Психологический анализ взаимодействия логотерапевта с онкопациентом

Заметки онкопсихолога. ОСНОВНЫЕ ошибки онкологических пациентов

Общаюсь со многими онкологическими пациентами и вижу одни и те же ошибки. Человек бегает по замкнутому кругу, растрачивает и без того не высокую энергетику и еще больше отчаивается

Общаюсь со многими онкологическими пациентами и вижу одни и те же ошибки. Человек бегает по замкнутому кругу, растрачивает и без того не высокую энергетику и еще больше отчаивается. Итак, начнем:

Ошибка 1. Выбор нескольких методов лечения

Тут все просто, если ты выбрал одну дорогу, то просто иди по ней, не останавливаясь. И тогда ты придешь к нужному результату максимально быстро.

Если вы выбираете альтернативное лечение, то вы должны быть готовы к тому, что излечение природными средствами будет не быстрым, организм долго был в стрессе, хотя он будет выздоравливать в любом случае, он так запрограммирован.

И если организм был в стрессе долгие месяцы, и произошла сильная некротизация органов или выросла большая опухоль, организму НУЖНО ВРЕМЯ, чтобы все снова привести в порядок.

Обычно сколько был конфликт, столько будет и выздоровление, если человек опять не залезет в очередной стресс.

Организму можно помочь и выздоровление будет более быстрым, для этого в первую очередь – это решение стресса, который и привел к болезни, обязательно позитивное настроение, очищение, здоровый образ жизни.

Зато такое излечение будет наиболее полным, и организм после выздоровления станет только крепче.

И если в это время вы начнете пить яды (прочла в интернете – вроде кому-то помогло), греть опухоли (сказали что может помочь), ходить в больницу на УЗИ (опять напугали до смерти – «у тебя рак вырос!»), то мы снова вмешиваемся в биохимию организма, не имея понятия о процессах идущих в этой биохимии.

Снова ввергаем организм в страх и стресс, и снова затрачиваем на стресс ту энергию, которая должна была пойти на выздоровление организма. То есть ведем себя как испуганные, несмышленые дети, хватаясь за все подряд.

В этом случае надо вести себя как умный и спокойный взрослый:

«Я уже исцеляюсь природными средствами. Они самые надежные и самые лучшие, потому что они от Природы, и действуют уже многие миллионы лет.

Поэтому я не буду метаться по разным методикам, и стрессовать, а буду набираться сил и наслаждаться жизнью, потому что у меня впереди долгие и плодотворные годы успешной и радостной жизни».

И если наметили себе один путь – делайте всё что надо каждый день (ЗОЖ, визуализации, мотивирующие фильмы, позитив и радость). Делайте это все время, без перерывов и это станет вашей нормой жизни.

Итак. Выберите один путь и просто идите по нему до конца.

Ошибка 2. Продолжать заниматься тем, что делал до болезни

Человек похож на колодец с чистой водой. Он отдает воду и наполняется водой – это в идеале.

Я сделала статистику более чем 30 примеров жизни разных онкологических пациентов, и выяснилась одна закономерность. Подавляющее число онкопациентов жили для других (дети, супруги, родители, и т. д.). То есть воду все время отдавали из своего колодца, отдавали, отдавали…

А, как и чем мы свой колодец наполняли? Радостью и Любовью? Если бы.

Вот и приходит такой высосанный почти до дна пациент ко мне и начинает рассказывать, как он поехал туда, сделал то….

Я говорю: «А что вы делаете для себя? Как вы себя восстанавливаете, ведь вы вычерпали себя почти до дна?» И мало кто что-нибудь вразумительное говорит. Опять надо детей отвезти, маму встретить…

Я начинаю взывать к голосу разума. Посмотрите на Природу. Если животное заболело, оно не будет скакать и носится как прежде. Оно ляжет где-нибудь в кустах, и будет восстанавливаться, пока полностью не поправится. Повторяю, оно будет восстанавливать себя, не будет вычерпывать свой ресурс до песка.

Почему мы так не любим и не ценим себя? А потом начинаем сражаться с многочисленными болезнями, которые сами к себе и притягиваем понижением собственной энергетики.

Боль нашего тела говорит нам об одном – лежите, отдыхайте, устройте себе санаторий, курорт, рай…. Начните, наконец, любить себя!

Итак. Начинайте восстанавливать себя и оставьте жизнь других для других.

Ошибка 3. Выбор окружения для выздоровления

Любого пациента, в том числе и онкопациента, сформировало его окружение. В семье любящих и поддерживающих людей очень, очень редко бывает рак.

Я слышу тревожные истории, что когда в семье прозвучал диагноз «онкология» (хотя мы знаем, это просто реакция организма на сильный стресс), многие родственники начинают хоронить человека: «Пиши завещание, тебе уже мало осталось. Что ты хочешь, у тебя же рак и т.д.»

Мое мнение, что это просто чудовищно. Понятно, почему врачи запугивают пациента – у них план по операциям, тут хотя бы понятно, что это желание денег, но почему это делают близкие люди?

Либо у них свои интересы на имущество пациента, либо они абсолютно психологически, и морально безграмотны.

В любом случае в интересах выздоровления, да и просто жизни онкологических пациентов, надо держаться от таких «вампиров» подальше. Лучше просто исключить их из своего окружения, пусть это будет муж, или даже мама. Если вы не хотите долго и безнадежно болеть – прочь от таких людей!

Если вы сталкиваетесь с ними в квартире – с вашей стороны нужен игнор и молчание. Они начали говорить про вашу близкую смерть – вы про себя: «Господи Иисусе Христе сыне божий..», или « Прости меня, благодарю тебя, я люблю тебя» и так все время, пока приходится общаться с таким человеком.

Не отдавайте ему свою жизненную энергию – во благо она ему не пойдет. А вам она еще очень пригодится.

В период вашего выздоровления от онкологии, очень тщательно выбирайте себе собеседников.

Лучше посмотрите хороший, мотивирующий фильм, чем вы проведете время с охающим и жалеющим вас человеком. Если человек не дает вам радость, надежду и силы – не надо общаться с ним.

Есть возможность сходить к сильному психологу – идите. Честно озвучьте ему свою позицию, и грамотный специалист вам обязательно поможет.

Если вы верующий человек, идите к батюшке, мулле. К хорошему духовному священнику. К старцу или старице – это мудрые и любящие люди, они обязательно поддержат вас.

Итак. Если человек забирает вашу энергию – держитесь подальше от такого человека.

Ошибка 4. Ждать здоровья, а не быть здоровым

Мы знаем с вами про Закон Притяжения: «Во что по настоящему (внутри себя) веришь, то и притягиваешь в свою жизнь».

Почти все онкологические пациенты мне говорят: «Вот выздоровею, тогда и буду искать работу, либо уйду с работы, начинать знакомиться, либо разойдусь…». То есть здоровье переносится на неопределенный период. На когда-то…

Тут надо понять, что организм сам, без нашего вмешательства прекрасно себя починит. Но при условии, что мы своей тревожностью, своими страхами и напряжением не будем создавать ему новые трудности, новые очаги болезни, новые психологические проблемы.

