Планирование работы с родителями, воспитывающими детей раннего возраста с ЗПР

Психолого-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей с ЗПР

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

В последние годы резко возрос интерес к проблеме семьи как среди специалистов (психологов, педагогов и др.), так и в обществе в целом. Основанием для этого послужили такие явления, как дестабилизация семьи; рост числа неполных семей; увеличение числа детей-сирот при живых родителях; рост правонарушений среди несовершеннолетних; снижение рождаемости; проблемы взаимоотношения родителей и детей; увеличение случаев алкоголизма, наркомании, токсикомании и проституции среди молодежи, рост числа детей с отклонениями в психофизическом развитии, поведении; усложнение психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, рост его потребностей, которые в большинстве своем формируются в семье. Кроме того, меняется и сам субъект процесса социализации (воспитания и обучения) – ребенок. Он становится все более информированным и развитым. Поэтому руководство его духовным и нравственным созреванием требует более высокой культуры и педагогического мастерства взрослых, синтеза усилий всех социокультурных институтов. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, на повышение психолого-педагогической компетенции и культуры родителей, культивирование взаимопонимания в семьях, совершенствование воспитательного потенциала семьи.

Что касается оказания помощи семье в целом в России, то психокоррекционная помощь представлена системой здравоохранения: отделениями психологической помощи при центрах психического здоровья, консультациями детских психиатров, дефектологов (логопедов, олигофрено-педагогов, медицинских психологов), а также службой ПМПК. Что касается системы образования, в частности школьного, помощь ограничивается лишь посещением детей классов коррекционно-развивающего обучения /Л.М. Шипицина, 1999/.

В то же время в специальной психологии семья как объект исследования изучена крайне мало. Например, анализ работ, опубликованных за последние 10 лет (с 1993-2003 гг.) в журнале «Дефектология», показывает, что вопросам семьи посвящены 22 статьи. Из них семья была объектом исследования лишь в 13 научных статьях. Остальные материалы подготовлены авторами в качестве советов и консультаций для родителей и педагогов по вопросам семейного воспитания. Из 13 работ, посвященных научному изучению семьи, только в 8 подверглась исследованию семья учащихся с отклонениями в развитии.

Большое внимание уделяется научному изучению семей, имеющих детей с наиболее тяжелыми аномалиями развития, а именно со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, инвалидностью, вследствие детского церебрального паралича (ДЦП). Рассмотрен психологический климат семей, разработаны коррекционные меры, предназначенные для реализации конкретной помощи семьям. В настоящее время известны серьезные работы, например, Е.М. Мастюковой /1992/, А.Р. Маллер /1996/, О.Н. Усановой /1995/, В.В. Ткачевой /2000/ освещающие проблемы таких детей и их родителей.

В литературе уделяется внимание семьям, имеющим аутичных детей (Е.Р. Баенская, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина), рассматриваются основные проблемы воспитания, описываются способы обучения родителей методам коррекционной работы с аутичным ребенком. Например, Е.Р. Баенская /2004/ анализирует основные проблемы взаимодействия родителей с аутичным ребенком дошкольного возраста: трудности организации ребенка, обусловленные его быстрой истощаемостью; проблемы привлечения внимания; отсутствие постоянной реакции на обращение; особенности речевого и моторного развития; невыраженность подражания; отсутствие или слабость эмоциональной привязанности. Е.К. Лютова /2004/ предлагает конкретные приемы взаимодействия родителей с аутичным ребенком: семейное чтение, совместное рисование, создание семейных ритуалов и т.д. Г.Б. Монина /2004/ предлагает рекомендации родителям по первоочередным направлениям коррекционной работы с аутичным ребенком.

В научной литературе широко представлена работа с родителями, воспитывающими «проблемных» детей раннего и дошкольного возраста (Г.А. Мишина, Е.И. Морозова, Т.Н. Волковская).

Так, Г.А Мишина /2001/ рассматривает формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития. Она предлагает следующие формы организации: консультативно-рекомендательную; лекционно-просветительскую; организацию «круглых столов», родительских конференций; индивидуальные занятия с родителями и их ребенком; подгрупповые занятия.

