Конспект НОД по ОО Речевое развитие по теме: Подводный мир – в поисках буквы Р

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Подводный мир»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
tema_nedeli_zdoroveyka_podvodnyy_mir.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: Здоровей-ка. ЗОЖ. Спорт

Конспект по развитию речи в подготовительной группе

«Подводный мир» (В.В.Гербова, с41)

Цель: Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему.

Воспитывать умение, строить предложения по заданному количеству слов.

Учить делить слова на слоги и на звуки.

Побуждать детей, добывать информацию из любых доступных источников.

Развитие творческих способностей.

Предварительная работа. Вместе с детьми воспитатель рассматривает картинки с изображением животных морей и океанов [10] . Затем выясняет у детей, где и каких морских обитателей они видели, что знают об их повадках.

Материал к НОД : картинки морских животных (камбала, медуза, акула, дельфин, осьминог, рыба-еж, морская черепаха, рыба-лиса, касатка, морской окунь, кальмар, рыба-клоун, морская звезда, кит); энциклопедия; звуковая картинка «КИТ»; запись – шум моря.

– Ребята, посмотрите какая у меня красивая книга, она не только красивая, но и очень интересная.

– Кто скажет, как называется эта книга? (ответы детей)

– Правильно ребята – это энциклопедия, а для чего нужна эта книга? ( ответы детей)

– Конечно, ребята, в этой книге очень много полезной информации о животных, растениях, людях.

– А где можно еще найти информацию? ( ответы детей)

– Да, ребята, можно найти и в журналах, книгах, газетах. А в библиотеке мы можем найти информацию?

– Ребята, я почитала в энциклопедии интересные факты из жизни одной маленькой рыбки, которая, вы представляете, умеет летать.( показ) Рыбка эта – долгопер. Спасаясь от хищников, она выскакивает на поверхность, расправляет свои огромные грудные плавники и летит над поверхностью воды, развивая при этом скорость сравнимую со скоростью автомобиля по городу. Вот какую удивительную историю я прочла в энциклопедии.

Воспитатель предлагает детям создать на листах бумаги свой подводный мир (изображения должны быть условными, лишь бы дети могли «прочитать» то, что изобразили). Один ребенок, используя картинки, создает свой вариант подводного мира у доски. Затем он рассказывает о том, что ему удалось увидеть на морской глубине. Дети задают ему уточняющие вопросы.

Педагог отмечает удачное начало рассказа или, наоборот, подсказывает, как выиграл бы рассказ, если ребенок начал бы его примерно так… (образец).

Воспитатель вызывает второго ребенка. Пока он работает, 3–4 ребенка рассказывают о своих картинах.

Если останется время, можно предложить детям задания на смекалку (упражнение «Что лишнее?»):

– треска, селедка, спиннинг, окунь;

– пескарь, щука, плотвичка, краб.

Рассказы детей о морских обитателях. Каким они видят подводный мир.

Ух- ты, посмотрите вокруг, как красиво на морском дне, сколько вокруг подводных жителей, кого вы видите?

Молодцы, много знаете морских обитателей.

Игра «Море волнуется»

Друзья, послушай еще об одном обитателе подводного мира:

*Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъемный,

Вес его до сотни тонн,

Крошка рядом с ним и слон!

Он плывет – вода «кипит»!

Угадай, кто это – … (Кит)

Друзья, а вы знаете что, синий кит – самое крупное млекопитающее на Земле, он длинной как 4 автобуса, а весит как 30 слонов.

Посмотрите, на картине изображен кит. Давайте послушаем как звучит слово кит. Произнесем его.

А сколько звуков в слове кит? Назовите их? Первый- К , второй – И , третий – Т .Получилось слово – КИТ.

Сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных?

Друзья, давайте придумаем предложение со словом КИТ. Сначала пусть будет в предложении два слова, затем три слова.

Игра «Живое слово»

Друзья, а живые слова вы видели? А хотите ими стать? Тогда играем.(выбираем по желанию 4 детей и выстраиваем предложение из 4 слов: «Кит плавает очень быстро». Дети называют по порядку свои слова и выстраивают предложение.)

Ребята, вы согласны с обитателями подводного мира, что надо жить и дружить, беречь и защищать нашу Землю?

Ребята, когда вы сегодня придете домой не забудьте рассказать о вашем путешествии родителям.