И что мы имеем? Что мы притягиваем в свою жизнь? Мы ожидаем здоровье (когда-то), вот и притягиваем в свое «сейчас» ОЖИДАНИЕ ЗДОРОВЬЯ, а не само здоровье. А ожидать здоровья можно долго, очень долго…

Если вы перестанете грузиться по поводу опухоли, то с ней можно жить долгие годы – это просто затянувшийся ремонт органа. И когда вы настолько успокоитесь, что перестанете своим беспокойством делать новые очаги болезни, организм получит возможность, наконец-то, все починить и убрать эту опухоль.

Но ведь вы не успокаиваетесь! Я постоянно слышу: «Я каждый день смотрю на опухоль и расстраиваюсь! Я иду к врачам, и они УБИВАЮТ МЕНЯ своими словами про опухоль! Я чуть что – щупаю опухоль, и мне кажется, что она стала больше!» И это говорят взрослые, серьезные люди. Не перестаю удивляться человеческой логике.

Что делать? Начать быть здоровыми.

Да, именно так, еще будучи онкологическими (с опухолями) начать становится здоровыми, играть в здоровье, вспоминать себя здоровыми – задавать испуганному подсознанию новую программу, программу Здоровья.

Для этого:

Успокоиться и начать доверять своему Божественному организму

Сказать себе: «моя опухоль чинит поврежденные клеточки моего органа, и когда они будут полностью здоровы, тогда и опухоль уйдет»

сказать себе: «а ведь я с каждым днем чувствую себя все лучше – какой же чудесный у меня организм». И это будет чистая правда – когда падает с плеч жуткий груз тревоги и страха, все идет гораздо быстрее и веселее.

Логика выздоравливающего человека должна быть такая:

температура – я выздоравливаю, организм быстрее восстановит поврежденный орган,

сильная боль – я выздоравливаю, ремонт идет быстрым ходом,

увеличился отек – я выздоравливаю, организму надо больше жидкости для заращивания язвочек и повреждений,

опухоль не меняется – я выздоравливаю, значит, было в органе много повреждений, и моему организму надо больше времени.
Ведь мы годами копили стрессы и раздражения в нашем теле, поэтому дайте организму времени и Радости.

Начните отслеживать маленькие радостные моменты в своем выздоровлении (чуть меньше боли, чуть больше сил, чуть больше радости…).

То есть надо идти в своем подсознании по программе Радости, не обращая внимания на программу Болезни, как бы она сильна не была (а мне плевать, что там говорят врачи и мои недоброжелатели – Я ВЫЗДОРАВЛИВАЮ, и я это твердо знаю, аминь).

Итак. Что бы не происходило в моем организме – я выздоравливаю и доверяю своему телу.

Ошибка 5. Жить по программе страха и тревожности

Страх – это 99% невежества. Если человек знает, что организм сам себя починит, то чего ему бояться?

Вы знаете, что кокаин 100 лет назад продавали в аптеках как средство от бессонницы? Вы знаете, что в начале прошлого века популярным средством от депрессии была лоботомия? Действительно, после того, как тебе вскроют череп, никакая депрессия не страшна.

Вы знаете, что у умственно отсталых людей, особенно у олигофренов, не бывает рака? Почему? Ответ простой – они не боятся, и не тревожатся.

Поэтому я не во всем верю медикам, и никогда не принимаю чужие доводы, не проверив их. И в больницы хожу раз в год сдать анализы, подтвердить, что я полностью здорова, и взять справку в бассейн .

Зачем мне лишний стресс? И лишний страх?

Тревожность.

Что такое тревожность? Еще ничего не произошло, еще все хорошо, а пациент уже в тревоге – что-то скоро будет плохое! И по Закону Притяжения так и происходит – Позвал? Лови несчастье, и начинай с ним усиленно бороться.

Ты его зачем звал? Ты чего вообще тревожился? Нет ответа.

Я в таких случаях спрашиваю: «Вы чего конкретно боитесь?»
Пациент морщит лоб: «Ну, это… что заболею».
Спрашиваю: «Вы хотите заболеть?»
Пациент: «Конечно, нет!»
Я: «Тогда зачем об этом думать?»
Пациент: «Ну, как-то, это … по привычке что-ли…»

Тревожность, это постоянный очень сильный расход жизненной энергии, обычно без подпитки этой энергии (ЗОЖ, вера в Бога, любимая семья, любимая работа, творчество).

То есть человек ПРОСТО ТАК, ПО ПРИВЫЧКЕ расходует свою ценнейшую жизненную энергию на «боязнь что в будущем что-то не так пойдет».

Я обычно спрашиваю: «Хорошо, что-то не так пошло, и что, мир перевернулся? Или апокалипсис наступил?»
Пациент: «Нет, но я не так все планировал!»
Я: «А вы Господь Бог и создаете новую Вселенную?»
Пациент: «Нет, но я же не буду знать, что дальше делать!»
Я: «Посидите, попьете чайку, составите новый план. А может перед вами откроется новый, более лучший путь? У вас так было, планировали одно, а потом все переигралось и получилось гораздо лучше?»
Пациент: «Было и не раз. Так что совсем не тревожится?»
Я: «А что вам дает тревога?»
Пациент: «Я буду готов к беде».
Я: «А зачем вам беда?»
Пациент: «Э-э-э… незачем. Мне не надо беду! Так что, я ее все время жду, когда напрягаюсь?».
Я (про себя мысленно крестясь и напевая мантру) «Конечно, о чем думаем, то и зовем в свою жизнь. Так вам не нужны несчастья и болезни?»
Пациент: «Нет! Я хочу быть свободным, богатым и здоровым. »
Я: «Так зачем напрягаемся?»

Так мы выходим на наше «нормальное» человеческое бытие – всегда чего-то бояться, расстраиваться, когда ЭТО ЧТО-ТО происходит, и потом плакать, какие мы все несчастные…

Скажите бред? Нет, это норма жизни. И эту норму мы прививаем своим детям, так же как, и нам, эту бредятину прививали наши затюканные родители.

Коронный вопрос: И что делать? (Не будем про: Кто виноват?)

Расслабится, и начать доверять Жизни, Судьбе, Богу. Господь прекрасен, мудр, великолепен. Мы созданы по его (ее) подобию, и чего нам бояться и тревожиться?

Читайте также:  Дифференциация звуков Т-К - конспект занятия по логопедии

Начать получать от жизни кайф. Ходите по углям, по стеклам, прыгайте с парашюта, пойте на улицах – вы столько получите удовольствия и адреналина!

Не бойтесь ошибаться. Ошибся, исправлюсь – моя жизнь, живу ее как хочу! Кому должен – всем прощаю.

Посмотрите на успешных и богатых людей. Они тревожатся? Они бояться каждого нового дня? Да они живут на всю катушку, получая от жизни максимум удовольствия! И что мешает сделать это нам? Привычный страх и тревожность? А они стоят счастливой и здоровой жизни?

Выбор только за нами и это прекрасно.

Итак. Перестаем бояться и тревожится. Если у нас не получается: идем к психологу, на тренинг… А самое лучшее – научите не бояться кого-нибудь другого. Дайте ему Свободу.

