Речевое развитие первоклассника

Консультация «Речь будущего первоклассника»

Ольга Сёмина
Консультация «Речь будущего первоклассника»

Речь будущего первоклассника

В последние годы сохраняется тенденция – у достаточно большого числа первоклассников общеобразовательных школ речь не соответствует возрастным нормам. Наряду с этим отмечается усложнение структуры речевых нарушений. В результате такие основополагающие школьные предметы, как чтение и письмо, усваиваются через призму речевых нарушений, а значит не в полной мере и искаженно.

Уровень развития речи ребенка поступающего в первый класс является показателем готовности к овладению письменной речью. Что же имеется ввиду?

1. К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке.

2. Обратите внимание на сформированность слоговой структуры речи у вашего ребенка. К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и пропуская слоги,должен произносить слова типа: милиционер, экскаватор, велосипедист, лекарство, сковорода и т. д.

3. У ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух и навыки языкового анализа и синтеза: может выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук (начало, середина, конец); подобрать слова на заданный звук; сосчитать, сколько слов в предложении; угадать слово по определенным звукам (буквам); сосчитать, сколько слогов в словах; и т. д.

4.Грамматический строй речи во многом уже сформирован: не глазы, а глаза; не яблоковый сок, а яблочный; и т. д.

5.Достаточно большой словарный запас: ребёнок использует слова по назначению, может подобрать синонимы, антонимы, владеет обобщающими понятиями.

6. Ребёнок владеет связной речью: может рассказать о себе; составить рассказ по сюжетной картине и серии картин; пересказать текст; в состоянии описать игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется.

7. Должна быть достаточно развита мелкая моторика (это относится только к овладению письмом). А развивают мелкую моторику рисование, работа с пластилином, бисером, самостоятельное застёгивание вещей, завязывание шнурков. И только в последнюю очередь работа ручкой в прописях и тетрадях!

Необходимо отметить, что путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Родителям важно понять, что легче предупредить специфические ошибки в письме заранее, чем потом устранять с помощью коррекционных занятий

И не стоит забывать про общее развитие: плавайте, танцуйте, пойте, гуляйте, посещайте театры, играйте, общайтесь. Развивайте память, внимание, мышление, вырабатывайте усидчивость – это также очень важно для готовности к школьному обучению и освоению письменной речи.

Важно, чтобы Вы, уважаемые взрослые, были заинтересованы в успешности своего ребёнка – будущего ученика!

Речь будущего первоклассника

В жизни каждой семьи однажды наступает радостный и вместе с тем волнительный момент: подросший малыш, с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом в руке, отправляется первый раз в первый класс.

И конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает целый ряд вопросов, один из которых – что должен знать и уметь ребенок в области развития речи и готовности к овладению грамотой?

К сожалению, далеко не все родители уделяют должное внимание подготовке ребенка к школе, часто перекладывая эту ответственность на дошкольные образовательные учреждения и курсы подготовки детей дошкольного возраста на базе школ и учебных центров. Не всегда родители дошкольников придают серьезное значение несовершенству речи своих детей, надеясь на то, что со временем дефекты устной речи исчезнут без специализированной помощи. Есть и такие родители, которые в дефектном произношении звуков речи не видят причин для беспокойства считая, что такое произношение не мешает в дальнейшем жить и учиться. «Несерьезное» отношение родителей к речевому развитию будущего первоклассника зачастую может приводить к тому, что такие основополагающие школьные предметы, как чтение и письмо, усваиваются через призму речевых нарушений, а значит не в полной мере и искаженно.

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

1. К моменту поступления в школу правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке.

2. К шести годам безошибочно, не переставляя и пропуская слоги,произносить слова типа: милиционер, экскаватор, велосипедист, лекарство, сковорода и т. д.

3. Уметь выделять первый и последний звук в слове; определять, где находится заданный звук (начало, середина, конец); подбирать слова на заданный звук; определять количество слов в предложении; угадывать слово по определенным звукам (буквам); определять количество слогов в словах; и т. д.

4.Уметь грамматически правильно оформлять и образовывать от одних слов другие: не глазы, а глаза; не яблоковый сок, а яблочный; и т. д.

5.Иметь достаточно большой словарный запас: использовать слова по назначению; подбирать синонимы (машина-автомобиль, красивый-прекрасный, антонимы (белый-чёрный, чистый-грязный, медленный-быстрый); владеть обобщающими понятиями (медведь, волк, заяц, лиса – животные).

6. Владеть связной речью: рассказыть о себе; составлять рассказ по сюжетной картине и серии картин; пересказыть текст; описать игру, в которую играл; объяснять, что ему хочется.

7. Иметь достаточную сформированность мелкой моторики (это относится только к овладению письмом). А развивают мелкую моторику рисование, работа с пластилином, бисером, самостоятельное застёгивание вещей, завязывание шнурков. И только в последнюю очередь работа ручкой в прописях и тетрадях!

