Методическая разработка: Звуковой анализ слова – важная часть подготовки детей к обучению грамоте

Звуковой анализ слова – важная часть подготовки детей к обучению грамоте.

Звуковой анализ слова – важная часть подготовки детей к обучению грамоте.

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе детей необходимо готовить. Важно, чтобы дети 6-7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков. Чтобы школьник грамотно писал, очень важно в еще дошкольном возрасте развивать фонетический слух, т.е. умение слышать слово, из каких букв оно состоит, из каких слогов, на какой букве ударение и т.д.

Звуковой анализ слова – важная часть подготовки детей к обучению грамоте.

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе детей необходимо готовить. Важно, чтобы дети 6-7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков. Чтобы школьник грамотно писал, очень важно в еще дошкольном возрасте развивать фонетический слух, т.е. умение слышать слово, из каких букв оно состоит, из каких слогов, на какой букве ударение и т.д. Будет неплохо, если ребенок, придет в школу, зная звуки, буквы или умея читать. Потому, что:

Обучение детей дошкольного возраста необходимо потому что:

1. Требования начальной школы стали выше и многие родители искренне должны быть заинтересованы в обучении детей грамоте;

2. Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

3. Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

4. Обучение грамоте в дошкольный период является пропедевтикой дислексии, дисграфии и поможет ребенку избежать специфических ошибок;

Поэтому наша цель — знакомить дошкольника со словом — его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетической или звуковой стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из них ударный и т. п.). Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, очень важно научить их:

различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные;

выделять любые звуки из состава слова;

членить слова на слоги, а слоги на звуки;

объединять звуки и слоги в слова; определять последовательность звуков в слове;

членить предложения на слова.

Главная задача состоит в том, чтобы слово, которое, ребенок воспринимает, как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения. Необходимо уделять серьезное внимание:

Развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата;

Следить: за выразительностью интонаций и правильностью ударения;

Учить: различать звуки на слух, называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове;

Учить: делить двусложные и трехсложные слова на слоги;

Определять последовательное звучание слогов в слове;

В предложении находить слова с определенным звуком;

Составлять схемы слов и предложений;

Различать гласные и согласные звуки и т.п.

Для решения всех этих задач необходимо как можно больше использовать в своей работе разнообразных методов и приемов. Это чтение художественных произведений, наглядный материал и большое количество разнообразных и занимательных игр.
Занятия я стараюсь построить так, чтобы в доступной форме познакомить ребенка с основами обучения грамоте, закрепить пройденную группу звуков и букв, развивать фонематический слух, умение читать и писать слоги, слова, проводить звуко-буквенный анализ, составлять схемы слов, различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки, развивать логическое мышление, память. В рабочих тетрадях по программе «Предшкольная пора» очень хорошо подобран материал для формирования у детей всего вышеперечисленного.
Считаю, что особое внимание должно уделяться играм и игровым упражнениям таким как:
Игра «эхо».

Взрослый называет слово, выделяя в нем нужный звук, бросает мяч ребенку. Ребенок возвращает мяч, произнося слово так же.

Игра «Кто больше».

Дети соревнуются в том, кто больше назовет слов с заданным звуком.

Игра «Звуковой мячик

Взрослый называет твёрдый согласный звук, а ребенок назовёт его мягкий вариант, т. е. найдёте пару (наоборот).

Игра «Поймай звук»

Взрослый говорит сначала звуки (а, у, м, а, слоги (ам, ут, та, слова (альбом, стол, кукла) ребенок должен хлопнуть или подпрыгнуть т. е. поймать звук А.

Игра «Живые модели» ( например со словом рак) .

Раздайте карточки с обозначением звуков.

Подзовите детей по звукам вразбивку [к ], [а ], [р ].

Дети ставят фишки на схему по звукам по порядку.

Игра «Определи позицию звука в слове»

Предлагается определить позицию звука «Р» в словах и показать соответствующую карточку. Слова: помидор, мухомор, радуга, заноза, ворона, ромашка, раствор.

Задание. Соедини картинки с моделями, соответствующими их названиям.
Угадайка.
Раставь буквы по порядку номеров.

Игра «Угадай слово»

Такие занятия обеспечивают познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания; дают возможность каждому ребенку участвовать в процессе выполнения заданий. Благодаря заданиям, построенным в такой форме, дети развивают умение последовательно вычленять звуки, определять место звука в слове, буквы в словах, упражняются в различении гласных, согласных, мягких и твердых, звонких и глухих звуков и букв, учатся составлять слоги и читать их, проводить анализ слов и составлять схемы к ним, читать простые слова, формируют графические навыки, подготавливают руку к письму.

Звуковой анализ слова. (Фрагмент занятия).

Все описанные здесь занятия и игры дают возможность развивать внимание, память, воображение, речь, мышление, вырабатывают такие качества как самостоятельность и исполнительность, инициативность и умение точно исполнять инструкцию. И если все эти качества развиты у ребенка еще не достаточно, то это не значит, что он не овладел грамотой и не готов к школе. Быть готовым к школе — значит, быть готовым всему этому научиться.
Учитывая вышесказанное, считаю, что работа, направленная на развитие и усвоение дошкольником звуковой стороны слова, имеет огромное значение при обучении детей грамоте. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографией».

