Пальчиковые игры для детей 4-5 лет

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет

В то время, когда витрины магазинов завалены всевозможными игрушками для детей всех возрастов, педагоги и психологи все чаще напоминают родителям о важности простых пальчиковых игр. Наши предки не зря утверждали, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» и учили с малышами потешки, делая массаж ладошек. Народная мудрость никогда не ошибается: мозг человека устроен так, что моторные и речевые центры находятся в тесном взаимодействии. Поэтому так важна пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет в детском саду — картотека подобных упражнений, разделенная по темам, станет хорошим подспорьем каждому воспитателю.

Плюсы пальчиковой разминки

Забавы с пальчиками — увлекательное и веселое развлечение, способное надолго занять малыша в любом месте — от очереди в поликлинике до автомобильной поездки. Они не требуют никаких затрат, приносят массу удовольствия и развивают у детей много новых качеств и навыков:

  • Игровые движения, сопровождаемые словами, тренируют память. Помните, как будучи совсем маленьким, кроха повторял отдельные слова из текста потешки, ориентируясь на ее ритм? В 4-5 лет дети способны быстро запомнить довольно длинный стишок именно в качестве ассоциации с игрой;
  • Тренировка тактильного восприятия развивает осязание. Ребенок осознает физические качества предметов — шероховатый, гладкий, прохладный, теплый, тяжелый, мягкий и т.д.;
  • Стимуляция мелкой моторики в возрасте 4-5 лет готовит руку малыша к письму, попутно пробуждая речевую активность. Дошкольники, регулярно делающие пальчиковую гимнастику, более аккуратно и тонко рисуют, выполняют сложные аппликации, а главное — могут сами придумать подробный сюжет таких работ;
  • На протяжении всего занятия ребенок следит за действиями взрослого, стараясь запомнить их последовательность — так формируется способность к концентрации, усидчивость;
  • По результатам занятий речь детей 4-5 лет становится более связной, обретает интонационное разнообразие и ровный темп. Разговорные темы обретают разнообразие, малыш учится рассуждать, выстраивая логические цепочки;
  • Пальчиковая гимнастика может развить музыкальный слух, если стишок будет произноситься нараспев, а еще лучше под несложную музыку;
  • Веселая игра детей 4-5 лет с педагогом или родителем помогает укрепить психоэмоциональный контакт, ведь положительные впечатления от гимнастики в первую очередь будут ассоциироваться с личностью взрослого, открывшего им новое развлечение.

Если же посмотреть на пальчиковую гимнастику с точки зрения физиологии, хорошая координация движений несет большую практическую выгоду — малыши быстрее учатся самостоятельно застегивать пуговицы, завязывать шнурки, лепить из пластилина.

Как проводить занятие?

Пальчиковая гимнастика, проводимая с малышом мамой или папой, часто носит исключительно развлекательный характер, ее главная цель — временно занять ребенка. В детском саду упражнения приобретают дополнительные назначения, а потому их выполнение требует от педагога соблюдения нескольких простых правил:

  • Сложность пальчиковой игры должна соответствовать возрастной группе. Так в 4-5 лет дети должны уметь повторять и запоминать достаточно много жестов руками. Текст игры уходит от формы потешки и усложняется, становится похожим на краткий рассказ, который иллюстрируют движения пальцев, ладоней;
  • Чтобы развивающий эффект гимнастики был заметен, занятия должны иметь регулярный характер, лучше всего ежедневный. Важно помнить, что дети 4-5 лет утомляются уже через несколько минут — начинают отвлекаться, теряют интерес.
  • Заметив, что внимание группы к гимнастике снизилось, следует завершить игру.
  • Строгие окрики в такой ситуации неуместны, занятия из-под палки радости детям не принесут;
  • Следите за тем, чтобы картотека пальчиковой гимнастики была достаточно разнообразной и включала несколько типов движений: растяжение и расслабление руки, сжатие. Пусть обе руки работают с одинаковой нагрузкой, для чего жесты чередуются на левой и правой кисти, или выполняются всеми десятью пальчиками.
  • Мизинец и безымянный палец требуют особой проработки, так как практически не задействованы в повседневной жизни;
  • Заметив, что один ребенок из группы занимается неохотно, избегайте резких замечаний. Возможно, у малыша что-то случилось или просто плохое настроение.
  • Перенесите внимание с личности малыша на причину поведения простым вопросом о том, почему его пальчики (а не сам кроха) сегодня ленятся — так ребенок не почувствует себя виноватым, а группа не будет над ним подсмеиваться;
  • По мнению детских специалистов, занятия пальчиковой гимнасткой в детском саду дают заметный результат примерно через месяц, за это же время успевая наскучить детям. Поэтому каждые 4-5 недель рекомендуется делать перерыв на несколько дней, за которые нужно пополнить картотеку новыми упражнениями и темами.

Пальчиковая гимнастика в детском саду выгодно отличается от домашней коллективностью — ребенок чувствует себя частью группы, выполняя совместные упражнения. Хорошо, если педагог даст возможность выделиться каждому малышу, построив сеанс в форме простого представления, разбитого на маленькие роли. Если пальчиковая гимнастика полюбилась всей группе, можно предложить детям самостоятельно придумать рассказ для картотеки, в 4-5 лет они уже вполне способны на импровизацию.

Картотека Домашние животные

Бодливые телята

Теленочек бодливый рос,
На правой руке сгибают и прижимают к ладони все пальцы, кроме мизинца и указательного.
Другой теленок – тоже.
(Сгибают все пальцы на левой руке, кроме мизинца и указательного.)
Они бодались каждый день.
Кто их разнять поможет?
(Выставленные пальцы на обеих руках «бодаются».)