Необходимо отметить, что путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Родителям важно понять, что легче предупредить специфические ошибки в письме заранее, чем потом устранять с помощью коррекционных занятий

И не стоит забывать про общее развитие: плавайте, танцуйте, пойте, гуляйте, посещайте театры, играйте, общайтесь. Развивайте память, внимание, мышление, вырабатывайте усидчивость – это также очень важно для готовности к школьному обучению и освоению письменной речи.

Важно, чтобы Вы, уважаемые взрослые, были заинтересованы в успешности своего ребёнка – будущего ученика!

Фотоотчёт о работе школы будущего первоклассника .

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?» В последнее время все чаще сталкиваешься с проблемой, что дети плохо разговаривают, имеют нарушения речи, неправильно произносят звуки,.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «Портрет будущего первоклассника по ФГОС» Введение Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь» Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу.

Консультация для родителей «Учим стихи — развиваем речь и память» На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Консультация для родителей «Воспитываем будущего читателя» Наши дети читают все меньше и меньше. Эта печальная реальность должна заставить задуматься нас, взрослых, как-то изменить данное положение.

Развитие речи обучающихся в 1 классе

Развитие речи обучающихся в 1 классе.

В 2019 году я начала работать с первоклассниками. Из 26 учеников у 15 были логопедические проблемы. А ведь развитая речь является основным условием успешного обучения. Именно с помощью слова мы выражаем свои мысли.

Каждый учитель знает, какое большое значение имеет в обучении развитие речи, обогащение словарного запаса детей. Мы с логопедом
начали эту работу с первых шагов поступления ребёнка в школу.
Нами была проведена следующая работа по развитию речи учащихся.
Мы выявили степени развития речи обучающихся, пришедших в первый класс.
а) умение отвечать на вопросы;
б) запас слов;
в) умение рассказывать о своей семье, об играх, труде, друзьях;
г) умение рассказывать сказку;

д) прочитать стихотворение;
д) логопед выявляла дефекты речи детей (шепелявость , картавость и т.д.).
Велась работа над дикцией и правильностью речи. Дети упражнялись в громком, ясном и чётком произношении предложений и слов, делили предложения на слова , слова – на слоги , выделяли звуки.
Ребятам предлагалось заучивать стихотворения, рассказанные мной;
рассказать народные сказки: «Репка», «Колобок».
Огромное внимание было уделено словарной работе:
а) расширяли и уточняли запас слов, имеющихся у ребёнка;
б) классифицировали предметы;

в) знакомились с цветом предметов и их формой;
г) расширяли и уточняли словарь детей на материале стихотворений, загадок, сказок ;
д) ежедневно велась словарная работа в процессе обучения грамоте, письму и счёту (составление задач по картинкам, правильное название чисел до 10).
Первоклассники учились составлять предложения по картинкам.

Велась работа по делению рассказа или стихотворения на отдельные предложения.

Я подвела обучающихся к пониманию того, что предложение есть единица связной речи. Просила детей давать ответы на вопросы полным предложением.
Урок обучения грамоте начинаем с дыхательной гимнастики. Например, упражнения:

1.«Воет вьюга». По сигналу учителя «Вьюга начинается» обучающиеся тихо изображают ее звук: у-у-у, «Сильная вьюга» – изменяют силу голоса до громкого, «Вьюга стихает» – изменяют силу голоса до тихого, «Вьюга прошла» -замолкают.

Читайте также:  План-конспект НОД Улицы нашего города

Перед началом игры дети делают глубокий вдох носом. Этого воздуха должно хватить на все упражнение.

2.«Озябшие руки». Исходное положение «сидя». Пальцы одной руки сжать в кулачок. Ладонью другой руки обхватить кулачок и поднести к губам. Сделать глубокий вдох и дуть на «озябшие» руки, выдыхая воздух медленно до конца.

Далее проводятся фонетическая зарядка, артикуляционные упражнения, работа с чистоговорками, у пражнения для развития фонематического слуха.

1. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук [ a ]» и т.д.

2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук [ п]» и т.д.

Эта работа проводилась в течение всего 1 класса.

Учу развивать у детей умение слушать , чтобы в небольшом рассказе ребята научились выделять отдельные предложения. Затем называть сколько слов в данном предложении.

– Назовите первое слово, назовите второе слово в данном предложении и т.д.

Далее слова делим на слоги и выделяем отдельные звуки в слове.
Я старалась терпеливо и с большим вниманием выслушивать каждого ребенка на уроке и в разговоре с ним вне урока, осторожно исправляла ошибки в его речи. Естественно, что учитель должен делать эти исправления с педагогическим тактом.
Регулярно вела работу и с вульгаризмами, которые засоряют речь обучающегося : «етот» (этот), «тама» (там) , «здеся» (здесь) , «кажный» (каждый) и др.

