Конспект НОД по ОО Речевое развитие по теме: Подводный мир – в поисках буквы Р

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» по теме: «Подводный мир – в поисках буквы Р»

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» по теме:

«Подводный мир – в поисках буквы Р»

  1. закрепить навык произношения звука [Р] в словах, фразах;
  2. упражнять в проведении звукового анализа слова, составлении слова по первому звуку (букве).
  • развивать мелкую и артикуляционную моторику, дыхание.
  • воспитывать у детей умение работать в команде.

Оборудование и материалы:

  • сундук, письмо, предметная картинка «корабль», 3 удочки, дидактическое пособие «Узнай по первым буквам», плакат с изображением морских обитателей, предметные картинки с изображением морских обитателей (морской конёк, акула, кит, дельфин, морская черепаха, морская звезда, медуза, осьминог, краб, наборы для составления звуковых схем слов (пенал); пластмассовые фигурки морских обитателей «Подводное царство».

Ход образовательной деятельности

Ребята, когда я зашла в свой кабинет, то обнаружила вот этот предмет. (Занавеска убирается.)

Вы знаете, что это за предмет? (Сундук).

Как вы думаете, как этот сундук попал в наш детский сад? (Ответы детей).

Может, мы заглянем в него и это узнаем?!

Но сначала давайте произнесём заветные слова:

Сундучок, Сундучок,
Приоткрой-ка свой бочок!

(Открывают сундук, в котором лежит письмо, читают его).

До…огие …ебята!
В нашем подводном ца…стве случилась беда: злая волшебница похитила нашу любимую букву. Веселье навсегда исчезло из нашего ца…ства, а вместе с ним исчезли и многие подводные обитатели. На наше ца…ство злая волшебница наложила заклятье, кото…ое снимется лишь в том случае, если я найду себе хо…оших и ве…ных д…узей, кото…ые смогут выполнить все её задания и снять заклятье. Пожалуйста, помогите мне ве…нуть нашу букву. Очень надеюсь на вашу помощь.
Ваша …усалочка.

Как вы думаете, какую букву похитила злая волшебница? (Букву Р).

Ребята, поможем Русалочке? (Ответы детей).

Вы готовы выполнить все задания волшебницы?

Не подведём Русалочку? (Ответы).

Характеристика звука. (Согласный, твердый, звонкий (дрожащий)).

Ребята, где живет Русалочка? (В воде).

Кто из вас умеет плавать?

Кто умеет нырять?

Как мы ныряем? (Показывают дети).

Дыхательная гимнастика «Дельфин плывёт»:

И.п.: ноги врозь, руки согнуты в локтях. 1 – вдох-выдох, наклониться вперёд, правым локтём коснуться левого колена; 2 – вдох-выдох, наклониться вперёд, левым локтём коснуться правого колена, и.п.

Ребята, сможем мы разговаривать под водой? (Нет).

Можем мы «улыбаться» под водой? (Упражнение «Улыбка»).

Как мы будем переговариваться с рыбками? (Упражнение «Клювик»).

Давайте надуем щёки как рыба-шар! (Надувают щёки).

Молодцы, команда готова!

Задание №1.

Злая волшебница хочет узнать, насколько хорошо вы знаете рыб, ведь вы должны стать настоящими друзьями Русалочки. Отвечайте полным предложением.

Чья голова у рыбы? (У рыбы рыбья голова).

Чьи жабры у рыбы? (У рыбы рыбьи жабры).

Чьё туловище у рыбы? (У рыбы рыбье туловище).

Чья чешуя у рыбы? (У рыбы рыбья чешуя).

Чей хвост у рыбы? (У рыбы рыбий хвост).

Чьё брюшко у рыбы? (У рыбы рыбье брюшко).

Чьи икринки у рыбы? (У рыбы рыбьи икринки).

Чьи кости у рыбы? (У рыбы рыбьи кости).

Молодцы, и с этим заданием вы справились!

Задание №2. «Рыбалка»

Нужно обязательно вернуть в подводное царство тех обитателей, в названии которых есть звук [Р]: морской конёк, акула, кит, дельфин, морская черепаха, морская звезда, медуза, осьминог, краб. (Дети берут удочки, встают на узкий мостик (дощечку) и «вылавливают» морских обитателей, определяют место звука в слове).

Задание №3.

Пособие «Отгадай по первым буквам». (Узнать, какое слово зашифровано: фартук, лук, аквариум, гриб; шапка, арбуз, рыба; репка, апельсин, дуб, утка, гриб, арбуз; гусь, ракета, удочка, шишка, арбуз).

«Четвёртый лишний»: флаг, шар, радуга, груша. (Лишний флаг, потому что в этом слове нет звука и буквы Р).

Ребята, может быть, это подсказка от самой Русалочки. Где же может быть спрятана буква Р? (Ответы детей).

Слово «флаг» вам ни о чём не говорит? (Корабль и другие ответы детей).

Верно, волшебница спрятала букву Р в корабле. Для того чтобы вернуть ее, вы должны справиться с последним заданием.

Задание №4.

Составить звуковую схему слова «Русалка». (Составление схемы слова детьми индивидуально).

Ребята, сегодня вы были настоящей командой, и стали верными и надёжными друзьями Русалочки. Такие друзья, как вы, никогда не оставят друга в беде. Вы помогли вернуть букву Р в подводное царство и, самое главное, вернули Русалочке её имя.