Детеныши

Детеныши в домике этом живут.
Их мамы зовут – они сразу бегут.
(Называя детенышей домашних животных, разгибают пальцы на руке, начиная с большого.)
Жеребеночек быстрый,
Котенок пушистый,
Теленок бодливый,
Щенок шаловливый,
Козленок рогатый,
Убежали все ребята.
Все пальцы – снова в кулак.

Что же делают собаки?

Что же делают собаки?
(Дети загибают пальцы на руках, перечисляя то, что могут делать собаки.)
Спят, ласкаются, скулят,
Лают, прыгают, играют,
Охраняют и рычат,
Воду свежую лакают,
Мясо вкусное съедают.

Что же могут делать кошки?

Что же могут делать кошки?
(Загибают пальцы на руках, перечисляя то, что могут делать кошки.)
Молоко лакать из плошки,
Помяукать у дверей,
Чтоб открыли поскорей.
Поиграть с клубком и с мышкой,
Зашипеть на шалунишку,
Могут когти выпускать,
На деревья залезать,
Могут красться,
Прыгать, бегать
И, мурлыча, отдыхать.

Лошадка

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
(Поглаживают кисти рук.)
Гребешком приглажу хвостик
(Поглаживают каждый палец.)
И верхом поеду в гости.
(Стучат пальчиками по столу.)

Собака

Заворчал живой замок,
(Пальцы сжаты в кулак, вращают кулачками.)
Лег у двери поперек.
(Пальцы соединяют «домиком».)
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи!
Крепко схватит за штаны,
Ты беги, беги, беги!
( Пальцы сжаты в кулак, имитируют указательным и средним пальцами бег по столу.)

Кошка

Бегают глаза у кошки,
(Пальцы «бегают» по столу.)
Отдохнули бы немножко!
(Стучат пальцами по столу.)
— Не могу я отдыхать,
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Завтра снова в шесть вставать.
(Потирают ладони.)

Котята

Видели вчера котяток:
(Дети загибают пальцы на руке.)
Один, два, три, четыре, пять.
Очень хочется, ребята,
(Хлопки в ладоши.)
Про котят всем рассказать.
(Разгибают пальцы, рассказывая про котят.)
Белый котенок на коврике спал.
Серый котенок с мышкой играл.
Рыжий котенок рыбку ловил.
Черный котенок когти точил
А разноцветные котенок и кошка,
Мурлыча, лизали сметану из плошки.

Поросята

Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков.
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (Мизинцы).
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (Безымянные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю («Фонарики»).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (Средние).
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (Указательные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал, (Большие).
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. (Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

Козочка

Шел старик дорогою,
(Идти пальчиками по столу, показать пальчиками)
Нашел козу безрогою.
(Рога, постучать пальчиками по столу, снова)
Давай коза, попрыгаем,
(показать рога, погрозить пальчиком.)
Ножками подрыгаем.
А коза бодается,
А старик ругается.

Уточка

Шла уточка бережочком,
(«Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь).
Шла серая по крутому.
Вела детей за собой,
И малого, и большого,
(Загибают безымянный палец, большой палец.)
И среднего, и меньшего
(Загибают средний палец и мизинец)
И самого любимого
(Загибают указательный палец)

Картотека Профессии

За работу

Ну-ка, братцы, за работу.
(Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого),
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать, Энергично шевелить пальцами.
Наших деток забавлять.

Наперсток

Вышивает, шьет иголка,
(В правой руке воображаемая иголка)
Пальцу больно,
(«шьет» и задевает указательный пальчик на левой руке.)
Пальцу колко.
А наперсток
В тот же миг
К девочке на пальчик
Прыг!
(«Надевают наперсток».)
Говорит иголке:
-Шей,
(«шьют»)
А колоться ты не смей!
(Грозят пальчиком.)

Повар

Повар готовил обед, (Ребром ладони стучат по столу.)
А тут отключили свет. (Загибают большой палец на левой руке).
Повар леща берет
И опускает в компот. (Загибают указательный палец.)
Бросает в котел поленья, (средний)
В печку кладет варенье (безымянный)
Мешает суп кочерыжкой, (мизинец)
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон.
И очень довольный он! (Разводят руками).

Маляры

Маляры известку носят, (Держат в руках воображаемые ведра, имитируют ходьбу на месте.)
Стены кистью купоросят. (Лицом друг к другу, движения воображаемой кистью вверх-вниз.)
Не спеша, разводят мел. (Наклонились, мешают кистью в воображаемом ведре).
Я бы тоже так сумел. («Красят»)

Кузнец

Идет кузнец из кузницы,
(Кисти рук лежат на столе, ладонями вниз)
Несет кузнец два молота.
(Пальцы приподняты, слегка согнуты)
Тук, тук, тук, тук,
(Постукивать поочередно правой, левой руками, всеми пальцами)
Да ударил разом вдруг.
(Пальцы обеих рук одновременно ударяют по столу).

Почтальон

Что принес нам почтальон?
(Сжимать и разжимать кулаки)
С толстой сумкой ходит он.
(Шагать пальчиками по столу)
Перевод, журнал, газету,
(Загибать пальцы, начиная с большого)
В бандероли 2 кассеты.
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали.

