Планирование работы с родителями, воспитывающими детей раннего возраста с ЗПР

Перспективный план работы с родителями. Группа для детей с ЗПР

ирина чумаченко
Перспективный план работы с родителями. Группа для детей с ЗПР

Для работы с родителямиопределили следующую цель:

Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

– повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

– выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;

– содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;

– способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.

Название мероприятия Цель проведения мероприятия

«Уголка для родителей» Распространение педагогических знаний среди родителей.

Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду.

Выставка рисунков «Безопасная дорога глазами детей» Профилактика дорожно-транспортного травматизма.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 6-7 года жизни». Знакомство родителей с психологическими и возрастными особенностями детей.

«Чего вы ждете от детского сада в этом году» Получение и анализ информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия детского сада со семьей, о готовности родителей участвовать в жизни детского сада

Групповое родительское собрание Знакомство родителей с правилами посещения детского сада; с задачами воспитания на учебный год; с психологическими и возрастными особенностями детей; с новыми стандартами образования ФГОС; напомнить о посещении детей ДОУ без уважительной причины.

Выбор родительского комитета группы.

Фотовыставка, посвященная Дню пожилых людей. Привлечь родителей к организации совместной с детьми фотовыставки. Дать возможность проявить творчество, заинтересованность к данной теме. Воспитывать в своей семье уважение к пожилому поколению.

«Игрушки для дошколят» Распространение педагогических знаний среди родителей.

Практическая помощь семье в вопросах воспитания детей.

Совместная работа детей и родителей «Осень золотая». Родителям совместно с детьми интересно оформить осеннюю поделку используя природный материал

Папка-передвижка «Осень в гости к нам пришла». Познакомить родителей с играми в осенний период, стихами, загадками, пословицами об осени.

Папка-передвижка (Здоровьесберегающие технологии) Познакомить родителей со здоровьесберегающими технологиями (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и т. д.)

«Ребенок на дороге» Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка правилам дорожного движения в детском саду и дома.

«Ребенок и компьютер» Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере.

«Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста»

(Пополнение сюжетно- ролевых игр в группе пособиями) Познакомить родителей с разновидностью игр – сюжетно-ролевой, и дать знания об её ведении, материалах, задачах.

Фоторамка: «Портрет моей мамочки» ко Дню матери. Порадовать в День матери мамочек группы поделками, сделанными своими руками, стенгазетой. Приобщение пап к работе группы, трудовому,этическому воспитанию детей.

Проект «Бабушкины сказки» Привлечь родителей к проектной деятельности.

– развивать интерес ребёнка к русскому фольклору, ознакомление с русскими народными сказками;

– совместно с родителями провести театрализованные мастерские, привлечь родителей к оформлению книг иллюстрированных вместе с детьми;

– привлечь родителей к театрализованной деятельности детей.

Консультация «Как организовать выходной день с ребенком”. Поделиться опытом в воспитании своих детей, привлечь родителей к активной совместной деятельности в группе.

День добрых дел

«Наши меньшие друзья!»

(Изготовление кормушек) Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива

Конкурс творческих семейных работ

«Ёлочная игрушка» Привлечение родителей к работе детского сада.

Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

Новогодний утренник Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.

Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада.

Снежные постройки и зимние игры в час семейных встреч на участке! Развивать желание родителей и детей в совместно деятельности проводить отдых, воспитывать интерес к совместному труду и играм со снегом.

Круглый стол «Воспитываем добротой» Родительский форум «Поговорим о нравственности»(участие психолога) Познакомить с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности. Обсудить домашние проблемы в общении с детьми, предложить помощь на дому.

Памятки для родителей: «Искусство наказывать и прощать». “Как правильно общаться с детьми”. Продолжаем знакомить родителей с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности.

Спортивный праздник с родителями «Если хочешь быть здоров…» Приобщать семьи к здоровому образу жизни, воспитывать в совместной спортивной деятельности уважение к своему здоровью и интерес к физкультуре.

«Лучше папы друга нет» Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка.

Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада.

Оформление семейных газет, посвященных Дню Защитника Отечества

“Наши замечательные папы”

Развивать желание порадовать пап своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями; с участием мам.

Консультация «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр» Дать углублённые знания о математических развивающих играх, презентация воспитателем авторского перспективного плана по совместной деятельности с детьми, приглашение на кружок.

«Мама, мамочка, мамуля» Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду.

«День 8 марта» Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.

Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада.

Кулинарная книга любимых рецептов обаятельных и привлекательных мам Привлечь родителей поделиться своим любимым рецептом к женскому празднику и ярко оформить, иллюстрируя этот рецепт

«Первый раз в театр» Повышение педагогической грамотности родителей в воспитании у детей культуры поведения.

Театрализованное представление «Сказка для всех!» Продолжать приобщать семьи к театру, развивать желание поучаствовать в совместной театральной деятельности. Воспитывать активность и любовь к театру.

День открытых дверей для родителей. Познакомить родителей с ходом дел в группе, занятиями, режимными моментами. Дать возможность пронаблюдать своего ребёнка в коллективе, занятиях. Воспитывать уважение к воспитателям, детскому саду, интерес к воспитательно – образовательному процессу.

День смеха Продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить отдых, праздники.

«Малыши-крепыши» Пропаганда здорового образа жизни. Привлечение внимания семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях.

Групповое родительское собрание Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год.

Анкетирование «По результатам года» Определение успешных мероприятий и форм работы с семьей в прошедшем году.

Выявление и анализ причин неудовлетворенности родителей воспитанием и обучением в детском саду.

Определение основного содержания работы с родителями на новый учебный год.

«Опасности подстерегающие вас летом» Довести до сведения родителей о важности безопасного поведения у дошкольников в быту и на природе в летнее время.