В работе с семьями Г.А. Мишина использует следующие принципы:

1) принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, таких как психоневролог, дефектолог, психолог, массажист и др. При этом необходимы не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и их совместное обсуждение и «ведение» данной семьи;

2) принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребенка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т.д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития;

3) принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Г.А. Мишина пишет: «Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправного партнера по коррекционному процессу» /2001, с.61/. Точно также отношения между специалистом-дефектологом и ребенком и родителями и ребенком должны строиться по известному принципу личностно-ориентированной педагогики – на уровне глаз ребенка, используя прием «глаза в глаза»;

4) принцип учета интересов. По-другому его можно было бы назвать иначе – принцип решения задач через интерес. Этот принцип применим в работе как с ребенком, так и с родителями. «Если первый аспект в какой-то мере представлен в педагогике, – пишет Г.А. Мишина, – то второй необходимо уточнить. Как правило, родители, обращаясь за консультацией, хотят, чтобы ребенку чем-либо помогли (например, снять повышенное возбуждение). Специалист не должен им говорить: «Он никогда не научится этому» или что-то подобное. В этом случае родители вряд ли захотят продолжать встречи. Здесь необходимо очень тактично подойти к ответу, сказав, что и этому будет уделено внимание на занятиях, но только чуть позже. Далее в ходе коррекционно-педагогической работы родители уже не будут вспоминать об этом. Но таким образом будет положен первый кирпичик в строительство моста между специалистом и родителями» /2001, с.62/;

5) принцип ведущей деятельности. Необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов, «ведущих» семью (например, психолога и дефектолога).

Т.Н. Волковской /1999, с.66-68/ представлены возможные способы организации и содержание работы с родителями. По ее данным, самыми продуктивными формами работы с семьями зарекомендовали себя индивидуальные формы воздействия, в частности, индивидуальное консультирование.

Среди форм индивидуального воздействия наиболее эффективными оказались следующие:

– совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы детей;

– анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психической деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка;

– индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность.

Групповые формы работы представлены у Т.Н. Волковской семинарами-практикумами, которые способствуют овладению более широким кругом знаний по проблеме, а также необходимыми практическими навыками.

В.В. Ткачева /2000/ также рассматривает работу с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии. Она разработала методику психолого-педагогической помощи родителям, в которой выделяется два направления работы: педагогическое (воздействие средствами педагогики); психологическое (коррекция родительских установок, которая представлена индивидуальной и групповой формами).

Мать ребенка с отклонениями в развитии обучается с помощью специалиста определенному набору специальных методических приемов, необходимых для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.

Е.А. Екжанова /2005/ рассматривает групповые и индивидуальные формы работы с родителями, имеющими детей с задержкой психического развития. «Не стоит пренебрегать таким широко известным видом взаимодействия, как ежемесячные родительские собрания. Эффективность их проведения напрямую зависит от уровня их подготовки, а также от важности и актуальности предлагаемой для обсуждения темы, – пишет Е.А. Екжанова» /2005, с.201/. Существенную помощь родителям оказывают индивидуальные консультации. Хорошо зарекомендовали себя, по мнению Е.А. Екжановой, такие активные формы работы с родителями, как семинары-практикумы, тематические консультации, психологические тренинги и другие.

Кроме того, некоторые авторы (М.М. Безруких /1991/, С.Г. Шевченко /1998/, Е.Р. Смирнова /1999/ и др.) указывают на необходимость разработки специальных мер, направленных на реабилитацию данной категории лиц, а в рамках коррекции предлагается консультирование родителей специалистами различных профилей (психологами, педагогами, врачами).

В заключение следует сказать, что, по данным Я.В. Крючевой /2004/, содержание психологической помощи родителям, имеющих детей с ЗПР, должно представлять собой совокупность трех компонентов: когнитивного, эмоционально-мотивационного и праксического.

Когнитивный компонент просвещения должен включать в себя знание основных закономерностей общего и специфического в психическом развитии нормального ребенка и ребенка с ЗПР, психологических особенностей детей с ЗПР, их типологий, содержания потребностей, мотивов и интересов, целостности функционального развития и отдельных сторон его психической организации – интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностно-мотивационной, коммуникативно-деятельностной. О когнитивном компоненте помощи можно судить по наличию и степени владения знаниями.

В содержание эмоционально-мотивационного компонента помощи входят, по мнению Я.В. Крючевой /2004/, адекватное отношение родителей к своему ребенку с ЗПР и нарушениям в его развитии, осознание ответственности за него, стремление помочь ему актуализировать свой внутренний потенциал. О сформированности эмоционально-мотивационного компонента работы с родителями свидетельствуют степень принятия ребенка, проявление стремления оказывать ему помощь и заинтересованность в создании психологически благоприятной атмосферы в семье.

Праксический компонент психологической помощи предполагает владение родителями такими способами организации совместной деятельности, как упражнения, поручения, личный пример, постановка перспектив, игры, умением придавать ей воспитывающий и развивающий характер, умением заинтересовать ребенка совместной деятельностью и создавать условия для проявления в ней ребенком субъектной позиции.

