Преодоление нарушений нейродинамического компонента психической деятельности у больных с различными нарушениями речи

ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПАТОЛОГ

ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ОЧАГАХ РАЗЛИЧНОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ

Панарина В.В., Гурякова С.А.

Центр патологии речи и нейрореабилитации, Москва

Аннотация. В раннем восстановительном периоде при очаговых поражениях головного мозга наряду с нарушениями высших психических функций наблюдаются различные нейродинамические расстройства: трудности концентрации и удержания произвольного внимания, нарушения кратковременной памяти, снижение мотивации, патологические изменения эмоционального фона. Эти расстройства являются не первичными, а обусловленными поражением системы проводящих путей и нарушениями гемо — и ликвородинамики мозга. И степень их выраженности может быть настолько велика, что перекрывает основную симптоматику, вызванную непосредственно очагом поражения,

Восстановление высших психических функций и в особенности речи больных с локальными поражениями мозга является одним из приоритетных направлений комплексной нейрореабилитации. В восстановлении высших психических функций больных после острого повреждения головного мозга (ОНМК, ЧМТ) выделяют три основных периода [3]: острейший (первые 3 – 5 суток); острый (с 5 – 21 день); ранний (до 6 мес.) и поздний (от 6 мес. до 2 лет). Перечисленные временные критерии отражают среднестатистические данные и могут варьировать в зависимости от локализации очага поражения, объема поврежденных тканей, состояния сердечно-сосудистой системы, возраста больного и т.п.

Проведенное нами статистическое исследование, данные которого представлены в таблице 1, свидетельствуют о том, что за последние несколько лет в ЦПРиН существенно увеличилось количество пациентов, поступивших на курс нейрореабилитации в ранний восстановительный период. В таблице 1 приведены подтверждающие это данные.

Таблица 1. Сроки обращения в ЦПРиН больных с очаговыми поражениями мозга

Общее количество первичных обращений (чел)

Менее месяца с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ).

До 2 месяцев с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ).

До 3 месяцев с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ).

До 4 месяцев с момента заболевания(% от общ. числа перв . обращ).

До 5 месяцев с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ).

До 6 месяцев с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ).

Из таблицы 1 видно, что в 2011 г. число больных, первично обратившихся в ЦПРиН в первые 6 месяцев после мозговой катастрофы по сравнению с 2006 г. возросло почти на 45%.

При нейропсихологическом обследовании у 89,7% больных, поступивших в ЦПРиН в ранний восстановительный период, были выявлены нарушения нейродинамических характеристик психической деятельности, которые проявлялись в модально-неспецифических нарушениях произвольного внимания (его динамических и регулирующих характеристик), нарушениях кратковременной памяти, снижении мотивации, нарушениях эмоционального фона. По данным современной нейропсихологии, такие нарушения характерны для недостаточного функционирования срединных неспецифических структур мозга, а также лобных и височных долей (префронтальных и медиобазальных отделов коры) (1 и 3 структурно-функциональный блок по А.Р.Лурия) [6]. В зависимости от уровня и глубины поражения данные симптомы обнаруживают определенные различия.

Вообще, в неврологической и нейропсихологической литературе достаточно хорошо освещены нейродинамические нарушения, возникающие при непосредственном расположении очага в подкорковых структурах. В частности, Е.Д. Хомская [9], обобщая данные различных исследований, отмечает, что наиболее характерными симптомами поражения нижних неспецифических структур (уровня продолговатого и среднего мозга) являются быстрая истощаемость больного, резкое сужение объема внимания и нарушение его концентрации. Эти симптомы проявляются в любом виде деятельности (сенсомоторной, гностической, интеллектуальной). Для таких больных свойственен повторный «всплеск» активности, после периода выраженного истощения. На фоне астении наблюдаются модально-неспецифические нарушения кратковременной памяти. Как указывает ряд авторов [4, 5, 7] введение дополнительной мотивации деятельности больных дает выраженный компенсаторный эффект.

При поражении диэнцефальной (гипатоламо-гипофизарной) области и лимбических структур также отмечаются грубые нарушения произвольного внимания [9] , однако компенсация вследствие ослабления механизмов произвольной регуляции либо отсутствует, либо длится недолго [5, 6]. Н.К.Корсакова и Л.И. Московичюте [7] указывают на так называемый «амнестический синдром», возникающий при поражении данной зоны. Модально-неспецифические нарушения памяти могут иметь различную степень выраженности – от легкой, выявляемой в специальных условиях, до массивной, с патологическим забыванием больным текущих событий. При сохранной мотивации, сохранном непосредственном воспроизведении и воспроизведении заучиваемого материала через 2 – 3 минуты (пустая пауза), эти больные не могут вспомнить предложенный материал, если в паузу между заучиванием и воспроизведением ввести любую побочную деятельность. Повышенная тормозимость следов является основой данного мнестического нарушения. Отмечаются у данной категории больных и нарушения эмоционально-личностной сферы: повышенная реактивность, неадекватность эмоциональных реакций, некритичность к своим дефектам.

При поражении коркового уровня неспецифической системы (медиабазальных отделов лобной и височной коры) у больных наблюдаются нарушения сознания, проявляющиеся в трудностях ориентировки в окружающем и конфабуляциях. Нарушения эмоциональной сферы могут колебаться от состояния тревоги, страхов и резкой эмоциональной неустойчивости (при поражении височной коры) до эмоционального безразличия и эйфории, общей расторможенности и импульсивности (медиальные отделы лобных долей). Дефекты внимания носят регуляторный характер и проявляются в невозможности выполнения последовательных операций в соответствии с заданной программой, снижении контроля за своей деятельностью и полученными результатами. В тяжелых случаях у таких больных наблюдается «полевое поведение» Модально-неспецифические нарушения мнестической деятельности возникают из-за распада самой структуры деятельности, нарушения механизма произвольного запоминания и произвольного воспроизведения материала [6,7].

Однако, как показывает опыт клинических исследований, нарушение функций, возникающее вследствие очагового поражения мозга в острый и ранний восстановительный периоды бывает более обширным, чем того можно было бы ожидать, исходя из месторасположения очага в мозге (по данным МРТ). Это связано с тем, что поражение мозга сопровождается перифокальным отеком, нарушениями гемо — и ликвородинамики, и явлениями диашиза — выпадением функций отделов головного мозга, непосредственно не поврежденных, но связанных с участками поражения системой проводящих путей. Такое состояние развивается вследствие прекращения поступления возбуждающих импульсов к неразрушенным нейронам. В зависимости от типа проводящих волокон, C.Monakow [8, 6] выделял ассоциативный (волокна объединяют различных участки коры внутри одного полушария), комиссуральный (волокна, соединяющие топографически идентичные участки правого и левого полушарий) и цереброспинальный (проекционные волокна несущие импульсы к нижележащими отделами мозга) диашиз.

