Конспект подгруппового комбинированного занятия по развитию личности и речи с использованием изотерапии и игротерапии с дошкольниками с ЗПР

Конспект подгруппового комбинированного занятия по развитию личности и речи с использованием изотерапии и игротерапии “Морское путешествие”

В последнее время в специальном дошкольном образовании заметно усилился интерес к использованию различных нетрадиционных методов при коррекции с дошкольниками, имеющие различные нарушения в развитии.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике. Эффект их применения зависит от умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий. Кроме того, методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.

Анализ литературы показывает, что использование элементов различных нетрадиционных методов коррекции представляют для педагогов не часть содержания коррекционного воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции нарушений в развитии ребенка.

Перед собой мы ставили цель — создание условий для развития и коррекции познавательной и личностной сфер дошкольников с проблемами развития в коррекционно-развивающем процессе с использованием нетрадиционных методов обучения.

С этой целью мы ставили следующие задачи:

1. Коррекция недостатков в личностной и эмоциональных сферах:

  • формирование у детей волевых качеств;
  • устранение и предупреждение качеств характера (агрессивность, вспыльчивость, упрямство и др.);
  • формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками;
  • коррекция психоэмоциональных нарушений путем использования приемов массажа, пластических этюдов, мимических и релаксационных упражнений.

2. Преодоление недостатков в речевом общении:

  • развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • формирование навыков и умений связного высказывания;
  • формирование первоначального навыка письма и чтения.

3. Формирование психических предпосылок для развития высших психических функций:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие графо-моторных навыков;
  • формирование чувства ритма.

4. Формирование высших психических функций:

  • развитие способностей к концентрации, распределению внимания;
  • развитие зрительной, слуховой и вербальной памяти;
  • развитие творческих способностей: воображения, фантазии.

5. Формирование ведущих видов деятельности:

  • развитие сюжетно-ролевой игры;
  • подготовка к овладению учебными видами деятельности.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много, и эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального состояния детей.

Практический опыт коррекционной работы различными нетрадиционными методами, показывает ее большой эффект в работе с детьми, имеющие различные нарушения в развитии.

Поподробнее остановимся на некоторых из них.

Наиболее распространен в коррекционной работе с дошкольниками — метод воздействия средствами изобразительного искусства (изотерапия — рисование, лепка), который применяется при наличии психосоматических и личностных нарушений (переживаний чувств, одиночества, повышенная тревожность, низкая самооценка).

Применение в работе методами средств изобразительного искусства с дошкольниками позволяет получить положительные результаты:

  • создаются благоприятные условия для развития замкнутых детей;
  • оказывается влияния на осознание ребенком своих переживаний, уверенности в себе за счет признания ценности продукта, созданного ребенком.

На занятиях мы читаем детям художественные произведения, учим слушать, понимать тексты и эмоционально откликаться на воображаемые события.

Стараемся создавать условия для эмоционального и творческого самовыражения посредством создания художественного образа. Формируем оценочное отношение к результату и добиваемся речевой активности детей.

Реализовать эти задачи помогает проведение занятий, типа «Домик для лесовичков», а также другие занятия, которые стимулируют развитие навыков совместной коллективной деятельности («Волшебное дерево», «Разноцветная мастерская»).

По ходу занятий необходимо развивать дружеские взаимоотношения, чувство доверия к товарищам по группе, а также активизировать творческое мышление детей, вызывать у них интерес к совместному творчеству.

Занятие-игра средствами изобразительного искусства

1) «Домик для лесовичков»

  • сплочение группы и активизация взаимодействия между ее участниками с помощью решения общей проблемы;
  • развивать коммуникативные качества личности: внимание, чуткое отношение к чужим проблемам, стремление заботиться о других;
  • стимулировать речевые комментарии к продукту изобразительной деятельности со стороны детей;
  • развивать мелкую моторику.

Другим видом, дающим положительные результаты в коррекционной работе с дошкольниками, является метод воздействия через восприятие музыки (музыкотерапия). Она применяется для коррекции психоэмоциональных состояний (у детей, имеющих невысокую самооценку, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы).

В процессе музыкальных упражнений формируется музыкально-образное мышление, музыкальный слух, поддерживается желание слушать музыку, рассказывать о ней.

На занятиях используем следующие приемы:

  • прослушивание музыкальных произведений;
  • ритмические движения под музыку;
  • сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса;
  • пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Воздействие через восприятие музыки способствует:

  • улучшению общего эмоционального состояния детей;
  • улучшению исполнения качества движений;
  • коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
  • стимуляции речевой функции;
  • нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

Использование музыки может быть не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любого другого занятия.

Игры-упражнения через восприятие музыки

1. «Музыка и эмоции»

  • учить передавать эмоциональное состояние;
  • развивать образное мышление;
  • развивать слуховое внимание и восприятие;
  • обогащать словарь качественными прилагательными.

Описание: Дети слушают музыкальный отрывок и описывают настроение музыки – «веселая», «грустная», «сердитая», «довольная» и т.д.

2. «Танец игрушек в магазине»

  • снять мышечные зажимы;
  • активизировать творческое мышление и воображение;
  • производить коррекцию застенчивости, робости, негативизма.

Описание: Дети – «игрушки» в магазине. Педагог дотрагивается до «игрушки», она оживает и исполняет свой танец. «Игрушку», исполнившую свой лучший танец, педагог покупает.

3. «Огуречик»

  • развивать чувства темпа и ритма;
  • развивать выразительное интонирование.

Описание: Из детей выбирается «Ловишка», садится на стул. Остальные дети продвигаются к «Ловишке», грозят пальцем,проговаривают стихи. Затем «Ловищка» догоняет детей.

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы и психомоторики дошкольников с нарушениями развития осуществляется в таком методе, как метод коррекции с использованием танцевальных движений (кинезитерапия). Она способствует чувству ритма, снижает скованность, напряжение, формирует плавность, пластичность, умение владеть своим телом. Включает в себя — упражнения с элементами танца, коррекционную ритмику, психогимнастику.

Образно-ритмические и танцевально-двигательные упражнения формируют целостность движения детей. Положительный эмоциональный фон создает «ситуацию успеха», благоприятную для формирования личностных качеств, уверенности в себе, активности, инициативы. Шильдер писал: «Между последовательностью мышечных усилий и психическими установками имеется столь тесная связь, что не только психические установки влияют на состояние мышц, но и любая последовательность мышечных сокращений особым образом сказывается на психике. ».

Игры-упражнения с использованием элемента танца

1. «Разминка»

  • закрепить умения детей соотносить предлоги — НА, ПОД, с движениями в процессе игры;
  • снять телесные зажимы;
  • эмоционально сблизить детей.

