Памятка о звуках для родителей и педагогов

Памятка для воспитателей и родителей «Речь. Звуковой разбор слова»

Я работаю учителем-логопедом в общеобразовательной школе. Каждый учебный год учителя-логопеды и учителя начальных классов встречаются с одной и той же проблемой – неправильное начальное обучение детей грамоте в дошкольном возрасте. Дети не имеют чёткого понятия о гласных звуках. Например: дети говорят, что этот звук «поёт» или «тянется», но мы можем пропеть или протянуть и некоторые согласные звуки. Ещё одна ошибка заключается в том, что часто взрослые называют звуки буквами. И таких ошибок множество. Впоследствии учителям в школе приходится детям долго и упорно доказывать, что это не так. Но ведь всегда лучше правильно научить, чем переучить ребёнка! Эта статья предназначена для педагогов дошкольных учреждений и заботливых родителей.

Речь может быть устная и письменная.

Приступая к обучению грамоте детей в ДОУ мы должны не забывать, о том что в дошкольном возрасте формируется, прежде всего, устная речь, и к 7 годам ребёнок в норме должен полностью усвоить все категории родного языка. То есть:

  • звукопроизносительной стороной речи ;
  • грамматической стороной речи (правильно согласовывать слова разных частей речи и правильно использовать предлоги);
  • связной речью (свободно поддерживать беседу, составлять небольшие рассказы, излагать свои мысли);
  • лексический запас будет пополняться и далее.

Из чего же состоит наша речь?

Давайте вспомним онтогенез развития речи. Родился ребёнок и сразу произнёс первый звук. Это гласный звук [ А]. Далее ребёнок при шевелении губами осваивает и другие гласные звуки. Затем появляются первые согласные , получаются слоги , которые ребёнок складывает в первые слова. Затем появляются предложения.

Наша речь состоит из предложений. .

Предложения состоят из слов.

Слова мы складываем из слогов.

Слоги состоят из звуков.

Гласный звук образует слог.

И на каждом этапе мы должны научить детей расчленять составные родного языка на части:

На фоне предложения – выделение отдельных слов, выделение предлогов как отдельного короткого слова. При записи схемы предложения даём чёткое понятие о том, что предложение начинается и мы рисуем высокую палочку, в конце ставим точку, учим выделять маленькие слова — предлоги. На уровне слова: учим определять гласные звуки в слове, делить слово на слоги, определение ударного слога.

Слогов в слове столько, сколько гласных звуков.

И, конечно же, расчленение слова на отдельные звуки: определение первого, последнего звуков, определение количества звуков в слове и их порядок в слове.

Таким образом мы формируем у детей такие сложные мыслительные процессы как анализ и синтез.

Обучение проходит по общим дидактическим правилам, от простого к сложному. (Вспомним онтогенез развития речи.) Сначала определение гласных звуков по главному их отличию, выделение гласных звуков в удобной позиции слова (начало и конец), определение количества гласных звуков в слове, разбор слогов из двух гласных типа «УА, АУ» и т.д. Учимся определять согласные звуки , разбор прямых слогов типа «МА» и обратных слогов типа «АМ»; далее слова типа «МАК, КОТ», далее можем перейти к словам из двух слогов типа «МА-МА»; и наконец, слова типа ПА-ЛА-ТА, КОЧ-КА, КУ-СОК, ЛАН-ДЫШ.

При этом критически относимся к речевому материалу. Подбираем слова так, чтобы звуки чётко произносились и не искажались. Например: слово «ЛОПАТА! не используем, так как мы произносим [ЛАПАТА]. ( Такие сложные варианты оставим для школьного возраста).

Нас окружают различные звуки. Если мы закроем глаза, то можем услышать шум дождя, шум ветра, листвы, мотора. Это неречевые звуки.

Звуки, которые произносит человек – это речевые звуки.

Важно не путать звуки и буквы. Буква – это графический знак. Буквы мы пишем и видим.

Сначала появились звуки, затем буквы. Буквы относятся к письменной речи. Главная задача в дошкольном учреждении — сформировать устную речь ребёнка, поэтому понятие «буква» не даём. Мы говорим о звуках. И звуки называем так, как они звучат в речи.

Итак, речевые звуки образуются с помощью органов артикуляции. К ним относятся губы, язык, зубы, верхнее небо, органы дыхания и голоса.

Есть звуки, которые произносятся при помощи артикуляции губ. Язык спокойно лежит в ротовой полости. Это гласные звуки.

