Логопедический массаж, эффективность применения логопедического массажа

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы

Зонды постановочные

Логопедический массаж.
Особенности. Диагностика. Рекомендации логопедам.

учитель-логопед, Никитина М.В.,
ГБОУ детский сад города Москвы компенсирующего вида
для детей со сложной структурой диагноза №2278.
Оригинал статьи в формате MS Word скачать

Детям с тяжелыми речевыми нарушениями (алалия, минимальные дизартрические расстройства, дизартрический компонент как вторичное нарушение при поражениях ЦНС, невротическая форма заикания и др.) для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж. Зачастую для наибольшей эффективности логопедической работы необходимо, чтобы ребенок, нуждающийся в помощи логопеда, сначала прошел неврологическое лечение. Также очень эффективным является одновременная работа двух специалистов: логопедический массаж на фоне медикаментозного лечения, предложенного неврологом.

Продолжительность логопедического массажа зависит от тяжести дефекта. В своей практике я всегда привлекаю родителей (как правило, маму или бабушку) к активному участию в коррекции речевых нарушений. А именно, провожу для родителей беседы, объясняю, в чем заключается основная причина затруднений ребенка, с чем это может быть связано; объясняю родителям важность и необходимость логопедического массажа для ребенка; провожу для родителей открытые индивидуальные занятия и мастер-классы по массажу, а также обязательно обучаю маму логопедическому массажу в домашних условиях. Данный опыт показал, что эффективность логопедического воздействия возрастает в несколько раз по сравнению с теми детьми, чьи родители не заинтересованы в активной помощи логопеду. У тех детей, с которыми мною регулярно проводился логопедический массаж в условиях дошкольного учреждения, а также родителями в домашних условиях по предложенной мною схеме, значительно быстрее вызывались и автоматизировались звуки.

Практика показала, что логопедический массаж благотворно влияет на эффективность логопедической работы также и у детей, имеющих ЗРР неясной этиологии, дислалию, обусловленную укороченной подъязычной уздечкой, и даже при плохом введении поставленных звуков в речь.

Разумеется, необходимо помнить и о противопоказаниях к логопедическому массажу. Поэтому всегда, прежде чем начинать работу с ребенком, необходимо побеседовать с мамой и собрать анамнез. Ни в коем случае нельзя делать массаж ребенку с эписиндромом, у которого в анамнезе наблюдались судороги; при любых заразных заболеваниях (стоматиты, герпетичесик высыпания и др.), при любых травмах кожи лица и артикуляционного аппарата, а также никогда не делайте массаж ребенку, если он плохо себя чувствует (в начальной стадии заболевания; при заболевании в стадии обострения). Также из личного опыта я бы посоветовала коллегам очень осторожно применять массаж детям, имеющим бронхиальную астму. Всегда необходимо находиться в контакте с мамой и держать ее в курсе того, как проходят ваши занятия.

В настоящее время существует много книг, изданий, статей, подробно знакомящих с логопедическим массажем, с его методикой и основными видами воздействия на органы артикуляции. Однако я придерживаюсь мнения, что логопедический массаж – это специфическая логопедическая техника, которой не обучают в ВУЗах, и применять ее могут и должны только специалисты, прошедшие обучение и имеющие сертификат в данной области, так как логопеды всегда должны помнить об одной из основных «заповедей» нашей профессии: «Не навреди!». А логопедический массаж имеет под собой много «подводных камней», нюансов, и человек, обучавшийся ему лишь по книгам, действительно может добиться прямо противоположных результатов.

Перед проведением логопедического массажа очень важна диагностика имеющегося у ребенка нарушения. Ведь от этого напрямую зависит, какие приемы необходимо будет применять в дальнейшем. Специалисту очень важно определить, каким образом нарушен тонус мышц артикуляционного аппарата: по типу гипотонуса – паретичности, либо, наоборот, гипертонуса – спазтичности.

Дети с пониженным тонусом мышц артикуляционного аппарата, как правило, имеют и мышечный гипотонус всего тела, для них затруднительно выполнение артикуляционных проб. Язык на ощупь тонкий, напоминает пустой носок. Мышцы не выражены, ощущение, что их вообще нет. Иногда наблюдаются более светлые вкрапления на языке, появляющиеся в связи с атрофией мышц. Рот у таких детей приоткрыт, уголки рта опущены (рот «Пьеро»). Мягкое небо провисает, наблюдается назализация голоса. Лицо у такого ребенка одутловато, при нажиме на щеку остается след. У этих детей резко выражена гиперсалевация. Эти дети часто поперхиваются, не могут подолгу жевать. Зачастую пониженному тонусу способствуют сами родители: эти дети не могут и не хотят долго жевать вследствие плохой двигательной активности мышц, а родители, заботящиеся о том, чтобы ребенок не остался голодным, перетирают ребенку всю пищу, не дают жевать твердые продукты. Таким образом, мышцы артикуляционного аппарата не развиваются, и в дальнейшем, возникают речевые нарушения.

При гипертонусе все движения артикуляционного аппарата резко ограничены. Язык лежит в глубине ротовой полости, как при произнесении заднеязячных звуков. Губы прижаты к зубам, зубы не разжимаются. Как правило, такой ребенок говорит в быстром темпе. Для гипретонуса также характерна такая особенность: пока язык находится в состоянии покоя, повышенного слюноотделения не наблюдается. Когда ребенок начинает говорить, либо при выполнении артикуляционных упражнений, резко повышается салевация.

Однако очень часто нарушения тонуса выражены не резко. В этих случаях диагностика оказывается более затруднительной. Специалисту полезно помнить, что при не резко выраженном повышении тонуса мышц артикуляционного аппарата ребенок не может долго удерживать позу. Язык напоминает тесто, которое постоянно стремится возвратиться в свою форму.

Также очень часто мы сталкиваемся с детьми, имеющими неравномерное распределение тонуса. У некоторых детей язык отклоняется в правую, либо в левую сторону. Специалисту необходимо знать, что с той стороны, куда отклоняется язык, тонус нарушен более грубо.

Язык – это очень большой орган, состоящий из двадцати трех мышц. Мы имеем возможность воздействовать лишь на 30% всей массы языка. Остальные 70% нам недоступны. Для движений, осуществляющих речь, очень важны продольные мышцы, поперечные, а также веерные мышцы. Специалист, проводящий логопедический массаж должен правильно определить тип и место нарушения работы мышц артикуляционного аппарата и выбрать необходимые методы воздействия.

Почему же массаж обладает таким эффектом?
Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.
Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо-и кровообращение. А следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной кожи. Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Под воздействием массажа пораженные мышцы начинают сокращаться, и, таким образом, со временем улучшается иннервация пораженных участков. Таким образом, кинестетические ощущения улучшаются, т.е. формируются активные произвольные движения органов артикуляции, улучшается их координация. Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спазтичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры.

Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.
Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже.
Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т. д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а конечная — от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном — 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте — 25 минут.
Следует отметить, что логопедический массаж неотделим от звукопостановки. Он является подготовкой к постановке звуков. При работе с детьми, имеющими дизартрический компонент, я, как правило, 1-2 месяца индивидуальное логопедическое занятие полностью посвящаю логопедическому массажу и артикуляционной гимнастике. При появлении положительной динамики в работе мышц артикуляционного аппарата индивидуальное занятие складывается из двух основных этапов: 1) логопедический массаж (около 10 минут); 2) звукопостановка (10-15 минут).
В дальнейшем, массаж провожу курсами, разделяя занятие на этапы: 1) логопедический массаж; 2) автоматизация поставленных звуков в речи.

Литература:
Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии.
Новикова Е.В. Коррекция звукопроизношения.
Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста.
Дьякова Е.А. Логопедический массаж.
Блыскина И.В. Логопедический массаж.
Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет под редакцией Дедюхиной.

Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку

Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

Применение логопедического массажа в коррекционной работе учителя – логопеда
консультация по теме

Актуальность применения логопедического массажа в работе учителя – логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения сохраняется, поскольку именно комплексное логопедическое воздействие повышает эффективность и результативность коррекционного процесса, а случае, «дизартрии», он, просто необходим. Этиопатогенез речевых нарушений, показания и противопоказания к проведению логопедического массажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
logopedicheskiy_massazhi_-_pokazaniya_i_protivopokazaniya.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Применение логопедического массажа

в коррекционной работе учителя – логопеда

В последнее время в практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, применение массажно-гимнастического комплекса получил широкое применение, поскольку логопедическое воздействие следует осуществлять комплексно. А в том случае, когда ребенку поставлен диагноз «дизартрия», он, просто необходим.

Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия в тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Различный характер речевых расстройств может быть обусловлен органическими нарушениями центрального характера (алалия, дизартрия, заикание) и нарушениями периферического речевого аппарата: органического (ринолалия, механическая дислалия) или функционального характера (функциональная дислалия).

От степени выраженности таких двигательных нарушений, как спастический парез, нарушение управления (ригидность), гиперкинезы и атаксия, зависит та или иная форма дизартрии.

При псевдобульбарном параличе повреждаются нервные пути от коры к ядрам продолговатого мозга. Этот путь соединяет ядра черепно-мозговых нервов (VII, IX, X и XII пары) с корой головного мозга, поэтому, помимо тяжелых расстройств общей моторики , а также актов жевания и глотания, наблюдается расстройство речевой моторики .

Спастический парез также может мешать овладению звуковой культурой речи. Во-первых, постоянное напряжение мышц при спастико-паретической форме дизартрии вызывает нарушение звукопроизношения, во-вторых, осложняет акт жевания пищи, который, в свою очередь, связан с движениями языка, глотки и нижней челюсти.

При рахите происходят резкие деформации черепа , которые сдавливают мозг и нарушают кровообращение и питание, что также приводит к задержанному рефлекторному развитию . При гидроцефалии , при которой наблюдается давление на близлежащие сосуды и нервы со стороны расширенных желудочков мозга , вовсе задерживается появление речи и в последующем нарушается процесс звукопроизношения.

При хорее и спазматическом тике нередко наблюдаются нарушения в левой височной речевой доле мозга, происходит плохая смысловая дифференциация звуков речи, искаженное их воспроизведение, нарушается фонематический слух. При поражении нижнего отдела передней центральной извилины нарушается иннервация язычных мышц . При поражении мозжечка теряется координация мышц , артикуляционные позы неустойчивы, произношение становится отрывистым , монотонным и гнусавым.

При менингите , энцефалите, множественном склерозе и кровоизлияниях в мозг, опухолях в мозгу, мозговых травмах повреждаются слухоречевые системы мозга , которые начинают действовать разобщенно, затрудняется точное и дифференцированное восприятие и производство звуков речи.

Особую значимость имеет применение массажно-гимнастического комплекса детям с общим недоразвитием речи (ОНР), особенно с алалией, у которых после проведения курса заметно улучшается межанализаторная связь, что влияет не только на постановку и автоматизацию звуков, но и на коррекцию нарушений фонематического слуха, слоговой структуры слова и грамматического строя речи. Это связано с тем, что все задания предъявляются в игровой форме и преследуют выполнение нескольких коррекционных задач, что повышает внимание детей ко всем сторонам речи.

Применение логопедического массажа и гимнастического комплекса позволяет значительно сократить время коррекционной работы. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику , их использование, особенно, на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект. При коррекции речи предусматривается массаж только определенных отделов тела: шейного, воротниковой зоны, волосистой части головы, лица, языка.

Логопедический массаж способствует :

-нормализации мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

-уменьшению проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

-снижению патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезия, гиперкинезы, судороги и т.п.);

-стимуляции проприорецептивных ощущений;

-увеличению объема и амплитуды артикуляционных движений;

-активизации тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;

-формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Массаж рекомендуется проводить по 10-15-20 процедур ежедневно или через день. Эти циклы можно повторять с перерывом до 1-2 месяцев. При определённых обстоятельствах, когда массаж невозможно проводить регулярно и часто, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже. Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и т.д. Начальная длительность процедур составляет 5-7 минут, а конечная – 20-25 минут. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли, дискомфорта.

Этиопатогенез речевых нарушений

При возникновении нарушения появляется ряд негативных последствий, но в силу целостности системы в организме возможно либо скорейшее восстановление функций, либо к компенсации за счет взятия на себя функциональной нагрузки другими органами.

Так, ребенок , имеющий нарушение иннервации мышц языка , заменяет нормативный звук приближенным к нему по звучанию звуком и в то же время доступным для работы неповрежденных мышц . В этом отношении дети с нарушениями речи идут по компенсаторному пути , и восстановление фонематического слуха, слухо-двигательной координации или тонуса, переключаемости мышц зачастую возможно, благодаря специальной помощи .

Чем дольше ребенок сам ищет пути исправления своей речи, без применения специальных приемов , тем большие трудности его ожидают.

Со временем формируется стойкий двигательный стереотип, который тяжелее поддается коррекции . Закрепившийся слухо-двигательный образ неверно произносимого звука воспринимается им как эталон, что потом может приводить к трудностям при подготовке к обучению грамоте и нарушениям в письменной речи.

Такова ситуация при нарушениях иннервации мышц языка, при дизартрии. Неговорящие до 3—4 лет дети, также могут постепенно потерять нормальный мышечный тонус языка. Мышечный тонус за столь длительное время молчания может претерпеть значительные изменения по подобию проблем человека , теряющего навык ходьбы при длительном лишении этой возможности.

Именно поэтому, исправление дефектов звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи ( ТНР ): ОНР, алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии, необходимо начинать как можно раньше . На что при этом нужно обратить особенное внимание родителям и специалистам? На взаимосвязь между иннервацией мышцы (или группы мышц) и успешностью произнесения звука (или группы звуков).