Семинар – практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Перспективный план работы с родителями детей средней группы Для работы с родителями определили следующую цель: Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения,.

Положение о родительском клубе «Знатоки правил дорожного движения» ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ «ЗНАТОКИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» 1 Общие положения: 1.1 Клуб создан с целью установления сотрудничества.

Работа с родителями

В работе с родителями применяются как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Систематическое проведение бесед педагога с родителями с целью обмена информацией; рекомендации родителям по вопросам организации и содержания развивающих занятий с ребенком дома, оказания помощи ребенку при выполнении домашних заданий и др. Регулярные беседы-консультации по следующим вопросам:

организация правильного режима дня;

обеспечение полноценного познавательного развития ребенка, ликвидация пробелов в познавательном развитии;

занятия в домашних условиях по развитию у ребенка навыков предметно-практической деятельности:

достижение прочного усвоения ребенком учебного материала (знаний, умений и навыков в соответствии с программой обучения в образовательном учреждении);

обеспечение полноценного физического развития ребенка, формирование; развитие необходимых двигательных навыков и умений.

обсуждение (на педагогическом совете, заседании методического объединения) вопросов дифференцированного и индивидуального подхода к детям в условиях данного образовательного учреждения. [4]

В конце года (по завершении определенного периода обучения) предусматривается повторное рассмотрение вопроса о путях и организации дальнейшего обучения и воспитания ребенка при необходимости – повторное направление ребенка на ПМПК.

Не стоит пренебрегать таким широко известным видом взаимодействия, как ежемесячные родительские собрания. Эффективность их проведения напрямую зависит от уровня их подготовки, а также от важности и актуальности предлагаемой для обсуждения темы.

Собрания для родителей дошкольников всех возрастных групп целесообразно проводить 2-3 раза в год, обычно же собрания проводятся по возрастным параллелям: для родителей детей раннего возраста, для родителей, воспитывающих младших дошкольников, для родителей старших дошкольников. Кроме того, в начале учебного года рекомендуется проводить собрание для родителей вновь поступивших детей, на котором их знакомят с общей организацией работы в дошкольном учреждении, с ролью родителей в воспитании ребенка с отклонениями в развитии, с приемами активизации познавательной деятельности детей в их повседневном общении с родителями.

Для родителей детей раннего возраста могут быть предложены следующие темы собраний:

  • 1. Закономерности психической жизни детей первого, второго и третьего года жизни и их влияние на последующее развитие ребенка.
  • 2. Причины отклонений в психофизическом развитии ребенка. Возможности их компенсации средствами семейного воспитания.
  • 3. Культура быта и ее значение для психофизического развития ребенка.
  • 4. Игрушка как средство психического развития ребенка.
  • 5. Эмоциональное общение и его роль в нервно-психическом развитии ребенка.
  • 6. Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста.
  • 7. Развитие движений у детей раннего возраста.
  • 8. Воспитание познавательной активности у детей раннего возраста в процессе действий с предметами.
  • 9. Развитие речи у детей раннего возраста. Роль взрослых в активизации речевого общения ребенка.
  • 10. Что и как читать маленькому ребенку.
  • 11. Ребенок и музыка.
  • 12. Маленький художник.

Для родителей, чьи дети находятся на следующем возрастном этапе, можно предложить такие темы собраний:

  • 1. Особенности психофизического развития ребенка младшего дошкольного возраста.
  • 2. Сюжетная игра у детей. Партнеры и оборудование для детских сюжетных игр.
  • 3. Свойства и качества предметов, окружающих детей в повседневной жизни. Роль родителей и других членов семьи в расширении представлений детей о свойствах и качествах предметов.
  • 4. Развитие памяти у детей. Как учить детей запоминать зрительную и слуховую информацию.
  • 5. Критические периоды в развитии речи ребенка. Роль родителей в профилактике отклонений в речевом развитии ребенка.
  • 6. Оборудование детского уголка или детской комнаты в домашних условиях.
  • 7. Прогулки с детьми как средство общения и развития их представлений об окружающем мире.
  • 8. Роль закаливающих мероприятий в воспитании ребенка. Меры профилактики простудных заболеваний.
  • 9. Агрессивное поведение у детей. Его коррекция средствами семейного воспитания.
  • 10. Личностное развитие ребенка-дошкольника. Роль семьи в воспитании нравственного поведения, этических норм и личностных качеств.

Для родителей ребенка-дошкольника старшего возраста можно предложить следующие темы родительских собраний:

  • 1. Психофизические особенности ребенка старшего дошкольного возраста.
  • 2. Сюжетно-ролевая игра ребенка-дошкольника. Возможности и место участия в ней родителей и членов семьи.
  • 3. Развитие слухового восприятия ребенка на прогулках и в про­цессе овладения звуковой культурой речи.
  • 4. Развивающие игры и их место в семейном досуге.
  • 5. Возможности развития детского воображения в повседневных видах детской деятельности.
  • 6. Профилактика детских неврозов.
  • 7. Отклонения в поведении детей и возможности их коррекции посредством воспитательных воздействий со стороны членов семьи.
  • 8. Друзья наших детей. Помощь родителей в приобретении ребенком друзей и подруг.
  • 9. Обязанности ребенка-дошкольника по дому.
  • 10. Подготовка ребенка к школе.

На родительских собраниях целесообразно демонстрировать фрагменты видеозаписи проводившихся с детьми занятий, сопровождая их комментариями специалистов, приводить конкретные примеры из жизни детей группы. При этом нужно помнить, что сотрудник дошкольного учреждения может похвалить того или иного ребенка, но отрицательный факт сообщается всегда без указания фамилии ребенка и реальных участников события.

Существенную помощь родителям могут оказать индивидуальные консультации.

