Развитие языкового анализа и синтеза (Домашние задания)

Развитие языкового анализа и синтеза (Домашние задания)

Упражнения по развитию звукобуквенного анализа и синтеза

(рекомендации для родителей учащихся 1-2 классов)

Существует группа специфических ошибок письма, связанная с анализом ребенком речевого потока. Этот анализ необходим в процессе записи слов и предложений. С этой проблемой ребенок сталкивается в начале школьного обучения.

В процессе устной речи у нас нет необходимости специально задумываться над звуко­слоговой структурой слов, поскольку все слова усваиваются нами с детства «целиком», то есть как нечто неделимое. К тому же все слова в потоке устной речи произносятся как бы «заодно, без интервалов между ними, что затрудняет определение границ между отдельными словами. Это можно хорошо понять при восприятии на слух незнакомой нам иностранной речи – она звучит для нас как бы сплошным потоком, и мы не можем уловить границ между отдельными словами. Примерно в таком же положении находится и ребенок, начинающий обучаться грамоте.

Обучение письму на русском языке осуществляется по так называемому аналитико-синтетическому методу. Поэтому овладевающий грамотой ребенок еще до начала записи предложения должен уметь выделить в нем отдельные слова, уловив границы между ними, и определить звук о-слоговой состав каждого слова. Если же такой анализ речевого потока ребенку недоступен, то это приводит к ошибкам звукового и слогового анализа.

Ошибки могут проявляться в следующем:

· пропуски букв в словах («лто» вместо «лето»);

· вставка лишних букв («стлол» вместо «стол);

· перестановка букв («вебра» вместо «верба»;

· пропуск слогов в словах («гова» вместо «голова»;

· вставка лишних слогов («гололова» );

· перестановка слогов («мотолок» вместо «молоток»);

· слияние нескольких слов в одно слово («детиигралиналугу»);

· разделение одного слова на части («у тюг», «о кно»).

У каждого ребенка преобладает свой тип ошибок: либо затруднения в определении звукового состава слова, либо определении слогового состава слова, либо затруднения в определении количества и порядка слов в предложении. В зависимости от этого и выбирать тип и количество рекомендуемых упражнений.

Ребенок, который не владеет анализом речевого потока, вынужден записывать лишь те его фрагменты, которые ему удалось уловить, не всегда сохраняя при этом их порядок. Слова в этом случае часто искажаются до полной неузнаваемости («деи игал в яч» вместо «Дети играли в мяч»

Часто такие дети не могут определить количество слов в переложении, путают понятия «слог» и «слово», «звук», не выделяют предлоги в самостоятельное слово. Ребенок затрудняется определении количества слогов в слове и порядка слогов.

Как же можно при таких условиях правильно записать это слово, сохранив в нем нужное количество соответствующих звукам букв и их последовательность? Ведь для записи, к примеру, слова «стол» ребенок должен отчетливо себе представлять, что на первом месте здесь стоит звук С, на втором – Т, далее – О и, наконец, Л. Именно в такой последовательности нужно записывать и соответствующие буквы. Поэтому вполне естественно, что ребенок, не владеющий навыком звукового анализа слов, чаще всего записывает буквы в случайном порядке, меняя их местами, опуская некоторые из них или добавляя лишние.

Приемам анализа речевого потока детей специально учат в школе в период обучения грамоте. Однако некоторые из них оказываются не в состоянии овладеть этим навыком в отведенные школьной программой сроки. Такие дети нуждаются в дополнительной, однотипной по содержанию, но гораздо более углубленной работе по анализу речевого потока. Эта работа должна вестись со значительно большим числом разъяснений и повторных упражнений, с более широким использованием наглядных пособий и в течение более продолжительного времени.

С такой задачей часто удается справиться самому педагогу при помощи родителей, которые обеспечивают ома необходимое количество тренировочных упражнений. Если же ребенок и при этих условиях окажется не в состоянии овладеть анализом речевого потока, то нужно безотлагательно обратиться за помощью к школьному логопеду.

Для работы в домашних условиях можно рекомендовать следующие виды упражнений в анализе и синтезе речевого потока, проведение которых доступно каждому из родителей.

Упражнения в анализе предложения на слова

1. Определение количества слов в предложении и их последовательности. (Сколько слов в предложении «Мама мыла раму?» Какое первое слово? Второе? Третье? А в предложении «Птица сидит на дереве»? Какое первое слово? Второе? Третье? Четвертое?).

2. Придумывание ребенком предложений, состоящих из определенного количества слов. (придумать предложение, состоящее из трех, четырех, пяти слов).

з. Составление предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым деформированным текстом. (Слова «потеряли» свое место, нужно помочь им найти его: «дети, мяч, в, играли»; «высокие, растут, лесу, сосны, в»).

Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов

1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой слог первый? Второй? Третий?)

2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов. (Придумать слово, состоящее из одного, двух, трех 11 более слогов).

З. Составление ребенком слов из слогов, данных вразбивку. (Слоги «потеряли» свое место, надо «помочь» им его найти: на-ро-во ; ток-ло-ма, ка-сум – во­рона, молоток, сумка и т.д.).

4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получится из этих слогов: «го-ло-ва»?).

5.. Образование новых слов путем добавления («наращивания») ребенком слогов к данному слову. (Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово ?).

6. Перестановка слогов в слове для получения нового слова. (Получить новое слово, поменяв слоги местами):

7. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов в одно место, а названия которых состоят двухсложных или трех-, четырехсложных слов – в другое).

Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов

1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой первый звук? Второй? Третий? Четвертый?)

2. Придумывание слов с определенным количеством звуков. (Придумать слово, состоящее из трех, четырех, пяти звуков).

З. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а”).

4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? – Звук К (крот) или Г (грот). А к слову «пар»? – Звук К (парк). А какие новые имена можно получить), если добавить один звук к имени «Оля»? (Толя, Коля, Поля).

5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Какие новые слова можно получить из слова «дом», если поменять в нем первый звук? – Сом, лом, ком, Том, ром).

6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества Новых слов. (Какие новые слова можно образовать из звуков, составляющих слово «трактор»?), Примерные ответы:

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы

Зонды постановочные

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ.

