Конспект занятия про чай

Конспект познавательного занятия «Детям о чае»

Елена Махмутова
Конспект познавательного занятия «Детям о чае»

Образовательные задачи: обобщить и систематизировать занятие детей о чае, его происхождении. Познакомить с историей чая, чайными церемониями разных стран. Активировать познавательный интерес, внимание, память детей. Развить логическое мышление и воображение. Развивать связную речь. Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни.

Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навык сотрудничества.

Словарная работа: Китайский император, чайные плантации, монгольский правитель, сорт.

Оборудование: CD проигрыватель, диск, интерактивная доска,одноразовая посуда: стаканы, ложки, чанные листы, лупы, банки, маски витаминов “А”, “B”,”С”.

Предварительная работа: подбор материала для занятия: загадок, пословиц.

Ход занятия

1. Организационный момент

Гостей сегодня мы встречаем

Душистым ароматным чаем

От всех невзгод, от всех болезней,

Что может быть еще полезней?

Наш гость, сегодня не скучай,

Будем пить душистый чай!

2. Сообщение на тему, постановка задач.

Сегодня мы с вами познакомимся с чайными церемониями разных стран; узнаем, откуда появился чай и за что мы его так любим.

В Китае существует такая легенда. Китайский инператор Шен Наг был знатоком природы, любил путешествовать. Он очень следил за своим здоровьем, поэтому пил только кипяченую воду. Однажды в походе император отдыхал под тенистым деревом и ждал, пока закипит вода в котле под костром. Подувший ветер занес в котел несколько листьев с дерева, которые оказалось чайным. Эти листья придали воде необычный вкус, понравившийся императору. Утолив жажду, он почувствовал такой прилив бодрости, что отправился в путь, раньше намеченного срока.

С тех пор люди узнали чай.

3. Рассказ об истории возникновения чая.

Сейчас мы с вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиция чаепития у разных народов разные.

Китайцы заваривают чай в специальных фарфоровых чашках – чайванях, обязательно с крышкой и глубоким блюдцем.

Японцы пьют чай в специальном чайном домике. Угощает приглашенных чаем мужчина.

В Англии ежедневно выпивается 165 млн. чашек чая. Чай полагается пить с молоком. В 5 вечера англичане рассаживаются в кресла, перед гостями ставят маленький столик. На нем чайник с заваркой, чайник с кипятком, молочник, сахарница и нарезанный ломтиками кекс. За обеденным столом пить чай не полагается.

Американцы любят пить чай со льдом. Более 100 лет назад в Америке проходила важная выставка. Собралось много гостей. Один из них был владелец чайных плантаций в Индии. Его служащие должны были бесплатно раздавать гостям свежезаваренный чай. Стояла жара. И чай никто не брал. Хозяин очень расстроился и приказал бросить в чашку с чаем кусочки льда.

В России чай появился 360 лет назад в виде подарка от монгольского правителя русскому царю.С особым размахом чаепитие осуществлялось в купеческих домах: часами сидели купцы за чайными столами. Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, что бы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили вприкуску. Самым главным на столе был самовар. Его еще называли генералом.

Дети исполняют песню “Пых, пых самовар. ”

Воспитатель: ребята, а в ваших семьях любят пить чай?

Рассказы детей о семейных чаепитиях.

Воспитатель:” Мало кто знает, что существует международный день чая, празднуется он 15 декабря.

Звучит музыка выходит принцесса.

Здравствуйте, я принцесса чанных плантаций; в мою честь даже назвали чай – “Принцесса Гита” (демонстрирует коробочку). У меня есть сестры (перечисляет по названиям). Что ваши дети знают о чае?

Ребенок читает стихотворение:

Чай горячий, ароматный,

И на вкус такой приятный,

Он недуга исцеляет,

И усталость прогоняет,

Силы свежие дает,

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир,

Славит чудо- эликсир!

– В чем чудодейственная сила чая? (ответы детей)

– В чае много витаминов: (дети одевают маски)

“А” – важный для зрения.

“B” – полезен для нервной системы, снимает усталость.

“С” – повышает и укрепляет иммунитет.

– Ребята, а вы знаете пословицы о чае?

Выпей чайку- забудешь тоску.

Чай пьешь- до ста лет приживешь.

Чай не пьешь, откуда силы возьмешь?

Чай не пить, так на свете не жить.

С чая лиха не бывает.

Чай крепче, если он с добрым другом разделен.

Принцесса: Молоды дети.А теперь отгадайте загадки:

Нужен, коль станет

Чаевничать вся семья.

3. Цветом желт и ароматен

В чай кладут и чай приятен

Только очень кислый он.

4. Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит.

5. На голове – пуговица,

Одна рука – и та на спине.

Принцесса: Какие умные дети, а за то, что вы мои загадки разгадали вот вам волшебный шарик, водой его залейте и посмотрите, что будет. А мне пора, досвиданья.

Познавательно- исследовательская деятельность.

Воспитатель заливает в банку воды и опускает туда шарик, накрывает платком. Приглашает детей, за столы.

Воспитатель: а мы с вами рассмотрим чаинки, под лупой, что они из себя представляют.

Дети: это высушенные листья.

Воспитатель: правильно, а давайте их в воду теплую опустим и помешаем ложкой, что происходит?

Дети: вода окрашивается в темный цвет.

Воспитатель: чайные листья отдают свой цвет, вкус и аромат.

Давайте посмотрим, что же произошло в банке. Невзрачный шарик превратился в красивый цветок. Это особый сорт чая называется он цветок лотоса.

О чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? Что вам больше всего понравилось на занятиях?

6. Физкультминутка “Я- чайник ворчун” (провести по необходимости)

Я чайник ворчун, хлопотун, сумасброд.

(шагаем на месте)

Я всем напоказ выставляю живот.

(Руки на поясе, повороты вправо и влево)

Я чай кипячу, клокочу и кричу,

(хлопаем в ладоши)

Ей, люди, я с вами чай пить хочу!

(прыжки на месте.)

Конспект учебно-познавательного занятия «Ребенок дома» .

Конспект познавательного занятия «9 Мая — День Победы» Конспект познавательного занятия во 2 младшей группе «9 мая- День Победы» Цель: познакомить детей с великим праздником Днем Победы Задачи:.

Конспект познавательного занятия «Наши пернатые друзья» Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,.

Конспект познавательного занятия «Прогулка в лес» Цель: воспитание любви и бережному отношению к природе, лесу. Задачи: Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях;.

Конспект познавательного занятия «Растения весной» «Растения весной» Задачи: • закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях; • рассказать о том, как листопадные растения просыпаются.

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования 1 младшая группа Цель: – способствовать накоплению у детей представлений со свойствах воды: прозрачная, бесцветная – подвести к пониманию.

Конспект познавательного занятия «Мы друзья природы» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 «ЧЕРЁМУШКА» ГОРОД ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Конспект познавательного.

Конспект познавательного занятия «Мы — друзья природы» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 «ЧЕРЁМУШКА» ГОРОД ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Конспект познавательного.

Фотоотчет «О лекарственном растении Иван-чае малышам» Галина Болмат Фотоотчет О лекарственном растении Иван-чае малышам. Иван-чай – самый древний и самый здоровый чай на всей планете! Цветет.

Развивающие занятие в младшей группе «Легенда о чае» Цель: познакомить детей с историей возникновения чая, рассказать, как чай появился в России. Задачи: Образовательная: рассказать детям об.

–>Семья “Непоседы” –>

Цели: познакомить детей с историей чая, правилами заваривания, культурного чаепития.

