Методическая разработка: Звуковой анализ слова – важная часть подготовки детей к обучению грамоте

Занятие по обучению грамоте в старшей группе Звуковой анализ слова

Занятие по обучению грамоте в старшей группе Звуковой анализ слова

«Звуковой анализ слова»

Цель занятия: Продолжать обучению звукового анализа слов; учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

  1. Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль над речью.
  2. Учить проведению звукового анализа слова.
  3. Закреплять умение различать гласные и согласные звуки
  4. Продолжать учить называть слова с заданным звуком.
  5. Способствовать сохранению правильной осанки и положительному эмоциональному настрою детей.
  • развивать логическое мышление, творческое воображение, зрительную память, мелкую моторику
  • развивать связную, выразительную речь детей
  • развивать умение отвечать полным предложением.
  • воспитывать уважение ко взрослым, друг к другу
  • воспитывать такие чувства, как: взаимопомощь, взаимовыручка
  • воспитывать любовь к природе.

Создание среды для организации и проведения ОД:

  • Телефон с СМС сообщением
  • Проектор, аудиозаписи, компьютер;
  • Картинки, обозначающие звуки
  • Мяч, снежинка
  • Шапочки звуковичков.

Приемы руководства деятельностью детей в ОД:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание проблемной ситуации; игровая ситуация.
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, вопросы к детям, создание развивающей среды, анализ и выводы.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: художественное слово; физкультминутка «Зима», звуковой анализ слова
  4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности, показ слайдов.
  5. Приемы оценки и самооценки: анализ деятельности, поощрение, взаимопомощь детей.

Знакомство с дедом Грамотеем

Разучивание физминутки «Зима»

Виды детской деятельности в ОД:

– умения детей действовать самостоятельно;

– проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

– воспитание нравственных качеств;

– активизация словарного запаса;

– формирование умения выполнять звуковой анализ слова

Критерии оценки деятельности детей на занятии

  1. Активно участвует в продуктивной деятельности.
  2. Проявляет самостоятельность.
  3. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
  4. Сопереживает.
  5. Эмоционально реагирует.
  6. Соподчиняет мотивы.
  7. Проявляет волевое усилие.
  8. Аргументирует самооценку.
  9. Ребенок вступает в обсуждение.

Ход НОД:

(Звук СМС сообщения)

Воспитатель: Пришло СМС сообщение от деда Грамотея из страны АБВГДейка. «Дорогие ребята старшей группы № 2, хочу выслать вам посылку, но не знаю вашего адреса. Позвоните по телефону 907010 и назовите свой адрес. До свидания. Дед Грамотей из страны АБВГДейка»

-Ребята, позвоним Деду Грамотею?! (ДА)

-Тогда давайте сообщим ему наш адрес (адрес сада)

– Я включаю громкую связь, а вы хором говорите свой адрес

  1. Основная часть.

-Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Слова наоборот» (с мячом)

(дети садятся на, лицом к экрану)

Звучат звуки зимы

Воспитатель: Что за звуки мы слышим?

Вос-ль: Правильно! зима

– Какими словами мы можем сказать о зиме? Какая она? (передаём снежинку и называем описательные слова)

Дети: снежная, холодная, суровая, морозная…

ГОЛОС: Здравствуйте, ребята! Сообщение Деда Грамотея попало в мои снежные владения. Я сообщу его вам, если вы выполните мои задания.

  1. Артикуляция звуков: ЗИМА хочет поиграть с вами в дразнилки. А вы хотите поиграть?

Вос-ль: Я буду показывать звуки, а вы их будете озвучивать все вместе хором.

Ветер со снежинками играет – У-У-У-У

Ветки с дерева срывает – И-И-И-И

Снежинки по ветру летят- О-О-О-О

Прямо под ноги ребят – А-А-А-А

А,О,У, И – это что за звуки? (подходим к столу)

Вос-ль: Почему их так называют?

Дети: Они легко, тянутся, поются.

Вос-ль: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Восп: Сколько гласных звуков вы знаете?

Вос-ль: А звуки, которые нельзя спеть, как называются?

Вос-ль: Какие согласные бывают?

Дети: Твёрдые и мягкие.

Восп: Согласные твёрдые звуки каким цветом обозначаем?

Воспитатель: Согласные мягкие каким цветом обозначаем?

_Ребята, кто понял почему Зима нам задаёт вопросы о звуках?

(Да, потому что у зимы много разных звуков: то как зверь она завоет, то заплачет как дитя… Вот она и захотела побольше узнать о звуках)

  1. Игра «Угадай какой звук?»(за столом сидя)

Воспитатель называет звуки, а дети показывают нужные фишки

  1. Игра «Старший и младший братья»(с мячом)(Встаём полукругом)

Звуки взялись за руки. Почему они так дружны? Может быть они родственники?

Воспитатель называет твёрдые согласные, а дети называют мягкие согласные»

Мы зимой в снежки играем, мы играем.

(имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.

(шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим.

(пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим.

(плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И снегурку лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы.

(развести руки в поклоне и поставить на пояс)

  1. Назвать слова, начинащиеся со звука «с»

(Садимся за столы)

Звуковой анализ слов.

Воспитатель: Посмотрите какие узоры вырисовывает мороз зимой на окнах. Что напоминают нам узоры на окнах.

Следующее задание ЗИМЫ выполнить звуковой анализ слов на картинках, прикреплённых к доске.

– Сколько звуков в том слове?

_Разделим на слоги слов. Сколько слогов в первом слове? (сыр 1)

-1 звук (С) какой? (согл, мягкий)

– Каким цветом закрасим? (зелёным)

_Назовите 2 звук. Какой он? (ы) (гласный)

– Какого цветом? (красного)

– Назовите следующий звук. Какой он? (р) (согласный, твёрдый)

– Каким цветом закрасим? (синим) и т.д.

