Памятка о звуках для родителей и педагогов

Памятка для родителей (автоматизация звуков)

Уважаемые родители!

Мы достаточно долгое время плодотворно работаем и вместе помогаем вашему ребенку.

Наконец ребенок научился произносить звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно ввести звук в речь или, иначе, автоматизировать его. Эта работа не столько логопеда, сколько родителей. Теперь логопед лишь отбирает необходимый речевой материал, который доступен и понятен ребенку, а главное насыщен «трудным» звуком.

Кому же, как не родителям разучивать чистоговорки, загадки, стихи, читать и рассказывать сказки? Кому как не вам приучить ребенка следить за своим произношением?

Помните! Навык закрепляется только тогда, когда он востребован. Ребёнок должен осознать необходимость правильного, чёткого произношения всех звуков, чувствовать вашу заинтересованность и поддержку. Только в этом случае мы добьёмся устойчивых результатов.

Закреплять звук не сложно, главное не терять внимания к его правильному произношению, а для этого:

* Заученные чистоговорки, стишки на отрабатываемый звук повторяйте с ребёнком при любом удобном случае, даже вне занятия. Это поможет быстрее добиться более устойчивых результатов в исправлении звукопроизношения.

* Старайтесь чаще стимулировать речевую активность ребенка. Окружающая обстановка даёт много тем для разговоров с ним: по дороге в детский сад (названия улиц, деревья, цветы, погода, транспорт, правила поведения в общественных местах, дорожные знаки и многое другое).

* Читайте детям книги, обязательно беседуйте по содержанию, предложите пересказать рассказ, понравившийся эпизод.

* Активизируйте речь детей в любой момент, когда ребёнок с вами рядом (помогает на кухне, в уборке квартиры, во время прогулок и т. п.)

Но главное, необходимо постоянно следить за правильным произношением поставленного звука в обычном разговоре. Исправляя ошибки ребенка, делайте это тактично. Пусть недостатки выглядят легко исправимыми, а разговоры со взрослыми — доступными и интересными.

Если родители не остаются безучастными, интересуются успехами своих детей, помогают им формировать правильную красивую речь, то и положительный результат не заставит себя долго ждать.

Желаю успехов!

Не жалейте времени и внимания своему ребенку, и он будет постоянно радовать Вас все новыми и новыми успехами. Ведь от вас он знает, как это важно: правильно и красиво говорить.

Очень важно, чтобы родители не упускали ни одной возможности, мягко и тактично исправляя те ошибки, которые ребёнок уже может не допускать

Хвалите ребенка за его скромные успехи

Очень важно, чтобы родители не упускали ни одной возможности стимулировать речевую активность детей, мягко и тактично исправляя те ошибки, которые ребёнок уже может не допускать

Памятка родителям для организации занятий

по заданию логопеда

* Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.

* Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

* Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.

* Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.

* При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.

* Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.

* Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Как работать со звуком:

  • Проговорите звук совместно с ребенком.
  • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
  • Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
  • Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
  • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
  • Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
  • В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.
  • Придумайте игры со звуком, над которым работали.
  • Проговорите речевой материал на этот звук.

Памятка для воспитателей и родителей «Речь. Звуковой разбор слова»

Я работаю учителем-логопедом в общеобразовательной школе. Каждый учебный год учителя-логопеды и учителя начальных классов встречаются с одной и той же проблемой – неправильное начальное обучение детей грамоте в дошкольном возрасте. Дети не имеют чёткого понятия о гласных звуках. Например: дети говорят, что этот звук «поёт» или «тянется», но мы можем пропеть или протянуть и некоторые согласные звуки. Ещё одна ошибка заключается в том, что часто взрослые называют звуки буквами. И таких ошибок множество. Впоследствии учителям в школе приходится детям долго и упорно доказывать, что это не так. Но ведь всегда лучше правильно научить, чем переучить ребёнка! Эта статья предназначена для педагогов дошкольных учреждений и заботливых родителей.

Речь может быть устная и письменная.

Приступая к обучению грамоте детей в ДОУ мы должны не забывать, о том что в дошкольном возрасте формируется, прежде всего, устная речь, и к 7 годам ребёнок в норме должен полностью усвоить все категории родного языка. То есть:

  • звукопроизносительной стороной речи ;
  • грамматической стороной речи (правильно согласовывать слова разных частей речи и правильно использовать предлоги);
  • связной речью (свободно поддерживать беседу, составлять небольшие рассказы, излагать свои мысли);
  • лексический запас будет пополняться и далее.

