Конспект по развитию речи: Магазины города, речевой этикет

Урок устной речи по теме « Магазин».

Государственное бюджетное образовательное учреждение Псковской области “Центр специального образования №1” структурное подразделение: Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 1

Учитель: Корнышова Ольга Валерьевна, 2016г, г. Псков

Урок устной речи во 2 классе.
Тема: « Магазин».

Цель: обогатить речь учащихся новыми словами и выражениями.
Задачи: – активизация и обогащение словаря учащихся;
– развивать устную речь учащихся;
– учить составлению предложения с помощью новых слов;
– формировать навыки адекватного поведения в бытовой ситуации по
теме урока.
Оборудование: карточки со словами, сюжетные картинки, игра «лото».
Словарь: магазин, продавец, покупатель, покупки, товар, прилавок.

ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, я рада вас видеть.
Давайте начнём наше занятие с приветствия.
-Доброе утро, Лёня! и т.д. по кругу.
– Доброе утро всем!
2. Артикуляционная гимнастика.
– На этом уроке нам придётся много говорить, поэтому наш язычок должен хорошо работать, проведём гимнастику:
Упражнение «Улыбка» (зубы сомкнуты, губы в улыбке, верхние и нижние резцы видны).
Улыбаться широко
Очень просто и легко:
Как лягушка,
Тянем к ушкам
Губы. Улыбаемся.
Поучается отлично!
Молодцы! Стараемся!
Упражнение «Блинчик» ( рот открыт, губы в улыбке, широкий передний край языка положить на нижнюю губу, боковые края языка касаются уголков рта).
Язычок свой разминаем
Чтобы он подвижным стал
Повторим – ка мы зарядку
Все сделав по порядку!
Пя – пя – пя
Ня – ня – ня
Язык лопатка у тебя!
На лопатку и на блинчик
Наш язык сейчас похож,
Он послушен и прилежен
И поэтому хорош!
Упражнение «Иголочка» ( рот открыт, узкий язык высунуть изо рта).
Расслабляться надоело!
Напряжёмся до предела!
Язычок теперь – «иголка».
Хоть и острый, но не колкий!
А теперь без сожаленья
Чередуем упражненья:
«Блинчик» – острая «иголка» –
Расслабленье – напряженье.

3. Введение в тему урока.
Послушайте стихотворение и скажите про что оно:
– Наш дворец для всех открыт! –
Продавщица говорит.-
Он наполнен чудесами,
Вы на них взгляните сами.
Посмотрите на витрины:
Тут и звери и машины,
Тут и куклы в в платьях модных –
Выбирайте что угодно!

– О чём это стихотворение? (о магазине). Правильно, молодцы. Первое слово, которое мы сегодня с вами запомним – магазин. (вывешивается на доску)
– Попробуйте догадаться, кто спрятался за этими строчками: «Он стоит за прилавком в магазине в белом фартуке». (продавец) – вывешивается слово.
-Какие слова вам помогли догадаться?
– Что необходимо продавцу? (фартук, колпак, весы и касса). Зачем продавцу нужен фартук?
– Где располагается товар в магазине? (на прилавке) – вывешивается слово.
– А как называют человека, который приходит в магазин за покупками? (покупатель) – вывешивается слово.
– Товар, который мы с вами покупаем – называется покупки – вывешивается слово.
– А теперь, давайте поиграем:
Скороговорка:
1 ряд: «Расскажите про покупки.»
2 ряд: «Про какие про покупки?»
Все вместе: «Про покупки, про покупки, про покупочки мои!»

– Посмотрите внимательно на картинки, какие отделы или магазины бывают? (молочный, овощной, мясной, спортивный, обувной, цветочный, хлебный и др.).- вывешиваются карточки под картинками.
– Как мы узнаём, что это за отдел? (по товару, который находится на прилавке).
– Ребята, как вы думаете называется магазин, где есть и хлеб и молоко и мясо и колбаса? (продуктовый) – вывешивается слово.
– Посмотрите на картинку у доски (обувной магазин). В каком магазине работает продавец? (В обувном).
– Почему вы так решили? (Потому что на полках стоит много обуви).
-Рассмотрите картинку и скажите, что держит в руках продавец? (Один сапог).
– Есть ли ещё на полке сапоги? Какую ещё обувь вы видите в магазине?
– Как называется человек, который продаёт обувь? (продавец обувного отдела).
– Как называется человек, покупающий обувь в обувном магазине? (покупатель).

– Рассмотрите вторую картинку и расскажите, что вы на ней видите?
(беседа по картинке – спортивный магазин).
– Покажите на остальных картинках, где здесь продавец, а где покупатели.

-Послушайте стихотворения и отгадайте, про какой магазин в нём говорится.

В магазин везут продукты,
Но не овощи, не фрукты.
Сыр, сметану и творог.
Глазированный сырок.
Привезли издалека
Три бидона молока. (молочный)

У метро – стеклянный дом.
Покупаем в доме том
Помидоры и капусту,
Лук и перец очень вкусный. (овощной)

Надо хлеба нам купить
Иль подарок подарить –
Сумку мы с собой берём
И на улицу идём.
Мы проходим вдоль витрин
И заходим в магазин. (хлебный)

– Хотели бы вы ещё побывать в магазине? Давайте организуем магазин у нас в классе. Нам решили помочь и разложили все товары на прилавке. Посмотрите, правильно ли разложены товары ( + карточки со словами: овощной, спортивный, молочный, игрушечный).
(Дети распределяют товар по отделам, сопровождая свои действия объяснениями).
-Я думаю, что молоко продаётся в молочном отделе и т.д.
– Молодцы! Вы замечательно справились.

Игра «Волшебный мешочек» – в мешочке товары из разных отделов магазина. Дети на ощупь должны определить что это за товар и к какому отделу он относится.

– А теперь для закрепления поиграем в игру «Лото». Я раздам вам карточки с разными отделами магазинов. Посмотрите на картинки товаров и скажите, какой отдел магазина у вас?
– А теперь я буду называть товар, а вы должны разложить его у себя в отделе, проговаривая. (Молоко должно находиться в молочном отделе и т.п.).

– А помните ли вы как нужно вести себя в магазине? (Дети отвечают)
– Давайте составим словарик обращений к продавцу, чтобы использовать их на следующем уроке (дети воспроизводят обращения, учитель записывает их на доске с помощью условно-графических изображений).

-Обратитесь в молочный отдел за пакетом молока. Лёня сыграет роль продавца, а я – покупателя.
Покупатель: Здравствуйте, дайте, пожалуйста, пакет молока.
Продавец: Пожалуйста, возьмите.
Покупатель: Спасибо.

– Как вы думаете, сначала нужно выпустить людей из магазина, а затем входить самим или сначала входим мы, а затем выходят из магазина? (сначала пропускают выходящих из магазина, затем входят в него).

