Развитие языкового анализа и синтеза (Домашние задания)

Развитие звукобуквенного анализа и синтеза

Содержимое разработки

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

с группой учащихся 2 класса

по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

ТЕМА: Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

закрепление навыков звукового анализа и синтеза;

определение места звуков и букв в слогах, словах;

закрепление знаний о гласных и согласных звуках;

формирование фонематического анализа, синтеза, представлений;

развитие логического мышления;

развитие мелкой моторики, внимания, зрительного восприятия.

Оборудование: символы для обозначения гласных и согласных звуков; предметная картинка с изображением СОВЫ; индивидуальные карточки с заданиями: на дифференциацию звуков и букв в словах, на развитие буквенного синтеза, для физминутки.

1. Развитие логического мышления:

—- Послушайте загадки, отгадайте их.

Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой. (аквариум).

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!». (чайник).

На грядке вырос куст.

Под кустом. (картошка).

—- Запишите отгадки, построив из них цепочку слов так, чтобы следующее слово начиналось с той буквы, на которую заканчивается предыдущее.(подсказка: начните со слова «чайник»).

(чайник – картошка – аквариум – мухомор).

2. Звуковой анализ записанных по цепочке слов).

— На доске звуковая схема одного из слов. Посмотрите внимательно и скажите, к какому слову эта схема подходит? ( ) – аквариум.

3. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.

Знакомство с героем занятия.

— Отгадайте, кто пришёл к нам на занятие по первым буквам слов: собака, облако, ветер, арбуз (СОВА).

На доске картинка совы (из какой сказки, мультфильфа эта учёная СОВА?). – правильно Винни-Пух

Закрепление знаний о гласных звуках и буквах.

— Пока сова летела к нам в гости, из слов, которые она несла выпали гласные буквы А. О. У. И., помогите вернуть их на место (работа на доске).

3. Дифференциация звуков и букв в словах.

— Молодцы! Вы прекрасно справились с этим заданием. Теперь учёная СОВА хочет проверить, умеете ли вы различать звуки и буквы и определять их количество в словах (уточнить разницу между звуком и буквой). Подпишите под каждой картинкой количество букв и звуков в её названии.

(Работа в индивидуальных карточках. Картинки: дождь (5 б., 4 зв.), улитка, ёж, орехи, фасоль, юла, пень, морковь).

Развитие графомоторных навыков

— Вспомните друзей СОВЫ из сказки про Винни – Пуха. Посмотрите внимательно на картинку и скажите, какая дорожка приведёт Винни – Пуха к домику Братца Кролика

Развитие фонематических представлений.

— На доске несколько звуковых схем и слов. Соедините слово с его схемой. Запишите в тетрадь.

К онь –

Ё лка –

Развитие буквенного синтеза.

— Наша учёная СОВА большая выдумщица. Она придумала для вас игру «Волшебные слова». Составьте из букв слова и узнаете, что спрятано в нарисованном предмете (в шкафу – шуба, в доме – диван, в миске – салат, в кастрюле – каша, в коляске – кукла, в рюкзаке – карта).

Гимнастика для кистей и пальцев рук «Наши пальцы»

На моей руке пять пальцев (показать пальчики),

Пять хватальцев, пять держальцев (сжимать и разжимать кулачки),

Чтоб строгать и чтоб пилить (имитация указанных движений),

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их нетрудно сосчитать: (сжать пальцы в кулачки)

Раз, два, три, четыре, пять! (поочерёдно разжать пальчики)

Работа по преобразованию слов.

— СОВА так увлеклась, что не заметила, как время занятия подошло к концу и пришла пора прощаться. Но на последок СОВА решила показать вам фокусы со словами.

Прочитайте слова левого и правого столбиков. Запишите их парами, так чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой.

Образец: слова-сова, коты – кроты.

Букву, которой эти слова отличаются, подчеркните.

Работа со звуковой схемой слова.

Выберите любое слово из игры «Волшебные слова» (задание № 6) и нарисуйте в тетрадках звуковую схему к этому слову.

(Проверка на доске: дети по очереди выходят к доске и выкладывают из кружочков, выбранную схему слова, а другие должны определить это слово).

— Ребята скажите, пожалуйста, какая тема занятия у нас сегодня была?

(Дети: «Звуки и буквы»).

— А чем отличаются звуки от букв?

(Дети: «Буквы мы пишем и читаем, а звуки мы произносим и слышим»).

— Всегда ли количество букв и звуков в словах совпадает?

(Дети: «Потому что «Ь» звука не имеет». «Потому, что у гласных е, ю, я, ё в начале слов всегда два звука),

Мазанова Е.В. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» (конспекты занятий для логопедов). М. – 2007 г.

Линго Т.И. «Игры, ребусы, загадки для дошкольников». Ярославль – 2006 г.

Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь. Совершенствование звукового анализа и обучение грамоте». 1999 г.

Методика работы по развитию фонематического слуха.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Логопедическая работа по развитию фонематического слуха делится на несколько этапов.

  1. Узнавание неречевых звуков;
  2. Различение одинаковых слов, фраз по силе, высоте, тембру голоса;
  3. Собственно развитие фонематического слуха:

а) Различение слов близких по звучанию;

b) Дифференциация слогов;

с) Дифференциация фонем;

d) Развитие фонематического анализа и синтеза слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
metodika_raboty_po_razvitiyu_fonematicheskogo_slukha.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

по развитию фонематического слуха.

Логопедическая работа по развитию фонематического слуха делится на несколько этапов.

  1. Узнавание неречевых звуков;
  2. Различение одинаковых слов, фраз по силе, высоте, тембру голоса;
  3. Собственно развитие фонематического слуха:

а) Различение слов близких по звучанию;

b) Дифференциация слогов;

с) Дифференциация фонем;

d) Развитие фонематического анализа и синтеза слова.

На I этапе с помощью специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти, без этого не возможна дифференцировка звуков. Это подготавливает детей к различению и выделению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков.

• Логопед прячет игрушку, ребенок ищет, обращая внимание на силу хлопков.

• Дети встают в круг. За спиной ребенка передают колокольчик. “Угадай у кого колокольчик?”

• Игра “Большой – маленький”. Играют барабаны большой и маленький. “Угадай, какой барабан звучит?”

• Игра “Послушай тишину”.

• Логопед демонстрирует звучание музыкальных инструментов (за ширмой), “Какой инструмент сейчас звучит?”

• Логопед демонстрирует звучание предметов за ширмой (стук, шуршание бумагой и т.д.). “Какой предмет сейчас звучит?”

• Игра “Тихо-громко”. Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед cтучит в бубен то тихо, то громко. Если звук тихий, то дети идут на носочках, если более громкий, идут обычным шагом, если еще громче – бегут.

На этом этапе обращается внимание детей на различную силу, высоту, тембр голоса.

• Игра “Эхо”. Детей распределяют на две группы. Одна из групп – “эхо”. Первая группа детей громко произносит вместе с логопедом гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа (“эхо”) тихо повторяет. Затем группы меняются местами.

• Игра “Вьюга”. По сигналу “Вьюга началась” дети тихо гудят: У-у-у. По сигналу “Сильная вьюга” дети громко произносят: У-у-у. По сигналу “Вьюга затихает” дети постепенно уменьшают силу голоса.

• Сказка “Три медведя”.

• Предлагаются картинки животных и их детенышей.” Кого изображает логопед?” Вариант игры: Взрослые животные зовут своих детенышей. Детей делят на две группы. Одна группа взрослые, вторая – детеныши.

Развитие фонематического слуха.

а) Различение близких по звуковому составу слов.

• Логопед показывает картинку и называет слово. “Хлопните если неправильно”.

• На наборном полотне выставлены картинки, близкие по звучанию. Логопед называет 3-4 картинки в любой последовательности. “Выложи картинки в той же последовательности”.

• Игра “Послушай и скажи, что нарисовано”.

Крыша или крыса, Каска или маска, Сабля или цапля и т.д.

• “Какое слово лишнее?”