Как показал анализ нейропсихологической и логопедической литературы, нарушения нейродинамики при локализации непосредственных анатомически выявляемых очагов поражениях коры головного мозга, в частности при афазиях, остаются значительно менее исследованными.Между тем, по данным нейропсихологической статистики ЦПРиН, в раннем восстановительном периоде они выявляются у 87,5% больных с афазиями и у 89,2% больных со смешанными речевыми расстройствами (афазия+дизартрия) и проявляются в разной степени: от грубых, перекрывающих основную симптоматику, вызванную непосредственно очагом поражения, до легких, проявляющихся в сенсибилизированных пробах и на утомлении.

Распределение нейродинамических нарушений у данной категории больных при разных речевых расстройствах видно из следующей диаграммы на рисунке 1.

Рисунок 1. Распределение нарушений нейродинамики у больных с различными речевыми расстройствами на ранней стадии восстановления.

В связи с этим представляются крайне необходимыми пересмотр и уточнение методов нейропсихологической и топической диагностики, а также разработки адекватных методов восстановительного обучения больных с нейродинамическими нарушениями.

Литература

1. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2010.

2. Бизюк А.П. Основы нейропсихологии. — СПб.: Речь, 2005.

3. Григорьева В.Н., Козявина М.С., Тхостов А.Ш. Когнитивная нейрореабилитация больных с очаговыми поражениями головного мозга: учебное пособие. – М.: УМК ˝Психология˝; Московский психолого-социальный институт, 2006.

4. Ениколопова Е.В. Динамические характеристики психических процессов и их роль в нейропсихологической диагностике / Хрестоматия по нейропсихологии. – М.: Институт общегосударственных исследований, Московский психолого-социальный институт, 2004.

5. Лобные доли и регуляция психических процессов / под редакцией А.Р. Лурия и Е.Д.Хомской. – М.: Издательство московского университета, 1966.

6. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – СПб.: Питер, 2008.

7. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

8. Monakow C. Die Lockalisation im grosshirn und der Abbau der Funktionen durch corticale Herde. Wiesbaden, Bergmann, 1914.

9. Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание. – СПб.: Питер, 2008.

ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ОЧАГАХ РАЗЛИЧНОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ
статья на тему

В раннем восстановительном периоде при очаговых поражениях головного мозга наряду с нарушениями высших психических функций наблюдаются различные нейродинамические расстройства: трудности концентрации и удержания произвольного внимания, нарушения кратковременной памяти, снижение мотивации, патологические изменения эмоционального фона. Эти расстройства являются не первичными, а обусловленными поражением системы проводящих путей и нарушениями гемо – и ликвородинамики мозга. И степень их выраженности может быть настолько велика, что перекрывает основную симптоматику, вызванную непосредственно очагом поражения,

Скачать:

ВложениеРазмер
1.docx43.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ОЧАГАХ РАЗЛИЧНОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ

Панарина В.В., Гурякова С.А.

Центр патологии речи и нейрореабилитации, Москва

Аннотация. В раннем восстановительном периоде при очаговых поражениях головного мозга наряду с нарушениями высших психических функций наблюдаются различные нейродинамические расстройства: трудности концентрации и удержания произвольного внимания, нарушения кратковременной памяти, снижение мотивации, патологические изменения эмоционального фона. Эти расстройства являются не первичными, а обусловленными поражением системы проводящих путей и нарушениями гемо – и ликвородинамики мозга. И степень их выраженности может быть настолько велика, что перекрывает основную симптоматику, вызванную непосредственно очагом поражения,

Восстановление высших психических функций и в особенности речи больных с локальными поражениями мозга является одним из приоритетных направлений комплексной нейрореабилитации. В восстановлении высших психических функций больных после острого повреждения головного мозга (ОНМК, ЧМТ) выделяют три основных периода [3] : острейший (первые 3 – 5 суток); острый (с 5 – 21 день); ранний (до 6 мес.) и поздний (от 6 мес. до 2 лет). Перечисленные временные критерии отражают среднестатистические данные и могут варьировать в зависимости от локализации очага поражения, объема поврежденных тканей, состояния сердечно-сосудистой системы, возраста больного и т.п.

Проведенное нами статистическое исследование, данные которого представлены в таблице 1 , свидетельствуют о том, что за последние несколько лет в ЦПРиН существенно увеличилось количество пациентов, поступивших на курс нейрореабилитации в ранний восстановительный период. В таблице 1 приведены подтверждающие это данные.

Таблица 1 . Сроки обращения в ЦПРиН больных с очаговыми поражениями мозга

Общее количество первичных обращений (чел)

Менее месяца с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ).

До 2 месяцев с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ).

До 3 месяцев с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ).

До 4 месяцев с момента заболевания(% от общ. числа перв . обращ).

До 5 месяцев с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ).

До 6 месяцев с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ).

Из таблицы 1 видно, что в 2011 г. число больных, первично обратившихся в ЦПРиН в первые 6 месяцев после мозговой катастрофы по сравнению с 2006 г. возросло почти на 45%.

При нейропсихологическом обследовании у 89,7% больных, поступивших в ЦПРиН в ранний восстановительный период, были выявлены нарушения нейродинамических характеристик психической деятельности, которые проявлялись в модально-неспецифических нарушениях произвольного внимания (его динамических и регулирующих характеристик), нарушениях кратковременной памяти, снижении мотивации, нарушениях эмоционального фона. По данным современной нейропсихологии, такие нарушения характерны для недостаточного функционирования срединных неспецифических структур мозга, а также лобных и височных долей (префронтальных и медиобазальных отделов коры) (1 и 3 структурно-функциональный блок по А.Р.Лурия) [6] . В зависимости от уровня и глубины поражения данные симптомы обнаруживают определенные различия.

Вообще, в неврологической и нейропсихологической литературе достаточно хорошо освещены нейродинамические нарушения, возникающие при непосредственном расположении очага в подкорковых структурах. В частности, Е.Д. Хомская [9] , обобщая данные различных исследований, отмечает, что наиболее характерными симптомами поражения нижних неспецифических структур (уровня продолговатого и среднего мозга) являются быстрая истощаемость больного, резкое сужение объема внимания и нарушение его концентрации. Эти симптомы проявляются в любом виде деятельности (сенсомоторной, гностической, интеллектуальной). Для таких больных свойственен повторный «всплеск» активности, после периода выраженного истощения. На фоне астении наблюдаются модально-неспецифические нарушения кратковременной памяти. Как указывает ряд авторов [4, 5, 7] введение дополнительной мотивации деятельности больных дает выраженный компенсаторный эффект.