Лабо Родика Степановна
Учитель-логопед высшей категории, г. Тверь

Формирование фонетико – фонематической стороны речи у детей – это сложный процесс. Освоить азы чтения и счета ещё до того, как прозвенит первый звонок , предупредить ошибки при письме и чтении, появление дисграфических ошибок при обучении грамоте можно только в процессе интенсивного развития фонематического восприятия.

Современная школа требует от детей поступающих в первый класс не столько знаний и умений, сколько способности к анализу и обобщению. Основная цель – формирование фонетико-фонематической стороны речи дошкольника через навык звуко-буквенного анализа слов.

Знакомство детей со звуковой стороной слова начинается еще в младших группах, когда приучают отчетливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, соотносить слово с предметом. У детей среднего возраста интерес к звучанию слова еще более возрастает. Они вслушиваются в слова, находят сходство и различие, отмечают интонацию выразительность речи. Дети старшего возраста различают звуки на слух, называют слова с определенным звуком, находят слова с данным звуком, определяют место звука в слове. В подготовительной к школе группе детей учат делить двусложные (па-па) и трехсложные (ма-ли-на) слова на слоги, находить и называть каждую часть слова.

Успешность обучения ребенка грамоте во многом определяется тем, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи, поскольку при помощи букв обозначается не что иное, как звуки речи. Следовательно, для того чтобы усвоить буквы, необходимо:

  • Очень четко ориентироваться в звуках,
  • Уметь правильно их произносить,
  • Безошибочно различать их на слух,
  • Определять наличие или отсутствие звука,
  • Место расположения заданного звука в слове.

Однако при обследовании дошкольников специалистами выявляются дети, которые при относительно-сохранном слухе и правильном лексико-грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, но так как родителей и воспитателей этот дефект не беспокоит, дети остаются без своевременно оказанной логопедической помощи. Получается, что дети, идущие в школу остаются с проблемой в развитии языкового анализа и синтеза, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Если вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении, влекут изменения личности в цепи развития «ребенок-подросток-взрослый», то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности.

Основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители. Решение логопедических проблем потребует желания, веры и терпения от родителей и конечно взаимосвязь между родителями и педагогами играет большую роль в этом. Особая роль родителей необходимо в комплексе следующих мероприятий:

  • Соблюдение единых требований к ребенку
  • Контроль за выполнением заданий в домашних условиях
  • Приучать к звуковому анализу
  • Постоянно активизировать слуховое восприятие ребенка
  • Не переходить к следующим занятиям, пока не усвоен материал предыдущих.

Использованная литература:

1. З.Е. Агранович «В помощь логопедам и родителям» – СПб – Детство-пресс. 2009г.

2. Л.М.Козырева «Комплекс игр и упражнений для детей 5-7 лет» – Москва «Гном и Д»- 2006г.

3. Н.Г. Алтухова «Научитесь слышать звуки» – СПб.:Лань 1999г.

4. Л.П.Барылкина, И.П.Матраева, Л.П.Обухова «Эти трудные согласные» – М.:5 за знания, 2005г.

5. А.Ундзенкова, Л.Колтыгина «Звукарик» – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998г.

6. Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» – М.: Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 2001г.

7. .3.А.Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии» – Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2001г.

8. С.А.Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» – М.: «Просвещение», 1991г.

9. Ж.М.Флерова «Логопедия» – Ростов н/Д: Феникс, 2000г.

10. М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» – М.: «Просвещение», 1989г.

11. В.Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем» – СПб.: «Лань», 1998г.

12. О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно» – СПб.: «Литера», 2003г.

13. Н.С.Варенцова, Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М. «Акалис», 1995г.

Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку

Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

Логопедическая работа по развитию языкового анализа и синтеза

Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению.

Правильная и эффективная подготовка к обучению языку реализуется на уровне развития языкового анализа и синтеза.

Логопедическая работа по развитию языкового анализа и синтеза проводится по нескольким направлениям.

  1. Развитие фонематического анализа и синтеза.
  2. Развитие слогового анализа и синтеза.
  3. Развитие анализа предложений на слова.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах. Определяет место звука в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук. Дети знакомятся с материализованными моделями слов – схемами. Они учатся выделять все звуки в слове и моделировать слова.

Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза проводится с учётом сложности различных форм звукового анализа и синтеза:

  • выделение гласного звука из ряда звуков;
  • выделение согласного звука из ряда звуков;
  • выделение первого гласного звука в слове;
  • выделение первого согласного звука в слове;
  • выделение последнего согласного звука из слов;
  • определение места гласного звука в слове;
  • определение места согласного звука в слове.

Задания для узнавания звука:

  1. Хлопни в ладоши, если в слове слышится заданный звук .
  2. Подними флажок, если в слове услышишь заданный звук .
  3. Отбери картинку, в названии которой слышится заданный звук .
  4. Найди на сюжетной картинке слова, в которых слышится заданный звук .
  5. Придумай слово, которое начинается с заданного звука .

Задания по определению места звука в словах:

1. Игра “Поезд”.

Дети раскладывают картинки по вагончикам в зависимости от того, где слышится звук.

2. Игра “ Закрой фишкой”.

Дети определяют место звука в слове (начало или конец) и закрывают картинку красной фишкой, если звук слышится в начале слова, и зеленой фишкой, если звук слышится в конце слова.

3. Игра “Светофор”.

Дети ставят фишку на левую красную, среднюю желтую или зеленую правую часть полоски в зависимости от того, где слышится звук в слове.

4. Игра “Волшебный домик”.

Дети определяют место звука в слове и выставляют картинку на определенном этаже ( 1этаж- начало слова, 2 этаж – середина слова, 3 этаж – конец слова).

Обучение звуковому анализу и синтезу происходит на основе слов возрастающей степени слоговой трудности:

  • односложных, состоящих из обратных слогов (уп);
  • двусложных, состоящих из двух гласных(ау);
  • односложных слов с закрытым слогом (кот);
  • двусложных, первый из которых состоит из одного гласного (осы);
  • двусложных без стечения согласных (ноты);
  • двусложных закрытым и открытым слогом (утка);
  • многосложных ( кумушка);
  • односложных со стечением согласных ( квас, бант).

Дети могут анализировать только те слова, в которых все звуки отчетливо слышатся и произносятся.

Формирование полноценного звукового анализа и синтеза осуществляется в определенном порядке.

