Формирование точных движений органов артикуляции

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Проведение артикуляционной имнастики в работе с детьми 5-6 лет

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

ПРОВЕДЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ
КОРРЕКЦИЯ РОТАЦИЗМОВ

Опыт работы учителя-логопеда Румянцевой И.В.

Овладение правильной чистой речью имеет большое значение для ребенка , для формирования полноценной личности. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, обменивается информацией , выражает свои мысли, чувства, желания.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно. Произношение звуков -это сложный двигательный навык, который начинает формироваться с младенчества. В норме формирование правильного произношения заканчивается к 5-6 годам.

Одним из условий нормального становления произношения является полноценная работа артикулярного аппарата. Артикуляция связанна с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. В процессе голосообразования участвуют гортань, трахеи, диафрагма, бронхи, легкие, межреберные мышцы. Не все дети могут овладеть фонетической системой языка самостоятельно. (без специального воздействия и помощи взрослых). Дефекты произношения могут быть выраженными в разной степени. В легких случаях возможна помощь воспитателей, самостоятельное участие родителей в процессе становления звуков речи ребенка. В остальных- требуется квалифицированная помощь логопеда.

Совместная деятельность логопеда, воспитателей и родителей является хорошей предпосылкой для формирования правильного звукопроизношения ребенка. Коррекция звукопроизношения проводится поэтапно.

Рассмотрим подготовительный этап работы. Его цель-подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На данном этапе логопедическая работа идет по нескольким направлениям:

-Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата

-Формирование правильной воздушной струи

-Развитие мелкой моторики рук

-развитие фонематического слуха

-отработка опорных звуков или артикуляционных укладов, для постановки звуков.

Подробнее рассмотрим раздел

Артикуляционная гимнастика- это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности, дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные.

Важными характеристиками арт. движений являются:

их точность, темп выполнения движений, дозировка количества повторений.

Точность движения определяется правильным (заданным) положением речевого органа, его местоположением и формой.

Плавность и легкость- предполагают движение артикуляционных органов без толчков, подергиваний, дрожания.

Движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах, симметрично по отношению к правой и левой стороне лица .

Темп- это скорость движения (может варьироваться в зависимости от успешности овладения тем или иным положениям органа речевого аппарата).

Дозировка количества повторений обязательно должна быть индивидуальной- как для каждого ребенка , так и для данного периода работы с ним .

На начальном этапе рекомендуется проводить гимнастику в течении 2-3 минут постепенно увеличивая количество повторений каждого упражнения. Не следует предлагать детям более 2,3 упражнений. В дальнейшем -к предлагаемым трем упражнениям добавляется 1 или 2 новых.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к сложным. Принципом отбора арт. упражнений служит характер дефекта произношения. Для каждого ребенка логопед составляет индивидуальный комплекс упражнений.

Опыт работы показал, что наиболее распространенным речевым нарушением у детей являются- ротацизм. Поэтому, наиболее важным для себя считаю изучение коррекции данного нарушения.

Ротацизм- ( лат. Rhotacismus, от названия буквы греческого алфавита ro)- расстройство произношения фонем (р) и (рь) которое выражается в искажении этих фонем или их отсутствии в речи, в результате большой сложности артикуляционной работы, в частности языка ( участвуют все мышцы языка).

Встречаются ротацизмы следующих видов

1. Картавый ротацизм

-язычковый (увулярный). Вибрирует не кончик языка, а увула (малый язычок )

-нёбный(велярный). Язык участия в артикуляции не принимает. Вибрирует нёбная занавеска.

2. Губной (билабиальный)-звучание среднее между (в) и (у) , без вибрации языка. Активно работают губы.

-кучерский-. Язык участия в артикуляции не принимает. Активно работают губы.( звучание , как (бр)).

3. Боковой ротацизм.

-Кончик языка и передняя часть спинки языка прижимаются к внутренней поверхности резцов. Боковые края опущены либо с одной , либо двух сторон. Происходит утечка воздуха через боковые щели.

Данный вид ротацизма во временной речевой группе встречается редко, т.к. в его основе лежат причины органического характера , что несомненно ведет к искажению не одной а а нескольких звуков

4. Носовой ротацизм.

– Обусловлен неправильной работой мягкого нёба ( оно опущено ) , вследствие чего происходит утечка воздуха через носовую полость.

– Звучание приобретает гнусавый оттенок ( кг). Язык стремится занять положение заднеязычного звука. Данный ротацизм при моей работе во временной речевой группе не встречался.

5. Одноударный ротацизм.

– Вибрации нет. Кончик языка один раз ударяется об альвеолы

-Наиболее распространённые виды ротацизмов во временной группе увулярный , одноударный и губной . Встречается также параротацизм ( замены звука ”р” другими звуками), чаще ”л” , “й” , “ль” , которые превращаются из физиологической замены в патологическую после 5-6 лет.

При правильной артикуляции звука “р” органы артикуляционного аппарата занимают следующее положение:

-кончик языка поднят к нёбу (альвеолам) , боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам . средняя часть спинки языка прогибается , принимая форму ложечки , корень языка поднят под напором выдыхаемого воздуха , который проходит посредине языка кончик языка вибрирует у альвеол;

-губы открыты ( принимают положение последующего звука );

-ощущается сильная струя воздуха на ладони , поднесенной ко рту;

-мягкое нёбо поднято;

-голосовые связки вибрируют .

При нарушении иннервации мышц языка, короткой подъязычной связке у детей при произношении звуков “р”,”рь” встречаются различные искажения данного звука.

Цель моей работы- разработка и использование игровых моментов в проведении артикуляционной гимнастики. (работа над звуком “р” на подготовительном этапе).

Работа с ребенком начинается с логопедического обследования, которое позволяет собрать и выявить следующие данные:

-данные о развитии речи ребенка ;

-состояние звукопроизношения (определение характера нарушения звука: отсутствие , замену на другие звуки, искажение , дефектную артикуляцию в различных условиях.);

-состояние слуховой функции;

-состояние общей моторики;

-состояние дыхательной и голосовой функции;

-особенности динамической стороны речи;

-состояние фонематического анализа , синтеза, фонематических представлений;

-особенности словарного запаса;

-состояние грамматического строя речи;

Анализ результатов логопедического обследования дает возможность определить речевое нарушение и наметить путь его коррекции. В данном случае определить вид ротацизма и подвижность органов артикуляционного аппарата. На основе чего построить работу по артикуляционной гимнастике (общей и укрепляющей определенные мышцы языка)

Для постановки звука “р” важна как общая артикуляционная гимнастика(упражнения для губ, языка), так и упражнения направленные на установку кончика языка, подготовку его к вибрации.

Работу над артикуляцией целесообразно начинать со сказки о “Весёлом язычке. Дети 5-6 лет, также как и дети младшего возраста слушают её ,повторяют движения по подражанию (на слух или с опорой на зеркальное изображение). Эта сказка эмоционально настраивает детей на занятия, способствует уточнению знаний детей об органах артикуляционного аппарата.

А кто живёт в этом домике?

В этом домике дружок,

Живёт Весёлый Язычок-

Ох, и шустрый он мальчишка

И немного шалунишка.” ( по Новоторцевой И.В.)

Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата. По ходу сказки выполняют простейшие движения языком. Логопед объясняет детям, что разные движения языком (игры) имеют своё название. Перед детьми выставляют домик, с различными картинками – символами. Дети рассматривают и называют картинки (“Заборчик”, ” Мостик”, ” Лошадка”.)

2.Логопед показывает детям альбом с картинками-символами. Для разучивания даёт на занятии 2-3 упражнения. Каждая картинка сопровождается чтением стихотворения или загадкой.