При произношении гласных звуков воздух проходит свободно через рот, не встречая преград. Слышится только голос. В русском языке шесть гласных звуков и десять гласных букв.

Гласные звуки: А, О, У, Ы, Э, И

Гласные буквы: А, О, У, Ы, Э, И, Е, Ю, Ё, Я.

Остальные звуки образуются при смыкании каких-либо органов артикуляции зубы + язык, губы, верхняя губа + нижняя губа, язык + верхнее нёбо и т. д. При прохождении воздуха через такую преграду мы слышим шум или шум + голос. Это согласные звуки.

При произношении согласного звука воздух во рту встречает преграду. Поэтому слышится только шум (ш, с, п, х, т) – глухие согласные , или голос + шум (д, в, г, ж, р) – звонкие согласные.

Согласные звуки мы делим на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Звуковой разбор слова.

1)Называем слово «КОШКА» и рисуем схему этого слова.

2)Нахожу слияния и отдельные звуки сначала в воздухе, затем зарисовываем на листе.

Слияние образуют согласный и гласный звуки (на, со, йо, зи, ля и т.д.)

3) Даю характеристику звукам:

КО –гласный [О], обозначаю красным.

Первый звук [К], он согласный, твёрдый, глухой.

4) выделяем за пределом слияния звук [Ш] . Это звук согласный, глухой и всегда твёрдый.

5)Следующее слияние КА – гласный [А], обозначаю красным.

Первый звук [К], он согласный, твёрдый, глухой.

6) Делю слово на слоги. В этом слове 2 гласных, значит, 2 слога: КОШ-КА

7) Нахожу ударный гласный. __________/______

Ударным может быть только гласный звук!

— гласный звук.

— согласный, твёрдый, звонкий звук

— согласный, твёрдый, глухой звук

— согласный, мягкий, звонкий звук

согласный, мягкий, глухой звук

Буквы Ч, Щ, Й обозначают только мягкие согласные и не могут обозначать твёрдые.

Буквы Ц, Ш, Ж обозначают только твёрдые согласные.

Остальные буквы, кроме ь и ъ знаков, обозначают и мягкий и твёрдый звук. Ь и Ъ знаки звуков не обозначают.

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука [ йэ], [ йо], [ йу], [йа] в трёх случаях: в начале слова ( якорь, юбка), после гласного ( пою, пояс) и после разделительных ь и ъ знаков (льёт, объявил).

Перед разделительным ь знаком согласный всегда мягкий, перед ъ – твёрдый согласный ( в ьюга, с ъел)

Приложение. Таблица «Звуковой разбор»

Автор: Романова Татьяна Леонидовна ,

учитель-логопед МОУ « Межшкольный учебный комбинат»

г. Кириши , «Центр психолого-педагогического

сопровождения, диагностики и профориентационной работы».

г. Кириши, Ленинградская область, Россия

Статья размещена в авторской редакции

Памятка для родителей «Звук и буква»

наталья мелашенко
Памятка для родителей «Звук и буква»

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!

ЗВУК И БУКВА.

Подготовила: воспитатель МБДОУ №21 пос. Новопокровский

Мелашенко Наталья Александровна

Буквы мы видим и пишем

Звуки – слышим и говорим

Чтобы не путать ребёнка, на протяжении периода обучения чтению дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – т. е. так, как звучит звук. Например: звук [М> мы произносим отрывисто и букву М необходимо называть так же, т. к. говоря ЭМ, мы произносим два звука – [Э] и [М]. Буквы делятся на гласные и согласные.

Гласные можно тянуть, петь.

Согласные звуки всегда встречаются препятствия для свободного прохождения воздуха

В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю,

а гласных звуков всего 6: А, О, У, И, Ы, Э.

Буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают 2 звука:

– в начале слова (яма – [йама])

– после гласных звуков (маяк – [майак])

– после Ъ и Ь (вьюнок – [вйунок])

я = й+а, ю = й+у, е =й+э, ё = й+о

СОГЛАСНЫЕ звуки произносятся с преградой.

Согласные звуки делятся на Твердые и Мягкие, образуют пары:

[Б] – [Б`], [Т] – [Т`], [Л] – [Л`], [П] – [П`], [Р] – [Р`], [З] – [З`] и др.

Не имеют парных звуков:

Всегда твёрдые согласные – [Ш], [Ж], [Ц].

Всегда мягкие согласные – [Ч], [Щ], [Й].