Из чего же состоит наша речь?

Давайте вспомним онтогенез развития речи. Родился ребёнок и сразу произнёс первый звук. Это гласный звук [ А]. Далее ребёнок при шевелении губами осваивает и другие гласные звуки. Затем появляются первые согласные , получаются слоги , которые ребёнок складывает в первые слова. Затем появляются предложения.

Наша речь состоит из предложений. .

Предложения состоят из слов.

Слова мы складываем из слогов.

Слоги состоят из звуков.

Гласный звук образует слог.

И на каждом этапе мы должны научить детей расчленять составные родного языка на части:

На фоне предложения – выделение отдельных слов, выделение предлогов как отдельного короткого слова. При записи схемы предложения даём чёткое понятие о том, что предложение начинается и мы рисуем высокую палочку, в конце ставим точку, учим выделять маленькие слова — предлоги. На уровне слова: учим определять гласные звуки в слове, делить слово на слоги, определение ударного слога.

Слогов в слове столько, сколько гласных звуков.

И, конечно же, расчленение слова на отдельные звуки: определение первого, последнего звуков, определение количества звуков в слове и их порядок в слове.

Таким образом мы формируем у детей такие сложные мыслительные процессы как анализ и синтез.

Обучение проходит по общим дидактическим правилам, от простого к сложному. (Вспомним онтогенез развития речи.) Сначала определение гласных звуков по главному их отличию, выделение гласных звуков в удобной позиции слова (начало и конец), определение количества гласных звуков в слове, разбор слогов из двух гласных типа «УА, АУ» и т.д. Учимся определять согласные звуки , разбор прямых слогов типа «МА» и обратных слогов типа «АМ»; далее слова типа «МАК, КОТ», далее можем перейти к словам из двух слогов типа «МА-МА»; и наконец, слова типа ПА-ЛА-ТА, КОЧ-КА, КУ-СОК, ЛАН-ДЫШ.

При этом критически относимся к речевому материалу. Подбираем слова так, чтобы звуки чётко произносились и не искажались. Например: слово «ЛОПАТА! не используем, так как мы произносим [ЛАПАТА]. ( Такие сложные варианты оставим для школьного возраста).

Что такое звук?

Нас окружают различные звуки. Если мы закроем глаза, то можем услышать шум дождя, шум ветра, листвы, мотора. Это неречевые звуки.

Звуки, которые произносит человек – это речевые звуки.

Звуки мы слышим и произносим .

Важно не путать звуки и буквы. Буква – это графический знак. Буквы мы пишем и видим.

Сначала появились звуки, затем буквы. Буквы относятся к письменной речи. Главная задача в дошкольном учреждении — сформировать устную речь ребёнка, поэтому понятие «буква» не даём. Мы говорим о звуках. И звуки называем так, как они звучат в речи.

Итак, речевые звуки образуются с помощью органов артикуляции. К ним относятся губы, язык, зубы, верхнее небо, органы дыхания и голоса.

Есть звуки, которые произносятся при помощи артикуляции губ. Язык спокойно лежит в ротовой полости. Это гласные звуки.

При произношении гласных звуков воздух проходит свободно через рот, не встречая преград. Слышится только голос. В русском языке шесть гласных звуков и десять гласных букв.

Гласные звуки: А, О, У, Ы, Э, И

Гласные буквы: А, О, У, Ы, Э, И, Е, Ю, Ё, Я.

Остальные звуки образуются при смыкании каких-либо органов артикуляции зубы + язык, губы, верхняя губа + нижняя губа, язык + верхнее нёбо и т. д. При прохождении воздуха через такую преграду мы слышим шум или шум + голос. Это согласные звуки.

При произношении согласного звука воздух во рту встречает преграду. Поэтому слышится только шум (ш, с, п, х, т) – глухие согласные , или голос + шум (д, в, г, ж, р) – звонкие согласные.

Согласные звуки мы делим на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Звуковой разбор слова.

1)Называем слово «КОШКА» и рисуем схему этого слова.

