Конспект подгруппового комбинированного занятия по развитию личности и речи с использованием изотерапии и игротерапии с дошкольниками с ЗПР

Изотерапия для дошкольников

Изотерапия в логопедической практике

Вашему вниманию представлен опыт применения нетрадиционных методов обучения детей с использованием изотерапии.

Выбор обусловлен несколькими факторами:

– освоение нетрадиционных техник рисования помогает раскрыть личность детей, их творческие способности;

– на занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;

– каждый ребёнок может раскрыться, проявить, показать себя в полной мере;

Данная технология предусматривает проведение совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, которая позволяет развивать у детей коммуникативные способности, внимание, мышление, моторику рук. Особенность технологии заключается в том, что вся деятельность носит игровой и занимательный характер.

Цель данной работы – определить эффективные пути коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методов. Практическая значимость заключается в её направленности на оказание помощи детям, работающим с ними педагогам и родителям.

В своей работе использовала разработанный комплекс методик по развитию связной речи у детей посредством сказки, мнемотехники, игровых упражнений, наглядного моделирования, нетрадиционных приёмов и методов работы с элементами изотерапии, направленный на развитие связной речи.

Например, использование сюжетного нетрадиционного рисования в коррекционной работе часто используется в практике с детьми, имеющими эмоциональные нарушения, напряжённость, тревожность.

Коррекционно-развивающие занятия с элементами изотерапии способствуют психическому и личностному росту детей, помогают в раскрытии интеллектуального потенциала, творческого, нравственного, развития навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми через создание «зоны ближайшего развития».

Рисование на сюжет рассказа с последующим оречевлением своего рисунка – эффективный приём работы над связной речью детей. Рисование на определённый сюжет способствует лучшему его осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность.

Занятия с детьми по картинкам принадлежит методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребёнок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка.

Особое внимание уделялось использованию художественного слова при создании рисунков, учили детей отвечать на вопросы, формировали практические умения, развивали речь.

Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми, так как они выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений.

Учитывая, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, необходимо стремиться к тому, чтобы каждое логопедическое занятие носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. Необходимо проводить следующие виды занятий по обучению рассказыванию: занятия по пересказу, рассказывание по картинкам, рассказывание с элементами творчества. При рассказывании дети могут составлять текст коллективно, при этом они могут сами распределять функции: кто будет рассказывать по первому рисунку, кто по второму и третьему, кто будет завершать рассказ. При таком распределении в рассказывание включается вся группа детей. Развитие умений выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у детей элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие у них наглядно-образного и логического мышления. Развивая моторику через рисование, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению.

В системе работы использовались нетрадиционные средства и методы в развитии связной речи с элементами изотерапии:

Конспект урока обучения грамоте. Тема урока: “Знакомство с буквой Ц, ц”

Класс: 1

Ключевые слова: обучение грамоте , буквы Ц ц

Цель урока: формирование умения слышать звук в словах. Организация работы по ознакомлению с буквой Ц, ц. Определение особенностей звука [ц], использование схем и моделей звукового состава слов для выполнения звукового анализа слов, содействие формированию навыка чтения слов, предложений, развитию речи, фонематического слуха.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Знакомство с буквой Ц, ц, обучение чтению с буквой Ц, ц и ранее изученными буквами. Характеристика звука [ц].
  • Определение места звука в словах.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, формировать умение моделировать;
  • использовать знаково-символические средства для решения задач;
  • развивать умение строить речевые высказывания, познавательный интерес, творческие способности;
  • осуществлять поиск необходимой информации.

Воспитательные:

  • Уметь слушать собеседника и согласовывать свои действия.
  • Воспитывать интерес к учебной деятельности.
  • Расширять кругозор.

Регулятивные УУД:

  • учиться использовать речь для регуляции свои действий;
  • сравнивать свой ответ с ответом одноклассников.

Познавательные: УУД:

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и слышать одноклассников и учителя;
  • взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: учебник «Букварь» Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать» М.И.Кузнецова, электронный вариант учебника «Букварь», интерактивная доска, картинки птиц, модели слов, фишки.

Структура и ход урока

Организационный момент

– Садитесь те, у кого полное имя начинается с гласной буквы.

– Садитесь те, у кого имя начинается с согласной буквы.

Актуализация знаний

– Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним, что мы уже знаем и умеем.

– Буквы мы…. (пишем, читаем, видим).

– Звуки мы….( слышим, произносим).

– На какие две группы делятся все звуки? ( гласные и согласные).

– Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

– А сколько гласных букв? (10)

– Какие гласные дружат с твёрдыми согласными? ( А, О, У, Э, Ы)

– Какие гласные дружат с мягкими согласными? (Я, Ё, Ю, Е, И)

– На какие группы делятся согласные звуки? (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)

Постановка темы урока

Отгадайте загадки.

На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. (огурец)

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Такое тёплое,
Такое пушистое и золотое. (цыплёнок)

– Какой звук слышится в конце слова огурец? ([ц])

– Какой звук слышится вначале слова цыплёнок? ([ц])

– Какой буквой обозначаются эти звук, кто знает? (Буквой Ц,ц)

– Назовите тему нашего сегодняшнего урока? (Знакомство с буквой Ц,Ц)

Целеполагание.

– Откройте Буквари на с. 138-141, найдите уроки 120-121 и предположите, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? (Дети листают страницы урока и говорят, чем будут заниматься на уроке).

Звуковой анализ слов.

– Чтобы узнать, какие звуки обозначаются с помощью буквы Ц, что нужно сделать? (Звуковой анализ слов синица и цапля).

– Как одним словом можно назвать синицу и цаплю? (Это птицы).

– На протяжении сегодняшнего урока мы узнаем кое-что интересное об этих птицах.

– А сейчас приготовьте фишки и выложите звуки в данных словах. (Дети работают самостоятельно).

– Давайте сделаем звуковой анализ этих слов на доске.

