Использование элементов танцевально-двигательной терапии в коррекции заикания

Коррекция темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с заиканием с использованием танцевальной терапии

Мария Григорьева
Коррекция темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с заиканием с использованием танцевальной терапии

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи.

Заикание является одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Оно характеризуется сложным симптомокомплексом, при котором нарушается ритм, темп, мелодика речи, координация в работе мышц речевого аппарата, в связи с чем возникают речевые судорожные запинки.

Для уменьшения речевых судорог и с целью отслеживания правильности произнесения фразы, темп речи детей замедляется.

Основным условием естественной речи являются спокойное состояние нервной системы и мышечная расслабленность.

Проблема своевременной коррекции заикания выдвигается в разряд актуальных наряду с формированием у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залог их благополучного развития, что для детей с нарушениями развития оказывается возможным только при условии систематической профессиональной логопедической помощи в полноценном овладении речью.

Поскольку заикание — это расстройство не только речи, но и нервной системы, то при его устранении необходимо научить детей освобождаться от мышечного и нервного напряжения. Преодолеть это поможет использование танцевальных технологий на логопедических занятиях по коррекции заикания.

Танцевальная терапия – это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.

В основу танцевальной терапии положен танец, художественная форма движений.

Особенностью танцевальной терапии выступает наличие музыки, которая рассматривается даже без связи с движением как лечебный фактор. Ее действие будет эффективнее, если ритм как организующий элемент музыки положить в основу двигательных систем, целью которых является регулирование движений. Ритмика развивает психические функции, такие, как восприятие, внимание, память, воображение. Именно поэтому танцевальная терапия, различные ее виды используются в специализированных образовательных учреждениях для детей с различными проблемами в развитии уже с дошкольного возраста.

В основе психотерапевтического применения танцевальной терапии лежит взаимодействие эмоциональных проявлений с изменением мышечно-физиологического тонуса.

Основным средством в танцевальной терапии является танцевальная игра. Она погружает в мир образов и чувств, движения несут символическую форму повествования. Предлагаемые обстоятельства помогают проиграть свои внешние и внутренние ощущения, развить эстетические чувства и получить сенсорное удовлетворение и радость от ощущения собственного тела. Все это способствует установлению в организме ритмического баланса и энергетической гармонии.

Недостаточная разработанность проблемы коррекции темпо-ритмических расстройств у детей 5-6 лет с заиканием средствами танцевальной терапии даёт основание считать ее исследование одним из актуальных вопросов логопедии.

Нами была определена проблема исследования: каковы педагогические условия коррекции темпо – ритмической стороны речи старших дошкольников с заиканием средствами танцевальной терапии? Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования: темпо – ритмическая сторона речи у старших дошкольников с заиканием.

Предмет исследования: процесс коррекции темпо-ритмической стороны речи старших дошкольников с заиканием средствами танцевальной терапии.

Гипотеза исследования: преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся старших дошкольников средствами танцевальной терапии будет протекать успешно,если:

-определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у детей;

– обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;

– создан алгоритм реализации коррекционно-логопедической деятельности по преодолению темпо-ритмических нарушений у детей с использованием танцевальной терапии.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами были определены следующие задачи исследования:

раскрыть теоретические основы проблемы коррекции темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с заиканием посредством танцетерапии,

отразить результаты экспериментальной работы по коррекции темпо-ритмической организации речи дошкольников 5-6 лет с заиканием с применением танцевальной терапии.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, нами был проведён педагогический эксперимент,который проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В нем принимали участие 10 дошкольников старшей группы с нарушением темпо-ритмической стороны речи судорожного характера.

Цель констатирующего эксперимента определение уровня развития темпо-ритмической стороны речи старших дошкольников с заиканием.

В результате проведённой работы на констатирующем этапе исследования было отмечено, что темпо-ритмическая сторона речи детей 5-6 лет имеет нарушения в своем развитии, поэтому мы провели формирующий эксперимент, направленный на коррекцию темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с заиканием с помощью танцевальной терапии.

На этом этапе танцевальной терапии применялись танцы, основанные на естественных движениях тела, танцы-импровизации и танцы по показу взрослого.

Для того чтобы проверить эффективность экспериментальной работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего исследования развития темпо-ритмической стороны речи детей старшего дошкольного возраста посредством танцевальной терапии. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего эксперимента. Контрольный эксперимент показал, что проведённая коррекционная работа способствует нормализации темпо-ритмической стороны речи детей экспериментальной группы.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, цель достигнута, задачи выполнены.