Согласный и гласный звуки образуют слог:ТА, АМ, СА, ОК, НЫ ….

Сколько в слове гласных звуков,

Столько и слогов!

Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

Взрослый пишет “трудную” букву большого размера (5-6 см, а ребёнок её раскрашивает.

Лепка ребёнком буквы из пластилина, теста.

Написание буквы рукой в воздухе, пальцем на рассыпанной манке.

Читайте также:  Центр речевого развития в логопедической группе

Выкладывание букв из спичек, верёвочек и т. п.

Обводка ребёнком букв, написанных взрослым.

Вырезание ребёнком буквы по контуру, нарисованному взрослым.

Сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает

Конспект и презентация урока «Звук и буква Ж» «Звук [Ж], буква Ж» Тема урока: Звук [Ж], буква Ж Цель урока: закрепления знаний о букве Ж, произношения звука [Ж]. Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД «Звук [Ш] и буква Шш. Ягоды» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Павлоградского муниципального района Омской области.

Конспект занятия «Звук [К] и буква «К» ТЕМА : «ЗВУК И БУКВА К» ЦЕЛЬ : Развитие фонетической стороны речи, звуко – буквенного анализа. ЗАДАЧИ : Закреплять умение.

Конспект занятия «Звук [С] и буква С» Конспект занятия «Звук и буква С» Цель: 1. Закрепление произношения звука С, знакомство с буквой С. 2. Звуко-слоговой анализ слова суп.

Лэпбук «Звук и буква» Учитывая введение ФГОС, тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация.

Конспект НОД «Профессии на стройке. Буква и звук [З]» 1. Приветствие. 2. Организационный момент. Загадывание загадки. Кирпичи кладет он в ряд Строит садик для ребят. Не шахтер и не водитель,.

НОД. Звуковая культура речи «Звук [Ч] и буква «Ч» НОД. Звуковая культура речи. Звук и буква Ч. Организационный момент. Воспитатель загадывает загадку. Никого часы не ждут, С громким тиканьем.

Занятие по обучению грамоте «Звук и буква [М]» Звук и буква М Задачи: Познакомить детей со звуком М и буквой М и научить соединять с гласными А,О,У,; Учить детей делить слова на слоги;.

Конспект занятия «Звук [Д] и буква Д» Конспект занятия. Тема: Звук и буква «Д» ЦЕЛЬ: Формирование фонематического восприятия, навыков чтения и письма. Задачи: 1. Формировать.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА СЛОВА

Одной из главных задач подготовки к обучению грамоте дошкольников является развитие фонематического восприятия и формирование операций звуко-слогового анализа слов.

Указанные умения и навыки позволят детям в дальнейшем, при овладении письменной речью, грамотно писать и читать.

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

– Наша речь состоит из предложений.

– Предложение – это законченная мысль.

– Предложения состоят из слов.

– Слова состоят из звуков.

– Звук – это то, что мы слышим и произносим.

– Буква – это то, что мы видим и пишем.

– Звук на письме обозначается буквой.

– Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков:

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Звук [и] – «волшебный», он умеет смягчать впереди стоящий согласный звук.

Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Методика выполнения слогового анализа слова такова:

1. Повторить все гласные звуки: А, О, У, И, Ы, Э.

2. Когда мы произносим гласные звуки, нижняя челюсть опускается.

Нужно подложить ладонь тыльной стороной под подбородок и нараспев произнести слово.

СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, СТОЛЬКО В НЕМ И СЛОГОВ

Это означает, что сколько раз опустится нижняя челюсть, столько и гласных звуков в слове, значит, столько же и слогов.

3. Отвечаем полным ответом: «В слове ва-реж-ки три слога».

4. Зарисовываем слоговую схему слова:

  1. Обозначить целое слово одной сплошной чертой: ________________
  2. Посчитать, сколько слогов в слове и под чертой-словом нарисовать столько же коротеньких линий:

_____________________

_____ ______ _______

Звуковой анализ слова производится так:

Называть звуки в слове по порядку, давать каждому звуку характеристику и обозначать каждый звук кружком нужного цвета: гласные звуки – красным, твердые согласные звуки – синим, мягкие согласные – зеленым.

Информация для взрослых: согласный звук будет в слове мягким, если после соответствующей буквы стоит буква «ь», «и», «я», «е», «е», «ю». Дети определяют мягкость согласного на слух. Взрослый может помочь, произнеся слово и выделив этот звук голосом.