– Первое слово пойдёт выложит… (Даёт полную характеристику каждого звука).

– Второе слово пойдёт выложит…

– Помощники, проверьте, все ли на вашем ряду справились с этим заданием.

2). Какую работу нужно ещё делать с данными словами. Посмотрите на подсказку слева в учебнике. (Разделить на слоги и поставить ударение)

– А сейчас из мира интересного.

– В России всегда считалось, что нельзя убивать синичку, иначе не будет удачи в разведении домашнего скота.

– Какое правило надо знать, чтобы правильно разделить слова на слоги? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

– Первое слово выполнит…

– Второе слово выполнит…

– Цапля- символ бдительности и спокойствия.

Физминутка

Шёл цыплёнок по дорожке,
Прыгал он на правой ножке.
А ещё крутился смело.
Крыльями махал умело.
Он спешил к себе домой,
К милой мамочке родной. (2 раза)

Сравнение схем слов.

– Давайте сравним схемы данных слов.

– Что у них общего? (Есть гласные и согласные звуки, последние звуки гласные, есть твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные).

– Чем отличаются данные схемы?

( Количеством слогов, ударением, количеством звуков, количеством гласных звуков, твёрдых согласных и мягких согласных).

Длина тела цапли от 28 до 140 см. Длина крыла около50 см, вес около 2 кг.

Игра «Живые звуки»

– А сейчас давайте поиграем в игру «Живые звуки» со словом синица.

Учитель даёт характеристику звука, тот ученик, который называет звук правильно выходит к доске и берёт фишку данного звука.

– Назовите первый мягкий согласный в слове синица [с ‘].

– Назовите второй мягкий согласный в слове синица [н ‘].

– Назовите ударный гласный в слове синица [ и].

– Назовите первый безударный гласный в слове синца [и].

– Назовите твёрдый согласный в слове синица [ц].

– Назовите второй безударный гласный в слове синица [а].

– Звуки выстроились. Можем прочитать слово? Почему? (Звуки стоят не по порядку).

– Звуки, выстроились по порядку. Давайте прочитаем слово хором.

– Теперь давайте поставим наши фишки на место так, чтобы получилось слово и каждый звук сядет на своё место.

– Садится на место ударный гласный в слове синица.

– Первый мягкий согласный.

– Первый безударный гласный.

– Твёрдый согласный звук.

– Второй мягкий согласный.

– Второй безударный гласный.

– Читаем хором слово.

– Молодцы, Живые звуки.

В природе синицы живут в среднем 5 лет, а в хороших условиях эта птичка может дожить до 10 лет.

Выделение звука [ц] в cловах.

– Посмотрите на данные стрелочки внизу каждого слова, что они обозначают? (Нужно выделить данные звуки в словах, дать им характеристику и сравнить).

– В слове синица какой по счёту звук мы должны выделить (пятый).

– Произнесите слово хором, интонационно выделяя этот звук.

– Дайте характеристику этого звука (Звук [ц] согласный, твёрдый, глухой).

– Какой по счёту звук нужно выделить в слове цапля? (первый).

– Произнесите слово хором, интонационно выделяя этот звук.

– Дайте характеристику этого звука ( Звук [ц] согласный, твёрдый, глухой).

– Одинаковые эти звуки или разные? (Одинаковые).

– Какие они, дайте ещё раз характеристику.

– попробуйте подобрать слова, в которых бы звук [ц] произносился мягко.

– Смогли подобрать такие слова? (Нет).

– Какой вывод сделаем? (У звука [ц] нет мягкой пары).

– Прочитайте правило в учебнике на с. 138. (Читает один учащийся, хором).

-Среди насекомых, поедаемых большой синицей, преобладают вредные для хозяйства виды.

Физминутка.

– А сейчас немного отдохнём, но с пользой.

– Поиграем в игру «Поймай звук».

– Я произношу слова, а вы, если слышите звук [ц] в слове- хлопаете в ладоши, а если не слышите- топаете. Будьте внимательны.

Цапля, капля, птица, спица, сена, курица, свеча, умница, цирк, звездочёт, циркуль, конец, дача, цифра, синица, девочка, овца.

– Сделаем глубокий вдох-выдох (3 раза), тихо сядем на свои места и настроимся на дальнейшую работу.

– Где может стоять звук [ц] в слове? (Вначале, середине и в конце).

Закрепление образа букв Ц,ц.

1) -Какой буквой обозначается звук [ц] на письме?

– Посмотрите внимательно на печатные буквы Ц,ц и пофантазируйте, на что они похожи.

– Буква Ц- смотрите сами,

Как скамейка вверх ногами.

– Откройте тетради « Я учусь писать и читать» на с. 71.

– Сколько букв Ц написано вверху страницы? Почему?

– Зачем нам нужна заглавная буква Ц?

– Раскрасьте те участки рисунка, на которых написана буква Ц.

– Что получилось? (Цветы).

– Определите место звука [ц] в слове цветы (В начале слова).

– Закройте тетради и положите их на край парты.

– Существует 66 видов цапель. Живут они по всему свету, кроме полярных стран, особенно много- в жарких странах.

Чтение слогов, слов, предложений со звуком [ц].

1)- А сейчас внимательно посмотрите на доску.

– Что написано на доске? (Слоги).

– Давайте прочитаем эти слоги

– с радостью
– с удивлением
– с грустью
– пропоём
– с вопросом

– Прочитайте слог с мягкими согласными звуками.

– Почему не читаете? ( Звук [ц] всегда твёрдый, у него нет мягкой пары).

Читайте также:  Планирование работы с родителями, воспитывающими детей раннего возраста с ЗПР

2) – Дальше поработаем в парах.

– Для этого откройте учебники на с 140. Что нужно сделать (Составить пар слов по смыслу).

– Кто сделает, берётся в парах за руки и показывает мне домики.

– Проверим. Прочитайте 1 пару…

3) – Следующий этап урока мы проведём, разделившись на две группы.