Старалась добиться от детей громких и правильных ответов, отчётливого произношения.
На классных часах регулярно проводила беседы на определённую тему, в которые втягивался весь класс. Эти беседы помогают выявить не только круг представлений. Во время проведения беседы можно узнать о том, как ребята владеют своей речью. Результатом являются улучшение лексики и логики первоклассников.
В 1 классе проводится огромная словарная работа. Учитель уточняет и изучает словарь детей, обогащает словаря ученика, активизирует словарный запас. Мы должны также заботиться о правильном произношении, понимании ребятами слов.
Ежедневно вести работу за чистоту и культуру речи обучающихся.
Огромную роль в развитии речи имеют сказки.

Мы должны помнить, что народная сказка рассказывается в медленном темпе. Речь учителя должна быть образцом для детей : выразительная, отчетливая, ясная, точная. В процессе чтения обязательно должна проводиться словарная работа. Значения непонятных слов дети должны узнать. При изучении каждой буквы мы с детьми заучивали наизусть стихотворения. Это полезно не только для развития речи, но и памяти.

К концу обучения грамоте ребята могли наизусть рассказать очень много стихотворений. Знание огромного количества стихотворений помогало им и в других мероприятиях.

Речевое развитие первоклассника

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПЕРВОКЛАССНИКА

К моменту выпуска из детского сада ребёнок должен достигнуть определенного уровня развития речевой активности, владения сло­варем и грамматическим строем речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Успешность обу­чения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.

Характеристика структурных компонентов речи детей

7-го года жизни в норме

Активная речь ребёнка 7 лет достаточно развита: высказывания точны, логически последовательны, завершены; фразы развернуты; объем предложений произвольно варьируется от 10 и более слов.

Дети пользуются всеми типами синтаксических конструкций для выражения причинно-следственных связей, временных отноше­ний, сопоставлений, сравнений и т.д.

Дети различают изменения значений слов, вносимых морфами — флексиями, приставками, суффиксами. Адекватно понимают мно­гозначность слов, переносное значение метафор, образные фразеологические и сравнительные обороты, различные оттенки слов с суффиксами субъективной оценки: юмор, сочувствие, пренебрежение и т.д.

Готовы действовать по словесной инструкции: правильно ее понимают, запоминают порядок действий и выполняют их. Последнее является важнейшим условием успешного школьного обучения.

Понимают и воспринимают учебную задачу, осознают цель, осмысливают условия и средства ее достижения.

Дети свободно общаются со взрослыми и сверстниками, могут поддержать разговор на любую тему, доступную их возрасту. Объем активного словаря достигает 4000-4200 слов. Он обогащается за счет названий качеств, свойств предметов и названий отдельных частей, деталей целого. Показатели полноценного владения словарем: дети умеют под­бирать антонимы, синонимы, прилагательные к существительным, наречия к глаголам; активно пытаются объяснять значения слов.

Грамматический строй речи

К моменту поступления в школу у детей наблюдается в основном грамматически правильная речь: они правильно строят различные по конструкции предложения; согласовывают слова в роде, числе, падеже; точно спрягают глаголы, часто употребляемые в речи. Правильно пользуются различными грамматическими формами и категориями, редкими оборотами речи. Почти не испытывают трудностей в образовании форм родительного и творительного падежей в единственном и множественном числе, чередовании ударения, использовании числительных.

Звуковая сторона речи (верхняя граница нормы) усваивается детьми к четырем годам. Дети 7-го года жизни правильно произносят все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом коли­честве слогов в слове).

В зависимости от ситуации могут говорить громко или тихо, понижать голос до шепота; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания; пользуются интонационными сред­ствами.

Слоговая структура слов

Дети четко и ясно произносят слова с 1, 2, 3, 4, 5 слогами (откры­тыми и закрытыми), со стечением согласных в начале, середине и конце слова. Четко и внятно произносят фразы и предложения, соблюдая нормы литературного произношения.

Дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие, вла­деют навыками звукового анализа слов; умеют выделять звуки в сло­вах, подбирать слова на звуки, требующие тонкой дифференциации (звонкие — глухие, твердые — мягкие пары звуков, свистящие — шипящие и т.д.), устанавливать последовательность звуков в сло­вах, разделять слова на слоги, предложения на слова и т.д.

На 7-м году жизни связная речь детей становится все более развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний.

В этом возрасте дети способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов; раскрывать содержание картинок; пересказывать содержание небольших художественных произведений, про­смотренных фильмов. Они могут сами придумать сказку, рассказ о своих впечатлениях и чувствах.

Дети способны передать содержание картинки по памяти; рас­сказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.