Конспект на тему “Подводный мир”

Конспект по развитию речи

в подготовительной группе

Образовательная область: речевая

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: подготовительная

Тема: «Подводный мир»

Образовательные: Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на задуманную тему . Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях.

Развивающие: Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику, развивать выразительность речи; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные : Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны; воспитывать толерантное отношение к ответам детей; формировать умение работать и играть в коллективе.

Словарная работа: батискаф, ихтиологи, иллюминатор

Предварительная работа: просмотр фрагментов из подводной одиссеи команды Кусто, рассматривание картинок с изображением животных морей и океанов, беседы с детьми, где и каких животных видели, какие повадки знакомы.

Материалы и оборудование : магнитофон с записью шумов моря, картинки с морскими обитателями (серия «Мир в картинках» пособие «Морские»), слайд-шоу «Подводный мир», альбомные листы по количеству детей, карандаши.

Воспитателем запускается слайд-шоу «Подводный мир» с картинками и звуками моря. На этом фоне воспитатель читает стихотворение А.Парошина «Подводный мир».

Про подводные глубины
Посмотрела я кино:
В батискафе опустились
Ихтиологи на дно.

Впереди большого ската,
Наблюдает командир:
В небольшой иллюминатор,
Виден весь подводный мир.

Словно жизнь на миг заснула

В океанской глубине.
Вот зубастая акула

С батискафом наравне.

Всюду — красные кораллы,
Очень тихо и темно.
Много нового узнала
Я из этого кино!

Воспитатель: Ребята, кто из вас любит путешествовать?

– А в каких путешествиях вы уже бывали?

– Сегодня я хочу пригласить всех вас в морское путешествие. Согласны в него отправиться?

– А что нам может помочь опустится в глубины моря и увидеть его обитателей?

– Правильно, на морское дно можно опуститься и на подводной лодке, и с помощью акваланга, и на батискафе. Но наверное лучше будет использовать батискаф – специальный подводный аппарат для исследований на больших глубинах. Он намного легче подводной лодки, проще в управлении. А наблюдать за подводным миром через иллюминатор удобнее и безопаснее, чем плавать среди рыб и акул с аквалангом. Согласны?

Показать картинку батискафа.

– Ребята, но настоящий батискаф ведь не поместится в нашей группе, что же будем делать?

– Отлично, мы с вами его представим и построим из предметов находящихся в группе.

(Строим батискаф из стульчиков, выстраивая их в полукруг, а впереди ставим стульчик со штурвалом.)

– Занимаем свои места и погружаемся в море. Можно закрыть пока глазки и представить себе картину моря.

Включается шум моря, по группе развешиваются картинки морских обитателей.

– Открываем глаза, мы опустились на достаточную глубину, чтобы наблюдать за жизнью обитателей моря. Посмотрите кого мы здесь видим?

Проводится речевая игра «Какой, какая, какие» : де ти по очереди подходят к картинкам, рассматривают их, показывают всем детям и рассказывают о том, кто изображен на карточке, какой он. К примеру «Это кит, он самый большой обитатель моря», или «Это медуза, она прозрачная, гладкая», «Это морская звезда, она очень похожа на обычную красную звезду»

– Молодцы, всех о ком мы с вами раньше говорили вы вспомнили и узнали. Но я думаю, что мы их можем еще и показать?

Проводится физкультминутка «Море волнуется раз». Проиграть 2 раза.

– Ребята, а вы знаете, что раньше настоящие путешественники всегда вели путевые заметки, в которых описывали все, что встречалось им в пути. В настоящее время интересное и памятное люди чаще просто фотографируют или снимают на камеру. Позже, рассматривая фотографии, вспоминают свое путешествие, рассказывают о нем своим друзьям. А как мы с вами можем поделиться нашими впечатлениями от моря, ведь писать мы пока еще не умеем, да и фотоаппарат с собой не взяли?

– Конечно, мы можем зарисовать увиденное и потом рассказать. А наш рисунок поможет ничего не забыть и не упустить. Все можно рисовать просто, не вырисовывая точное очертание и детали, лишь бы вам было понятно, о чем хотите рассказать. Н что ж, путешественники, покидаем наш батискаф и приступаем к нашим заметкам. Пароль на выход с батискафа «Цепочка морских слов». По очереди называем слово морской тематики – берем свой стульчик и идем к столу составлять свой рассказ о морском путешествии.

