Дифференциация С-СЬ в устной и письменной речи – конспект занятия

Логопедическое занятие на тему “Дифференциация С’ – Щ” (в устной и письменной речи)

Цели:

  • учить дифференцировать согласные звуки [С’] и [Щ] с опорой на артикуляционный уклад; учить не смешивать в устной речи звуки и на письме буквы;
  • совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа;
  • упражнять в словообразовании;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование:

  • памятка-алгоритм для описания артикуляции каждого из изучаемых звуков,
  • карточки со словами (буквы С, Щ пропущены),
  • цветные карандаши,
  • индивидуальное зеркало.

План:

1. Организационный момент. Выделение звуков [С’], [Щ] из слов сели, щели.

– Какими звуками отличаются эти слова?

Сообщение темы занятия.

2. Описание артикуляции звуков [С’], [Щ].

Данные звуки произносим с опорой на индивидуальное зеркало, с артикуляцией утрированной, используя памятку-алгоритм (ребёнок описывает положение губ, зубов и языка).

[С’] – губы в улыбке, зубы видны и сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка находится за нижними резцами; средняя часть спинки становится более выгнутой, чем при произнесении звука твёрдого С.

[Щ] – губы выдвинуты вперёд и слегка округлены, зубы видны и сближены, широкий кончик языка приподнят к верхним зубам.

3. Характеристика звуков [С’], [Щ].

Установление сходства и различия в характеристике звуков.

Звуки [С’], [Щ] – согласные, т. к. при произнесении звуков встречается преграда для выхода воздушной струи; оба звука глухие, т. к. голосовые связки разомкнуты и голос не звучит; оба звука мягкие.

Важно: звук [Щ] мягкий всегда.

Звук [С’] – свистящий;

Звук [Щ] – шипящий.

4. Работа с условными обозначениями. Условные обозначения записаны на доске.

“Будь внимателен, смотри –
Если стрелка вверх – шуми,
Стрелка вниз – свисти!”

– Под нижним положением стрелки зашифрован звук [С’], под верхним положением стрелки зашифрован звук [Щ].

Ребёнок расшифровывает условные знаки и называет звуки, следя за положением стрелки и ощущая положение языка.

– А теперь попробуем прочитать слоговые цепочки:

5. Актуализация опорных знаний по теме.

На фланелеграфе появляется сюжетная картинка “Носильщик несёт вещи” (из серии “Профессии”)

– Запишем отгадку в тетрадь и сделаем звуко – буквенный анализ этого слова по предложенной схеме:

  • поставь ударение в слове;
  • сосчитай количество гласных и раздели на слоги слово;
  • дай характеристику каждому звуку;
  • сколько звонких и сколько глухих согласных в слове;
  • сколько твёрдых и сколько мягких согласных в слове;
  • сколько в этом слове букв и сколько звуков;

6. Упражнение на дифференциацию [С’] – [Щ] в словах.

Ребёнок получает карточку с напечатанными словами (буквы С, Щ пропущены) и инструкцией:

– Вставь пропущенные буквы С или Щ в слова карандашами разного цвета, подчеркни на каждой строчке “лишнее слово” и объясни свой выбор “лишнего” слова:

Пи – а, пен – ия, по – елить, пи – ьмо;

Сви – тя – ий, – или – а, но – иль – ик, та – ил – я;

Вью – ий – я, – теколь – ик, – урил – я, негну – ий – я;

7. Упражнение в словообразовании существительных с помощью суффикса

– ищ. На доске написаны слова: нос, сапог, усы, волосы, голос, сила.

– Приглашаю посетить страну Великанов. Эти люди необычные. Они имеют крупные черты лица, носят одежду и обувь огромного размера, обладают громким голосом и необычной силой. Рассмотрев картину с изображением Великана попробуем рассказать о нём с помощью новых слов. Записанные на доске слова нужно изменить так, чтобы они приобрели увеличительное значение, даже немного пренебрежительное.

8. Автоматизация звуков [C’], [Щ] в предложении. Следим за правильным произнесением смешиваемых звуков. Спряжение глаголов по образцу:

Я тащу сети. Мы тащим сети. Ты тащишь сети. Вы тащите сети. Он тащит сети. Она тащит сети. Они тащат сети.

– Проспрягать в прошедшем времени:

Повесь синий плащ в шкаф.

9. Графический диктант предложений. Работа в тетради.

В этом задании слова не пишем, каждое слово как – бы зашифровываем буквенными обозначениями С или Щ. Если в слове не встречаются Сь, Щ, то ставим прочерк, а предлоги зашифровываем значком V.