Индивидуальное консультирование предполагает:

совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;

анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психической деятельности ребенка и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в его развитии;

Читайте также:  Занятие по логоритмике 'Веселые овощи'

индивидуальное проведение практикумов по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми (главным образом это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, психогимнастика, развивающие игры и задания). [5]

Важным условием работы с родителями, дети которых имеют задержку психического развития, является формирование у них адекватной оценки психического состояния своих детей в плане готовности к школьному обучению. Индивидуальная работа на этом этапе носит консультативно-рекомендательный характер с ориентацией на форму обучения, соответствующую уровню развития ребенка. [19]

Хорошо зарекомендовали себя такие активные формы работы с родителями, как: семинары-практикумы; тематические консультации; психологические тренинги; “Школа молодого родителя” и другие.

Активно используются семинары-практикумы. Они, как правило, посвящаются какой-то одной проблеме. Свободная форма их проведения предполагает, однако, активное участие в них родителей, которых интересует вынесенный на обсуждение вопрос.

Тематические консультации обычно затрагивают вопросы коррекционных технологий, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке. В ходе таких консультаций обсуждаются, например, конкретные приемы развития внимания детей, способы сравнения предметов, приемы развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей [19].

Работа специалиста- дефектолога с родителями, воспитывающими ребенка с ЗПР

в данной статье даются советы специалиста дефектолога родителям по работе с детьми с ЗПР

Содержимое разработки

Работа специалиста- дефектолога с родителями, воспитывающими ребенка с ЗПР

В последнее десятилетие в отечественной специальной дошкольной педагогике очень много внимания уделяется такому направлению коррекционно-педагогического процесса, как работа специалиста-дефектолога с родителями, воспитывающими ребенка с нарушениями психофизического развития. Во многом это обусловлено следующими факторами:
• ранним выявлением проблемных детей и ранним началом коррекционной работы с ними (дефектолог, работая в надомной группе, показывает родителям, как и чем необходимо заниматься, так как дошкольное учреждение пока недоступно малышу);
• появлением различных новых форм организации коррекционно-педагогического процесса, таких как группы кратковременного пребывания в специальных учреждениях, группы надомного обучения для детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, интегрированные группы и др., что требует нового содержания и новых педагогических технологий;
• активностью самих родителей, желающих понять проблемы развития своих детей и помочь им адаптироваться в окружающем мире.
В семье, где растет ребенок с теми или иными недостатками развития, в частности, задержкой психического развития, создается специфическая ситуация, так как внутрисемейные отношения часто зависят от вида и тяжести нарушения. В большинстве случаев, родители, имеющие детей с задержкой психического развития, чувствуют себя неудовлетворенными, подавленными, не понимают реальных причин, из-за которых у ребенка возникают проблемы в обучении. От ребенка требуют того, с чем он в силу своих особенностей справиться не может. Такое поведение самых близких людей воспитывает в ребенке комплекс неполноценности и другие негативные проявления. Надо отметить, что есть и другая категория родителей, которые стремятся к повышению своих знаний в области воспитания детей. Эти родители чаще обращаются с вопросами к педагогам детского сада или школы, просят совета, знакомятся с информацией, которая пополнит их психолого-педагогические знания. Для того чтобы образование родителей осуществлялось конструктивно, необходимо их самих привлекать к активному участию в педагогическом процессе. Рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его человек. Развитие ребенка зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер этого общения. Недостаток положительных эмоциональных контактов негативно отражается на личности ребенка и его поведении. Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при воспитании детей с задержкой психического развития. Поэтому в работе с родителями необходимо ориентировать их на обеспечение благополучия жизни своих детей, которое предусматривает: раскрытие и развитие способностей ребенка, обеспечение помощи ребенку в достижении жизненного успеха, формирование умения бесконфликтно общаться с окружающими и т. д.
Важным фактором является и сформированность добросердечных взаимоотношений педагогов с родителями, так как если нет доверия и взаимопонимания, то и совместная работа не получится.
Помощь специалиста-дефектолога является наиболее эффективной в раннем возрасте ребенка, когда отношения в диаде «мать-дитя» еще очень лабильны, гибки, находятся в процессе формирования, когда возможно говорить только о тенденции в их развитии.
Поведение родителей, воспитывающих проблемного ребенка, имеет ряд особенностей по сравнению с родителями, воспитывающих нормально развивающихся детей этого же возраста. При этом условно выделены пять тенденций нарушенного поведения матерей при организации ими предметно-игрового сотрудничества со своим ребенком:
• директивное сотрудничество;
• неэмоциональное потакающее сотрудничество;
• речевое взаимодействие;
• отстраняющее взаимодействие, формальное общение.
Очевидным оказывается тот факт, что для коррекции поведения и психического развития проблемных детей, их социальной адаптации необходимо изменить поведение находящегося рядом взрослого.
Рассмотрим формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями психофизического развития.
Работа специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями психофизического развития, имеет целью:
• оказать квалифицированную поддержку родителям;
• помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребенка семейную среду;
• создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
• формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьм.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Перспективное планирование работы с родителями в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития учителя-дефектолога за 2015-2016 учебный год
календарно-тематическое планирование на тему

Календарно-тематический план работы с родителями в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР учителя-дефектолога за 2015-2016 учебный год. Разновозрастная.

Скачать:

ВложениеРазмер
План работы с родителями учителя-дефектолога19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №30»

План работы с родителями

в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

Учитель-дефектолог Дембирел В.В.

План работы учителя – дефектолога с родителями

«Я и мой ребенок»

Выявление уровня родительской мотивации, заинтересованность в совместной коррекционной работе по преодолению задержки психического развития. Адекватность родительской оценки восприятия ребенка, его возможностей.

«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья»

«ФГОС дошкольного образования»

Познакомить родителей с психологическими особенностями родителей.

