Развлечение для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Театр, куклы, игры»

Развлечение «Театр, куклы, игры»

Цель: использование элементов кукольного театра в эмоциональном, творческом и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Задачи (старший дошкольный возраст)

Упражнять в употреблении лексико-грамматических категорий в рамках темы « животные, птицы».

Автоматизировать звуки во фразе.

Совершенствовать связную речь.

Закреплять навык управления куклой.

Развивать внимание, память, чувство ритма, общую моторику.

Воспитывать артистизм, уверенность, самостоятельность, активность, интерес к театрализованной деятельности.

Оборудование: ширма, куклы би-ба-бо (котенок, щенок, теленок, цыпленок, лев); музыкальные предметы (колокольчики, ложки, молоточек, металлофон); карточки-схемы (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, родственные слова, числовой ряд); магнитофон.

Участники: воспитанники подготовительной логопедической группы, учитель-логопед, воспитатель.

Ход мероприятия

Музыкальная игра «Будьте внимательны» – упражнение на развитие чувства ритма, внимания, моторики (выполнение детьми инструкций: дети – участники «оркестра» играют на инструментах, музыкальных предметах; дети – зрители, выполняют заданные движения по памяти, ориентируясь на звук предмета). Например, на звук колокольчиков – кружатся, при звучании ложек – хлопают и т.д.

Кукольный театр по пьесе «Чья мама лучше?» – исполнение сценки детьми старшего дошкольного возраста (заранее подготовленное выступление).

Упражнение «Знатоки» – упражнение детей в употреблении грамматических категорий, организация диалога (дети от имени персонажей театральной сценки, задают вопросы – задания сверстникам):

«подбери слова-признаки» к слову «щенок»;

«подбери слова-действия» к слову «теленок»;

«подбери родственные слова» к слову «кошка»;

«назови ласково» животных, птиц, их детенышей (корова – коровушка, теленок – теленочек, телята – телятушки, телятки; кошка – , котенок – , котята – ; собака – , щенок -, щенята – ; курица – , цыпленок -, цыплята – , лев – , львенок -, львята – .);

«сосчитай «1-10» – лев;

«составь загадку» о цыпленке.

Игровое упражнение «Скажи и дотронься» – упражнение в рифмовке слов, выполнении движений.

Скажи «коровка» и дотронься до головки,

Скажи-ка «сказки», покажи скорее глазки.

Скажи «колесики», погладь свои волосики,

Скажи «подушка», потяни себя за ушки.

Скажи-ка «котик» и открой скорее ротик,

Скажи-ка «песик» и возьми себя за носик.

Скажи-ка «точки», покажи скорее щечки,

Скажи-ка «зайчик», покажи скорее пальчик.

Скажи «кузнечики», расправь скорее плечики,

Скажи «компотик» и погладь скорей животик,

Скажи-ка «гренки» и погладь свои коленки.

Импровизация «Веселый танец» – упражнение в выполнении детьми движений под музыку.

Дерягина Л.Б. Играем сказку – СПб.: Детство-Пресс, 2010.

Михайлова М.А. Детские праздники – Ярославль: Академия развития, 1999.

Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 – 7 лет) – СПб.: Детство-Пресс, 2006.

Пьеса «Чья мама лучше?»

Ведущий. В солнечный денек четыре друга котенок Буся, щенок Бим, цыпленок Цыпа и теленок Тепа затеяли спор – чья мама лучше?

Котенок Буся. Мяу – мяу! Моя мама пушистая кошечка, она учит меня мышей ловить и молоко лакать. Моя мама лучше всех!

Щенок Бим. Гав – гав! Моя мама умная собачка. Она учит меня дом сторожить и громко лаять. Моя мама лучше всех!

Цыпленок Цыпа.Пи – пи! Моя мама пестренькая курочка, она учит меня травку щипать и червячков искать. Моя мама лучше всех!

Теленок Тепа. Му –му! Моя мама ласковая коровушка, она учит меня бодаться и жевать сено. Моя мама лучше всех!

Ведущая. Услышал их спор мудрый лев Чак.

Лев Чак. Р – Р –Р! Хватит спорить! Глупое это занятие. Каждая мама самая лучшая для своего дитя!

Сценарии развлечений для детей с ТНР (старшая и подготовительная группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Осеннее развлечение (по мотивам спектакля Скребицкого Г.А. «Всяк по-своему»)

Развлечение “Русский чай”

Спортивное развлечение “Сбережём лес!”

Скачать:

ВложениеРазмер
osenniy_utrennik_po_skrebitskomu.docx16.31 КБ
russkiy_chay.doc47.5 КБ
fizdosug_sberezhyom_les.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение «Прогулка в лес»

(по мотивам спектакля Скребицкого Г.А. «Всяк по-своему»)

Ведущая: Ребята, вы видели когда-нибудь осенний лес? Ответы детей

Ведущая: А хотите немного прогуляться? Тогда нам пора отправляться в дорогу.

Ведущая: Вот мы приехали на осеннюю лесную полянку.

Осень за окошком ходит не спеша

Листья на дорожках падают шурша.

Тонкие осинки в лужицы глядят,

На ветвях дождинки бусами висят.

Лебеди лениво плещутся в пруду

Тихо и красиво осенью в лесу.

Осень наступает, листья облетают,

Их весёлый хоровод ветер кружит и несёт.

Осень добрая приходит

Хороводы листьев водит,

И припасы запасает –

Всем зверушкам помогает.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

(Заяц встречает белку)

Помогите звери мне,

Расскажите, как же надо приготовиться к зиме.

Вот дупло надёжный дом,

Зимовать приятно в нём!

Я орехов наберу

И грибочков насушу.

А потом дупло закрою,

До весны живу в покое.

Нет, в дупле мне неудобно,

Спать я долго не могу,

Лучше бегать по снегу!

(Заяц встречает барсука)

Я – Барсук и свою норку

Приготовлю я к зиме.

Вот поэтому всё время долго роюсь я в земле.

Утеплю нору листвою,

Хочешь, зимовать с тобою

Будем вместе мы в норе?

Помоги-ка лучше мне.

Рыть я нору не смогу.

До свиданья, я побегу!

(Заяц подбегает к реке)

Вот река, не видно края,

На ней хатка небольшая.

Кто же хатку смастерил?

Я – Бобёр к зиме готовлюсь

И морозов не боюсь!

На реке я строю хатку из сучков,

Обмазал илом: и тепло, и так красиво!

Хочешь, вместе будем жить?

Где же дверь, куда входить?

Дверь на дне найти несложно,

Ныряй, Заяц, осторожно!

Нет, нырять я не могу,

До свиданья, я побегу!

Заяц идёт, грустит.

Ну-ка, Зайка, становись к нам поскорей

И оркестр зазвучит наш веселей!

Зайка, сейчас весело тебе?

Все готовятся зиме, непонятно только мне,

Как я буду зимовать –

Здесь под кустиком дрожать!

Очень просто, вот послушай:

Осенью побольше кушай,-

И в опавших листьях потом

Ты клубочком завернись,

Спи и лишь весной проснись!

Проспать всю зиму не смогу!

Ну, что ж, прощаясь, побегу!

(Заяц встречает птиц)

Куда вы, птицы, летите?

Почему здесь зимовать не хотите?

Потому что холодно!

Потому что голодно!

Птицы улетают. Заяц дрожит, меняет шапочку на белую, кругом снег.

Шубка моя серая

Превратилась в белую,

Незаметно на снегу…

Я по снегу пробегу. (Смотрит на свои следы)

По следам лиса найдёт,

В свою норку заберёт…

Я запутаю следы…

Раз, два, три…Раз, два, три…( Бегает во все стороны)

А из снега будет норка,

Издали, как будто, горка.

Так и зимушка пройдёт,

И весна опять придёт!