– познакомить детей с историей возникновения обычая чаепития, расширить знания о чае;

– привлекать детей к активному взаимодействию со сверстниками;

– способствовать развитию мышления, памяти, реализации творческих способностей;

– создать радостное настроение у каждого участника развлечения.

Оборудование: скатерть, стол, самовар, баранки, обручи, вёдра, лопата, кубики, веники, чайная посуда для сервировки стола, чай (с лимоном, с молоком, с вареньем); салфетки, картинки (чай, чай черный, зеленый, желтый, красный, белый; самовар, чайник, вода, сахар, стол, баранки).

Репертуар: «У самовара», русская народная мелодия.

Ход занятия.

Воспитатель: Чтобы выяснить о чем идёт речь на нашем занятии давайте отгадаем загадку.

Он горячий, ароматный

И на вкус всегда приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет.

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт.

С благодарностью весь мир

Воспитатель: Действительно, речь на нашем занятии пойдёт о чае. С давних пор люди славились своим гостеприимством.

Было раньше такое приветствие, когда приходили в гости:

«Чай да сахар», т.е. «Здравствуйте!»

«Давайте чайком побалуемся» – отвечали хозяева.

Воспитатель: Сегодня на нашем празднике мы поговорим о чае – самом распространённом напитке в мире. Чай – это вкусный и полезный напиток, пришедший к нам из далёких времёню Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как и хлеб.

Чай – напиток, получаемый варкой, завариванием или настаиванием листа чайного куста, который предварительно подготавливается специальным образом. Чаем также называется чайный лист, предназначенный для приготовления этого напитка.

Для произрастания чайного куста необходим тёплый климат и достаточное количество влаги. Чай выращивают в Китае, Индии, Африке, Грузии и Краснодарском крае.

Чайные листья собирают вручную. Это очень тяжелая работа.

Воспитатель: А откуда к нам пришёл чай? Какая страна является родиной чая?

Воспитатель: Принято считать, что родина чая – Юга–Западный Китай. (показ картинок как растет чай).

Вначале чай употребляли как целебное питьё или в составе мазей. Выращивание и изготовление чая было секретным. Китайские купцы продавали чай в другие страны.

А сейчас послушайте интересную историю. Однажды 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

Чай – китайское слово. Оно появилось там, где русские люди торговали с китайцами северных провинций. Они называли чай «чае», отсюда и наше слово чай.

Сначала Китай был единственным производителем чая, и секрет его тщательно оберегался. Тем не менее, одному англичанину удалось не только похитить семена чая, но узнать тайну его сложной обработки.

В России первое чаепитие состоялось в 1638 году. А самовары появились в 1679 году. С тех древнейших времен чай признаётся не только вкусным, но и целебным напитком. В японском средневековом лечебнике о замечательных свойствах чая говорится так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени и селезёнки, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела». Именно эти качества прославили чай, как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников.

Не случайно чай был принят «на вооружение» как обязательный продукт сначала в английской, потом и в русской армиях. Скот, который ел листья чая, лучше себя чувствовал и предпочитал его другим растениям.

Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет.

Изучая целебные свойства чая, учёные узнали много интересного и полезного. Чай – прекрасное противоядие при отравлениях организма стронцием. Чай используют в борьбе с раком кожи и легких.

Если регулярно пить чай, становишься благодушным и миролюбивым. Недаром дипломаты предпочитают вести переговоры за чашкой чая.

В Китае практически не встречается такое заболевание, как камни в желчном пузыре, поэтому там знают, что чай является «чистильщиком» организма, выводя из него вредные вещества.

В чае присутствуют, чуть ли не все витамины. В Бразилии, где любят кофе, футболисты перед матчем всё – таки пьют чай – он полезнее.

Пить нужно только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, змее».

На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые, целебные травы. Травяной чай не только приятен на вкус – это бодрящий тонизирующий напиток.

Воспитатель: А какие виды чая вы знаете?

Воспитатель: В зависимости от способа обработки листа различают чёрный, зелёный, жёлтый, красный и белый чай.

Чай был очень дорогим. Для бедных людей чай был почти недоступен, он редко появлялся на столе. Многие простые люди даже не знали, как правильно заваривать чай.

Воспитатель: А сейчас давайте вспомним, что нужно для чаепития?

Загадки:

1. «Из горячего колодца через нос водица льётся» (чайник).

2. «Много её – беда! Мало её – беда!

Нужна она всегда, больше чем еда» (вода).

3. Был листок зелёным –

Черным стал, томлённым.

Был листочек зубчатым –

Стал листочек трубчатым.

Был он на лозине –

Стал он в магазине (чай).

4. «Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал, там и пропал» (сахар).

5. Стоит толстячок,

Всем чай пить велит (Самовар).

6. Под одной крышей

Четыре брата стоят (Стол).

7. Кольцо не простое, кольцо золотое,

Всем на загляденье…

Ну и объеденье (Баранка, сушка).

Молодцы, очень хорошо справились с заданием.

Воспитатель: Чай в народе почитали, напиток уважали.

Давайте вспомним поговорки о чае.

Поговорки (дети сами читают с листочков).

1. «Чай пить – приятно жить».

2. «С чаю лиха не бывает, а здоровья прибавляет».

3. «Чай не пьёшь, где силу берёшь?»

4. «Чай усталость всю снимает, настроенье поднимает».

5. «Выпьешь чайку – позабудешь тоску».

6. «Холодно – пей чай. Жарко – пей чай. Устал – пей чай».

Воспитатель: Кроме поговорок про чай, сложены частушки.

Давайте послушаем их.

«Чайные частушки» (дети сами читают с листочков).

1. На столе стоит пирог, булочки и сушки

Пропоём мы вам сейчас «чайные» частушки.

2. Чай из листиков нарезан, снятых с чайного куста,

Человеку чай полезен, чайник дома неспроста.

3. Лучше доктора любого лечит скуку и тоску,

Чашка вкусного, крутого самоварного чайку.

4. Посидеть за самоваром рады все наверняка,

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

5. Подавайте чашку чая, ведь люблю я сладкий чай.

Читайте также:  Словесные игры как средство развития словаря признаков

В чае я души не чаю, наливай горячий чай.

Воспитатель: С чаем связано большое количество разных примет и суеверий. В старой доброй Англии, попивая ароматный чай у камина, лорды и леди вспоминали некоторые из них:

  • Если поворачиваешь чайник носиком к камину или стене, то рискуешь остаться старой девой, т.е. никогда не выйдешь замуж.
  • Взбалтываешь чай в чайнике – накликаешь ссору.
  • Чаинки, плавающие в чашке, предвещают визит незнакомца.

Англичане поклонники традиций, они с трепетом относятся к приметам и суевериям. Поэтому всегда пользуются ситечком, в котором оседает заварка, и носят чайник очень осторожно, чтобы избежать семейных разногласий.

Воспитатель: А сейчас давайте немножко поиграем. Я буду читать стихотворение, а вы (по очереди) будете его показывать.

Самовар дед не купил, а вот чай себе налил.

(«Дед» подходит к самовару, наливает и пьёт чай)

Да с конфеткою в прикуску, не найти вкусней закуски.

(«Дед откусывает конфету, хватается за зуб)

Только что случилось с Дедом? Зуб схватило между делом.

Ведь не зря же говорят: сладкое для зуба – яд!

Воспитатель: Молодцы, у всех очень хорошо получилось.