Взаимосвязь работы учителя – логопеда с неврологом

Назначению общего массажа предшествует медицинская диагностика, проводимая врачом. Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики, в том числе указание на форму пареза (или паралича), локальные нарушения иннервации мышц и пр. Например, у детей с дизартрией отмечается нарушение иннервации мышц, участвующих, как в артикуляционном аппарате, так и в мимической, мелкой и общей моторике. Кроме того, у них могут наблюдаться дополнительные функциональные нарушения со стороны дыхательной и сердечно-сосудистой системы, что говорит о вовлечении в процесс системы блуждающего нерва.

Вот несколько тестовых заданий:

1. Есть ли носогубная складка?

2. Может ли ребенок быстро менять положение губ в улыбке на трубочку (4-6 раз)?

3. Если высунуть язычок строго вперед, как жало, и попросить ребенка удержать его в этом положении 10—15 секунд, и что будет с языком: изменится ли его тонус, цвет, появятся ли тремор и непроизвольные движения или нет?

4. Если при этом попросить смотреть на карандаш и отвести его от носа вправо, а потом влево — несколько раз, то не будет ли язык двигаться вслед?

В зависимости от того, какой характер нарушений произносительной стороны речи имеет ребенок, можно также сделать предположение о месте и характере патологических изменений.

Если у ребенка нарушен подъем языка , следовательно, это связано с функционированием следующей группы мышц: шилоподъязычная, двубрюшная, подъязычно-глоточная, челюстно-подъязычная, язычно-глоточная, шилоязычная, язычно-нёбная. Нарушение процесса опускаяния языка связано с работой ключично-подъязычной, щитовидно-подъязычной, челюстно-подъязычной мышц. Нарушение выдвижени я языка вперед определяется функционированием подбородочно-подъязычной, подбородочно-язычной, челюстно-подъязычной, двубрюшной (передним брюшком) мышц. Нарушение оттягивания языка вниз может быть вызвано нарушением функционирования следующей группы: подъязычно-глоточная, лопаточно-подъязычная, шилоподъязычная, двубрюшная (задним брюшком) и др. мышцы, поднимающие язык, за исключением челюстно-подъязычной.

Нарушения произношения большинства звуков, чаще всего, связаны с поражением 12-й пары черепно-мозговых нервов. Место этого поражения может быть выяснено при специальном электроэнцефалографическом (ЭЭГ) или другом виде обследования головного мозга. Так, повышение внутричерепного давления (особенно в 4-м желудочке головного мозга) может спровоцировать повышение тонуса мышц языка в связи с тем, что в ромбовидной ямке (дно 4-го желудочка) залегают ядра 6-й и 12-й пар черепно-мозговых нервов. Соответственно, на ЭЭГ будет отмечаться нарушение электрической активности на уровне продолговатого мозга. Обычно у таких детей ярко выражено повышение мышечного тонуса задней части языка ( язык «комом» отодвинут назад ). В этом случае среди лекарственных препаратов и гомеопатических средств неврологом назначаются те, которые способствуют понижению внутричерепного давления.

Также неврологи рекомендуют перед индивидуальным логопедическим занятием и массажем языка ребенку рекомендуют препараты, способствующие снятию мышечного спазма и связанного с ним болевого синдрома, для стимуляции нервной проводимости, обеспечивающих точные, быстрые движения.

Рекомендации к проведению логопедического массажа

Лечебный массаж издавна применяется в медицинской практике. Он имеет преимущества перед другими видами массажа, поскольку применяется при нарушениях функций центральной и периферической нервной системы. В логопедической практике возможно применение разных видов массажа, но наибольший эффект имеют классический, точечный и рефлекторно-сегментарный массажи, которые применяются как с помощью зондов, так и без них.

Перед началом курса массажа необходимо получить заключение невролога об отсутствии противопоказания.

Противопоказания к назначению логопедического массажа, в общем, схожи с обычными противопоказаниями, однако имеется и своя специфика. Не следует делать массаж при: каком-либо соматическом или инфекционном заболевании в остром периоде, конъюнктивитах, острых и хронических заболеваниях кожных покровов, гингивитах, стоматитах, наличии герпеса на губах или других инфекций полости рта, резко выраженной пульсации сонных артерий, кровотечении, болезни крови и некоторых других заболеваниях.

Противопоказаниями также могут являться нестерпимые боли при прикосновении, повышенная эмоциональная чувствительность вследствие определенных психических заболеваний, недостаточность кровообращения III степени, гипертензивные и гипотензивные кризы, тошнота, рвота, бронхоэктазы и обострение некоторых хронических заболеваний. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с повышенной судорожной готовностью и эписиндромом .

Также следует обратить внимание на состояние лимфатических узлов. В норме лимфатические узлы не пальпируются. Если они видны и хорошо прощупываются, то это свидетельствует о наличии инфекции в организме, что является противопоказанием для проведения массажа. Усиление лимфотока может способствовать распространению инфекции.

Под влиянием массажных манипуляций происходит трансформация механической энергии в энергию нервного воздействия, которая вызывает сложнейшие рефлекторные реакции. Именно поэтому, изменяя характер, силу, продолжительность и области воздействия, можно повышать общую нервную возбудимость или восстанавливать утраченные рефлексы, улучшать трофику и деятельность тканей. Изменение функционального состояния коры головного мозга в зависимости от стоящих перед специалистом по массажу задач является следствием проведения массажно-гимнастического комплекса.

При неграмотно проведенных массаже и гимнастике может наступать ухудшение общего состояния, появляться нервозность, перевозбуждение, усиление боли, неприятные ощущения, поэтому важно обращать внимание на любые изменения реакций ребенка не только на этапе диагностики, но и при проведении соответствующих методов воздействия.

Эффективность рефлекторно-сегментарного массажа объясняется тем, что при определенной последовательности воздействий в специально отведенных для этого местах происходит рефлекторное воздействие на нервную систему. Так, например, происходит стимуляция речевых центров головного мозга посредством активизации нервной проводимости двигательных и чувствительных путей, идущих от рецепторов мышц языка к зонам головного мозга. Кроме того, учеными отмечено, что стимуляция периферических звеньев речедвигательной системы с помощью массажных приемов способствует функциональному и анатомическому дозреванию ее корковых отделов.

  1. Е.Ф. Архипова «Стертая дизартрия у детей» М.: АСТ: Астрель, 2007г.
  2. Л. О. Бадалян “Невропатология” М., 1997г.
  3. И. В. Блыскина “Логопедический массаж”СПб., 2004г
  4. Г. В. Дедюхина “Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом” М.2003г.
  5. Е. А. Дьякова “Логопедический массаж”М., 2005г.
  6. Е. Н. Краузе “Логопедический массаж” CПб., 2004г.
  7. О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёва “Исправляем произношение” CПб., 2007г.
  8. О. И. Крупенчук “Массаж логопедический: зондовый и классический” СПб 2009г.
  9. Ю.В. Микляева “ Логопедический массаж и гимнастика ” . Работа над звукопроизношением. — М.: Айрис-пресс, 2010. — (Популярная логопедия).
  10. Е. В. Новикова “Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения” М., 2004г.
  11. О. Г. Приходько “Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии” М., 2008г.

