Словесные игры как средство развития словаря признаков

Обобщение опыта на тему “Словесные игры как средство обогащения активного словаря дошкольников”
статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Словесные игры как средство обогащения активного словаря дошкольников36.5 КБ
Презентация к сообщению191.92 КБ

Предварительный просмотр:

Словесные игры как средство обогащения активного словаря дошкольников.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании. Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. У детей дошкольного возраста развитие словарного запаса происходит особенно быстро, как ни в каком другом возрасте. Особенность словаря дошкольника — это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

Важным средством обогащения словаря детей дошкольного возраста является дидактическая игра. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Именно в дидактических играх ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь. Каждая дидактическая игра соответствует возрастным особенностям детей, имеет свое программное содержание, которое усложняется от одной возрастной группы к другой.

Игровые действия в дидактических играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов. В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида:

– игры с предметами (игрушками, природным материалом)

– настольно – печатные игры

Все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольника. Хотелось бы подробней остановиться на словесных играх, которые построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. В младших и средних группах игры со словом «Угадай, что звучит», «Кто в домике живет?», «Исправь ошибку», «Для чего и для кого?», «Скажи, как я» направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте у детей активно начинает формироваться логическое мышление, и игры подбираются с целью формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Такие задачи есть в играх и для младших групп, но все же чаще их используют при подготовке детей к школе: дети должны быстро находить нужный ответ, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом.

Словесные игры можно объединить в четыре основные группы:

1 группа – в эту группу входят игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Радио», «Да – нет»

2 группа – игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?»

3 группа – игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три предмета»,

4 группа – здесь игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Белого и черного не называть»

Из словесных игр очень интересными для развития словаря являются игры- предположения «Что было бы. » или «Что бы я сделал. », «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы. » или «Что бы я сделал. », «Что бы я сделал, если бы был волшебником» Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Старшие дети любят такие игры и считают их «играми трудными», требующими умения «подумать». Дети разные, и разные у них мечты: одни хотят быть космонавтами, другие — врачами, третьи — хотят быть тоже воспитателями. Особая ценность этих игр состоит в том, что у детей в процессе игры происходит активизация и обогащение словаря.

Игры-загадки широко используют, как словесные игры при словарной работе с детьми. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать); описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. Детям старшего возраста нравятся игры-загадки. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. В ходе игр-загадок у детей развивается активный словарь, происходит обогащение словарного запаса.

Таким образом, словесные дидактические игры помогают обогатить активный словарный запас детей. И с помощью игры процесс обучения становиться более эмоциональным, действенным, что позволяет детям получить собственный опыт.

Дидактические игры как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками, взрослыми, тем активнее его психическое развитие.

В настоящее время у большинства детей словарь отстает в развитии, имеются различные формы недоразвития речи. Поэтому так важно заботиться об ее своевременном формировании, чистоте и правильности, предупреждая и исправляя разнообразные нарушения.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволял бы ему успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи. Поэтому развитие лексики – одна из важнейших задач в развитии речи. Эта проблема вдвойне актуальнее для детей с ОНР III уровня. ОНР – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование элементов речевой системы (смысловой и звуковой сторон) при сохранном слухе и интеллекте.

Одним из главных средств развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня являются дидактические игры. Они отвечают всем принципам, на которых строится программа и1 методика словарной работы в детском саду. Основные функции дидактических игр в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР:

  1. Количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.
  2. Освоение специального (закрепленного) содержания слов:
  • а) овладение значениями слов на основе их точного соотнесения с объектами окружающего мира;
  • б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений; ) в) закрепление в образном строе речи и умение пользоваться им.

Дидактические игры реализуют воспитательно-образователь-дую задачу, развивают психические процессы (внимание, воображение, мышление, память, речь), дают представление об окружающей среде, развивают, обогащают и активируют словарь, делая речь более яркой и выразительной. Это развивает эрудицию и интеллектуальные способности ребенка. Следовательно, выполняют полноценную и качественную подготовку к школе, что особенно необходимо детям старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Проблемой развития словаря с помощью дидактических игр занимались такие великие педагоги, как Ф.Ф. Фребель, М. Монтессори, отечественные педагоги И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. В 60-е годы советского периода свой вклад сделали известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, Л.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.

Дидактические игры – это обучающие игры. Но воспитательно-образовательная задача не раскрывается детям, а реализуется в виде игровых правил, задач, действий. Дидактическая игра является «рубежной», т.е. некой переходной формой от игровой деятельности учебной. Ее характерная особенность – обучающая задача. Ею и руководствуются взрослые, облекая в интересную игровую форму. Активное участие и выигрыш ребенка зависит от того, насколько он усвоил знания и умения, диктуемые игровой задачей.

Нами было проведено экспериментальное исследование в МДОУ [центр развития ребенка – детский сад № 90 «Калинка» г. Новосибирска с целью выявления влияния дидактических игр на развитие словаря детей с ОНР III уровня.

На этапе диагностирования было установлено, что для детей с ОНР характерна развернутая фразовая речь с элементами лексирсо-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Крайне редко используются слова, обозначающие свойства, качества, признаки предметов и действий. В свободных высказываниях Дети используют простые распространенные предложения, крайне Редко – сложные конструкции. Наблюдается аграмматизм: неумение согласовывать разные части речи (существительные и прилагательные, существительные и глаголы). Наблюдается большое количество ошибок при использовании как простых, так и сложных предлогов.

Целью второго этапа исследования было развитие словаря детей с помощью дидактических игр. Использовались все виды игр: настольно-печатные, словесные, игры с предметами, сюжетно-дидактические.
На конечном этапе экспериментального исследования было выявлено, что благодаря дидактическим играм речь детей стала более содержательной, в активном словаре появились прилагательные и слова, обозначающие признаки и качества предметов и действий. Дети стали использовать обобщающие слова, строй предложений стал более сложным.
Таким образом, дидактические игры активизируют словарь, а это значит, что дети усваивают не только новые слова, но и активно используют их в речевом общении.