– Что мы можем передать в своем рассказе? Где мы были? На чем опускались? Кого видели в море? Какие они, морские обитатели? что нам больше всего там понравилось?

– Ваш рассказ может быть примерно таким: « Сегодня мы путешествовали по морю и опускались на его дно в батискафе. Там мы встретили морских обитателей: медузу, осьминога, морскую звезду и других. Видели как растут кораллы, плавают стайками рыбки. Больше всего мне понравились морской еж и рыба дракон. Морской еж своими колючками очень похож на свернувшегося ежика, только он красного цвета и с большими колючками .»

Пока дети схематично рисуют рассказ, напомнить им значение слов батискаф, иллюминатор, ихтиолог.

– Мы были в море, а затем вернулись куда…. (на сушу). В роли суши у нас сейчас будет ковер.

Садимся на ковер

– Наше морское путешествие закончилось, но оставило у нас много хороших впечатлений. А что мы можем с ними сделать?

– Правильно, мы можем этими впечатлениями поделиться. Кто первый? Бери свои заметки выходи и поведай нам о своем путешествии, а мы будем слушать и представлять.

– Кто еще хочет нам рассказать?

Рассказы 4-5 детей.

– Кто не успел рассказать нам о путешествии, возьмите свои заметки домой и поделитесь впечатлениями с родными.

*Если остается время

– Мы с вами поговорили о морских обитателях, также знаем и тех рыб, которые водятся в наших реках и озерах. И я хочу предложить вам отгадать, лишнюю рыбку, которая заплыла не в свой водоем.

1. Краб, осьминог, налим, медуза – кто здесь будет лишний?

2. Селедка, окунь, щука, плотва. – а здесь кого быть не должно?

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Подводный мир»

Возраст: дети 5-6 лет.

Цель: активизировать словарь детей.

– активизация словаря по теме «Подводный мир»;

– уточнить и расширить представления детей о жизни под водой;

– побуждать детей анализировать, делать выводы и грамотно формулировать свой ответ;

– развить логическое мышление, сообразительность, фантазию;

Материалы: слайды с картинками о подводном снаряжении и о видах подводных жителей, мяч, вода в прозрачной посудине, ракушки, камешки, аудиозапись «Шум прибоя».

Звучит шум прибоя

Дети повторяют движения за воспитателем руками:

Мне ладони покажите – правую и левую!

В кулачок скорей сожмите пальчики умелые.

Разожмите…Рассмотрите…И скорее мне скажите:

Для чего нужны нам, дети, ловкие ладошки эти?

Воспитатель: да, правильно. А если вы их хорошо рассмотрите, то увидите, что руки девочек и мальчиков различны. У мальчиков они сильные и крепкие, а у девочек – ласковые и нежные. Сегодня нам придется потрудиться как раз нашими пальчиками. Мы отправимся в путешествие, но не на транспорте, а пешком и не на ногах, а на пальцах.

Дети встают на ножки и идут к столам, перебирая пальцами.

Воспитатель: «Привал! Ребята, посмотрите. Что это?

Ответ детей (аквариум).

Воспитатель: Да, вы правы. Это аквариум. Но давайте маленько пофантазируем. Раз мы путешествуем не ногами, а пальцами, то и переименуем аквариум маленько в другое название. Для этого отгадайте загадку:

Обманывать не стану, я меньше океана,

Но я большое все же, на океан похоже.

Могу спокойным быть, могу и заштормить.

Есть у меня всегда соленая вода.

Ответ детей (море).

Воспитатель: действительно, море. Давайте опустимся на морское дно. Но как же нам это сделать. Ведь мы не сможем дышать под водой? Может вы мне подскажите?

Дети: нам нужен скафандр, маска, ласты, подводная лодка.

Воспитатель: какие вы молодцы. Да, действительно, нам нужны и ласты, и маска. Все то, что вы перечислили. Давайте рассмотрим на экране, какие бывают подводные снаряжения.

Теперь можно погружаться. Что вы чувствуете? Что вы видите?

Дети: Прохладная вода, камешки, травка щекочет. Ракушки на дне, песок, рыбки, травка, звездочки морские.

Воспитатель: Подводный мир разнообразен. Посмотрите на экран, какие жители обитают на дне морском. Это и черепахи, и морские коньки, ежи. Ребята, вы говорите, что травка щекочет. Может кто – нибудь назовет, как правильно эта травка называется?