– И вот наше последнее задание на этом уроке.
(Детям раздаются сюжетные картинки, необходимо сложить их в порядке очерёдности. Затем один ребёнок выкладывает их у доски – проговаривая, остальные дети проверяют).

Итог урока.
– Давайте повторим, с какими словами мы с вами сегодня познакомились. (зачитываются слова на доске и спрашивается что это такое).
Оценивание учащихся : хорошо, очень хорошо, отлично.

Занятие по развитию речи с детьми старшей группы на тему: «Речевой этикет»

  • Сценарии праздников (13)
  • Конспекты открытых занятий (14)
  • Игровая технология (3)
  • Здоровьесберегающая технология (6)
  • Опытно-экспериментальная деятельность (6)
  • Проектная деятельность (8)
  • Мастер- классы (2)
  • Правовое воспитание (18)
  • Кружок “Юный интеллектуал” (1)

Занятие по развитию речи с детьми старшей группы на тему: «Речевой этикет»

Цель: Формирование навыков речевого этикета (употребление формул приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности)

Задачи

Образовательные :

. Учить детей употреблять различные формулы этикетных выражений.

  • Знакомить детей с правилами культурного поведения.
  • Формировать навыки вежливого, доброжелательного обращения.

Развивающие:

  • Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Воспитательные:

  • Воспитывать скромность, умение соблюдать речевой этикет.

Актуальность

Речевой этикет это правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами, в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения (Н.И. Формановская).

Культурно-речевое воспитание детей -дело большой социальной значимости. Как писал известный ученый А.М.Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить. там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного обладания разносторонними коммуникативными умениями.

В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, прощание, благодарность и другие. Знакомя детей с правилами речевого этикета, важно помочь им понять необходимость культуры речевого общения, познакомить их с миром “волшебных” слов, различными вариантами этикетных форм, развивать умения отбирать языковые средства в зависимости от участников и ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить), воспитывать желание быть культурным, вежливым человеком.

Соблюдение речевого этикета помогает ребёнку строить свое общение со сверстниками и взрослыми людьми.

Уже в дошкольном детстве можно сформировать привычку к определенным нормам речевого поведения, позволяющим воспитать личность человека. Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку. Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др.

Задача педагога – расширить и углубить эти знания, создать возможности для их использования

Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.

Проблема:

Бедный словарь формул речевого этикета.

Предварительная работа:

-Чтение художественной литературы: В. Осеева «Просто старушка», «Плохо»; В.Степанов «Уроки вежливости»,С.Маршак «Урок вежливости»; В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»;Благинина «Добрые слова»; Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей».

-Рассматривание плаката: «Хорошие манеры для малышей».

-Беседа о речевом этикете.

Демонстрационный материал:

-Иллюстрации к сказкам : «Морозко»; «Лиса и журавль»;

-сундук; книга; шапочки гномов, петушка и птички; мяч.

Виды детской деятельности:

Словарь активный: Здравствуйте; Рад вас видеть; Приветствую вас; Добрый день; Позвольте; Благодарю; Спасибо; Пожалуйста; До свидания; Всего доброго; Извините.

Словарь пассивный: бескультурье, брань

Воспитатель: ребята, сегодня к нам в нашу группу пришли гости.

Давайте с ними поздороваемся.

Ребёнок 1:

В зале здесь у нас сидят.

Строго так на всех глядят.

Ребёнок 2:

И не строго, а с улыбкой

Очень теплой и простой,

Гости нас встречают с вами

Все: Добротой.

Воспитатель :

– Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра и пусть это пожелание будет теплым и искренним.

Дети:

Воспитатель:

Рады видеть всех сейчас,

Ведь давно мы ждали вас.

Дружно за руки берёмся

И друг другу улыбнёмся.

(дети берутся за руки)

– Ребята, давайте хорошее настроение передадим через ладошки. Как приятно: тепло, добро и хорошее настроение пошло по ладошкам. И пусть такое настроение останется на протяжении всего занятия.

Воспитатель:

– Как вы думаете, что такое этикет? (ответы детей)

Что ж такое этикет?

Кто-то знает, кто-то – нет.

Это ПРАВИЛА такие

Мы привычки все плохие

Ты усвоил ЭТИКЕТ,

И дурных привычек нет!

Воспитатель:

– Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами поговорим о речевом этикете. А для этого мы должны быть внимательными и сообразительными.

– У меня в руках необычная шкатулка. В ней находится человек, которого вы хорошо знаете. Он единственный и неповторимый, он самый лучший, умный, красивый, который знает всё. Без него наше занятие просто невозможно. Каждый, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться и сказать: “Как ты мне нравишься! ”

– Кого вы увидели в шкатулке?

– Значит, вы и есть те человечки, без которых нам не обойтись.

– Благодаря правилам этикета, общение становится между людьми более добрым, потому что оно основано на уважительном и тактичном, культурном отношении к человеку.

Вы не раз слышали. Как кто-то говорил: «Это – культурный человек! », или сожалел: «Как жаль, что этот человек не культурный»

– Как вы думаете, кого называют культурным? (Ответы детей)

Воспитатель:

– Культурный человек всегда и везде вежливый, внимательный, чуткий и со знакомыми и с незнакомыми людьми. Ему всегда важно, что о нём подумают окружающие, он не позволит, чтобы в его присутствии кого-то оскорбили, или грубо разговаривали.

Грубые, злые слова произносит недостаточно культурный человек, которому не хватает воспитанности.

Воспитатель:

– Ребята, я предлагаю вашему вниманию небольшие сценки, а вы внимательно посмотрите их и мы с вами обсудим эти ситуации.

1 сценка

Воспитатель:

– Я слышала, что в одном заколдованном лесу живут невоспитанные гномы. Кажется, я слышу их голоса.

1 Гном:

– Смотрите, что я нашел (держит сундучок) Какой красивый сундучок! А здесь записка (читает) «Скажи волшебное слово и сундучок откроется».

2 Гном:

– Сундук, откройся сразу! – Не открывается. Сундук, откройся по моему приказу! – Не открывается. Сундук, откройся, кому говорят!

Воспитатель:

– Здравствуйте, гномы! (гномы молчат)

Какие вы невоспитанные! Я с вами поздоровалась, а вы молчите. А почему вы так шумите?

Гномы: Мы не шумим. Мы слово подбираем!

Воспитатель: Какое слово?

Гномы: Нужное!

Воспитатель: А зачем оно вам?

Гномы: Чтоб сундук открылся!

Воспитатель: А что, он без этого слова не открывается, почему?

Гномы: потому что сундук-то заколдованный!

Воспитатель: Ах, вот оно что! И вы не можете одного-единственного слова подобрать?

