Конспект НОД: Автоматизация звука (Р)

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Р в предложениях

Программное содержание:

1. Цель:
– автоматизация звука р в предложениях;

2. Коррекционно – образовательные задачи:
– расширять знания о звуках языка;
– закреплять знания об органах артикуляционного аппарата.

3. Коррекционно – развивающие задачи:
– выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха;
– укрепление мышц артикуляционного аппарата;
– развитие фонематического слуха;
– закрепление изолированного правильного произношения звука [р];
– уточнение правильного произношения звука [р] в чистоговорках;
– развитие координации движений, поддержание умственной активности и работоспособности;
– автоматизация звука [р] в предложениях;
– развитие логического мышления;
– развитие мелкой моторики;
– резвитие эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания;

4. Коррекционно – воспитетельные задачи:
– соблюдать правила поведения в кабинете;
– внимательно слушать педагога;
– воспитывать умение внимательно слушать педагога и выполнять инструкции;

5.Используемая литература:
• Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников, М.: «Вако» 2005.
• Крупенчек О.И. Научите меня говорить правильно, СПб.: «Литера» 2006.
• Османова Г.А. Позднякова Л. А, 95 логопедических игр с роботом Робиком, СПб.: «Литера» 2012.

II. Основная часть
1. Логопед: Давайте научим, как правильно дышать на нашей планете.
Дыхательная гимнастика «Поможем роботу»
Исходное положение – руки вперед, вдох – руки разводятся в стороны, выдох – руки медленно сходятся.
Нашего земного языка он тоже не знает. Научим его говорить?
Ответы детей.

2. Артикуляционная гимнастика:
1. «Маляр» – улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое небо («потолок»), делая движения языком вперёд – назад.
2. «Лошадка» – улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»)
3.«Грибок» – улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении – 5-10 с.
4. «Гармошка» – улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

Давайте поиграем и научим его слышать звуки.
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [р]

3. Д/и «Поймай звук» [р], [п], [а], [в], [р], [к], [е],[р], [и], [т], [л], [р, [у], [н], [г], [м], [с], [р], [т], [д], [ш] и т. д.
Давайте покажем роботу как правильно произносить звук [р]

4. Изолированное произношение звука [р].
Давайте расскажем роботу чистоговорки и он сможет сам прознести свое имя со звуком [р].

5. Повторение чистоговорок.
Ра-ра-ра, Робик учит букву «А».
Ро-ро-ро, Робик наш пошел в кино.
Ру-ру-ру, гуляет Робик по двору.
Ры-ры-ры, купит Робик нам шары.

Ар-ар-ар, Робик шар нарисовал.
Ор-ор-ор, видит Робик светофор.
Ур-ур-ур, Робик кормит кур.
Ыр-ыр-ыр – скушал Робик сыр.

6. Физкультминутка «Робот»
Стоит робот на дороге, (движения выполняются соответственно тексту)
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.

Логопед: Робот Робик не знает, что можно есть, а что нельзя, давайте подскажем ему (демонстрируется картинка с изображениями. Дети называют съедобное и говорят, что это могут есть люди. Называют и остальные картинки и говорят, что может съесть робот. Лексика: рогалик, мороженое, помидор, горох; кружка, ворота, вертолет, гитара, ручка, ведро.)

5. Д/и «Съедобное – несъедобное»
Логопед: Ещё Робик просит нас научить его отличать правду от вымысла. Давайте поможем ему.

6. Д/и «Что нарисовал художник неправильно»
(Демонстрируется картинка с изображением. Дети отвечаю полным предложением, и говорят, бывает ли такое. (сохраняя правильное произношение звука [р].
Ответы детей:
– Рыбак плывет на рыбе.
– На елке растут розы.
– Рысь стреляет из рогатки помидором.
– Рыба в аквариуме похожа на сову.
– Рыбу ловит рыболов.

Логопед: Дети, на нашей планете у Робика нет друзей роботов.
Давайте построим ему друзей.

7. Развитие мелкой моторики «Выложим роботов»

III. Итог занятия. Рефлексия.(просмотр видеофрагмента с музыкой релакс о там как робот Робик пролетал вокруг земли)

Конспект НОД «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях»

Жанна Гребенникова
Конспект НОД «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях»

ТЕМА: “Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях”.

Цели и задачи

Коррекционно-образовательные

1. Продолжать закрепление правильного произношения звука “Р в слогах, словах и предложениях.

2. Учить выделять звук Р в словах и находить его место.

3. Продолжать учить осуществлять звуковой анализ и синтез слов.

Коррекционно-развивающие

1. Развитие звукового анализа и синтеза.

2. Активизировать и обогащать речевую практику детей.

4. Развитие слухового внимания, тактильного восприятия, памяти и логического мышления.

Коррекционно-воспитательные

1. Воспитывать стремление овладеть правильной речью.

2. Воспитывать внимание к обращенной речи

3. Формирование навыка самоконтроля за собственной речью.

ОБОРУДОВАНИЕ:, предметные картинки, схемы, таблицы, речевые игры, колокольчик, сухой бассейн, мелкие игрушки., игрушка Буратино с папкой., мультимедийное оборудование.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро при встречи здороваться : Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым, доброе утро длится до вечера. (дети здороваются)

Логопед. Ребята! Давайте вспомним правило красивой речи. Говорим всегда красиво, смело, четко, но не торопливо.

И сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук Р. Старайтесь не ошибаться! Следить за правильностью произношения нам поможет волшебный, спящий колокольчик, если кто-то произнесет звук Р неправильно, колокольчик проснется и позвонит. Старайтесь не разбудить его!

(стук в дверь) Подождите, кажется, кто-то стучит. Да это же Буратино, и он очень грустный, потому что никак не может научиться красиво и четко произносить звук Р Буратино хочет сказать «Здравствуйте, ребята, я Буратино»! А получается «Здаствуйте лебята, я Буатино!»!

А вы не хотите помочь Буратино научиться разговаривать красиво?

Логопед. Ребята, а давайте расскажем Буратино какой же такой звук Р и как его произносить.

(схема произношения на экран)

Ответы детей (звук Р твердый, согласный, звонкий. При его произношении зубы приоткрыты, губы улыбаются, язык поднят за верхние зубы и дрожит, воздушная струя теплая). РРРРРР.

Логопед. Молодцы, правильно. Смотрите, Буратино принес большую папку с заданиями, которые никак не может выполнить без вас.

Логопед. Ра-ра-ра, ра-ра-ра начинается игра.

Проговорить слоговые ряды по заданию логопеда в соответствии с выбранной цифрой:

Логопед Ру-ру-ру, ру-ру-ру продолжаем мы игру.