Мне нравится анекдот про тревожность и осторожность.

Суслики очень внимательные и осторожные животные. Вот встанут они во весь рост и смотрят — не ползет ли змея, не крадется ли волк, не летит ли в небе орел. А самые внимательные получают бампером по морде.

опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Психологический анализ взаимодействия логотерапевта с онкопациентом

Возможности психологической коррекции онкологических больных в рамках интегративной креативно-структурной психотерапии (ИКС-подход)

Ивашкина М.Г. РГМУ, зав.каф. общей психологии РГМУ

Основная идея ИКС – терапии – фокусировка на личности клиента, как целостной и уникальной, исследование ее проблем в развитии на всем жизненном пути, и помощь личности в решении психологических проблем всем комплексом психотерапевтических мероприятий, способствующих развитию спонтанности, гибкости (креативности), рефлексии (структурности) и глобального осознания (интеграции).

Пространство личности можно представить в виде шара, который включает в себя сегменты с темами- проблемами разного уровня, например уверенность в себе и отвержение, отчужденность и симптомы бронхиальной астмы – это полюса одной группы сегментов, а креативность и булимия, сверхконтроль и игровая зависимость – полюса другой. Поэтому с помощью метода ИКС-психотерапии можно решать проблемы разного типа – проблемные состояния личности, кризисные переживания, зависимости, психосоматические расстройства, личностный и профессиональный рост, успех.

Теоретическими основаниями данного подхода являются взгляды на личность, ее развитие и проблематику в целостно-личностном подходе Н.И.Непомнящей, эпигенетической модели личности Э.Эриксона, теории объектных отношений, аналитической психологии К.Г.Юнга, трансперсональном подходе С.Грофа, транзактном анализе Э.Берна, гештальт-ориентированной терапии Ф.Перлза, гуманистической школе К.Роджерса.

Психотерапевтические приемы и техники во многом перекликаются с когнитивно-бихевиоральной терапией, НЛП, глубинной психотерапией, суггестивными методами, психодрамой, гештальттерапией, арттерапией, телесно-ориентированной и системной семейной терапией. В рамках длительной (более 15 лет) психолого-исследовательской работы был выявлен круг психологических особенностей, свойственный людям, страдающим злокачественными новообразованиями. Среди них преобладают следующие-

а) идентификация собственной позиции с позицией ребенка;

б) трудности осознания особо неприятных ситуаций в своей жизни и себя в этих ситуациях;

в) трудности реагирования на неприятные события, неадекватное их тяжести реагирование;

г) выраженная алекситимия;

д) трудности осмысления содержания предлагаемых понятий;

е) господство в ценностной сфере ценностности реально-привычного функционирования и нормативной ценностности, где более значимым фактом является сам факт следования нормам и требованиям, чем то содержание, которое скрыто за этими требованиями и нормами;

ж) сниженная критика к состоянию болезни (как бы отрицается или уменьшается значимость ситуации болезни, пациент отстраняется от нее);

з) превалирование экстернальности (по всем сферам, и особенно- по сфере здоровья, семьи, общения) локуса контроля по сравнению с другими группами испытуемых;

и) низкая значимость ценности “здоровья” по сравнению с другими группами соматических больных;

к) “бедный” опыт болезней в преморбиде по сравнению с другими соматическими больными;

л) наличие жестко сформированных, ригидных стереотипов здоровья и болезни;

м) превалирование в детском опыте стилей воспитания, направленных на закрепление роли “ребенка” доминирующей матерью (потакающей или диктующей);

н) в ряде случаев наблюдается “стихийная” деинфантилизация на пути выздоровления от злокачественной болезни в результате специальной психологической работы, направленной на переосмысление собственной жизни и своей “позиции” в ней;

0) наличие “взрослой” позиции у ряда бывших онкологических больных ( ремиссия 6 – 25 лет) в сочетании с более внимательным отношением к здоровью чем в контрольной группе, повышенной чувствительностью и реагированием на негативные ситуации, более “высокими” типами ценностности.

Полученные данные помогли создать программу психокоррекционной и психореабилитационной помощи онкологическим больным. В рамках данной программы психокоррекционная помощь оказана 138 пациентам с разными формами и стадиями рака, получавшими стандартную терапию (операция, химиотерапия, радиотерапия).

Вот основные психотерапевтические задачи, решаемые в рамках этой программы:

1. Работа с конкретным симптомом – боль, тошнота, страхи и т.д.

2. Работа с темой здоровья и болезни (в целом), направленная на стимулирование у пациента процесса принятия болезни и здоровья, как важных аспектов жизни.

3. Работа с мифами рака.

4. Коррекция алекситимии.

5. Работа с ранними травматическими темами (к источнику проблемы) – обидами, стрессовыми переживаниями.

6. Работа с базовой проблематикой – доверие, границы, креативность, сексуальность и т.д.

7. Работа с семейными онкологическими сценариями.

8. Работа с экзистенциальными переживаниями (темы- «жизнь», «смерть», «жизненный путь», «смыслы жизни», «достижение мудрости»).

9. Структурирование и планирование будущего.

В результате психокоррекционных мероприятий значительно улучшилось качество жизни пациентов, были преодолены такие особенности, как алекситимия, «инфантильные» черты, ригидность, сверхнормативность, склонность к экстернализации. Увеличилась мотивационная готовность пациентов к разрешению экзистенциальных проблем, к принятию жизни и интеграции с новым экзистенциальным опытом. Данные исследования пациентов в ходе психокоррекционных мероприятий и после них показывают высокий процент (более 40%) выхода пациентов в длительную ремиссию, по сравнению с пациентами, не получавшими программы психологической коррекции.

Возможности «игрушечной» («киндер-сюрприз») терапии в работе со взрослыми онкологическими больными

Ивашкина Марина Георгиевна

Игрушка – прекрасное средство, как диагностики психологических проблем, так и частичного, а то и полного их разрешения. Маленькая игрушка позволяет стимулировать механизм регрессии, найти источник эмоционально-психологической проблемы и проработать ее еще на этапе возникновения. Игрушки символически отражают эмоционально-психическую реальность личности, а также ресурсный аспект коллективного бессознательного. Использовать игрушки можно в работе с пациентами различного возраста, детьми и взрослыми, с различной проблематикой.

«Киндер-сюрприз» терапия использует широкий спектр психотерапевтических приемов, это и техники классической психодрамы (обмен ролями, зеркало, дублирование и т.д.), социодрамы (разыгрывание различных ситуаций разным количеством людей), аналитической психодрамы (использование ресурсных сказочных, мифологических, библейский сюжетов в работе с симптомом), НЛП, гештальттерапии и т.д.

Структура «игрушечной» сессии в работе с онкологическими больными.

Каждая отдельная сессия – это творческий продукт совместной игры пациента и ведущего (психотерапевта), поэтому детали каждого занятия нельзя запланировать. Спонтанность и творчество в игре не ограничены, однако сессия имеет определенную структуру. Ее задают три фазы: начальная, игровая и заключительная.

