Применение ИКТ в коррекционном сопровождении образовательного процесса (из опыта работы логопеда)

ИКТ в работе логопеда

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

— повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
— обес­печение психологического комфорта на занятиях;
— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
— формирование личности ребёнка в целом;
— повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
  • При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

    Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

    • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
    • знакомство детей с компьютерными программами;
    • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
    • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

    Задачи коррекционно-образовательного цикла:

    • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
    • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
    • развитие знаковой функции сознания;
    • развитие психических функций.

    Задачи творческого цикла:

    • развитие воображения;
    • развитие познавательной активности.

    На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

    1. Готовый продукт.

    • компьютерные логопедические тренажёры;
    • компьютерные тесты;
    • приключенческие квесты и обучающие игры;
    • книги, учебники и энциклопедии;
    • электронные рассылки;
    • логопедические ресурсы;

    2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

    • составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
    • веб-страницы и веб-сайты;
    • подборки компьютерных тестов;
    • цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

    Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:

    Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

    Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

    Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

    Программа содержит четыре раздела:

    • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
    • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
    • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
    • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

    Особенности программы:

    • Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
    • Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
    • Несколько уровней сложности в каждом задании.
    • Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
    • Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

    «Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

    • Понятие буквы как графического символа звука,
    • Понятие слова как упорядоченного множества букв,
    • Смыслообразующая роль буквы в слове,
    • Символ как обозначение объекта(пиктогрмма),
    • Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

    В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

    «Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык» из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.

    Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

    • Быстрый поиск
    • Половинки слов
    • Поврежденный текст
    • Скорость и понимание

    Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

    Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

    Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:

    • Развития фонематического слуха,
    • Постановки звуков,
    • Развития связной речи,
    • Обучения чтению,
    • Обучения счету,
    • Общей дошкольной подготовки,
    • Развития грамотности.

    А также профессиональные дополнения:

    • Материалы для подготовки занятий,
    • Конструктор картинок,
    • Рабочий стол специалиста.

    Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

    Список литературы:

    1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
    2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
    3. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
    4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
    5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.
    6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.//М.: Педагогика. 1988.
    7. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
    8. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
    9. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.
    10. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.

    Журнал Педагог

    Автор: Шичкова Наталья Владимировна
    Должность: учитель-логопед
    Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад №222” комбинированного вида
    Населённый пункт: г. Барнаул
    Наименование материала: Методическая разработка
    Тема: Проект “Использование ИКТ в логопедической работе”
    Дата публикации: 23.10.2016
    Раздел: дошкольное образование

    МБДОУ «Детский сад №222» комбинированного вида Индустриального района г. Барнаула
    Проект

    в логопедической работе»

    Автор
    : Шичкова Наталья Владимировна, учитель-логопед г. Барнаул, 2016 г.

    Оглавление
    Аннотация 3 Актуальность темы проекта 4 Цели и задачи проекта 5 Возможные риски и пути их преодоления 5 Этапы и механизм реализации проекта 7 Образ конечного результата, критерии его оценки 8 Ресурсное обеспечение 9 Перспективы проекта 9 Приложение

    Аннотация
    Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возмож- ности для развития образовательного процесса. В логопедической работе можно широко использовать компьютерные игры, презентации Power Point. Широкое ис- пользование возможностей сети Интернет позволяет значительно облегчить ком- муникативную часть процесса обучения (логопед – родители) за счет применения виртуальных дневников и проведения онлайн-консультаций. Кроме того, всем специалистам открыты пути для получения профессионального образования (по- вышения профессиональной квалификации) путем дистанционного обучения (ве- бинары, дистанционные курсы профессиональной подготовки и т.п.). Использование ИКТ – это, конечно же, непрерывное получение новых зна- ний, демонстрация и подача нового материала с применением игровых моментов. Используемая наглядность помогает детям легче и быстрее усваивать материал. У них активизируются все мыслительные процессы: мышление, внимание, память, восприятие и воображение. А главное – у них повышается интерес к логопедиче- ским занятиям и усидчивость, чего иногда так не хватает детям с синдромом де – фицита внимания и гиперактивности. Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний спе- циалиста и ребенка, продвигает их в общем развитии. Создаются благоприятные условия для лучшего взаимопонимания ребенка и специалиста, как и для более успешного взаимодействия педагога и родителей. Данный проект направлен на внедрение информационно-компьютерных тех- нологий в коррекционно-педагогическую работу. Он помогает обеспечить доступ- ность логопедической помощи в период развития и формирования речи дошколь- ников в условиях группы компенсирующей направленности. Поэтому проект адаптирован для коррекционной работы с детьми 6-7 лет, посещающих речевую группу в ОНР III уровня в МБДОУ «Детский сад №222» комбинированного вида г. Барнаула. Проект носит открытый характер. Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа: I этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2016 г.) II этап – организационно-проектировочный (ноябрь 2016 – январь 2017 г.) III этап – практический (по май 2017 г.) IV этап – аналитический (май 2017 г.)

