Структура повседневного логопедического занятия

Страна образования

Автор: Мальцева Татьяна Николаевна
Должность: Учитель–логопед
Учебное заведение: ГКОУ “Красноуфимская школа,реализующая адаптированные образовательные программы”
Населённый пункт: г.Красноуфимск
Наименование материала: Программа логопедической коррекции для обучающихся с нарушением речи
Тема: Программное содержание логопедических занятий
Дата публикации: 05.10.2018
Раздел: среднее образование

по логопедической коррекции для обучающихся с

речевыми нарушениями

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №

273-ФЗ (в соответствии с действующим законодательством).

15.07.2013г. № 78 – 03 (в соответствии с действующим законодательством).

Комаровой, Э.В. Якубовской вошедшей в сборник программ 1-4 классы, под редакцией И.М.

Бгажноковой, издательства «Просвещение», 2011 год.

Место предмета среди других предметов учебного плана.

направлено на овладение первоначальными навыками развития всех компонентов речевой

деятельности, привитие интереса к обучению, выявлению особенностей общего и речевого

развития. Предлагаемая программа направлена на коррекцию нарушенных и недостаточно

обучающихся, восполнение пробелов подготовки, к школьному обучению обучающихся с

Цель программы:

успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Коррекционно – образовательные:

– подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками говорения;

– формировать навык орфографически-правильных слоговых структур;

-развивать умение составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки.

Коррекционно – развивающие:

– коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

– коррекция слухового и зрительного восприятия и пространственной ориентировки;

– коррекция общей и мелкой моторики.

Коррекционно – воспитывающие:

– стимулировать учебную мотивацию;

– прививать интерес к обучению;

– формировать положительные нравственные качества и свойства личности.

Характеристика предмета

ознакомления с окружающим. Освоение речи позволяет им активно осваивать окружающий

мир, знакомясь с новыми вещами, будут учиться обобщать, анализировать. При разработке

В игровой форме обучающиеся осваивают и закрепляют словарь, понятие величины,

формы, цвета, предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, выполняют

артикуляционные упражнения, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.

Обучение ведётся звуковым аналитико – синтетическим методом носит элементарно-

практический характер и проводится в процессе ознакомления с предметами и явлениями

методологические и теоретические основания.

В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие

построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

– гуманизма – вера возможности, субъективного, позитивного подхода к обучающимся;

развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими

сторонами психического развития;

деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий

вид деятельности, свойственный возрасту;

изменение содержания, форм и

особенностей обучающегося, целей работы;

звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Теоретической основой программы являются положения о соотношении

коррекции и развития, разработанные Л.С.Выготским, П.Я. Гальпериным, Д.Б.Элькониным.

Общие требования к организации занятий:

развития, формирование готовности к овладению учебного материала;

– деятельностный характер занятия;

– широкое применение разнообразных наглядных опор и игровых приемов;

-обязательным элементом каждого занятия является проведение не менее двух динамических

коррекционных пауз (артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики;

профилактическая гимнастика для повышения остроты зрения; самомассаж пальцев и кистей

рук; пальчиковая гимнастика.

Структура занятия:

– развитие фонематического анализа и синтеза,

– развитие связной речи,

– развитие мелкой моторики,

Место коррекционного курса в учебном плане

На изучение курса «Логопедические занятия» отводится по 2 часа в неделю. Курс

рассчитан на 33 учебные недели – 66 часов. Продолжительность учебных занятий составляет

Календарно-тематическое планирование

контрольных

практических,

Активизация слуховой и

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

Родину, российский народ и историю России;

органичном единстве природной и социальной частей;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других

– овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие

соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие

социально значимых мотивов учебной деятельности;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к

творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным

Предметные результаты

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный

Минимальный уровень

Достаточный уровень

-различать звуки на слух и в собственном

прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

соотносить с предметными картинками;

помощью учителя отвечать на вопросы по

– писать на слух отдельные буквы.

Базовые учебные действия обучающихся:

Формируемые базовые учебные действия у младших школьников, обеспечивают, с одной

стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с

другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий,

которые содействуют дальнейшему становлению обучающегося, как субъекта осознанной,

активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные базовые учебные действия:

– осознавать себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы, обучением,

занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

соответствующие возрасту ценности и социальные роли;

– положительно относиться к окружающей действительности, воспринимать мир целостно;

самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности;

готовность безопасно и бережно вести себя в природе и обществе.

Коммуникативные базовые учебные действия:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик

– класс, учитель – класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и

сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников

Регулятивные базовые учебные действия:

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и

в ы х о д и т ь

о р и е н т и р о в а т ь с я

п р о с т р а н с т в е

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному

плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и

действия одноклассников, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;

принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,

корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

работать с учебными принадлежностями.

Познавательные базовые учебные действия:

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

таблицу, предъявленные на бумажных и электронных носителях).

Технологии и принципы их использования.

1. Личностно-ориентированные:

– принцип деятельностного – творческого подхода;

– принцип индивидуальности развития;

– принцип свободы выбора содержания и способов обучения, принятия самостоятельных

2. Игровые технологии:

– принцип выполнения игровой задачи;

– принцип подчинения правилам игры;

– принцип добровольного взаимодействия

Мониторинг развития речи

Грамматический строй речи

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

Материал: предметные картинки: лимон, яблоко, елка и другие.

2. Игра «Как сказать по-другому?»

Содержание диагностического задания

Рассматривает картинки, называет предметы и отвечает на вопросы:

Лимон – какой? (Желтый, сочный, кислый.)

Яблоко – какое? (Красное, круглое, вкусное.)

Елка – какая? (Высокая, зеленая, колючая.)

Задание: Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие

«приятели» к следующим словам:

1. Метель (вьюга, буран, пурга).

2. Смешной (забавный, потешный, комичный).

3. Грустный (невеселый, печальный).

4. Торопиться (спешить)

Звуковая культура речи

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1.Дидактическая игра «Определи место звука в слове».

Материал: предметные картинки с изображением мальчика, арбуза, рябины, танка,

абрикоса и др. (или любые другие, но, чтобы один и тот же звук был в начале, в середине и в

2. Дидактическая игра «Подбери слово с заданным звуком»

Содержание диагностического задания

1. Обучающийся рассматривает предметные картинки и раскладывает их так, чтобы в

одной стопке оказались слова со звуком [а] в начале, в другой – со звуком [а] в середине

– Почему остались лишние картинки? ( должен сказать, что осталась картинка с

изображением рябины, т. к. звук [а] не стоит ни в начале слова, ни в середине.)

Придумай слово на любой заданный звук, например,: звук [м].

Придумай слово, чтобы заданный звук был в середине (в конце) слова

Условные обозначения:

3 балла – без ошибок справляется с заданием.

2 балла – без ошибок делает задание, но при помощи взрослого.