Начальная фаза или разогрев. Ее можно планировать по-разному. В нашей работе часто используется экспресс-разогрев, направленный на работу с телесным симптомом: «Выберите 3 игрушки (из обшей кучи), одна из которых будет символизировать Вас, вторая вашу болезнь (симптом, боль, страдание, проблему и т.д.), а третья – ресурс, который поможет Вам справиться с проблемой». Собственно разогрев – это уже микропсиходрама для бессознательного пациента, он еще ничего не осознал, не вербализовал, но сделал, все что ему нужно, ведь выбор, который осуществляет пациент всегда правильный. И вся следующая работа направлена на исследование проблемы, осознанное простраивание пути решения проблемы с помощью данного ресурса, а также персонажей, которые появляются по ходу действия.

Игровая фаза или собственно действие.

Действие в работе со взрослым пациентом можно строить двумя путями, либо по пути символической драмы, либо по пути субъективно-переживательной.

В символической драме действие строится не от лица «Я» пациента, а от того персонажа, который выбран на роль «Я», например, медведя, машинки, собаки и т.д., соответственно и другие части «Я» замещаются персонажами (например, ни болезнь, а дракон, ни ресурс, а стойкий оловянный солдатик и т.д.). Далее вся драма строится, как конструирование сюжета (сказки, истории), где активно участвуют эти символические персонажи. Символическая драма замечательна тем, что при внешней «легкости», сказочности, «без слезности» она действует сразу на «глубинные» пласты психики, приводя достаточно быстро к серьезным изменениям, правда осознавание наступает не сразу, и пациенту после драмы нужно некоторое время, чтобы осознать, что же все-таки произошло.

Субъективно-переживательная драма характеризуется тем, что действие происходит от лица «Я», симптома и ресурса во внутреннем мире пациента. Действие в рамках этого вида драмы выглядит бурно, порой травматично, осознавания приходят в форме «инсайта», но глубина проникновения в бессознательное менее глубока. Этот метод может показаться травматичным суицидальным, терминальным пациентам, а также, пациентам, пережившим насилие.

Итак, на этапе действия происходит обмен ролями пациента с его субличностями, где психотерапевт становиться вспомогательным «Я», осуществляя дублирование. Пациент же переходя из роли в роль, не только исследует источник симптома, но и пытается разрешить его. Порой выясняются очень интересные вещи, такие как, например, вторичная выгода, детские травматические переживания, которые до этого не осознавались пациентом. Выбирая ресурс, пациент даже не задумывается, как он поможет ему, но в роли ресурса, структурируя процесс решения задачи-проблемы, клиент находит выход для себя, а часто расстается с данным симптомом.

Заключительная фаза или шеринг-обмен чувствами. Этот этап необходим, т.к. Позволяет пациенту осознать и интегрировать новый опыт.

В рамках психокоррекционной работы с онкологическими пациентами с помощью игрушек решаются следующие задачи комплексной психокоррекции и психореабилитации:

1. Исследование и коррекция неблагополучной субъективно-переживательной структуры (картины) болезни-рака;

2. Симптоматическая психокоррекция

3. Психокоррекция алекситимии

4. Работа с детскими травмами и обидами

5. Психокоррекция неблагоприятных (“онкологических”) семейных сценариев.

6. Работа с экзистенциальными переживаниями пациента

7. Построение благоприятного будущего

Рассмотрим решение первой и второй задач с помощью техники «Диалог с болезнью».

Техника «Диалог с болезнью».

Техника направлена на работу, как с темой болезни, так и с конкретными симптомами (боль, страх и пр.). После того, как пациент предъявляет симптом, ему предлагают большой выбор разнообразных игрушек, из которых он должен выбрать игрушки, которые будут играть роли:

1. Самого пациента («Выберите из игрушек себя»)

2. Конкретный симптом пациента (например «боль»)

Далее пациенту предлагают расположить симптом относительно себя. После чего, вместе со специалистом пациент исследует симптом, пытаясь выявить то послание, которое заключает в себе наличие того или иного симптома. Таким образом, разворачивается некоторый диалог, диалог с болезнью, позволяющий выявить:

А) субъективную значимость симптома для пациента,

Б) скрытые потребности пациента,

В) ресурсы пациента.

Болезнь – всегда «манипулятивная» фигура, в ней скрыты нереализованные потребности пациента. С помощью “игрушечного” метода можно исследовать эти нереализованные проблемы, а также сделать шаги на пути адекватной их реализации.

Логотерапия

Логотерапия – это направление психотерапии, в основе которой лежит предположение о том, что развитие личности происходит через ее стремление к поиску жизненного смысла. При отсутствии у человека смысла жизни, когда он не понимает зачем живет, у него развивается экзистенциальная фрустрация, проявляющаяся в неврозах и расстройствах.

Логотерапия имеет ориентацию на исследование, имеющих смысл для существования характеристик и оказывает помощь в осознании этих характеристик, их значимости. Осознав этот смысл, человек выздоравливает, что и является целью логотерапии.

Направление логотерапии имеет похожие принципы, как у гуманистической психологии, но в большей мере все-таки основывается на положениях психоанализа.

Создателем направления логотерапия психология является Виктор Франкл. В логотерапевтической психотерапии логотерапевт направляет свои силы на то, чтобы человек смог приобрести значение своего бытия и сделать это так, чтобы сам логотерапевт своих мыслей и советов при этом не навязывал, а всего лишь подталкивал человека к тому, чтобы он сам нашел утраченный смысл. Для того чтобы это получилось, психотерапевт пользуется методом сократического диалога.

Потерянный смысл жизни и связанные с ним обобщенные ценности могут быть найденными человеком среди таких областей: переживание, творчество и сознательно принимаемое отношение к тем ситуациям и обстоятельствам, которые не поддаются изменению, и где пациент самолично сделать ничего не может.

То есть, благодаря логотерапии, человек учиться смотреть шире, минуя сложившуюся ситуацию и находить смысл вне ее пределов. Одним из самых основных источников смысла является религиозная вера, иногда она есть даже единственным смыслом бытия человека.

Логотерапия Франкла

Метод логотерапия Франкла основные принципы, на которых она основана – воля к смыслу, смысл жизни и свобода воли.

В. Франкл считает принцип «воли к смыслу» самодостаточной мотивацией без определенного ее выражения и порождения иных потребностей. Именно это стремление является центральным понятием между другими, составляющими основы логотерапии. Активное стремление отыскать свое место в жизни является самой сильной мотивацией человека.

Читайте также:  Речевое развлечение Весна пришла

Также основы логотерапии включают понятие ноодинамики, ее В. Франкл определял, как основную движущую силу духа человека. Она создается в поле напряжения, которое возникает между двумя полюсами, то есть между человеком и смыслом. И именно поиск предназначения быстрее доведет человека к состоянию внутреннего напряжения, чем к обретению гармонии и душевного равновесия. Но, важно, что именно это напряжение и будет главным условием человеческого благополучия, как свидетельствуют положения логотерапии. В. Франкл не считает смысл тем, что человек придумывает и изобретает, это слишком просто для него.