Познакомить родителей с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Сообщение на родительском собрании

Совместное нахождение способов и методов коррекционной помощи ребенку.

«Формирование пространственных представлений у дошкольников»

«Будем вместе заниматься, и играть, и развиваться »

Перечень коррекционных игр

Коррекционно-развивающие игры для формирования пространственных представлений у дошкольников

Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению задержки психического развития у детей.

Подведение итогов работы за первое полугодие, на котором освещается динамика продвижения детей; раскрытие основных путей дальнейшего коррекционного обучения.

Выступление на родительском собрании.

«Семья и семейные ценности»

«Книга в жизни ребенка»

Для ребенка семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности.

Перечень произведений для чтения детям.

«Вместе весело шагать»

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску.

Развиваем пространственные представления у детей.

КВН с родителями.

«Игры, которые заставляют думать»

Знакомство родителей с режимными моментами. Подарок мамам.

Перечень развивающих игр.

«Сказкотерапия как нетрадиционный метод обучения детей»

Это развитие творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром.

Повторение пройденного материала, заучивание стихов.

«В школу с радостью»

Подведение итогов обучения за год.

Выступление на родительском собрании.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с использованием ТРИЗ-технологии для детей с задержкой психического развития.

Изобразительная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с задержкойп сихического развития старшего дошкольного возраста.Работа с бумагой. Сюжетная аппликация.

Актуальность проблемы состоит в том, что трудности в усвоении програмного содержания остаётся наиболее острой в современной педагогике.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей 6 – 7 лет с ОНР на 2014 – 2015 учебный годI период(сентябрь, октябрь, ноябрь).

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития – это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограничен.

Представлен отчет о работе педагогов и специалистов с детьми и родителями детей групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР и сложным дефектом по пяти образовательным областям ОАП.

Сценарий встречи с родителями по проекту «Моя страна&raquo.

Родителям детей с нарушением зрения

Зрение – одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем информацию о внешних свойствах предметов и их расположении в пространстве. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребёнка .

Классификация нарушений зрения

Функциональные – самые легкие из существующих нарушений. К ним относят косоглазие и амблиопию (катаракта, помутнение роговицы, дальнозоркость, близорукость, астигматизм и так далее).

Особенности развития детей с нарушениями зрения

Дети с нарушениями зрения познают мир в большей степени через слух и осязание. В результате этого у них формируется другое представление о мире, чем у зрячих, а чувственные образы имеют иные качество и структуру.

Что должны знать родители, воспитывающие детей с нарушением зрения

1. Посоветовавшись с врачом-офтальмологом, обеспечьте ребёнка очками, линзами и другими оптическими средствами.

2. Правильно организуйте работу ребёнка дома (чтение, рисование, ручной труд, рукоделие, просмотр телевизионных передач и т.д.).

Некоторые стратегии воспитания и обучения ребенка с нарушением зрения

Одной из основных форм общения с маленьким ребенком, имеющим дефекты зрения, является тесный физический контакт. Следует чаще брать малыша на руки, его ручками ощупывать части тела у него самого и у взрослого, тут же называть их, учить его различать отдельные игрушки и предметы обихода на ощупь, одновременно называя их и объясняя их назначение.

Обычная или специальная школа?

Все дети нуждаются в образовании. Но, как правило, не только абсолютно слепые, но и слабовидящие дети нуждаются в специальном образовании. В большинстве случаев это происходит в специализированных учреждениях.

Гимнастика для глаз

Родители должны регулярно проводить с детьми гимнастику для глаз, превратив это в ежедневную увлекательную игру. Гимнастику следует проводить несколько раз в течении дня. В младшем дошкольном возрасте 2-3 минуты, в старшем 4-5 мин.

Как правильно пользоваться телевизором и компьютером

Телевизор и компьютер являются мощным информационным средством, которое невозможно исключить из нашей жизни. Также он позволяет скрасить свой досуг. Но следует помнить, что при его эксплуатации следует выполнять определенные нормы и правила.

Далее приведены адреса сайтов, порталов, полезных ссылок, посвященных различным вопросам и проблемам, с которыми сталкиваются люди, имеющие ограничения зрения.

Все web-ресурсы объединены по общей тематике в 14 разделах. В них представлена деятельность специальных библиотек, электронные периодические издания для слабовидящих людей, информация о выборе профессии и условиях поступления в вузы, о достижениях мировой офтальмологии и возможностях адаптации к миру зрячих людей с помощью обучающих программ и интернет-технологий и так далее.

Информация взята с сайта для родителей “Малютка” http://malutka.net/comment/reply/931

Специальная литература:

Зрение у детей раннего возраста:

Адреса сайтов для слабовидящих

Эта рубрика содержит адреса сайтов, порталов, полезных ссылок, посвященных различным вопросам и проблемам, с которыми сталкиваются люди, имеющие ограничения зрения.
Все web-ресурсы объединены по общей тематике в 14 разделах. В них представлена деятельность специальных библиотек, электронные периодические издания для слабовидящих людей, информация о выборе профессии и условиях поступления в вузы, о достижениях мировой офтальмологии и возможностях адаптации к миру зрячих людей с помощью обучающих программ и интернет-технологий и так далее.

Родителям детей с нарушением слуха

Причины нарушения слуха

Нарушение слуха той или иной степени выраженности нередко встречается у детей разного возраста. Даже незначительное нарушение слуха в раннем возрасте отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. При тяжелой тугоухости и глухоте без специального обучения ребенок не в состоянии овладеть речью.

Особенности семейного воспитания ребёнка с нарушением слуха

Семейное воспитание неслышащего ребенка должно быть ранним, коррекционным и ориентированным на потенциальные возможности ребенка. Такое воспитание предотвращает социальную изоляцию ребенка, обеспечивает его средствами коммуникации и помогает его интеграции в общество.