  1. Белякова, Л.М. Логопедия / Л.М. Белякова, Е.А Дьякова. – М., 2001.
  2. Жукова, КС. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова. -М., 1994.
  3. Лалаева, Р.И. Особенности развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева. – СПб., 2001.
  4. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, ТВ. Туманова.-М., 1999.
  5. Яшина, В.И. Некоторые особенности развития словаря детей 5-го года жизни / В.И. Яшина // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 10. -С. 38^12.

Автор: Т.М. Голощапова, (Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко). Научный руководитель -преп. НИК № 1 Т.Б. Вагина

Дидактические игры как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками, взрослыми, тем активнее его психическое развитие.

В настоящее время у большинства детей словарь отстает в развитии, имеются различные формы недоразвития речи. Поэтому так важно заботиться об ее своевременном формировании, чистоте и правильности, предупреждая и исправляя разнообразные нарушения.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволял бы ему успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи. Поэтому развитие лексики – одна из важнейших задач в развитии речи. Эта проблема вдвойне актуальнее для детей с ОНР III уровня. ОНР – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование элементов речевой системы (смысловой и звуковой сторон) при сохранном слухе и интеллекте.

Одним из главных средств развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня являются дидактические игры. Они отвечают всем принципам, на которых строится программа и1 методика словарной работы в детском саду. Основные функции дидактических игр в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР:

  1. Количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.
  2. Освоение специального (закрепленного) содержания слов:
  • а) овладение значениями слов на основе их точного соотнесения с объектами окружающего мира;
  • б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений; ) в) закрепление в образном строе речи и умение пользоваться им.

Дидактические игры реализуют воспитательно-образователь-дую задачу, развивают психические процессы (внимание, воображение, мышление, память, речь), дают представление об окружающей среде, развивают, обогащают и активируют словарь, делая речь более яркой и выразительной. Это развивает эрудицию и интеллектуальные способности ребенка. Следовательно, выполняют полноценную и качественную подготовку к школе, что особенно необходимо детям старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Проблемой развития словаря с помощью дидактических игр занимались такие великие педагоги, как Ф.Ф. Фребель, М. Монтессори, отечественные педагоги И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. В 60-е годы советского периода свой вклад сделали известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, Л.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.

Дидактические игры – это обучающие игры. Но воспитательно-образовательная задача не раскрывается детям, а реализуется в виде игровых правил, задач, действий. Дидактическая игра является «рубежной», т.е. некой переходной формой от игровой деятельности учебной. Ее характерная особенность – обучающая задача. Ею и руководствуются взрослые, облекая в интересную игровую форму. Активное участие и выигрыш ребенка зависит от того, насколько он усвоил знания и умения, диктуемые игровой задачей.

Нами было проведено экспериментальное исследование в МДОУ [центр развития ребенка – детский сад № 90 «Калинка» г. Новосибирска с целью выявления влияния дидактических игр на развитие словаря детей с ОНР III уровня.

На этапе диагностирования было установлено, что для детей с ОНР характерна развернутая фразовая речь с элементами лексирсо-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Крайне редко используются слова, обозначающие свойства, качества, признаки предметов и действий. В свободных высказываниях Дети используют простые распространенные предложения, крайне Редко – сложные конструкции. Наблюдается аграмматизм: неумение согласовывать разные части речи (существительные и прилагательные, существительные и глаголы). Наблюдается большое количество ошибок при использовании как простых, так и сложных предлогов.

Целью второго этапа исследования было развитие словаря детей с помощью дидактических игр. Использовались все виды игр: настольно-печатные, словесные, игры с предметами, сюжетно-дидактические.
На конечном этапе экспериментального исследования было выявлено, что благодаря дидактическим играм речь детей стала более содержательной, в активном словаре появились прилагательные и слова, обозначающие признаки и качества предметов и действий. Дети стали использовать обобщающие слова, строй предложений стал более сложным.
Таким образом, дидактические игры активизируют словарь, а это значит, что дети усваивают не только новые слова, но и активно используют их в речевом общении.

  1. Белякова, Л.М. Логопедия / Л.М. Белякова, Е.А Дьякова. – М., 2001.
  2. Жукова, КС. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова. -М., 1994.
  3. Лалаева, Р.И. Особенности развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева. – СПб., 2001.
  4. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, ТВ. Туманова.-М., 1999.
  5. Яшина, В.И. Некоторые особенности развития словаря детей 5-го года жизни / В.И. Яшина // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 10. -С. 38^12.

Автор: Т.М. Голощапова, (Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко). Научный руководитель -преп. НИК № 1 Т.Б. Вагина

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Дошкольное образование. Разное
  • Обогащение словарного запаса детей посредством организации дидактических игр

Обогащение словарного запаса детей посредством организации дидактических игр

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Обогащение словарного запаса детей посредством организации дидактических игр