Применение логопедического массажа

Многие современные родители сталкиваются с нарушениями развития речи у детей. Логопедический массаж ребенку активизирует артикуляционные мышцы, повышает силу голоса, улучшает речевое дыхание, формирует правильный прикус. Он комплексно воздействует на мышцы, нервные окончания, кровеносные сосуды и ткани речевого аппарата.

Логопеды часто используют артикуляционный массаж при гипотонусе или гипертонусе, который благотворно влияет на развитие речи, устраняя недостатки в звукопроизношении.

Возможны противопоказания при следующих заболеваниях:

  • вирусные простудные болезни;
  • инфекции глаз (конъюнктивит);
  • кожные болезни;
  • стоматит, гингивит и т.д.

Условия для проведения процедур

Массаж специалиста, как и логопедический массаж для детей в домашних условиях, должен соответствовать гигиеническим требованиям.

Перед проведением процедуры нужно проветрить помещение. В комнате необходимо создать комфортные для ребенка условия.

Длительность зависит от индивидуальных особенностей здоровья ребенка. Начинать рекомендуются с 1-2 минут, к концу курса максимальная продолжительность одного сеанса может составлять 15-25 минут.

Схема продолжительности сеансов по возрастам:

  • 0-3 года – 10 минут;
  • 4-7 лет – 15 минут;
  • 7-10 лет – 25 минут.

Курс состоит обычно из 10-30 ежедневных сеансов, который можно повторить через 1,5-2 месяца.

Для проведения процедуры важно расположить ребенка в удобном положении. Это либо лежащее положение с валиком под головой либо полусидячее – в откидывающемся кресле.

Основные виды логомассажа

Различают следующие виды логопедического массажа:

  • Ручной, называющийся классическим, выполняется рядом с проблемной зоной или прямо на ней при помощи поглаживаний, разминаний, растираний и вибрации. При проведении ручного массажа логопед применяет шпатель, соску, зубную щетку.
  • Точечный массаж – это воздействие на активные точки, связанные с проблемными для речи зонами.
  • Аппаратный массаж предполагает использование специальных вибрационных аппаратов.
  • Зондовый массаж внедрила известный логопед Е.В. Новикова, разработавшая специальные зонды.
  • Самомассаж предполагает, что процедуру ребенок выполняет самостоятельно.

Метод Е.В. Новиковой

При дизартрии логопед обычно назначает зондовый логопедический массаж. Комплект зондов, которые разработала Е.В. Новикова, – это восемь приспособлений в виде вилочек, топориков и т.д.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает использование зондов, если родители прошли специальное обучение. Если у вас есть сомнения или остались вопросы после обучения логопедическому массажу, настоятельно рекомендуется уточнить их у специалистов своего дела — логопедов, а не пытаться экспериментировать на своем ребенке

Важно помнить, что зондовый массаж языка проводится только опытным специалистом, прошедшим профессиональное обучение!

Зондовый логопедический массаж позволяет провести коррекцию речи и добиться следующих результатов:

  • нормализация речевого дыхания,
  • исправление звукопроизношения,
  • увеличение силы голоса,
  • улучшение состояния нервной системы.

Последовательность воздействия на проблемные участки зондами определяет специалист. Ребенок не должен испытывать болезненные ощущения. Процедуры зондами противопоказаны детям до 6 месяцев.

Зондовый массаж языка проводится с помощью следующих приемов:

  1. Вилочковый зонд используется при обкалывании языка, что приводит к ритмичному сокращению мышечных волокон. После этого начинают колебательные и вращательные движения зондом, установленным в определенной точке языка, в течение 5 секунд.
  2. Зондом-восьмеркой производят нажатия на язык.
  3. Зонды-саночки (3 разных вида приспособлений) позволяют надавливать на язык, стимулируя волокна мышц.
  4. Зондом-топориком выполняют вдавливающие и скользящие движения.
  5. Зонд-крестовина за счет нажатия на язык и отталкивания назад способствует сокращению мышц.
  6. Зонд-толкачик позволяет совершить надавливание на язык в течение 5 секунд, затем проводится расслабление.

Зондовый логопедический массаж используется курсом в течение 2-3 недель. Каждое упражнение выполняется по 30 раз. Иногда детям хватает одного курса лечения. Логомассаж можно повторить через 1,5-2 месяца.

Логомассаж дома

Массаж лица для детей для развития речи проводится и дома. Родители обязательно должны проконсультироваться со специалистом о том, как делать логопедический массаж, уделив особое внимание возможным противопоказаниям.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает массаж лица (при помощи пальцев и чайных ложек) и языка, в том числе расслабляющий, гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата

Логопедический массаж лица основан на растирании, поглаживании, разминании. Нужно учесть, что ребенку должно быть комфортно.

Массаж лица для детей для развития речи проводится поэтапно:

  1. Лоб. Сначала используют поглаживания от середины лба к вискам, затем от бровей к волосам. После поглаживаний легкими движениями разминают лоб.
  2. Щеки. Выполняются движения разминания, растягивания от уголков рта к вискам по щекам, от скул к нижней челюсти.
  3. Нос. Крылья носа поглаживают, аккуратно растягивают, после чего применяют поглаживания от носа к углам рта.
  4. Рот. Верхнюю, нижнюю губу поочередно поглаживают, растягивают в сторону уголков рта.
  5. Подбородок. Поглаживания, разминания выполняют от середины рта к углам.
  6. Шея. Выполняются поглаживающие, разминающие движения в области шеи.

Логопедический массаж лица может выполняться с использованием чайных ложек.

Логопедический массаж ложками – это одна из современных результативных методик для развития речи детей. Важно использовать гладкие ложки, чтобы избежать ранения лица ребенка.

Логопедический массаж ложками выполняется при помощи следующих приемов:

  1. Поглаживание ложками висков ребенка.
  2. Поглаживание глазных впадин.
  3. Поглаживание щек.
  4. Растирание висков горками ложек.
  5. Растирание участка между бровями горками ложек.
  6. Растирание носогубного участка концом ложки.
  7. Поглаживание верхней и нижней губы со слабым нажатием.
  8. Разминание подбородка и скул.

Для удобства проведения процедуры нужно заранее приготовить 4 чайные ложки.

Массаж языка для коррекции речи

Логопедический массаж языка для детей назначается при дизартрии, характеризующейся наличием короткой подъязычной уздечкой.

Прежде чем как начать массаж языка ребенку, нужно провести расслабляющую гимнастику:

  1. Язык поворачивают то вправо, то влево, слегка подтягивая, взяв его пальцами: большой палец лежит сверху, средний и указательный – снизу.
  2. Язык медленно накручивают вперед на указательный палец.

Эффективный логопедический массаж языка при дизартрии невозможен без расслабления шейных мышц, воротниковой зоны и челюсти, т.к. они напрямую влияют на работу речевого аппарата.