Список литературы:
1. Баенская Е.Р. Психологическая помощь при нарушении раннего эмоционального развития. – М.: Экзамен, 2004. – 127с.
2. Безруких М.М., Ефимова СП. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991. – 176с.
3. Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения // Дефектология. 1999. №4. – С.66-68.
4. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2005. – 272с.
5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, тревожными и аудичными детьми. – М.: Речь, 2004. – 136с.
6. Маллер А.Р.Ребенок с ограниченными возможностями. – М., 1996. – 163с.
7. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция.- М.: Просвещение, 1992. – 95с.
8. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста – дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития. // Дефектология. 2001. №1. – С.60-64.
9. Психолого-медико-педагогическая консультация. / Под ред. Шипициной Л.М. – СПб., 1999. – 202с.
10. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. / Школа. 1999. №1. – С.35-37.
Крючева Я.В. Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития: Автореф.. дис. канд. пед. наук. – М., 2004. – 33с.
11. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М., 2000. – 64с.
12. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995. – 207с.
13. Шевченко С. Г. Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР. // Дефектология. 1998. №5. – С.16-21.

Читайте также:  Обозначение мягкости согласного звука на письме гласными буквами - карточки

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломную работу по данной теме.

Формы работы с родителями дошкольников с задержкой психического развития

В статье 18 Закона РФ “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте”.

Федеральный закон “Об утверждении федеральной программы развития образования”(2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг (“Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года”).

Особую значимость в этом контексте приобретает проблема оказания комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, которые посещают МБДОУ “Детский сад комбинированного вида № 32 “Страна чудес”, т.к. семья является первичным звеном реабилитации и социализации “особого” ребенка. Оказание помощи и поддержки таким семьям помогает почувствовать им себя увереннее, спокойнее, обрести желание добиваться в этой жизни большего.

По результатам анкетирования педагогов детского сада: для 75% матерей и 40% отцов характерна эмоционально-негативная оценка себя как родителя; только 25% родителей испытывают явное эмоциональное принятие ребенка, и в то же время 46,6% опрошенных родителей испытывают явное эмоциональное отвержение ребенка. Более половины семей отрицательно влияют на развитие и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. Исходя из данных педагогов и составленного социального паспорта семей: количество благополучных семей – 68%, неблагополучных – 32%, педагогически несостоятельных – 22%, злоупотребляют алкоголем – 4%, уклоняются от воспитания – 2%.

Л.С. Выготский подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями как залога социальной адаптации их в будущем.

Таким образом, основными направлениями работы нашего детского сада с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

  • Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  • Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.
  • Вовлечение семьи в единое образовательное пространство (формирование у родителей адекватной оценки состояния своего ребёнка; обучение родителей приёмам безоценочного, принимающего, демократического взаимодействия с детьми; активизация и обогащение воспитательных умений родителей; обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам).
  • Развитие позитивной самооценки у родителей.

Из нашего опыта работы с ребёнком, имеющим ограниченные возможности здоровья, следует, что только специально организованные занятия в детском саду сами по себе не гарантируют позитивных изменений в воспитании, обучении и развитии дошкольника и не всегда достигается желаемый коррекционный эффект. Необходима преемственность работы ДОУ и воспитания ребёнка в семье.

В своей практике мы убедились, что специально организованное взаимодействие родителей со специалистами нашего учреждения способствует тому, что возрастает число участников, влияющих на процесс коррекционного воздействия на ребёнка, что в свою очередь служит условием положительной динамики коррекционной работы.

В нашем детском саду создано единое пространство воспитания и развития ребёнка. Совместная работа специалистов ДОУ (воспитатель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, тренер по плаванию, медицинский персонал) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей равноответственными участниками образовательного процесса.

Педагоги нашего детского сада проводят целенаправленную и систематизированную работу с семьей, в которой используют разнообразные формы сотрудничества, что способствует осознанию родителями своих функций и роли в воспитании ребенка.

Эффективность педагогической работы, в которой используются традиционные формы, отработана годами. Как правило, с этих форм начинают свою деятельность молодые специалисты.

Традиционные формы сотрудничества с семьей

КоллективныеИндивидуальныеНаглядно- информационные
Родительские собрания.
Развлечения.
Выставки.
День открытых дверей.
Открытые занятия для родителей.
Экскурсия по детскому саду.
Анкетирование.
Музыкальные праздники.
Спортивные праздники.
Беседы.
Консультации.
Посещение на дому.
Приобщение родителей к жизни детского сада.
Уголок для родителей.
Выставка детских работ.
Выставка психолого-педагогической литературы.
Папки-раскладушки.
Библиотечка-передвижка.

В практике нашего детского сада с целью повышения родительской педагогической компетенции используются новые формы сотрудничества специалистов, воспитателей и родителей, которые показали свою результативность.

В своей работе мы используем опыт педагогов коррекционной школы и педагогов детских садов нашего города.

Презентация услуг детского сада.

До поступления детей родителям предлагается альбом с презентацией нашего детского сада. Родители имеют возможность ознакомиться с предметно-развивающей средой групп и кабинетов специалистов, особенностью работы ДОУ.

Клуб “Заботливые родители”.