Отгадать загадку, найти место звука в слове, обозначить на схеме.

(слайды с ответами)

*Вот пернатый городской

Всюду жмется к людям

Мы голодною зимой

С ним делиться будем.

Просит серый озорник

Дайте хлеба крошку

Я устал чирик-чирик

И замерз немножко. (воробей)

*Без рук, без ног, а ворота открывает. (ветер)

*Ей не скажешь, кошка брысь, потому что это (рысь)

*Я с собой ее ношу,

Не макаю, но пишу

*То я в клетку, то в линейку

Написать по ним сумей-ка

Можешь и нарисовать

Называюсь я (тетрадь)

Логопед Ры-ры-ры, ры-ры-ры мы не можем без игры.

Ребята, а ведь, Буратино хочет пойти в школу смотрите, что он приготовил:

Согласование Существительное Х Числительное. 1-5 (пятерка, карандаш, тетрадь, ручка)

Логопед «Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что.»!

Хм, странно. А вот и подсказка. (карта)

Ходьба к заданному месту по инструкции логопеда (5 шагов вперед стоп, 2вправо стоп, один назад стоп, 3 влево стоп, один вперед стоп, обойдем большой камень стоп, впереди ручей идем по узкому мостику стоп, закрываем глазки и не открываем считаем до 5 (стол с сухим бассейном, в котором кукуруза, макароны, горох, мелкие игрушки)

Найти игрушку на ощупь – назвать. Исправить, предложенное деформированное предложение с данным словом.

Логопед. Это верно или нет? Ну-ка дай ответ : (ребенок нащупал рыбу, достает, называет, исправляет предложение)Рыба поймала рыбака. (расческу)Расческа причесывается Ромой. (крота)Нора роет крота. (бобра)Дерево грызет бобра.

Логопед. Какие вы ребята молодцы! Оказывается, Буратино никак без нас не мог распутать слова, и поэтому не понимал о чем эти предложения. Возвращайтесь на стульчики, только аккуратно не упадите в ручей, не споткнитесь о камень.

Логопед. Ребята, смотрите какой большой конверт у нас остался.

Игра «Кто в домике живет?» По первым звукам в словах составить слово и узнать кто в домике живет. (Р,О,М,А. – рак, осы, мухомор, ананас). К,Р,О,Т- кот, рак, обруч, танк. Р,А,К,И – роза, автобус, кит, индюк.

Логопед. Ребята мы сегодня много помогали Буратино, ему пора уходить, может ему что-нибудь подарить на прощанье?

Ответы детей… Нарисуем ему в подарок картину. Мы уже догадались, что Буратино мечтает пойти в школу. Сейчас мы нарисуем ему школу:

– Я нарисую стены.

Ответы детей. А я нарисую крышу

Я нарисую дверь

Я нарисую ручку,

я нарисую крыльцо

я нарисую деревья

я нарисую забор.

Логопед. Вот и закончена картина держи Буратино!

Буратино. СПАСИБО ВАМ ДОРРОГИЕ РРЕБЯТА! УРРА, я научился говорить звук Р! До новых встреч ДРРУзья!

Нам тоже пора прощаться, сегодня мы много старались давайте скажем

спасибо нашим пальчикам

спасибо язычку, красиво, четко правильно я говорить хочу! До свидания!

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 5–7 лет (ОНР — III уровень речевого развития) Содержание коррекционной работы 1. Обследование всех сторон речи (арт. моторики, звукопроизношения, фонем, слуха, словарного запаса, слогового.

Логопедическое занятие «Автоматизация звука [З]» Тема: «Автоматизация звука – З –» Цель: упражнять в правильном произнесении звука [з], изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях.

Конспект НОД: Автоматизация звука (Р)

НОД (индивидуальная) по автоматизации звуков Р,РЬ в подготовительной к школе группе.

Тема: «Путешествие в Африку»

1.Автоматизация звука Р в слогах словах и фразах на лексическом материала «Животные жарких стран».

2.Активизация словаря прилагательных по теме «Животные жарких стран». Закрепление умения проводить звукобуквенный и слоговой анализ слов.

3.Воспитание умения выполнять начатое дело до конца.

Оборудование: ноутбук, слоговые таблицы.

Деятельность логопеда и ребенка

момент (согласование существительных в родительном падеже)

Введение в тему

Произнесение изолированного звука Р.

Звуковой анализ слов.

Подбор слова к готовой звуковой схеме.

Грамматическое упражнение на подбор прилагательных к существительным

Закрепить умение определять место звука в слове.

Развитие фонематического слуха

Придумывание слов с заданным звуком, автоматизация звука Р в словах

«Доскажи словечко»(неизменяемое существительное КЕНГУРУ)

Актуализация знаний о животных жарких стран

Грамматическое упражнение «Чей? Чья? Чьё?»-образование притяжательных прилагательных.

Автоматизация звука Р во фразе.

Составление слов из слогов

Автоматизация звука р в предложениях. Придумывание предложений с заданным словом.

Чтение предложений с договариванием слов по картинкам.

Автоматизация звука р в тексте

-Посмотри на картинку и скажи кого ты на ней видишь? (я вижу жирафа, кенгуру, черепаху…)

-Какой звук встречается в каждом слове? (звук Р)

-Где живут эти животные?

Предлагаю тебе отправиться в Африку, чтобы больше узнать о животных жарких стран и научиться произносить звук Р правильно!

-На чем мы можем полететь в Африку?( на самолете, на вертолете)

Но сначала нужно подготовиться к полету и выполнить гимнастику

Произнеси звук Р

-Что делают губы, зубы и язычок, когда мы произносим звук Р?

Итак мы сели в вертолет, заводи пропеллер, произноси звук р пока вертолет не улетит с экрана.

Мы прилетели в Африку.

И чтобы узнать кто первым нам встретился в Африке необходимо подобрать правильную картинку к схеме и щелкнуть по ней мышкой.

Правильно, первым в Африке нам встретился тигр.

-Если тигр охотится на других животных, значит он какой? (хищный)

-Если у тигра есть полоски, значит он какой? (полосатый)

Впереди нас ждет препятствие широкая, глубокая река.

А в реке Нил живет зеленый….(крокодил) Давай накормим крокодила, чтобы он нас пропустил дальше. Картинку со звуком Р в начале слова помести к голове крокодила, картинку со звуком Р в середине слова к туловищу, в конце слова-к хвосту крокодила.

-Если у крокодила много зубов, значит он какой? (зубастый)

-Если у крокодила длинный хвост значит он какой?(длиннохвостый)

Молодец, с этим заданием справился.