Процедура выполняется в направлении от корня к кончику языка с помощью пальцев, пластмассового либо деревянного шпателя или мягкой зубной щетки.

Логопедический массаж языка при дизартрии выполняется в строгой последовательности:

  1. Шпателем или указательным пальцем поглаживаются продольные языковые мышцы 9-10 раз.
  2. Шпателем ритмично надавливают по всей длине 5-6 раз.
  3. Указательным пальцем или зубной щеткой проводят поперечные поглаживания 5-6 раз.
  4. Большим и указательным пальцем поглаживаются боковые мышцы языка.
  5. Пальцами разминается вся площадь языка на протяжении 7-9 секунд.
  6. Пальцами выполняются движения в виде растираний.
  7. Пальцами аккуратно выполняются потряхивания кончика языка, после этого проводятся легкие и энергичные надавливания шпателем.
  8. Пальцами выполняют легкие сжимания боковых мышц языка, удерживая по 1-2 секунды.
  9. Пальцами выполняют легкие пощипывания языка, затем шпателем похлопывают по 10 секунд.

Логопедический массаж при дизартрии в домашних помещениях должен соответствовать требованиям гигиены. Комнаты должны быть проветренными и теплыми.

Результативный логопедический массаж для детей в домашних условиях – это строгое соблюдение требований специалиста. Процедуру рекомендуется повторять от 2 до 3 раз в день в комплексе. Пропускать сеансы нельзя, т.к. только кропотливая регулярная работа может привести к положительным изменениям в речевом развитии ребенка.

Расслабление речевых мышц

Расслабляющий логопедический массаж применяется при спазмическом состоянии речевых мышц (мускулатуры лица, губ и языка). Повышенный мышечный тонус снимается с помощью аккуратных поглаживаний и легких надавливаний.

Процедура начинается с расслабления шейных мышц, для чего проводятся плавные вращательные движения головой. Далее проводятся поглаживающие движения для лицевой мускулатуры, затем – для губных мышц. Завершается сеанс легкими вращательными и постукивающими движениями пальцами по губам.

Расслабление лицевых и шейных мышц способствует уменьшению гипертонуса, улучшению речевой деятельности ребенка.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Логопедический массаж для детей в домашних условиях эффективен вместе с артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Как правило, ребенок повторяет движения за логопедом или за родителем, если применяется логопедический массаж при дизартрии в домашних помещениях.

Гимнастика для артикуляционного аппарата ребенка включает следующие упражнения для языка и губ:

  • показывает язык, вытягивая его максимально,
  • подтягивает аккуратно к подбородку и носу,
  • покачивает для расслабления мышц,
  • отводит в стороны,
  • собирает губы трубочкой,
  • растягивает, фиксируя пальцами в уголках рта,
  • поднимает верхнюю губу,
  • опускает нижнюю губу,
  • сжимает,
  • облизывает.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях включает и гимнастику для развития правильного дыхания ребенка.

В логопедии существует множество упражнений, направленных на формирование правильного дыхания ребенка в игровой форме:

  • «Загони мяч в ворота». Улыбаясь, дуть так, чтобы струя воздуха шла посередине языка, лежащего на нижней губе. Нужно сдуть ватку на край стола.
  • «Сдуй снежинку». На кончик языка положить маленькую бумажную снежинку и попытаться сдуть ее. Рот должен быть приоткрыт, язык высунут.
  • «Мыльные пузыри». Нужно надуть большой мыльный пузырь. Или устроить соревнования среди детей, кто надует больше мыльных шариков.
  • «Надуй игрушку». Можно устроить детям конкурс: кто быстрее надует игрушку.

Для ребенка с проблемами в речи, особенно при заикании, полезно купить игрушечные духовые инструменты для коррекции дыхания.

Работа по коррекции речи ребенка обязательно сопровождается разучиванием скороговорок. Постоянное разучивание скороговорок позволят справляться со сложными словами, произношение которых вызывает затруднения. Это могут быть трудные для произношения сонорные звуки «Р», «Л», шипящие «Щ», «Ш» и т.д. Кроме того, ребенок осваивает темпоритмику речи, т.к. ему не только нужно правильно произнести «коварные» звуки, но и сделать это максимально быстро.

Таким образом, логопедический массаж для детей в домашних условиях включает зондовый и расслабляющий массаж лица (с использованием пальцев и ложек) и языка, а также гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата. Для проведения процедуры с зондами в домашних условиях родителям обязательно нужно пройти специальное обучение. Специалисты рекомендуют использовать несколько видов воздействия на артикуляционный аппарат для результативной коррекции речи у детей.

Консультация «Логопедический массаж и его применение на практике»

Кузнецова Любовь
Консультация «Логопедический массаж и его применение на практике»

Логопедический массаж и его применение на практике

Кузнецова Любовь Михайловна

Пащенко Анастасия Олеговна.

I. Теоретические основы логопедического массажа.

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Он способствует нормализации произносительной стороны речи лиц, страдающих речевыми нарушениями. Наиболее значимо применение массажа на начальных этапах коррекционного воздействия, далее его используют как сопровождающую терапию.

Логопедический массаж является частью комплексной реабилитации лиц, страдающих речевыми нарушениями. Использование массажа актуально в работе логопеда в случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц:

Физиологическое действие логопедического массажа.

Лицо человека наиболее богато снабжено нервными окончаниями, кровеносными и лимфатическими сосудами. Кожа лица особенно чувствительна к механическим воздействиям. Благодаря этому существует обратная связь между состоянием мышц и нервов лица, возникающим под влиянием массажа, и самочувствием и настроением человека.

• Изменение общей нервной возбудимости;

• Оживление утраченных либо сниженных рефлексов;

• Изменение в целом функционального состояния ЦНС;

• Улучшение секреторной функции кожи, активизация ее лимфо-и кровообращения, что улучшает ее питание, повышает обменные процессы.

• Расширение капилляров, увеличение газообмена между кровью и тканями.

• Оказание рефлекторного воздействия на всю лимфатическую систему, что улучшает функцию лимфатических сосудов.

• Повышение эластичности мышечных волокон, силы и объема их сократи-тельной функции, работоспособности мыши, восстанавливается их активность после нагрузки.

• Увеличение подвижности и эластичности связочного аппарата

Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Цели логопедического массажа:

• нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

• уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

• снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т. п.);

• стимуляция проприоцептивных ощущений;

• увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

• активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;

• формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Противопоказания к проведению массажа:

Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний. Нельзя применять массаж в следующих случаях:

• Соматические и острые заболевания в остром периоде;

• Острые и хронические заболевания кожных покровов;

• Герпес и другие заболевания полости рта;

• Чрезмерная психическая и физическая усталость.

Диагностика состояния мышц логопедом

Назначению логопедического массажа должна предшествовать медицинская диагностика, проводимая врачом. Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики, в том числе указание на форму пареза (или паралича, локальные нарушения иннервации мышц и пр.

Логопеду следует определить состояние мышц: верхней половины туловища, шеи, мимических, артикуляционных. Для этого используют следующие методы.