Сначала дети последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания, соотносят их количеством с данной схемой звукового состава слова, заполняют фишками, условными заместителями звуков. Схему, заполненную фишками соответствующего цвета (гласный звук – красным, твердый согласный – синий, мягкий согласны – зеленым), дети читают по слогам.

Далее последовательное выделение звуков в слове происходит также, но без готовой схемы его звукового состава. Дети обозначаю фишками разного цвета гласные и согласные звуки, вычерчивают условно – графические схемы звукового состава цветными карандашами, таким образом, записывают слова без букв.

Далее следует анализ звукового состава без составления графической схемы, только на основе проговаривания вслух.

Наконец, звуковой анализ осуществляется без проговаривания вслух.

Умение производить звуковой анализ считается сформированным после того, как ребенок самостоятельно на слух может последовательно выделять звуки, входящие в слова различной звуковой структуры.

Для развития звукового анализа можно использовать ряд упражнений и игр:

  • составление условно – графических схем слов, представляющих собой названия предметов, изображенных на картинках;
  • выбор или самостоятельный побор слов, соответствующих заданной схеме звукового состава (игра “Какое слово спряталось”)
  • раскладывание картинок под гласными буквами( предварительно дети называют картинки) – предлагаются картинки на односложные слова(дом, мак, сук)
  • преобразование слов, заменяя первый звук слова (ком-дом-сом), второй звук слова (сын-сон), третий звук слова (сын – сыр).
  • преобразование слов путем добавления первого звука ( рот-крот), последнего звука (пар-парк).

Список слов для звукового анализа и синтеза.

Мак, кот, суп, мох, пух, сук, сом, ток, дым, жук, лук, рак, сыр, рот, кит, бык, дом, ком, сон, сын, хор, шар, пол, нос, май, шум, лак.

Ива, осы, усы, Ира, уха.

Духи, маки, сани, кони, ноты, косы, зубы, бусы, ваза, боты, жаба, липа, луна, руки, рамы, лужа, губы, каша, гуси, пони, шуба, рыба, ноги, кожа, фара, муха, Вова, Шура, Миша, Зина, Лиза, Дина.

Утка, игла, икра, ушки, игра.

Замок, паук, банан, гамак, вагон, батон, каток, диван, канат, удар, укол, воин, гусак, домик, урок, гудок, шалаш, лимон, рыбак, фикус, Бобик, баран.

Кубики, кабина, панама, малина, мимоза, радуга, бумага, мышата.

Банки, буквы, нитки, вилка, тыква, тапки, майка, такси, фишка, шапка, сушки, сумка, марки, маска, мышка, палка, пилка, парты, почка, кукла, дупло, вишни, тыква, лампа, туфли, башни, санки, винты, кусты.

Чайник, дождик, кактус, бублик, магнит, компас, павлин, лыжник, ослик, сундук, пиджак, воздух, ландыш.

Ананас, барабан, капитан, магазин, шахматы, кукушка, комната, улитка, калитка, капуста, иголка, ириска, сугробы, бабушка, рубашка, садовник, избушка, игрушки, винтовка, клубника, гармошка.

Волк, слон, гном, шкаф, знак, дно, бант, лист, болт, куст, танк, зонт, лифт, винт, врач, гром, грач, двор, кран, марш, мост, порт, стул, стол, сноп, флот, шарф, шнур.

Штанга, спички, скалка, кнопка, спутник, пингвин.

Макароны, витамины, паутина, кукуруза.

Развитие слогового анализа и синтеза.

  1. Называние гласных звуков слова. Для этого задания подбираются слова, произношение которых не отличается от написания.
  2. Выделение гласных звуков с использованием соответствующих букв разрезной азбуки.
  3. Раскладывание картинок под гласными буквами (односложные слова).
  4. Раскладывание картинок под определенным сочетанием гласных букв (двусложные слова). На начальном этапе обучения работа строится с опорой на наглядные средства обучения. Дети отхлопывают, отстукивают слово по слогам, определяют количество слогов в произнесенном слове.
  5. Определение количества слогов в названии картинок с помощью схем. Выкладывание под каждой картинкой схемы, которая соответствует количеству слогов в слове.
  6. Раскладывание картинок в два ряда под соответствующими схемами в зависимости от количества слогов в их названиях.
  7. Составление слова из слогов, данных в разбивку, с опорой на соответствующие картинки.
  8. Придумывание слов с определенным количеством слогов.

Развитие анализа предложений на слова.

Для развития умения определять количество, последовательность и место слова в предложении используются такие задания:

  1. Составление предложений по сюжетной картинке и определение количества слов в нем.
  2. Придумывание предложений с определенным количеством слов.
  3. Распространение предложений путем увеличения количества слов.
  4. Составление предложений из слов, данных вразбивку ( все слова даны в правильной форме).
  5. Составление предложений с определенным словом.
  6. Составление графической схемы предложения.
  7. Придумывание предложений по графической схеме.
  8. Определение последовательности слов в предложении.
  9. Выбор карточки, соответствующей количеству слов в предложении.

На заключительном этапе предлагаются задания по формированию действия звукового, слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений. Для этого нами были разработаны итоговые карточки для индивидуальных занятий .

Практический материал по развитию фонематического анализа и синтеза.

Карточка 1

1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:

Логопедическая работа по развитию языкового анализа и синтеза
методическая разработка на тему

В основе дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
logopedicheskaya_rabota_po_razvitiyu_yazykovogo_analiza_i_sinteza.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая работа по развитию языкового анализа и синтеза

В основе дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звуко-буквенной структуры слова.

При данном виде дисграфии ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова и звуки.

Наиболее характерны следующие ошибки :

  • пропуски согласных при их стечении(диктант — «дикат», школа— «кола»);
  • пропуски гласных (собака — «сбака», дома — «дма»);
  • перестановки букв (тропа — «прота», окно — «коно»);
  • добавление букв(таскали — «тасакали»);
  • пропуски, добавления, перестановка слогов (комната — «кота», стакан — «ката»).

Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребенка не только во внешнем, речевом, но и во внутреннем плане, по представлению. Правильная и эффективная подготовка к обучению языку реализуется на уровне развития языкового анализа и синтеза. Логопедическая работа по развитию языкового анализа и синтеза проводится по нескольким направлениям .

