Кольца Луллия в логопедии

Возможности модифицированной методики «Кольца Луллия» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи

Как показала практика, такая ТРИЗ-технология, как «Кольца Луллия», стала в дошкольном образовании популярным, занимательным и эффективным методическим приемом, посредством которого можно достичь развития у дошкольников познавательных, речевых, художественно-эстетических, личностных качеств. Педагогическое сообщество дошкольников с удовольствием делится своим опытом работы с использованием данной технологии. Учителя-логопеды представляют свое видение применения «Колец Луллия» в познании детьми языка и мира в их взаимосвязи.

Мы представляем еще один вариант применения данной технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи – дидактико-игровое пособие «Вертушка».

Для создания игрового пособия «Вертушка» использовалась методика «Кольца Луллия» («Обруч» №4, 2004г, Л.Логинова «Кольца Луллия»). Самообучение и самоконтроль – основной принцип пособия «Вертушка».

Описание пособия

Пособие «Вертушка» представляет собой выполненные из оргалита пять колец разного диаметра, нанизанных на общий стержень, в верхней части которого установлена стрелка.

На кольца накладываются бумажные круги с прорезями для удобного расположения на кольца. Круги разделены на восемь секторов и свободно вращаются. В пособии используются пять наборов по пять кругов разного диаметра, соответствующих пяти дидактическим упражнениям: «Занимательные модели», «Слоговая цепочка», «Звуковая цепочка», «Знаешь ли ты? Расскажи», «От буквы к предложению». Заданный сектор выстраивается по указанию стрелки.

Дидактическое упражнение «Занимательные модели»

Цель: обучение детей звукобуквенному, звуко-слоговому анализу слов,
составленных по заданному слогу из трех — шести букв.

Учитель-логопед знакомит детей с игровым полем и объясняет задачу: построить слово. К заданному слогу, находящемуся на самом нижнем большом кольце, посредством вращения следующих колец нужно подобрать буквы таким образом, чтобы получилось слово.

Например, выбран слог па. Второе снизу кольцо вращать до тех пор, пока не будет найдена соответствующая буква, чтобы получилось слово с тремя буквами (пар). Затем слово можно изменить, подобрав соответствующую букву на следующем кольце (парк) и т.д.

Учитель логопед просит назвать получившееся слово (парки); определить в нем количество букв (звуков); назвать гласные буквы (согласные); определить место заданной буквы (звука) в слове; определить, какое слово короче парили парки , доказать и т.д.

Дидактическое упражнение «Слоговая цепочка»

Цель: обучение детей слоговому анализу слов, дифференцируя понятия «слог», «слово».

Учитель-логопед знакомит детей с игровым полем и объясняет задачу: построить цепочку слов. К заданному слогу (сос), который определен на верхнем, самом малом по диаметру кольце, нужно подобрать на следующем кольце слог (ка), чтобы получилось слово (соска). Затем к последнему слогу (ка) в получившемся слове, на третьем кольце также подобрать соответствующий слог (ша).

Получилось слово каша и т.д. В секторе, обозначенном стрелкой, получается цепочка из нескольких слов: соска –каша – шары — рынок.

Учитель-логопед предлагает назвать получившиеся слова; определить, чем они похожи; назвать слова, например, со слогом ка, определить его место в слове; назвать слова, о которых можно сказать – моя, мой, мои, мое и т.д.

Дидактическое упражнение «Звуковая цепочка»

Цель: обучение детей звуковому анализу слов.

Учитель-логопед знакомит детей с игровым полем и объясняет задачу: построить звуковую цепочку, в которой последний звук в названии предмета, определенного на верхнем, самом малом по диаметру кольце, будет являться первым звуком предмета, изображенного на втором кольце и т.д. определенный стрелкой сектор может состоять из следующих предметов: дом – музыкант – туфли – индюк- ключ.

Учитель-логопед предлагает назвать все предметы сектора по порядку; указать на тот предмет, в названии которого первый звук «и», последний «к» и т.д.; назвать самое длинное (короткое) слово, доказать; подобрать к предметам слова-признаки (действия); назвать предметы, к которым можно задать вопрос – Кто это? (что это?); разделить слова на слоги; придумать с каждым предложение и т.д.

Дидактическое упражнение «От буквы к предложению»

Цель: обучение детей анализу и синтезу предложений, распространенных с использованием предлогов. дифференцируя понятия «буква», «слог», «слово», «предложение», «предлог».

Учитель-логопед знакомит детей с игровым полем и объясняет задачу: построить цепочку: буква-слог-слово-предложение. К выбранной букве на верхнем малого диаметра кольце следует подобрать слог с заданной буквой, обозначенном на втором кольце. Затем подобрать слово с заданным слогом, предложение с заданным словом и, наконец, подобрав соответствующий предлог на нижнем самого большого диаметра кольце, изменить данное предложение, сохранив смысловую составляющую данного предложения.