Стихи про дни недели для детей: 16 лучших

Лучше всего дети запоминают всё во время игры или слушая четверостишия. Сайт «Мама может все!» собрал самые красивые стихи про дни недели. Эта подборка понравится взрослым и поможет детям начать быстрее ориентироваться в днях неделе.

В понедельник я стирал,
А во вторник подметал.
В среду с медом пек калач,
А в четверг играл я в мяч,
В пятницу посуду мыл,
А в субботу торт купил
В воскресенье отдыхал,
Сказки добрые читал.
Автор: П. Башмаков

Среди дней любой недели
Первым будет понедельник.
День второй за ним пошел,
Это вторник к нам пришел.
Нам не деться никуда…
Третий день всегда среда.
Он четвертый там и тут,
Этот день четверг зовут.
В череде рабочих дней
Пятый пятница теперь.
Вся закончена работа
День шестой всегда суббота.
День седьмой?
Его мы знаем:
Воскресенье, – отдыхаем!

В ПОНЕДЕЛЬНИК нарисую
Я ромашищу большую,
А во ВТОРНИК — рядом, домик,
Пусть живёт в нём Ванька-гномик!
В СРЕДУ будет суп к обеду,
И ещё — поеду к деду!
А в ЧЕТВЕРГ пойдём мы с мамой
В зоопарк весёлый самый!
В ПЯТНИЦУ, с моей подружкой
Будем мы ходить друг к дружке!
А в СУББОТУ с папой едем,
На большом велосипеде!
В ВОСКРЕСЕНЬЕ — отдыхаю,
Лишь пою, стихи читаю!
Автор: Н. Мельник

Вторник, пятница, среда…
Жить-то надо — вот беда,
Дни недели обилетить,
Проводить, потом приветить,
После снова проводить,
С ними есть и с ними пить,
В их дождях-лучах купаться,
В их подробностях копаться,
Их дарами дорожить…
Ну, короче, надо жить
От восхода до восхода
И в любое время года.
Автор: Л. Миллер

Понедельник – первый день,
В детский сад идти мне лень.
Вторник- день второй в неделе,
Просыпаюсь еле-еле…
Третий, средний день среда!
В сад бегом бегу всегда
День четверг, четвертый самый
Ухожу из сада с мамой!
Пятый, пятница, — летит
Выходные впереди…
День, шестой, люблю субботу
Не идти нам на работу
А седьмой, вообще, веселье:
Лепим с бабушкой пельмени
А потом, после обеда
В сквер идем с любимым дедом
Ну а вечером за чаем
Я опять сижу скучаю:
Воскресенье – день бездельник
Завтра снова понедельник…
Автор: Л. Шкилева

В понедельник я стирала,
Во второй день подметала,
В третий я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
В пятый чашки перемыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в выходной
Позвала к себе домой.

Мишка утром в понедельник
Заглянул в душистый ельник.
Муравьишке этим днем
Он помог построить дом.
А во вторник дождик лил,
Мишка к волку заходил
С ним не виделись давно
И сыграли в домино
В среду Мишка к рыжей белке,
Заглянул на посиделки.
Вместе книжку почитали
И орехи пощелкали.
А в четверг проснулся мишка
И к бобру пошел на стрижку.
Сделал модную прическу
И купил себе расческу.
В пятницу с прической новой
Мишка в бор пошел сосновый.
Вместе с зайцем был он рад,
Там собрать ведро маслят.
А в погожую субботу
Мишка наш пошел к болоту
Повстречался с лягушонком,
Угостил его масленком.
В день последний — воскресенье
Мишка наварил варенья —
Всех друзей позвал на пир,
Даже птичек не забыл.
Друг за другом пролетели
Семь веселых дней недели мишка все успел
Всем друзьям помочь сумел!

Читайте также:  Информационно-ознакомительное пособие для родителей «Мишкина почта»

Я не лентяй и не бездельник,
Но ненавижу понедельник.
Люблю, вообще-то, я субботу,
Когда не нужно на работу.

Хотя и воскресенье, праздник,
С субботы радует, проказник.
Но понедельник всё ломает,
Людей трудиться заставляет.

Хочу я понедельник легким,
И чтобы был не очень долгим.
Пришел-ушел, и вновь суббота,
До понедельника — свобода!
Автор: Т. Черненко

Жаль, всего семь дней в неделе —
Дел навалом у Емели:
В ПОНЕДЕЛЬНИК на печи
Протирает кирпичи.
Не скучает и во ВТОРНИК —
Он плетёт слону намордник.
Языком молотит в СРЕДУ
И баклуши бьёт соседу.
После дождичка в ЧЕТВЕРГ
Он пускает фейерверк.
ПЯТНИЦА — тяжёлый день:
Тень наводит на плетень.
И СУББОТА не суббота:
У него на мух охота.
Но седьмой настанет день —
Сдвинет шапку набекрень…
Потому что ВОСКРЕСЕНЬЕ —
Это праздник и веселье:
И, улёгшись на печи,
Ест Емеля калачи!
В общем, трудно жить Емеле…
Было б восемь дней в неделе —
Вот тогда бы он успел
Сделать много важных дел!
Автор: А.Усачёв