Перспективным является дальнейшее изучение коррекции темпо-ритмической стороны речи заикающихся дошкольников посредством танцевальной терапии, поскольку представляется возможным дальнейшее совершенствование работы в данном направлении.

Применение логопедической ритмической гимнастики у дошкольников с нарушениями речи По данным Института возрастной физиологии РАО среди дошкольников до 90 % детей имеют отклонения в физическом здоровье; 18 – 20% – пограничные.

Актуальность развития просодической стороны речи у дошкольников Актуальность развития просодической стороны речи у дошкольников Развитие коммуникативных способностей детей является одной из актуальных.

Дидактические задания с использованием конструктора Lego как средство развития синтаксической стороны речи у детей 5–6 лет ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж» Исполнитель: Бекмементьева Марина Сергеевна студентка 441 группы Специальность 44.02.01 «Дошкольное.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Конспект НОД по развитию речи с использованием сюжетно-ролевой игры для старших дошкольников «Ветеринарная клиника» Конспект НОД педагога- психолога по развитию речи через использование сюжетно- ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста «Ветеринарная.

Коррекция агрессивного поведения детей средствами игровой терапии Агрессивное поведение детей в детском саду – одна из самых острых проблем, которые возникают в процессе нашей педагогической деятельности.

Коррекция поведения детей средствами игровой терапии Существует множество методов, в названии которых присутствует слово «терапия». Это арт-терапия, сказкотерапия, куклотерапия, игротерапия,.

Особенности просодической стороны речи у дошкольников с просодическими проявлениями Дизартрические проявления – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушение произносительной стороны речи у детей.

Психолого-педагогические основы формирования морфологической стороны речи у дошкольников Грамматика русского языка — обширная наука. Именно через неё ребёнок учится правильно говорить. Освоение ребенком морфологии начинается.

Развитие двигательной активности детей посредством танцевальной терапии с опорой на современные детские мультфильмы Костина Екатерина Андреевна МБДОУ «Детский сад № 4» г. РязаньРазвитие двигательной активности детей посредством танцевальной терапии с.

Возможности применения танцевально-двигательных техник в процессе коррекции заикания у подростков и взрослых

Речевые и психофизические особенности заикающихся подростков и взрослых. Разработка и обоснование этапов применения танцевально-двигательных техник в комплексной логопсихокоррекции заикающихся. Исследование динамики физического статуса обследуемых.

РубрикаПедагогика
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления11.07.2018
Размер файла32,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Возможности применения танцевально-двигательных техник в процессе коррекции заикания у подростков и взрослых

О.А. Беглова, аспирант отделения логопедии

дефектологического факультета Московского

государственного педагогического университета

Выявлены речевые и психофизические особенности заикающихся подростков и взрослых (39 человек в возрасте от 16 до 30 лет, 27 из них — мужского пола, 12 — женского). Разработаны и обоснованы этапы применения танцевально-двигательных техник в комплексной логопсихокоррекции заикающихся. Поскольку акцент был больше сделан на исследовании физического статуса, то после специального обучения танцевально-двигательным техникам стало ясно, что лишь 31% пациентов нуждаются в продолжении групповых или индивидуальных занятий на поддерживающем либо на повторном курсе логопсихокоррекции.

Ключевые слова: заикающиеся подростки и взрослые, речевые и психофизические проявления, танцевально-двигательные техники, логопсихокоррекция.

Application Resources of Dance Motion Techniques in the Process of Stuttering Correction in Adolescents and Adults

Postgraduate student at the Speech Therapy Branch of the Defectology Department at the Moscow State Pedagogical University

Speech and psycho physiological characteristics of stuttering adolescents and adults (39 persons at the age of 16–30; males27, females12) are defined in this article. Stages of application of dancemotion techniques in complex logopsychocorrection of the stutterers are developed and justified. The dynam ics of the physical status of the stutterers was accentuated. The control diagnostic indicated that only 31% of the patients needed the continuation of group or individual lessons on the supporting or the repeated logopsychocorrection cour

Keywords: stuttering adolescents and adults, speech and psychophysical manifestations, dance motion techniques, logopsychocorrection.