Что должны знать родители детей с нарушением слуха

Если ребёнок плохо слышит или не слышит совсем, то необходимо обратиться в организации, подведомственные Министерству здравоохранения РФ:

1. Если прописка областная, (если необходима качественная диагностика и консультация, направление на кохлеарную имплантацию, для городских детей – отделение платных услуг), необходимо посетить Центр реабилитации больных с патологией слуха Консультативно-диагностической поликлиники Областной клинической больницы (ул.Немировича-Данченко, 130)

2. Если прописка городская, рекомендуется посетить Сурдологический кабинет детского отделения поликлиники №15 г.Новосибирска (ул.Бориса Богаткова, 222)

3. Если ребёнок достиг подросткового или юношеского возраста, Вам поможет Областной сурдоцентр при поликлинике №20 (ул. 1905 г., 19)

4. Если необходимо подобрать слуховой аппарат, настроить процессор после кохлеарной имплантации, заменить вкладыш в слуховом аппарате, Вас ждут в ООО «Аудиомед» ( г.Новосибирск, Римского-Корсакова, 8 — 1 этаж)

Как проверить слух ребенка

Само собой разумеется, что квалифицированное обследование слуха должен проводить врач-отоларинголог, лечащий болезни уха, горла и носа. Но еще до того, как обратиться к врачу, следует самим попытаться выяснить состояние слуха ребенка. Наблюдения родителей за поведением ребенка могут помочь обнаружить у него нарушение слуха. Реакция ребенка на погремушку очень рано позволяет судить о том, воспринимает ли он звуки. В дальнейшем интерес к звучащим игрушкам, звукам телевизора служит доказательством тому, что ребенок реагирует на звуки.

Дактильная речь – зачем она нужна?

Слово, дактилология происходит от греческого «daktylos» палец и «lodox» – слово. Дактилология – это изображаемая пальцами азбука, используемая при общении глухих людей между собой или со слышащими, владеющими дактилологией.

Организации, подведомственные Министерству социального развития Новосибирской области, которые готовы помочь Вам и Вашим детям:

1. Лекотеки при МБУ «КЦСОН» всех районов г. Новосибирска и Новосибирской области

2. Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Олеся» , ул.Димитрова, 14

3. Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями , ул.Пожарского, 2-а

Организации, подведомственные Министерству образования и науки РФ открывают свои двери для детей дошкольного и школьного возраста

1. МКДОУ ЦРР д/с №501, единственная городская экспериментальная площадка по реабилитации детей после кохлеарной имплантации; также здесь оказывается профессиональная помощь слабослышащим детям.

Особенности воспитания и обучения слабослышащих детей https://www.youtube.com/watch?v=AD4n_TvxIoY

Книги, которые помогут родителям, воспитывающим детей с нарушением слуха

1. Андреева Л. В. Сурдопедагогика для студ. высш. учеб. заведений / под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.

2. Базоев В. З., Паленный В. А. Человек из мира тишины. – М.: ИКЦ : Академкнига, 2002. – 815 с.

Какие фильмы необходимо смотреть родителям детей с нарушением слуха

1. Фильм В.Тодоровского «Страна глухих» (1998)

2. Фильм «The Miracle Worker» – «Сотворившая чудо» (по пьесе У.Гибсона, 1962)

Полезные сайты для родителей с нарушением слуха

4. htpp//www. inclusive-edu.ru

5. htpp//www. lornii.ru

8. htpp//www. smeshariki.ru

Информация взята из книги Мастюковой Е. М., Московкиной А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Сели­верстова. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.

Особенности работы с родителями воспитанников с задержкой психологического развития

В современном значении “задержка психического развития” понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).

Значимость налаживания тесного взаимодействия с семьей определяется тем, что она, как важнейший институт, обуславливает особенности социального развития ребенка.
Формирование и зоны ближайшего развития, и социальной ситуации развития определяется сложившейся в семье системой отношений ребенка с близкими взрослыми, системой ценностей, норм и правил. Поэтому родители должны стать необходимым звеном в системе коррекционно – развивающей работы с ребенком.
В нашем саду функционирует группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психологического развития. Ее посещает 11 воспитанников. Результат диагностики этой группы выявили, что прослеживаются грубые нарушения в эмоциональном развитии детей, внешне это проявляется агрессивностью, импульсивностью, двигательной расторможенностью.

Мониторинг состава семьи показал, что 55% (6 семей) – неполные семьи (воспитывает одна мама), 36% (4 семьи) – полные, 9% (1 семья) является многодетной. Только 2 родителей имеет высшее образование и 14 средне специальное.

Для определения типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям в семье был использован тест-опросник родительского отношения А.Я Варга, который дает возможность определить базовый тип воспитания и характер восприятия родителя своей роли в жизни ребенка как качественно, так и количественно, благодаря наличию системы шкал. Анализ теста показал:

«Принятие — отвержение» (43% – 7 родителей). Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

«Кооперация» (6% – 1 родитель). Социально-желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается стать на его точку зрения в спорных вопросах.

«Симбиоз» (27% – 4 родителя). Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

«Авторитарная гиперсоциализация» (6% – 1 родитель). Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии стать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.

«Маленький неудачник» (18% – 3 родителя). Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

По итогам диагностики семей воспитанников были поставлены следующие задачи по работе с родителями:

– помощь в осознании и принятии особенностей развития ребенка;
– обучение способам и приемам эффективного взаимодействия и коррекции эмоционально-волевой сферы в соответствии с культурным уровнем родителей;
– ознакомление с направлениями и содержанием программы работы дошкольного образовательного учреждения.

Важно «стабилизировать» стиль воспитания, помочь родителям адекватно относиться к проблемам своего ребенка. Такая необходимость обусловлена частыми нарушениями стиля воспитания.