Актуальность
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится в то время, которое отводится в режиме на непосредственную образовательную деятельность.
Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногда предшествуют непосредственной образовательной деятельности; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием непрерывной образовательной деятельности.
Общеизвестно, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для развития речи детей, в том числе и для овладения словарем родного языка, поэтому так важно уделять внимание развитию речи ребенка-дошкольника.
Задачи:
1. Изучение теоретических основ развития словаря детей младшего дошкольного возраста.
2. Рассмотрение роли дидактической игры в процессе словарной работы.
3. Подбор диагностической методики и выявление уровеня усвоения словаря детьми 2-ой младшей группы.
4. Проведение работы по развитию словаря с использованием дидактических игр.
5. Выявление эффективность проведенной работы.
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Каждый ребенок имеет самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Созданные развивающие зоны содержат разнообразные материалы для развивающих игр свободно занимались, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
В группе выделены такие зоны как: зона сюжетно – ролевых игр, театрализованная зона, зона для игр со строительным материалом, конструкторами, дидактическими играми, физкультурно-оздоровительная зона; литературная зона; экологическая зона, зона художественно-творческой деятельности детей.
Подбор игрушек осуществляется в соответствии с основной тематикой детской игры. Для детей младшего дошкольного возраста это игрушки, позволяющие развернуть игру в семью, магазин и т. д.
«Уголок книги» – это особо, специально выделенное место, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» ее. Здесь ребенок впервые видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание.
Определение уровня освоения словаря детьми группы
Диагностика уровня сформированности активного словаря у детей 4-го года жизни.
“Диагностика речевого развития дошкольников” под редакцией О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной
Задание № 1 “Кукла”.
1. Кто это? Как зовут куколку? Придумай ей имя.
1) именует в предложении: ( “Я назову её Маша”) – 3 балла
2) даёт имя только одним словом – 2 балла
3) никак не называет (говорит “кукла”) – 1 балл
2.Назови, какая Маша?
1) именует два слова и более (“хорошая, добрая”) – 3 балла
2) именует одно слово (“маленькая”) – 2 балла
3) не именует свойства, признаки (говорит “куколка”) – 1 балл
3. Что на Маше надето?
1) без помощи называет более 2-хвидов одежды (“в белом платье, жёлтых носочках и т.п.”) – 3 балла
2) с поддержкой воспитателя: “Что это? Покажи”. (Это – шапочка, это – курточка) – 2 балла
3) может показать предметы одежды, но не называет словом – 1 балл
4. Как именно возможно отметить одним словом? ( называю предметы одежды: шапочка, пальто, и т.п.).
1) именует обобщающие слова (“одежда, наряд”) – 3 балла
2) именует иные виды одежды (маечка, штаны, футболка и т.д.) – 2 балла
3) воспроизводит слова за педагогом (шапочка, пальто) – 1 балл
5.Что выполняет Маша? (выполняет движения: куколка садится, встаёт, поднимает руку, машет рукой)
1) ребёнок именует каждое действие – 3 балла
2) именует 2 действия (“встала, подняла руку”) – 2 балла
3) именует один глагол (“стоит” или “сидит”) – 1 балл
6. Что возможно сделать с куколкой?
1) более 2-х слов (“одевать на прогулку, петь колыбельную, умывать”) – 3балла
2) именует два действия (“качать в кроватке”, “кормить обедом”) – 2балла
3) одно слово “играть” – 1 балл
7. Что можно делать с куклой?
1) Называет более двух слов (укладывать спать, качать ее, играть);
2) называет два действия (катать в коляске, кормить куклу);
3) называет одно слово (играть).
Задание № 2 “Мяч”.
1. Что это? Какой мячик? (дать подержать мячик).
1) 2 признака и более (“резиновый, красный”) – 3 балла
2) именует только1 признак– 2 балла
3) не именует признаки, а иное слово “играть” – 1 балл
2. Что с ним можно делать?
1) именует больше 2-х слов (глаголов), (“бросать, катать”)
– 3 балла
2) два глагола (“играть, крутить”) – 2 балла
3) только одно слово (“играть”) – 1 балл
3. Спрашиваю после совершенного действия. Бросаю малышу мячик и произношу:
– Что я сделала (кидаю мячик, кинула мячик).
– А ты что сделал? – Словил. – Теперь ты кидай. Что ты сделал? – Кинул.
– А я что сделала? – Словила.
1) именует все без исключения действия в необходимой форме – 3 балла
2) именует 2-3 действия верно – 2 балла
3) именует лишь один глагол – 1балл
Задание № 3.
1. Как одним словом назвать куклу, мяч?
1) Ребенок дает обобщающее слово (игрушки);
2) перечисляет названия (Катя, мяч);
3) говорит одно слово (кукла).
2. Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь, с кем?
1) Составляет рассказ из личного опыта (У меня дома есть машинки. Их много, все машинки разные. Я ставлю их в гараж);
2) перечисляет игрушки;
3) называет одну игрушку.
Критерии оценки ответов:
1 вариант ответа (полный) – 2 балла
2 вариант ответа (не полный) – 1 балла
3 вариант ответа (отсутствие ответа или повторение слова) – 0 баллов
Отвечая на вопросы 3-х заданий, ребенок суммарно дает 12 ответов, в результате чего можно определить уровень развития активного словаря.
Критерии определение уровня
Высокий уровень – 20 – 24 балла
Средний уровень – 19 – 12 баллов
Низкий – 11 баллов и менее
Практическая работа с детьми по развитию словаря
с использованием дидактических игр
Задачи:
1. Разработать комплекс мероприятий по развитию словаря детей четвертого года жизни на основе использования дидактических игр.
2. Апробировать разработанный комплекс в совместной деятельности воспитателя и детей.
3. Осуществлять индивидуальную работу с детьми с учетом данных констатирующего эксперимента.
Были отобраны дидактические игры, нацеленные на активизацию словаря дошкольников. Выбор использованного материала для дидактических игр складывался за счёт задач словарной работы, с учётом активизации у детей глаголов и прилагательных.
В своей работе мы использовали дидактические игры для развития словаря дошкольников, разработанные А.К. Бондаренко и О. С. Ушаковой.
Комплекс дидактических игр:
Игры по теме “Игрушки”:
“Чудесный мешочек”
“Найди игрушку”
“Чего не стало?”
Игры по теме “Одежда”:
“Кукла Маша проснулась”
“Кукла Маша идёт на прогулку”
“Найди пару”
Игры по теме “Посуда”:
“Кукла Маша обедает”
“Подбери посуду для куклы”
“Узнай посуду по описанию”
Тема ” Одежда”
Дидактическая игра “Кукла Маша проснулась”
1. Дидактическая задача: Активизация словаря за счет слов: майка, трусики, футболка, колготки, юбка, пижама.
2. Игровая задача: Выбрать одежду и одеть куклу после сна.
3. Оборудование: Куклы. Одежда кукол.
4. Ход игры: Воспитатель предлагает одеть и раздеть куклу, называет предметы одежды. Дети упражняются в одевании куклы.