Пекарь

Пекарь, пекарь, из муки
Испеки нам колобки.
(Выполняем круговые движения ладонями)
Две сушки — Ванюшке,
(Имитируем скатывание колобка)
Две баранки – Танюшке,
(Поочередно соединяем большие пальцы обеих рук с остальными пальцами)
Два бублика – Мишке,
Два калача – Маришке.
(Упражнение «колечки»)

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет в детском саду: картотека воспитателю и родителям

Пальчиковые игры одновременно решают несколько задач. Их можно использовать, когда есть необходимость успокоить ребенка или развлечь его так, чтобы он не помешал окружающим. Одновременно с этим такие занятия развивают у детей мелкую моторику, речь, внимание, память, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, что тоже пригодится затем в процессе школьного обучения. Поэтому специально для вас мы подобрали картотеку пальчиковых игр для детей 4-5 лет, в которые можно играть в детском саду и дома.

Как играть в пальчиковые игры?

Для достижения желаемого результата нужно обратить внимание на некоторые особенности проведения пальчиковых игр.

  • Игру нужно проводить, просто общаясь с ребенком, а не в форме специального занятия.
  • Для детей 4-5 лет важна регулярность занятий, т.е. к играм нужно прибегать не от случая к случаю, а каждый день.
  • Сами по себе игры занимают непродолжительное время (2-5 минут), но важно, чтобы ребенок во время игры не отвлекался на посторонние предметы, какие-либо другие внешние раздражители.
  • Для детей 4-5 лет пальчиковая игра может быть способом переключения внимания ребенка на игру, вариантом смены вида деятельности.

Детские пальчиковые игры про семью

Семья

А у нас семья живет: (хлопнуть в ладоши, стукнуть кулачками друг о друга)
Двое встали у ворот, (загибать большие пальцы)
Две Настюшки съели плюшки, (загибать указательные пальцы)
Два Антона (загибать средние пальцы)
Сидят дома,
Два учиться захотели, (загибать безымянные пальцы)
Двое плачут в колыбели. (загибать мизинцы)

Моя семья

Читайте также:  Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

Как я рад, что у меня (поднять руку ладонью к себе, затем загибать пальцы при перечислении)
Дома милая семья:
Папа, мама, я, сестричка,
Братик — мальчик-невеличка.

Моя семья

(Пальцы сгибают по очереди, начав с большого, потом крутят кулачком)

Один пальчик — дедушка,
Другой пальчик — бабушка,
Средний пальчик — папочка,
Ну, а этот — мамочка,
Самый младший — я,
Это вся моя семья!

Пальцы гуляют

(Сжимать-разжимать кулачки, пошевелить пальцами, затем на счет загибать их по одному)

Раз, два, три, четыре, пять —
Хотят пальцы погулять.
(Пошевелить всеми пальчиками одновременно.)
Большой палец видит крошку,
Указательный — гармошку.
Средний будет веселиться,
Безымянный пьет водицу.
Самый маленький не спит,
А вокруг себя глядит.

Игры про домашние заботы и обязанности

Помогаю маме

Мыл посуду наш сыночек.
Вымыл кружки, миски, ножик.
Вытер вилки и тарелки —
Убежал играть в горелки.
(Выполнять имитирующие движения по тексту)

Мамины помощники

(Движения показывать в соответствии с текстом)

Мы — мамины помощники,
Ей будем помогать.
Помоем всю посуду
И приберем кровать.
Белье перестираем,
Повесим посушить,
А вечером все вместе
Мы сможем чай попить!

Моем посуду

(сначала ударять кулачками друг о друга, выполнить круговые движения ладошкой по ладошке, затем на счет предметов загибать пальчики)

Раз, два, три, четыре,
(ударять кулачками)
Мы посуду всю помыли:
Вилки, миски, поварешки,
Сковородочки и ложки.
Мы посуду всю помыли,
Только чашечку разбили,
Ножик тоже поломался,
У солонки бок остался.
Чайник чуточку сломали,
Дружно маме помогали.

Игры про тело ребенка

Гармонь

Стенка, стенка (показывать на щеки)
Потолок (лоб),
Две ступеньки (пальчиками «пошагать» по губам)
И звонок. (нос)
– Дзынь! (надавить на нос)
Хозяин дома?
– Дзынь! (надавить на нос)
Гармонь готова?
– Дзынь! (надавить на нос)
Поиграть можно? (легонько пощекотать ребенка)

Это наши глазоньки. Вот, вот. (показать глаза)
Это наши ушки. Вот, вот. (показать уши)
Это носик, это рот. (показать нос, рот)
Сзади спинка. Здесь живот. (показать спину, живот)
Рученьками хлоп-хлоп. (хлопнуть в ладоши)
Ноженьками топ- топ. (топнуть ногами)
Ох, устали, вытрем лоб! (провести ладонью по лбу)

Лицо

Лес, (показать на волосы)
Поляна, (лоб)
Горка, (провести пальцем по носу)
Яма. (ребенок открывает рот)
Обрыв (показать пальцем на подбородок)
Взрыв. (легко пощекотать по шее)

Игры для пробуждения ребенка

С добрым утром

Здравствуйте, глазоньки. (показать на глаза, посмотреть в «бинокль»)
Вы проснулись?
Здравствуйте, ушечки. (показать на ушки, прислушаться)
Вы проснулись?
Здравствуйте, рученьки. (показать на ручки, хлопнуть в ладоши)
Вы проснулись?
Здравствуйте, ножечки. (показать на ножки, топнуть)
Вы проснулись?
Здравствуй, солнышко. (посмотреть вверх, улыбнуться)
Я проснулся? Сладко потянулся. (потянуться)

Игры о времени суток

Часы

(Имитировать движения по тексту).

Если бьет девятый час,
Пальцы моются у нас.
Если бьет десятый час,
Пальцы в сад идут у нас.
Если бьет уж первый час,
Пляшут пальчики у нас.
Если бьет уж третий час,
Пальцы прыгают у нас.
Если бьет четвертый час,
Пальцы плавают у нас.
Если бьет девятый час,
Пальцы кушают у нас.
Если бьет десятый час,
Пальцы спать идут у нас.