1 балл – допускает большое количество ошибок

0 баллов –не выполняет задание

Высокий уровень – 10 – 12 баллов;

Средний уровень – 7 – 9 баллов;

Низкий уровень – 4 -6 балла

Учебно-методический комплект:

1.Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников М.:

2.Лалаева Р.И., Венедикторова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у

младших школьников. Учебно – методическое пособие. Союз, 2015.

Разработка конспектов логопедических занятий по ФГОС

Методические рекомендации

Пояснительная записка

Анализ методической работы по подготовке студентов-логопедов за период их преддипломной практики показывает, что большинство из них не справляется с самостоятельным составлением конспектов занятий. Трудности выражаются в отсутствии понимания целей и задач каждого этапа работы, неумении осуществлять подбор заданий для достижения данных целей и задач и характерных методических ошибках. Памятка и методические рекомендации по составлению конспектов разработаны в помощь студентам и логопедам, начинающим работать по ФГОС на этапе формирования фонетико-фонематических представлений у детей с нарушениями речи.

I. Общая памятка по составлению конспектов

  1. Соответствие темы, цели и содержания конспекта этапу коррекционной работы.
  2. Подчинённость всех заданий основной цели занятия.
  3. Логическая завершённость каждого задания (наличие мини-выводов).
  4. Плавность переходов от одного задания к другому (прогнозирование ответов детей, которые могут послужить ключевыми фразами для перехода к следующему заданию; учёт сюжетной и (или) тематической линии, если таковая имеется).
  5. Полнота изложения форм организации, методов и приёмов, видов работ.

II. Методические рекомендации к построению работы на разных этапах занятия

1. Мотивационно-целевой этап

Первый этап занятия по ФГОС называется «мотивационно-целевой». Мотивация возникает тогда, когда дети видят проблему, несоответствие. Необходимо подвести ребят к видению этой проблемы, а затем – решать её вместе с ними. Например, предложим выяснить, чем похожи дифференцируемые звуки [л’] – [й’]. Актуализируя имеющиеся знания об этих звуках, даём им характеристику (к примеру: согласные, звонкие, мягкие) и делаем вывод, почему именно эти звуки «пришли» на занятие (они похожи). Цель занятия вытечет сама собой из вывода: раз звуки так похожи друг на друга, значит можно их перепутать, поэтому есть необходимость научиться их различать. Обозначение смешиваемых звуков [л’] – [й’] буквами – это уже следующий этап («ориентировочный»), так как в буквенном обозначении данных фонем содержится различие, на него будем тоже опираться при дифференциации.

Таким образом, технология работы на мотивационно-целевом этапе может быть следующей:

  • Подводим детей к формулировке темы. (Что будем изучать, о чём будем говорить)
  • Ставим проблему. (В чём может возникнуть трудность? Какова опасность? Что мы умеем, а что – нет? Что уже знаем, а что – нет?)
  • Формулируем цель. (Цель вытекает логически из поставленной проблемы: что не знаем – надо узнать, что не умеем, надо научиться. Если есть какая-то опасность (трудность), надо с ней разобраться). Т.е. для постановки цели необходимо актуализировать имеющиеся представления у детей.

Пример построения работы на мотивационно-целевом этапе на занятиях по теме «Звуки [л] – [л’]. Буква «л»:

Два подхода к постановке проблемы.

  • (Более лёгкий вариант) Если тема звучит как «Звуки [л] – [л’]», можно актуализировать знания о звуках, а именно, определить общие их свойства (согласные, звонкие, язык поднят кверху и т.д.). Тогда вытекает проблема – их можно перепутать и неправильно произнести. Ставим цель: будем учиться правильно произносить звуки.
  • Если запишем и сформулируем тему как «Звуки [л] – [л’]. Буква «л», то мы будем актуализировать знания о звуках (какие они, чем похожи и чем различаются) и их буквенном обозначении (одна буква может обозначать два звука). Какая проблема из этого вытекает? (Можно неправильно произнести слово, прочитать слово, написать его). Тогда цель: научиться правильно произносить слова с этими звуками, читать и писать их.

В Инструктивно-методическом письме А.В.Ястребовой и Т.П.Бессоновой тема звучит: «Звуки [л] – [л’]. Буква «л». В соответствии с последовательностью работы над преодолением фонетико-фонематических нарушений («фонема – артикулема – графема – кинема») не будет ошибкой, если на первом занятии поучим детей произносить и различать звуки. На последующем (последующих) занятии (занятиях) можно уделить внимание в структуре занятия исследованию написания буквы «л» и прописыванию её отдельно от других букв и в слиянии с ними (профилактика оптической дисграфии, т.к. часты случаи добавления лишних элементов к букве). Иными словами, целью первого занятия будет осуществление коррекции звукопроизношения и формирование фонематических представлений, а основной целью второго (или последующих занятий) – совершенствование звуко-буквенных представлений, оптико-пространственной ориентировки и графо-моторных функций.

2. Ориентировочный этап

Цель этого этапа – обучить детей, как работать, чтобы достичь поставленной цели. (Как различить звуки и буквы; как правильно произносить звук, писать и читать букву)

На ориентировочном этапе можно предложить задание:

– Чем отличается звук от буквы? («Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу»).

Таким образом мы отрегулируем деятельность детей, подскажем способ решения поставленной задачи: как научиться правильно произносить звуки и обозначать их буквой, какие органы будут участвовать в этой работе.

На занятиях по дифференциации звуков ориентировочный этап может быть проведён в виде повторения и закрепления способов их различения. Тогда основная работа на данном этапе будет направлена на решение вопроса: как научиться различать звуки?

3. Поисково-исследовательский этап

Поисково-исследовательский этап предполагает выявление неизвестной информации путём использования имеющихся знаний, творческий подход к реализации цели занятия.

Например, на занятии по теме «Звуки [л], [л’] и буква «л» можно предложить детям пофантазировать – на что похожа буква «Л»? Очень уместна работа на анализ составных частей буквы (сколько элементов в прописной букве? Какие они? На что похожи? Как и где соединяются между собой). В качестве продуктивной деятельности на этом этапе целесообразно предложить детям либо прописать букву, либо построить её из бумажного конструктора (обвести по контуру, собрать из камушков, пуговиц или другого подручного материала по заранее заготовленным контурам – вариантов может быть много).

Отличным материалом для исследовательской деятельности может послужить набор картинок с изображением названий знакомых артикуляционных упражнений. Детям предлагается выбрать только те, которые помогут им научиться правильно и красиво произносить звук или звуки занятия. В процессе выполнения этого задания дети анализируют, на что направлены те или иные артикуляционные упражнения, а затем проверяют правильность выполнения задания совместно с логопедом. Это задание творческое, оно активизирует мыслительный процесс: дети должны сообразить сами, а для чего, в сущности, нужна артикуляционная гимнастика, и какие именно упражнения им будут полезны на текущем занятии. Другой вариацией этого задания может быть самостоятельная работа детей (в парах или группе) по разбиению тех же картинок на две группы по принципу различных положений языка, губ, зубов. Этот вид задания прекрасно зарекомендовал себя на занятиях по дифференциации звуков [с] – [ш], [з] – [ж], [л’] – [й’].