Дети: водоросли.

Воспитатель: посмотрите внимательно, кто-то притаился у камней.

Дети: осьминог.

Воспитатель: у осьминога 8 щупальцев. Этот морской житель любит чистоту, убирают в своем домике и мусор складывают рябом в кучу.

Я веселый осьминог, у меня так много ног.

Чтоб удобно было мне жить среди камней на дне.

Сильным, ловким быть стараюсь,

С рыбкой в танце закружусь и на камень опущусь.

Воспитатель: на морском дне есть еще и кораллы. Что они вам напоминают?

Дети: деревья.

Воспитатель: если приглядеться, то можно увидеть мелких рыб.

Описание рыб по тексту загадки:

  1. У родителей и деток вся одежда из монеток. О ком это?

Дети: рыба.

  1. Крылья есть, да не летает, глаза есть, да не мигают, ног нет, да не догонишь.

Воспитатель: ребята, что значит «у родителей и деток вся одежда из монеток». Рыбки покрыты чешуей. Фраза «Крылья есть, да не летает» обозначает, что у рыб есть за место крыльев – плавники. Скажите мне пожалуйста, если рыбка живет в море, то как она называется? В реке? В аквариуме?

Дети: морские, речные, домашние.

Воспитатель: какие все сегодня молодцы, я не ожидала, что вы так много знаете про подводный мир. Теперь предлагаю вам поиграть в игру «Один – много».

Рыба, черепаха, медуза, акула, ракушка, камешек, осьминог, аквалангист, морской еж.

Наши руки – волны в море,

Разгулялись на просторе.

Наши руки – рыбок стая,

Плывет, усталости не зная.

Наши руки – крабик с домом

Ползет по дну морскому.

Наши руки, как кораллы,

Разрослись на дне морском.

А теперь мы поскакали,

Как коньки морские стали.

Плывет мурена, как змея.

Не боюсь мурену я!

Воспитатель: наше путешествие подошло к концу. Предлагаю взять морскую звезду с и прикрепить её на наше полотно.

Конспект НОД по развитию речи в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!»

Надежда Коротыч
Конспект НОД по развитию речи в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!»

Образовательная область: речевая

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: подготовительная

Тема: «Этот загадочный подводный мир

Цель: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи.

Коррекционно-образовательные: Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях. Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность речи.

Коррекционно-развивающие: Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание; учить согласовывать речь с движениями; развивать общую и мелкую моторики; развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений; развивать выразительность речи и выразительность движений; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны; воспитывать толерантное отношение к ответам детей; формировать умение работать и играть в коллективе. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности

Предварительная работа: Рассказ воспитателя о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде (растения, животные). Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные», чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина, разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир», скороговорки «В озере – карп, а в море – краб». Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире, заучивание слов пальчиковой гимнастики, беседы о поездках детей к реке, морю.

Словарная работа: батискаф, акваланг

Материалы и оборудование: глобус; презентация «Жители моря и океана», аудиопособия «Театральные шумы» («Море»); пазлы; картинки батискафа и обитателей моря; модели кита, дельфина, акулы, морской рыбы; игрушки обитателей морей и океанов; голубое полотно с изображением моря.

Ход деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. (беру глобус.)

А вот наш помощник. Ребята, это?

Воспитатель: Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он кажется каким?

Воспитатель: А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?

Дети: Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

Воспитатель: Что означает голубая краска на глобусе?

Дети: Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.

Воспитатель: Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер).

Воспитатель: Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети: Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

(включаю CD с записью звуков моря.)

Воспитатель: Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.

Воспитатель: Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие?

Воспитатель: А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?

Воспитатель: Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф – это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю картинку.)

А чтобы лучше запомнить, как он выглядит, предлагаю выполнить задание:

(Предлагаю пазлы, глядя на картинку нужно собрать батискаф.)

Воспитатель: В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Давайте с собой возьмем фотоаппарат, чтобы сфотографировать все, что мы увидим интересного. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх). Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ на модель кита). Кто же это? (Синий кит).

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

«Кит выныривает». Широко открыть рот, максимально выдвигать узкий язык вперёд (удерживать 5 сек.) и убирать вглубь рта.

«Кит плывёт». Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней дёсен.

Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ на модель дельфина). Да это же. (дельфин).

«Дельфин плещется». Чередование «чашечки» и распластанного языка (дельфины то поднимают, то опускают хвосты).