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги

Людмила Хдошоянц
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги.

Воспитатель Хдошоянц Л. Т.

ГБДОУ д/с №23 Московского района г. Санкт- Петербург

Задачи: Образовательные: совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов;

Развивающие: развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память; развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя.

Словарная работа:звук, слог, слово, предложение, буква.

Раздаточный: буквы для разукрашивания, цветные карандаши (синий, красный, таблица для определения места звука в слове, фишки, предметные картинки для определения количества слогов, ребусы и карточки для составления слова.

Демонстрационный: цифры 1, 2, 3 для определения количества слогов в слове, слоговая таблица для чтения, картинки для составления слова по первым буквам.

Сюрпризный момент медведи игрушки – Миша и Маша.

Ход занятия:

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

– Доброе утро! солнцу и птицам.

– Доброе утро! улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым.

– Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки и хорошее настроение будут с нами целый день.

– Ребята, сегодня рано утром, когда я шла в детский сад мне встретились медвежата Миша и Маша. Они горько плакали… Я спросила, почему они плачут, и они мне сказали, что очень хотят научиться читать и писать но их в школу не взяли потому -что надо подготовиться к школе. Я их успокоила и пригласила к нам на занятие по грамоте. Пообещала, что вы им поможете. Медвежата пришли к нам в группу и спрятались, а нам оставили подсказки. Давайте разгадаем, где же они спрятались. Девочки будут искать Машу, а мальчики Мишу. (собрать картинку и прочитать где спрятались медвежата) (дети садятся за столы)

– Ребята давайте расскажем Мише и Маше, что мы изучаем на занятиях по обучению грамоте? (мы изучаем звуки и буквы).

– Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

– Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).

– Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении). (карточка№1)

– Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении). (карточка№2)

«Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать».

«А согласные согласны

Шелестеть, шептать, шипеть,

Но не хочется им петь».

– У меня для вас следующее задание. Попробуйте определить по артикуляции какой звук произносит мальчик. (карточка №3)

Давайте все вместе произнесем –Звук /У/ – Вдох и на выдохе произносим звук /У/ (плечики не поднимаем, а теперь короткие на выдохе. Молодцы!

А сейчас слушайте внимательно. Читаю скороговорку: «Собирала Маргарита маргаритки на траве, потеряла Маргарита маргаритки во дворе».

– Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке? (звук «Р»).

– Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Р» в слове: в начале, середине или в конце слова, и отмечаем фишкой тот квадратик на карточке, где находится данный звук.

(река, барабан, комар, радуга, размер, сыр, арбуз, кругозор)

– Молодцы, ребята, справились с заданием.

Ветер дует нам в лицо,

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище

то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают,

на «выше, выше» — выпрямляются.)

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

Облако плывет над нами,

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

– Назовите, какое время года изображено на моей картинке? (зима). – «ЗИМА» – давайте разберём это слово. (на доске составить слово «ЗИМА»)

– Сколько букв в слове «ЗИМА»? (4 буквы)

– А сколько звуков в слове «ЗИМА»? (тоже 4)

– Сколько согласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 согласных звука). Назовите их (звуки З, М).

– Где в этом слове находится звук З, а звук М? (звук З находится в начале слова, а звук М – в середине).

– Сколько гласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 гласных звука)

– Какие это звуки? (и, а).

– Какой гласный находится в середине слова? (И)

– Где находится звук «а»? (в конце слова)

– Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «ЗИМА» (два).

– Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).

Вспомним правило – «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».

– Прочитайте первый слог (ЗИ, второй слог (МА).

Составьте цветовую схему. (дети составляют схему)

– Молодцы, ребята, справились с заданием.

Теперь, ребята, составьте, пожалуйста предложение со словом «зима».

(Дети составляют предложение).

Сколько слов в этом предложении? (Ответы детей).

– Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.

– Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!

Но нашим друзьям нужна подсказка. Чтобы они запомнили гласные и согласные звуки и буквы. (все дети получают задание «Раскрась гласные и согласные буквы»)

Отлично все справились.

Давайте попрощаемся с нашими друзьями. (дети встают в круг и передают медвежат по кругу, каждый говорит добрые слова на прощание)

Ребята, кому мы помогли сегодня с вами? (Ответ детей).

-Все вы сегодня были большие молодцы, не испугались сложных заданий и отлично с ними справились!

Занятие окончено.

«Звуковой анализ слова «паук». Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшей группы Конспект по обучению грамоте для детей старшей группе На тему: «Звуковой анализ слова «паук»». Цель: Учить вслушиваться в слова, слышать.