Данные многих авторов классического и современ ного периодов изучения проблемы заикания (Г.Д. Неткачев, 1909, 1913, М.Е. Хватцев, 1959, Н.А. Чевелева,1964, В.И. Селиверстов, 1972, Л.И. Белякова, 1998 и др.) свидетельствуют о том, что в структуре этого недуга имеются как собственно речевые проявления, так и неречевые (физические, физиологические и психические), которые выделяют за икание из ряда других речевых расстройств и указывают на коммуникативную природу этого дефекта. Речевые проявления связаны с моторной дискоорди нацией произношения в результате спазмирования разных отделов (дыхательного, голосового и артикуляционного) речевой мускулатуры. Физические и физиологические симптомы заикания возникают до, во время, после речи и проявляются в телесных ощущениях (спазмах, напряжении, скованности, дрожании, дермографизме, гипергидрозе, жаре, ознобе и т. д.) в мышцах не только речевого аппарата и лица, но и других частей тела (верхних и нижних конечностей, спины и т. д.). Психические симптомы заикания появляются до, во время и после речи в виде ряда отрицательных состояний в процессе речевой коммуникации. При этом учитываются эмоциональный (нали чие логофобии), когнитивный (искажение понимания и оценки коммуникативной ситуации, представ ления о себе самом как субъекте общения) и поведенческий (избежание ряда речевых ситуаций, сужение контактов) аспекты коммуникации.

В настоящее время в преодолении заикания приоритетным является комплексный подход, предполагающий не только прямое, но и опосредованное воздействие на качество речи заикающихся через использование как традиционных лечебнопедагогических методов (логопедия, медикаментозная терапия, физиотерапия, психотерапия и др.), так и нетрадиционных в рамках психологопедагогического комплекса (применение психокоррекционных техник в сочетании с логопедическим воздействием (арттерапия, библиотерапия, телесноориентированная терапия, танцевальнодвигательная терапия и др.)).

С точки зрения опосредованного влияния на каче ство речи заикающихся путем воздействия на психо физические ощущения при актуализации заикания используются различные коррекционные техники:

логоритмика, сочетающая слово, музыку и движение, что обусловливает ее включение в любую ре абилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи. Основной задачей логоритмики является перевоспитание речи заикающихся через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики (В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, 1941, Е.В. Оганесян, Л.И. Белякова, 1982, Г.А. Вол кова, 2002 и др.). Более подробно об этом писал Е.В. Оганесян [4], исследования которого свидетель ствовали о необходимости разработки и внедрения дифференцированных методов логоритмической коррекции при невротическом и неврозоподобном заикании;

статическая и динамическая релаксация, спе9 циальные виды гимнастик, массажа, позволяющие снизить мышечный тонус и эмоциональное напряже ние (Ю.Б. Некрасова, 1968, А.И. Лубенская, 1974, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Выгодская, Л.П. Успенская, 1984 и др.); пантомимика, психогимнастика — способ вы ражения отношений, проблем, конфликтов через двигательную экспрессию (Е.В. Харитонов, 1981, З. Матейова, С. Машура, 1984, Л.З. Арутюнян, 1990, В.М. Шкловский, 1994 и др.).

Танцевальнодвигательные техники выступают в качестве средства диагностики и коррекции различ ных психофизических проблем, проявляющихся в особенностях личностнокоммуникативной сферы (самооценки, взаимоотношений с окружающими и социальной адаптации в целом). Их применение в преодолении заикания отражено лишь в незначи тельных публикациях (Л.М. Кроль, Е.Л. Михайлова, 1985, Л.З. АндроноваАрутюнян, 1990, Ю.Б. Некра сова, 1992, В.М. Шкловский, 1994).

Использование этого метода Ю.Б. Некрасовой в работе с заикающимися обусловлено концепцией Н.И. Жинкина (1958), согласно которой речевой акт относится к непроизвольно управляемым процес сам. Физические же действия управляются произ вольно. Вследствие этого разрушенный в части не произвольного управления стереотип речи может быть усилен нормально действующим, произвольно управляемым движением скелетной мускулатуры. Это вносит не только общее, но и нужное, специфи ческое для речи упреждение. Физические действия и являются «буксиром» [1, с. 347] для речи. Важно, что данный метод вызывает релаксацию в движении (в отличие от релаксации в статике) и называется «динамической релаксацией» [3, с. 16], а также рож дает континуум саногенных психических состояний.

Более подробно эти техники описаны в работах зарубежных авторов в качестве средств коррекции, применяющихся в реабилитации лиц, страдающих теми или иными проблемами (разные формы невро зов, психические состояния, связанные с патологией, психологические трудности) (Г. Аммон, М. Бергер, 1988, М. Чейз, 1988, Х. Пейн, 1992 и др.).