2)Нахожу слияния и отдельные звуки сначала в воздухе, затем зарисовываем на листе.

Слияние образуют согласный и гласный звуки (на, со, йо, зи, ля и т.д.)

3) Даю характеристику звукам:

КО –гласный [О], обозначаю красным.

Первый звук [К], он согласный, твёрдый, глухой.

4) выделяем за пределом слияния звук [Ш] . Это звук согласный, глухой и всегда твёрдый.

5)Следующее слияние КА – гласный [А], обозначаю красным.

Первый звук [К], он согласный, твёрдый, глухой.

6) Делю слово на слоги. В этом слове 2 гласных, значит, 2 слога: КОШ-КА

7) Нахожу ударный гласный. __________/______

Ударным может быть только гласный звук!

Условные обозначения.

— гласный звук.

— согласный, твёрдый, звонкий звук

— согласный, твёрдый, глухой звук

— согласный, мягкий, звонкий звук

согласный, мягкий, глухой звук

Дополнительная информация.

Буквы Ч, Щ, Й обозначают только мягкие согласные и не могут обозначать твёрдые.

Буквы Ц, Ш, Ж обозначают только твёрдые согласные.

Читайте также:  Логопедические игры своими руками

Остальные буквы, кроме ь и ъ знаков, обозначают и мягкий и твёрдый звук. Ь и Ъ знаки звуков не обозначают.

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука [ йэ], [ йо], [ йу], [йа] в трёх случаях: в начале слова ( якорь, юбка), после гласного ( пою, пояс) и после разделительных ь и ъ знаков (льёт, объявил).

Перед разделительным ь знаком согласный всегда мягкий, перед ъ – твёрдый согласный ( в ьюга, с ъел)

Приложение. Таблица «Звуковой разбор»

Автор: Романова Татьяна Леонидовна ,

учитель-логопед МОУ « Межшкольный учебный комбинат»

г. Кириши , «Центр психолого-педагогического

сопровождения, диагностики и профориентационной работы».

г. Кириши, Ленинградская область, Россия

Статья размещена в авторской редакции

Для родителей

Консультации для родителей

Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты и качества выполнения домашних заданий.

Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык – главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Задача родителей – вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка, т.к. отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Дошкольный возраст – решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Цель: познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

Цель: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте.
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития связной речи в домашних условиях.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями.

Цель: дать рекомендации родителям по развитию речи на летний период.
Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. К вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях.
Развитие речи – сложный процесс. Целью домашних занятий является закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, а также общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.
Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Цель: познакомить родителей с особенности и речевого развития и требованиями для будущих первоклассников.
Результат деятельности будущего первоклассника буквально соткан из следующих компонентов: стиля и подходов семейного воспитания, методов и приемов педагогов и индивидуальных возможностей ребенка.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).
При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

Цель: познакомить родителей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья на занятиях особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

Характеристика речевого развития

  • Уровень развития речи детей в 2 года
  • Уровень развития речи детей в 3 года
  • Уровень развития речи детей в 4 года
  • Уровень развития речи детей в возрасте 5 лет
  • Уровень развития речи детей в возрасте 6 лет

Памятки для родителей

  • Полезные советы для неравнодушных родителей
  • Требования к речи первоклассников
  • Комплексы артикуляционной гимнастики
  • Рекомендации по выполнению заданий логопеда
  • Обогащаем словарный запас
  • Рекомендации логопеда на летний период
  • Правила занятий с ребенком дома

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

Когда ребенок должен начать говорить?

Примерно с шести – семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» – это тоже слова!)

К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

Когда следует начинать занятия?

Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

Календарь посещения логопеда

  1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
  2. В возрасте 1 года – логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
  3. В возрасте 2ух лет – логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
  4. В 3 года – логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
  5. В 4 года – логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
  6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    Читайте также:  НОД по формированию фонематического восприятия

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

    «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

    • Главная |
    • Для родителей

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА СЛОВА

    Одной из главных задач подготовки к обучению грамоте дошкольников является развитие фонематического восприятия и формирование операций звуко-слогового анализа слов.

    Указанные умения и навыки позволят детям в дальнейшем, при овладении письменной речью, грамотно писать и читать.

    Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

    – Наша речь состоит из предложений.

    – Предложение – это законченная мысль.