  • Развитие фонематического анализа и синтеза.
  • Развитие слогового анализа и синтеза.
  • Развитие анализа предложений на слова.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах.

Определяет место звука в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук. Дети знакомятся с материализованными моделями слов – схемами. Они учатся выделять все звуки в слове и моделировать слова.

Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза проводится с учётом сложности различных форм звукового анализа и синтеза:

  • выделение гласного звука из ряда звуков;
  • выделение согласного звука из ряда звуков;
  • выделение первого гласного звука в слове;
  • выделение первого согласного звука в слове;
  • выделение последнего согласного звука из слов;
  • определение места гласного звука в слове;
  • определение места согласного звука в слове.

Задания для узнавания звука:

Хлопни в ладоши, если в слове слышится заданный звук .

Подними флажок, если в слове услышишь заданный звук .

Отбери картинку, в названии которой слышится заданный звук .

Найди на сюжетной картинке слова, в которых слышится заданный звук.

Придумай слово, которое начинается с заданного звука.

Задания по определению места звука в словах:

Дети раскладывают картинки по вагончикам в зависимости от того, где слышится звук.

2. Игра “ Закрой фишкой”.

Дети определяют место звука в слове (начало или конец) и закрывают картинку красной фишкой, если звук слышится в начале слова, и зеленой фишкой, если звук слышится в конце слова.

3. Игра “Светофор”.

Дети ставят фишку на левую красную, среднюю желтую или зеленую правую часть полоски в зависимости от того, где слышится звук в слове.

4. Игра “Волшебный домик”.

Дети определяют место звука в слове и выставляют картинку на определенном этаже ( 1этаж – начало слова, 2 этаж – середина слова, 3 этаж – конец слова).

Обучение звуковому анализу и синтезу происходит на основе слов возрастающей степени слоговой трудности:

  • односложных, состоящих из обратных слогов (уп);
  • двусложных, состоящих из двух гласных (ау);
  • односложных слов с закрытым слогом (кот);
  • двусложных, первый из которых состоит из одного гласного (осы);
  • двусложных без стечения согласных (ноты);
  • двусложных закрытым и открытым слогом (утка);
  • многосложных ( кумушка);
  • односложных со стечением согласных ( квас, бант).

Дети могут анализировать только те слова, в которых все звуки отчетливо слышатся и произносятся.

Формирование полноценного звукового анализа и синтеза осуществляется в определенном порядке. Сначала дети последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания, соотносят их количеством с данной схемой звукового состава слова, заполняют фишками, условными заместителями звуков. Схему, заполненную фишками соответствующего цвета (гласный звук – красным, твердый согласный – синий, мягкий согласны – зеленым), дети читают по слогам.

Далее последовательное выделение звуков в слове происходит также, но без готовой схемы его звукового состава. Дети обозначаю фишками разного цвета гласные и согласные звуки, вычерчивают условно – графические схемы звукового состава цветными карандашами, таким образом, записывают слова без букв.

Далее следует анализ звукового состава без составления графической схемы, только на основе проговаривания вслух.

Наконец, звуковой анализ осуществляется без проговаривания вслух.

Умение производить звуковой анализ считается сформированным после того, как ребенок самостоятельно на слух может последовательно выделять звуки, входящие в слова различной звуковой структуры.

Для развития звукового анализа можно использовать ряд упражнений и игр :

  • составление условно – графических схем слов, представляющих собой названия предметов, изображенных на картинках;
  • выбор или самостоятельный побор слов, соответствующих заданной схеме звукового состава (игра “Какое слово спряталось”)
  • раскладывание картинок под гласными буквами( предварительно дети называют картинки) – предлагаются картинки на односложные слова(дом, мак, сук)
  • преобразование слов, заменяя первый звук слова (ком-дом-сом), второй звук слова (сын-сон), третий звук слова (сын – сыр).
  • преобразование слов путем добавления первого звука ( рот-крот), последнего звука (пар-парк).

Список слов для звукового анализа и синтеза .

Мак, кот, суп, мох, пух, сук, сом, ток, дым, жук, лук, рак, сыр, рот, кит, бык, дом, ком, сон, сын, хор, шар, пол, нос, май, шум, лак.

Ива, осы, усы, Ира, уха.

Духи, маки, сани, кони, ноты, косы, зубы, бусы, ваза, боты, жаба, липа, луна, руки, рамы, лужа, губы, каша, гуси, пони, шуба, рыба, ноги, кожа, фара, муха, Вова, Шура, Миша, Зина, Лиза, Дина. Утка, игла, икра, ушки, игра.

Замок, паук, банан, гамак, вагон, батон, каток, диван, канат, удар, укол, воин, гусак, домик, урок, гудок, шалаш, лимон, рыбак, фикус, Бобик, баран.

Кубики, кабина, панама, малина, мимоза, радуга, бумага, мышата.

Банки, буквы, нитки, вилка, тыква, тапки, майка, такси, фишка, шапка, сушки, сумка, марки, маска, мышка, палка, пилка, парты, почка, кукла, дупло, вишни, тыква, лампа, туфли, башни, санки, винты, кусты.

Чайник, дождик, кактус, бублик, магнит, компас, павлин, лыжник, ослик, сундук, пиджак, воздух, ландыш.

Ананас, барабан, капитан, магазин, шахматы, кукушка, комната, улитка, калитка, капуста, иголка, ириска, сугробы, бабушка, рубашка, садовник, избушка, игрушки, винтовка, клубника, гармошка.

Волк, слон, гном, шкаф, знак, дно, бант, лист, болт, куст, танк, зонт, лифт, винт, врач, гром, грач, двор, кран, марш, мост, порт, стул, стол, сноп, флот, шарф, шнур.

Штанга, спички, скалка, кнопка, спутник, пингвин.

Макароны, витамины, паутина, кукуруза.

Развитие слогового анализа и синтеза.

  • Называние гласных звуков слова. Для этого задания подбираются слова, произношение которых не отличается от написания.
  • Выделение гласных звуков с использованием соответствующих букв разрезной азбуки.
  • Раскладывание картинок под гласными буквами (односложные слова).
  • Раскладывание картинок под определенным сочетанием гласных букв (двусложные слова). На начальном этапе обучения работа строится с опорой на наглядные средства обучения. Дети отхлопывают, отстукивают слово по слогам, определяют количество слогов в произнесенном слове.
  • Определение количества слогов в названии картинок с помощью схем. Выкладывание под каждой картинкой схемы, которая соответствует количеству слогов в слове.
  • Раскладывание картинок в два ряда под соответствующими схемами в зависимости от количества слогов в их названиях.
  • Составление слова из слогов, данных в разбивку, с опорой на соответствующие картинки.
  • Придумывание слов с определенным количеством слогов.