  1. Игра «Живые звуки»
  2. Отгадайте загадку и выполните звуковой анализ слова «ЗИМА»

Я тепла не потерплю:

Все поляны побелю,

Замету снежком дома

Потомучто я … (зима)

Проводится звуковой анализ слова самостоятельно.

-Ребята, ЗИМА нас просит составить предложение со словом ЗИМА.

.Воспитатель: -Ребята, вы любите зиму?

– Давайте мы подарим стих Зимушке (стих)

Мы в снежки сражаться будем

Мы с горы кататься любим

И поэтому нам очень

Очень нравится ЗИМА!

Воспитатель: –Вы выполнили все задания Зимушки.

(На экране появляется ЗИМА)

ЗИМА: – Спасибо за стихотворение. Ну что ж, ребята, выполнили вы мои задания. И я много узнала о звуках. Я рада, что познакомилась с такими интересными ребятами, как вы. А сообщение от Деда Грамотея такое: ” Всем ребятам желаю удачи в учёбе и новых знаний! До Новых встреч!”

ИТОГ: Воспитатель: Встали в кружок и вспомним:

  • Кто прислал нам СМС сообщение?
  • Справились мы с заданиями ЗИМЫ?
  • Вы – умнички, говорили уверенно, правильно, полными предложениями.

Занятие подготовила и провела педагог Пензина А.Г.

«Звуко — буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте в ДОУ»

автор: Харужева Ирина Александровна

Воспитатель ФГБДОУ «Детский сад № 782»

«Звуко — буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте в ДОУ»

Федеральное государственное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад № 782»

Доклад

На тему: «Звуко — буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте»

Выполнила: воспитатель 3гр.

Харужева Ирина Александровна

Москва, 2019

Звуко — буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте.

Данное умение начинают формировать в детском саду в подготовительной к школе группе и продолжают в течение всего времени обучения. Ведь это основа и чтения, и письма. Однако, очень часто такой анализ слова вызывает затруднения не только у детей, но и у родителей. Поэтому попробуем определить, что включает в себя данная операция, и как помочь ребенку лучше ее освоить

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.

Поэтому наша цель — знакомить дошкольника со словом — его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетической или звуковой стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из ударный и т. п.).

Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием особенно трудно звуковое различие слова на слух. Процесс обследования звукового состава слова для детей сложен потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. И главная задача состоит в том, чтобы развивать его. Трудно и потому, что одновременно нужно установить, какие именно звуки слышны в слове, вычленить их, определить порядок следования звуков, их количество.
Усвоение дошкольником звуковой стороны слова — длительный процесс.Он осуществляется в различных видах деятельности детей: — это и фронтальные занятия, и подгрупповые занятия, и индивидуальные. И, конечно же, в играх.

В настоящее время в образовательно-воспитательной среде наблюдается ситуация отклонения детей в речевом развитии, причем количество детей дошкольного возраста с данными проблемами растет. Это дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Полноценные в слуховом и интеллектуальном отношении, они не готовы к восприятию школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. В дальнейшем эти дети становятся неуспевающими, особенно при овладении грамотой. Причиной этого являются недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Основа звукобуквенного анализа — четкие, устойчивые и достаточно дифференцированные представления о звуковом составе слова.

Для успешного овладения грамотой в школе требуется надлежащая подготовка детей в ДОУ. Это необходимо как для детей с нормальным фонетико-фонематическим развитием, так и для детей с отклонениями. Правильно организованная логопедическая работа, коррекционный процесс позволяет и полностью устранить недостатки формирования фонематических представлений, и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты.

Проведение системной логопедической работы по формированию фонематических представлений способствует формированию устно-речевой базы для овладения грамотой.

Диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи означает, что при нормальном слухе и интеллекте в картине речи ребенка на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и слуховой дифференциации звуков.

При несформированности фонематических представлении готовность к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем у нормально говорящих. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения особенно большое значение придается соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.).

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, очень важно научить их:

  • различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные,
  • выделять любые звуки из состава слова;
  • членить слова на слоги, а слоги на звуки;
  • объединять звуки и слоги в слова;
  • определять последовательность звуков в слове;
  • членить предложения на слова.

Готовность ребенка к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т. е. переключения внимания от семантики слова к его звуковому составу — к умению услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности.

Учитывая вышесказанное, считаю, что работа, направленная на развитие и усвоение дошкольником звуковой стороны слова, имеет огромное значение при обучении детей грамоте. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографией». (Д. Б. Эльконин. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников — М., 1962.)

Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте по Д. Б. Эльконину состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Изучением этой системы занимались Бугрименко Е. И. и Цукерман Г. А. Они излагают ее следующим образом.

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо — это перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь.

Если начинать работу с дошкольниками или первоклассниками, то им необходимо, в первую очередь, определить и соотнести количество букв и звуков. Помимо этого, нужно классифицировать их на гласные и согласные, а последние в свою очередь дифференцировать на мягкие и твердые, глухие и звонкие и т. д. Очень важно объяснить детям различия между звуком (то, что мы произносим и слышим) и буквой (тем, что мы читаем и пишем). Это лучше сделать в виде игры, ведь в начальной школе очень важна мотивация к занятиям.

Звуко-буквенный анализ — один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха; развитию умений вычленить звуки в слове, правильно их назвать и охарактеризовать; умения соотнести слово с его звуковой схемой и многому другому.

Традиционно в учебниках, обучающих грамоте, буквы пишутся различными цветами. Те, что обозначают гласные звуки, чаще всего, изображаются красным, а согласные — синим или зеленым. Современные методики также, в своем большинстве, переняли эту традицию. Звуко — буквенный анализ слова начинается с определения числа слогов в нем, а также соотношения букв и звуков.

Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а затем открыть отношения звука и буквы.