Рассмотрим основные арт. упражнения, целью которых является установка кончика языка и подготовка его к вибрации.

3.Перед тем как перейти к упражнениям непосредственно направленным на установку кончика языка и подготовку его к вибрации , дети разучивают и закрепляют основные арт. упражнения, как статические ( “Птенчики”, “Окошечко”),так и динамические (направленные на распластывание языка).

4. Рассмотрим основные арт. Упражнения, целью которых является установка кончика языка и подготовка его к вибрации.

а. Арт. упражнение “Спрячь конфетку” (др. название-“Орешек”, ” Футбол”)

Описание упражнения: Кончик языка упирается во внутреннюю поверхность слизистой щеки, затем перемещается на другую сторону.

Наглядный материал: предметные картинки, фотографии. Ход работы:

Логопед: “Ребята, послушайте загадку:

В рот положишь – тает,

В разноцветных обёртках бывает”

Логопед: показывает картинки с изображением разных конфет (шоколадных, сосулек и т.п.) Дети описывают, какие конфеты они знают, какая конфета по вкусу, форме, цвету. Логопед “Сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите, за какую щёку я спрятала “конфетку” ( имитационные движения языком). Дети определяют.

Логопед показывает движения сначала в медленном темпе, затем в убыстрённом темпе. Далее предлагает ребёнку показать это упражнение и после его выполнения сказать какую конфету он прячет от всех. Например: ” Я прячу шоколадную конфету” и т.п. Ребёнок должен выполнить упражнение так, чтобы другие дети видели за какой щекой у него конфета (т.е.язык должен быть напряжённым). Дети выполняют это упражнение, а логопед пытается угадать какая у них конфета ( “очень сладкая, круглая” и т.п., т.е . даёт речевой образец.)

б. Арт. упражнение ” Вкусное варенье”.

Описание упражнения: Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Наглядный материал: плоскостное изображение героев сказки ” Малыш и Карлсон”, предметные картинки, фотографии.

Логопед:” Ребята, угадайте, что за человечек прилетел к нам в гости. Он мужчина в полном расцвете сил, в меру упитанный, с кнопкой на животе и пропеллером на спине.”

Логопед достаёт его предметное изображение. ” А что больше всего на свете любит Карлсон?”

Дети: Сладости ( перечисляют их)

Логопед: А с кем дружит Карлсон.

Вместе с Карлсоном прыгал с крыш

Логопед: “Давайте вспомним, когда Карлсон заболел, чем лечил его Малыш.( вареньем)

А каким вареньем лечат нас наши бабушки и мамы когда мы болеем?”

Дети перечисляют названия варенья.

Логопед даёт речевой образец: варенье из малины- малиновое,

варенье из клубники -клубничное,

варенье из вишни- вишнёвое и т.п.

Дети продолжают по образцу.

Логопед:” Представьте, что мы с вами кушали варенье и оно осталось у нас на губах. Давайте его слижем с губ.” Логопед показывает упражнение, дети повторяют. Логопед обращает внимание на то, что язык, которым слизывают варенье, должен быть широким. После выполнения упражнения ” Карлсон” угадывает какое варенье “кушал” ребёнок ( и определяет, правильно ли он “слизывал”)

Данное упражнение так же, как и “Спрячь конфетку”, проводится как часть занятия. В конце занятия дети из предложенных фотографий находят ту, где изображена девочка, выполняющая упражнение ” Вкусное варенье”.

в. Арт. упражнение “Лошадка”.

Описание упражнения: “Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком; цокать медленно и сильно , тянуть подъязычную связку”.

Наглядный материал: предметные картинки.

Логопед: ” На скаку играя гривой,

Скачет быстро он, красиво.

Не догонишь, не дого.

Ишь, как скачет. (и-го-го!)” (В. Степанов)

Логопед:” Кто так говорит?”

Логопед достаёт картинки с изображением лошадок. Дети рассматривают картинки и описывают, какая им понравилась (“рыжая, белая, самая быстрая. ” и т.п.)

Логопед:” давайте покажем, как цокают лошадки” (показ артикуляционного упражнения).

” Лошадка поскакала быстро. медленно. “

Дети выполняют упражнение сопряжённо с логопедом. Затем логопед просит каждого ребёнка выполнить упражнение, а другие дети слушают и комментируют медленно или быстро скакала лошадка.

Далее логопед предлагает игру.

Логопед: ” Предложил щенок лошадке

Поиграть с друзьями в прятки.

Говорит ему она:

Я хочу побыть одна.” ( Е. Лавреньтева)

Логопед выбирает одного ребёнка ” лошадкой”, другого- ” щенком.” “Щенок закрывает глаза и пытается на слух определить какая ” лошадка” скачет (цокает).Затем роли меняются. Логопед следит за правильностью выполнения упражнения. При обучении данному артикуляционному упражнению были использованы как зрительные образы, так и слуховые. В занятии были включены: угадывание загадки, прослушивание стихотворения, игра ” Угадай, кто сказал. “.

г. Артикуляционные упражнения: ” Маляры”, ” Молоточек”.

” Маляры”- открыть рот, широким языком, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба ( вперёд- назад), по щекам (вверх- вниз).

” Молоточек”- улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося т-т-т”.

Наглядный материал: сюжетные картинки, картинки ” предмет в действии”

Логопед показывает детям картинку ” Ну, погоди”, где волк и заяц находятся на стройке. ” Ребята, посмотрите, куда это попали Заяц и Волк?!”

Дети: ” На стройку”.

Логопед:” А что хочет сделать Волк?”

Дети: ” Поймать зайца, съесть его. “

Логопед :” Давайте помешаем волку догнать зайца, будем его отвлекать. “

Вот бежит Волк за Зайцем, а перед ним

” То не град, то не гром-

Кровельщик на крыше.

Бьёт он громко молотком – вся округа слышит.

Он железом кроет дом,

Чтобы сухо было в нём.”

Логопед: ” Как кровельщик стучит молотком?”

Логопед:” Интересно будет Волку слушать обычный стук молотка? Думаю, что нет. А вот если наш весёлый язычок постучит как молоток, то Волк удивится.”.

Логопед показывает детям упражнения.

Дети повторяют его перед зеркалом, затем самостоятельно, т.е. с опорой на собственную артикуляцию.”

Логопед: ” Волк дальше погнался за Зайцем. Вдруг видит: маляр красит стены в доме.

“В новый дом маляр пришёл,

Красит стены, двери, пол.

А наличник на окне

Он доверил красить мне.” ( В. Степанов)

Логопед показывает арт. упражнение ” Маляры”. Дети выполняют упражнение.
Логопед: ” Молодцы ребята, пока мы показывали Волку как работают наши весёлые язычки, Заяц успел убежать далеко, далеко. Волку осталось лишь прокричать Зайцу вслед. “

Дети: ” Ну,Заяц, погоди. “

Выполнение данных артикуляционных упражнений на занятии связано одним сюжетом.Дети с удовольствием переходят от одного упражнения к другому.

д. Арт. упражнение ” Грибок”.

Описание упражнения: Язык всей массой присасывается к нёбу, при этом подъязычная связка должна быть хорошо натянута. Рот открыт.

Оборудование: зеркало, предметные картинки с изображением грибов.

Логопед читает скороговорку

” Шла лисица вдоль тропинки

и несла грибы в корзинке.

Пять опят и пять лисичек.

Для лисят и для лисичек.” ( Л. Ульяницкая)

После чтения скороговорки логопед беседует с детьми на тему ” какие ещё грибы знают дети”. Показывает картинки со съедобными и несъедобными грибами, обращает внимание детей на то, что у гриба есть шляпка и ножка. Показывает артикуляционное упражнение ” грибок”.