У Сени ящик. В тетради будет следующая запись: V C щ.

В сетях лещи. Сима варит щи. У Васи клещи. Возле посёлка роща. В роще осины. На осинах щеглы.

Портал педагога

Автор: Бобылева Ирина Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ Ельниковский детский сад “Теремок”
Населённый пункт: РМ. с.Ельники
Наименование материала: Конспект
Тема: НОД Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков С-Сь”
Дата публикации: 03.02.2016
Раздел: дошкольное образование

МДОУ «Ельниковский детский сад «Теремок»

«Дифференциация звуков С-Сь»

(С детьми подготовительно группы)

1. Коррекционно-образовательные:
 Учить детей различать звуки [с] и [с’];  Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;  Продолжать обучать детей звуковому анализу слов;
2. Коррекционно-развивающие:
 развитие фонематического слуха;  зрительной, слуховой памяти и внимания;  развивать артикуляционную моторику и мелкую моторику.  закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать характеристику звукам;  – учить определять место звука в слове, делать звуковой анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове и их порядок, выкладывать схему;
3. Коррекционно-воспитательные:
 воспитывать внимательное отношение друг к другу.
Оборудование:
предметные картинки, книга с синими и зелеными листами, звуковые решетки, звуковые фишки, картинки «звездное небо», цветное соленое тесто, салфетки, музыкальное оформление.
Предварительная работа:
знакомство со звуками С-Сь, буквой С.
I . Организационный момент.
Л: – Здравствуйте! Дети встанем в круг, я вам буду беззвучно произносить гласные звуки, а вы произносите их громко по 3 раза и показываете пальчиками. А,О,У,Ы,И
2.Вводная часть. Игра «Гимнастика ума»

Л:
– Молодцы, прошу присесть. У вас сегодня хорошее настроение? Тогда начнем с «Гимнастики ума». Ответьте на вопросы. Какая птица вечно трещит? (Сорока) Ночная птица? (Сова) Усатая рыба? (Сом) Что мы видим, когда спим? (Сон)
Л:
– Какой один и тот же звук, вы слышите в ответах? (Мы слышим звук С)

Л:
– Никита, дай характеристику звуку С. (Звук С согласный, твердый, обозначается синей фишкой)
Л:
– Молодец! Еще вопросики. Число, следующее за числом 6? (Семь) Птица с желтой грудкой? (Синица) Цвет моря? (Синий)
Л:
– Молодцы! Какой один и тот же звук, вы слышите в ответах? (ЗвукСЬ)
Л:
– Артем, дай характеристику звуку СЬ. (Звук СЬ согласный, мягкий, обозначается зеленой фишкой)
Л:
– Алина, чем похожи эти звуки? (Звуки С и СЬ согласные)
Л:
– Тимофей, чем они отличаются? (Звук С твердый, обозначается синей фишкой, а звук Сь мягкий, обозначается зеленой фишкой)
Игра «Засели птиц»

Л:
– Хорошо! Я принесла вам книгу о птицах, и хочу вам их показать. Но что же случилось? Птицы все улетели. И только вы их сможете заселить обратно. На синюю страницу птиц со звуком С, а на зеленую со звуком Сь. Чтобы птицы не улетели, вы их назовите и выделите эти звуки голосом. Синица, сорока, сизый голубь, овсянка, сова, аист, гусь, скворец, соловей, снегирь…..
Релаксация

Л:
– Дети, птицы так обрадовались, что вы их заселили обратно в книгу, и запели. Закройте глаза и послушайте пение птиц.
Игра «Найди место звуку»

Л:
– Звуки как дети, не сидят на месте, их можно найти в начале слова, то в середине, то в конце. Я вам покажу картинки, а вы мне покажите подходящую схему.
Вася выйди ко мне, и расставь картинки к схемам. Назови картинки и выдели звук С голосом. Нос, носорог, сова. Усы, лес, песок.
Звуковой анализ слов.

Л:
– Молодец! Отгадайте загадку. В птичник повадится – жди беды. Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)
Л:
– Поделите слово лиса на слоги.(дети хлопают в ладоши 2 раза) Возьмите звуковые решетки и звуковые фишки и составьте схему слова ЛИСА. Кирилл сделает звуковой анализ слова на доске.
Л:
– Назови первый звук в первом слоге, назови второй звук. Назови слог полностью. Назови первый звук во втором слоге, назови второй звук. Назови слог полностью. Сколько звуков в слове? Назови эти звуки по очереди. Молодец!
Физминутка

Л:
– А сейчас каждый из вас превратится в лису. Утром лисонька проснулась, Лапкой вправо потянулась, Лапкой влево потянулась, Солнцу нежно улыбнулась В кулачок все пальцы сжала, Растирать себе лапки стала – Ручки, ножки и бока. Вот какая красота! (Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.). А потом ладошкой Пошлёпала немножко. Ну, красавица – Лиса! (Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину). До чего же хороша!