    Актуальность темы проекта
    Образование, представляя собой одно из основных средств развития лично- сти человека в социальном плане, должно шагать в ногу со временем, т.е. подвер- гаться изменениям и инновациям, которые соответствуют запросам общества в данную эпоху. Тема инноваций в образовании особенно остро поднимается в последнее вре- мя. Непрекращающийся технический прогресс, глобализация общественных от- ношений, доступность информации требуют и нового подхода к образовательной деятельности. Поэтому тема использования информационно-компьютерных тех- нологий в процессе образовании (и коррекционной деятельности в частности) яв – ляется очень
    актуальной в настоящее время.
    Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Однако стоит различать новации и инновации. Новация – это именно сред- ство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход си- стемы из одного состояния в другое. Т.е. в рамках нашего проекта будет происхо- дить
    актуальное в настоящее время
    внедрение и освоение в коррекционно- образовательном процессе современных компьютерных технологий. За время ра- боты проекта будет создана система коррекции детей с использованием ИКТ, включающая в том числе как новые средства взаимодействия логопед-родители, так и новые средства профессиональной подготовки специалиста. Реализация проекта будет осуществляться через различные формы организа- ции: – дистанционное проф. обучение ( повышение квалификации); – консультации для родителей; – индивидуальные беседы; – использование презентаций и компьютерных логопедических игр на инди- видуальных логопедических занятиях; – участие в вебинарах, посвященных речевым проблемам; – участие в дистанционных профессиональных конкурсах.
    Новизна проекта
    состоит в осуществлении особого, высокотехнологичного подхода к коррекции и развитию речи ребенка, а так же в разработке и примене- нии новой системы взаимодействия с семьями, чьи дети посещают речевую груп- пу.

    Читайте также:  Деревья в осеннем лесу - конспект логопедического занятия

    Цели и задачи проекта

    Цель проекта:
    внедрение ИКТ в коррекционный процесс МБДОУ.
    Задачи:
    1. Получение новых знаний, демонстрация и подача материалов с использо – ванием ИКТ. 2. Создание условий для организации коррекционной непосредственно орга- низованной деятельности с детьми. 3. Применение новых форм сотрудничества с родителями.
    Ценность проекта
    – Создание высокотехнологических условий для оказания своевременной коррекционной логопедической помощи и изменение материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса в МБДОУ. – Реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда. – Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого разви- тия.
    Срок реализации проекта
    : сентябрь 2016 – май 2017 года (промежуточ- ный).
    Участники проекта:
    воспитанники подготовительной речевой группы с ОНР III уровня, учитель-логопед, родители.
    Возможные риски

    и пути их преодоления
    В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмот – рели пути их преодоления.
    Факторы, представляющие возможности (благоприятные факторы)

    внешней среды
    – семьи и дети продолжат получать высококвалифицированную помощь учи- теля-логопеда (отсутствуют структурные изменения коррекционной работы); – интернет-ресурсы дают возможность легко подобрать дидактическое сопро- вождение образовательной услуги; – возможность изучения опыта других образовательных учреждений (напри- мер, общеобразовательных школ, где система онлайн-контакта с родителями уже достаточно широко развита); – конкурсы проектов, проводимые в области образования, могут оказать фи- нансовую и организационную поддержку в осуществлении планов ОУ.

    Факторы, представляющие угрозы для осуществления проекта
    – низкая компетентность родителей в вопросах применения ИКТ; – недостаточное материально-техническое обеспечение в семье.
    Сильные стороны ДОУ
    – у учителя-логопеда имеется большой опыт работы с детьми с применением компьютерной техники на индивидуальных занятиях; – техническое оснащение ДОУ позволяет осуществлять доступ в сеть Интер- нет; – функционирует сайт ДОУ, имеется электронная почта, что позволит обеспе – чить открытость деятельности учреждения по оказанию логопедической помощи детям в рамках проекта.
    Слабые стороны ДОУ
    Слабых сторон ДОУ в рамках данного проекта не обнаружено.
    Определение возможной стратегии

    Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых

    возможностей:
    – Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования речи детей, обозначив проблемы и приоритетные направления их преодоления. – Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласив их к сотрудничеству. – Провести опрос родителей подготовительной речевой группы детей с ОНР III уровня МБДОУ «Детский сад №222» с целью получения информации об уров – не готовности семей к использованию ИКТ в коррекционном процессе.
    Использование сильных сторон для смягчения угроз:
    – Разработать краткое методическое пособие по использованию ИКТ в до- машних занятиях с детьми (отдельно по использованию интернет-ресурсов, отдельно по выполнению домашних заданий). – Предусмотреть дублирование домашних онлайн-заданий классическими ва- риантами (бумажными копиями) для нейтрализации угрозы слабого матери- ально-технического оснащения семьи (отсутствие компьютера, отсутствие доступа в сеть Интернет и т.п.).