В связи с этим целью данной работы было выяв ление речевых и психофизических особенностей за икающихся подростков и взрослых и обоснование необходимости использования танцевальнодвига тельных техник в комплексной логопсихокоррекции заикающихся.

Исследование проводилось в условиях экспери ментальной научнопрактической работы на базе от деления логопедии дефектологического факультета МПГУ под руководством Е.Ю. Рау в 2003–2006 гг. В данной научнопрактической работе участвовали 5 групп заикающихся подростков и взрослых (39 че ловек в возрасте от 16 до 30 лет, из них 27 — мужско го пола, 12 — женского).

Экспериментальное исследование осуществля лось в соответствии с его целью и реализовывалось посредством его разных видов: констатирующего, обучающего и динамического. Каждый из них состоял из нескольких этапов.

В рамках констатирующего эксперимента были выделены необходимые направления психологопеда гогической диагностики речевого и психофизического статуса заикающихся подростков и взрослых. Резуль таты служили основой для разработки методики обу чающего эксперимента по использованию танцеваль нодвигательных техник в процессе логопсихокоррек ции заикания. Данные констатирующего эксперимен та были собраны до начала специального обучения на пропедевтическом этапе и отражали исследования:

речевого статуса (тип и локализация, степень вы раженности речевых судорог, речевые уловки) заика ющихся подростков и взрослых посредством логопе дического обследования; психического статуса (логофобия) посредством дневниковавтобиографий;

субъективных физических ощущений в мышцах тела (напряжение, скованность, дрожание, сопутст вующие речи движения) и физиологических реак ций (красный и белый дермографизм, гипергидроз, ощущения жара и озноба) посредством анализа спе циально разработанного опросника, схематичной модели изображения тела по методике С.М. Любин ской и дневниковавтобиографий по методике Ю.Б. Некрасовой.

Полученные результаты речевого статуса посред ством логопедического обследования и психическо го статуса по дневникамавтобиографиям подверга лись качественному анализу.

Данные субъективных физических ощущений в мышцах тела заикающихся и физиологических реак ций посредством специально разработанного опрос ника оценивались по трехбалльной системе (2 балла — всегда испытываю, 1 балл — иногда, 0 баллов — никогда) и заносились в таблицу.

Количественные данные (таблицы) подсчитыва лись путем суммирования баллов индивидуальных физических ощущений и физиологических реакций в мышцах как участвующих, так и не участвующих в речевом акте. Усредненные показатели вычислений путем суммирования баллов и деления на число испытуемых указывали на большую или меньшую выраженность этих качеств в каждой группе.

Читайте также:  Проведение логоритмических занятий в Доме ребенка

Дополнительной информацией, обеспечивающей наибольшую достоверность изучения физического состояния заикающихся, выступало применение схе матичного изображения тела по методике С.М. Любинской, предполагающей качественный анализ субъективных показателей пациентов. Каждый ис пытуемый получал карточки, на которых схематич но был представлен человек «спереди» и «сзади». В инструкции предлагалось отметить соответствую щими знаками, в каких мышцах тела заикающийся чувствует дискомфорт (напряжение, скованность и дрожание и др.) до, во время и после речи.

Для более точного и полного описания самоощу щений, связанных с переживаниями пациента на ре чевом, физическом и психологическом уровнях, ис пользовались дневникиавтобиографии по методике Ю.Б. Некрасовой. Обследуемым предлагался спи сок, состоящий из 16 вопросов, направленных на субъективную интерпретацию пациентами в импро визированной форме рассказа о себе через описание собственных речевых и коммуникативных проблем, а также психофизических ощущений во время про явления заикания.

В своих дневниках они не всегда придерживались данного порядка вопросов, а часто писали разверну тые автобиографии, что отражало индивидуальность каждого и наиболее важные для него проблемы, свя занные с недугом.

Усредненные суммарные результаты анализа субъективных физических ощущений и физиологи ческих реакций заикающихся подростков и взрос лых экспериментальной группы по данным опросни ка представлены в табл. 1.

Нами были получены следующие результаты.

