Мнемотехника для формирования связной речи

Мнемотехника для формирования связной речи

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными

Л.С. Выготский писал, что восприятие и память принадлежит к числу основных предпосылок всего психического развития. Развитие памяти является основным условием приобретения знаний и навыков. Память- способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Основу памяти составляют генетически обусловленная способность запечатлевать информацию. В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Память ребенка дошкольного возраста фиксирует образы отдельных конкретных предметов, их отличительные и общие черты, свойственные целой группе (деревьям, птицам..) Старший дошкольник привлекает к запоминанию уже сформированные вспомогательные средства (классификацию, смысловое соотнесение, группировку…) Процессы восприятия и памяти играют немаловажною роль в развитии и совершенствовании речевой функции.

Одна из самых многочисленных категорий детей, посещающих логопедические группы – это дети с диагнозом ОНР. Общее недоразвитие речи детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речи, включающее в себя нарушение произношения и различения звуков, недостаточно полноценное овладение системой морфем, а вследствие — плохому усвоению навыков словоизменения и словообразования, словарный запас у этих детей отстает от нормы как по качественным, так и по количественным показателя, страдает связная речь. Она малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, имеет тенденцию к снижению, что в свою очередь накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. При относительно-сохранной смысловой и логической памяти у детей снижена слухоречевая память, страдает процесс запоминания. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Нарушения слухоречевой памяти обусловлены расстройствами произвольного внимания, недостаточной его устойчивостью и ограниченными возможностями его распределения; расстройствами восприятия речевой информации, что, в свою очередь, связано с неврологической симптоматикой: поражением ц.н. с., несформированностью динамических стереотипов

Нарушение речи у детей дошкольного возраста достаточно распространенное явление. Причины возникновения этих нарушений разнообразны и к глубокому сожалению детей с общим недоразвитием становится все больше и больше. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия.

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с педагогом (на более ранних этапах). Большая работа идет с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изобразить курицу так:, действие «бил-бил» можно показать стрелками, а слезы — маленькими точками.

Через сказку дети знакомятся с сезонными явлениями природы. Использование мнемотаблиц «Осень», «Зима», «Весна» знакомит с характерными особенностями времен года, через составление сюжетной сказки. В работе с мнемотаблицами вводятся: цветовые, буквенные обозначения времен года: осень — желтая или оранжевая, буква «О»; зима — синяя или голубая, буква «3»; весна — зеленая, буква «В». Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям составить мнемотаблицу об осени, весне, зиме и рассказ о них. Эта таблица — ключ к запоминанию и воспроизведению информации: буква «3» символизирует зиму и признаки, которые характерны для этого вре-мени года. Таким образом, работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы в является подготовительным этапом при формировании процесса связной речи.

Существуют факторы облегчающие процесс становления связной речи.

-Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. — наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

-В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Использование одних традиционных методов работы с данной категорией детей недостаточно, необходимо изыскать новые пути решения формирования связной речи, найти такие творческие инновационные методики, технологии, эффективность которых была бы очевидна. Одной из таких методик является — мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.

Цель использования мнемотаблиц, прежде всего развитие разных видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемодорожек,, коллажей и схем — моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана — схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотехнических таблиц помогает педагогу более наглядно, доступно и интересно подать материал детям, развивая у них, при этом, сразу несколько таких важных психических процессов, как память, воображение, речь, мышление, внимание. При работе с таблицам дети не испытывают напряжения, им доставляет большое удовольствие запоминать картинки или символы, их заменяющие, придумывать историю или рассказ, рассказывать стихи или описывать предметы, а также зарисовывать мнемотаблицы самостоятельно.

Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

  1. этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
  3. этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.

Мнемотаблицы могут быть:

  1. »Предметные (таблицы, в которых изображены определенные предметы/персонажи
  2. Предметно — схематические (таблицы, в которых есть определенные предметы/персонажи, а также схематическое изображение предметов/персонажей)
  3. Схематические (таблицы, в которых предметы/персонажи изображены схематически).

Создание запоминаемого материала (натуральные предметы и картинки запоминаются лучше, чем абстрактные геометрические фигуры)

Обозначение объекта словом (многократные проговаривания вслух. А также про себя)

Дополнительная конкретная задача не должна противоречить поставленной цели (запомнить цвет предмета и сам предмет)

Запоминание и воспроизведение признаков предмета в нарастающем порядке (цвет, форма, величина, количество, пространственное расположение объектов и их частей)

  • Установление связей между предметами на картинке (если лони объединены в сюжет, то воспринимаются целостно и воспроизводятся точно)
  • Связь запоминаемого материала с личным опытом ребенка (незнакомую информацию дети уподобляют знакомой и воспроизводят неполно и неточно, называя только знакомые элементы)
  • Побуждение ребенка к речевой и мыслительной активности (перечисление объектов вслух-увеличивает объем воспроизведения, установление связей – повышает точность)

Мнемотехника основана на вербально-логическом мышлении. Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  1. Развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;
  2. Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;
  3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
  4. Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки; правильное звукопроизношение; знакомство с буквами)

Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Мнемотехника помогает при автоматизации поставленных звуков у детей, ведь куда интересней вспоминать и повторять чистоговорки, пословицы и скороговорки опираясь на веселые рисунки.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с детьми младшего и среднего возраста –на этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая, а для старших дошкольников — чёрно-белые. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий, а также дошкольники могут сами участвовать в рисовании и раскрашивании мнемотаблиц, самостоятельно подбирая образы или символы.

Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки. установить последовательность изложения выявленных признаков, удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания.

С помощью метода моделирования — использования схем — моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем:

  • Активизируется словарный запас;
  • Расширяется круг знаний об окружающем мире;
  • Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
  • Свободно пересказывают сказки, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
  • Развивается фантазия и творческое воображение детей.

Мнемотаблицы, схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • строение рассказа
  • последовательность рассказа
  • лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

  • Наиболее трудный вид в монологической речи – описательный рассказ. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание — это анализ. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Очень интересно составлять загадки-описания. Вначале дети учатся отгадывать, о чем (ком) идет речь в таблице, после- загадывают сам
  • Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
  • Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Работа на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа:

  1. этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
  3. этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах — с помощью, в старших – дети делают самостоятельно.

Разрезав мнемотаблицу — можно играть в следующие игры:

  1. восстанавливать последовательность картинок по памяти;
  2. смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
  3. определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;
  4. найти лишнюю картинку;
  5. найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
  6. ”распутать” два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);
  7. игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаю разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  1. модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  2. раскрывать существенное в объекте;
  3. замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Таким образом, использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.

Мнемотехника в развитии связной речи у старших дошкольников

Дрегина Надежда Евгеньевна
Мнемотехника в развитии связной речи у старших дошкольников

«Учите ребенка каким –нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский.

В настоящее время все более актуальной становится проблема формирования связной речи у детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речидетей существует множество проблем:

-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

– неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

-бедность речи, недостаточный словарный запас;

-употребление нелитературных слов и выражений.

– бедная диалогическая речь : неспособность грамотно и доступно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий ил развернутый ответ и т. д…

Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники.

Актуальность данной системы:

1) во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем.

2) во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

3) в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т. е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.