    Этапы и механизм реализации проекта

    I этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2016 г.)
    1. Обследование, составление информационного банка детей, нуждающихся в логопедическом сопровождении. 2. Разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого ре- бенка. 3. Разработка плана работы по проекту с учетом п.2.
    II этап – организационно-проектировочный

    (ноябрь 2016 – январь 2017 г.)
    1. Проведение родительского собрания с презентацией проекта 2. Анкетирование родителей по вопросу компетентности в использовании ИКТ. 3. Создание и подбор флеш-игр для использования в индивидуальной кор- рекционной работе (см. Приложение) 4. Создание страницы проекта в сети Интернет (либо отдельного ресурса, либо в форме группы одной из социальных сетей) для контактирования с родите- лями. 5. Разработка кратких методических пособий для родителей. 6. Консультирование родителей по способу участия в проекте.
    III этап – практический (по май 2017 г.)
    1. Проведение индивидуальных коррекционных занятий с использованием ИКТ. 2. Консультирование родителей с применение онлайн-технологий. 3. Проведение открытых логопедических занятий для педагогов МБДОУ с це- лью популяризации проекта.
    IV этап – аналитический
    1. Анализ результатов выполнения проекта. 2. Анкетирование – опрос удовлетворенностью качеством предоставляемых услуг.
    В течение года
    1. Участие в дистанционных педагогических конкурсах. 2. Участие учителя-логопеда в вебинарах логопедической тематики. 3. Обучение учителя-логопеда на дистанционных курсах профессиональной подготовки в Московском социально-гуманитарном институте (1080 часов, с 16.06.2016 по 16.03. 2017 г.)

    Образ конечного результата,

    критерии его оценки

    Результат проекта
    – модель организации коррекционно-развивающей ра- боты с детьми 6-7 лет в условиях речевой группы с ОНР III уровня с использовани- ем информационно-компьютерных технологий.
    Ожидаемые результаты проекта

    Качественные
    – Снижение количества детей, нуждающихся в логопедическом сопровожде- нии (механизм оценки – количественный анализ); – Наличие апробированной схемы логопедической работы с использованием ИКТ. – Создание банка компьютерных дидактических материалов. – Обогащенная предметно-развивающая среда кабинета учителя-логопеда. – Удовлетворенность родителей и педагогов в качестве предоставляемых услуг (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей). – Расширение информационного поля о деятельности ДОУ. – Повышение квалификации учителя-логопеда (механизм оценки – докумен- ты об образовании).
    Количественные
    – Выполнение ФГОС ДО по повышению качества образования и предоставле- ния равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу. – Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте 6-7 лет. Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе. – Высокая и регулярная посещаемость ребенком коррекционных занятий в связи с высокой заинтересованностью. – Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к старшему до- школьному возрасту.
    Эффективность проекта мы будем оценивать
    – По увеличению спроса на посещение логопедической группы: качество услуги; положительные отзывы родителей; по стабильной привлекательности учреждения для родительского контингента. – По интересу к опыту учреждения руководителей других ДОУ и желанию апробации в своих детских садах.

    Ресурсное обеспечение проекта

    Кадровые:
    учитель-логопед (1 ставка)
    Информационные:
    кабинет логопеда оснащен большим количеством современной методической литературы, компьютером с доступом к сети Интер- нет, функционирует сайт ДОУ.
    Временные:
    проект рассчитан на 1 учебный год, считаем, что данного вре- мени достаточно для его реализации и получения первичных результатов.
    Материально-технические
    : в ДОУ: – кабинет логопеда с различными наглядными и методическими пособиями, дополнительные компьютерные программы и оборудование; – методический кабинет имеет наглядные, дидактические пособия по различ- ным линиям развития детей, компьютерное и мультимедийное оборудование.
    Структура управления проектом
    Автор проекта: – осуществляет общее руководство; – отслеживает выполнение плана реализации проекта; – анализирует удовлетворенность родителей качеством оказываемой услуги; – анализирует результаты выполнения проекта; – оформляет нормативно-правовой и методический материал к проекту; – создает условия осуществления образовательного процесса; – поддерживает информационное наполнение онлайн-ресурсов; – организует работу по проведению мероприятий с детьми; – формирует банк компьютерных дидактических материалов; – анализирует результаты диагностики детей; – координирует взаимосвязь между участниками проекта; – консультирует других участников проекта.
    Перспективы проекта
    Предоставление услуги в рамках идеи данного проекта позволяет реализо- вать современный подход к уровню дошкольного образования. Результаты внедрения проекта будут использоваться для долгосрочного проектирования работы педагогическим коллективом коррекционной логопеди- ческой группы (на ближайшие 5 лет). Опыт реализации проекта может быть ис- пользован другими учреждениями, так как в ходе его реализации будут разработа- ны содержательные аспекты применения информационно-компьютерных техно- логий при предоставлении логопедических услуг детям.

    Сообщение из опыта работы “Использование ИКТ в работе логопеда”
    статья по логопедии на тему

    Сообщение из опыта работы для районного методического объединения учителей-логопедов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    soobshchenie_po_ikt_dlya_mo.doc66.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда»

    Ст.воспитатель Перепечина Е.М.

    Учитель-логопед Смирнова А.А.

    Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Модернизация системы образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения»

    Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.

    И нформационно – коммуникационные технологии открывают широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно–развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

    Ни для кого не секрет, что в последнее время число детей с различными нарушениями речи значительно увеличилось. В связи с этим возникает необходимость в разработке новых более эффективных методов и приемов работы с детьми данной категории. Практика показывает, что разнообразие методов и приемов предотвращает утомление, повышает мотивацию и поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность. А значит, возрастает эффективность логопедической работы в целом.

    В норме у старшего дошкольника хорошо развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, если изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает положительные эмоции. Ведь, как показали результаты научного эксперимента, при устном изложении материала, ребенок за минуту воспринимает и способен переработать 1 тыс. условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения уже до 100 тыс. таких единиц.