Конспект логопедического занятия в 3 классе «Звуко-буквенный анализ слов сложной слоговой структуры» Конспект группового логопедического занятия Звуко-буквенный анализ слов сложной слоговой структуры Цель: развивать навык звуко-буквенного.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Муниципальное общеобразовательное учреждение Кладовицкая основная общеобразовательная школа Ростовского муниципального района Конспект.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки и буквы «Л», «М», «Н», «Р»; слоги; слова; предложения» Программное содержание: Закрепить знания о согласных буквах «Л», «М», «Н», «Р». Закрепить умение читать слоги из пройденных букв; умение.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Цель занятия:Продолжать обучению звукового анализа слов; учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Образовательные задачи:.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги» Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Слог. Деление слов на слоги» Задачи:.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Количество и последовательность слов в предложении» Занятие по развитию речи в подготовительной группе Воспитатель: Минина Галина Михайловна Город Сыктывкар МАДОУ «Детский сад №36» Цель:.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в город Вежливых слов» г. о. Краснознаменск МБДОУ 9 «Дюймовочка» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе ” Путешествие в город Вежливых слов”.

Технологическая карта занятия. Обучение грамоте. Деление двух и трех составных слов на слоги. Выделение первого звука в слове Вот и закончился финал республиканского конкурса «Педагог года Луганщины». На протяжении всей конкурсной недели, атмосфера праздника не.

Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Методическая разработка: Звуковой анализ слова – важная часть подготовки детей к обучению грамоте

Гайсина Люция Габдрахмановна, старший воспитатель
МБДОУ №54 «Искорка» г. Набережные Челны

Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. Структуры, отвечающие за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В последнее время наблюдается их «омоложение». И большое число детей начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников – родственников, старших школьников, педагогов. В настоящее время «рынок» педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Так, например, появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например:

Читайте также:  Логопедическая зарядка по теме «Осень. Лес. Деревья. Грибы»

– Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;

– Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и функциональные фонетико-фонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;

– Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]. что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в логопедических группах и, конечно, в школе. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]. И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;

– Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ – [ЗУП], КОМОК – [КАМОК], ЖИЛ – [ЖЫЛ]. ) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.

При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.

Таким образом, наблюдения за естественным интересом детей к буквам указывают на необходимость обучения грамоте в старшем дошкольном возрасте. Но это требует соответствующих знаний от педагогов ДОУ и родителей детей.

  1. Звуки – звуки мы слышим и произносим.
  2. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты).
  3. Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-. ). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых синего цвета (синие кружочки или квадратики), для согласных мягких – зеленого (зеленые кружочки или квадратики).
  4. Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, . ] – в словах звучат сердито (твердо).
  5. Согласные мягкие звуки [ПЬ-П’, БЬ-Б’, ТЬ-Т’, ДЬ-Д’, МЬ-М’. ] – в словах звучат ласково (мягко).
  6. Звуки [Ш, Ж, Ц] – всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков).
  7. Звуки [Ч, Щ, Й] – всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).

Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сферы детей. Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия. Поскольку в основе обучения грамоте лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа, то возникает необходимость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и организации систематической работы по его развитию. У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы, которые относятся к другой языковой действительности – знаковой системе. То есть, при обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза. То есть, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова). Дети должны постичь определенную систему закономерностей родного языка, учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения. Таким образом, работа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте должна начинаться уже с маленькими детьми, с развития у них слухового внимания и заканчиваться формированием у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков звукобуквенного анализа, то есть начальному обучению чтению и письму печатными буквами.

Кроме того, в последнее время среди детей, посещающих общеобразовательные группы детских садов, наблюдается резкое увеличение числа детей с речевыми нарушениями, особенно с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи). У этих детей кроме нарушения звукопроизношения, наблюдается выраженное недоразвитие фонематического слуха. Эти дети обладают так называемым первичным фонематическим слухом, который обеспечивает им понимание речи и повседневное общение, но недостаточен для развития более высоких его форм, необходимых для разделения звукового потока на слова, слова на составляющие его звуки, установления порядка звуков в слове. Эти дети не готовы к выполнению специальных умственных действий по анализу звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие таких детей крайне необходимо последовательно развивать, начиная с младшего возраста.

Дети от 3 до 4 лет.

Развивать у детей фонетико-фонематическую (правильное звукопроизношение и умение различать звуки) сторону речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу. Детей необходимо знакомить со звуками окружающего мира, звуком, как единицей речи. Учить вычленять звук из общего потока, распознавать, кто или что издает их. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные) не используются. Учить выделять гласный звук голосом вслед за взрослым, что подготавливает детей к интонационному выделению любого звука в слове. Эти упражнения проводятся в игровой форме.

Необходимо и развитие мелкой моторики (движений кистей и пальцев рук) с целью стимулирования речевого развития и подготовки руки к письму.

Дети от 4 до 5 лет.