– Дети, которые уже бегло читают. Открывают Букварь на с. 140-141 и читают про себя интересное произведение.

А остальные ребята работают со мной по доске и учебнику.

С. 138, читаем пары слов.

1. – Значение всех прочитанных слов вам понятно?

Цукаты – это целые плоды или их кусочки, сваренные в сахарном сиропе и подсушенные, покрытые сахарной корочкой. Наверняка вы все их пробовали.

– Давайте прочитаем первые слова каждой пары. Что заметили? (Все слова обозначают много предметов).

– Давайте прочитаем вторые слова каждой пары. Что заметили? (Обозначают один предмет).

2. – Далее хором читаем слова по слогам.

– Что общего у всех этих слов? (Оканчиваются на -цы).

– Что общего у лов 1 столбика? (Во всех два слога).

– Что общего у слов второго столбика? (Во всех три слога)

– Как определяем количество слогов в словах?

3. – Давайте разгадаем кроссворд. Загадки я вам читала вначале урока. Ориентируемся на иллюстрации.

– Какое слово спряталось по горизонтали? По вертикале?

4. – Ну а сейчас послушаем учеников, которые самостоятельно читали произведение.

– Кто автор данного произведения?

– Как называется произведение?

– К какому жанру относится?

– Докажите, что вы прочитали сказку.

– Кто главный герой этой сказки?

– С кем встретился Цып, когда вылупился из яйца? (С цветком, гусеницей и цаплей).

– Что общего у этих слов? (Есть буква ц и звук [ц]).

Итог урока

– Закройте глаза и вспомните всё, что было у нас сегодня на уроке.

– С какой буквой познакомились на уроке?

– Какой звук обозначается с помощью буквы Ц,ц?

– Дайте характеристику этому звуку.

– С каким правилом познакомились?

– Что ещё интересного узнали на уроке?

Рефлексия

– А теперь, если вам было интересно, всё понятно, то покажите зелёную фишку.

– Если вам было интересно, но вы затруднялись в каких-то вопросах, покажите жёлтую фишку.

– И если вам был интересно, но вы не поняли тему нашего урока, то покажите красную фишку.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»

Анна Смирнова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»

-продолжать учить детей отгадывать загадки.

– познакомить с согласным, твёрдым звуком [Ц].

– закрепить навык произношения звука [ц];

– умение слышать в звуках, в слогах и в словах, выделять и называть звук;

– упражнять в определении места звука в слове,

– познакомить с буквой «Ц»;

– закреплять у детей навык образования существительных с уменьшительно –ласкательным значением при помощи суффиксов –ец-, иц-, -ц-.

– совершенствовать навык чтения.

– Воспитывать умение самостоятельно выполнять учебную задачу.

– развивать логическое мышление, память, внимание.

Оборудование: картинки со звуком в начале, середине и конце слова, буквы Ц, шарики со слогами, тетради, карандаши, раскраски с буквами.

Организационный момент. «Назови слово на заданную букву».

(показываю букву, а дети по очереди называют слово на заданную букву).

– А вы любите загадки? Сейчас я вам их загадаю, а вы попытайтесь их отгадать и попробуйте догадаться с каким звуком мы сегодня с вами познакомимся.

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.»(Цветы)

«Явился в жёлтой шубке,

Прощайте две скорлупки.» (Цыплёнок)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад. –

Ищет в речке лягушат. (цапля)

– Вы догадались о каком звуке сегодня на занятии будет идти речь?

– Правильно, мы сегодня будем изучать звук Ц.

Ц – это имя звука. А каждое имя надо произносить чётко и правильно. Скажите, а что участвует в произношении звука (губы, язык, зубы)

– Произнесите звук Ц. (Губы улыбаются, зубы видны и язык за верхними зубами).

Звук Ц гласный или согласный? (согласный) Почему? (он не поётся и во рту появляется преграда зубы и язык).

– Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук Ц. Наше горлышко спит или работает? (Горлышко спит).

– Если горлышко спит, значит звук Ц какой? (Звук [Ц] глухой).

– А ещё я вам открою секрет, что это т звук всегда твёрдый.

– Итак, звук Ц согласный, твёрдый, глухой.

Игра «Внимательные ушки».

– Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ц], слог со звуком [Ц], слово со звуком [Ц].

А, Д, Ц, И, Ц, К, Р, Ц.

Теперь в слогах:

На, Цу, До, Зи, Ац, Цы

Цапля, аист, ведро, яйцо, цыплёнок, роза, цветок, буквы, цифры.

Определение места звука в слове.

Звуков много мы узнали,

Добрались до звука Ц.

Есть слова, где Ц – в начале,

В середине и в конце.

– в начале слова: цапля, цветок, цыплёнок.

– в середине: пуговица, курица, кольцо.

– в конце: заяц, огурец, колодец.

Физ. минутка «Цапля»

Очень трудно так стоять:

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Знакомство с буквой Ц.

– У каждого звука есть буква. У звука Ц, какая буква?

– Ребята, а на что похожа буква Ц? (показываю букву)

Вот такая буква Ц:

С коготочком на конце.

Как кошачья лапка.

Написание буквы Ц в воздухе.

– Сейчас приготовьте указательные пальцы. Мы напишем букву Ц в воздухе.

– А теперь напишите букву Ц на столе.

Работа в тетрадях. Задания на закрепление буквы Ц.

– Напишите букву Ц по точкам в слоговом шарике, а затем самостоятельно в шариках перед гласными. (один ребёнок выполняет это задание у доски и все вместе читают слоги в шариках, затем индивидуально)

– Работа в тетради. Буквы рассыпались, но надо каждую букву написать в свой квадрат и прочитать слова, а помогут выполнить это задание картинки вверху. (один ребёнок выполняет это задание у доски и вместе проверяют).

Игра с мячом «Скажи ласково»

– Найди букву Ц среди других букв и закрась. (задание на отдельных листках)

– С каким звуком и буквой сегодня познакомились?