В ПОНЕДЕЛЬНИК Черепаха
Ткань купила на рубаху.
ВТОРНИК — резала, кроила.
В СРЕДУ шила, шила, шила…

К ЧЕТВЕРГУ она устала,
Так что в ПЯТНИЦУ дремала.
Пробудилась лишь в СУББОТУ.
Осмотрев свою работу,
День утюжила творенье.
Примеряла в ВОСКРЕСЕНЬЕ.

Мы спросили у Емели:
-Назови нам дни недели!
Стал Емеля вспоминать.
Стал Емеля называть.
Дядька крикнул мне: Бездельник!
Это было в ПОНЕДЕЛЬНИК.
На чердак я влез, и дворник
Гнал метлой меня во ВТОРНИК.
В СРЕДУ я ловил жука
И свалился с чердака.
Воевал в ЧЕТВЕРГ с котами
И застрял под воротами.
В ПЯТНИЦУ дразнил собаку,
Разорвал себе рубаху.
А в СУББОТУ — вот потеха —
На свинье верхом поехал.
В ВОСКРЕСЕНЬЕ отдыхал,
На мосту лежал, скучал,
Да с моста свалился в реку —
Не везет же человеку!

Подскажите-ка нам звери,
Как запомнить дни недели!
Первый-ПОНЕДЕЛЬНИК,
Зайка – рукодельник ,
А за ним ВТОРНИК,
Соловей-задорник.
А за вторником СРЕДА –
Лисичкина еда.
За средой ЧЕТВЕРГ –
Волк глазами сверк.
За четвергом ПЯТНИЦА
Колобком прокатится,
А за пятницей СУББОТА –
Баня у енота.
За субботой ВОСКРЕСЕНЬЕ –
Целый день у нас веселье!…

Среди дней любой недели
Первым будет понедельник.
День второй за ним пошел,
Это вторник к нам пришел.

Нам не деться никуда…
Третий день всегда среда.
Он четвертый там и тут,
Этот день четверг зовут.

В череде рабочих дней
Пятый пятница теперь.
Вся закончена работа
День шестой всегда суббота.

День седьмой?
Его мы знаем:
Воскресенье, — отдыхаем!

Вот неделя. В ней семь дней,
Поскорей знакомься с ней.
Первый день
По всем неделькам
Носит имя понедельник.
Вторник – это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка-среда –
Третьим днем была всегда.
А четверг – четвертый день
Шапку носит набекрень.
Пятый – пятница-
сестрица –
Очень модная девица.
А в субботу – день шестой –
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний – воскресенье –
Назначаем днем веселья.
Завтра снова детский сад
Ждет-пождет своих ребят.

Куда девался понедельник
-Где бездельник Понедельник?-
Спрашивает Вторник.
-Понедельник — не бездельник,
Никакой он не бездельник,
Он отличный дворник.
Он для повара Среды
Притащил бадью воды.
Кочегару Четвергу
Смастерил он кочергу.
Но приходила Пятница
Скромница, опрятница.
Он оставил всю работу
И поехал с ней в Субботу
К Воскресенью на обед.
Передал тебе привет!

Дни недели пролетели,
Что запомнить мы сумели?
Первый день недели —
Это… (понедельник).
Подметает дворник?
Значит, это… (вторник).
С кошками беседу
Проведем мы в… (среду).
Черепаший фейерверк
После дождичка в… (четверг).
Ничего не ладится?
Это, братцы. (пятница).
Запрягают бегемота?
Это, видимо. (суббота).
Много шуток и веселья?
День последний. (воскресенье).
Мы теперь расскажем всем:
Дней в неделе ровно семь!

Учим дни недели с ребенком

Думаю, никто не будет спорить, что умение разбираться в днях недели очень полезно для ребенка. Когда малыш начинает посещать детский сад, кружки, секции, сталкиваться с работой различных муниципальных учреждений, у него появляется множество вопросов: почему сегодня в детский сад идти не нужно? почему в бассейн только завтра? Все эти учреждения работают по каким-то законам, о которых ребенок, конечно, тоже хочет быть в курсе. Если вы научите малыша определять дни недели, то он сможет примерно представлять, что его ждет в тот или иной день. А это уже первый шаг на пути к планированию собственного времени.

Не стоит приставать с распорядком недели к ребенку младше трех лет, для него это понятие еще слишком абстрактное. Его нельзя пощупать и хорошенько рассмотреть. Да и чувство времени еще не сформировано достаточно хорошо. Самое оптимальное время для знакомства с днями недели – это период, когда ребенок начинает на постоянной основе ходить в различные кружки, секции, детский сад. Здесь уже вторники и среды будут не пустым звуком, а днями, связанными с конкретными событиями.