развитие памяти;

• умение анализировать, вычленять части, умение систематизировать;

развитие логики;

развитие образного мышления;

• умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;

• решение дидактических, образовательных задач;

развитие смекалки;

• навык правильного графического изображения;

На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития речи детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

Итак, что же такое мнемотехника?

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания»

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника – помогает развивать:

зрительную и слуховую память

зрительное и слуховое внимание

связную речь

Структура мнемотехники: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. (слайд №7)

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Рассмотрим мнемотаблицы и мнемодорожки.

Мнемотаблицы – это схема, в которую заложена определенная информация.

Суть мнемосхем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Последовательность работы с мнемотаблицами (слайд № 9)

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Для детей старшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Мнемотехника используется в обучении пересказу (слайд №11). Рассмотрим пример составления мнемодорожки по сказке.

Попробуем сочинить сказку (слайд №13)

Выучить стихотворение: (слайд №14)

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Ветер листья с веток

Разогнал по свету,

• расширяется круг знаний об окружающем мире;

• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

• словарный запас выходит на более высокий уровень;

• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Прикреплённые файлы:
mnemotehnika_dbllb.pptx | 4011,71 Кб

Использование метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников старшего возраста Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления.

Консультация для родителей на тему «Мнемотехника в развитии связной речи детей» Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов.

Читайте также:  Психологический анализ взаимодействия логотерапевта с онкопациентом

Консультация по развитию речи «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников» «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников». К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников» Мастер-класс для педагогов ДОУ детский сад №15 «Мнемотехника- как средство развития связной речи дошкольников» Воспитатель: Пестрецова.

Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников 1 слайд Актуальность: На сегодняшний день – образная, богатая синонемами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста –.

Мнемотехника в речевом развитии дошкольников Мнемотехника в речевом развитии дошкольников Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и.

Презентация «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников» 1. В соответствии с ФГОС, на этапе завершения дошкольного детства, ребенок должен хорошо владеть связной речью, для того, чтобы общаться.

Использование мнемотехники в развитии связной речи младших дошкольников Сегодня я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и как мы применяем в работе эту технологию для развития связной речи детей. Слайд Мнемотехника.

Опыт работы «Технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников» Технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Инновационные формы работы по речевому.

Технология «кроссенс» в развитии связной речи у дошкольников Технология «Кроссенс» в развитии связной речи у дошкольников. Подготовила: Кортюкова Л. М. Сегодня речь о решении речевых задач в контексте.

«Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников»

Содержимое разработки

МБДОУ Центр развития ребёнка

детский сад №7 «Солнышко»

г.о.Луховицы, Московской области

« Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников»

Подготовила:

учитель-логопед

Красникова Аксинья Олеговна

Задачи :

  • Дать понятие мнемотехники,

раскрыть актуальность и

познакомить с этапами

  • Дать рекомендации воспитателям по использованию карточек – мнемоквадратов, мнемодорожек и
  • мнемотаблиц на занятиях.
  • Представить образцы некоторых опорных схем.
  • Познакомить с литературой по данной теме.

Проблемы речевого развития дошкольника.

  • односложная , состоящая лишь из простых предложений речь;
  • неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
  • недостаточный словарный запас;
  • бедная диалогическаяречь : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ ;
  • неспособность построитьмонолог : например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  • отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации , регулировать громкость голоса и темп речи и т . д. ;
  • плохая дикция.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

Ушинский К. Д.

Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины.

Изначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики и предназначалась для запоминания длинных речей.

Современная же мнемотехника делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой.

Актуальность мнемотехники для дошкольников

В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

Мнемотехника для дошкольников

  • помогает упростить процесс запоминания.
  • развить ассоциативное мышление и воображение.
  • повысить внимательность

Задачи мнемотехники:

  • Формирование приёмов запоминания.
  • Развитие наблюдательности и внимания.
  • Формирование и развитие элементов творческого мышления.
  • Обучение дошкольников умениям устанавливать ситуативные связи между предметами.
  • Развивать языковые способности дошкольников
  • Формирование коммуникативных умений.
  • Формирование связной речи.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют

  • Воробьева В. К.
  • Ткаченко Т. А. –

  • Глухов В. П. – блоками-квадратами;
  • Большева Т. В. – коллажем;
  • Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Мнемотехника строится от простого к сложному:

Мнемоквадраты – изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Мнемодорожки – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения.

Мнемотаблицы – изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательный рассказ.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. И могут использоваться:

  • для обогащения словарного запаса;
  • при обучении составлению рассказов (описательных, по серии сюжетных картинок, по картине);
  • при пересказах художественных произведений,
  • при проговаривании чистоговорок и скороговорок,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихотворений.

Правила и требования мнемотехники:

  • Знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям.
  • Знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета.
  • Знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие.
  • Замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребёнку.

Работа по мнемотаблицам

состоит из трёх этапов:

  • Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  • Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы.
  • После перекодирования осуществляется повторение стихотворения, скороговорки, загадки, рассказа или сказки по заданной теме.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, волк – серый, ёлочка – зелёная.

Для детей старшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Колобок (Л, Л’)

Две руки (Р, Р’)

Заучиваем стихотворения

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик

Подрастет, нарядится,

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное

Светит ярко солнышко. Растут одуванчики. В небе летают бабочки, пчелы, божьи коровки. Дети купаются в реке.

Учимся отгадывать загадки

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Учимся рассказывать сказки

Описательные рассказы

по лексическим темам

Результаты проводимой работы

– у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;

– появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

– появится интерес к заучиванию стихов;

– словарный запас выйдет на более высокий уровень;

  • дети преодолеют робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники , тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Развитие связной речи учащихся начальных классов, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи

Глава I. Коррекционная работа над предложением

Глава II. Коррекционная работа над текстом, совершенствование связной речи

Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.

В современных условиях, когда объем необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиваться лишь освоением определенной суммы знаний: важно развить у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Одно из решающих условий этой задачи- хорошо развитая речь каждого человека общества.

Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения в огромной степени зависит от того, на сколько школьники овладеют родным языком, речевыми умениями и навыками.

Поскольку средством обучения и источником необходимой информации прежде всего является речь, то основной перечень общеучебных (то есть таких, которые, будучи выработанными в одном виде, могут использоваться при выполнении других видов) умений непосредственно соотноситься с формированием у учащихся навыков речи.

Усвоение языка имеет важную роль в познавательной деятельности человека. Школьник не может успешно обучаться по всем предметам без достаточной языковой подготовки, без речевых умений и навыков, особенно важна практическая сторона обучения языку – речь: восприятие и понимание речи взрослых (учащихся ), полноценное, достаточно быстрое и сознательное чтение (не только вслух, но и про себя), а также говорение и письмо, то есть устное и письменное выражение своих знаний, мыслей, чувств.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой действительности. В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, мы говорим об особой категории.

Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на веем дальнейшем развитии ребенка.
Актуальность темы заключается в том, что проблема нарушения связной речи у школьников – одна из самых значимых для школьного обучения. От уровня раннего развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями.
Учащиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи затрудняются в построении связных монологических высказываний. При пересказах не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли. Поэтому с этими детьми должна проводиться целенаправленная коррекционная работа.