При поражении диэнцефальной (гипатоламо-гипофизарной) области и лимбических структур также отмечаются грубые нарушения произвольного внимания [9] , однако компенсация вследствие ослабления механизмов произвольной регуляции либо отсутствует, либо длится недолго [5, 6] . Н.К.Корсакова и Л.И. Московичюте [7] указывают на так называемый «амнестический синдром», возникающий при поражении данной зоны. Модально-неспецифические нарушения памяти могут иметь различную степень выраженности – от легкой, выявляемой в специальных условиях, до массивной, с патологическим забыванием больным текущих событий. При сохранной мотивации, сохранном непосредственном воспроизведении и воспроизведении заучиваемого материала через 2 – 3 минуты (пустая пауза), эти больные не могут вспомнить предложенный материал, если в паузу между заучиванием и воспроизведением ввести любую побочную деятельность. Повышенная тормозимость следов является основой данного мнестического нарушения. Отмечаются у данной категории больных и нарушения эмоционально-личностной сферы: повышенная реактивность, неадекватность эмоциональных реакций, некритичность к своим дефектам.

При поражении коркового уровня неспецифической системы (медиабазальных отделов лобной и височной коры) у больных наблюдаются нарушения сознания, проявляющиеся в трудностях ориентировки в окружающем и конфабуляциях. Нарушения эмоциональной сферы могут колебаться от состояния тревоги, страхов и резкой эмоциональной неустойчивости (при поражении височной коры) до эмоционального безразличия и эйфории, общей расторможенности и импульсивности (медиальные отделы лобных долей). Дефекты внимания носят регуляторный характер и проявляются в невозможности выполнения последовательных операций в соответствии с заданной программой, снижении контроля за своей деятельностью и полученными результатами. В тяжелых случаях у таких больных наблюдается «полевое поведение» Модально-неспецифические нарушения мнестической деятельности возникают из-за распада самой структуры деятельности, нарушения механизма произвольного запоминания и произвольного воспроизведения материала [6,7] .

Однако, как показывает опыт клинических исследований, нарушение функций, возникающее вследствие очагового поражения мозга в острый и ранний восстановительный периоды бывает более обширным, чем того можно было бы ожидать, исходя из месторасположения очага в мозге (по данным МРТ). Это связано с тем, что поражение мозга сопровождается перифокальным отеком, нарушениями гемо – и ликвородинамики, и явлениями диашиза – выпадением функций отделов головного мозга, непосредственно не поврежденных, но связанных с участками поражения системой проводящих путей. Такое состояние развивается вследствие прекращения поступления возбуждающих импульсов к неразрушенным нейронам. В зависимости от типа проводящих волокон, C.Monakow [8, 6] выделял ассоциативный (волокна объединяют различных участки коры внутри одного полушария), комиссуральный (волокна, соединяющие топографически идентичные участки правого и левого полушарий) и цереброспинальный (проекционные волокна несущие импульсы к нижележащими отделами мозга) диашиз.

Как показал анализ нейропсихологической и логопедической литературы, нарушения нейродинамики при локализации непосредственных анатомически выявляемых очагов поражениях коры головного мозга, в частности при афазиях, остаются значительно менее исследованными. Между тем, по данным нейропсихологической статистики ЦПРиН, в раннем восстановительном периоде они выявляются у 87,5% больных с афазиями и у 89,2% больных со смешанными речевыми расстройствами (афазия+дизартрия) и проявляются в разной степени: от грубых, перекрывающих основную симптоматику, вызванную непосредственно очагом поражения, до легких, проявляющихся в сенсибилизированных пробах и на утомлении.

Распределение нейродинамических нарушений у данной категории больных при разных речевых расстройствах видно из следующей диаграммы на рисунке 1 .

Рисунок 1 . Распределение нарушений нейродинамики у больных с различными речевыми расстройствами на ранней стадии восстановления.

В связи с этим представляются крайне необходимыми пересмотр и уточнение методов нейропсихологической и топической диагностики, а также разработки адекватных методов восстановительного обучения больных с нейродинамическими нарушениями.

1. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2010.

2. Бизюк А.П. Основы нейропсихологии. – СПб.: Речь, 2005.

3. Григорьева В.Н., Козявина М.С., Тхостов А.Ш. Когнитивная нейрореабилитация больных с очаговыми поражениями головного мозга: учебное пособие. – М.: УМК ˝Психология˝; Московский психолого-социальный институт, 2006.

4. Ениколопова Е.В. Динамические характеристики психических процессов и их роль в нейропсихологической диагностике / Хрестоматия по нейропсихологии. – М.: Институт общегосударственных исследований, Московский психолого-социальный институт, 2004.

5. Лобные доли и регуляция психических процессов / под редакцией А.Р. Лурия и Е.Д.Хомской. – М.: Издательство московского университета, 1966.

6. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – СПб.: Питер, 2008.

7. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

8. Monakow C. Die Lockalisation im grosshirn und der Abbau der Funktionen durch corticale Herde. Wiesbaden, Bergmann, 1914.

9. Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание. – СПб.: Питер, 2008.

Использование логоритмических занятий в комплексе нейрореабилитации у детей с черепно-мозговой травмой

Дата публикации: 14.09.2016 2016-09-14

Статья просмотрена: 277 раз

Библиографическое описание:

Богданова М. Д., Боровик М. И., Карасева Н. О. Использование логоритмических занятий в комплексе нейрореабилитации у детей с черепно-мозговой травмой // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 428-431. — URL https://moluch.ru/archive/122/33733/ (дата обращения: 28.02.2020).

В ЦПРиН на базе детского отделения проходят нейрореабилитацию дети с последствиями очаговых поражений головного мозга, в частности с последствиями черепно-мозговой травмы. Комплексный нейропсихологический подход к преодолению афазии у детей с последствиями ЧМТ включает в себя полное нейропсихологическое обследование и составление программы коррекционного обучения.

Целью работы явилось проведение анализа двигательных и речевых нарушений, а также нарушений высших психических функций у детей с диагнозом «острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК)» вследствие черепно-мозговой травмы и, используя комплексный нейропсихологический подход, разработка программы занятий по логоритмике.

Методы.