каска – каска – маска

врач – врач -грач -врач,

цапля — сабля – цапля —цапля и т.д.

• найди ошибку. Поставь на место заблудившиеся звуки в словах.

Мама с бочками пошла По дороге вдоль села.

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это. Жучка будку не доела: Неохота, надоело.

На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран,

Ь) Дифференциация слогов.

• Логопед произносит слоговой ряд. “Что лишнее?”

Па -па-на- па, Да -да -та -да и т.д.

• Логопед на ухо говорит слог. Ребенок повторяет. Можно поиграть в “Глухой телефон”.

• Определить пропущенный слог в названии картинки. Например:

Ра. та, . ба, . фон т.п.

с) Дифференциация фонем (звуки).

Т.А. Ткаченко предлагает использование символов, благодаря чему дети дополнительно получают слуховую, зрительную опору. Внимание ребенка приковано к форме, а не к цвету.

• Логопед попеременно произносит звуки, утрируя их (а, о, и), дети поднимают символы.

• Логопед произносит ряд гласных звуков, дети выкладывают символы.

• Логопед произносит гласные звуки шепотом, беззвучно, дети должны пропеть гласные звуки.

• Логопед беззвучно произносит гласные звуки, дети должны припевать только один

определенный звук. Например, звук У.

А, У, 0, Ы, У, У, А, У и т.д.

d) Развитие элементарного звукового анализа и синтеза.

1 . Начинается работа с определения количества слогов в слове.

2. После прохождения гласных звуков и усвоения зрительных образов мы предлагаем детям игры на анализ звукового ряда состоящие из ряда гласных звуков.

3. Развитие фонематического анализа открытого и закрытого слога.

4. Развитие фонематического анализа слова.

1. Определение количества слогов в слове.

Для усвоения навыков чтения и письма большое значение имеет умение разделять слово на составляющие его слоги. При овладении чтением значимость слогового анализа обусловлена прежде всего тем, что на начальных этапах ребенок учится сливать звуки в слоги, синтезировать слоги и слова, и на основе этого объединения узнавать слова.

Дети должны усвоить правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

• На наборном полотне выставлены две картинки, на которых изображены, например: паук, бабочка. Логопед предлагает детям догадаться, какое слово задумано, посчитав количество сделанных хлопков.

• Игра “Магазин”. На столе расставляют различные предметы. Один из детей (“покупатель”) подходит к столу, “продавец” (логопед) предлагает ему на выбор три игрушки, названия которых состоят из одного, двух или трех слогов. Ребенок выбирает себе игрушку и отхлопывает ритм обозначающего ее слова, (мяч, кукла, машина)

• Игра “Поезд”. Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами или разным количеством окошек. В первом вагоне “размещаются” слова – картинки из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем – из трех слогов. “Разложи картинки по вагонам”.

• Картинки, на которых нарисованы горшочки. На рисунках, украшающих горшочки, дети должны найти слово, в котором слогов больше, чем в других, там и находится мед. Дети произносят слова, отхлопывают количество слогов в каждом из них, определяют: больше всего слогов в слове “черепаха”.

• Разложи фрукты, овощи в вазы. Дети произносят слова, отхлопывают количество слогов в каждом из них и раскладывают по вазам. На вазах изображено количество слогов в слове.

• Игра “Кубик”. На гранях кубика предметные картинки. Дети бросают кубик и прохлопывают слово.

2. Формирование фонематического анализа звукового ряда состоящего из ряда гласных звуков.

• Логопед произносит два звука. Назови первый звук. Назови второй звук. Сколько звуков ты слышал?

• На столах три символа. Логопед читает ряд звуков (2 -3 звука). Дети должны определить последовательность звуков и выложить символы на столах.

• Логопед произносит ряд звуков, дети должны воспроизвести в той же последовательности, а о у; о у и а.

3. Фонематический анализ открытых и закрытых слогов.

Слоговой анализ помогает более эффективно овладеть звуковым анализом слова. Слово делится на слоги, затем слог, являющийся более простой речевой единицей, делится на звуки.

В процессе письма дети часто пропускают гласные. Это связанно с тем, что при опоре на внутреннее или шепотное проговаривание дети легче воспринимают согласные, которые кинестетически являются более четкими. Гласные же воспринимаются как оттенки согласных звуков. Деление на слоги способствует выделению гласных. При слоговом анализе делается опора на гласные звуки. Сначала даются открытые слоги затем закрытые.

• Назвать только гласный звук слога.

Какой первый звук слога? – Какой второй звук слога.

• Работа по таблице.

Логопед показывает буквы в определенном порядке и дает задание назвать слог. Прочитай слоги по символам.

• Логопед вызывает двух детей и просит, чтобы один из них произнес звук [а] другой звук [ с]. “Звуки” (дети) встают рядом. “Какой слог получился из звуков?” Затем дети меняются местами.

• Изменить порядок звуков в слоге. Назвать полученный слог, дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности.

Например: су-ус, ам – ма. а) Ух, ам, ор, аи, ум, ок; Ь) На, ма, но, со, ку, лу.

4. Развитие фонематического анализа и синтеза слова.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места. И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам. Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, логопедическая работа проводится в следующей последовательности:

1) Выделение звука на фоне слова.

2) Вычленение звука в начале, в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).

3) Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

Прежде чем научить детей выделять звуки из слова, необходимо уточнить произносительный и слуховой образ звука. Можно предложить картинки – символы для вызывания, уточнения и дифференциации изолированных звуков.

1) Выделение звука на фоне слова.

• Поднять руку или карточку с буквой С, если в слове имеется звук [С] . (нос, собака, шапка, санки, карман).

• Отбери предметные картинки, в названии которых есть звук [У].

• По сюжетной картине назовите слова со звуком [Ш]

• Придумайте слова со звуком [Р].

• Назовите животных, овощи, фрукты, растения, посуду или игрушки, в названии которых есть звук [Р] .

• Дополните предложения словами, в которых содержится звук [Р] с опорой на картинки.

Мама посадила на грядке. (свекла, лук, морковь) В нашем, лесу растут. (дубы, сосны, кедры) На клумбе расцвели. (маки, тюльпаны, розы) На лугу пасутся. (козы, овцы, коровы)

• Игра в лото. Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие звук Р и не имеющие его, а также цветные и с буквой Р. логопед называет слова, дети находят на карточке соответствующую картинку, определяют, есть ли в названии звук [Р] и закрывают картинку квадратиком с буквой Р, если в слове есть звук [Р], и пустым квадратиком – если в слове нет данного звука.

• Игра “Тренировка вратаря”. Дети кладут на стол согнутые в локтях руки – это хоккейные ворота. Логопед произносит разные слова. Если звучит слово со звуком [Ш], хоккейные ворота захлопываются (дети складывают ладони вместе). Если нет в слове данного звука, то пропускают слово.

Шайба, шар, кукла, стол, штора.

2) Вычленение звука в начале, в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).

Вычленение первого ударного гласного из слова.

• Определить первый звук в словах: ослик, утка, улица, осы, аист.

• Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звука слова.

• Подобрать слова, которые начинаются на гласный (А, О, У).

• Отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные (А, О, У).

• К картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова. Предлагаются картинки, названия которых начинается с ударного гласного, например: уши, облако.

• Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками. Логопед называет слово, ребенок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово.

Выделение первого согласного звука из слова.

• Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды, овощей и т.д., которые начинаются с заданного звука.

• Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.

• По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с заданного звука.

• Изменить первый звук слова. Логопед называет слово, дети определяют первый звук слова. Далее им предлагается заменить этот первый звук в слове на другой. Например, в слове гость заменить звук [Г] на звук [К] (моль – соль, зайка – майка).

• Лото “Необычные цветы”. На доску прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков и лепестки с изображениями различных предметов. Из предложенных лепестков дети выбирают только те предметные изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и приклеивают их к контуру цветка.

• “Найди картинку”. Детям предлагаются две карточки. На одной из них нарисован предмет, другая пустая. Дети называют картинку, определяют первый звук в его названии, находят соответствующую букву и кладут к картинке.