Песня о лесных жителях

Предварительный просмотр:

Развлечение для детей подготовительной группы.

В русских костюмах выходят Ведущие.

Просим, просим, приглашаем,

Заходи, честной народ!

Вкусным чаем угощаем

Самовар горячий ждет.

Все, кто любит крепкий чай,

Торопись, не зевай!

Чай пить – приятно жить!

Дети входят в зал под музыку, садятся на стульчики.

Гости в сборе, честь по чести,

Самовар стоит на месте,

Чашки яркие при нем –

У нас сегодня праздник,

И в чашках горячий чай,

А к чаю найдется печенье –

Ешь, пей и смотри не скучай! ( Ведущие уходят )

Нынче день такой чудесный,

Только б петь и танцевать,

Вот и мы вас приглашаем

Чай попить да поиграть!

На Руси – один зарок

Кроме всякой пищи:

Утром – чай, в обед – чаек

Ах ты, русская душа

До чего ты хороша,

В хороводе отличись,

И весельем зарядись.

Ведущая Е.И. : Издавна на Руси существовали свои традиционные напитки из ягод и фруктов, из молока и сливок, сбитень – это горячий напиток из меда и пряностей, квас, травяные и цветочные настои. Но с напитком по имени «чай» не может сравниться никакой другой.

ВедущаяЕ.М. спрашивает у детей:

Если вы замерзли? – Чай согреет нас.

Если вам жарко? – Чай освежит.

Если вы расстроены? – Чай вас подбодрит.

Если возбуждены? – Чай успокоит нас!

  1. Пей чай – удовольствие получай!
  2. Выпей чайку – забудешь тоску!
  3. Мы за чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем! (Андрей С.)
  4. Чай крепче, если он с добрым другом разделён.
  5. Чай пить – не дрова рубить. (Дима)
  6. Чай не пьёшь – откуда силу возьмёшь? (Андрей Ш.)
  7. Чай пьёшь – до ста лет проживёшь!
  8. С чем будете чай: с ложечкой или с сахаром? (Борис)
  9. Коль чаем угощают, значит, уважают.

Ведущая Е.И.: Чай – это не просто напиток для утоления жажды. Это – «аптека в стакане». Долог был путь чая к нашему столу – от азиатского куста-дикороса до прекрасно ухоженной культуры, подарившей излюбленный терпкий напиток многим миллионам людей на разных континентах. С давних пор (XVIIв.) и начали у нас на Руси «гонять чаи». С блюдечка да с сахаром – вприкуску или внакладку, на худой конец – вприглядку, но непременно – до седьмого пота!

Ведущая Е.М: Наши уважаемые гости поделятся своими рецептами чая.

Бабушкин рассказ о чае. Любовь Эдуардовна, Светлана Геннадьевна (Крюкова)

Ведущая Е.И.: У нас в России существует своеобразный ритуал чаепития. На столе расставляются чашки с блюдцами, сахарница, пироги, баранки, конфеты.

Мы с ребятами покажем и, конечно же, расскажем, что любим, пить чай с очень вкусным пирогом.

Игра – речь с движением. «Очень-очень вкусный пирог».

Я захотел устроить бал, руки вперёд и в стороны, правая нога – на пятку

И я гостей к себе. дети берутся за руки.

Купил муку, купил творог, трём ладони круговыми движениями, потираем пальчики

Испек рассыпчатый. большой круг двумя руками перед собой

Пирог, ножи и вилки тут – круг руками, «пилим» ребр. ладони по др., «вилка» одной рукой

Но что-то гости. «высматриваем» гостей – рука у лба

Я ждал, пока хватило сил, вдох, показываем мускулы на руках

Потом кусочек. показ «кусочка» большим и указательным п.; щёлкаем зубами

Потом подвинул стул и сел «стул» – кулак к ладони; присесть на корточки

И весь пирог в минуту. большой пирог превр-ся в меньший – руки приж. к груди

Когда же гости подошли, руки от себя через центр и в стороны

То даже крошек. пальчики по ладошке – хлопок

Ведущая Е.М: Наши уважаемые гости ещё поделятся своими рецептами чая.

Бабушкин рассказ о чае. Светлана Михайловна (Цветкова), Галина Фёдоровна (Хлебина)

Позабавьте нас немножко

Поиграйте нам на ложках.

Танец с ложками.

Ведущая Е.М Наши уважаемые гости ещё поделятся своими рецептами чая

Бабушкин рассказ о чае. Кущенко

Ведущая: Внимание, «Чайная пауза»! назовите слова, в состав которых входит слово «ЧАЙ». Побеждает тот, кто назовет такое слово последним.

(Чайковский, случай, обычай, чайник, чайхана, чайка……) Победителю вручают приз. (пакетик чая.)

Ведущая Е.М: Наши уважаемые гости ещё поделятся своими рецептами чая.

Бабушкин рассказ о чае. Пустовалова, Филимонова

Кто такой стоит пузатый

И блестящие бока,

Торчит носик крючковатый,

В нём вода из родника.

Окружили его чашки,

Сахар, пирожки и мёд,

Он, как командир в фуражке

Чаю всем гостям нальёт.

Ведущая Е.И.: Знаете ли вы, в каком веке появились первые русские самовары? Какой город является родиной самовара? (Ответы)

Мы привыкли считать самовар предметом очень старинным, на самом деле ему 300 лет. Но самовар долгое время был вещью дорогой. Относились к нему всегда очень бережно, передавали по наследству – от родителей к детям, как ценное имущество. Самовары делали из меди и латуни. Их начищали до блеска. Чай разливала всегда хозяйка дома или старшая дочь. Это был обычай, которого придерживались в каждом доме.

«Самовар Иван Иванович! Золотой Иван Иванович!» – так уважительно величали самовар в народе. Самовар обладает удивительной способностью издавать звуки, точно указывающие на разные стадии кипения воды: «поёт», «шумит», «бурлит».

Горячий чай – нет лучше наслажденья!

Да здравствует пыхтящий самовар!

Как вкусен чай с малиновым вареньем…

Нет, чай поистине божественнейший дар!

С мёдом, с пряником с блинами

Любим чай мы распивать.

А от чая, лишь от чая

Будем песни распевать!

На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки,

Так споём же под чаёк

Подавай мне чашку чая,

Ведь люблю я русский чай.

В чае я души не чаю

Наливай горячий чай.

Самовар поёт, гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.

Самовар пыхтит, искрится

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

В пляске не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям

Если в чае есть чаинки,

Значит, письма пишут вам!

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Купили два бублика

У каждого бублика

Было по дырочке

Два бублика Ирочка съест с молоком

А дырочки пусть полежат на потом.

Саша шустро сушит сушки,

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

Ели две Эли эклеры в постели.

Мама отмыла Эль еле-еле.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы -. (Матрешки)

Песня «Русские матрешки».

Рассказ о чае с ягодами. Медсестра Галина Ивановна.

Взгляд медицины на чай. Чай положительно воздействует на нервную систему: возбуждает кору головного мозга, расширяет его кровеносные сосуды, гасит неврозы. Этим напитком лечат болезни уха, горла и носа, он положительно действует на пищеварение, улучшает обмен веществ в сердечной мышце, нормализует артериальное давление.

В зал входят мальчик и девочка (или две Ведущие) с подносами в руках, на подносах – пироги.

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьет,

Чайная давно уж ждет.

Все для вас, взрослые и детишки:

Калачи, ватрушки, пышки.

Наливайте, не стесняйтесь.

Сладким чаем забавляйтесь!

Всех гостей приглашаем к столу на чаепитие.

Эколого-логопедический досуг «Разноцветная сказка» для детей старшей группы с нарушениями речи

Конспект досуга разработали

учителя-логопеды:

Мараханова Г.Ю.

Ярославцева А.Г.

