Применение ИКТ в коррекционном сопровождении образовательного процесса (из опыта работы логопеда)

Презентация на тему: ИКТ в работе логопеда

Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с учащимися Ильинская А.В. МОУ СОШ№53, г. Мурманск 102-206-389 900igr.net

Современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования.

Информационные технологии – это огромная растущая область деятельности, приоритетом которой является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией разработки и использования ИТ, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания. Этот процесс инициирует: совершенствование хранения и распространения педагогического опыта; совершенствование отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания; создание и внедрение новых методических систем обучения; создание и использование новых методик контроля и оценки уровня знаний; создание новых форм учебного процесса, позволяющих уменьшить непроизводительные затраты труда учителей

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса.

Использование ИКТ в работе с различными субъектами образовательного процесса 1) с учащимися (логодиагностика, развивающая и коррекционно – логопедическая работа, логопедическое просвещение) – ≈60% от общего использования ИКТ в работе; 2) с педагогами (сопровождение профессионального развития педагога, логопедическое просвещение и консультирование) ≈ 20%; 3) с родителями (логопедическое просвещение, групповое консультирование) ≈20%

Преимущество использования информационных компьютерных технологий в работе логопеда Огромный интерес детей заниматься всем, что связано с компьютером Широкие мультимедийные возможности Возможности учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка Интерактивность компьютерных программ Доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернет Возможность опосредованного консультирования и просвещения Точность и быстрота обработки диагностического материала Наличие компьютерных развивающих тренажеров Высокое качество и наглядность стимулирующего материала

Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи. В современных условиях логопедические занятия уже не мыслимы без применения новых компьютерных технологий. Логопед сам может готовить задания в электронном виде, используя такие программы как MS PowerPoint, Word, Excel, Krabtest и другие.

Использование компьютера в логопедической работе способствует Активизации непроизвольного внимания, памяти, мышления Повышению мотивации к учению Расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях.

Компьютерные ресурсы, используемые в работе школьного логопеда Готовый продукт: Компьютерные логопедические тренажеры; компьютерные тесты; приключенческие квесты и обучающие игры; книги, учебники и энциклопедии; электронные рассылки; логопедические ресурсы ; самостоятельно-разработанный инструментарий: составленные с помощью программы Microsoft Power игры и программы-презентации Point; веб-страницы и веб-сайты ; подборки компьютерных тестов, набор текстов; цифровые видеоролики и др.

Использование программы создания презентаций MS PowerPoint представляется очень удобной. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых можно варьировать. М_м_ купил_ в м_г_зине в_ту. Около дом_ стоит _втомобиль. Соб…к_ сидит около будки. В з_боре был_ огромн_я дыр_ .

Синий – голубой Фиолетовый –сиреневый Чёрный – серый Жёлтый – лимонный Красный – бордовый Розовый – малиновый Для последовательного восприятия учащимися учебного материала небольшими “порциями” существует настройка анимации.

Давай прогуляемся с тобой по лесу и послушаем разные звуки. При желании можно добавлять музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.

Данная программа удобна для совместной проектной деятельности учащихся и учителя-логопеда.

Цели и задачи; познакомить детей с буквой У, учит соотносить звук с буквой и символом, отрабатывать четко произношение звука У; учить детей выделять звук У в ряду звуков, слогов и слов; определять основные признаки ягод и грибов, обогащать словарь детей словами со звуком У; развивать у детей навык письма; тренировать детей в понпимании пословиц и поговорок; развивать у детей зрительное восприятие, память, внимание, связную речь. Оборудование: стилизованная буква У, символ для обозначения буквы У, запись буквы У в печатном и рукописно шрифта пособие «Уля в лесу»’, карточки с изображением ягод и грибов со звуком У, парные картинки, текст сказки: «Заяц-хваста», карточки разных цветов; альбомы. Разработки логопедических занятий можно выполнить в виде слайдовых презентаций (PowerPoint) и демонстрировать на экране с помощью проектора. Цели и задачи: закрепить знания детей о гласных звуках и буквах; познакомить детей с характеристикой и нормой произношения звука О; учить соотносить звук с буквой и символом; развивать навыки звукового анализа и синтеза; припомнить вместе с детьми произведения К.И. Чуковского; формировать знания о структуре предложений (учить подбирать предложения к предложенным схемам); учить составлять предложения по картинкам; закреплять навыки орфографически правильного письма и знания языковых норм языка; развивать зрительную память, внимание, восприятие, логическое мышление. Оборудование: буква О (запись на доске); стилизованное изображение буквы О; символ звука О; пособие .Колодец.; разрезная картинка с изображением ослика Жоры; альбомы. Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О

Развитие артикуляционной моторики «Артикуляционная гимнастика»

Флажок Я в руке – флажок держу И ребятам им машу. Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе. Лодка Лодочка плывет по речке, , большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Оставляя на воде колечки. Обе ладони поставлены на ребро Развитие мелкой моторики «Пальчиковая гимнастика»

Автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи Выбери овощи, в названии которых есть звук «Р»

Груша Шиповник Вишня Крыжовник Инжир Ежевика Гру.а, кры.овник, .иповник, ин.ир, ви.ня, е.евика Дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи

Развитие связной речи и познавательных способностей («Четвёртый лишний», «Загадки», «Сериация») У Б Е Л К А

ЛОШАДЬ ОСЕЛ КОРОВА ? ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ На этапе закрепления пройденной темы использую тестовые задания с выбором ответа (Krabtest).