Читайте также:  Новый Год - конспект логопедического занятия
4. Практический этап

Практический этап является основным этапом, на котором идёт закрепление новых знаний в разных видах деятельности по схеме: «Звук – слог – слово – словосочетание – предложение – текст». В связи с этим логопед так организует образовательный процесс, чтобы дети смогли обучать друг друга и (или) сами себя с помощью специально подобранных логопедом тренировочных упражнений. Наиболее ярко здесь проявляется системно-деятельностный подход, который не исключает, а, напротив, предполагает адресную помощь детям. Индивидуализация происходит благодаря использованию разных форм организации работы, подбору материала для каждого ребёнка или подгрупп в зависимости от уровня овладения тем или иным навыком.

Вот примеры такого вида организации части занятия:

  • Дети, не испытывающие затруднения в произношении и дифференциации звуков, самостоятельно выписывают из текста слова с изучаемыми буквами. Менее сильная подгруппа в это время работает с логопедом.
  • Дети, не владеющие умением произносить поставленные звуки в словах, отрабатывают это умение самостоятельно на уровне слогов по предварительному объяснению учителя. Параллельно вторая подгруппа может выполнять задания, требующие последовательной согласованной работы с учителем.

Важно осуществлять отработку навыков произношения и дифференциации звуков на разном лексическом материале, но использовать данный материал для решения одновременно нескольких задач: отработке навыков деления слов на слоги, выделения ударного гласного, звуко-буквенного анализа, работе над интонационной выразительностью, восполнением пробелов в лексико-грамматическом строе и т.д.

5. Рефлексивно-оценочный этап

На последнем этапе проводится заключительная беседа с детьми, направленная на обобщение выполненных заданий путём припоминания и формулирования основной цели занятия. Основной вопрос – не «Что мы сегодня делали?», а «Чему мы учились?» Именно этот вопрос помогает ребёнку сориентироваться в собственной системе знаний и определить, какие трудности у него возникали, что удалось хорошо, а что – не очень. Не лишним было бы предложить детям оценить свою работу. Так формируется мотивация и целеполагание: «Чем бы вы хотели заняться на следующем занятии?» Для повышения устойчивости учебных мотивов уместно направить детей на размышление о том, для чего им это нужно, где могут пригодиться усвоенные знания и (или) умения. Например:

– Посмотрите на наш план и вспомните, в чём он нам сегодня помог? (Различать звуки [З] – [Ж])

– При выполнении какой работы звуки было различать легче всего? А труднее всего?

– Почему, как вы думаете?

– Какой вывод мы можем сделать? (Нужно учиться следить за произношением звуков в речи)

– Для чего нам нужно уметь правильно произносить звуки? (чтобы правильно говорить, читать, писать)

– На каких уроках вам пригодятся сегодняшние знания и умения?

– Оцените каждый свою работу по таблице.

– Посчитайте баллы. Что увидели? Молодцы!

Тэги: логопедические ФГОС рекомендации

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:


Вакансии для учителей

I. Структура открытого логопедического занятия

Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Здесь предложены некоторые варианты организации занятий с использованием:

ü сказочных сюжетов;

ü элементов фольклора;

ü воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

ü литературных персонажей;

ü известных и придуманных игр;

ü элементов сюжетно-дидактической игры;

ü сюжетных и пейзажных картин;

ü специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей, мозаик, панно;

ü настольно-печатных игр;

ü сюжетов и героев мультфильмов.

При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу предложенного сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества логопеда и детей.

Структура занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

2. Сообщение темы занятия.

3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

5. Произношение звуков в словах.

7. Работа над произношением.

8. Произношение звука в связной речи.

Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических занятий.

1. Организационный. Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психоречевых функций. Основная задача логопеда – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, занятие на тему «Похищение буквы В» начинается с прочтения телеграммы. В другом варианте занятие на основе сюжета «Прогулка в лес» начинается с загадки. Затем следуют релаксационные упражнения, которые помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией. В третьем варианте используется психогимнастика. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Можно использовать элементы психогимностики. Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

2. Сообщение темы занятия. Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляются игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей.

Например, в занятии «Три поросенка» сообщение темы звучит так: «Сегодня мы будем сочинять сказку о Ниф-Нифе, Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и изучать звуки Н, НЬ». Другой вариант: детям предлагается повторить и отгадать загадку, все слова которой содержат изучаемые звуки.

Таким образом, игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуется следующие задачи:

Ø уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

Ø показывается «профиль» звука на рисунке;

Ø уточняются акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие;

Ø находится образное сравнение звука (звук [Р] – рычание тигра);

Ø определяется их место в звуко-буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).

4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях. Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия.

5. Произношение звуков в словах. На этом этапе занятия решаются следующие задачи:

Ø развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

Ø уточнение и расширение лексического запаса;

Ø овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;

Ø развитие слухового внимания и зрительной памяти;

Ø овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.

Для решения этих задач важен подбор речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй – поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки и картинки. В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется, а если и выставляется, то только после называния слов детьми. Здесь фонематические представления детей, базирующиеся на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей.

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда и т.д.), способствует развитию логической памяти, а применение речевого материала – слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова), – развивает звуковое чутье.

Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить одно и тоже слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.

6. Физкультурная минутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:

Ø снять усталость и напряжение;

Ø внести эмоциональный заряд;

Ø совершенствовать общую моторику;

Ø выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

При планировании физминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Формы проведения физминуток разные. Это может быть и подвижная игра, и имитация трудовых действий, и произношение придуманных чистоговорок сопровождается действием и многое другое. Иногда развитие сюжета в физминутке связывается ситуативной цепочкой со словом из предыдущего этапа занятия. Физминутка может проводить и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных.

Физминутки можно проводить под музыку, связанную с темой занятий.

7. Работа над предложением. Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям.

Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в сочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

На данном этапе занятий решаются следующие задачи:

Ø установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

Ø актуализация накопленного словаря;

Ø формирование связности и четкости высказываний;

Ø работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;

Ø анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии).

Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному дидактическому правилу – от простого к сложному. На начальном этапе – это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем, задания усложняются: детям предлагают составлять предложения по набору слов или по опорным словам.

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых в «нескладушках-неладушках» и «небывальщинах» нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные логопедом.

Обязательным условием при выборе принципов и приемов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

8. Произношение звука в связной речи. Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующие задачи:

Ø развитие воображения и творческой фантазии;

Ø развитие словотворчества;

Ø развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

Необходимым и обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа.