Развивать фонематическую сторону (различение звуков) речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов. Учить выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов). Для детей этого возраста можно называть согласные твердые звуки «старшим», а еще лучше «сердитым» братом (братиком, братцем), согласные мягкие звуки – «младшим», а еще лучше «ласковым» братом. Тогда потом детям будет легко перейти к терминам «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук». Давать представление о протяженности слов (короткие и длинные), знакомить с делением слов на слоги на основе выделения гласных звуков (термин «слог» не употребляется). Делят слова на части (кусочки), отстукивая, отхлопывая и т. д. ритмико-слоговую структуру. В качестве вспомогательного средства используются заместители (мелкие фишки, игрушки), наглядно изображающие отдельные части слов, что является прообразом графической записи слов. Учатся голосом выделять некоторые согласные звуки – звуки, которые можно произнести протяжно (М – МЬ, В – В, Ф – ФЬ, Н – НЬ, Х – ХЬ; затем свистящие, шипящие, а потом Л –ЛЬ, Р – РЬ). При условии, что дети произносят те из них, которые предлагаются для выделения. Затем для интонационного выделения голосом предлагаются звуки, которые нельзя тянуть голосом: взрывные, губные и другие (Ч, Щ, Д – ДЬ, Т – ТЬ, Г – ГЬ, П – ПЬ, Б – БЬ, Й).

Формировать движения кистей и пальцев рук с целью подготовки детей к письму.

Дети от 5 до 6 лет.

Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста.

Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму). К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.

Дети от 6 до 7 лет.

Если дети с 3 до 5 лет осваивали звуковую сторону речи, то с 6 лет они с большим интересом уже могут заниматься знаковой стороной речи, то есть учиться читать. Но чтение не рождается автоматически на знании алфавита. Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы.

  1. Опознание буквы в ее связи со звуком
  2. Слияние нескольких букв в слог.
  3. Слияние нескольких слогов в слово.
  4. Объединение нескольких слов в законченную фразу.

Работу по обучению грамоте детей дошкольного возраста необходимо вести по трем направлениям:

  1. Продолжать развитие звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза.
  2. Знакомить детей со знаковой системой языка (буквами).
  3. Вести подготовку руки дошкольника к письму. (К упражнениям по обводке, штриховке и т. п. добавляется «письмо» печатных букв, конструирование букв из отдельных элементов, изображение письменных букв по точкам и т. д. Обучение письму в полном объеме – только в школе).

Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные односложные (СОК, СУК) слова. Затем можно учить читать двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ и т. д.) слова, потом трехсложные (МАЛИНА) слова, а затем слова с двумя рядом стоящими согласными (СТУК, САНКИ, ВОЛК и т. д.).

Необходима работа с индивидуальными разрезными азбуками, так как процесс обучения идет более эффективно, если ребенок «пропускает» буквы и слоги через пальцы. При этом взрослый сам разрезает и дает ребенку буквы и слоги к каждому занятию в нужной последовательности, но ни в коем случае не все сразу.

Подготовка детей к обучению грамоте

Готовность детей к обучению грамоте – это личные качества ребёнка, уровень его умственного и физического развития. Обучение и воспитание в 1 классе школы предъявляют детям ряд требований не только к запасу знаний, но и к поведению, личному отношению к новому образу жизни, к новым обязанностям и взаимоотношениям со сверстниками и учителями. Для успешного овладения школьной программой ребенку важно в детском саду приобрести умения слушать и понимать воспитателя, товарища, выполнять указания взрослых, связно отвечать на вопросы, правильно держать карандаш, аккуратно пользоваться книгой, владеть элементарными навыками ручного труда.

В программу по подготовке к обучению грамоте включен так называемый подготовительный период. По сравнению с подготовительным периодом в школе он несколько расширен.

С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, её внешняя звуковая сторона. Большое место отводится развитию фонематического слуха детей, т. е. умения различать в звуковом потоке отдельные слова, составлять из звуков слоги и слова.

Дети должны научиться выделять слова в связном коротком предложении, уметь указать в нём количество слов, составить предложение из данных слов. Все эти упражнения направят познание ребёнка на изучение слова.

При обучении на занятиях воспитатель применяет различные дидактические игры и упражнения, которые позволят детям эффективно и качественно усваивать программный материал.

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста по теме “Звуковой анализ слова. Сравнение слов по звуковому составу”

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (186,7 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи:

  • упражнять детей в умении составлять слова, ориентируясь на первые звуки в словах;
  • закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;
  • познакомить детей с последовательным звуковым анализом слова “дом”;
  • упражнять детей в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему;
  • закреплять представление о предложении;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать организованность, дисциплину, умение и желание самостоятельно оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников и результаты своей деятельности.

Раздаточный и демонстрационный материал: слайды (картинка с изображением детей; картина-схема слова “дом”), карточки трехзвуковых слов, конверты с фишками; тетради, простые карандаши; бумажные заготовки (методом обрывания) геометрических фигур.

Читайте также:  Конспект НОД: Автоматизация звука (Р)

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

1. Дидактическая игра “Как их зовут?” Перед детьми представлена картина с изображением детей (Приложение 1). Педагог предлагает детям угадать, как зовут детей, изображенных на картине.

Содержание игры: необходимо составить имена, ориентируясь на первые звуки в словах.

Педагог: Ребята, давайте сыграем в игру “Как их зовут?”. Посмотрите на картину, кто изображен на ней?

Дети: На ней изображены дети.

Педагог: Я предлагаю вам угадать имена детей изображенных на картине. Для этого вы должны внимательно посмотреть на предметные картинки, которые будут появляться на доске, и по первым звукам в словах составить имена (дети составляют имена с опорой на предметные картинки).