Детский сад «Марьинский» находится в экологически чистом уголке Подмосковья на территории старинного липового парка имения Фонвизиных. Мы обладаем прекрасной ухоженной территорией в 2 га. Поэтому экологическое направление всегда было нашим приоритетом.

В 2017 году мы стали победителями конкурса на присвоение звания региональной инновационной площадки Московской области РИП-2017 по теме «Формирование развивающей предметно-пространственной среды экологической направленности «Дом природы на ладошке».

Открылись большие возможности для коррекционной работы для детей с ОВЗ.

Хотим предложить конспект эколого-логопедического досуга «Разноцветная сказка» для детей старшего возраста.

Коррекционно-образовательные цели. Обобщить знания детей по теме «Осень».Активизировать словарь, упражняя в подборе слов – признаков к слову «осень». Совершенствование грамматического строя речи (учить образовывать существительные в родительном падеже с предлогом с, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, согласование числительных с существительными)

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: листья клена, яблони, липы, дуба, березы, осины, рябины; корзинка с шишками и каштанами; письмо Лесовичка.

  1. Организационный момент. (Дети входят в экологическую зону леса)

Логопед: «Сегодня мы отправимся в увлекательную экскурсию в лес».

Учитель – логопед читает стихотворение:

« Осень на опушке

По листве тихонько

И зарделись клены,

В пурпуре осинки,

Логопед: «Сегодня мы пригласили вас, чтобы полюбоваться разноцветной сказкой осеннего леса и еще раз восхититься ее разнообразием и необычностью».

Логопед: А какой бывает осень?(Дети подбирают слова – признаки к слову «осень», называя ее золотой, пасмурной, щедрой…)

Логопед: « А теперь давайте прислушаемся к осени.Какие звуки вы слышите?

(Звуки осени: шуршание листьев, ветер, голоса птиц)

Логопед: Какие запахи почувствовали? (прелой листвы, пряной травы, дыма)

Логопед: А вы знаете, что осень имеет свой цвет?Правильно! Цвет осени – это цвет осенних листьев. Давайте рассмотрим листочки

Логопед: Выберите себе листочек, который вам понравился (спросить, почему выбрал именно этот листок)

Дыхательное упражнение

Логопед: Листочек положили на ладошку и напоминаю, что дуть нужно плавно, медленно, воздух вдыхаем носом, выдыхаем ртом не спеша.

Игра «Разноцветные листья»

Логопед: Вы узнали с какого дерева ваш листик?Покажите и назовите (дети показывают и называют деревья)

Логопед: А теперь покажите и назовите с какого дерева упал листик и вспомните какой это листок.

Ребенок. Этот листок упал с клена. Это кленовый листок. И т.д.

Логопед: Молодцы! Хорошо справились.

Игра «Посчитай»

Логопед: А теперь, дети, давайте посчитаемкусты, пни, листья, деревья, ветки…

Дети: Один кленовый лист, два кленовых …. пять кленовых листьев;

Один ореховый куст…… пять ореховых кустов

Один дубовый пень…… пять дубовых пней

Одно осеннее дерево…. пять осенних деревьев

одна еловая ветка…. пять еловых веток

Подвижная игра «Листья»

Логопед: Давайте представим, что вы превратились в осенние листья.

Дети выполняют упражнение.

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся, расставив руки в стороны

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают

И нам под ногами шуршат, шелестят Движения руками влево-вправо

Будто опять закружиться хотят. Кружатся на носочках

Игра «Составь узор» Составляем с детьми узоры из разноцветных листьев на асфальте

Игра «Кто быстрей ответит?»

Логопед: Кто является обитателями леса?

Звери: лиса, волк, медведь, олень, лось, белка, куница, кабан, ежик

– Кто укладывается спать на всю зиму?

– Кто меняет на зиму шубку?

– Кто делает запасы на зиму?

– Кто зимует под листвой, в коре деревьев?

Упражнения на развитие артикуляционной моторики «Лесные звери»

Логопед: Молодцы! А теперь давайте изобразим диких животных в осеннем лесу с помощью губ, языка, щек, щек. (Предлагается индивидуальный и подгрупповой показ артикуляционных упражнений)

Упражнения для губ и щек

Фыркающий еж (Вибрировать губами)

Трусливый зайчик (поднять верхнюю губу, обнажить верхние зубы)

Сердитый волк (оттянуть нижнюю губу, обнажить нижние зубы)

Упражнения для языка

Белочка, собирающая грибы большие и маленькие (язык присосать к небу(«Грибок»), открывать и закрывать рот, не отпуская его)

Мишка, облизывающий мед (Язык «Чашечкой», облизать верхнюю губу)

Логопед: Кто еще живет в лесу?

Птицы: сова, филин, кукушка, дрозд, дятел, сорока

Упражнение на развитие слухового внимания «Дятел и птенцы»

с воспроизведением ритмического рисунка

Логопед: В лесу можно часто увидеть лесного доктора – дятла

Логопед: Как он лечит? (Он стучит по дереву, ищет насекомых).

Вы слышали стук дятла в лесу? (дети показывают артикуляционное упражнение «Дятел»)

Давайте поиграем в игру «Дятел и птенцы». Я буду стучать язычком по бугоркам за верхними зубами, как дятел (Д), а вы будете за мной повторять: ДД; ДДДД; ДД Д; Д ДД; ДДД;

Логопед: Отгадайте загадку про еще одного лесного зверька:

На спине иголки

Острые и колкие.

А свернется он в клубок-

Нет ни головы, ни ног

Упражнение«Ежики-шишки»

Логопед: Посмотрите, к нам пришли ёжики и хотели бы с нами поиграть! (Берем ёжики – шишки из корзинки). Давайте мы возьмем по одной шишке в руку.

(Пальчиковая гимнастика с природным материалом)

Мячик-ежик мы возьмем, (берем шишку)

Покатаем и потрём (катаем между ладошек)

Ручкой ежика прижмем.

(Проговариваем 2 -3 раза)

Логопед: Дети, как называются эти плоды и с какого они дерева?

А теперь поиграем с каштанами

Упражнение «Каштаны»

Логопед: Держите каштаны крепко, катайте их вокруг друг друга, старайтесь не уронить.

Дети. Каштаны в ладошке я крепко держу,

Каштаны в ладошке кручу и верчу.

Я ловко катаю каштаны в ладошке,

Они убегают, как мышки от кошки.

Логопед: Вы были очень ловкими и не уронили каштаны.

Логопед: Отдохнули? А теперь в путь (логопед подводит детей к дереву с дуплом). Дети, какое интересное дупло, а в нем что-то лежит? Это письмо от старичка-лесовичка (логопед читает письмо)

Логопед: Старичок-лесовичок написал, что очень любит лес, волнуется и спрашивает, знаете ли вы правила поведения в лесу.

Дети: В лесу нельзя:

– громко говорить (кричать)

– включать громко музыку

– рвать с корнем цветы, грибы

– ломать ветки деревьев

– разорять гнезда, муравейники

– оставлять за собой мусор

– разбивать стеклянную посуду

Логопед: Молодцы! Лесовичок будет очень рад.

Логопед: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень? (Ответы детей)

Игра «Если осень не придет?»

  • Никогда бы не было коротких дней.
  • Не смогли надеть осеннюю одежду.
  • Не увидели золотую листву.
  • Не наблюдали за цветными листьями.
  • Не было бы листопада.
  • Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте.
  • Не успели бы улететь птицы на юг.
  • Не было бы туманов.
  • Не летали бы серебряные нити паутины.
  • Не смогли бы поесть сладкой рябины.
  • Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли.
  • Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.
  • Не убирали бы богатый урожай в огородах.
  • Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.
  • Не лил бы осенний моросящий дождь.

Итог (Оценка работы детей)

Логопед: Куда мы сегодня ходили? О чем мы говорили? Что понравилось больше всего? Логопед оценивает каждого ребенка.