Проведен анализ 35 случаев госпитализации детей в стационар ЦПРиН с диагнозом «острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК)» в следствии черепно-мозговой травмы. В ходе клинического неврологического обследования и применения методов нейропсихологической диагностики было выявлено:

  1. нарушения нейродинамического аспекта психической деятельности:

1.1. колебания произвольного внимания;

1.2. трудности «включения» в задания;

1.3. трудности переключения с одного вида деятельности на другой;

1.4. повышенная истощаемость;

1.5. элементы полевого поведения;

1.6. флуктуации произвольного внимания;

  1. нарушения регуляторных функций, программирования и контроля произвольной деятельности;
  2. ошибки, как по постцентральному, так и по премоторному типу в сфере орально-артикуляторного праксиса, пальцевого и мануального праксиса; во всех видах динамического праксиса — упрощение программы, персеверации;
  3. произносительные трудности, обусловленные явлениями комплексной речевой апраксии и усугубленные дизартрией средне-тяжелой степени выраженности (90 % случаев);
  4. стойкие двигательные расстройства в общей моторике (гемипарезы и атаксии в 80 % случаев), двигательная диспраксия в 20 % случаев;
  5. выраженные расстройства ритма, темпа, мелодии, логических ударений, отрывистость речи, однотонность — в разной степени выраженности имели место у всех детей;
  6. нарушения слухового внимания, неспособность локализовать слуховые раздражители, трудности усвоения ритмических структур (90 % случаев);
  7. речевые нарушения средней степени выраженности (70 % случаев) и тяжелой степени выраженности (30 % случаев) (комплексная речевая апраксия, спастико-паретическая дизартрия, сочетанная форма дизартрий, акустико-мнестическая афазия, элементы моторной эфферентной афазии, элементы сенсорной афазии, семантическая афазия, нарушение формирования импрессивно-экспрессивной речи по типу афазии развития(ОНР 1 уровень);
  8. нарушения эмоциональной сферы, угнетение психики, состояние заторможенности, страха, смены настроения, негативизм, повышенная возбудимость, раздражительность, плаксивость, недовольство окружающими.

После проведения обследования были выработаны программы нейрореабилитации, направленные на преодоление нарушений нейродинамического аспекта психической деятельности, которая включала в себя занятия по активизации и организации деятельности, нормализации функции памяти, внимания, эмоционального состояния, повышения мотивации к деятельности, стимулированию понимания обращенной речи, накоплению активного словарного запаса, развитию фразовой речи, расширение объема слухоречевой памяти, преодолению аграмматизмов в устной речи. Данные программы успешно реализовывались в рамках логопедических занятий и, в частности, на логоритмических занятиях.

Была составлена логоритмическая программа занятий, которая основывается на создании новых функциональных систем на базе сохранных афферентаций, а также на использовании разных уровней, на которых может осуществляться пострадавшая функция, остаточных возможностей наиболее упроченных форм деятельности и сохранных звеньев нарушенной функции, которые являются опорой при заданной программе, т. е. серии последовательных операций.

Программа по логоритмике включала в себя занятия и упражнения, направленные на решения различных задач:

  1. Преодоление нарушений процессов нейродинамики:

1.1. активизация направленного произвольного внимания;

1.2. удержание инструкции, удлинения фазы активного внимания;

1.3. преодоление глубинной персеверации;

1.4. переключение внимания с одного задания на другое;

1.5. увеличение скорости реакции, и т. д.

  1. Восстановление отдельных компонентов двигательного акта:

2.1. обучение специальным приемам активного расслабления мышц сначала здоровых, затем и паретичных конечностей;

2.2. восстановление движений в бытовой деятельности (разыгрывание этюдов, способствующих восстановлению бытовых навыков);

  1. Работа над автоматизированной речью с переходом на произвольное произношение слов и фраз с использованием:

3.1. счетных упражнений, разнообразных по выполнению: расчет на первый-второй, на первый-второй-третий с ходьбой по кругу, обратный счет, пересчет с хлопками в ладоши, с топаньем ногой, с подниманием руки, с ходьбой на месте и вперед на здоровую ногу;

3.2. игры с мячом на договаривание пословиц, предложений (предложения с противопоставлениями действий, предметов, их качеств), перекатывание мяча здоровой и паретичной рукой;

3.3. речевых упражнений с ходьбой на спряжение глаголов, склонения существительных.

  1. Обучение приспособительным и заместительным движениям (упражнения на создание новых двигательных стереотипов, замещающих утраченные);
  2. Упражнения по воспитанию координации темпа движений с темпом музыки:

5.1. упражнения на воспитание темпа речи и движения, ориентировку в пространстве, внимание;

5.2. гимнастические упражнения для корпуса, регуляции мышечного тонуса, координации движений;

5.3. воспитание коллективного ритма: поочередные, групповые, и коллективные упражнения на восприятие и воспроизведение ритма, на фразировку, музыкальную форму;

5.4. выработка чувства итеративного ритма — маршировка, равномерное отстукивание простого двудольного размера рукой, воспроизведение ритма на бубне, барабане;

5.5. стимуляция и коррекция музыкального ритма через совершенствование ритмических механизмов подкоркового и коркового (правополушарного) уровней и приближение музыкального ритма к речевому (движения под музыку, изображения движения животных под музыку);

5.6. речевые упражнения (чистоговорки, скороговорки под музыку);

  1. Нормализация статической и динамической координации движений:

6.1. восстановление право-левосторонней ориентировки;

6.2. воспитание элементов пространственных отношений;

6.3. восстановление целенаправленного изолированного движения — общедвигательного и речевого;

6.4. нормализация артикуляционной моторики;

6.5. нормализация общей и тонкой моторики руки, кисти, пальцев:

а. упражнения на сложную координацию движения и слова;

б. упражнения на импровизацию в музыке;

в. пантомимические упражнения;

  1. Развитие слухового гнозиса (дифференциация неречевых шумов);
  2. Дыхательные упражнения, сочетающиеся с голосом и движением;
  3. Артикуляционно-мимические упражнения;
  4. Работа над просодией, над интонацией: упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса, интонационные упражнения, пропевание гласных звуков, слогов, коротких простых песенок;
  5. Упражнения на устранение синкинезий, апраксий, агнозий и расстройств, касающихся схемы тела, пространственной ориентации;
  6. Регулирование эмоциональных проявлений во время общения.

Результаты.