Дети определяют, что язык становится похожим на грибок, ” шляпка”- широкий язык, ” ножка”-подъязычная связка.

Логопед предлагает выбрать какой гриб понравился ребёнку больше всего (из предметных картинок) и выполнить арт. упражнение ” Грибок”. Проводится как часть занятия с использованием скороговорки, которую можно выучить с детьми на занятиях по дифференциации звуков “р”-“л”.

При проведении артикуляционной гимнастики также можно использовать следующие игры- упражнения:

1. Логопед предлагает ребёнку картинку с изображением лабиринтов. На одной стороне листа изображены разноцветные точки, на другой- предметы символы ( грибок, гармошка, лошадка, молоточек. и.т.д.) Ребёнку предлагается выбрать себе цветную точку и разгадать лабиринт (к какому предмету приведёт его линия от точки).

2.Ребёнку можно предложить каточки символы, на которых стрелками обозначены положения языка( вверх, вниз, в стороны). Ребёнок должен разгадать, при каких арт. упражнениях, язык занимает положение, направление кот. указывает стрелка.

3.Перед ребёнком разложены карточки. На них : изображение губ ( открытых- закрытых), стрелок, указывающих направление языка, нижней челюсти. Ребёнок должен назвать и выполнить артикуляционное упражнение, подходящее под данную схему . ( отличие от предыдущего упражнения заключается в более детальном изображении линии лица и губ. В упражнении №2 – используется только схема).

4. Перед ребёнком выкладываются по очереди карточки. На них- схематичное изображение ротовой полости, языка. Заштрихованная часть языка обозначает: какую часть языка ( кончик, боковые края и т.д.) необходимо поднять при выполнении арт. движений.

Эти задания развивают не только артикуляционный аппарат, но и образное, логическое мышление детей.

Артикуляционная гимнастика является важной частью логопедического занятия с детьми. Благодаря ей, у детей закрепляются основные движения органов арт. аппарата, тем самым создаётся основа для постановки звуков.

Удачи и успехов в проведении артикуляционной гимнастики!

Формирование движений органов артикуляционного аппарата
методическая разработка по логопедии на тему

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
формирование движений органов артикуляционного аппарата31 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование движений органов артикуляционного аппарата

Наиболее распространенными недостатками речи у детей с отклонениями в развитии являются нарушения звукопроизношения. Они могут варьироваться в разной степени сложности. Исправление звукопроизношения носит всегда этапный характер. Обычно различают четыре этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и дифференциация. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы.

Остановимся боле подробно на подготовительном этапе. Цель этого этапа – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи и т.д.

Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, необходимых для всех групп звуков. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым движением, чтобы взрослый мог контролировать его качество, а ребенок ощущать, осознавать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, используя зрительный контроль. После того, как ребенок научиться выполнять движение, зеркало убирают и функции и контроля берут на себя его собственные кинестетические ощущения. С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык или губы. Где он находиться, какой он, в каком положении и т.д.

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действиями дается название (например, «качели», «маятник», индюк») и подбирается картинка-образ, которая служит образцом для подражания предмету или его движениям при выполнении упражнений гимнастики. Название упражнения и картинку заносят в тетрадь ребенка.

Упражнение перед зеркалом педагог выполняет вместе с ребенком. Он должен уметь показывать правильную артикуляцию и ощущать положения и движения своих органов артикуляционного аппарата без зрительного контроля. Если у ребенка движение не получается, то можно использовать механическую помощь. Например, поднять язык за зубы с помощью шпателя. Не всегда ребенок точно ощущает, где должен находиться язык. Логопед концом шпателя проводит в этом месте , где должен находиться язык ( например, у бугорков за верхними резцами ).

Взрослый приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно ее исполнять, запоминать последовательность действий и правильно их называть. Ребенок выполняет чередование движений языка под счет педагога.

Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков – сходных с нарушенными по артикуляции, но произносимых правильно. Отработка опорных звуков предусматривает следующее: уточнение артикуляции звуков и его правильного произношения в изолированном виде, слогах, словах. Например, для звука «С» опорными являются звуки «И, Ф», для «Ш» -«Т, С», для «Л»- «Т, Ы», для «Р»- «Д, С». Отрабатывая опорные звуки мы добиваемся их четкого произношения в слогах, словах, фразах, что помогает выработке хорошей дикции; приучаем ребенка выделять опорный звук в слогах, словах, фразах. Все это способствует развитию речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Некоторые упражнения из комплекса артикуляционной гимнастики.

  • «Забор»- подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.
  • «Мостик»- выработать нижнее положение языка для подготовки постановки свистящих звуков.
  • «Парус» – подготовка верхнего подъема языка для звуков «р, л».
  • «Лопата» – выработать положение широкого языка, что необходимо для постановки шипящих звуков.
  • «Лошадка» – выработать тонкие дифференцированные движения языка.
  • «Пулемет»- сформировать вибрацию кончика языка для будущего звука «р».
  • «Маляр»- растянуть подъязычную уздечку.
  • «Фокус» – сформировать правильное направление воздушной струи для шипящих звуков.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие расчитано на детей 4 – 5 лет. Основной его целью является сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы). На занят.

Выработка полноценных движений и определенных положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения .

Уважаемые родители ни для кого не секрет что, звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кине.

Уважаемые родители ни для кого не секрет что, звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кине.

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста посредством проведения специальных артикуляционных упражнений, направленных на укрепление и развитие мышц артикуляционног.

ТЕМА: «Знакомство детей с основными органами артикуляционного аппарата и их основными движениями&raquo.

Комплекс №1 содержит упражнения, вырабатывающие основные дижения и положения органов артикуляционного аппарата по М.Ф. Фомичёвой.

Консультация «Артикуляционная гимнастика — основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Мелихова Ирина Валерьевна
Консультация «Артикуляционная гимнастика — основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

По современным нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками своего родного языка к 6-7 годам. Однако, статистика показывает, что далеко не все дошкольники к этому возрасту успешно овладевает правильным произношением звуков.

Нарушение произношения может быть вызвано следующими причинами:

1. Дефектами строения артикуляционного аппарата.

2. Недостаточной сформированностью артикуляционных движений.

3. Недостатками в развитии фонематического слуха.

Недостаток звукопроизношения оказывает негативное влияние на эмоционально-психическое состояние ребенка и мешает не только его развитию, но и общению со сверстниками, полноценной социализации.

Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции,а именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка.

На важность и необходимость своевременного формирования артикуляционной моторики у детей указывали многие отечественные исследователи — Роза Ефимовна Левина, Михаил Ефимович Хватцев, Федор Федорович Рау, Татьяна Борисовна Филичева, Мария Федоровна Фомичева, Галина Васильевна Чиркина и другие

Поэтому успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки, а именно проведения артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том,чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения).

В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на динамические и статические.

К статическим относятся: «улыбка», «трубочка», «окошко», «лопатка», «иголочка» они служат для формирования артикуляционного уклада.

Динамические упражнения: «улыбка-трубочка», «качели», «часики», «лопатка-иголка».

Существуют комплексы упражнений для активных органов артикуляции:

• мимической мускулатуры (щёк).

А также специфические комплексы упражнений с учетом фонетической группы:

• Для заднеязычных звуков;

• Для переднеязычных звуков (т, т’, д, д’, н, н’) звуков;

• Для губных звуков;

• Для свистящих звуков;

• Для шипящих звуков;

• Для сонорных звуков;

• Для мягких звуков;

• Для звонких звуков.

Принципом отбора артикуляционных упражнений служит характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука

Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому

Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.

Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний и дрожания органа.

Темп — это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, взрослый регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным — быстрым или медленным.

Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

Как проводить артикуляционную гимнастику?

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 3-5 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Не следует предлагать детям более 2-3 заданий за один раз, каждое выполняется по 5-6 раз.

Статические упражнения выполняются по 5-7 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

2. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

3. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки.В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.

4. Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.

При отборе заданий для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность, идти от простых к более сложным. Рекомендуется проводить их эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то задание недостаточно хорошо, не следует вводить новых, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено, губы ярко окрашены. Взрослый должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Не надо забывать и правила личной гигиены. У ребенка всегда должен быть чистый платочек, чтобы вытирать губы, обязательно чисто вымытые руки и у ребенка, и у взрослого.

Работа организуется следующим образом:

1. Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Показывает его выполнение.

3. Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а воспитатель проверяет правильность выполнения.

4. Упражнение выполняют все дети одновременно.

Инструкция к упражнению должна быть короткой и понятной ребенку.

• Положи широкий язык на нижнюю губу и удержи под счёт.

Каждое артикуляционное упражнение имеет название, которое отражает его сущность. Для лучшего запоминания необходимо создать образ упражнения, поэтому используется картинка.

Артикуляционные упражнения могут быть использованы в любых возрастных группах, выполняются по нарастающей от младшей группы к подготовительной. Гимнастика, адресованная детям двух, трех, четырех лет стимулирует естественное появление звуков.

Детям 2 младшей группы рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка.Знакомят со следующими упражнениями: улыбка, заборчик, трубочка, птенчики, змейка, часики, качели (динамические упражнения).

В средней группе вводятся новые понятия – верхняя и нижняя губа, верхние и нижние зубы, бугорки за верхними зубами.

В старшей и подготовительной группе уже идет работа по формированию артикуляторной моторики. Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

В старшей группе вводится понятие – спинка языка. Следим за плавностью, легкостью, переключаемостью в динамических упражнениях, точностью и устойчивостью при выполнении статических упражнений.

В подготовительной группе уделяем внимание упражнениям на дифференциацию звуков, соотнесение движений с произнесением звуков. Например, «губы улыбаются, когда произносим звук И».

Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работа логопеда по исправлению произношения звуков различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений, навыков.Рассмотрим по этапам эти отличия:

Работа воспитателя и логопеда

Факторы Воспитатель Логопед

Педагогическая цель Стимулирует естественное появление звуков Преодолевает сложившиеся нарушения звукопроизношения

Формы организации гимнастики Преобладает фронтальная форма организации гимнастики Преобладает индивидуальная форма организации гимнастики

Адресация упражнений Преобладают общеразвивающие упражнения Преобладают специфические упражнения

Характер выполнения упражнений Преобладают динамические упражнения Преобладают статические упражнения

Роль воспитанника в процессе коррекции Используется активная артикуляционная гимнастика Используются пассивная, пассивно-активная и активная артикуляционная гимнастика

Критерии отбора упражнений Учет нормальной артикуляции вызываемого звука, возможность использования зрительного контроля со стороны педагога Учет нормальной артикуляции вызываемого звука, учет конкретной формы (пропуск, замена, искажение)

нарушения воспитываемого звука, учет индивидуальных особенностей и возможностей ребенка

Нагрузка Умеренная, доступная для большинства детей От минимальной до максимальной

Таким образом, и воспитатель, и логопед должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребёнка правильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе.

Одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно с нарушением звукопроизношения является принцип повторяемости. Но одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку.

Для того чтобы заинтересовать детей, упражнения объединяются в небольшие сказки. Ведь все люди на свете любят сказки. И эта любовь начинается с детства. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% из того, что видит, и 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.

В младших группах в основном используются сказки о прогулках веселого язычка.

В старших и подготовительных группах также используются сказки, но уже более серьезные, например, авторские сказки Т. В. Рожковой «Божья коровка», «Загадочная бабочка», «Невоспитанный мышонок». Можно также использовать стихи, загадки, считалки.

Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Артикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно! Проработав почти 15 лет учителем-логопедом в детском саду, я заметила, что в последние годы во всех возрастных группах детского сада неукоснительно.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика – это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика» Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика». Цель: тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.

Дидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношения Актуальность. Правильная речь – важнейшее условие для всестороннего развития личности ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Играем со Смешариками» В ноябре 2016 года родителям воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи был показан.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Артикуляционная гимнастика

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. К ним относятся нижняя челюсть, губы, язык, мягкое нёбо. Точность, и сила движений этих органов развиваются у ребёнка в процессе речевой деятельности.

При нарушении артикуляции речи логопеды Юсуповской больницы применяют гимнастические упражнения, инновационные технологии коррекции голоса. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, которые необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения артикуляционной гимнастики для губ

Логопеды проводят артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Каждое упражнение выполняют по 5-7 раз. Артикуляционную позу следует удерживать в одном положении по 10-15 секунд.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдают определённую последовательность, вначале простые упражнения, а затем сложные. Проводят их эмоционально, в игровой форме. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка тело не напряжено, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Пациент должен хорошо видеть лицо логопеда, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Дети могут пользоваться небольшим ручным зеркалом. Тогда логопед находится находиться напротив ребёнка лицом к нему.

Начинают артикуляционную гимнастику с упражнений для губ. Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы, показывает его выполнение. Затем ребёнок делает упражнение, а взрослый контролирует выполнение.

Логопед следит за качеством выполняемых маленьким пациентом движений:

  • точностью;
  • плавностью;
  • темпом;
  • устойчивостью;
  • переходом от одного движения к другому.

Он обращает внимание на то, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Если у малыша не получается движение, помогает ему шпателем.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики включает как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Детям предлагают выполнить следующие упражнения для губ:

  • улыбка – удерживание губ в улыбке, зубы не видны;
  • трубочка – вытягивание губ вперёд длинной трубочкой;
  • кролик – губы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Далее выполняют упражнения для развития подвижности губ:

  • улыбка-трубочка – губы вытянуть вперёд губы трубочкой, затем растянуть в улыбку;
  • рыбки разговаривают – хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);
  • пятачок – губы, вытянутые трубочкой, двигать вправо-влево и вращать по кругу.

Упражнение «недовольная лошадка» выполняют логопедии выполнятся следующим образом: ребёнок легко и активно посылает поток выдыхаемого воздуха к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Упражнение «Заборчик» вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Ход выполнения упражнения следующий: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, удерживать губы в таком положении под счёт до пяти.

Упражнения для языка

Дети выполняют комплекс статических упражнений для языка:

  • лопаточка – рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе;
  • птенчики – рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости;
  • трубочка – рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.

Затем переходят к динамическим упражнениям для языка. Во время выполнения упражнения «часики» рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка ребёнок тянется попеременно под счёт педагога к уголкам рта. Упражнение «качели» в логопедии выполняют так: рот открыт, ребёнок тянется напряжённым языком к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам. Во время выполнения упражнения под названием «футбол» рот держат закрытым. Напряжённым языком упираются то в одну, то в другую щеку.

С помощью упражнения «парус» происходит подготовка верхнего подъёма языка для звуков [р], [л]. Ребёнок широкий язык поднимает к верхним резцам и упирает в альвеолы. Логопед следит, чтобы язык не провисал, а был напряжённым и широким.

Целью упражнения «пулемёт» является закрепление вибрации кончика языка для звука. Из положения «парус» ребёнок выполняет упражнение «дятел» и добавляет воздушную струю, как толчок воздуха: «Д-ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка – «дрр». Упражнение следует выполнить интенсивно 5 раз.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

В логопедии для развития артикуляции речи применяют упражнения, которые способствуют развитию нижней челюсти. К ним относится упражнение «Трусливый птенчик»:

  • широко открыть и закрыть рот так, чтобы тянулись уголки губ;
  • челюсть опустить примерно на расстояние ширины двух пальцев;
  • язычок- «птенчик» сидит в гнёздышке и не высовывается.