Ребята, что-то сундук тяжёлый. Давайте посмотрим, не осталось в нём чего-нибудь. (Дети обнаруживают «второе дно» в сундуке и находят письмо с подарком от Русалочки – пластмассовые фигурки «Морские обитатели»).

Я очень надеялась на вашу помощь, и вы не подвели меня!

К сожалению, рыбкам тяжело дышать на открытом воздухе, они дышат растворенным в воде кислородом. В благодарность за вашу помощь и доброту я дарю вам свои любимые игрушки, чтобы вы знали, что я всегда буду рядом с вами, в ваших сердцах, мои дорогие друзья!

Cергеева Анна Николаевна,
учитель-логопед

Открытое занятие по развитию речи «Звук [Р’]. Этот загадочный подводный мир» в подготовительной группе

Ольга Артемьева
Открытое занятие по развитию речи «Звук [Р’]. Этот загадочный подводный мир» в подготовительной группе

Тема: «Этот загадочный подводный мир!», звук Рь

-закрепление представления о букве Р и звуках Р-Рь, умения различать согласные звуки и буквы, согласные звуки по твердости –мягкости;

– развитие фонетико-фонематических процессов;

-активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов;

-совершенствование умений производить сложные виды звукового и слогового анализа, применять мыслительные операции к словесному материалу;

-изменять слоговой состав слов;

-совершенствование умения классифицировать лексический материал в соответствии с заданной установкой (звук, слог, схема);

-развитие диалогической речи, грамматического строя;

-обогащение опыта чтения;

-развитие памяти, мышления, воображения, тонкой моторики.

Возрастная группа: подготовительная

Предварительная работа:

Беседа о водном мире «Что такое подводное царство»; рассматривание иллюстраций в книгах, фотографий с изображением морских обитателей; чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина, произведений о подводном мире; разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир»; разучивание скороговорки «В озере – карп, а в море – краб», беседы о поездках детей к реке, морю; д/и «Кто где живет?», «Сложи картинку», «Узнай по описанию»,

Словарная работа: батискаф, акваланг, нарвал, угорь, гидрокостюм, иллюминатор

Материалы и оборудование: глобус; аудиозапись «Море»; пазл «Подводная лодка»; картинки обитателей моря; игрушка рыбка; картинки, а внизу название – фотоаппарат, видеокамера, кастрюля, ласты, маска, акваланг, солнцезащитные очки, гидрокостюм, чемодан; карточки с обозначением звуков р и рь и буквы Р; картинки со стихами про Р ; картинки-морской угорь, нарвал, тигровая акула, морская звезда; карточки со слогами: мор-ской у-горь, с буквами: Н-а-р-в-а-л; звуковые схемы разных слов, одна из которых подходит к слову нарвал; карточки со словами: кальма_, уго_, пузы_, мото_, яко_, _ыба, к_аб, дайве_, мо_е, тиг_овая акула; звуки р и рь-карточки по 10 штук; индивидальное задание: ко_абль, иллюминато_, мо_як, мо_ская че_епаха+звуки р и рь по 5 штук; сундучок, угощение; карточки со «словами»: бары, ремо, кушрака, руспа, бойпри, калод, алкарус, лакамба

Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке», Москва, Баласс, 2014;

В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада» Мозаика-Синтез Москва, 2013

«Энциклопедия животных для малышей» Росмен 2008

Картинки и загадки в сети Интернет.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины (берет глобус.) А вот наш помощник.

-Первый в мире космонавт Ю. Гагарин увидел нашу планету из космоса голубой. Объясните, почему Земля голубая? (ответы детей)

Воспитатель: Если на глобус Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть!

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться – Вода!

Если мы посмотрим с вами на глобус, какого он цвета? (Дети – Разноцветный).

Воспитатель: А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?

Дети: Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

Воспитатель: Что означает голубая краска на глобусе?

Дети: Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.

Воспитатель: Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер). Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети: Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

(включаю CD с записью звуков моря.)

Воспитатель: Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.

Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие на морское дно (подводная лодка, батиплан, подводные аппараты, батискаф, морские машины-иллюстрации)

Предлагаю сложить пазл-картинку и узнать на чем мы с вами отправимся в подводное путешествие (на подводной лодке).

Выберите предметы в названии которых есть звуки р и рь, которые мы возьмем с собой в подводное плавание (картинка,а внизу название- фотоаппарат, видеокамера, кастрюля, ласты, маска, акваланг, солнцезащитные очки, гидрокостюм, чемодан)

В картинках, которые мы выбрали встречаются звуки р и рь. Охарактеризуйте их.

(Р-согл, зв,тв и рь-согл, зв, мягк-воспитатель крепит картинки со звуками на доску)

Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх). Мы погрузились неглубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт рыба, похожая на змею. Надо собрать слово, чтобы узнать, что это за рыба (мор-ской у-горь) Показ картинки. Эта рыба-хищник. Обитает как в холодных морях, так и в теплых течениях разных океанов. Обитает угорь около берега и на небольшой глубине.

Воспитатель: Угорь перепутал слова. Давайте поможем ему разобраться в словесной путанице.

(Детям предлагаются карточки со «словами»: бары, ремо, кушрака, руспа, бойпри, калод, алкарус, лакамба)

Воспитатель: Ребята, морской угорь предлагает нам поиграть в игру «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [рь] в слове».(Слова: акваланг, рыбы, кит, лодка, море, водолаз, акула, нарвал, креветка, осьминог, плавник, черепаха, скат, камбала, рыболов, медуза, конек, угорь.)