1. Осмотр.

Осматривая лицо ребенка, следует обратить внимание на следующие момен-ты:

• Положение головы по отношению к туловищу, отметить, нет ли привычных асимметричных поз.

• Присутствуют ли ассиметрии на лице (сглаженные носогубные складки, опущение уголков рта, расширены или сужены глазные щели);

• Приоткрыт ли рот, есть ли слюнотечение.

Окраска кожи. В норме у здорового человека кожа имеет светло-розовую окраску, причем у брюнетов она может быть чуть темнее. При осмотре обращаем внимание на:

• бледность слизистых оболочек;

• Покраснение кожи, оно может свидетельствовать о местном воспалении, а также о нарушении сосудистого тонуса капилляров;

• Синюшность кожных покровов губ, кончика носа, кончиков пальцев рук. Они указывают на выраженную недостаточность кровообращения.

Кожные высыпания. Они могут быть вызваны различными причинами. Наличие у ребенка сыпи на коже, диатеза, герпеса является противопоказанием к проведению массажа.

Кожные кровоизлияния. Кровоизлияния в кожу могут возникать при передозировке массажа, особенно если отмечается повышенная ранимость капилляров. При повышенной ранимости капилляров можно использовать только легкое поглаживание.

2. Пальпация.

Пальпация тех мышц, которые участвуют в артикуляции, дает возможность логопеду точнее определить характер нарушений мышечного тонуса. При пальпации следует обратить внимание на следующие моменты.

Эластичность кожи. В норме кожа должна быть гладкая, плотная, упругая, легко захватывается в складку, которая потом разглаживается.

Отечность кожи. Отечность кожи лица может быть вызвана различными заболеваниями внутренних органов. Во всех этих случаях массаж проводить не рекомендуется. Необходима консультация врача.

Состояние лимфатических узлов. В норме лимфатические узлы не пальпируются. Если они видны и хорошо прощупываются это является противопоказанием для проведения массажа.

Состояние мышц. При массировании мышц, обеспечивающих работу периферического речевого аппарата, логопед должен знать состояние их тонуса, который может быть повышен (гипертонус, понижен (гипотонус). Определение тонуса мускулатуры лучше всего проводить в положении ребенка лежа, при этом исследуемые мышцы должны быть максимально расслаблены.

Выпуклости. Путем осмотра и пальпации также выявляется ряд выпуклостей, которые имеют значение для определения направления массажных движений и места биологически активных точек

3. Особенности состояния движений.

Состояние движений (общих и артикуляционных) оценивается при выполнении двигательных проб, используемых в традиционных логопедических методиках. Оцениваются: объем, скорость, динамика, истощаемость, сила и координация движений.

Общие рекомендации к проведению массажа

• Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении

• 2-3 процедуры в неделю, циклом 10-20 процедур (в зависимости от тяжести дефекта)

• Длительность одной процедуры варьируется в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т. п.

• Начальная длительность процедуры обычно составляет 5 — 7 мин, а конечная — 20 — 25 мин.

• Перед тем как начать курс массажа, логопед должен объяснить родителям его необходимость и эффективность

• Во время массажа ребенок не должен испытывать боли.

• Кожа массируемого должна быть чистой,

• руки логопеда — чистыми и теплыми, без ссадин и царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа

• При массаже мышц полости рта рекомендуется применять стерильные медицинские резиновые перчатки или стерильные салфетки.

Подготовка к массажу

Для проведения массажа логопед должен иметь следующие материалы:

• медицинский спирт (для дезинфицирования зондов, шпателей и т. п. ,

• стерильные салфетки 30 х 30 см;

• гексорал (после в целях гигиены прополоскать раствором рот);

• стерильные медицинские резиновые перчатки;

• нашатырный спирт и 3-процентная перекись водорода;

II. Применение массажа в логопедической практике (из личного опыта).

Виды и приемы логопедического массажа.

Существует несколько видов массажа, которые логопед может использовать в своей работе:

В своей работе с детьми с нарушениями речи мы чаще всего используем ручной массаж. Этот вид массажа включает в себя несколько приемов.

Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса массажа может быть следующая:

Мышцы шеи и плечевого пояса

В своей работе мы используем массажные комплексы для мышц: шейно-воротниковой зоны; лица; языка, губ, пальцев и ладоней. Некоторые из них пред-ставлены ниже. Полностью все комплексы присутствуют в презентации. Они помогают оптимально воздействовать на проблемные зоны, стимулировать, либо понижать тонус мышц при необходимости.

Массаж шейно-воротниковой зоны состоит из следующих приемов:

Растирание подушечками пальцев

Растирание ребром ладони

Растирание кончиками пальцев

Штрихование и круговое разминание

Массаж верхней поверхности губы включает в себя:

Поглаживание губ от середины к углам;

Разминание губ от середины к углам;

Пощипывание губ от середины к углам;

«Похлопывание губ от середины к углам;

Обкалывание губ зондом или ватной палочкой от середины к углам;

Поглаживание носогубных складок, от углов губ к крыльям носа;

Пощипывание кожи вокруг губ осуществляют большим и указательным пальцами.

Массаж языка состоит из таких компонентов:

Массаж для расслабления мышц языка:

Легкое поглаживание языка от кончика языка к его корню;

Легкое похлопывание пальцем по кончику языка к корню;

Легкое поглаживание языка из стороны в сторону;

Точечный массаж языка, поочередно в трех точках (подавление гиперкине-зов в мышцах языка). Вращательные движения выполняются по часовой стрелке, не более 3 секунд на одной точке;

Массаж для укрепления мышц языка:

Поглаживание продольных мышц языка, проводится от корня к кончику;

Интенсивные ритмичные надавливания на язык от корня к кончику, 4-6 раз, 2 раза в день;

Поглаживание языка из стороны, в сторону, в направлении от корня к кончику языка;

Обкладывание языка от корня к кончику языка и по боковым краям языка.

Так же на слайдах представлены фотографии из личного архива Пащенко А. О., на которых запечатлен процесс применения массажа на практике.

В заключении, хочется сказать, что зачастую процесс постановки звуков у детей с проблемами с тонусом мышц достаточно длительный. Грамотное использование приемов массажа в практике логопеда позволяет оптимизировать работу над постановкой звуков. Надеемся, что наше выступление поможет Вам в работе.

Прикреплённые файлы:

logopedicheskii-masazh-i-ego-primenenie-na-praktike_u5o1g.ppt | 14984 Кб

«Массаж карандашами» Массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают трофику тканей и кровоснабжение.

Консультация для родителей «Массаж — метод естественного оздоровления детей с ЗПР» Психологические исследования у детей с задержкой психического развития (ЗПР) указывают на то, что у них недостаточно сформированы такие.

Игровой массаж для дошкольников ИГРОВОЙ МАССАЖ Современные мамы и папы прекрасно знают об огромном влиянии факторов окружающей среды на развитие ребенка. Солнечный свет.