Развитие анализа предложений на слова.

Для развития умения определять количество, последовательность и место слова в предложении используются такие задания :

  • Составление предложений по сюжетной картинке и определение количества слов в нем.
  • Придумывание предложений с определенным количеством слов.
  • Распространение предложений путем увеличения количества слов.
  • Составление предложений из слов, данных вразбивку (все слова даны в правильной форме).
  • Составление предложений с определенным словом.
  • Составление графической схемы предложения.
  • Придумывание предложений по графической схеме.
  • Определение последовательности слов в предложении.
  • Выбор карточки, соответствующей количеству слов в предложении.

На заключительном этапе предлагаются задания по формированию действия звукового, слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений. Для этого нами были разработаны итоговые карточки для индивидуальных занятий .

Практический материал по развитию фонематического анализа и синтеза.

1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:

улица, щука, работа, рот, сумка.

2. Звуко-буквенный анализ слов:

совы, брат, лимон.

3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:

к, о, с, ы; п, о, ч, к’, и.

1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:

шары, пух, паста, шалаш, букварь.

2. Звуко-буквенный анализ слов:

мухи, клубок, шкаф.

3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:

с, у, ш, к’, и; г, р, о, м .

1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:

ноги, кнут, мох, кусты, козлик.

2. Звуко-буквенный анализ слов:

домик, книги, жук.

3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:

в, о, л, к; к, р, о, т.

1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:

слон, карта, булки, ручка, кубик.

2. Звуко-буквенный анализ слов:

паук, клумба, ноги.

3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:

п, а, р, к: з, о, н, т.

1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:

шапки, магазин, кит, Гриша, гладкий.

2. Звуко-буквенный анализ слов:

знак, котик, панама.

3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:

г, р, а, ч; ф, р, у, к, т.

1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:

дружок, миски, забава, суп, бусы.

2. Звуко-буквенный анализ слов:

лампы, корни, гном.

3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:

к, а, р, м, а, н; т, р, а, в, а.

1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:

сурок, каблук, рисунки, стишок, парусник.

2. Звуко-буквенный анализ слов:

ива, малина, дымок.

3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:

с, о, с, н, ы; б, р, о, ш, к, а.

1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:

кипарис, сыр, дача, сутки, Наташа.

2. Звуко-буквенный анализ слов:

бант, кактус, ступа.

3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:

к, р, у, г’, и; т, р, о, п, к, а.

1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:

Лиза, квас, сырок, палатка, крыша.

2. Звуко-буквенный анализ слов:

лист, тыква, диван.

3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:

с, т, р, а, н, ы; к, н’, и, г, а.

1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:

комната, флажок, стук, лисица, чайки.

2. Звуко-буквенный анализ слов:

бананы, майка, павлин.

3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:

з’, и, м, а; к, а, р, а, н, д, а, ш.

Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия: – М: Владос, 1995. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М.-1991.

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1986. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. – М.: Просвещение, 1991.

Как подготовить ребенка к школе. М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.Г. Князева. – М.: Новая школа, 1993.

Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб.: Лань, 1999. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР. – М.: Владос, 2004.

Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М. Владос, 1999. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу.

Презентация разработана в поддержку логопедического занятия. В ней представлены различные логопедические задания на развитие языкового анализа и синтеза, на развитие тонкой моторики рук, зритель.

Способы взаимодействия логопеда и учителя в процессе коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтезаДля эффективной работы школьного логопеда.

В работе по данному плану исполь­зуются слоговые таблицы, а также «Дидактический ма­териал для развития техники чтения в начальной шко­ле» Г.Г. Мисаренко, рекомендации А.Н. Корнева и дру­гих авт.

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Как известно, ребенка младшего школьного возраста нельзя обучать чему-либо иначе, как заинтересовав его в этом. Отсюда следует, что выбор технологических средств логопедической работы с учениками нача.

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Если у школьника имеются нарушения хотя .

Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с нарушениями речи

Людмила Панченко
Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с нарушениями речи

Формирование навыков языкового анализа и синтеза

у старших дошкольников с речевыми нарушениями.

Панченко Л. А., учитель-логопед

МБ ДОУ «Детский сад №158» г. Новокузнецк, Кемеровская область

Языковой анализ и синтез предполагает: фонематический анализ и синтез; слоговой анализ и синтез; анализ и синтез структуры предложения.

Несформированные навыки различных форм языкового анализа и синтеза у детей с речевыми нарушениями неизбежно приводят к специфическим ошибкам на письме и при чтении, и, как следствие, к школьной неуспеваемости. Наиболее распространенной формой дислексии является фонематическая, среди дисграфических ошибок часто встречаются искажения звукослоговой структуры слова и нарушения структуры предложения.

В настоящее время имеются как научные исследования фонематического развития Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, Г. А. Каше, Л. Ф. Спировой, П. Я. Гальперина, так и практический материал по отдельным аспектам формирования фонематических процессов Р. И. Лалаевой, Л. В. Лопатиной, Т. А. Ткаченко, А. К. Марковой.

По нейропсихолингвистическим данным дошкольники с нормальным речевым развитием проявляют врожденную, генетически заложенную готовность к звуковому анализу. При обследовании дошкольников с фонематическими нарушениями (ОНР, ФФН) выявляется неготовность детей данной категории к усвоению звукового анализа.

Основой для развития функции фонематического анализа является достаточно развитый фонематический слух, по Д. Б. Эльконину — естественный звуковой анализ, к которому относятся элементарные операции: распознавание и дифференциация речевых звуков, представленных фонемами родного языка. В свою очередь фонематический анализ совершенствует умение различать звуки: чем точнее представляет ребенок звуковую структуру слова, место каждого звука в нем, тем четче определяет его характер, правильно различает звуки речи.

Ориентировка в звуковой стороне слова, выполнение операций фонематического анализа также закрепляют навыки правильного звукопроизношения.