Читайте также:  Домашнее задание для детей старшей логопедической группы по лексической теме Овощи, огород

Л:-
Дети, Вам наверное известно выражение «Все перевернулось вверх дном». А вот сейчас мы и поиграем в перевертыши. Вы должны перевернуть слова в предложении. Земля упала на лист. Снеговик слепил Вику. Стакан пьет из Васи. Велосипед едет на Кирилле. Семечки съели Никиту. Слоги составляют Тимофея. Катя лает на собаку. Ананас ест Алину. Пол стоит на сапогах. Гусь украл лису. Ветка сидит на синице. Василек выше осины. Л:- Молодцы. Вы очень внимательные!
Буква С.

Л:
– Дети, что за буква светиться, старым , ярким месяцем? (Буква С)

Л:
– Какие звуки мы обозначаем этой буквой? (Буквой С мы обозначаем звуки С и Сь). Нарисуйте ее в воздухе, на столе. А сейчас посмотрите на ваше звездное небо, что-то там не хватает. Я предлагаю слепить из соленого теста букву С и украсить звездное небо. (Музыка)
Итог.

Л:
– Молодцы. Очень красиво вы украсили небо буквой-месяцем. Вам понравилось сегодня играть со мной? (анализ занятия). Дети, мне очень приятно было с вами пообщаться. Вы все молодцы. Список литературы. 1. Гуськова А.А. Речевое развитие детей средствами загадки..-М.: ТЦ Сфера,2014.-64с. 2.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. 2 период. Пособие для логопедов. -Издательство ГНОМ и Д, 2001.-96с. 3.Кузнецова Е.В. Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение и воспитание детей с нарушением речи. Конспекты занятий .-М.:ТЦ Сфера,2001.-112с. 4.МириловаТ.Л.Занимательные игры со словами. Старшая и подготовительная группы Волгоград: ИТД «Корифей».2010.-112с.

Технологическая карта логопедического занятия Дифференциация С-СЬ в устной и письменной речи. В группе детей с диагнозом НВ ОНР (1 класс)
план-конспект на тему

Цель занятия: Формирование у младших школьников умений различать звуки, оппозиционные по твердости – мягкости.

Задачи: – Образовательные: Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут:

– дифференцировать понятия «твердый звук», «слово», «мягкий звук»;

– формировать навыки синтеза односложных слов;

– строить текст-описание в соответствии с его особенностями.

– Коррекционно-развивающие: Способствовать развитию умений:

обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы;

– развивать фонематическое восприятие на основе упражнений в выделении звуков.

Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений и навыков работы с текстом, выделять главное, характерное;

– для развития умений грамотно, точно, четко выражать свои мысли.

– Воспитательные: Создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме.

Способствовать созданию условий обеспечивающих:

– формирование у учеников навыков самоконтроля;

– овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

– формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_.docx42.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кесовогорская средняя общеобразовательная школа

Ангилова Елена Николаевна

Технологическая карта логопедического занятия

Ангилова Елена Николаевна

Логопедическое заключение: НВ ОНР.

«Открытие нового знания»

  1. Технология на основе деятельностного подхода.
  2. Здоровьесберегающие технологии.
  3. Информационно-коммуникативные технологии

Технология поэтапного формирования умственных действий

Формирование у младших школьников умений различать звуки, оппозиционные по твердости – мягкости.

Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут:

– дифференцировать понятия «твердый звук», «слово», «мягкий звук»;

– формировать навыки синтеза односложных слов;

– строить текст-описание в соответствии с его особенностями;

Способствовать развитию умений: – обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы;

– развивать фонематическое восприятие на основе упражнений в выделении звуков.

Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений и навыков работы с текстом, выделять главное, характерное;

– для развития умений грамотно, точно, четко выражать свои мысли.

Создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме.

Способствовать созданию условий обеспечивающих :

– формирование у учеников навыков самоконтроля;

– овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

– формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

– создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.

– развивать умение высказывать свое предположение;

– учить принимать и сохранять учебную задачу.

– развивать умение слушать и понимать других;

– у читывать в сотрудничестве отличные от собственных позиции других людей.

– развивать умение находить и структурировать информацию;

– развивать умения представлять информацию и извлекать ее из таблиц;

– на основе анализа объектов делать выводы,

обобщать, классифицировать по признакам;

– находить ответы в ходе рассуждений.