Основные особенности семейного воспитания ребенка с ЗПР:

Чаще и легче, чем в других семьях, происходит деформация семейных ролей. Причины этого связаны с тем, что интересы семьи сосредоточены на ребенке, имеющем проблемы в развитии, и мать, занятая его воспитанием, становится лидером. Наиболее уязвимым к нарушениям во взаимоотношениях являются лица мужского пола, что позволяет говорить о необходимости психологической поддержки детско-отцовских отношений, особенно в семьях, где есть мальчики.

Амбивалентность чувств родителей к детям – с одной стороны – амбивалентность чувств детей к родителям – с другой – усиливаются при ошибочных позициях родителей по отношению к детям. Родители испытывают отрицательные чувства: гнев, горе, вину, которые мешают любить ребенка таким, какой он есть. Именно эти чувства родителей тормозят построение гармоничных взаимоотношений с ребенком. Нереализованные надежды, ожидание и цели подпитывают эти негативные чувства. Для того чтобы полюбить своего «особого» ребенка, родителям необходимо пройти через понимание и принятие естественности своих негативных чувств.

Стремление семьи изолироваться от общества ухудшается взаимоотношения родителя и ребенка, наносит вред его воспитанию и способствует его дезадаптации.

Заострение и легкость возникновения различных нервно-психических нарушений у ребенка. Перенапряжение нервной системы, невротические реакции, перерастающие в невротическое состояние и в невроз как заболевание, – такая цепочка нарушений в состоянии нервной системы у ребенка с проблемами в развитии происходит быстрее, чем у обычных детей. Родители, использующие дисгармоничные стили семейного воспитания, усугубляют проблемы в развитии ребенка и способствуют его невротизации.

Личностные нарушения родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии, негативно сказываются на состоянии нервной системы ребенка и создают проблемы во взаимоотношениях детей и родителей. Чувство неполноценности, недостаточность самоуважения и любви к себе, неадекватная самооценка родителей, при которой возникает неадекватное восприятие других, – вот лишь некоторые трудности родителей детей с ЗПР. Многие сильные чувства, которые испытывает родители таких детей, не находят выхода, не облекаются в словесную форму, а это чревато появлением психосоматических симптомов.

Основные пути решения психологических проблем семейного воспитания

  1. Гармонизация семейного воспитания с исключением дисгармоничных типов и с коррекцией воспитательных рычагов воздействия на ребенка. Формирование адекватных взаимоотношений в родительской и детско-родительской подсистемах.
  2. Психологическая коррекция личностных нарушений у родителей, оказание им превентивной помощи через повышение самооценки и гибкости реагирования на изменения детей и ситуации взаимодействия.
  3. Укрепление нервной системы ребенка, предупреждение у него дискомфортного состояния, страха, возбуждения.

Формы работы с семьей ребенка с ЗПР

Первоначально работу с родителями была начата с индивидуальных консультаций, основной задачей которой является информирование родителя об особенностях возрастного и функционального развития ребенка данного возраста, индивидуальных особенностях конкретного ребенка, трудностях его развитии и его сильных сторонах.

Были попытки проведения групповых форм работы таких как тренинга, которые не были эффективны. Родители вели себя скованно, замкнуто не шли на контакт, не было ответной реакции. Что послужило толчком к поиску и избранию новых форм взаимодействия.

Следующая форма работы – индивидуальные занятия с ребенком с обязательным участием родителя. Родитель имеет возможность наблюдать за действиями психолога, за приемами, способствующими развитию ребенка, управлению его поведением, разрешению конфликтов.

Малые подгрупповые занятия так же используются в работе. На занятие приглашаются родители с детьми (2-3 семьи), где они совместно занимаются психогимнастикой, играми на развитие навыков регуляции поведения, на развитие осознания детьми отрицательных черт характера, игры релаксационной направленности. На таких занятиях родители знакомятся с психолого-педаго­ги­чес­ки­ми приёмами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования. Информация предлагается родителям в рекомендательной форме. Родители могут сами выбрать, что для них приемлемо. Такой демократичный стиль общения позволяет эффективней построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребёнка.

Упражнения и игры для оптимизации родительско-детских отношений (групповое занятие)

Знакомство”

Цель: сближение участников группы.

Дети и родители садятся в круг. Каждый родитель представляет своего ребенка и говорит, что тот любит, что не любит, какой у него характер. Дети подтверждают слова родителей. То же самое делают дети, представляя своих родителей.

“Игра без правил”

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания и т.д.

Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало фразы: “Мне нравится, что ты:” и добавляя к ней свое утверждение. Тем самым возникает позитивный диалог.

“Зеркало”

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого.

Участники становятся в две шеренги. Один человек в паре – водящий и показывает разные движения, другой – зеркало, все повторяет. Затем меняются ролями.

“Тень”

Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы, раскованности, умения подстраиваться под другого.

Все участники разбиваются на пары (родитель и ребенок). Звучит фонограмма спокойной музыки. Один человек – путник, другой – его тень путник идет через поле, а за ним, на 2-3 шага сзади идет его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Затем меняются ролями.

“Машины”

Цель: налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений.

Работа в парах (родитель и ребенок). Ребенок в роли “машины”, родитель – в роли “мойщика машины”. В течение 5 минут машину приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используя как можно больше ласковых слов. Затем меняются ролями.

“Только вместе!”

Цель: физический контакт, возможность почувствовать друг друга, сотрудничество.

Работа в парах (родитель и ребенок). Надо встать спина к спине и попробовать медленно, не отрываясь от партнера, сесть на пол. И точно также встать.

Сиамские близнецы”

Цель: развитие навыка действовать сообща, умения понимать намерения другого, физический контакт.