• Отгадай загадку. Назови первый звук в отгадке.

• Прочитай слово по первым звукам.

• Игра “Какое слово в цветке?” Слово можно узнать, если выделить из названий картинок первый звук.

При определении конечного согласного звука используются те же виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного звука.

Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Уточняется, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Используется полоска “светофор”, разделенная на три части: крайняя левая часть – начало слова, средняя часть желтого цвета – середина слова, правая зеленная часть полоски – конец слова.

• Определение места ударного гласного в односложных – двусложных словах, например, место звука А в словах аист, два, мак. Гласные произносятся протяжно, интонируются. При этом используются картинки.

• Разложите картинки, в названии которых есть звук Л, в три ряда (начало, середина, конец).

• Подобрать слова, в которых звук [Л] в начале слова.

• Подобрать слова, в которых звук [Л] в конце слова.

• Подобрать слова, в которых звук [Л] в середине слова.

• Назовите животных, овощи, растения, цветы, посуду или игрушки, названия которых начинаются на звук [Л] .

• По сюжетной картине подобрать слова, где звук [Л] слышится в середине слова.

• Игра “Светофор”. Логопед называет слова. Дети ставят фишки на левую красную, желтую или зеленую часть полоски, в зависимости от того где слышится заданный звук в слове.

• “Подарки Аленке”. Подобрать слова которые начинаются с заданного звука. “Когда Аленке исполнилось 6 лет, ей подарили много игрушек, в названии которых слышится звук [У] в начале слова. Угадай какие игрушки подарили Алене.

3) Определение последовательности, количества и места звуков по

отношению к другим звукам.

• Подобрать слова с определенным количеством звуков, например, с тремя звуками (дом, дым, рак, мак), с четырьмя звуками (роза, рама, лапа, косы), с пятью звуками (кошка, сахар, банка). Можно использовать звуковую линейку.

• Выберите предметные картинки, в названии которых определенное количество звуков.

• Игра в кубик. На гранях кубика различное количество точек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на грани кубика.

• Составление графической схемы слова.

• Подбери слово к схеме.

• Разложи предметные картинки под цифрами 3, 4, 5, в зависимости от количества звуков в их названии (дом, забор, рама, крыша, кукла, волк, мак, сыр).

• Раскладывание картинок в соответствии с данными графическими схемами.

• Придумать слова к графической схеме.

• Добавить картинку. Найти картинку, в которой столько же звуков, сколько и в названии предметов, изображенных на карточке. Предлагаются, например, картинки с изображением лодки и ложки. Дети подбирают картинку, в которой 5 звуков.

• Определить последующие и предыдущие звуки в названии предметов на картинке. Например, детям предлагаются картинки с изображением полки, сумки, пилы. Дети называют картинки. Затем логопед дает следующие задания: назвать слово, в котором после [Л] слышится [К], после [М] произносится [К], перед [Л] находится [И] и т.д.

• Игра в “Ромашку”. На доске – контуры ромашки и лепестки с изображением различных предметов. Детям дается задание выбрать лепестки с изображением предметов, названия которых состоят, например, из пяти звуков и вставить их в прорези ромашки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В плане представлены этапы формирования фонематического восприятия:Узнавание и различение неречевых звуковРазвитие речевого слуха.Различение одинаковых звукокомплексов по высоте,силе,тембру.Развитие ф.

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития.

Основной целью логопедического воздействия является формирование и развитие фонематического слуха и восприятия.Сущность логопедического воздействия заключается в умении слушать, слышать и дифференциро.

консультация для родителей.

В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

В настоящее время количество детей с речевыми нарушениями увеличивается. Это происходит из-за роста патологий беременности и родов, общей соматической ослабленности детей, из-за неблагоприятных .

Применяя методику развития фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс усвоения чтения и письма в школе, а также, научившись слышать и отличать друг от друга звуки, его собственное звукопроизн.

Основные этапы работы по формированию фонематического слуха

Лариса Иванова
Основные этапы работы по формированию фонематического слуха

Развитие фонематического слуха на уровне произношения является одной из главных задач в дошкольный период.

Фонематический слух – это особый вид биологического слуха человека, позволяющий слышать, узнавать и дифференцировать фонемы родного языка (врожденная способность). Дифференцировать на основе различения акустико-артикуляционных признаков.

В книге «Основы логопедии» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной определены основные этапы работы по развитию фонетики слов, то есть по развитию естественного вида звукового анализа.

I – узнавание неречевых шумов, звуков (музыкальные инструменты);

II – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз (три медведя);

III – различение слов, близких по своему звуковому составу (бочка-почка);

IV – дифференцирование слогов;

V – дифференцирование фонем;

VI – развитие навыков элементарного звукового анализа (фонематическое восприятие);

Такая работа начинается в дошкольном коррекционном учении и продолжается в первом классе специальных школ. Порядок изучения дифференцированных фонем определен программой по произношению.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слуха, внимания и памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукового произношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.

Работа по формированию фонематического воспроизводства в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формированиеу детей навыков элементарного звукового анализа: умение определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов родной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЮ ПОНЯТИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

На самом деле в настоящее время содержание понятия «фонематический процесс» является одним из неустойчивых.

Содержание понятия «фонематические процессы» было дано Элькониным. В 1960-х годах он написал, что «необходимо говорить о двух видах звукового анализа».

У них разные механизмы и функции в речи.

1. Естественный звуковой анализ развивается спонтанно, нормального своего развития он достигает от 1 года 7 мес. до 2-х лет.

Функция – адекватное восприятие и понимание обращенной речи. В современной логопедии естественный вид звукового анализа называется фонематический слух, то есть особый вид биологического слуха человека, позволяющий слышать и дифференцировать фонемы русского языка (на основе различения акустико-артикуляционных признаков).

2. Искусственный звуковой анализ не формируется спонтанно, им можно овладеть только в ходе направленного обучения. Для него должна быть готова определенная психологическая база (в онтогенезе приблизительно к 5 годам). Механизмами этого звукового анализа являются интеллигентные операции. Именно этот вид анализа обеспечивает письменную речь. В современной логопедии этот вид называют фонематическое восприятие,то есть умение произвести следующие виде интеллигентных операций:

а) определить наличие или отсутствие звуков в слове;

б) определить линейную последовательность звуков в слове;

в) определить местоположение звуков в слове (начале, середине);

г) определить количество звуков в слове.

Именно эти четыре операции являются основой для овладения алфавитическим письмом.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОПЕРАЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ НА УРОВНЕ ГРАМОТЫ

Фонематическое восприятие – это искусственный вид звукового анализа, которым можно овладеть только в ходе целенаправленного обучения.Он подразделяет умение произвести следующие виды интеллигентных операций:

– определить наличие и отсутствие звуков в слове;

– линейную последовательность звуков;

– позицию звуков в слове;

– количество звуков в слове.

Работа по формированию фонематического восприятия осуществляется с помощью интегрированной методики Г. А. Каше и Д. Б. Эльконина.

Выделяются несколько этапов:

I этап – знакомство с фонетической системой русского языка. Базовая операция – определение линейной последовательности звуков в речи.

Эльконин предложил прием акцентированного проговаривания.

Детям предлагается опора в виде звуковых схем и фишек-заменителей звуков (одного цвета).

II этап – знакомство с системой гласных фонем.Важность:

1) именно этот этап является основой коррекционной работы для исправления нарушений СС речи;

2) по линейной Эльконина. Именно на этом этапе закладывается основной механизм чтения, под которым понимается упреждающая ориентация глаза на гласную букву.

Важно, чтобы дети не путали гласные звуки и сонорные; гласные звуки и звонкие губно-зубные звуки (гласные звуки – это звуки, которые слышатся далеко). Фишки – красного цвета.

Последовательность: I ряд – О, А, Я, У, Ы / звуки!

II ряд – И / не буквы

III этап – знакомство с основами фонематическогопротивопоставления русского языка:

– твердые – мягкие; (фишки синие, зеленые)

– звонкие – глухие. (тактил. Контроль + значки)

IV этап – трансформация слова (изменение).