Наша лодка у берегов Арктики. И к нам подплывает интересное животное. Это млекопитающее, кит со спиралевидным бивнем на голове. У меня было название этого животного, только, к сожалению, слово рассыпалось. Предлагаю вам сложить название этого кита. (Н-а-р-в-а-л)

Посмотрите, на картине изображен нарвал. Давайте послушаем, как звучит слово нарвал. Произнесем его. Сколько звуков в слове нарвал? Назовите их? Сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных? Как можем охарактеризовать звуки в этом слове? Давайте разделим слово на слоги хлопками. Какая из предложенных схем подойдет к этому слову?

Я вам сказала, что кит-это животное. Кто сможет сказать почему? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде).

Физкультминутка

Посмотри скорей вокруг! (Делают ладошку у лба «козырьком»)

Что ты видишь, милый друг (Приставляют пальцы колечками у глаз.)

Здесь прозрачная вода. (Разводят ладони в стороны)

Плывёт морской конёк сюда. (Волнообразные движения ладонями вперёд)

Вот медуза, вот кальмар. (Скрестить ладони рук, широко расставив пальцы в стороны.)

А вот это – рыба шар. (Соединить пальцы обеих рук в форме шара.)

А вот, расправив восемь ног, (Показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук.)

Гостей встречает осьминог.

Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему? Дети: Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нас догнала тигровая акула (иллюстрация). Акула нас с вами не пускает дальше путешествовать, пока мы не выполним задание.

У вас лежат карточки со словами. Вам нужно разбиться на пары и подобрать какой звук в слове встречается р или рь и разбить слово на слоги.

(Слова-кальмар, угорь, пузырь, мотор, краб, якорь, дайвер, рыба) + тигровая акула (слово для всех под картинкой с акулой)

А для Лолиты (ребенок с высоким уровнем освоения программы) отдельное задание: (6 слов)

Читайте также:  Автоматизация звука Р' - конспект интегрированного логопедического занятия

Как выдумаете, чем отличаются звуки Р и Рь? На письме они обозначаются буквой Р. (картинки со стихами про Р)

Букву Р писать не сложно

Справа к палочке осторожно

Нарисуем мы кружок

И получится флажок.

Как запомнить букву Р?

Каждый может, например,

Руку на бочок поставить

И друг другу Р представить.

Воспитатель: Мы выполнили задание. А теперь давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?

Дети: Нет. У человека нет жабр.

Воспитатель: Как же можно путешествовать по морскому дну?

Дети: Надеть акваланги, водолазные костюмы.

Воспитатель: Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво. Какие зелёные водоросли, сколько разных обитателей. А это кто? (показ игрушки рыбки)

Воспитатель: Рыбка предлагает нам с ней поиграть. Игра называется «Вопросы – ответы». Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)

Чья голова? (Это рыбья голова). Чей хвост? (Это рыбий хвост).Чьи жабры? (Это рыбьи жабры). Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко).Чьи плавники? (Это рыбьи плавники). Чьи кости? (Это рыбьи кости).Чья чешуя? (Это рыбья чешуя). Чьи икринки? (Это рыбьи икринки).Чьё туловище? (Это рыбье туловище). Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).

Игра «Без чего не бывает рыбы?»

Ребята, скажите, без чего не бывает рыбы? без головы (жабр, плавников, чешуи, глаз, рта)».

Воспитатель: Молодцы, отпустим рыбку плавать.

Мы спустились с вами на самое дно океана. Отгадайте, какого обитателя морского дна мы еще с вами встретили.

Ты уже, дружок, конечно,

Что-то слышал обо мне:

Я всегда пятиконечна

И живу на самом дне. (Морская звезда)

Звезды могут быть различных цветов и разных размеров. Тело морских звезд имеет, в зависимости от вида, от 5 до 40 рук. Если вы перевернете звезду на спину, вы сможете увидеть более 15000 трубок-ног. Эти ноги в конце имеют присоски, которые присасываются к поверхности, чтобы подняться или ползать по ней. Морская звезда – это живое существо. Лучики – это ноги с присосками, с помощью которых она передвигается. А еще она открывает ими раковины и питается. Морские звезды бывают красными, желтыми, синими, яркими.

Морская звезда тоже хочет с вами поиграть.

Игра «Живое слово»

Ребята, а живые слова вы видели? Хотите ими стать? Тогда играем (выбираем по желанию 4 детей и выстраиваем предложение из 4 слов: «Аквалангисты спустились на морское дно»). Дети называют по порядку свои слова и выстраивают предложение. Придумайте свое предложение со словом МОРЕ.

Назовите слова, связанные с морем,где есть звук Р или Рь. (карточки со звуками).Давайте вспомним, какой буквой они обозначаются на письме?

Вы справились со всеми заданиями, которые вам предложили морские обитатели. А теперь нам пора вернуться в группу. Закрываем глаза. Звучит шум прибоя (MP3запись)

Посмотрите, море подарило нам на память о путешествии сундук. С чем же он, давайте посмотрим (сюрпризный момент-угощение или игра на память).

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе с 6 до 7 лет «Подводный мир» Задачи: 1. Формировать умение выкладывать по схемам: подводную лодку и морских обитателей из конструктора ТИКО, «нетающие льдинки» В. В. Воскобовича,.

Конспект ННОД с детьми подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Подводный мир» Конспект ННОД с детьми подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте на тему: «Подводный мир» Задачи: Образовательные:.

Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Этот загадочный подводный мир» Программное содержание. Цель: Дать представление об обитателях подводного мира. Задачи. Обучающие: 1. Расширить знания детей о представителях.