Участникам по парам (родитель и ребенок) обматывают предплечья и локти, так чтобы правая рука одного участника оказалась завязана с левой рукой другого участника. Затем им в руки даются два карандаша и просят что-нибудь нарисовать. Рисовать только связанными руками.

Обсуждение всех упражнений

– Что понравилось?
– Что не понравилось?
– Что легко было выполнять?
– Что сложно?
– Что нового вы узнали о друг друге?

Литература:

1. Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.СПб., 2008.
2. Г.А.Широкова, Е.Г.Жадько. Практикум для детского психолога. Ростов-на-Дону, 2011.
3. А.О.Дробина. Ребенок с задержкой психического развития: понять, что бы помочь. М., 2005.
4. Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. Работа педагога-психолога в ДОУ.М., 2007
5. С.В.Крюкова,Н.П.Слободяник. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.

Проектная деятельность учителя-логопеда по профилактике дислексии у детей с нарушениями речи

Аннотация: Профилактика нарушений чтения и письма у детей с ОНР – актуальная проблема в современных условиях. В настоящее время возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ранняя диагностика дислексических нарушений и своевременное оказание помощи значительно повышают успешность будущего первоклассника.

В данной статье представлен проект «Я учусь читать». Проект предполагает создание интерактивных презентаций, которые размещены на персональном сайте учителя-логопеда с целью использования их родителями в совместной деятельности с детьми в домашних условиях.

Проектная деятельность учителя-логопеда по профилактике дислексии у детей с нарушениями речи

Введение

Специальные исследования Р.Е Левиной, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.Н. Чиркиной показали, что существует связь между различением звуков и запоминанием их графического обозначения. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как графем.

Если на первых порах обучения решающую роль играет узнавание буквы и связанного с ней звука, то в дальнейшем навык чтения превращается в зрительное узнавание анализа образа слогов, слов, а иногда и фраз. Ребенок соотносит буквы с этими образами и благодаря этому понимает текст.

Если у ребенка нет представления о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются звуко-буквенные образцы, поэтому он не может объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более легкими слогами и узнавать их. У детей с ОНР наблюдается неконтекстное восприятие фразы, т.е. дети воспринимают слова изолированно. Они не учитывают характерных лексико-грамматических связей слов, не могут сгруппировать слова по принципу лексической и грамматической сочетаемости.

Это приводит к тому, что чтение превращается в угадывание, что способствует замене суффиксов, окончаний, приставок. Недостатки в овладении техникой чтения влияют на понимание прочитанного.

Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим недоразвитием речи открывает пути по предупреждению дислексии до того, как ребенок поступает в школу.

Основная часть

Обучение ребенка с ОНР чтению и письму требует особых условий,
т.к. эти дети имеют ряд особенностей психоречевого развития:

– нарушение фонетико-фонематических процессов;
– недостаточную сформированность зрительно-пространственных представлений;
– нарушения лексико-грамматического строя речи;
– испытывают трудности в формировании графомоторных умений;
– познавательные процессы: память, внимание, словесно-логическое мышление так же требуют особенного подхода со стороны специалистов (логопеда, психолога, воспитателя)

Дети обладают повышенной тревожностью, неуверенностью, утомляемостью.

Важно повысить продуктивность и комфортность ОД, обеспечить смену деятельности, создать игровую ситуацию. Все это возможно осуществить, используя технологию проектной деятельности в работе учителя-логопеда. Авторский проект «Я учусь читать» размещен на персональном сайте, в разделе «Информация для родителей».

– создание системы логопедической работы по профилактике нарушений чтения и письма у детей с ОНР;
– использование интернет-ресурсов для создания обучающих презентаций;
-привлечение родителей в процесс подготовки детей к школьному обучению.

Задачи проектной деятельности:

– коррекция и развитие фонематического восприятия;
– развитие графомоторых умений, мелкой моторики пальцев рук;
– развитие зрительно-пространственных представлений;
– коррекция лексико-грамматического строя речи;
– развитие диалоговой формы связной речи у детей с ОНР;
– развитие интерактивности детей;
– повышение заинтересованности родителей в участии образовательного и воспитательного процесса в ДОУ;
– повышение продуктивности взаимоотношений ребенок-родитель, родитель- педагог, родитель-родитель;
– создание современного дидактического материала для проведения НОД.

Технология процесса и необходимые материалы

– Технология ИКТ
– Технология коррекции фонетико-фонематической формы дисграфии (раздел: профилактика)
– Технология коррекции оптико-моторной формы дисграфии (раздел: профилактика)
– Здоровьесберегающие технологии (гимнастика снятия глазного напряжения Коноваленко Т.Т, психогимнастика мозга Чистяковой М.И, дыхательная гимнастика Семеновой Н.А., динамические паузы, подвижные игры)
– Игровые технологии.

Необходимые материалы: интернет, наличие электронной формы связи, наличие персонального сайта учителя-логопеда.

Материально-техническое обеспечение

Наличие в группе ТСО (интерактивная доска, ноутбук)

Ожидаемый результат:

В результате реализации проекта у детей должны быть сформировано:

– понятие «звук» (гласные, согласные), «буква», «звуковой ряд», «слово»,
«предложение»;
– умение определять место гласных и согласных звуков в словах в сильной позиции;
– умения в звукобуквенном анализе и синтеза слогов, слов;
– навык послогового чтения;
– умение писать буквы в печатном виде;
– узнавание буквы на различном композиционном фоне, в различном шрифтовом изображении;
– умение правильно использовать в речи предложно-падежные конструкции;
– умение пользоваться рабочими тетрадями по инструкции логопеда и родителей;
– умение правильно держать и пользоваться авторучкой.

Реализация педагогического проекта

Логопед проводит мониторинг состояния речевого развития, выясняя стартовые возможности детей.

Вырабатывается алгоритм создания обучающих презентаций.

Логопед адаптирует детей к восприятию материала с использованием ИКТ.