Гномы: Да мы ему уже тысячу разных слов говорили, приказывали, а он не открывается.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете это волшебное слово? Давайте поможем гномам.

Гномы: Сундук, откройся, пожалуйста! (Сундук открывается в нём лежит книга вежливых слов)

Вопросы к детям:

– Пожалуйста, охарактеризуем поступки героев.

– В чём выражалось неправильное поведение гномов?

– Бывают ли у вас такие ситуации? В чём это проявляется?

– Можно ли грубить друг другу, перебивать друг друга?

2 сценка

Воспитатель: Жили-были Птичка и Петушок. Вот как-то раз они поссорились и сидят хмурые и надутые.

Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Ну, конечно, поссорились. А надо бы помириться!

Читайте также:  Моделирование системы взаимодействия с окружающим миром у дошкольников с ОВЗ

Птичка: Я с этим Петушком мириться не буду. Он невежливый. Я сказала ему «здравствуй», а он мне не ответил.

Петушок: А зачем опять говорить, я тебя только вчера видел.

Птичка: Но я же сегодня сказала «здравствуй»!

Петушок: Ну и что? У меня ещё вчерашнее не кончилось.

Воспитатель: Да ты что, Петушок, ты хочешь, чтобы Птичка заболела?

Петушок: Почему? Я не хочу, чтобы она болела!

Воспитатель: А что ты для неё «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» – это значит будь здоров, не болей!

Петушок: А ты тоже, птица, не очень-то вежлива!

Птичка: Это ты невежлив. Почему ты зовешь меня птицей?

Воспитатель: Птичка, а как ты зовешь Петушка?

Птичка: Никак, я просто кричу ему: «Эй, ты!

Вопросы к детям:

-Как вы думаете правильно ли ведут себя герои этого сюжета?

– Что было неправильным в их поведении?

– Как бы вы повели себя в этой ситуации?

– Вы знаете, как надо общаться с друг другом и обращаться к друг другу?

Правильно, нужно ласково обращаться друг к другу, не грубить, не дразнить и уважать друг друга. Вот послушайте песенку о вежливости.

Воспитатель:

– Ребята, существует много русских пословиц, поговорок, которые тоже говорят о культуре нашей речи.

Какие пословицы вы знаете о правильной и красивой речи?

Дети:

Человек спрятан за своими словами;

Умную речь приятно слушать;

Недоброе слово больнее огня жжёт.

Сперва подумай, а там и скажи.

Слово – стрела, выпустишь – не вернешь.

С умным разговориться, что мёду напиться.

Глупо говорить- людей смешить.

Воспитатель:

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья

Бывает, что, очень рассердившись на кого-то, вы грубо или некрасиво ответили? Культурному человеку в данной ситуации становится стыдно за свою случайную грубость, и он обязательно извиниться.

Физминутка:

Словесная игра «Назови вежливое слово»

Дети:

Здравствуйте; Рад вас видеть; Приветствую вас; Добрый день; Позвольте;

Благодарю; Спасибо; Пожалуйста; До свидания; Всего доброго; Извините.

Воспитатель:

– Эти слова никогда не перестанут нравиться. Вежливость – это то, без чего нельзя обойтись как без воздуха. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Пусть эти вежливые слова всегда звучат в вашей речи. Они станут волшебными для вас и помогут вам в жизни.

Воспитатель:

– Ребята, а вы любите сказки?

А что такое сказка? (ответы детей)

Воспитатель: «Верно, сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые.

– Ребята, я предлагаю вам вспомнить сказки и оценить поступки героев.

    • Эпизод из сказки «Лиса и журавль»

Беседа по содержанию

Воспитатель: Ребята, мы много сегодня говорили о речевом этикете, так, что такое этикет?

1.Что такое этикет?

Этикет, как этикетка

И хорошая отметка,

Но не только в дневнике,

У людей на языке…

Очень просто жить культурно

2.Четыре волшебные слова –

Вы часто их говорите,

Звучат они очень красиво:

ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.

3.Если кто плохое слово

Произнёс – не повторяй,

Ты его не слышал словно –

ЭТИКЕТ на забывай!

При встрече здороваться:

Солнцу и птицам.

И каждый становится

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Бабушка с мамой

Но папа нашелся;

Взглянул им в глаза,

И мама молчит, улыбается даже.

— Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

Что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

Тоже к доброму чему-нибудь.

7.Если ты не прав

Друг приветствует, в ответ

Отвечай ему: – Привет!

Итог занятия

Чтобы убедиться в ваших знаниях, я предлагаю вам игру «Словарь вежливых слов». Я буду читать вам предложения, а вы по смыслу дополняйте волшебным словом.

  1. Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день) ;
  2. Выходим из любого здания на прощанье говорим всем (До свидания) ;
  3. Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо) ;
  4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте) ;
  5. Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста) ;
  6. Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья) .

Воспитатель: Мы с вами вспомнили много вежливых и волшебных слов.

Воспитатель:

Вы еще маленькие, но в жизни предстоит встретиться с различными людьми, вы побываете в разных жизненных ситуациях. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать для вас привычкой.

Добрым словом сможешь ты

Избежать любой вражды,

Мир узнать и помириться,

С новым другом подружиться

Ребёнок :

Мы благодарны всем гостям,

Что вы пришли сегодня к нам,

Приходите к нам опять,

Будем вас мы очень ждать!

Список литературы:

  1. Безгина О.Ю “Речевой этикет старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей” – Издательство: Мозаика-Синтез ;
    2004,-С.40.
  2. Курочкина Н.И. Этикет для дошкольников Издательство: Просвещение; 2007,-С.96.

Конспект занятия по развитию речи “Этикет”

Конспект будет интересен как учителям-логопедам в ДОУ, так и воспитателям подготовительных к школе групп.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи “Этикет”»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ «ЭТИКЕТ. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ»

Цель: обогащение и расширение знаний детей о правилах поведения , об этикете в детском саду.

– познакомить с понятием «этикет»;

– учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;

– совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;

– упражнять в использовании вежливых слов;

– воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду;

– формировать навыки культурного, этически грамотного поведения;

– развивать мыслительную деятельность у детей.

Оборудование: круги красного и зеленого цвета по количеству детей; ромашка с правилами поведения в различных местах; «волшебная палочка».

Организационный момент

– Мы с вами все любим сказки, волшебство, и вот сегодня мы попробуем сами стать волшебниками. А поможет нам в этом «волшебная» палочка.

Д/и «Я рад вас видеть»
Дети стоят по кругу, начинает игру воспитатель, он подходит к любому ребенку, передает ему «волшебную палочку» и говорит: «Дашенька, я рада тебя видеть». Ребенок, получивший палочку, называет с уменьшительно-ласкательным суффиксом имя своего соседа и передает ему палочку. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все дети.