Чтобы перейти реку нужно выложить мост из бревен. Щелкай по мышке как только услышишь слово со звуком Р. Готов?(слон, жираф, лев, гепард, антилопа, носорог, обезьяна, кенгуру)

Шагай по бревнышкам придумывай слова со звуком Р. (рак, робот, ручка, рыба и.т.д.)

С этим препятствием ты отлично справился. Можно немного отдохнуть.

Физминутка под песню Красной Шапочки об Африке.

В Африке нас ждет много опасностей, поэтому нужно быть очень внимательным. Сейчас мы проверим какой ты внимательный.

Игра называется «Доскажи словечко». Я буду читать стихотворение, а ты договаривай последнее слово по картинке на слайде.

-Собери семью кенгуру

-Где носит кенгуру своего детёныша?

-Если у кенгуру есть сумка значит какое это животное?

-Если у кенгуру быстрые ноги, значит животное какое?(быстроногое)

Перед нами следующее препятствие. Высокая гора. А за ней прячутся звери. А вот какие догадайся сам.

-Чей хвост ты видишь?

-Чьи горбы видны из-за горы?(верблюжьи)

-Кто прячется за горой?

Собери семью верблюда.

-Если у верблюда два горба, значит он какой?

-Если один горб? (одногорбый)

В Африке было землетрясение и гора слов рассыпалась. Собери слова из слогов. Их три и они обозначают животных. Какие слова у тебя получились? Придумай предложения с этими словами.

Читайте также:  Развитие языкового анализа и синтеза (Домашние задания)

Нам пора возвращаться.

Садимся в вертолет, заводим пропеллер.

Мы вернулись в детский сад. Чтобы поделиться своими впечатлениями о путешествии,а поможет нам этот рассказ.

Прочитай рассказ, договаривая слова по картинкам.

«Формирование слухового восприятия у детей раннего возраста»

Сенсорное воспитание и развитие дошкольника.

Автор: Токпешева Зоя Михайловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад N7 «Ладушки» Междуреченского городского округа.

Значение сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.
Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Чем богаче ощущения (чувственный опыт) и восприятия, тем шире и многограннее будут сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий под воздействием педагога.
Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Но все это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения призвано сенсорное воспитание. Психологические исследования показывают, что без такого воздействия восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития.
Мария Монтессори (ит. педагог), разработавшая в начале 20 века систему сенсорного воспитания ставила своей целью добиться высокого уровня различения детьми цветов и оттенков, форм и величин (однако при этом развитие органов чувств не было связано с развитием речи, мышления). Она считала, что каждый ребенок умен и талантлив от рождения, нужно создать среду и ребенок будет развиваться в собственном ритме. Но не ставила своей целью сделать из детей образованных людей.
Большой вклад в разработку вопросов сенсорного воспитания внесла Елизавета Ивановна Тихеева. Она связала работу по совершенствованию органов чувств с развитием речи детей, ознакомлением их с окружающим предметным миром. Разработанные ею дидактические материалы, игры также направлены на различение цвета, величины, формы, но ознакомление со свойствами и качествами предметов происходит в игровой деятельности.

Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выработаны в процессе общественно – исторического опыта.

Такими эталонами являются основные цвета, геометрические множества фигур (шар, куб, круг, квадрат), меры веса, меры длины (осваиваются до 5 лет). После пяти, ближе к школе ребенок должен овладеть всеми эталонами. От того, как была организована родителями, воспитателями жизнь ребенка зависят и будущие достижения.
В современной педагогике в содержание сенсорного воспитания, помимо вышеперечисленных, входит также развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки.
С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. (начинает накапливаться своеобразный «звуковой» словарь). Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него сигналами. Звуки порою ребенком не замечаются, слабо выделяются. Для того, чтобы он научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), понимать и различать любые звуки, ребенок должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки.
Таким образом, слуховое восприятие нужно целенаправленно развивать с первых лет жизни.

Воспитанниками моей группы являются малыши с одного года до двух лет. Все они впервые поступили в ясли. Это тот замечательный возраст, когда ребенок впитывает в себя сведения об окружающем мире как губка – так называемый сенситивный период. А слух для него является одним из важнейших источников получения информации об окружающем мире.
Развитие слухового восприятия мы ведем в двух направлениях:
– с одной стороны, развиваем восприятие обычных звуков,
– с другой – восприятие речевых звуков, на базе чего и происходит формирование фонематического слуха (ребенок достаточно рано отличает голос близких взрослых от голосов других людей, улавливает интонацию; лепет ребенка – это активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, так как малыш слушает и повторяет фонемы родного языка).
Оба направления начинают развиваться еще в младенческом возрасте.
Работа по развитию слухового восприятия предусматривает:
– развитие умения прислушиваться;
– умение ориентироваться в пространстве на слух;
– различение характера, темпа, громкости и длительности звучаний;
– формирование умения определять путем проб то, что звучало (бытовые звуки, звучащие музыкальные звуки).
К концу первого года жизни слух ребенка достигает уровня развития слуха взрослого. Годовалый ребенок в состоянии различать звуки, находящиеся на расстоянии 6 метров, и определять источники звучания, расположенные в любом направлении (справа, слева, впереди, позади, наверху, внизу).
А теперь расскажу, как мы способствуем развитию слуха у детей?
Лучше всего делать это в игре. Цель игр – открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем – то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц, людей. Это требует не только активного слухового восприятия, но и хорошей памяти, внимания, мышления и элементарного музыкального слуха.
Мы соблюдаем одно условие: учим отделять «загадочный» звук от других звуковых впечатлений. Для этого создаем полную тишину в моменты загадывания и отгадывания звуковых «загадок», чтобы малыши могли сосредоточиться на звуке (звучание бубна, барабана, дудочки).

Как способствовать развитию слухового восприятия у детей раннего возраста

Учимся различать звуки окружающей среды

Отправляясь на прогулку, обращаю внимание детей на всевозможные звуки. Обязательно называю источник звучания, указываю на него рукой по следующей схеме: звукоподражание – название – действие

– би – би – би – машина – машина едет (гудит)
– у – у – у – самолет – самолет летит
– мяу – мяу – кошка – кошка лежит (мяукает, прыгает).
Комментарии сопровождаю художественным словом, эмоционально окрашенным. Например:
Вот собачка Жучка
Хвостик закорючка,
Зубки острые,
Лапки быстрые.

Котя – котенька – коток,
Кудреватый лобок,
Мягкая спинка,
Теплый животик,
Любит молоко из крынки.

У нас машины разные
Би – би, би – би, би – би,
Зеленые и красные,
Би – би, би – би, би – би,
Машины за машинами
Шуршат своими шинами,
Би – би, би – би, би – би.