Аппаратное обеспечение: компьютер, жидкокристаллическая панель.

Презентация к стихотворению Н.Некрасова «Снежок»

Презентация по теме урока.

Организационная структура логопедического занятия

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

– создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс;

– формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении;

– создание ситуации успеха, путем предоставления права выбора

Показ образца выполнения упражнения

Учимся и оздоравливаемся». В режиме эмуляции

Выполняют дыхательную гимнастику, повторяя сочетания слов с мягкими и твердыми согласными звуками, по три (на выбор, по желанию)

II. Этап Актуализации знаний

– актуализировать изученные способы действий, достаточные для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания);

– закреплять полученные знания о характеристике звуков.

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

1 . Определить тему занятия нам помогут загадка, отгадка и правильные ответы на вопросы:

Светит, сияет, всех согревает .

1. Как ласково называем его?

2. Какой первый звук вы услышали в слове солнышко ?

3. Что в загадке говорится о солнце?

4. Какие слова – действия вы услышали?

5. Какой первый звук в слове сияет ? А в слове согревает ?

6. Какой это звук?

7. Какой из них мягкий согласный?

8. Произнесите твердый звук. Оба эти звука …(согласные)

9. Определите тему занятия

III. Этап Выявления места и причины затруднений

– осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

– фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения

– развитие фонематического восприятия

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

1. Произнесение слогов: со, се, сё, са, сы, си, ся, сэ, сю, су

2. Произнесение слов с данными звуками в начальной позиции: слива, сапоги, Сима, суп, сено, синий, сани.

3.Произнесение слов с данными звуками в середине слова: пастух, лоси, касса, коса, месить, лист, осень.

Дети берут в руки зеленый и синий квадраты. Поднимают зеленый квадрат, если услышат мягкий звук (сь), синий, когда прозвучит твердый звук (с).

IV. Этап Объяснения (добывания) нового знания)

1. Построение проекта выхода из затруднения

2. Реализация построенного проекта

1. цели УД и способ их реализации:

– учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения(какие знания нужны и чему необходимо научиться);

-предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель может уточнить,

-выбирают способ построения НЗ (как?) – метод уточнения (из ранее изученных действий), или метод дополнения (введение нового способа действий);

-определяют средства для построения НЗ (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы записи)

2. Построение учащимися нового способа действия и формирование умений его применять при решении задачи, вызвавшей затруднение;

– развитие звукового анализа и синтеза

– формирование произвольных, активных фонематических процессов

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Сь, Щ.

1. Сформировать у учащихся умение различать согласные Сь, Щ в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя4

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, предметные картинки: щука, сельдь, гуси, щенок, плащ; карточки с текстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1.Выделение звуков из качала слов по предметным картинкам.

Кто изображен на картинках? Как называются эти рыбы? Выделите первые звуки в названиях этих рыб. Охарактеризуйте звуки.

2.Уточнение артикуляций звуков, установление сходства и различия.

3.Сопоставление звуков с их графическим изображением, Мнемонический прием.

Хватать, глотать умеют щуки Шел конь подковами звеня,

Другой не нужно им науки Как буква С следы коня.

III. Закрепление материала.

Дифференциация Сь, Щ.

1.В слогах.

а) Прочесть слоги по слоговой таблице.

ся-щасящщась
сё-щосещщось
сю-щусющщусь
си-щисещщесь

б) Повторите слоги, запомните, назовите их.

в) Запишите слоги в два столбика разными пастами:

ся, ща, щу, си, се, щё, ащ, ась, ущ, усь, ася, аща.

Прочтите слоги, .записанные в первой столбик, во второй.

2.Дифференциация Сь, Щ в словах.

а) Игра «Буква потерялась».

Гу. ёнок, по. ёлок, . етина, . ука, ле. о. сина, о. ень, . авель, о. ёл, . енок, гу. и.

б) Запись слов в два столбика разными пастами:

Поселок, щавель, пищит, сито, щетка, щеголь, присели, щеки, прощение, осенний, осел.

Прочитайте слова обоих столбиков.

в) Вставить пропущенные буквы С или Щ.

По…екотал, …яду, тре. ит, тря. ина, …ётка, по. еял, мор…ины.

3.Дифференциация Сь, Щ в предложениях.

а) Закончи предложения, используя картинки.

В сети попала . (ЩУКА).

На лугу пасутся . (ГУСИ).

В корзине пищит. (ЩЕНОК).

Сеня надел новый . (ПЛАЩ).

Прочтите предложения, найдите н назовите главные и второстепенные члены предложения.