Ребенок-дошкольник может освоить звуковой анализ слов только с помощью определенного способа действия со словом — интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например, сссон, сооон, соннн).
Задача звукового анализа слов будет решаться детьми с большей охотой, если ей придать игровую форму. Чувствительность ребенка к звуковой оболочке слова, умение услышать и особым способом произнести отдельные звуки в словах можно проверить и отработать, играя в логопеда или доктора Звукова. (Логопед или доктор Звуков исправляет неправильное произношение у кукол или зверюшек. Негритенок или австралийский кенгуру имеет право не выговаривать какие-то русские звуки. Он говорит: «У слона ффобот». Какой звук неправильно произнес кенгуру?)

Читайте также:  Логопедическая зарядка по теме «Осень. Лес. Деревья. Грибы»

Подготовка к анализу слова имеет четыре ступени:

  1. На первой ступени обучения дети учатся выделять начальный гласный звук из состава слов: у-утка . На материале гласных звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности — анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных (аиу ).
  2. Вторая по трудности ступень подготовки — это анализ и синтез обратных слогов типа an, ут, ок. В это же время дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).
  3. Третья ступень подготовки к анализу слова — выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).
  4. После указанных упражнений дети легко овладевают четвертой ступенью подготовки — анализом и синтезом прямого слога типа са, а затем – умением выделять первый согласный из слов.

Только овладев 4-мя ступенями подготовительного периода, речевой ребенок становится готовым к полному звуковому анализу и синтезу слов типа СГС (суп) и СГСГ (косы).

Основополагающим приёмом работы на этапе обучения грамоте является звуко- буквенный анализ слова. Он начинается с выделения из слов отдельного звука. Если звук длительный (гласные э, а, о, у, ы, и, согласные м, н, ш, р, л, с, х, в, з, ж, ф ), можно выделить его в начале или в конце слова протяжным произношением: шшшар, жжжук, стуллл.

Звонкие согласные в конце слов оглушаются, поэтому их лучше выделять в начале слова; сонорные согласные р, л, м, н выделяют в начале и в конце слова.

Гласные звуки выделяют из начала слова, когда они составляют слог: о-сы, а- ист, и- ва.

Глухие согласные легко выделить в конце слова: мак- к, кот- т, звонкие- в начале слов со стечением согласных, например: брат- б, двор- д.

Дети узнают основные признаки гласных — они произносятся голосом, без помехи, их можно тянуть, петь, согласных звуков — произносятся несвободно, встречая преграды.

О звуках они должны знать, что их произносят и слышат, о буквах- что они обозначают звуки речи, их пишут и видят.

Дети учатся дифференцировать согласные на твёрдые и мягкие, парные и непарные по глухости- звонкости, а гласные –на ударные и безударные.

Для установления последовательности согласных и гласных в словах применяются графические схемы слого- звуковой структуры слов.

Ребёнок произносит слово, выделяя произношением протяжно каждый звук слова, и отмечает его в схеме слова. Для обучения чтению важно научить детей выделять в слове слияние( прямой слог) и примыкающие к нему согласные звуки.

Очень важно научить детей слышать звуки в составе слияния, обозначаемого на письме йотированными гласными я, ё, ю, е, например: ели- [й`эл`и], ёжик- [й`ожык], юла- [й`ула]. При этом нужно обратить внимание на слитное произношение этих слогов- слияний и на то, что записываются они с помощью одной букв

Процесс чтения по своим механизмам противоположен звуковому анализу, последовательности звуков в словах. Ориентирами здесь выступают графические средства письменной речи: гласные и согласные буквы, их сочетания. Мягкий и твёрдый знаки, пробелы между словами и знаки препинания.

Для прочтения согласных букв в составе слова нужно знать, какие гласные буквы за ним следуют: гласные э, а, о, у, ы- показатели твёрдости согласных, и, е, ю, я, ё- показатели мягкости согласных.

Если после согласной буквы следует согласная, то нужно ориентироваться на последующие буквы и прочтение всех согласных стечения вместе, например: стр ижи, стр ойка.

Необходимо учить детей видеть слияния в словах, ориентироваться на гласные и на ударения. Ударный слог в слове произносится громче, чем безударный.

Хочется обратить внимание на то, что читать ребёнка мы учим по частям, а не по слогам, например: миш-ка, с-тул.

Дошкольник, поступая в школу, должен для успешного обучения чтению обладать следующими знаниями и умениями:

  • Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков;
  • Уметь отличать букву от звука;
  • Уметь выделять звуки в словах;
  • Уметь определять место звука в слове;
  • Уметь подбирать слова с заданным звуком.

В заключении хочу отметить, что звуко- буквенный анализ слов необходим не только при обучении чтению, но и для грамотного письма. Он служит основой фонетического разбора слова, который дети выполняют на уроках русского языка на протяжении всего обучения в средней школе и который входит в ЕГ.

Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д

1.Александрова Т. В. «Живые звуки или фонетика для дошкольников» // «Ребёнок в детском саду». -2005. — №5, 6, 7, 8.

2.Гербова В. В. «Развитие речи старших дошкольников в детском саду» — М.: «Просвеш 2008г.

3.Ильконин Д. Б. «Как учить детей читать» -М.: 1976 г.

4.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 2005.

5. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 2002.

6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001.
Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.

7.Колесникова Е. В. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет». М.: изд. «Ювента», 2003г.

8.Колесникова Е. В. Программа по подготовке к обучению грамота детей дошкольного возраста «От звука к слову» (авторская программа) изд. 2 – е. М.: Изд. «Ювента», 2001г. — с. 18 6.

9.Максакова А. И. «Развитие правильной речи ребёнка в семье» — М.: Мозаика – Синтез, 2005г

Звуковой анализ слова – важная часть подготовки детей к обучению грамоте.

Звуковой анализ слова – важная часть подготовки детей к обучению грамоте.

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе детей необходимо готовить. Важно, чтобы дети 6-7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков. Чтобы школьник грамотно писал, очень важно в еще дошкольном возрасте развивать фонетический слух, т.е. умение слышать слово, из каких букв оно состоит, из каких слогов, на какой букве ударение и т.д.