А теперь мы проведём конкурс:

«Определи на вкус чай»

(чай с лимоном, с вареньем, чай с молоком)

Воспитатель: Пока самовар поспевает, хозяюшки дом убирают.

А ну-ка, ребятки, веник берите,

Сюда идите, чистоту наведите!

Конкурс «Наведи порядок»

(На полу лежат два обруча, в них – кубики. Их надо по одному заметать и складывать в ведро)

Воспитатель: Самовар-то греется, вот-вот закипит.

Надо, чтобы вовремя стол наш был накрыт.

Конкурс: «Сервировка стола».

Воспитатель: У нас «Конкурс плясунов»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Знакомство с чаем»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №40»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Знакомство с чаем»

(ОО «Познавательное развитие»,

интеграция с ОО «Речевое развитие», «Физическое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»)

Янакова Ольга Александровна

МКДОУ «ЦРР – Д/С №40»

Тема: «Знакомство с чаем».

Возраст детей: подготовительная к школе группа.

Тип занятия: занятие-путешествие.

Цель: знакомство детей с происхождением чая, стимулирование познавательной активности, расширение кругозора по теме «Чай».

Форма организации детей: подгрупповая.

Образовательные:

Формировать представление о целостности окружающего мира;

Познакомить детей с историей возникновения чая;

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и разновидностях чая;

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, любознательность посредством создания проблемно-поисковых ситуаций и организации экспериментальной деятельности;

Развивать зрительные, тактильные и слуховые анализаторы у детей, умение сравнивать свойства по одному или нескольким признакам;

Развивать умение делать выводы, умозаключения;

Расширять, обогащать и активизировать словарный запас детей;

Развивать умение выполнять задание по предложенному алгоритму (создание чайного сувенира по рецепту).

Воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;

Воспитывать толерантность к традициям народов мира, семейным традициям.

Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.

Словарная работа: китайские иероглифы, чайная плантация, заварочный чайник.

Методы и приемы:

Элементарные опыты, наблюдения, сюрпризный момент, беседа, проблемные вопросы, просмотр слайдов, физкультминутка, показ, напоминание.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, посылка с мешочками, глобус, подушки (по количеству детей), корзина с чаем, оборудование для проведения экспериментов.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

(Звучит спокойная музыка, дети входят в зал)

Я рада видеть вас, проходите, давайте встанем в кружок, улыбнемся друг другу и познакомимся. Меня зовут Ольга Александровна.

Придумано кет-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

– Доброе утро! – солнцу и птицам,

– Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

Основная часть

– Ребята, посмотрите, нам с вами пришла посылка.

– Вот только я не могу понять, откуда она? Посмотрите, здесь еще какие-то знаки. Как же быть? Может, есть какая-нибудь подсказка в зале?

(воспитатель обращает внимание на глобус)

На подставке мячик-диво

Разноцветный и красивый.

Красок всех не перечесть.

Что на мячике том есть?!

Есть там горы и моря,

Мяч волшебный говорят,

Вот такие чудеса!

– Что же это, ребята?

– Правильно, это глобус. На глобусе мы можем увидеть разные страны. А в какой стране мы живем?

– Молодцы, давайте попробуем найти её на глобусе. Вот здесь мы живем. Эта наша страна – Россия. Здесь и надпись нашими русскими буквами. Посмотрите, вокруг нас есть другие страны.

Посмотрите, здесь английские буквы, я их узнаю. Я учила английский язык в школе. И надпись «Америка».

– Ребята, посмотрите, а вот эти знаки, похожи на те, которые у нас на посылке. Так ведь это Китай, а это китайские иероглифы.

– Вам, наверное, интересно узнать, что же там, в посылке?! Давайте посмотрим. Ой, а здесь – маленькие мешочки. Ребята, возьмите по одному мешочку, потрогайте, понюхайте, но не открывайте их. Догадались?!

– Давайте проверим, так ли это. У меня есть подсказка –

Пей напиток ароматный,

Он из высушенных листьев,

Давайте заглянем в мешочки. Действительно, это чай! Молодцы! А при чем тут чай и Китай. Может, вы знаете, ребята?!

– Конечно же, я вспомнила, ребята, родина чая – Китай. Хотите узнать, что это за удивительный напиток – чай?!

– Тогда присядем на волшебные подушки, я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие в Китай.

(звучит тихая китайская музыка)

История чая

(Слайд 1) Однажды, очень давно, много веков назад, уставший после сражения китайский император отдыхал под тенистым деревом и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Но вдруг подул ветер и занес в котелок несколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычайно приятный вкус. Выпив ее, император почувствовал прилив сил. Так люди открыли свойства чая, и это было первое в мире чаепитие.

– Ребята, а вы когда-нибудь видели, как собирают чай?!

(Слайд 2) Чайные кустарники произрастают на огромной территории, которая называется чайная плантация. (Слайд 3) Для приготовления вкусного чая срезают только верхние молодые зеленые листочки. (Слайд 4) Затем собранный чай попадает на фабрику. Там под действием теплого воздуха листья подсушивают. (Слайд 5) Уже сухие листочки сортируют, измельчают и (Слайд 6) расфасовывают в красивые банки, пакеты, коробки и доставляют в магазины.

Посмотрите, ребята, такой чай продают у нас магазинах (воспитатель демонстрирует корзину с различными вариантами упаковки чая).

Экспериментальная деятельность №1

– А для того, чтобы еще больше узнать о чае, сейчас я приглашаю вас в лабораторию. Пожалуйста, присаживайтесь. Вы видите перед собой образцы для исследования. Пододвиньте их поближе к себе, откройте содержимое ячейки под номером 1. Что вы видите?

– Какого они цвета?

– А теперь, ребята, потрогайте листья чая, какие они наощупь?

– А если взять щепотку и посыпать?!

– Значит они какие…?

– А если взять несколько листиков и нажать с усилием?

– Значит сухие листья чая какие…?

– Теперь откройте содержимое под номером 2. Что вы видите?

– Потрогайте на ощупь, попробуйте просыпать, нажать. Чем похожи?

– А чем отличаются?

– Верно, это зеленый чай.

– Ребята, теперь откройте содержимое ячейки под номером 3. Что теперь вы видите?

– А что еще кроме чайных листьев в этом образце?

Дидактическая игра «Какой чай?»

– На твоей тарелочке чай с чем, (имя ребенка)?

– Значит твой чай какой?

– На твоей тарелочке чай с чем, (имя ребенка)?

– Значит твой чай какой?

Музыкальная разминка

«Китайская зарядка»

– Ребята, а знаете ли вы, что китайцы следят за своим здоровьем и ежедневно делают зарядку? Давайте и мы разомнемся, приглашаю вас отдохнуть.

– Ребята, я думаю, мы с вами отлично взбодрились и повеселились. Теперь приглашаю вас к следующему эксперименту.

Экспериментальная деятельность №2

– Проходите и присаживайтесь, пожалуйста, но будьте аккуратны. В этой лаборатории проводятся опасные эксперименты, убедительная просьба за красную ленточку не заходить.

– Перед вами три ёмкости с жидкостью, как вы думаете, что в них?

– Почему содержимое разного цвета?

– Цвет чая зависит от его сорта. Зеленые листья чая окрашивают воду в зеленый цвет. Листья черного чая окрашивают воду в темно-коричневый цвет. А этот чай имеет красный цвет, как думаете, ребята, почему? Красный чай – это не что иное, как лепестки цветка, именно они придают такой приятный розовый (малиновый) оттенок чаю.

Экспериментальная деятельность №3

– Ребята, а вы дома наверняка пьете чай? Может кто-то знает, как приготовить чай?

