напряжены; попросить ребенка представить , что он держит весной в руках сосульку -мышцы расслаблены.
Оптимизировать речевую моторикуПопросить ребенка представить, что в руках у него ниточка.
Произносить по очереди гласные и согласные звуки. Просить ребенка их повторять с условием. На гласный звук он раздвигает руки и растягивает «ниточку», на согласный звук он сводит руки и сжимает «ниточку».
Восстановить вестибулярно-моторный аппаратУпражнения «Прыжки»