Упражнения по развитию способности находить источник звучания на различном расстоянии

Обращаю внимание детей на отдаленные звуки, доносящиеся извне. Это могут быть: звонок в дверь, шум пылесоса, гудки машин, звонок телефона, голоса людей, звук падающих предметов, пожарная машина, скорая помощь, магнитофон и телевизор, хлопанье двери.
Показываю детям источник звучания и по возможности подвожу к нему. Во время самостоятельной свободной деятельности, когда ребенок не смотрит в мою сторону, зову его по имени издалека, а когда повернется, машу ему приветливо рукой и хвалю.

Игры с музыкальными инструментами

В нашей группе есть разнообразные музыкальные инструменты: барабан (большой, маленький), дудочки (деревянные, пластмассовые), металлофон, свистки разной формы и величины, кастаньеты, ксилофон, гармошка, бубны, колокольчики, молоточки, погремушки. Знакомлю малышей с их звучанием. Даю каждому ребенку музыкальный инструмент и получаю своеобразный «детский» ансамбль.
Детские игры провожу, отстукивая их ритм на любом ударном музыкальном инструменте. Например, игра «Быстро – медленно». Стучу по барабану, меняя темп – то быстро, то медленно. Ребенок под быстрые удары бегает, а под медленные удары марширует. Учу малышей ударять по барабану, бубну как я. Объясняю правило: «Я стучу по барабану, бубну (один раз, много раз подряд), а ты (Саша, Маша) послушай и ударь как я». В результате таких игр малыши начинают понимать значение слов «барабан», «бубен», «много» и с удовольствием играют. Под ритм ударных музыкальных инструментов учу манипулировать игрушками, изображающими животных. Например, мишка идет медленно:
– топ (удар) – топ (удар) – топ (удар),
– а теперь побежал быстро – быстро: топ – топ – топ –топ – топ – топ – топ.
Систематически провожу игры для развития слухового восприятия, внимания и памяти. Например:
Игра «Кто что услышит?»
Цель: развивать слуховое внимание, память, восприятие, пополнять активный словарь.
Оборудование: ширма, колокольчик, бубен, молоточек, барабан и т. п.
Ход: За ширмой по очереди издаю звуки вышеперечисленными предметами и предлагаю отгадать, каким предметом произведен звук. При этом звуки ясные, контрастные, чтобы ребенок мог их угадать. До начала игры поочередно обыгрываю музыкальные инструменты, вношу их с игровым персонажем в группу, уточняю названия и показываю их звучание.
Игра « Угадай, что делать»
Цель: развивать умение переключать слуховое внимание, активизировать движения детей, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.
Оборудование: бубен, два флажка.
Ход: У ребенка в руках два флажка. Если громко звенит бубен, то малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз за спину. Чередовать громкое и тихое звучание не более 3 – 4 раз. Показываю детям, как правильно держать спинку «как я».
Игра «Кто внимательный?»
Цель: развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.
Оборудование: кукла, игрушечный мишка, машинка.
Ход: Сижу около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Объясняю ему: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорю:
– Возьми мишку и посади в машину.
-Возьми мишку из машины.
– Посади в машину куклу.
-Покатай куклу.
Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.
Игра « Где позвонили?»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, определяя направление звука.
Оборудование: колокольчик.
Ход: Ребенок угадывает откуда доносится звук. А я тихо встаю в стороне от него (справа, слева, сзади) и звоню в колокольчик. Малыш указывает или угадывает направление звука, он поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко. Если ребенок ошибается, то взрослый ему подсказывает. Игру повторяю 3 – 4 раза.
Игра « Угадай, на чем играю?»
Цель: развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать музыкальные инструменты на слух по их звучанию.
Оборудование: барабан, бубен, дудочка.
Ход: Создаю игровую ситуацию «Мишка в гости пришел и принес музыкальные инструменты». Обыгрываю их, говорю названия, издаю звучание каждого инструмента и убираю за ширму. Малыши по звуку пытаются угадать « чья песенка слышна». Игру повторяю 3 – 4 раза.

В группе есть помимо музыкальных игрушек и другие предметы, которые издают звук – это игрушки с музыкальным звучанием: яркие, забавные, движущиеся. С ними мы проводим игры – забавы. Это музыкальные: бегемотик, зайчик, солнышко, паровозики, жук, мышка… Малыши очень любят наблюдать и играть с ними. Эти игры способствуют эмоциональному развитию детей, развивают любознательность, зрительное и слуховое восприятие.
По звучанию малыши отгадывают, кто к нам в гости пришел.

Развиваем чувство ритма

Дети любят песенки, потешки, прибаутки. Простые, незамысловатые по форме, они вызывают у малышей огромный эмоциональный отклик, хорошо развивают слух, ритм. Поэтому я всегда пою, рассказываю потешки, при этом побуждаю детей к действию (хлопаем в ладоши, прыгаем, топаем ногами, подпеваем). Например:
Зайке холодно сидеть
Лапки надо бы погреть
Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп, (хлопаем в ладоши)
Лапки надо бы погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок – скок, скок – скок, (прыгаем)
Надо зайке поскакать.

Жили у бабуси
Два веселых гуся,
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся (прохлопываем ритм мелодии).

Давай коза попрыгаем – попрыгаем – попрыгаем,
И ножками подрыгаем – подрыгаем – подрыгаем,
И ручками похлопаем – похлопаем – похлопаем,
И ножками потопаем – потопаем – потопаем.

В результате развивается слуховое восприятие у малышей, чувство ритма и море радости.

Использование аудиозаписей в развитии слуха

В группе есть кассеты с записями звуков и шумов окружающей среды: кудахтанье курицы, шум дождя, мяуканье кошки, ржание лошади, крик петуха, шум проезжающей машины. Дав детям прослушать запись, рассказываю кого сейчас услышали, показываю игрушку, в другой раз картинку (усложнение – ребенок сам показывает картинку), показ сопровождаю художественным словом. Начинаем слушать с двух звуков. Детям очень нравится такая игра.

Непосредственно образовательная музыкальная деятельность

Музыкальная деятельность неоценима в жизни ребенка. Так как у нас дети с одного года до двух лет, то музыкальная деятельность проводится по подгруппам (две подгруппы), 3 раза в неделю. Музыкальный руководитель учит детей различать высокие и низкие звуки, подпевать, выполнять простейшие движения по тексту песни, имитационные движения. Приучает детей узнавать песню по мелодии, исполненной на фортепиано, ходить и бегать под музыку, передавать простейшие игровые и плясовые движения. Воспитывает умение внимательно слушать песни до конца исполнения.
Музыкальный зал мы красиво оформляем по тематике праздника. Много дополнительных атрибутов для разнообразной деятельности детей. Малыши с удовольствием ходят петь, танцевать, играть, как они говорят: «Ля – Ля». Музыкальная деятельность неоценима в развитии слухового восприятия, внимания, памяти.