– Киты и дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Давайте покажем, как выныривают дельфины и киты.

«Дельфины и киты». Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение: вдох носом, пауза (под счёт «раз», «два», «три») и выдох ртом.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [л] в слове».

Слова: акваланг, рыбы, кит, лодка, море, водолаз, акула, осьминог, плавник, черепаха, скат, камбала, рыболов, медуза, конек.

Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?

Дети: Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

Воспитатель: Ой, кто же это плывёт? (Показ на модель акулы).

Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).

Воспитатель: Чем питается акула?

Дети: Рыбами, морскими животными.

Воспитатель: Акулы могут напасть на человека?

Воспитатель: Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?

Дети: Нет. У человека нет жабр.

Воспитатель: Как же можно путешествовать по морскому дну?

Дети: Надеть акваланги, водолазные костюмы.

Воспитатель: Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво. (выполняется пальчиковая гимнастика)

«Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг! Делают ладошку у лба «козырьком»

Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у

Здесь прозрачная вода. Разводят ладони в стороны

Плывёт морской конёк сюда. Волнообразные движении ладонями

Вот медуза, вот кальмар. Опущенные вниз ладони обеих рук в

Двигаются навстречу друг другу.

Скрестить ладони рук, широко

расставив пальцы в стороны.

А вот это – рыба шар. Соединить пальцы обеих рук в

А вот, расправив восемь ног, Показывают тыльную сторону обеих

ладоней и перемещают их вверх,

выполняя колебательные движения

Гостей встречает осьминог

Воспитатель: Какие зелёные водоросли, сколько разных обитателей. Ой, я что-то заметила среди них. (Показ модели рыбы). Кто это?

Воспитатель: Давайте поиграем с рыбкой. Игра называется «Вопросы – ответы». Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)

Чья голова? (Это рыбья голова). Чей хвост? (Это рыбий хвост).

Чьи жабры? (Это рыбьи жабры). Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко).

Чьи плавники? (Это рыбьи плавники). Чьи кости? (Это рыбьи кости).

Чья чешуя? (Это рыбья чешуя). Чьи икринки? (Это рыбьи икринки).

Чьё туловище? (Это рыбье туловище). Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).

Игра «Без чего не бывает рыбы?».

Ребята, скажите, без чего не бывает рыбы?

Дети отвечают: «Не бывает рыбы без головы (жабр, плавников, чешуи, глаз, рта)».

Воспитатель: Молодцы, отпустим рыбку плавать. Молодцы, вот каких удивительных животных мы с вами встретили, а сейчас давайте поиграем.

(Выбираю по желанию детей двоих игроков – рыбаки, берут друг друга за руки, образуя «невод». Остальные дети-рыбки. Рыбки плавают, выполняя плавные движения руками. Под веселую музыку рыбки разбегаются по ковру, а рыбаки ловят их. Нельзя ловить «разорванным неводом», т. е. расцеплять руки. Кого поймали, присоединяется к рыбакам, увеличивая «невод»)

Полюбовались мы морским дном, познакомились с морскими обитателями, поиграли в морских животных. А сейчас мы в костюмах водолаза опустимся на самое дно, тем темно и исследуем его уже на ощупь. (приглашаю детей к большому куску ткани лежащему на ковре. Под тканью спрятаны обитатели морей и океанов — игрушки, засыпанные мелким песком. Воспитатель предлагает сесть вокруг куска ткани.)

Воспитатель. Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов).

Воспитатель: Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ка».

1. Без чего не бывает моря? (без воды)

2. Какая самая большая рыба в море? (синий кит)

3. У какой рыбы оба глаза на одной стороне? (у камбалы)

4. У кого рот на брюхе? (у акулы)

5. Какая собака не лает? (морская)

6. На каком коньке нельзя покататься? (на морском)

7. Человек, который работает под водой в специальном костюме? (водолаз)

8. Родственник рака? (краб)

Воспитатель: А теперь давайте поиграем «словами с крабом», проверим, кто быстрее всех правильно и четко сможет три раза повторить скороговорку про карпа и краба, которую мы выучили.

Скороговорка: «В озере карп, а в море – краб».

(Дети по очереди выполняют задание, все аплодируют друг другу.)

Воспитатель: Вы очень хорошо занимались, старались. Справились со всеми заданиями. Что вам понравилось на занятии? Какие трудности испытывали? Занятие закончено.