Как понять, что у ребенка аутизм?

Детский аутизм

Что это – болезнь или особенность развития? Как и кем ставится подобный диагноз? Как понять, что с ребенком что-то не так – и куда обратиться, чтобы получить бесплатную квалифицированную помощь?

Для начала, аутизм – это заболевание или что-то другое?

На сегодняшний день детский аутизм рассматривается в качестве «общего (всеобъемлющего, первазивного) расстройства развития». То есть, это не совсем заболевание, но это тяжелое нарушение психического развития. Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) нуждается в особом внимании врачей, педагогов, психологов и, конечно, родителей.

Аутизм – так и звучит диагноз?

Существует несколько вариантов расстройств аутистического спектра. Согласно международной классификации болезней МКБ-10, выделяют четыре типа:

1) F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
2) F84.1 – атипичный аутизм;
3) F84.2 – синдром Ретта;
4) F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.

В последнее время все аутистические расстройства стали объединять под общей аббревиатурой РАС – расстройство аутистического спектра.

1) невозможность устанавливать полноценный контакт с людьми с начала жизни, особенности сферы привязанности;
2) крайняя отгороженность от внешнего мира;
3) игнорирование внешних и внутренних раздражителей, до тех пор, пока они не станут болезненными;
4) недостаточность использования коммуникативной функции речи;
5) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
6) страх изменений в окружающей обстановке;
7) непосредственные и отставленные эхолалии (неконтролируемое автоматическое повторение слов и фраз за другими людьми);
8) стереотипное и импульсивное поведение и манипулятивные игры;
9) задержка развития.

Многие симптомы схожи с синдромом Каннера: коммуникативные нарушения и стереотипный круг интересов, слабая реакция на внешние раздражители. Добавляются следующие признаки:

1) Контрастные желания и представления;
2) Часто – способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих;
3) Сохраненное или даже хорошо развитое логическое мышление при неустойчивом внимании;
4) Задержка речевого и когнитивного развития, как правило, отсутствует;
5) Речь – своеобразная по мелодике, ритму и темпу;
6) Отрешенный, рассеянный взгляд, скудная мимика;

Проявляется в возрасте 8-30 месяцев без каких-либо внешних причин. Это самое тяжелое нарушение среди РАС.

1) Проявляется на фоне нормального моторного развития;
2) Постепенно утрачиваются уже приобретенные навыки, в том числе речевые;
3) Насильственные движения «моющего типа» в кистях рук;
4) Утрата способности удерживать в руках предметы, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз, жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание.

Несмотря на прогрессирующее заболевание и тотальный распад всех сфер жизни, у ребенка обычно сохраняются эмоциональная адекватность и привязанности.

Расстройство, сходное с синдромом Каннера, но при этом хотя бы один из обязательных диагностических критериев отсутствует. Часто тот или иной признак нарушенного развития проявляется у ребенка в возрасте после 3-х лет.

Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?

Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.

А как быть, если картина недостаточно точна, чтобы поставить ребенку конкретный диагноз?

Если клиническая картина состояния ребенка недостаточно ясна, врач-психиатр ставит диагноз “Аутистическое поведение”. Это означает: у нас мало информации, но поведение ребенка очень похоже по симптомам на аутизм. Этот диагноз требует дальнейшего уточнения.

Чем ребенок с аутизмом отличается от других?

В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам:

Ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;

Он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия);

Круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым;

Поведение ребенка часто деструктивно: он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т.д.

Что может вызвать у ребенка аутизм?

К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.

В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?

Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все».

Иногда в течение долгого времени у ребенка подозревают другие проблемы со здоровьем – задержку речевого развития или нарушения слуха («Потому он и не реагирует на наши слова», – говорят родители).

Это можно вылечить?

Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.

Как оценить интеллект ребенка с аутизмом, если он не идет на контакт с незнакомыми людьми, отказывается выполнять инструкции? Как понять, что у него нет умственной отсталости?

Конечно, это сложно, особенно при отсутствии у ребенка сформированной речи. Для этого специалист опирается на данные, полученные при наблюдении за пациентом, на рассказы родителей о поведении и возможностях ребенка в разных ситуациях.

Результаты психометрической (тестовой) оценки интеллекта интерпретируются с учетом трудностей контакта и возможного искажения количественных показателей. Тестов оценки интеллекта у аутичных детей, дающих достоверные данные при однократной консультации, на сегодняшний день нет.

Достаточно надежная оценка возможна в условиях длительного наблюдения в течение нескольких недель или месяцев. В ряде случаев в процессе роста, развития ребенка и улучшения коммуникативных возможностей, мы можем составить более полное представления об уровне его интеллекта.

Если это просто «особенности развития», и вылечить аутизм нельзя – обязательно ли ребенку проходить специальное лечение?

Помощь ребенку с аутистическим расстройством должна быть комплексной. Всем детям обязательно нужно проходить психолого-педагогическую коррекцию.

Кроме того, при аутистических расстройствах часто наблюдаются болезненные проявления, успешнее всего поддающиеся именно биологической, в т.ч. медикаментозной терапии. Она к тому же повышает продуктивность занятий с педагогами и психологами. В некоторых случаях лекарственное лечение становится просто необходимым.

Какое медикаментозное лечение могут назначить ребенку с РАС?

Для каждого ребенка и каждого случая лечение подбирается индивидуально. Как правило, медикаментозное лечение, назначенное ребенку с РАС, преследует следующие цели:

1. Купирование болевого синдрома. Далеко не все дети с аутизмом владеют речью – значит, не всегда мы узнаем их жалобы. Возможна ситуация, когда ребенок, например, в кровь кусает себе губы и не может сказать, что ему не нравится. Его поведение расценивают как аутоагрессию – а у него просто очень болят зубы. Или ребенок не может ни минуты усидеть на месте, а причиной тому – постоянная боль в животе. Если нам удается распознать, что ребенка мучает боль, мы назначаем обезболивающие.

2. Лечение сопутствующей соматической патологии. К примеру, около 60% детей имеют патологию ЖКТ, как правило, требующую медикаментозного лечения.

3. Коррекция поведенческих нарушений. Часто аутизм сопровождается аутоагрессией, импульсивным поведением ребенка. Хорошо подобранный нейролептический препарат может улучшить качество жизни ребенка. Обычно врачи следят за тем, чтобы препарат хорошо переносился. При правильно подобранной дозе и препарате – ребенок не будет страдать от сонливости, расторможенности или других побочных эффектов.

4. Помощь в вопросах развития. Иногда под воздействием ноотропных средств, взятых в очень деликатной дозировке, у ребенка с РАС происходит прорыв – например, речевой функции. Препарат способен помочь ребенку «усидеть» на коррекционном занятии – что тоже помогает ребенку достигать успеха при психолого-педагогической коррекции.

5. Корректировка нарушения сна. Дети с РАС часто не спят ночами: это крайне тяжело как для самого ребенка, так и для всей семьи. Мы не ставим перед собой задачу просто уложить ребенка спать, поэтому мы не прописываем снотворных препаратов. Для нас важнее настроить биоритмы ребенка, в этом помогают средства с седативным эффектом.

Как заметить, что у ребенка признаки аутизма?

Все, что вам нужно – это с первых дней жизни внимательно следить за тем, как ребенок развивается, как реагирует на вас, на близких людей и окружающий мир.

Сверяйтесь с нормами развития, установленными врачами. Конечно, у каждого ребенка свой темп развития, но в целом, если ваш ребенок на каждом этапе развития осваивает те или иные навыки, скорее всего, у него нет признаков РАС.

Памятка маме: развитие ребенка от 3 месяцев до 3 лет

Возраст ребенка

Действия и умения ребенка, говорящие о его здоровом развитии

с интересом изучает лица окружающих и следит за движущимися предметами;

начинает узнавать предметы и людей;

улыбается при звуке вашего голоса;

начинает улыбаться при общении;

поворачивает голову на звуки.