Дидактическая игра “Найди пару”
1. Дидактическая задача: Активизация словаря за счет слов: красная, зеленая, синяя, юбка, платок, кофта.
2. Игровая задача: Найти предмет одежды, который назвал воспитатель.
3. Оборудование: Кукольная одежда разных цветов.
4. Ход игры: Воспитатель называет предмет одежды, нарисованный на его карточке (кофта синяя) и предлагает детям показать предмет.

Дидактическая игра: “Кукла Маша идёт на прогулку”
1. Дидактическая задача: Активизировать в речи детей существительные (названия предметов одежды) и прилагательные (тёплая, меховая, тонкая и т.д.)
2. Игровая задача: Подобрать правильно одежду и одеть куклу.
3. Оборудование: Кукла. Одежда для куклы.
4. Ход игры: Воспитатель предлагает одеть куклу на прогулку осенью, зимой, весной, летом.
Тема “Игрушки”
Дидактическая игра “Чудесный мешочек”
(может проводиться с использованием игрушек разных категорий, в разных возрастных группах, чаще в младших).
1. Дидактические задачи: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек, предметов; используются имена существительные, глаголы, прилагательные)
2. Игровая задача: На ощупь определить какая игрушка и описать её.
3. Оборудование: Мешочек, игрушки.
4. Ход игры: Обыгрывание мешочка. Доставание предметов и их рассматривание, сопровождающееся характеристикой их внешнего вида, частей, назначения, признаков.
Определение предметов (помещены снова в мешочек) на ощупь, их называние и описание.

Дидактическая игра: “Найди игрушку”.
1. Дидактическая задача: развивать умение детей узнавать предметы характерным признакам; закреплять умения употреблять имена существительные, глаголы, прилагательные.
2. Игровая задача: Узнать игрушку по описанию.
3. Оборудование: Игрушки.
4. Ход игры: Воспитатель называет характерные признаки игрушки, а ребёнок должен узнать эту игрушку.

Дидактическая игра: “Чего не стало?”.
1. Дидактическая задача: Упражнять в образовании существительных в форме родительного падежа, единственного числа; активизировать словарь; развитие памяти и внимания.
2. Игровая задача: Отгадать, какую игрушку убрал воспитатель.
3. Оборудование: Игрушки.
4. Ход игры: На столе выставляются игрушки (до 5). Дети вместе с воспитателем рассматривают их, называют каждую игрушку. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и отгадывают игрушку которой, которой нет на столе.

Тема “Посуда”
Дидактическая игра “Накроем стол к чаю”.
1. Дидактическая задача: Активизация словаря за счет слов: хлебница, чашки, блюдца, чайные ложки.
2. Игровая задача: Накрыть стол к чаю для гостей.
3. Оборудование: Кукольная посуда, кукольный стол, кукла, мишка, зайка.
4. Ход игры: Взрослый объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняют поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки?
Дидактическая игра “Чего не стало?”
1. Дидактическая задача: Активизация словаря за счет слов: большая, маленькая ( чашка), красное, синее (блюдце).
2. Игровая задача: Определить и назвать, какой посуды нет.
3. Оборудование. Картинки с изображением больших и маленьких предметов посуды.
4. Ход игры. Ребенок соотносит изображения посуды нарисованной и контуров.
Дидактическая игра “Подбери посуду для куклы”
1. Дидактические задачи: Закрепить названия разной посуды, формировать умение использовать их по назначению; активизировать словарь (названия предметов посуды).
2. Игровая задача: Подобрать правильно посуду.
3. Оборудование: Куклы: повар, няня, девочка. Посуда для кукол.
4.Ход игры: Дети рассматривают кукол: повара, няню и девочку. Беседуют о том, какая посуда нужна для работы повару, няне, и какая девочке для угощения чаем. Затем дети отбирают посуду и относят на «кухню», в «столовую».
В дальнейшем можно вводить обобщающие названия: посуда кухонная, столовая, чайная.
Проверка эффективности проделанной работы
Для определения эффективности проделанной работы нами был использован тот же диагностический материал.
Анализ результатов обследования состояния развития словаря показал, что после целенаправленной и систематической работы в группе возросло количество детей с высоким и среднем уровнем состояния словаря.
Сопоставляя итоги, можно сделать вывод, что дидактические игры оказывают воздействие на развитие словаря у детей младшего дошкольного возраста.
При сопоставлении очевидно, что лексикон дошкольников существенно повысился и обогатился. Дети больше начали применять в своей речи существительные, прилагательные и глаголы.
Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста «Прощание с Осенью»

Итоговое педагогическое мероприятие «Прощание с Осенью» предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Данное мероприятие является итоговым, и проводилось с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности с целью: систематизации и обобщения полученных знаний за осенний период обучения (I период).

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста

«Прощание с Осенью»

  • Систематизация и обобщение полученных знаний за осенний период обучения.
  • Обобщение и систематизация знаний о временах года, об осени и осенних изменениях в природе.
  • Уточнение знаний об овощах и фруктах.
  • Актуализация и систематизация словаря по темам «Лес. Ягоды. Грибы. Насекомые. Перелетные птицы».
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыков словообразования и словоизменения (образование относительных прилагательных, образование притяжательных прилагательных).
  • Развитие речевого слуха, фонематических представлений, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением, общей тонкой моторики.
  • Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.
  • Интерактивная доска, ноутбук; презентация к занятию;
  • ложки, картофель по количеству детей; две длинные нити, кленовые листья;
  • здоровьесберегающие; ИКТ проблемно-игровые; технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми; технологии развивающего обучения.

Интеграция образовательных областей:

  • «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
  • Изучение лексических тем: «Осень», «Сад-огород», «Овощи-фрукты», «Труд людей в поле и на огороде осенью» Наблюдения в природе, беседы по данным темам. Чтение художественной литературы.

Ход образовательной деятельности

1. Мотивационно-ориентировочный этап

Дети входят в зал, становятся в круг.