При обработке результатов обследовании речи учащихся, для ведения мониторинга речевого развития детей удобно применять MS Excel (“Тестовая экспресс-диагностика сенсомоторного уровня развития речи по методике Фотековой Т.А.”). .

Использование компьютерных программ

Супердетки. Весёлый диктант

Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе

Академия младшего школьника

Интернет-сайты с логопедическими играми www.logozavr.ru www.solnet.ee www.logoped1965.narod.ru www.detiseti.ru www.teremoc.ru www.lohmatik.ru www.internetenok.narod.ru www. nachalka.com

Использование ИКТ в системе работы логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения; систематизировать работу школьного логопеда.

Использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда. – презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемyu-urzpmss.edusite.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда.” — Транскрипт:

1 Использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда

2 Компьютерные технологии помогают в: коррекционно – развивающей работе с детьми ; работе с родителями ; самообразовании.

4 Цель работы показать возможности применения компьютерных программ в практической работе логопеда

5 Задачи работы: Проанализировать проблему использования компьютерных программ в работе логопеда. «Плюсы» и «минусы» используемых в практической работе коррекционных программ. Показать использование коррекционных программ в практической работе логопеда.

6 Методика опережающего обучения. Впервые на компьютере азбука в стихах и играх. Обучение навыкам чтения на базе занимательных игр. Красочная мультипликация и анимация. Игры озвучены известными актерами. Профилактика оптической дисграфии. Частушки про буквы на бис. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55

7 Программа специально разработана для детей от 3 до 5 лет. Включает 15 тематических заданий. Дает понятие о гласных и согласных звуках. Великолепная мультипликационная графика. Игра озвучена профессиональными актерами. АнимацияЗвук Возмож- ность использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл из15 54,4

8 Предназначена для коррекции ОНР у дошкольников и младших школьников. В программе более 50 упражнений, собранных в четыре тематических блока: ФОНЕМАТИКА, ПРОСОДИКА, ЛЕКСИКА, ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. Для работы с блоком ПРОСОДИКА потребуется обычный микрофон. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл из 4 55

9 АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл из7 54,2 Игра учитывает особенности детской психологии. В играх используются хорошо знакомые и любимые персонажи, и прежде всего Незнайка. Отличная графика, выполненная замечательными художниками, озвучивание на студии “Союзмультфильм”. 12 разнообразных оригинальных игр, в которые приятно и весело играть. Формирование словаря по теме «Одежда». Развитие мелкой моторики. Формирование быстроты реакции.

10 АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55 Диск разработан специально для обучения дошколят основным понятиям, необходимым для школы: цвет, направление, форма, размер, обучение числам, развитие логического мышления.

11 Игра разработана специалистами в области обучающих развлекательных программ. Обучение основам техники чтения и элементарной арифметике. Уроки творчества: музыка, пение, работа с цветами и формами. Слова и счет на испанском языке. Занятия по расширению кругозора и эрудиции. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл из6 43

12 Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти. 40 упражнений распределены по блокам: звук, буква, слог, слово, предложение, текст.

13 Отсутствие жестких временных рамок, мешающих при обучении. Успокаивающая музыка, озвученные профессиональными актерами диалоги. Несложные задания, рассчитанные на поэтапное усвоение материала. Минимальные системные требования. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл ,8

14 Десять обучающих заданий, подобранных специально для дошкольников. Каждое задание – маленькая забавная история из жизни Лунтика и его друзей. Замечательная графика и анимация. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55

15 Звуковое и текстовое сопровождение в стихотворной форме. Развитие навыков логического мышления, зрительной и слуховой памяти, пространственного воображения, зрительного и слухового восприятия. Озвучивание игры известными актерами. Красочная мультипликация и flash-анимация. Возможность выбора игр в любой последовательности. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55

16 Основная идея этой программы – сделать чтение и письмо увлекательной игрой с «живыми», ‘говорящими’ буквами. Задания, которые предстоит выполнять ребенку, таковы: найди букву на экране, вставь пропущенную букву в слово, напечатай букву или слово и т.д. АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 4445все54,4

17 Вместе с Лёликом ребенок может узнать много интересного: познакомится с цифрами и алфавитом; научится определять форму и цвет предметов; поиграет в игры, развивающие воображение, память и реакцию; получит представление о природе, временах года и погоде. И все это ненавязчиво и весело! АнимацияЗвук Возможно сть использов ания в логопед. группе Разно- образие заданий Коли- чество разделов, использу- емых в работе Соответ- ствие цены и качества Средний балл 5555все55

18 Программно-методический комплекс Развитие речи.