Упражнения по звуковому анализу, синтезу, фонематическим представлениям помогают полнее воспринимать и различать окончание слов, суффиксы, приставки, предлоги. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, звуковая форма слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии,» – подчеркивал Д. Б. Эльконин.

Профессор Р. Е. Левина назвала звуковой анализ «узловым образованием, ключевым моментом» в коррекции речевого недоразвития. Таким образом, работа по развитию функции фонематического анализа имеет важное значение для преодоления речевых нарушений (ОНР и ФФН).

Исходя из актуальности проблемы, учитывая особую необходимость подготовки дошкольников с нарушением речи к обучению в школе, мы создали систему работы по формированию навыков языкового анализа, синтеза у старших дошкольников с речевыми нарушениями (ОНР, ФФН). Предлагаемая система работы создана на основе обобщения и систематизации имеющихся научных исследований и практического опыта работы.

Цель коррекционной работы:

формирование навыков языкового анализа и синтеза у детей 6-7 лет с речевыми нарушениями – ОНР, ФФН, как базы для овладения грамотой и предупреждение дислексии, дисграфии.

Задачи коррекционной работы:

1) формирование четких и устойчивых представлений о фонематических признаках звуков речи: гласных, согласных, твердых, мягких, звонких, глухих;

2) формирование навыков звукового анализа, синтеза, фонематических представлений;

3) формирование навыков слогового анализа и синтеза;

4) формирование навыков анализа и синтеза структуры предложения.

Для поэтапного обучения дошкольников фонематическому анализу в качестве методологической основы взята методика Д. Б. Эльконина.

I этап: знакомство с фонетической системой языка.

II этап: знакомство с гласными фонемами.

III этап: знакомство с согласными фонемами, с их противопоставлениями по твердости – мягкости, звонкости – глухости.

IV этап: трансформация звуковой оболочки слова путём добавления или изменения гласного или согласного звука.

В процессе обучения операциям звукового анализа учитывается различная сложность форм фонематического анализа и последовательность овладения ими в онтогенезе. Используется последовательность форм звукового анализа, предложенная Р. И. Лалаевой.

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.

2. Вычленение первого и последнего звука в слове:

а) первого ударного гласного; б) первого согласного;

в) последнего согласного; г) последнего гласного.

3. Определение позиции звука в слове: начало, середина, конец слова.

4. Определение количества и линейной последовательности звука в слове.

5. Определение места звука по отношении к другим звукам слова.

В процессе формирования навыков фонематического анализа учитывается усложнение не только форм анализа, но и речевого материала.

Для знакомства старших дошкольников со звуками, с целью формирования четких и устойчивых представлений об их фонетических и фонематических признаках, используется последовательность, основанная на формировании звукопроизношения в онтогенезе. Последовательность предъявления речевого материала для формирования операций фонематического анализа соответствует методическим рекомендациям Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста».

1. Односложные слова без стечения согласных, состоящие из одного слога (обратного, прямого открытого, закрытого): ус, на, дом.

2. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, лапа.

3. Односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол.

4. Односложные слова со стечением согласных в конце слова; волк.

5. Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: кошка.

6. Двусложные слова со стечением согласных в начале слова: стакан.

7. Трехсложные слова: панама, капуста.

Опережающий навык звукового анализа по отношению к овладению элементами грамоты сохраняется на протяжении всего период коррекционного обучения.

Отдельный этап — работа по формированию навыков слогового анализа и синтеза. Значимость слогового анализа обусловлена, прежде всего, тем, что он способствует овладению звуковым анализом и усвоению чтения по слогам. В основу определения последовательности звукослогового материала для формирования навыков слогового анализа и синтеза положена классификация А. К. Марковой, которая выделила 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.

1. Двусложные слова из открытых слогов (ива, мама).

2. Трехсложные слова из открытых слогов (малина).

3. Односложные слова (мак).

4. Двусложные слова с закрытым слогом (диван).

5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка).

6. Двусложные слова из закрытых слогов (зонтик).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (телефон).

8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (половник).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13. Двусложные слова с двумя стечениями согласных (кнопка).

14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха).

Завершает систему работы по формированию навыков языкового анализа этап формирования анализа и синтеза структуры предложения. При работе в данном направлении формируются следующие умения:

1. Определять границы предложения.

2. Определять количество, последовательность и место слов в предложении.

3. Строить схему предложения.

4. Синтезировать предложения по предложенной схеме.

Данная система работы апробирована и используется нами в течение семи лет. Анализ результатов мониторинга фонематического развития дошкольников доказывает эффективность нашей работы в данном направлении. Предложенная система работы по формированию навыков языкового анализа и синтеза является специальной подготовкой к обучению грамоте детей с нарушениями речи и имеет исключительное значение для предупреждения возникновения дисграфии и дислексии.

1. Винарская, Е. Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. Язык и человек. – М.: Изд-во МГУ. 1970. – С. 55-62.

2. Гвоздев, А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб.: Акцидент. 1995. – С. 60 – 64.

3. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи. Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции “Современные тенденции специальной педагогики и психологии” – Самара, СГПУ. 2003 – С. 70-83.

4. Журова, Л. Е., Эльконин, Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение. 1963. – С. 213-227.

5. Филичёва, Т. Б., Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М. 1999.

Формирование навыков согласования прилагательных и существительных в роде и числе у старших дошкольников с ОНР Цель: формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде и числе; Задачи: • направлять внимание детей с ОНР на окончание.

Формирование начальных вокальных навыков у старших дошкольников ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. Каждый человек с раннего возраста обладает волшебным инструментом – голосом.

Формирование связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями при помощи стимульных картинок и картинно-графических схем Семехина Светлана Георгиевна, учитель-логопед МДОУ «ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА», г. Клин Формирование связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями.

Конспект занятия по совершенствованию фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза в ДОУ Конспект занятия «Путешествие в страну звуков и слов» Для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Совершенствование фонематических.

Консультация-презентация для воспитателей «Формирование звукового анализа и синтеза у дошкольников». Консультация – презентация для воспитателей Формирование звукового анализа и синтеза у дошкольников для успешного овладения грамотой (.

Мастер-класс. Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников. Из опыта работы. Мастер класс. Проблема готовности дошкольников к предстоящему.