– Для того, чтобы заварить чай нам нужен заварочный чайник. Что такое заварочный чайник? Почему он так называется? В заварочный чайник, что нам нужно добавить?

– В заварочный чайник добавляю кипяток, а теперь сухие чайные листья. Как думаете, что сейчас произойдет?

Дидактическое упражнение

«Ах, какой чай…!»

– У нас получился отличный свежезаваренный чай. Ребята, а давайте придумаем, какой этот чай еще?

Экспериментальная деятельность №4

– Молодцы, ребята, вы отлично справились с задачей, как много интересных, точных слов подобрали к слову чай.

– Ребята, а как вы думаете, чай может поменять цвет?

– А теперь посмотрите, пожалуйста, перед вами 3 стакана с чаем. Сравните их.

– А что у меня на блюдце?

– Как вы думаете, что я буду делать?

– Вы делаете так, когда пьете чай?

– Что произойдет, если добавить лимон в чай?

– Какой вывод можно сделать? Каким стал чай, цвет, вкус?

– Всё правильно, ребята! А как вы думаете, что у меня здесь? (показывает молочник). Это молочник. Как думаете, можно ли добавить в другой стакан чая молоко? Вы любите чай с молоком?

– Чай с молоком прозрачный? Как можно определить прозрачный чай или нет?

– Да, с помощью ложечки. Что нужно сделать?

– Значит, ребята, если добавить в чай лимон, то …

– А если добавить в чай молоко, то …

– Всё правильно, ребята, молодцы! Есть такая пословица: Мы за чаем не скучаем. Как вы думаете, почему так говорят? А вы любите дома пить чай? А с кем вы любите пить чай больше всего? Почему? Значит чай собирает семью за столом, за чашкой чая мы беседуем, рассказываем веселые истории и случаи из жизни.

– Вот такая волшебная сила чая! А на память о нашем приятном увлекательном знакомстве с чаем предлагаю вам создать свой полезный витаминный чай. Давайте пройдем для этого в чайный отдел.

Индивидуальная работа «Витаминный чай»

– Ребята, перед каждым из вас стоит коробочка для чая. А у меня есть рецепты вкусных полезных витаминных чаёв. Пожалуйста, выберите рецепт. Перед вами на столе стоят ингредиенты для создания полезного чая. Посмотрите, это ёмкость с зеленым чаем, а это с черным. Здесь фруктовые и травяные добавки. Давайте посмотрим, что у нас есть?!

– Теперь необходимо взять ложечку и в свою чайную коробочку добавить составляющие из рецепта. У меня зеленый фруктовый чай. По рецепту я должна добавить 1 ложку зеленого чая, 1 ложку сухих яблок и 1 ложку цедры цитрусовых. У меня получился зеленый яблочно-цитрусовый чай.

– (Имя ребенка), что, согласно рецепту, ты добавишь в свой чай? И какой чай у тебя получился?

Конспект урока на тему “Русское чаепитие”

Интегрированный урок изобразительного искусства и математики

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок»

Интегрированный урок

изобразительного искусства и математики

Тема: «Русское чаепитие»

Знакомство с национальными традициями и их особенностями.

Знакомство с предметами народного быта, и их историей.

Создание коллективной творческой работы.

Воспитывать бережливость, аккуратность и эстетический вкус.

Выработка коммуникативных навыков, навык сплочения групп.

Методическое обеспечение урока:

-кабинет трудового обучения;

– чайник, самовар, чайная посуда, скатерти салфетки и др.;

– чай, сахар, блины и др.

Тип урока: Комбинированный.

Вид урока: Нетрадиционный.

Методы обучения: Словесный, мультимедиа, исторический, познавательный, практический.

Форма урока: Бригадная с разделением труда.

Организационный момент

Мы за чаем не скучаем

Вместе песни сочиняем.

Рады всех вас пригласить

Вволю чаем напоить.

Сообщение темы урока

– Кто догадался, какая тема нашего урока?

– Совершенно верно, тема нашего урока «Русское чаепитие»

Чай пьют во всем мире. И пьют его больше, чем какой-либо другой напиток, если, конечно, не считать воду. Этот удивительный настой на листьях давно и прочно вошел в культуру человечества, а сам обычай его употребления во многих странах окружен древними традициями и ритуалами.

– Чем же отличается русское чаепитие от восточного или от английского чаепития? Давайте сравним картины. (слайд)

Беседа по сюжету картин. Приходим к выводу, что только в русском чаепитии присутствует самовар.

– А знаете ли вы, как и когда попал впервые чай в Россию?

Впервые в Россию чай привез русский посол Василий Старков, который решил порадовать царя до этих пор не виданным продуктом. Так чай завоевал свое первое признание. Спустя несколько десятилетий, состоялся еще один важный акт для русской чайной истории – это подписание договора с Китаем о поставке чая в Россию. Так потянулись, груженные “сушеной травой”, караваны в Москву. Путь их был очень длительным и сложным и порой продолжался больше года. Вот почему чай первоначально стоил очень дорого.

Долгое время этот напиток считался редким и был принадлежностью знати. Мещане и купцы старались во всем им подражать. Чай в России для крестьян был недоступен, они пили его лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение “чайком побаловаться”. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. В середине XIX века были такие шуточные стихи:

Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить.
А я отроду не знаю, как же этот чай варить
Взял тогда, налил водички. Всыпал чай я весь в горшок,
И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,
Остудил его немножко, на господский стол подал.
Гости с барином плевались, сам он ажно озверел,
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?
А потом-то догадался, что забыл я посолить.

Читайте также:  Конспект индивидуального логопедического занятия по теме (Автоматизация звука Ш в словах)

Чаепитие в России за 300 лет стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев. Один из иностранных путешественников заметил, что русские до того «наупражнялись» в приготовлении чая, что неожиданно для себя изобрели самовар.

Самовар со временем стал таким же традиционным русским сувениром, как знаменитые матрешки. На западе самовар в шутку называли главным русским изобретением, а немцы – русской чайной машиной.

А еще самовар придает столу своеобразный уют. И вообще, самовары порой подлинные произведения искусства. Их изготавливали из меди, латуни и даже железа.

(слайд тульские самовары)

Делались самовары в разных городах России, но «самоварной столицей» по праву считалась Тула — тут создавались подлинные шедевры русского декоративно-прикладного искусства. Кроме экономичности, красоты и других достоинств в самоварах ценилась их «музыкальность». Перед закипанием этот нехитрый прибор начинал петь, и песня его, подобно стрекоту сверчка за печкой, придавала особый уют чайному столу.

Чаепитие вдохновляло знаменитых русские художников к написанию полотен. Вот некоторые из них.

– Ребята, а вы знаете правела поведения за столом?

(Как правильно сидеть за столом.

– садиться за стол можно только с чистыми руками

– сидеть надо прямо, не раскачиваясь, не на краю стула, но и не приваливаясь к его спинке, не болтать ногами и не толкать соседей

– на стол можно положить только запястье, а не локти

– руки следует держать как можно ближе к туловищу, не расставляя их слишком широко в стороны

– сидя за столом только слегка наклоняют голову над тарелкой, а не низко сгибаются над ней

– разговаривать во время еды естественно и прилично, особенно во время праздничного застолья, но не с полным ртом

Во время еды следует:

– есть размеренно, а не торопливо или чересчур медленно, чтобы не отставать от других

-ждать, пока горячее блюдо или напиток остынут, а не дуть на них

– есть беззвучно, а не чавкать

– выбирать из порции, лежащих на общем блюде ту, которая лежит ближе, а не выбирать лучшую

– съедать всё, что лежит на тарелке, оставлять на ней пищу некрасиво, но не следует вытирать тарелку хлебом досуха

– соль набирать специальной ложечкой, а если её в солонке нет – кончиком своего ножа, а не руками

– сахарный песок насыпать в чай или другой напиток специальной ложкой из сахарницы, не погружая её в чашку, а размешивать своей ложечкой. Кусковой сахар берут себе пальцами.)