Читайте также:  Открытый интегрированный урок логопеда и психолога
Что еще издает звуки?

Для развития слухового восприятия в группе сделаны «шумелки».
«Шумелки» – пустые баночки, которые на 1/3 наполнены различными наполнителями (горохом, гречкой, песком, манкой, фасолью). При движении (потрясывании) над ухом они издают разные тональные звуки.
Например, провожу такую игру: в пустую банку кидаем различные мелкие предметы (фасолины, горошины, монетки, пуговицы). Падающие предметы издают разные звуки. Помимо слуха в этом упражнении хорошо тренируется координация движения глаз и рук. Провожу строго под своим контролем.
Есть в группе слуховые трубочки разной длинны. Слуховая трубочка – это склеенная из большого листа бумаги полая труба, открытая с обеих сторон. Учу малышей прикладывать трубочку к ушку и слушать. Говорить при этом надо не громко, оберегая слух ребенка, постоянно меняя тембр голоса.
Обращаю внимание на бытовые звуки, звучащие рядом:

  • стук ложкой о края чашки,
  • стук ложкой о края кастрюли,
  • льющаяся из крана вода,
  • стук отодвигающихся и задвигающихся стульев,
  • стук передвигающихся столов,
  • скрип открывающейся двери,
  • стук падающих предметов.
Результаты работы по сенсорному воспитанию

В результате проведенной работы дети к двум годам научились ориентироваться в мире звуков:

– слышать различные звуки, разговорную речь, прислушиваться к шепоту;
– узнавать звуки, которые издают животные (или звукоподражания);
– реагировать и узнавать (показывать) источник звучания;
– различать тихий и громкий звук;
– различать звучащие музыкальные игрушки;
– двигаться под быструю или медленную музыку;
– научились вместе со взрослым отхлопывать ритм простых песенок и стихов;
– манипулировать игрушкой под медленную и быструю мелодию;
– определять местонахождение источников звучания;
– ориентироваться в пространстве с учетом звучания голоса другого человека.
Таким образом, использование предложенных игр, упражнений позволяет обогатить и расширить представления о звуках окружающего мира, развить и сформировать слуховое внимание, слуховое восприятие, слуховую память, все это способствует развитию других познавательных процессов: мышление, речь, воображение. Что в свою очередь является фундаментом становления познавательной сферы у детей раннего возраста.

Литература

1. Занятия с малышами в детском саду /Сост. К.Ю. Белая. – Москва: Линка – Пресс, 2002. – 216с.
2. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохин, Т. А. Ильина и др. / Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1986. – 415 с.
3. Основы сенсорного воспитания в раннем детстве: Учебное пособие / Э. Г. Пилюгина / Рецензенты Л. А. Венгер, И. М. Кононова. – М.: Просвещение, 1983. – 95 с.
4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие / В. И. Логинова, А. И. Максаков и др. / Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 221 с.
5. Воспитателю о детской игре: Учебное пособие / Д. В. Менджерицкая / Под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. –127 с.
6. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. – 205 с.

Развитие слухового восприятия детей раннего возраста

Материал статьи раскрывает особенности слухового восприятия и игровой деятельности детей раннего возраста, представлено игровое оборудования для развития детей. Статья для педагогов и родителей.

Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), понимать и различать любые звуки, он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Слуховое внимание, восприятие и память нужно целенаправленно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.

С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и так далее.

Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.

Слуховое восприятие — очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.

Слуховое внимание — умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издаваемым предметом.

Слуховая память – умение удерживать в памяти и воспроизводить сложную многоступенчатую инструкцию, ряд действий, слов и т.д.

Основная задача педагогов и родителей — открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.

В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, внимания, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.

Уже в раннем возрасте детей можно познакомить со звучанием различных музыкальных инструментов. Дети звенят в колокольчик, играют с погремушками, стучат по бубну.

Игра на музыкально-шумовых инструментах не требует большой подготовки, но приносит много радости малышам! Они довольно четко отбивают ритм на ложках, прислушиваясь к музыкальному сопровождению, то есть играют ансамблем! Отбивают ритм ладошкой по барабану. Кто быстрее, кто медленнее, в соответствии со своим темпераментом. Малыши могут и любят хлопать по любым поверхностям, начиная примерно с семи месяцев. Все это

говорит о том, что чувство ритма заложено у детей от природы. Так почему бы его не развивать с раннего возраста?

Чувство ритма можно развивать через разные виды музыкальной деятельности: пение, слушание, ритмику, танцы. Хорошо развивает чувство ритма игра на музыкально – шумовых инструментах.

Для чего же его надо развивать? Ритмичность присутствует во многих видах деятельности человека: ритм есть в речи, в письме, в рисовании.

«Ритм — соотношение длительностей звуков в их последовательности» В.Вахромеев.

Известно, что левое полушарие отвечает за логическую деятельность, а правое-за интуитивную и эстетическую. Ритм помогает объединить работу двух полушарий. Он упорядочивает не только слуховые и зрительные впечатления, но и развивает координацию движений, помогает малышу почувствовать свое тело.

Когда малыш берет погремушку, надо обращать внимание на захват. Большой пальчик должен противостоять остальным. Погремушку можно встряхивать, ударять по ладошке, стучать по полу, звенеть погремушкой, выполнять танцевальные движения

Учить брать колокольчик за ушко. Язычок при этом должен «смотреть» вниз. Учить начинать и заканчивать игру на колокольчике вместе с сопровождением. Колокольчиком можно звенеть, встряхивать, выполнять танцевальные движения (кружения, взмахи).Чтобы колокольчик молчал надо прятать его в ладошке

Можно взять по одной ложке в каждую руку «спинками» друг к дружке. «Спинка о спинку» ударяется и звук получается. Сесть на корточки и постучать по полу. Встать, постучать по животику, заметить, что звук при этом не слышен.

Предложить отбивать ритм ладошкой, деревянной палочкой. Высота, на которой будет находиться барабан, должна быть удобной для малыша.

Ударять ладошкой по бубну, который держит взрослый. Бегать и ритмично шагать под звуки бубна

Учить брать за веревочку левой рукой. Рука при этом не должна касаться треугольника, чтобы звук не заглушался. Металлическую палочку держать в правой руке. Играть в ритм музыке. Иметь в виду, что большой, средний и малый треугольники имеют разную высоту звучания.