Из этой статьи вы узнаете, как выучить дни недели с детьми так, чтобы процесс прошел легко и интересно.

1. Первый календарь

Как известно, дети усваивают любую информацию лучше всего, когда она подается в игре. Поэтому не торопитесь сразу предъявлять малышу годовой календарь с несчетным количеством цифр, а лучше подготовьте доступное и наглядное игровое пособие – что-то вроде недельного календаря, на котором ребенку будет интересно в ежедневном режиме отслеживать дни недели. Пока что забудьте про числа и месяцы, обращайте внимание только на дни недели! Желательно сделать календарь так, чтобы каждый день ребенок мог что-нибудь откреплять / прикреплять / наклеивать / закрашивать и т.д. Таким образом, будет задействован не только зрительный канал восприятия, но и чувственный.

У нас с Таисией календарь представляет собой паровоз, где каждый вагон – это кармашек. Висит паровозик на самом видном и используемом месте – холодильнике . С утра Тася пересаживает Машеньку в тот вагончик, который соответствует наступившему дню недели, и заодно проверяет, что запланировано на этот день. В этом ей помогают картинки-напоминалки, закрепленные над вагончиками. Картинки могут напоминать как о регулярных секциях, так и о других интересных грядущих событиях (например, поход в цирк, день рождения бабушки). Вот пример наших напоминалок – танцы, бассейн и музыкальная школа.

Паровоз – это лишь один из множества вариантов оформления первого календаря. Календарь также можно сделать в виде лестницы со ступеньками, цветика-семицветика, у которого лепестки отстегиваются и пристегиваются на липучки, или просто в виде круга с семью секторами и вращающейся стрелкой, и т.д.

После того, как вы нашли на календаре наступивший день недели, полезно обсудить с ребенком, будний это день или выходной (если родители работают по пятидневке и ребенок посещает детский сад, эти понятия, как правило, запоминаются довольно легко). Кроме того, можно вспомнить один из стишков про дни недели (см. ниже).

Будьте готовы к тому, что интерес ребенка к календарю не будет вечен, скорее всего, через 3-4 недели энтузиазма у малыша поубавится, и он будет все чаще забывать подходить к календарю. В этом случае лучше просто отложить календарь на какое-то время и вернуться к нему позже. Либо можно попробовать отслеживать дни другим способом. Например, нам очень понравился пазл «Я учу дни недели» фирмы «Оксва» .

Собирать такой, пазл, конечно, можно и за один присест, но, на мой взгляд, гораздо интереснее и познавательнее, каждый день дополнять пазл новыми деталями (например, во вторник даем ребенку цифру «2», слово «вторник» и соответствующую деталь картинки). Так, по мере приближения недели к концу картинка будет становиться все больше. Вид недостроенной картинки прямо-таки интригует Таисию, она усердно старается вспомнить, какой же там день идет следующим номером, лишь бы только поскорее получить еще один кусочек пазла

Детям постарше также можно предложить закрашивать каждый день на обычном календаре или переставлять день на календаре с передвижным окошечком. Даже если ребенок еще плохо знает двузначные цифры, это будет хорошей подготовкой к знакомству с ними.

Ребенку лет от 4-5 также может понравиться что-то вроде календаря природы ( Лабиринт , Ozon , My-shop ). Он дает возможность отмечать не только день недели, но и времена года, месяц, число, погоду.

2. Стихи про дни недели для детей

В стихотворной форме, как известно, все легче и быстрее запоминается, поэтому и сейчас можно прибегнуть к помощи веселых стихов про дни недели. Приведу несколько хороших стихотворений. Нам нравится их читать, поочередно указывая на каждый день недели в календаре (например, на вагончики в паровозе).

Стихи про дни недели
методическая разработка на тему

Стихи для запоминания дней недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
stihi_pro_dni_nedeli.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

СТИХИ ПРО ДНИ НЕДЕЛИ

Все время купалась муха.

В отличном клубничном варенье.

Купалась она в воскресенье,

В понедельник – в вишневой наливке.

Во вторник – в томатной подливке.

В среду – в лимонном желе.

В четверг – в киселе и смоле.

В пятницу – в простокваше,

В компоте и манной каше.

В субботу , помывшись в чернилах,

Сказала: – Я больше не в силах!

Ужасно – жужжасно устала,

Но, кажется, чище не стала!

Дядька крикнул мне “бездельник” –

Это было в ПОНЕДЕЛЬНИК .

На забор я лез, и дворник

Гнал меня метлой во ВТОРНИК .

В СРЕДУ я ловил жука

И свалился с чердака.

Воевал в ЧЕТВЕРГ с котами

И застрял под воротами.