Методы основных и попутных задач многообразны. В одних случаях используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами. Причем необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны, доступны и многообразны по интонационным характеристиками.

Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувству созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы. Развитию связной речи способствует запланированное или экспромтное построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций.

Если позволяет время, то можно организовать пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий (имитацией движений, разыгрыванием сценок и т.д.), развивающихся по ходу сюжета.

9. Итог занятия. На заключительной стадии подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Обязательное условие – передача положительных эмоций.

При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка, а реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит – если активно работать, все получится!

Важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в последующий раз?» и т.д. Ответы могут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа последующих занятий.

Итог занятия может быть предложен в игровой форме, где предусмотрен сюрприз.

В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.

СХЕМА АНАЛИЗА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Ф.И.О. логопеда – Попова Анастасия Николаевна

Город (район) – Хабаровск

ДОУ——– дата /5.06.10

Этап работы – автоматизация звука в слогах и словах.

Форма занятия — индивидуальное.

Тема – автоматизация звука [ш] в слогах и словах; «Прогулка Язычка». Возраст, число детей –1 ребенок, 5 лет.

Анализирующий – Попова Анастасия Николаевна

Цели занятия соответствуют особенностям учебного материала, для реализации каждой цели подобрано определенное задание. Данное занятие -пятое в системе занятий по автоматизации звука [ш], предыдущие должны быть направлены на автоматизацию звука в изолированном произнесении и в слогах (открытых, закрытых, со стечениями). Данная тема играет большую роль, так как автоматизация звука [ш] является одним из направлений работы, определенных при обследовании ребенка. Дошкольник должен быть подготовлен к данной теме, так как звук [ш] к представленному занятию уже должен быть поставлен и автоматизирован в изолированном произношении и в слогах. Цели занятия были определены на основе нарушений, которые отмечаются у ребенка. Все цели в ходе занятия должны быть реализованы (предложенные задания этому способствуют).

Структура занятия соответствует целям, тип занятия и его структура были тщательно продуманы и составлялись с опорой на индивидуальные особенности ребенка. Все этапы занятия расположены в логической последовательности и взаимосвязаны. От одного этапа к другому переходы четкие, плавные. Занятие длится 22 минуты, между этапами распределение времени целесообразно (от 1 минуты до 3 минут). Форма обучения выбрана

рационально, занятие опирается на раннее подготовленный план. Возможны отступления от конспекта при каких-либо затруднениях у ребенка. Оборудование занятия разнообразно — профиль артикуляции, алфавит, картинки, тетрадь для домашних заданий. Работа планируется от простого к сложному (начиная от изолированного произнесения звука, затем произнесения слогов и лишь после этого произнесения слов).

Читайте также:  Конспект занятия: Дифференциация звуков З’-С’

Содержание занятия соответствует требованиям Государственных программ, перспективному плану работы, речевым и возрастным особенностям ребенка. Занятие носит также и воспитательный характер -воспитание внимания и усидчивости. К восприятию новых знаний ребенка подводим постепенно, начиная с актуализации опорных знаний. Ребенок должен самостоятельно отвечать на вопросы, выполнять задания. Упражнения представлены разнообразные, степень сложности определена возможностями ребенка. В конце занятия обязательно подводится итог, выясняется степень усвоения материала.

Данное занятие имеет также коррекционную направленность формирование правильного произношения звука [ш], развитие фонематического слуха, речевой моторики, внимания.

Методы, приемы и средства обучения соответствуют содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям ребенка. Используются как словесные, так и наглядные методы.

У ребенка в ходе занятия формируются общеучебные и специальные умения и навыки. Проверка логопедом знаний ребенка ведется на следующем занятии с помощью проверки домашнего задания. Ошибочные ответы должны не игнорироваться, а исправляться. В ходе занятия происходит смена видов деятельности (слушание, проговаривание, нахождение нужной буквы). Речевой и дидактический материал соответствует возможностям ребенка. Обучающие действия оптимальны, имеются элементы творчества (занятия в виде сказки про Язычка).

Необходима собранность и внимательность логопеда, самообладание, ясная и выразительная речь, доброжелательное отношение к детям, соблюдение норм педагогической этики, мастерство педагогического общения, знание материала занятия.

Общие выводы: занятие тщательно продумано, ожидается положительный эффект в результате его проведения.

Анализ логопедического занятияФ.И.О. логопеда——-

Город (район) – ДОУ – дата 24.11.2010

Этап работы – автоматизация звука в словах и фразе.

Форма занятия – индивидуальное.

Тема: – Фонетическая – автоматизация звука [р] в словах и фразе.

Лексическая – «Осень. Овощи и фрукты (дифференциация)».

Возраст, число детей – / ребенок, 5 лет.

Анализирующий — Попова Анастасия Николаевна.

Цель посещения — анализ занятия.

Цели занятия соответствуют особенностям учебного материала, для реализации каждой цели подобрано определенное задание (например, для развития фонематического слуха предложена игра «Поймай звук», для развития внимания и навыков словоизменения – игра «Чего не стало?»). Представленное занятие – не первое и не завершающее в системе занятий по автоматизации звука [р], предыдущие были направлены на автоматизацию звука в изолированном произнесении, в слогах (открытых, закрытых, со стечениями согласных) и словах. Данная тема играет важную роль, так как автоматизация звука [р] является одним из направлений работы, определенных по итогам обследования ребёнка. Дошкольник подготовлен к восприятию данной темы, так как звук [р] к представленному занятию уже поставлен и автоматизирован в изолированном произнесении и слогах.

Цели занятия были определены на основе нарушений, которые отмечаются у ребёнка. Все поставленные цели (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные) были реализованы (предложенные задания этому способствуют).

Структура занятия соответствует целям, тип занятия и его структура были тщательно подобраны и составлялись с опорой на индивидуальные и возрастные особенности ребёнка. Все этапы занятия расположены в логической последовательности и взаимосвязаны, переходы от одного этапа к другому плавные. Занятие длилось 23 минуты, между этапами распределение времени целесообразно (от 1 до 3 минут). Форма обучения выбрана рационально; заметно, что занятие опирается на ранее подготовленный план. Оборудование весьма разнообразно – картинка с изображением щенка, домика; фишки; предметные картинки овощей и фруктов, которые неоднократно использовались на разных этапах занятия. Работа велась от простого к сложному (начиная от изолированного произнесения звука, затем произнесение слогов, слов и лишь после этого произнесение фраз). Содержание занятия соответствует требованиям государственных программ, речевым и возрастным особенностям ребёнка, в его ходе прослеживается сюжет (путешествие пса Чарли), материал тщательно подобран (используется много слов по лексической теме «Овощи и фрукты» со звуком [р]). Занятие носит также и воспитательный характер -воспитание внимания и усидчивости. К тому же оно связано с жизнью ребёнка, так как представленная лексическая тема является необходимой для формирования у него умения дифференцировать овощи и фрукты, а также осень от других времен года. К восприятию новых знаний логопед подводит ребёнка постепенно, начиная с актуализации опорных знаний. Кроме того, была организована самостоятельная работа – ребёнок отвечал на вопросы, сам выполнял задания. На занятии использовались разнообразные упражнения, степень их сложности определялась возможностями дошкольника. Логопедом давались четкие инструкции, понятные ребёнку, при необходимости ему оказывалась помощь. В конце занятия был подведен итог, представленный в игровой форме.