– А давайте попробуем сами накрыть стол к чаю.

Что нам понадобится для чаепития? (скатерть, самовар, чайник, молочник, сахарница и конечно чашки с блюдцами)

А расписывать посуду мы будем Городецкой росписью. (Вывесить на доску репродукции росписи)

Родиной этого искусства стал город Городец. Традиционный орнамент с пышными розами, пионами, конями и птицами. Цвета городецкой росписи всегда были яркими, сочными.

Сложился и свой прием росписи – сначала на изделие наносился фон, затем по нему наносятся толстой кистью крупные цветовые пятна, так называемый “подмалевок”. После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи, затем роспись заканчивает “разживка” – когда рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной краски и белил. Законченную композицию обычно ограничивают рамкой.

– Но просто раскрасить готовый узор слишком просто для третьеклассников. И я вам усложнила задачу. Вы будите решать примеры и по ответу выбирать нужную краску.

Скатерть будут расписывать группа мальчиков: Банников, Охотников, Смирнов и Макаров.

Самовар – группа девочек: Иксанова, Чайкина, Куцакова, Байбурина

Чайник – Григорьева, Латыпова.

Молочник – Рахмангулов, Галлямов.

Сахарницу – Басырова, Радаева.

А остальные ребята индивидуально на своих местах будут расписывать блюдца и чашки. (Курбанов, Жукова, Николаев, Петров, Тимергалина)

Самостоятельная работа

Подведение итогов

– Давайте соберем всю посуду на столе.

– Замечательный стол получился.

– Но чего-то не хватает.

– Давайте сравним картины художников и нашу композицию, может так мы узнаем, чего не хватает у нас. (слайды)

Я одна тебя не съем,

разделю ребятам всем.

Включается музыка «Конфетки, бараночки» и всем присутствующим раздаются баранки и конфеты.

– Ребята, а что говорят друг другу за столом? (Приятного аппетита)

– На столе у вас лежат кружочки – личики, на них не хватает ротика. Подрисуйте ротик так, чтобы личико стало показывать ваше настроение к концу нашего урока.

А теперь снимите бумажку сзади кружочка и приклейте его возле нашего стола, там где бы вы хотели сидеть.

Чай бальзам от всех болезней,

И напитка нет полезней.

Кто здоровым хочет быть,

Больше чая надо пить.

Мы делились тем, что знали,

Попытались всех увлечь.

НЕ прощаемся мы с вами,

Словом, всем до новых встреч!

Просмотр содержимого презентации
«Открытый урок по ИЗО»

Учитель: Зольникова Светлана Витальевна

Русское чаепитие

Самовар во время чаепития

всегда стоит в центре стола.

Он добрый – по своей сути, по

Он добродушно попыхивает

дымком и булькает кипящей

водой. Он отражает в своих

боках окружающих его людей,

природу, придавая сказочность

и нереальность всему

Первые самовары изготовлялись

на Урале в 1740 году

на демидовском заводе,

позже, по велению Петра I,

началось в Туле, которую очень

скоро стали называть

Каждый самовар был

уникальным творением мастера.

Они украшались золотом,

слоновой костью, эмалью,

Были и более скромные

самовары, но они тоже

надписями, чаще пословицами

самовары самой различной формы

  • К –49, 5, 25
  • О –120, 180
  • Ж –15, 20
  • Г –72, 12
  • С –24, 4
  • Роз –32, 42, 64

Конспект логопедического занятия «Звук и буква Н»

Цель: Познакомить с буквой и звуком «Н». Закрепить правильное произношение звука «Н» в слогах, словах,…

Цель: Познакомить с буквой и звуком «Н». Закрепить правильное произношение звука «Н» в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

  1. Уточнить артикуляцию звука Н.
  2. Ознакомить с образом буквы Н.
  3. Формировать понятие «согласный; твёрдый; звонкий звук»
  4. Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.
  5. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуком Н.
  6. Развивать внимание, память, мышление, мелкую и крупную моторику, графические навыки.
  7. Воспитывать усидчивость, умение слушать других.

Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, цветные мелки, счётные палочки, прописи,

Ход занятия

1. Организационный момент: — Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами поиграем в такую игру.

Я называю звук, слог или слово. Садится тот, кто правильно определит, что это. (Н; НА; НАТАША; НО; Н; НОЧЬ; НУ; НЫ; НОТЫ; НОС; Н; НОСКИ; НЭ )

2. Знакомство со звуком и буквой « Н» Кто догадался, про какой звук мы сегодня поговорим? «Н»

Посмотрите, как правильно произносится звук «Н» Губы разомкнуты, зубы на небольшом расстоянии, горлышко звенит. Воздушная струя направлена на кончик языка, она встречает во рту преграду. При произнесении твёрдого звука (Н) язык находится за верхними зубами. Попробуйте.

Какой звук «Н» (согласный, твёрдый, звонкий)

Почему вы так думаете? (пишем синим, воздух встречает преграду, горлышко звенит)

У меня про букву ЭН (На букве ЭН я, как на лесенке,)
Вдруг сложилась песенка: (Сижу, и распеваю песенки)
Н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н – (рисую вверх)
Получилась лесенка. Е. Тарлапан

А теперь возьмите счётные палочки и выложите букву «ЭН». Молодцы. Уберите палочки.

3. Развитие мелкой моторики. А теперь мы с вами возьмём листочки и напишем одну строчку буквы «ЭН» по образцу (большая-маленькая). Не забывайте делать расстояния между парами букв. Каким цветом будем писать букву «ЭН»?

4. Упражнение «Новый звук». Я принесла вам картинки. Нужно услышать, где находится звук «Н», в начале, в середине, в конце слова?

Ребёнок определяет позицию звука в слове и забирает картинку себе.

5. Упражнение «Составь предложение». А теперь, когда у всех вас есть картинки, придумайте по ним предложения. Я начну: Гусёнок очень любит плавать в пруду. Теперь вы. По очереди.

6. Физкультминутка «Повтори не ошибись»

Логопед говорит слоги со звуком «Н» и делает различные движения. Дети должны повторить.

Упражнение на межполушарное взаимодействие: «Блины»; «Вода»

7. Упражнение: «Звук Н». Ребята, а как вы думаете, что получится, если соединить 2 звука «А» и «Н» — АН

О__Н – ОН; У___Н – УН; И____Н –ИН; Ы____Н – ЫН; Э ____Н – ЭН. (Пишу на доске)

То-же с открытыми слогами. НА; НО; НЫ; НЭ; НУ.

8. Взяли свои листочки. Рисуем схему первого слова (ноты). Разбираю на доске.

(Сын; окна). Молодцы. Положили всё на край стола.

9. Итог занятия:

А теперь мои ребятки, отгадайте-ка загадки:

— Всю жизнь ходят, а обогнать друг-друга не могут. (ноги)

С какого звука начинается слово?

— Сопит, фырчит, на лице сидит. (нос)

С какого звука начинается слово?