    – Предложения состоят из слов.

    – Слова состоят из звуков.

    – Звук – это то, что мы слышим и произносим.

    – Буква – это то, что мы видим и пишем.

    – Звук на письме обозначается буквой.

    – Звуки бывают гласные и согласные.

    Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

    В русском языке шесть гласных звуков:

    На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

    Звук [и] – «волшебный», он умеет смягчать впереди стоящий согласный звук.

    Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

    Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

    Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

    Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

    Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

    Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

    Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

    Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

    Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

    Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

    Методика выполнения слогового анализа слова такова:

    1. Повторить все гласные звуки: А, О, У, И, Ы, Э.

    2. Когда мы произносим гласные звуки, нижняя челюсть опускается.

    Нужно подложить ладонь тыльной стороной под подбородок и нараспев произнести слово.

    СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, СТОЛЬКО В НЕМ И СЛОГОВ

    Это означает, что сколько раз опустится нижняя челюсть, столько и гласных звуков в слове, значит, столько же и слогов.

    3. Отвечаем полным ответом: «В слове ва-реж-ки три слога».

    4. Зарисовываем слоговую схему слова:

    1. Обозначить целое слово одной сплошной чертой: ________________
    2. Посчитать, сколько слогов в слове и под чертой-словом нарисовать столько же коротеньких линий:

    _____________________

    _____ ______ _______

    Звуковой анализ слова производится так:

    Называть звуки в слове по порядку, давать каждому звуку характеристику и обозначать каждый звук кружком нужного цвета: гласные звуки – красным, твердые согласные звуки – синим, мягкие согласные – зеленым.

    Информация для взрослых: согласный звук будет в слове мягким, если после соответствующей буквы стоит буква «ь», «и», «я», «е», «е», «ю». Дети определяют мягкость согласного на слух. Взрослый может помочь, произнеся слово и выделив этот звук голосом.

    – Первый звук в слове «кино» – [кь]. Он согласный, глухой, мягкий, обозначим зеленым цветом.

    – Второй звук – [и]. Он гласный, если гласный, значит, красный.

    – Третий звук – [н]. Он согласный, звонкий, твердый.

    – Четвертый звук – [о]. Он гласный, обозначим красным цветом.

    – Сколько всего звуков в слове «кино»?

    – В слове «кино» всего четыре звука.

    – Сколько из них гласных звуков?

    – В слове «кино» два гласных звука: [и] и [о].

    – Сколько согласных звуков (твердых и мягких)?

    – В слове «кино» два согласных звука.

    – Как зовут твердый согласный звук? ([н]).

    – Как зовут мягкий согласный звук? ([кь]).

    _______________________ – целое слово

    __________ ___________ – количество слогов

    00 00 (цветные кружочки) – количество звуков в каждом слоге

    Памятка о звуках для родителей и педагогов

    Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что ваша речь – образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они – важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.

    «Стоп-игра». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

    «Разведчики» . Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

    «Угадай-ка». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слов.

    «Исправляй-ка». Произнесите слова «дефектным» произношением и попросите ребенка исправить ошибку.

    «Будь внимателен» . При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

    « Кто больше?» . Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.

    «Мы – артисты». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно). Закрепляемый звук произносите чуть дольше обычного.

    «Можно или нельзя?». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.

    Предлагаем ряд упражнений на развитие фонематического слуха и речевой моторики.

    Развитие фонематического слуха.

    Повторяйте слова парами:

    сутки — шутки жар — шар

    миска — мишка Саша — сажа

    крыса — крышка накал — шакал

    топот — шепот бык — шик

    стык — штык дар — шар

    споры — шпоры мыло — шило

    К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

    Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится, в основном, к определенным звукам, например: не дифференцируют на слух звуки “с” и “ц”, “с” и “ш”, “ш” и “ж” и другие.

    Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

    Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх и т.п.) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

    2. Какой звук есть во всех словах?

    Взрослый произносит три – четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

    3. Подумай, не торопись.

    Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

    – Подбери слово, которое начинается на последний звук слова “стол”.

    – Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова “сыр”. (Воробей, грач. )

    – Подбери слово, чтобы первый звук был бы “к”, а последний – “а”.

    – Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на “а”; что начитается на “с”, в середине слова звук “т” и т.д.

    Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

    4. Шутки – минутки.

    Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

    Хвост с узорами,

    сапоги со шторами.

    Загорелся кошкин том.

    За окошком зимний сад,

    Там листочки в бочках спят.

    Мальчишек радостный народ

    Коньками звучно режет мёд.

    Кот плывет по океану,

    Кит из блюдца ест сметану.

    Куклу, выронив из рук,

    Маша мчится к маме:

    Там ползёт зелёный лук

    С длинными усами.

    Принеси мне хлеба.

    Подготовила учитель- логопед Серкунова Клара Рауфовна

    Памятка родителям «Звуки гласные и согалсные»

    Оксана Шкруднева
    Памятка родителям «Звуки гласные и согалсные»

    Памятка родителям.

    МАДОУ «Детский сад комбинированного

    вида №13 г. Шебекино Белгородской области»

    1. Звук мы слышим и произносим.

    Звуки речи на письме обозначаются буквами.

    Буквы мы видим, пишем и читаем.

    Сначала нужно различать звуки на слух (выделять звук среди других звуков,

    находить звук в слове, а потом учиться обозначать звук буквой.

    2. Звуки бывают гласные и согласные.

    Звуки, которые можно петь и при произнесении которых воздух изо рта выходит свободно, не встречает преград, называются гласными. Звуки, которые нельзя петь и при произнесении которых воздух во рту встречает на своем пути преграду в виде языка, губ или зубов, называются согласные.

    Читайте также:  Логопедический массаж, эффективность применения логопедического массажа

    3. Гласные звуки и буквы.

    Гласные звуки мы можем петь. Мы обозначаем их красным квадратом.

    В русском языке 6 гласных звуков: [а],[о],[у],[и],[э],[ы]. На письме гласные звуки обозначаются гласными буквами, в русском алфавите их 10 – а,о,у,и,ы,э,я,е,ю ё.

    Запомните: нет гласных звуков «я», «ю», «е», «ё». Это гласные буквы, которые

    состоят из звуков: я-[й][а], ю-[й][у], е-[й][э], ё-[й][о]. Если есть задание придумать

    слово с гласным звуком, подбирайте только те слова, в которых звук стоит под

    ударением.Например: нельзя на звук «о» придумать слово «огурец», т. к. пишем «о», а слышим «а».

    4. Согласные звуки и буквы.

    В русском языке 36 согласных звука: [б/б’], [в/в’], [г/г’],[д/д’], [ж], [з/з’],[й], [к/к’], [л/л’],[м/м’], [н/н’], [п/п’],[р/р’], [с/с’], [т/т’],[ф/ф’], [х/х’], [ц],[ч], [ш], [щ]. На письме согласные звуки обозначаются согласными буквами, их в русском алфавите 20 – б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч,ш, щ. Звук Й принято называть полугласной.

    Согласные звуки бывают мягкими и твердыми (добрыми и сердитыми).

    Твердые согласные звуки мы обозначаем синим кружком, а мягкие –

    зеленым кружком. Если есть задание придумать слова на согласный звук,

    не забывайте, что помимо твердого звука есть еще и мягкий.

    Например: лось – в начале слова стоит звук Л (твердый);

    лимон – в начале слова стоит звук Ль (мягкий).

    Запомните: после твердого звука мы пишем буквы а, о, у, э, ы; после мягких согласных мы пишем гласные и, я, ю, е, ё.

    -Согласные звуки бывают звонкие и глухие.

    При произнесении звонких согласных ([в] ,[з] [ж], [б], [г],[д], [л], ],[р], горлышко «дрожит» (положите ладонь на горло и произнесите звук «з»).

    При произнесении глухих согласных( [к],[п], [с], [т],[ф], [х], [ц],[ч], [ш], [щ]) горлышко не «дрожит» (положите ладонь на горло и произнесите звук «с»).

    Запомните: в конце слова звонкие согласные оглушаются.

    Например: в слове «ёж» пишем «ж», а слышим «ш».

    5. Подбирайте только те слова, которые пишутся и произносятся одинаково.

    «Что нельзя приносить в детский сад». Памятка родителям Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю Вам познакомиться с моим всегда актуальным для всех воспитателей материалом. Все мы – воспитатели.