– Первый звук в слове «кино» – [кь]. Он согласный, глухой, мягкий, обозначим зеленым цветом.

– Второй звук – [и]. Он гласный, если гласный, значит, красный.

– Третий звук – [н]. Он согласный, звонкий, твердый.

– Четвертый звук – [о]. Он гласный, обозначим красным цветом.

– Сколько всего звуков в слове «кино»?

– В слове «кино» всего четыре звука.

– Сколько из них гласных звуков?

– В слове «кино» два гласных звука: [и] и [о].

– Сколько согласных звуков (твердых и мягких)?

– В слове «кино» два согласных звука.

– Как зовут твердый согласный звук? ([н]).

– Как зовут мягкий согласный звук? ([кь]).

_______________________ – целое слово

__________ ___________ – количество слогов

00 00 (цветные кружочки) – количество звуков в каждом слоге

Памятка о звуках для родителей и педагогов

Разработала: учитель – логопед высшей квалификационной категории

Старостина Марина Александровна

“Детский сад № 38 “Белочка”

Что такое слух?

Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой и музыкальный.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.

Музыкальный слух – способность человека различать и оценивать звуки по тембру, высоте;

Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи их количество и последовательность.

Это и есть фонематический слух.

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, то ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:

  • Замены одних звуков речи другими: твёрдых на мягкие, звонких на глухие, свистящих – шипящими и.т.д. (вместо дом- “том”, лук – “люк”, шуба – “суба, рыба – “лыба”. )
  • Пропуск звуков, слогов при написании слов:(кровать- “ковать”, скороговорка- “скоговока”
  • Перестановка звуков, слогов при написании слов:(шоколад- “кошолад”, градусник-“градунсик”)..
  • Добавление лишних звуков и слогов в слова:(трава-“тарава”, девочка-“девочека”)

Чтобы этого не случилось, поиграем в игры занимательно –развлекательного характера, которые помогут развить фонематический слух у вашего ребенка.

Развиваем фонематический слух на неречевом материале.

1. “Отгадай источник звука”.

(издаём разные звуки, а дети отгадывают их источник, можно использовать звукозапись)

  • шуршим (рвём, режем, мнём) бумагу;
  • переливаем воду;
  • стучим молоточком;
  • рисуем карандашиком, фломастером.

2. “Слушаем тишину”.

(Прислушиваемся в течении минуты к окружающим звукам. Нужно услышать и запомнить их как можно больше.)

  • скрип двери;
  • сигнал автомобиля;
  • стук каблуков;
  • покашливание (чихание) человека;
  • тикание часов;

(Знакомим детей с разным звучание музыкальных инструментов и определяем какой играет на слух.)

  • Барабан, гитара, флейта, арфа, скрипка.

(В семейном кругу или в компании можно узнавать друг друга по тембру голоса нас слух.)

(Интересно загадывать сказочных героев изменяя тембр собственного голоса.)

  • Что-то русским духом запахло! (Баба Яга)
  • Корову заведём, молочко будем пить (кот Матроскин)
  • Ну, заяц, погоди! (волк).
  • Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! (Дед Мороз)
  • Какая славная песенка, но я с тара стала. Сядь ко мне на носок, да пропой ещё разок!

(Учимся с детьми говорить с разной силой голоса.)

(Знакомим детей с разными ритмами, учимся повторять и ритмические рисунки.)

Игры на развитие фонематического слуха на речевом материале.

1. “Кто (что) так звук издает?” (связать услышанный звук с “картинкой-символом”)

  • “ЖЖЖЖ” – пылесос, жук, машина;
  • “СССССС” – водичка,насос, ветер;
  • “ЛЛЛЛЛЛ” – самолёт,пароход;
Читайте также:  Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Комнатные растения’

(Нужно ребёнку хлопнуть в ладоши, если он слышит данный звук в звуковом, слоговом яду, из цепочки слов.)

3. “Подбери слово на заданный звук.

  • на с; сапог, сани, сын, сапоги, самовар

Сложные варианты игры:

“Интервью” – Отвечаем на вопросы на один звук;

  • Как тебя зовут?
  • Что ты ешь?
  • Чем ты играешь?
  • Какое животное тебе больше всего нравится?
  • Что ты носишь из одежды.

“Группировка слов” – Называем с заданным звуком только овощи, посуду, птиц, профессии, ягоды…..

4. “Слоговой аукцион”

(Подбираем слова на заданный слог, кто больше.)

му: муравей, муха, мумия, музыка..