Для коррекционной работы существуют методики Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П., Ефименковой Л.Н., и другие.
Однако существующие методики не всегда учитывают возможности детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. В связи, с этим недостаточно разработанной оказывается система помощи школьникам в процессе создания связного речевого сообщения. Также в настоящее время все еще остро ощущается нехватка доступного практического материала по данной проблеме для учителей-логопедов.
В основе моей коррекционной работы лежит методика А.В. Ястребовой, которая мною модифицирована с учетом структуры речевого дефекта детей.
В соответствии с этим в работе определяются следующие задачи:
1. Оценить состояние речи учащихся первых классов.
2. Дать характеристику особенностей связной речи у школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.
3. Наметить основные пути коррекционной работы и реализовать их на практике.
4. Оценить эффективность обучения.

Глава I. Коррекционная работа над предложением.

1.1. Особенности речи детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи представлены в научной литературе как особая группа, имеющая ряд специфических особенностей, касающихся фонетико-фонематического и лексико-грамматического уровня, но выраженные в наименьшей степени. Большинство авторов указывают, что наибольшие трудности касаются связной речи детей и затрагивают все этапы порождения речи: мотива, замысла, развертывания во внешней речи (Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Левина Р.Е., Ефименкова Л.Н., Миссаренко Г.Г. и другие).

Учащиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи более или менее строят связные высказывания в пределах близкой им тематики, однако испытывают серьезнее затруднения при продуцировании связных высказываний (формулирование выводов, обобщений, доказательств, воспроизведение содержания текстов). При пересказах они не могут полно и точно излагать свои мысли. Особенно наглядно это проявляется при написании изложений и сочинений. Такого рода затруднения выражаются в стремлении к дословности изложения; «застревание» на отдельных словах, повторении отдельных частей предложений, концентрации внимания на несущественных признаках, нарушении синтаксической связи между словами, что приводит к незаконченности предложений, изменению порядка слов. Нередки случаи употребления слов в несвойственном им значении, что является следствием бедности словарного запаса, непонимания значения используемых слов, неумения уловить их стилистическую окраску. Такая несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов.

1.2. Приемы коррекционной работы над предложением.

Центральное место в процессе развития связной речи учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи занимает работа над предложением как основной речевой единицы.

Рассмотрим основные приемы работы над предложением.

  1. Самая простая, и в тоже время самая необходимая форма работы над предложениями – это чтение образцов, отработка интонаций, выразительности, выяснение значения, а в некоторых случаях запоминание предложение. При этом грамматический анализ предложений не обязателен, просто дети должны услышать, почувствовать предложение. Хорошее, выразительное прочтение предложения дает очень много для развития речи.
    Интонационная работа над предложением помогает, во-первых, лучше понять его значение, его содержание; во-вторых, помогает усвоить и запомнить образцы, которым дети должны подражать; в-третьих, помогает школьнику лучше понять структуру предложения, выделить его составные части, что положительно скажется на грамотном письме, на умении расставлять знаки препинания. Хорошая дикция, ясные живые интонации вырабатывают у школьника языковое чувство. Для эффективной работы над предложением дети должны также научиться делать логические ударения, смысловые и психологические паузы, уметь эмоционально окрасить свою речь, произносить предложение в замедленном или ускоренном темпе: громче или тише. Важно развивать также дыхание.
  2. Первоначальный прием, применяемый для построения предложений – вопрос учителя-логопеда. В простейшем варианте вопрос логопеда служит основой построения предложения. В нем даны почти все слова и намечена структура предложения, которое должно быть составлено учащимся, например, (Вопрос: «Что дети собирают в лесу?»; Ответ: «Дети собирают малину»). Самостоятельность учащихся проявилась в том, что ни изменили порядок слов, вопросительно местоимение «что» заменили существительным «малину» и придали предложению повествовательную интонацию. Можно вопрос сформулировать так, чтобы учащиеся вынуждены были ввести два-три «своих» слова: («Что делали дети в лесу?»; «Дети собирали в лесу малину»). в дальнейшем вопросы наталкивают учащихся на составление сложных предложений и различных других синтаксических конструкций. Так, вопросы: почему? -, зачем? -, при каком условии? стимулируют составление сложноподчиненных предложений. Вопрос не подсказывает всей структуры предложения ответа, а как бы намечает некоторые его элементы.
  3. К числу упражнений по образцу принадлежат также многочисленные виды работ, состоящих в составлении предложений, аналогично заданному, но на другую тему.
  4. Конструктивные упражнения очень разнообразны. Широко распространено построение предложений из разных слов или восстановление деформированного текста.
  5. Предлагается детям найти границы предложения в тексте, напечатанного без точек и заглавных букв.
  6. Постепенное ступенчатое распространение простого предложения с помощью вопросов. Например: Птицы вернулись. Какие птицы?, Откуда вернулись? Куда вернулись? Упражнения такого типа учат детей составлять значительные по объему предложения, вводить в них дополнительные сведения, изобразительные средства, а также устанавливать связи между словами и предложениями.
  7. Соединение двух или трех простых предложений в одно сложное, или простое с однородными членами.
  8. Редактирование предложений, содержащих ошибки или недочеты.

Основным принципом коррекционной работы является системность. Обучение требует, чтобы каждая новая учебная работа представляла собой шаг вперед от уже усвоенного опираясь на предыдущее. От простого – к сложному. От известного – к неизвестному. Системность невозможна без перспективности. Логопеду нужно знать, какие трудности встретятся учащимся в дальнейшем (в следующей четверти, полугодии, году). Тогда он сможет предусмотреть подготовку к преодолению этих трудностей уже в сегодняшней работе.

Устранив пробелы в развитии языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй), а также создание методом устного опережения предпосылок, способствующих совершенствованию связной речи, позволяет сосредоточить внимание учителя-логопеда на работе с текстом. В процессе ее осуществления у детей должны быть сформированы умения планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, определять как содержание своего высказывания, так и наиболее адекватные для реализации его языковые средства. Как мы видим, построение высказывания требует от ребенка умения распределять внимание: надо помнить и о содержательной его стороне, и о его форме.

Особенность коррекционного обучения состоит в том, что в это время появляются возможности в полной мере осуществлять работу над всеми компонентами речевой системы, восполнять все пробелы, имевшиеся в формировании связной речи, а также оказывать коррекционное воздействие на формирование внимания, памяти, самоконтроля, на воспитание коммуникативных умений и навыков речетворчества и фантазии детей.

На данном этапе продолжается работа по составлению связных высказываний по типу рассуждений. Внимание учеников постоянно привлекается к собственной речи в процессе формулирования правил, выводов, доказательств, обобщений. Как известно, в рассуждениях выделяются две смысловые части: формулирование задания и само объяснение или доказательство. Основное внимание на логопедических занятиях уделяется развитию у учеников умений объяснять причины какого-либо факта, обосновывать высказанное ими мнение.

При этом возникает необходимость употреблять сложноподчиненные предложения, которыми обычно дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи не пользуются.

Одновременно идет и дальнейшее развитие инициативных форм речи: умений задавать вопросы, самостоятельно строить развернутые высказывания по ходу работы. Таким образом, овладение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов. Именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением.