Звуковой анализ слова – важная часть подготовки детей к обучению грамоте.

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе детей необходимо готовить. Важно, чтобы дети 6-7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков. Чтобы школьник грамотно писал, очень важно в еще дошкольном возрасте развивать фонетический слух, т.е. умение слышать слово, из каких букв оно состоит, из каких слогов, на какой букве ударение и т.д. Будет неплохо, если ребенок, придет в школу, зная звуки, буквы или умея читать. Потому, что:

Обучение детей дошкольного возраста необходимо потому что:

1. Требования начальной школы стали выше и многие родители искренне должны быть заинтересованы в обучении детей грамоте;

2. Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

3. Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

4. Обучение грамоте в дошкольный период является пропедевтикой дислексии, дисграфии и поможет ребенку избежать специфических ошибок;

Поэтому наша цель — знакомить дошкольника со словом — его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетической или звуковой стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из них ударный и т. п.). Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, очень важно научить их:

различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные;

выделять любые звуки из состава слова;

членить слова на слоги, а слоги на звуки;

объединять звуки и слоги в слова; определять последовательность звуков в слове;

членить предложения на слова.

Главная задача состоит в том, чтобы слово, которое, ребенок воспринимает, как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения. Необходимо уделять серьезное внимание:

Развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата;

Следить: за выразительностью интонаций и правильностью ударения;

Учить: различать звуки на слух, называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове;

Учить: делить двусложные и трехсложные слова на слоги;

Определять последовательное звучание слогов в слове;

В предложении находить слова с определенным звуком;

Составлять схемы слов и предложений;

Различать гласные и согласные звуки и т.п.

Для решения всех этих задач необходимо как можно больше использовать в своей работе разнообразных методов и приемов. Это чтение художественных произведений, наглядный материал и большое количество разнообразных и занимательных игр.
Занятия я стараюсь построить так, чтобы в доступной форме познакомить ребенка с основами обучения грамоте, закрепить пройденную группу звуков и букв, развивать фонематический слух, умение читать и писать слоги, слова, проводить звуко-буквенный анализ, составлять схемы слов, различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки, развивать логическое мышление, память. В рабочих тетрадях по программе «Предшкольная пора» очень хорошо подобран материал для формирования у детей всего вышеперечисленного.
Считаю, что особое внимание должно уделяться играм и игровым упражнениям таким как:
Игра «эхо».

Взрослый называет слово, выделяя в нем нужный звук, бросает мяч ребенку. Ребенок возвращает мяч, произнося слово так же.

Игра «Кто больше».

Дети соревнуются в том, кто больше назовет слов с заданным звуком.

Игра «Звуковой мячик

Взрослый называет твёрдый согласный звук, а ребенок назовёт его мягкий вариант, т. е. найдёте пару (наоборот).

Игра «Поймай звук»

Взрослый говорит сначала звуки (а, у, м, а, слоги (ам, ут, та, слова (альбом, стол, кукла) ребенок должен хлопнуть или подпрыгнуть т. е. поймать звук А.

Игра «Живые модели» ( например со словом рак) .

Раздайте карточки с обозначением звуков.

Подзовите детей по звукам вразбивку [к ], [а ], [р ].

Дети ставят фишки на схему по звукам по порядку.

Игра «Определи позицию звука в слове»

Предлагается определить позицию звука «Р» в словах и показать соответствующую карточку. Слова: помидор, мухомор, радуга, заноза, ворона, ромашка, раствор.

Задание. Соедини картинки с моделями, соответствующими их названиям.
Угадайка.
Раставь буквы по порядку номеров.

Игра «Угадай слово»

Такие занятия обеспечивают познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания; дают возможность каждому ребенку участвовать в процессе выполнения заданий. Благодаря заданиям, построенным в такой форме, дети развивают умение последовательно вычленять звуки, определять место звука в слове, буквы в словах, упражняются в различении гласных, согласных, мягких и твердых, звонких и глухих звуков и букв, учатся составлять слоги и читать их, проводить анализ слов и составлять схемы к ним, читать простые слова, формируют графические навыки, подготавливают руку к письму.

Звуковой анализ слова. (Фрагмент занятия).

Все описанные здесь занятия и игры дают возможность развивать внимание, память, воображение, речь, мышление, вырабатывают такие качества как самостоятельность и исполнительность, инициативность и умение точно исполнять инструкцию. И если все эти качества развиты у ребенка еще не достаточно, то это не значит, что он не овладел грамотой и не готов к школе. Быть готовым к школе — значит, быть готовым всему этому научиться.
Учитывая вышесказанное, считаю, что работа, направленная на развитие и усвоение дошкольником звуковой стороны слова, имеет огромное значение при обучении детей грамоте. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографией».

Методическая разработка: Звуковой анализ слова – важная часть подготовки детей к обучению грамоте

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: В преддверии обучения ребенка чтению родителям рекомендуется обратить внимание на тот факт, что слова в русском языке произносятся не всегда так, как пишутся.

Статья:

В преддверии обучения ребенка чтению родителям рекомендуется обратить внимание на тот факт, что слова в русском языке произносятся не всегда так, как пишутся. Именно звуковой анализ слова поможет разобраться с этой проблемой. Хотя вначале она может показаться сложной для дошкольников. Однако это важный момент. Так как во время обучения в школе ученик будет неоднократно сталкиваться с этим моментом на уроках русского языка и развития речи.

Читайте также:  Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Звуковой анализ слова – давайте разберемся

Наша речь делится на устную и письменную. Учеными установлено, что устная речь появилась раньше письменной. Люди общались с помощью звуков. Однако пришло осознание ведения письменного выражения информации. Так появилась письменная речь.

Однако мы уделим внимание в этой статье именно устной передаче информации. Изучением данного раздела занимается непростая наука фонетика. Она занимается изучением звуков речи, их образованием, характеристиками. Также эта наука изучает ударение в слове, деление слов на фонетические слоги.