б) Диктант (слуховой).

Щука хотела поймать леща. Она стала мутить воду. А тут рыбак закинул сеть. Щука не видела её в мутной воде. Она попала в сеть.

4.Дифференциация Сь, Щ в связной речи.

Работа с карточками.

Прочтите про себя текст, обратите внимание на то, каких букв больше в тексте Щ или С.

Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросенка стал похож. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.

«Я знаю верное средство, – щебечет щегол, – надо положить щенка, на щебень кверху лапами и щекотать пока не пройдет..»

«Глупости? – прервал его мышонок Мыша, – Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Всё это смешать и съесть. Как рукой снимет!»

«Да, это средство верное, но помогает, только мышам, – серьезно сказал, поросенок Персик, – А щенкам надо вот что. Поймать щуку, – открыть щенку рот и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет»

«Ага, и голову вместе с зубом оторвет! – хохотнула крыса Дылда. – Нет, вот я знаю средство – это да. Берется щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке как. »

«Зубы надо чистить? – не выдержал ежонок. – Зубной щеткой. Вот это самое верное средство».

Каких букв больше встретилось в тексте С или Щ?

Ответьте на вопросы:

Что случилось со щенком?

Как друзьяхотели помочь ему?

Чье средство оказалось самым верным?

А теперь прочтите сказку по ролям.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 54.

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Сь; Щ.

Цели:

1. Закрепить у учашдчея умение различать согласные Сь, Щ;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование:магнитофонная запись, сигнальные карточки, перфокарты.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте эти звуки. В чем разница артикуляций этих звуков? В чем разница написания этих букв?

Игра «Сквозная буква»:

III. Закрепление пройденного материала.

1. Дифференциация Сь-Щ в слогах.

а) Запишите слоги в две строчки, в первую – с буквой С, во вторую – с буквой Щ.

СЕ, ЩА, ЩУ, СИ, АСЬ, ОСЬ, АЩА, АЩ, УЩ,

ЫЩ, ИЩ, СЮ, СЯ, АСЯ, АЩУ, АЩУ, АСИ

Прочтете записанные слоги.

б) Прослушайте слоги, запомните нх повторите.

2. Дифференциация Сь-Щ а словах.

а) Работа с сигнальными карточками: по магнитофонной записи.

Щи, борщ, сито, щегол, осень, чаща, сесть, присед, товарищ, сосиски, красить, сесть, прощение, ящик, клещи, щенок, поселок.

б) Запись слов, их графический разбор:

Сельди, посеял, чаща, щётка, ищет, сентябрь, село, роща, щипать, посёлок.

Прочтите слова, назовите количество слогов.

в) Дополните слово.

ЩИ (ищи, пищит, щипцы)

СЕЛ (осели, подсел, насел)

УСЬ-УСЬ-УСЬ – на лугу пасется гусь.

ЩА-ЩА-ЩА – мы несем домой леща.

АЩ-АЩ-АЩ – мы наденем плащ.

3. Дифференциация СЬ-Щ в предложениях.

Предложения для анализа и записи:

Запишите предложения, разберите их графически.

На площади всегда много народа.

Костер освещал ряды сосен.

Пляшет синяя волна.

Трещит сердитый мороз.

1 предложение – Как вы написали слово НА в первом предложении? Почему, написали это слово отдельно?

2 предложение – Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ОСВЕЩАЛ после буквы В и почему?

3 предложение – Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ВОЛНА послу буквы В, почему?

4 предложение – Какую букву написали в слове МОРОЗ на конце и почему?

Логопедическая физминутка.

4. Дифференциация Сь-Щ в связной речи.

Работа с перфокартами. Вставить в слова пословиц пропущенные буквы.

Весна да о…снь – на дворе погод во…емь.

…емь раз отмерь, один раз отрежь.

…ядем рядком, да поговорим ладком.

По …екрету в. ему свету

Ранняя птичка носик прочи…ает, а поздняя глаза продирает.

Грибы и…ут – по лесу ры…ут.

Не откладывай дела в долгий я…ик.

Прочтите пословицы, объясните их значение.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 55

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Конспект занятия по обучению грамоте в подг. группе. Тема: Дифференциация звуков [с]-[ш] в устной и письменной речи.

Буданова Светлана
Конспект занятия по обучению грамоте в подг. группе. Тема: Дифференциация звуков [с]-[ш] в устной и письменной речи.

Ведущая образовательная область: коммуникация.

Цель: Закрепление навыка чёткого произношения звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

Формирование умения различать свистящие и шипящие звуки в слогах, словах и фразах.