Основная часть занятия

1. Сообщение темы и задач занятия

– Сегодня мы постараемся вспомнить, как нужно вести себя не только в общественных местах, но и дома со своими родными.

2. Первичное восприятие и осознание нового материала

У нас стало традицией в начале занятия приветствовать друг друга. Как можно это сделать? А вы знаете, что приветствие пожатием руки возникло очень давно? Поводом для возникновения этого обычая была миролюбивость, подтверждение мирных намерений. Протянутая правая рука должна была подтвердить, что в ней нет оружия: камня, ножа. Если человек, которому протягивали руку, был тоже мирно настроен, следовало рукопожатие. На Востоке миролюбивость выражали скрещиванием рук на груди, у китайцев при поклоне руки свободно свисали по сторонам.

Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

ПРИВЕТСТВИЕ — это одно из самых важных правил этикета. А что такое «этикет»?

Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!

Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути

Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!

– Ребята, мы с вами знаем, что правил этикета очень много . Некоторые из них собраны в один цветок. Посмотрите внимательно и скажите, где необходимо соблюдать правила поведения, (но хочу вам напомнить, что нельзя перебивать друг друга и говорить надо по одному).(Цветок-ромашка, дети называют : в детском саду, в театре, на улице, в транспорте, в гостях, в больнице.)

Д/и «Катись клубок»
– Этот клубок нужно передавать друг другу по кругу так, чтобы каждый взялся за нить и при этом сказал вежливое слово. Только не повторяться!

– Но быть воспитанными, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. А еще это соблюдение важных правил. Определите, что неправильно выполняют дети , изображенные на картинке. Найдите правильную картинку и объясните.

Д/и «Назови противоположное слово»

Правда- ложь, обман

– Ребята, а вы знаете, что ласковое слово лечит , злое калечит. Мы поиграем в игру. «Назови ласково»

3. Закрепление и осмысление знаний детьми

1. Юра и Андрей спешили в буфет и бежали по лестнице вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Алексеевна. Мальчики пробежали мимо и лишь через минуту где-то послышалось: «Здравствуйте, Анна Алексеевна». Что им ответила учительница, мальчики не слышали. Они первыми ворвались в буфет.

Задание. Перечислите ошибки, которые допустили мальчики в своем поведении.

2. Лена сидела в трамвае. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

– Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя все-таки вести себя, – заметила старушка.

– А что я сделала? – возразила Лена. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

Объясните, можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным. Почему?

3. Вы купили билет на интересный фильм. Со звонком входите в зрительный зал и видите, что ваше место уже занято. Еще раз смотрите на билет. Нет, все правильно: ряд 12, место 5.

Объясните, как вы должны поступить в таком случае. Что должен сказать тот, кто занял ваше место?

4. Костя и Витя давно не виделись. А вот сегодня они совершенно случайно встретились в книжном магазине. Оба были рады встрече и поэтому долго говорили, делились новостями, выбирали себе книги. Тут Костя вспомнил, что дома его ждет мама, и он поспешно прервал беседу: «Ну ладно, я пошел, заходи». Он повернулся спиной к товарищу и быстро направился к двери. А Витя стоял и растерянно глядел ему вслед. Почему?

5. Петя пришел в детский сад, поздоровался с нянечкой, с воспитателем. В коридоре он увидел заведующую и поздоровался с ней. По дороге на музыкальное занятие мальчик вновь встретил заведующую. Петя замер на месте. Он не знал, что ему делать: здороваться еще раз или пройти, будто не видишь. Как должен был поступить Петя?

– Вы все уже взрослые ребята, скоро вам идти в школу. Проверим, насколько правильно вы подготовлены к ней.

«Вредные советы в стихах школьникам»

Вот уж лето пролетело,
Скоро в школу ты пойдешь,
Раскидай в портфеле вещи —
Быстро-быстро все найдешь!

Не забудь взять в школу дудку,
И, конечно же, свисток,
На уроке, перемене
Пошуми, браток, чуток.

На веселой перемене
Походи на голове —
И тогда за поведение
Ты получишь двойки две.

Изгрызи свои резинки,
Ручки и карандаши.
В чистоте чудо-пеналы
Держат только малыши!

Те хорошие тетради —
Что измятые совсем.
На уроке рисования,
Стены маслом испиши,
Парту изрисуй гуашью,
И соседу покажи.

Лишь учитель что-то скажет –
Сядь и булочку поешь.

Накроши кругом побольше,
За собой не убирай,
Крошки – это ведь красиво,
Настоящий хлебный рай!

Игра «Можно или нельзя».

Дети, с помощью сигнальных фишек отвечают на вопрос. (Синяя фишка – можно, красная фишка – нельзя).

Можно ли в гостях ковыряться в носу, грызть ногти?

Можно ли смеяться с широко раскрытым ртом?

Можно ли обращаться к постороннему взрослому человеку на «вы»?

Можно ли перебивать старших во время разговора?

Можно ли разговаривать во время приёма пищи?

Урок культуры речи “Речевой этикет”. 9-й класс

Класс: 9

Цели урока:

  • Познавательная: на уроке учащиеся узнают о роли приветствия в общении, о том, как приветствовали друг друга в прошлом разные народы; о требованиях современного речевого этикета (урок строится с учетом того, что у учащихся нулевой уровень познавательной активности: они пассивны, с трудом включаются в работу, ожидают привычного давления со стороны учителя; их активность возрастает постепенно);
  • Развивающая: развивает навыки правильного употребления формул приветствия и благодарности в зависимости от ситуации;
  • Воспитательная: повышение уровня речевой культуры.

Тип урока: урок-общение.

Методы работы: опрос, беседа, рассказ; работа с текстом, с карточками, со словарем, ПК.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Этикет. Требования современного речевого этикета.
  3. Роль интонации при общении.
  4. Построение высказываний в зависимости от эстетического восприятия.
  5. Ситуации благодарности. Формулы благодарности.
  6. Работа с формулами приветствия, речевыми ситуациями.
  7. Домашнее задание.

1. Организационный момент

2. Слово учителя: – Пушкин писал: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Совсем немного времени осталось до того момента, когда вы закончите 9-й класс. Овладевая в рамках школьной программы русским языком, вы должны были научиться многому: опознавать языковые единицы, правильно произносить слова, создавать тексты разных типов и стилей, совершенствовать и редактировать тексты и т.д. А вот что еще входит в «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по русскому (родному) языку»:
*учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь владеть современным речевым этикетом.