Почему я загадала такие загадки? (мы сегодня говорили про звук «Н»)

Умницы. Вы сегодня отлично занимались. Похлопайте себе. Погладьте себя по головкам и скажите: «Мы молодцы!» Занятие окончено. Денисова О.В., Катанова Н.М. учитель-логопед, г. Москва ГБОУ школа №1285

  • Конспект логопедического занятия по лексической теме “Перелетные птицы”
  • Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте на тему: В гостях у Принцессы Шуток
  • Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Т] – [Т’]. Буква Т»

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе (ОНР) «Звук живет в любом предмете»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №324
    городского округа Самара»
    Конспект
    непосредственно образовательной деятельности в средней группе (ОНР)
    с использованием технологий элементарного музицирования, экспериментирования, ИКТ
    Тема: «Звук живет в любом предмете»
    Разработала и провела
    музыкальный руководитель Баранова Н.А.
    2015 г.
    Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
    Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
    Виды деятельности: музыкальная, игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
    Цель: развитие слухового восприятия посредством игр с различными предметами, формирование отношения к звуку как игровому материалу.
    Задачи:
    Образовательные:
    Учить детей внимательно слушать музыку, выполняя соответствующие тексту движения;
    Учить анализировать, сравнивать, делать простейшие выводы.
    Развивающие:
    Развивать тонкий тембровый слух путем различения, сравнения и воспроизведения различных звуков;
    Развивать чувство ритма через передачу метрической пульсации музыкального произведения;
    Развивать динамический слух, умение передавать тихое и громкое звучание в игре с различными предметами.
    Воспитательные:
    Воспитывать коммуникативные навыки.
    Коррекционные:
    Коррекция слухового восприятия на основе узнавания, различения звуков.
    Методы и приемы
    Игровой – использование сюжета игры для организации детской деятельности, игровые ситуации, пальчиковая игра, музыкально-дидактическая игра.
    Практический – исполнение игровых упражнений, танец с предметами, пение, выполнение игрового задания, экспериментирование со звучащими предметами.
    Словесный – вопросы, разъяснение, отгадывание загадок, чтение стихотворения.
    Наглядно-зрительный – просмотр презентации, восприятие действия кукольного спектакля, показ действий с предметами воспитателем, музыкальным руководителем, ребенком.
    Наглядно-слуховой – прослушивание звуков природы, музыки, восприятие стихотворения.
    Проблемного обучения – сопоставление, сравнение.
    Оборудование: ноутбук, телевизор, мультимедийная презентация «Отгадай звук», фонограммы, фортепиано, ширма, игрушка-бибабо Медвежонок, ложки-матрешки, шишки – из расчета 1 шт. на ребенка, палочки, орешки, деревянные кубики – по 2 шт. на ребенка, хрустальные стаканчики, металлические ложки, корзинки, мешочек, коробка.
    Ход непосредственно образовательной деятельности

    № Части НОД,
    предполагаемая продолжительность Деятельность муз. руководителя Деятельность детей Деятельность воспитателя Предполагаемый результат
    1 Вводная часть.
    Приветствие.
    30 сек.
    Мотивация к деятельности
    1 мин. 30 сек. Приветствует детей словом «Здравствуйте», предлагает передать ритм слова хлопками, щелчками, притопами.
    Предлагает поиграть со звуками.
    Читает стихотворение.
    Звук живет в любом предмете – сколько их посмотри!
    Звук-шутник, играя с нами, любит прятаться внутри.
    Задает вопрос детям: «Какие бывают звуки?» Обобщает и дополняет ответы детей: «Самые приятные звуки у музыкальных инструментов».
    Задает вопрос: «Какие музыкальные инструменты вы знаете?»
    Предлагает показать, как на этих инструментах играют.
    Передают ритм слова хлопками, щелчками, притопами.
    Слушают стихотворение.
    Отвечают на вопрос Предполагаемые ответы: громкие и тихие, высокие и низкие, приятные и не очень.
    Отвечают на вопрос
    Играют в пальчиковую музыкальную игру «Мы – музыканты» муз. Е Гомоновой. Совместная деятельность.
    Задает вопрос музыкальному руководителю: «Как будем играть, ведь звуки нельзя в руки взять?»
    Запаздывающий показ
    Создан положительный эмоциональный настрой
    Формируется интерес к деятельности.
    Уточнены и закреплены знания детей о музыкальных инструментах.
    2 Основная часть
    Загадывание загадки, чтение записки 30 сек.

    Поиск решения проблемы –
    2 мин.
    Свободная деятельность с кубиками – 1 мин. 30 сек.
    30 сек.
    2 мин.
    Появление персонажа кукольного театра, диалог – 30 сек.
    Интерактивная игра – 1 мин.
    Диалог с персонажем – 30 сек.
    Игра с орешками 1 мин. 30 сек.
    Экспериментиро-
    вание – 1 мин.
    Вывод -1 мин.
    Диалог с персонажем – 30 сек.
    Ритмическая игра с палочками – 1 мин.
    Слушание, пение песни «Дятел» 1 мин. 30 сек.
    Экспериментиро-
    вание со звуками – 2 мин.
    Игра с шишками и палочками под латв. нар. мел. – 1 мин.
    Игра «Кто по лесу ходит» – 1 мин. 30 сек.
    Игровая ситуация «Ложки вернулись» – 1 мин. 30 сек.
    Танец с ложками – матрешками – 1 мин. Предлагает отгадать загадку.
    Словно дружные ладошки, заиграют наши…. (ложки), Предлагает поиграть на ложках, которые лежат в корзинке.