19 В первом разделе два режима работы : « Изучение » и « Задание », что позволяет осуществлять дифференцированный подход. В режиме « Задание » предусматривается несколько уровней сложностей. Раздел Речевые звуки включает в себя : Голосистые звуки ( три уровня сложности ), Безголосые звуки, звуки – двойняшки, Сердитые и ласковые звуки В этих подразделах дети учатся узнавать звуки в словах, считать количество звуков на слух, определять расположение изучаемого звука в слове, определять количество слогов в слове, выделять слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы Раздел Развитие связной речи представлен играми – заданиями следующих типов : – Слово – действие, Подбери действие, Слово – признак, Подбери признаки с несколькими уровнями сложностями ; – Составляем описание ; – Послушай рассказ. Ценность этого комплекса в том, что в каждом задании трёх разделов на панели меню имеется клавиша Отключить / Включить голос диктора, которая отключает все дикторские инструкции. Используя эту клавишу, логопед может самостоятельно объяснять ученикам все задания с целью достижения лучшего понимания задачи.

Читайте также:  Автоматизация звука Ш в словах - конспект

20 Домашний логопед Домашний логопед Мультимедийный диск предназначен для работы над звуками речи и представлен разделами : Согласные звуки. Гласные звуки. Советы родителям. Мини – игры Звуковичок, Угадай – ка. В первых двух разделах в игровой форме содержится материал, который помогает сделать произношение чётким, и представлен подразделами : – правильная артикуляция звуков ; – подготовительные упражнения ; – постановка звуков ; – автоматизация в слогах, словах, предложениях, фразовой речи ; – весёлые скороговорки ; – поучительные пословицы и поговорки. Мини – игры Звуковичок, Угадай – ка формируют навыки правильного произношения звуков, помогают развивать фонематический слух.

21 «Компьютерный практикум для логопедических занятий в начальной школе» Он предназначен для практической отработки знаний, умений, навыков с детьми 6-10 лет. В состав практикума вошло 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Практикум включает пять разделов: Подготовительный. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Восполнение пробелов лексико – грамматического развития. Развитие пробелов в формировании связной речи. Развитие индивидуальных качеств учеников. Контроль за ходом выполнения игры сопровождается звуковыми сигналами. При правильном действии они более мелодичные, при неправильном – более тревожные. Но самое главное – это наличие Конструктора урока, благодаря которому самостоятельно строить занятие, выбирая только нужные упражнения, задавая длительность каждого из них.

22 Компьютерные программы «Лента времени» – программа поможет выявить, систематизировать, расширить и обогатить тот опыт впечатлений, который был накоплен самим ребенком на протяжении всего предшествующего периода жизни (от ребёнка требуется рассмотреть фотографии окружающего мира и соотнести их с сезонами года) «Солнечный замок» – серия упражнений для детей от 3 до 6 лет, направленных на коррекцию фонетико-фонематической стороны речи. «Читаем сами» – развитие речи детей с задержкой речевого развития. «Учимся запоминать» – формирование словаря по темам: «Домашние животные и птицы», « Животные жарких стран»; формирование представлений о целостности предметов.

23 Компьютерные программы МИР ЗА ТВОИМ ОКНОМ – программа предназначена для детей, имеющих самые разные проблемы в развитии, обучающихся в специальных школах, специальных классах при массовых школах, подготовительных группах детских садов, реабилитационных центрах. Программа особенно полезна тем детям, которые испытывают трудности в анализе явлений окружающей действительности, общении, систематизации и словесном выражении накопленных впечатлений и представлений. «В ГОРОДСКОМ ДВОРЕ» – авторами создан уникальный инструмент обучения – Калейдоскоп, позволяющий собирать десятки вариантов картин жизни обычного городского двора в любой сезон года, экспериментировать с признаками, осмысливать границы допустимых изменений, устанавливать соответствие между образом и словом.

24 Компьютерный комплекс “РЕЧЕВОЙ КАЛЕЙДОСКОП” Применение программы рассчитано на любой возраст: от дошкольников до взрослых людей. Условно в программе компьютерного комплекса можно выделить 4 группы модулей по своему назначению: I группа предназначена для работы над дыханием и голосом; II группа – для работы над звуками речи; III группа – для работы над произношением в целом; IV группа – для развития слухового восприятия и слухового контроля за собственной речью. “Речевой калейдоскоп” может быть использован: на этапе постановки звука, в ходе коррекции и дифференциации звуков друг от друга и на этапе автоматизации. С этой целью программой предусмотрено почти в каждом модуле по 2 варианта игр.

25 Требования к организации занятий: включать игру лучше к концу занятия ; продолжительность работы с компьютером – не более 10 минут ; периодичность – 2 раза в неделю ; обязательны физкультминутки и гимнастика для глаз ; дозирование нагрузки при зрительных нарушениях и невротических расстройствах ; противопоказания – эпилепсия.

26 При создании презентаций необходимо помнить: размер шрифта в тексте 32 – 40, заголовка 60 – 100; Количество слайдов 15 – 25; должен быть контраст фона с текстом; при желании можно добавить сопроводительный текст, анимацию, музыку.

27 Выводы: Компьютеризированные разработки повышают эффективность логопедического занятия. Во многих случаях они просто революционно меняют возрастные границы, темпы и качество коррекционной работы. Использование компьютера позволяет индивидуализировать коррекционный процесс.

Использование биоэнергопластики в работе с детьми с речевыми нарушениями

Аннотация: В статье изложен опыт работы по использованию элементов здоровьесберегающей технологии — биоэнергопластики.