Упражнение следует выполнять ритмично. Затем проводят имитацию жевания с закрытым и открытым ртом.

Чтобы выполнить упражнение «сердитый лев», необходимо опустить челюсть вниз, максимально вытянуть язык к подбородку и мысленно произнести звуки «а» или «э» на твёрдой атаке. Сложнее упражнение выполнить с шепотным произнесением этих звуков.

Ребёнку предлагают произнести пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта:

  • мал, да удал;
  • нашла коса на камень;
  • каков рыбак, такова и рыбка;
  • у ужа ужата, у ежа ежата;
  • под лежачий камень вода не течёт.

В процессе выполнения упражнений логопед следит за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносились немного подчёркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба

Артикуляцию речи улучшают упражнения, укрепляющие мышцы мягкого нёба и глотки:

  • позёвывание с открытым и закрытым ртом;
  • позевывание с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха;
  • произвольное покашливание;
  • имитирование полоскание горла с запрокинутой головой.

Ребёнку можно предложить полоскать горло тяжёлой жидкостью (кефиром, киселём, соком с мякотью), глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков), надувать щёки с зажатым носом. Можно подражать свисту, стону, мычанию.

Логопедические упражнения на различение звуков на слух

Целью приведенных ниже игр и упражнений является развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Они помогают учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с – з, с – ц, ц – ч, ш – ж, ч – щ, с – щ, з – ж, л – р), правильно выделять во фразах нужные слова.

Игры для детей с двух до четырёх лет основаны на звукоподражании:

  • как ребёнок плачет? – ААА;
  • как водичка бежит? – ССС»;
  • как волк воет? – УУУ.

Ещё одна игра для самых маленьких – «Песенка». Логопед показывает карточки-символы гласных звуков – А, У, О, И в разном порядке, а дети поют песенку.

Игра на выделение звука на фоне слова «Поймай звук» проводится в качестве физкультурной минутки. Дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [к]).

Целью игры «Охотники» является развитие фонематического восприятия. Логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Он просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. Услышав нужный звук в ряду других звуков, нужно «проснуться» (сесть прямо).

Для постановки звуков в логопедии применяют упражнение «Окошко». Ребёнка учат удерживать рот широко открытым. Упражнение активизирует круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Ребёнок учится опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам. Малышу предлагают улыбнуться, широко открыть рот и придвинуть расслабленный язык вплотную к зубам. Удерживать позицию следует на счёт до пяти. Во время выполнения упражнения логопед следит, чтобы губы малыша были растянуты, зубы видны, корень языка опущен, язык располагался в полости рта симметрично.

Дыхательная гимнастика в логопедии

Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является одним из основных моментов в структуре логокоррекционных занятий с детьми, которые имеют дефекты произношения звуков. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции дизартрии. Логопеды Юсуповской больницы последовательно применяют различные виды гимнастики. Сначала проводят общую моторную гимнастику, вслед за ней дыхательную, затем голосовую, и только в конце артикуляционную.

Дыхательную гимнастику начинают с общих дыхательных упражнений. Их целью является увеличения объёма дыхания и нормализация его ритма. Пациента учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря малышу: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом его ноздри. Используют упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Учат задерживать вдох, добиваясь глубокого быстрого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

Проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы. «Пузырьки» – используется трубочка-соломинка и стакан воды. Логопед обращает внимание на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны «выходить» долго.

Модно использовать всевозможные свистки, колпачки от ручек детские музыкальные инструменты.

«Фокус» – упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вату логопед кладёт на кончик носа. Пациенту предлагают вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

Можно предложить дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть следует аккуратно, потихоньку, долго. Это же упражнение используют при постановке свистящих и шипящих звуков.

Медицинские технологии в логопедии

БОС – уникальная медицинская технология XXI века. Она основана на применении современной электронной аппаратуры. Методика даёт возможность любому человеку научиться управлять своим организмом и позволяет лечить следующие речевые расстройства:

  • заикание;
  • речевую тревогу;
  • нарушение темпа речи;
  • нарушение звукопроизношения (на этапе автоматизации звуков и введения их в речь);
  • нарушения чтения.

Логопеды используют в практике лечения нарушений речи следующие виды арт-терапии:

  • музыкотерапию;
  • кинезотерапию;
  • сказкотерапию;
  • мнемотехнику;
  • креативную игротерапию (песочную терапию).

К телесно ориентированным медицинским технологиям, которые используют в логопедии, относятся растяжки, упражнения для релаксации, дыхательные упражнения. Реабилитологи Юсуповской больницы выполняют при речевых нарушениях массаж мышц периферического речевого аппарата. Он помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, которые необходимы при артикуляции звуков.

Пальцевый массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками, прищепочный массаж и другие входят в программу реабилитации пациентов с нарушениями речи. При наличии нарушения речи звоните по телефону Юсуповской больницы.

Формирование правильных дифференцированных движений речевого аппарата с помощью артикуляционной гимнастики

Формирование правильных дифференцированных движений речевого аппарата с помощью артикуляционной

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Выработать движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. А. Н. Гвоздев писал, что звук представляет собой сложный комплекс таких кинем (движение органа речи при производстве звука), которые легко разъединяются и слагаются в новые единства, так что из их комбинации может получиться отсутствующий в усваиваемом русском языке звук. Выработка той или иной кинемы открывает возможность к усвоению всех звуков, которые не могли быть произнесены ребенком из-за ее отсутствия.

Необходимо сформировать недостающие движения органов артикуляции; внести коррекцию в неправильно сформировавшееся движение. В тех случаях, когда звук искажается за счет нарушений в способе или месте его образования, необходимо сочетание обоих приемов.

Для формирования артикуляционной базы разработаны типы упражнений, дидактические требования и методические рекомендации. Процесс формирования артикуляционных движений осуществляется как произвольный и осознанный: ребенок учится произносить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются сначала по зрительному подражанию: логопед перед зеркалом показывает правильное выполнение упражнения, объясняет какие движения следует произвести, предлагает ему повторить.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка. При образовании различных звуков каждый орган артикуляционного аппарата занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.

В современной логопедии существует две классификации артикуляционных упражнений.

Автором первой классификации является Т. Б. Филичева. По данной классификации все артикуляционные упражне6ния делятся на две группы: статические и динамические.

Статические упражнения направлены на удержание определенной артикуляционной позы.

Динамические упражнения направлены на переключение с одного уклада на другой, противоположный первому.

Требования, которые необходимо предъявлять к проведению артикуляционных упражнений:

1. Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

2. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

3. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу (это явление носит название коартикуляции).

4. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы.

5. Уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.

6. По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, обязательных для других звуков.

Автором второй классификации является М. Ф. Фомичева. Она делит все упражнения на общие и специальные.

К общим упражнениям относятся все статические и все динамические упражнения.

К специальным относятся упражнения, необходимые для постановки каждого отдельного звука.

Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы. Каждый комплекс имеет определенную направленность.

I. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата.

II. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков.

III. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения шипящих звуков.

IV. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звука «л».

V. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звука «р».

Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.

Требования, предъявляемые к артикуляционной гимнастики:

В старшей группе следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе.

В подготовительной к школе группе для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков. Эта работа способствует развитию у ребенка фонематического слуха.

При дислалии нет необходимости в обилии упражнений для органов артикуляции, достаточно тех, в результате которых окажутся сформированными необходимые движения. Работа ведется над отдельными собственно речевыми движениями, которые не сформировались у ребенка в процессе развития.