Учить в дудочку дуть. Играть индивидуально и группой. При игре группой исключить дудочки с резким звучанием. Можно выбрать для сопровождения лирическую музыку. Перед игрой дудочки нужно помыть с мылом. Хранить на верхней полке в музыкальном уголке, чтобы ребенок брал дудочку только с разрешения взрослого, чистую.

Можно поиграть с ребенком в игры: найти спрятанный музыкальный инструмент и поиграть на нем; поиграть на таком же инструменте, который звучит за ширмой; показать, какая птичка поет: большая или маленькая, прослушав низкое или высокое звучание колокольчиков/металлофона или других звуковысотных инструментах.

Сказки-шумелки, где текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку есть возможность изобразить что-либо звуком, и многое другое.

Если взрослый проявит фантазию, то вместе с малышом они получат огромное удовольствие от игр и общения!

1) Салтанова Алена Владимировна,
учитель-логопед, учитель-дефектолог,
ГБОУ «Гимназия №1519″ г. Москвы
2) Баркарева Екатерина Николаевна,
учитель-логопед, учитель-дефектолог,
ГБОУ «Гимназия №1519″ г. Москвы

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
материал на тему

Раннее детство – особый период в жизни человека. По насыщенности овладения навыками и умениями данный период жизни не имеет себе подобного на последующих этапах развития.

Коррекционно-развивающая помощь детям, начатая в раннем возрасте, признана в современной педагогической науке самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений в развитии. При этом возраст от рождения до трёх лет, является наиболее сензитивным, для развития важнейших психических функций.

Практический опыт работы последних лет показывает наметившеюся тенденцию роста числа детей раннего возраста с нарушениями речевого развития, задержкой темпов речевого развития. Одна из причин данных нарушений – проблема с формированием слухового восприятия.

Таким образом, был выделен отдельный комплекс занятий под названием «Звуки музыки», цель которого развитие слухового восприятия у детей. В работе с детьми раннего возраста используются звучащие развивающие пособия, игрушки и музыкальные инструменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
foamete_t.i.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Раннее детство – особый период в жизни человека. По насыщенности овладения навыками и умениями данный период жизни не имеет себе подобного на последующих этапах развития.

Коррекционно-развивающая помощь детям, начатая в раннем возрасте, признана в современной педагогической науке самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений в развитии. При этом возраст от рождения до трёх лет, является наиболее сензитивным, для развития важнейших психических функций.

Практический опыт работы последних лет показывает наметившеюся тенденцию роста числа детей раннего возраста с нарушениями речевого развития, задержкой темпов речевого развития. Одна из причин данных нарушений – проблема с формированием слухового восприятия.

Таким образом, был выделен отдельный комплекс занятий под названием «Звуки музыки», цель которого – развитие слухового восприятия у детей. В работе с детьми раннего возраста используются звучащие развивающие пособия, игрушки и музыкальные инструменты.

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях : с одной стороны развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков, т.е. формируется фонематический слух (способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой) слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни). Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте.

Важно понимать, что нарушение или недоразвитие фонематического восприятия, изначально имеет недостаточно сформированное слуховое восприятие. Будь то дошкольник или школьник, для начала эффективной работы, необходимо опуститься на уровень развития ребёнка и начать работу с корня проблемы. Поэтому комплекс занятий «Звуки музыки» применим к детям любого возраста.

Принципиальным в этом комплексе является присутствие системной логопедической работы с детьми, начиная с раннего и младенческого возраста. Данный опыт работы может применяться не только с двух лет, но с 1 года или ранее, как только у ребенка появляется заинтересованность звуками и манипуляции с предметами.

Были адаптированы игровые приёмы, для детей среднего и старшего дошкольного возраста, а так же разработаны игры для детей раннего возраста.

Многие знакомы с оборудованием «Дусима» и знают, что оно предназначено для детей от 3-5 лет. Адаптированные игры, позволяют внедрять это оборудование в работу с детьми, начиная со второго года жизни.

Организация работы по развитию слухового восприятия предполагает активное участие родителей . Р одители обучаются методам игрового взаимодействия с детьми. Им рекомендуют и демонстрируют необходимые образцы развивающих игр и упражнений, с помощью которых можно развивать познавательную и речевую сферу детей, играя с ребенком дома. Возможность включения дополнительных игр открывает простор для творчества специалистов, родителей и детей. Предложенные игры музыкальны, ритмизованы, влекут детей и сообразно возрасту, вызывают эмоциональный отклик. Так же, с целью более эффективной работы и повышения психолого-педагогической компетенции родителей были созданы вариации игр с заменой профессионального методического оборудования на подручные материалы.

Внедрение игр из комплекса «Звуки музыки» в образовательно-игровой процесс условно можно разделить на 4 блока: знакомство со звучанием музыкального инструмента, игрушки или пособия; произвольная игра ребёнка; игры, предложенные специалистом; игры, предложенные родителями (игры дома).

Развивая слуховое восприятие у детей раннего возраста, решаются следующие задачи: профилактика и коррекция речевых нарушений, развитие чувства темпа и ритма, развитие слухового и зрительного внимания/памяти, развитие зрительно-моторной координации, координация движений и речи, развитие общей и мелкой моторики, развитие навыка вслушиваться в окружающие звуки, закрепление положительного эмоционального фона настроения, развитие познавательного интереса, развитие концентрации, переключаемости и произвольности внимания, закрепление сенсорных эталонов.

В работе используются:

Сенсорное оборудование «Дусима»: набор звучащих панелей «Имитация шума дождя», «Томбурин», «Трещётка»; «Шарики на шнурках перемещающиеся по ребристой поверхности», «Два металлических звучащих шара», «Колесо с усиками (щёлкающие превращения)», звучащие деревянные «куколки», звучащие деревянные кубики.

– большие разноцветные колокольчики (по нотам), маленькие колокольчики, маракасы (большие пластмассовые и маленькие деревянные), трещётки, барабан, бубны (разных размеров), металлофон, румба, бубенцы, деревянные ложки (большие и маленькие), погремушки.

Звучащие игрушки: звучащие неваляшки, металлические звучащие шары, звучащие деревянные шарики, звучащие пластмассовые шарики, музыкальная шкатулка, баночки с различными наполнителями (чаще крупами и орехами) и т.д.

Комплекс занятий «Звуки музыки» поддерживает неиссякаемую творческую активность педагогов или родителей. Ниже перечислены некоторые игровые приёмы, с помощью которых идёт развитие слухового восприятия у детей.

«Звонок в колокольчик»

Начало каждого занятия – это звонок в колокольчик (для этой цели используется каждый раз один и тот же инструмент).

Знакомство с различными звуками.