Конспект занятия по развитию речи «Подводный мир» Развивающие задачи: Цель: – Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему. – Воспитывать умение,.

Открытое занятие по развитию речи «Маша идет в школу» в подготовительной группе Конспект занятия по «Развитию речи» в подготовительной к школе группе (6-7 лет) Тема: «Маша идет в школу» Доминирующая образовательная.

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну красивой речи» Цели: 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. 2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. 3. Упражнять.

Проект в подготовительной группе «Этот загадочный снег» «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму» Китайская пословица Актуальность: Издавна людей интересовали.

Проект «Этот загадочный мир — космос» Актуальность проекта: Космические приключения и путешествия на далёкие и неизвестные планеты Солнечной системы увлекают и захватывают всё.

Проектная деятельность в подготовительной группе «Этот загадочный космос» «Космос» Вид проекта: обучающий, информационный. Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели). Участники проекта: воспитатель, дети,.

Конспект занятия по лепке «Такой разнообразный и загадочный подводный мир» Занятие по лепке. Подводный мир. Цель:Расширить и обогатить кругозор детей о водных жителя, об их обзоре жизни. Задачи: Образовательная:Сформировать.

Конспект Развитие речи Подводный мир

Развивающие задачи:

Цель:

– Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему.

– Воспитывать умение, строить предложения по заданному количеству слов.

– Учить делить слова на слоги и на звуки.

– Побуждать детей, добывать информацию из любых доступных источников.

– Развитие творческих способностей

Предварительная работа. Вместе с детьми воспитатель рассматривает картинки с изображением животных морей и океанов [10] . Затем выясняет у детей, где и каких морских обитателей они видели, что знают об их повадках.

Материал к НОД : картинки морских животных (камбала, медуза, акула, дельфин, осьминог, рыба-еж, морская черепаха, рыба-лиса, касатка, морской окунь, кальмар, рыба-клоун, морская звезда, кит); энциклопедия; звуковая картинка «КИТ»; запись – шум моря.

ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

– Ребята, посмотрите какая у меня красивая книга, она не только красивая, но и очень интересная.

– Кто скажет, как называется эта книга?

– Правильно ребята – это энциклопедия, а для чего нужна эта книга?

– Конечно, ребята, в этой книге очень много полезной информации о животных, растениях, людях.

– А где можно еще найти информацию?

– Да, ребята, можно найти и в журналах, книгах, газетах. А в библиотеке мы можем найти информацию?

– Ребята, я почитала в энциклопедии интересные факты из жизни одной маленькой рыбки, которая, вы представляете, умеет летать.( показ) Рыбка эта – долгопер. Спасаясь от хищников, она выскакивает на поверхность, расправляет свои огромные грудные плавники и летит над поверхностью воды, развивая при этом скорость сравнимую со скоростью автомобиля по городу. Вот какую удивительную историю я прочла в энциклопедии.

Воспитатель предлагает детям создать на листах бумаги свой подводный мир (изображения должны быть условными, лишь бы дети могли «прочитать» то, что изобразили). Один ребенок, используя картинки, создает свой вариант подводного мира у доски. Затем он рассказывает о том, что ему удалось увидеть на морской глубине.

Педагог отмечает удачное начало рассказа или, наоборот, подсказывает, как выиграл бы рассказ, если ребенок начал бы его примерно так… (образец).

Воспитатель вызывает второго ребенка. Пока он работает, 3–4 ребенка рассказывают о своих картинах.

Если останется время, можно предложить детям задания на смекалку (упражнение «Что лишнее?»):

– треска, селедка, спиннинг, окунь;

– пескарь, щука, плотвичка, краб.

Молодцы, много знаете морских обитателей.

Игра «Море волнуется»

Друзья, послушай еще об одном обитателе подводного мира:

*Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъемный,

Вес его до сотни тонн,

Крошка рядом с ним и слон!

Он плывет – вода «кипит»!

Угадай, кто это – … (Кит)

Друзья, а вы знаете что, синий кит – самое крупное млекопитающее на Земле, он длинной как 4 автобуса, а весит как 30 слонов.

Посмотрите, на картине изображен кит. Давайте послушаем как звучит слово кит. Произнесем его.

А сколько звуков в слове кит? Назовите их? Первый- К , второй – И , третий – Т .Получилось слово – КИТ.

Сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных?

Друзья, давайте придумаем предложение со словом КИТ. Сначала пусть будет в предложении два слова, затем три слова.

Игра «Живое слово»

Друзья, а живые слова вы видели? А хотите ими стать? Тогда играем.(выбираем по желанию 4 детей и выстраиваем предложение из 4 слов: «Кит плавает очень быстро». Дети называют по порядку свои слова и выстраивают предложение.)

Ребята, вы согласны с обитателями подводного мира, что надо жить и дружить, беречь и защищать нашу Землю?

Ребята, когда вы сегодня придете домой не забудьте рассказать о вашем путешествии родителям.