Формировать и закреплять навык различать свистящие и шипящие звуки.

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Упражнять в употреблении форм творительного падежа единственного и множественного числа с предлогом «с».

Употреблять и практически усвоить родительный падеж существительных с предлогом «около».

Учить детей понимать пространственные отношения двух и более предметов, выраженных предлогами «с» и «около».

Упражнять в употреблении количественных числительных 2, 5 с существительными в косвенных падежах.

Закреплять навыки печатания слов, чтения таблиц.

Учить отгадывать кроссворд.

Продолжить работу над лексикой, развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Воспитание культуры взаимоотношений, формирование навыков речевого общения друг с другом.

Воспитание усидчивости, умения доводить начатое до конца.

Оборудование: предметные картинки со звуками [с]- [ш], игрушки, символы звуков, таблица для чтения, кроссворд, сюжетная картина «Угощение медвежат», «Волшебный экран».

II Знакомство с темой занятия.

1. Выделение звука [с] из стихотворения.

Сосулька (Обледеневшая вода в виде заостренной палочки)

Сосулька испугалась высоты

Сосулька от испуга стала плакать.

И потому опять настала слякоть,

И потому опять в сапожках ты.

– Какой звук часто встречается? Звук [с]

– Чью песенку поет «Веселый язычок», когда произносит звук «с»? (Песенку водички).

– Дайте характеристику (согласный, глухой, твердый, мягкий) (Логопед ставит символы)

2. Выделение звука [ш] из названия игрушки.

Игра «Четвертый лишний».

Сова, кошка, лиса, собака.

-Какая игрушка не подходит к трем другим по звучанию? (кошка).

– Почему? (в названии трех звук[с])

-Поделим слово кошка на слоги.

1) Сколько слогов в слове?

2) Какой 1-ый слог, какой 2-ой?

3) Какой последний звук в 1 слоге? [ш] А первый?

-Чью песенку поет «Веселый язычок», когда произносит «ш»? (Песенку Сердитых гусей).

-Дайте характеристику. (согласный, глухой, всегда твердый).

Логопед ставит картинки- символы.

-Чем похожи эти звуки? (согласный, глухой).

-Чем отличаются? (ш – всегда твердый, а с – может быть твёрдым и мягким).

– Рассмотрим артикуляцию звука [с]затем[ш]. (Сопоставление по месту

образования звуков с использованием символов).

С – свистящий, губы в «улыбке», зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, воздушная струя холодная.

Ш – шипящий, губы овалом, округлены, зубы «заборчиком», язык за верхними

зубами, воздушная струя теплая.

– Чем похожи звуки?

– Чем отличаются эти звуки?

Сегодня мы будем учиться правильно произносить и различать свистящий [с] и шипящий [ш] и устно, и на письме.

-Что мы знаем про звуки? (слышим и произносим)

III Различение звуков[с] – [ш] изолированно, в слогах и на слух.

1) на слух: Игра «Крестики-нолики»

У детей полоска, разделенная на 6 частей.

Логопед произносит слова, а дети ставят в клеточку О, когда услышат в слове звук [с], а ставят в клеточку – +, когда услышат звук [ш]

Шар, сани, шуба, шапка, стол, свеча.

2) Игра «Звукоедик». Произнесение звуков [с] – [ш] изолированно.

Звукоедик прилетел, и он звуки в слове съел.

Я начну, а вы кончайте, дружно, вместе продолжайте.

Ква., пе., шала., камы., пылесо., малы.

3) Игра «Горлышко болит».

– Вспомните, как мы строим губы, когда произносим звук [с] (губы в «улыбке», а [ш]- (губы округлить).

– Я буду произносить слоги беззвучно, а вы – вслух.

Са, шо, су, ши, са, ша, со, шо, су, шу.

IV Физкультминутка. Развитие мелкой моторики рук.

Сидели два медведя на тоненьком суку, один читал газету, другой – молол

муку. 1-2-3-4-5 – баловались на суку, оба шлепнулись в муку. Нос в муке, и лоб в муке, уши в кислом молоке.

Дети произносят шутку и показывают с помощью пальцев рук.

V Различение с-ш в словах и фразах.

Сюжетная картинка «Угощение для медвежат»

– Назовём одного медвежонка «Свистелка» (на кофте дождик, другого – «Шипелка» (на кофте гусь).

– Будем угощать едой.

Шоколад, суп, сосиски, вишни, ананас, каша, торт, конфеты.

– Дети раздают еду в двум медвежатам, но остаются торт и конфеты.

– Почему остались? (в названии нет ни звука[с] ни звука [ш])

Игра «Что с чем рядом?»