Если рассмотреть семантический аспект, то становится понятным, что ядро смысла уходит в трансцендентную духовную сферу. Исходя из этого, Франкл дал название этому направлению не «смыслотерапия», что, казалось бы, очевидным, а «логотерапия», то есть «терапия духом и словом».

Основы логотерапии составляет также понятие сверхсмысла, введенное основателем метода. Такой сверхсмысл невозможно познать с помощью рациональных средств, он шире человеческого познания. Он доступен тому, что передается от ядра личности, от того что имеется в бытии человека, посредством экзистенциального акта, который называется Франклом, как «основополагающая вера в бытие». Только имея волю к смыслу, личности удастся встретиться со сверхсмыслом, в результате чего она будет свободной и сможет отвечать за свои деяния. Итак, воля к смыслу является стремлением человека постигнуть смысл и обретение фрустрации, если этого не состоится.

В. Франкл считал и высказывал это в своей логотерапии, что предназначение жизни для каждого человека есть особенным, поэтому он меняется в зависимости от людей, от ситуации.

Логотерапия твердит, что всегда есть такой смысл, который бы был под силу осуществить конкретному человеку. Здесь жизнь сама предлагает человеку варианты и требует от него действий.

В роли смысла выступают ценностно-смысловые установки, закрепившееся, вследствие обобщения характерных ситуаций в эволюционном развитии человечества.

Франкл в логотерапии выделил три смысловые системы: ценности творчества (человеческие творения, то, что отдается миру), ценности переживания (опыт, который приобретается от внешнего мира), ценности отношений (позиция относительно судьбы).

Также Виктор Франкл уделил внимание понятию совести в логотерапии, он утверждал, что посредством совести человек реализовывает потребность в бытии. Называет ее «органом бытия» и относит к специфическим проявлениям, считая неотъемлемым компонентом условия человеческого существования.

Совесть – интуитивная способность по отысканию единого смысла, направляющая действия человека, оценивая его поступки (что хорошо или плохо) относительно реализации тех смыслов, на которые человек направляет деятельность.

Свобода воли человека относится непосредственно к его опыту. Существуют некие категории людей, считающих свою волю несвободной – это больные шизофренией, которым кажется, что их волей управляет кто-то другой, и философы-детерминисты, которые уверенны, что люди чувствуют волю так, как будто она свободна, но, как они говорят, это самообман. Поэтому различием в их убеждениях и мыслями Виктора Франкла есть то, что нужно дать ответ на вопрос, насколько истинным есть опыт.

Логотерапия Франкла основные принципы, которые описаны выше, являются особенным направлением, в том смысле, что имеют мощное философское основание и каждый может найти свой смысл жизни.

С возникновением направления логотерапия психология приобрела новый опыт, до Виктора Франкла никто настолько сильно не занимался терапией в подобном направлении, хотя философских суждений насчет смысла жизни было очень много. Франкл сосредоточил свое внимание на вопросах о роли смысла в терапии и психопатологии. Благодаря своему опыту пребывания в концлагере, он осознал, что только наличие смысла помогает человеку выживать в самых невыносимых условиях.

В. Франкл в теории логотерапии отошел от глубинных ориентаций, как в психоанализе к стремлению постижения более «вершинных» психических явлений и процессов.

Методы логотерапии являются достаточно практичными в их применении, и, как доказано, эффективными. Выделяются три основные техники логотерапии: парадоксальная интенция, дерефлексия и логоанализ. Они созданы для применения их в работе с пациентами, у которых наблюдаются состояния тревоги, интимные неврозы и обсессивно-компульсивный синдром.

Фобиям и тревожным неврозам характерна предупреждающая тревога, которая порождает те обстоятельства, ситуации, явления, которых боится пациент. Появление таких обстоятельств активизирует антиципаторную тревогу, тем самым, создает порочный круг, который существует до тех пор, пока человек не начнет избегать ситуаций, которые, по его мнению, способны вызвать его страх. Такое избегание называется «ложной пассивностью».

Человек, у которого обсессивно-компульсивный невроз как раз таки занимается этой «ложной пассивностью», когда делает попытки в противодействии навязчивым действиям и мыслям. Такая «ложная деятельность» присуща и пациентам с неврозами интимного характера, проявляясь тем, что человек, стремясь добиться половой компетентности, неадекватно реагирует на ситуацию. Желаемое действие остается невыполнимым через действие «чрезмерной интенции», «чрезмерного внимания» и навязчивого самонаблюдения. В таких случаях эффективной является логотерапевтическая техника парадоксальной интенции.

Парадоксальная интенция логотерапии заключается в том, чтобы вызвать страх у пациента тем, что он делает то, чего боится. Следовательно, пациент с обсессивно-компульсивным расстройством прекращает оказывать сопротивление навязчивым действиям и мыслям, а пациент с фобическим неврозом больше не борется со своими страхами, прекращая антиципаторный круг тревоги. В таком состоянии пациент полностью изменяет свое отношение к ситуации.

Техника парадоксальной интенции логотерапии является эффективной и применяемой, независимо от происхождения симптома, то есть это абсолютно неспецифический метод. Симптоматической терапией его также не назовешь, потому что, используя метод парадоксальной интенции, логотерапевт работает не с симптомами, а с отношением самого пациента к его неврозу и симптоматическим проявлениям.

Иногда этот метод логотерапии помогает даже в самых тяжелых и затянувшихся случаях.

Такой метод однозначно оказывает влияние на глубинные уровни психики, хотя он и отошел в своей теории от глубинного психоанализа, но поверхностным его также не назовешь. Сам Виктор Франкл утверждал, что парадоксальная интенция – это «экзистенциальная переориентация», сложный процесс переучивания человека, а не просто внесение изменений в поведенческие стереотипы.

Вторая техника логотерапии – дерефлексия, ее воздействию поддается самонаблюдение, интенция, чрезмерное внимание. Этот метод особенно является эффективным в применении его в лечении мужской импотенции и невозможности женщины достигать оргазма.

Дерефлексия действует таким образом, что она отвлекает внимание пациента от собственной персоны, в первую очередь, и от выполняемого действия, переключаясь полностью на партнера, что в свою очередь, убирает требования к выполнению определенных действий.

Техники логотерапии (парадоксальной интенции, дерефлексии, логоанализа) очень эффективны в применении, с их помощью устраняется основная проблема, которая не дает покоя, мешает жить и вместе с ней стирается смысл существования. Разрешив мучительную ситуацию, человек может открыть глаза пошире и увидеть, сколько есть всего, чем он может заняться.

Методы логотерапии разработаны с целью – помочь человеку в разрешении его проблем. Поскольку он в них принимает участие, то и результат в большей части зависит от него, его стараний и желания изменить ситуацию.

Логоанализ («логос» – «смысл», «дух») разработан с целью изучения жизни и ценностей пациента.

Цель логотерапии в логоанализе выражается в способности к расширению поля сознания человека, стимулировании его творческого воображения, с целью найти ответы на возникшие вопросы внутри себя самого. В процессе логоанализа пациент должен произвести оценивание отдельных этапов своей жизни, сделав это, обсудить их вместе с психотерапевтом. Благодаря методу логоанализа в логотерапии, человек способен достигать духовного инсайта и переоткрывать для себя заново, существенные значимые составляющие жизни. С помощью использования логотерапии человек способен проникнуть в глубинный смысл переживаний, любви, познать смысл страданий, и найти для себя ответ на вопрос о том, в чем состоит его смысл жизни.