Дети учатся изменять слов г/з замену какого-либо гласного или согласного звука в слове.

– развитие слуха, внимания, слухового контроля;

– развитие внимание к обращенной речи.

СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

– в словах (по картинкам, сгруппированным по каждой группе звуков, либо повторить предложения, максимально насыщенные данными звуками;

– изолированно (те звуки, которые оказывают нарушение в словах и предложениях);

– в самостоятельной речи (если нет ошибок звукопроизношения в словах и предложениях);

– слова сложной слоговой структуры.

2. Обследование уровня фонематического развития:

фонематический слух (подними сигнал);

фонематическое восприятие (повтори парные слоги, слова-паронимы);

фонематическое представление (подбери картинки на заданный звук).

3. Обследование словарного запаса (активного и пассивного):

– предметный словарь; действие и качество предмета (по картинке);

Если ребенок не знает название какого-либо предмета (активный словарь, нужно выяснить, есть ли это слово в его пассивном словаре (Где нарисована клумба? Фонтан).

– семантика (понимает ли ребенок правильно и точно значение слова).

Здесь же определить степень овладения многозначностью слова.

4.Обследование грамматического строя речи:

– составление текста по сюжетной картинке + дополнительные вопросы логопеда;

– составление предложения по опорным словам, данным в начальной форме;

– подстановка пропущенного в предложении слова (в нужной по смыслу грамматической форме);

– составление предложения по демонстрации действия (обследование употребляемых предлогов);

Консультация для воспитателей «Основные этапы подготовки к родительскому собранию» Основные этапы подготовки родительских собраний Памятка для воспитателя Этапы проведения родительского собрания Родители – главные воспитатели.

Буктрейлер — это что такое? Основные этапы создания: методические рекомендации для практического применения Современный человек давно привык к таким терминам и явлениям, как промо-акции, фестивали, выставки, тизеры и трейлеры. (Тизер.

Консультация для родителей «Основные этапы развития высшей нервной деятельности детей раннего возраста» На 2-м и 3-м году жизни при условии правильного воспитания быстро развивается деятельность второй сигнальной системы. Слова, понимаемые.

Мастер-класс для воспитателей «Основные этапы работы над образом» «Основные этапы работы над образом» Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в.

Методическая разработка «Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста» Введение Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач в общей системе.

Обследование фонематического слуха Обследование фонематического слуха 1. Ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: “Покажи, где висит.

Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста Продолжение Методическая разработка Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста Игры на формирование.

Раннее развитие фонематического слуха ребёнка Раннее развитие фонематического слуха ребёнка. Взрослый должен своевременно руководить развитием речи ребёнка. В раннем возрасте стоят.

Развитие речевого внимания и фонематического слуха на первом этапе работы с детьми с ОНР Развитие речевого внимания и фонематического слуха на первом этапе работы с детьми с ОНР. Приступая к обследованию поступивших в сад детей,.

Система работы по развитию фонематического слуха у детей с ОНР I I I уровня Восточное Окружное Управление Образования Департамент Образования г. Москвы ГБОУ школа № 1373 Подразделение дошкольного образования Корпус.

Виды работы по развитию фонематического слуха

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Цель данной работы не только развитие фонетики, но и предупреждение у ребенка нарушений чтения и письма.

Статья:

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА:

1) РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ;
2) ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Коррекционная работа по формированию ФС с детьми, страдающими нарушениями речи, строится в два этапа:

1) развитие слухового внимания;
2) формирование ФС.

1. Развитие слухового внимания на неречевых звуках на подготовительном этапе.

Различение неречевых звуков: громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые>– неприятные (злые, грубые).

Упражнения и игры на развитие слухового внимания: [2]

“Какие звуки нарушают тишину?”,

“Кто услышит больше звуков?”,

“Назови звуки групповой комнаты”,

“Назови звуки улицы”,

“Вспомни звуки леса, луга, болота”,

“Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”,

“Жмурки с колокольчиком”,

“Солнце или дождик”,

“Угадай по звуку, что делать?”,

Звучание музыкальных инструментов.

Голоса животных, птиц.

Звуки рабочих инструментов.

2. Формирование фонематического слуха на протяжении всех этапов коррекционной работы.

Первый этап – узнавание неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра “Угадай, что звучало”. Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

Игра “Шумящие мешочки”. Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра “Волшебная палочка”. Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…

Потом усложните задание – ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра “Жмурки”. Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра “Похлопаем”. Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Второй этап- различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра “Узнай свой голос”. Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.

Игра “Громко-тихо”. Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры “Далеко-близко”. Вы говорите слово громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает – далеко.

Игра “Три медведя”. Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Третий этап – различение сходных по звучанию слов.

Игра “Слушай и выбирай”. Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра “Верно-неверно”. Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Четвертый этап – различение слогов.

Игра “Похлопаем”. Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра “Что лишнее?”. Взрослый произносит ряды слогов “па-па-па-ба-па”, “фа-фа-ва-фа-фа”… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Пятый этап – различение звуков.

Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр…

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

Игра “Похлопаем”. Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Наблюдая за деятельностью детей обращала внимание на следующие показатели:

– умение детей слышать ошибки в чужой, собственной речи и исправлять их;

– умение различать звуки в словах, слогах и в рядах звуков;

– отработать навык различение на слух фонем по акустическим особенностям( в первую очередь глухих – звонких, свистящих – шипящих, твердых – мягких и т.п.);

– формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, воспроизведения слоговой структуры)

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:

1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).
2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.
3. Различение звука в слове.
4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.).
6. Придумывание слов на определённый звук.

Игры со звуками.

«Хлопни, если услышишь в слове звук [А]» (выделяем звук голосом, «нажимаем» на него). Начинать надо с гласных звуков, затем – сонорные [М], [Н], [Р]

«Три слова» Я произнесу 3 слова, а ты назови звук, который встречается во всех этих словах (утка, уши, ужин). Вначале звук выделяется из начала слова, затем – из конца (кино, пальто, окно), далее – из середины (сыр, дым, мыло).

«Путешествие по комнате» Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами с определённым звуком. (В другом варианте этой игры у каждого играющего по 4 фишки определенного цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки). В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребёнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.

Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове (д/и “Определи первый звук”), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра “Цепочка слов”).

Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение “Найди место звука в слове”). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры “Кто в домике живет?”, “Собери букет”), в дифференциации наиболее сложных звуков: С–Ш, Р–Л(игры “Кто быстрее соберёт вещи?”, “Магазин”).

В игровом упражнении “Найди пару” ребёнок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова по звучанию:миска – мишка, усы – осы, ком – сом и т.п.

С помощью занимательных игр-головоломок типа “Построй пирамиду” дошкольников упражняют в определении количества слогов и звуков в словах. Так, в “цветочном магазине” можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в его названии.

Деление слов на слоги закрепляется в игре “Украсим елку” <двух- и трехсложные слова: звез-да, хло-пуш-ка и т.д.)

Картонные куклы-девочки (гласные звуки) и куклы-мальчики (согласные) тренируют дошкольников с четырех лет определять по артикуляции нужный звук. Малыши раскладывают картинки по звукам-человечкам (Ане – арбуз,альбом, автобус и т.д.) Узнавание и различение речевых звуков, слоговое деление слов формируется в словесных играх: “Эхо”, “Поле чудес”, “Живые звуки”, “За грибами”, “Отбей мячом слово по слогам”. Развивают фонематический интерес игры: “Подбери рифму”, “Доскажи словечко”, “Слова-перевёртыши”, “Добавлялки”.

Покорми горохового человечка” – так называется д/и, способствующая одновременно и становлению ФС, и развитию мелкой моторики рук. Сначала ребёнок должен вычленить из звукового ряда контрольный звук. Например, педагог называет “А” – ребёнок отвечает “нет”, “Ф” – “нет”, “М” – “нет”, “Р” – “Да. Кушай, Рома, пожалуйста!” и с этими словами отправляет в рот “человечку” одну горошину. Затем аналогичное задание ребёнок выполняет со слоговым рядом и только потом – со словесным. При обнаружении двух контрольных звуков в одном слове необходимо дать “человечку” две горошины. Разные имена дают дети “гороховому человечку” – в зависимости от контрольного звука (Семён, Захар, Миша, Женя, Володя, Рома, Игорь, Костя, Гена и др.).