Для оказания педагогической и психологической помощи родителям, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, был создан клуб “Заботливые родители”. Задачи, которые решаются в рамках работы клуба:

  • Формирование положительной установки родителей на готовность к правильным формам общения и взаимодействия со своим ребёнком.
  • Обучение родителей различным формам и методам общения, наблюдения за ребёнком.
  • Включение родителей в педагогический коррекционный процесс через обучение их коррекционным методам и приемам.

Совместные прогулки, экскурсии.

Во время совместных прогулок в лесу дети с родителями учатся видеть красоту окружающей природы, бережно относится к природе, чувствовать, как она влияет на настроение; они учатся не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться. Для дальнейшего плодотворного сотрудничества педагоги с детьми и родителями посещают зоосад, библиотеку, музейно-выставочный центр.

Детско-родительские игры.

Игра оказывается тем универсальным языком, на котором умеют общаться и который понимают дети разных возрастов. Самое главное, что ждет от нас ребенок – это умение слышать, видеть и чувствовать то, что для него сейчас важнее всего. Не просто понять, а принять те переживания, потребности и желания, которые ему иногда трудно выразить словами. А с помощью игры легко.

Как раз одной из форм работы сотрудничества с семьей – проведение игровых занятий. Используя программу Карповой Е. В., Лютовой Е. К. “Я и мой ребенок” были разработаны и проведены игровые занятия совместно с родителями в рамках реализации системы работы по оптимизации детско-родительских отношений. Игровые занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, навыков конструктивного сотрудничества, гармонизации и укреплению демократичных отношений между родителями и детьми.

Совместные мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству показывают, что все дети и их родители талантливы. Совместный труд помогает объединить близких людей. Совместные мастер-классы по физической культуре “Корригирующая гимнастика” способствуют пропаганде здорового образа жизни. На таких занятиях в игровой форме родители обучаются правильному выполнению упражнений вместе с детьми на развитие гибкости, ориентировки в пространстве и др. физических качеств.

Консультация-практикум для родителей.

Участвуя в практикумах, родители выступают в роли детей, получают дефектологические знания и обучаются специальным коррекционным и методическим приемам для занятий с детьми дома. Предлагаемые игровые упражнения и задания, направлены на закрепление учебного материала, способствуют развитию и коррекции психических функций, повышают познавательный интерес. Данные игры не требуют материальных затрат. Все необходимое для выполнения имеется в каждом доме.

По результатам проведенного опроса, большинство родителей отметили, что их дети с большим желанием посещают детский сад, начали намного лучше понимать потребности детей, улучшился эмоциональный климат в семье.

Таким образом, важным результатом целенаправленной работы с семьей воспитывающей “особого” ребенка явилось то, что родители готовы вместе с ребенком создавать новые отношения, в которых радостно быть рядом, доверяя друг другу. И если семья, успешно справившись с проблемой, стала более сплоченной, а родители и дети испытывают радость в совместной деятельности, это значит, что помощь, оказанная семье, эффективна.

В.А. Сухомлинский призывал начинать любое дело с чувством успеха; чувство успеха должно быть не только в конце, но и в начале действия.

Перспективное планирование работы с родителями в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития учителя-дефектолога за 2015-2016 учебный год
календарно-тематическое планирование на тему

Календарно-тематический план работы с родителями в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР учителя-дефектолога за 2015-2016 учебный год. Разновозрастная.

Скачать:

ВложениеРазмер
План работы с родителями учителя-дефектолога19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №30»

План работы с родителями

в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

Учитель-дефектолог Дембирел В.В.

План работы учителя – дефектолога с родителями

«Я и мой ребенок»

Выявление уровня родительской мотивации, заинтересованность в совместной коррекционной работе по преодолению задержки психического развития. Адекватность родительской оценки восприятия ребенка, его возможностей.

«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья»

«ФГОС дошкольного образования»

Познакомить родителей с психологическими особенностями родителей.

Познакомить родителей с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Сообщение на родительском собрании

Совместное нахождение способов и методов коррекционной помощи ребенку.

«Формирование пространственных представлений у дошкольников»

«Будем вместе заниматься, и играть, и развиваться »

Перечень коррекционных игр

Коррекционно-развивающие игры для формирования пространственных представлений у дошкольников

Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению задержки психического развития у детей.

Подведение итогов работы за первое полугодие, на котором освещается динамика продвижения детей; раскрытие основных путей дальнейшего коррекционного обучения.

Выступление на родительском собрании.

«Семья и семейные ценности»

«Книга в жизни ребенка»

Для ребенка семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности.

Перечень произведений для чтения детям.

«Вместе весело шагать»

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску.

Развиваем пространственные представления у детей.

КВН с родителями.

«Игры, которые заставляют думать»

Знакомство родителей с режимными моментами. Подарок мамам.

Перечень развивающих игр.

«Сказкотерапия как нетрадиционный метод обучения детей»

Это развитие творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром.