– Скажите, а что такое этикет? (***– записи с такой пометкой – на доску и в тетрадь)

***Слово «этикет» произошло от французского etiquette и означает «установленный порядок поведения где-либо».
***«Этикет – это разум для тех, кто его не имеет» – говорил Вальтер.
Говоря о речевом этикете, я бы хотела процитировать слова психолога В.Петровского:
***«Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным».

Читайте также:  Проектный метод, как средство повышения качества образования в ДОУ

Требования современного речевого этикета складывались на протяжении многих столетий истории цивилизации. Это результат опыта многих поколений. Правила, которые выработало человечество, являются международными и в целом едины во всех странах, хотя имеются свои особенности в зависимости от национальных и исторических традиций (например, в Тибете встречный прохожий в знак особого расположения духа может показать вам язык, но для других народов этот знак оскорбителен).

Знание этикета входит не только в российскую, но и вообще в европейскую культуру воспитания и неразрывно связано с умением правильно говорить. В подтверждение этих слов послушайте, в чем заключаются требования современного этикета: человек должен обладать:

  • во-первых, культурой речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов; умением четко и точно излагать свои мысли, без применения нецензурных выражений и слов-паразитов, засоряющих речь;
  • во-вторых, элементарной вежливостью, которая предполагает умение здороваться и прощаться, желать другому человеку доброго утра и спокойной ночи, хорошего здоровья и приятного аппетита, благодарить за помощь и услугу, говорить «пожалуйста», когда просишь о чем-либо, и уметь произносить слова извинения, если не прав и причинил кому-либо беспокойство;
  • в-третьих, умением разговаривать и поддерживать беседу;
  • в-четвертых, умением управлять своими эмоциями: воспитанный человек никогда не выплескивает свое плохое или очень хорошее настроение на окружающих.

Согласитесь, что, если человек соблюдает эти правила, с ним всегда приятно общаться.

***Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. (Сент-Экзюпери)

См. стр. 18 «Азбука вежливости».

Вопрос классу: Умеете ли вы беседовать с людьми? Что нужно, чтобы быть хорошим собеседником?

Беседа отличается от сплетни. Сплетня имеет то свойство, что, если не придавать ей значения, она умирает естественной смертью. Культурный человек ни о ком не отзывается дурно. Хороший собеседник – тот, который не только хорошо говорит, но и умеет слушать. Нельзя делать замечания взрослым. (Показателен такой случай: однажды некий молодой человек заметил Фаине Раневской:
– Вы уже не молоды.
– Зато хорошо воспитана, – парировала она.)

***«Ничего не стоит нам так дешево и не ценится людьми так дорого, как вежливость» – говорил Сервантес.
***Настоящая вежливость – не парадный костюм, а повседневная одежда, и ее надевают ежедневно.

3. Когда мы с кем-то говорим, очень важно не только то, что и какими словами мы говорим, но и с какой интонацией мы это произносим.

Вот примеры (игровые ситуации через ПК):

Н.Ушаков. Рассказ «Пожалуйста»

Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась. что Лена испачкает ей пальто.
– Деточка, сиди спокойно, пожалуйста. Так нельзя себя вести, – заметила Лене старушка, сидевшая напротив.
– А что я сделала? – возразила Лена. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
И она, надувшись, стала смотреть в окно.

– И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово – пожалуйста. Но с одинаковой ли интонацией было произнесено это слово? (Выслушать ответы)

– Итак, доброжелательная интонация, мимика, улыбка тоже играют важную роль при общении.

***Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан Жак Руссо)

Мама пришла с работы и спрашивает сына: «Ты обедал?» Ответ может быть произнесен по-разному.

Задание классу: произнесите ответ, используя разную интонацию («Обедал» (спокойным и ровным тоном) и «Обедал» (недовольным голосом: «Чего, мол, пристала?»)

4. В статье К.Леонтьева «Критический этюд» (журнал «Вопросы литературы» №1 1989г.) читаем:
«Об одном и том же люди разного пола, времени и разного эстетического воспитания выразятся различно. В чертах широких эта разница заметна и на целых нациях, а особо на писателях. Французы предпочитают брать все повыше жизни. Русские последнего периода – как можно ниже. Англичане занимают середину.
Нужно, например, сказать, что одно из действующих лиц мужского пола чего-нибудь испугалось. Англичанин, скорее всего, напишет, не преувеличивая ни в ту, ни в другую сторону, ни вверх, ни вниз: «Сильно испугавшись, Джеймс стоял неподвижно», француз: «Альфред затрепетал! Смертельная бледность покрыла его прекрасное лицо. он удалился, однако, с достоинством». Русский писатель предпочтет выразиться так: «Мой герой струсил, как подлец, и потащился восвояси». Быть может, даже еще лучше: «поперся домой».

Задание классу: пофантазируйте и представьте, как выскажутся в подобной ситуации немцы, итальянцы, испанцы.

Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И снова из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.

Вопрос классу: Скажите, какое, по вашему мнению, слово является одним из самых распространенных в русском языке этикетных слов? (Слово «спасибо» родилось из старинного русского пожелания «спаси Бог»).
– А в какой жизненной ситуации оно употребляется? (В ситуации благодарности.)
– Каково лексическое значение слова благодарность? Посмотрим на толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова.

*** «Благодарность – чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание.»

Дядя Саша огорчен
Рассказал он вот о чем…
Встретил Витю я соседа.
Встреча грустная была:
На меня он как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте! Зря от Вити
Ждал я слова…
А слово-то какое –
Очень дорогое

Он про внучку говорил:
– Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но – нельзя ж молчать, как рыба.
Ну сказала бы…
Слово-то какое –
Очень дорогое.

– Как видите, герой этого стихотворения, дядя Саша, так и не дождался слов благодарности. Выразить это чувство помогают нам не только слова спасибо, извините, но и другие этикетные слова нашего языка. Назовите их.
Вы назвали не так много слов. А исследователь русского речевого этикета Формановская в одной из своих книг предлагает 28 слов и выражений.

– Давайте представим себе любую речевую ситуацию благодарности:

– Катя, дай мне на минуточку учебник.
– Возьмите, пожалуйста.
– Спасибо.

– Была ситуация благодарности? В какую ситуацию входят три компонента:

***1) человек, которого благодарят, 2) человек, который благодарит, 3) услуга.

Задание классу: представьте, как могут использоваться слова благодарности (по рядам)

  • в общественном транспорте;
  • в родной школе;
  • в магазине.

5. Практические задания (цель – учиться благодарить, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности)

Задача 1

Вы едете в автобусе и попросите соседа прокомпостировать талончик. Он выполнил вашу просьбу. Как поблагодарить? Выберите из двух вариантов правильный:

  • – Благодарю.
  • – Моя благодарность не знает границ.

(Второй вариант неверный, так как его употребляют, если услуга очень велика; выбирая слова благодарности, мы должны учитывать меру услуги, ее значимость.)