1 я группа заикающихся характеризуется:

легкой степенью проявления (наличием одной за пинки в предложении при ответе на эмоционально значимые вопросы) разнообразных типов речевых судорог (тонической, клонической, смешанной) в разных отделах речевой мускулатуры (артикуляци онном, голосовом и дыхательном);

логофобией в некоторых коммуникативнозна чимых ситуациях (в общении с незнакомыми людь ми);

легкой степенью выраженности физических ощущений лишь в мышцах, участвующих в речевом акте, и физиологическими реакциями. 2 я группа заикающихся характеризуется:

средней (наличием двухтрех запинок в каждом предложении) и тяжелой (наличием запинок почти в каждом слове, вплоть до невозможности говорить вообще при ответе на эмоциональнозначимые во просы) степенью выраженности разнообразных ти пов речевых судорог в разных отделах речевой мус кулатуры и речевыми уловками (эмболофразия, ре чевая редакция, паузы);

логофобией в большинстве коммуникативных си туаций (при ответе на уроках, у доски, в беседе с ре бятами, учителями, незнакомыми людьми);

средней степенью выраженности физических ощу щений в тех же мышцах речевого аппарата, усугубля ющихся сопутствующими речи движениями и физи ологическими реакциями. 3 я группа заикающихся характеризуется:

средней и тяжелой степенью выраженности раз нообразных типов речевых судорог в разных отделах речевой мускулатуры и значительными речевыми уловками;

выраженной логофобией в разных коммуникатив

тяжелой степенью выраженности тех физических ощущений в мышцах (как участвующих, так и не уча ствующих в речи), которые усугубляются сопутству ющими речи движениями и ярко выраженными фи зиологическими реакциями.

На основании полученных результатов конста тирующего эксперимента стало возможным приме нение обучающего эксперимента, который являлся одной из составных частей комплексного логопси хокоррекционного курса, проводимого группой специалистов под руководством Е.Ю. Рау, с учетом этапов, принципов и методических приемов, изло женных в системе социореабилитации заикающих ся Ю.Б. Некрасовой. При этом обучение танцеваль нодвигательным техникам разрабатывалось и реа лизовывалось автором данной статьи во время еже дневных двухчасовых занятий в течение полутора месяцев.

Обучающий эксперимент танцевальнодвига тельным техникам включал в себя 4 этапа.

Использование танцетерапии в преодолении двигательных нарушений у дошкольников логопедических групп
статья по логопедии на тему

У дошкольников с дизартрией на всех возрастных этапах наблюдается недостаточность развития общих движений по многим параметрам. В большей степени затруднения детей проявляются при удержании равновесия: возникает общее напряжение и покачивание туловища, балансирование руками, схождение с места. При ходьбе и беге, поворотах в движении отмечается несогласованность работы рук и ног, шаркающая походка, плохая осанка.

В связи с этим многие исследователи занимались этим вопросом и указывали на связь речи и движений, двигательных и речевых анализаторов , на связь формы произношения с характером движений, на связь музыки и речи, на связь музыки и движений .

Скачать:

ВложениеРазмер
ispolzovanie_tantseterapii_v_preodolenii_dvigatelnyh_narusheniy_u_doshkolnikov_logopedicheskih_grupp.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование танцетерапии в преодолении двигательных нарушений у дошкольников логопедических групп»

В последние годы в стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с нарушениями речевого развития, у которых отмечается несформированность двигательной сферы. Особенно у дошкольников с дизартрией на всех возрастных этапах наблюдается недостаточность развития общих движений по многим параметрам. В большей степени затруднения детей проявляются при удержании равновесия: возникает общее напряжение и покачивание туловища, балансирование руками, схождение с места. При ходьбе и беге, поворотах в движении отмечается несогласованность работы рук и ног, шаркающая походка, плохая осанка.

В связи с этим многие исследователи занимались этим вопросом и указывали на связь речи и движений, двигательных и речевых анализаторов , на связь формы произношения с характером движений, на связь музыки и речи, на связь музыки и движений .

Для эффективного устранения двигательных нарушений в настоящее время наряду с традиционными методиками (гимнастика, ЛФК, массаж) активно применяется арттерапия.

По мнению Е.А. Медведевой, цель танцетерапии- выражение пластикой тела определенных чувств и переживаний, коррекция психомоторных нарушений, снятия напряжения, поднятия общего тонуса, тренировки сердечно- сосудистой системы.

Танцевальная терапия состоит из двух направлений, которые имеют одинаковый вес: танец и терапия. Танец открывает контакт и может направлять весь терапевтический эффект.

Занятия танцами способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируется правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильное осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровление всего организма.