    Использование различных компьютерных игр, мультимедийных методических пособий на логопедических занятиях у детей с речевой патологией – это удобный и эффектный метод коррекционной работы. Я убедилась в этом на практике. Именно этот метод сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Таким образом, одновременно воздействуя на два важнейших органа восприятия (слух и зрение), добиваемся оптимального усвоения учебного материала детьми. Кроме того, ребенок охотно включается в игру, в диалог с виртуальным персонажем, повторяет за ним соответствующие звуки, эмоционально отвечает на его вопросы. И задача, поставленная логопедом, решается более динамично, эффективно.

    По результатам диагностики выяснилось, что большинство детей, посещающих логопедический пункт нашего учреждения, имеют проблемы (той или иной степени) в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У некоторых ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу я сочла возможным с помощью компьютерных технологий.

    Для того чтобы результат включения ИКТ в работу по коррекционно-развивающей деятельности был более продуктивным, я изучила нормативные документы (закон РФ «Об образовании», “Инструктивное письмо” Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения” , Письмо Министерства «Об учителях – логопедах и педагогах-психологах учреждений образования и т.д.), познакомилась с условиями сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдениеСанПиНов, а именно:

    • использование новых моделей компьютера;
    • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени ( с детьми 5-6 лет: 5-10 мин., с детьми 6-7 лет: 10-15 мин.) от 1 до 3 раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
    • проведение гимнастики для глаз.

    Специалисты рекомендуют во время работы во время работы за компьютером периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

    Кроме того, я посещала курсы по теме «Пользователь ПК» при НОУ ВПО «Институт экономики». Полученные знания, навыки позволили мне создать серию образовательных и методических презентаций, которые я систематически использую в работе с детьми.

    С помощью программ Мicrosoft Word , Мicrosoft Роint , Мicrosoft Роwег Роint, Мicrosoft Оffice Publisher я разработала нескольких видов учебных ММП:

    • презентации для эпизодического включения в занятия;
    • презентации для индивидуальных занятий по автоматизации звуков;
    • игры презентации на основе настольно-печатных дидактических игр, авторские игры – презентации.

    Структура тематических ММП зависит от темы и вида занятий, на которых они используются. Это и развитие связной речи, и обучение грамоте, и работа над звукопроизношением, и формирование лексико-грамматических категорий . Остановлюсь на некоторых более подробно.

    Например, структура ММП к занятию по автоматизации того или иного звука на примере из разных ММП. Каждая из таких учебно-методических презентаций включает в себя занимательные игры на автоматизацию того или иного звука, дифференциацию звуков. Ведь детям гораздо интереснее находить место звука, манипулируя с вагончиками веселого паровозика, реагирующего на правильный ответ (ММП «Звуковой поезд»).

    • артикуляционная гимнастика (на экране появляются анимированные картинки, обозначающие упражнения);
    • изолированное произнесение звука ( при нажатии на «мышку» ребенок произносит звук Ц, и зернышко исчезает, также он может услышать образец правильного произнесения звука и т.д. );
    • произнесение звука слогах (упраж. «моторчик»: у каждой машины мотор работает по разному – ребенок произносит при появлении соответствующей машины определенный слог);
    • произнесение звука в словах, словосочетаниях (называние картинок из «волшебной книги», называние картинки, которые «волшебным» образом проявляются, как только бабочка садится на соответствующий цветок в игре «бабочка и цветы» и т.д.) ;
    • определение позиции звука в слове (выбор кнопки или вагончика «звукового поезда»);
    • произнесение звука в предложениях, тексте: договаривание предложений с помощью забавных анимированных картинок, составление предложений на основе сюжетных анимаций, проговаривание текста при помощи появления картинок – помощников.

    Особый интерес проявляют дети на занятиях по обучению грамоте с использованием ИКТ . Разрабатывая к ним различные презентации, стараюсь использовать все возможности программы Power Point: функции «эффекты анимации», «настройка действия» и др. С их помощью ребенок, выполняя задания, может на экране выделить нужную букву, указать картинку, проверить правильность ответа с помощью указателя или щелчка «мышки». В результате правильных действий он слышит аплодисменты или видит, как меняется цвет картинки, проявляется нужный символ, подтверждая правильность его действий. Кроме того, благодаря быстрой смене картинок, заданий и т.п. (т.е. дидактического материала), становится возможным экономить время на занятии, а значит, улучшить результат коррекционной работы.

    Каждое мультимедийно-методическое пособие можно использовать как фрагментарно, так и полностью, в зависимости от этапа работы.

    Игры – презентации на основе настольно-печатных дидактических игр хорошо знакомы детям, но переработанные для показа на экране, вызывают повышенный интерес и эмоциональный отклик. Ведь ранее дети пользовались картинками со статичным, хотя и качественными изображениями. И вдруг, по мановению «волшебной мыши», бабочки на экране начинают порхать, мячик прыгать, вагончик увеличиваться, меняться местами с другим вагоном «мультяшного» поезда при условии, если задание выполнено правильно. Так в авторской игре – презентации «Делим слова на слоги» ребенку гораздо интереснее самому подобрать соответствующий вагончик (по количеству окошек) и увидеть сразу результат своего выбора, который одобрят или попросят «подумать еще» веселые колобочки и т.д. Играя в эту игру-презентацию на занятиях с детьми, я увидела, что дети для определения количества слогов в слове пользуются сразу несколькими приемами: считают количество окошек в вагоне, а затем проверяют сами себя с помощью хлопков. И делают они это без моей просьбы. Таким образом, в помощью этих игр развивается самостоятельность и самоконтроль.