    Конспект НОД по обучению грамоте «Поможем Буратино. Гласные звуки» Тема: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы» Цель: совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

    Конспект занятия «Гласные звуки и сопряженные движения» Гласные звуки. Цели: – закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [э], [о], [у]; [и; [ы]; – закрепить зрительные образы символов.

    Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнить произношение гласных звуков. • Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза,.

    Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В гости к ноябрю. Гласные звуки (обобщение)» Цель: Совершенствование фонетико-фонематического слуха; развитие навыков звукового анализа; анализ и синтез сочетаний из 3 гласных букв.

    Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников

    Несмотря на то, что исследования на тему «Моторика рук для развития речи» стали появляться относительно недавно, на Руси и в Древнем Китае интуитивно догадывались о связи ловкости пальцев и детской речи. Так в нашей культуре сложились знаменитые игровые прибаутки, во время которых малыш шевелит пальчиками, а мамы-китаянки в качестве игрушек выбирали камни и ракушки.

    Какая связь между мелкой моторикой и развитием речи

    Воздействие подвижности пальцев на речевую функцию первым доказал В.М. Бехтерев. Разнообразные задания, затрагивающие кисти и пальцы рук, со временем позволяют повысить четкость произносимых звуков.

    Звучную метафору употребил известнейший отечественный педагог В.А Сухомлинский, заметив, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Эту мысль подхватили специалисты-практики, развивая более узкое предположение о речи на кончиках пальцев.

    Появились игровые программы на развитие мелкой моторики — пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. В нее включены задания, разграниченные по возрастам, комплексно стимулирующие детскую речь благодаря одновременной работе пальчиков и проговариванию строчек.

    Вопрос взаимосвязи речи и мелкой моторики исследовали М.М. Кольцова и ее последовательница М.И. Рузина. Выяснив, что центры головного мозга, отвечающие за речевые функции, связаны с рукой, а шевеление пальцами посылает определенный импульс в соответствующие речевые зоны, они предложили свой «Пальчиковый игротренинг».

    Пальчиковые игры как средство развития речи в дошкольном возрасте

    По мнению Кольцовой, основное значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников заключается в навыке моторного планирования. Данная функция помогает заучить любые действия, связанные с движением. Свойство проявляется как в отношении общей моторики, так и мелкой.

    Например, при разучивании танца ребенок сначала думает и смотрит, куда и как поставить ногу, в какую сторону сделать поворот. Мысли перед движением, мелькающие за мгновенье, означают моторное планирование. После многочисленных повторений движение становится автоматическими, необходимость в первом этапе отпадает.

    Любые игры пальчиками реализуются в той же связке: сначала подумать, потом сделать.

    По мнению психологов и логопедов, произнесение звуков строится по аналогичной схеме. Общее развитие моторных функций позволяет ребенку быстрее осваивать не только звуки и слова, но и помогает произносить их правильно, тщательно выговаривая.

    Используя упражнения для развития моторики и речи, необходимо принимать во внимание два принципа:

    • в движение должны быть вовлечены все пальчики, как изолированно, так и попарно, одновременно;
    • действия руками должны предоставлять разные возможности: сжатие, растяжение, расслабление кистей.

    Примером тренировки пальчиков и развития речи в 3-4 года может служить игра «Зайка». Важно, чтобы ребенок произносил стихотворные фразы, одновременно играя, используя все 10 пальцев.

    Существует признанная на международном уровне классификация игр для одновременного развития моторики и речи, в рамках которой выделяют два типа упражнений:

    1. «Сидячая» игра пальчиков под речитатив стишков – Finger play.
    2. «Активные» движения, дополняющие перебор пальцами поворотами головы, взмахами рук и даже притопыванием — Action rhyme.

    Главное достоинство подобных игр в том, что они автоматизируют произношение слов, согласуя с движениями. У ребенка происходит ассоциация звука и смысла слова с собственным телом.

    Как пример, для старших дошкольников рекомендуется игра, развивающая мелкую моторику и речь, которая дополнительно помогает запомнить дни недели.

    Упражнения, кроме улучшения четкости звуков и произнесения слов, помогут ребенку:

    • Тренировать память – в процессе игры необходимо запомнить веселые стишки и непростые манипуляции, которые нужно правильно повторять.
    • Дополнительно развивать воображение и способность к фантазированию.
    • Улучшать пластичность, ловкость и гибкость самих пальцев.
    • Усиливать концентрацию внимания – умение сосредотачиваться на одном деле.