Работа над предложением приобретает в связи с основной задачей свою специфику. Опыт показывает, что занятия целесообразно начинать такими заданиями, как составление предложений по «двигающимся картинкам» (Приложение №1), восстановление различного рода деформированных предложений (слова даны вразбивку (Приложение №3); есть только начало или конец предложения; не хватает одного слова), строящимися на использовании «живых иллюстраций» (Приложение №2), составление предложений по вопросам (Приложение №4), редактирование текста (Приложение №5), озвучивание сюжетной картинки (Приложение №6), инсценировка рассказа по серии картин (Приложение №7), бесед о предметах и их свойствах, а также вопросов. При этом большое внимание уделяется развитию у детей умений составлять и использовать некоторые виды сложных предложений, в частности сложноподчиненных, выражающих причинно-следственные и причинно-временные отношения. В процессе выполнения этих заданий у детей активизируются сформированные ранее представления о семантике слов и словосочетаний, о порядке и связи слов в предложениях, совершенствуется навык адекватного отбора языковых средств для точного выражения собственной мысли.

Читайте также:  Игра в работе логопеда

1.3. Формирование практических представлений о тексте.

Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом. Прежде всего дети знакомятся с самим понятием текст, выявляют такие его признаки, как тематическое единство, наличие заголовка, учатся находить в нем основную мысль. В ходе специальных упражнений учащимся приходится производить анализ прочитанного или прослушанного текста, располагать предложения текста в логической последовательности. Они учатся находить в тексте опорные слова (отражающие содержание текста), определяют их роль, выполняют обратную задачу: составляют текст по опорным словам. Ученики получают задания распространить или сократить текст, подробно или кратко его пересказать, воссоздать текст по развернутому или краткому плану.

Составление плана является не только средством, используемым для развития речи, но и способом организации учебной деятельности детей. Работая над планом, дети учатся определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, последовательно строить собственное сообщение.

Ученики овладевают умениями объединять предложения в логической последовательности — строить текст, зная, что в нем должны быть начало, средняя часть и концовка; они стремятся соблюдать правильную интонацию, нужный порядок слов. Особенно важно учить детей пользоваться теми средствами, которые характерны для связного текста: личными и указательными местоимениями, наречиями типа тут, там, тогда, синонимами.

По мере, формирования у детей умений конструировать текст учитель-логопед подводит их к выполнению более сложных заданий, пробуждающих и активизирующих воображение и творческую самостоятельность. Большую роль играют творческие упражнения с предложениями, которые проводятся устно. Обычно они входят в систему подготовки связных текстов, устных рассказов, импровизаций, драматизаций, словесное рисование, сочинение, отзывы, письма. Такие предложения составляются с целью активизации слов и образцов речи, с целью накопления своего рода речевых «заготовок». Большую помощь логопеду в достижении его цели может оказать творческое соревнование с подведением итогов и записью некоторых лучших предложений.

Все эти задания направлены на формирование и совершенствование умений учащихся составлять предложение и связное высказывание.

На данном этапе коррекции работа над предложением, не являясь главной, неизменно ведется на каждом занятии. В основном вся фонетическая и лексическая работа проводится на материале предложения. Приобретенные учащимися в процессе составления словосочетаний и предложений умения способствуют осознанному употреблению предложений в речи. Далее работа над предложением усугубляется, вводятся новые виды работы. Начинается следующий аспект коррекции речевого недоразвития учащихся. Имеется в виду развитие монологической речи, которое предполагает обучение умению планировать свои высказывания, определять последовательность предложений. Таким образом, обучение творческому рассказыванию занимает особое место в формировании связной речи детей первых классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Логопедическая работа над повествовательным предложением

Осипова В.М., tc ” Осипова В.М.,” логопед ДОУ № 32 «Аленький цветочек», г. Реж, Свердловская обл.
В подготовительной к школе группе дети должны научиться проводить анализ и синтез предложений. Эта работа способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у школьника носит неопределенный характер, а умение проводить анализ словесного состава предложения развивается очень медленно.
Поскольку дошкольники не имеют сведений по синтаксису, обучение правильному построению предложений должно проводиться практически. Это – кульминационный процесс формирования речи при ее недоразвитии.
Каждый ребенок речевой группы должен овладеть умением членить предложение на слова, называть количество слов в нем, любое слово по порядку, придумывать предложение по заданному количеству слов, составлять деформированное предложение, записывать предложение графически.
Советуем начинать работу с вычленения предложений из рассказа и подсчета их количества. Послушав, сколько раз голос был понижен, дети определят число предложений. Затем предложения нужно заучить, называя первое, второе и т.д. по порядку. При этом дети выкладывают палочки или загибают пальцы. Далее логопед должен внести карточки-сигналы, обозначающие предложение.
На следующем этапе дети уясняют, что предложение состоит из слов. Основу предлагаемой методики составляют варианты игры «Живые слова». Каждый ребенок изображает какое-либо «живое слово», а все дети должны понять, что предложение состоит из слов.
Рекомендуется использовать задания, которые развивают умение анализа и синтеза предложений.
1. Составить предложения из двух-трех слов. Придумать предложение про дом, про предмет, сделанный из бумаги, железа, дерева.
2. Повторить в заданном предложении только два первых слова. Осенний лес красив.
3. На место последнего слова поставить другое. Девочка кормит кур.
4. Составить предложение по заданной схеме.
5. Составить предложение с заданными опорными словами. Пушистые… кружатся.
6. Восстановить деформированное предложение.
7. Составить предложение со сложными словами. Ледоход, пчеловод, снегопад.
8. Составить сложноподчиненное предложение с союзами и записать его графически. Мальчик упал, потому что споткнулся.
9. Самостоятельно сконструировать предложение по данному началу. Птицы улетают на юг, когда…
10. Соединить простые предложения в одно сложное. Воробьи зимующие… Скворцы перелетные…
11. Распутать предложения-небылицы «Путаница». Летит красный крокодил. – Ползет зеленый крокодил.
12. Составить предложение из «живых слов».
13. Составить предложение по иллюстрации или иллюстративно-графической записи.
14. Составить предложение из трех слов, добавив свои слова. Кошка, мальчик, сад.
Годовой план по работе
над предложением
Сентябрь
3 неделя. Выделение предложения из речи: чтение рассказа, сказки.
4 неделя. Заучивание короткого рассказа. Называние предложения по порядку.
Октябрь
1 неделя. Придумывание рассказа по картинке, подсчет количества предложений в нем.
2 неделя. Называние предложения в рассказе по порядку (на предложение накладываются палочки).
3 неделя. Работа с графическим изображением предложения по карточкам.
4 неделя. Выкладывание знаков-карточек по количеству предложений в рассказе.
Ноябрь
1 неделя. Подсчет предложений в рассказе. Подсчет ведется «в темноте»: дети кладут голову на стол, закрывают глаза и поднимают нужное количество пальчиков.
2 неделя. Членение предложений на слова, определение их количества.
3 неделя. Игра «Живые слова». Дети подсчитывают слова в предложении, уясняют их по-
следовательность, отдельность написания.
4 неделя. Игра «Хор». Дети должны понять, что все слова в предложении стоят на своих местах и произносятся не одновременно, а по порядку.
Декабрь
1 неделя. Знакомство с графическим изображением слова.
2 неделя. Знакомство с графическим изображением предложения, определение порядкового места слова в нем. Работа проводится индивидуально и со всем классом.
3 неделя. Игры «Слова потерялись», «Слова заблудились».
4 неделя. Составление предложений по демонстрации и действию. Дифференциация понятий слово – предложение.
Январь
1 неделя. Составление предложений по теме «Новый год».
2 неделя. Добавление слов в предложение, чтобы оно стало длиннее. Применяется игра «Живые слова».
3 неделя. Распространение предложения с помощью вопросов.
4 неделя. Распространение предложений с помощью игры «Добавь слово». Знакомство с предлогом и его графическим изображением.
Февраль
1 неделя. Исправление деформированного предложения с помощью игры «Какое слово за-
блудилось?».
2 неделя. Освоение понятия о длине предложения, составление его графической записи.
3 неделя. Задавание вопросов к каждому слову в предложении по образцу.
4 неделя. Придумывание предложений по графической схеме.
Март
1 неделя. Придумывание предложений из двух-трех слов по картинке «Весна».
2 неделя. Восстановление деформированного предложения. Применяется игра с Незнайкой.
3 неделя. Составление предложений со сложными словами (ледоход, снегопад). Их графическая запись.
4 неделя. Составление сложноподчиненных предложений с союзами чтобы, потому что.
Апрель
1 неделя. Самостоятельное конструирование предложений по данному началу.
2 неделя. Соединение простых предложений в одно сложное с помощью союза а: Воробьи зимующие птицы, а ласточки перелетные птицы.
3 неделя. Составление предложений по иллюстративно-графической записи.
4 неделя. Распутывание предложений-небылиц «Путаница». Самостоятельное придумывание небылиц.
Май
1 неделя. Составление предложений с предлогом. Используется разная интонация.
2 неделя. Графическая запись предложений с предлогами.
3 неделя. Игры «Предлог в предложении», «Кто на чем поедет?».
4 неделя. Графический диктант.
Примерные конспекты занятий
Выделение предложения из речи
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  • Освоение понятия о предложении.
  • Обучение подсчету количества предложений в рассказе.
  • Заучивание предложений.
  • Дифференциация овощей и фруктов.