начинает реагировать на эмоции окружающих людей;

может находить не тщательно спрятанные предметы;

изучает предметы при помощи рук, тянет их в рот;

тянется к предметам, находящимся на удаленном расстоянии;

выражает радость или недовольство голосом;

произносит наборы звуков.

начинает охотно подражать окружающим;

становится очевидным, что ребёнок вас понимает;

может находить спрятанные предметы;

реагирует на «нельзя»;

изображает простые жесты, например, может указать на предмет;

«разговаривает» сам с собой на разные лады;

может произносить отдельные слова: «мама», «папа», «ой»;

реагирует на свое имя, когда к нему обращаются.

подражает поведению окружающих;

радуется обществу других детей;

понимает многие слова;

находит тщательно спрятанные предметы;

указывает на называемые картинки и предметы;

начинает сортировать предметы по форме и цвету;

начинает играть в простые игры с воображением;

начинает узнавать имена знакомых ему людей, различает названия предметов;

может выполнять простые поручения;

может произносить предложения, состоящие из двух слов, например: «еще печенья», «мыть руки».

начинает открыто выражать нежное отношение к другим, имеет более обширный диапазон эмоций;

может заводить механическая игрушки, играть в игры с воображением;

сортирует предметы по форме и цвету;

сопоставляет предметы с картинками;

выполняет более сложные указания, состоящие из 2-3 слов;

пользуется простыми предложениями при общении;

правильно пользуется местоимениями («я», «ты», «меня»);

начинает использовать множественное число («машины», «собачки»).

Есть ли более или менее достоверные критерии, по которым можно сказать, что у ребенка расстройство аутистического спектра?

Существует два международных теста, переведенных на многие языки мира, в том числе и на русский. Их проходят родители, чтобы определить, насколько поведение их детей попадает под описание РАС.

Модифицированный скрининговый тест используется для выявления признаков РАС у детей от 16 до 30 месяцев. Он помогает найти у вашего ребенка особенности, которые требуют более внимательной диагностики сложностей развития.

Тест используется более чем в 25 странах мира. Он очень короткий: заполнение занимает не более 3-х минут. В качестве результата вы получаете приблизительную оценку риска и, возможно, рекомендации по дальнейшему наблюдению у врача.

Тест для детей старше 30 месяцев, используется не только выявления проблем, но и отслеживания динамики. Он содержит 77 вопросов, которые разделены по темам: развитие речи, социализация, сенсорные навыки/познавательные способности и здоровье/физическое развитие/поведение.

Обратите внимание! Пройдя субъективный тест, вы получаете примерную оценку ситуации, но не диагноз. Если по результатам теста родители заподозрили у ребенка аутистическое расстройство, необходимо обратиться к врачу-психиатру.

Куда обращаться, если вы подозреваете у ребенка расстройство аутистического спектра?

Проконсультироваться с детским психиатром Вы можете в консультативно-поликлиническом отделении Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ (далее Центр) по адресу: 119334, г. Москва, 5-й Донской проезд, дом 21А. Телефон 8(495)954-37-54.

Консультация в Центре не ведет к постановке ребенка на учет, но поможет выстроить для него индивидуализированный план лечебно-реабилитационных мероприятий и коррекционных занятий.

Важно! Центр сотрудничает с р егиональной общественной организацией помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт». Раз в месяц представители организации проводят в стенах Центра консультации по вопросам образовательного маршрута для детей с РАС. Обратившись в Центр, вы сможете узнать, как правильно оформить документы для медико-педагогической комиссии, как взаимодействовать с образовательной организацией, на что обратить внимание при выборе школы для ребенка и оформлении инвалидности.

Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. Диагноз раннего детского аутизма устанавливается на основании динамического наблюдения и удовлетворения проявлений нарушения критериям диагностики РДА. Лечение раннего детского аутизма строится по синдромальному принципу; дополнительно проводится коррекционная работа по специальным педагогическим методикам.

  • Причины раннего детского аутизма
  • Классификация раннего детского аутизма
  • Симптомы раннего детского аутизма
  • Диагностика раннего детского аутизма
  • Лечение раннего детского аутизма
  • Прогноз и профилактика раннего детского аутизма
  • Цены на лечение

Общие сведения

Ранний детский аутизм (РДА, синдром Каннера) – психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Частота раннего детского аутизма в популяции составляет 2-4 случая на 10 тыс. детей за явным преобладанием данного расстройства среди мальчиков (3-4:1). Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет. Примерно в 0,2% случаев ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью. Характерно, что ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, следует думать о возникновении у ребенка с отклонениями в поведении других психических отклонений, прежде всего шизофрении.

Причины раннего детского аутизма

На сегодняшний день причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны, что порождает множество теорий и гипотез происхождения нарушения.

Генная теория происхождения связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами. Известно, что 2-3 % потомков аутистов также страдает этим расстройством; вероятность рождения второго ребенка-аутиста в семье составляет 8,7 %, что во много раз превышает среднюю популяционную частоту. У детей с ранним детским аутизмом чаще обнаруживаются другие генетические нарушения – фенилкетонурия, синдром ломкой Х-хромосомы, нейрофиброматоз Реклингхаузена, гипомеланоз Ито и др.

Согласно тератогенной теории возникновения раннего детского аутизма, различные экзогенные и средовые факторы, воздействующие на организм беременной на ранних сроках, могут вызывать биологические повреждения ЦНС плода и в дальнейшем приводить к нарушению общего развития ребенка. Такими тератогенами могут выступать компоненты продуктов питания (консерванты, стабилизаторы, нитраты), алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, факторы среды (радиация, выхлопные газы, соли тяжелых металлов, фенол и др.). Кроме этого, частая связь раннего детского аутизма с эпилепсией (примерно у 20-30% больных) указывает на наличие перинатальной энцефалопатии, которая может развиться вследствие токсикозов беременности, гипоксии плода, внутричерепных родовых травм и пр.

Альтернативные теории связывают происхождения раннего детского аутизма с грибковой инфекцией, метаболическими, иммунными и гормональными нарушениями, старшим возрастом родителей. В последние годы появились сообщения о связи раннего детского аутизма с профилактической вакцинацией детей против кори, паротита и краснухи, однако свежие исследования убедительно опровергли наличии причинно-следственной связи между прививкой и заболеванием.

Классификация раннего детского аутизма

Согласно современным представлениям, ранний детский аутизм входит в группу первазивных (общих) нарушений психического развития, при которых страдают навыки социально-бытового общения. Эта группа также включает синдром Ретта, синдром Аспергера, атипичный аутизм, гиперактивное расстройство с УО и стереотипными движениями, дезинтегративное расстройство детского возраста.

По этиологическому принципу различают ранний детской аутизм эндогенно-наследственного, связанного с хромосомными абберациями, экзогенно-органического, психогенного и неясного генеза. На основании патогенетического подхода выделяют наследственно-конституциональный, наследственно-процессуальный и приобретенный постнатальный дизонтогенез.

С учетом преобладающего характера социальной дезадаптации при раннем детском аутизме К. С. Лебединская выделила 4 группы детей:

  • с отрешенностью от окружающего (полное отсутствие потребности в контакте, ситуативное поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания)
  • с отвержением окружающего (двигательные, сенсорные, речевые стереотипии; синдром гипервозбудимости, нарушение чувства самосохранения, гиперсензитивность)
  • с замещением окружающего (наличие сверхценных пристрастий, своеобразие интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким)
  • со сверхтормозимостью в отношении окружающего (пугливость, ранимость, лабильность настроения, быстрая психическая и физическая истощаемость).