Для выявления двигательных нарушений у старших дошкольников с дизартрией нами был проведен эксперимент, который проходил в МДОУ №218 в старшей группе. В эксперименте принимали участие дети 5 лет с псевдобульбарной стертой формой дизартрии в количестве 10 человек.

Для проведения эксперимента нами использовались следующие методики:

  1. Методика обследования психомоторного состояния детей с нарушениями речи Г.А. Волковой
  2. Методика М.Л. Палавандишвили «Развитие музыкально-ритмических и двигательных умений у детей дошкольного возраста»
  3. Методика обследования звукопроизношения Г.А. Волковой

В картине нарушения звукопроизношения большое место занимают смешения звуков и замены, плохо развит словарный запас.

В ходе обследования мы изучили особенности развития двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и особенности формирования у них музыкально-двигательных навыков и ритмических навыков и пришли к следующим выводу: у незначительной части детей наблюдается достаточный уровень сенсомоторного, моторного развития, сформированность элементов танцевальных движений, у большинства же детей эти навыки находятся на стадии формирования. Например, при обследовании произвольного торможения и координации движений только 30% показали высокий уровень; а при исследовании пространственной организации движений двигательной памяти высокий уровень не был выявлен совсем. При обследовании звукопроизношения только 20% детей показали высокий результат. Мы объясняем это тем, что детьми не проводится работа по подвижности локтевых, коленных суставов, формированию мышечного тонуса, координации. Это доказывает необходимость использования специального комплекса средств по танцетерапии, способствующего совершенствованию двигательных умений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Основной целью нашего исследования было развитие двигательных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами танцетерапии, а так же определить взаимосвязь сенсомоторного развития, общей моторики, эмоциональной выразительности движений.

На основе полученных результатов в ходе проведенного констатирующего эксперимента мы приступили к реализации основной идеи исследования– разработать содержание занятий по совершенствование двигательной сферы старших дошкольников с дизартрией с помощью танцетерапии.

В рамках формирующего эксперимента нами спланирован комплекс занятий, направленный на совершенствование двигательной сферы старших дошкольников с дизартрией с помощью танцетерапии. Занятия проводились группой в 10 человек, продолжительность занятий 25-30 минут, 2 раза в неделю.

Комплекс занятий по танцетерапии состоит из 10 танцевальных занятий, объединенные общей темой «Походы. Путешествия». Система занятий по развитию двигательных умений разработана на основе следующих научных трудов:

1. Н.А. Бернштейна о физиологии движений и активности;

2. Э. Гренлюнд, Н.Ю. Оганесян. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика;

3. Г.А. Волкова. Логопедическая ритмика.

Занятия построены так, что на каждом последующем усложняется материал, и навыки детей должны не только закрепляться, но и усложняться. Для работы мы отобрали танцевальные упражнения понятные и интересные детям, с воспитательной направленностью.

Во время проведения занятий улучшается выразительность движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).

С целью совершенствования данных умений используются следующие упражнения:

– Ритмические танцевальные упражнения, партерную гимнастику (упражнения на полу), танцевальные этюды и танцы, музыкальные игры.

Танцевальные движения: поклон реверанс, сценический шаг, легкий бег, приставные шаги, галоп боковой и другие движения.

Упражнения с предметами: танцевальные зарисовки и игры с мячом, флажками, лентами и др.

Танцевальные этюды и танцы: упражнения на ориентировку в пространстве, этюды и танцы, построенные на танцевальном шаге в разном характере и ритме.

Музыкальные игры: игры на развитие воображения, игры для снятия психологического барьера, игры на коррекцию эмоционально-волевой сферы, игры на сплочение коллектива.

Во время проведения опытно- экспериментальной работы мы столкнулись

с трудностями во время проведения занятий. Дети не сразу могли выполнять задания, часто отвлекались, не могли выучить последовательность движений во время разучивания танцевальных этюдов. Но благодаря тесному взаимодействию с музыкальным руководителем удалось преодолеть эти трудности.

По окончании опытно – экспериментальной работы нами было проведено повторное обследование двигательной сферы у дошкольников старшего возраста с дизартрией, что позволило нам сделать следующие выводы:

1. У большинства детей наблюдается достаточный уровень моторного развития, сформированности элементов музыкальных движений и навыков невербальной коммуникаций, у меньшей части находятся на стадии формирования.

2. Уровень звукопроизношения повысился в среднем на 10%.