В результате проведения курса занятий по логоритмике отмечается значительная положительная динамика в 80 % случаев, положительная динамика в 20 % случаев, которая проявлялась в улучшении состояния нейродинамического компонента психической деятельности. Произвольное внимание стало более устойчивым. Менее выражены трудности «включения» в задание, улучшилось переключение с одного вида деятельности на другой, появилась мотивация к занятиям, улучшился контроль за произвольной деятельностью, появились попытки самоконтроля. Улучшилось понимание внеситуативной речи. Улучшилось восприятие неречевых шумов — дети способны по звуку определить знакомый музыкальный инструмент, узнают знакомые мелодии, увеличились возможности переключения слухового внимания. Стало доступным выполнение сложных многозвеньевых инструкций (в 50 % случаев), а также понимание пространственных понятий. Улучшилось состояние артикуляционной моторики, общей и мелкой моторики, движения стали более точными, координированными, увеличился объем движений. Дети могут правильно отхлопать простые (90 % случаев) и симметричные (70 % случаев) ритмы, повторить по показу хлопки в медленном и среднем темпе, прошагать под музыку в медленном и среднем темпе. Улучшилась координация речи и движения: появилась возможность в среднем темпе проговаривать заученное стихотворение и сопровождать его движением (80 % случаев), появилась возможность пересказывать сказку и сопровождать пересказ игрой на шумовых музыкальных инструментах (80 % случаев), повторять и пропевать несложные песенки, сопровождать их заданными движениями. Появилась способность по показу воспроизвести фрагмент танца или заданного движения в заданном размере, увеличилось количество и последовательность элементов, движений, удерживаемых в памяти. Улучшилось состояние номинативной функции речи. Легче стали актуализироваться номинации, действенной стала контекстуальная подсказка. Увеличился объем слухо-речевой памяти. Улучшился лексический состав речи — расширился активный и пассивный словарь за счет пополнения новыми словами. На занятиях отмечается положительный эмоциональный фон настроения — дети на занятиях приветливы, хорошо контактируют как с более младшими детьми, так и со сверстниками.

Выводы.

Таким образом, логоритмика является частью комплекса мер, направленных на преодоление нарушений нейродинамического компонента психической деятельности, которое осуществляется через оптимизацию функционального статуса глубинных образований головного мозга, коррекцию базиса субкортикального и кортикального, а также межполушарного взаимодействия, приводит к значительному уменьшению корковых нарушений и улучшает высшую психическую деятельность и входит в комплексный нейропсихологический подход к преодолению афазии у детей с последствиями ЧМТ.

  1. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. — М.: АСТ: Астрель, 2009.
  2. Визель Т. Г. Коррекция заикания у детей. — М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2009.
  3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М.: Просвещение, 1985.
  4. XV съезд психиатров России (материалы съезда). — М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2010.

Проявления нарушений нейродинамического компонента психической деятельности в раннем восстановительном периоде Текст научной статьи по специальности « Клиническая медицина»

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Панарина В. В., Гурякова С. А.

При очаговых поражениях головного мозга в раннем восстановительном периоде наряду с нарушениями высших психических функций наблюдаются различные нейродинамические расстройства: трудности концентрации и удержания произвольного внимания, нарушения кратковременной памяти, снижение мотивации, патологические изменения эмоционального фона. Эти расстройства являются не первичными, обусловленными поражением системы проводящих путей и нарушениями гемои ликвородинамики мозга. Но ввиду того, что степень их выражен­ности может быть настолько велика, что перекрывает основную симптоматику, вызванную непосредственно очагом поражения, необходимо разработать специальные методы диагностики и преодоления таких расстройств.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Панарина В. В., Гурякова С. А.

Текст научной работы на тему «Проявления нарушений нейродинамического компонента психической деятельности в раннем восстановительном периоде»

4. выявление роли, места и функции психологической безопасности на различных уровнях – от безопасности отдельного человека до безопасности целого государства и мирового сообщества в целом -позволит приблизиться к решению важнейшей социальной задачи -осознания и принятия ответственности за себя, социальную группу, общество в целом.

Всестороннее исследование психологической безопасности человека и общества становятся особенно актуальными в эпоху глобализации, когда на первый план выступают не частные проблемы отдельных видов безопасности, а комплекс факторов, в целом обеспечивающих благоприятные условия для безопасного развития мира.

1. Закс Л.А. Психологическая безопасность личности в организации. -Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2008.

2. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М.: Политиздат, 1989.

3. Мюнстерберг Г. Основы психотехники. – СПб.: «П.Э.Т.», 1996.

ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

© Панарина В.В.*, Гурякова С.А.*

Центр патологии речи и нейрореабилитации, г. Москва

При очаговых поражениях головного мозга в раннем восстановительном периоде наряду с нарушениями высших психических функций наблюдаются различные нейродинамические расстройства: трудности концентрации и удержания произвольного внимания, нарушения кратковременной памяти, снижение мотивации, патологические изменения эмоционального фона. Эти расстройства являются не первичными, обусловленными поражением системы проводящих путей и нарушениями гемо- и ликвородинамики мозга. Но ввиду того, что степень их выраженности может быть настолько велика, что перекрывает основную симптоматику, вызванную непосредственно очагом поражения, необходимо разработать специальные методы диагностики и преодоления таких расстройств.

Восстановление высших психических функций и в особенности речи больных с локальными поражениями мозга является одним из приоритетных направлений комплексной нейрореабилитации. В восстановлении высших психических функций больных после острого повреждения головного мозга (ОНМК, ЧМТ) выделяют три основных периода [3]: острейший (первые 35 суток); острый (с 5-21 день); ранний (до 6 мес.) и поздний (от 6 мес. до 2 лет). Перечисленные временные критерии отражают среднестатистические данные и могут варьировать в зависимости от локализации очага поражения, объема поврежденных тканей, состояния сердечно-сосудистой системы, возраста больного и т.п.

Проведенное нами статистическое исследование, данные которого представлены в табл. 1, свидетельствуют о том, что за последние несколько лет в ЦПРиН существенно увеличилось количество пациентов, поступивших на курс нейрореабилитации в ранний восстановительный период. В табл. 1 приведены подтверждающие это данные.

Сроки обращения в ЦПРиН больных с очаговыми поражениями мозга

Год Время обращения ^^^^^^^ 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Общее количество первичных обращений (чел) 748 693 727 782 1138 1281

Менее месяца с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ.) 6,5 8,9 12,9 18,2 22,9 50,2

До 2 месяцев с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ.) 21,6 20,6 17,8 19,8 21,2 19,4

До 3 месяцев с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ.) 8,2 13,2 12,6 10,9 10,5 9,9

До 4 месяцев с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ.) 5,3 7,2 7,6 5,6 5,5 4,5

До 5 месяцев с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ.) 3,8 4,3 3,4 3,3 2,8 3,9

До 6 месяцев с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ.) 3,2 3,8 3,4 2,5 3,6 2,2

Из табл. 1 видно, что в 2011 г. число больных, первично обратившихся в ЦПРиН в первые 6 месяцев после мозговой катастрофы по сравнению с 2006 г. возросло почти на 45 %.