Симптомы раннего детского аутизма

Основные «классические» проявления раннего детского аутизма включают: избегание ребенком контактов с людьми, неадекватные сенсорные реакции, стереотипии поведения, нарушения речевого развития и вербальной коммуникации.

Нарушения социального взаимодействия у ребенка, страдающего аутизмом, становятся заметными уже раннем детстве. Ребенок-аутист редко улыбается взрослым и откликается на свое имя; в более старшем возрасте – избегает зрительного контакта, редко приближается к посторонним, в т. ч. другим детям, практически не проявляет эмоций. По сравнению со здоровыми сверстниками, у него отсутствует любопытство и интерес к новому, потребность в организации совместной игровой деятельности.

Обычные по силе и длительности сенсорные раздражители вызывают у ребенка с синдромом раннего детского аутизма неадекватные реакции. Так, даже негромкие звуки и неяркий сет могут вызывать повышенную пугливость и страх либо, напротив, оставлять ребенка равнодушным, как будто он не видит и не слышит, что происходит вокруг. Иногда дети-аутисты избирательно отказываются надевать одежду определенного цвета или использовать некоторые цвета в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.). Тактильный контакт даже в младенческом возрасте не вызывает ответной реакции или провоцирует сопротивление. Дети быстро утомляются от деятельности, пресыщаются от общения, зато склонны к «застреванию» на неприятных впечатлениях.

Отсутствие способности к гибкому взаимодействию с окружающей средой при раннем детском аутизме обусловливает стереотипность поведения: однообразие движений, однотипные действия с предметами, определенный порядок и последовательность выполнения действий, большую привязанность к обстановке, к месту, а не к людям. У детей-аутистов отмечается общая двигательная неловкость, неразвитость мелкой моторики, хотя в стереотипных, часто повторяемых движениях они демонстрируют поразительную точность и выверенность. Формирование навыков самообслуживания также происходит с запозданием.

Речевое развитие при раннем детском аутизме отличается своеобразием. Долингвистическая фаза языкового развития протекает с задержкой – поздно появляется (иногда совсем отсутствует) гуление и лепет, звукоподражание, ослаблена реакция на обращение взрослых. Самостоятельная речь у ребенка с ранним детским аутизмом также появляется позднее обычных нормативных сроков (смотри «Задержка речевого развития»). Характерны эхолалии, штампованность речи, выраженные аграмматизмы, отсутствие в речи личных местоимений, интонационная бедность языка.

Своеобразие поведения ребенка с синдромом раннего детского аутизма определяется негативизмом (отказом от обучения, совместной деятельности, активным сопротивлением, агрессией, уходом «в себя» и пр.) Физическое развитие у детей-аутистов обычно не страдает, однако интеллект в половине случаев оказывается сниженным. От 45 до 85% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с пищеварением; у них часто встречаются кишечные колики, диспепсический синдром.

Диагностика раннего детского аутизма

Согласно МКБ-10, диагностическими критериями раннего детского аутизма являются:

  • 1) качественное нарушение социального взаимодействия
  • 2) качественные нарушения общения
  • 3) стереотипность форм поведения, интересов и активности.

Диагноз раннего детского аутизма устанавливается после периода наблюдения за ребенком коллегиальной комиссией в составе педиатра, детского психолога, детского психиатра, детского невролога, логопеда и других специалистов. Широко используются различные опросники, инструкции, тесты измерения уровня интеллекта и развития. Уточняющее обследование может включать ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга при судорожном синдроме; консультацию генетика и генотипирование при неврогенетических расстройствах; консультацию гастроэнтеролога при пищеварительных расстройствах и т. д.

Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма проводится как внутри группы первазивных нарушений развития, так и с другими психопатологическими синдромами – задержкой психического развития, олигофренией, шизофренией, депривационными расстройствами и пр.

Лечение раннего детского аутизма

Излечение синдрома раннего детского аутизма на сегодняшний день невозможно, поэтому медикаментозная коррекция строится по синдромальному принципу: в случае необходимости назначаются противосудорожные препараты, психостимуляторы, антипсихотики и т. п. Имеются сведения о благоприятных результатах электроакупунктуры.

Целесообразность применения различных экспериментальных методик (например, лечение раннего детского аутизма безглютеновой диетой) не имеет клинически достоверных подтверждений.

Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится психотерапии, психолого-педагогической коррекции, дефектологической помощи, занятиям с логопедом. В работе с детьми-аутистами используется музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, логоритмика. В процессе обучения аутичных детей педагогам следует ориентироваться на сильные стороны ребенка (нацеленность на учебу, преобладающие интересы, способности к точным наукам или языкам и т. п.).

Прогноз и профилактика раннего детского аутизма

Невозможность полного излечения раннего детского аутизма обусловливает сохранение синдрома в подростковом и взрослом возрасте. С помощью ранней, постоянной и комплексной лечебно-коррекционной реабилитации удается достичь приемлемой социальной адаптации у 30% детей. Без специализированной помощи и сопровождения в 70% случаев дети остаются глубокими инвалидами, не способными к социальным контактам и самообслуживанию.

Учитывая неустановленность точных причин раннего детского аутизма, профилактика сводится к общепринятым правилом, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключить влияние неблагоприятных экзогенных факторов, правильно питаться, избегать контактов с инфекционными больными, соблюдать рекомендации акушера-гинеколога и пр.

Как распознать признаки аутизма в раннем возрасте

Особенности взаимодействия аутичного малыша с близкими людьми и прежде всего с матерью обнаруживаются уже на инстинктивном уровне. Признаки аффективного неблагополучия видны в ряде наиболее ранних, значимых для адаптации реакций младенца. Остановимся на них подробнее.

а) одной из первых адаптивно необходимых форм реагирования маленького ребенка является привыкание к рукам матери. По воспоминаниям многих матерей аутичных детей, с этим у них бывали проблемы. Трудно было найти какую-то взаимоудобную как для матери, так и для ребенка позицию при кормлении, укачивании, при ласке, поскольку в руках матери малыш не был способен принять естественную, комфортную позу. Он мог быть аморфным, т.е. как бы «растекался» на руках, либо, наоборот, чрезмерно напряженным, негибким, неподатливым — «как столбик». Напряженность могла быть настолько велика, что, по словам одной мамы, после держания малыша на руках у нее «болело все тело»;

б) другая форма наиболее раннего приспособительного поведения младенца — фиксация взгляда на лице матери. В норме у младенца очень рано обнаруживается интерес к человеческому лицу; как известно, это самый сильный раздражитель. Ребенок уже на первом месяце жизни может проводить б?льшую часть времени бодрствования в зрительном контакте с матерью. Общение с помощью взгляда является, как уже было сказано выше, основой для развития последующих форм коммуникативного поведения.

При признаках аутистического развития избегание смотреть в глаза, либо непродолжительность такого контакта отмечаются достаточно рано. По многочисленным воспоминаниям близких, трудно было поймать взгляд аутичного ребенка не потому, что он вообще его не фиксировал, а потому, что смотрел как бы «сквозь», мимо. Однако иногда можно было поймать на себе мимолетный, но острый взгляд ребенка. Как показали экспериментальные исследования аутичных детей старшего возраста, человеческое лицо является самым притягательным объектом и для аутичного ребенка, но он не может надолго фиксировать на нем свое внимание, поэтому, как правило, наблюдается чередование фаз быстрого взгляда и его отвода в лицо;

в) в норме естественной приспособительной реакцией младенца является также принятие так называемой предвосхищающей позы: малыш протягивает ручки к взрослому, когда тот наклоняется к нему. Выяснилось, что у многих аутичных детей эта поза была невыраженной, что свидетельствовало об отсутствии у них стремления оказаться на руках матери, о дискомфорте от пребывания на руках;

г) признаком благополучия аффективного развития ребенка традиционно считается своевременное появление улыбки и ее адресованность близкому. У всех детей с аутизмом она по срокам появляется практически вовремя. Однако качество ее может быть очень своеобразным. По наблюдениям родителей, улыбка могла возникать скорее не от присутствия близкого человека и его обращения к малышу, а от ряда других приятных ребенку сенсорных впечатлений (тормошения, музыки, света лампы, красивого узора на халате матери и т.д.).