Задача 2

Вашему родственнику удачно сделали сложную операцию. Как поблагодарить врача?
– Спасибо, доктор.
– Доктор, нет слов, чтобы выразить мою благодарность.

Задание классу: попробуйте, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности, составить письменно диалоги по следующим ситуациям (по рядам):

  • ученик 9 класса благодарит одноклассника за то, что он принес ему DVD с интересным фильмом;
  • вы благодарите бабушку за вкусный ужин;
  • пожилой человек благодарит женщину, которая уступила ему место в автобусе.

– Эти умения очень важны, ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это тактично, вежливо – значит, подарить ему капельку радости, солнца. Недаром в слове благодарить два корня. Благодарить – значит дарить людям благо, дарить добро.

– Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? (Ребята высказывают свои мнения.)
– С одной стороны, как будто много. Но с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия. Представьте, что ваш хороший знакомый, видя вас, пройдет мимо, не поздоровавшись. Вы невольно воспримете это тревожно, ведь перестать здороваться – означает желание прервать добрые отношения, знакомство. Таким образом «Здравствуй» свидетельствует о готовности к общению и предполагает сделать его доброжелательным; значимым может оказаться и отсутствие формул вежливости – забыли попрощаться, не сказали «спасибо» – о вас скажут, что вы не вежливы, или решат, что вы обиделись.

6. Жесты приветствий

Здороваться и прощаться можно по-разному: можно кивнуть головой, можно помахать рукой, улыбнуться. Раньше были приняты поклоны (при этом снимали шляпу) и реверансы, женщинам целовали руки – и сейчас эти жесты используются в определенных ситуациях: например, в строго официальной обстановке или театре. У венгров до сих пор одно из распространенных приветствий звучит: «Целую ручки».
Есть жесты, характерные для какого-то народа:

  • лица мужского пола в России, здороваясь, пожимают руки друг другу;
  • европейцы часто обнимаются в знак приветствия;
  • китайцы пожимали руки не друг другу, а себе; в наши дни таким жестом оратор приветствует публику;
  • египтяне прикладывали ладонь ко лбу (в наши дня этот жест «прижился» у военных);
  • индийцы складывали ладони перед грудью;
  • лапландцы здоровались носами.

Приветствие – один из самых важных знаков речевого общения. Со временем они, конечно же, меняются. Еще в XVIII веке формулу «Здравия желаю» произносил любой человек.
А в наши дни где сохранилось это приветствие? (лишь в среде военных)
Когда-то «здравствуй» говорили не только при встрече, но и когда человек чихал.
Формулы вежливости – традиционно «охраняемая» сфера лексики. Но и на них мода меняется. Так, широко распространенное сейчас «пока!» шокировало К.Чуковского, в конце концов он с ней смирился: «Ведь точно такая же формула есть и в других языках. Великий Уолт Уитмен незадолго до смерти простился с читателями трогательным стихотворением «So Long», что и значило по-английски – «Пока!»

– А вы, ребята, какие формулы употребляете в речи?
Выбор формулы определяется по шкале «выше – ниже», «свой – чужой».

Задание классу: на доске написаны формулы приветствия, вы должны определить их употребление:

***здравствуйте (в любой ситуации),
добрый вечер (приветствие вечером),
привет (непринужденное, дружеское приветствие, чаще среди молодежи),
здоро’во (дружеское, грубовато-сниженное),
я вас приветствую, мое почтение (официальное, употребляют люди старшего поколения),
чао-какао (приемлемо при прощании с близкими, но не уместно при прощании, например, с учителем).

7. Речевые ситуации

1. Юноша идет по улице и встречает одноклассницу или знакомую девушку. Кто должен поздороваться первым? Какую формулу можно использовать? (Первым всегда здоровается мужчина с женщиной, ученик с учителем, младший со старшим.)
2. В школе навстречу вам идет незнакомый учитель, который в вашем классе не преподает. Обязательно ли здороваться? Если вы поздороваетесь, как это сделаете?
3. Учитель, преподающий в вашем классе, занят (разговаривает, проверяет тетради). Как вы с ним поздороваетесь?
4. Вы едете в переполненном транспорте и видите знакомого, находящегося далеко от вас. Ваши действия.
5. Обязательно ли здороваться в магазине с продавцом, с библиотекарем, кассиром?
6. Навстречу 9-класснику идет 11-классник. Кто должен поздороваться первым? (Здесь хочется процитировать слова из французского военного устава прошлых лет: «Из двух офицеров, имеющих равное звание, первым всегда здоровается тот, кто более вежлив и воспитан».)
7. Вы вошли в помещение, где сидит компания младших школьников. Кто должен поздороваться первым?
8. С вами на улице поздоровался совершенно незнакомый человек. Ваши действия?
9. Вы встречаете своего знакомого, с которым здоровались уже несколько раз в течение дня. Ваши действия?

8. Послушайте следующий текст: «Пусть твоя борода никогда не поредеет и никогда не родится такой джин, который загонит тебя в лампу!» Чем он является? (Шутливым пожеланием)

9. Домашнее задание: приближается Новый год, дома вы должны будете составить поздравления и пожелания своим близким и друзьям в двух вариантах: шутливом и серьезном, используя формулы речевого этикета.

Список использованной литературы:

  1. «Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык». («Аванта» М. 1999г.)
  2. «Этикет в будни и в праздники». («Мир книги» М. 2004г.)
  3. «Воспитание школьников» № 10. 2002г.
  4. «Домашний лицей». (журнал для школы и семьи №1 2000г.)
  5. Я.Наврот «Магистр вежливых наук или Путешествие в страну Патафию». («Детская литература» М. 1991г.)
  6. Э.Мошковская «Вежливое слово». («Книга для друга» М. 1978г.)