При дизартрии нарушение произносительной стороны речи обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Нарушение звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.

К таким структурам относятся:

– периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, нижней челюсти, глотки, гортани. диафрагмы, грудной клетки);

– ядра этих периферических двигательных нервов, расположенных в стволе головного мозга;

– ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловнорефлекторные речевые реакции типа плача, крика, смеха, отдельных эмоционально-выразительных восклицаний и др.

При проведении артикуляционной гимнастики с детьми с дизартрией большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий.

На начальных этапах работу проводят с максимальным подключением других, более сохранных анализаторов(зрительного, слухового, тактильного). Многие упражнения проводят с закрытыми глазами, привлекая внимание ребенка к проприоцептивным ощущениям ребенка. Артикуляционная гимнастика дифференцируется в зависимости от формы дизартрии и тяжести поражения артикуляционного аппарата.

Перед работой по развитию подвижности речевой мускулатуры проводят упражнения для мимических мышц лица. Уже с дошкольного возраста у ребенка развивают произвольность и дифференцированность мимических движений и контроль за своей мимикой. Ребенка учат по инструкции закрывать и открывать глаза, хмурить брови, надувать щеки, проглатывать слюну, закрывать и открывать рот.

Для развития достаточной силы мышц лица, губ используют специальные упражнения с сопротивлением, применяя стерильные салфетки, трубочки. Ребенок обхватывает трубочку губами и старается ее удержать, несмотря на попытки взрослого вытянуть ее изо рта.

Артикуляционная гимнастика языка начинается с воспитания активного прикосновения концом языка к краю нижних зубов. Затем развивают общие, менее дифференцированные движения языка вначале в пассивном плане, затем в пассивно-активном и, наконец, активные движения.

Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений путем раздражения корня языка шпателем. Закрепление осуществляют произвольными покашливаниями.

Важным разделом артикуляционной гимнастики является развитие более тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение движений языка и движений челюсти. Полезны упражнения по стимуляции движений кончика языка при открытом рте, неподвижной челюсти. Развитие артикуляционной моторики ведется систематически, длительно, используя общий комплекс и специфические упражнения. Работа облегчается использованием игр, которые подбираются в зависимости от характера и степени тяжести поражения артикуляционной моторики, а так же с учетом возраста ребенка.

С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы

1. В., В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика (комплекс упражнений). М., 2000 г.

2. «Логопедия». Учебник под редакцией С., Н. М., 1999 г.

3. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Москва-Воронеж, 1997 г.

Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений

Особый акцент в коррекционной работе делается на активизации речевой моторики. У детей с ринолалией к моменту занятий, как правило, уже сформированы патологические особенности артикуляции, обусловленные дефектом анатомического строения речевого аппарата. Их устранение является важнейшим разделом коррекционного воздействия, т. к. для постановки правильного звукопроизношения необходима полноценная работа органов артикуляции: языка, губ, верхней и нижней челюстей. Кроме того, аномалии строения челюстно-лицевой области приводят к нарушению взаимодействия артикуляционных и мимических мышц, вследствие чего ребенок плохо контролирует движения лицевой мускулатуры.

В комплекс мероприятий, направленный на решение практических задач, входит:

массаж артикуляционных и мимических мышц;

гимнастика артикуляционного аппарата и мимических мышц.

В задачи логопедического массажа входит:

ослабить патологические проявления в органах артикуляционного аппарата;

подготовить артикуляционный аппарат к выполнению мышечных движений, необходимых для правильного звукопроизношения;

восстановить угасшие глубокие рефлексы;

усилить тактильные ощущения.

У детей с врожденными расщелинами губы и неба мышцы, как правило, напряжены и требуют расслабления, однако в некоторых случаях отмечается пониженный тонус лицевой и артикуляционной мускулатуры, т. е. мышцы лица, губ, языка вялые, слабые, паретичные. В таких случаях необходим тонизирующий, укрепляющий массаж, когда используются те же движения, но воздействие носит более интенсивный характер.

Работа начинается с общего расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц рук. Особенно важно расслабить мышцы шеи, т. к. это способствует расслаблению мышц языка. Занятия осуществляются врачом ЛФК. Затем приступают к массажу мимических и артикуляционных мышц. Массаж проводится в исходном положении лежа на спине или сидя, при полном расслаблении мышц всего тела.

Массаж лицевых мышц.

поглаживание лба от середины к вискам кончиками пальцев обеих рук легкими равномерными движениями;

равномерное осуществление движений от бровей к волосистой части головы обеими руками с двух сторон;

поглаживание лица от спинки носа к ушам кончиками пальцев обеих рук;

поглаживание лица кончиками пальцев от середины верхней губы к ушам;

поглаживание тыльными сторонами кистей рук от середины подбородка до ушей, затем ладонями от ушей обратно к середине подбородка.

пальцевый душ – легкое постукивание кончиками пальцев от центра к периферии;

пощипывание щек от носа к ушам;

разминание скуловой мышцы: поместив указательные и средние пальцы обеих рук в нижней части виска производить спиралевидные движения к подбородку;

пощипывание лица вдоль скуловой мышцы от середины к ушам и наоборот;

похлопывание лица ладонями.

· поглаживание носогубных складок от крыльев носа к уголкам рта; таким образом, происходит расслабление лицевых мышц;

поглаживание носогубных складок от углов рта к крыльям носа; эти движения носят более интенсивный характер и способствуют укреплению лицевой мускулатуры;

поглаживание спинки носа ото лба к кончику и обратно средним пальцем;

поглаживание крыльев носа от переносицы к основанию носа средним и безымянным пальцами обеих рук.

Массаж губной мускулатуры.

У детей со сквозной расщелиной отмечается деформация верхней губы за счет формирования послеоперационного рубца. Необходимо разрабатывать верхнюю губу, с целью развития ее подвижности, восстановления нормальной анатомической формы, оказания положительного влияния на состояние послеоперационных рубцов. Это вызывает необходимость проведения курса массажа, способствующего развитию тактильной чувствительности в коже верхней губы, помогает развить достаточную подвижность и, таким образом, является подготовкой к формированию артикулем губных звуков.

поглаживать верхнюю губу от периферии к центру средними пальцами обеих рук;

легко постукивать подушечками пальцев по губам и круговой мышце рта.

натягивать верхнюю губу на зубы;

легкими движениями поглаживать верхнюю губу от середины к углам средними пальцами обеих рук;

осуществлять надавливающие движения большим, указательным и средним пальцами обеих рук на верхнюю губу.

У детей с ринолалией язык оттянут назад, сжат в комок и напряжен, а кончик языка при этом остается вялым и ослабленным. Поэтому массаж языка должен быть направлен как на расслабление всего языка, так и на укрепление его кончика.

поглаживать, разминать язык круговыми движениями;

постукивать по языку шпателем;

надавливать на язык надетой на шпатель соской;

захватить язык указательным и большим пальцами обеих рук с помощью бинта и поглаживать и разминать края языка;

пощипывать края языка указательным и большим пальцами.

Помимо массажа формированию правильных артикуляционных укладов и точных артикуляционных движений способствует артикуляционная гимнастика.

При работе с детьми с ринолалией гимнастика служит:

устранению высокого подъема корня языка и его смещения вглубь ротовой полости;

развитию полноценной губной артикуляции;

ликвидации чрезмерного участия корня языка в произнесении звуков.

последовательному формированию непроизвольных, а затем и произвольных мимических движений;

развитию устойчивых двигательных и речевых кинестезий.

В комплексах артикуляционной гимнастики с целью развития функций речевого аппарата проводится пассивная и активная гимнастика. На начальных этапах работы дети выполняют упражнения с помощью логопеда (пассивная гимнастика). Постепенно переходят к тренировке активных движений.