Данное занятие имеет также коррекционную направленность формирование правильного произнесения звука [р], практических навыков

словоизменения, развитие фонематического слуха, речевой и мелкой моторики, внимания.

Методы, приемы и средства обучения соответствуют содержанию материала, поставленным целям ‘ занятия, возможностям ребёнка. Используются как словесные, так и наглядные методы, прием самомассажа. Материал подавался логопедом эмоционально, один и тот же наглядный материал использовался в различных упражнениях, что способствовало закреплению изображенных на картинках понятий.

Ребёнок занимался хорошо, увлеченно, с интересом, внимательно слушал логопеда и активно выполнял предлагаемые ему задания. Степень овладения практическими навыками у дошкольника – высокая. Проверка логопедом знаний ребёнка велась с помощью различных вопросов по теме, ошибочные ответы не игнорировались, а исправлялись.

Освещение кабинета соответствует необходимыми условиям, мебель соответствует росту ребёнка, лишние предметы на столе отсутствуют. Дошкольник не утомлялся, значит логопедом была верно организована работа по предупреждению переутомления. Физкультминуток не было проведено, однако этого и не требовалось, о чем свидетельствует состояние ребёнка. В ходе занятия происходила смена видов деятельности (слушание, проговаривание, называние, нахождение нужной картинки и т.п.). На занятии присутствовала атмосфера доброжелательности, взаимопонимания. Речевой и дидактический материал соответствовал возможностям ребёнка, отмечается целесообразное ослабление напряженности в конце занятия. Обучающие действия логопеда оптимальны, имеются элементы творчества (занятие имеет сюжет), недостатков выявлено не было.

Логопед на занятии был внимателен, собран, речь у него была ясная, точная, выразительная, эмоциональная; он старался больше возможностей для говорения предоставить ребенку. Нормы педагогической этики были

соблюдены, отмечается мастерство педагогического общения, доскональное знание материала занятия.

Общие выводы: занятие тщательно продумано, ожидается положительный эффект в результате его проведения. Рекомендации логопеду: продолжать занятия с ребенком по автоматизации звука [р] во фразе и связной речи.

Логопедическая диагностика детей до 1 года

Развития речи ребёнка требует внимания на всех этапах. Если наблюдаются задержки, необходимо своевременно определить их и начать методичную работу по их коррекции. В этой статье мы расскажем, по каким критериям оценивать ранее развитие речи, и как проходит логопедическое обследование.

Шкала оценки нервно-психической сферы

Ребёнок реагирует на общение с ним, перестаёт плакать и начинает улыбаться знакомому взрослому при зрительном контакте. Стадия фонации.

Стадия гуления, ребенок вступает в голосовой контакт, если услышит обращенный к нему ласковый голос. Появляются гласные и согласные звуки. Слух: реагирует на звук пищалки.

Появляется визг, смех . Речь: новые звуки, певучее гуление, лепет. Узнаёт знакомые голоса и понимает интонации, различает мимику взрослого, некоторые его движения и действия. Слух – реакция на звук пищалки и манки.

Канонический лепет, стремится привлечь к себе внимание звуками, развивается отраженный лепет (повторения слоговых цепей). Слух – реакция на все звуковые сигналы.

9-11 месяцев

Активно общается с помощью жестов. Может использовать 1-2 лепетных слова. Ползает, манипулирует предметами: пробует их, обследует. Способен выполнять простые одноступенчатые инструкции. Начинает понимать социальные свойства предметов. Отзывается на имя.

Ребёнок понимает 30-50 слов; инструкции, сопровождаемые жестами. Начинает ходить и исследовать территорию. Реагирует на запрет.

Логопедическое обследование: алгоритм и структура

Диагностика проходит в 2 этапа:

1. Сбор анамнеза за все периоды развития – во время беременности, родов и в первые недели жизни ребёнка. Изучение медицинской документации, моторного профиля.

2. Собственно процедура логопедического обследования (30 – 40 минут).

Желательно проводить тестирование на территории ребенка, где он может свободно передвигаться и чувствовать себя в безопасности.

Тестирование

Тесты направлены на обследование контактности, артикуляционного аппарата, слухового и зрительного восприятия (способности визуально следить за объектом, реагировать на его исчезновение и возвращение, показывать его часть), вокализации (способности повторять за экспериментатором), ментальных операций.

Рекомендованное оборудование:

– картонная коробка: 10 – 10 – 10 см
– ткань или салфетка
– машинка яркого цвета: 12,5 см
– двигающиеся механические игрушки яркого цвета: 10-15 см
– баночки с манкой, горохом, гречкой
– юла яркого цвета
– кубики разного цвета 10 шт. 2,5 – 2,5 – 2,5 см
– мяч яркого цвета 10 см в диаметре
– звучащие игрушки: колокольчик – 5 см в диаметре и 10 см высотой
– молоточек

Примеры тестовых заданий

Что в результате тестирования?

Проведя комплексную оценку состояния развития ребёнка, логопед формирует индивидуальную программу коррекции. Она строится на базе сохранных нейрофизиологических механизмов, и направлена на доведение до возрастной нормы и последующее совершенствование “уязвимых” сфер. В коррекцию входит:

  • развитие коммуникативной сферы
  • логопедические занятия
  • паллиатив, фармакотерапия
  • обучение родителей правильному речевому общению с малышом, создание правильной речевой среды

    Специалисты нашего центра проводят комплексную диагностику речевого и общего развития детей до 1 года, а также коррекционные и развивающие занятия. Будем рады помочь!

    Чтобы записаться на занятие и/или получить более детальную информацию, пришлите нам запрос через форму на сайте или позвоните по телефону 8-911-093-83-09

    • Главная
    • О центре
    • Наши специалисты
    • Цены
    • Ваши вопросы
    • Онлайн-занятия
    • Отзывы
    • Коллегам
    • Публикации
    • Логопед взрослым
    • Логопед детям
    • Логопедический массаж
    • БОС
    • Новости
    • Контакты
    • Психолог

    © « Центр коррекции речи Анны Белик »

    Санкт-Петербург , пр. Просвещения, 15 ; пр. Сизова, 25 .
    Часы работы: Пн-Пт 10-20, Сб-Вс 10-16 .
    Т. +7(921) 995-61-57 , +7(911) 093-83-09, logoped@belikcenter.ru , Skype: Beliklogocenter

    Вся опубликованная на сайте информация предоставлена для общего ознакомления. Для консультации обратитесь к нашим специалистам

    Схема логопедического обследования ребенка 1-го года жизни

    6.1. Череп – стигмы дизэмбриогенеза черепа

    Наличие стигм дизэмбриогенеза

    Наличие-отсутствие симметрии мимической мускулатуры

    Наличие пареза, паралича

    • живая, выразительная;
    • вялая, маловыразительная;
    • лицо амимичное.