    Задает вопрос: «Что же делать?»
    Организовывает музыкально-дидактическую игру «Подбери предмет», предлагая детям выбрать предмет похожий по окраске звука на ложки (деревянные кубики, металлические ложки, хрустальные стаканчики).
    Наблюдает за детьми.
    Акцентирует внимание детей на различную окраску звука, спрашивает, где самый громкий звук, самый тихий, сердитый, ласковый. Организует музыкально-ритмическое упражнение с кубиками.
    Исполняет на ф-но Ливенскую польку.
    Предлагает научить медвежонка различать звуки. Организует проведение интерактивной игры «Отгадай звук».
    Объясняет, что звучать могут любые предметы,
    предлагает научить медвежонка играть на орешках.
    Показывает движения.
    Предлагает убрать орешки.
    Встряхивает мешочек, в котором лежат орешки.
    Предлагает детям прислушаться, как по-новому зазвучали те же орешки.
    Спрашивает детей, могут ли звучать палочки?
    Предлагает проверить, поиграть с палочками.
    Исполняет песню «Дятел»
    Спрашивает, могут ли звучать шишки? Предлагает попробовать извлечь звуки.
    Поощряет деятельность детей, отмечая новые способы звукоизвлече-
    ния.
    Предлагает поиграть под музыку. Показывает движения.
    Обращает внимание на то, что звуки различаются не только по окраске звука, но и по динамике.
    Предлагает поиграть в игру «Кто по лесу ходит»
    Обращает внимание детей на то, что ложек все нет.
    Обращает внимание детей на то, как изменились ложки.
    Подносит к уху ложку, слушает, что «говорит» ложка-матрешка. Предлагает потанцевать с ложками-матрешками.
    Показывает движения. Отгадывают загадку
    Дети подходят к корзинке, видят там записку.
    Дети предлагают решение сложившейся ситуации, например, постучать другими предметами, похожими по окраске звука на звук ложек.
    Выбирают из предложенных предметов наиболее подходящий – кубики.
    Свободная деятельность.
    Извлекают звуки с помощью кубиков различными способами: стучат друг о друга тихо, громко, по полу, по столу и т.п.
    Отвечают на вопросы.
    Играют с кубиками под музыку.
    Играют в интерактивную игру, при правильном определении звуков природы соответствующие картинки появляются на экране.
    Берут орешки.
    Играют с орешками под запись р.н. мел «Полянка».
    Мальчики подходят к воспитателю, складывают орешки в коробку, девочки подходят к муз. руководителю, кладут орешки в мешочек.
    Совместно со взрослыми делают вывод – одни и те же предметы в разных условиях звучат по-разному.
    Отвечают на заданный вопрос.
    Играют в ритмическую игру «Ножки»
    Слушают песню «Дятел»
    Поют песню с ритмическим сопровождением.
    Пробуют извлечь звуки различными способами.
    Играют с шишками и палочками под латв. нар. мел.
    Играют в музыкально-дидактическую игру «Кто по лесу ходит».
    Рассматривают ложки.
    Танцуют с ложками-матрешками, в конце танца под тихую музыку «укладывают спасть». Читает записку: «Надоело нам стучать, убежали погулять».
    Совместная деятельность.
    Раздает кубики.
    Поощряет инициативу детей.
    Совместная деятельность.
    Поощряет правильные ответы детей.
    Совместная деятельность.
    Встряхивает коробку, в которой лежат орешки.
    Раздает палочки.
    Совместная деятельность.
    Раздает шишки.
    Поощряет деятельность детей.
    Совместная деятельность.
    Смотрит в окно, говорит, что ложки бегут по дорожке. Выходит «встретить ложки», вносит корзинку с ложками-матрешками.
    Раздает ложки-матрешки Создана игровая мотивация к деятельности
    Создана ситуация поиска решения сложившейся ситуации.
    Созданы условия для развития ассоциативного мышления.
    Созданы условия для развития креативности мышления.
    Созданы условия для развития слухового внимания, памяти.
    Сформировано представление о громком и тихом звучании.
    Создана игровая ситуация
    «Появление Медвежонка, у которого нет слуха»
    Сформировано представление о 2-х частной форме музыки.
    Созданы условия для сравнения звуков.
    Сформировано представление об изменении окраски звука в зависимости от условий.
    Создана игровая ситуация «Медвежонок дарит корзинку с лесными подарками: шишками, палочками».
    Созданы условия для развития творчества.
    Созданы условия для развития тембрового слуха.
    Создана игровая ситуация «Научим Медвежонка различать шаги». Сформировано представление о свойстве звука – динамике.
    Создана игровая ситуация «Мама-медведица зовет Медвежонка домой».
    Создана игровая ситуация «Ложки вернулись».
    Создана игровая ситуация «Ложки говорят секрет: надоело нам стучать, мы хотим потанцевать»
    3 Заключительная часть.
    Рефлексия – 1 мин.
    Общая продолжительность НОД – 25 мин. Приглашает подойти к столу, на котором стоит корзинка со звучащими предметами –кубиками, палочками, орешками, шишками.
    Спрашивает, что запомнилось из занятия, что понравилось больше всего, выслушивает ответы. Делает вывод.
    Отдает корзинку воспитателю, повторно читает стихотворение «Звук живет в любом предмете». Прощается с детьми. На носочках, тихо подходят к столу.
    Отвечают на вопросы.
    Дети выходят из зала. Создана игровая ситуация «Матрешки спят».
    Созданы условия для успокоения детей после активных видов деятельности, уточнения основных моментов НОД.

    Читайте также:  Подъязычная уздечка - влияние на произносительную часть речи

    • file1
      Размер файла: 22 kB Загрузок: 1

    на тему: «Буква Н, звуки [н], [нь]»

      Светлана Боброва 4 лет назад Просмотров:

    1 Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования детей «Дом детского творчества» отдел по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на тему: «Буква Н, звуки [н], [нь]» Раздел дополнительной образовательной программы «Букварик»: «Азбука» (2 год обучения), возраст 5-6 лет (дети с ограниченными возможностями здоровья) Составила: педагог дополнительного образования Беленкова Т.Я. Тула 2015

    2 Тема занятия: «Буква Н, звуки [н], [нь]» Цель: научить детей читать слоги, слова, предложения с буквой Н. Задачи: Обучающие задачи: – научить детей читать слоги, слова и предложения с новой буквой; – различать гласные и согласные буквы; – различать буквы, слоги, слова, предложения; – развивать речь, умение отвечать на вопросы. Коррекционно-развивающие задачи: – развивать память, мышление, внимание; – развивать навыки чтения; – совершать социально-коммуникативное развитие; – развивать графические навыки. Воспитательные задачи: – воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, чувство дружбы, умение слушать педагога и сверстников. Коррекционно-оздоровительные задачи: – развивать общую и мелкую моторику рук; – совершенствовать двигательную активность под музыку. Материалы и оборудование: Для педагога: – таблица Зайцева; – слоговой домик; – предметные картинки; – цветные магниты; – цветной мел; – металлический колокольчик; – воздушный шарик с буквой Н; – пианино. ТСО: магнитофон (для исполнения попевок), CD-диск с попевками. 2

    3 Для учащихся: – рабочие тетради (авторский вариант педагога) с использованием текстов из букваря Павловой «Правильный букварь»; – цветные карандаши. Время занятия: 25 мин. Используемые современные педагогические технологии: – игровые педагогические технологии; – здоровьесберегающие технологии; – коррекционно-спортивные технологии; – коррекционно-развивающие технологии; – нетрадиционные технологии (пальчиковая гимнастика под стихи); – музыкальная терапия. Использование электронных ресурсов: Books.ru Предварительная работа: Отгадывание загадок, чтение художественной литературы, игра в Лото, выкладывание мозаики. Словарная работа: Он, она, они, наперсток, конура, Инна, Анна. Индивидуальная работа: Закрепление приемов чтения. Тип урока комбинированный: повторение, изучение нового материала, выполнение творческого задания. Форма урока беседа, выполнение творческих заданий. Структура: – игра с буквами; – вопрос-ответ; – исполнение попевки; – пальчиковая гимнастика; – игровой момент; 3

    4 – творчески задания; – наглядное исполнение задания; – оценки; – итог. Планируемые результаты: – личностные: формирование познавательной мотивации и обучению; – межпредметные: умение понимать поставленные задачи, умение планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами, умение взаимодействовать в группе, умение проявлять познавательную активность; – предметные: выполнять и закреплять способы выполнения задания. Форма организации деятельности: – групповая, индивидуальная. Методы: наглядный, словесный. План занятия I. Организационный момент. (2 мин.) Проверить списочный состав, обратить внимание на осанку детей. II. Вводная часть. Постановка цели. (3 мин.) Объявление темы занятия: «Буква Н и ее звуки [н], [нь]». Сообщение цели занятия: Научить читать слова с новой буквой. III. Основная часть. (15 мин.) – Повторение и закрепление пройденного материала; – подготовка к изучению нового материала; – разминка для пальчиков «Мы делили апельсин». – ознакомление с новым материалом; – осмысление новой темы; – практическая работа (выполнение заданий). IV. Подведение итогов занятия. (5 мин.) – игра «Телефон»; – поощрение детей. 4

    5 Ход занятия I. Организационный этап. Педагог. Здравствуйте ребята! Очень рада вас всех видеть. Сядьте прямо, ножки поставьте вместе, руки положите одна на другую. (Звенит колокольчик) Дети и педагог (хором). Звонок на урок! II. Вводная часть. Педагог. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и научимся читать слова и предложения с новой буквой. А теперь повторим звуки и буквы, которые мы знаем. III. Основная часть. Повторение. Педагог. Какие звуки живут в красном домике? Ребенок. В красном домике живут гласные звуки. Педагог. Что умеют делать гласные звуки? Ребенок. Гласные звуки умеют петь и тянуться. 5