Игры про одежду и одевание

Обновка

Скорей, скорей,
Быстрей, быстрей —
Давно пора сшить Ане
Новое платье.
Бери быстрей иголку —
И мы сошьем обновку! (в начале руки сжаты, затем на каждое слово разгибается по одному пальцу)

Одежда, обувь, головные уборы

Катя варежку надела:
«Ой, куда мой пальчик делся?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». (сжимать кулачок)
Катя варежку сняла: (все пальцы разжать, кроме большого)
«Посмотрите-ка, нашла! (разогнуть большой палец)
Ищешь, ищешь да найдешь, (сжать пальцы в кулачок, отогнуть большой палец)
Здравствуй, пальчик, как живешь?»

Обувь

1. Раз, два, три, четыре, пять.
Надо обувь сосчитать:
Раз — туфли, (загибать пальцы по очереди)
Два — сапожки,
Три — ботинки,
Четыре — босоножки
И, конечно, тапки — пять.
Ножкам надо отдыхать.

Как у нашей кошки

(загнуть по одному пальчику, начиная с больших на двух руках вместе, считая каждое название обуви)

Как у нашей кошки
На лапках САПОЖКИ.
Как у нашей свинки
На ногах БОТИНКИ.
Как у пса на лапках
Зеленые ТАПКИ.
А козленок маленький
Надевает ВАЛЕНКИ.
А у сына Вовочки —
Новые КРОССОВОЧКИ.
Вот так. Вот так. (похлопать)
Новые кроссовки.

Обувь дружно посчитаем
Потихоньку поиграем.
(хлопать в ладоши и ударять кулачками по столу, затем перечисляя обувь загибать по одному пальцу)
Туфельки и тапочки
Моей любимой мамочки,
Ботинки и сапожки
Нашего Сереженьки,
А маленькие валенки
Малютки нашей Вареньки.

Ботинки

Ах, повсюду мы вдвоем
Неразлучно идем.
(средним и указательным пальцами «пошагать» по столу)
Мы гуляли по лугам,
По речным берегам,
И по лестнице сбегали,
Вдаль по улице шагали,
Залезали под кровать,
(загнуть пальцы по одному)
Чтобы там тихонько спать.
(положить ладони на стол)

Разные детские пальчиковые игры

Комнатные растения

Хризантемы (руками показывать действия по тексту)
Ах! Какие хризантемы!
Мы сорвем их без проблемы.
Ух! Охапку мы набрали!
Эх! Прихватим и для Вали!
Эхе-хе… цветов не стало.
Их и раньше было мало…
Ох! Зачем мы их сгубили?
Ведь не мы же их растили!

Мак

На пригорке вырос мак (пальцы сложить в бутон)
Он склонил головку так. (наклонить руку)
Бабочка над ним порхает,
Быстро крыльями мелькает. (кисти рук перекрестить, помахав как бабочка крылышками)

Воспользовавшись нашей картотекой детских пальчиковых игр, вы легко сможете не только занять ребенка, чтобы он передохнул, успокоился, но и в легкой, ненавязчивой форме будете развивать его фантазию, речь, внимание.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Пальчиковые игры

Автор: admin · 3 февраля, 2020

Для быстрого перехода нажмите на название раздела:

В настоящее время сложилась устойчивое направление раннего развития детей. Современные мамы уделяют этой тенденции повышенное внимание. Каждая мама желает, чтобы ее ребенок вырос умным, сообразительным, здоровым и благоразумным человеком.

И поэтому, маленькие детки, посещают бассейн, танцевальные студии и развивающие занятия. Там они развивают мелкую и крупную моторику, ловкость, логику, координацию движений и т.п.

Помимо посещения кружков, есть еще отличный способ развивать своего ребенка. Этот способ заслуживает внимания. Это пальчиковые игры.

Есть прямая связь между руками и мозгом человека, чем больше ребенок разрабатывает пальчики, тем скорее происходит развитие его мозга.

Обратите внимание, у новорожденного ребенка ручки всегда сжаты в кулачки. А когда ребенку вкладываешь в его ладошку свой палец, он обязательно схватит и сожмет его. Все эти действия у малыша получаются рефлекторно. Далее при формирования мозга, этот рефлекс превращается в способность держать и отпускать. Чем больше раз малыш делает хватательные жесты, тем он лучше умственно развивается. Все действия, которые ребенок совершает руками, оказывают положительное влияние на его ум.

Так всем известные, еще от наших родителей, игры «Сорока – ворона», «Ладушки-Ладушки», «Коза рогатая» носят не только развлекательный характер, но так же помогают гармонично развивать тело и разум ребенка.

В пальчиках имеется огромное число рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. Благодаря ручным манипуляциям улучшается звукопроизношение, а так же развивается речь. Пальчики нужно начинать тренировать как можно раньше, с самого детства.

Обычно, начиная с первых дней рождения, малыша легонько массажируют, напевая в процессе занятия всевозможные песенки, осторожно раскрывают ладошку, и слегка поглаживают каждый пальчик, затем ручки, ножки, спину и живот. И уже к 4 месяцам, перед каждодневной процедурой, ребенок сам будет протягивать вам свои ладошки.

Массаж пальцев рук способствует развитию речи, улучшает мыслительную деятельность, запоминание и внимание ребенка. Стихи формирую чувство ритма.