Логопед указывает на картинку, а дети говорят:

«Рядом с супом ананас и сосиски».

3) Игра «Что около?»

Около шоколада каша.

Игра «Сколько порций съели?»

У логопеда цифры 2 и 5.

Дети попарно называют, сколько порций съели Свистелка и Шипелка

2 сосиски – 5 шоколадок

2 ананаса – 5 вишен

Игра «Бабушкино угощение»

– Наша бабушка пришла и гостинца принесла.

– Как назовем угощение? (ласково).

– Попарно: супчик – кашка

– Вспомните, где находится наш язычок, когда мы произносим звук [с] – внизу, а [ш] – наверху. Дети встают и выполняют с движением рук вверх и приседанием, руки опускают)

Язык вверх – ша-ша-ша. Наша Маша хороша.

Язык вниз – са-са-са. Укусила нас оса.

Язык вверх – шу-шу-шу. Шубу новую ношу.

Язык вниз – су-су-су. В лесу увидели лису.

Язык вверх – ши-ши-ши. Маша с Машей – малыши.

Язык вниз – сы-сы-сы. Зайка скачет от лисы

VII Различение свистящих и шипящих с-ш в письме и чтении.

1) Повторение написания букв.

– Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)

– «Волшебный экран». (Лист бархатной бумаги и шерстяная нить)

– Сложите букву ш. На что похожа? (на лесенку, забор, расческу).

– Что сложили? (букву ш).

– Почему это буква? (мы ее видим, пишем, читаем, печатаем).

– Сложите букву с.

Куда смотрит буква с? (вправо).

– Часть кружочка потерялась, буква с у нас осталась.

2) Чтение слов по таблице.

На таблице слева – картинки, справа – слова. Слово прочитать, соединить картинку со словом.

3) Письмо слов с буквами с-ш

Что такое кроссворд? (Игра – загадка, в которой отгадки заполняются буквами в клеточки – квадраты). Логопед загадывает загадки, а дети отгадывают и вписывают в клеточки ответы детей.

1) Легкий, круглый, но не мяч, и не прыгает он вскачь.

На веревочке висит, зазеваюсь – улетит, (шар)

2)У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту, в высоту. (сосна).

3)На окне цветок колючий, смотрит он на улицу.

Вы его не троньте лучше, очень больно колется, (кактус)

4)Он черный, красный, желтый, синий.

С начинкой твердой в середине.

Он чертит и рисует. А сегодня вечерком он раскрасит мне альбом, (карандаш)

VIII Итог. Рассказывание стих-ий со звуком «с», «ш» детьми. Подбор слов с этими звуками.

IX Физкультминутка. Дети называют действия и показывают их с помощью жестов.

Логопед Дети от 1 лица

Поднимайтесь вытирайтесь поднимаюсь…

умывайтесь одевайтесь умываюсь…

обливайтесь собирайтесь и прощайтесь …и прощаюсь.

Индивидуальный план работы с ребёнком на учебный год Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на 2010-2011уч. г. Волостных Маша 1. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Конспект занятия на тему: “РАЗЛИЧЕНИЕ СОГЛАНЫХ [Ч] – [Т’] В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

ТЕМА: РАЗЛИЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ [Ч] – [Т’] В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

Сформировать у учащихся умение различать согласные [Ч] – [Т’] в устной и письменной речи;

Развитие фонематического восприятия;

Развитие и совершенствование грамматического строя;

Развитие связной речи;

Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование: карточки для обозначения звука,

II Актуализация знаний .

1 . Послушайте пары слов и определите звуки, которыми они различаются (звуки Ч-Ть)

МЯТЬ-МЯЧ ТКАЧ-ТКАТЬ ЛЕЧИ-ЛЕТИ

2. Сформулировать тему урока и записать её на доске.

3. Уточнение артикуляции звуков, установление сходства и различия.

Произношение звуков и сравнение их по артикуляции

Ч – согласный, мягкий, глухой, сложный по артикуляции

Ть – согласный, мягкий, глухой, простой по артикуляции.

На урок пришли утёнок и черепашонок.

– Прочитай слоги. Выпиши их со звуком [Ч] в верхнюю строчку, со звуком [Т’] в нижнюю строчку.

Ать, оч, юч, ить, ять, ич, тя, тё, ча, чи, тю, чу.

Утенок и черепашонок есть друзья. Припомните детенышей животных и птенцов и запишите друзей черепашонка и утенка в два столбика

У ГАЛКИ – … У ВОЛКА – … У КРОЛИКА – …

У ТИГРА – … У КОРОВЫ – … У АИСТА – …

У БЕЛКИ – … У КОШКИ – … У ЗАЙЦА – …

Слова для справок : галчонок, волчонок, крольчонок, тигренок, теленок, аистенок, бельчонок, котенок, зайчонок

3) Дифференциация [Ч] – [Т’] в словосочетаниях.