– Какой это звук?

– Как считаете, вы сегодня все справились? А кому было сложно?

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [И] и буква И» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве И. Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком И, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [П] и буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве П Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Т] и буква Т» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Т Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У» Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные) Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Н] и буква «Н» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Н Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ж] и буква Ж» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ж Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной логопедической группе «Цыплёнок Цып»

Аннотация: Конспект занятия «Цыплёнок Цып» предназначено для детей подготовительной группы. Целью занятия является формирование правильного произношения звука [ц]; совершенствование звуко-слогового анализа слов; формирование лексико-грамматических категорий и развитие речеслуховой памяти.

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной логопедической группе

Тема: «Цыплёнок Цып»

  • закрепить знания детей о звуке и букве «ц»;
  • закрепить правильное произношение звука «ц»;
  • упражнять в звуко-буквенном и слоговом анализе и синтезе слов;
  • активизировать предметный словарь ;
  • учить составлять предложения по схемам с предлогами;
  • учить пересказывать сказку по ролям;
  • упражнять детей в чтении слов и предложений;
  • развивать мышление, внимание, память, интонационную выразитель-ность речи.
  • игрушка − цыпленок Цып,
  • картина «В деревне»,
  • предметные картинки,
  • схемы слов и предложений,
  • таблица к игре «Угадай слово»,
  • слоги на карточках с магнитами,
  • таблица с предложениями,
  • маркер.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

(Дети стоят в кругу.)

− Сядет тот, кто назовет слово со звуком «ц». (Птица, цыпленок, цифра, кольцо, колодец и т.д.)

II. Постановка цели занятия.

− О чем мы будем говорить сегодня на занятии? (Мы будем говорить на занятии о звуке и букве «ц»).

III. Характеристика звука и буквы «ц».

− Дайте характеристику звуку «ц». (Звук «ц» − согласный, твердый, глухой.)

− Докажите, что звук «ц» согласный. (Когда мы произносим звук «ц», воздух во рту встречает преграду − зубы и язык.)

− Какой буквой обозначается звук «ц»? (Буквой «ц».) Выставляется буква «Цц».

− На что похожа буква «ц»? (На колодец с цепью. На перевернутую кро-вать. На букву «Щ» без одной палочки.)

IV. Выделение звука «ц» в словах.

− У нас в гостях цыпленок Цып. Сегодня вы послушайте историю, которая приключилась с Цыпом, и выполните интересные задания.
Однажды, летним утром Цып вылупился из яйца. Он огляделся вокруг и запищал: «Пи, пи, пи, а где же моя мама?» Никто Цыпу не ответил. Цып пошел по тропинке искать свою маму. По дороге он увидел много интересного. (Выставляется картина «В деревне»).

− Назовите слова со звуком «ц» и определите место звука «ц» в словах (цветы, гусеница, солнце, кузнец, кузница, цепь, мельница, колодец, скворец).

(Цветы. В слове «цветы» звук «ц» слышится в начале слова.)

V. Дидактическая игра «Угадай слово».

(Упражнение в звуко-буквенном анализе и синтезе слова.)

− Помогите Цыпу отгадать слово. Назовите первые звуки в словах и впишите буквы под картинки.

Пружина, тетрадь, игрушки, цифры, арбуз.

(Пружина, в слове «пружина» первый звук «п». Я пишу букву «П» и т.д.).

− Прочитайте полученное слово. (Птица).

VI. Звуко-слоговой анализ слова «птица».

− Составьте схему слова «птица». Сколько слогов в слове? (Два слога.)

− Почему два слога? (Потому что два гласных звука «и», «а».)

− Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)

− Назовите первый слог. (Пти…)

− Назовите второй слог. (…ца)

− Сколько звуков в слове «птица»? (Пять звуков.)

− Сколько звуков в первом слоге? (Три звука).

− Сколько звуков во втором слоге? (Два звука).

Читайте также:  Конспект НОД по ОО Речевое развитие по теме: Подводный мир – в поисках буквы Р

− Дайте характеристику звукам в слове. (первый звук «п» − согласный, твердый, глухой и т.д.)

VII. Физкультминутка

− Цып искал маму. Он посмотрел вправо, влево, через левое плечо, через правое плечо, вверх и вниз, под правое крылышко, под левое крылышко. Он увидел…

VIII. Составление слов из слогов

− Вы узнаете, кого увидел Цып, если составите слова из слогов. Это названия птиц.(На магнитной доске − слоги.Дети составляют слова.)

гал-ка
во-ро-на
ут-ка
сквор-чи-ха

− Прочитайте слова из двух слогов (из трех слогов).

Слова закрываются ширмой.

− Вспомните, кого увидел Цып. (Цып увидел галку, ворону, утку, скворчи-ху).

IX. Образование слов с суффиксами -енок-, -онок-

− Цып спросил у галки: «Может быть, вы моя мама?»

− Галка сказала: «Нет, мой птенец …» (галчонок).

− Цып спросил у утки: «Может быть, вы моя мама?»

− Утка ответила: «Нет, мой птенец …» (утенок).

− Цып увидел на дереве скворчиху и спросил: «Может быть, вы моя ма-ма?»

«Нет, мой птенец …» (скворчонок).

− Цып спросил у вороны: «Вы − моя мама?»

− Ворона ответила: «Нет, мой птенец …» (вороненок).

− И тут Цып увидел, что к нему бежит мама — курица: «Как хорошо, Цып, что я тебя нашла!». Цыпленок обрадовался и вместе с мамой пошел домой.

Х. Чтение и анализ предложений

− Прочитайте, что рассказал Цып маме по дороге домой.

Дети читаю предложения по таблице.

После дождя на дороге лужицы.

Осенью все птицы улетают на юг.

Медуница и ландыш − весенние цветы.

− Что вы прочитали. (Предложения).