При нейропсихологическом обследовании у 89,7 % больных, поступивших в ЦПРиН в ранний восстановительный период, были выявлены нарушения нейродинамических характеристик психической деятельности, которые проявлялись в модально-неспецифических нарушениях произвольного внимания (его динамических и регулирующих характеристик), нарушениях кратковременной памяти, снижении мотивации, нарушениях эмоционально-

го фона. По данным современной нейропсихологии, такие нарушения характерны для недостаточного функционирования срединных неспецифических структур мозга, а также лобных и височных долей (префронтальных и медиобазальных отделов коры) (1 и 3 структурно-функциональный блок по А.Р. Лурия) [6]. В зависимости от уровня и глубины поражения данные симптомы обнаруживают определенные различия.

Вообще, в неврологической и нейропсихологической литературе достаточно хорошо освещены нейродинамические нарушения, возникающие при непосредственном расположении очага в подкорковых структурах. В частности, Е.Д. Хомская [9], обобщая данные различных исследований, отмечает, что наиболее характерными симптомами поражения нижних неспецифических структур (уровня продолговатого и среднего мозга) являются быстрая истощаемость больного, резкое сужение объема внимания и нарушение его концентрации. Эти симптомы проявляются в любом виде деятельности (сен-сомоторной, гностической, интеллектуальной). Для таких больных свойственен повторный «всплеск» активности, после периода выраженного истощения. На фоне астении наблюдаются модально-неспецифические нарушения кратковременной памяти. Как указывает ряд авторов [4, 5, 7] введение дополнительной мотивации деятельности больных дает выраженный компенсаторный эффект.

При поражении диэнцефальной (гипатоламо-гипофизарной) области и лимбических структур также отмечаются грубые нарушения произвольного внимания [9], однако компенсация вследствие ослабления механизмов произвольной регуляции либо отсутствует, либо длится недолго [5, 6]. Корсакова Н.К. и Московичюте Л.И. [7] указывают на так называемый «амнестиче-ский синдром», возникающий при поражении данной зоны. Модально -неспецифические нарушения памяти могут иметь различную степень выраженности – от легкой, выявляемой в специальных условиях, до массивной, с патологическим забыванием больным текущих событий. При сохранной мотивации, сохранном непосредственном воспроизведении и воспроизведении заучиваемого материала через 2-3 минуты (пустая пауза), эти больные не могут вспомнить предложенный материал, если в паузу между заучиванием и воспроизведением ввести любую побочную деятельность. Повышенная тормозимость следов является основой данного мнестического нарушения. Отмечаются у данной категории больных и нарушения эмоционально-личностной сферы: повышенная реактивность, неадекватность эмоциональных реакций, некритичность к своим дефектам.

При поражении коркового уровня неспецифической системы (медиаба-зальных отделов лобной и височной коры) у больных наблюдаются нарушения сознания, проявляющиеся в трудностях ориентировки в окружающем и кон-фабуляциях. Нарушения эмоциональной сферы могут колебаться от состояния

тревоги, страхов и резкой эмоциональной неустойчивости (при поражении височной коры) до эмоционального безразличия и эйфории, общей растормо-женности и импульсивности (медиальные отделы лобных долей). Дефекты внимания носят регуляторный характер и проявляются в невозможности выполнения последовательных операций в соответствии с заданной программой, снижении контроля за своей деятельностью и полученными результатами. В тяжелых случаях у таких больных наблюдается «полевое поведение». Модально-неспецифические нарушения мнестической деятельности возникают из-за распада самой структуры деятельности, нарушения механизма произвольного запоминания и произвольного воспроизведения материала [6, 7].

Однако, как показывает опыт клинических исследований, нарушение функций, возникающее вследствие очагового поражения мозга в острый и ранний восстановительный периоды бывает более обширным, чем того можно было бы ожидать, исходя из месторасположения очага в мозге (по данным МРТ). Это связано с тем, что поражение мозга сопровождается пе-рифокальным отеком, нарушениями гемо- и ликвородинамики, и явлениями диашиза – выпадением функций отделов головного мозга, непосредственно не поврежденных, но связанных с участками поражения системой проводящих путей. Такое состояние развивается вследствие прекращения поступления возбуждающих импульсов к неразрушенным нейронам. В зависимости от типа проводящих волокон, C. Monakow [8, 6] выделял ассоциативный (волокна объединяют различных участки коры внутри одного полушария), комиссуральный (волокна, соединяющие топографически идентичные участки правого и левого полушарий) и цереброспинальный (проекционные волокна несущие импульсы к нижележащими отделами мозга) диашиз.

Как показал анализ нейропсихологической и логопедической литературы, нарушения нейродинамики при локализации непосредственных анатомически выявляемых очагов поражениях коры головного мозга, в частности при афазиях, остаются значительно менее исследованными. Недостаточно разработаны нейропсихологические и логопедические методики их преодоления.

Между тем, по данным нейропсихологической статистики ЦПРиН, в раннем восстановительном периоде они выявляются у 87,5 % больных с афазиями и у 89,2 % больных со смешанными речевыми расстройствами (афазия + дизартрия) и проявляются в разной степени: от грубых, перекрывающих основную симптоматику, вызванную непосредственно очагом поражения, до легких, проявляющихся в сенсибилизированных пробах и на утомлении.

Распределение нейродинамических нарушений у данной категории больных при разных речевых расстройствах видно из следующей диаграммы на рис. 1.

В связи с этим представляются крайне необходимыми пересмотр и уточнение методов нейропсихологической и топической диагностики, а также

разработки адекватных методов восстановительного обучения больных с нейродинамическими нарушениями.

□ Афазия + нарушения нейродинамики

■ Дизартрия + нарушения нейродинамики

■ Смешанные нарушения (афазия + дизартрия)

■ Смешанные нарушения + нарушения нейродинамики

Рис. 1. Распределение нарушений нейродинамики у больных с различными речевыми расстройствами на ранней стадии восстановления

1. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2010.

2. Бизюк А.П. Основы нейропсихологии. – СПб.: Речь, 2005.

3. Григорьева В.Н., Козявина М.С., Тхостов А.Ш. Когнитивная нейро-реабилитация больных с очаговыми поражениями головного мозга: учеб. пособие. – М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2006.

4. Ениколопова Е.В. Динамические характеристики психических процессов и их роль в нейропсихологической диагностике // Хрестоматия по нейропсихологии. – М.: Институт общегосударственных исследований; Московский психолого-социальный институт, 2004.

5. Лобные доли и регуляция психических процессов / Под ред. А.Р. Лу-рия и Е.Д. Хомской. – М.: Издательство московского университета, 1966.

6. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – СПб.: Питер, 2008.

7. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

8. Monakow C. Die Lockalisation im grosshirn und der Abbau der Funktionen durch corticale Herde. – Wiesbaden: J.F. Bergmann, 1914.

9. Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание. – СПб.: Питер, 2008.

Динамика состояния высших психических функций

разной этиологии в левой гемисфере

Л.А. Ермакова, Ю.С. Шамуров, Л.П. Свиридова, А.Ф. Василенко

Проведено динамическое исследование особенностей нарушения ВПФ при геморрагических и ишемических инсультах в левой гемисфере на разных этапах острого периода. Описаны общие тенденции, характерные для обеих форм инсульта. Выявлены особенности изменения нейропсихологических симптомокомплексов в динамике острого периода, обусловленные как нозологической формой инсульта, так и временными параметрами процесса лечения.

Ключевые слова: геморрагический инсульт, ишемический инсульт, нейропсихологический симптомокомплекс.

Острые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) являются второй по частоте причиной смертности (после инфаркта миокарда) у людей пожилого возраста. Как правило, они сопровождаются значительными нарушениями высших психических функций (ВПФ), наиболее выраженными при мозговых катастрофах в левой гемисфере. По современным данным наиболее часто (до 75% случаев), ишемические инсульты происходят в бассейне средней мозговой артерии, снабжающей кровью теменные, височные и задне-лобные конвекситальные отделы мозга. Причиной другой, часто встречающейся нозологической формы – геморрагического паренхиматозного кровоизлияния – является разрыв артерии Шарко, что вовлекает в патологический процесс глубинные структуры мозга. Разные патогенетические механизмы двух мозговых сосудистых патологий приводят к формированию различных по структуре и динамике нейропсихологических синдромов, включающих двигательные, гностические, мнестические дефекты и нарушения нейродинамики. Нейропсихологическая диагностика этих нарушений позволяет более точно определять степень когнитивного дефекта, наблюдать динамику восстановления и решать экспертные вопросы.

Наиболее адекватным для решения этой задачи является комплекс активно используемых в последнее время в неврологической клинике нейропсихологических методик, представленных в монографии «Методики ейропсихологической диагностики» Л.И. Вассермана с соавт. (1997). Этот комплекс методик применяется для проведения топической и дифференциальной диагностики локальных и общемозговых поражений головного мозга, а так же для определения характера когнитивных нарушений.

Проведено исследование специфики нарушений ВПФ при геморрагических и ишемических инсультах и изучено влияние нозологической формы на выраженность когнитивных нарушений и их динамику в остром периоде заболевания.

Группу обследованных составили 43 пациента (в т.ч. 6 женщин и 35 мужчин). Из них 25 пациентов с диагнозом инфаркта головного мозга в бассейне левой средней мозговой артерии. Средний возраст больных этой группы составил 47 лет. В группе пациентов с геморрагическим паренхиматозным кровоизлиянием – 18 человек со средним возрастом 57,5 лет. Больные обследованы в динамике: I обследование проводилось на 4–6 день с начала заболевания после регресса общемозговой симптоматики; II обследование – через 2,5 недели. Все больные на момент обследования находились в сознании, были доступны контакту.

Комплексное нейропсихологическое исследование включало набор проб, направленных на выявление структурных и нейродинамических дефектов двигательных, гностических, речевых, мнестических, интеллектуальных и эмоциональных функций. Проводился качественно-количественный анализ полученных данных, результаты выполнения заданий оценивались по балльной системе в интервале от 0 до 3 баллов и дифференцировались по степени выраженности нарушения ВПФ:

  • от 0 до 1 балла – легкие нарушения ВПФ;
  • от 1 до 2 баллов – умеренные нарушения ВПФ;
  • от 2 до 3 баллов – значительные нарушения ВПФ.

Для оценки различий между двумя группами по уровню количественно измеренных признаков использовался статистический U-критерий Манна-Уитни.

Проведенное исследование позволило проанализировать динамику изменения ВПФ при разных формах инсультов.

В начале острого периода (I обследование) при геморрагическом инсульте на первый план выступают значительные (до 2,4 балла) нейродинамические нарушения: больные работают в замедленном темпе, быстро истощаются, из-за неустойчивости произвольного внимания с трудом сосредотачиваются на заданиях, часто отвлекаются, теряют инструкции и промежуточные программы. Пациенты часто не завершают задания, предъявляют жалобы на утомление и отказные реакции. Вся психическая деятельность больных мало продуктивна. Имеются у пациентов и значительные структурные нарушения ВПФ, прежде всего, в сфере памяти (рис. 1).

Значительно (показатели нарушений в среднем до 2,5 баллов) страдают мнестические модально-неспецифические процессы, что связано с повышением тормозимости запоминаемого материала интерферирующим воздействием побочных раздражителей. При этом наиболее выраженное тормозящее влияние оказывают гомогенные раздражители. На фоне значительных модально-неспецифи­ческих нарушений проявляются умеренные нарушения модально-специфичесой слухо-речевой (2,0 балла), тактильной (1,6 балла) и зрительной памяти (1,6 балла) в виде снижения объёма непосредственного воспроизведения до 2–3 единиц.

Умеренный уровень нарушений выявлен в сферах пространственного гнозиса (1,4 балла), динамического (1,4 балла) и конструктивного праксиса (1,3 балла), мышления (1,5 балла). Легкие нарушения имеются в сфере зрительного (0,8) и соматосенсорного (0,9) гнозиса.

К концу острого периода, при II обследовании у пациентов с геморрагическим инсультом значительно снижается выраженность нейродинамических нарушений, достигая умеренного уровня (1,7). Снижается также выраженность структурных нарушений, в частности уменьшается до умеренного уровня (1,9) выраженность нарушения модально-неспецифической памяти. Значимо (р≤0,05) уменьшаются и модально-специфические мнестические нарушения, улучшаются показатели слухо-речевой, тактильной и зрительной памяти, однако уровень их нарушений сохраняется на умеренном уровне. Достаточно стойким является дефект динамического праксиса, однако в его показателях прослеживается положительная динамика. Наблюдается значительное улучшение показателей мышления, конструктивного и пространственного гнозиса, доходящих до уровня лёгких нарушений. Уменьшается выраженность и ранее легких нарушений зрительного и соматосенсорного гнозиса.

В группе пациентов с ишемическим инсультом при первом обследовании (рис. 2) также выявляются нейродинамические нарушения, выраженность которых не превышает умеренного уровня (1,9 балла).