Учитель-логопед предлагает назвать оба предложения; определить, какое из них короче (длиннее) и почему; назвать слова в предложении; определить их порядок; назвать ключевое слово в предложении; определить в нем количество слогов, их порядок; придумать слова с заданным слогом и т.д.

Дидактическое упражнение «Знаешь ли ты? Расскажи»

Цель: обучение детей связной речи с опорой на план рассказа.

Учитель-логопед знакомит детей с игровым полем и объясняет задачу: нужно выстроить цепочку в указанном стрелкой секторе, соответствующую одному, выбранному животному. Выбрав на верхнем, самом малом по диаметру кольце, животное, о котором хочется рассказать, установить его на уровне стрелки. На оставшихся нижних четырех кольцах следует подобрать ему соответствующую среду обитания, употребляемую пищу, детенышей. На нижнем кольце нужно определить часть его тела. По выстроенному сектору (плану) детям предлагается составить описательный рассказ, предварительно проведя с ними работу по активизации словаря: подбор слов-действий, признаков, метафор; по умению грамматически правильно с использованием отработанных слов, составлять разного типа предложения.

Результат при использовании игрового пособия «Вертушка» очевиден: представленная возможность самостоятельно организовывать свою деятельность, анализировать, делать выводы, развивает у детей активную позицию в познании окружающего мира, закрепляет ранее приобретенные речевые умения и приучает детей подчинять свою деятельность системе обязательных для всех правил.

Кольца Луллия – средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей снарушениями речи
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Методические рекомендации к дидактическому пособию

«Кольца Луллия»

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте для детей с задержкой психического развития. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей.

Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников – игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Кольцами Луллия».

В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» – это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду а эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.

Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.

Цель использования дидактического пособия:

Развитие основных компонентов языковой системы:

► Грамматического строя речи;

Задачи:

► Уточнять и активизировать словарный запас.

► Совершенствовать слоговую структуру слова.

► Автоматизировать звуки речи.

► Развивать фонематические процессы.

►Формировать структуру предложений.

► Совершенствовать развитие связной речи.

Методические рекомендации по использованию «Колец Луллия»

– Кольца Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги;

Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только два круга с 4 секторами. Детям старшего возраста предлагаются несколько кругов с большим количеством секторов.

– На сектора прикрепляются картинки по теме занятия.

– Игры можно проводить как в НОД , так и в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппой детей)

Описание дидактического пособия:

Дидактическое пособие изготовлено двумя способами:

Игра представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки).

В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на равное количество секторов. При свободном вращении под стрелкой оказываются определенные сектора.

Игра представляет собой два прямоугольника, равных диаметру колец.

В нижнем прямоугольнике вставляем крепления. В верхнем прямоугольнике вырезаем ромб так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка свободно накрывается. Круги должны свободно вращаться

Игры с «Кольцами Луллия» условно можно разделить на три типа:

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.gif” />Игры на подбор пары

В одном из окошечек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке первого кольца, обязательно должна соответствовать одна картинка второго кольца.

Игра «Где спрятался звук»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа, обучение грамоте, расширение и активизация словаря.

Игра проводится в паре или с подгруппой детей. На 1-ом круге схема, на 2-ом круге буквы, на 3-ем круге картинки. Необходимо к картинке подобрать букву и определить положение звука в слове. Все свои действия дети сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте.

Игра « Составь слог»

Цель: Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

Описание игры: На 1-ом круге буквы обозначающие согласные звуки, на 2-ом круге буквы обозначающие гласные звуки, на 3-ем круге слоги. Ребенок собирает слог и придумывает слово с этим слогом.

Игра «Подбери слово к звуковой схеме»

Цель: Развитие звукового анализа слова.

Описание игры: На одном круге звуковые схемы слов, на другом предметные картинки. Ребенку, необходимо объединить картинки с подходящими схемами ( например, синий, красный, синий – лук).

Игра «Чей, чья, чье?»

Цель: закрепление навыка словообразования и словоизменения.

Описание игры: На одном круге картинка животного или птицы, на втором круге части его тела (хвост, лапы, крылья). Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории.

Игра « Один – много»

Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Описание игры: На одном круге картинка с изображением одного предмета, на другом – с изображением нескольких предметов. Ребенок подбирает пару, все действия сопровождаются речью.

Игра «С какого дерева детки»

Цель: расширение и активизация словаря.

Описание игры: на 1-ом круге картинки с изображением дерева, на 2-ом картинки с изображением листьев, на 3-ем с изображением плода. Ребенок подбирает пару, все действия сопровождаются речью.

Игра « Найди семью»

Цель: расширение и активизация словаря

Описание игры: на 1-ом и 2-ом кругах изображения взрослых животных, на 3-ем изображение детеныша. Дети вращая круги, находят семью животных. Все действия сопровождаются речью.

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image004.gif” />Игры с элементом случайности установке колец

В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка первого кольца сочетается с любой картинкой второго кольца.