Проект на тему: “Комнатные растения” для детей старшей логопедической группы

Дети получат знания о том, что комнатные растения можно вырастить из черенка, листа, луковицы, делением куста. Вновь посаженные растения слабые и им нужен соответствующий уход.
С интересом будут ухаживать за комнатными растениями, охотно наблюдать за ними, замечать изменения, высказывать свои мысли и предположения.
Предварительная работа:
Воспитатели: приобретение раскрасок по теме проекта, иллюстраций, наглядных пособий. Наблюдения с детьми за комнатными растениями. Опрос детей по данной теме.
Логопед: подбор пальчиковых игр, скороговорок и чистоговорок по теме проекта.
Оборудование и материалы: наглядные пособия, иллюстрации, художественная литература, раскраски, магнитофон, флеш-накопитель, магнитная доска, магниты, наборное полотно, комнатные растения, оборудование для занятий по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим, бросовый и природный материал.
Этапы работы:
1-й этап предварительный

Анкетирование родителей по теме «Комнатные растения»
Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по проекту.
Составление паспорта растений группы
2-й этап – основной
Образовательная область: «Познавательное развитие»:
НОД:
Ознакомление с окружающим миром «Комнатные растения» с опорой на наглядный материал.
Беседы с детьми: «Для чего нужны комнатные растения?», «Какие комнатные растения живут у нас в группе, у тебя дома?», «Зеленый «доктор» на нашем окошке», «Возможна ли жизнь без растений?», «Забота и уход – важный фактор для роста растений», «Как люди выращивают комнатные растения», «Что будет, если не будем поливать комнатные цветы?».
Рассматривание паспорта комнатных растений.
ФЭМП: использование демонстрационного материала по теме «Цветы».
Исследовательская деятельность:
Сравнение листьев у растений: фикус и фиалка; фиалка и герань; сансевьера и толстянка.
Работа в уголке книги. Рассматривание книг, альбома «Комнатные растения».
Д/и «Что сначала, что потом», «Цветы», «Собери цветок – посади в горшок», «Разрезные картинки».
Образовательная область: «Физическое развитие:
Утренняя гимнастика: «Чудный день»; гимнастика после сна; физ. минутка «Маленькое семечко положу в горшок»;
Пальчиковые игры «Цветок», «Комнатные растения»;
Дыхательная гимнастика «Приятный аромат», «Бабочка и цветок».
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»:
Трудовое воспитание. Полив растений, протирание листьев, рыхление почвы;
С/р игра «Магазин цветов»;
Обыгрывание этюдов по данной теме;
Формирование основ безопасности.
Образовательная область: «Речевое развитие»:
Чтение художественной литературы: Л. Скребцова «Лекарство в цветочных горшках», Е Благинина «Бальзамин»;
Словесная игра «Назови ласково», «Четвертый лишний»;
Проговаривание чистоговорок, скороговорок.
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»
НОД:
Прикладное творчество «Красивый цветок» (с использованием цветной бумаги и бросового материала);
Рисование «Кактус»;
Лепка «Сансевьера», «Фиалка в горшке» (пластилинография)
Самостоятельная деятельность: раскрашивание раскрасок по теме «Комнатные цветы».
Слушание П. Чайковского «Вальс Цветов».
3-й этап – заключительный:
Выставка рисунков: «Комнатные растения».
Анализ выполненной работы:
Дети умеют замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения.
Развивается восприятие комнатных растений как живых существ: дети могут замечать их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледная окраска и т.д.); обнаружить недостаточность условий для их жизни, вовремя прийти на помощь.
Планы на будущее:
Оснащение уголка природы комнатными растениями, приобретение нового оборудования для ухода за ними.

Читайте также:  Презентация: Автоматизация звука (Р) по лексическим темам

Литература.
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.Е., Васильева Т.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Лопатина А., Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, стихи, игры и задания. – М.:Амрита, 2010.
3. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
4. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду. – М.: Академия развития, 2003.
5. Томилова С. Полная хрестоматия для дошкольников. – М.: АСТ, 2015.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Фрукты»

шакурова лилия
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Фрукты»

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Фрукты»

Тема: «Фрукты».

Цель: Расширение и активизация словаря.

Коррекционно образовательные задачи:

Расширение знаний детей о фруктах. Совершенствование грамматического строя речи (Образование множественного числа существительных. Согласование числительных с существительными в роде и числе. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, употреблении предлога В.)

Коррекционно – развивающие задачи: Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно –воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: Магнитная доска, магниты, предметные картинки с изображением Лунтика, Милы, фруктов. Изображения банок для варенья, лукошка для фруктов на магните.

Ход занятия:

Организационный момент. Логопед встречает детей с контейнером в руках и по его по желанию дети выбирают из контейнера по одной предметной картинке, а затем садятся на стульчики.

Логопед: – Сейчас я загадаю вам загадки. Картинки, которые вы выбрали, помогут их отгадать. Тот, у кого картинка – отгадка, должен повесть ее на магнитную доску.

С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нем полезный витамин-

Это спелый (Апельсин)

Он похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала (Груша)

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А н6а вкус кислейший он.

Как зовут его… (Лимон)

Кто-то там, в углу садовом,

В скромном платьице лиловом

Прячется в листве пугливо.

Догадались? Это. (слива)

Жарким солнышком согрет,

В шкурку, как в броню, одет.

Удивит собою нас

Толстокожий. (ананас)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

Высоко растет. (банан)

Логопед: Молодцы! Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках? (фрукты)

Сегодня мы с вами поговорим о фруктах. Беседа по теме. (Какие еще фрукты знают дети, где они растут, зачем они нам нужны).

Ребята, а вот наш гость – Лунтик. Он упал к нам с луны и ничего не знает о фруктах. Путь послушает, как мы правильно отвечаем на задания.

1. Игра «Один — много»

Логопед: Я буду называть один фрукт, а вы много фруктов.

2. Игра «Назови ласково»

Логопед: Я буду называть фрукт, а вы будете называть его ласково.

3. «Четвертый лишний»

Логопед: Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.

Груша, лук, яблоко, абрикос.

Помидор, груша, свёкла, тыква.

Апельсин, банан, огурец, вишня.

Яблоко, виноград, картошка, слива.

4. Игра «Услышь звук».

Логопед: Какой первый звук в слове:

Ананас, абрикос, апельсин.

5. Игра «Вкусное варенье»

Логопед:Лунтик очень полюбил варенье из фруктов. Какое же варенье он любит?

из яблок — яблочное,

6. Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот.

(левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать)

Будем яблоки крошить, («крошить» пальчиками)

Груши будем мы рубить(«рубить»ладонью правой руки по ладони левой)

Отожмем лимонный сок(«отжимать» ладошками)

Слив положим и песок. («класть» и насыпать пальчиками)

Варим, варим мы компот (правую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем левой руки мешать)

Угостим честной народ. (хлопать в ладоши)

7. Игра «Что у Лунтика, а что у Милы»?

Составление сложных предложений с союзом А.

Логопед: А вот и Мила! Она тоже любит варенье. Сейчас мы расскажем, какое варенье любит Лунтик, а какое – Мила.

Лунтик любит апельсиновое варенье, а Мила любит сливовое.

Дети работают у доски. Выкладывают изображение фруктов на магнитах на баночки и составляют предложения.

8. Самомассаж «Фрукты»

Хорошо у бабушки (гладить лоб)

Растёт фруктовый сад (вокруг глаз).

Там на деревьях сливы (круги на лбу)

И яблоки висят (на щеках рисовать круги).

И груши прямо с дерева (щипать щёчки)

Могу я собирать (гладить щёчки).