Опорные картинки:

  • Шар, утка, рыба, апельсин – Шура;
  • Мышь, автобус, шишка, антенна – Маша;
  • Рука, осы, мак, автобус – Рома.

Педагог: Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

2. Педагог: На прошлом занятии вы учились находить звуки в слове “мак”, учились так произносить слово, чтобы каждый звук в нем хорошо был слышен. Давайте вспомним, какие звуки есть в слове “мак”. Сколько звуков в слове?

Дети: в слове “мак” три звука.

Педагог: какой звук первый?

Дети:первый звук “м”

Педагог: какой звук стоит вторым?

Дети:вторым стоит звук “а”

Педагог: какой звук третий?

Дети:третий звук “к”

Педагог: Молодцы! Посмотрите на доску, что изображено на ней? (Приложение 2)

Дети:на доске изображен “дом”

Педагог: Давайте определим, сколько звуков в слове “дом”, опираясь на схему под картинкой?

Дети: в слове “дом” три звука.

Педагог: Выделите голосом первый звук в слове и отметьте его на карточке. Какой первый звук в слове дом?

Дети: первый звук в слове дом “Д”

Педагог: какой второй звук?

Дети: второй звук “О”.

Педагог:При его произнесении нам ничего не мешает ни губы, ни язык, ни зубы, он тянется и поется. Мы его произносим громко. Какой третий звук?

Дети: третий звук в слове “дом” “М”

Педагог: Ребята, давайте произнесем слово “дом” в соответствии с движением указки. Молодцы!

– А теперь определите, какие звуки в словах “мак” и “дом” одинаковые?

Дети: в словах “мак” и “дом”, одинаковый звук “М”

Педагог: А где находиться этот звук в слове “мак”?

Дети: в начале слова

Педагог: В слове “дом”?

Дети: в слове “дом” в конце слова.

Педагог: Найдите в словах мак и дом звуки, при произнесении которых нам ничего не мешает, они тянутся, поются, громко и тихо произносятся

Дети: это звуки “А” и “О”

Физкультминутка. Игра “Поздороваемся по-разному”

Педагог: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру “Поздороваемся по-разному”

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел? (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)

3. Педагог: Мы с вами немного отдохнули.

– Ребята, придумайте предложение из двух слов со словом “Мак” и запишите его с помощью графических линий.

Дети: Красивый мак. Красный мак.

Педагог: А сейчас составьте предложение со словом “дом” из трех слов и тоже запишите его графически.

Дети: Большой, красивый дом. Стоит большой дом. Наш дом высокий.

Игровое упражнение “Маленький архитектор”.

Педагог: Молодцы! Давайте поиграем в игру “Маленький архитектор” (выкладывание дома из геометрических фигур, заготовленных методом обрывания бумаги по контуру). У вас на столах лежат бумажные заготовки геометрических фигур. Вам надо построить дом. (работа детей).

Педагог: Чем мы сегодня занимались на занятии? (Ответы детей)

– А как вы думаете, кто сегодня более активно принимал участие в занятии, кто отличился, кто хорошо работал? (Ответы детей) А сейчас давайте поаплодируем тем ребятам, которые хорошо занимались!

Методические рекомендации для педагогов «С чего начинать обучение грамоте?»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи:

  • систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;
  • уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения НОД по обучению детей грамоте.

План:

  1. Понятие «подготовка к обучению грамоте», задачи .
  2. Основные термины.
  3. Звуковой анализ слов.
  4. Структура занятий по подготовке к обучению грамоте.

Уважаемые педагоги!
Я рада приветствовать вас на нашем логочасе. Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов)

Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

Обучение грамоте — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.

Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».

Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т.д. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы думаете что же включает в себя подготовка к обучению детей грамоте ?
    (развитие фонематических процессов, обучение первоначальному чтению, печатание букв, работа по развитию речи, подготовка руки к письму)
  2. Как вы считаете, почему надо обучать детей чтению в детском саду и надо ли вообще это делать? (Детям интересно, будет легче учиться, запрос родителей.)

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод:
задачи, реализуемые на НОД в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:

  • знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
  • знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
  • научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
  • научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
  • научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
  • научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дискексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).

При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква».

Давайте разберемся в этих понятиях.

Вопросы для обсуждения:

  • Чем отличается звук от буквы?
  • Какие звуки называются гласными?
    (при произношении которых воздушная струя не встречает преград; гласные звуки можно пропеть)
  • Сколько гласных звуков? Назовите их. (А, О, У, И, Ы, Э)
  • Какие звуки называются согласными? (при произношении которых воздушная струя встречает преграды: язык, зубы или губы; согласные звуки нельзя пропеть).
  • Какие согласные всегда твердые? (Ш, Ж, Ц) Всегда мягкие? (Й, Щ, Ч).
  • Что такое слог? (Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха).
  • Что такое предложение? (это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками — или многоточием).

В НОД по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:

  • с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);
  • в речевом плане (проговаривание);
  • по представлению — в уме (самое трудное).