Игра «Назови сколько»

Цель: совершенствование грамматического строя речи.

Описание игры: на одном круге разные цифры, на втором предметные картинки. Дети, раскручивая круги, называют количество предметов (одна сова, пять собак).

Игра «Придумай слово»

Цель: Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

Описание игры: На одном круге буквы обозначающие согласные звуки, на втором – буквы обозначающие гласные звуки. Дети раскручивая круги, называю слог который получился и придумывают на этот слог слово (например, ку – кубки, кукла, кукуруза).

Игры на развитие творческого воображения

Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается не совместимая на первый взгляд комбинация . Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, значит можно дать волю фантазии.

Читайте также:  V Международный семинар по вопросам естественного билингвизма и межкультурной коммуникации

Игра «Фантастическая история»

Цель: развитие творческого воображения, связной речи.

Описание игры: на 1-ом круге картинки с изображением людей разных возрастов (бабушка, дедушка, мужчина, женщина, мальчик, девочка). На 2-ом круге картинки с изображением места, на котором происходит действие. На 3-ем круге картинки с изображение разных предметов обихода. Ребенок раскручивает и подбирает нужные сектора. Затем придумывает необычную историю (например, девочка оказалась в пустыне с удочкой в руках).

Игра «Расскажи сказку»

Цель: развитие творческого воображения, связной речи.

Описание игры: на первом круге животные, на втором их детеныши. Дети раскручивают оба круга, и рассматриваю выпавшие случайные сектора (зайчиха – лисята). Ребенку необходимо рассказать сказку (как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить).

Эффективность использования в работе «Колец Луллия»

Благодаря играм и упражнениям, у детей повышается интерес к занятиям, увеличивается словарный запас, формируется грамматический строй речи, развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Данные игры делают работу над выразительностью речи более увлекательной. Дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески поставленной задаче, быстро включаются в занятия, психологически раскованы и уверенны на занятиях.

Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием выполняют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

Существует множество комбинаций, нужно только хорошо пофантазировать.

С детьми играем – речь развиваем

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников – игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» – это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду.

А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.

Для создания игрового занимательного пособия «Речевые круги» использовалась методика «Кольца Луллия» [«Обруч» №4, 2004г, Л.Логинова «Кольца Луллия»].

Пособие представляет собой круги (пластинки) закреплённые на картоне. Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбивают на 4.6.8 секторов. Для изготовления пособия возьмите 2 прямоугольных куска картона шириной, равной диаметру ваших колец (пластинок), и длиной на 2-4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, укрепите штыри. Вырежьте в верхнем прямоугольнике окошко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка свободно накрывается. Для вращения предлагается использовать основу в виде старых пластинок, их удобно вращать за выступы по бокам верхнего прямоугольника.

Изучив методику, варианты предложенных упражнений и используя собственный многолетний опыт, были разработаны авторские варианты использования «Речевых кругов» по коррекции речи дошкольников в условиях логопункта. Содержание игр позволяет использовать их на логопедических занятиях, игровой деятельности, развивает речь и коммуникативную функцию дошкольников. Оборудование, необходимое для проведения любой логопедической игры, может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников. В ходе использования занимательно-игрового пособия «Речевые круги» логопед (воспитатель) может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:

  • развивать фонематические процессы;
  • уточнять и активизировать словарный запас;
  • совершенствовать слоговую структуру слова;
  • автоматизировать звуки речи;
  • формировать структуру предложений;
  • совершенствовать развитие связной речи.

Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

Работа с «Речевыми кругами» ведётся :

  • на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях
  • на занятиях по развитию речи
  • игровой деятельности вне занятий
  • в самостоятельной деятельности детей

Можно выделить этапы участия логопеда (воспитателя) в играх с «Речевыми кругами»:

  • логопед (воспитатель) непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно;
  • логопед (воспитатель) косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;
  • логопед (воспитатель) осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной логопедической работы.
  • логопед (воспитатель) осуществляет обучающее руководство речевыми играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.

Нельзя не отметить универсальность игрового пособия используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Самостоятельно дети играют с «Речевыми кругами» в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с логопедом, воспитателем. Дети с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Данное пособие можно использовать в работе с дошкольниками от 3-х до 7лет. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.

Игры, совершенствующие навык развития артикуляционной моторики:
«Зарядка для язычка», «Посмотри и покажи»

Цель игр:

  • совершенствование артикуляционных способностей детей
  • развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса
  • формирование навыков сотрудничества и самостоятельности

Описание: Игра проводиться в паре или двумя подгруппой детей. Берутся круги 1 с изображением артикуляционного упражнения, 2 с картинками соответствующими артикуляционному упражнению (грибок, качели, заборчик, часики, чашечка). В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх обязательно одной картинке круга 1 должна соответствовать картинка круга 2. Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению.

Игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте:
«Звуковые круги». «Звукарики», « Где спрятался звук?»