Цель логотерапии состоит в том, чтобы исследовав свои внутренние потребности, человек осознал ответственность за свою жизнь.

Логотерапия – смысло-центрированная терапия, поэтому в ней заложена идея о «стремлении к смыслу». Количество людей жалующихся на бессмысленность существования все время растет, виной этому есть неудачный опыт раннего поиска смысла, а это, в свою очередь, приводит к депрессии, аддикциям и агрессии.

Цель логотерапии состоит в описании процесса смысловосприятия посредством феноменологического анализа для того, чтобы понять, как люди обретают смысл и чувство осуществления.

Логотерапия применяется в различных сферах, которые можно распределить на специфические и на не специфические. К не специфической сфере применения относится психотерапия, занимающаяся разного рода заболеваниями. В специфическую область применения логотерапии входят ноогенные неврозы, которые возникли в связи с утратой значения жизни. В таких случаях применяется методика сократовского диалога, сущность которой заключается в том, что она, лучше всех способна подтолкнуть пациента к размышлениям об адекватном смысле жизни.

Цель логотерапии в расширении способностей увидеть всю плоскость потенциальных смыслов, способных содержаться в любой ситуации.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

ХМЛ-Стоп, CML-Stop

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Вы здесь » ХМЛ-Стоп, CML-Stop » Новости и Объявления » 15.11.2013 Справиться с болезнью онкопациентам помогут психологи

15.11.2013 Справиться с болезнью онкопациентам помогут психологи

Сообщений 1 страница 1 из 1

Поделиться12013-11-15 13:47:28

  • Автор: RAF
  • Модератор
  • Откуда: Москва и область
  • Зарегистрирован: 2011-05-16
  • Уважение: [+25/-0]
  • Позитив: [+173/-0]
  • Пол: Мужской
  • Последний визит:
    Сегодня 11:27:25

Онкологические заболевания являются проблемой не только специалистов – соматологов, но и серьезной психологической проблемой для больного и членов его семьи. Кроме самого лечебного процесса больной нуждается в построении адаптивного механизма, позволяющего ему вести полноценную жизнь в новых условиях. Поэтому участие психолога в команде медиков, ведущих раковых пациентов, жизненно необходимо. Об этом шла речь на пресс-конференции, посвященной изменению системы поддержки онкологических пациентов, которая прошла 13 ноября в Москве в рамках XVII онкологического конгресса.

По словам доктора медицинских наук, профессора Ирины Чукаевой, помощь психолога необходима пациенту, чтобы справиться со страхом, которой вызывает онкологическое заболевание. Даже зная о масштабных исследованиях и успехах в лечении рака, человек относится к болезни, как к безусловно смертельной, и воспринимает ее как синоним смерти. В связи с этим возникла необходимость создавать психологические кабинеты, максимально приближенные к месту диагностики, которые призваны оказать поддержку не только пациентам и их близким, но и врачам, которые ежедневно сталкиваются с этой проблемой. Также в поле зрения попадают больные на терминальной стадии, которым требуется особое внимание на весь остаток их жизни.

Член московского общества семейных психотерапевтов, член правления Ассоциации Онкопсихологов России Ольга Рожкова отметила, что психологическая помощь таким больным имеет определенную специфику. Болезнь и сама по себе меняет психику пациента, поэтому следует говорить о специализированной отрасли – онкопсихологии.

Как пояснила Рожкова, онкопсихология – это современное научное направление, которое возникло на стыке клинической психологии, психотерапии, медицины, этики и эффективно развивается за рубежом и в России. Онкопсихология стоит на позициях комплексного подхода к пациенту, со всем грузом проблем, которые сопровождает данное заболевание. Онкопсихология не занимается собственно онкологией, она создает эффективные условия для продуцирования внешних и внутренних ресурсов пациента, чтобы он мог опираться на них, борясь за свое здоровье. Кроме самих пациентов, онкопсихологи плотно работают с членами их семей, так как семья – это мощная опора во время течения болезни. Кроме того, специалисты занимаются с врачами, которые берут на себя психологическую ответственность за лечение болезни, что является серьезным стрессом.

Таким образом, сказала Рожкова, онкопсихология способствует оптимизации процесса лечения за счет выстраивания эффективного взаимодействия трех составляющих — пациент, родственники, врач. В своей работе онкопсихология использует весь спектр психотерапевтических методик, и все коммуникативные приемы, облегчающие поддержку пациентов медиками и родственниками, «расчищая» доступ к внутренним и внешним ресурсам человека. Известно, добавила Ольга Дмитриевна, что в настоящее время нельзя назвать одну причину рака, это заболевание полиэтиологическое. Поэтому сегодня как никогда важно взаимодействие сил разных узконаправленных специалистов. Появление онкопсихологов в структуре эффективной помощи поможет консолидировать их усилия.

Над этим вопросом работает российская ассоциация онкопсихологов, образованная в 2008 году, куда входит около 600 специалистов. Одна из ее целей – сделать психологическую помощь для пациентов доступной на всей территории страны. За два последних года была разработана программа «Кабинет онкопсихолога» по обучению специалистов из разных уголков России в крупных онкологических стационарах Москвы.

Реальность такова, заметила Рожкова, что в системе здравоохранения не хватает финансов, чтобы обеспечить доступность для всех пациентов, поэтому важную роль в работе ассоциация играют спонсорские программы, которые позволяют психологам проводить бесплатный прием. Сегодня онкопсихологи работают в 13 российских городах, где существуют крупные онкодиспансеры, и откуда пришли соответствующие запросы. За два года квалифицированную помощь получили 9 тысяч онкопацинетов, не считая их родственников. В Москве и Санкт-Петербурге так же работают кабинеты онкопсихологов. В частности, сильная команда специалистов работает в институте Блохина, особенно в его детском корпусе. Служба онкопсихологов открылась и в Санкт-Петербурге, но пока это «инициатива снизу», которая поддерживается небольшими благотворительными проектами.

В настоящий момент также разработана программа психологической поддержки врачей, в плане повышения стрессоустойчивости. В рамках программы врачам даются некоторые знания по психологии заболевшего человека, его особенностях и страхах. Онкопсихологи обучают врачей правилам коммуникации с больными, так как нередко онкологию сопровождает агрессия, которая выливается на медицинский персонал, и с которой необходимо уметь работать. К сожалению, отметила Рожкова, в институтах не учат психологии, и вместо того чтобы нивелировать агрессию пациента, врач начинает защищаться, что приводит к дистанцированию от больного. У врача накапливается стресс, ведущий к синдрому «эмоционального выгорания», который сопровождается не только психологическими, но и соматическими осложнениями. Достаточно сказать что врачи, работающие с таким контингентом больных, живут на 15 лет меньше «обычных» докторов. Кроме того, психологи помогают врачу справиться со стрессом, связанным со смертью пациента. И если раньше врачи игнорировали работу с психологом, то теперь понимание необходимости обучения привело к тому, что тренинги для врачей пользуются огромной популярностью.