Здравствуйте, дети, милые дети,
Вы прекрасней всех на свете!
Поздоровайтесь руками,
Берут друг друга за руки.
Прикоснитесь головами.
Касаются головами с соседом справа, слева.
Глазами вокруг осмотритесь,
Смотрят по кругу.
И друг другу улыбнитесь.
Улыбаются друг другу.
Садятся на стульчики.

2. Содержательный этап

Звучит классическая музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года».

Посмотрите на картины и скажите, что на них изображено?

Показ презентации «Времена года» с звуковым сопровождением.

– Времена года появлялись с ошибками, кто заметил их?

Дети расставляют правильно времена года по порядку

– зима, весна, лето, осень.

– Мне нравятся все четыре времени года. В каждом из них есть что-то удивительное и прекрасное! А знаете ли вы, что давным-давно, в старинные времена, на Руси год представляли в виде колеса, медленно совершающего движение по Солнцу? Отсюда и название — Круглый год. Круглый год разделен на четыре части, которые обозначают времена года – зима, весна, лето и осень.

– Но сегодня мы поговорим только об одном из них. А о каком, вы узнаете из стихотворения А.С. Пушкина.

На экран проецируется портрет А.С. Пушкина.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

– Какое время года описал великий русский поэт? Народная мудрость гласит: «Осень печальна, а жить весело». У каждого времени года три периода и три месяца.

– Назовите осенние периоды и ее месяцы. («Ранняя осень» — сентябрь, «Золотая осень» — октябрь, «Поздняя осень» — ноябрь).

Ответы сопровождаются показом картин.

– Русский народ, постоянно наблюдая за жизнью природы, подметил приметы осени. А какие приметы осени вы знаете, ребята?

  • Гром в сентябре предвещает теплую погоду.
  • Если в лесу много рябины – осень будет дождливая, если же мало – сухая.
  • В октябре семь погод на дворе.
  • Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

– Красота осенней природы вдохновила многих поэтов и композиторов на создание чудесных музыкальных произведений.

Песня про осень.

– Осталось совсем мало времени у Осени, и поэтому предлагаю отправиться к ней в гости — в Лес, для того, чтобы проститься и проводить в дальний путь.

В поезд дружно становитесь!

Крепко накрепко держитесь.

Под звук поезда дети двигаются по кругу «Поезд едет».

Поезд быстро мчится – город позади,
Скоро остановка — деревня впереди.

– Посмотрите, на перроне нас встречает бабушка.

В гости к бабушке зайдем?
И порядок наведем.
Поможем старушке
Дадим покушать хрюшке.

Дети садятся на стульчики.

Игра «Кто кем был?»

Свинья была поросенком,
Кошка была котенком,
Собака была щенком,
Корова была теленком,
Овца была ягненком,
Коза была козленком,
Курица и петух были цыпленком,
Гусь был гусенком,
Индюк был индюшонком.

В огород и сад пойдем
Урожай богатый соберем.

Игра «Четвертый – лишний»

  • Яблоко, груша, помидор, персик.
  • Абрикос, свекла, перец, чеснок.
  • Хурма, авокадо, картофель, манго.
  • Перец, апельсин, репа, огурец.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин. Дети разламывают воображаемый апельсин.
Много нас Показывают десять пальцев.
А он один. Показывают один палец.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа, Загибают пальцы на одной руке, начиная с большого.
Эта долька – для утят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас – беда! Сжимают кулаки и прижимают их к груди.
Разбегайтесь, кто куда! «Бегут» пальцами по столу.

Игра «Поможем бабушке убрать картофель»

Дети осторожно ложкой, чтобы не уронить, переносят картофель в корзину.

– Бабушка говорит нам спасибо за помощь, а нам пора в путь.

В поезд дружно становитесь!
Крепко накрепко держитесь.

Под звук поезда дети двигаются по кругу «Поезд едет».

Поезд быстро мчится – деревня позади,
Скоро остановка «Лесная» впереди.

Включается фонограмма с записью голосов птиц.

Осторожно выходите
Природу берегите!

– Посмотрите, в лесу много разных деревьев. Они отличаются друг от друга внешним видом, но по листочку можно узнать с какого он дерева.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер по лесу летал, Дети делают плавные движения руками.
Ветер листики считал:
Вот кленовый, Загибают пальчики на обеих руках одновременно, начиная с большого.
Вот дубовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Плавно кладут руки на колени.

– Перед долгим зимним сном деревья раздеваются, снимают свой красивый разноцветный наряд.

И в нашем зале мы устроим Настоящий листопад. Пусть закружатся листочки И летят, летят, летят.

Подвижная игра «Соберем гирлянду из осенних листьев»

Дети делятся на две команды.

По музыку ребята нанизывают на веревочку листья, кто больше, та команда и победила.

– Посмотрите, какие красивые гирлянды у нас получились, ими можно украсить любое помещение. Предлагаю подарить их Осени.

Осторожно, по лесной тропинке мы пойдем,
Что или кого увидим в лесу, того и назовем.

Игра «Назови, что есть в лесу»

Дети рассматривают картинки по лексическим темам

«Ягоды», «Грибы», «Насекомые» и обобщают их.

Посмотрите, там из-за куста,
Выглядывает чья-то голова.

Игра «Чья, чей, чьи?»

(образование притяжательных прилагательных)

– Чья голова? (волчья голова). Чей хвост? (медвежий). Чьи уши? (лисьи уши) и тд.

– Какие животные нам встретились на пути? (Дикие животные).

Чтобы к Осени прийти
Надо реку перейти.

– Посмотрите, на мосту нас кто-то встречает.

Появляется Кикимора Болотная.

Я — Кикимора Болотная.
Я такая беззаботная.
С Лешим и Ягой дружу,
За лягушками слежу.
Я хозяйка этих мест,
Никому проходу нет!

– Уважаемая Кикимора, пропустите нас пожалуйста на тот берег. Мы спешим на встречу с Осенью, чтобы попрощаться.

– Хорошо, я пропущу вас, но только тогда, когда назовете какая погода бывает осенью.