«Поймай словечко в ладошки» (составить слово из отдельно названных звуков). Называть согласные звуки без призвуков гласных (Д, О, М – дом)!

«Звуки перепутались» (вариант предыдущей игры, но звуки даются в нарушенной последовательности Д,М,О – дом).

«Волшебники» (заменяя один звук в слове, превращаем одно слово в другое: СОК –ТОК – ТОМ – ДОМ – КОМ – СОМ – СОН – СОК – СУК – ТУК – ТАК – РАК – МАК…). Другой вариант этой игры – образовывать новые слова с помощью добавления согласного звука: АНЯ – САНЯ, ВАНЯ, ДАНЯ, МАНЯ, ТАНЯ.

«Найди слово, которое спряталось в других словах»

1) Составить слово из первых звуков слов: ШАПКА, АВТОБУС, РАК – ШАР

2) Составить слово из последних звуков слов: КОМАР, ТРАВА, СОК – РАК

3) Составить слово из третьих звуков слов: КУСТ, КРОТ, КУКЛА – СОК Играть можно с картинками или без наглядной основы.

«Цепочка слов» (придумать слово на последний звук предыдущего слова). Для речевых игр с дошкольниками подбирайте такие слова, в которых написание не расходится с произнесением. Помните, например, что звонкие согласные звуки в конце слов оглушаются: МОРОЗ, ЗУБ.

«Лишнее слово» (из четырёх произнесённых слов выбрать то, которое отличается от остальных: НОРА, НОРА, ПОРА, НОРА КОЛОС, КОЛОС, КОЛОС, ВОЛОС КОСА, КОЗА, КОСА, КОСА КОТ, ГОД, КОТ, КОТ МЁД, МЁД, ЛЁД, МЁД ДУДОЧКА, УДОЧКА, ДУДОЧКА, ДУДОЧКА

Применение при звуковом анализе специальных пеналов (как эффективного метода развития ФС) имеет место на занятиях по подготовке к освоению грамоты. Шестилетки составляют предложение, например: “Мой друг Петя поймал на озере большого карася.” Дети кладут на стол длинную полоску и говорят: “Это предложение. Оно начинается с большой буквы. В конце предложения ставится точка”. Затем вычленяют в предложении по очереди слова, указывая на каждую короткую полоску: Мой друг Петя

поймал на озере большого карася.В этом предложении восемь слов.

Следующая операция: деление слов на слоги (различными кинестетическими способами):

-контроль правой рукой за опускаемым подбородком,

Выберем одно слово, например “озеро” и произведем его звуковой анализ, используя алгоритм “Характеристика звука”:

[о] – гласный звук,
[з’] – согласный звук, мягкий, звонкий,
[э] – гласный звук,
[р] – согласный звук, твёрдый, звонкий,
[о] – гласный звук.

В слове “о-зе-ро” три слога, пять звуков.

В игровой ситуации вызывается чёткий изолированный звук с помощью игрушек:

комар – [з], жёлтый жук – [ж], кузнечик – [ч], змея – [щ], самолетик– [л], катерок – [р].

В процессе коррекционной работы с дошкольниками на этапах автоматизации звука в слове, в предложении используются игрушки на сложные по артикуляции звуки:

– слон, собака, свинья и др.
– змея, коза, обезьяна и др.
– цыпленок, курица, овца и др.
– шишка, мишка, мышка и др.
– жук, жираф, ёжик и др.
– черепаха, Чипполино, бабочка, кузнечик и др.
– щенок, щётка, трещотка и др.
– лошадка, лиса, самолет и др.
– рыба, корова, катерок, Буратино и др.

На таком разнообразии игровых дидактических приемов постоянно поддерживается интерес детей в процессе формирования ФС.

СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА – ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.

Выпускники речевой группы детского сада переступают школьный порог со следующими знаниями:

-первое слово в предложении и имена пишутся с большой буквы;

-в конце предложения ставится точка;

-семантическое вычленение слов из фразы. Каждое слово пишется отдельно (важно для правописания приставочных глаголов (типа “написал”, “подпрыгивает”) и именных частей речи с предлогами (например: “на озере”, “под голубыми”);

-умение делить слова на слоги сыграет свою положительную роль при отражении слоговой структуры на письме, при переносе части слова на следующую строку;

-ребенок не “потеряет” ни одной буквы при чтении и письме, т.к. он приучен выделять в слове все звуки: от первого до последнего;

-фонематическое восприятие поможет ребенку сделать правильный выбор среди смешиваемых звуков в словах типа: “железо”, “шоссе”, “календарь” и др.

Первый период начинается с подготовительного этапа (2-3 занятия) , где детей знакомят с понятиями «слово», «предложение». Обучают самым простым операциям с ними. На первом занятии детей знакомят с понятием «слово». Объясняется, что каждое слово имеет свое значение, для этого следует учить детей отличать слова от бессвязного набора звуков. Можно использовать следующие приемы: Логопед произносит то слова, то произвольные сочетания звуков (например, «кракамук»), а ребенок устно или определенным сигналом отмечает, когда было произнесено слово, а когда – набор звуков. Ребенок сам называет слова и придумывает псевдослова. Логопед произносит слова искаженно, меняя, например, порядок слогов или заменяя звуки («коболок» — колобок, «хобос» — хобот), а ребенок восстанавливает слово и произносит его. Желательно правильно произносить первый слог или первый звук слова.

Второй период .На следующем занятии с помощью практических примеров дается понятие «предложение». Педагог объясняет, что предложение — это несколько слов, которые выражают определенную законченную мысль. Для осознания данного понятия можно применить прием сравнения простых предложений с набором слов или словосочетаний. Слова в предложении произносятся последовательно, одно за другим. Полезно провести дидактическое упражнение «Живые слова», в котором ребенок должен найти место своему слову в предложении (а себе – в строю детей) и во время произнести его. При анализе предложения следует учить детей определять количество слов в предложении. Для этого используются различные предметы (счетные палочки, полоски картона, спички). Логопед произносит предложение, а дети выкладывают количество слов данными предметами. Затем вводится условное графическое обозначение слов в предложении (прямая черта). Предложение всегда начинается с большой буквы, что также отмечается особым графическим знаком (уголок). Необходимо познакомить детей с различными знаками препинания в конце предложения и указать на возможное интонационное оформление предложения. В течение всего срока обучения грамоте последовательно, с постепенным усложнением развивается умение анализировать предложение (определять количество слов, их последовательность, составлять графическую схему), что отражено в представленном перспективном планировании: 1.простое двусоставное предложение без предлогов ;

2.простое предложение из 3 слов без предлога;

3.простое предложение из 3-4 слов без предлога;

4.простое предложение из 3-4 слов с простыми предлогами;

5.предложения из 4-5 слов с предлогами и без предлогов.

Фонематический слух

Фонематический слух — это способность человека различать, анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи.

Нарушение фонематического слуха (ФС) — это не ЛОР-нарушение. При дефектах фонематического слуха физиологический обычно развит хорошо. Ребенок даже может обладать музыкальным слухом. Проблема заключается в том, что он плохо распознает фонемы — отдельные звуки. Например, вместо слова «кашка» говорит «кафка», вместо «ложка» – «лоска» и т.д.

При подобном отклонении у детей в школьном возрасте появляется акустическая дисграфия. Из-за этого возникают трудности с обучением и правильным воспроизведением услышанных слов. Особенно тяжело дается правописание и изучение новых языков. Но и в остальных предметах преуспевать будет сложно — способность правильно писать и говорить пригодится везде. Неуспешность в учебе негативно влияет на самооценку ребенка, он привыкает чувствовать себя аутсайдером, это закрепляется в его подсознании. Именно поэтому очень важно скорректировать этот недостаток до школы или, если этого не произошло, в начальной школе.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух начинает развиваться с рождения. Грудничок сначала учится различать бытовые звуки: стук молотка, шум воды из-под крана, щелчок выключателя. Но это еще не фонематический слух, а его предпосылки – различение бытовых предметных шумов. За эту функцию отвечает височная кора правого полушария, так же, как и за музыкальный слух, ритм и различение «языка» животных и птиц.