Портал педагога

Автор: Иванова Лариса Никоноровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ дс “Родничок”
Населённый пункт: п.Мокроус, Саратовская область
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
Тема: “Подводный мир”
Дата публикации: 14.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД
Тема: «Подводный мир» Подготовительная группа Воспитатель: Иванова Л.Н. Р.п.Мокроус д/с «Родничок» 2015 г.
Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы. Возрастная группа: подготовительная. Тема ( в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Мой город, моя страна, моя планета». Тема НОД: «Подводный мир». Цель: Создать условия для закрепления представлений о морских обитателях и морской фауне нашей страны. Задачи: Образовательные: Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях. Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность речи. Развивающие: Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме « Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику; развивать общую и мелкую моторики; развивать ловкость, координацию движений; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение. Воспитательные: воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны, повышать интерес к познанию ее законно; реально участвовать в деятельности по охране природы; формировать умение работать и играть в коллективе. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности. Предварительная работа: Рассказ воспитателя о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде( растения, животные). Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателях, плакатов из альбомов « Мир природы», чтение « Морских сказок» С. Сахарова, разучивание физминутки, пальчиковой гимнастики. Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире. Ход занятия

Деятельность воспитателя
Вводная часть – Ребята, посмотрите какие ракушки мне прислали друзья с Черного моря. А кто из вас был на море? На каком? А какие еще моря нашей страны вы знаете? Давайте посмотрим на карту нашей Родины – России. Посмотрите, какая огромная наша страна – самая большая в мире. С севера ее омывают такие моря как Белое море, Карское море, Баренцево море и др., а с юга – Черное море, Каспийское, Азовское. – Эта ракушка прислана мне в подарок с Черного моря. Вы наверное слышали такое выражение, что если приложить ракушку к уху, то услышите шум моря. Возьмите по ракушке и послушаем шум моря. Звучит шум моря -Как вы думаете, где мы можем слышать такие звуки? -А какие еще звуки слышны на берегу моря? – А вы хотите узнать о жизни морских рыб и животных? Что для этого нужно? – А чтобы погрузиться в морские глубины нам нужны какие то приспособления. Выберите из карточек те предметы, которые нам нужны и объясните для чего они нам потребуются. – Надеваем маски и акваланги и погружаемся на морское дно. Основная часть Показ небольшого видео о морских обитателях, сопровождающийся
Деятельность детей
Дети рассматривают ракушки Дети рассматривают карту Прикладывают ракушки к уху, слушая шум моря На берегу моря Крики чаек, шуршание гальки Нужно опуститься в морские глубины Дети выбирают из карточек подводную лодку, батискаф, подводную маску, трубку, ласты, акваланг и объясняют их предназначение Надевают маски и акваланги и имитируют движения пловцов подводников
комментариями воспитателя – А каких еще морских обитателей вы видите в морских глубинах? – Присядем на дно морское и расскажем, что же мы знаем о морских рыбах и животных. Вновь включается монитор. Звучит тревожный крик дельфина. -Ребята, а кто это кричит? – Как вы думаете, какие это звуки – радостные или тревожные? Почему? – Что же нам делать? Плывем дальше, подплываем к месту где нет ни одной рыбки. – Вы ничего не замечаете? – Как вы думаете, что же могло произойти? – Вы хотите выяснить что же случилось и где же все рыбы? – Давайте поплывем и поищем рыбок. Воспитатель читает задания: Одна половина детей работает парами с разрезными картинками. По выполнению работы рассказывают о собранных рыбах. Вторая половина ( по 2 человека) составляют рассказы по 3 детей читают стихи о рыбах Ответы детей: – Я вижу в морских глубинах….акулу… Предполагаемые ответы: они плавают в воде, имеют разные формы тела, тело покрыто чешуей, дышат жабрами и т.д. Дельфины Тревожные, наверное что то произошло, что то случилось. Давайте поплывем дальше и узнаем, что же произошло. Здесь нет ни одной рыбки и ни одного морского животного Предполагаемые ответы детей: произошел сильный шторм, и рыбы покинули это место; рыбаки выловили всю рыбу; произошла авария на корабле, перевозившем нефть и т.д Да Ребенок находит сундучок. Открываем, в нем ракушка с заданиями Выполнение работы детьми
мнемотаблицам о морских животных. – Ребята, мы выполнили задание, но ничего не изменилось, рыбки не появились. Где же еще можем найти их? Посмотрите, какая большая волна, может под нею они спрятались. Опустим руки поглубже в воду, что мы чувствуем? – Что же с ними случилось? -Как вы думаете, почему? _ Хотели ли вы им помочь? – Я вижу небольшой грот ( а вы знаете что такое грот?) – Давайте поплывем туда, там есть воздух, мы можем снять маски и немного передохнуть, а затем поможем рыбкам обрести цвет. – как вы думаете, как же мы поможем рыбкам? – Да, но раскрашивать будем не красками, а цветным песком. Объяснение воспитателем методики раскрашивания цветным песком. – Но перед работой разомнем пальчики. Пальчиковая гимнастика. Помощь и подсказки воспитателя в ходе выполнения работы детьми. По окончании работы: – Полюбуемся своими рыбками. Надеваем маски, акваланги, выплываем из грота, опускаем рыбок Дети опускают руки и нащупывают песок, а в песке- рыбки. Они стали бесцветными Версии детей Да. Дети берут по рыбке и плывем к гроту. Подплываем, снимаем маски, положили своих рыбок. Перерыв 10мин. Версии детей: раскрасим красками, гуашью и т.д. Самостоятельная деятельность детей
в море и отправляемся на берег. Заключительная часть – Что вам больше всего запомнилось в нашем подводном путешествии? – Давайте еще раз откроем сундучок. -Посмотрите, какие замечательные блокноты вам дарят дельфины в подарок, за оказанную вами помощь рыбкам. В них вы можете нарисовать свои впечатления о морском путешествии. – Но на первой страничке блокнота давайте нарисуем лесенку в 3 ступеньки, оценим себя, как мы сегодня помогли обитателям моря, какие добрые дела совершили. Поставьте себя на ту ступеньку лесенки, как вы себя оцениваете. Объясните, почему вы так себя оценили? Один из детей предлагает взять с собой сундучок. Ответы детей Самоанализ детей АНАЛИЗ НОД
Непосрпедственно – образовательная деятельность проводилась с детьми подготовительной группы. НОД состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых поэтапно выполнялись различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. В водной части была организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. Здесь был использован словесный метод ( беседа о нашей Родине – России, ее бескрайних просторах, о ее морях и реках). В игровой форме было предложено надеть маски и кислородные баллоны и спуститься на морское дно. Это стимулировало принятие элементов учебной задачи, создавало интерес, игровую мотивацию к содержанию занятия. Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. В этой части был применен проблемно- ситуационный метод ( крики дельфина о помощи). Дети четко сформулировали эту ситуацию, предложили свое участие в решении проблемы. В ходе решения проблемной ситуации дети в самостоятельно выполняли такие задания, как « Собери картинку морского животного или рыбы и расскажи о ней», работа с мнемотаблицами. В этих заданиях я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. В работе с детьми использовала вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и развитию речи детей. В заключительной части НОД дети решили проблемную ситуацию ( помогли рыбкам обрести цвет). Дети раскрашивали рыбок цветным песком ( нетрадиционное направление изобразительного искусства – рисование цветным песком. Так же, в заключительной части был проведен метод самоконтроля « Лесенка». Дети самостоятельно оценивали себя, поставив себя на определенную ступеньку лесенки, мотивируя свои действия тем, что у него получалось в ходе НОД, что хорошего он сделал во время занятия, что, может где-то не понял и т.д.
В подготовке НОД принимали участие родители воспитанников ( изготовляли акваланги, приносили игрушки морских животных, ракушки и т.д.) Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой. На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, подгрупповую, групповую. Методы: 1. Словесный ( беседы, вопросы к детям, уточнение, поощрение) 2. Наглядно – демонстрационный (показ видео, изображения морских животных, 3. Практический ( рисование песком) 4. Метод контроля. Я считаю, что выбранная мною форма организации НОД была достаточно эффективной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в НОД задачи были выполнены.