«Игра ДА или НЕТ»

Педагог задает вопросы, если ответ «да», дети хлопают в ладоши, если ответ «нет», кладут руки на пояс.

Поздней осенью цветут цветы?
Поздней осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы ранней осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

Игра «Кто быстрее оденется на прогулку»

Выбираются два участника игры. На стульях развешаны осенние вещи.

По сигналу дети одеваются- кто быстрее, тот и победил.

Ладно, проходите, и не отставайте,
Осени привет от меня передавайте.

– Путь открыт, давайте поспешим. Что услышим, то изобразим.

Массажные упражнения для рук «Осенние явления»

Звук шелеста осенних листьев.

Дети трут ладони.

«Греют», трут руки от локтя до плеч.

Дети щелкают пальцами.

К Терему тихонько подойдем,

Колокольчиком мы Осень позовем.

Вы ко мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья!

– Здравствуй, Осень, мы к тебе так спешили, и подарок приготовили – Осеннюю гирлянду. А еще – привет от Кикиморы Болотной.

Спасибо вам, ребята.
Ох и скучно стало мне в лесу
Грустно и тоскливо.
Собрались в небе птицы дружно,
На юг лететь им срочно нужно.
Далек их путь, мои друзья,
Туда, где теплые края.

Звук перелетных птиц.

– Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелетные).

– А вы знаете перелетных птицах? Назовите их? (журавли, кукушки, грачи, скворцы, трясогуски, гуси, утки, лебеди).

– А вы знаете что птицы летят по-разному?

Журавли летят клином, утки – прямым фронтом, гуси – косяком, а маленькие птички не любят порядка, поэтому летят большой стаей.

– Моя пора подходит к концу, а это так грустно. Но сегодня мне хочется вспомнить прекрасные и радостные моменты, поздравить еще раз осенних именинников. Ребята, у кого день рождение был в сентябре, октябре и ноябре встаньте и под дружные аплодисменты выйдите на середину зала.

Для вас, ребята мои пожелания:
С днем рожденья поздравляю и от всей души желаю,
Вырасти хорошими, умными, пригожими.
Будьте здоровыми, счастливыми.
Будьте прилежными и очень красивыми!

– Жалко с вами расставаться, но пришла пора прощаться. Не грустите, я обязательно вернусь в следующем году. До свидания, ребята!

Ну, а мы грустить не будем, Просто на прощанье, Скажем дружно Осени: «До скорого свиданья!»

– А нам пора домой возвращаться.

В поезд дружно становитесь!
Крепко — накрепко держитесь.

Под звук поезда дети двигаются по кругу «Поезд едет».

Поезд быстро мчится – лес уж позади,
Скоро остановка — детский сад «Мишутка» впереди.

3. Рефлексивно-оценочный этап

Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам особенно запомнилось? Ответы детей.

– Мне очень приятно, что осенняя поездка в лес вам понравилась, вы были очень активные и дружные.

– Осталось нам попрощаться, и поблагодарить друг друга за то, что нам было хорошо вместе. Встаньте ближе друг к другу и совершим «Объятия дружбы»

Тузлукова Ольга Владимировна,
учитель-логопед высшей категории

Конспект открытого занятия в старшей группе — «Прощание с осенью»

Ольга Шаброва
Конспект открытого занятия в старшей группе — «Прощание с осенью»

Тема: «Прощание с осенью»

Цель:-систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

-уточнить и углубить знания детей об осенних изменениях в природе;

-активизировать глагольный словарь по данной теме;

-продолжить учить детей отвечать на вопросы полным предложением;

-продолжить учить согласовывать движения с речью;

-продолжать развивать память, внимание, мышление, речь;

-закрепление знаний о подготовке к зиме животных;

-закрепление знаний о водоплавающих и перелетных птицах;

-учить устанавливать зависимость внешнего вида животного от условий жизни;

– воспитывать любознательность, интерес к природе.

Задачи:-воспитание умения работать в коллективе;

-воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу и к

-развитие мелкой моторике через сочетание игр для тренировки

Оборудование:1. Карточка с пунктирными точками;

5. проволока для нанизывания грибов;

6. модели грибов;

7. контейнер с песком;

8. овощи и фрукты;

9. влажные салфетки;

10. готовые шаблоны зайцев;

11. шаблоны животных, сделанных из разного материала;

12. картины с изображением леса в разные осенние месяцы;

13. календарь природы;

Воспитатель: Ребята, у нас в группе сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель: С гостями поздоровались, а теперь давайте поприветствуем друг друга.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА:»ПОВЕРНИСЬ И ПОЗДОРОВАЙСЯ». (в кругу).

Смотрим, кто справа (дети поворачивают голову вправо и отставляют вправо правую руку, затем ставят ее на пояс).

Это наш друг, (приветственно наклоняют голову).

И скажем все вместе «Привет».

А кто же там слева?

И скажем все вместе «Привет».

Воспитатель: Вот и поприветствовали друг друга, а теперь сядем, аккуратненько на стульчики и послушаем о чем пойдет речь на нашем занятии:

У избы помоет крышу,

Отведет в берлогу Мишу,

Труд крестьянский завершит,

А потом листвой шуршит,

Мы ее тихонько спросим:

-Кто ты?- и услышим.. .

Дети: Осень.

Воспитатель: Какие времена года вы знаете?

Дети: Зима, весна, лето, осень.

Воспитатель: По каким признакам мы отличаем осень от остальных времен года?

Дети: На улице холодно; листья на деревьях желтые; птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: А вся ли осень одинаковая?

Дети: Осень бывает поздняя и ранняя.

Воспитатель: А что бывает ранней осенью и чем отличается, поздняя осень нам расскажут стихи:

Ребенок 1 Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый тополям,

Фрукты осень дарит нам!

Ребенок 2 Скучная картина!

Дождик так и льется,

Воспитатель: Молодцы, дети!

А какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: В народном календаре каждый месяц имеет свое характерное название. Сентябрь называют Хмурень.

Как вы думаете почему?

Дети: Потому что хмуро, холодно и пасмурно.