Дальнейшее развитие слухового восприятия можно разделить на следующие этапы:

  • Ребенок в возрасте 1-2 месяцев начинает не просто реагировать на звуки окружающей среды, но и пытается повторять их (гуление).
  • Постепенно отличает различные интонации, практикуется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
  • Потом учится различать ритмический рисунок слова. Уже повторяет за взрослыми звуки и прямые открытые слоги.
  • Примерно к 8 месяцам малыш использует только те звуки, которые присутствуют в его родной речи (лепет).
  • В 1-2 года доказательством правильного развития фонематического слуха будет служить понимание ребенком той речи, с которой обращаются к нему взрослые. Он способен выполнять простые поручения, такие как: «принеси куклу», «сядь на машинку». Также даёт адекватные ответы на элементарные вопросы: «где мама?», «хочешь ли пить?»
  • При нормальных темпах развития интеллекта уже к 3 годам у ребенка практически сформирован фонематический слух, он способен распознавать неверное произношение, отличать родную речь от иностранной. Также в возрасте 3-4 лет у ребенка должны быть заднеязычные звуки (Х-К-Г). Если ребенок произносит их неправильно («кх» вместо «к») или заменяет один звук другим («Д» вместо «Г»), то причина может быть также в нарушении фонематического слуха.
  • В 4-5 лет ребенок без отклонений хорошо усваивает технику произношения большинства звуков (кроме шипящих-свистящих и Р-Л, которые в норме должны появиться до 6-7 лет). Если этого не произошло, то имеет место нарушение фонематического слуха, которое необходимо устранить, чтобы не иметь проблем с произношением и обучением в дальнейшем.

В процессе формирования речевого слуха и развития речи у ребенка сначала происходит развитие височной зоны правого полушария, а затем (примерно в 1,5 года) левое полушарие начинает специализироваться на речи. Соответственно, височная кора правого полушария остается «ответственной» за ритмы, музыку и предметные шумы, а фонематический слух «обосновывается» в височной коре правого полушария. Таким образом, при грубом варианте нарушения понимания обращенной речи (речевой слуховой агнозии) ребенок может понимать интонации, реагировать на музыку, даже использовать реалистичные звукоподражания животным, но при этом не понимать человеческую речь.

Признаки нарушения фонематического слуха

Как было сказано выше, самый грубый вариант нарушения слухоречевого восприятия – это слуховая речевая агнозия. При нарушениях именно фонематического слуха у ребенка формируется ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). У детей дошкольного возраста оно проявляется так:

  1. Нарушается произношение отдельных звуков, не обусловленное нарушением артикуляции. Например, звонкие могут заменяться на глухие или похожие, в речи преобладают шипящие и свистящие. «Кладрат» вместо «квадрат»;
  2. Ребенок пропускает или меняет местами согласные и гласные в словах. Вместо слова «машина» — «маниша», «мшина»; «поровот» вместо «поворот»;
  3. Смягчение согласных, где это не требуется, или, наоборот, произнесение твердого согласного вместо мягкого: «каряндаш» вместо «карандаш», «пю» вместо «пью», «песьня» вместо «песня».
  4. Пропуски слов в речи или слогов в словах.

Нарушение фонематического слуха может привести к дислалии.

У школьников наблюдаются такие признаки ФФНР:

  1. Фонологическое письмо (пишет так, как слышит);
  2. Подстановка мягких знаков или их пропуск. «Медведь» — «медвед», «ранка» — «ранька» и др;
  3. Пропуски слов в предложениях, слогов в словах. Обычно пропускаются предлоги и частицы: «Я еду машине», «Пойдем магазин»;
  4. Грамматические ошибки на письме – пропущены безударные гласные, удвоены согласные, неверная постановка разделительного мягкого знака, что при диагностике определяется как акустическая дисграфия.
  5. Невозможность определить правильное ударение в слове, потому что ребенок не слышит ударный звук, он для него схож с безударным.

Причины нарушения фонематического слуха

Поскольку за фонематический слух отвечает левое полушарие мозга, очень важно состояние именно этой зоны. При обследовании детей, имеющих нарушение ФС, часто выявляются:

  1. Проблемы кровоснабжения мозга (например, повышенное внутричерепное давление, венозный застой, расширение мозговых желудочков, особенно слева);
  2. Нарушение проведения слухового импульса на уровне «до коры», особенно от правого уха в левое полушарие (выявляется с помощью обследования методом вызванных потенциалов). Это не является грубым нарушением слуха (как правило, врач-ЛОР пишет в таком случае: «норма»), но проявляется именно при восприятии звуков речи на определенных частотах.
  3. На ЭЭГ у детей с ФФНР также бывает нарушение электрогенеза именно в области левого виска (но не обязательно).

Таким образом, можно сказать, что нарушение ФС – это неврологическое, нейрофизиологическое нарушение, которое чаще всего обусловлено проблемами беременности и родов. Помимо нарушения фонематического слуха у таких детей часто есть сопутствующие проблемы: гиперактивность, проблемы поведения, питания, эмоционально-волевой сферы.

Диагностика

При подозрении на ФФНР у своего ребенка важно обратиться за помощью к логопеду. На первом приеме специалист должен провести обязательное обследование фонематического слуха. Для этого проводятся следующие процедуры: определение ребенком источника звука, различение схожих слов, дифференциация слогов и фонем, звуковой анализ.

В нашем центре мы также рекомендуем пройти консультацию нейропсихолога и принести необходимые заключения по результатам ЭЭГ, обследования методом вызванных потенциалов (АСВП, КВП), допплерографию и заключение невролога для понимания полной картины развития ребенка.

По результатам всех диагностических процедур педагог составляет индивидуальную программу для коррекции дефектов.

Коррекция нарушения

Для развития фонематического слуха прежде всего нужны регулярные занятия с логопедом. Также в нашем центре успешно применяется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис для улучшения слухоречевого и фонематического восприятия. В процессе прослушивания специальной программы в наушниках с костной проводимостью расширяется диапазон воспринимаемых мозгом частот, в том числе тех, на которых височная кора распознает звуки речи. Также улучшается слухоречевое внимание.

На логопедических занятиях специалисты нашего центра используют гарнитуру Forbrain, которая также имеет костную проводимость и специальные динамические фильтры. С помощью данного аппарата ребенок с нарушением фонематического слуха начинает слышать свои ошибки и может скорректировать их. При регулярных занятиях с Forbrain улучшается речь, ее плавность, произношение, ритм и музыкальность, различение на слух и память.

Коррекция ФФНР должна проводиться комплексно. Логопед проводит занятия, а невролог назначает терапию, направленную на устранение проблем в работе нервной системы (нормализация работы сосудов, питание мозга и т.д.). Помимо занятий у логопеда родители должны заниматься с ребенком и дома. Для этого специалист дает домашние задания.

Упражнения и игры для развития фонематического слуха

Игра «Поймай звук». Взрослый говорит какое-то слово, а задача ребенка — при произношении заранее оговоренного звука хлопнуть в ладоши. Сначала подбирайте слова, которые начинаются с нужного звука. Затем усложняйте — звук должен находиться в середине или конце слова. Задание можно разнообразить, чтобы ребенку было интереснее, а также развивались различные каналы восприятия звука. Для этого говорите ребенку слова из соседней комнаты. Спустя какое-то время следует читать текст, в котором он будет ловить нужный звук. Этот способ отлично тренирует внимание и концентрацию.

Игра «Доскажи слово». Ребенку говорят начало фразы, а он должен её закончить: чтобы играть, нужна игра, чтобы шить, нужна… (игла). Придумайте как можно больше подобных созвучий.