Последовательности предъявления слов для звукового анализа:

слова из двух гласных (ау, уа);
слова из двух звуков (ум, ах, ус);
слова из трех звуков (дым, мир);
слова из двух открытых слогов (ваза, мама);
слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);
слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);
слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);
слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

  1. Произнеси слово и послушай его.
    До того, как начнется вычленение звуков из слова, логопед должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.
  2. Произнеси слово по слогам.
  3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.
  4. Обозначь выделенный звук фишкой.
  5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.
  6. Третий звук и т.д.
  7. Прочитай по фишкам слово целиком.
  8. Ответь на вопросы:
    — сколько всего звуков в слове?
    — сколько гласных?
    — сколько слогов?
    — сколько согласных?

Рассмотрим организацию сюжетно – тематических периодов НОД:

1. Организационный момент.

Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков, а также осуществлять коррекцию психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Огрмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).

2. Повторение пройденного материала.

Цель: актуализировать знания детей.
Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом. Это могут быть игры на различение понятий «звук» — «слово», «гласный звук» — «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком и т. п.

3. Сообщение новой темы.

Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.
В игровой форме, через проблемную ситуацию дети под руководством педагога определяют новый звук.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.

На данном этапе реализуются следующие задачи:

  • уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;
  • уточняются акустические признаки звуков: гласный – согласный, согласный мягкий – твердый, звонкий — глухой;
  • звуки обозначаются цветными символами.

5. Закрепление нового материала.

Цель: развивать фонематические процессы, совершенствовать навык звукового анализа.
Детям предлагаются игры на выделение звука из ряда звуков, слогов, слов, предложений; определение первого и последнего звука в словах, определение позиции звука в слове, называние слов на заданный звук, отбор картинок с заданным звуком, дифференциация мягких и твердых согласных звуков. Выполнение звукового анализа слова сначала выполняется совместно с педагогом, затем самостоятельно детьми, далее можно предложить подобрать слова к заданной схеме.

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия. Основные задачи физминутки заключаются: — в снятии усталости напряжения; — в внесении эмоционального заряда; — в совершенствовании общей моторики; — в выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.

7. Знакомство с буквой.

Цель: определить связь звука с его графическим образом.
Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется, на что похожа буква. Можно предложить вылепить букву из пластилина, выложить из пуговиц, палочек, крупы, рисование буквы на манке, показ буквы руками, телом.

8. Формирование навыков чтения и печатания.

Цель: совершенствовать навык слогового чтения.
Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце.
Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.
Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось?

9. Итог. Подводится итог занятия. Педагог спрашивает детей, что они нового узнали на занятии, в какие игры играли, что было трудным и т. д.

Для закрепления полученных знаний, я предлагаю вам поучаствовать в миникикторине. Вы разделитесь на 2 команды и выполните предложенные задания.

Задание 1 – для команды «Любознайки»

Чем отличается звук от буквы?
Назовите всегда мягкие согласные звуки.
Изобразите руками буквы С, Х, У, Б.
Назовите количество букв в слове деньги.
Поделите слово парикмахерская на слоги.
Измените слово по образцу много домов – один дом, много манжет – (одна манжета).
Назовите родственные слова к слову «игра».
Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.
Сколько слов в предложении: Наступила осень и перелетные птицы улетели на юг.

Задание 2 – для команды «Любознайки»
Выполнить звуковой анализ слова и подобрать другие слова к данной схеме.
Калина

Читайте также:  Проектная деятельность в группах компенсирующей направленности (для детей с ОНР 5-7 лет)

Задание 2 а – для команды «Любознайки»
Выбрать слова, подожие для звукового анализа.
мак, мыло, мухи, облако, сетка, лиса, лопата, плита, малина, сад.

Задание 3 – для команды «Любознайки»
Восстановить текст.
Беж итчере злеснуюпо ляну ежик. Осень юу ежей малодо бычи. Скрыли сьюрки е ящерки. Вкружки свилисьсколь зкиез мейки. Труд нонаход итьжуч ков.

Задание 1 – для команды «Грамотейки»

Чем отличается согласный звук от гласного.
Назовите всегда твердые согласные звуки.
Изобразите руками буквы Г, Т, Ч, М.
Назовите количество звуков в слове якорь.
Сколько слогов в слове электричество?
Продолжите ряд: лев – львенок, обезьяна – (детеныш обезьяны).
Назовите родственные слова к слову «звук».
Назовите последний звук в словах печь, земля, столб, лень, громко.
Сколько слов в предложении: Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.

Задание 2 – для команды «Грамотейки»
Выполнить звуковой анализ слова и подобрать другие слова к данной схеме.
Кепка

Задание 2 а – для команды «Грамотейки»
Выбрать слова, похожие для звукового анализа.
кит, пила, петух, окно, каток, молоко, книга, радуга, луг, бинт.

Задание 3 – для команды «Любознайки»
Ночь юиднем таскаетон внорум ягкиймо х, души стыелисточки. При де тзима. На кроет снегомнор углубок ийсугроб. Подпушисты модеял омтепл оему. Буд етспа тьдове с ны.

На этом наша встреча подошла к концу. До свидания.