− Прочтите неправильное предложение. (Осенью все птицы улетают на юг.)

− Исправьте это предложение. (Осенью все перелетные птицы улетают на юг).

− Что такое предложение? (Несколько слов связанных по смыслу.)

− Назовите признаки предложения. (Предложение пишется с большой буквы. В конце предложения ставиться точка.)

− Прочитайте слова с буквой «ц». (Лужицы, птицы, цветы, медуница).

XI. Составление предложений по схемам с предлогами

− Назовите маленькое слово (В).

− Составьте предложение про Цыпа по схеме с предлогом.

(Цып живет в большой деревне.)

− Назовите слово, обозначающее живой предмет. (Цып.)

− Назовите слово, обозначающее неживой предмет. (Деревня.)

− Назовите слово-действие. (Живет.)

− Назовите слово-признак. (Большой.)

(Цып вылупился из куриного яйца.)

(Цып бежал по узкой тропе.)

XII. Пересказ рассказа «Цыпленок Цып» по ролям

(Логопед распределяет роли: автор, цыпленок, галка, утка, ворона, скворчиха, курица).

Автор: «Однажды, летним утром Цып вылупился из яйца. Он огляделся вокруг и запищал».

Цыпленок Цып: «Пи, пи, пи! Где же моя мама?»

Автор: «Никто Цыпу не ответил. Цып пошел по тропинке искать свою маму. По дороге он увидел много интересного. Цып встретил галку и спросил».

Цыпленок Цып: «Может быть, Вы, моя мама?»

Галка: «Нет, мой птенец галчонок».

Автор: «В пруду плавала утка. Цып спросил у неё.»

Цыпленок Цып: «Может быть, Вы, моя мама?»

Утка: «Нет, мой птенец утенок».

Автор: «На дереве сидела скворчиха. Цып спросил у неё.»

Цыпленок Цып: «Может быть, Вы, моя мама?»

Скворчиха: «Нет, мой сынок скворчонок».

Автор: «Цып спросил у вороны.»

Цыпленок Цып: «Может быть, Вы, моя мама?»

Ворона: «Нет, мой птенец вороненок.»

Автор: «И тут Цып увидел, что к нему бежит мама − курица».

Курица: «Как же ты меня напугал, Цып! Как хорошо, что я тебя нашла!»

Автор: «Цып обрадовался и вместе с мамой пошел домой».

XIII. Итог занятия

− Цыпленку Цыпу очень понравилось, как Вы занимались.

− Какой звук и какую букву мы повторяли? (Мы повторяли звук и букву «ц».)

− Что понравилось на занятии?

Оценка деятельности детей.

1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН.
3. Пожиленко В.А. Волшебный мир звуков и слов.
4. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Ч. III.

Урок «Звук и буква «Ц»»

Тема: Звук и буква «Ц».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить с новым звуком и буквой «Ц». Формировать навык чтения прямых и обратных слогов, слов с буквой «Ц».

Образовательные:

уточнить знания детей о гласных и согласных звуках;

учить правильно произносить звук «Ц», соотносить с буквой «Ц», распознавать в словах;

формировать навык слияния слогов.

Коррекционно-развивающие:

развивать артикуляционный аппарат обучающихся;

развивать фонематический слух на основе звукобуквенного анализа;

коррегировать зрительное, слуховое восприятие через использование коррекционных упражнений на запоминание и узнавание звука и буквы.

Воспитательные:

воспитывать положительное отношение к чтению как виду речевой деятельности;

учить слушать одноклассников и учителя, задавать вопросы;

Методы и приемы:

Словесные: фонетическая зарядка, беседа, рассказ, игра, чтение слогов и предложений.

Наглядные: иллюстрации, наборное полотно.

Практические: моделирование букв.

Оборудование: картинка Пети, презентация, разрезная азбука, наборное полотно, карточки для индивидуальной работы, пластилин, человечки для рефлексии.

Организационный момент.

-Ребята, встаньте красиво, подравняйтесь. Проверьте, у вас на парте должен быть букварь, пластилин, пр.карандаш, касса букв и конверт.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться

Слушаем внимательно, работаем старательно.

Подготовка к восприятию нового материала.

Слоги заблудились.

-К нам на урок пришел Петя. Посмотрите, что он принес? (Слоги).

-Прочитайте их. (рок, У).

-Помогите их расставить так, чтобы получилось слово. (Ученик выполняет задание около доски).

-Причитайте слово хором.

– Как называется наш урок? (Обучение грамоте).

-Чем мы занимаемся на уроке обучения грамоте? (Учимся читать).

-Чтобы уметь читать, что нужно знать? (Буквы).

Упражнение «Угадай букву».

Цель: Сейчас мы проверим хорошо ли вы знаете буквы.

-Ребята, достаньте из конвертика карточку. Положите ее перед собой. Возьмите простой карандаш. Допишите буквы.

1,2-я группа: дописывают буквы д,е,и,н,п,ш,.

3-я группа: д,е,и,н,п.

4-я группа: д,е,и,н,п с опорой на образец.

-Сравните работу с образцом. (Дети смотрят на экран).

-Назовите буквы. (Каждая группа дополняет буквы).

-На какие 2 группы мы их можем разделить? (гласные и согласные).

-Назовите гласные (е,и), согласные (д,н,п,ш)

-Что вы знаете о гласных? (мы их поем)

-Что вы знаете о согласных? (звонкие, глухие, твердые, мягкие).

Молодцы, хорошо знаете буквы и звуки.

Целевая установка.

-Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком, узнаем как он обозначается, будим читать слоги, слова и составлять предложения с новой буквой.

Артикуляционная гимнастика.

-Ребята, а чтобы правильно произносить все звуки подготовим наш язык к работе.

«Горка» (улыбнулись, рот приоткрыт, выгнули язычок, уперлись кончиком язычка в нижние зубы). Повторить 3 раза.