Противопоказаний для пальчиковых игр не существует. Очень важно, чтобы малыш пробовал играть бусами, мешочками, наполненными крупой, коробочками с различными отверстиями, рвал бумагу и т.п. Надо сделать так, чтобы каждая очередная фантазия мамы стала для ребенка удовольствием.

Пальчиковые игры для детей.

1. Массаж или самомассаж пальчиков в стихотворном сопровождении.

30 упражнений для самомассажа

Еще больше про массаж мячиками

2.Пальчиковая гимнастика.

Еще больше про пальчиковую гимнастику ознакомьтесь тут

3. Пальчиковое рисование.

Рисование способствует развитию креативных резервов ребенка,улучшает мелкую моторику пальцев рук. С помощью пальчикового рисования малыш получает новые тактильные и визуальные ощущения, что содействует расширению кругозора ребенка.

Шаблоны для пальчикового рисования возьмите тут

4. Пальчиковый театр или пальчиковые игры сказки.

Этот процесс развития построен на базе ролевых игр. Из половинок «киндера» либо же из бумаги можно смастерить мордашки излюбленных сказочных персонажей и инсценировать сценки из сказки. Причем, привлекать и кроху к такой незамысловатой игре. Удержать «киндер» на кончике пальца очень даже не просто, без тренировки здесь не обойтись. Вот поэтому, и сами пальчики, и речевое развитие, и память, и логика, и еще очень многое можно развить при помощи детских пальчиковых игр.

Скачать шаблоны для пальчикового театра + Стихи для спектакля

5. Шагаем пальчиками.

«Пальчиковые шаги» — это игра ориентированная на улучшение взаимосвязи движений кистей и пальцев рук. Сначала взрослый пусть пройдет путь пальчиками, чтобы потом, если потребуется, помочь ребенку. Здесь представлены упражнения как для левой, так и для правой руки. Начните заниматься с упражнений для ведущей руки, а после позанимаетесь другой рукой.

Пальчиковые шаги все упражнения

6. Расскажи или покажи стихи руками.

Разучивание стихов + пальчиковая гимнастика способствуют не только развитию речи, а так же улучшению внимания и воспитывают эмоциональную выразительность. Сначала сами прочитайте стих и рассмотрите жесты. Потом вместе с ребенком, Вы читаете стих и показываете соответствующие жесты, то есть «рассказываете» стих руками, а ребенок должен повторить. Обычно такие занятия нравятся детям, потому что в них совмещен и рассказ увлекательной истории, и движение. А движение, как известно, просто необходимо ребенку в дошкольном возрасте.

Скачайте бесплатно книги «Расскажи стихи руками»

7. Театр теней.

Создайте теневой театр своими руками. Складывайте пальцы в определенную комбинацию и у Вас получатся различные персонажи, звери, птицы, все это сопровождайте стихами, или повествованием сказки. И будет настоящий театр теней. Еще Вам понадобится: Источник света (настольная лампа) и Белый экран (белая ткань без рисунка).

Еще больше комбинаций

Веселые тени своими руками Вечером, когда стемнеет, включите волшебную лампу и направьте её на стену. Встаньте у стены так, чтобы ваши руки размещались в луче света.

8.Дидактическая игра «Попробуй повтори»

Игра будет интересна детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, взрослым эта игра тоже очень понравится. Смысл игры заключается в том, что ребенок должен повторить положение рук, или пальцев, или позу, что увидит на картинке. Эта игра так же развивает внимание, и улучшает реакцию. Игра проста, понятна и увлекательна.

Все варианты игры смотрите тут

9. Пальчиковые игры с карандашом.

10.Пальчиковые игры с предметами.

Предметы могут быть самые различные: шишки, катушки от ниток, орехи, мячики, линейки и прочие. Можно перебирать крупы, выкладывать узоры или фигуры из шнурков, нанизывать бусины. Можно использовать игрушки «тренажеры» из магазина: шнуровки, рамки-вкладыши, с прищепками, головоломки. Выбирайте игрушки, которые соответствовали бы возрасту ребенка.

Читайте также:  Использование специальных пособий и оборудования в работе логопеда с детьми с нарушением зрения

Отличный развивающий мультик, на тему пальчиковых игр с предметами, разработала учитель – логопед Вдовина Елена Викторовна

Предлагая разнообразные упражнения по развитию мелкой моторики, дайте ребенку возможность выбирать задания самому. А к остальным заданиям, которым он не проявляет интерес, всегда можно вернуться и заинтересовать его.

Играйте с удовольствием и развивайтесь!

Audio CD. Пальчиковые игры и физкультминутки.

Музыкально-поэтическая программа содержит четыре раздела: пальчиковые игры, дыхательные, музыкально-игровые и опорно-двигательные упражнения.

Развивает образно-пространственное мышление, память, слух, ритм, мелкую моторику, способствует нормализации дыхания, стабилизирует гиперактивность, снимает усталость и мышечное напряжение, даёт возможность весело и с пользой провести время отдыха.

Смотрите так же:

  • ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
    ПЕРЕЙТИ
  • РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ
    ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)”>ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ
    РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ
    ПЕРЕЙТИ
  • ИГРАЕМ В ШКОЛУ
    ПОДГОТОВКА
    ПЕРЕЙТИ
  • СГИБАЛКИ
    ПЕРЕЙТИ
  • ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ
    ПЕРЕЙТИ
  • РИСУЕМ ЛАДОШКАМИ
    ПЕРЕЙТИ

Пальчиковая гимнастика для детей

Развитие умственных способностей ребенка напрямую зависит от развития моторики рук. Это связно со строением коры головного мозга человека: речевые зоны расположены рядом с зоной, отвечающей за движение рук.