Цель игр:

  • совершенствование навыков звукового анализа
  • обучение грамоте
  • расширение и активизация словаря

Описание: Игры проводятся в паре или с подгруппой детей. На 1 круге картинки с изображением «звука»( насос-С, комар-З, пчела-Ж, змея-Ш..),на 2 круге картинка и звуковая схема. По правилам игры нужно к картинке «звуку» подобрать картинку со схемой и определить положение звука в слове. Можно картинки со звуковыми схемами заменить буквами и называть звук который живёт в своей квартирке букве. Степень сложности заданий должна возрастать постепенно. Все свои действия дети, сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте.

«Слоговики», «Раздели на слоги», «Образуй словечко»

Цель игр:

  • совершенствование навыков слогового анализа и синтеза
  • обучение грамоте
  • расширение и активизация словаря

Описание: Организация и условия проведения игр те же, что и в предыдущем варианте. На 1 круге предметные картинки на 2 схемы слов с количеством слогов или печатный слог, с которого начинается слово. Другой вариант, на 1 круге печатный слог и на 2 круге печатный слог дети раскручивая круги, образуют слова из слогов.

Игры на формирование лексико-грамматических категорий:
«Чей, чья, чьё?», «Образуй словечко», «Один – много», «Называй-ка», «Сосчитай-ка»

Цель игр:

  • совершенствование лексико-грамматического строя речи
  • закрепление навыка словообразования и словоизменения.
  • расширение и активизация словаря
  • развитие связной речи

Описание: Организация и условия проведения игр те же. На 1 круге картинка животного или птицы, на 2 круге части его тела ( хвост, лапы, уши, нос, крылья…) или детёныши, или место обитания, или несколько животных и птиц. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории, с которыми познакомились на занятии у логопеда. Данные игровые упражнения закрепляет формирование связного самостоятельного высказывания.

Игры на развитие связной речи. «Сочиняй-ка», «Рифмуй-ка»

Цель игр:

  • совершенствование навыка речевого общения
  • закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания
  • развитие речевого творчества
  • формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности

Описание: организация и условия проведения игр те же. На 1 круге, предметные картинки животные, птицы, люди, времена года, на 2 круге картинки подходящие по рифме (коза-коса, мишка- шишка, ковёр-забор и т.д.), с изображением действий, явлений природы. Дети раскручивая круги подбирают пару подходящую по рифме, придумывают короткие стихи и читают их. В другом варианте придумывают предложения, рассказы, сказки. В игре дети иногда подбирают не совместимые на первый взгляд комбинации, но они и побуждают к проявлению творчества, воображения, фантазии активизации речевого общения.

Существуют разные варианты использования «Речевых кругов».

Их можно надевать на карандаш, накладывать круги разные по диаметру друг на друга- в любом случае результат огромен. Использование «Речевых кругов» позволяет расширить речевую среду в группе и на логопункте, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и сверстниками на занятиях и в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Варианты колец:

Для игры с экологическим содержанием:

  • №1. Сосна, береза, ель, дуб, рябина, клен.
  • №2. Семена и плоды вышеперечисленных деревьев.
  • №3. Листья вышеперечисленных деревьев.
  • №4. Лиса, пчелы, медведь, белка, собака, птица.
  • №5. Нора, берлога, дупло, гнездо, будка, улей.
  • №6. Орел, цапля, соловей, ворона, чайка, гусь, ласточка, аист.
  • №7. разные формы птичьих клювов.
  • №8. Разные виды птичьих ног.
  • №9. разные виды птичьих крыльев.
  • №10.Город, деревня, лес, море, горы, болото.
  • №11. Любые животные.
  • №12. детеныши животных кольца №11.

Для игры по формированию ЗКР, грамматического строя речи и обучению грамоте:

  • №13.1 Картинки с изображением предметов со звуком «Р» в начале, середине и конце слова.
  • №13.2 ….. со звуком «Л», «Ш», «Ч» и т.д.
  • №14. Схемы для поиска заданного звука.
  • №15. Символы, обозначающие большой и маленький размер.
  • №16. Цифры от 1 до 8.
  • №17. Символы: нос, глаз, зубы, уши, хвост, лапы.
  • №18. Любые предметы.

Игры с кольцами Луллия можно условно разделить на три типа:

Игры на подбор пары

В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке кольца№1 обязательно должна соответствовать одна картинка кольца №2

Игры экологического содержания:

  • «Найди где живет?» -кольца №4,5
  • «Назови детеныша?»- кольца №11,12
  • «С чьей ветки детки?» – кольца№1 и 2, №2 и 3, №1 и3.
  • «Крылья, ноги, клювы» -кольца №№6 и 9,№№6 и 8, №№6 и 7.
  • «Подбери место обитания» – кольца №№6 и 10.

Игры для формирования фонематического слуха, грамматического строя речи и обучения грамоте.