Описание: Дети двигаются под музыку, держа в руках схемы предлогов — НА, ПОД. Педагог хлопает один раз, дети останавливаются и показывают схему предлога — НА, два раза — схему предлога — ПОД.

2. «Гусеничка»

  • закреплять эмоциональные контакты;
  • стимулировать моторно-эмоциональное выражение;
  • развивать чувства ритма.

Описание: Дети с педагогом встают друг за другом, руки на поясе другого ребенка. Выполняют танцевальные движения. Главное, не выбиться из ритма, не разорвать цепочку.

3. «Поймай-ка»

  • развивать общую моторику;
  • развивать интонированное произношение стихотворения;
  • развивать чувство ритма.

Описание: Дети стоят в кругу, один в центре — он «Зайка». За кругом стоит «охотник». Дети проговаривают стихотворение:

Скачет зайка маленький
Около заваленки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.

Ребенок «Зайка» скачет между детьми, ребенок «Охотник» догоняет его по следу.

Коррекционная ритмика широко используется на занятиях при коррекции психомоторного развития, чувства ритма. Она осуществляется на занятиях в виде ритмических игр, дыхательной гимнастики, воспроизведением заданого ритма. Для детей наиболее важным являются тренировка наблюдательности и развитие чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии.

Упражнения с использованием коррекционной ритмики

1. «Я движенья покажу, а что значит – не скажу»

Цель: развивать у детей зрительное и слуховое внимание.

Описание: Дети имитируют действия: умывание, игра с мяч, укачивание куклы.

2. «Конь»

Цель: развивать у детей чувство ритма.

Описание: Дети по тексту стихотворения выполняют движения — бьют ногой по полу, кивают головой, пружинят ногами, машут рукой.

В коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями в развитии используется психогимнастика. Она включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психического здоровья ребенка с проблемами или коррекция психоэмоциональных и моторных нарушений у детей. На занятиях дошкольники обучаются элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации.

Упражнения с использованием психогимнастики

  1. «Сьешь кислый лимон» (морщат нос);
  2. «Увидели драчуна» (нахмурили брови);
  3. «Увидели красивый цветок» (улыбнулись);
  4. «Толстячки-худышки» (надувать и втягивать щеки);
  5. «Посмотрите, что в кастрюле?» (повернуть голову вправо-влево, произнести звуки — А, Э).

На занятиях учитывается как физическое, так и эмоциональное состояние детей; с целью его регуляции упражнения сочетаются с минирелаксационными упражнениями.

Упражнения с использованием минирелаксации

1. «Сон на траве»

Цель: научить детей снимать накопившуюся усталость и напряжение.

Описание: Дети под спокойную музыку закрывают глаза, раслабляются и слушают педагога.

2) «Кулачок»

  • помочь осознать эффективные формы поведения;
  • учить детей мышечной релаксации.

Описание: Детям предлагается сжать кулачки, подержать какое-то время, а затем раскрыть и расслабить их. Педагог объясняет, что когда злишься, то становишься похожим на кулачок, а когда весело — то тело расслаблено, нам хорошо.

В группе с детьми с ЗПР используем дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой. Особенно эффективны эти упражнения для детей с синдромом дефецита внимания и гиперактивности (СДВГ). Гимнастику мы включаем в коррекционные занятия, а также в режимные моменты. Упражнения активно включают в работу все части тела, и повышает общую физиологическую реакцию всего организма.

При развитии ручного праксиса, мы используем:

  • игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами и потешками;
  • специальные упражнения без речевого сопровождения;
  • игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, зерен; нанизывание бус, колечек на нитку, игры с мозайкой.

Среди многочисленных заданий занимают игры с мячом. Мы используем комплекс «Разминка», в который входят элементы массажа. Этот комплекс мы проводим в начале каждого занятия.

Работая в этом направлении, сделали следующие выводы:

  • игры с мячом помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии;
  • развивают крупную и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
  • помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи;
  • развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что важно для гипервозбудимых детей.

На следующем этапе работа направлена на развитии эмоционально-эстетических, нравственных качеств личности, это осуществляется с помощью метода воздействия через образ, театрализацию (имаготерапия), который мы проводим с помощью куклы. Детям показываются кукольные представления, просмотр и обсуждение которых способствует анализировать свои поступки и поступки других. На занятиях знакомим детей с эмоциями человека, которые учат распознавать разницу между чувствами и поступками, позволяют учить детей распознавать эмоциональные состояния по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации).

Игры с куклами (пальчиковые, перчаточные) активизируют воображение и увлекают ребенка. В то же время она является для него психически безопасным видом деятельности. Кроме того, педагог получает возможность взаимодействия с ребенком посредством куклы, особенно с замкнутыми, стеснительными детьми, испытывающими трудности в общении.

С помощью куклы осуществляется коррекционная работа по преодолению страхов, агрессивности, негативных черт характера. В занятия включаются игры и различные сценки-этюды.

Сценки-этюды на преодоление выражение страха, агрессивного поведения

1. «Бабка-ежка»

Цель: борьба со страхами и боязнью сказочных персонажей.

Описание: Дети встают в круг, выбирается «Бабка-ежка». Дети раскручивают ее под стихотворение:

Бабка-ежка костяная ножка,
Кашку варила, детей ловила.

«Бабка-ежка» ловит детей и отводит в свою «избушку».

2. «Детский футбол»

  • стимулировать эмоции и выражать их посредством прямого высвобождения;
  • снять мышечное напряжение;
  • добиваться эмоциональной разрядки.

Описание: Дети играют в футбол маленькой подушкой, в игре могут использоваться руки и ноги. Педагог контролирует ход игры.

Поскольку любое занятие есть творчество самого педагога, то мы ограничиваемся 2 выборочными развернутыми планами-конспектами комбинированных занятий по развитию личности и речи с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (приложение).

В процессе коррекционно-развивающей работы, включающей нетрадиционные методы воздействия, создаются возможности не только для художественного развития, но и создаются благоприятные условия для коррекции речевой, мыслительной сфер ребенка с нарушениями развития, а также формирования предпосылок к учебным видам деятельности.