Саюкова Альфия Маратовна
учитель — логопед МБДОУ «Волошка»
город Ноябрьск

«Звуко — буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте в ДОУ»

автор: Харужева Ирина Александровна

Воспитатель ФГБДОУ «Детский сад № 782»

«Звуко — буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте в ДОУ»

Федеральное государственное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад № 782»

Доклад

На тему: «Звуко — буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте»

Выполнила: воспитатель 3гр.

Харужева Ирина Александровна

Москва, 2019

Звуко — буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте.

Данное умение начинают формировать в детском саду в подготовительной к школе группе и продолжают в течение всего времени обучения. Ведь это основа и чтения, и письма. Однако, очень часто такой анализ слова вызывает затруднения не только у детей, но и у родителей. Поэтому попробуем определить, что включает в себя данная операция, и как помочь ребенку лучше ее освоить

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.

Поэтому наша цель — знакомить дошкольника со словом — его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетической или звуковой стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из ударный и т. п.).

Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием особенно трудно звуковое различие слова на слух. Процесс обследования звукового состава слова для детей сложен потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. И главная задача состоит в том, чтобы развивать его. Трудно и потому, что одновременно нужно установить, какие именно звуки слышны в слове, вычленить их, определить порядок следования звуков, их количество.
Усвоение дошкольником звуковой стороны слова — длительный процесс.Он осуществляется в различных видах деятельности детей: — это и фронтальные занятия, и подгрупповые занятия, и индивидуальные. И, конечно же, в играх.

В настоящее время в образовательно-воспитательной среде наблюдается ситуация отклонения детей в речевом развитии, причем количество детей дошкольного возраста с данными проблемами растет. Это дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Полноценные в слуховом и интеллектуальном отношении, они не готовы к восприятию школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. В дальнейшем эти дети становятся неуспевающими, особенно при овладении грамотой. Причиной этого являются недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Основа звукобуквенного анализа — четкие, устойчивые и достаточно дифференцированные представления о звуковом составе слова.

Для успешного овладения грамотой в школе требуется надлежащая подготовка детей в ДОУ. Это необходимо как для детей с нормальным фонетико-фонематическим развитием, так и для детей с отклонениями. Правильно организованная логопедическая работа, коррекционный процесс позволяет и полностью устранить недостатки формирования фонематических представлений, и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты.

Проведение системной логопедической работы по формированию фонематических представлений способствует формированию устно-речевой базы для овладения грамотой.

Диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи означает, что при нормальном слухе и интеллекте в картине речи ребенка на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и слуховой дифференциации звуков.

При несформированности фонематических представлении готовность к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем у нормально говорящих. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения особенно большое значение придается соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.).

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, очень важно научить их:

  • различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные,
  • выделять любые звуки из состава слова;
  • членить слова на слоги, а слоги на звуки;
  • объединять звуки и слоги в слова;
  • определять последовательность звуков в слове;
  • членить предложения на слова.

Готовность ребенка к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т. е. переключения внимания от семантики слова к его звуковому составу — к умению услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности.

Учитывая вышесказанное, считаю, что работа, направленная на развитие и усвоение дошкольником звуковой стороны слова, имеет огромное значение при обучении детей грамоте. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографией». (Д. Б. Эльконин. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников — М., 1962.)

Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте по Д. Б. Эльконину состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Изучением этой системы занимались Бугрименко Е. И. и Цукерман Г. А. Они излагают ее следующим образом.

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо — это перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь.

Если начинать работу с дошкольниками или первоклассниками, то им необходимо, в первую очередь, определить и соотнести количество букв и звуков. Помимо этого, нужно классифицировать их на гласные и согласные, а последние в свою очередь дифференцировать на мягкие и твердые, глухие и звонкие и т. д. Очень важно объяснить детям различия между звуком (то, что мы произносим и слышим) и буквой (тем, что мы читаем и пишем). Это лучше сделать в виде игры, ведь в начальной школе очень важна мотивация к занятиям.

Звуко-буквенный анализ — один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха; развитию умений вычленить звуки в слове, правильно их назвать и охарактеризовать; умения соотнести слово с его звуковой схемой и многому другому.

Традиционно в учебниках, обучающих грамоте, буквы пишутся различными цветами. Те, что обозначают гласные звуки, чаще всего, изображаются красным, а согласные — синим или зеленым. Современные методики также, в своем большинстве, переняли эту традицию. Звуко — буквенный анализ слова начинается с определения числа слогов в нем, а также соотношения букв и звуков.

Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а затем открыть отношения звука и буквы.

Ребенок-дошкольник может освоить звуковой анализ слов только с помощью определенного способа действия со словом — интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например, сссон, сооон, соннн).
Задача звукового анализа слов будет решаться детьми с большей охотой, если ей придать игровую форму. Чувствительность ребенка к звуковой оболочке слова, умение услышать и особым способом произнести отдельные звуки в словах можно проверить и отработать, играя в логопеда или доктора Звукова. (Логопед или доктор Звуков исправляет неправильное произношение у кукол или зверюшек. Негритенок или австралийский кенгуру имеет право не выговаривать какие-то русские звуки. Он говорит: «У слона ффобот». Какой звук неправильно произнес кенгуру?)