  • «Найди заданный звук в начале, середине и конце слова»- кольца №№14 и 13.1, 13.2
  • «Чей дом?» кольца №№ 4 и 5 («берлога чья? Медвежья»)

Игры с элементом случайности в установке колец

В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот. Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. Если каждое ваше кольцо имеет 8 картинок, то возможны 64 комбинации!.

Читайте также:  Тематическое планирование логопедических занятий в младшей школе

Игры на формирование звуковой культуры речи, грамматического строя речи и обучения грамоте:

  • «Чей нос, чей хвост?» – кольца №№17 и 11
  • «Назови сколько?» – кольца №№16 и 6, 16 и 1, 16 и 4,16 и 18.
  • «Уменьшаем, увеличиваем» – №№ 15 и 17.

Игры на развитие творческого воображения.

Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игры, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Например совпали картинки колец №№ 11 и 12. Задаем вопросы: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она о них будет заботиться, чему станет их учить?». Заранее договариваемся с детьми, что ситуация сказочная, нереальная, а значит можно дать волю фантазии.

  • Лиса в море. Может быть, лису везут пароходом в новый зоопарк?
  • Лиса в болоте. Погналась за добычей и вот бедная завязла.
  • Лиса в деревне. Опять кур крадет.
  • Лиса в городе. …….?

Можно использовать вопросы: почему птица не может жить в данной местности?

Игры на формирование ЗКР:

Варианты колец каждый педагог может выбирать самостоятельно, придумывать свои варианты колец и способы игр и заданий к ним. К этому процессу могут подключиться и сами дошкольники.

Логопедические игры на «Кольцах Луллия»

Валентина Салихванова
Логопедические игры на «Кольцах Луллия»

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников – игра.Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» – это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду и использовать на разных видах организованной деятельности, ставя разные цели, в зависимости от той работы, которую запланировал педагог.

Я вам хочу представить два варианта игры «Кольца Луллия».

Первый вариант, тот, который представлен французским монахом, представляет собой круги (пластинки) закреплённые на картоне. Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбивают на 4.6.8 секторов. Для изготовления пособия берутся 2 прямоугольные формы картона шириной, равной диаметру колец (пластинок, и длиной на 2-4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, укрепляются штыри. В верхнем прямоугольнике вырезается окошко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка свободно накрывается. Для вращения предлагается использовать основу в виде старых пластинок, их удобно вращать за выступы по бокам верхнего прямоугольника.

Существуют и другие варианты изготовления игры, сохраняя принцип колец. Один из них – насаживание колец друг на друга, которые между собой крепко закреплены. В этом варианте нет съемных пластинок, на кругах секции в виде окошек, в которых меняются картинки.

Варианты зависят от той цели, которую преследует педагог. Это игры с экологическим содержанием; игры на закрепление математических представлений; игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте; игры на формирование лексико-грамматических категорий; игры на развитие связной речи.

Предлагаю свои варианты использования «Колец Луллия» по предупреждению дисграфии у дошкольников. Содержание игр позволяет использовать их на логопедических занятиях, в игровой деятельности, которые развивают речь и коммуникативную функцию дошкольников. Оборудование, необходимое для проведения любой логопедической игры, может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников. В ходе использования занимательно-игрового пособия «Кольца Луллия» педагог может корригировать различные аспекты речевой деятельности,а именно:

• развивать фонематические процессы;

• уточнять и активизировать словарный запас;

• совершенствовать слоговую структуру слова;

• автоматизировать звуки речи;

• формировать структуру предложений;

• совершенствовать развитие связной речи.

Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

Работа с темами ведётся:

• на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях;

• на занятиях по развитию речи;

• в игровой деятельности вне занятий;

• в самостоятельной деятельности детей.

Описание игры:

Игра проводится в паре или подгруппой детей. Берутся круги с выбранной темой. В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх обязательно картинка первого круга должна соответствовать картинке второго круга.

Игра проводится в паре или подгруппой детей.Например: на верхнем круге звуковая схема слов, в руках у детей картинки к этим схемам. По правилам игры к схеме нужно подобрать соответствующую картинку или к картинке подобрать соответствующую схему. Степень сложности заданий должна возрастать постепенно. Все свои действия дети сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте.

1. Назови букву (звук, если обозначен сигналом-кружочком) и подбери картинку.

2. Какой звук в начале слова? (гласный, твердый глухой согласный, мягкий глухой согласный, твердый звонкий согласный, мягкий звонкий согласный)

3. Уточнение звонких и глухих согласных звуков.

4. Уточнение твердых и мягких согласных звуков.

5. Подбери картинку по двум звукам в начале слова.

6. Подбери картинку по последним звукам.

7. Раздели слово на слоги, подбери схему, используя подсказку.

8. Раздели слово на слоги, найди нужную схему.

9. Подбери картинку к схеме или схему к картинке.

10. На каком круге буква написана неправильно?