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи с элементами сказкотерапии с воспитанниками подготовительной к школе группы с ЗПР
план-конспект занятия на тему

Занятие направлено на развитие связной речи детей, имеющих задержку психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_masha_i_medved.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

по развитию речи с элементами сказкотерапии

с воспитанниками подготовительной к школе группы с ЗПР

Тема: сказка «Маша и медведь»

Цель: развитие связной речи детей

– развитие умения рассказывать сказку (с опорой на наглядный материал), перемещая игровые материалы по плоскости песочного ящика;

– развитие умения моделировать ситуацию сказки с использованием различного природного материала;

– развитие ассоциативных представлений;

– развитие пространственных представлений (развитие умения располагать различные материалы по всей плоскости песочного ящика);

– развитие кратковременной памяти;

– развитие пальчиковой моторики;

– воспитание любви и интереса к сказке как к средству развития творческого потенциала детей;

– воспитание умения работать в коллективе;

– воспитание навыка самоконтроля.

Оборудование: текст сказки «Маша и медведь», иллюстрации к сказке, ящик для игр с песком, набор фигур для сказки «Маша и медведь», природный материал: веточки деревьев, шишки-елки, камешки, плоды каштана (пирожки); муляжи ягод и грибов, фотоаппарат.

I. Вводная часть.

– Вспомните, как правильно надо сидеть: спина прямая, ноги стоят ровно, руки на коленях.

Сообщение темы занятия.

– Ребята, сегодня мы побываем в гостях у сказки. Вы любите сказки?

– Сегодня мы вместе с вами вспомним сказку «Маша и медведь».

II. Основная часть.

1. Чтение текста сказки «Маша и медведь».

– Я прочитаю вам сказку, а вы внимательно слушайте и запоминайте (педагог читает детям сказку, используя иллюстрации к сказке).

2. Работа с песком.

– Вот мы с вами и вспомнили сказку «Маша и медведь». А теперь давайте попробуем выложить на песке декорации леса, в котором живет медведь. (Детям предлагается выбрать для декорации леса следующее из природного материала: веточки деревьев, деревянные экспозиции, елочные шишки, бусины-ягоды, грибочки).

Педагог предлагает детям выбрать то, что похоже на разные деревья, и уточняет, какие деревья растут в лесу (березы, елки, дубы и т.п.).

– Вот у вас получился настоящий лес. А теперь давайте вспомним, как Маша дошла от дома до леса?

– Давайте сделаем дорожку, по которой шла Маша.

– Молодцы. Посмотрите, какой красивый лес у нас получился!

– А теперь давайте вспомним, что увидела Маша в лесу, когда далеко ушла от подружек?

– Правильно. Давайте построим дом медведя.

– Молодцы. Скажите, а дом, каких героев еще встречался в сказке? С кем жила Маша?

– Давайте построим и их дом. И поселим фигуры бабушки и дедушки в дом.

– Молодцы! Посмотрите, теперь у нас есть все декорации к сказке «Маша и медведь».

3. Пересказ текста сказки «Маша и медведь» по ролям.

– Давайте теперь попробуем обыграть нашу сказку. Давайте распределим роли. Кто за какого героя хотел бы сыграть? ( Педагог берет на себя роль рассказчика).

Когда рассказ доходит до того места, где Маша решает обмануть медведя, приготовив короб с пирожками, педагог предлагает придумать, что можно положить в короб, как будто это пирожки (плоды каштана).

Рассказывание сказки продолжается и доводится до логического конца.

III. Заключительная часть.

– Молодцы. Скажите, а где мы сегодня побывали?

– У какой сказки мы были в гостях?

– Понравилось ли вам в гостях у сказки?

– Чему новому вы научились на сегодняшнем занятии?

– А теперь, чтобы не забыть о нашем с вами путешествии в гости к сказке «Маша и медведь», давайте сфотографируем декорации, которые мы с вами создали.

Оценка деятельности детей.

– Молодцы. Вы сегодня все старались на занятии. Все хорошо занимались. Но, к сожалению, наше занятие подошло к концу и нам пора прощаться.

– Давайте скажем сказке и её героям: «До свидания».

Изотерапия – нетрадиционная форма работы с детьми ЗПР

«Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…»

Лепехина Ольга Николаевна
воспитатель
МДОУ «Детский сад№65 «Калинка»
г. Волжский Волгоградской области»

Арт-терапия является наиболее мягким, но эффективным методом работы не только психологов, но конечно же педагогов ДОУ. И так арт-терапию можно интерпретировать как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье ребенка средствами художественной деятельности. Арт-терапия помогает в моей работе, устанавливать взаимоотношения между детьми. В работе с детьми ЗПР мною было выбрано такое направление, как изотерапия.

Почему так необходима изотерапия для детей ЗПР и что это? Прежде чем мы будем отвечать на эти вопросы, сначала перечислим характерные особенности детей с ЗПР.

Характерные особенности детей с ЗПР

  • Снижение работоспособности;
  • Более низкий уровень развития внимания;
  • Отставание в развитии всех психических процессов;
  • Своеобразное поведение больше всего демонстративное;
  • Бедный словарный запас, дефекты в произношении;
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • Ограниченный запас общих сведений и представлений.

Изотерапия– это терапия с использованием методов изобразительного искусства.

При работе с данной терапией ставятся следующие цели:

  • Терапия позволяет эмоционально разгрузится и избавится от отрицательных эмоций, позволяет избежать агрессию со стороны ребенка;
  • Понять душевное состояния ребенка его переживания;
  • Вывести ребенка на контакт;
  • Повышение самооценки;
  • Научить усидчивости, вниманию, терпению и аккуратности.

Занятия проводятся как индивидуально, так и по подгруппам. В своей работе использую:

  • Монотопия. Это рисование на гладкой специально предназначенной поверхности. В работе можно использовать доску, плотную пленку, оргстекло и т.д. Используя акварельные краски и гуашь, с последующим отпечатыванием на простую бумагу. Монотопия может быть предметной-это когда складываем лист бумаги пополам, внутри одной из половин рисуем красками. Затем лист проглаживаем и делаем отпечаток, чтоб рисунок получился симетричный.
  • Рисование пальцами, ладошками. Рисование ладошкой и пальцем – представляет некую игру для детей. Это приятная и увлекательная работа с ручками, где оставляют отпечаток на листе бумаги. Эмоциональное состояние детей меняется на протяжении всего занятия.
  • Рисование по мокрому листу. Такой способ позволяет получить легкие, и красивые цвета, где ребенок может узнавать оттенки. Фантазия ребенка позволяет снять стрессовую ситуацию если она возникла. Такой прием использую всегда в работе.
  • Рисование сухими листьями и крупами. В работе используется отпечаток. На лист наносится краска со стороны прожилок и накладывается на чистый лист бумаги. Крупой рисуем- на заданный трафарет мы на носим клей и крупу.
  • Кляксография. Нетрадиционная техника-выдувание трубочкой для создания необыкновенной картинки. Здесь необходима бумага, трубочка, акварель и кисть чтоб можно было дорисовать недостающие детали.