Для начала выясним, что такое звуковой анализ слова. Звуковой анализ слова – это выявление фонем в слове в определенном порядке и их описание (мягкий – твердый, звонкий – глухой, гласный – согласный).

Старшая группа детского сада уже может начать знакомство, а впоследствии тренировку навыков звукового анализа. Этот момент важен для дошкольников еще и потому, что при изучении идет подготовка и разработка фонематического слуха. Данный навык дает четкое определение фонем, ребенок не будет ошибаться в звуках в словах, например: ДОМ-ТОМ. И, когда дети научатся четко различать на слух слова, они смогут правильно их записать. И еще есть очень важное обстоятельства разбора звукового анализа: это будет впоследствии значимым обстоятельством при изучении иностранных языков.

Звуковой разбор слова

Приступив к выполнению словесного звукового разбора для начала требуется поставить ударение. Затем следует слово разделить на слоги. Далее нужно понять сколько в слове звуков и букв. А уже дальше работаем над последовательным анализом каждого звука. Дальнейшим действием мы подсчитываем сколько в выделенном слове гласных и согласных букв.

Для дошкольников, только начинающих знакомиться с данной темой лучше выбирать одно или двухсложные слова. Пусть это будут их имена. А далее постепенно можно усложнять задачу, подбирая более сложные слова.

Звуковой анализ слова включает в себя:

  • определение первого и последнего звука;
  • выявление наличия в слове конкретного звука;
  • определение места звука в слове;
  • различия по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой);
  • определение последовательности, места и количества звуков по отношению к другим фонемам.

Когда проводится занятие для дошкольников, лучше для усвоения информации использовать игру (карточки) и цвет (разные цвета для гласных и согласных букв). Использование карточек в определенных цветовых решениях помогают детям зрительно запоминать предложенный материал. На протяжении долгого времени при обучении используются следующие цвета:

  • красный цвет используется для обозначения гласных звуков;
  • синий цвет используется для – твердых согласных;
  • зеленый цвет – для обозначения мягких согласных.

В аналогичной цветовой гамме рекомендуется использовать карточки двух цветов для обозначения слогов. Таким образом можно обучать дошкольника характеризовать как отдельные фонемы, так и слоги. Также потребуются карточки для обозначения ударения и разделения слова на слоги. Есть общепринятые и утвержденные нормы учебной программы России оформления данных карточек.

Чтобы занятия проходили более интересно, вы можете использовать рабочую тетрадь «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников» , а также внимательно изучить пособие «Занимательные игры и упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза и профилактики нарушений письменной речи» .

Краткая характеристика гласных звуков

Перед тем, как приступить к анализу слова необходимо выяснить какими особенностями выражены гласные и согласные звуки (фонетика). Рекомендуется в самом начале знакомства с темой звуков детей младшего возраста лучше предлагать информацию о самых простых свойствах. Так как более сложный материал дети будет проходить в школе в старших классах.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
Шесть гласных букв — «о» «и» «а» «у» «э» «ы» — соответствуют звукам.
Они могут быть ударными и безударными.

Также в русском языке есть четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ё» — йотированные, то есть обозначают два звука: («я» — [йа], «ю» — [йу], «е» — [йэ], «ё» — [йо]). Если они идут за согласными, в этом случае они звучат как один звук и дают мягкость предшествующей им фонеме. Но в случае, когда они стоят в начале слова или после «ъ» и «ь» уже звучат как два звука.

Согласные звуки – характеристика

Согласные звуки — фонемы, которые пропеть нельзя, так как воздух, который выходит изо рта встречает преграду при их произнесении.

Глухие согласные звуки: [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки: [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Всегда твердыми являются согласные: [ж] [ш] [ц].

Мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Если необходимо подобрать слова для игр со звуками, необходимо помнить, что звонкие согласные фонемы оглушаются в конце слов (комод) и перед глухими согласными (ложка).

Начало обучения грамоте и знакомству малыша с особенностями звукового произношения в русском языке – очень важный момент. Поэтому необходимо всегда начинать этот процесс обдуманно, акцентируя внимание на подготовленность ребенка, как психологическую, так и возрастную. Пусть этот непростой путь обучения малышей грамоте принесет детям позитивный настрой, чтобы в 1 класс они пошли с радостным ожиданием познания нового. Родителям и педагогам между тем порекомендовала бы книгу «Gakken. 4+ Дополнительные занятия» , которые способствуют всестороннему развитию ребенка.

Обучение грамоте, тема: «Анализ звукового состава слова», старшая группа

Конспект НОД обучение грамоте, тема: «Анализ звукового состава слова», старшая группа. Основными задачами являются:

  1. Образовательные:

1. Учить делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов.

2.Закреплять умение детей интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком.

  1. Развивающие:

1.Развивать фонематический слух.

  1. Воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к животным.

Просмотр содержимого документа
«Обучение грамоте, тема: «Анализ звукового состава слова», старшая группа»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ рОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«вОЛГОДОНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(гбПоу ро «впк»)

Конспект НОД

Обучение дошкольников грамоте

Тема: «Анализ звукового состава слова»

старшая группа

Разработал (а):

Сухорукова Надежда Александровна

База практики: МБДОУ д/с «Светлячок»

Руководитель практики: Л.П. Кугукина

Воспитатель ДОУ: Т. П. Бадаева

К занятию допущена «______»_________2018 г. (_________________)

Подпись руководителя практики

К занятию допущена «______»_________2018 г. (_________________)

Дата проведения: « 27 » сентября 2018 г.

Оценка за конспект _________________________________________(подпись)

Оценка за проведение занятия ________________________________(подпись)

г. Волгодонск

Содержательно-целевой компонент:

Программное содержание:

Цель: Обучение детей звуковому составу слова.

Образовательные:

1. Учить делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов

2.Закреплять умение детей интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком.

Развивающие:

1.Развивать фонематический слух.

Воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к животным.