Биоэнергопластика синхронизирует работу речевой и мелкой моторики,способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов,стимулирует интеллектуальную деятельность, что сокращает время занятий, усиливает их результативность. Статья предназначена для логопедов, воспитателей, родителей.

Всем известно, что самый благоприятный период для развития речи – это дошкольный, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

На всех этапах жизни ребенка движения пальцев рук играют важнейшую роль. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий и т. д.

Поэтому логопеду и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий.

В своей работе я широко использую биоэнергопластику.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук.

Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики — сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Совместные движения рук и языка позволяют более чётко и точно выполнять артикуляционные упражнения.

Необходимо соблюдать одно важное условие – само артикуляционное упражнение должно быть заранее отработано изолированно перед зеркалом, а затем введено в артикуляционный комплекс. Сначала присоединяется к упражнению ведущая рука, затем постепенно вторая.

Для повышения интереса у ребенка используются «Волшебные перчатки», стихи. В дальнейшем, дети уже без устной инструкции, только по показу руками могут воспроизвести известные им упражнения. Причём варианты показа упражнений могут быть различны.

  1. Качели. Движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз, одновременно язык поднимается вверх-вниз.
  2. Часики. Сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счёт влево-вправо, при этом язычок движется влево-вправо.
  3. Дудочка. Ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Губы дудочкой.
  4. Чашечка. Согнутая ладонь поднята, язык поднимается наверх в форме чашечки.
  5. Улыбка. Пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счёт один-пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5-6 сек., на счёт два – ладонь сворачивается в кулак.
  6. Окошко. Ладони прислонить ребрами друг к другу (тыльной стороной от себя) — «окно» закрыто, рот закрыт. Окно открывается — рот широко открывается.

Для автоматизации звуков используются такие известные приёмы, как пальцеходы, лабиринты, шнуровки, су-джок, природный материал, счётные палочки и др.

Проговаривая устное задание логопеда, ребёнок может проводить пальчиком по лабиринту, перебирать узелки на шнурке, катать по ладошке мячики су-ждок, одевать на каждый пальчик массажное колечко, выкладывать рисунок из счётных палочек раскладывать каштаны, камешки и пр., проговаривая слоги, слова с отрабатываемым звуком.

Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др.

На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что для обучения ребенка необходимо движение!

Практические рекомендации на тему: «Использование приемов биоэнергопластики в логопедической работе»

Содержимое публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 20 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников «Золотой петушок»

Практические рекомендации

«Использование приемов биоэнергопластики

в логопедической работе»

Специфика проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой.

Актуальность проблемы

В настоящее время с каждым годом наблюдается значительное увеличение числа детей, которые имеют нарушения речи.

Наиболее типичным является неправильное произношение звуков. Звуки речи образуются в результате сложных движений языка, губ, челюстей и для каждого из них существует определённый артикуляционный уклад. Даже незначительные отклонения от нормы в расположении органов артикуляции приводят к дефектному произношению звуков речи. Поэтому очень важно формировать необходимые артикуляционные уклады и развивать различные мышцы речевого аппарата. Для этого применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на совершенствование основных движений органов артикуляции.

Цель артикуляционной гимнастики :

укрепление мышц артикуляционного аппарата ;

развитие силы, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе;

объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады.

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьше­ нию эффективности выполнения артикуляционных упражнений. В практической деятельности для вы­ полнения артикуляционной гимнастики используем инновационную здоровьесберегающую технологию биоэнерго пластику.

Специфика проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек как биологический объект; энергия – сила, необхо­ димая для выполнения определенных действий; пластика – пластичное движение, которое характеризуется непрерывно­ стью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразитель­ ностью.

В работе с детьми артикуляционную гимнастику с элементами био­ энергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И. Ла заренко. Они подчёркивали взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики. Согласно разработанной ими системе, гимнастика яв­ ляется средством формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей дошкольного возраста. При совместных движениях речевого аппарата, пластичных и свободных движениях кистей рук, в организме происходит распределение энергии, что способствует активизации интеллектуальной деятельности ребёнка, развитию координации движений и мелкой моторики рук, улучшению речи, памяти, внимания. Методика использования и примерное планирование занятий с при­ менением артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой были разработаны Р. Г. Бушляковой . Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт или стихотворные строки помогают удерживать нужный темп.Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, усиливает их результативность.

Общие рекомендации

1. При выполнении упражнений необходимо соблюдать последовательность выполнения – от простых упражнений к сложным.

2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, сидя перед зеркалом.

3. При выполнении каждого упражнения необходимо использовать счёт, стихотворные строки.

4. Количество повторов каждого упражнения от 5 до 10 раз.

5. На начальных этапах ребёнку предлагается разучить от 3 до 4 – 5 упражнений.

6. При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.

7. Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

8. Индивидуальность в подаче материала. Работать с каждым ребенком индивидуально сначала, затем с подгруппой, последний этап – фронтально.

9. Учитывать индивидуальные возможности детей, их моторную активность, многократность выполнения каждого действия, показывать начало действия, середину действия, конец.

10. Артикуляционную гимнастику необходимо проводить эмоционально, в игровой форме.

В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Логопедическая работа с использованием биоэнергопластики состоит из 7 этапов. Продолжительность каж­ дого периода может изменяться в зависимости от индивидуальных осо­ бенностей ребенка.