Все занятия по изотерапии позволяют решать педагогические задачи:

  • Воспитательные. Работа строится таким образом, чтобы дети учились и общаться со сверстниками, сопереживать, а также складывались доверительные отношения с педагогом.
  • Коррекционные. Исчезают неадекватные формы поведения, налаживается взаимодействие с детьми.
  • Развивающие. Благодаря приемам изотерапии ребенок переживает успех, самостоятельно справляется с трудной ситуацией.
  • Диагностические. Помогает получить сведения о развитии индивидуальных особенностях ребенка. Это наилучший способ понаблюдать за ними в самостоятельной деятельности. Позволяет заглянуть в внутренний мир ребенка.

Занятия с изотерапии проводим в 4 этапа:

  1. Орг. момент – подготовка детей к работе, а также создание благоприятной атмосферы. Вспоминаем правила поведения на занятии. Проводится беседа на заданную тему.
  2. Продуктивная деятельность.

Представление и разработка изодеятельности.

  1. Обсуждение. Комментарии о проделанной работе и ее результаты.
  2. Подведение итогов. Здесь предполагается выведение детей на положительные эмоции.

Занятия с использованием изотерапевтических приемов изображения детьми ЗПР, не утомляет их, а, наоборот, у детей сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия – они становятся активнее и внимательнее. Нетрадиционная техника позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям с ЗПР.

Приемы терапии позволяют нормализовать эмоциональное состояние детей группы, развивать коммуникативные навыки, что повышает социальную адаптацию в окружающем мире.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по арт-терапии в средней группе для детей с ЗПР и ОНР. «Путешествие за ручейком»

Ирина Селянина
Конспект коррекционно-развивающего занятия по арт-терапии в средней группе для детей с ЗПР и ОНР. «Путешествие за ручейком»

Конспект коррекционно-развивающего занятия по арт -терапии «Путешествие за ручейком

(работа с сыпучим материалом)

o Продолжать знакомить детей с техникой работы с сыпучим материалом.

o Продолжать учить детей создавать сюжеты.

o Заинтересовать и вовлечь в работу детей.

Развивать эстетический и художественный вкус детей,

Развитие мелкой моторики ребенка,

развитие тактильной чувствительности,

развитие творческих способностей,

развитие устойчивости внимания,

развитие познавательного интереса,

воспитание умения бесконфликтного взаимодействия.

умение довести начатое дело до конца,

Оборудование: Коврик голубого цвета, имитирующий море; на нём – золотая рыбка и другие обитатели моря; сухой цветной сыпучий материал

(опилки, коробка – оборудованная под аквариум. Ручеёк, дельфин, аудиозапись шум моря, музыка для релаксации, CD проигрыватель.

Предварительная работа: знакомство детей с обитателями аквариума и моря, разучивание физкультминуток и игр, экскурсия в живой уголок для наблюдения за рыбками в аквариумах.

Ход занятия.

Сегодня я пригласила вас, чтобы познакомить с удивительной страной.

Ритуал «входа» в волшебную страну.

Чтобы попасть в волшебную страну, сначала надо встать в круг и взяться за руки. Здесь, в воде живет хранитель этой страны – ручеёк. Он очень веселый, знает много игр, историй, сказок, но поделиться всем только с тем, кто будет соблюдать его правила.

Теперь посмотрите на водичку и назовите свои имена (Дети называют свои имена по очереди). А теперь вытяните руки над водой ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание.

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди.

Ручеёк к нам приди!

(Воспитатель берет в руки «ручеёк».)

Откройте, пожалуйста, глаза. А вот и ручеёк. Давайте поздороваеся с ручейком.

(ручеек удаляется от детей)

— Эй, ручей- ручеёк,

Далеко ли ты потёк?

— Тороплюсь я в речку,

Вместе с речкою к реке

Мы помчимся налегке

И с рекою вскоре

Добежим до моря.

– А нас ты возьмёшь с собой?

– Я – весёлый ручеёк,

Я открою вам секреты,

Только надо знать при этом

Правила моей страны.

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя ничем кидаться!

Можно строить и творить:

Горы, реки и моря –

Чтобы жизнь вокруг была!

Никого не обижать,

Ничего не разорять

И друг другу уступать.

Это мирная страна,

Дети, поняли меня?. (да)

– Ну,что тогда отправимся с ручейком в путешествие? (ДА)

-Ребята, ручеёк очень быстро бежит и нам за ним не успеть, я предлагаю поехать за ручейком на паровозике. Паровозик наш друг, он нас уже выручал. Согласны? (да)

(дети строят из стульчиков паровозик, звучит запись – едет паровоз. Остановка- дети сходят с паровоза, прислушиваются. Слышат шум моря)

– Куда мы с вами приехали? (дети высказывают своё мнение)

(открывается занавес – там «море».Детей встречает дельфин)

-Да, ребятки, наш ручеёк действительно к морю привел?

– а кто это нас встречает? (дельфин) Он приглашает нас в море.

– мы принимаем его предложение? (да)

Тогда поспешим за дельфином.

Физкультминутка ” Подводный мир”

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе

За дельфином успевай

А теперь пора нырнуть

В мир подводный заглянуть

Посмотри скорей вокруг!

Что ты видишь, милый друг?

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

руками совершаем движения -гребем вперед

вверх руки – волнообразные движения

присели на корточки и голова наклоняется вправо и влево

Делают ладошку у лба «козырьком».

Приставляют пальцы колечками у глаз.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца

Что вы видите в море? (ответы детей)

А теперь вынырните на берег, присядьте отдохнуть на камешек и послушайте какую историю расскажет вам ручеёк.

Рассказ ручейка.

Друзья мои. Я расскажу вам одну историю – про Золотую рыбку.

В этой сказочной стране живёт прекрасная Золотая рыбка. Все обитатели ее очень любят, и она их тоже любит, у неё много друзей, но нет похожих не нее подружек.

Однажды Золотая рыбка узнала, что в другой стране живут веселые, добрые, умелые дети, которые могут помочь найти ей подружек – золотых рыбок.

«Они мне обязательно помогут!» – подумала Золотая рыбка… и позвонила мне. Вот я вас и привел в нашу страну чтобы вы встретились с рыбкой.

Ручеёк –. Посмотрите, а вот и Золотая рыбка. Правда, красивая!

Посмотрите, какого она цвета?

(Дети делятся своими впечатлениями) Итак, друзья мои, как вы считаете, мы можем помочь рыбке? (Ответы детей)

Создание золотых рыбок.

Давайте попробуем сделать подружек для Золотой рыбки.

(Дети подходят к столам, где приготовлен материал для работы).