«Тихие и громкие «игрушки»

Используются два персонажа Мишка и Мышка. Детям объясняется, что Мишка любит громкие «игрушки», а Мышка тихие. Педагог предлагает послушать как звучат заранее отобранные игрушки. Если тихо, то дети кладут игрушку Мышке в коробку, а если громко, то Мишке.

Перед ребёнком звучащие «куколки «Дусима», звучащие кубики «Дусима», звучащие шарики, баночки с различными наполнителями. Педагог предлагает послушать как они звучат. Ребёнку предлагается найти пару звучащему предмету, находящемуся у него в руках (выбор из 2-4).

В домашних условиях данная игра может проводиться с помощью баночек или коробочек от «Киндер Сюрпризов» с различными насыпными материалами.

«Подвижные игры с использованием музыкальных инструментов»

Педагог с детьми и родителями разучивает танцы с музыкальными инструментами, например, танец с погремушками. Дети повторяют движения за педагогом под его чёткую инструкцию и музыкальное сопровождение.

Вариант 1. Для этой игры используется музыкальная шкатулка и три одинаковых коробки/ведёрка. Педагог знакомит ребёнка с её звучанием. Затем просит ребёнка закрыть глаза и не подглядывать. Тем временем педагог прячет заведённую шкатулку под коробку/ведёрко. Три коробки/ведёрка располагают в разные места, доступные ребёнку. Затем педагог просит ребёнка открыть глазки и внимательно послушать, откуда идёт звук, и найти шкатулку.

Вариант 2 (упрощение). Педагог не просит ребёнка закрывать глаза. Пока педагог прячет шкатулку, ребёнок стоит рядом с родителем и наблюдает.

В домашних условиях так же можно проводить эту игру с помощью заводных музыкальных игрушек, будильника и т.д.

«Катаем с горки шарики из разного материала»

Вариант 1. Для этого упражнения используется многоярусная деревянная горка для шариков и комплект шаров из различно материала (пробка, стекло, мрамор, войлок, резина, дерево «Дусима»). Ребёнку предлагается пощупать шарики из различного материала. Затем ребёнок катит их с горки, слушает и говорит, тихо катится шарик или громко.

Вариант 2 (усложнение). Перед ребёнком комплект шаров из различного материала (пробка, стекло, мрамор, войлок, резина, дерево «Дусима»). Такой же набор у педагога. За спиной ребёнка педагог скатывает с горки один шарик, а ребёнок по звуку определяет и называет из какого материала шарик скатился по горке, если ребёнок не может назвать, то показывает педагогу такой же шарик.

В домашних условиях при наличии горки, вместо комплекта шаров «Дусима» родителям рекомендовано использовать небольшой клубок шерстяных ниток, небольшой клубок шерстяных ниток, обмотанный фольгой или другими шуршащими материалами, а так же тканью (для разнообразия на ткань пришиваются маленькие пуговицы или бисер).

«Катаем по желобку шарики»

Вариант 1. Для этой игры используется деревянный желобок, набор звучащих и простых шариков. Педагог просит ребёнка: «Поймай шарик. Пока шарик катится, послушай и скажи, звучит он или не звучит?».

Вариант 2. Педагог просит ребёнка: «Покати мне шарик. А я буду слушать, звучит шарик или нет».

В домашних условиях вместо желобка может быть использован картон, поставленный с небольшим уклоном, или дощечка, книга. Вместо звучащих и простых шариков могут быть использованы коробочки от «Киндер Сюрпризов» (в нескольких из них спрятан горох, фасоль, фундук в скорлупе и др., а остальные коробочки пустые).

«Играем на ложках»

Для этого упражнения используются деревянные ложки (большого, среднего или маленького размера). Дети держат ложки в двух руках.

Вариант 1. Педагог читает ритмичную потешку, желательно, используя игрушки или куклы Би-Ба-Бо (герои потешки), отстукивает ритм, родители помогают детям поймать ритм педагога и отпускают руки ребёнка.

Вариант 2 (усложнение). Педагог задаёт простой ритм и отстукивает его вместе с детьми под музыкальное сопровождение.

В домашних условиях эта игра может осуществляться как на деревянных ложках, так и на столовых приборах – ложках.

По окончании сессии занятий у детей наблюдается положительная динамика: расширение и обогащение словаря, дети четко выполняют инструкцию, у многих появляются звукоподражания, слова, простые предложения. Дети различают понятие «громко-тихо», появляется навык изменения голоса по силе и высоте, развивается устойчивое внимание и сохраняются яркие эмоциональные реакции на протяжении всего занятия. Высшей наградой являются счастливые детские лица, их радостные восклицания и тот факт, что большинство детей справляются со всеми заданиями к концу комплекса занятий «Звуки музыки». Так же радуют рассказы родителей о том, что дети, приходя домой начинают проигрывать эти игры, вовлекая в них всю семью.

1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (развитие речи).–СПб., 2005.

2. Янушко Е. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей от 1.5 – 3 лет. М., 2011.

Данная статья опубликована в сборнике.

Современные технологии логопедической помощи в условиях специального и инклюзивного образования: материалы городской межрегиональной научно-практической конференции. В 2-х томах. Том 2. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 183с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормальное функционирование слухового анализатора имеет огромное значение для развития всех психических функций ребёнка, поскольку слуховой канал является одним из основных источников получения .

В статье описаны этапы развития слухового восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста.

Проблемы слухового восприятия решаются на основе регулярно проводимых занятий, коррекционной работы и диагностических обследований музыкальных способностей детей.

Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста.

Данная методика применима в работе с детьми раннего возраста. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры.

Отчёт о реализации методики, полученные результаты.

Конспект коррекционно-развивающего занятия.

Развитие слухового восприятия у детей раннего и дош. В-та

Развитие слухового восприятия у детей раннего и дошкольного возраста является необходимым условием включения ребенка в мир звуков, что позволяет ему познать свойства многих предметов и явлений, ориентироваться в звуковом пространстве. Овладение детьми звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет большое значение для познавательного развития ребенка.

Основная задача работы по развитию слухового восприятия – формирование и развитие навыков восприятия неречевых звучаний и устной речи. Особую роль слух играет в восприятии устной речи и в овладении не только фонетической структурой, но и в ряде случаев осмыслением знания многих слов. В процессе развития слухового восприятия по мере уточнения слуховых дифференцировок речи формируется как понимание речи, так и собственная речь ребенка. Принципиальное значение для формирования речи детей имеет раннее включение в коррекционную работу использования остатков слуха детей, научение их пользоваться этими остатками.

Работа по развитию слухового восприятия осуществляется в разных условиях: на специальных занятиях (фронтальных и индивидуальных), на занятиях по всем разделам программы, а также в быту, в процессе свободной деятельности.