11. Допиши букву (к недописанной букве подбери правильную букву).

12. Вставь пропущенную букву.

13. Разгадывание кроссвордов, ребусов и т. д.

14. Употребление предлогов, применение сигналов.

15. Согласование имен числительных и существительных.

16. Кто что делает? (составление предложений, используя пиктограммы)

17. Единственное и множественное число имен существительных.

18. Кто чем управляет?

В чем отличие двух вариантов? Особых отличий и нет. Хотите придать игре эффект таинственности и неожиданности?Выбираем вариант игру с окошком: детям очень нравится появление чуда. Ставите перед собой цель научить детей обзорному видению? Берем конверты с выбранной темой и встаем в круг вокруг второго варианта.

Педагогический проект «Играем Вместе» В настоящее время наблюдается постепенное реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является.

Воспитательные ресурсы занятия в системе дошкольного образования Музыкально – театрализованные и речевые коллективные игры Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном.

Кольца Луллия

Золотарёва Надежда Яковлевна,

воспитатель, высшая категория

Филиал АУДО МОЗГО «ЦРР- детский сад «Родничок»

детский сад «Рябинушка»

Заводоуковский городской округ

С детьми играем – речь развиваем

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников – игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» – это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду.

А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.

Для создания игрового занимательного пособия «Речевые круги» использовалась методика «Кольца Луллия» [«Обруч» №4, 2004г, Л.Логинова «Кольца Луллия»].

Пособие представляет собой круги (пластинки) закреплённые на картоне. Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбивают на 4.6.8 секторов. Для изготовления пособия возьмите 2 прямоугольных куска картона шириной, равной диаметру ваших колец (пластинок), и длиной на 2-4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, укрепите штыри. Вырежьте в верхнем прямоугольнике окошко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка свободно накрывается. Для вращения предлагается использовать основу в виде старых пластинок, их удобно вращать за выступы по бокам верхнего прямоугольника.

Изучив методику, варианты предложенных упражнений и используя собственный многолетний опыт, были разработаны авторские варианты использования «Речевых кругов» по коррекции речи дошкольников. Содержание игр позволяет использовать их на логопедических занятиях, игровой деятельности, развивает речь и коммуникативную функцию дошкольников. Оборудование, необходимое для проведения любой логопедической игры, может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников. В ходе использования занимательно-игрового пособия «Речевые круги» воспитатель может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:

  • развивать фонематические процессы;
  • уточнять и активизировать словарный запас;
  • совершенствовать слоговую структуру слова;
  • автоматизировать звуки речи;
  • формировать структуру предложений;
  • совершенствовать развитие связной речи.

Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

Работа с «Речевыми кругами» ведётся :

  • на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях
  • на занятиях по развитию речи
  • игровой деятельности вне занятий
  • в самостоятельной деятельности детей

Нельзя не отметить универсальность игрового пособия используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Самостоятельно дети играют с «Речевыми кругами» в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с логопедом, воспитателем. Дети с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Данное пособие можно использовать в работе с дошкольниками от 3-х до 7лет. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.

Кольца Луллия в логопедии

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Предлагаю вниманию свою систему игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия.

Статья:

Предлагаю вниманию свою систему игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия. Описание дидактического пособия – круги Луллия: На стержень нанизываются два – три круга разного диаметра. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделяются на одинаковое количество секторов (4-8). На них располагаются предметные картинки на звуки (из логопедического лото), символы звуков, схемы позиционного анализа слов, звуковые схемы слов, буквы (для читающих детей). Круги и стрелка свободно двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые признаки объектов. Дети выявляют и разрешают противоречия, что является ключом к творческому мышлению.

Читайте также:  Систематизированная документация школьного логопеда

1. На кругах предметные картинки с автоматизируемым звуком. «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: мышка, машина (Мышка спряталась под машину. Мышка едет в машине. На машине нарисована мышка.)

2. На кругах предметные картинки с дифференцируемой парой звуков. «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: санки шкаф (Санки стоят в шкафу. Санки положили на шкаф. Верхняя часть санок и шкаф деревянные.)

3. На одном круге буквы, на другом – предметные картинки «Объедини картинку с буквой, в еѐ названии». Например: Р РАДУГА, КОРОВА, РЫБА, ТОПОР.

4. На одном круге символы звуков, на другом – предметные картинки. «Объедини символ звука с картинкой с этим звуком». «Объясни, как можно объединить выпавшие слово и символ звука» (подобрать к слову признак, действие, чтобы в нѐм появился необходимый звук). Например: символ звука [с] и картинка муха (смелая мука, муха-сластена); символ звука [р] и картинка машина (быстрая машина, Ромина машина, машина с мотором).

5. На одном круге синие, зеленые, красные круги, на другом – предметные картинки, начинающиеся на гласные, твердые мягкие согласные. «Объедини картинки с символами первых звуков».