Конспект занятия «Точечный массаж» (старшая группа) Конспект занятия «Точечный массаж» (старшая группа) Цель: познакомить с историей возникновения точечного массажа; дать понятие о связи точек.

Массаж различных частей тела для дошкольников 1. Упражнение «Петушиная семья» Петя, Петя – петушок, Дети качают головой вправо-влево. Поднял красный гребешок, Прижимают ладони друг к.

Массаж с помощью различных игрушек и предметов — заменителей 1. Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода,.

Массаж в детском саду Хотелось бы поделиться своими наработками в области оздоровительной работы среди младших дошкольников. В этом году на моем воспитании детки.

Конспект урока в пятом классе «Вышивальные швы и их применение на практике» Раздел программы: “ Знакомство с тканями. Технология обработки ткани» Тип урока: Урок – практическая работа; закрепление знаний и умений.

Статья «Применение здоровьесберегающих технологий в практике работы ДОУ» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Точечный массаж для детей дошкольного возраста Точечный массаж — один из самых древних методов лечения. Это очень полезная процедура, ведь благодаря воздействию на определенные точки.

Логопедический массаж что это и зачем (пояснения логопеда)

Логопедический и зондовый массаж в практике логопеда

Логопедический массаж сейчас стал модным дополнением к обычным логопедическим занятиям.

Для чего же он нужен на самом деле?

Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.

Чаще всего такой массаж применяется для правильной постановки звуков речи и развития артикуляционного аппарата у детей от 4,5 — 5 лет.

Такой массаж в основном делается на лице, голове, шее, но также включает язык, губы, щеки и небо ребенка. Поэтому очень важно чтобы логопедический массаж для маленького человечка был проведен профессионально, аккуратно и безболезненно.

После сеансов массажа у детей нормализуется тонус мимической и мышечной мускулатуры, улучшается работа мышц артикуляционного аппарата.

Кто назначает логопедический массаж?

Прежде чем начинать делать малышу логопедический массаж, следует посоветоваться с неврологом. Чаще всего логопеды проводят сеансы массажа только тем деткам, которым он показан. Назначает логопедический массаж невролог по рекомендации логопеда или без нее.

С использованием логопедического массажа существенно сокращается время коррекционной работы, в особенности время над развитием произносительной стороны речи.

Показания к проведению логопедического массажа

Массаж показан детям и взрослым с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима.

Поэтому, если вашему ребенку ставят один из диагнозов: задержка речевого развития, дислалия, дизартрия, задержка психического развития, то в данных случаях можно воспользоваться данным методом коррекции.

Логопедическим массаж показан пациентам после инсультов и черепно-мозговых травм.

Противопоказания к проведению логопедического массажа

• Гнойничковые и грибковые заболевания кожи у логопеда или ребенка
• гематомы на массируемом участке тела
• активная форма туберкулеза
• болезни крови и капилляров
• тромбоз сосудов
• острая крапивница, отек Квинке в анамнезе
• онкологические заболевания
• инфекционные раны
• фурункулез
• ОРЗ
• гиперчувствительность
• эпилепсия
• если ребенок недавно перенес ангину, массаж противопоказан после полного выздоровления еще на протяжении 10 дней.

Виды логопедического массажа

Массаж бывает расслабляющий и тонизирующий в зависимости от нарушения.

1. Классический массаж
2. Зондовый массаж
3. Сегментарно-рефлекторный массаж
4. Массаж по биологически активным точкам (БАТ)

Приглашаю всех посетить мой логопедический сайт logoped-lapteva.ucoz.ru , где можно найти ответы на многие волнующие родителей вопросы:

Когда следует обращаться к логопеду? logoped-lapteva.ucoz.ru/index/kogda_obrashatca_k_logopedu/0-4

Советы логопеда родителям logoped-lapteva.ucoz.ru/publ

Что делать, если ребенок не говорит logoped-lapteva.ucoz.ru/index/esli_rebenok_ne_govorit/0-39

Как подготовить ребенка к школе logoped-lapteva.ucoz.ru/index/podgotovka_k_shkole/0-33

Какие нарушения речи бывают logoped-lapteva.ucoz.ru/index/narushenija_rechi_u_detej/0-14

Материал для занятий с ребенком дома logoped-lapteva.ucoz.ru/load

Логопедический массаж для детей – помощь в развитии речи

Логопедический массаж для детей содействует активизации артикуляционных мускулов, повышению голосовой мощности, улучшает дыхательный процесс во время разговора, формирует правильный прикус. Процедуры оказывают воздействие на все мышечные элементы, нервы, сосудистую систему речевого аппарата в комплексе. Манипуляции затрагивают лицо, шею, голову, а также язык, губы, щеки и небо ребенка. Различают такие виды логомассажа: Ручной (классический). Проводится вблизи ослабленного участка либо прямо над ним посредством поглаживающих, разминающих, растирающих движений и вибрации. В ходе его выполнения используют шпатель, соску, щеточку для зубов. Аппаратный. Ведется с применением виброустройств. Точечный массаж лица. Воздействует на активные точки, которые связаны с отделами, ответственными за речевые навыки. Зондовый массаж по методу Новиковой. Выполняется с помощью особых зондов. Самомассаж. Все манипуляции малыш делает сам. Процедуры для развития речи ребенка можно проводить в домашних условиях. Но перед началом посоветуйтесь с врачом и узнайте, как делать их правильно. У логомассажа есть и противопоказания. Его не стоит делать при воспалительных процессах глаз и полости рта, обострении кожных болезней. Для выполнения массажных манипуляций немаловажно, чтобы малыш комфортно расположился: либо лежа с валиком под головой, либо полусидя в откидном кресле. Продолжительность процедур зависит от индивидуального состояния крохи. Начинать рекомендуют с 1–2 минут, к завершению курса наибольшая длительность одного сеанса для деток до 3 лет – 10 минут, до 7 лет – 15 минут, до 10 лет – 25 минут. Один курс, как правило, включает в себя от 10 до 30 сеансов, выполняемых каждый день. Повторное проведение манипуляций разрешается только спустя 1,5–2 месяца.

Детский логопедический массаж для развития речи

Логопедический массаж относится к техникам, применяемым в логопедии для улучшения произношения и психоэмоционального состояния людей с дефектами речи.

Если вы скептически относитесь к этому методу лечения речевых нарушений, считая его трудоемким и неэффективным, то в этой статье мы постараемся убедить вас в обратном.

Для чего нужен логопедический массаж

Логопедический массаж — это специальные приемы воздействия на участки тела, так или иначе связанные с речевой деятельностью.

Эта процедура изменяет состояние мышечной ткани, нервных волокон, кровеносных сосудов, кожного покрова, таким образом решая задачи, для которых, собственно, и проводится.

Польза логомассажа

Благодаря выполнению логопедического массажа в организме происходит ряд изменений:

  • нормализация гипо- или гипертонуса мышц в мимической и артикуляционной мускулатуре;
  • уменьшение патологических непроизвольных мышечных движений;
  • активизация и увеличение силы сократительной способности мышц аппарата речи;
  • улучшение качеств артикуляции, в том числе четкости, объема, скорости;
  • восприятие движений речеобразующих органов.