    Создавая презентации, я использовала выразительные образные картинки, фоны, анимации. Они помогали ребенку превращаться в увлеченного партнера виртуальных героев. Это он помогает Незнайке, Буратино преодолевать трудности, выполнять игровые задания. Ребенок сам, с помощью все той же «волшебной мышки», заставляет обычные предметы двигаться, действовать. Да и сами герои приходят на помощь ребенку при выполнении артикуляционной гимнастики и т.д. И как результат – желание детей работать неизменно высокое.

    В своей работе я пользуюсь и готовыми обучающими компьютерными играми и программами. Например, компьютерные программы Инститату Коррекционной педагогики РАО.

    В итоге мы получаем наш желаемый ИКР (идеальный конечный результат) – «обучение с увлечением», а это – одна из главных составляющих успеха в коррекции нарушений речи у дошкольников.

    Использование компьютерной программы Power Point помогло мне в совместной работе с педагогами нашей прогимназии , а именно: сделать семинары-практикумы, мастер-классы увлекательными и полезными, о чем свидетельствуют отзывы воспитателей, учителей, родителей; помочь им в подготовке к родительским собраниям, открытым урокам и мероприятиям. Так, в прошлом году при подготовке к конкурсу «Воспитатель года», в котором принимала участие воспитатель Гаврикова О.В., я подготовила презентацию «Маленький медвежонок» к ее занятию. В процессе совместной работы с педагогами нашей прогимназии я организовала и провела мастер-класс по использованию мультимедийных – методических презентаций на занятиях. Планирую провести семинар – практикум для педагогов на тему «Создание мультимедийно-методических пособий».

    Для работы с родителями я использую компьютер в разных целях: составляю анкеты для родителей, разрабатываю «листы домашних заданий», использую презентации для родительских собраний и семинаров для родителей. На этих семинар и собраниях знакомлю их с приемами закрепления речевого материала, рассказываю и наглядно показываю им с помощью мультимедийных презентаций о том, чем мы занимаемся с детьми на занятиях, какие игры мы используем. Провожу консультации и знакомлю с готовыми логопедическими играми и тренажерами, например: логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры» , «Лунтик» («Русский язык для малышей»), «Гарфилд» («Лексика и орфография»); «Супердетки» и другие. Предлагаю вниманию родителей интернет – сайты, где они могут не только посмотреть информацию о компьютерных играх, но и проиграть в них с ребенком онлайн. Подбираю материал для информационного стенда для родителей , где рассказываю о возможностях использования компьютера в домашних условиях, о правилах безопасности во время использования ребенком компьютера и т.д. Планирую подготовить различные игры и презентации для закрепления полученных речевых навыков на логопедических занятиях, которые родители могут использовать самостоятельно, занимаясь с ребенком дома.

    Из всего выше сказанного, можно говорить о преимуществах использования информационно – коммуникационных технологий в работе логопеда.

    Преимущества использования ИКТ в работе логопеда для ребенка:

    • повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;
    • формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;
    • обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

    Преимущества использования ИКТ в работе для логопеда:

    • составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации;
    • позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям;
    • компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.

    Важно понимать, что использование только одного направления использования ИКТ не решит всех проблем коррекционной педагогики. И главное, не заменит живого общения с педагогом. Использование ИКТ требует серьезной длительной подготовки: самообразования, повышения квалификации, много времени уходит на подготовку к каждому занятию. Но полученный желаемый результат оправдывает все потраченные усилия.

    Обобщение опыта работы учителя-логопеда. Использование ИКТ

    Эта тема выбрана нами неспроста, так как компьютеры заняли прочные позиции во многих областях современной жизни, в том числе и в детских садах. Компьютерные технологии, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании речевого и общего психического развития дошкольников и служить мощным техническим средством обучения.

    Тема использования компьютера в работе учителя-логопеда – это углубленная тема, над которой я работаю в своей повседневной практической деятельности. Почему именно она? Во-первых, мне это интересно, во-вторых, я смела предположить, что это должно понравится моим воспитанникам и положительно повлиять на процесс коррекции речевых нарушений. И в–третьих, я, как молодой специалист, столкнулась с нехваткой методического материала для своей работы и малыми просторами кабинета логопункта для хранения различных картин, иллюстраций, многочисленных картотек и т.д. Отсюда и решение – использовать компьютерные технологии во всех аспектах своей практической деятельности.
    Компьютерные технологии использую в своей деятельности регулярно – при построении коррекционного процесса непосредственно с детьми, в работе с родителями, а так же при ведении отчетной документации на логопункте.

    Одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить компьютерные игры. Некоторые флэш-игры я ищу на просторах интернета. Но в основном такие игры я создаю сама. Тематика игр подсказывается мне ежедневной практической деятельностью. Последние игры, созданные мной: это игра «Четвёртый лишний»; Игра на развитие словообразования «На кухне»; «Что сначала, что потом»; «Обобщающие понятия», и лабиринты на различные звуки для их автоматизации.
    Так же в программе мультимедийных презентаций я создаю картотеки по различным направлениям. В нынешнее время это очень актуально, так как карточная система различных дидактических материалов в работе узких специалистов вновь занимает прочное место. Это и картотеки на автоматизацию звуков, серии сюжетных картинок, карточки на развитие фонематического слуха и т.д. Такие уже заламинированные карточки выглядят эстетично, ярко и прослужат любому специалисту долгое время.