Подготовка к презентации проекта.

Алгоритм создания обучающих презентаций «Я учусь читать!»

1. Презентация состоит из 6-7 слайдов, определяющих этапы работы по обучению чтению, профилактике нарушения чтения и письма у детей с ОНР.

2. Задача и содержание каждого слайда четко определены технологией профилактики дислексических и дисграфических нарушений у детей с ОНР.

3. Просмотр презентаций сочетается с работой детей в альбомах Коноваленко «Пишем и читаем».

4. Обязательное проведение во время НОД гимнастики для снятия напряжения глаз, динамических пауз, подвижных игр, пальчиковых тренингов.

5. На одном слайде размещается не более 4 картинок (может быть использована анимация, при которой картинки появляются с задержкой во времени)

повторение пройденных звуков и букв, развитие зрительно- пространственных представлений, использование в речи предложно- падежных конструкций, составление предложений.

Логопед выбирает фон 1 слайда, ориентируясь на лексическую тему данной недели (это может быть сюжетная картинка, пейзаж). На этом фоне размещаются буквы в различном шрифте.

Усложнение: заштрихованные буквы, недорисованные буквы, элементы букв.
Ребенок называет буквы, может их записать, нарисовать, выложить из палочек. Родители помогают ребенку, повторяют с ним буквы.
Родители вовремя выявляют трудности запоминания букв ребенком, консультируются с логопедом.

развитие периферического зрения у детей. Боковое зрение – это возможность воспринимать предметы, находящиеся в стороне от прямого взгляда. Обьекты, воспринимаемые боковым зрением, отбрасывают свет на периферию сетчатки, поэтому человек способен определить ярко выраженные их свойства, хотя не видит их четко. Это повышает работоспособность мозга, помогает ориентироваться в пространстве, способствует обучению чтению.

Выполнение заданий 2 слайда увеличивает объем фиксации взора и размер оперативного поля, с которого происходит восприятие информации.

Инструкция: «Посмотри внимательно на центр строки (красную полоску), а теперь не отводя взгляда от центра, скажи, какие буквы находятся слева и справа от центра.

Постепенное усложнение: буквы – слоги, слоги — слова.

Родители в игровой форме обучают ребенка не переводить взгляд с одной буквы на другую, что сложно, но со временем дети принимают условия игры и справляются с этим заданием.

Цель: развитие зрительно-пространственных представлений и формирование зрительных процессов, увеличение рабочего поля зрения ребенка.

Игровое упражнение «Что вокруг».

В центре слайда любая геометрическая фигура, справа-слева, вверху-внизу слайда расположены картинки. Инструкция: «Посмотри на геометрическую фигуру, назови те предметы, которые ты видишь справа и слева от этой фигуры».

Усложнение: на предметы накладываются буквы (гласные и согласные), ребенок называет гласные звуки в этом слове, определяет количество слогов.

Если на картинке согласные – определяет место звука в слове.

Данное упражнение помогает в работе над слоговой структурой слова и формированием звукобуквенного анализа и синтеза слова.

Цель: развитие графомоторных умений, зрительно-пространственных ориентировок, умения пользоваться ручкой.

Списывание букв, слогов, слов. Дети записывают буквы, слоги, слова, размещенные на слайде в рабочие тетради в широкую линейку, используя печатный шрифт.

Цель: развитие зрительно-пространственных представлений, закрепление знаний букв, овладение навыком слогового чтения.

На слайде картинка с изображением дома, дворца и т.д. На этажах, в окнах размещены буквы, слоги. Инструкция: «Назови букву (или прочитай слог, слово), которая живет на —-этаже, в ——окне».

Усложнение № 1: «Буквы (слоги, слова) пришли в гости друг к другу, прочитай, что получилось?».

Усложнение № 2: «В доме появились подъезды, расселяем жильцов по подъездам». Ребенок добавляет слоги к данным, чтобы получилось слово.

Цель: обучение слоговому чтению.

Читаем обратные и прямые слоги, производим звукобуквенный анализ и синтез. Возможно списывание слогов и коротких слов в рабочие тетради.

На слайде размещаются три обратных и три прямых слога с изучаемой буквой.

Обратные слоги: первый гласный звук, второй согласный. Прямые слоги – первый согласный, второй гласный.

Усложнение: слоги – слова, возможно списывание в рабочие тетради.

Цель: обучение смысловому интонационному чтению,

Сюрприз! Из ранее изученных букв составляется слово, короткое предложение, возможно, текст, по содержанию слайда подбирается забавная картинка. Дети читают слова, предложения, текст (индивидуальное и хоровое чтение).

Усложнение: обсуждение ситуации на картинке слайда, отгадывание загадки, выявление недостающих букв, слогов, слов.

Данный проект позволяет в игровой, интерактивной форме подготовить ребенка с нарушениями речевого развития к школьному обучению, провести работу по предупреждению дислексии и дисграфии. Родители имеют возможность использовать обучающие презентации в совместной деятельности с ребенком в домашних условиях.

Проект мобилен по многим показателям, т.е можно изменять (усложнять или упрощать) содержание заданий слайдов. Обучающую презентацию проекта, возможно рассматривать как интерактивную игру, что повысит интерес ребенка к процессу чтения.

1. Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г., Современные педагогические технологии в ДОУ, — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012 г.
2. Киселева Л.С., Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ, — М.: АРКТИ, 2003г.
3. Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно- развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО Для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3-7 лет. «Детство- пресс» Санкт-Петербург 2015 г.
4. Нищева Н.В., Проектный метод в организации познавательно- исследовательской деятельности в детском саду, — СПб.: ООО
«Издательство «Детство-пресс», 2013 г.
6. Сыпченко Е.А., Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ, — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013 г.

Учитель-логопед
Вербенко Марина Борисовна

Ссылка на основную публикацию