Воспитатель: За ветры и дожди сентябрь называют Ветродуй и Ревуном. А еще его называют Листопадником? За что как вы думаете?

Дети: Потому что с деревьев падают листочки.

Воспитатель: Давайте ребята, посмотрим Календарь наблюдений за погодой в сентябре. Какая погода была в сентябре?

Дети: (отвечают, смотря на календарь, в котором отмечают погоду).

Воспитатель: А чем нас радует сентябрь?

Дети: Своим урожаем, овощами и фруктами.

Воспитатель: Правильно. Мы свой урожай собрали и убрали на хранение, спрятали от морозов. Давайте посмотрим, что же храниться в нашем погребе? Но прежде это сделать вы ответите на мои вопросы.

1. Листья осенью (какие)(желтые, красные)

2. Дождь осенью (какой (холодный, моросящий)

3. Погода осенью (какая (дождливая, хмурая)

4. Деревья осенью (какие) (голые).

(найди в песке спрятанный фрукт или овощ).

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо потрудились в сентябре.

А Октябрь в народе получил такое название: ГРЯЗНИК.

А как вы думаете, за что его так назвали?

Дети: На улице идет дождь и становится грязно.

Воспитатель: Посмотрим наш Календарь природы, что он нам говорит о погоде? Каких дней было больше в октябре?

Дети: Дождливых, ветреных, пасмурных.

Воспитатель: Правильно, дети! В октябре идут дожди, ветер срывает листья с деревьев. Давайте и мы покажем, как листочки падают на землю.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЛИСТОЧКИ».

Мы листики осенние (покачивание руками вверху над головой)

На веточках сидим

Дунул ветер, полетели (руки в стороны)

Мы летим, летим, летим

И на землё тихо сели (присели)

Ветер снова набежал (покачивание руками вверху над головой)

И листочки все поднял

Закружились, полетели (дети садятся на свои стульчики)

И на землю тихо сели.

ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО СПРЯТАЛОСЬ?»

Воспитатель: Дети, посмотрите ветер дул и под стульчики вам упали листочки. Давайте посмотрим, кому, какие листочки попались?

(Дети берут листочки скомканные, выпрямляют их и называют с какого они дерева.)

Воспитатель: В октябре звери в лесу заканчивают подготовку к зиме. Расскажите, пожалуйста, кто и как готовится к зиме?

Дети: Медведь ложится в Берлогу спать, заяц меняет серую шубку на белую, а белка всю осень готовит запасы на зиму.

ИГРА «КТО СПРЯТАЛСЯ ПОД СНЕГОМ»

(дети отгадывают из чего сделаны звери на ощупь: медведь из гречневой крупы, ёж -наждачной бумаги, заяц -манной крупы, белка-салфетки).

Воспитатель: В лесу происходят изменения в жизни животных. А что же делает белочка у нас в лесу. Расскажите, пожалуйста, стихотворение о белочке.

Ребенок 1: Белка-кисточками ушки

Гриб увидит на опушке

Прыг за ним с густых ветвей

И домой несёт скорей

Воспитатель: А чем же питается наша белочка?

Дети: Шишками, орехами, грибами.

Воспитатель: Давайте, сделаем доброе дело, наберём белочке гостинцев и отправим в лес.

ИГРА «СОБЕРЁМ ГРИБЫ БЕЛКЕ»

(дети на проволоку нанизывают грибы)

Воспитатель: Сделали доброе дело, а теперь пройдём на свои стульчики и продолжим беседу. Сейчас у нас идёт последний осенний месяц-ноябрь. Что мы можем про него сказать? Какая у нас погода?

Дети: Деревья голые, выпал снег.

Воспитатель: Правильно, за это его прозвали «полузимник», «студень». Потому что он похож на зимние морозы и в давние времена про этот месяц говорили «ледовый кузнец». Ребята может кто-нибудь знает почему?

Дети: Потому что речка покрывается льдом, и если наступить, то можно провалиться т. к. лёд ещё хрупкий. И это очень опасно.

В это время от нас улетают водоплавающие птицы. Какие?

Дети: Утки, гуси, лебеди.

Воспитатель: А почему они улетают?

Дети: Потому что водоёмы замерзают, где они плавали, жили, кормились.

Воспитатель: Но ведь к нам прилетают и другие птицы. Какие?

Дети: Снегири, синички, воробьи.

ИГРА «ЛАБИРИНТ»

(помощь снегирю; дети карандашом соединяют точки от снегиря до рябины.)

Воспитатель: А что нам говорит календарь природы о ноябре? А говорит он нам, что осень кончается и пора наступать зиме. Завтра уже первый день зимы. И плохо становится жить лесному зверю, а особенно зайчику. Почему?

Дети: Потому что холодно и он не успел поменять серую шубку на белую.

Воспитатель: Давайте же ему поможем. Сейчас мы поработаем волшебниками и быстро заменим серую шубку на белую. А поможет нам в этом клей и вата. Давайте вспомним, как нужно работать с этим материалом.

Дети: Намажем клеем зайчика, отщипнем вату и приложим к зайчику пальчиками.

Воспитатель: А теперь дружно за работу.

А теперь, я хочу поговорить о том, что вы узнали сегодня на занятии.

РАБОТА ПО КАРТИНЕ.

(дети определяют по картине в каком месяце изображен лес).

Осень – это особая пора, она настраивает нас на лирическое настроение. Недаром лучшие стихи многих русских поэтов были написаны и посвящены этому времени года. Осень – это любимое время года А. С. Пушкина.

Ребята, а вы знаете стихи об осени.

Ребенок 1: Скучен осени самой

Частый дождик проливной

Слезы катятся с небес

Таит в них осенний лес.

Ребенок 2: Туча небо кроет

Солнце не блестит

Ветер в поле воит

Ребенок 3: Уж небо осенью дышало

Уж реже солнышко блистало

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора

Стоял ноябрь уж у двора.

Ребенок 4: Среди тропок и дорожек

Растерялся бедный ежик:

Как ему попасть домой, ой-ой-ой,

Если б маму он послушал

Возвращался не по лужам.