    Нельзя не отметить значение ИКТ в качестве средства, помогающего организовать свою профессиональную деятельность. В памяти компьютера хранятся все диагностические данные, речевые карты воспитанников, ведение мониторинга, списки детей, которые нуждаются в логопедической помощи и т.д. Соответственно, все документы на логопункте выглядят эстетично, аккуратно и соответствуют нормам ведения отчетной документации. Так же при помощи различных компьютерных программ создаю оформление для логопедического стенда «Весёлые тараторки» и кабинета учителя-логопеда в целом.

    Также ИКТ выступает в качестве средств наглядности для родителей и коллег. На своих выступлениях на педагогических часах и родительских собраниях регулярно сопровождаю свою речь мультимедийными презентациями, видеороликами о работе логопункта, фотоотчётами логопедических мероприятий. Можно отметить, что выступления, сопровождающиеся данными материалами, воспринимается легче и интереснее. Также на официальном сайте нашего детского сада оформлен кабинет логопеда. Тут вы можете увидеть и расписание работы учителя-логопеда, и консультации на различные темы, упражнения для постановки и автоматизации звуков, фотоотчёты наших будней и открытых мероприятиях. Так же совсем недавно появился ещё один раздел кабинета «В помощь родителям для упражнений дома». Эта идея была мне подсказана на лекции – вебинаре г.Новосибирска. На сайте детского сада даю упражнения для закрепления дома тем детям, у которых по семейным обстоятельствам пока нет возможности посещать детский сад. Это очень удобно, позволяет проводить коррекционные занятия систематически.
    Так же, благодаря интернету, у меня появилась возможность повышать свою квалификацию на вебинарах. Мы слушаем лекции известных педагогов нашей страны, углубленно изучаем некоторые аспекты нашей работы, устраиваем круглые столы, обсуждая наболевшие вопросы и т.д. При регистрации на вебинарах я вижу, как проходят регистарцию педагоги из разных уголков нашей необъятной страны – Мурманск, Владивосток, Калининград…Некоторые специалисты слушают лекцию глубокой ночью…Понимание того, что мы все вместе делаем одно очень непростое дело – очень подбадривает меня, подсказывает, что я иду в правильном направлении, что всегда смогу обратиться за советом и поделиться опытом со специалистами разных регионов.
    Так же при помощи интернета, выставляю свои наработки, игры, консультации на различных образовательных сайтах…

    Игра «Лабиринт на звук С».

    В завершении своего выступления я хотела бы вам представить свою последнюю разработанную игру «Лабиринт». Данные лабиринты предназначены для автоматизации звуков.
    Перед вами на слайде игра «Лабиринт для автоматизации звука С». Мышкой такой игры может управлять и педагог, и ребёнок. Иллюстрационный материал фонового режима для каждого лабиринта подбирается неслучайно. Если дед мороз едет по заснеженному лесу, и эта игра направлена на автоматизацию звука С, то и на фоновой иллюстрации будут соответствующие изображения: снегири, снеговики, снег, снежинки и т.д. То есть до самого начала игры можно рассмотреть данную иллюстрацию, задать ребёнку множество вопросов, попросить его составить описательный рассказ какого-либо элемента картины или всей иллюстрации в целом.
    Как видите, на пути встречается не так много слов. Но суть данных лабиринтов не в отработке большого количества слов с нарушенным звуком. Дело в том, что во время движения главного героя внимание ребёнка рассеивается, ребёнок отвлекается от установки говорить данный звук правильно и тем самым можно проверить, вводиться ли исправленный звук в спонтанную речь или нет.
    Уже проверено на практике, компьютерная игра привлекает внимание ребёнка, повышает стимул исправлять речевые нарушения, приходя в кабинет учителя-логопеда снова и снова
    Прошу внимание на игру.

    Логопед дает установку: «Наступает Новый Год. Все ребята готовы к празднованию, но вот беда: ёлка не наряжена игрушками… Какой Новый Год без нарядной ёлки? Деду морозу необходимо отправиться в путь по извилистой дорожке для того, чтобы ёлочка засияла огнями и наступил праздник. Для этого нам нужно ему помочь. Как только на пути Деда Мороза появятся предметы, нам необходимо правильно и чётко назвать данные слова. Только тогда он сможет ехать дальше. Готов? Поехали».

    Опыт работы по теме:”Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя–логопеда”.

    Большинство детей, посещающих логопедические группы, имеют проблемы в развитии памяти, восприятия, мыслительной деятельности, внимания, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, особенности приема и переработки информации, пространственных представлений. У таких ребят наблюдается повышение утомляемости, снижение интереса к обучению, нежелание посещать занятия. Чтобы сделать обучение осознанным, заинтересовать их, нужны индивидуальные программы развития, нестандартные подходы, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть более индивидуализированный. С помощью компьютерных технологий можно решить эту задачу.