Экологическое воспитание дошкольников. Дидактическая игра «Дерево «Времена года» Дерево было изготовлено зимой. -2 мл группа Цель: Знакомство детей с явлениями природы. Задачи: учить детей рассматривать и рассказывать.

Календарно-тематическое планирование на неделю (старшая группа) Старшая группа. Организованная непосредственно образовательная деятельность, совместная образовательная деятельность воспитателя и детей.

Портал педагога

Автор: Иванова Лариса Никоноровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ дс “Родничок”
Населённый пункт: п.Мокроус, Саратовская область
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
Тема: “Подводный мир”
Дата публикации: 14.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД
Тема: «Подводный мир» Подготовительная группа Воспитатель: Иванова Л.Н. Р.п.Мокроус д/с «Родничок» 2015 г.
Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы. Возрастная группа: подготовительная. Тема ( в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Мой город, моя страна, моя планета». Тема НОД: «Подводный мир». Цель: Создать условия для закрепления представлений о морских обитателях и морской фауне нашей страны. Задачи: Образовательные: Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях. Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность речи. Развивающие: Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме « Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику; развивать общую и мелкую моторики; развивать ловкость, координацию движений; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение. Воспитательные: воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны, повышать интерес к познанию ее законно; реально участвовать в деятельности по охране природы; формировать умение работать и играть в коллективе. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности. Предварительная работа: Рассказ воспитателя о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде( растения, животные). Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателях, плакатов из альбомов « Мир природы», чтение « Морских сказок» С. Сахарова, разучивание физминутки, пальчиковой гимнастики. Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире. Ход занятия