    6 Педагог. Назовем гласные буквы и звуки: А, О, У, И, Ы Педагог. Потянем звук ИЮ, «смотаем клубочек» из звука. Педагог. Споем с этими звуками песенку «Про кузнечика». Педагог. Какие звуки живут в синем домике? Ребенок. В синем домике живут согласные. Педагог. Они не поются и не тянутся. Мы поселили в него только одну букву, папину букву П. Споем песенку со звуками [п], [пь]. Не получается музыкальная песенка. И звуки не тянутся и рвутся. Педагог. А в желтом домике живут всего 2 буквы. Хором их назовем. Дети. Ь и Ъ. Педагог. Молодцы! Вы все хорошо запомнили. А теперь споем попевку. Никто не спешит и никто не отстает. (Используется попевка 3 с использованием таблицы» Педагог. Все старались петь правильно. У кого не получилось, не волнуйтесь, в следующий раз у вас все получится. 6

    7 Изучение нового материала Педагог. А сегодня к нам в гости пришла новая буква. Она к нам прилетела на воздушном шарике. Кто узнал ее? Ребенок. Это буква Н. Педагог. Правильно, это буква Н. У нее 2 звука: твердый звук [н] и мягкий звук [нь]. Задание 1. Педагог. Возьмите синий и зеленый карандаш и нарисуйте в тетрадках под буквой Н две кнопка. Одна кнопочка синяя, а другая зеленая. (Дети выполняют задание). Педагог. Нажмите на синюю кнопку. Произнесите твердый звук [н]. Нажмите на зеленую кнопку. Произнесите мягкий звук [нь] (Дети выполняют задание). Педагог. Теперь подумаем. В какой домик мы поселим новые звуки? Проверим, тянутся ли звуки. 7

    8 (Дети произносят звуки и тянут звуки с использованием правой руки). Педагог. Звуки не тянутся. Споем песенку со звуками [н], [нь]. (Дети поют песенку со звуками [н], [нь] под мелодию «В траве сидел кузнечик»). Педагог. Песенка не музыкальная. А теперь посмотрите на мой рот, что мешает воздуху, когда я произношу звуки [н], [нь]. Ребенок. Мешает язык и зубы. Педагог. Значит в какой домик мы поселим звуки [н], [нь]? Дети. В синий домик. Педагог. Значит, звуки согласные и будут жить в синем домике. Задание 2. Педагог. А теперь посмотрите на первое задание в тетрадке. Покажите пальчиком зонт, книгу. В слове зонт какой звук [н] или [нь]? (Дети произносят слово «зонт» и выделяют звук [н].) Обведем «зонт» в синий круг. В слове «книга» какой звук [н] или [нь]? (Дети произносят слово и выделяют звук [нь]). Книгу обведем в зеленый круг. 8

    9 Педагог. А теперь поиграем с пальчиком. Съедим апельсины. Мы делили апельсин. Апельсин всего один. Эта долька дедушка. Эта долька бабушка. Эта долька папа. Эта долька мама. Эта долька я. Вся моя семья. Задание 3. Педагог. Возьмите синий карандаш. В книге слогового домика напишите букву Н. В этом домике будет жить буква Н со своими слогами. Подружим букву Н с гласными. Напишем в первой клеточке слева слог НУ. Собака живет в конуре. Ниже напишем слог НО. Садясь на лошадь, говорят: «Но!» Ниже напишем слог НА, с гласной А. Когда угощают конфеткой или яблоком, говорят: «На!» Ниже напишем слог НЭ, с гласной Э. Чудовище сказочное кричит: «Нэ!» Ниже напишем слог НЫ, с гласной Ы. Мы ели сладкие бананы. Ниже напишем просто одну букву Н. Сон, слон. Ниже напишем Н с Ъ твердым знаком. В этих слогах мы слышим твердый звук [н]. Теперь возьмите зеленый карандаш и справа в домике на верхней строчке пишем слог НЮ, с гласной Ю. Нюша девочка из мультфильма. Ниже пишем слог НЁ с гласной Ё. Сын нёс сумку, помогая маме. Ниже напишем слог НЯ, с гласной Я. Аня, Таня, этот слог часто употребляется в именах. Ниже пишем НЕ, с гласной Е. Некрасиво, неправильно. Слог, который дает отрицательную характеристику. Ниже пишем букву Н с Ь мягким знаком НЬ. Пристань, место, где отдыхают корабли. В правом столбце мы 9

    10 написали склады, в которых мы слышим мягкий звук [нь]. Теперь прочитаем всё, что написали. (Дети читают склады в слоговом домике). Задание 4. Педагог. Теперь найдем слоги в следующем третьем задании. Педагог. Поставили пальчик под первый слог. Читаем НА. Наперсток мама надевает на пальчик, когда шьет иголкой, чтобы не уколоться. Двигаем пальчик. Читаем НО. Носок одежда. Двигаем пальчик к следующему слогу. Читаем НИ. Кони домашние и дикие 10

    11 животные. Двигаем пальчик к следующему слогу. Читаем НЫ. Вороны птицы, неперелетные. Двигаем пальчик к следующему слогу. Читаем НУ. Конура домик для собаки. Дома с мамой много раз прочитайте эти слоги. Музыкальная пауза Педагог. А теперь отдохнем. Встаньте все. Руки на пояс. Сначала топаем, а потом хлопаем. Потом поворачиваем голову, а в конце вертимся вокруг себя. (Дети исполняют танец «Мишка с куклой» под аккомпанемент педагога). Задание 5. Педагог. Найдите следующее задание. В нем три столбика слов. Поставьте пальчик под первое слово. Читаем первое слово. (Дети читают слова, объясняют их значение). 11

    12 Слова Нана, Инна, Нонна, Анна пишутся с большой буквы, потому что это имена людей. Задание 6. Педагог. Посмотрите на картинку. Кого вы видите на картинке? Ребенок. Мы видим девочек. Педагог. Что делают девочки. Ребенок. Девочки играют. Педагог. Мы прочитаем сейчас предложения и узнаем всё о девочках. Как их зовут, в какую игру они играют. (Дети читают предложения хором). Педагог. Молодцы! У всех хорошо получилось. Но у вас еще лучше получится, если вы дома, с мамой еще прочитаете эти предложения. 12

    13 IV. Заключительная часть. Игра «Телефон» Педагог. Звонит телефон. (Берет трубку). Это папа Коли, просит поговорить с Колей. Коля, возьми трубку. (Коля берет трубку и отвечает на вопросы папы. Роль папы исполняет педагог). Папа. Коля, привет! Коля. Привет, папа! Папа. Ты где сейчас, сынок? Коля. Я в школе. Папа. А какой у тебя сейчас урок идет? Коля. Чтение. Папа. А какая буква к вам приходила сегодня? Коля. Буква Н. Папа. А в какой домик вы поселили эту букву? Коля. В синий. Папа. А в синем домике какие буквы живут? Коля. В синем домике живут согласные. Папа. Молодец, сынок, ты всё правильно сказал. Пока, до вечера. Коля. Пока, папа, целую тебя. Педагог. Все ребята хорошо выполняли задания. Дома почитайте слоги, слова и предложения с буквой Н. 13

  • Ссылка на основную публикацию