    Упражнения на развитие мелкой моторики и стимулирование речевых функций

    Кроме игр и массажа пальчиков, полезно использовать различные упражнения, которые имеют прямое отношение к развитию мелкой моторики. Для этого отлично подходят подручные материалы, от пуговиц до круп, а также специальные творческие задания, требующие активных движений пальцев.

    Но многие упражнения задействуют только три пальца руки, оставляя без нагрузки безымянные и мизинцы. Этот факт следует учитывать и специально ставить задачу перед ребенком выполнять определенные действия именно этими пальчиками.

    Использование подручных материалов

    При должной фантазии можно использовать любые предметы, они отлично воздействуют на стимулирование моторики. Полезно:

    • Одевать кукол в одежду, где пришиты пуговицы, имеются крючки и липучки;
    • Катать по плоской поверхности каменные или металлические шары, а также грецкие орехи;
    • Зажать между ладонями простой карандаш и перекатывать его. Можно устроить конкурс на скорость или продолжительность;
    • Сжимать-разжимать каучуковый мячик. Он приятен на ощупь, поэтому ребенок с радостью выполняет задание;
    • Завязывать банты из лент или наматывать нитки на катушку;
    • Заниматься выкладыванием фигур из камушков, ракушек, других материалов;
    • Играть со шнуровкой, создавая разные плетения;
    • Использовать прищепки для развешивания картинок или как декоративный элемент в аппликациях.
    • Привлекать дошкольника к любой собственной деятельности, где необходимо работать руками. Даже если помощь не слишком умелая, следует хвалить малыша за усилия.

    Также эффективно развивать моторку рук, привлекая дошкольника к сортировке пуговиц или надеванию бусин на нить. Крупы – отличный материал для развития тактильного восприятия и увлекательных игр: перебирание гречки или гороха и создание из крупинок аппликации, поиск спрятанной игрушки в емкости с зерном.

    Если смешать фасоль или горох с игрушками, то можно надолго занять ребенка извлечением своего богатства из миски. Детей постарше можно увлечь изготовлением поделок и несложных украшений из бисера.

    Выполнение творческих заданий

    Развивать речь через мелкую моторику рук можно и с помощью творческих заданий.

    Для этого создано множество различных наборов для мозаик и конструкторов, состоящих из мелких деталей, или требующих соединения компонентов винтиками.

    В последние годы набирает популярность рисование, так называемыми, «волшебными» красками. Особенность красок состоит в том, что их нужно изготавливать самим из муки, соли и гуаши (или другого красителя).

    Первым делом дети тщательно перемешивают пальчиками соль с мукой в небольшой чашке, потом добавляют краситель для цвета и немного воды. Желательно и на этом этапе размешивать смесь пальчиком. Тем более что дальнейшая техника рисования предполагает накладывание и размазывание краски на лист именно руками.

    Такое занятие проводится обязательно под контролем и при непосредственном участии родителя или воспитателя. Немного беспорядка оно создает, но с каким удовольствием дети создают свои художества!

    Творческие виды деятельности богаты идеями, как еще задействовать мелкую моторику рук:

    • Вырезание снежинок из бумаги. Взрослый показывает, как это делается, после чего дети повторяют. Далее получившиеся узоры можно раскрасить разным красками.
    • Соревнование на повторение фигур по образцу. Взрослый складывает из пальцев комбинацию или изображает зверька. Детям следует как можно точнее повторить оригинал.
    • Рисование на манке. Высыпать на поднос манную крупу и предложить детям поиграть в художника. Начинают с простых линий, а потом можно переходить к рисованию образов, букв, цифр.
    • Лепка из пластилина и глины – эффективный прием развития мелкой моторики. Для того чтобы задействовать все пальчики, взрослый должен вводить игровые элементы и предлагать детям размять шарик только мизинчиком или безымянным пальцем.

    Следует понимать, что влияние мелкой моторики на речь продолжает изучаться, поэтому не стоит возлагать надежды только на нее. Действия пальцами полезны для формирования и других психических процессов, но стимулировать речевое развитие дошкольников нужно комплексно, используя все способы и, особенно, активно разговаривая с малышом.

    Ссылка на основную публикацию