В клинико-психологической картине отмечается медленная и неравномерная работа больных, они быстро истощаются, страдает концентрация и устойчивость внимания, затруднены процессы переключения с задания на задание. Структурные нарушения высших психических функций проявляются в начале острого периода, прежде всего, умеренными трудностями кинетической организации движений и действий, умеренными нарушениями модально-специфичес­кой слухо-речевой, тактильной и зрительной, а также модально-неспецифической памяти, умеренным снижением уровня обобщения в пробах на мышление. Более лёгкие нарушения (до 1 балла) выявлены в сфере конструктивного праксиса, пространственного, соматосенсорного и зрительного гнозиса.

Исследование состояния ВПФ в процессе лечения показало значимые положительные изменения всех психических сфер у больных с ишемическим инсультом к концу острого периода. Заметно улучшается нейродинамика психических процессов. Значительно (до легкого уровня), снижается показатель нарушения модально-неспецифичес­кой памяти. О восстановлении модально-специфической тактильной и зрительной памяти свидетельствует значимое (р≤0,05) снижение показателей, приблизившихся к лёгкому уровню нарушений. Однако слухо-речевая память остается умеренно нарушенной; незначительные изменения наблюдаются и в сфере динамического праксиса. В границах лёгких нарушений остаются процессы пространственного, зрительного и соматосенсорного гнозиса, а также конструктивного праксиса.

Сравнительный анализ динамики нарушений ВПФ при разных формах инсульта показал определенную схожесть нарушений ВПФ при обеих сравниваемых формах инсульта (рис. 3).

В начале острого периода у больных с обеими формами инсульта наблюдаются сложные комплексы нарушений ВПФ, включающих динамические и структурные дефекты. Степень их выраженности колеблется от легкой до значительной (в интервале от 0,3 до 2,5 балла). При этом имеются отличительные особенности нейропсихологических симптомов у больных с разными формами ОНМК.

При геморрагических инсультах выраженность когнитивных нарушений была достоверно (ρ

Низкая нейродинамика, высокая утомляемость, истощаемость

Школа — один из важнейших социальных институтов в жизни ребенка. Отводя в школу, каждый родитель обязательно наставляет: «Учись хорошо, будь отличником!» Всем папам и мамам хочется, чтобы их ребенок был успешен, чувствовал себя комфортно на уроках, хорошо взаимодействовал и коммуницировал со взрослыми и со сверстниками, стал предметом гордости для своей семьи. Однако родительские ожидания не всегда оправдываются. Учеба в школе, с одной стороны, становится «лакмусовой бумажкой», выявляющей проблемы, которые ранее не замечали взрослые (или не хотели замечать). С другой — своеобразным механизмом, запускающим многие нежелательные неврологические процессы.

И тогда у родителей младших школьников появляются бесчисленные жалобы, связанные с проблемами школьного обучения. Вот несколько жалоб:

  • Очень устает, переутомлен;
  • Невнимателен, «ничего не слышит и не помнит»
  • Неусидчив, не может сконцентрироваться, не может одним делом заниматься более 3 минут;
  • очень долго делает домашнее задание, постоянно нуждается в привлечении взрослых для его выполнения;
  • отвлекается на уроках: не записывает домашнее задание, не слышит учителя и т. д.

Чаще всего родители пытаются решить проблему с помощью репетиторов, зубрежки, стараются больше заниматься, «натаскивают» детей, ведут назидательные беседы.

Чаще всего родители пытаются решить проблему с помощью репетиторов, зубрежки, стараются больше заниматься, «натаскивают» детей, ведут назидательные беседы.

Но проблемы не решаются, а всё больше усугубляются.

Ребенок всё больше не справляется на уроках, при выполнении заданного на дом, не успевает за своими сверстниками в классе. И самый печальный исход — утрата учебной мотивации. Поскольку у ребенка «всё не получается», к сугубо нейропсихологическим проблемам добавляются чисто психологические – снижение самооценки, развитие комплекса неполноценности, неуверенность в себе и тд. и поведенческие – агрессия, плохое поведение, частые уходы из дома, «уход» в виртуальный компьютерный мир, нарушения социальных связей.

Данное поведение является уже вторичным дефектом, указывая на то, что проблема стала хронической и других способов ее решения ребенок не смог найти.

Это указывает на то, что есть проблемы, обусловленные нейропсихологическими механизмами. Ведь высшие психические функции, такие как мышление, речь, память, внимание и другие связаны с мозговой активностью.

У кого-то отдельные структуры мозга развиваются быстрее, у кого-то медленнее. Несформированность некоторых из них не дает возможности решить возникшие у ребенка проблемы обычными общепринятыми педагогическими способами.

Признаки снижения нейродинамических показателей

Частыми причинами малоуспешного обучения в школе являются сниженные нейродинамические показатели ребенка или слабый уровень мозговой активности. Такие дети быстро истощаемы, очень долго сидят и «мучают» домашнее задание, тяжело встают по утрам в школу, тяжело сидят на уроках, начинают крутиться, ерзать на стуле, отвлекаться, не могут концентрировать внимание на одном деле.

При этом общий интеллектуальный уровень ребенка может быть достаточно высок.

Снижение нейродинамических показателей не позволяет ребенку полноценно проявить свои интеллектуальные способности. Часто к указанным сложностям присоединяются неврологические проблемы: тики, энурез, энкопрез, повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость.

Единственно возможная результативная помощь таким детям – это грамотная профессиональная нейропсихологческая коррекция.

Нейропсихологическая диагностика помогает выявить причины отставания или неравномерности развития ребёнка с помощью тестовых заданий, которые показывают степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга. Для подтверждения и уточнения результатов безаппаратной диагностики в нашем центре существует оценка с помощью приборов способности мозга к переработке вестибулярной, зрительной и звуковой информации, оценка качества кровоснабжения мозга, а также энергоснабжение стволовых структур головного мозга.

Первый блок мозга отвечает за его активность. Если первый блок недостаточно развит, то ребёнок быстро утомляется.

Например, дети на уроке быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться.

С помощью нейропсихологической стимуляции можно компенсировать нестабильность работы ЦНС, что поможет ребенку добиться успеха и распрощаться с низкой нейродинамикой, истощаемостью, утомляемостью НАВСЕГДА.

Очень важно как можно раньше установить истинную причину дефекта, и начать работу раньше, так как своевременная коррекция позволяет в той или иной мере приблизить нарушенное развитие к нормальной работе, что существенно облегчит вхождение ребенка в учебную, спортивную, творческую среду.

Нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть трудности обучения, развития или общения. Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм – улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.

Своевременная нейропсихологическая коррекция позволит ребенку сохранить желание учиться и стать успешнее — как в учебе, в спорте, музыке так и в жизни в целом.

Читайте также:  Развитие зрительного восприятия образа буквы А
Ссылка на основную публикацию