Гимнастика для пальцев – первый помощник родителей в гармоничном развитии ребенка. Ее нужно и важно начинать с самого малого возраста. Шуточная и игровая форма упражнений вызовет у малыша массу восторгов, а пальчиковая гимнастика для детей в стихах будет способствовать развитию памяти и усидчивости.

Такое занятие отличный способ отвлечь малыша в дороге, поиграть с ним, научить новым словам, заинтересовать и поработать над усидчивостью.

Давайте подробнее остановимся на пользе тактильных игр для самых маленьких и для детей 4-5 лет.

Пальчиковые игры направлены на развитие:

  • Речи. Пальчиковая гимнастика для детей 3 лет помогает малышу научиться повторять слова, которые взрослый произносит, занимаясь с пальчиками малыша. Центры мозга, отвечающие за речь, активизируются, развивается словарный запас. Замечено, что пальчиковые игры помогают малышу рано заговорить и хорошо выражать свои мысли.
  • Внимания. У малыша развивается устойчивость, концентрация и объем внимания. Чем младше ребенок, тем ему сложнее сконцентрироваться и «усидеть на месте». Занятия с пальчиками способны заинтересовывать малыша и привлечь его внимание. Такая тренировка внимания поможет ребенку хорошо подготовиться к школе, когда нужно быть внимательным в течение всего урока.
  • Памяти. Все движения пальчиков сопровождаются считалками, стихами или рассказом. Малыш следит за словами, ассоциирует их с движениями собственных пальцев. Это способствует развитию как кратковременной (удержать внимание на объекте), так и долговременной памяти (выучить стишок наизусть).
  • Мелкой моторики. Постоянное повторение упражнений способствует развитию подвижности и гибкости пальцев и кистей рук. Пальчиковая гимнастика для детей 3 — 4 лет отличается от упражнений для детей 4-5 лет. Набор упражнений усложняется. Так постепенно ребенок учится хорошо владеть своими руками и пальцами. В школе ему будет гораздо проще научиться писать и чертить под линейку.
  • Воображения. Любой рассказ или стихотворение, сопровождающие упражнения, способствуют пробуждению и развитию творческого потенциала малыша. Во время занятий ребенок начинает фантазировать, представлять себе персонажей и объекты стихов. Это поможет ребенку проявить собственное творчество в будущем.

В каком возрасте начинать занятия?

Это тот случай, когда можно сказать, что чем раньше, тем лучше. Но если вы не успели начать рано, то начинайте прямо сейчас!

Тактильный интерес к окружающему миру малыш начинает демонстрировать уже в 4-месячном возрасте: рассматривает людей и объекты, тянет все в рот, трогает предметы и игрушки.

Уже начиная с этого возраста можно и нужно уделять внимание его пальчикам. Легкие движения, массаж, сгибания под добрый голос мамы обязательно понравятся ребенку. Помните считалку про сороку-ворону? Отличные упражнения для первого опыта проведения пальчиковой гимнастики.

Насколько полезны занятия пальчиковой гимнастикой?

Маленький ребенок познает мир с помощью игры. Чем разнообразнее игры, тем интереснее малышу. В Китае и Японии с древних времен используют акупунктурную технику: активация точек на теле человека, которые связаны с нервной системой и внутренними органами. На подушечках пальцев и в целом на кистях рук таких точек очень много. Поэтому при занятиях гимнастикой идет не только умственное развитие малыша, но и укрепление здоровья.

Как заниматься пальчиковой гимнастикой?

Занятия с малышом можно проводить в любое время и в любом месте, постепенно усложняя и увеличивая количество движений. Пальчиковая гимнастика для детей 4 лет должна быть направлена на развитие не только тактильных ощущений (как для младенцев), но и на развитие творчества. В этом возрасте ребенок уже будет сам проявлять инициативу, менять правила игры, придумывать персонажей. Поддержите его в этом, придумайте вместе с ним веселые истории и стихи.

Утром встали пальчики

(все пальчики вытягиваются)

Стали приседать – раз, два, три, четыре, пять

(по очереди каждый пальчик сгибается)

Потянулись мальчики, будем танцевать

(совершаются вращательные движения)

Не ленитесь пальчики, встаньте же опять

(повторяем каждое движение заново).

Пальчиковая гимнастика для детей 5 лет способна пробудить у ребенка интерес к более серьезному развитию творческих навыков. В этом возрасте воображение ребенка уже достаточно сформировано, и он может сам придумывать игры, новые движения и т.п.

Давайте рассмотрим этапы усложнения пальчиковых игр в зависимости от навыков выполнения и возраста ребенка.

  1. Вначале взрослый сам показывает малышу движения и собственными руками сгибает и массажирует пальчики малыша.
  2. Постепенно ребенок старается самостоятельно повторять движения. Сначала одной рукой, затем двумя. Взрослый помогает малышу своими руками.
  3. Следующий этап: ребенок и взрослый делают гимнастику одновременно, но каждый своими собственными пальцами.
  4. Затем ребенку предлагается самостоятельно выполнить гимнастику под рассказ или стихотворение, которое читает взрослый.
  5. Ребенок самостоятельно рассказывает текст и под него выполняет нужные движения.
  6. Ребенок самостоятельно придумывает движения под текст. А затем может самостоятельно придумывать собственный текст и движения к нему.

Постоянные занятия пальчиковой гимнастикой совершенствуют умственные способности ребенка, улучшают артикуляцию, и подготавливают ребенка к обучению в школе.

Пальчиковая гимнастика в стихах

Моя семья

Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка,начиная с большого)
Этот пальчик –бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

Прогулка

Раз,два,три, четыре,пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками «идем» по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками «комок»)
Птичек крошками кормили («кормим птичек «)
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели («едим суп»),
спать легли (ладошки под щечку).