Читайте также:  Использование игровых моментов и элементов сказки в работе логопеда

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.

Нарусон Наталья Павловна , воспитатель
Красноярский край, г. Канск

Цель Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память. Задачи 1. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы 2. Закрепить и обобщить знание детей об антонимах. 3. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

«Путешествие в Речландию»

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.

Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;

Закрепить и обобщить знание детей об антонимах.

Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;

Создавать положительный эмоциональный фон.

Словарная работа: фантазия, терем, цвет лиловый, золотой, багряный.

Материалы и оборудование: Видео полет воздушного шара, аудиозапись отрывка стих И.Бунина «Листопад», муз. воспроизведение песни «От улыбки», плакат города Красивой Речи.

Дети входят, встают в круг, берутся за руки и выполняют действия под приветствие:

Мы с тобой подружимся,

А потом покружимся,

Снова за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Молодцы! Вы дружные ребята?

Воспитатель: Таких дружных ребят ждет сегодня необычное путешествие.Ребята вы любите путешествовать?

Воспитатель: — А куда бы вам хотелось отправиться? Ответы детей

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в Речландию. Попадая в него, дети меняются. Злые становятся наоборот добрыми, грустные — радостными, голодные-сытыми, драчливые-дружными, неряшливые-аккуратными, невоспитанные-воспитанными (дети помогают, говорят антонимы)

Воспитатель: Вы хотите измениться?

Воспитатель: Но, ребята, город стал заколдованным после того, как его жители разучились правильно и красиво говорить. И чтобы его расколдовать, нужно показать, правильность и красоту нашей речи.

Ребята, поможем Речландии и его жителям?

Воспитатель: Тогда в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

-А что такое фантазия? – ответы детей (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле).

— Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

Все вместе: 1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

Основная часть – Итак, отправляемся в Речландию. А полетим мы с вами на воздушном шаре (видео). Вот он какой, посмотрите на экран.

— Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, заводы, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха

Открываем глазки и повторяем за мной:

— Ши-Ши-Ши – выше крыши

Воспитатель: — Вот мы и прибыли (дети повернулись и увидели ворота, а на них большой замок). Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок». Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)

И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)

— Замок, мы открыли, молодцы!

-Ой, ребята, а здесь столб! Что же написано на нем? Сейчас прочитаем.

«Город Красивой речи заколдован. Чтобы его расколдовать, нужно ответить на все вопросы, которые спрятаны в замочках».

Воспитатель: Ребята, поможем расколдовать город? – Да!

Открываем замочек №1 (один ребенок) и слышим аудиозапись с голосом

Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.

Воспитатель: — Ребята, куда мы попали? О чем говорится в этом стихотворении?

Дети: — В этом стихотворении говорится про лес (полный ответ).

Воспитатель: — Лес какой? Какие слова говорят об этом?

Дети: — Лес точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.

— Березы желтою резьбой (Листья на березах желтые)

Воспитатель: Что такое терем?

Дети: Отдельная комната вверху здания или отдельно построенный дом в виде башни.

Воспитатель: желтый цвет все знаем. Золотой цвет- это какой цвет?

Ответы детей: золотой, т.е. ярко-желтый цвет, листья как золото.

Воспитатель: Багряный цвет- это ярко красный (показывает этот цвет). А вот лиловый цвет сейчас посмотрим.

Воспитатель показывает лиловый цвет: смешивает в банке с водой розовый и голубой цвета.