Деятельность воспитателя
Вводная часть – Ребята, посмотрите какие ракушки мне прислали друзья с Черного моря. А кто из вас был на море? На каком? А какие еще моря нашей страны вы знаете? Давайте посмотрим на карту нашей Родины – России. Посмотрите, какая огромная наша страна – самая большая в мире. С севера ее омывают такие моря как Белое море, Карское море, Баренцево море и др., а с юга – Черное море, Каспийское, Азовское. – Эта ракушка прислана мне в подарок с Черного моря. Вы наверное слышали такое выражение, что если приложить ракушку к уху, то услышите шум моря. Возьмите по ракушке и послушаем шум моря. Звучит шум моря -Как вы думаете, где мы можем слышать такие звуки? -А какие еще звуки слышны на берегу моря? – А вы хотите узнать о жизни морских рыб и животных? Что для этого нужно? – А чтобы погрузиться в морские глубины нам нужны какие то приспособления. Выберите из карточек те предметы, которые нам нужны и объясните для чего они нам потребуются. – Надеваем маски и акваланги и погружаемся на морское дно. Основная часть Показ небольшого видео о морских обитателях, сопровождающийся
Деятельность детей
Дети рассматривают ракушки Дети рассматривают карту Прикладывают ракушки к уху, слушая шум моря На берегу моря Крики чаек, шуршание гальки Нужно опуститься в морские глубины Дети выбирают из карточек подводную лодку, батискаф, подводную маску, трубку, ласты, акваланг и объясняют их предназначение Надевают маски и акваланги и имитируют движения пловцов подводников
комментариями воспитателя – А каких еще морских обитателей вы видите в морских глубинах? – Присядем на дно морское и расскажем, что же мы знаем о морских рыбах и животных. Вновь включается монитор. Звучит тревожный крик дельфина. -Ребята, а кто это кричит? – Как вы думаете, какие это звуки – радостные или тревожные? Почему? – Что же нам делать? Плывем дальше, подплываем к месту где нет ни одной рыбки. – Вы ничего не замечаете? – Как вы думаете, что же могло произойти? – Вы хотите выяснить что же случилось и где же все рыбы? – Давайте поплывем и поищем рыбок. Воспитатель читает задания: Одна половина детей работает парами с разрезными картинками. По выполнению работы рассказывают о собранных рыбах. Вторая половина ( по 2 человека) составляют рассказы по 3 детей читают стихи о рыбах Ответы детей: – Я вижу в морских глубинах….акулу… Предполагаемые ответы: они плавают в воде, имеют разные формы тела, тело покрыто чешуей, дышат жабрами и т.д. Дельфины Тревожные, наверное что то произошло, что то случилось. Давайте поплывем дальше и узнаем, что же произошло. Здесь нет ни одной рыбки и ни одного морского животного Предполагаемые ответы детей: произошел сильный шторм, и рыбы покинули это место; рыбаки выловили всю рыбу; произошла авария на корабле, перевозившем нефть и т.д Да Ребенок находит сундучок. Открываем, в нем ракушка с заданиями Выполнение работы детьми
мнемотаблицам о морских животных. – Ребята, мы выполнили задание, но ничего не изменилось, рыбки не появились. Где же еще можем найти их? Посмотрите, какая большая волна, может под нею они спрятались. Опустим руки поглубже в воду, что мы чувствуем? – Что же с ними случилось? -Как вы думаете, почему? _ Хотели ли вы им помочь? – Я вижу небольшой грот ( а вы знаете что такое грот?) – Давайте поплывем туда, там есть воздух, мы можем снять маски и немного передохнуть, а затем поможем рыбкам обрести цвет. – как вы думаете, как же мы поможем рыбкам? – Да, но раскрашивать будем не красками, а цветным песком. Объяснение воспитателем методики раскрашивания цветным песком. – Но перед работой разомнем пальчики. Пальчиковая гимнастика. Помощь и подсказки воспитателя в ходе выполнения работы детьми. По окончании работы: – Полюбуемся своими рыбками. Надеваем маски, акваланги, выплываем из грота, опускаем рыбок Дети опускают руки и нащупывают песок, а в песке- рыбки. Они стали бесцветными Версии детей Да. Дети берут по рыбке и плывем к гроту. Подплываем, снимаем маски, положили своих рыбок. Перерыв 10мин. Версии детей: раскрасим красками, гуашью и т.д. Самостоятельная деятельность детей
в море и отправляемся на берег. Заключительная часть – Что вам больше всего запомнилось в нашем подводном путешествии? – Давайте еще раз откроем сундучок. -Посмотрите, какие замечательные блокноты вам дарят дельфины в подарок, за оказанную вами помощь рыбкам. В них вы можете нарисовать свои впечатления о морском путешествии. – Но на первой страничке блокнота давайте нарисуем лесенку в 3 ступеньки, оценим себя, как мы сегодня помогли обитателям моря, какие добрые дела совершили. Поставьте себя на ту ступеньку лесенки, как вы себя оцениваете. Объясните, почему вы так себя оценили? Один из детей предлагает взять с собой сундучок. Ответы детей Самоанализ детей АНАЛИЗ НОД
Непосрпедственно – образовательная деятельность проводилась с детьми подготовительной группы. НОД состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых поэтапно выполнялись различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. В водной части была организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. Здесь был использован словесный метод ( беседа о нашей Родине – России, ее бескрайних просторах, о ее морях и реках). В игровой форме было предложено надеть маски и кислородные баллоны и спуститься на морское дно. Это стимулировало принятие элементов учебной задачи, создавало интерес, игровую мотивацию к содержанию занятия. Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. В этой части был применен проблемно- ситуационный метод ( крики дельфина о помощи). Дети четко сформулировали эту ситуацию, предложили свое участие в решении проблемы. В ходе решения проблемной ситуации дети в самостоятельно выполняли такие задания, как « Собери картинку морского животного или рыбы и расскажи о ней», работа с мнемотаблицами. В этих заданиях я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. В работе с детьми использовала вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и развитию речи детей. В заключительной части НОД дети решили проблемную ситуацию ( помогли рыбкам обрести цвет). Дети раскрашивали рыбок цветным песком ( нетрадиционное направление изобразительного искусства – рисование цветным песком. Так же, в заключительной части был проведен метод самоконтроля « Лесенка». Дети самостоятельно оценивали себя, поставив себя на определенную ступеньку лесенки, мотивируя свои действия тем, что у него получалось в ходе НОД, что хорошего он сделал во время занятия, что, может где-то не понял и т.д.
В подготовке НОД принимали участие родители воспитанников ( изготовляли акваланги, приносили игрушки морских животных, ракушки и т.д.) Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой. На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, подгрупповую, групповую. Методы: 1. Словесный ( беседы, вопросы к детям, уточнение, поощрение) 2. Наглядно – демонстрационный (показ видео, изображения морских животных, 3. Практический ( рисование песком) 4. Метод контроля. Я считаю, что выбранная мною форма организации НОД была достаточно эффективной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в НОД задачи были выполнены.