Первый этап (Две недели)

Проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции, выявляются нарушения звукопроизношения общеизвестными методами. После обследования подбирается комплекс упражнений с учетом нарушенных звуков.

Существует несколько комплексов артикуляционных упражнений.

В биоэнергопластике даются хорошо знакомые, отработанные упражнения.

Артикуляционная гимнастика включает два типа упражнений: статические, при которых органы артикуляции остаются в определенной позе на непродолжительное время, и динамические, при которых активно двигаются те или иные мышцы.

Читайте также:  Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Дети повторяют за учителем – логопедом артикуляционное упражнение без включения руки.

Второй этап (Две недели)

Во втором периоде работы детей знакомят со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом. Данный процесс учитель-логопед сопровождает движениями правой руки. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям. Дети, подражая учителю-логопеду, выполняют похожие движения руками.

Третий этап (Одна неделя)

Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом. Учитель-логопед выполняет упражнения вместе с ребенком. На этом этапе педагог знакомит ребенка с персонажами перчаточного театра. Можно на ведущей руке ребёнка нарисовать (наклеить) глазки и ротик воображаемого человечка.

Взрослый объясняет и показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке (варежке). Ребенок смотрит, запоминает и затем повторяет движения, при этом возможно использование движений ведущей руки.

На протяжении трёх периодов дети обучаются выполнению артикуляционной гимнастике индивидуально.

Четвертый этап (Пять – семь недель)

В течение этого периода выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Исходное положение – сидя перед зеркалом. Учитель-логопед показывает упражнение. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку в перчатке (варежке).

Взрослый должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу либо параллельно согнутым ногам сидящего.

Пятый этап (Две недели)

Артикуляционная гимнастика выполняется сидя перед зеркалом. Учитель-логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями левой руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует другую руку в перчатке. Педагог следит за точным и плавным выполнением упражнений.

Шестой этап (Пять — семь недель)

Артикуляционная гимнастика выполняется в том же положении. Учитель-логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями обеих рук. Ребенок повторяет за педагогом и использует обе руки в перчатках (варежках). Необходимо добиваться правильного и синхронного выполнения движений языка и рук.

Седьмой этапЗакрепление полученных навыков

(до окончания учебного года)

На данном этапе используются сказки, рассказы, стихотворения. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук, используя перчатки, ростовые куклы.Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно проигрывать без зрительной опоры (зеркала) с элементами драматизации.

Дети замирают от изумления при виде логопедической игрушки, которая «живет» рядом с ними, разговаривает, здоровается за ручку, кивает головой, смеется, плачет. Вы просто надеваете на руку куклу-перчатку – и сказка началась! Ребенок будет слушать «живую» куклу, делиться с ней своими переживаниями, «воспитывать» её. Внимательные педагоги, родители во время игры с логопедической игрушкой могут узнать много нового о ребенке.

В соответствии с тематическим принципом были разработаны комплексы артикуляционных упражнений для формирования правильных артикуляционных укладов свистящих, шипящих и сонор­ ных звуков с включением элементов биоэнергопластики по лексическим темам.

Для проведения комплексов изготовлены логопедические пособия:

Перчаточный театр

«Снежинка» «Язычок»

«Медвежата» «Осенние листочки»

Плоские ручные модели

«Лягушка» «Обезьяна»

Объемные ручные модели

«Мышка выглядывает из сыра» «Медведь в сугробе»

«Червячок вылезает из гриба» «Гусеница в груше»

Ростовые куклы

«Медведь» «Лиса» «Зайчик»

«Клоун» «Клоун»

Практический материал, используемый в системе биоэнергопластики, должен быть доступен ребенку. Ребенок может его потрогать, поиграть с ним так, как он этого хочет. Затем педагог подает его в нужном контексте.

Использование биоэнергопластики у детей с нарушениями речи:

– первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;

– стимулирует интеллектуальную деятельность;

– развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;

– развивает артикуляционный аппарат;

– формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.

Таким образом, использование био энергопластики способствует под держиванию интереса ребенка, повышению мотивационной готовности детей к заня­ тиям, поддерживанию положительного эмоционального настроя , развитию памя­ ти, внимания, мышления.

Использованные материалы

Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: «Астрель», 2007. – 64 с.

Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. –

СПб., Детство-Пресс, 2011. – 240 с.

Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников Зайцевой И. Ю. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/103050/

Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопластикой на рече­ вое развитие дошкольников. – Режим доступа: http :// festival . lseptember . ru / articles /103050

Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Скачать:

ВложениеРазмер
ispolzovanie_bioenergoplastiki_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi_imeyushchimi_narusheniya_rechi.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Необходимым условием для успешного обучения в школе является хорошо сформированная речь. Однако в настоящее время число детей с различными речевыми нарушениями в нашей стране неуклонно растет. К наиболее распространенным нарушениям речи относится неправильное произношение звуков. Как правило, при этом наблюдается нарушение мелкой моторики рук. Учеными доказано, что уровень развития речи напрямую связан с сформированостью тонких движений рук, а центры коры головного мозга, отвечающие за работу этих систем, находятся в близости друг от друга. Поэтому в процессе коррекционных занятиях с детьми эффективным будет использование метода биоэнергопластики, которая одновременно стимулирует движения рук и речевого аппарата.