Читайте также:  Из опыта работы логопеда неврологического отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения особенности обследования в острый период

Многие психологи по собственной инициативе вечерами и в выходные ведут групповую терапию пациентов и создают отдельные терапевтические группы для родственников, где обучают эффективной поддержке больного. И чем больше спонсорских компаний примут участие в таких проектах, заключила Ольга Рожкова, тем больше изменится качество жизни пациентов, причем не только во время болезни, но и тогда, когда активное лечение закончилось. В этот момент человек нуждается в психологической помощи иногда даже больше, чем в период терапии, так как он лишается поддержки лечащего врача. И работа с онкопсихологом в это время является единственным способом для бывшего больного быстро вернуться к полноценной жизни.
Автор: Ярослав Агафонников
Источник – РИА-АМИ

Теги: Моска, XVII онкологический конгресс, школа пациентов, онкопсихолог,пациенты с ХМЛ, психологическая поддержка

Психологические особенности больных с онкологической патологией

Изменения психического состояния пациентов и психические расстройства при злокачественных новообразованиях обращали к себе особенное внимание психиатров, психологов, специалистов по уходу и психотерапевтов. С другой стороны, при этих грозных заболеваниях отчетливо переплетаются психогенные и соматопсихические влияния (последние чаще представлены астенией, вызванной непосредственно быстрорастущей опухолью).

Необходимо отметить, что в последнее время произошли кардинальные стратегические изменения в общении с пациентами. Так тактика сокрытия от них болезни сменилась признанием их права на диагноз и прогноз. Соответственно изменился и тип реакции на болезнь. Важно также отметить, что внутренняя картина болезни отчетливо зависит от преморбидных особенностей личности пациентов.

На додиагностическом этапе (до того как специалисты подходят к установлению диагноза) больные чувствуют нарастающую астенизацию и массу неприятных ощущений, зависящих от локализации пораженного органа. У них возникает масса страхов, самый частый из которых канцерофобия. Наряду с этим наблюдаются угнетенное настроение, тоскливость, бессонница, ощущение паники. В то же время больные отгоняют от себя мысли о раке, ставят себе иные диагнозы или требуют направления к невропатологу. Иногда больные боятся идти к врачу, чтобы не услышать страшный диагноз. Отмечаются и случаи отчетливого анозогнозического отношения к болезни (ее отрицания).

Реакции больных при установлении диагноза могут быть самыми разнообразными. Наиболее часто имеет место возникновение острого страха, растерянность. Нередки и депрессии с суицидными попытками, напрямую связанные со страшным диагнозом. Согласно В.Д. Менделевичу количество суицидов у онкологических больных резко превышает такие действия при любой другой соматической патологии.

Состояние тревожности – это обычная и нормальная реакция на новую или стрессовую ситуацию. Ее испытывал каждый человек в обычной жизни. Однако психологическое состояние человека, узнавшего о том, что у него онкологическое заболевание, характеризуется особенно высоким уровнем тревоги. В тех случаях, когда диагноз от больного скрывают, это состояние может доходить до уровня выраженного невроза. Описываются и иные варианты внутренней картины болезни на стадиях установления и сообщения диагноза. При дисфорической фазе реагирования на заболевание возможны как агрессивные, так и аутоагрессивные поступки. В небольшом проценте случаев отмечается эргопатический типа внутренней картины болезни – пренебреженье болезнью ради работы и продолжение привычного стиля жизни.

При выписке из стационара на амбулаторное лечение больные часто ощущают себя неполноценными, отверженными. Они стремятся к самоизоляции, утрачивают привычные интересы. В социальной реабилитации таких пациентов, наряду с психотерапевтическими усилиями медработников или психологов, огромную роль играет поведение членов семьи.

Описаны различия психологического и психопатологического состояния пациентов в зависимости от локализации болезненного процесса. Так, тревога особенно характерна при раке легких, галлюцинаторные переживания – при раке печени. У женщин, перенесших операции по удалению матки, яичников или молочных желез, к тревоге за исход заболевания присоединяются опасения резкого постарения, утраты привлекательности и боязнь распада семьи. Как указывалось ранее, психотерапия пациентов в таких случаях должна обязательно проводиться с активным участием их близких.

Стресс как психологическая травма онкологических больных. Известно, что психологическое состояние человека, впервые услышавшего от медицинских работников, что у него, возможно онкологическое заболевание рассматривается как тяжелейший психоэмоциональный стресс.

Изучение особенности эмоционального реагирования на болезнь у онкологических больных методом клинического интервью показывает наличие тревожности у 93%), расстройство сна у 55%, пассивность у 55%, раздражительность – 33%, агрессивность – 12%), депрессия – 13%). Исследование особенностей внутренней картины болезни у онкологических больных показывает снижение самооценки онкологических больных, ярко выраженные эмоциональные расстройства, эмоциональную напряженность, а также высокие показатели фобического компонента. Также прослеживается проекция страхов в перспективу, в будущее, общая озабоченность будущим и повышение астенического компонента.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10423 – | 7681 – или читать все.

Повышение квалификации

» Профессиональная переподготовка

» Повышение квалификации

» Конференции, семинары, тренинги

» Супервизия

Курсы :

» Психологическая и паллиативная помощь онкобольным

Психологическая и паллиативная помощь онкобольным.

48 часов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Программа «Психологическая и паллиативная помощь онкобольным» направлена на получение слушателями знаний о современных теориях, характеризующих психологические особенности онкологических больных и присущие им специфичные состояния и синдромы, а также новейшие приемы и практики широкого спектра методов и техник работы на всех этапах психологического сопровождения онкологического больного и его близких. Курс также нацелен на формирование умений оказания помощи онкологическим больным и их близким, освоение практических подходов к ведению индивидуального консультирования и групповой работы с онкологическими больными.

Преподаватели:

  • Дмитрий Лицов – магистр психологии, экзистенциальный психотерапевт, руководитель Общества психологической поддержки онкобольных VITALITY (Рига)
  • Татьяна Карпунькина – психолог, директор АНО Психологического центра «СемьЯ», директор Сибирского института феноменологической и экзистенциальной психологии (Кемерово)

Цель реализации программы: ознакомление с организацией психологической и паллиативной помощи, ее основными проблемами, основными аспектами оказания психологической и психотерапевтической помощи онкобольным..

Приглашаем: Психологов, социальных педагогов, социальных работников, имеющих/получающих среднее профессиональное или высшее образование. В терапевтической группе могут принять участие онкобольные, их родственники и переживающие утрату.

Модуль 1.

Психологичекские аспекты онкопсихологии (8 часов)

Психологический смысл болезни; этапы переживания болезни; психологический портрет болеющего; что онкобольные хотят от своих близких; психологическое состояние родственников онкобольных; принципы помощи и самопомощи. Границы ответственности при оказании помощи. Как помогая не разрушиться. Как психологу позаботиться о себе. Рекомендации близким и родственникам, как быть в этой непростой жизненной ситуации, как себя вести с болеющим человеком, как оказывать ему реальную эмоциональную поддержку, как говорить о болезни, о смерти, как позаботиться о себе и как не потерять и не разрушить собственную жизнь.