При выполнении активных артикуляционных упражнений необходимо придерживаться ряда определенных правил. Занятия проводятся перед зеркалом, для того чтобы ребенок видел производимые движения и мог подключать для контроля зрительный анализатор. Целесообразно начинать работу с упражнений, которые даются ребенку наиболее легко. К последующим упражнениям переходят лишь после того, как усвоено предыдущее. Количество упражнений должно быть строго дозировано и зависеть от физического состояния ребенка, его индивидуальной выносливости.

Упражнения для активизации мышц шеи.

  • · Опускание головы вниз;
  • · Запрокидывание головы назад;
  • · Повороты головы вправо-влево;
  • · Наклоны головы влево-вправо;
  • · Руки сомкнуты в замок на затылке, отклонять голову назад с сопротивлением рук;
  • · Подставить под подбородок сжатые в кулак кисти, выполнять наклоны головы вперед с сопротивлением рук;
  • · Прижать ладони к ушам, выполнять наклоны головы в стороны с сопротивлением рук.

Упражнения для нижней челюсти.

  • · Плавно и медленно открывать и закрывать рот под счет до пяти, кончик языка при выполнении данного упражнения находится у нижних зубов;
  • · Открывать и закрывать рот;
  • · Имитировать жевание;
  • · Двигать нижнюю челюсть вперед, вправо, влево;
  • · Закусить зубами деревянный шпатель, пытаться вытянуть его изо рта, преодолевая сопротивление;
  • · Выполнять движения нижней челюстью вперед-назад с одновременными наклонами головы вперед-назад;
  • · Выполнять движения нижней челюстью вправо-влево с одновременными поворотами головы вправо-влево;
  • · Наклонить голову и коснуться подбородком груди, рот при этом остается закрытым;
  • · Развести руки в стороны, голову запрокинуть назад, рот открыть, руки вытянуть вперед, голову опустить, рот закрыть.

Упражнения для лицевых мышц.

Перед выполнением активных тренировок перед зеркалом отрабатываются пассивные движения:

  • · сморщить нос руками;
  • · сжимать и расслаблять мускулы щек со стороны носа при помощи рук (имитация попеременного подмигивания левым и правым глазом);
  • · поднять брови руками.

Активная мимическая гимнастика проводится перед зеркалом. Примерные упражнения:

  • · надуть одновременно обе щеки;
  • · попеременно надувать правую и левую щеки;
  • · втянуть щеки в ротовую полость между зубами;
  • · удивиться (поднять брови);
  • · поочередно прищурить глаза;
  • · зажмурить оба глаза;
  • · сделать веселое лицо (улыбнуться);
  • · сделать сердитое лицо (нахмурить брови).

Упражнения для губ.

Специальные упражнения для губ в начале занятий осуществляются логопедом (пассивная гимнастика):

собрать губы в трубочку пальцами;

с помощью указательных пальцев, поставленных в углы губ, растянуть губы в улыбку; обратным движением губы возвращаются в исходное положение;

поднять верхнюю губу указательными пальцами от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа;

опускать средними пальцами нижнюю губу, поставив пальцы в углы губ;

указательным и большим пальцами обеих рук плотно смыкать губы для выработки кинестетических ощущений закрытого рта;

поместив указательные пальцы на верхнюю губу, а большие пальцы обеих рук на нижнюю губу пассивно открывать рот, производить раздвигающие движения;

попеременно перетягивать углы рта вправо и влево, поместив средние пальцы в углы рта.

Эти упражнения проводятся при различном положении рта: рот закрыт, приоткрыт, полуоткрыт, широко открыт.

Активная артикуляционная гимнастика проводится в течение дня. Можно предложить ребенку выполнять перед зеркалом следующие действия:

  • · вытянуть губы вперед трубочкой, как поцелуй мамы;
  • · растянуть углы рта в стороны, так, чтобы стали видны верхние и нижние зубы;
  • · выполнять круговые движения губ;
  • · имитация свиста;
  • · захватывание губами леденцов, палочек различного диаметра;
  • · выплевывание губами семечек, риса;
  • · выплевывание аналогичных предметов с кончика языка;
  • · питье через соломинку.

Упражнения для развития подвижности и укрепления губных мышц можно проводить в игровой форме. Например, предложить ребенку дотянуться губами до конфеты (ириски, леденца), находящейся на некотором расстоянии от его рта. Выполнение упражнения начинается на минимальном расстоянии, доступном ребенку. Впоследствии расстояние увеличивается. Это упражнение также проводится и с сопротивлением, если вместо конфеты использовать трубочку. Ребенок обхватывает трубочку губами и старается ее удержать, несмотря на попытки логопеда вытянуть ее изо рта.

Упражнения для языка.

Важным разделом при работе над артикуляционной моторикой является ликвидация патологической позы языка. В задачи работы входит перемещение языка вперед, опускание его корня и укрепление кончика.

В качестве примера пассивных упражнений можно привести следующие:

захватить язык с помощью бинта и попеременно подтягивать к верхней и нижней губе, а также отводить в стороны;

прижимать кончик языка ко дну ротовой полости шпателем;

поднимать кончик языка шпателем к твердому небу, к верхней губе.

Для ликвидации чрезмерного участия в артикуляции корня языка применяют активную артикуляционную гимнастику:

  • · «блинчик» – широкий расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе;
  • · попеременно тянуть язык в направлении носа, в направлении подбородка;
  • · облизать ложки разной величины, намазанные чем-нибудь вкусным, начиная с игрушечной и заканчивая столовой, выпуклую и вогнутую поверхность;
  • · слизывать варенье с тарелки всей поверхностью языка;
  • · узкий язык упереть в одну щеку, затем в другую (“точки в щечку”);
  • · сильно нажать кончиком языка на нижнюю десну, потом надавить языком на твердое небо, на верхнюю десну;
  • · “почистить” языком верхние и нижние зубы;
  • · посчитать зубки, упираясь в каждый;
  • · широким языком погладить твердое небо от передних зубов к мягкому небу;
  • · повернуть голову вправо, язык высунуть влево, повернуть голову влево, язык – вправо;
  • · покусать кончик языка по всей поверхности;
  • · «часики» – попеременно передвигать язык к правому и левому уголкам губ, нижняя челюсть при этом должна оставаться неподвижной;
  • · облизать верхнюю губу широким языком сверху вниз;
  • · проталкивать язык сквозь стиснутые зубы;
  • · высунуть язык, спрятать, рот при этом не закрывать.

Для перемещения языка в передний отдел ротовой полости очень эффективным является облизывание тарелок или ложек, предварительно намазанных чем-нибудь вкусным (медом, вареньем или сгущенным молоком). При выполнении данного упражнения необходимо следить за тем, чтобы язык тянулся за ложкой, а не наоборот. Голова и шея по возможности должны оставаться неподвижными. Вся нагрузка должна идти на мышцы языка. Данное упражнение также способствует активизации кончика языка.

Упражнения выполняются с включением в различные игровые ситуации. Например, можно рассказать ребенку “Сказку о веселом язычке”, помогающую как выработке правильных артикуляционных укладов, так и формированию качественных характеристик артикуляционных движений (плавность, соразмерность, ритмичность, амплитуда, переключаемость). «Сказку…» можно несколько видоизменить в расчете на детей с ринолалией.

Сказку начинает рассказывать логопед: Жил да был веселый язычок. Он жил не где-нибудь, а в очень интересном домике. Как ты думаешь, что же это за домик?

Если ребенок затрудняется с ответом, логопед использует подсказку: А где живет твой язычок? Как это называется?

Как правило, после подсказки, иногда подкрепленной показом, ребенок дает правильный ответ: Домик язычка – это ротик.