Постоянное использование звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов является одним из важных компонентов в реализации потенциальных слуховых возможностей детей.

Работа по развитию слухового восприятия осуществляется в следующих направлениях: 1) развитие слухо-зрительного восприятия, на базе которого закладываются необходимые механизмы для зрительного (чтение с губ) и слухового восприятия устной речи; 2) развитие слуховой функции, что обогащает и преобразует сенсорную базу ребенка, готовит его к вступлению в речевые коммуникативные отношения с окружающими людьми с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них; 3) восприятия неречевых звучаний (бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, что способствует более широкой ориентировке детей в окружающем мире, помогает осмыслить содержательную сторону ряда словесных обозначений (гудок, лай, пение, звонок и т.д.); 4) развитие речевого слуха, в процессе чего происходит накопление слухового словаря; 5) использование слухового восприятия в работе над произношением.

Программа направлена на развитие слухового внимания в процессе формирования слухового ощущения, различения и опознавания речевой информации, речевого материала и распознавание незнакомых на слух речевых единиц. Развитие речевого слуха осуществляется на осмысленном речевом материале разной степени сложности. Важное значение в процессе слуховой работы имеет учет состояния слуха глухих и слабослышащих детей: ограниченные слуховые возможности (глухие дети I – II групп) и более расширенная сенсорная основа, но не с однозначными слуховыми возможностями (слабослышащие дети с разной степенью состояния слуха и глухие с остатками слуха). Поэтому программные материал по развитию слухового восприятия представлен дифференцированно.

Однако работа по развитию слухового восприятия должна проводиться систематически и интенсивно с каждым ребенком независимо от его состояния слуха, так как из-за отсутствия слухового опыта результаты долгое время могут быть незначительными. Но год от года объем слухового словаря увеличивается, расширяется ориентировка в мире неречевых звучаний, способы восприятия усложняются, возрастает слуховой контроль за качеством произносительных умений.

Фронтальные занятия

в классах глухих в классах слабослышащих

Продолжитель-ность 45 минут

Типы уроков По классификации М. А. Данилова и Б. П. Есипова выделяются разные типы уроков:

● уроки, назначением которых по преимуществу ознаком-ление учащихся с новым материалом;

● уроки, направленные на закрепление знаний учащихся;

● уроки, основной целью которых является закрепление умений и навыков путем упражнений;

● контрольные, проверочные уроки.

Задачи несл Интенсивное развитие ос-таточного слуха, на базе ко-торого создается слухо-зри-тельная основа восприятия устной речи, совершенству-ется навык речевого общения. Слабосл. Усиление слухового ком-понента в слухо-зрительном восприятии речи окружаю-щих людей; развитие обще-ния в условиях сниженного слуха.

Содержание Определяется программой по развитию слухового восприятия и включает:

1) развитие слухового восприятия посредством неречевых звуков;

2) развитие слухового восприятия с помощью речи;

3) отработку произносительных умений.

Характеристики Особенности организации

в классах глухих и в классах слабослышащих

Структура урока Может быть различной и определяется: типом урока; темой, задачами, мерой усвоения учащимися материала.

Л.П. Назарова определяет структуру фронтального урока следующим образом:

1. Установка режима усиления.

2. Перекличка учащихся.

3. Организация деятельности учащихся (сообщение темы, плана урока).

4. Различение неречевых звуков.

6. Различение речевого материала.

7. Закрепление материала.

8. Организация окончания занятия.

Использование звукоусиливающей аппаратуры Рекомендуется использовать стационарную звукоусили-вающую аппаратуру коллективного назначения.

Способ восприятия материала В кл несл Исходным способом вос-приятия является слухо-зри-тельное. Упражнения по вос-приятию речевого матери-ала только на слух носят не-продолжительный характер. Слабосл Зависит от слуховых воз-можностей детей. Исходным способом восприятия может быть сразу слуховой.

Планирование Основой планирования фронтальных уроков являются два документа: а) программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению; б) сведения о состоянии слуха и усвоении произносительных навыков учащихся данного класса. Как правило, формулируется несколько тем.

Требования к планированию:

1) каждый урок должен быть законченным, и в то же время находиться в тесной связи с предыдущим и последующим уроками;

2) связь уроков с индивидуальными занятиями должна быть двусторонней: первичные умения, приобретенные на индивидуальных занятиях, закрепляются на фронтальных уроках и наоборот, сведения, полученные

Муз-ритмич.

в классах глухих и в классах слабослышащих

Продолжительность 45 минут

Задачиразвития слухового восприятия Обогащение представлений детей о звучащем мире; раз-витие восприятия разнообразной акустической информации – речи, неречевых звучаний, музыки; формирование умения анализировать и сопоставлять услышанное.

Условия проведения Проводятся вкабинете площадью не менее 30 м2, оборудование должно включать: балетный станок и зеркало (высотой не менее 1,6 м), магнитофон (проигрыватель), набор кассет (пластинок), дидактический материал (портреты композиторов, репродукции, музыкальные инструменты, мячи, ленты), диапроектор, пианино, доска, наборное полотно, скамейки и стульчики.

Содержание Несл. ● обучение движениям под музыку;

● обучение восприятию му-зыки;

● декламация песен под музыку;

● автоматизация произно-сительных навыков (с ис-пользованием элементов фонетической ритмики).

Слабосл. На I и II годах обучения:

● восприятие и воспроизве-дение песен и несложных музыкальных пьес;

● восприятие на слух и вос-произведение устной речи.

На III и IV годах обучения:

● восприятие и исполнение песен;

● игра на инструментах;

● восприятие на слух и вос-произведение устной речи.

Структура Л.П. Назарова рекомендует следующую структуру занятия:

1. Организация начала занятия.

3. Основная часть:

• развитие моторики тела в сочетании с мелкой моторикой (речью) и развитие слухового восприятия;

• автоматизация и коррекция произношения в сочетании с крупной моторикой и развитием слухового восприятия;

• развитие слухового восприятия в сочетании с речью и движениями.

4. Организация окончания занятия.

Использование звукоусиливающей аппаратуры Восприятие музыки и речи осуществляется с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Слуховые аппараты работают в режиме, определенном для постоянного ношения. При оснащении кабинета индукционной петлей устанавливается соответствующий режим.

Возможно использование другой беспроводной ЗУА.

Способ восприятия материала Несл Основным способом вос-приятия речевого материала является слухо-зрительный. Восприятие музыки осу-ществляется также на поли-сенсорной основе. Слабосл Зависит от состояния слуха учащихся.

Планирование Календарное планирование осуществляется по всем разделам обучения и включает: требования программы, содержание работы, музыкальный и дидактический материалы, сроки обучения, речевой материал.

Ссылка на основную публикацию