Повторение пройденного материала, заучивание стихов.

«В школу с радостью»

Подведение итогов обучения за год.

Выступление на родительском собрании.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В содержание работы по развитию сенсорно-перцептивной сферы входит формирование представлений о пространственных отношениях, существующих между объектами окружающей действительности. Без специал.

Занятие разработано для детей средней группы компенсирующей направленности(для детей с ЗПР).

Конспект НОД с использованием ТРИЗ-технологии для детей с задержкой психического развития.

Изобразительная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с задержкойп сихического развития старшего дошкольного возраста.Работа с бумагой. Сюжетная аппликация.

Актуальность проблемы состоит в том, что трудности в усвоении програмного содержания остаётся наиболее острой в современной педагогике.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития – это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограничен.

Представлен отчет о работе педагогов и специалистов с детьми и родителями детей групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР и сложным дефектом по пяти образовательным областям ОАП.

Консультация для родителей “Особенности развития детей с задержкой психического развития”

Задержка психического развития — диагноз, характеризуемый нарушением развития психических функций (внимания, мышления, памяти). Его ставят детям, как правило, в возрасте 2-3 лет. Однако если вовремя «спохватиться», то ситуацию можно исправить. Не стоит ждать, пока все наладится само — запущенная ЗПР к 6-7 годам грозит определением ребенка в коррекционный класс.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей “Особенности развития детей с задержкой психического развития”»

Особенности развития детей с ЗПР.

Задержка психического развития — диагноз, характеризуемый нарушением развития психических функций (внимания, мышления, памяти). Его ставят детям, как правило, в возрасте 2-3 лет. Однако если вовремя «спохватиться», то ситуацию можно исправить. Не стоит ждать, пока все наладится само — запущенная ЗПР к 6-7 годам грозит определением ребенка в коррекционный класс.

ЗПР означает пограничное состояние между нормальным развитием психики ребенка и отставанием. Дети при таком диагнозе не имеют умственной отсталости, недоразвития речи или физиологии. Проявления этого диагноза выражаются в нарушении психических функций, снижении способности к обучению и социальной адаптации.

Признаки ЗПР у ребенка

Как родителям определить, есть ли у их сокровища задержка психического развития? Одним из основных ее проявлений является трудность, с которой дается процесс обучения.

Четким признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может заставить себя чем-то заниматься, прилагая усилия. Некоторые родители списывают это на детский возраст, неусидчивость, однако проблема может крыться в другом.

Внимание у таких детей неустойчиво. Ребята часто отвлекаются на двигательную или речевую активность, не могут выполнить поставленную задачу. В настоящее время таких детей, которым необходимо во время занятий вскочить, побегать или покричать, выделяют в отдельную группу, наделяя диагнозом СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Однако это все та же задержка развития психики.

Очень часто ЗПР сопровождается задержкой речевого развития. Это связано в первую очередь с темпами возрастного освоения речи. Может быть ограничен словарный запас, заметна трудность в построении фраз или присутствовать более глубокие формы ЗРР.

Память «работает» иначе. Таким детям легче удается запомнить наглядные предметы или изображения, чем вербальное сообщение. При этом воспроизведение информации по памяти дается с трудом, выучить даже простой детский стишок становится непосильной задачей.

Мышление также страдает. Ребенок не может сам сделать выводы на основе какой-либо информации, логика и абстрактное мышление практически «не работают» без помощи родителей или преподавателя. Сопоставление формы, цвета, размеров предметов самостоятельно не дается.

Причины задержки психического развития

Многие родители, узнав о диагнозе, искренне недоумевают — ребенок идеально развивался все эти годы, у педиатра не было никаких нареканий.
Все дело в том, что именно физиология при этом находится в полном порядке. «Тормозит» психика, что и приводит вот к такому своеобразному отставанию. По этой же причине задержку психического развития чаще ставят перед поступлением в школу — именно в это время от ребенка ждут уже не игр, а учебы.

К физиологическим причинам ЗПР относят:

Тяжело протекающие беременность и роды.

Соматические проблемы — частые болезни, травмы, вследствие чего ребенок становится физически ослабленным.

Поражения нервной системы — минимальная мозговая дисфункция.

Социальными причинами являются:

Неблагоприятная обстановка в семье.

Мамам и папам трудно признать, что у их дочери или сына что-то не в порядке. Часто они закрывают глаза на проблемы, считая, что ребенок еще «слишком мал», «просто активный» или «развивается в своем темпе». Несомненно, на свою скорость развития имеет право каждый, однако очень важно вовремя отследить проблему, чтобы справиться с ней.

На что обратить внимание:

Ребенок нелюдим, мало общается со сверстниками и взрослыми. Дети не принимают его в свои игры.

Эмоциональная неустойчивость. Ребенок может беспричинно радоваться или, наоборот, находиться в тревоге или беспокойстве.