Интеграция в целостный образовательный процесс: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

II. Организационно – деятельностный компонент

Оборудование:

Демонстрационны:предметные картинки или игрушки (лиса,медведь, заяц, кот)

Подготовка к НОД: воспитатель готовит вспомогательное, демонстрационное оборудование, дети расставляют стулья.

Формы организации НОД: фронтальная.

Методы обучения: словесные методы и приёмы: рассказ, объяснение, беседа, вопросы (наводящие, уточняющие, дополнительные, корректирующие); игровые методы; наглядные методы: показ, демонстрация.

III. Эмоционально – мотивационный компонент: способы мотивации учебно-познавательной деятельности (заинтересовывающий момент)

IV. Результативно-оценочный компонент: Вопросы по обобщению пройденного материала, оценка участия и достижений детей в НОД.

Этапы реализации содержания НОД

Структурный компонент

Действия воспитателя

Действия детей

I. Эмоционально – мотивационный компонент

I. Вводная часть

Воспитатель предлагает прислушаться , а кто это там рычит?

-Да? и правда, мяукает, а как вы догадались?

-По первому звуку? какой первый звук в слове «мяу»?

-А кто может рычать?

-Давайте порычим, как собачка рычит?

-Похоже на мяуканье?

-Правильно, нет, у нас в группе кто-то другой, кто это? Кто может мяукать?

-Правильно ребята! Давайте все вместе скажем «Мяу».

-Дети, смотрите, что я вам принесла (воспитатель показывает картинку кота).

-Какого он цвета? Он черный? Или белый?

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот.

Да лень ворочаться.

Вот и ждет рыжий кот,-

Может миска подползет?

Вот какой ленивый кот, да ребята?

-Дети хотите дальше поговорить о рыжем коте?

-Тогда все, как котятки, тихо, идем на свои места. Вы знаете, что у кошечек есть подушечки на лапках, чтобы бесшумно передвигаться.

Дошкольный портал Наши деточки для воспитателей, педагогов и родителей

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОПФР «Звуковой и слоговой анализ слова»

Учить дошкольников определять наличие заданного звука и его место в слове; упражнять в делении слов на слоги; продолжать учить детей различать и правильно использовать термины «звук», «буква», «слог», «слово»; продолжать знакомить детей с буквами; учить читать слоги; закрепить умение прописывать печатные буквы.

Задачи: учить дошкольников определять наличие заданного звука и его место в слове; упражнять в делении слов на слоги; продолжать учить детей различать и правильно использовать термины «звук», «буква», «слог», «слово»; продолжать знакомить детей с буквами; учить читать слоги; закрепить умение прописывать печатные буквы; закреплять знания о словоразличительной роли звука; развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль за речью; развивать психические процессы: слуховое и зрительное восприятие, память, внимание; мыслительные операции — анализ, синтез, обобщение; воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища.

Оборудование: «звуковой домик»; карточки с изображением звуков; карточки с изображением «лисы» для звукового анализа; карточки с заданиями (3 вида); игрушки и предметы: мяч, машина, магнитофон, гном, ёжик, собака, заяц, мышка; «портрет» Незнайки в рамке; простые карандаши; индивидуальные наборы с фишками для звукового анализа слов.

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня мы будем играть со словами. А поиграем мы в игру «Эхо». Я буду произносить слова, а вы повторять за мной только первый звук: кит, кот, санки, иголка, азбука, лак, ножницы.

Молодцы! А теперь я буду произносить слова, а вы повторяйте за мной только последний звук: кит, кот, санки, иголка, азбука, лак, ножницы.

Незнайка. А я тоже хочу! Можно мне с вами?

В. У нас, Незнайка, игры необычные, а умные, со словами. А ты знаешь, что такое звуки и буквы?

Незнайка. Знаю! Звуки бывают, когда на трубе играешь. Они такие громкие! А буквы — это, наверное, булочки такие большие и вкусные.

В. А вот и неправильно. Кто только тебя этому научил?

Незнайка. Меня никто не учил. Я хочу научиться, вот и пришёл к вам.

В. Ребята, давайте расскажем Незнайке всё, что мы знаем о звуках. Какие они бывают? (Гласные и согласные.) Какие мы знаем гласные звуки? (А, о, у, ы, и, э…). Почему они так называются? (Показывают символы гласных звуков.) Какими бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие.)

Почему они так называются? Повторите за мной такие звуки: [п, ф, т, к, с, ш]. Какие это звуки? (Показывают символы.) Повторите за мной такие звуки: [б, в, д, г, з, ж]. Какие это звуки? (Показывают символы.) А какие еще бывают согласные звуки? (Мягкие и твёрдые.) Давайте поиграем в игру «Назови пару». Я буду называть твёрдый звук, а вы мне называйте парный мягкий звук (игра проводится с мячом).

Незнайка играет в эту игру вместе с детьми и даёт неправильные ответы, дети исправляют его.

Незнайка. Нехорошая это игра. Давайте поиграем с картинками, которые я принёс.

В. Покажи, пожалуйста, свои картинки. Очень интересное задание: названия каких предметов начинаются с одного звука. Необходимо соединить эти картинки линиями.

Дети и Незнайка выполняют задание.

В. Ребята, давайте проверим, как Незнайка справился с этим заданием (проверяют работу Незнайки и исправляют ошибки).

В. Молодцы! А сейчас отгадайте загадку.

Пышный хвост — краса.

Правильно. А давайте покажем Незнайке, как мы умеем разбирать слово по звукам.

(Проводится звуковой анализ слова «лиса».)

Воспитатель предлагает произнести это слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук. Затем спрашивает, какой это звук (согласный, мягкий) и какой фишкой можно его обозначить (зеленой). Аналогично проводится анализ остальных звуков. Схема слова выкладывается на доске и одновременно идёт работа за столами.

Незнайка. Спасибо, научили. Я теперь и сам могу поделить слово на звуки. Смотрите. Рука. Ру-ка. Правильно?