ОБОРУДОВАНИЕ
1. Игрушки: Петрушка, куклы.
2. Фишки.
3. Предметные картинки.
4. Овощи, фрукты.
* * *
Организационный момент
Логопед. Сегодня я пришла в детский сад пораньше и привела Петрушку. Посмотрите, у него в конверте рассказ. Давайте прочитаем его.
Наступила осень. На полях убрали урожай. Птицы улетают на юг. Звери готовятся к зиме.
Дети, придумайте к этому рассказу название. (Вывешивает на доску картинки с изображением четырех времен года.) Выберите на доске картинку про осень.
Дети выполняют задание.
Понятие о предложении
Логопед. Ребята, Петрушка был сегодня в школе и узнал, что любой рассказ, сказка, да и просто наша речь – состоят из предложений.
Петрушка. Можно, я прочитаю первое предложение в рассказе? (Читает.) А сейчас второе и третье. (Читает.)
Логопед. Дети, а можно сосчитать, сколько предложений в рассказе? Давайте будем откладывать фишки на каждое предложение в рассказе.
Логопед читает рассказ еще раз, дети откладывают фишки, считают их.
Игра «Умный магнитофон»
Магнитофон изображают все дети группы.
Логопед. Скажите, ребята, а вы можете запомнить все предложения в рассказе? Покажем Петрушке, как мы умеем это делать. Поиграем в игру «Умный магнитофон». Первый раз вы «запишите» первое предложение, второй – второе и т.д. А потом я скажу: «Включай магнитофон», и каждый ряд по очереди повторит записанное предложение. А вместе получится рассказ про осень. Вот Петрушка удивится!
Дети выполняют задание.
Дифференциация овощей
и фруктов
Входят куклы с кузовками. Выкладывают на стол фрукты и овощи.
Логопед. Ребята, куклы ходили в сад и огород. На грядках они собирали овощи, а на деревьях – фрукты. Помогите им положить в один кузовок для куклы Огородницы – овощи, а для куклы Фруктонинки – фрукты.
Дети раскладывают по кузовкам овощи и фрукты, объясняют свой выбор.
Игра «Что купила бабушка
на базаре?»
Логопед. Сейчас мы поиграем в игру «Что купила бабушка на базаре?». Попробуйте отгадать мои загадки. Он на дереве растет. На вкус сладкий, сам круглый, красный. Что это за фрукт?
Дети. Яблоко.
Таким же образом отгадываются загадки про все овощи и фрукты.
Итог занятия
Логопед. Посмотрите, ребята, пока мы играли, Петрушка ушел и конверт унес. Что в нем было?
Дети. Рассказ.
Логопед. А из чего состоит рассказ?
Дети. Из предложений.
Логопед. Вы молодцы, все узнали и поняли. А завтра придумайте дома тоже маленький рассказ про овощи. Потом в садике мы посчитаем, сколько в нем предложений.
Знакомство с графическим
изображением предложения
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  • Придумывание рассказов по картинке.
  • Изображение предложения графически.
  • Запоминание предложения по порядку с помощью пиктограмм.

ОБОРУДОВАНИЕ
1. Звуковые письма.
2. Карточки с графическим изображением предложения.
3. Банки с «соком».
4. Ручки, тетради.
* * *
Организационный момент
Логопед. Ребята, Буратино и Мальвина прислали нам сегодня звуковые письма. Давайте сначала послушаем письмо Буратино.
Буратино читает «деревянным» голосом, без интонационной оформленности предложений, без пауз между ними.
Хорошо осенью в саду. Спелые груши и яблоки так и просятся в рот. Быстро возьмем корзину и соберем фрукты. Мама будет рада урожаю.
Ребята, вы поняли, что написал Буратино?
Дети. Нет.
Логопед. А теперь послушайте, как прочитает это письмо Мальвина.
Звучит письмо Мальвины.
Почему мы хорошо поняли, что читала Мальвина? Правильно, она читала выразительно, отделяла одно предложение от другого. Можно сосчитать предложения в этом рассказе? Кто скажет, сколько их?
Дети. Четыре.
Графическое изображение предложения
Логопед. Ребята, я принесла вам сегодня карточки, на которых изображено предложение. (Раздает карточки.) Уголок – это большая буква в начале предложения, потому что первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы, а в конце – точка.
_______.
Сейчас я еще раз прочту рассказ Буратино и Мальвины, а вы на каждое предложение будете выкладывать свои карточки. Потом мы сосчитаем, сколько предложений в рассказе.
Дети выполняют задание.
Рисунки по теме предложений
Логопед. Чтобы лучше запомнить рассказ, мы на каждое предложение сделаем маленький рисунок, который потом поможет вам вспомнить его и вечером рассказать маме.
Дети на каждое предложение делают небольшую зарисовку по его содержанию.
А сейчас вспомним весь рассказ. Первый рисунок – сад, вспоминаем предложение: Хорошо осенью в саду. Второй рисунок – яблоки, груши, всё предложение: Спелые груши и яблоки так и просятся в рот. И т.д.
Составление рассказов
по картинкам
На столе лежат картинки. У каждого ребенка – своя.
Логопед. Дети, придумайте по своим картинкам рассказы. Выложите столько карточек-схем, сколько у вас в рассказе предложений. Задание каждый выполняет самостоятельно.
Далее логопед проверяет с детьми все рассказы. Один ребенок записывает графически предложения на доске.
Игра «Вкусный сок»
На столе находятся банки с разными «соками».
Логопед. Мама на зиму сварила вкусный сок из груш. Как можно назвать его по-другому? Какой сок?
Дети. Грушевый.
Логопед. А какой из яблок? Из слив? И т.д.
Дети отвечают на каждый вопрос.
Итог занятия
Логопед. Что за карточки лежат у вас на столе?
Дети. Это схемы предложения.
Логопед. А как вы догадались, что это предложение?
Дети. Оно начинается с большой буквы, а в конце у него стоит точка.
Ознакомление со словарным
составом предложения
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  • Закрепление знаний о том, что мысль выражается предложением, которое состоит из слов.
  • Ознакомление с предложением, состоящим из одного-двух слов.
  • Определение места каждого слова в предложении.