В ПЯТНИЦУ дразнил собаку –

Изорвал себе рубаху.

А в СУББОТУ – вот потеха! –

На свинье верхом поехал.

В ВОСКРЕСЕНЬЕ отдыхал –

На мосту сидел, дремал.

Да с моста свалился в реку.

Не везёт же человеку!

Жаль, всего семь дней в неделе –

Дел навалом у Емели:

В ПОНЕДЕЛЬНИК на печи

Не скучает и во ВТОРНИК –

Он плетёт слону намордник.

Языком молотит в СРЕДУ

И баклуши бьёт соседу.

После дождичка в ЧЕТВЕРГ

Он пускает фейерверк.

ПЯТНИЦА – тяжёлый день:

Тень наводит на плетень.

И СУББОТА не суббота :

У него на мух охота.

Но седьмой настанет день –

Сдвинет шапку набекрень…

Потому что ВОСКРЕСЕНЬЕ –

Это праздник и веселье:

И, улёгшись на печи,

Ест Емеля калачи!

В общем, трудно жить Емеле…

Было б восемь дней в неделе –

Вот тогда бы он успел

Сделать много важных дел!

Самый первый день недели

Он начальный, он работник,

А за ним приходит

Вторник это день второй,

День рабочий заводной.

Суетится как всегда,

Не залеживайся в постели

Это третий день недели.

Перешел за середину

В удивленье всех поверг,

Наступает день четвертый.

День четвертый проходной

Скоро, скоро выходной.

Вот смеется, улыбается

За четвергом приходит

И за пятым днем пришел,

Отдыхают все с утра,

Радость и покой.

За шестым идет седьмой

Так закончилась неделя,

Семь чудесных дней.

Если ты ее запомнил,

Мишка утром в понедельник

Заглянул в душистый ельник

Муравьишке этим днем

он помог построить дом

А во вторник дождик лил

Мишка к волку заходил

С ним не виделись давно

и сыграли в домино

Заглянул на посиделки

Вместе книжку почитали

и орехи пощелкали

А в четверг проснулся мишка

и к бобру пошел на стрижку

сделал модную прическу

и купил себе расческу

В пятницу с прической новой

мишка в бор пошел сосновый

вместе с зайцем был он рад

там собрать ведро маслят

А в погожую субботу

Мишка наш пошел к болоту

повстречался с лягушонком

угостил его масленком

в день последний – воскресенье

мишка наварил варенья

всех друзей позвал на пир

даже птичек не забыл

Друг за другом пролетели

семь веселых дней недели

мишка все успел

всем друзьям помочь сумел.

Старший братец ПОНЕДЕЛЬНИК –

Работяга, не бездельник.

Он неделю открывает

Всех трудиться заставляет.

ВТОРНИК следует за братом

У него идей богато,

Он за все берется смело

И работа закипела.

Вот и средняя сестрица

Не пристало ей лениться,

А зовут её СРЕДА ,

Мастерица хоть куда.

Брат ЧЕТВЕРГ и так и сяк,

Он мечтательный чудак

Повернул к концу недели

И тянулся еле еле.

ПЯТНИЦА – сестра сумела

Побытрей закончить закончить дело.

Если делаешь успехи,

Время есть и для потехи.

Предпоследний брат СУББОТА

Не выходит на работу.

Шалопай и озорник

Он работать не привык.

У него другой талант –

Он поэт и музыкант,

Да не столяр и не плотник,

В гости ходит ВОСКРЕСЕНЬЕ ,

Очень любит угощение.

Это самый младший брат,

К Вам зайти он будет рад.

Семь их ровно посмотри.

Всех запомнил? Повтори.

Среди дней любой недели

Первым будет понедельник .

День второй за ним пошел,

Это вторник к нам пришел.

Нам не деться никуда.

Третий день всегда среда .

Он четвертый там и тут,

Этот день четверг зовут.

В череде рабочих дней

Пятый пятница теперь.

Вся закончена работа

День шестой всегда суббота .

-Где бездельник Понедельник? –

-Понедельник – не бездельник,

Никакой он не бездельник,

Он отличный дворник.

Он для повара Среды

Притащил бадью воды.

Смастерил он кочергу.

Но приходила Пятница

Он оставил всю работу

И поехал с ней в Субботу

К Воскресенью на обед.

В понедельник спать охота,

И во вторник подремать,

В среду сонный я чего-то,

И в четверг хочу поспать,

В пятницу весь день зеваю,

И в субботу долго сплю,

В воскресенье – отсыпаюсь,

Как же я поспать люблю ;

Подскажите-ка нам звери

Как запомнить дни недели

За ним приходит вторник

За вторником – среда

За средой четверг

Волк глазами сверк.

За четвергом к нам пятница

За пятницей – суббота

За субботой воскресенье

Целый день у нас веселье.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка материалов к недели книги.