Биоэнергопластика- это содружественные действия артикуляционного аппарата и движений рук. Объединение движений кистей рук и артикуляционного аппарата развивает мелкую моторику, внимание, память, речь, чувство ритма детей. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает где, в каком положении находится язык, губы, нижняя челюсть. Это позволяет гораздо быстрее объяснить детям положение органов артикуляции во время произнесения тех или иных звуков, а детям легче их запомнить.

Биоэнергопластика предоставляет большее количество вариантов упражнений, использование дополнительных атрибутов, чем простая артикуляционная гимнастика, что способствует повышению интереса детей к занятиям. Для того, что бы детям не надоели задания, на занятиях используется разнообразный картинный материал, стихи, сказки, перчаточный театр, сказочные герои.

При использовании метода биоэнергопластики в работе используются классические артикуляционные упражнения, к которым добавляются движения кистями рук. Статические упражнения развивают мышечную силу, помогают принять необходимую артикуляционную и пальчиковую позу:

“Заборчик ” – пальцы сомкнуты, ладонь принимает вертикальное положение.

“Хоботок” – ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

“Улыбка ” – ладонь в вертикальном положении, все пальцы широко расставлены.

“Лопаточка” – сомкнутая, ненапряженная ладонь опускается вниз.

“Чашечка” – пальцы прижаты друг к другу, согнуты в форме “чашечки”.

“Парус” – сомкнутая, согнутая ладонь принимает вертикальное положение.

“Киска сердится” – пальцы сомкнуты, согнутая ладонь опущена вниз.

“Трубочка”– пальцы согнуты, образуют трубочку.

Динамические упражнения благотворно влияют на мышечный тонус, делают движения точными и ритмичными:

“Часики” – сжатая ладонь с поднятым указательным пальцем движется из стороны в сторону.

“Качели” – ладонь находится в вертикальном положении и движется вверх- вниз .

“Вкусное варенье ” – ладонь согнута подобно чашке, сгибать и разгибать сомкнутые пальцы.

“Футбол” – ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, вместе с кистью под счет поворачивается вправо – влево.

“Почистим зубки”– ладонь сжата в кулаке, указательный палец выдвинут вперед, производит движения по кругу.

При использовании в работе биоэнергопластики выделяют несколько этапов:

1. Знакомство детей со строением органов артикуляционного аппарата и артикуляционными упражнениями. Все упражнения выполняются перед зеркалом. Учитель-логопед сопровождает гимнастику движениями руки. Ребенок на данном этапе запоминает движения руки, но сам их не выполняет.

2. На втором этапе для укрепления мотивации и заинтересованности ребенка будет полезно использовать различных героев перчаточного театра, сказочных героев , которые станут осваивать гимнастику вместе с ним.

3. При выполнении артикуляционной гимнастики, ребенок начинает сопровождать ее движениями ведущей руки, повторяя действия за учителем-логопедом. Необходимо следить за тем, чтобы рука ребенка не напрягалась, а его движения были плавными и синхронными. Рука должна быть параллельно полу и располагаться на уровне солнечного сплетения.

4. Во время выполнения упражнений подключается вторая рука. Дети выполняют артикуляционную гимнастику и движениями обеих рук повторяют движения речевого аппарата. Учитель-логопед наблюдает за ритмичным, точным и плавным выполнением заданий, дает правильный образец движений. Для этих целей используют счет, музыку.

5. На этом этапе дети осваивают артикуляционную гимнастику и движения руками. Поэтому становится возможным использование артикуляционных сказок, стихов, перчаточного театра. Учитель- логопед рассказывая сказку, называет нужные упражнения, а ребенок их выполняет.

Таким образом, использование метода биоэнергопластики способствует повышению интереса детей к занятиям, что увеличивает результативность артикуляционной гимнастики, способствует развитию мелкой моторики, психических процессов, коррекции звукопроизношения, введению звуков в речь, формированию пространственной ориентировки, позволяет достичь лучший результат в более сжатые сроки.

1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой . М.: Детсво-Пресс, 2011.

2. Солнцева В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. М.: АСТ: “Астрель”, 2007.

Современные технологии логопеда и оптимизация коррекционного процесса средствами биоэнергопластики в ДОУ

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 12.01.2017 2017-01-12

Статья просмотрена: 586 раз

Библиографическое описание:

Рыкова, Е. А. Современные технологии логопеда и оптимизация коррекционного процесса средствами биоэнергопластики в ДОУ / Е. А. Рыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 626-628. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38129/ (дата обращения: 07.01.2021).

В статье раскрывается понятие биоэнергопластики как метода оптимизации коррекционного логопедического процесса. Даются рекомендации по использованию биоэнергопластики. Делаются выводы, что с помощью современной технологии биоэнергопластики формируется кинетический и кинестетический артикуляционный праксис, активизируется работа коры головного мозга, развивается пальцевая моторика, что является основой развития речи.

Актуальность и целесообразность использования биоэнергопластики в логопедической практике объясняется тем, что:

– новая технология открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу логопеда и облегчить коррекционный процесс для ребенка.