Трудности с концентрированием внимания. Во время занятий таким детям трудно сосредоточиться, следовать указаниям учителя.

Учеба дается с большим трудом.

Развитие речи не соответствует возрастным нормам.

Родители должны знать, что сложности с обучением в начальной школе практически всегда связаны именно с отставанием в психическом развитии. Не стоит ругать учителя и — тем более — ребенка. Обратитесь к логопеду-дефектологу!

Можно ли помочь ребенку с ЗПР

Тот факт, что ЗПР означает лишь пограничное состояние между нормой и необходимостью коррекции и ни в коем случае не подразумевает умственной отсталости говорит о том, что справиться с задержкой развития вполне можно. При усердной работе и объединенных усилиях специалистов, самого ребенка и родителей можно добиться того, что учеба выправится, а сам ученик вполне догонит своих товарищей.

Первым делом необходимо пройти обследование. Помимо педиатра, следует посетить нейропсихолога, который сможет разобраться в проблеме и назначить коррекционные мероприятия.

Коррекция ЗПР подразумевает принятие комплексных мер. Медикаментозное лечение сочетается с работой логопеда-дефектолога и нейропсихолога. Не стоит уповать только лишь на лекарственные препараты. Сами по себе они не смогут исправить ситуацию. Прописанные в данной ситуации ноотропы, витамины и средства, улучшающие мозговое кровообращение, лишь стимулируют активность работы мозга, но необходимы и занятия по психологической коррекции.

Данные мероприятия направлены на улучшение эмоциональной и познавательной сферы. Ведь ребенку необходимо развивать память, внимание, строить логические связи.
Родители должны помнить, что ЗПР можно и нужно исправить. Главное, приложить усилия и работать всем в комплексе.

Если у ребенка ЗПР — советы родителям

Не отрицайте очевидного. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем проще будет помочь.

Оказывайте поддержку. Не следует чрезмерно опекать ребенка, но и давать ему полную самостоятельность тоже не стоит. Пока он просто не может сладить с учебой, но все можно исправить. Направляйте, корректируйте его действия, но не берите все на себя.

Если врач прописал лекарства, значит это необходимо. Однако это не означает, что с ребенком не нужно заниматься. Именно занятия с психологом, нейропсихологом и при необходимости логопедом-дефектологом помогут справиться с проблемой.

Подберите хороших специалистов. Проще будет найти необходимых педагогов в одном центре. Ребенку необходимы занятия по развитию речи, мелкой моторики, логики. Педагог-психолог будет работать с коммуникативными навыками.

Создайте дома развивающую среду. Обязательно выполняйте задания педагогов.

Лечение ЗПР — процесс не быстрый и не простой. Однако совместными усилиями можно помочь ребенку догнать сверстников.

Перспективный план работы с родителями. Группа для детей с ЗПР

ирина чумаченко
Перспективный план работы с родителями. Группа для детей с ЗПР

Для работы с родителями определили следующую цель:

Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

– повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

– выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;

– содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;

– способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.

Название мероприятия Цель проведения мероприятия

«Уголка для родителей» Распространение педагогических знаний среди родителей.

Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду.

Выставка рисунков «Безопасная дорога глазами детей» Профилактика дорожно-транспортного травматизма.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 6-7 года жизни». Знакомство родителей с психологическими и возрастными особенностями детей.

«Чего вы ждете от детского сада в этом году» Получение и анализ информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия детского сада со семьей, о готовности родителей участвовать в жизни детского сада

Групповое родительское собрание Знакомство родителей с правилами посещения детского сада; с задачами воспитания на учебный год; с психологическими и возрастными особенностями детей; с новыми стандартами образования ФГОС; напомнить о посещении детей ДОУ без уважительной причины.

Выбор родительского комитета группы.

Фотовыставка, посвященная Дню пожилых людей. Привлечь родителей к организации совместной с детьми фотовыставки. Дать возможность проявить творчество, заинтересованность к данной теме. Воспитывать в своей семье уважение к пожилому поколению.

«Игрушки для дошколят» Распространение педагогических знаний среди родителей.

Практическая помощь семье в вопросах воспитания детей.

Совместная работа детей и родителей «Осень золотая». Родителям совместно с детьми интересно оформить осеннюю поделку используя природный материал

Папка-передвижка «Осень в гости к нам пришла». Познакомить родителей с играми в осенний период, стихами, загадками, пословицами об осени.

Папка-передвижка (Здоровьесберегающие технологии) Познакомить родителей со здоровьесберегающими технологиями (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и т. д.)

«Ребенок на дороге» Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка правилам дорожного движения в детском саду и дома.

«Ребенок и компьютер» Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере.

«Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста»

(Пополнение сюжетно- ролевых игр в группе пособиями) Познакомить родителей с разновидностью игр – сюжетно-ролевой, и дать знания об её ведении, материалах, задачах.