Л.: Правильно, домик язычка – это ротик. Как и положено всякому домику, у него есть дверки. Это губки. Но у него есть еще и вторые дверки. Давай посмотрим на них (улыбается и показывает ребенку зубы). Вторая дверка – это зубки. А теперь ты покажи, какие дверки у твоего домика.

Эти действия служат закреплению полученных навыков по тренировке губной мускулатуры.

Л.: Однажды захотелось веселому язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрывает губы), а затем вторая. И язычок высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Он решил узнать, а не холодно ли на улице?

Рассказ сопровождался демонстрацией описываемых действий. После показа ребенку предлагают сделать то же самое.

Л.: И верно, на улице оказалось холодно, ведь лето уже прошло и наступила зима. И тогда язычок спрятался обратно в домик. Прячь его скорее, а то он замерзнет и простудится. А в домике у него тепло, уютно, там есть постелька, в которой язычок спит. Посмотри, как он спокойно лежит в ротике (показывает). А теперь покажи, как отдыхает твой язычок.

Таким образом, отрабатывается положение языка в полости рта, что особенно важно для ребенка с ринолалией, у которого спастически напряженный язык сжат в комок и оттянут назад.

Л.: Но наш язычок очень любит поиграть и пошалить. Он может так высоко прыгнуть, что достанет до потолка. А знаешь, где в его домике потолок? Давай я тебе покажу (гладит небо языком). А теперь ты покажи.

Это действие дается не сразу и требует постепенного отрабатывания. После того как ребенок усвоит это упражнение, можно предложить ему показать, как язычок щелкает, дотянувшись до неба-потолочка.

Л.: На следующий день язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Он опять открыл дверцы, выглянул, посмотрел влево, вправо, наверх, вниз, а потом опять ушел в свой домик.

Таким образом отрабатываются тонкие дифференцированные движения языка.

Особые упражнения должны быть предусмотрены для детей с девиацией языка, т. е. его отклонением в какую-либо сторону. Девиация языка вправо свидетельствует о слабости мышц левой стороны языка, а его девиация влево говорит о том же в отношении правой стороны.

Упражнения для укрепления и развития мышц языка проводятся с учетом нагрузки на пораженную сторону. Детям предлагают дотронуться до зубов с противоположной стороны вверху и внизу, подпереть противоположную щеку языком, высунуть язык и отвести его в противоположную сторону, оказывая сопротивление шпателю логопеда. Эти упражнения увеличивают нагрузку пораженной стороны языка.

Конспект группового занятия по логопедии с учениками второго класса

Тема: Дифференциация С-Ц в словах, предложениях, тексте

Цель: – Проверить умение различать устно и на письме звуки и буквы С-Ц;
– Обогащать словарный запас;
– Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие

1. Организационный момент
Дети поздоровались, сели

2. Развитие фонематического слуха:
– Хлопните в ладоши, когда услышите звук Ц в словах:
Яйцо, голоса, куница, пальцы, полоса, крыльцо, молодцы

3. Логопед проговаривает слоги, а дети по – очереди повторяют:
СА – СА – ЦА
ЦА – СА – СА
СУ – ЦУ – ЦУ
ЦЫ – ЦЫ – СЫ
СО – СО – ЦО

4. Составьте слова из слогов и назовите получившиеся слова:
рец дво
нок ста
куз нец
тик кус
ся ме цы
ни стра ца
ни лест ца
а ци ка я
гу ни се ца
са ни хар ца
кон ту сти ци я
Проверяем: дворец, станок, кузнец, кустик, месяцы, страница, лестница, акация, гусеница, сахарница, конституция
Словарная работа
Ребята, а кто знает, что обозначает слово Акация? (дети не знают)
Логопед показывает картинку и объясняет, что акация это кустарник
А, как Вы понимаете слово конституция?
Дети: Это наши права
Логопед: Молодцы! Это книга, где записаны права граждан
(Логопед объясняет значение слова конституция и показывает книгу Конституция РФ)

5. Игра: «Наведи порядок в словах»
Соедините разбросанные слоги и назовите получившиеся слова
(слоги могут повторяться)
Цве нок
Двой цо
Сет ца
Сы ток
Коль цы
Пыль ка
Сал хар
Гу се
СА ни
Кон фет
Коль шеб
Проверяем: Цветок, двойка, сетка, сынок, кольцо, пыльца, салфетка, гусеница, сани, сахар, конфетка, кольцо.

6. Игра: «Внимание»
Внимательно прочитайте словосочетания.
Найдите и исправьте ошибки.
Ясный месяц
Блестит кольсо
Толстая гусениса
Серебряная сепочка
Светы сирени
Свежая водиса
Целый цтакан
Сестрица Алёнушка
Немеский язык
Светёт сирень
Смелые бойцы
Пестрая куриса
Проверяем: кольцо, гусеница, цепочка, цветы, водица, стакан, немецкий, цветёт, курица

7. Прочитайте предложения, выбирая из скобок подходящие по смыслу слова.
У цветов сирени красивый…
Лунный… освещал окрестность ( свет, цвет)

Девочке подарили…- семицветик
Спой, …. не стыдись (цветик, светик)

Саша …. за стол и съел суп
Не хвались, заяц, беги пока …. (сел, цел)

8. Спишите предложения, вставляя по смыслу слова с буквами С-Ц
Слова надо подобрать из предложенных карточек, которые лежат на столе (Дети по – очереди подходят и прикрепляют на доску подходящее слово) и объясняют написание слов:
Зиме конец, летит… скворец
Курица созывает своих …. цыплят
Сахар хранится в …. сахарнице
Лист в книге называется…. страница
Москва – …. нашего государства….. столица
В году двенадцать …. месяцев
Поезд подходит к ….. станции
Детёныш птицы называется …. птенец
Сегодня целый день светит….. солнце

Физ. минутка (Движение с речью)
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех.
Дети все на лыжи встали
И по снегу побежали.

9. Составьте и напишите предложения, используя данные слова
(возможны разные варианты, а дети выбирают лучший и записывают)
за, лес, садится, солнце;
крыльце, сидел, на, дед, старый, Семён;
поставила, на, сахарницу, Соня, стол;
Сима, на, ходит, среду, пятницу, и, танцы, в;
соль, в, насыпают, солонку
Проверяем: Солнце садится за лес. Старый дед Семён сидел на крыльце. Соня поставила сахарницу на стол. Сима в среду и пятницу ходит на танцы. Соль насыпают в солонку.

10. Внимательно прочитайте текст
(Подчеркните С – одной чёрточкой, а Ц – двумя)
Ответьте на вопросы
Гиацинт.
Осенью папа принёс луковицу и сказал, что в ней спрятана радость. Мама посадила луковицу в цветочный горшок и поставила его в тёмное место. Ждали месяц. Наконец, появился маленький росток. Он рос в тёмноте. Когда появились бутоны, мама поставила цветок на солнце.
А перед Новым годом он расцвёл! У него было много цветов – синих, душистых – душистых. И каждый цветок был очень красив. Папа сказал, что это гиацинт. Вот какая радость была в луковице!

Вопросы:
Что принёс папа?
Куда мама посадила луковицу?
Когда появился маленький росток?
Когда мама поставила цветок на солнце?
Когда расцвёл цветок?
Как назывался цветок?
Логопед показывает картинку с гиацинтом
Итог занятия
Вы Молодцы! Перед вами листы. Напишите друг другу слово молодец и обменяйтесь записками.
Логопед на доске прикрепляет слово Молодцы! Дети проверяют написание слова Молодец.

Читайте также:  Конспект занятия 'Донецк – мой родной город'
Ссылка на основную публикацию