А ведь дождь, хоть и грибной,

Очень мокрый ой-ой-ой.

Воспитатель: Молодцы, дети!

Сегодня вы мне на занятии понравились.Вы были очень активными: хорошо работали, отвечали на вопросы, стихи очень понравились.

Воспитатель: Ой, мне кажется или правда где-то, что-то шумит, нет шуршит! заглядываетпод дерево).Ой, правда, да здесь еж сидит. Вот какой хитрый, спрятался под деревом и сидит слушает наше занятие. Да он еще с собой из лесу принес корзину, а она не пустая, в ней грибочки шоколадные. (показывает детям корзину с грибами).

Вот сейчас мы по лакомимся.

Презентация для детей. Младший возраст. Геометрические фигуры в загадках. Цели: Образовательная: – уточнить представления детей о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге, овале и их.

Золотая осень Актуальность: В наше время экологическое воспитание является одной из актуальных проблем современности. Экологическое образование – это.

Конспект занятия на тему “Прощание с осенью”

Конспект занятия с детьми первых и вторых классов

«До свидания, осень!»

Цель: развитие и коррекция нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, необходимых для успешного обучения в школе.

Задачи:

– формировать познавательную активность;

– развивать зрительное и слуховое восприятие;

– формировать произвольное внимание;

– развивать зрительную и слуховую память;

– развивать тонкие движения руки и зрительно-моторную интеграцию;

– формировать мыслительную деятельность во взаимосвязи с развитием речи;

– улучшать психофизическое самочувствие детей.

Содержимое разработки

Конспект занятия с детьми первых и вторых классов

«До свидания, осень!»

Цель: развитие и коррекция нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, необходимых для успешного обучения в школе.

– формировать познавательную активность;

– развивать зрительное и слуховое восприятие;

– формировать произвольное внимание;

– развивать зрительную и слуховую память;

– развивать тонкие движения руки и зрительно-моторную интеграцию;

– формировать мыслительную деятельность во взаимосвязи с развитием речи;

– улучшать психофизическое самочувствие детей.

Оборудование: картины на тему «Осень»; светофоры из картона; картинки целые и разрезанные на части; предметные картинки; рисунок с изображением шести букетов цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Здравствуйте, ребята! Прежде, чем мы начнем заниматься, давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и передайте свое тепло своему соседу по парте. Тихонько пожмите руки сидящим рядом с вами и скажите доброе слово, сделайте комплимент.

– А теперь я хочу узнать с каким настроением вы пришли сегодня в школу? (Ответы детей.)

1. Игра «Запомни картинку».

На доске сюжетные картинки на тему «Осень». В течение нескольких секунд воспитанники рассматривают картинки. Затем картинка убирается, ребята перечисляют все, что удалось запомнить.

– Вы рассмотрели картинки. А теперь перечислите все, что удалось запомнить.

– Какое время года изображено на картинке? (Осень.)

Докажите, что это осень. Мне кажется, что это лето.

2. Игра «Светофор».

– Я назову вам ряд предложений о разных временах года. Вы должны поднять зеленый светофор, когда услышите предложение об осени.

К нам приходит Дед Мороз.

Листва на деревьях уже начала желтеть.

Дети купаются в реке.

Солнце светит ярко, ярко.

Дети катаются на коньках.

Дети ходят в лес за грибами и ягодами.

Солнышко светит ярко и жарко.

На даче полным ходом идёт сбор урожая.

Река покрыта осенними листьями.

Дети загорают на даче.

3. Игра «Найди два одинаковых букета».

– А вы любите собирать листья? Посмотрите, сколько у меня букетов из различных листьев, они разного размера и цвета. Найдите среди них два одинаковых.

Дети находят два одинаковых букета среди шести предложенных.

5. Пальчиковая гимнастика: «Осень» (на выбор)

1. Пальчиковая гимнастика

Осень, осень, – трем ладошки друг о друга

Приходи! – по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень, – трем ладошки друг о друга

Погляди! – положить ладошки на щеки

Листья желтые кружатся, – движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет, – по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует все сильнее, – разводим одновременно ручки в разные стороны

К югу полетели птицы, – скрестить ручки и пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам

Шапки, куртки надеваем – делаем вид

И ботинки обуваем – постучать ногами

Знаем месяцы: – похлопать ладошками по коленкам

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. – кулак, ребро, ладонь

2. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, – загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать. – сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы, – загибаем пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.

6. Игра «Собери лист из частей».

Детям предлагаются картинки разрезанные на пять частей. При необходимости – зрительный образец (такая же целая картинка).

– Перед вами картинки с изображением листьев, разрезанные на части. Сделайте целые картинки. Листья каких деревьев получились? (Ответы детей).

7. Игра «Разложи на группы».

На осеннюю полянку.

– Посмотрите на полянку. Сколько здесь различных листьев!

Детям предлагаются картинки: листья различных деревьев.

– Разложите картинки на группы и дайте название каждой группе.

Обобщающие понятия: «большой-маленький-средний», «цвет», «название дерева».

8. Глазодвигательное упражнение.

– Вы любите рисовать? Сейчас мы будем рисовать необычным способом. Нарисуйте кленовый лист не карандашами, не кисточкой, а глазами.

9. Игра «Что общего и чем отличаются?».

На доске располагаются две картинки: лист берёзы и лист клёна.

– Посмотрите на картинки. Что это? Назовите общие и отличительные признаки этих листьев. (Ответы детей.)

10. Мимические упражнения: «Ласковое солнышко».

– Ребята, вы сегодня много потрудились. Хотите отдохнуть на осенней полянке?

– Представьте, что сейчас наши руки и лица греет ласковое солнышко.

Дети имитируют расслабление.

– Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочек.

– Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно.

Дети показывают расслабление и удовольствие. Повторяется несколько раз.

Читайте также:  Направления логопедической работы по развитию связной речи у детей с ОНР
Ссылка на основную публикацию