Поиграйте в «Рифмы». Говорите какое-нибудь слово и бросайте ребенку мячик. Он должен поймать его и произнести в ответ рифму. Если рифма не названа — скажите её сами. Начинайте с очень простых слов и постепенно переходите к более сложным. Игра рассчитана на детей в возрасте от 4-5 лет и старше.

Для записи на консультацию логопеда или нейропсихолога звоните по тел.: (812) 642-47-02.

Как и зачем развивать фонематический слух ребенка?

Фонематический слух – очень важный навык для овладения устной речью, а затем и грамотным письмом. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи.

Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5 лет. Как помочь ребенку в этом? Конечно же, играючи!

Что такое фонематический слух?

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу звуков речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного (например, «дом-сом-лом-ком»). Если этот навык не сформирован, ребёнок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Развивать фонематический слух у детей необходимо для успешного обучения чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, и это иногда тормозит развитие связной речи. Развитое фонематическое восприятие нужно и для обучения иностранным языкам.

Обычно звуковой сигнал подается в первичную, затем вторичную зону (центр Вернике) слуховой коры головного мозга, распознается, преобразуется в нейронный код. Затем сигнал проходит в речедвигательный центр коры (зону Брока) и подается на артикуляционный аппарат.

Если звуковой сигнал был воспринят с нарушением, то оно передается и дальше: человек неправильно произносит слово или неправильно его пишет под диктовку.

Чаще всего исследователи определяют фонематическое восприятие как умственные действия по анализу, специально воспитанные умения по выделению фонем (значимых звков) и установлению звуковой структуры слова.

Какими бывают нарушения фонематического слуха?

Обычно фонематический слух развивается к пятилетнему возрасту. Но иногда его формирование задерживается. Это может быть вызвано проблемами во внутриутробном периоде или во младенчестве. При этом физиологический слух порой прекрасно развит, ребенок произносит все звуки правильно.

В этом случае родители не замечают проблемы. Но когда ребенок идет в школу и начинает писать, появляются ошибки. Получив рекомендации обратиться к логопеду, многие родители недоумевают: зачем, если ребенок хорошо говорит?

Но часто при нарушении или недоразвитии фонематического слуха звукопроизношение также нарушено. В речи ребенка происходит звукозамена: «шапка» – «хапка», «чашка» – «тяска», «птица» – «пцица» и т. п.

В письменной речи возможны следующие ошибки::

  • замены букв, соответствующих фонетически близким звукам (парным согласным, например): «верплюд»;
  • пропуски букв и слогов (часто ударных гласных, как ни странно): «корва» вместо «корова»;
  • перестановка букв и слогов: «Моксва» вместо «Москва»;
  • недописывание слов: «пое» вместо «поет», «разны» вместо «разный». Очень часто в тетрадях наблюдаю недописывание буквы «й». Чаще всего дети не слышат именно звук [й’] – [j].

Все эти особенности указывают на нарушение звукового анализа и синтеза, устранить которое можно только с помощью специалистов: логопедов-дефектологов и нейропсихологов.

При регулярных занятиях с логопедом 2–3 раза в неделю проблема устраняется в среднем за 3–12 месяцев.

Игры для развития фонематического слуха

Взрослый рассказывает детям, что такое эхо и где с ним можно повстречаться: эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. В первом туре ведущий называет по очереди несколько простых слов (ау, ау, мама), а потом предлагает эту роль ребенку. Постепенно, чередуясь в роли водящего с детьми, можно переходить не только к сложным словам, но и к стихотворным строчкам или иностранным выражениям, объясняя их значение.

«Перевозим грузы»

В игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин (или к маме).

«Заколдованное слово»

Ведущий рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова и запирает их в своем замке, откуда пленники не могут выбраться, потому что не знают, из каких звуков состоят. Спасти их может тот, кто правильно и нужном порядке назовет эти звуки – тогда слово становится свободным.

«Путаница»

Ведущий называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить. Например:

Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.

Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия: пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному; не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете и в развитии внимания, а также памяти, воображения и исполнительности.

23.04.2020
Подготовила Tonje

  • Как развивать мелкую моторику у детей до трех лет и как к этому готовиться
  • Говорят дети: новые смешные фразы наших малышей
  • Занятие по развитию речи.

Цитата:
Во втором полугодии происходит различение самих речевых звуков: в них выделяются два разных компонента — тембровой (фонематический) и тональный (звуковысотный), которые несут разную нагрузку в понимании речи. В большинстве современных языков, в том числе и в русском, смыслоразличительными единицами являются тембровые различия звуков, или фонемы. Овладение речью как средством общения возможно лишь на основе достаточно развитого фонематического слуха, который осуществляет определенный анализ, отделяя высоту звуков от их фонематических особенностей, и тонкое дифференцирование самих фонематических различий. Речевое общение требует особенно тонкого различения тех звуковых единиц, изменение которых влечет за собой изменение смысла слова (например, «том-дом» или «мак-лак» и пр.).

В это время начинается интенсивное развитие фонематического слуха ребенка, в результате которого к концу года ребенок уже различает многие слова взрослого и понимает их значение.

Первичное понимание слов проявляется в умении ребенка находить взглядом называемый и прежде неоднократно показываемый предмет. Шести-семимесячный ребенок поворачивает голову в сторону этого предмета, если он находится на постоянном месте, и фиксирует его взглядом. В 7-8 месяцев младенец уже может найти названный предмет в любом месте. В этом же возрасте ребенок начинает по просьбе взрослого проделывать простые движения на слово «ладушки», например он хлопает в ладошки, а на слово «до свидания» — машет ручкой. К концу года младенец понимает название большинства своих игрушек и простых, знакомых действий (пить, есть, лежать, ходить и пр.).

Помимо развития фонематического слуха и понимания слов взрослого, во втором полугодии интенсивно развиваются собственные голосовые реакции ребенка, которые на первом году имеют характер предречевых вокализаций, которые входят в состав комплекса оживления и достаточно часто наблюдаются уже в первом полугодии жизни. К ним относятся:
• вскрики (громкие эмоционально насыщенные звуки);
• гуканье (короткие согласные звуки типа «кхх», «хм» или «агу»);
• гуление (протяжные звуки, напоминающие пение, например «аааа», «гулиии»)

Вокализации младенца первого полугодия мало напоминают человеческую речь, они скорее похожи на бульканье воды или пение птиц, их очень трудно воспроизвести. И вот, в середине первого года, когда это «щебетание» достигает своего апогея, в вокализациях ребенка появляются совсем четкие и ясные звуки, очень похожие на осмысленную человеческую речь: «ба-ба-та», «ма-ма-да-да» и пр. Вокализации такого типа, воспроизводящие звуки речи, называют лепетом. С появлением лепета (к 5-6 месяцам) ребенок охотно использует свои голосовые возможности для привлечения внимания окружающих и общения с ними. Лепет впервые появляется и наиболее ярко обнаруживает себя в ситуациях общения со взрослым. К концу года появляются своеобразные лепетные тирады с ярко выраженным интонационным рисунком. Это так называемое «лепетное говорение», которое всегда обращено к взрослому: ребенок заглядывает ему в глаза, жестикулирует, улыбается или сердито ворчит. Внешне он совершенно точно воспроизводит ситуацию речевого общения, и хотя никакого речевого содержания в таком общении пока что нет, взрослый без труда понимает, что хочет «сказать» ему ребенок. Лепет является наиболее прогрессивным видом предречевых
вокализаций младенца, предшествующим появлению активной речи. Его появление свидетельствует о том, что голосовой аппарат ребенка готов к воспроизведению «человеческих слов». Интересно отметить, что предречевая активность есть абсолютно у всех детей, даже глухих от рождения. Но в случаях отсутствия слуха никогда не появляются лепетные вокализации. Характерно, что лепетные вокализации, в отличие от гуканья и гуления, по своему фонематическому составу отражают особенности родного языка окружающих взрослых. Например, российские и китайские дети гукают одинаково, а лепечут совсем по-разному.