Фоторамка: «Портрет моей мамочки» ко Дню матери. Порадовать в День матери мамочек группы поделками, сделанными своими руками, стенгазетой. Приобщение пап к работе группы, трудовому,этическому воспитанию детей.

Проект «Бабушкины сказки» Привлечь родителей к проектной деятельности.

– развивать интерес ребёнка к русскому фольклору, ознакомление с русскими народными сказками;

– совместно с родителями провести театрализованные мастерские, привлечь родителей к оформлению книг иллюстрированных вместе с детьми;

– привлечь родителей к театрализованной деятельности детей.

Консультация «Как организовать выходной день с ребенком”. Поделиться опытом в воспитании своих детей, привлечь родителей к активной совместной деятельности в группе.

День добрых дел

«Наши меньшие друзья!»

(Изготовление кормушек) Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива

Конкурс творческих семейных работ

«Ёлочная игрушка» Привлечение родителей к работе детского сада.

Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

Новогодний утренник Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.

Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада.

Снежные постройки и зимние игры в час семейных встреч на участке! Развивать желание родителей и детей в совместно деятельности проводить отдых, воспитывать интерес к совместному труду и играм со снегом.

Круглый стол «Воспитываем добротой» Родительский форум «Поговорим о нравственности»(участие психолога) Познакомить с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности. Обсудить домашние проблемы в общении с детьми, предложить помощь на дому.

Памятки для родителей: «Искусство наказывать и прощать». “Как правильно общаться с детьми”. Продолжаем знакомить родителей с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности.

Спортивный праздник с родителями «Если хочешь быть здоров…» Приобщать семьи к здоровому образу жизни, воспитывать в совместной спортивной деятельности уважение к своему здоровью и интерес к физкультуре.

«Лучше папы друга нет» Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка.

Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада.

Оформление семейных газет, посвященных Дню Защитника Отечества

“Наши замечательные папы”

Развивать желание порадовать пап своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями; с участием мам.

Консультация «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр» Дать углублённые знания о математических развивающих играх, презентация воспитателем авторского перспективного плана по совместной деятельности с детьми, приглашение на кружок.

«Мама, мамочка, мамуля» Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду.

«День 8 марта» Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.

Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада.

Кулинарная книга любимых рецептов обаятельных и привлекательных мам Привлечь родителей поделиться своим любимым рецептом к женскому празднику и ярко оформить, иллюстрируя этот рецепт

«Первый раз в театр» Повышение педагогической грамотности родителей в воспитании у детей культуры поведения.

Театрализованное представление «Сказка для всех!» Продолжать приобщать семьи к театру, развивать желание поучаствовать в совместной театральной деятельности. Воспитывать активность и любовь к театру.

День открытых дверей для родителей. Познакомить родителей с ходом дел в группе, занятиями, режимными моментами. Дать возможность пронаблюдать своего ребёнка в коллективе, занятиях. Воспитывать уважение к воспитателям, детскому саду, интерес к воспитательно – образовательному процессу.

День смеха Продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить отдых, праздники.

«Малыши-крепыши» Пропаганда здорового образа жизни. Привлечение внимания семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях.

Групповое родительское собрание Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год.

Анкетирование «По результатам года» Определение успешных мероприятий и форм работы с семьей в прошедшем году.

Выявление и анализ причин неудовлетворенности родителей воспитанием и обучением в детском саду.

Определение основного содержания работы с родителями на новый учебный год.

«Опасности подстерегающие вас летом» Довести до сведения родителей о важности безопасного поведения у дошкольников в быту и на природе в летнее время.

Семинар – практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Перспективный план работы с родителями детей средней группы Для работы с родителями определили следующую цель: Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения,.

Положение о родительском клубе «Знатоки правил дорожного движения» ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ «ЗНАТОКИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» 1 Общие положения: 1.1 Клуб создан с целью установления сотрудничества.

Тема 13 Семейное воспитание в системе реабилитационной работы детей с зпр

Понятие «медико-социально-педагогический патронаж», его задачи в системе комплексных мер реабилитационной помощи семье ребенка с проблемами в развитии.

Система консультативно-диагностических, медико-психолого-социальных, коррекционно-развивающих центров для оказания помощи семьям с детьми с задержкой психического развития.

Роль педагогического взаимодействия с семьей детей с ЗПР.

Родители играют исключительную роль в жизни ребенка, и на них ложится основная ответственность за его развитие. Необходи­мым звеном всей системы коррекционно-педагогической работы должно стать активное участие в ней семьи, поэтому задача спе­циалистов обучить родителей способам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, помочь им выбрать оптимальное направление работы и познакомить их с ее содержанием.