Поиграйте вместе с утенком и черепашонком. Соедините слова из левого столбика со словами из правого столбика разноцветными линиями. Запишите полученные словосочетания. Выделите буквы Ч-Т.

Таня, горячим, гладит, кофточку, утюгом.

5) Дифференциация [Ч] – [Т’] в текстах.

– Вставьте в слова пропущенные буквы Ч-Т и прочитайте текст. Перепишите текст, выделяя буквы Ч-Т

ВОЛ…А…А

Однажды Вова увидел фильм о вол…а…ах. …ам у волка были маленькие вол…а…а. Сна…ала роди…ели приносили им пищу. По…ом папа волк у…ил своих малышей охо…и…ься. Из э…ого ин…ересного фильма Вова узнал много нового о повадках волка и вол…а….

. V Итог занятия. Чему научились на занятии?

У ГАЛКИ – … У ВОЛКА – … У КРОЛИКА – …

У ТИГРА – … У КОРОВЫ – … У АИСТА – …

У БЕЛКИ – … У КОШКИ – … У ЗАЙЦА – …

У ГАЛКИ – … У ВОЛКА – … У КРОЛИКА – …

У ТИГРА – … У КОРОВЫ – … У АИСТА – …

У БЕЛКИ – … У КОШКИ – … У ЗАЙЦА – …

У ГАЛКИ – … У ВОЛКА – … У КРОЛИКА – …

У ТИГРА – … У КОРОВЫ – … У АИСТА – …

У БЕЛКИ – … У КОШКИ – … У ЗАЙЦА – …

У ГАЛКИ – … У ВОЛКА – … У КРОЛИКА – …

У ТИГРА – … У КОРОВЫ – … У АИСТА – …

У БЕЛКИ – … У КОШКИ – … У ЗАЙЦА – …

У ГАЛКИ – … У ВОЛКА – … У КРОЛИКА – …

У ТИГРА – … У КОРОВЫ – … У АИСТА – …

У БЕЛКИ – … У КОШКИ – … У ЗАЙЦА – …

У ГАЛКИ – … У ВОЛКА – … У КРОЛИКА – …

У ТИГРА – … У КОРОВЫ – … У АИСТА – …

У БЕЛКИ – … У КОШКИ – … У ЗАЙЦА – …

ВОЛ…А…А

Однажды Вова увидел фильм о вол…а…ах. …ам у волка были маленькие вол…а…а. Сна…ала роди…ели приносили им пищу. По…ом папа волк у…ил своих малышей охо…и…ься. Из э…ого ин…ересного фильма Вова узнал много нового о повадках волка и вол…а….

ВОЛ…А…А

Однажды Вова увидел фильм о вол…а…ах. …ам у волка были маленькие вол…а…а. Сна…ала роди…ели приносили им пищу. По…ом папа волк у…ил своих малышей охо…и…ься. Из э…ого ин…ересного фильма Вова узнал много нового о повадках волка и вол…а….

ВОЛ…А…А

Однажды Вова увидел фильм о вол…а…ах. …ам у волка были маленькие вол…а…а. Сна…ала роди…ели приносили им пищу. По…ом папа волк у…ил своих малышей охо…и…ься. Из э…ого ин…ересного фильма Вова узнал много нового о повадках волка и вол…а….

ВОЛ…А…А

Однажды Вова увидел фильм о вол…а…ах. …ам у волка были маленькие вол…а…а. Сна…ала роди…ели приносили им пищу. По…ом папа волк у…ил своих малышей охо…и…ься. Из э…ого ин…ересного фильма Вова узнал много нового о повадках волка и вол…а….

ВОЛ…А…А

Однажды Вова увидел фильм о вол…а…ах. …ам у волка были маленькие вол…а…а. Сна…ала роди…ели приносили им пищу. По…ом папа волк у…ил своих малышей охо…и…ься. Из э…ого ин…ересного фильма Вова узнал много нового о повадках волка и вол…а….

ВОЛ…А…А

Однажды Вова увидел фильм о вол…а…ах. …ам у волка были маленькие вол…а…а. Сна…ала роди…ели приносили им пищу. По…ом папа волк у…ил своих малышей охо…и…ься. Из э…ого ин…ересного фильма Вова узнал много нового о повадках волка и вол…а….

Читайте также:  Коррекция устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста
Ссылка на основную публикацию