Звездочка в небе колышется кротко

В белом тумане качается лодка

В лодке той чудесные краски,

Шепчутся в ней небылицы и сказки,

Лодочку ветер тихонько качает

В свою мастерскую он нас приглашает

руки подняты вверх

легкое покачивание руками

руки опущены вниз,

раскачивание туловища влево и вправо

дети садятся на стулья

-Каким материалом вы будете сегодня работать? (опилками)

1 рассматривается рыбка, какого цвета опилки нам понадобятся.

2. Объясняется порядок работы. (показывается образец)

Возьмем кисточки и хорошо смажем клеем поверхность рыбок.

Кисточку возьмём вот так:

Это трудно? Нет, пустяк.

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла кругом,

Всё получится у нас!

Звучит тихо музыка. (минусовка песни «Маленькая страна») Воспитатель вместе с детьми обильно покрывает поверхность заготовок рыбок клеем пва, затем наносим на поверхность окрашенные опилки (воспитатель помогает детям которые затрудняются, остатки опилок стряхиваем аккуратно на поднос, произнося слова: «Раз, два, три рыбка оживи!»

– Какие разные рыбки получились. И такие яркие, как Золотая рыбка. Пальчиковая гимнастика

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Дети кистями рук совершают движения аналогичные плаванию рыб

Грозят указательным пальчиком правой руки

Совершают хватательные движения кистями рук

Указательным и большим пальцем совершают захват

Взмах кистями рук

Движения кистей вниз

-. А теперь давайте украсим и водоем где будут жить наши рыбки Называется он – аквариум.

(Вниманию детей представляется заготовка для аквариума, где они заранее изготовили и наклеили водоросли)

– вспомните, то мы видели на дне моря и в аквариуме? (камешки, ракушки)

А чтобы добыть нам камешков и ракушек, вернёмся на море и поныряем за ними на морское дно.

Дети по команде воспитателя вдыхают воздух носом и задерживают дыхание на 1-2 секунды, в это время имитируют движение ныряльщика, «ныряют на дно» – приседают и «набирают руками камешки или ракушки». Затем «выныривают» – встают и вдыхают воздух ртом. «Камешки или ракушки» складывают рядом. Повторяют три раза.

(Камешки собираем в руки. Дети выкладывают их на дно аквариума. Туда же дети помещают своих рыбок)

А работы – то на диво!

Похвалить мне вас пора!

Сделали все так красиво,

Просто чудо – мастера!

Воспитатель обращается к детям от своего имени, стараясь вызвать эмпатию к персонажам занятия.

Сегодня мы с вами познакомились с ручейком, который научил нас правилам игры с сыпучими материалами, мы помогли Золотой рыбке приобрести друзей и стать по – настоящему счастливой, мы с вами создали сказку, а это самое прекрасное – быть добрым творцом.

У меня сейчас хорошее настроение: я узнала много интересного и прекрасно отдохнула, играя с вами и с ручейком. А что узнали вы? Какое у вас настроение? Вам понравилось путешествие? (Ответы детей)

Вы хорошо потрудились, а теперь пришла пора отдохнуть.

Релаксация «Отдых на море»

(дети ложатся вокруг «моря» на спину. Глазки закрыты, звучит запись спокойной музыки)

-Вы лежите на берегу моря. Чудесный день, мягкий песок. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Прислушайтесь к тихому плеску воды в море. Вода в море чистая, прозрачная. Небо голубое, солнце теплое. Прислушайтесь к своему дыханию, медленно вдохните, выдохните. Вам спокойно и тепло. Вокруг тихо, только слышно журчание воды и шелест ветра. Вода из моря обдает вас своими ласковыми брызгами. Ваши ручки становятся теплыми от волшебных брызг, все тело становится легким-легким от прикоснувшейся воды. Капельки воды прикоснулись к (имя – перечислить всех детей). Плеск воды успокаивает вас. Вам легко и спокойно. Но пришла пора расставаться.

Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь ласковому морю и ручейку.

Ритуал «выхода» из водной страны.

Теперь, мои милые творцы, я прошу протянуть руки над ” Морем” и сделать движения, как будто вы скатываете шарик.

еперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной: «Мы берем с собой все хорошее, что было сегодня с нами, все, чему мы научились»

В конце занятия сюрпризный момент. Золотая рыбка благодарит детей за прекрасную работу. Теперь с ней ее подружки похожие очень на неё. Золотая рыбка дарит в знак благодарности детям печенье в форме рыбок и конфетки -морские камушки. Прощается с детьми.

Дети машут до свидания ласковому морю, паровоз подаёт гудок и дети спешат на посадку

Дидактическая «черепаха» ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ЧЕРЕПАХА» Вот такую чудесную черепаху я сшила в свой кабинет психолога в детском саду. Подобные модульные пособия.

Развиваем слуховое восприятие и внимание Данные игрушки выполнены из киндер-скорлупок и термонаклеек для пасхальных яиц. Внутри находится различный сыпучий материал: крупы (манка,.

Изотерапия как средство речевого развития

Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени С.С. Бадрызлова

Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. При развитии мелкой моторики через рисование создаются предпосылки для становления многих психических процессов.

Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми, имеющими трудности в вербальном общении. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Любая деятельность, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Изобразительная деятельность напрямую связана с важнейшими функциями – зрением, двигательной координацией, речью, мышлением – и потому способствует не просто развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

  • развитию связной речи;
  • освоению нетрадиционных техник рисования помогает раскрыть личность детей, их творческие способности;
  • нахождению ребенка в постоянном процессе открытия новых знаний.

Прием изотерапии эффективно способствует коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методов.. Рисование на сюжет рассказа с последующим оречевлением своего рисунка – эффективный приём работы над связной речью детей. Рисование на определённый сюжет способствует лучшему его осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми, так как они играют роль наглядной опоры для речевых упражнений.

В работе над преодолением речевых нарушений у детей существует необходимость развития общей, мелкой и артикуляционной мото­рики; развития чувства ритма; формирования фонематических процессов и произносительных умений и навыков; совершенствования лексических и грамматических средств языка, а также обогащения коммуникативного опыта.

Изотерапия включает в себя несколько методов рисования:

  • Рисование пальчиками
  • Рисование ладошкой
  • Монотипия предметная
  • Монотипия пейзажная
  • Кляксография обычная

Особое внимание уделяется использованию художественного слова при создании рисунков, деи учатся отвечать на вопросы, формируют практические умения, развивают речь.

Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми, так как они выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений.

Учитывая, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, необходимо стремиться к тому, чтобы каждое занятие по развитию речи носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. Необходимо проводить следующие виды занятий по обучению рассказыванию: занятия по пересказу, рассказывание по картинкам, рассказывание с элементами творчества.