– биоэнергопластика носит характер кмплексного воздействия, не только развивает речь, но и активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка, стимулирует интеллектуальную деятельность, развивает координацию движений, мелкую и общую моторику; развивает артикуляционный аппарат; формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, психические процессы; кинестетическое чувство.

– и это еще не последние плюсы, биоэнергопластика позволяет быстро убрать зрительную опору — зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в речи дети не видят свою артикуляцию.

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями пальцев и кистей рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии. Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме.

Правила использования биоэнергопластики. Артикуляционная гимнастика проводится одновременно с движениями сначала кисти одной руки, затем обеих рук, имитирующими движения челюсти или языка и названного артикуляционного упражнения, например упражнение «Рупор» большой палец соединяется с указательным образуя кольцо, губы округлены и выдвинуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Это создает стимулирующее воздействие, на функциональное состояние коры головного мозга, создавая кинестетические ощущения. Большую роль кинестетических ощущений, в развитии речи, отмечал, Н. И. Жинкин, (1958) сочетание движений речевого аппарата и кистей рук усиливают кинетическую афферентацию, которая является важнейшим звеном целостной речевой функциональной системы, обеспечивающей постнатальное созревание корковых речевых зон.

Эти упражнения могут усложняться и наоборот дробиться, в зависимости от состояния центральной нервной системы и индивидуальных возможностей детей. Основные условия проведения таких занятий: — внимание на одновременность выполнения артикуляционных движений с движением кистей рук; четкое выполнение каждого движения, небрежность недопустима. Упражнения сначала выполняются многократно перед зеркалом и без него (на примере артикуляции педагога).

Упражнение 1 «Часики» исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет 1, острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет 2 — внутренней стороны правой щеки. Кисть руки — двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак, эти движения повторяются 3–4 раза без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Тренировка нижней челюсти. Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Упражнение 2. «Бегемот» Исходное положение: голову держать прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет 1 челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. Кисть руки — 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх. Тренировка губных мышц

Упражнение 3. «Трубочка» — «Улыбка» Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет 1 губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка», кисть руки — все пальцы собраны в щепоть. На счет 2 губы в улыбке, не обнажая зубов. Кисть руки — пальцы врозь. Вы самостоятельно можете придумать движения, это будет зависеть от возможностей конкретного ребенка и поставленных коррекционных задач.

Из приведенных примеров понятно, что одновременное развитие пальцевой моторики и артикуляционной моторики, благотворно влияет на центры коры головного мозга, помогая согласовать работу понятийного и двигательного центров речи, при этом сократив время коррекционного процесса.

Работая с детьми-логопатами, используя систему упражнений «Биоэнергопластики» формируется сосредоточенность на выполнении упражнения, т. е. ребенок не отвлекается на посторонние раздражители и что самое главное, он знает, куда деть руки во время выполнения артикуляционных упражнений, пожалуй, для меня, это самый большой плюс использования биоэнергопластики.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство детей среднего дошкольного возраста научились четко координировать движения артикуляционного аппарата с движениями пальцев и кистей рук, что значительно ускорило переход к следующим задачам коррекционного обучения.

Таким образом, биоэнергопластика гармонично сочетая в себе элементы базовых систем: артикуляционной гимнастики и развития пальцевой моторики, формирует кинетический и кинестетический артикуляционный праксис, активизирует работу коры головного мозга, что является основой развития речи.

  1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
  2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005
  3. Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М.: Эксмо, 2011
  4. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста. — СПб.: Речь, 2005
  5. Леонтьев А. Н. Запорожец А. В. Психологическое изучение развития моторики ребенка дошкольника. — М.: 1995
  6. Лопатина Л. В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами. Дефектология 2003 с.45–51
  7. Поваляева М. А. Справочник логопеда. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002

Проект “Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики”

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией я решила использовать метод – биоэнергопластики.

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.

Целью – развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук; активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи; формировать умение действовать по словесным инструкциям.

Задачи:

  1. Развивать и совершенствовать артикуляционную и тонкую моторику;
  2. Ставить и автоматизировать звуки;
  3. Развивать и совершенствовать фонематические процессы;
  4. Повышать мотивационную готовность детей;
  5. Поддерживать положительный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия.

Участники: дети логопедических групп, воспитатели, родители.

Основные направления реализации проекта – индивидуальные занятия с детьми.

Первоначально дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по классической методике, перед зеркалом. Рука ребёнка в упражнение не “участвует”. При этом учитель-логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки (ведущей руки). Затем подключается вторая рука.

Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движениями обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата.

Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

Правила биоэнергопластики:

1. Лучше выполнять упражнения 3-­4 раза в день по 3-­5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-­7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-­15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.

Риск проекта: (частые пропуски детей без причины, болезни, карантин).

План проекта

1 этап – диагностический

Провести обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностику звукопроизношения. Логопед определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

Во время диагностики дети показывают ряд неврологических особенностей. Они неуклюжи, нескоординированы, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падает качество движений, распадаются позы. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушаются ритм, темп, плавность. Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включаются в движения пальчики, появляются гиперкинезы (насильственные движения) кистей рук. С психологической точки зрения у детей отмечается эмоционально-волевая незрелость, нарушения памяти, внимания, познавательной активности, коммуникативные трудности.