«Часики» (улыбнулись, открыли рот, кончик языка переводим из одного уголка рта в другой). Повторить 3 раза.

«Качели» (улыбнулись, открыли рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы). Повторить 3 раза.

Улыбнулись, «произнесите звуки т-с…».

-Итак, зачем мы делали эти упражнения? (Чтобы правильно произносить звуки).

Изучение нового материала.

Для нас Петя приготовил загадку. Отгадайте, о ком идет речь.

На одной ноге стоит

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

(Показ картинки цапли).

-Что вы знаете о цапле? (Перелетная птица).

-Почему она прилетела к болоту? (Цапли живут на болотах).

-Чем она питается? (питается лягушками и рыбой).

Выделение нового звука.

Цель: Сейчас мы будем учиться выделять новый звук.

Учитель произносит слово «цапля».

-произнесите его хором. (Цапля).

-Разделите слово на слоги (цап-ля).

-Сколько слогов в слове? (2).

-Назовите первый слог (цап), второй слог (ля).

-Произнесите только первый слог и послушайте какой первый звук мы слышим. (цап).

-Какой первый звук вы услышали? (Ц).

-Посмотрите, как я произношу звук «Ц». Губки улыбаются, зубки сближены, но не закрыты. Язычок внизу.

-Произнесите звук «ц» хором, по одному.

-Произнесем еще раз звук «Ц» и понаблюдаем, свободно выходит воздух или нет.

– Какой звук «Ц»? (согласный).

-Каким цветом его обозначим? (синим).

– Давайте определим звонкий или глухой? ( Дети прикладывают ладошку к горлу).

– Ребята, еще звук «Ц» всегда твердый.

– Охарактеризуйте звук «Ц». (согласный, глухой, твердый).

-Какой новый звук мы учились слышать и произносить? (Звук «Ц»).

Вывод: Звук «Ц» согласный, глухой, всегда твердый.

Игра «Хлопочки». (стоя)

Цель: А сейчас мы будем учиться слышать звук «Ц» в словах. Для этого Петя предлагает поиграть в игру «Хлопочки».

– Я вам буду называть слова. Если вы услышите звук «Ц», нужно хлопнуть в ладоши над головой.

(ЗАЯЦ, ВРАЧ, ЦЫПЛЕНОК, УДОЧКА, ПАЛЕЦ, ЧАЙ, ЦВЕТОК).

– Какой звук мы учились слышать? («Ц»).

Определение места звука в слове. Игра «Лото».

Цель: Сейчас мы определим, где может стоять звук «Ц» в слове.

-Достаньте из конверта игровое поле и картинки.

-Возьмите карточку №1. Кто на ней изображен? (Заяц).

-Произнесем слово хором и послушаем, где стоит звук «Ц». (в конце). Сверьте с образцом. И т.д.

-Сверьте с образцом.

Вывод: Звук «Ц» может находиться в начале, конце и середине слова.

Знакомство с буквой «Ц».

Цель: А теперь мы узнаем как выглядит буква «Ц» и будем учиться находить ее среди других букв.

Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце.

Как кошачья лапка.

– С чем сравнивают букву? (С кошачьей лапкой).

-Это большая буква «Ц». Она пишится в начале предложения и именах людей. Это маленькая буква «Ц».

– Из каких элементов состоит буква «Ц»? Какой элемент необычен? (хвостик на конце).

– Найдите эту букву в «кассе букв». Покажите. (Один ученик выполняет у доски).

Конструирование буквы «Ц».

Дети лепят ее из пластилина.

4-я группа – выкладывание буквы по трафарету.

Цель: А сейчас мы с вами немного отдохнем.

Очень трудно нам стоять

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседей не держаться.

(Повторить упражнение два раза, сначала на одной ноге, потом на другой).

Чтение слогов с изученным звуком.

Цель: Сейчас мы будем читать слоги с буквой «Ц». (Слоги написаны на доске).

АЦ ЕЦ ЯЦ ЦА ЦЫ ЦО ИЦ ОЦ

Хоровое чтение слогов;

Индивидуальное чтение (сильный ученик, слабый ученик).

Чтение слогов цепочкой.

Первичное закрепление материала.

Цель: Мы прочитали слоги, а теперь будем читать слова.

Работа с учебником (стр. 118)

-Откройте букварь по закладке. Перелистните, найдите нашу новую букву.

Чтение столбиков слов (сильные ученики, затем слабые).

– Что заметили? (Все слова оканчиваются на букву «Ц»).

Чтение по эстафете.

-Какое слово вам не понятно? (Кузнец).

Словарная работа.

Кузнец – это человек, который кует из железа различные предметы. Это профессия очень тяжелая, но очень уважаемая и почетная. Она существует и в наше время.

-Составьте предложения со словами: заяц, отец, огурец, палец, молодец, кузнец.

– С каким новым звуком и буквой мы познакомились?

– Дайте характеристику звуку «Ц».

-Оцените свою работу на уроке. Если вы все задания выполняли и не отвлекались, поставьте своего человечка на верхнюю ступеньку, а если не все задания выполнили – на нижнюю.

Урок обучения грамоте в 1 классе. Буква Ц.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

План-конспект урока по обучению грамоте по теме “Звук и буква Ц”

Скачать:

ВложениеРазмер
bukva_ts_dokument.docx32.16 КБ
bukva_ts_prez.ppt1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа № 5

Открытый урок обучения грамоте в 1 классе

“Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц”

Учитель начальных классов

Головина Алина Маисовна

г. Южноуральск 2013

  1. Сформировать у учащихся представление о твердом согласном звуке [ц], познакомить с обозначением его буквой ц, развивать умение читать слоги, слова, предложения.
  2. Содействовать развитию фонематического слуха, произвольного внимания, связной речи, воображения, развивать умение классифицировать звуки и давать им характеристику.
  3. Прививать интерес к чтению, самостоятельно давать определение слова, опираясь на жизненный опыт.
  4. Продолжать учить работать в парах.