К концу года у многих детей также появляются отдельные слова, которые имеют свое постоянное значение и свое звучание. Например: няй-няй (дай), ав-ав (собака), ам-ам (кушать). Это так называемые «автономные слова».

Кубики Зайцева купили, но деть ими абсолютно не вдохновился. Одно слово с трудом собираем (и то в основном с помощью мамы), а дальше говорит “что-то уже не хочется больше. Все хватит. Давай я лучше тебе сосчитаю эти кубики. ”
Зато начали играть и неплохо справляться с заданиями типа “хлопай в ладоши, когда услышишь что-то съедобное” и называю ему разные предметы.

KR*OKSA , спасибо за совет!
Попробуем вычленять слова их простых предложений. Казалось бы идея-то на поверхности лежит! А я слоги, буквы. даже не подумала о словах! Видимо рано начинать с букв, нужно сначала учиться просто слушать и слышать, и воспринимать услышанное.

Цитата:
с кубиками Зайцева нужно заниматься по особой методике, вроде как воспитатели и педагоги должны пройти специальную подготовку, чтобы учить детей, иначе эти кубики не помогут, что занятия должны обязательно согласно приложенной инструкции проходить, по какой-то там хитрой методике.

Действительно, очень “хитрая” методика, без пол-литра не разобраться!
Извините. Не удержалась. К Вам это ни в коей мере не относятся. Любят у нас педагоги объяснять свое бездействие посторонними факторами.

Большинству моих знакомых для работы с кубиками не потребовалось ничего более, чем книга, которая идет в комплекте с кубиками. Если останавливает только незнание методики – можете смело приобретать комплект, там есть все необходимые рекомендации.
Еще есть замечательная книга, где описано много интересных игр с использованием КЗ. Завтра посмотрю автора и название и напишу (сейчас в той комнате ребенок спит).
Что касается возраста – уже с года-полутора вполне можно начинать постепенно вводить игру с кубиками.

Конспект занятия по логоритмике (старшая логопедическая группа). Тема: «Кто как к зиме готовится»

Конспект занятия по логоритмике (старшая логопедическая группа).

Тема: «Кто как к зиме готовится».

  1. Активизация словаря по теме: «Дикие животные», «Обувь», «Осень».
  2. Развитие дыхания, чувства темпа и ритма.
  3. Развитие тонких движений пальцев рук.
  4. Развитие координации речи с движением.
  5. Коррекция напряжённости, скованности, воспитание свободы движений.
  6. Развитие связной речи.
  • игрушки: мишка, лиса, еж, зайчик; Рукавички; аудиозапись: «колыбельные», «пение птиц»; маска «мишка». Осенние листики, музыкальные инструменты: маракас, трещетки, ложки.

Ход занятия:

Дети входят в зал под «марш».

1. Организационный момент.

Утром на лужицах тонкий ледок.
В воздухе кружится первый снежок.
Въётся по улице лёгкий пушок.

– Холодно стало на улице. Морозно и ветрено. Выпал первый снег и земля стала похожа на огромный белоснежный ковёр. Дети, вы хотите погулять? Давайте оденемся потеплее и пойдём гулять на улицу.

2. Психогимнастика.

Под вальс дети надевают воображаемые шапки, сапоги, шарф, пальто и варежки. Мы с вами оделись. Пойдёмте гулять по дорожке. Дети шагают по дорожке.

3. Ритмическая разминка.

Двигательное упражнение «Ноги и ножки».

Дети идут под марш, чётко опуская ногу на всю ступню. Большие ноги идут по дороге, маленькие ножки бегут по дорожке. Бег на носках («полька»). Музыка заканчивается — дети останавливаются. Дети, вы наверно устали. Сядем на стульчики и отдохнём. Дети идут под «марш « и садятся на стульчики.

4. Пение распевки и выполнение ритмических движений.

Упражнение на дыхание: « Дует ветерок (дети дуют на ладонь Сильный ветер-слабенький ветерок).

Логопед загадывает детям загадку:

По долам, по горам
Ходят шуба да кафтан.
(Баран).

– Давайте споём про барашка:

«Смехота, смехота
Бъёт барашек в ворота».

– Дети, скажите, какое сейчас время года? (Поздняя Осень). Давайте споём песню про осень: «Грустная пора».

5. Слушание музыки «Медведь».

– Дети, я услышала чьи-то шаги. Кто-то к нам идёт в гости. Внимательно слушайте музыку и скажите кот идёт к нам в гости.

Логопед показывает игрушечного медведя. Мишка приглашает нас в гости в осенний лес. Пойдёмте вместе с мишкой в лес и посмотрим, кто живёт в лесу. А ещё мы с вами узнаем, как лесные жители готовятся к зиме. Дети идут под марш.

6. Речедвигательный тренинг.

По-лосиному красиво (ходьба с высоким подъёмом колена)
Ходит лось в лесу густом (под «марш», скрестив руки над головой, пальцы раздвинуты.)
По мышиному пугливо (бег на носках — « полька»).
Семенит мышонок в дом.
И по-заячьи зайчишка всё спешит запутать след. (Прыжки на 2-х ногах).
По-медвежьи ходит мишка, косолап он с детских лет. (Ходьба на внешнем своде стопы).

7. Массаж пальцев рук.

Игра «Рукавица». Координация речи с движением.

Логопед рассказывает детям: Шёл наш медведь по лесу и встретил лисиц. Отвечайте мне лисицы, вы готовы ли к зиме? Логопед показывает детям игрушку «лису» и говорит: — Да,- ответили лисицы. Мы связали рукавицы.

Дети помогают логопеду – дополняют:

Вяжет бабушка Лисица
Всем ребятам рукавицы.

Дети поочерёдно массируют большим пальцем подушечки остальных пальцев:

Для лисёнка Саши,
Для лисёнка Маши,
для лисёнка Коли,
для лисёнка Оли.

Дети поочерёдно массируют пальцы левой, а затем правой руки.

А маленькие рукавички –
для Наташеньки лисички. (Показывают ладони рук).

В рукавичках – да-да-да (хлопки)
Не замёрзнем никогда! (потереть ладони друг о друга).

Логопед показывает детям игрушку «Зайчика».

А у нас есть валенки, — отвечали заиньки. (Дети выставляют поочерёдно ноги на пятку).
Что нам вьюга да метель?
Хочешь, Мишенька, примерь.

– Пошёл наш Мишка дальше. (Ходьба под марш). Встретил ежа.

8. Упражнение на координацию речи сдвижением.

– Ёжик, ты готов к зиме? — спросил ежа Мишка.

Логопед показывает игрушку: «ежа».

Дети рассказывают стихотворение, сопровождая речь движениями: Хоровое произнесение стихотворения.

Шьёт ежатам ёжик (имитировать шитьё иголкой).
Восемь новеньких сапожек.
Каждому на ножки — новые сапожки. (Выставляют поочерёдно ноги на пятку.)

9. Пение песни «Ёжик». Психогимнастика.
10. Игра на музыкальных инструментах.
11. Танец с осенними листиками:

«Праздник осени в лесу».

12. Упражнение на релаксацию:

«Звери и птицы спят».

Обошёл Медведь весь лес
И в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он
И увидел сладкий сон. (Дети ложатся на спину на ковёр и закрывают глаза).
Дети на спину легли
И, как Мишка, видят сны.

Звучит аудиозапись «Колыбельные».

Тише, тише, не шумите,
Наших деток не будите!

Звучание меняется, дети слышат пение птиц. Звучит аудиозапись «Пение птиц».

Птички станут ворковать,
Будем глазки открывать.
Просыпаться и вставать. (Дети открывают глаза, встают с ковра).

13. Итог занятия.

Ходьба под марш спокойного характера.

– А теперь наши ножки пойдут в группу.

Дети, маршируя, уходят из зала.

Шабалина Светлана Витальевна,
учитель-логопед,
МБДОУ №139, г. Иркутск

Читайте также:  Речедвигательные упражнения и самомассаж в работе с детьми с нарушениями речи
Ссылка на основную публикацию