Подготовка к анализу слова имеет четыре ступени:

  1. На первой ступени обучения дети учатся выделять начальный гласный звук из состава слов: у-утка . На материале гласных звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности — анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных (аиу ).
  2. Вторая по трудности ступень подготовки — это анализ и синтез обратных слогов типа an, ут, ок. В это же время дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).
  3. Третья ступень подготовки к анализу слова — выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).
  4. После указанных упражнений дети легко овладевают четвертой ступенью подготовки — анализом и синтезом прямого слога типа са, а затем – умением выделять первый согласный из слов.

Только овладев 4-мя ступенями подготовительного периода, речевой ребенок становится готовым к полному звуковому анализу и синтезу слов типа СГС (суп) и СГСГ (косы).

Основополагающим приёмом работы на этапе обучения грамоте является звуко- буквенный анализ слова. Он начинается с выделения из слов отдельного звука. Если звук длительный (гласные э, а, о, у, ы, и, согласные м, н, ш, р, л, с, х, в, з, ж, ф ), можно выделить его в начале или в конце слова протяжным произношением: шшшар, жжжук, стуллл.

Звонкие согласные в конце слов оглушаются, поэтому их лучше выделять в начале слова; сонорные согласные р, л, м, н выделяют в начале и в конце слова.

Гласные звуки выделяют из начала слова, когда они составляют слог: о-сы, а- ист, и- ва.

Глухие согласные легко выделить в конце слова: мак- к, кот- т, звонкие- в начале слов со стечением согласных, например: брат- б, двор- д.

Дети узнают основные признаки гласных — они произносятся голосом, без помехи, их можно тянуть, петь, согласных звуков — произносятся несвободно, встречая преграды.

О звуках они должны знать, что их произносят и слышат, о буквах- что они обозначают звуки речи, их пишут и видят.

Дети учатся дифференцировать согласные на твёрдые и мягкие, парные и непарные по глухости- звонкости, а гласные –на ударные и безударные.

Для установления последовательности согласных и гласных в словах применяются графические схемы слого- звуковой структуры слов.

Ребёнок произносит слово, выделяя произношением протяжно каждый звук слова, и отмечает его в схеме слова. Для обучения чтению важно научить детей выделять в слове слияние( прямой слог) и примыкающие к нему согласные звуки.

Очень важно научить детей слышать звуки в составе слияния, обозначаемого на письме йотированными гласными я, ё, ю, е, например: ели- [й`эл`и], ёжик- [й`ожык], юла- [й`ула]. При этом нужно обратить внимание на слитное произношение этих слогов- слияний и на то, что записываются они с помощью одной букв

Процесс чтения по своим механизмам противоположен звуковому анализу, последовательности звуков в словах. Ориентирами здесь выступают графические средства письменной речи: гласные и согласные буквы, их сочетания. Мягкий и твёрдый знаки, пробелы между словами и знаки препинания.

Для прочтения согласных букв в составе слова нужно знать, какие гласные буквы за ним следуют: гласные э, а, о, у, ы- показатели твёрдости согласных, и, е, ю, я, ё- показатели мягкости согласных.

Если после согласной буквы следует согласная, то нужно ориентироваться на последующие буквы и прочтение всех согласных стечения вместе, например: стр ижи, стр ойка.

Необходимо учить детей видеть слияния в словах, ориентироваться на гласные и на ударения. Ударный слог в слове произносится громче, чем безударный.

Хочется обратить внимание на то, что читать ребёнка мы учим по частям, а не по слогам, например: миш-ка, с-тул.

Дошкольник, поступая в школу, должен для успешного обучения чтению обладать следующими знаниями и умениями:

  • Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков;
  • Уметь отличать букву от звука;
  • Уметь выделять звуки в словах;
  • Уметь определять место звука в слове;
  • Уметь подбирать слова с заданным звуком.

В заключении хочу отметить, что звуко- буквенный анализ слов необходим не только при обучении чтению, но и для грамотного письма. Он служит основой фонетического разбора слова, который дети выполняют на уроках русского языка на протяжении всего обучения в средней школе и который входит в ЕГ.

Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д

1.Александрова Т. В. «Живые звуки или фонетика для дошкольников» // «Ребёнок в детском саду». -2005. — №5, 6, 7, 8.

2.Гербова В. В. «Развитие речи старших дошкольников в детском саду» — М.: «Просвеш 2008г.

3.Ильконин Д. Б. «Как учить детей читать» -М.: 1976 г.

4.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 2005.

5. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 2002.

6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001.
Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.

7.Колесникова Е. В. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет». М.: изд. «Ювента», 2003г.

8.Колесникова Е. В. Программа по подготовке к обучению грамота детей дошкольного возраста «От звука к слову» (авторская программа) изд. 2 – е. М.: Изд. «Ювента», 2001г. — с. 18 6.

9.Максакова А. И. «Развитие правильной речи ребёнка в семье» — М.: Мозаика – Синтез, 2005г

Ссылка на основную публикацию