    Просмотр содержимого документа
    «Опыт работы по теме:”Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя–логопеда”.»

    Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя–логопеда.

    Атрохова Евгения Сергеевна

    МБДОУ д/с «Колокольчик»

    Большинство детей, посещающих логопедические группы, имеют проблемы в развитии памяти, восприятия, мыслительной деятельности, внимания, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, особенности приема и переработки информации, пространственных представлений. У таких ребят наблюдается повышение утомляемости, снижение интереса к обучению, нежелание посещать занятия. Чтобы сделать обучение осознанным, заинтересовать их , нужны индивидуальные программы развития, нестандартные подходы, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть более индивидуализированный. С помощью компьютерных технологий можно решить эту задачу.

    Тема внедрения автоматизирующих и технических средств в образовательную сферу в целом и в дошкольные учреждения в частности актуальна, стала и в наши дни. Современные технологии позволяют использовать компьютер в диагностических целях (создание банка данных речевых показателей воспитанников в начале и в конце коррекционной работы, наглядное представление результатов в виде таблиц, графиков, диаграмм, анализ собранной информации), а также непосредственно в ходе проведения логопедических занятий.

    При использовании ИКТ на занятиях учителя-логопеда в детском саду позволяет добиться поддержания интереса и внимания на протяжении всего занятия, делает обучение более интересным для ребенка, следовательно, ускоряет процесс коррекции. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем. Владение ИКТ дает учителю-логопеду возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, обогатить свои знания и умения, переосмыслить методические приемы, позволяет активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом.

    Одним из путей повышения эффективности работы педагога является создание и использование на занятиях, разработанных с учетом индивидуальных особенностей детей авторских мультимедийных материалов. Ведь каждый ребенок – это отдельный мир. Ежедневный и кропотливый труд, требующий усидчивости предполагает работу по формированию речевой моторики у детей. Произвольное поведение дошкольников еще недостаточно развито, поэтому без желания самого ребенка организация систематической работы представляется проблематичной. У ребенка необходимо формировать внутреннюю мотивацию. Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, мультимедийные фотоальбомы слайд-шоу. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично и научно. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, моторная, слуховая. Созданные материалы могут быть использованы на разных этапах занятия.

    Основная цель использования компьютерных технологий в работе с детьми с ОВЗ – оптимизация процесса коррекции речевого развития.

    Формировать у ребенка активную позицию полноправного участника коррекционного процесса.

    Способствовать повышению мотивационной готовности ребенка к совместной деятельности с учителем-логопедом.

    Формировать и развивать языковые и речевые средства, высшие психические функции, коммуникативные навыки.

    Учитывая образовательные потребности каждого ребенка, осуществлять индивидуализацию коррекционного процесса.

    Способствовать сокращению сроков овладения детьми полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.

    НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ.

    Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа.

    Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.

    Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.

    Формирование зрительно-пространственных отношений.

    Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.

    Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук

    Занятия с использованием компьютера, необходимо проводить фрагментарно при соблюдении определенных условий для сбережения здоровья ребенка (соблюдение СанПиНов): занятия с использованием компьютера следует проводить с дошкольниками 5-7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10-15 минут не более 1 раза в день, а индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы;

    использование новых моделей компьютера;

    включать в занятия учителя-логопеда игры, направленные на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений;

    во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд;

    На занятиях я использую специальные обучающие программы:

    «Домашний логопед» – практический курс издательства «Новый диск»;
    «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (ООО «Новый диск» 2008);
    «Логопедия для малышей. Уроки Феи» – практический курс издательства «1С»;
    «Игры для Тигры» – развивающая программа, разработчик www.logopunkt.ru;
    Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов, создание презентаций по автоматизации звуков, лексическим и грамматическим темам. Мною было разработано более 15 презентаций по лексическим и грамматическим темам, звукопроизношению. Данные презентации используются в работе нашего ДОУ. Компьютерные технологии я использую в работе с родителями. Наша группа постоянно на родительских собраниях делает видеоотчеты, демонстрация презентаций.
    Как показывают практические наблюдения – использование ИКТ в процессе обучения детей с ОВЗ ведет к следующим положительным результатам:

    Критерий здоровьесбережения – соблюдение условий для сбережения здоровья ребенка осуществляется при следовании требованиям СанПиНов в процессе применения ИКТ.

    Образовательный критерий – повышение эффективности работы по коррекции дефектов речи у дошкольников.

    Критерии развития – развитие высших психических функций (мышление, восприятие, память, внимание); формирование навыков правильной речи; создание познавательной мотивации; снижение утомляемости и повышение работоспособности.

    Социальный критерий – формируются условия для успешной адаптации учащихся с нарушениями речи в детском коллективе.

    Использование ИКТ в коррекционной логопедической работе

    Татьяна Петрова
    Использование ИКТ в коррекционной логопедической работе

    Анализ работы «Использование информационно – коммуникационных

    технологий в логокоррекционной работе»

    В настоящее время наблюдается все большее увеличение медиа – технологий на человека, особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием смотрит телевизор, чем читает книгу, мощный поток информации, рекламы распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывает большое влияние на его восприятия окружающего мира. Существенно изменяется характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются, любимы герои и увлечение. Раннее любую информацию ребенок мог получить по разным каналам учебник, справочная литература, урок и т. д., но сегодня учитываю современную жизнь, педагог должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации

    Положения Концепции модернизации образования, рекомендательное письмо Министерства образования РФ от 25 мая 2001 года об информатизации системы дошкольного образования служит отправной точкой для принятия управленческих решений и создание условий для формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов и воспитанников ДОУ.

    Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию. Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.

    Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

    Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.

    Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.

    Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

    1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

    2. Подбор дополнительного познавательного материала.

    3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

    4. Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения.

    5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.

    При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.

    В результате работы по внедрению информационных технологий отмечено преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:

    1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

    2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

    3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

    4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

    5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.);

    6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

    7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

    Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

    ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности:

    1. В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

    2. Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.)

    3. Как информационно-обучающее пособие

    4. Для контроля усвоения материала детьми

    В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме. Реализуя данные технологии в образовательном процессе ДОУ, решаются следующие задачи:

    1. Повышение качества образовательной и коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ;

    2. Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений.

    3. Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности.

    4. Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.

    Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно – образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

    Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

    Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.

    Создан банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийных презентаций, аудиоматериал по следующим направлениям работы:

    • Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.

    • Формирование лексико-грамматических средств языка.

    • Развитие связной речи.

    • Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.

    Таким образом, электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.

    Электронные ресурсы основополагаются на основных принципах:

    – полисенсорное воздействие, т. е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективный компенсаторных механизмов;

    – дифференцированный подход к обучению – содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;

    – объективность –позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции. Ее состояние в процессе работы и конечные данные.

    В своей работе по коррекции речи у обучающихся с интеллектуальным недоразвитием использую ИКТ с 2010 года, кабинет логопеда был оснащён компьютером с его составляющими, а логопедическая группа проектором, экраном настенным, нотбуком для проведения мультимедийных презентаций.

    Использование компьютера в логопедической работе способствовало активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы, интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества делопроизводства.

    За последнее время была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логокоррекционной работе:

    1. Отобраны, установлены и используются в работе коррекционно-развивающие логопедические программы и программы по коррекции психических процессов:

    Компьютерные логопедические программы

    № п/п Наименование программы

    1 Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»

    2 Обучающая и развивающая игра «Веселые игры для развития речи и слуха»

    3 Компьютерная обучающая игра «Веселая читайка»

    4 Компьютерная обучающая программа “Баба-Яга учится читать”

    5 Компьютерная обучающая программа «Баба –Яга учится считать»

    6 Программа говорящая русская азбука Azbuka Pro

    7 Детская развивающая игра Домашний логопед. Учимся говорить правильно

    8 Мультимедийная игра “Развитие речи. Учимся говорить правильно”

    9 Развивающий мультфильм Роберта Саакянца А,Б,В,Г,Д – Учимся читать

    10 Азбука для малышей Развивающий мультфильм Роберта Саакянца

    13 Серия «Учимся и оздоравливаемся»

    2. Созданы или закачаны из интернета и используются презентации по различным направлениям логокоррекционной работе.

    Мультимедийные презентации позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствовали более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

    Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами.

    Презентационные материалы применяются для:

    развития речевого дыхания;

    гимнастики для глаз;

    автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;

    дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;

    развития фонематического восприятия,

    развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;

    усвоения лексических тем;

    развития навыков словообразования и словоизменения;

    развития связной речи и познавательных способностей и т. д.

    Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

    С помощью мультимедийных презентаций проводятся физминутки и зрительная гимнастика.

    Мультимедийные презентации используются на занятиях по постановке и автоматизации звуков, когда упражнения появляются мониторе в ярком виде.

    3. Подобраны и систематизированы по папкам картинки для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развитие связной речи по различным лексическим темам.

    4. Использую задания для профилактики дисграфии и дислексии в электронном виде, которые частично заменяют раздаточный материал.

    5. Использую специальные компьютерные программы, наглядно моделирующие произношение отдельных звуков речи.

    6. Использую аудиапрограммы:

    1. «Веселая Логоритмика» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.

    2. «Абсолютный слух» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.

    3. «10 мышек – пальчиковые игры с музыкой» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой

    4. Электронная аудиоэнциклопедия дяди Кузи и Чевостика.

    5. «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева

    6. «Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова

    7. «Детские песенки».

    8. Аудиокниги сказок, потешек и др.

    Использую аудиопрограммы для автоматизации и дифференциации звуков речи, коррекции голоса, просодии, дикции, на логопедических занятиях с элементами логоритмики.

    7. Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчёты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.

    8. Регулярно использую в работе интернет-ресурсы, расположила свое портфолио на http://www.maam.ru/users/050180 . и сайт на http://nsportal.ru/petrova-tatyana-yurevna”

    9. Собрана в электронном виде Библиотека книг по логопедии.

    10. Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда

    В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны

    Дидактическая игра «Чьи следы?» Дидактическая игра “Чьи следы?” направлена на формирование у младших дошкольников элементарных представлений об окружающем мире. Правильно.

    Презентация «Использование камня в практической работе с детьми дошкольного возраста» «Использование камня в практической работе с детьми дошкольного возраста». Вашему вниманию предложена презентация. Материал предназначен.

    Читайте также:  Особенности эмоционального развития детей с нарушением слуха
    Ссылка на основную публикацию