И что в итоге? А в итоге массаж речевых зон лица приносит следующую пользу:

  • благотворно влияет на нервную систему и общее состояние организма;
  • стимулирует лимфо- и кровообращение, регулирует тканевые процессы обмена, способствует насыщению крови кислородом и улучшению клеточного питания;
  • увеличивает эластичность мышц и силу их сокращений, помогает их восстановлению после нагрузок, повышает работоспособность;
  • снижает тонус при спазмах и поднимает его при слабости органов артикуляции, задействует малоподвижные мышечные участки;
  • формирует координацию движений органов речи, стимулирует их восприятие;
  • увеличивает объем и диапазон движений;
  • укрепляет мышцы и готовит артикуляционный аппарат к максимально быстрой постановке звуков.

Показания и противопоказания

Именно благодаря такому спектру действия этот метод активно применяется при дизартрии, дислалии, алалии, афазии, ринолалии, заикании, дефектах голоса, задержке речевого развития, а также во всех случаях, когда нарушен мышечный тонус аппарата речи.

Противопоказания тоже есть. Это общие инфекционные заболевания, болезни кожи, слизистой оболочки глаз, полости рта, увеличение лимфоузлов, а также негативная эмоциональная реакция ребенка на проведение процедуры.

А теперь коснемся технической стороны этого метода.

Виды логопедического массажа

В современной логопедии используются различные технологии логопедического массажа:

  1. Классический, когда руками с помощью специальных приемов участки тела гладят, растирают, разминают, а также создают вибрацию.
  2. Точечный, при котором стимулируют или расслабляют биологически активные точки, его проведение требует специальных знаний и навыков.
  3. Аппаратный, который делают с использованием специальных приборов.
  4. Самомассаж, при котором массируют лицо руками или покусывают язык зубами.
  5. Зондовый логопедический массаж, когда с помощью зондов активизируют деятельность отдельных участков органов артикуляции.

Сила и длительность воздействия определяет, будет это расслабляющий или активизирующий массаж. Легкое нажатие и скользящее поглаживание снижают возбудимость. И наоборот, глубокие и энергичные прикосновения дают тонизирующий эффект.

Инструментами для логопедического массажа языка могут быть зонды, ложки, зубная щетка, деревянный или пластмассовый шпатель.

Его не проводят дистанционно, потому что этот метод предполагает непосредственное механическое воздействие на тело человека.

Особенности логопедического массажа дома

Логопедический массаж ребенку можно делать как в клинике, так и дома, и это даже предпочтительнее, потому что домашняя обстановка и близкое окружение исключают беспокойство и волнение для малыша.

Прежде всего родителям необходимо создать условия и соблюсти правила:

  1. Работайте в проветренном помещении.
  2. Используйте защитную маску и перчатки при массаже в ротовой полости.
  3. Тщательно вымойте инструменты и обдайте их кипятком.
  4. Обработайте свои чистые руки спиртосодержащим раствором.
  5. Не выполняйте логомассаж сразу после еды и при неважном самочувствии малыша.
  6. Длительность сеансов увеличивайте постепенно.
  7. Ребенку следует находиться лежа на спине, под шею подложите валик. Также приемлемо положение полусидя, если оно обеспечит расслабление мышцам и свободу дыханию.
  8. Ободряющие слова и похвала по окончании процедуры создадут положительный настрой и желание продолжить занятия в следующий раз.

При выполнении массажа учитывайте возраст ребенка. Грудничкам, детям до 3 лет — 5-10 минут, дошкольникам — 15-20 минут, детям старше 7 лет— 20-30 минут. Периодичность 2-3 раза в неделю. Курс 10-15 сеансов.

Чтобы делать логопедический массаж для детей в домашних условиях, нужна консультация врача, который составит индивидуальный план занятий, назначит приемы воздействия и скоординирует вашу работу.

Проводя сеанс массажа своему маленькому ребенку дома, активно общайтесь с ним. Это необходимо для снятия напряжения. Расскажите сказку, включите спокойную музыку или напойте песню — помогите ему расслабиться.

Если хотите сами сделать детский логопедический массаж, давайте учиться.

Техники логомассажа

Существуют определенные приемы и техники для каждого вида массажа:

Логопедический массаж лица для детей

Выполняйте манипуляции последовательно, двигаясь сверху вниз. Не напрягайтесь. Помните — ваши руки исцеляют.

Логопедический массаж ложками

Этот метод воздействия на речевые зоны является разновидностью массажа лица. Приготовьте несколько чистых чайных ложек. Обратите внимание на то, чтобы их поверхность была гладкой, во избежание травмирования нежной кожи ребенка. Повторяйте каждое движение 6-8 раз.

Артикуляционный массаж языка для развития речи

Логопедический массаж языка дома проводится с использованием шпателя, зубной щетки, либо руками в медицинских перчатках. Понадобится стерильная салфетка, чтобы убрать слюну. При болевых ощущениях у ребенка процедуру прекращают.

Перед проведением сеанса постарайтесь расслабить массирующими движениями воротниковую зону, шейные мышцы и челюсти, потому они непосредственно влияют на работу речевого аппарата.

Пальчиковый логомассаж для развития речи

Массаж пальчиков не имеет противопоказаний и возрастных ограничений. Его можно выполнять и детям до года. Он воздействует на нервные окончания пальцев рук и таким образом активизирует речевые зоны головного мозга. Массажеры, резиновые мячи с шипами усиливают эффект. Развивая мелкую моторику посредством массажа, вы способствуете развитию речи своего ребенка.

Самомассаж

Научите малыша движениям самомассажа. Выполняйте его вместе, играя. Он приведет в тонус мышцы лица и сделает лучистой улыбку.

Упражнения для самомассажа языка тоже просты и доступны.

Зондовый логопедический массаж

Для проведения массажа зондами необходимо профессиональное обучение. Такой метод коррекции назначают детям после полугода. Во время манипуляций ребенку не должно быть больно. Курс длится 15-20 дней.

Надо отметить, что любая из вышеописанных техник дает реальные результаты:

  • исправляется звукопроизношение;
  • формируется правильное речевое дыхание;
  • становится сильным голос;
  • стабилизируется эмоциональное состояние.

Рекомендуется совмещать разные виды логомассажа для того, чтобы коррекция речи была успешной.

Настроение — главный помощник логомассажа

Если вы дополните логопедический массаж артикуляционной гимнастикой и дыхательными упражнениями, изучением и проговариванием скороговорок, играми для крупной и мелкой моторики, чтением детской литературы, активным эмоциональным общением, то добьетесь впечатляющих результатов.

Выполняя массаж своему малышу дома, не забудьте о главном — о своем настроении. Тепло ваших рук, спокойные и уверенные движения, доброжелательная улыбка, любящий взгляд — это лучшие помощники в преодолении любого недуга!

Читайте также:  Причины школьной неуспеваемости
Ссылка на основную публикацию