ОБОРУДОВАНИЕ
1. Игрушки (самолет, лопатка, матрешка, ракета).
2. Кассы с графическим изображением предложения и слов.
3. Ручки, тетради.
* * *
Организационный момент
Логопед. Сегодня мы познакомимся со словарным составом предложения. (Показывает игрушечный самолет.) Каким словом можно назвать эту игрушку?
Дети. Самолет.
Логопед. Правильно, теперь скажите про самолет двумя словами.
Дети. Самолет летит. Самолет гудит. Самолет большой.
Логопед. У нас получилось предложение.
Составление коротких
предложений
Логопед. Сережа, скажи свое предложение про самолет.
Сережа. Самолет приземлился.
Логопед. Сколько в нем слов?
Сережа. Два слова.
Логопед. Назови первое слово, потом второе.
Ребенок называет слова.
Я сейчас возьму игрушку и скажу о ней предложение. (Берет лопатку.) Лопатка. Сколько в моем предложении слов?
Дети. Одно.
Логопед. Это длинное предложение или короткое? В нем много слов или мало?
Дети. Короткое, в нем одно слово.
Логопед. Сейчас я буду показывать игрушки, а вы придумывайте предложения с их названиями.
Дети придумывают предложения про матрешку, ракету, считают количество слов, называют первое, второе слова.
Игра «Живые слова»
Логопед. Ребята, давайте поиграем в игру «Живые слова». Ты, Миша, будешь слово ракета. А ты, Даша, слово летит. Называйте свои слова, вначале Миша, потом Даша. Сколько слов в этом предложении? Какое первое?
Дети. В предложении два слова. Первое слово ракета.
Логопед. А второе?
Дети. Летит.
Графическая запись
предложения
Логопед. Видите, ребята, в предложении слова располагаются друг за другом. Я сейчас черточками запишу это предложение на доске. Каждая черточка будет означать слово, уголок – это большая буква, а в конце точка. Запишите предложение Ракета летит в тетрадях.
Дети выполняют задание.
У вас в кассах есть такие же карточки. Найдите, какая карточка означает первое слово (с уголком), а какая последнее (с точкой). Вы должны выложить предложение Матрешка стоит.
Дети выполняют задание.
Саша, а ты начерти на доске столько черточек, сколько слов в этом предложении.
Ребенок выполняет задание.
Молодец, Саша, ты записал предложение. Сколько в нем слов? Какое слово первое? Какое второе?
Дети отвечают на вопросы.
Итог занятия
Логопед. Ребята, вы сего-
дня узнали, что предложение состоит из слов, а слова располагаются друг за другом. Узнали, как записать предложение и составить его из карточек. Все вы были молодцами, все старались, и все у вас получилось!
Составление предложений
с заданными словами
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
 Обучение составлению разнообразных предложений по заданию.
 Закрепление умения графически записывать предложение, составлять предложения карточками.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Сюжетные картинки, игрушки.
2. Тетради, ручки.
3. Кассы с сигналами.
* * *
Организационный момент
Логопед. Сегодня мы с вами будем придумывать предложения. Я придумала предложение про кошку. Оно начинается со слова кошка. Ребята, а вы сможете отгадать мое предложение? (Вывешивает на доске картинки.)
Дети. Кошка мяукает. Кошка лакает молоко. Кошка поймала мышку.
Логопед. Молодцы, ребята, вы разные предложения придумали, а у меня было такое: Кошка играет. Давайте запишем его в тетрадях, а кто-нибудь напишет на доске.
Дети пишут в тетрадях. Один ребенок пишет на доске с комментариями.
Ребенок. Первое слово кошка, второе слово играет, в этом предложении два слова.
Основная часть
Логопед. Теперь, ребята, придумайте предложение со словом мальчик. Саша не будет говорить нам свое предложение, а мы постараемся отгадать его.
Дети. Мальчик играет. Мальчик купается в речке. Мальчик читает.
Логопед. Скажи, Саша, дети угадали твое предложение? Что ты придумал?
Саша. Не отгадали. Я придумал Мальчик учит уроки.
Логопед. Вот какое хорошее предложение сочинил Саша. Давайте сосчитаем, сколько в нем слов. На каждое слово нужно достать из кассы карточку и выложить предложение.
Дети (выкладывают предложение из карточек). В этом предложении три слова. Первое слово – мальчик, второе – учит, третье – уроки.
Логопед. Вы всё правильно сделали, ребята, молодцы.
А теперь придумайте предложение о курице.
Дети. Курица клюет зерно.
Логопед. О ком в этом предложении говорится?
Дети. О курице.
Логопед. Что говорится о курице?
Дети. Что она клюет зерно.
Логопед. Вот видите, ребята, в предложении предмет не только называется, но о нем говорится что-то новое, интересное. Из этого предложения мы узнаём о том, что курица клюет зерно. Послушайте еще: бабушка, внучка, любит. Я сказала предложение?
Дети. Нет.
Логопед. Правильно, это не предложение, а просто отдельные слова. Чтобы получилось предложение, слова надо правильно расставить, чтобы слова дружили. Маша, попробуй сказать предложение про бабушку.
Маша. Бабушка любит внучку.
Логопед. Очень хорошо, мы узнали, что бабушка любит внучку. А теперь Наташа придумает предложение про внучку.
Наташа. Внучка любит бабушку.
Итог занятия
Логопед. Итак, ребята, мы хорошо научились составлять предложения, правильно записывать их, выкладывать карточки. Что вам понравилось на занятии, а чье предложение запомнилось? Дома придумайте предложение о любимой игрушке.
Дети отвечают на вопросы.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М., 1949.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.
Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.
Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. СПб., 2000.
Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М., 1975.
Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1987.

Читайте также:  Взаимосвязь речевых и коммуникативных умений

Развитие описательно-повествовательной речи в подготовительной к школе группе логопедического детского сада
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Умение рассказывать играет большую роль в общении человека. Рассказы детей с общим недоразвитием речи отличаются от расказов детей массового детского сада крайним несовершенством. Настоящая работа посвящена методике обучения таких детей описательно-повествовательной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_opisatelno-povestvovatelnoy_rechi.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ОПИСАТЕЛЬНО-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ДЕТСКОГО САДА

В массовом детском саду дети овладевают описательно-повествовательной и другими формами связного рассказа.

Описательно-повествовательная разговорная речь психологически считается более сложной, чем разговорно-обиходная. Она отличается большей развернутостью, так как вводит слушателя в обстоятельства событий, способствует пониманию рассказа и т.д. описательно-повествовательная речь требует лучшей память, более напряженного внимания к содержанию речи. В то же время она опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Описательно-повествовательная речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, наиболее точный словарь.

Умение рассказывать играет большую роль в общении человека. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представления, оценок.