Модуль 2.

Терапевтическая группа «Отчаяние и надежда». (16 часов)

В жизни человека есть данности, встречи с которыми мы стремимся избежать. Мы откликаемся на их «голос» тревогой и беспокойством. Мы защищаемся. Эти данности – конечность существования, одиночество, бессмысленность, свобода, тревога, вина. Осознание этих данностей вызывает вопросы о том, зачем существует человек и как он существует. Эти вопросы становятся остро актуальными, когда в жизни человека возникает пограничная ситуация, такая, например, как тяжелая болезнь. Жизнь одномоментно делится на части – «до» и «после». Появляется очень много «не могу» и «никогда». Физические изменения, болезненное лечение, страх перед неопределенностью и страх смерти, пугающее одиночество, чувства беспомощности, отчаяния, бессилия и безнадежности – все это приводит к защите от жизни, отказу от неё.

Конструктивной опорой, способной поддержать человека и помочь ему справиться с болезнью, жить подлинной аутентичной жизнью, могут стать обнаруженные им смыслы и контакт с другими людьми.

Модуль 3. (24 часа)

Организация психологической и паллиативной помощи. Экзистенциальные основания.

  1. Психологические особенности онкологических пациентов.

Психосоматика: основные теории и модели развития заболеваний.

Психологические особенности онкопациентов. Роль психологических факторов в развитии онкологических заболеваний. Психологические особенности личности и взаимоотношений, способствующие онкозаболеваниям.

Внутренняя картина болезни, типы реагирования на болезнь в зависимости от внутренней картины болезни.

Понятие «вторичной выгоды». Когнитивные особенности восприятия и осознания заболевания у онкологических пациентов.

Проблемы пациентов пожилого возраста.

  1. Психологическое переживание болезни.

Течение онкологического заболевания и этапы лечения больного. Особенности психологической адаптации онкобольного. Анализ особенностей переживания тяжелобольного человека. Стадии принятия неизлечимого диагноза (пять ступеней принятия смерти, выделенные К. Росс). Неадекватные способы реагирования тяжелобольного человека на онкологический диагноз (фиксация на одной из стадий, невротические проявления, возникновение других заболеваний психогенной природы, суицид). Качество жизни пациента. Тревожность и депрессия как неспецифическая реакция в дооперационный период. Переживание последующих периодов как экстремальной и стрессовой ситуации.

Психологические аспекты отношения общества к онкобольным.

Экзистенциальные вопросы, возникающие при работе с онкобольными.

  1. Психологическое сопровождение онкологических больных.

Цели и задачи психологического сопровождения онкологических больных.

Особенности психологической помощи пациентам, находящихся на разных этапах заболевания. Этапы психокоррекционной работы с онкологическими пациентами.

Проблема социальной дезадаптации пациента и его ближайшего окружения в процессе лечения и после него.

Психологические проблемы реабилитации выздоравливающих: беспокойство по поводу мелких физических симптомов; страх окончания лечения; приспособление к несению обычных обязанностей, трудность быть хозяином самому себе; чувство уязвимости для болезни и смерти; синдром выжившего (чувство вины); трудности перехода от состояния больного к состоянию здорового; проблема указания диагноза при поиске и перемене работы; беспокойство по поводу работы и дискриминации со стороны социального страхования; по поводу возможности возникновения рецидива, появления других раковых заболеваний, длительной интоксикации после лечения, возможности иметь потомство и наследственности уже имеющихся детей.

  1. Виды и формы психологической работы.

Психодиагностика для оценки психического состояния пациента, эмоциональных расстройств, нарушений психических функций, выявление особенностей личности больного, исследование субъективной стороны заболевания, ресурсов развития.

Психокоррекция и психотерапия для облегчения эмоционального дистресса, вызванного болезнью и ее психологическими и социальными последствиями, выработка новых жизненных смыслов, разрешение конфликтов, преодоление кризисов.

Консультирование и просвещение для углубления самопонимания, прояснения ситуации, изменения социальной или экзистенциальной позиции, выработки новых психосоциальных умений; преодоления страха, тревоги, напряжения, укрепления веры в выздоровление с помощью доступного пониманию разъяснения сути, основных концепций развития, принципов лечения онкологического заболевания, обучения способам содействия выздоровлению.

Виды психокоррекционной работы: индивидуальное консультирование и психокоррекция, группы психологической поддержки, группы самоподдержки.

Различные формы арт-терапевтической работы (фототерапия, рисуночная терапия, голосо- и звукотерапия, сказкотерапия, терапия присутствием), которые сменяют друг друга в зависимости от стадии заболевания и возможностей пациента.

  1. Психологическое сопровождение семьи онкологических больных.

Психологические проблемы семьи онкобольного. Забота о семье и близких пациента. Поддержка членов семьи. Общение с детьми.

Стадии адаптации семьи к заболеванию близкого человека, цели психологического сопровождения семьи в кризисе. Основные правила взаимодействия семьи с пациентом.

Знание алгоритма диагностики семейной системы. Супервизия работы с семьей.

  1. Помощь при переживании утраты.

Представление о проблеме эвтаназии, проблема смерти и умирания.

Уход за умирающим пациентом.

Помощь при переживании утраты. Переживание горя при потере близких. Работа с потерей (ее различные виды и формы работы). Психологическая и духовная поддержка.

  1. Психологическая помощь медицинскому персоналу.

Выгорание у специалистов, работающих с онкологическими больными: причины, основные симптомы. Методы профилактики профессионального выгорания.

  1. Организация паллиативной помощи.

Необходимость паллиативной помощи. Цели и принципы паллиативной помощи.

Организация системы паллиативной помощи в России.

Эффективность командной формы паллиативной помощи. Психологические проблемы, возникающие при общении врача и онкопациента.

Отношение к пациенту, нуждающемуся в паллиативной помощи. Общение с пациентом.

  1. Работа с болью.

Патофизиологические и клинические основы хронической боли. Диагностика хронической боли и оценки эффективности обезболивания. Лекарственное и нелекарственное лечение хронической боли. Некупируемая боль.

Психологические и социокультурные факторы боли. Психологические и психосоциальные аспекты лечения хронической боли.

Календарный учебный график :

Начало занятийОкончание занятий
1-й модуль4 октября9 октября

Расписание занятий: с 10.00 до 17.30, обед с 13.15 до 14.15

Принять участие можно частично (только в терапевтической группе) или во всей программе.

Стоимость участия во всей программе – 8000 руб.

Только в терапевтической группе – 3500 руб.

При оплате до 20 сентября – скидка 500 руб.

Заявки принимаются до 5 сентября!

При участии во всей программе и наличии базового психологического образования слушателю выдаётся удостоверение о повышении квалификации установленного образца. В этом случае Вам необходимо подать документы на зачисление в учебную группу.

Порядок зачисления в группу (скачать )

Заявление-анкета для иностранных граждан

Ссылка на основную публикацию