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

– учиться высказывать своё мнение

– ориентироваться в учебнике

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

– оформлять свои мысли в устной форме

– слушать и понимать речь других

– выразительно читать текст

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

– учиться работать в паре

  • презентация «Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц»;
  • компьютер, экран, мультимедийный проектор;
  • цветы из малиновой и синей бумаги, лист с изображением вазы.

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Будьте все внимательны,
Умны и старательны.
Глубоко сейчас вздохнем
И работать все начнем.

2. Актуализация опорных знаний

Нарядные сестрички
Головками качают,
Всех медом угощают.

– Верно! А посмотрите, какой необычный букет прислали нам сегодня. ( Слайд 2 )

– Что особенного заметили? (Красные цветочки обозначают гласные звуки, зеленые и синие – согласные.)

Работа по ленте букв: – назвать гласные буквы (что их объединяет?)

– какие гласные обозначают мягкость согласного звука?

– какие гласные могут обозначать 2 звука? Когда?

– назвать буквы в синих цветах (какие звуки они обозначают?)

– назвать буквы в зеленых цветах (какие звуки обозначают они?)

– Какие еще вы знаете «цветочные» слова? (Цветочек, цветик, цветной, цветочный, цветет . )

3. Постановка цели урока.

– С какого звука начинаются все эти слова? (Со звука [ц].)

– Как думаете, чему будем учиться?

– Итак, сегодня мы будем говорить об этом звуке и букве, которой он обозначается.

4. Работа над новым материалом.

– Ребята, а в букете записка! Давайте ее прочтем. ( Слайд 3 )

– Куда нас приглашают?

– А кто – угадайте.

Я веселый коротышка,
Хоть и ростиком малышка.
Я люблю озорничать,
И картины рисовать.
Могу музыку писать,
На трубе большой играть.
Ну-ка, кто я, угадай-ка!
А зовут меня … (Незнайка.) ( Слайд 4 )

– Знаком вам этот герой?

– А кто автор произведений о Незнайке? (Носов.)

– Верно, Носов написал замечательные книги о приключениях Незнайки и его друзей. Отправимся к нему в гости?

1 . Называние опорного слова

– А полетим мы на воздушном шаре. Но чтобы шар поднялся в воздух, нам нужно составить схему слова цветы.

2. Выделение нового звука, его анализ.

(Приготовили схемы) – 1 у доски

– Произнесите слово по слогам. Сколько слогов? (Два слога.)

– Назовите первый слог (цве-) , второй (-ты).

– На какой слог падает ударение? (На второй.)

– Выделите слоги-слияния. (Ве, ты.)

– Какое слияние содержит мягкий согласный звук? (Ве.)

– Назовите звук вне слияния. ([ц])

– Давайте проанализируем новый звук. Какой он? (Согласный, глухой непарный, твердый.)

– Молодцы! А еще этот звук особый. Он не имеет пары по твердости-мягкости. Звук [ц] – всегда твердый.

– Ну, вот наш шар поднялся в воздух, и путешествие началось. Пока мы летим, давайте потренируемся произносить новый звук.

3. Артикуляция и фонетическая зарядка.

– Как зовут цыплят? (Цып-цып-цып.)

– А кто сможет быстро произнести скороговорку?

– Потренируйтесь произносить ее в парах, расскажите друг другу.

Разучивание скороговорки: «В цветнике цветут цветы».

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Потянулся, улыбнулся,
Взвился вверх и полетел.

4. Упражнение в слышании нового звука.

– Вы сегодня очень активно работаете. А теперь выясним, научились ли вы выделять новый звук в словах. Я буду произносить слова, а вы хлопаете в ладоши, если в слове есть звук [ц].

  • Отец, щука, молодцы, крыльцо, щетка, цыпленок, курица, число, цепь.

5. Обозначение звука буквой.

– За работой мы и не заметили, как прилетели. Наш шар опустился у города.

На доске надпись: веточный город .

– Прочитайте его название. Чего не хватает? (Буквы Ц.)

– Давайте с ней познакомимся. ( Слайд 6 )

– На что похожа буква Ц? ( Слайд 7-8 )

– Теперь мы можем поставить букву Ц на ее место в названии города. А нас уже встречает Незнайка. Он что-то хочет сказать. ( Слайд 9 )

6. Чтение слогов-слияний.

– Что заметили? (Нет слияний с буквами я, ё, ю.)

– А почему? ([ц] – всегда твердый.)

7. Чтение слов с дополнительными пометами.

Умницы! А помните, Незнайка любил изучать разные профессии? Он похвастался, что теперь хочет стать кузнецом. А вы знаете, кто такие кузнецы и чем они занимаются? (Из раскалённого куска железа они куют разные предметы: подковы, гвозди, ключи и другие вещи.Это тяжелая профессия.) ( Слайд 11 )

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 51. Что общего на фотографии и на рисунке?

– Давайте прочитаем слова в учебнике на странице 51 (ученики читают слова с дополнительными пометами).

Чтение стих –я С. Маршака.

– Для чего подковывать лошадей? Подчеркните слова с б. Ц

– Очень хорошо! Устали? Пора отдохнуть!

Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться

Повторяем два раза: на одной и на другой ноге.

– А теперь – сюрприз! Незнайка приглашает нас отдохнуть… а где – угадайте! ( Слайд 12 )

– Куда мы попали? (В цирк.)

– А вы были в цирке? Вам понравилось? Почему?

– Кого можно там увидеть? Рассмотрите внимательно иллюстрацию на странице 50, она поможет вам ответить на вопрос. Найдите слова, в которых есть новый звук. (Мотоцикл, кольца, . )

– Где происходит действие в цирке? (На арене.)

– Кто знает, что такое арена? (Арена – это большая круглая площадка, расположенная в центре цирка, на которой даются представления.)

8. Чтение текста.

– Давайте узнаем, чем заняты животные в цирке

– В каком предложении выражается отношение к цирку?