У части аутичных детей в раннем возрасте не возникало известного феномена «заражения улыбкой» (когда улыбка другого человека вызывает ответную улыбку ребенка). В норме этот феномен уже явно наблюдается в возрасте 3 месяцев и развивается в «комплекс оживления» — первый вид направленного коммуникативного поведения младенца, когда он не только радуется при виде взрослого (что выражается в улыбке, повышении двигательной активности, гулении, увеличении продолжительности фиксации взгляда на лице взрослого), но и активно требует общения с ним, расстраивается в случае недостаточной реакции взрослого на его обращения. При аутистическом же развитии часто наблюдается «сверхдозирование» ребенком такого непосредственного общения, он быстро пресыщается и отстраняется от взрослого, который пытается продолжить контакт;

д) поскольку близкий человек, ухаживающий за младенцем, и физически, и эмоционально является постоянным посредником его взаимодействия с окружением, ребенок уже с раннего возраста хорошо различает разные выражения его лица. Обычно эта способность возникает в 5 — 6-месячном возрасте, хотя и существуют экспериментальные данные, свидетельствующие о возможности наличия ее и у новорожденного. При неблагополучности аффективного развития у ребенка отмечается затруднение в различении выражения лица близких, а в ряде случаев наблюдается и неадекватная реакция на то или иное эмоциональное выражение лица другого человека. Аутичный ребенок может, например, заплакать при смехе другого человека или засмеяться при плаче. По-видимому, при этом ребенок в большей степени ориентирован не на качественный критерий, не на знак эмоции (отрицательный или положительный), а на интенсивность раздражения, что характерно и для нормы, но на самых ранних этапах развития. Поэтому аутичный ребенок и после полугода может испугаться, например, громкого смеха, даже если смеется близкий ему человек.

Для адаптации малышу необходимо также умение выражать свое эмоциональное состояние, делиться им с близким. В норме оно обычно появляется уже после двух месяцев. Мать прекрасно понимает настроение своего ребенка и поэтому может управлять им: утешить, снять дискомфорт, развеселить, успокоить. В случае неблагополучия аффективного развития даже опытные мамы, имеющие старших детей, часто вспоминают, как трудно им было понимать оттенки эмоционального состояния аутичного малыша;

е) как известно, одним из наиболее значимых для нормального психического развития ребенка является феномен «привязанности». Это тот основной стержень, вокруг которого налаживается и постепенно усложняется система отношений ребенка с окружением. Основными признаками формирования привязанности, как уже говорилось выше, является происходящее на определенном возрастном этапе выделение младенцем «своих» из группы окружающих его людей, а также очевидное предпочтение одного лица, ухаживающего за ним (чаще всего матери), переживание разлуки с ней.

Грубые нарушения формирования привязанности наблюдаются при отсутствии на ранних этапах развития младенца одного постоянного близкого, прежде всего — при разлуке с матерью в первые три месяца после рождения ребенка. Это — так называемое явление госпитализма, которое наблюдалось Р. Спитцем (1945) у детей, воспитывавшихся в доме ребенка. У этих малышей отмечались выраженные нарушения психического развития: тревога, перерастающая постепенно в апатию, снижение активности, поглощенность примитивными стереотипными формами самораздражения (раскачивание, мотание головой, сосание пальца и др.), безразличие к взрослому человеку, пытающемуся установить с ним эмоциональный контакт. При затяжных формах госпитализма наблюдалось возникновение и развитие различных соматических (телесных) расстройств.

Однако если в случае госпитализма существует как бы «внешняя» причина, вызывающая нарушение формирования привязанности (реальное отсутствие матери), то в случае раннего детского аутизма это нарушение порождается закономерностями особого типа психического и прежде всего аффективного развития аутичного ребенка, который не подкрепляет естественную установку матери на формирование привязанности. Последнее иногда проявляется так слабо, что родители могут даже не замечать какого-то неблагополучия в складывающихся с малышом отношениях. Например, он может по формальным срокам вовремя начать выделять близких; узнавать мать; предпочитать именно ее руки, требовать ее присутствия. Однако качество такой привязанности и, соответственно, динамика ее развития в более сложные и развернутые формы эмоционального контакта с матерью могут быть совершенно особыми и существенно отличными от нормы.

Рассмотрим наиболее характерные варианты особенностей формирования привязанности при аутистическом типе развития.

Сверхсильная привязанность к одному лицу на уровне примитивной симбиотической связи (совместного неразделимого существования). Складывается впечатление, что ребенок физически неотделим от матери. Такая привязанность проявляется прежде всего только как негативное переживание отделения от матери. Малейшая угроза разрушения этой связи может спровоцировать у ребенка катастрофическую реакцию на соматическом уровне. Например, у семимесячного ребенка при уходе матери на полдня (при том, что он оставался с постоянно живущей с ними бабушкой) поднималась температура, возникала рвота и отказ от еды. Известно, что в норме в этом возрасте малыш тоже тревожится, беспокоится, расстраивается при уходе матери, но его реакции не столь витальны (то есть связанны с тем, что жизненно важно), его можно отвлечь, заговорить, переключить на общение с другим близким человеком, на какое-то любимое занятие. Аутичный же малыш, которому свойственна такая тяжелая реакция даже на непродолжительную разлуку с матерью, может вообще не демонстрировать своей привязанности к ней, когда мама рядом. Он не призывает мать к общению, к совместной игре, не пытается поделиться с ней своими положительными переживаниями и может не откликаться на ее обращения. Часто такая связь выражается в том, что ребенок просто не может выпустить маму из своего поля зрения (она не может отойти в другую комнату или закрыть за собой дверь в туалете), а иногда — в выделении на какой-то период одного предпочитаемого лица и неприятии остальных членов семьи. Однако в дальнейшем единственным человеком, которого ребенок будет допускать до себя, может стать кто-то другой (например, бабушка вместо мамы, и в этот период малыш уже будет полностью отказываться от какого-либо взаимодействия с матерью, «не замечать» ее).

Дозированность проявления признаков привязанности. При такой форме складывающейся эмоциональной связи с матерью ребенок может рано начать выделять маму и иногда проявлять по отношению к ней исключительно по собственному побуждению сверхсильную, но очень ограниченную по времени положительную эмоциональную реакцию. Малыш может проявить восторг, подарить матери «обожающий взгляд». Однако такие кратковременные моменты страстности, яркого выражения любви сменяются периодами индифферентности, когда ребенок вообще не откликается на попытки матери поддержать с ним общение, эмоционально «заразить» его.

Может также наблюдаться длительная задержка в выделении какого-то одного лица в качестве объекта привязанности, иногда ее признаки появляются значительно позже — после года и даже после полутора лет. При этом малыш демонстрирует равную расположенность ко всем окружающим. Такого ребенка родители описывают как «лучезарного», «сияющего», ко всем «идущего на ручки». Однако это происходит не только в первые месяцы жизни (когда в норме формируется и достигает своего расцвета «комплекс оживления» и такую реакцию ребенка, естественно, может вызвать любой общающийся с ним взрослый), но и значительно позже, когда в норме незнакомый человек воспринимается ребенком с осторожностью либо со смущением и стремлением быть поближе к маме. Часто у таких детей вообще не возникает характерного для возраста 7 — 8 месяцев «страха чужого»; кажется, что они даже предпочитают чужих, охотно кокетничают с ними, становятся более активными, чем при общении с близкими.