Воспитатель: Молодцы! А про какое время года говорится в стихотворении?

Дети: В стихотворении говорится об осени.

Воспитатель: — Хорошо, первый замочек мы открыли, замочек №2

замочек №2 (отрывает другой ребенок)

2.Замочек: Помогает нам пройти через этот лес, нужно дополнить предложения.

Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, какие, назовите их? (ель, сосна, осина, клен, береза, дуб). Также в лесу живут различные дикие животные, назовите их? (полный ответ). – В лесу живут волк, заяц, лось, косуля, медведь, лиса. Птицы живут? Какие? – Дятел, сорока, сова, кукушка. Что еще растет в лесу? (Ягоды, грибы, кустарники).

Воспитатель: (встают). Ребята, покажите какие высокие деревья в лесу (дети поднимают руки вверх и тянуться на носочках). Деревья высокие. Вдруг подул ветер и закачались наши деревья (наклоны вправо, влево).

— Молодцы! Мы открыли это замочек!

В Речландии нужно чётко и ясно говорить. И сейчас мы с вами потренируемся, будем четко и ясно проговаривать все звуки Ж

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно

Воспитатель: А сейчас мы отдохнем – физминутку проведем.— Смотрите на меня и повторяйте движения за мной— Повторим еще раз, теперь запоминайте движения.Ветер подул (губы в трубочку — дуем)Листья зашуршали (трут ладошки)Ежик уснул (складывают руки под голову)Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу)Птицы полетели……………………(машут ладошками)

— Запомнили? А теперь я говорю, а вы показываете…Ветер подул, ежик уснул и т.д.

Садятся на ковер.4.Замочек:

«Назови признаки» — В Речландии живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:

Читайте также:  Дидактическая игра 'Веселый паровозик'

— Матрешка из дерева…деревянная

-Сумка из кожи…кожаная

— Если ручка сделана из пластмассы, то…пластмассовая

-мальчик с широкими плечами-…широкоплечий

-Дом из кирпича…кирпичный

-Блюдце из фарфора…фарфоровое

5.Замочек: Ну вот вы и в Речландии , чтобы город окончательно расколдовать, поделитесь своей улыбкой (наклеиваем улыбки на картинку с городом) – музыка от улыбки станет всем светлей

Итог: Речландия расколдована. Молодцы ребята!

Воспитатель: Жители города говорят вам «Спасибо» и передают сладкий привет (корзинка с конфетами).

-А нам пора отправляться домой. Закрываем глаза и представляем себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

-Вот и прибыли мы в детский сад.

Воспитатель: Скажите, какими вы стали после этого путешествия? Стали добрее? Сильнее? Увереннее?

Дети: Добрыми, радостными, дружными, аккуратными, воспитанными.

Воспитатель: А как, вы себя чувствовали в сказочной стране?

А что больше всего понравилось? Какое задание больше всего?

— Что было особенно трудно? Дети: (ответы).

Конспект НОД по ОО Речевое развитие по теме: Подводный мир – в поисках буквы Р

  • > Главная
  • > Получить Свидетельство
  • > Конкурсы
  • > Олимпиады
  • > Публикации
  • > Оплата

“История Нового Года”

№ 109 Конспект НОД по развитию речи “В гостях у золотой рыбки”

Конспект НОД «В гостях у золотой рыбки» (средняя группа)

Области: «Коммуникация» (развитие речи), «Художественная литература», «Познание» (природный мир).

Цели и задачи:

Познакомить с отрывком из «Сказки о золотой рыбке» А.С Пушкина, объяснить значение слов «невод», «чешуя»; развивать связную речь, чувство рифмы, активизировать словарь детей по темам «Море», «Небо», учить детей составлять предложения на заданную тему: «Чтобы я попросил у золотой рыбки» и др.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия:

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель : Ребята, прислушайтесь! (звучит шум морского прибоя). Что за шум? Это море шумит. Как называется наше море? Балтийское море. Давайте представим, что мы вышли из детского сада и пришли на берег моря. Над головой у нас голубое небо с облаками, под ногами золотистый песок, а впереди – море. Как красиво вокруг!

А сколько слов можно найти, если присмотреться и подумать. Ведь слова можно найти везде.

Я слова найду везде –

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Сыграем в слово!

Дидактическое упражнение «Найди слова»

Найдите слова на небе.

(Облака, птицы, ветер, тучи, самолет, луна, молния, солнце)

Найдите слова в море.

(Вода, волна, рыба, водоросли, шторм, краб, дельфин, медуза, корабль)

Воспитатель : В море живет много самых разных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Рыбаки их ловят, а мы покупаем, готовим и едим. Это сельдь, ставрида, камбала, скумбрия, лещ и многие другие. Есть опасные рыбы. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат. Рыбаки их не ловят, ведь встреча с такими рыбами очень неприятна.

У всех рыб есть хвост. Он служит их рулем. Еще у рыб есть плавники. Как вы думаете для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет. Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать. Конечно же у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза? Тело рыб покрыто пластинками – чешуей.

Ребят, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Если это рыбка – у нее улыбка.

Если это рыбочка – у нее … (улыбочка)

Если это рыба – у нее … (улыба)

Если это рыбина – у неё … (улыбина).

Если эта рыбища – у нее … (улыбища).