Проект «Педагогическое сопровождение процесса формирования навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР» Практико – значимый проект Тема: «Педагогическое сопровождение процесса формирования навыков связной описательной речи у старших дошкольников.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза – Как научить детей “слышать” звуки? – Выделять конкретный звук из слова? – Составлять слово с заданным звуком? – Определять позицию звука.

Формирование коммуникативной культуры старших дошкольников с нарушением речи Формирование коммуникативной культуры старших дошкольников с нарушением речи в условиях детского садаГродина Т. Ф., воспитатель МК ДОУ №262.

Влияние несформированности языкового анализа и синтеза на овладение письменной речью детьми с ОНР III уровня Проблема нарушений языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста– одна из самых актуальных для дошкольного, а в дальнейшем и.

Практика показывает, что ошибки, обусловленные несформированностью языкового анализа и синтеза, являются наиболее распространёнными и с трудом поддаются коррекции. Поэтому планомерная и последовательная работа с детьми по их преодолению приобретает особую значимость в коррекции дисграфии.

Работа по формированию языкового анализа и синтеза включает 3 этапа: формирование навыков языкового анализа и синтеза; развитие слогового анализа и синтеза; развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Условно можно выделить 3 уровня коррекции: синтаксический, лексический и фонетический.

Задачи упражнений по формированию и развитию умений анализа и синтеза структуры предложения:

1. Формировать умение определять интонационную законченность предложения. Данное умение помогает сформировать у детей понятие о предложении как о единой синтаксической единице. Его отработка на занятиях может проходить в игровой форме, в виде устной работы, с использованием письменных упражнений: расставить точки правильно, поставить нужный знак препинания в конце предложения и т.д.

2. Развивать умение определять количество, последовательность и место слов в предложении. Решение этой задачи требует опоры на наглядный материал (предметные и сюжетные картинки, схемы, карточки): придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нём; придумать предложение с определённым количеством слов; распространить предложение, увеличив количество слов; составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях. Например, дети придумывают предложения со словом “дуб”: “Дуб растёт около школы. На дубе появились листочки. На высоком дубе птицы свили гнёзда. Дети играют под дубом”. Потом учащиеся называют предложение, в котором слово “дуб” стоит первым, затем предложение, в котором это слово стоит вторым, и т.д. Предлагаю детям и другие задания: придумать предложение с определённым словом; составить графическую схему предложения (предложение обозначается одной длинной полоской, слова — короткими полосками); по графической схеме придумать предложение; определить место слова в предложении (какое по счёту); поднять карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении (карточки можно заменить веером с цифрами).

3. Обучать детей составлять предложения из слов, данных с нарушением последовательности (без изменения и с изменением грамматических форм слов). Для решения этой задачи необходимы подготовительные упражнения, направленные на формирование новых умений. Степень участия детей в них сводится к минимуму, так как основным является усвоение алгоритма их выполнения.

Коррекционную работу провожу сначала на материале слов, данных в нужной грамматической форме. Учащимся, которые испытывают особые трудности в определении порядка слов в предложении, предлагаю выполнить работу по карточкам, где в ряду слов одно записано с большой буквы. На последующих этапах усложняю задание.

Для развития слухового внимания и умения правильного грамматического оформления предложений в устной речи предлагаю исправить несуразности в предложениях (“Правда или шутка?”, “Исправь ошибки”). Такие задания вызывают интерес, вносят в занятия элемент соревнования. Все учащиеся стремятся проявить смекалку и сообразительность. Моменты эмоциональной разрядки должны присутствовать в каждом коррекционном занятии. Замечательно, если они станут неотъемлемой его частью.

Во время работы с предлогами сначала уточняю пространственные значения предлогов с опорой на схемы, а потом другие их значения. Для закрепления умения правильно выбирать предлог использую дидактические игры, например, “Слово подбирай, предлог называй” (игра с мячом). Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, схемы предлогов, мяч. На доске — предметные картинки: ребёнок, дудочка, мяч, шашки, кубики, щенок. Произношу слово “играет” и бросаю мяч одному из детей. Учащийся называет словосочетание с добавлением нужного предлога: “Играет на дудочке”. Затем мяч передаётся следующему игроку. Побеждают дети, которые не допустили ошибок в ответах.

Другой вариант игры. На доске — предметные картинки: белка, диван, цветок, корзинка, самолёт, машина. Под картинками — схемы предлогов. Произношу слово “летит” и бросаю мяч одному из детей. Учащийся составляет предложение “самолёт летит над городом” и возвращает мяч педагогу. Ведущий называет новое слово “растёт” и кидает мяч следующему игроку. Побеждают дети, которые не допустили ошибок в ответах.

Дидактическая игра “Меткие стрелки”. Оборудование: карточки с предлогами, мишени (квадраты из картона), круглые магнитики, синие и красные фишки. У учащихся по две карточки (количество карточек можно варьировать в зависимости от количества игроков) с записанными на них предлогами (в, на; под, за; с, из и т.д.). На доске — предложения с мишенями вместо предлогов. Игроки шёпотом читают предложения. Затем учащийся (учащиеся), который считает, что карточка с нужным предлогом находится у него, выходит к доске. На место мишени крепится карточка с предлогом. Учащийся читает предложение. Если мишень поражена, он получает синюю фишку, если ошибся — красную. Выигрывают учащиеся, у которых наименьшее количество красных фишек.

Параллельно включаю задания на отработку умения раздельного написания предлогов со словами. Для лучшего запоминания правила зачитываю четверостишье Н.Бетеньковой:

Из леса, к лугу, на полянку,

У кустика, с тропинки, в ямку,

От речки, около дороги —

Пиши отдельно все предлоги!

Затем провожу работу по дифференциации предлогов и приставок. На этом этапе коррекции значимыми являются тренировочные упражнения, которые способствуют преодолению ошибок языкового анализа и синтеза и позволяют детям автоматизировать процесс их различения.

Задачи упражнений по формированию слогового анализа и синтеза на лексическом уровне:

1. Формировать умение определять количество, последовательность и место слогов в слове. Работа в этом направлении начинается с актуализации на занятиях имеющихся знаний о слове и слоге. Проводится дифференциация понятий “слово” и “слог”. Затем дети выполняют задания, направленные на закрепление умения разграничивать данные понятия. Задания, как правило, носят игровой характер: “Хлопни в ладоши, если услышишь слог”, “Помаши руками над головой, если это будет слово”, “Если я назову слово, то улыбнись, если слог — нахмурься”.