При рассказывании дети могут составлять текст коллективно, при этом они могут сами распределять функции: кто будет рассказывать по первому рисунку, кто по второму и третьему, кто будет завершать рассказ. При таком распределении в рассказывание включается вся группа детей. Развитие умений выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у детей элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие у них наглядно-образного и логического мышления.

Нетрадиционные техники изотерапии

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: различные рамочки, печати, трафареты, штампы, палочки, трубочки, колпачки, печать-клише, природный, бросовый и необычный декоративный материал.

Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на художественную работу ребёнка. Они побуждают его видеть и осязать. Они порождают эмоциональный отклик на эстетические качества предмета, поддерживают и расширяют интерес.

«Рисование ладошками», «Пальчиковая живопись»

Коррекционная деятельность рисования ладошками и пальчиковой живописи: тактильное восприятие текстуры краски и бумаги, движение кистями рук, тонкие движения пальцами рук, согласованность в работе «глаза – руки», координация движений, сенсорное восприятие цвета, формы, эмоциональный отклик на эстетические качества предмета.

Используя нетрадиционные технологии «изотерапии», дошкольники формируют навык в умении создавать красивый образ или предмет, сюжетную композицию или фантастический образ.

Деятельность с бумагой, красками, карандашами и другим художественным материалом – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих их предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности.

«Тестопластика»

На занятиях с использованием изотерапии дети сталкиваются с новыми словами, учатся понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи, что способствует активизации словаря дошкольников.

Так в лепке из необычного материала (солёное тесто или специальное тесто для лепки) у ребёнка формируется: тактильное восприятие необычной текстуры теста, владение приёмами лепки, развивается сила рук, тонкие движения пальцами рук, согласованность в работе «глаза – руки», координация движений, сенсорное восприятие цвета, формы, чувство удовлетворения от самостоятельного трудового усилия.

«ТАРО ГОМИ»

Раскрашивание картинок альбома Таро Гоми вызвало интерес у детей старшего дошкольного возраста. Японский иллюстратор Таро Гоми сумел сохранить видение маленького ребенка. Его рисунки взрослым могут показаться каракулями, но ребенок воспринимает их совершенно по-другому. Они ему понятны и привычны. У него не возникает страха испортить красивый взрослый контур, который встречается в обычных раскрасках. И ребенок с удовольствием развивает идею, которую подал автор.

«Мандалы»

Мандалы – буддийские символы, совершенные круги, не требующие доработок. Важно понимать, что разрисовывание мандал детьми – урок, который позволяет быть наедине самим с собой, проявляя фантазию, но при этом не выходя за рамки.

На раскрасках мандал желательно использовать всего 4 цвета: красный, жёлтый, зеленый и синий, хотя, конечно же, можно использовать и другие цвета. По умолчанию картинка чёрно-белая и любые её части можно оставить не закрашенными.

Раскрашивать нужно только цветными карандашами. Никаких красок, фломастеров и прочего, потому что только с карандашом можно действительно сосредоточиться.

По древним легендам, человек, приступающий к раскрашиванию мандалы, отправляется в путь. Рисунок мандалы по умолчанию признаётся совершенным, поэтому не терпит дорисовок. В картинку нужно погрузиться, раскрасить те части, которые хочется, в любом порядке или беспорядке, закрашивая полностью или частично. Раскрашивающий мандалы станет уравновешенней и спокойней.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности, различные виды изобразительного искусства благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому-то из детей специально «забыть» предложить какой-либо материал, ребенок вынужден просить недостающее, то есть проявлять речевую инициативу.

Все свои действия ребёнок старается проговаривать (почему он взял именно этот цвет, какое у него настроение, когда он рисует). После того как ребёнок нарисовал, обсуждается что он нарисовал, нравиться ли ему, что он использовал в работе.

Изотерапия: марания, каракули, кляксография и другие методики для лечения расстройств

Рисовать умеют не все, но каждый человек волей или неволей занимался этим. Уроки изобразительного искусства в школе, непроизвольное создание разных картинок шариковой ручкой на тетрадном листе во время скучной лекции или совещания, вырисовывание узоров на запотевшем или заснеженном окне — таких ситуаций можно привести в пример немало. Наблюдая за рисующими людьми, психологи сделали вывод, что в такие моменты с помощью графических и цветовых образов наружу выплёскивается всё самое сокровенное. Так в конце XIX века была создана изотерапия на стыке сразу трёх наук — психологии, психиатрии и искусствоведения.

Что это такое

В узком смысле слова изотерапия — это направление арт-терапии, использующее методы изобразительного искусства для нормализации психического состояния детей и взрослых. В широком смысле это и есть непосредственно сама арт-терапия, так как изначально она подразумевалась именно как работа с рисунками людей, нуждающихся в помощи психологов и психотерапевтов. Это позднее она обросла новыми течениями (танцевальная, песочная, драматическая, музыкальная и прочие терапии), так что пришлось выделять отдельную нишу и под живопись.

Изначально изотерапия использовалась в психиатрии для диагностики заболеваний душевнобольных (конец XIX века). Затем, оформившись в отдельное направление, она перекочевала в психотерапию как часть лечебного курса некоторых психических отклонений. На сегодняшний день применяется во многих сферах. Например, в психологии это один из методов и тестирования, и коррекции. Активно привлекается в социальной работе не только с детьми, страдающими девиантным поведением, но и с разными проблемными слоями населения, включая пожилых, инвалидов, лиц без определённого места жительства.

Как это работает

В психологии есть понятие «сверхконтроля» — это та часть сознания, которая подвергает цензуре все мыслительные формы. Именно из-за него мы говорим вслух далеко не всё, о чём думаем. Но он совершенно бессилен перед образами, в частности — которые создаются в процессе рисования. Поэтому, внимательно изучив то, что человек изобразил, психологи способны понять, что на самом деле происходит с ним и как ему можно помочь. Иногда бывает достаточно просто акта выплёскивания наружу того, что накопилось внутри, — и уже становится легче без привлечения дополнительных терапевтических методик.

Из истории

Первые отсылки к изотерапии относятся к концу XIX века, когда ещё даже термина такого не существовало. В записях доктора одной из французских клиник для душевнобольных описывается, как его пациенты любили рисовать во время обострения своих заболеваний и бросали это дело, как только шли на поправку. Эти идеи были подхвачены психиатром М. Симоном и судебным медиком А. Ардье, которые стали использовать рисунки для уточнения диагнозов психически нездоровых людей. Многие считают именно их настоящими основоположниками данного направления в психотерапии.