2 этап – подготовительный

Главная задача – изучение литературы и опыта работы по использованию «биоэнергопластики»; установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям.

3 этап – основной

Проводить индивидуальные занятия биоэнергопластики сначала с использованием ведущей руки ребенка, потом другой руки, использование обеих рук ребенка.
Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности: доступность материала; восприятие материала ребенком; наглядность; образность; поэтапное выполнение действий и упражнений; строгая дозировка материала; качество выполнения действий, а не их количество; ритм; запоминание текстовок (согласно индивидуальным возможностям). Учитывая эти особенности, учитель-логопед подбирает материал в зависимости от цели и задач коррекционной работы.

4 этап – итоговый

Оформить ширму-раскладку для родителей с практическим материалом. Создание картотеки упражнений. Провести итоговое исследование артикуляционной моторики, звукопроизношения детей.

Этапы работы:

1. Выявление проблемы: (мониторинг с 2.09.19 – 14.09.19)
2. Подготовительный этап: (с 01.09.19 -30 .09.19
3. Практический этап: (с16 .09.19 – 15.05.20)
4. Подведение результатов: (с 18.05.20 – 30.05.20)

Ожидаемый результат:

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.

В результате проделанной работы родители активно включатся в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, будут самостоятельно использовать полученные знания и материалы. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Тематическое планирование

Таблица № 1

Этапы

Формы работы с детьми и родителями

Цель

Время
проведения

Провести обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностику звукопроизношения.Создание картотеки упражнений.

Определить структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

Установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям.

Изучить литературы и опыт работы по использованию «биоэнергопластики».

Проводить индивидуальные занятия с детьми по выполнению упражнений в данной последовательности:

Внедрить в практику коррекционной работы метод «биоэнергопластики».

(период работы проекта)

Оформить ширму-раскладку для родителей с практическим материалом.
Консультации.

Педагогическое просвещение родителей.

(период работы проекта)

Провести итоговое исследование артикуляционной моторики, звукопроизношения детей.

Таблица № 2. Упражнения для развития подвижности артикуляционного аппарата

I. Упражнения для нижней челюсти
Все упражнения повторяются 4-6 раз.

1. «Окошко» – широко раскрыть рот и подержать его открытым несколько секунд. Затем закрыть.

Ладонь находится на весу, смотрит на стол. Пальцы прижаты друг другу. В момент открытия рта, большой палец двигается вниз. В момент закрытия рта – исходное положение руки.

2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.

Переборы пальцев рук («Волна» из пальцев рук).

3. Легкое постукивание зубами, зубы разомкнуты.

Пальцы правой ладони сомкнуты. Пальцы левой ладони полусогнуты и постукивают по правой ладони (и наоборот).

4. “Заборчик” – верхняя челюсть “стоит” на нижней; губы в улыбке.

Ладонь правой руки лежит ребром на столе, ладонью на себя. Пальцы сомкнуты. Ладонь выдвигается вперёд в момент выдвижения челюсти (и наоборот).

II. Упражнения для губ

1.”Улыбка” – “Трубочка”.
Растягивание разомкнуты губ (зубы сжаты) – вытягивание губ вперёд.

Разведение пальцев в стороны (открытая ладонь с растопыренными пальцами)– “улыбка”. Сведение пальцев – “трубочка”.

2. Втягивание губ внутрь рта с плотны прижиманием их зубами.

Прогибать ладонь одной руки кулаком другой с преодолением сопротивления. Затем положение рук меняется.

3. Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем тоже движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.

Кисть руки неподвижна.
Ладонь вверх – двигаются только пальцы.
Ладонь вниз – двигаются только пальцы.

III. Упражнения для языка (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна)

1. “Болтушка” – движения языка взад-вперед.

Ладонь с разомкнутыми пальцами. Пальцы колеблются взад – вперед.

2. “Часики” движения языком вправо-влево.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается вправо – влево.

3. “Качели” – движения языком вверх-вниз.

Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – “качели” вниз; ладонь поднимается – ‘качели” вверх.

4. «Чистим зубки» круговые движения языком под губой в одну и другую стороны.

Круговые движения указательным пальцем руки, остальные пальцы в кулаке.

5. Лошадки щелканье языком.

Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев.

6. “Лопатка” – широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Все пальцы собраны в кулак. В момент показывания «Лопатки» похлопывать кистью руки по столу.

7. “Иголочка”– узкий напряженный язык высунут вперед.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания “иголочки”. “Иголочка” убирается – указательный палец убирается в кулак.

8. “Желобок” – высунуть широкий язык боковые края загнуты вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

Скрестить указательный и средний палец руки.

9. “Грибок” – широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута.

Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки.

10. “Чашечка” – широкий язык в форме “чашечки” поднят кверху, края языка прижаты к верхней губе.

Ладонь руки в форме “чашечки”. “Чашечка” смотрит вверх (рот открыт), язык высунуть изо рта в форме “чашечки”. “Чашечки” из рук смотрят вниз – рот закрыть.

11. “Киска сердится” – выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

Поглаживание с надавливанием четырьмя пальцами одной руки по столу.

12. “Накажем непослушный язык” – покусывать широкий кончик языка. Произносим ПЯ-ПЯ-ПЯ.

Ссылка на основную публикацию