Как хорошо у бабушки (гладить лоб)

Мне летом отдыхать (гладить шею)

9. Игра «Что в лукошке»?(составление предложений с предлогом В)

Логопед: а теперь, ребята, поможем Лунтику собрать фрукты в лукошко.

-У Лунтика в лукошке яблоко. и т. д (фрукты кладутся в лукошко по мере составления предложений у доски)

Итог занятия.

– Дети, о чем мы сегодня говорили?

– В какие игры играли?

– Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии. Молодцы!

Фотоотчёт индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт» Цели занятия: 1. Расширять знания и представления ребенка по теме «Транспорт». 2. Продолжать автоматизировать звук «р» в словах, словосочетаниях.

Игровые технологии по лексической теме «Дикие животные» в старшей группе Цель: Обогатить и закрепить знания и представления детей о животныхДидактические игры:Игра «Кто у кого?» Цель: употребление родительного.

Игровые технологии по лексической теме «Домашние животные и их детеныши» в старшей группе Цель: Расширять обобщенные представления детей о домашних животных и их детенышах. Дидактические игры:«Отгадай, что за животное»Цель:.

Игровые технологии по лексической теме «Откуда хлеб пришел? Хлебобулочные изделия» в старшей группе Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Донести до их сознания,.

Игровые технологии по лексической теме «Овощи» в старшей группе Цель: Формировать обобщённые представления об овощах (овощи – это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Дом» Цели: Образовательные: Продолжать работу над развитием грамматического строя речи: учить согласовывать числительное один с существительными.

Конспект занятия по развитию речи по лексической теме «Мебель» с детьми средней группы 4–5 лет Конспект занятия составлен с опорой на методику О. С. Ушаковой. Подготовила и провела воспитатель МБДОУ детского сада N 76, г. Рязань, первой.

Логопедический проект “Фруктовый калейдоскоп”. (старшая группа)
проект по логопедии (старшая группа) по теме

Проект по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
proekt.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический проект «Фруктовый калейдоскоп».

Вид проекта: практико-ориентированный

Продолжительность: 1 неделя (с 26.02.16г. по 04.03.16г.)

Участники проекта: воспитанники старшей группы, учитель-логопед,

Возраст детей: 5 -6 лет.

• Создать условия для развития речи детей в процессе разработки совместного проекта «Фруктовый калейдоскоп».

• Расширить и систематизировать знания детей о разнообразии фруктов, их полезных свойствах и особенностях фруктовых деревьях.

1. Систематизировать знания детей по теме «Фрукты». 2. Формировать лексико-грамматические категории. 3. Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас. 4.Формировать связную речь. 5. Показать знания детей, полученные в различных видах деятельности.

1. Развивать связную речь. 2. Развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства.

1. Воспитывать у детей любознательность; 2. Воспитывать самостоятельность.

-большое количество фруктов; -сходства и различия по нескольким признакам; -как растут фрукты, где, как ухаживать за ними, о полезных свойствах, что можно приготовить из них; -владеют грамматически правильными связными высказываниями.

Проблема развития познавательной и речевой активности дошкольников – одна из самых актуальных в логопедии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.

Наблюдая за детьми, я увидела, что дети в недостаточной степени имеют полное представление о фруктах, о том, где они растут, как за ними ухаживают, чем они полезны, расширить представления детей о фруктах, о том, где они растут, откуда они в нашу страну завезены, когда и кем; как за ними ухаживают и чем они полезны и т. д.

Работа над этим проектом позволит детям совместно с родителями и воспитателями овладеть обобщающими понятиями, научить описывать более подробно и ёмко предмет, т. е. обогатить словарный запас с помощью прилагательных и глаголов. Участие в этом проекте «Фруктовый калейдоскоп» позволит максимально обогатить знания и представления о фруктах, их свойствах; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

– Иллюстрации и картины. – Детская литература. – Настольно-печатные игры.

  • Дидактическая игра изготовленная детьми «Скажи какой?»

1 этап. Подготовительный (за 1 дней до реализации проекта) .

– Подбор материалов для реализации проекта. – Работа с методическим материалом, литературой по данной теме. – Изготовление наглядных пособий.

2 этап. Основной (практический) .

– Накопление знаний и их систематизация по теме проекта. – Обогащение и активизация словаря по теме «фрукты». – Самостоятельное составление рассказа детьми о фруктах.

3 этап. Заключительный.

– Изготовление игры «Скажи какой?». – Обсуждение итогов и анализ работы.

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Сюжетно-ролевые игры:

Игра «Овощной магазин»

Цель: Закрепление знаний о фруктах, продолжать знакомство с профессией продавца, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

– Подбор сюжетных рисунков, «Работа на участке, в саду» и их рассматривание. – Организация беседы о фруктах. – Исследование внешнего вида овощей и фруктов.

Цель: Расширить представления о фруктах, память, развивать мышление, речь.

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

-«Чудесный мешочек» (муляжи фруктов) – «Что растет на дереве? » – «Собираем урожай» – «С чьей ветки детки? » – «Четвёртый лишний». – Пословицы, поговорки и загадки о фруктах.

Коррекционная логопедическая работа:

1. Развитие лексики.

Цель: Обогащать речь детей существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами.

2. Развитие грамматического строя речи. (Речевые игры).

Цель: Закрепление в речи детей различных типов окончаний, согласования существительных с числительными, правильного употребления предлогов.

3. Развитие связной речи.

Цель: Развитие связной речи, формирование навыка диалогической речи, составление рассказов.

Игра «4-ый лишний». (лимон, яблоко, лук, ананас) Цель: Закреплять умение классифицировать предметы, развивать память, мышление.

Игра «Узнай по описанию».(зелёный, похож на лампочку, растёт на дереве) Цель: Закреплять умение узнавать предмет по описанию, развивать мышление, память.

Игра «Подбери родственные слова». (яблоко – яблочный, яблоня, яблочко) Цель: Учить подбирать родственные слова, обогащать словарь.

Игра «Расскажи о любимом фрукте». Цель: Закреплять умение составлять описательные рассказы.

Игра «Один – много» (яблоко – яблок, груша-груш) Цель: Учить согласовывать существительные с числительными.

Игра «Какой сок? » (сок из винограда – виноградный, из персиков-персиковый) Цель: Учить образовывать прилагательные от существительных.

Игра «Узнай дерево по листу, плоду». Цель: Учить подбирать листья и плоды к деревьям, развивать память, внимание.

Игра «Запомни – положи». ( выбрать и положить в корзинку только фрукты) Цель: обогащать словарный запас, развивать память, мышление.

Вывод: В результате проведённого проекта, дети приобрели новые знания о фруктах, их пользе для человека, как источнике витаминов. Овладели навыками словообразования и грамматически правильно оформлять речь.

Ссылка на основную публикацию