Конспект ННОД с детьми подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Подводный мир»

Анастасия Дмитриева
Конспект ННОД с детьми подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Подводный мир»

Конспект ННОД с детьми подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте на тему: «Подводный мир»

– Совершенствовать диалогическую речь детей,

– Уметь составлять рассказы на заданную тему.

-Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме – модели.

Развивающие:

развитие артикуляционного аппарата, крупной моторики.

– воспитывать доброе отношение к морским животным, рыбам.

Интеграция ОО: художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Оборудование: Картинки с изображением кита, морской звезды, краба, запись шума моря, корабля, тетради со схемами, схемы, смайлики.

«Ребята, какое время года у нас сейчас?»

Дети: поздняя осень.

В это время года у нас вода в реках и озерах замерзает.

Я вас сегодня приглашаю в путешествие на Черное море. Давайте посмотрим на карте. Где оно находится. Там температура до +18.

«Ну что же ребята, о

Как вы думаете, на чем туда можно добраться?

«Мы по морю пойдем на кораблях»

1 – й корабль «Капельки»

3 – й корабль «Парус»

(дети садятся за столы)

Вот мы с вами и на море.

-Сейчас посмотрим в воду и увидим кто там плывет. (воспитатель на доске размещает картинку кита)

Дети: «К нам плывет кит»

«- Давайте посчитаем, сколько слогов в слове кит».

Воспитатель: Правильно ребята.

А сейчас мы составим схему слова:

кит в бортовых журналах

Воспитатель: «Что означают эти цвета?»

Дети: синий – это согласный, а красный – гласный.

«Правильно, молодцы. Посмотрите, а это что за существа

«Морская звезда и краб»

Воспитатель: «Молодцы ребята, правильно»

(дети также разбирают слово краб)

А сейчас я приглашаю вас всех на палубу на физкультминутку.

Рыбка рыбке говорила,

“Чтобы быть здоровой, гладкой,

Будем делать мы зарядку.

Хлоп направо, хлоп налево,

Мы стройны, как королевы!

Будем хвостиком вилять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Два подскока, три хлопка,

Головою два кивка”.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

«Наше путешествие подходит к концу

Мы с вами уже схематично рисовали зверей на поляне. И по рисунку составляли рассказ. А сейчас, я вам предлагаю сделать рисунок на тему: «Обитатели моря». И также составим с вами небольшой рассказ по вашим рисункам.

(дети рисуют, составляют рассказ и рассказывают)

«Ну и вот наше путешествие заканчивается. Оцените, с каким настроением вы возвращаетесь домой смайликами. (Дети оценивают себя).

А сейчас давайте вспомним. Где мы были? Чем занимались?

Вы были замечательной командой, аккуратно заполняли бортовые журналы и смогли рассказать о том, что видели.

Я хочу вас наградить вот этими медалями.

«Звуковые шапочки». Картотека игр по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги. Ход: В игре принимают участие 2.

Конспект итогового занятия по ФЭМП, развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе «Счёт в пределах 20» Цель занятия: Обобщить знания, полученные в течение года. Задачи: – закреплять представления детей о числах и отношениях между ними в пределах.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с использованием песка «Подводный мир» Лексическая тема: «Подводный мир». Образовательная тема: звукобуквенный анализ и синтез, деление слов на слоги, работа с предложением. Цель:.

Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Скоро в школу» Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «СКОРО В ШКОЛУ» Подготовила и провела: Меркулова.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Посылка с сюрпризом от Деда Грамотея» Задачи: Определить уровень овладения детей звуковым анализом (определение последовательности звуков в словах, порядкового места звука в.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Животный мир полярных районов» Тема животный мир полярных районов. Цель: Развивать у дошкольников интерес к обучению грамоте. Задачи: развивать слуховое внимание, фонематический.

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы Задачи: -Формировать понятие о гласных звуках, привлечь внимание детей к их артикуляции, учить четко произносить гласные звуки. – Способствовать.

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе по теме «Звук [Р] и буква Р» МКОУ СОШ №2 г. п. Терек дошкольное отделение. Выпускная работа слушателя курса «Актуальные проблемы управления и деятельности дошкольного.

Занятие по развитию речи и обучению грамоте «Мебель» в старшей группе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития.

Читайте также:  ОптиМьюзик в работе логопеда
Ссылка на основную публикацию