Рыбка

Рыбка в озере живёт
Рыбка в озере плывёт
(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(ладошки соединить у основания и так похлопать)

Снежок

Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили
(лепить, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий.
(показывают круг, гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим, («подбросить», посмотреть вверх)
Два – поймаем. («ловят», приседают)
Три – уроним (встают, «роняют»)
И … сломаем! (топают)

Солнышко

Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
(делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся
(хлопаем в ладоши)

Домик

Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)
Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)
Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

Гости

К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна, (большой и средний)
Рад Серёжа, (большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

Котёнок

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках — острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Пальчиковая гимнастика для детей 4 — 5 лет заложит хорошую базу для красивой и грамотной речи. Подготовит руку ребенка к письму, разовьет усидчивость и интерес к получению новых знаний.

Преимуществом гимнастики для пальцев и рук можно назвать то, что для ее проведения не требуется особенных навыков и умений. Любой взрослый человек сможет заняться таким видом деятельности с малышом. Есть только одно очень важно условие для успеха: регулярность. Если регулярно уделять занятием 15-20 минут, результаты будут потрясающими.

Начинайте заниматься с младенчества, не бросайте занятия, усложняйте, проявляете творчество и заинтересовывайте ребенка.

С уверенностью можно сказать, что результаты такого развития порадуют и взрослых и детей.

12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий

Развивающие игры: пальчиковая гимнастика для детей от 1 года до 7 лет

Софья Тимофеева кандидат педагогических наук

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры — детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими. Мы собрали 12 игр для разных возрастов, многократно опробованных опытными педагогами на своих занятиях.

О том, что пальчиковая гимнастика нужна всем малышам и дошкольникам, знают многие родители. В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все меньше полезной работы. На помощь приходят пальчиковые игры — они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Пальчиковая гимнастика очень хороша как ежедневное самостоятельное игровое занятие с малышом. Многие педагоги и логопеды используют пальчиковую гимнастику на своих развивающих занятиях как физкультминутку, отдых и смену деятельности. Прекрасно подходят пальчиковые игры и для детских праздников — их легко включить в сценарий, ими удобно перемежать конкурсы, встав с малышами в хоровод.

Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет

Кулачок

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

В гости

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.

Читайте также:  Педагогическое обследование слуха у детей

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем “крошку” пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики “скачут” по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет “рожками” в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука “открывает” калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука “проползает”).

Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём “пирожки”)
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем “козырёк”)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая. (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: “Бом!”. (хлопаем)

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, (“крошим хлебушек” всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Статья предоставлена детским эко-клубом “Умничка”

Комплекс пальчиковой гимнастики для детского сада детям 4-5 лет

Разностороннее развитие малышей-дошколят достигается множеством способов. Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет несет в себе не только игровой и общеразвивающий смысл, но и положительно влияет на физическое и эмоциональное состояние ребенка.

Пальчиковая гимнастика и её значение для ребенка 4-5 лет

Пальчиковые игры можно назвать универсальным средством детского развития от рождения и до школы.

Игры с пальчиками создают отличное настроение, а это важно для гармоничного развития ребенка

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:

  • формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;
  • развивает детскую фантазию, внимательность, способность к запоминанию и мыслительные процессы;
  • оздоравливает организм за счет воздействия на биологически активные рецепторы на пальцах рук;
  • нейтрализует тревожность и создает положительную эмоциональную атмосферу как у конкретного ребенка, так и в детском коллективе;
  • способствует формированию возрастных навыков самообслуживания;
  • тренирует и подготавливает детскую руку к овладению письмом, к школьным нагрузкам, обучает способам расслабления.

Важно! Дети пяти лет в норме правильно держат ложку, карандаш и ножницы, справляются с пластилином и винтиками конструктора. Если родители либо воспитатель в саду замечает у малыша проблемы в пользовании такими предметами и в речевом развитии, значит у него недостаточно развиты движения пальцев рук.

Виды пальчиковых игр для средней группы

К пальчиковым играм для средней группы можно отнести следующие виды:

  • упражнения для самомассажа рук;
  • пальчиковые игры с участием предметов;
  • пальчиковая гимнастика;
  • игры, развивающие координированность движений пальцев и рук;
  • гимнастика для укрепления мышц руки.

Дополнительная информация! Гимнастика пальцев бывает также групповой и индивидуальной.

Предметы не только разнообразят игру и тренируют мелкую моторику, они хорошо массируют поверхность ладоней и пальцев

Как правильно проводить занятие по пальчиковой гимнастике в детском саду

Успешный результат занятию принесет выполнение следующих правил:

  • предварительная подготовка педагога, составление или приобретение картотеки пальчиковых игр;
  • привлечение внимания детей («мишка или кукла пришли к нам в гости»), сказочное вступление;
  • речевым сопровождением могут быть стихи и потешки, описание действий в прозе;
  • вначале руки нужно разогреть, порастирать ладошки до ощущения тепла;
  • упражнения повторять не более пяти раз;
  • воспитатель неторопливо показывает движения и делает их вместе с детьми, следя за правильностью выполнения;
  • доброжелательный настрой педагога, поддержание хорошего настроения у детей;
  • тихое музыкальное сопровождение;
  • постепенно заучивать сопровождающие стихи.

Готовые карточки с пальчиковыми играми полезны воспитателям и родителям, их удобно брать на прогулку и в поездку с детьми.