Сам термин впервые употребил Эдриан Кит Грэм Хилл — английский художник, педагог, арт-терапевт, достаточно популярный телеведущий. Закончив Школу искусств, пройдя Первую Мировую войну, в 1938 году он оказался в туберкулёзном диспансере. Именно там, наблюдая за больными, он сделал вывод, что болезнь ищет выход наружу через рисунки. После Второй Мировой он стал активно внедрять арт-терапию в психологию и психотерапию. Изобразительное искусство успешно применяли в работе с детьми, прошедшими ужасы нацистских концлагерей.

Методика стала невероятно популярной и оформилась в отдельное, самостоятельное направление. Идею подхватили такие известнейшие в то время психологи, как К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу. Все они сходились во мнении, что каждый человек непроизвольно сдерживает в себе способности, которые необходимо освободить для успешной самореализации, и одним из самых эффективных способов для этого они считали именно изотерапию.

Цели и задачи

Основная цель изотерапии — извлечь из подсознания человека то, в чём он не признаётся даже самому себе, не говоря уже о том, чтобы с кем-то этим делиться. Иногда он не подозревает о тех проблемах, что хранятся в подкорках и мешают ему свободно наслаждаться жизнью.

Пример. Родители привели на приём девочку, страдающую заниженной самооценкой, множеством комплексов, социально неадаптированную. При этом когнитивные способности (мышление, память, воображение) были на соответствующем её возрасту уровне. Когда на занятиях с ней была применена изотерапия, психолог заметил на всех рисунках одну и ту же деталь — кошку. Причём она всегда изображалась чёрной, страшной, большой и злой. При разговоре с родителями выяснилось, что в доме животных никогда не было. В процессе дальнейшей работы с ребёнком вскрылось, что проблема — в не сложившихся отношениях с первой учительницей, обладавшей авторитарным стилем преподавания и тем самым подавлявшей девочку. Её фамилия была — Кошкина.

Вот лишь некоторые задачи изотерапии:

  • помочь выплеснуть наружу всё скрытое и неосознанное;
  • выразить эмоции, чувства безопасным для себя и окружающих способом — снять цензуру «сверхконтроля»;
  • освободить от агрессии, нервозности, психологической зажатости, ревности, фобий, неуравновешенности — стабилизировать психическое и эмоциональное состояние;
  • развить коммуникативные навыки для социальной адаптации, восполнить дефицит общения;
  • поднять самооценку, избавить от комплексов;
  • способствовать самореализации;
  • помочь решить семейные проблемы;
  • раскрыть творческий потенциал, открыть новые возможности.

В зависимости от того, в работе с кем используется изотерапия, её задачи могут слегка корректироваться. Например, дошкольникам она помогает адаптироваться в окружающем мире, детям с ОВЗ — выразить свои эмоции, аутистам — признаться в собственных страхах, взрослым — стабилизировать своё состояние.

Основные принципы

Занятия по изотерапии организуются с учётом основных принципов, на которых базируется данное направление.

  1. Нельзя ставить задачу нарисовать красиво или правильно. Чем произвольнее будет изображение — тем точнее оно передаст то, что происходит внутри человека.
  2. Не давать возможности самооценивания и критики («я не умею рисовать», «художник из меня никакой»).
  3. Предоставить широкий ассортимент изобразительных инструментов. Их выбор может о многом рассказать: карандаш возьмёт педант или перфекционист, краски — свободолюбивая натура, фломастеры — склонный к неискренности и лжи.
  4. Никаких линеек, циркулей и прочих чертёжных принадлежностей. Всё — исключительно от руки.
  5. Создать соответствующую обстановку, чтобы не было отвлекающих факторов.
  6. Психолог (психотерапевт) не должен вмешиваться в процесс рисования: нельзя ничего комментировать, уточнять, объяснять.
  7. Обязательно, чтобы рисующий по окончании работы сам прокомментировал то, что он запечатлел. Иногда даже специалист может неправильно интерпретировать изображённое.
  8. В групповых занятиях нельзя давать остальным участникам комментировать рисунки других без их согласия.
  9. Чтобы отслеживать происходящие с человеком изменения, специалист собирает рисунки в отдельное портфолио, на основании которого регулярно делает выводы и поправляет курс коррекции или лечения.

При нарушении одного или нескольких принципов занятия по изотерапии могут оказаться совершенно бесполезными и неэффективными.

Виды и формы

Формы

Изотерапия представлена в двух формах — активной, когда человек рисует сам, и пассивной, когда он работает с уже готовыми произведениями искусства. В первом случае он отпускает на волю своё бессознательное, которое вырывается из-под гнёта «сверхконтроля». Во втором — высказывает суждения, которые помогают психологу (психотерапевту) понять его внутренние убеждения и мировоззрение, а иногда и темперамент.

Например, «Чёрный квадрат» Малевича для рационалистов — всего лишь тёмный прямоугольник, для людей с застревающей акцентуацией характера — неудавшаяся картина, для гипертимного темперамента — разноцветный куб, для аффективно-экзальтированных — бунт в искусстве и т. д.

Виды занятий

Изотерапия проводится в виде индивидуальных, парных и групповых занятий.

На практике

Несмотря на то, что изотерапия активно применяется в работе со взрослыми, наиболее эффективной она зарекомендовала себя в детской психологии. Это объясняется тем, что ребёнок обладает более ярким воображением, он более изобретателен, любит игры и эксперименты, обращает внимание на мелочи и детали. Доказано, что дети выражают в рисунках максимум своих эмоций, которые они не всегда способны оформить словесно. И делают это совершенно искренне, полностью отключая тот самый «сверхконтроль», который у них функционирует ещё слишком слабо.

Для дошкольников

Данное направление часто используется для дошкольников в детских садах. Здесь основная задача изотерапии — помочь им адаптироваться в окружающем мире и социуме. Что нужно знать, организуя занятия в этой группе:

  • изотерапия — отличный способ для переключения внимания с одного вида деятельности на другой;
  • она помогает дошкольникам устанавливать контакты друг с другом, разрешать конфликты;
  • для развития творческих способностей полезно устраивать парные занятия, чтобы дети взаимодополняли друг друга в создании общего образа;
  • взрослому тоже желательно рисовать вместе с детьми (для налаживания контакта и формирования доверия), а затем комментировать изображённое, обучая деток самоанализу и рефлексии;
  • яркие краски и широкий выбор рисовальных инструментов поднимают ребёнку настроение и позволяют максимально раскрыться и самореализоваться.

Самое главное, что должны учитывать взрослые, организующие занятие изотерапии для детей дошкольного возраста, — это желание и творческий порыв самого ребёнка. Без этих составляющих дело можно считать проваленным. Заставлять рисовать ни в коем случае нельзя.