Учим дни недели.

Знакомит детей с темой “Овощи”.

Изучение и закрепление знаний о названиях дней недели в стихах, задачках и загадках для детей среднего дошкольного возраста.

Стихи, которые помогут Вам в ознакомлении детей с днями недели легко и непринужденно.

Научить детей дням недели, познакомить детей с названиями, последовательностью дней недели.Закреплять знания детей о названиях дней недели в стихотворной форме.

Данный подбор стихотворений позволит детям запомнить дни недели.

Конспект занятия по ФЭМП для старшей группы на тему: «Дни недели»

Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений.

  • закрепление знаний прямого счета в пределах семи;
  • умение находить последующее и предыдущее число от названного
  • и обозначенного;
  • продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов ;
  • продолжать учить составлять фигуру из геометрических фигур;
  • закрепление знаний в названии времен года, времени суток.
  • Чтение художественнойлитературы.
  • Наглядный (использование иллюстрации).
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
  • Поощрение, анализ занятия.

Чтение сказки «Цветик семицветик».

– Скажите, сколько лепестков было у цветочка.

– Мы сегодня познакомимся с цифрой семь.

– Давайте вспомним с вами дни недели.

– Какой сегодня день недели?

– Какой был вчера день недели?

– Какой будет завтра день недели?

– Какой день недели будет послезавтра?

– Кто скажет, сколько всего дней недели?

Игра «Когда это бывает»

– Мы выходим по порядку, начинаем физзарядку….

– Мы за стол все дружно сели, первое, второе, третье съели.

– Когда, ваши папа и мама приходят с работы?

– Ужинаем мы вечером, а спим ….

– В нашей группе мы соблюдаем режим дня (показываем плакат).

– Что раньше – обед или ужин?

– Что позже: прогулка или завтрак?

– Что раньше полдник или сон в тихий час?

– Скажите, пожалуйста, утро, день, вечер, ночь – что составляют?

1. Назовите части суток.

2. Сколько частей в сутках?

3. Как называются сутки, которые прошли?

4. Как называются сутки, которые скоро наступят?

5. Как называются сутки, в которые мы живем в настоящий момент?

– Ребята, я вам загадаю загадки, а вы слушайте внимательно.

Когда это бывает? (Зима.)

Тает снег, звенят ручьи,

Всё сильней потоки.

И летят уже грачи

К нам из стран далёких. (Весна.)

Можно купаться и рыбу ловить,

Можно по лесу с корзиной бродить,

Бегать по лужам под дождиком тёплым

И не бояться до нитки промокнуть. (Лето.)

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень.)

– Ребята, у нас на столе лежат цифры. Н о они поссорились и нам нужно с вами их помирить, а для этого нужно разделиться на две команды.

– Как можно помирить цифры? Что нужно сделать, чтобы они встали в нужном порядке?

Ответ детей: Выстроить числовой ряд.

– Давайте все вместе повторим числовой ряд.

Дети командами выкладывают числовой ряд. Одна команда считает числа по порядку. Вторая в обратном направлении от 10 до 0.

– Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 6 и 7?

Ответ детей: шесть.

– Назовите соседей числа 6, 2, 4;

– Назовите число, которое больше числа 3 на 1.

– Назовите число, которое меньше числа 5 на 1.

– Назовите число, которое больше числа 6 на 1.

– А теперь сходите друг к другу в гости и проверьте верно ли выполнено задание. Молодцы вы отлично справились с этим заданием.

Физминутка «Дни недели»

В понедельник я купался, Изображаем плавание.

А во вторник –рисовал. Изображаем рисование.

В среду долго умывался, Умываемся.

А в четверг в футбол играл. Бег на месте.

В пятницу я прыгал, бегал, Прыгаем. Кружимся на месте.

Очень долго танцевал. Хлопки в ладоши.

А в субботу, воскресенье Дети садятся на корточки, руки

Целый день я отдыхал. под щеку – засыпают.

– Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру

Игра «Неделька, стройся»

На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с цифрами. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. выстраиваются по порядку в ряд и называют свой день недели. («Первый – понедельник, второй – вторник …)

1. Прошу выйти день, который обозначает понедельник; … среда и т.д.

2. Прошу выйти день недели, который стоит после понедельника, перед субботой, между вторником и четвергом и т.д.

3. Педагог просит выйти дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь); перед средой (дети с цифрами один, два) и называют свои дни недели.

– Молодцы ребята, справились со всеми заданиями.

– Ребята, какую цифру мы сегодня повторяли?

– Какие задания с вами выполняли?

– Что же мы сегодня нового узнали?

– А сейчас покажите, какое у вас настроение.

– У меня тоже хорошее настроение от того, что вы много знаете и такие молодцы.

Ссылка на основную публикацию