    Тонус мимических мышц (тонус мышц определяется при совместном осмотре ребенка невропатологом и логопедом):

    • физиологический;
    • снижен (гипотонус);
    • повышен (гипертонус);
    • дистония (меняющийся характер мышечного тонуса).
    • строение не нарушено;
    • деформация носа;
    • западение спинки носа;
    • атрезии ноздрей: полные; неполные; односторонние; двусторонние;
    • атрезии хоан: полные; неполные; односторонние; двусторонние;
    • другие аномалии строения

    6.3. Безусловные рефлексы, рефлексы орального автоматизма (для детей с органическим поражение ЦНС, синдромом ДЦП)

    6.4. Артикуляционный аппарат:

    Верхняя челюсть – строение:

    • без особенностей;
    • наличие расщелины;
    • справа;
    • слева;
    • полная;
    • неполная;
    • двусторонняя: полная; неполная;
    • другие аномалии строения

    Нижняя челюсть – строение: аномалии

    Непроизвольные движения (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых реакциях во время бодрствования):

    • в полном объеме;
    • ограничено опускание челюсти;
    • ограничены боковые движения;
    • ограничены движения при открывании рта;
    • ограничены движения при закрывании рта;
    • нарушено откусывание;
    • нарушено жевание;
    • другие нарушения движений

    Тонус мышц нижней челюсти:

    • физиологический;
    • снижен (гипотонус);
    • повышен (гипертонус);
    • дистония (меняющийся характер мышечного тонуса).

    Соотношение между верхней и нижней челюстью:

    • не нарушено;
    • тенденция к формированию прогении;
    • тенденция к формированию прогнатии.
    • без особенностей;
    • толстые;
    • тонкие;
    • наличие расщелины: односторонняя; справа; слева; полная; неполная; двусторонняя: полная; неполная;
    • наличие пареза мышц губ;
    • деформация верхней губы;
    • деформация нижней губы;
    • укорочение верхней губной уздечки;
    • другие аномалии строения

    Положение губ в покое:

    • губы сомкнуты;
    • спастическое напряжение губ;
    • плотное смыкание рта;
    • губы плотно не смыкаются;
    • рот полуоткрыт;
    • губы вялые;
    • перетягивание угла рта в одну сторону: вправо; влево;
    • опускание угла рта вниз: справа; слева;

    Непроизвольные движения губ (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых реакциях во время бодрствования):

    • движения в полном объеме;
    • губы не округляются при присасывании;
    • пища подтекает из угла рта: справа; слева; с двух сторон;
    • ребенок быстро устает во время еды;
    • не снимает пищу губами;
    • при крике (или других звуковых реакциях) перетягивается угол рта вверх: справа; слева;
    • при крике (или других звуковых реакциях) опускается угол рта: справа; слева;
    • другие нарушения движений

    Мышечный тонус губ, круговой мышцы рта:

    • физиологический;
    • снижен (гипотонус);
    • повышен (гипертонус);
    • дистония (меняющийся характер мышечного тонуса);
    • насильственные движения в мышцах губ:
    • тремор;
    • гиперкинезы.
    • без особенностей;
    • толстый;
    • тонкий;
    • большой, массивный;
    • узкий, “игольчатый”;
    • складчатый;
    • кончик языка не выражен;
    • кончик языка раздвоен;
    • другие аномалии строения языка

    Наличие пареза, паралича, атрофии мышц языка

    Положение языка в покое:

    • язык по средней линии;
    • язык тонкий, распластан в полости рта;
    • напряженный, отодвинут назад (кзади);
    • спинка языка приподнята;
    • спинка языка спастически изогнута, приподнята вверх;
    • кончик языка приподнят кверху;
    • кончик языка не выражен;
    • язык отклоняется в правую сторону;
    • язык отклоняется в левую сторону;
    • синюшный цвет языка;

    Непроизвольные движения языка:

    • движения в полном объеме;
    • ограничены движения в правую сторону;
    • ограничены движения в левую сторону;
    • ограничены движения кверху;
    • ограничены движения книзу;
    • ограничены движения кзади;
    • ограничены движения кончика языка вперед;
    • складывается “лодочкой”;
    • упирается кончиком в твердое небо;
    • другие нарушения движений

    Синеет при непроизвольных движениях:

    • больше справа;
    • больше слева;
    • кончик языка;
    • весь язык.

    Насильственные движения языка:

    • тремор;
    • гиперкинезы;
    • фибриллярные подергивания.
    • без особенностей;
    • укорочена;
    • укороченная уздечка с массивным тяжем;
    • наличие двух и более укороченных тяжей;
    • другие аномалии строения

    Мышечный тонус языка:

    • физиологический;
    • снижен (гипотонус);
    • повышен (гипертонус);
    • дистония (меняющийся характер мышечного тонуса).
    • без особенностей;
    • высокое;
    • узкое;
    • уплощенное;
    • широкое;
    • плоское;
    • наличие расщелины;
    • другие аномалии строения
    • без особенностей;
    • наличие расщелины;
    • другие аномалии строения
    • отклонение увуля от средней линии вправо (при крике);
    • отклонение увуля от средней линии влево (при крике);
    • провисание всей небной занавески;

    Непроизвольные движения мягкого неба:

    • движения в полном объеме;
    • затруднено глотание;
    • поперхивание при глотании;
    • попадание пищи в нос;
    • появление саливации в вертикальном положении на руках у взрослого (4 мес.);
    • слюна подтекает преимущественно: справа; слева; с двух сторон;
    • интенсивность саливации: незначительная; умеренная; обильная; усиливающаяся при определенных условиях

    6.5. Наличие оральных синкинезий

    6.6. Дыхательный аппарат

    • брюшное дыхание (до 6 мес.);
    • смешанное дыхание (после 6 мес.);
    • инфантильное дыхание (преобладание брюшного дыхания, большая частота дыхания,
    • недостаточная глубина);
    • стридорозное дыхание.
    • без особенностей;
    • дискоординация вдоха и выдоха;
    • нарушение ритма дыхания, сосания, глотания;
    • нарушение ритма дыхания, жевания, глотания;
    • нарушение ритма дыхания, фонации, артикуляции;
    • поверхностный вдох;
    • укороченный, слабый выдох;
    • наличие утечки воздуха через носовые ходы.