Основой для становления описательно-повествовательной речи является свободное владение словарем и грамматическим строем языка, умение устанавливать логические связи и отношения между частями текста, придерживаться плана повествования и описания. Описательно-повествовательная речь требует полного раскрытия содержания темы, соблюдения необходимой лексической точности, умение выделять главное в теме, сравнивать, сопоставлять, анализировать. Поэтому в массовом детском саду благодаря системе обучения дети постепенно овладевают этой формой речи. Для детей с недоразвитием речи описательно-повествовательная речь представляет очень большую трудность.

Трудности заключаются в неполной сформированности речи во всех ее компонентах (фонетике, лексике, грамматике).

Однако овладеть данным видом речевой деятельности дети могут и должны строить связные высказывания, так как без этого им будет сложно усваивать основы наук в школе.

Для успешного обучения дети с недоразвитием речи шести-семи лет должны овладеть основными типами связной описательно-повествовательной речи: рассказом и пересказом (в их элементарной форме). Между ними есть не только общее, типичное для повествовательной речи, но и существенное различие. В обучении рассказыванию детей с недоразвитием речи мы решили воспользоваться рекомендациями и различными упражнениями для детей массового детского сада.

Пересказ – связное изложение прослушанного художественного произведения. В данном случае ребенок излагает готовое, авторское содержание и пользуется готовой речевой формой (словарем, предложениями, их последовательностью). Выразительность речи при пересказе в большей степени подражательная, так как ребенок находится под впечатлениями исполнения произведения кем-либо из взрослых, копирует его или осознанно подбирает отдельные выразительные средства (интонация, высота голоса др.)

Рассказ – связное развернутое изложение какого-либо факта. Для него ребенок самостоятельно отбирает содержание и речевое оформление. В рассказе в большей мере находят отражение личный опыт ребенка, его эмоции.

По содержанию рассказы условно можно разделить на два вида: фактические и творческие. Составляя фактический рассказ, ребенок опирается на свои восприятия и память, а придумывая, пользуется главным образом творческим воображением.

По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными. Описательный рассказ – это изложение характерных признаков какого-либо предмета или события. Он имеет свою структуру. Важно выделять в рассказе начало (название предмета), изложение характерных внешних признаков (какой предмет, какие части у него есть, для чего они и др.), определение существенных действий предмета или действий с ним. В описательных рассказах изображаются как реально воспринимаемые предметы: картины, одежда, растения и т.д., так и воображаемые: рассказ о том какую бы игрушку сделал ребенок, какую бы картинку нарисовал для подарка и т.д.

Сюжетный рассказ – это передача каких-либо событий, сменяющихся во временной последовательности. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица.

Поскольку рассказы детей с общим недоразвитием речи отличаются от рассказов детей массового детского сада крайним несовершенством, обучение рассказыванию занимает большое место в общей системе логопедических занятий и проводится в соответствии с индивидуальными речевыми, возрастными и психологическими особенностями детей.

Возрастной состав в нашей логопедической группе – шесть-семь лет, второй год обучения. При наличии нормального слуха и первично сохраненного интеллекта у детей наблюдались речевые недостатки: бедность словарного запаса, недостаточное понимание значения слов, частые смешения значений слов на основе звукового и морфологического их сходства, что приводило к неправильному их употреблению, аграмматизмам. В активном словаре детей преобладали существительные и глаголы, а слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, употребляются мало. Активной речи детей преимущественно были простые предложения.

В первый учебный год мы работали в основной над развитием разговорно-обиходной речи. К концу учебного года дети овладевали развернутой фразовой речью. Словарный запас включал достаточное количество обиходно-разговорной лексики, объем понимания речи стал близок к возрастной норме. Однако дети все еще затруднялись в составлении развернутого рассказа по картинке или серии сюжетных картинок, в выделении основной мысли повествования, в определении логики и последовательности изложения событий. Рассказ у них не получался. Они называли отдельные предметы, изображенные на картинке, или, в лучшем случае, перечисляли увиденные действия.

Дети не справлялись и с пересказом простой сказки, коротенького рассказа: не всегда полностью понимали прочитанный им текст, опускали существенные для изложения детали, нарушали последовательность событий, допускали многочисленные повторы, избегали авторских оборотов не всегда правильно подбирали нужное слово и т.д.

Почти недоступным для детей явилось самостоятельное описание любимой игрушки или какого-то предложенного знакомого предмета по данному плану. Рассказ-описание выглядел очень неубедительно: дети перечисляли некоторые признаки предмета в любой последовательности, нарушали стройность повествования, перескакивали с одно мысли на другую, возвращались и повторяли то, что уже говорили. В их речи проявлялся аграмматизм, ограниченность словаря.

Чтобы преодолеть имеющиеся трудности, надо было постепенно и систематически подготавливать детей к переходу от пользования разговорной речью к возможному пользованию описательно-повествовательным стилем речи. Работа по развитию описательно-повествовательной речи, сами упражнения в описании и повествовании воздействуют на речевое и умственное развитие детей, и, следовательно, обучение данному стилю речи должно носить коррекционный, развивающий характер (обогащение и уточнение словаря, совершенствование грамматического строя и фонетического оформления).

Обучение описательно-повествовательной речи проводилось по трем направлениям:

  1. Составление предложений полного состава сначала простых, а потом сложных конструкций.
  2. Упражнения в диалогической речи (включение в разговор более развернутых, подробных фраз).
  3. Упражнения в связной описательно-повествовательной речи.

Для составления предложений использовались следующие приемы.

1. По демонстрации действий. Одному ребенку дается поручение выполнить какое-то действие, а остальные дети наблюдают за ним, а затем рассказывают о совершенном действии. Например: «Люда, положи игру в шкаф». Затем вопрос к детям: «Что сделала Люда?» Ответ: «Люда положила игру в шкаф». Предложение связано со знакомой наглядной ситуацией. В процессе этой работы воспитывается внимание к речи, умение точно описать производимые действия. Постепенно задание усложняется. Например: «Игорь, сходи к Людмиле Васильевне, попроси журнал «Веселые картинки» и принеси к нам в кабинет». Здесь необходимо запомнить все действия, их последовательность и совершенно точно передать в речевом оформлении.

Аналогично строились упражнения над составлением предложений по показу инсценировки, например: «Дети, кто к нам пришел в гости?» (К нам в гости пришел Петрушка.)

Петрушка. Здравствуйте, дети! Сегодня вы будете отгадывать, что я делаю. Он выполняет различные действия, а дети отвечают. ( Петрушка поет песенку про кота. Петрушка взял гармошку и играет на ней и т.д.)

2. Ответы на вопросы: Что ты видишь? Кого ты видишь? Что ты взял? (Я вижу шкаф. Я вижу кошку с котятами.)

3. Построение предложений по картине. Составляем предложение с опорой на вопрос: «Что делает…» – и без опоры на вопрос. (Мама сидит и шьет рубашку сыну.)

4. Составить предложение с опорой на вопрос на предметную картинку (картинка щенка). (Папа принес щенка.)

5. Подобрать картинки парами и ответить на вопрос: «Кто что любит?» Используется настольная игра «Лакомое блюдо».

6. Различные игры, побуждающие составлять распространенные предложения, например: «Кто кого обогнал?», Кому дать флажок?», Что, кому?» и т.д.