Воспитатель: Ребята, вы представляете еще в море живет удивительная рыба, которая может говорить человеческим голосом и исполнять желания. О такой рыбки написал сказку Александр Сергеевич Пушкин. Эта сказка так и называется «Сказка о золотой рыбке». Прежде чем мы прослушаем отрывок из этой сказки, в которой рассказывается о том, как старик забросил в море невод – такую большую рыбацкую сеть для ловли рыбы, и в этот невод попала золотая рыбка, давайте немножко поиграем.

Физкультминутка «РЫБКА»

Рыбка плавает в водице,

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбке весело играть.

(хлопают в ладоши)

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка спинку изогнула,

(Руки над головой, прогибаемся в спине)

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Чтение отрывка из «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».

Вопросы по прочитанному отрывку.

Воспитатель : Ребята, а давайте немножко пофантазируем. А что было бы, если бы нам золотая рыбка предложила исполнить наши желания? О чем вы попросили рыбку? Подумайте! Вот я бы попросила у рыбки, чтобы мои детки в группе никогда не ссорились и жили дружно.

Проводится дидактическая игра «Чтобы я попросил у золотой рыбки»

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Во всех странах и в любой группе общества есть дети-инвалиды, их число, к сожалению, продолжает увеличиваться. Дети с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими имеют право получать полноценное образование и развиваться.
Отрадно, что в последнее время благодаря новым установкам государства изменены подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: дети-инвалиды в настоящее время могут обучаться в специальных (коррекционных) образовательных организациях, на дому, инклюзивно (вместе со своими здоровыми сверстниками), а также могут получать дистанционное образование.
Дистанционное обучение – это вид обучения, позволяющее каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья найти оптимальный для себя способ получения образования и успешной адаптации в жизни. В настоящее время дистанционное образование нередко называют одной из самых современных форм получения знаний и оно приобретает все большую популярность. При этом под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Дети с ограниченными возможностями здоровья успешно пользуются компьютерными технологиями, а иногда не только не уступают, но и даже превосходят своих сверстников. Как показывает практика, дистанционное обучение стимулирует интеллектуальную деятельность детей с ОВЗ, развивает оперативную память, логику, устойчивое внимание. Работа за персональным компьютером положительно сказывается на развитии у данной категории детей пространственной ориентации: работа с курсором, ориентирование на клавиатуре, управление мышкой. Важно отметить, что дистанционное обучение, основанное на получении «знаний – умений – навыков», превратится в период обучения из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся. В этих условиях важным является то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья находил оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
Дистанционное обучение не позволит ребенку с ОВЗ пойти привычным для этой группы детей способом – списать бездумно у соседа, ему нужно самостоятельно принимать решения, самому справляться с поставленными задачами. Это в свою очередь положительно влияет на мыслительные операции ребенка, он сам анализирует задания, свои подходы в решении задач.
На первых дистанционных уроках дети-инвалиды могут отвлекаться от объяснения учителя, недопонимать его инструкции, им трудно на расстоянии подчиниться правилам дисциплины, поначалу не все способны к длительным интеллектуальным нагрузкам, могут отказаться от предложенных заданий, отключиться от сети. Поэтому очень важно на первых занятиях найти контакт с каждым ребенком индивидуально, изучить его психологическую характеристику.
Работая регулярно с компьютером, дети с ОВЗ начинают хорошо ориентироваться на клавиатуре, на мониторе. Более старшие дети с нормальным интеллектом могут сами моделировать изучаемые объекты при помощи компьютерных программ, они осознают свою значимость, необходимость и из пассивных переходят в разряд активных участников образовательного процесса.
Обучая ребенка-инвалида, учителям-предметникам необходимо тесно сотрудничать со специалистами: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Специалисты проводят коррекционные индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ. В ходе индивидуальных занятий специалисты развивают познавательные процессы, исправляют речевые недостатки, восполняют пробелы в школьных знаниях у детей с ОВЗ.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося дистанционно – это особенная проб­лема. Семейное консультирование иногда становится единственным способом включения ребёнка в учебную деятельность, повышения его мотивации. Особенности работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья требуют от педагогов специальных знаний и профессиональных консультационных умений.
Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, следующие:
– психологическая поддержка родителей в приобретении ими знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка;
– консультирование родителей и других членов семьи по скайпу о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации.
Со стороны классного руководителя и предметников должна быть установлена тесная связь с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, через электронный дневник. Учителям и родителям необходимо взять под контроль выполнение детьми домашних заданий, оказывать им направляющую помощь при подготовке уроков. Не нужно требовать от детей того, чего они еще не умеют.
Учителям и родителям нужно похвалить ребенка за малейшее достижение в учебной деятельности и в поведении, чтобы ребенок чувствовал себя успешным, чтобы у него было желание учиться, оказывать ребенку эмоциональную поддержку, не усугублять сложившуюся ситуацию, проявлять внимание к проб­лемам ребенка. Не нужно разговаривать с ребенком-инвалидом на повышенных тонах, быть с ним очень требовательным. Главное – необходимо оценить возможности ребенка и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится.
Целью психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, обучающихся дистанционно, является обеспечение условий для оптимального развития и успешной интеграции их в социуме, помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.
Педагоги, консультирующие родителей, должны сообщить им, что трудности в обучении детей с ОВЗ не всегда являются результатом нерадивости или лени ребенка, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены совместно. Как можно раньше нужно начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка с ОВЗ.
Таким образом, дистанционное обу­чение детей с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны учителей и специалистов разного профиля.

О.А. БАЖАНОВА,
учитель-дефектолог Республиканского центра дистанционного образования
детей-инвалидов на дому (с. Дуван Дуванского района)

Ссылка на основную публикацию