– А теперь покажем Незнайке, как хорошо мы научились читать (чтение 2-3 ребят)

– Мы сегодня очень хорошо поработали. А хотите поиграть? Незнайка принес нам целый букет игр. ( Слайд 13 )

Нужно соотнести профессии и необходимые в работе предметы

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (Цыпленок.)

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры.)

На одной ноге стоит.
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля.)

(Положить перед собой кассу букв)

Из первых букв названий предметов нужно составить новое слово.

– Какие вы сегодня молодцы! Давайте еще раз повторим, что мы узнали сегодня о новом звуке и букве и выясним, куда же мы поселим букву Ц на «ленте букв». ( Слайд 17 )

– Незнайка благодарен вам за помощь и говорит: Спасибо!

7. Итог урока, рефлексия.

– Наше путешествие подошло к концу. Что вам понравилось и запомнилось? Что не понравилось?

– Возьмите цветок и раскрасьте его тем цветом, который соответствует вашему настроению (светлый – темный).

“Звук и буква Ц”

Содержимое публикации

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте

в подготовительной группе

Тема: «Звук и буква Ц»

Коррекционно-образовательные:

Формировать и расширять знания о «семантическом поле», валентности слов;

Коррекционно-развивающие:

Автоматизировать звук Ц в слогах, словах, предложениях и стихотворном тексте;

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Работать над голосом;

Развивать фонематический слух и восприятие;

Уточнять и расширять словарь через формирование семантического поля слова «Цветы»;

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей нас растительности.

Оборудование:сюжетная картинка «Лесная полянка», бумажные цветочки, наборы для составления схем, карандаши.

Ход занятия

I .Организационный момент.

Повторение ранее пройденного материала.

Назвать слова на звук Л, ЛЬ.

II .Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.

Посмотрите: мы – цветочки! (Руками над головой изображают цветок)

Рвётся ветер нам на встречу!

Руки снова на колени,

А теперь немножко лени.

2.Развитие общей моторики «Фиалка»

На солнечной опушке,

Фиалка расцвела – лиловенькие ушки

Руками изображают цветок

Цветок над головой

В траве она хоронится, не любит лезть вперед,

Взмахом рук показывают низ

Но всякий ей поклонится, и бережно возьмёт.

Наклоняются и берут цветочек

3. Развитие мелкой моторики

Вырос высокий цветок на полянке

Цветок с закрытыми лепестками

Утром весенним раскрыл лепестки,

Всем лепесткам красоту и питание,

Ритмичные движения пальцами вместе и врозь

Дружно дают под землёй корешки

Изображают корни

Представьте, что вы цветочки.

Солнышко лучиками ласкает лоб (поглаживающие движения);

щеки (поглаживающие движения);

подбородок (поглаживающие движения);

шея (поглаживающие движения);

5.Развитие мимических мышц

А теперь цветочки радуются солнышку

Вдруг набежала туча

Рассердились цветы на тучку!

Рассердились

6.Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

– А теперь положим язык на нижние зубы и почистим их.

7.Работа по развитию дыхания и голоса.

Звук А спеть песенку на мотив «В лесу родилась ёлочка»

III .Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте.

Сегодня на занятии мы поговорим о цветах, но при этом будем постоянно следить за правильным произношением звука Ц.

2.Акустико-артикуляционный образ звука.

Губы в улыбке; зубы сближены; кончик языка упирается в нижние резцы; передняя часть спинки языка выгибается и образует смычку с альвеолами. Под давлением воздушной струи смычка разрывается.

Воздушная струя сильная, отрывистая, холодная; голосовые складки не работают.

Звук Ц – согласный, всегда твердый, глухой.

3.Разитие фонематического слуха.

Игра «Подними флажок»

Когда услышите звук Ц поднимите синий флажок, на остальные звуки красный флажок.

4.Связь звука с буквой.

Буква Ц – такая ЦАЦА!

Цепи ценные носить,

Как царица в них ходить!

5.Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и тексте.

– Произнесение слоговых рядов: АЦ-ОЦ-УЦ – ИЦ; ЫЦ-АЦ-ОЦ-УЦ.

– Звуковой анализ и синтез слогов: АЦ и ЦА. Составление схем.

– Проговаривание названий карточек.

– Слоговой анализ слова ЦВЕТОК: деление на слоги, выделение ударного слога. Запись графической схемы.

– Составление предложений с заданными словами: ЦВЕТОВОД, ЦВЕТОК. Запись графической схемы.

IV .Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

Подскоки на правой ноге

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

Подскоки на левой ноге

По тропинке побежим,

До лужайки добежим

Бег на месте

На лужайке, на лужайке,

Мы попрыгаем, как зайки.

Прыжки на месте на обеих ногах

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдём.

Ходьба на месте

V .Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи

Чтение текста.

Дождались мы солнечной весны. На лугу расцвели разноцветныецветы.Цветовод пошёл на луг и перенёс цветы в цветник. В природе цветы быстро отцветают, а в цветнике долго будут цвести, и радовать глаз своим цветением. Один цветочек отцветает, а другой ярким цветом зацветает.

Выделите из текста родственных слов и слов-действий (цветы, цветочек, цветут, отцветают, цветовод, расцвели, цветник, зацвели, цветение, отцвели, цветок зацветает).

– Посадка цветов на лесную полянку.

Какая теперь полянка ЦВЕТУЩАЯ

VI . Итог занятия. Оценка работы детей.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

VII . Домашнее здание.

Международный открытый конкурс моделей и макетов летательных аппаратов и космической техники, посвященный 60-летию полета Ю.А. Гагарина в космос «ДОРОГА К ЗВЁЗДАМ »

Международный конкурс детско-юношеского творчества к Дню домашних животных «О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ »

Международный открытый конкурс портретных работ, посвященный 245-летию со дня рождения В.А. Тропинина «ИСКУССТВО ПОРТРЕТА »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

Ссылка на основную публикацию