    6.7. Первые звуковые безусловно-рефлекторные реакции:

    • громкий;
    • звонкий;
    • достаточно сильный;
    • интонационно-выразительный (с 2-3-месячного возраста);
    • наличие интонации в крике, оттенков недовольства, радости и т.д. (с 4-месячного возраста);
    • тихий;
    • маловыразительный;
    • слабый, но с коротким вдохом и удлиненным выдохом;
    • захлебывающийся;
    • истощающийся;
    • визгливый;
    • прерывающийся;
    • сдавленный;
    • пронзительный;
    • болезненный;
    • с носовым оттенком;
    • отдельные всхлипывания на вдохе;
    • отдельные вскрикивания на вдохе;
    • крик афоничный;
    • вместо крика гримаса на лице;
    • другие особенности крика
    • крик отсутствует;
    • раздражители, вызывающие крик:
    • физиологическая реакция (после сна, перед кормлением, реакция на дискомфорт и т.д.);
    • часто беспричинно;
    • кричит постоянно, не успокаивается в позе “под грудью”, при виде пищи, ощущении соски, соски бутылки.
    Читайте также:  Музыкально-логопедический досуг Праздник урожая

    Плач (со слезотечением с 2 месячного возраста):

    • громкий;
    • звонкий;
    • достаточной силы;
    • тихий;
    • слабый;
    • захлебывающийся;
    • истощающийся;
    • с носовым оттенком (нозализованный);
    • плач афоничный;
    • другие особенности плача
    • активное;
    • слабое;
    • нет звуков кряхтенья.
    • активное;
    • слабое;
    • нет звуков причмокивания.

    Наличие голосовых модуляций (с 4 -5-месячного возраста):

    • активное;
    • слабое;
    • нет звуков повизгивания.
    • активное;
    • слабое;
    • нет звуков хныканья.
    • активные;
    • слабые;
    • нет звуков.
    • радостные возгласы, смех в ответ на эмоционально-речевое общение;
    • нет радостных возгласов и смеха.

    6.8. Предпосылки формирования активной речи.

    Звуки гуканья, гыканья (с 1 мес):

    • издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним;
    • активное, частое гуканье;
    • редкие звуки гуканья;
    • звуки гуканья:

    Раздражители, вызывающие гуканье:

    • непроизвольно;
    • на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
    • на эмоционально-речевое общение со взрослым;
    • на звук игрушки;
    • на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
    • на тактильное прикосновение взрослого;
    • при сочетании ряда раздражителей
    • только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
    • звуков гуканья нет.

    Звуки гуления (с 2 мес):

    • повторно произносит отдельные звуки (2 мес, методика выявления в диагностике нервно-психического развития детей 1-го года жизни);
    • гулит (4 мес.);
    • активное, частое гуление;
    • редкие звуки гуления;
    • звуки гуления

    Раздражители, вызывающие гуление:

    • непроизвольно;
    • в комплексе оживления (с 3 мес);
    • на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
    • на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка);
    • на эмоционально-речевое общение со взрослым;
    • на звук игрушки;
    • на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
    • на тактильное прикосновение взрослого;
    • при сочетании ряда раздражителей:
    • только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
    • звуков гуления нет.

    Певучее гуление (с 5 мес.):

    • активное певучее гуление;
    • редкие звуки певучего гуления;
    • звуки певучего гуления

    Раздражители, вызывающие певучее гуление:

    • непроизвольно;
    • на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
    • на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка);
    • на эмоционально-речевое общение со взрослым;
    • на звук игрушки; на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
    • на тактильное прикосновение взрослого;
    • при сочетании ряда раздражителей
    • только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
    • звуков певучего гуления нет.

    Произносит отдельные слоги лепета – начало лепета (6 мес):

    • интонированный;
    • однообразные слоги лепета;
    • неинтонированный;
    • отдельные слоги лепета
    • нет отдельных слогов лепета;

    Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (7 мес):

    • лепет интонированный;
    • лепет неинтонированный;
    • слоги лепета:
    • нет слогов лепета;

    Громко, четко и повторно произносит различные слоги (8 мес):

    • слоги лепета разнообразные;
    • слоги лепета однообразные;
    • лепет интонированный;
    • лепет неинтонированный;
    • слоги лепета
    • нет слогов лепета;

    Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете (9 мес.):

    • слоги лепета разнообразные;
    • слоги лепета однообразные;
    • произосит слоговые цепочки;
    • произносит отдельные слоги лепета;
    • редкие слоги лепета;
    • недифференцированные звуки;
    • лепет интонированый;
    • лепет неинтонированный;
    • произносимые слоги, звуки:

    Раздражители, вызывающие лепет:

    • непроизвольно;
    • в ходе предметно-делового общения со взрослым;
    • на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
    • на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка);
    • на эмоционально-речевое общение со взрослым;
    • на звук игрушки;
    • на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
    • на тактильное прикосновение взрослого;
    • при сочетании ряда раздражителей
    • только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
    • не подражает взрослому, не повторяет за ним слоги;
    • звуков лепета нет;

    Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете (10 мес.):

    • не подражает взрослому, не повторяет за ним новые слоги.

    Первые лепетные слова (с 11 мес.):

    • наряду с лепетом пользуется лепетными словами;
    • редко пользуется лепетными словами;
    • произносимые лепетные слова
    • нет первых лепетных слов;
    • легко подражает новым слогам, произносит 5-10 облегченных слов (с 12 мес);
    • не подражает новым слогам, не произносит облегченные слова.

    Звуковая активность ребенка повышается:

    • в ходе тактильно-эмоционального общения взрослого и ребенка;
    • в ходе эмоционально-речевого общения ребенка и взрослого;
    • в ходе предметно-действенного общения ребенка и взрослого;
    • при сочетании различных форм общения.

    6.9. Предпосылки формирования понимания речи (7-12 мес.)

    6.10. Слуховые ориентировочные реакции (10 дн-12 мес.)

    6.11. Зрительные ориентировочные реакции (10 дн-12 мес.)

    6.12. Эмоции и эмоциональное поведение (1-12 мес.)

    6.13. Движения руки и действия с предметами (с 3 мес.)

    Врожденные аномалии строения пальцев рук и рук

    Мышечный тонус рук:

    • гипотонус;
    • гипертонус;
    • дистония;

    Положение кисти рук:

    • ротация кнаружи;
    • ротация вовнутрь;

    Положение пальцев рук:

    • сжаты в кулаки, большие пальцы лежат под четырьмя остальными;
    • сжаты в кулаки, большие пальцы лежат сверху остальных;
    • пальцы разведены;

    Зрительно-моторная координация рук:

    • приближение рук ко рту, сосание пальцев (с 2 мес.);
    • приближение руки к глазу или носу (с 2 мес.);
    • фиксация своей руки, захватывание руки (с 3 мес.);
    • наличие реакции ощупывания своих рук (с 3,5 мес.);
    • перекладывание игрушки из руки в руку (с 5 мес.);

    Формирование дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук:

    • ладонный захват;
    • захват нижней третью пальцев рук;
    • захват верхней третью пальцев рук;
    • захват двумя пальцами большим и указательным (с 8 мес.);
    • захват тремя пальцами (с 10 мес.);
    • указательный жест (с 9 мес.).