Общеизвестно, что формирование высшей психической дея­тельности ребенка происходит в ходе его «культурно-историчес­кого развития» (Л.С.Выготский, 1983). В большой мере особенно­сти социального развития ребенка определяет первый и важней­ший социально-педагогический институт — семья. Именно в се­мье определяется социальная ситуация развития и формируется зона ближайшего развития ребенка. Она складывается через систе­му отношений ребенка с близкими, особенности общения, спо­собы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. Этим и определяется необходимость привлечения ро­дителей к участию в коррекционно-развивающей работе.

Полная реализация целей коррекции достигается лишь через изменение жизненных отношений ребенка с отклонениями в раз­витии к себе и миру, что требует от взрослых, как активных «стро­ителей» этих отношений, целенаправленных и осознанных усилий. Наука и практика показывают, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в дошкольном учрежде­нии само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Необходимым условием зак­репления достигнутого является активное взаимодействие педаго­гов с близкими ребенку взрослыми, позиции которых в отноше­нии к ребенку должны быть скорректированы, а сами они обуче­ны адекватным способам коммуникации и осведомлены о возмож­ностях развития ребенка и о способах их активизации.

В работе с родителями применяются как групповые, так и ин­дивидуальные формы работы. Не стоит пренебрегать таким широ­ко известным видом взаимодействия, как ежемесячные родитель­ские собрания. Эффективность их проведения напрямую зависит от уровня их подготовки, а также от важности и актуальности пред­лагаемой для обсуждения темы. Привлечение в качестве выступаю­щих врачей, дефектологов, социальных работников, ученых и прак­тиков повышает их значимость для родителей, а систематичность проведения вырабатывает у родителей привычку их посещать. Ме­сто и время проведения собрания должно быть четко оговорено, например, последняя пятница каждого месяца. А тематика собра­ний, согласованная со всеми специалистами дошкольного учреждения, должна быть вывешена на стенде, посвященном работе с родителями.

Собрания для родителей дошкольников всех возрастных групп целесообразно проводить 2-3 раза в год, обычно же собрания проводятся по возрастным параллелям: для родителей детей ран­него возраста, для родителей, воспитывающих младших дошколь­ников, для родителей старших дошкольников. Кроме того, в на­чале учебного года рекомендуется проводить собрание для роди­телей вновь поступивших детей, на котором их знакомят с общей организацией коррекционно-педагогической работы в дошколь­ном учреждении, с ролью родителей в воспитании ребенка с отклонениями в развитии, с приемами активизации познава­тельной деятельности детей в их повседневном общении с роди­телями.

Каждое родительское собрание необходимо завершать подведе­нием его итогов и конкретными рекомендациями, которые по­нятны всем присутствующим, несмотря на разный уровень их ро­дительской подготовки, и реально ими выполнимы. Для родителей могут быть предложены разнообразные темы собраний.

На родительских собраниях целесообразно демонстрировать фрагменты видеозаписи проводившихся с детьми занятий, сопро­вождая их комментариями специалистов, приводить конкретные примеры из жизни детей группы. При этом нужно помнить, что сотрудник дошкольного учреждения может похвалить того или иного ребенка, но отрицательный факт сообщается всегда без ука­зания фамилии ребенка и реальных участников события.

Существенную помощь родителям могут оказать индивидуаль­ные консультации.

Индивидуальное консультирование предполагает:

совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;

анализ причин незначительного продвижения в развитии от­дельных сторон психической деятельности ребенка и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в его развитии;

индивидуальное проведение практикумов по обучению родите­лей совместным формам деятельности с детьми (главным образом это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, психогимнастика, развивающие игры и задания).

Важным условием работы с родителями, дети которых имеют задержку психического развития, является формирование у них адек­ватной оценки психического состояния своих детей в плане готов­ности к школьному обучению. Индивидуальная работа на этом эта­пе носит консультативно-рекомендательный характер с ориентаци­ей на форму обучения, соответствующую уровню развития ребенка.

Хорошо зарекомендовали себя такие активные формы работы с родителями, как: семинары-практикумы; тематические консуль­тации; психологические тренинга; «Школа молодого родителя» и другие.

При всем разнообразии форм проведения этой работы с роди­телями главными остаются следующие принципы: систематичность проведения мероприятий; целевое их планирование; при опреде­лении тематики учет родительских запросов; ориентированность на конечную цель; учет родительских социально-психологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия; наличие конк­ретного исполнителя (специалиста), ответственного за проведе­ние мероприятий.

Астапов В.М. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития/В.М.Астапов. Учеб.пособие для студ. и слушателей спец.факультетов.– М.– Международная педагогическая академия. – 1995. – 264с.

Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М.,1984. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М., 1995.

Лапшин В.А., Пузанов В.П. Основы дефектологии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов.- М.: Прсвещение, 1991.

Малофеев Н.Н., Шевченко С.Г. Методические рекомендации по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений //Первое сентября.- 1997. – № 29.

Читайте также:  Проект Моя малая Родина
Ссылка на основную публикацию