7. Дополнить предложения, отвечая на вопросы:

а) по картинкам «Лена рисует (что?)… (чем?)… (Лена рисует дом красками.)»;

б) без картинок «Валя режет (что?)… (чем?)… (Валя режет хлеб ножом.)».

8. Вставить опущенные слова в предложения: «Залез я на…», Сел на…», «И поехал…».

9. Составление предложения из деформированного текста по аналогии с данным образцом. И другие виды работ.

Для упражнения детей в диалогической речи использовались следующие виды работ:

  1. Побуждение в процессе разговора к более подробному, развернутому высказыванию.
  2. Требование ответить на уточняющий вопрос.
  3. Требование дополнить сказанное по наводящим вопросам.

4. Помощь по ходу разговора в виде устного плана для какого-то объяснения. Так, например, детям предлагается сюжетная картинка «В саду зимой». Сначала нужно ответить на вопросы логопеда краткими полными предложениями. «Кто нарисован на картинке?» (Мальчик и девочка.) «А как мы их назовем?» (Мальчика – Вова, девочку – Оля.) «Что делают дети?» (Вова катает Олю на санках.) «Как вы думаете, кто из них старше?» (Вова.) «Почему вы так думаете?»

Или, например, разговор о том, какие города дети знают, как называется наш город, чем знаменит наш город, какой продукцией он делится с другими городами и селами. Спросить, где работают родители некоторых детей, на какой улице их дом, красивая ли она, почему, много ли на ней деревьев, цветов и т.д.

Обучение составлению предложений и диалогической речи проводилось в основном на индивидуальных или подгрупповых занятиях и только иногда использовалось как часть фронтального занятия. В ходе занятий обращалось внимание на неправильные ответы детей, они исправлялись. Тщательно отбирался лексический материал и включался только тот, который доступен детям в слоговом и грамматическом оформлении.

Обучение составлению предложений, а также упражнения в диалогической речи проводились по мере необходимости. Мы их рассматривали как подготовительный этап к упражнениям в связной описательно-повествовательной речи.

Упражнения в описательно-повествовательной речи (в рассказывании) проводились на фронтальных занятиях один раз в неделю. Для удобства в работе составляется перспективный план по обучению детей рассказыванию на весь учебный год. При составлении плана учитываются речевые возможности детей, возрастные особенности и связь с программой дошкольного воспитания.

Все занятия (упражнения) по обучению детей описательно-повествовательной речи разбиты по степени их усложнения на четыре группы: рассказы детей по готовому образцу, по восприятию, по памяти и по воображению.

Приведем примерный план по обучению детей описательно-повествовательной речи на один учебный год в подготовительной группе.

Логопедическое занятие на тему: “Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации”.

Тема занятия: Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации.

1. Познакомить с различными видами предложений (повествовательным, вопросительным, побудительным)

Развивать зрительную и слуховую память.

Воспитывать культуру речи.

Оборудование: напечатанные задания для детей.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать,
Точно, бойко отвечать!

2. Речедвигательная разминка.

3. Минутка чистописания.

Запишите пословицу и объясните её значение.

Без хорошего труда нет плода

4. Словарно-орфографическая работа. Игра «Вижу – слышу».

– Что вы можете сказать об этих словах?

– Составьте предложение, используя одно из словосочетаний.

Изучение нового материала

– Давайте вспомним, что такое предложение? (Предложение – совокупность слов, которые связанны между собой по смыслу).

– Тема сегодняшнего занятия «Виды предложений»

Приходила к мухе

Или вам не нравится

-Узнали из какого произведения эти строки?

– Сколько предложений в этом тексте?

– Что можно сказать об этих предложениях? (На конце предложений разные знаки).

– Как вы думаете, почему в нашей речи бывают разные предложения? (Предложения произносятся с какой-нибудь целью).

– Давайте рассмотрим наш текст. О чём сообщается в 1 предложении? (автор рассказывает, повествует)

– С какой целью произносит Муха 2 предложение? ( Она просит, советует попробовать варенье)

– Как Муха произносит 3 предложение? (С вопросительной интонацией)

– Прочитайте текст с правильной интонацией.

– Сделайте вывод: Предложения по цели высказывания бывают повествовательными, побудительными и вопросительными.

Физминутка.

Если вы услышите предложение нужно хлопнуть в ладоши.

Расцвели ромашки. Пасмурный. Дети собирают грибы. Зелёный. Шумит ветер. Вежливый. Лёгкий. Вы ходили в музей? Вкусный. Большой. Какая свежесть после дождя!

– Сколько предложений вы услышали? Было ли хоть одно вопросительное?

Письмо по памяти.

Прочитайте предложения по цепочке. Постарайтесь их запомнить. Что общего в этих предложениях? (Побудительные)

Всегда прилежно учись.

Внимательно слушай учителя.

Выполняй все его задания.

Не опаздывай на занятия.

Помогай товарищу учиться.

– Сколько было записано предложений? (5)

– Назовите первое, третье, пятое, второе, четвёртое.

– Запишите по памяти 1, 2 и 5 предложения. Кто сомневается, что справится с этой работой, запишите одно из запомнившихся предложений.

Индивидуально – групповая работа по выполнению заданий.

1)Поставьте нужные знаки препинания.

На поляне возле ёлочки пень (! ? .) Кто это сел на пень (! ? .) На пень села жёлтая птичка (! ? .) Красивая иволга (! ? .) А как она поёт (! ? .)

2) Приведите примеры предложений по цели высказывания:

3) Определите по началу предложения каким оно будет.

Однажды в деревне …

4) Прочитайте. Выделите предложения. Запишите получившиеся предложения, поставив правильные знаки препинания.

Хорошо в мороз на улице идёт лёгкий снежок вы любите зиму

5)Вставь пропущенные орфограммы.

Оч…ровател…ные еж… в тиш…не ч…щи ш…пят на ш…шки. Мыш… реш…ли сш…ть ч…лму для ч…йки. Птич…ка везёт колюч…ку на тач…ке.

Повторение раннее изученного. Работа с предложением.

Составьте из слов предложение. ( 1 ученик у доски)

Из, маленький, лосёнок, леса, вышел

– Подчеркните грамматическую основу предложения.

Итог.

– Что нового узнали о предложении?

– Какие бывают предложения по цели высказывания?

Интонационная разминка.

На доске: Прозвенел звонок.

– Прочитайте с разной интонацией.

Домашнее задание.

Выписать из учебника литературы по 2 предложения разных по цели высказывания.

1)Поставьте нужные знаки препинания.

Из-под них показался ежик (! ? .) Какой он запасливый (! ? .) На его иголках зазеленели яблоки (? ! .) В кустах послышался шорох (.! ?) Кто это там (. ! ? )

2) Приведите примеры предложений по цели высказывания:

3) Определите по началу предложения каким оно будет.

4) Прочитайте. Выделите предложения. Запишите получившиеся предложения, поставив правильные знаки препинания.

Хорошо в мороз на улице идёт лёгкий снежок вы любите зиму

5)Вставь пропущенные орфограммы.

Оч…ровател…ные еж… в тиш…не ч…щи ш…пят на ш…шки. Мыш… реш…ли сш…ть ч…лму для ч…йки. Птич…ка везёт колюч…ку на тач…ке.

6) Составьте из слов предложение:

Из, маленький, лосёнок, леса, вышел

– Подчеркните грамматическую основу предложения.

Ссылка на основную публикацию