    6.14. Движения общие

    Задачи (рекомендации) логопедической работы:

    Схема логопедического обследования ребёнка раннего возраста

    Ирина Черень
    Схема логопедического обследования ребёнка раннего возраста

    СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО

    И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    (от 2 до 4 лет)

    Фамилия, имя ребенка ___

    Дата рождения, возраст ___

    Национальный язык, двуязычие (если есть) ___

    Домашний адрес ___

    Дата заполнения речевой карты___

    Логопед ___

    (возраст при рождении ребенка)

    Отец ___ (возраст при рождении ребенка)

    Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей ___

    Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников

    От которой по счету беременности ребенок ___

    Протекание беременности (токсикоз 1й половины, 2й половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции)

    Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) ___

    Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)

    Когда закричал ребенок ___

    Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ___

    Резус фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка) ___

    Вес и рост ребенка при рождении ___

    Вскармливание: когда принесли кормить ___

    как взял грудь ___

    как сосал (наблюдались ли срыгивания, поперхивания) ___

    Грудное вскармливание до ___

    Когда выписали из роддома ___

    если задержались, то почему ___

    Раннее развитие

    Голову держит с ___

    (в N с 1,5 мес.)

    (в N с 6 мес.)

    (в N с 11-12 мес.)

    (в N с 1 года)

    Первые зубы ___

    (в N в 6-8 мес.)

    (тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,

    судороги при высокой температуре)

    Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время

    (в соответствии с данными медицинской карты)

    Раннее речевое развитие

    Гуление ___ (в N 2-3 мес.)

    (в N от 4 до 8 мес.)

    Характер лепета ___

    Первые слова ___

    (в N около года)

    Первые фразы ___

    (в N от 1,5 до 2 лет)

    Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)

    Использование жестов ___

    Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) ___

    Занимались ли с логопедом (с какого возраста) ___

    Результаты логопедической работы ___

    I. Исследование неречевых психических функций

    1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:

    а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);

    б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);

    в) характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры);

    г) индивидуальные особенности.

    2.Состояние слухового внимания:

    а) дифференциация звучащих игрушек;

    б) определение направления источника звука (звучащей игрушки).

    3.Исследование зрительного восприятия:

    а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой – маленький;

    б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):

    2-3 года – красный, синий, желтый, зеленый;

    3-4 года – красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;

    в) восприятие формы (с3 лет.):

    различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат).

    4.Исследование зрительно – пространственного гнозиса праксиса:

    а) ориентировка в пространстве (вверху – внизу, впереди – сзади);

    б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);

    в) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки).

    5. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики – моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.).

    Для детей от 2 до 3 лет:

    – пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;

    – перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;

    – медленно покружиться на месте;

    – бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;

    – поймать брошенный мяч;

    – подпрыгнуть на двух ногах на месте;

    – выполнить наклоны вперед и в сторон.

    Для детей от 3 до 4 лет:

    – пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга;

    – перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;

    – пройти по положенному на пол шнуру;

    – прыгнуть в длину с места;

    – переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой);

    6. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики).

    «покормить» куколку;

    – слепить из пластилина палочку, шарик, баранку;

    – уметь самостоятельно пользоваться ложкой.

    – расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;

    – рисовать горизонтальные и вертикальные линии;

    – рисовать круг, тело человека;

    – складывать крупную мозаику.

    II. Исследование фонетической стороны речи (определение симптоматики и механизмов нарушений)

    Повторить за логопедом:

    Кукла плачет: а-а-а.Мышка пищит: и-и-и

    Ребенок плачет: уа.Собака лает: ав.

    Поезд гудит: у-у-у.Заблудились в лесу: ау.

    Ослик кричит: иа.Кошка мяукает: мяу.

    Исследование звуко – слоговой структуры слов (с 3 лет)

    Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов).

    Анатомическое строение артикуляционного аппарата

    Отметить наличие и характер аномалий в строении:

    а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

    б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);

    г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);

    д) твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

    е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

    ж) язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подязычной связкой).

    Состояние речевой моторики

    1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):

    – поднять брови вверх («удивиться»);

    – нахмурить брови («рассердиться»);

    – надуть щеки («толстячок»);

    – втянуть щеки («худышка»);

    (Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)

    2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение по подражанию):

    а) губы – «улыбка»«трубочка»;

    б) язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;

    в) мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.

    Отметить следующие параметры движений:

    а) наличие или отсутствие движений;

    б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);

    в) объем движений (полный, неполный);

    г) способность к переключению от одного движения к другому;

    д) замены движений;

    е) добавочные и лишние движения (синкинезия);

    ж) наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.

    Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет)

    1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.).

    объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное). Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное).

    а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);

    б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);

    в) атака голоса (мягкая, твердая);

    г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

    Особенности просодической стороны речи

    (при наличии фразовой речи):

    а) темп (нормальный, быстрый, медленный);

    б) ритм (нормальный, аритмия);

    в) паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки);

    г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

    III. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)

    1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:

    стол – стул, косы – козы;

    папа – баба, горка – корка;

    точка – дочка, миска – мишка.

    2. Показать собачку,когда она зарычит : р-р-р (из ряда звуков).

    IV. Исследование лексики и грамматического строя

    а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т. п. ;

    б) понимание обобщающих слов (с 3 лет):выбрать предметы или картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;

    – показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т. д. (на картинках);

    – выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).

    2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка – чашки, гриб – грибы, кукла – куклы, мяч – мячи).

    3. Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами на, в, под, за с 3 лет). («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т. п.).

    4. Понимание уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках: дом – домик, ложка – ложечка, мяч – мячик, кукла – куколка).

    V. Исследование лексики и грамматического строя

    1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).

    а) существительные (назвать предметы,картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и т. д. ;

    б) глагольный словарь (назвать, что делает мальчик,по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т. д.);

    в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества предметов).

    3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи);

    а)употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

    стол – столы рука – руки

    мяч – мячи шар – шары

    кукла – куклы глаз – глаза

    б) употребление имен существительных в именительном падеже единственного числа без предлога («Назови, что ты видишь на картинках». – «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т. д.);

    в) употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):

    Это хвост кого? – Лисы.

    Это сумка кого? – Мамы.

    Это машина кого? – Мальчика.

    Это уши кого? – Зайца;

    г) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского (с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар – красный, карандаш – синий, машина – красная, чашка – синяя);

    д) употребление предложно – падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами);

    е) употребление существительных с уменьшительно –ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам):

    стол – столик ложка – …

    VI. Состояние связной речи

    (обследуется при наличии фразовой речи)

  • Ссылка на основную публикацию