Продолжительность занятий

Чтобы дети не потеряли интереса к занятию, один вид упражнений проводят не более 5 минут. Гимнастика для пальцев, идущая в комплексе с образовательной деятельностью, сокращается до 3 минут, распределяется по всему занятию.

Общее время одного занятия с детьми четвертого-пятого года жизни по санитарным требованиям должно составлять не более 25 минут.

Пример конспекта проведения занятия

Ниже представлен конспект занятия пальчиковой гимнастикой в средней группе «Утреннее приветствие».

  • развитие мелкой моторики через упражнения с пальцами;
  • совершенствование речевых навыков; изучение частей тела;
  • развитие мышления, воображения, координации движений;
  • создание позитивного настроя на весь день.

Воспитатель здоровается с детьми. Спрашивает, хорошо ли они выспались, какое у них настроение: А проснулись ли наши пальчики? Давайте их разбудим!

Утро настало, солнышко встало!

Вставай, большак! ( пальцами одной руки отгибаем и разминаем пальцы другой, зажатой в кулак — начиная с большого пальца)

Вставай, указка! (отгибаем указательный палец)

Вставай, середка! (отгибаем и разминаем средний палец)

Вставай, сиротка! (работаем с безымянным пальчиком)

Вставай, малютка! (мизинчик)

Упражнения повторяем для другой руки.

Воспитатель: пальчики проснулись! А глазки, ушки, ножки?

Просыпайтесь, мои глазки! (имитация — крутим бинокль, наводим резкость)

Просыпайтесь, мои ушки! (погладили, размяли пальцами, растерли мочку указательным и большим пальцами)

Просыпайтесь, мои ручки! (погладили от плеча и до кисти, похлопали в ладоши)

Просыпайтесь, мои ножки! ( погладили, потопали)

Просыпайся, голова! (погладили себя по голове)

Вот и весь проснулся я! (потянулись вверх, похлопали и помахали приветственно ладошками)

Пальчиковая гимнастика в средней группе — картотека с целями по ФГОС на год

Образовательная деятельность в дошкольных учреждениях опирается на требования ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты). Направлена на детское развитие и подготовку к школе.

Комплекс упражнений по месяцам.

  • развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить;
  • развивать координацию движений рук, тренировать мелкую моторику;
  • совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
МесяцыТемаУпражнения
январьВремена года

Праздник Новый год

«Снежки»

«Снеговик»

февраль23 февраля

Животные

«Мы солдаты»

«Здравствуй, цыпленок!»

март8 марта

Плоды

«Мамин день»

«Мамы всякие нужны»

«Орешки»

апрельВремена года

Птицы

«Дерево качается»

” Воробьи«

майВремена года

«Одежда»

«Весна»

«Матрешки»

июньПрирода

Игрушки

«Деревцо»

«Наши красные цветки»

«Мяч»

июльОвощи

Природа

«Варим суп»

«Наш Огород»

августПогода

Ягоды

«Дождик»

«В саду»

октябрьПосуда

Овощи

«Тарелочки»

«Мы капусту солим»

ноябрьИгрушки

Животные

«Кукла»

«Улитка»

декабрьВремена года

Продукты

«Зима»

«Пирожок»

Наглядное пособие игры «Улитка»

Пальчиковые игры для детей 4–5 лет, примеры таблиц

ТемаУпражнения
ЖивотныеЗдравствуй, цыпленок!

Здравствуй, смешной, озорной поросенок!

(Разгибать по очереди пальчики , начиная от мизинчика)Профессии«Мамы всякие нужны»

Много мамочек на свете,

Их так крепко любят дети! (Развести ручки в стороны, затем крепко обхватить себя за плечи)

Журналист и инженер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель — (Поочередно сгибать пальчики от мизинца, на одной, затем на другой руке)

Мамы всякие нужны, (сомкнуть пальцы «замочек»)

Мамы разные важны! (Развести руки, поднять ладошками вверх)Праздник 23 февраляСамолеты

Мы сегодня самолеты,

(сидя на пятках вращать руками, изображая мотор)

Мы не дети, а пилоты.

(четыре хлопка в ладоши)

Руки — нос, и руки — крылья

(встать, разбежаться, расставив руки в стороны)

Дополнительная информация! Чтобы разнообразить привычное, хорошо знакомое детям упражнение, можно изготовить вместе персонажей на пальчики и потом дать с ними поиграть.

Героев для пальчиковых игр можно вырезать из специальных пособий или распечатать с интернета

Пальчиковая гимнастика по математике:

Раз, два, три, четыре, пять (руки сжаты в кулаки, по счету разгибать по одному пальцу, начиная с большого),

Вышли пальчики гулять (пошагали указательным и средним),

Погуляли — поиграли (покрутить кистями с растопыренными пальцами в воздухе — похлопать 2 раза)

И домой вернулись сами (сжимать и разжимать кулачки)

Захотели спать! (ладошки вместе, прижаться к ним щекой).

Погуляю я в саду (шагать двумя пальцами),

Ягод сладких соберу:

Первую сорву — маме отнесу (пальчики касаются подушечками, сначала большие),

Вторую сорву — папе отнесу (указательные),

Третью — для дедушки (средние),

Четвертую — для бабушки(безымянные),

А пятую для себя! (мизинчики).

«Ум ребенка — на кончиках его пальцев», — сказал великий педагог, В. А. Сухомлинский. Взрослые часто не понимают, что этапы детского развития нельзя перескочить или заменить компьютером.

Дополнительная информация! Средний дошкольный возраст это важнейшее время для развития речи, мышления, коммуникации. Пальчиковые игры наилучшим образом этому способствуют, не требуя к тому же специального места или приспособлений.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Ссылка на основную публикацию