«Объясни, как можно объединить получившуюся пару: слово символ» (подобрать признак, действие, чтобы слово начиналось с подходящего звука). Например: синий кружок – автобус (быстрый автобус), красный кружок лиса (очень хитрая лиса), зеленый кружок дом (деревянный дом).

6. На обоих кругах предметные картинки, начинающиеся на твердые согласные звуки. «Объедини картинки с одинаковыми первыми звуками». Например: Радуга рубашка, шкаф шарик, дым дом. «Объясни, как можно объединить получившуюся пару слов» (подобрать признак, действие, чтобы слова начинались с одного звука). Например: рыба дом (рыба разноцветный дом, довольная рыба дом).

7. На обоих кругах предметные картинки, заканчивающиеся на твердые согласные звуки. «Объедини картинки с одинаковыми последними звуками». Например: Гном – сом, рак лук, автобус колос, душ мышь.

8. На одном круге предметные картинки, начинающиеся на твердые согласные звуки, на другом предметные картинки, начинающиеся на парные мягкие согласные звуки. «Объедини картинки с парными по твердости – мягкости первыми звуками». Например: Радуга- репка, собака – семь, дом -дети. «Объясни, как можно объединить получившуюся пару слов» (подобрать признак, действие, чтобы слова начинались с одного звука).

9. На одном круге схемы расположения заданных звуков в слове, на другом – предметные картинки. р корова, горка р топор, помидор р радуга, ракета

10. На одном круге звуковые схемы слов из трех-четырех звуков, на другом – предметные картинки. «Объедини картинки с подходящими схемами». (Зелёный, красный, синий-лес, кит, мед, Синий, красный, синий- дом, мак, лук и т.п.)

11. На одном круге схемы слов из 1-4слогов, на другом – предметные картинки «Объедини схему со словом». «Объедини схему со словом, используя подсказку». Например: схема – два слога и последний звук в слове гласный – ко-за .

16. На одном круге согласные, на другом – гласные «Сложи названный мной слог», «Прочитай получившийся слог» «Придумай слово с этим слогом, сочетанием букв». Например: П, А – ПАЛКА, ЛОПАТА, ПАСТА. С, У – СУМКА , КОСУЛЯ.

17. На одном круге слоги, на другом – слоги «Прочитай получившееся слово» Например: МА, ПА- МАПА , ЛО,ТА- ЛОТА «Сложи названное мной слово», Например: КА,ША- КАША, РО,ЗА –РОЗА.

18. На обоих кругах предметные картинки – паронимы .«Объедини картинки, сходные по звучанию» Например: ложки – рожки, колобок – коробок, мишка – миска и т. д.

В итоге хочется отметить, что в результате работы с данным многофункциональным пособием у детей на конец учебного года проявился интерес к использованию его в самостоятельной деятельности. Повысился уровень усвоения материала: если на начало учебного года в старшей логопедической группе было 45% детей с низким уровнем речевого и фонематического развития, то на конец учебного года этот показатель снизился до 15%. Считаю, что использование данного пособия является эффективным средством в решении коррекционных задач. Практическая значимость данного пособия очевидна и заслуживает внимания воспитателей логопедических групп и учителей логопедов.

Вывод: В результате работы с кругами Луллия систематизируются знания об окружающем мире; развивается творческое воображение и мышление; обогащается словарный запас. Формируется умение свободны в своих высказываниях и решать проблемы самостоятельно.

Использование конструктивной техники оригами в речевом развитии детей дошкольного возраста

Аннотация: Актуальность выбора такой конструктивной техники как оригами для развития речи ребенка обусловлена потребностями и интересами детей дошкольного возраста. В процессе коррекционно-развивающей деятельности возникала необходимость ответить на вопросы: как реализовать поставленные задачи в игровой форме, какие инструменты для этого использовать, как правильно мотивировать детей и достойно поощрять в конце занятий. Используя такой доступный вид техники как оригами, на одном занятии осуществляется смена видов деятельности и решаются различные коррекционные задачи.

Использование конструктивной техники оригами в речевом развитии детей дошкольного возраста

Актуальность выбора такой конструктивной техники как оригами для развития речи ребенка обусловлена потребностями и интересами детей дошкольного возраста. Как известно, ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра (Д.Б. Эльконин). Что может быть увлекательнее, чем создание своими руками из простого листа бумаги объемной игрушки.

Отечественные и зарубежные педагоги отмечают, что оригами имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качеств у детей. В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других) посвященных детскому конструктивному творчеству складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом. [2]

В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность. [1]

В процессе коррекционно-развивающей деятельности возникала необходимость ответить на вопросы:

  1. как реализовать поставленные задачи в игровой форме,
  2. какие инструменты для этого использовать,
  3. как правильно мотивировать детей и достойно поощрять в конце занятий.