Рекомендация. Есть научно-исследовательская работа «Изотерапия в коррекции и развитии психоэмоциональной сферы дошкольников» (автор — Н. Козлова), в которой подробно расписаны аспекты данного направления.

Для детей с ОВЗ

Изотерапия как метод психологической коррекции часто используется в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии:

  • инвалидами;
  • с задержкой в развитии (физическом, умственном, психическом);
  • с расстройствами психики;
  • с физическими недостатками;
  • изгоями.

Часто для детей с ОВЗ изотерапия становится единственным способом выразить себя и собственные проблемы. Она их эмоционально разгружает, позволяет им освободиться от отрицательных эмоций и агрессии. Помогает психологу (психотерапевту) понять ребёнка, вывести его на контакт. Как показывает практика, использование данного направления в работе с такими детками всегда приводит исключительно к положительным результатам. Согласно статистике, уже через 3-4 занятия (это зависит от индивидуальных особенностей) у них заметно улучшается настроение, нормализуется сон, повышается коммуникабельность и поднимается самооценка.

Для школьников

Несмотря на то, что изотерапия в основном используется в работе с детьми в детском саду, её активно можно применять и на занятиях в школе. Она имеет мало общего с уроками ИЗО, где даётся конкретная задача, за выполнение которой ставится оценка. Это заставляет включаться «сверхконтролю». Исключение составляют занятия, когда разрешается рисовать на свободную тему.

Школьные психологи в идеале должны отслеживать результаты работы детей на уроках изобразительного искусства. Анализируя доминирующие цвета, которые использует ребёнок, выбор рисовальных инструментов, соблюдение пропорций, ведущие образы и мотивы, можно своевременно выявить имеющиеся у него проблемы психического плана. Ведь явно не норма, когда учащийся 2 класса даже весну изображает исключительно в тёмно-коричневом цвете. В изотерапии этот оттенок сигнализирует о переживании отрицательных эмоций и физического дискомфорта. Задача психолога — найти их источники и помочь ребёнку преодолеть эти негативные ощущения.

Рекомендация. Подробнее об этом можно прочитать в научно-исследовательской работе Н. П. Куликовой «Влияние изотерапии на коррекцию эмоциональной сферы учащихся».

Изотерапия для подростков имеет свои специфические черты, так как целенаправленно даже на занятиях с психологом их трудно сподвигнуть на то, чтобы они что-то нарисовали (стесняются, боятся показать своё подсознательное, сделать что-то не так и другие причины). Поэтому здесь от специалиста требуется применение совершенно другой схемы работы:

  • с помощью родителей выяснить интересы подростка в живописи (это могут быть современные направления: граффити, стрит-арт, 3D-рисунки, фотореализм, фэнтези, боди-арт, мейл-арт, нет-арт);
  • изучить его работы в данном направлении;
  • выявить закономерности в технике рисования и создаваемых образах;
  • проводить с ним беседы об интересующем его течении;
  • после того, как контакт будет налажен, попросить что-нибудь нарисовать в данном направлении.

После этого уже можно постепенно собирать портфолио и вести целенаправленную работу по выявлению и коррекции имеющихся проблем психологического характера.

Для взрослых

В умелых руках профессионального психолога (психотерапевта) изотерапия может использоваться как эффективное средство коррекции и стабилизации психического состояния для взрослых. Несмотря на то, что они, как правило, более скупы на эмоции, подобные занятия позволяют снять цензуру «сверхконтроля» и выразить в рисунках то, что на самом деле ими движет: страхи, детские и подростковые психотравмы, внутренние комплексы, навязчивые мысли и идеи.

Если в детских садах и школах обычно организуются групповые и парные занятия, то со взрослыми эффективнее всего проходят индивидуальные, когда их ничего не стесняет.

Для детей у изотерапии — широкий выбор техник и методик (с использованием пластилина, стекла и других прикладных материалов). Для работы со взрослыми часто достаточно листа бумаги и карандаша или красок.

Упражнения

В изотерапии используются самые разные упражнения. Их можно выполнять как под руководством опытного психолога, так и просто родителей, воспитателей, педагогов. Взрослые могут применять их самостоятельно для оценки и коррекции собственного психоэмоционального состояния.

Примеры упражнений изотерапии с педагогами для работы с детьми в детском саду и начальной школе:

Марание

Малышам предлагается рисовать ладошками, ножками, кулачками, пальчиками. Данное упражнение снимает запреты, позволяет ребёнку чувствовать себя свободным. Он раскрепощается и может незаметно для самого себя осмелиться на действия, которые в обычной жизни не совершает.

Монотипия

Нарисовать на стекле любой образ с помощью акварельных красок. Не дав им высохнуть, приложить к стеклу лист бумаги, прижать. Дорисовать полученный отпечаток. Дать ему название. Придумать про него историю.

Пластилиновая аппликация

Пластилин разминается в руках до тёплого и мягкого состояния. Раскатывается по листу плотного картона в виде рисунка. Украшается бисером, крупинками, зёрнами, макаронами методом их вдавливания в пластилин.

Рисование историй

Взрослый задаёт какую-либо тему (максимально обобщённую, чтобы она не сильно ограничивала свободу творчества ребёнка) для рисунка. После окончания работы необходимо описать изображённое.

Каракули

Упражнение, похожее на предыдущее, но более целенаправленное. Может применяться в изотерапии для взрослых. Предлагается без всякой задумки поводить карандашом по бумаге. Затем вглядеться в получившийся рисунок и попытаться увидеть в нём очертания какого-либо образа, а далее дорисовать его «до ума» красками.

Кляксография

Применяется в арт-терапии для гиперактивных и раздражительных детей. На бумагу наносится крупная капля краски. Её нужно раздувать в разных направлениях, чтобы добиться какого-то более чёткого очертания.

Взрослым можно порекомендовать использовать такую методику, как мандала — это рисунок в круге. Его психологический эффект раскрыл К. Юнг, отмечая, что раскрашивание этих специфических узоров успокаивает, снимает стресс и восстанавливает в душе гармонию.

Изотерапия по праву считается одним из самых эффективных и популярных направлений в арт-терапии. Доказано, что люди на занятиях с психологом гораздо охотнее что-нибудь рисуют, нежели поют, танцуют или сочиняют стихи. Это позволяет наладить тесный контакт со специалистом и вскрыть те внутренние нарывы, которые мешают жить.

О других терапевтических методиках используемых в психологии и психотерапии читайте в статьях:

Читайте также:  Почему ребенок отказывается заниматься с логопедом?
Ссылка на основную публикацию