Дети. Нет, не правильно. Ты поделил слово на слоги.

В. Незнайка, представь себе, что слово — это дом для звуков, а слоги — это комнаты в этом доме. Самым главным звуком в слоге является. (дети заканчивают — «гласный»). Именно он создаёт слог. Мы с ребятами тебе покажем, как дружат звуки и как получаются слоги. Давайте поиграем с живыми звуками.

Читайте также:  Структура повседневного логопедического занятия

Распределение ролей: дети становятся звуками — [б, а,о, у, ы, и]. Ребёнок (звук б) по очереди ставит гласные звуки на лепестки цветка, произнося слоги, которые получаются (ба, бу, бо, бы, би).

Незнайка. Ой, как интересно! А можно я попробую? Можно мне быть звуком [м]?

Незнайка. Вспомнил! У меня ещё есть картинки! Но я не знаю, что с ними делать.

В. Покажи ребятам, может, мы вместе разберёмся? Незнайка достаёт карточки с изображениями арбуза, барабана, жука, ведра, бабочки, груши, а под ними расположены в ряд кружочки. Нужно выполнить следующее задание: назвать, что изображено, и закрасить столько кружочков, сколько слогов в этом слове.

В. Молодец, Незнайка. А теперь, ребята, и ты, Незнайка, послушайте стихотворение и будьте очень внимательны, в некоторых словах звуки заблудились. Догадайтесь, какие звуки нужно вернуть на их законное место, назовите слова, которые, по вашему мнению, должны быть в стихотворении.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

Очень странные дела

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом (сом)!

Я рубашку сшила шишке (мишке),

Я сошью ему штанишки.

В. Хорошо, ребята, вы правильно вернули звуки на их места. Незнайка. Ну вот, я уже научился читать. Вижу картинку и читаю слово.

В. А если нет картинки, как ты прочитаешь? Ребята, подскажите Незнайке, что нужно знать, чтобы уметь читать. (Буквы.) Мы уже знаем много букв. Поэтому давайте вспомним задание: необходимо вставить в схему пропущенную букву.

Незнайка (сидит опечаленный). Понял я, что надо всё-таки в школу идти. Я пойду учиться.

В. Подожди, Незнайка, дети хотят подарить тебе на память игрушку, но стачала надо её угадать: в названии этой игрушки есть звук [м]. (Дети помогают выбрать игрушки, в названии которых есть звук [м]: магнитофон, машина, гном, мышка.) Название этой игрушки состоит из трёх слогов. Незнайка. Машина.

В. Молодец, Незнайка. Вы, ребята, тоже молодцы, научили Незнайку делить слова на слоги.

Незнайка. Спасибо, ребята, теперь я знаю, что такое звук и что такое слог. Даже некоторые буквы запомнил. А вы все молодцы.

ДЕТСТВО-ГИД

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

  • Главная
  • Публикация на сайте
  • ПЕДАГОГАМ
  • РОДИТЕЛЯМ
  • Нацпроект «ОБРАЗОВАНИЕ»
  • Методические подсказки
  • Библиотека
  • Карта сайта
  • Мои книги
  • СТАРШИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ
  • Темы по самообразованию

Рубрики

  • ПЕДАГОГАМ
    • Архив вопросов-ответов
    • Аттестация педагогов
    • Важные документы
    • Методические подсказки
    • Музыкальное развитие
    • Нацпроект “ОБРАЗОВАНИЕ”
    • Познавательное развитие
    • Ранний возраст по ФГОС ДО
    • Речевое развитие
    • Социально-коммуникативное развитие
    • ФГОС дошкольного образования
    • Физическое развитие
    • Художественно-эстетическое развитие
  • ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
    • Английский язык
    • Занятия
    • Игры
    • Исследовательская деятельность
    • Коррекционная педагогика
    • Логопедия
    • Мастер-класс
    • Методические материалы
    • Музыкальные занятия и праздники
    • Проектная деятельность
    • Психология
    • Работа с родителями
    • Развлечения
    • Ранний возраст
    • Физкультурные занятия и праздники
  • РОДИТЕЛЯМ
    • Игры для детей
    • Консультации для родителей
  • СТАРШИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ
  • Темы по самообразованию
  • Свежие комментарии

    • Любовь к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • Елена к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • Елена к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
  • Популярные записи

    • Актуальные темы в дошкольном образовании
    • Темы по самообразованию: речевое развитие дошкольников
    • Темы по самообразованию: ранний возраст
    • Содержание образовательных областей по ФГОС ДО
    • Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • Темы по самообразованию: музыкальное развитие дошкольников
    • ФГОС ДО: художественно-эстетическое развитие
  • Страницы

    • Библиотека
    • Карта сайта
    • Мои книги
    • Мои услуги
    • О сайте
    • О себе
    • Публикация на сайте
    • Рекомендую
  • Путешествие по острову «Речезнай-ка»

    «Путешествие по острову «Речезнай-ка»

    Триннеева Ольга Валентиновна,

    старший воспитатель МАДОУ № 124,

    г.Орск Оренбургской обл.

    Заберите у меня все, чем я обладаю,

    но оставьте мне мою речь,

    и скоро я обрету все, что имел.

    Цель: В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме формирование связной речи дошкольников.

    Задачи

    — формировать педагогическую компетентность педагогов в области речевого развития дошкольников;

    — развивать личностные профессиональные, коммуникативные качества педагогов, умения работать в коллективе;

    — уточнить знания и умения педагогов по проблеме речевого развития детей.

    — совершенствовать навыки логического мышления.

    Ход мероприятия:

    Актуальность

    Речь – чудесный дар природы. В современном мире красивая и грамотная речь является залогом успеха. Правильная речь помогает ребенку свободно общаться с окружающими, успешно учиться и быть уверенным в себе. Общение с другими людьми даёт возможность человеку реализовать себя как личности.

    Речь не дается человеку от рождения и не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

    Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов.

    Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей

    Так же дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

    Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

    Из опыта работы многих педагогов выявлено, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:

    — односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

    — бедность речи, недостаточный словарный запас;

    — замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений;

    — бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

    — неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

    — отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

    — отсутствие навыков культуры речи: громкость голоса и темп речи и т.д.;

    Поэтому, решая задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста главным направлением является развитие речи, в частности развитие монологической речи, как фактора позитивной социализации детей в обществе.

    Итак, сегодня мы рассмотрим комплексный подход к формированию связной речи дошкольников.

    Как сделать процесс освоения дошкольниками диалогической и монологической речью интересным и увлекательным?

    Для этого я предлагаю отправиться в путешествие в страну «Речезнай-ка», где встретимся с его жителями, которые откроют нам многие секреты.

    (Слайд — корабль, остров).

    Мы путешествуем на корабле. Нам необходимо подобрать команду

    (Игра «Мы с тобой похожи»).

    Психологическая игра «Мы с тобой похожи».

    Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: “Я думаю, нас с тобой объединяет…”, и называет это качество, например: “Мы с тобой одинаково общительны”; “Мне кажется, мы оба бываем несколько прямолинейны”. Тот, кто получает мяч, отвечает: “Я согласен”, если он действительно согласен, или: “Я подумаю”, если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.

    — Команда есть. Отправляемся на корабле в путь.

    Вылавливаем бутылку (в ней послание от племени страны Речезнайка»…зашифрованное, попробуем расшифровать)

    «Помогите Дракон Косноязычий украл речь»…

    Давайте вспомним — что такое косноязычье, это недостаток речи, который проявляется в неправильном произношении отдельных звуков:


    Зашифрованное послание

    Дракон отдаст свою добычу при условии если выполним задания (5 заданий – даётся буква после задания – получается «СЛОВО»)

    Дана схема, где дракон спрятал клад – «СЛОВО» племени.

    На схеме отмечены остановки, где необходимо выполнить определённое задание.

    Задания.

    1. «Эрудиты» (Разрезные понятия, определения по развитию речи)
    2. «Решение финвордов» (Составь слово из слогов и отгадай сказку).
    3. «Запоминай – ка — развивай – кА». (Технология наглядного моделирования)
    4. «Угадай- ка. (Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу).
    5. «Эрудит». (Отгадать кроссворд).

    Необходимо разделиться, чтобы быстрее выполнить задание дракона.

    Деление на команды: «Разрезные пословицы». Даны картинки, по которым нужно собрать две пословицы:

    «Весенний день год кормит»

    «Лес рубят-щепки летят»

    Две команды начинают выполнять задания. (Ищем сокровища племени который украл дракон)

    Девиз команд: Дракона сможем победить и «Слово» людям подарить!

    1 задание. «Эрудиты» Разрезные понятия, определения.

    К данным понятиям подобрать определения из предложенных.

    Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

    Диалог – разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой-либо ситуацией.

    Монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям.

    Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого – либо факта, события.

    Речь – индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая функция; процесс общения людей между собой посредством языка.

    Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.

    Культура речи – степень овладения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) .

    Словарная работа – обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

    Формирование грамматического строя речи – работа над морфологией (изменение по родам, числам, падежам, лексикой (образование одного слова на базе другого, синтаксисом (построение простых и сложных предложений)

    За выполнение задания даётся Буква «С»

    2 задание. «Решение финвордов». «Составь слово из слогов и отгадай сказку»

    Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

    За выполнение задания даётся Буква «Л»

    3 задание. «Запоминай – ка — развивай – кА» . (Технология наглядного моделирования)

    1.Составить мнемотаблицу по стихотворению «Ежик резиновый».

    2. Составить схему из геометрических фигур по сказке «Теремок».

    3. Составить сказку по силуэтам.

    4.Используя круги Эйлера сравнить два объекта.

    За выполнение задания даётся Буква «О».

    4 задание. «Угадай- ка» (Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу).

    Карточка № 1
    1.Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
    2.Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
    3.Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)

    «Переведите» пословицы на русский язык.
    1.Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает
    2.Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь
    3.Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся

    Карточка № 2
    Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
    1.Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
    2.В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
    3.Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)

    «Переведите» пословицы на русский язык.
    1.Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото
    2.Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет
    3.Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на вод

    За выполнение задания даётся Буква «В»

    5 задание. «Эрудит». (Решение кроссворда).

    Кроссворд.

    Основное:. Связный рассказ о каких-нибудь событиях. (повествование) вертикаль

    1.Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором используются вопросы, объяснения, беседа, рассказ воспитателя. (Словесный).

    2.К какой сказке подходит поговорка: « Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья». (Репка).

    3. Форма общения людей ,опосредованная языком. (Речь).

    4. Упражнения для автоматизации звуков. (Чистоговорка).

    5. Человек, который пишет книги, создает какие-нибудь произведения.

    6. Словесный методический прием, используемый педагогом при составлении рассказов. (Рассказ).

    За выполнение задания даётся Буква «О»

    — Итак, все задания выполнены и дракон отдаёт украденный клад: «СЛОВО».

    Этот клад возвращаем племени с острова «Речезна-ка». А взамен за это, дракону приносятся в дар авторские игры по развитию речи (презентация игр, пособий).

    Путешествие закончилось. Хотелось бы узнать, какие трудности вы встретили на пути? Что было интересного в нашем путешествии? Оправдались ли ваши ожидания?

    На панно «Солнышко» и «Тучка» педагоги прикрепляют стикеры, где написаны впечатления от педсовета.

    В конце нашего педсовета хотелось бы напомнить, что речь – это великий дар человечеству и помнить об этом необходимо всегда. Пользоваться этим даром, беречь его и передавать последующему поколению – вот наша миссия как педагогов.

    И не забудем слова великого мудреца Омара Хайяма:

    Хоть и не ново, я напомню снова:

    Перед лицом и друга, и врага

    Ты — господин несказанного слова,

    Ссылка на основную публикацию