Используя такой доступный вид техники как оригами, на одном занятии осуществляется смена видов деятельности и решаются следующие задачи: в процессе создания поделки – развиваются мелкая моторика рук, психические процессы, сенсорные способности, пространственные представления, формируются обобщённые представления, усваивают правильные геометрические названия деталей, дети узнают об особенностях геометрических тел.

В процессе работы дошкольники делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом, обогащается активный словарь. Работа с готовым образцом предполагает составление описательных и сравнительных рассказов, формирование навыков выделения части в целом. Дети с удовольствием рассказывают дома родителям о своих поделках.

Эффективно использование оригами в процессе коррекции звукопроизношения, а в частности, для выработки правильного речевого выдоха. Под воздействием воздушной струи наши поделки оживают и развивают воображение детей. Оригами помогает на этапе постановки звуков связать индивидуальные занятия с лексической темой. [4]

Оригами — прекрасное средства оформления наглядных пособий. Правильное изменение наглядности повышает эффективность усвоения детьми нового материала, создает условия для поиска новых приемов и методов работы.

В процессе обучения, у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (актуальность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и тому подобное). Все это позволяет рассматривать конструирование (оригами), как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе. [3]

Конструирование и ручной труд являются практической деятельностью, направленной на получение определённого результата, заранее продуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Конструирование — важное средство умственного воспитания детей.

Для развития детского конструирования существует множество материалов, одним из которых является бумага. Бумага — благородный материал, легко поддающийся преобразованию. Поделки из бумаги одного и того же содержания можно создать разными способами. Например: путём сгибания прямоугольника или квадрата пополам, создавая полый куб или брусок по выкройке, чертежу. И любым из этих способов можно изобразить дома, машины, животных, людей, разные игрушки.

Г.Г. Григорьева отмечает, что конструирование из бумаги на протяжении дошкольного возраста развивается:

  • Разнообразнее становится содержание поделок.
  • Сложнее становится способ создания поделки.
  • Поделки становятся более выразительными за счёт комбинирования разных способов создания деталей и разнообразия украшения, комбинирования разных сортов бумаги.
  • Осуществляется переход о создания отдельных поделок к созданию общих сюжетных композиций для инсценирования сказок, к играм с мелкими игрушками.

Содержание работы с детьми по развитию у них навыков работы с бумагой в разных возрастных группах имеет свои особенности.

В средней группе , начиная со II квартала, детей знакомят с бумагой, её особенностями, учат складывать прямоугольные листы бумаги пополам, совмещая стороны и углы, проглаживая линию сгиба, приклеивать к основной части детали (к домику — окна, двери; к автобусу — колёса). У детей формируют и более общие умения и навыки: умения обследовать предмет, планомерно и последовательно работать, доводить начатое дело до конца. Также развивают глазомер, чёткость движения рук.

В старшей группе продолжается совершенствование умений детей сгибать лист бумаги пополам, вчетверо, в разных направлениях, сглаживая сгибы. Учить складывать плотную квадратную бумагу на шестнадцать маленьких квадратов (треугольников). Детей учат складывать бумагу по диагонали, чётко совмещая стороны и углы. Также детей учат работать по готовой выкройке, по несложному чертежу, использовать ножницы для надрезов и вырезывания по контуру. Детей учат создавать несложные композиции.

В подготовительной группе на занятиях по изготовлению поделок у детей закрепляются умения и навыки работы с бумагой, полученные в старшей группе: складывать бумагу в разных направлениях, делить её по диагонали, складывать готовые выкройки и вырезать по шаблону. Дети учатся делать различные поделки — игрушки, украшения, используя бумагу в сочетании с другими материалами. Детей учат создавать сложные сюжетные коллективные работы. [1]

В процессе конструктивной деятельности решаются и воспитательные задачи. У детей формируются моральные качества личности, навыки общения и трудовой деятельности в коллективе, воспитываются нравственные чувства.

Достоинствами оригами следует считать:

  • Доступность бумаги как материала, простота ее обработки
  • Оригами не требует больших материальных затрат;
  • Абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;
  • Оригами — коллективное творчество.

Анализ литературы доказывает, что техника «оригами» всесторонне развивает личность ребенка дошкольного возраста. Является очень актуальной на современном этапе развития отечественной педагогики.

Использование разнообразных приемов и методов работы (ИКТ, подвижные, дидактические игры, использование нетрадиционных техник, создание авторских дидактических пособий, оригами) позволяет системно устранить речевые недостатки детей и подготовить их к успешному обучению в школе.

Оригами – ступенька в речевом и личностном развитии ребенка.

1. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. завед./ Г.Г. Григорьева — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 272 с.

2. Лиштван, З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада / З.В. Лиштван — М.: просвещение, 1981. — 159 с.

3. Парамонова, Л.А. Детское творческое конструирование/Л.А. Парамонова — М.: Про-свещение, 1999. — 148 с.

4. Аксенова, М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. — //Дошкольное воспитание № 8, 1990.

Липендина Оксана Владимировна,
учитель-логопед

Ссылка на основную публикацию