(Ребёнку нужно отыскать предметы, в названии которых есть нужный звук на кухне, в гараже, в ванной, в коридоре. )

(Объясняем ребёнку, что звуки живут в словах в разных позициях: в начале, в середине , в конце, просим определить место звука в слове.)

Звук “Р” (Ракета-корова-помидор)

(Рассказываем ребёнку, что слова состоят из частей (слогов), можно их проговаривать слогами как роботы. Это замечательное упражнение для подготовки к обучению чтения.)

При-вет ре-бя-та! Как у вас де-ла? Я хо-чу по-иг-рать с ва-ми.

  • Другой вариант игры “телеграфисты” (отстукивать или прохлопывать слова по слогам).

Замечательно развивает фонематический слух разучивание и, отгадывание последней строчки стихотворения:

Я захотел устроить бал

и я гостей к себе. (позвал)

купил муку, купил творог

испёк рассыпчатый пирог).

  • Можно попробовать себя в роли поэта и поиграть в рифмы со словами:

А потом сочинить весёлый стишок или небылицу с этими рифмами.

Для родителей

Консультации для родителей

Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты и качества выполнения домашних заданий.

Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык – главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Задача родителей – вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка, т.к. отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Дошкольный возраст – решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Цель: познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

Цель: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте.
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития связной речи в домашних условиях.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями.

Цель: дать рекомендации родителям по развитию речи на летний период.
Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. К вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях.
Развитие речи – сложный процесс. Целью домашних занятий является закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, а также общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.
Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Цель: познакомить родителей с особенности и речевого развития и требованиями для будущих первоклассников.
Результат деятельности будущего первоклассника буквально соткан из следующих компонентов: стиля и подходов семейного воспитания, методов и приемов педагогов и индивидуальных возможностей ребенка.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).
При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

Цель: познакомить родителей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья на занятиях особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

Характеристика речевого развития

Памятки для родителей

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

Читайте также:  Развитие диалогической речи у дошкольников с ОНР

Когда ребенок должен начать говорить?

Примерно с шести – семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» – это тоже слова!)

К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

Когда следует начинать занятия?

Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

Календарь посещения логопеда

  1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
  2. В возрасте 1 года – логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
  3. В возрасте 2ух лет – логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
  4. В 3 года – логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
  5. В 4 года – логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
  6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

    «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

    Памятка о звуках для родителей и педагогов

    Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что ваша речь – образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они – важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.

    «Стоп-игра». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

    «Разведчики» . Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

    «Угадай-ка». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слов.

    «Исправляй-ка». Произнесите слова «дефектным» произношением и попросите ребенка исправить ошибку.

    «Будь внимателен» . При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

    « Кто больше?» . Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.

    «Мы – артисты». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно). Закрепляемый звук произносите чуть дольше обычного.

    «Можно или нельзя?». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.

    Предлагаем ряд упражнений на развитие фонематического слуха и речевой моторики.

    Развитие фонематического слуха.

    Повторяйте слова парами:

    сутки — шутки жар — шар

    миска — мишка Саша — сажа

    крыса — крышка накал — шакал

    топот — шепот бык — шик

    стык — штык дар — шар

    споры — шпоры мыло — шило

    К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

    Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится, в основном, к определенным звукам, например: не дифференцируют на слух звуки “с” и “ц”, “с” и “ш”, “ш” и “ж” и другие.

    Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

    Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх и т.п.) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

    2. Какой звук есть во всех словах?

    Взрослый произносит три – четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

    3. Подумай, не торопись.

    Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

    – Подбери слово, которое начинается на последний звук слова “стол”.

    – Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова “сыр”. (Воробей, грач. )

    – Подбери слово, чтобы первый звук был бы “к”, а последний – “а”.

    – Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на “а”; что начитается на “с”, в середине слова звук “т” и т.д.

    Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

    4. Шутки – минутки.

    Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

    Хвост с узорами,

    сапоги со шторами.

    Загорелся кошкин том.

    За окошком зимний сад,

    Там листочки в бочках спят.

    Мальчишек радостный народ

    Коньками звучно режет мёд.

    Кот плывет по океану,

    Кит из блюдца ест сметану.

    Куклу, выронив из рук,

    Маша мчится к маме:

    Там ползёт зелёный лук

    С длинными усами.

    Принеси мне хлеба.

    Подготовила учитель- логопед Серкунова Клара Рауфовна

  • Ссылка на основную публикацию