При определении количества слогов с опорой на внешние вспомогательные средства использую следующие приёмы: отхлопать или отстучать слово по слогам; сопровождать послоговое произнесение слова движением руки справа налево или слева направо.

Для развития умения определять последовательность слогов в слове предлагаю дидактическую игру “Назови словечко”, которая способствует закреплению словарных слов. Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, фишки. Игру можно проводить в два этапа.

Первый этап. На доске — картинки: яблоко, котёнок, банан, книга, огурец, собака, ворона, картофель, автобус. Называю гласные буквы, которые есть в названии одной из картинок. Учащиеся должны назвать задуманное слово и проговорить его орфографически по слогам. Затем дети записывают слово в тетрадь и подчёркивают гласные буквы. Правильный ответ поощряется фишкой. Выигрывают те, у кого больше фишек.

Второй этап (работа на уровне словосочетания). Дети подбирают к записанным именам существительным подходящие имена прилагательные с таким же количеством слогов: яблоко вкусное, яблоко сочное; банан спелый, банан жёлтый и т.д. Выигрывают те, у кого больше фишек.

2. Обучать слоговому анализу и синтезу слов. Работа по выделению гласного звука и слога из слова предполагает использование следующих заданий: назвать гласный звук слова; поднять букву, соответствующую гласному звуку; записать только буквы гласных звуков; придумать слог с соответствующей гласной; определить место гласного звука в слове, показать соответствующую цифру; придумать слог, в котором гласный на первом, втором и третьем месте.

На этом этапе работы составляются схемы слова: с использованием только гласных звуков, распределением картинок в зависимости от количества слогов в их названии, определением пропущенного слога в названии картинки, выделением из предложения слова, состоящего из определённого количества слогов. Предлагаю упражнения, несущие дополнительную нагрузку, например, “Подружи слова”. В нём необходимо разделить слова каждого ряда на две равные группы и объяснить принцип группировки, а затем выписать слова, состоящие из трёх слогов.

Корова, телёнок, ягнёнок, овца.

Сентябрь, июнь, лето, осень.

Сентябрь, январь, ноябрь, декабрь.

Дуб, сосна, ель, берёза.

Следует отметить, что выполнение таких заданий всегда проходит оживлённо и вносит разнообразие в коррекционную работу.

Задачей заданий по формированию действия слогового анализа и синтеза является развитие фонематических процессов, внимания и памяти. Решению этой задачи способствует полифункциональный характер некоторых упражнений.

Фонетическая работа включает развитие звукового анализа и синтеза слов простых и сложных форм, формирование дифференциации фонем, имеющих сходные характеристики.

Задачи упражнений по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза:

1. Формировать умение определять количество, последовательность и место звуков в слове.

2. Обучать умению производить звуко-буквенный анализ и синтез слов (простые и сложные формы). Работу по формированию умений звуко-буквенного анализа и синтеза начинаю с закрепления навыков элементарной формы звукового анализа. Если учащиеся с дисграфией владеют им достаточно хорошо, то переходят к формированию сложных форм языкового анализа и синтеза. Коррекционную работу по развитию сложных форм языкового анализа и синтеза осуществляю с учётом последовательности этапов формирования умственных действий.

На подгрупповых коррекционных занятиях с учащимися 3—4 классов по развитию и закреплению умений фонематического анализа и синтеза при дифференциации парных звонких и глухих согласных использую не отдельные карточки с известными символами согласных звуков, а звуковые полоски. Они позволяют заменить традиционное поднимание карточек с изображёнными на них символами на простое прикосновение к выбранному символу карандашом или ручкой. Например, при различении парных согласных б — п в словах, которые являются ответами к загадкам, перед записью слова в тетрадь учащиеся показывают на звуковой дорожке, какой звук они услышали в слове “белка”. Потом уточняю, какая гласная указывает на его мягкость, а затем записываю слово. Это позволяет избежать ошибок, связанных с заменой согласных и обозначением их мягкости на письме гласными буквами. Такие полоски удобны в использовании при проведении дидактической игры “Необычный светофор”, где они выступают в роли светофора. Оборудование: звуковые дорожки с изображениями символов согласных звуков, предметные картинки (их подбор проводится с учётом пары дифференцируемых звонких и глухих согласных), красная карточка для ведущего. Прошу учащихся помочь словам перейти дорогу с помощью необычного светофора, а затем показываю картинки. Игроки определяют, какой из дифференцируемых согласных будет в этом слове, и дотрагиваются указкой до нужного сигнала светофора. Если ребёнок допускает ошибку, то ведущий показывает ему красную карточку. После исправления ошибки игра продолжается. Дети с удовольствием играют, отрабатывая умения дифференциации парных звонких и глухих согласных.

На заключительном этапе использую дидактическую игру “Умники и умницы” (играют 2—3 пары детей). Оборудование: карточки с написанными буквами и цифрами. Игра проводится в парах. Предлагаю расшифровать слова и записать их, объединить слова в пары по какому-либо признаку: по количеству гласных в словах; по одинаковому количеству слогов, звуков, букв, гласных; по наличию определённой орфограммы; по смыслу. Одно слово может объединяться с несколькими словами (в зависимости от выбора основания для объединения). Например: радуга — краски (по смыслу); туча — дача (по общей орфограмме); помидор — радуга (по количеству слогов); краски — крошки (по количеству букв) и т.д. Выигрывает команда, которой удалось составить наибольшее количество пар из расшифрованных слов за определённое время и объяснить основания для их объединения.

3. Развивать сукцессивные функции. Систематически провожу упражнения, направленные на развитие сукцессивных функций, развивающих способность к концентрации, распределению и переключению внимания. Работа в этом направлении ведётся не изолированно, а параллельно с развитием различных форм языкового анализа и синтеза.

Использование эффективных упражнений полифункционального характера способствует преодолению специфических ошибок письма у учащихся и позволяет обеспечить определённые условия для повышения качества коррекционного процесса.

Татьяна ПАСТАРНАКЕВИЧ,
учитель-дефектолог гимназии Ляховичей.

Читайте также:  Тест: Дефектолог — работа для вас?
Ссылка на основную публикацию