Елена Баенская, кандидат психологических наук,
специалист Института коррекционной педагогики РАО,
Отрывок из книги «Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст)»

Признаки аутизма у детей младше 3 лет

  • Характеристика
  • Причины
  • Классификация
  • Признаки аутизма
  • Диагностика
  • Основные подходы к коррекции

Проблема аутизма у малышей младшего возраста является одной из самых трудных в детской практике. В настоящее время в России практически не применяются различные диагностические тесты, которые бы позволяли уточнять диагноз до трехлетия ребенка. Тем не менее, ежегодно случаи впервые выявленного заболевания регистрируются у малышей дошкольного возраста. Знать об этой болезни следует всем родителям, чтобы вовремя распознать болезнь.

Характеристика

Впервые случай аутизма у детей был описан в 1943 году. Это открытие сделал Г. Аспергер. В последствии даже один из синдромов, при котором развиваются симптомы заболевания, был назван его именем — синдром Аспергера. Определение болезни было дано гораздо позже, после накопления статистических данных о заболевших.

Аутизм — это психическое заболевание, при котором происходят выраженные нарушения в коре головного мозга, приводящие к полному нарушению социальной адаптации и особому восприятию собственного внутреннего мира.

Заболевание может встречаться в любом возрасте, в том числе у новорожденных. Детки, которым установлен диагноз «аутизма», требуют к себе более внимательного отношения и применения специального подхода.

Причины

На сегодняшний день большинство ученых считают, что причиной заболевания становятся нарушения в генетическом аппарате или врожденная генетическая наследственность. Очень часто первые признаки болезни можно заметить у грудничков или малышей первого года жизни. Однако эти проявления часто списывают на особенность характера или темперамента ребенка.

У мальчиков аутизм встречается гораздо чаще. Соотношение — 4:1. Девочки болеют реже. Часто малышки имеют высокую предрасположенность к болезни, если у их близких родственников или родителей есть данное заболевание.

Наследуется болезнь по аутосомно-рецессивному признаку. Это означает, что даже если оба родителя будут больны аутизмом, то риск рождения здорового ребенка у них составляет 25%.

Не только наследственная предрасположенность может привести к появлению заболевания. Есть научные исследования, которые показали связь между воздействием некоторых провоцирующих факторов на развитие болезни. Как правило, такое действие происходит во время внутриутробного роста малыша.

К таким провоцирующим факторам относят:

Инфицирование беременной женщины различными бактериальными или вирусными инфекциями. Особенно опасно такое заражение плода в период первых 8 недель внутриутробного развития.

Воздействие на будущего ребенка различных токсических химических веществ. Обычно это происходит, если мамочка во время беременности работает на вредных производствах или промышленных предприятиях.

Сильное ионизирующее излучение. Встречается на различных производствах, где проводятся работы с ультразвуком или инфракрасными лучами. Все виды радиоактивных излучений также могут повлиять на строение нервной системы, и вызвать симптомы аутизма.

Классификация

Ранний детский аутизм может протекать в различных вариантах. Обычно врачи используют различные классификации, которые позволяют разделить формы болезни по сходным признакам.

Заболевание может быть легким, средней степени тяжести и тяжелым. В основе этой классификации лежит степень выраженности неблагоприятных симптомов.

  • При легкой степени тяжести нарушения интеллектуальных способностей у малыша не происходит. Такие дети практически не отстают в уровне психического развития от своих сверстников. При внимательном наблюдении за ребенком можно обнаружить некоторые особенности. Как правило, такая форма заболевания диагностируется в 3 года.
  • При аутизме средней степени тяжести проявляются уже более стойкие нарушения со стороны моторных функций, а также присоединяются речевые нарушения. Дети в 2 года практически не разговаривают. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова или фразы, но речевые обороты лишены смысла и являются только простым набором слогов.
  • Для тяжелого течения характерны выраженные нарушения мозговой деятельности. Дети практически не реагируют на окружающих, не отвечают на вопросы, к ним обращенные. Малыши в возрасте 1,5 года по развитию соответствуют 6-7 месячному ребенку. Эта форма болезни характеризуется неблагоприятным течением и сравнительно плохим прогнозом лечения.

Признаки аутизма

К основным проявлениям заболевания можно отнести следующие симптомы:

Обеднение эмоций. Малыши, не имеющие отклонений в психическом развитии, при любой улыбке или поглаживании испытывают положительные эмоции и реагируют в ответ. Дети,страдающие аутизмом, практически никак не отвечают. Физический или телесный контакт не вызывает у них никакого ответа. Ребенок остается безучастным или старается отвернуться.

Сосредоточенный взгляд. Обычно малыши первого года жизни начинают фиксировать взгляд на каком-то одном предмете. Чаще всего у детей с аутизмом можно наблюдать «отсутствующий» взгляд. Они никогда не смотрят собеседнику в глаза, зато часами могут рассматривать какую-то часть от игрушки или рисунок на стене. Часто кажется, что малыш просто погружен в себя.

Медленное приучение к горшку. Обычно для малышей, страдающих аутизмом, это становится очень трудной задачей. Часто только в возрасте 3-4 лет ребенок полностью отучается от подгузников и привыкает ходить в горшок.

Нарушения речи. Как правило, малыши-аутисты начинают говорить достаточно поздно. Даже после произнесения первых слов они могут замолчать на долгое время. Спустя несколько месяцев они снова начинают говорить, однако произносят всего несколько отдельных слогов или однотипных слов.

Многократные повторения слов. Малыши, страдающие аутизмом, очень часто повторяют несколько слов. На вопрос «будешь кушать?» они могут несколько десятков раз повторить «кушать, кушать, кушать». Это прекратиться, только когда кто-то из родителей скажет «кушать» после монолога ребенка. После этого он обычно замолкает.

Однотипные движения. Малышам-аустистам очень нравится повторять какое-либо действие много раз. Обычно они включают и включают свет или открывают водопроводный кран. Любые попытки сделать замечание, что так делать нехорошо или неправильно, ребенок не воспринимает адекватно и начинает повторять снова и снова.

Изменение походки. Довольно часто маленький аутист начинает ходить на цыпочках или сильно размахивает при ходьбе руками, как бы изображая птицу или бабочку. Некоторые малыши могут подпрыгивать при ходьбе.

Психологические особенности. Обычно малыш, страдающий аутизмом, становится более замкнутым. Такие дети часто испытывают серьезнейшие трудности в попытках завести новых друзей. Малыши обычно не играют с другими детьми в песочнице или уходят с детской площадки, избегая новых знакомых.

Любимые продукты питания. Обычно ребенок, страдающий аутизмом, имеет выраженную наклонность и любовь только к определенной пищи. Ввести в его рацион новые продукты становится чрезмерно сложной задачей для любой мамы. Малыш категорически отказывается от всего нового, требуя привычных для него блюд. Дети в возрасте 2-3 лет кушают только из знакомой для них посуды. Новые столовые приборы могут вызвать у малыша настоящий приступ паники.

Строгая организация. Малыши-аутисты всегда стараются упорядочить свои игрушки или предметы. Они выстраивают своих кукол или животных по цвету, по размеру или по каким-то только им понятным критериям. Любое нарушение такого порядка может вызвать у малыша сильную апатию или же наоборот привести к агрессивному поведению.

Возможность самоагрессии. У малышей с аутизмом нарушаются границы восприятия внешнего и внутреннего мира. Довольно часто они чрезмерно болезненно воспринимают любые попытки вторгнуться в их личный мир. В этом случае они проявляют агрессию не по отношению к другому человеку, а к себе. Малыши могут себя нарочно кусать и даже стараются упасть из кроватки или манежа. Нужно отметить, что такие симптомы встречаются преимущественно при достаточно тяжелых формах болезни.

Читайте также:  Конспект итогового занятия по ФЦКМ с детьми средней группы компенсирующей направленности
Ссылка на основную публикацию