3. После проведения опытно – экспериментальной работы уровень сформированности музыкально – двигательных и ритмических навыков заметно улучшился. Количество детей, показавших высокий уровень развития, увеличилось на 10%, а низкий уровень уменьшился в среднем на 20%. Это связано с тем, что в своей работе мы использовали танцевальные средства, игры и упражнения на выразительность, ритмичность, точность и полноту движений.

4. Применяемый нами комплекс танцевальных занятий дает положительные результаты в развитии звукопроизношения, ведь многие авторы указывали на взаимосвязь двигательной сферы и речевого развития. На 10% больше детей показали высокий уровень, и на 10% уменьшилось количество детей, показавших низкий уровень.

Таким образом, можно сказать, что применение танцетерапии в коррекционной работе дает положительный эффект на развитие двигательной сферы, что в свою очередь оказывает влияние на звукопроизношение.

Танцевальная программа для заикающихся детей

Рубрика: Медицинские и педагогические инновации

Дата публикации: 14.09.2015

Статья просмотрена: 295 раз

Библиографическое описание:

Кузьмина, Т. В. Танцевальная программа для заикающихся детей / Т. В. Кузьмина, Х. О. Хачатрян. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 4 (4). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/13/278/ (дата обращения: 07.01.2021).

Проблема заикания одна из самых древних в истории изучения расстройств речи. На протяжении веков заикание пытались излечить всеми возможными средствами. Трудности решения проблемы заикания связаны с многочисленными причинами, обусловливающими его возникновение. До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать не только с клинических, физиологических, но и с нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций. Представляют интерес нейрофизиологические исследования заикания при организации речевой деятельности /И. В. Данилов, И. М. Черепанов, 1970/, которые показывают, что у заикающихся во время речи доминантное /левое/ полушарие не может достаточно стойко выполнять свою ведущую роль по отношению к правому полушарию. В норме оба полушария работают в тесном взаимодействии, дополняя друг друга. У заикающихся при восприятии и подготовки к произнесению слова нарушено межполушарное взаимодействие. Передние отделы мозга при этом относительно гипервозбуждаются, а задние отделы — относительно ингибируются по сравнению с нормой /А. А. Кисельников/ Положение о взаимосвязи заикания с нечетко выраженной доминантностью речи подтверждают данные В. М. Шкловского. Учение о заикании — междисциплинарная область, в развитии которой принимают участие логопеды, неврологи, психологи, нейрофизиологи, психолингвисты. Поэтому необходим комплексный подход в преодолении заикания.

Речь онтогенетически, анатомически и функционально связана с двигательной функциональной системой. Общая моторика и речь имеют разнообразные отношения. Заикание оказывает влияние на формирование моторных функций, но возможно, недоразвитие двигательной сферы ребенка еще до появления заикания, способствует возникновению дефекта. С появлением заикания несформированность моторики проявляется резче и часто усугубляется. В большинстве случаев у заикающихся дошкольников двигательные расстройства выражаются в форме повышенной моторной напряженности, скованности, нарушении плавности, переключаемости движений, повышенного тонуса мышц, или в форме двигательной расторможенности, некоординированности. Корригируя моторные нарушения, мы создаем положительный импульс в преодолении речевого расстройства. Таким образом, физическое воспитание для заикающихся детей является неотъемлемой частью комплексной коррекционной работы.

Одним из самых интересных направлений, сочетающим в себе физическое и эстетическое развитие ребенка, являются танцы. Бальный танец, являясь сложной синтетической деятельностью, оказывает влияние на развитие различных сторон психики ребёнка. Занятия танцами благотворно влияют на разнообразные психические процессы; соединение физических упражнений и эстетического творчества позитивно отражается на формировании разносторонней личности ребёнка. Выдающиеся ученые И. М. Сеченов, П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Л. С. Выготский в своих трудах указывают о важном значении мышечной деятельности для улучшения здоровья, в первую очередь, психического и моторного развития. Увеличение двигательной активности стимулирующее воздействует на перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы детей. Еще в Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Дальпрозом. По его мнению, «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем мышечного чувства», что в свою очередь способствует «более живой и успешной работе мозга, а сам процесс занятий с детьми должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».

Специально адаптированные основные движения бальных танцев, с учетом распределения физической нагрузки для данной категории детей, помогут нормализовать мышечный тонус, координацию, развить музыкальный слух и чувство ритма. Особую важность для заикающихся приобретают движения, выполняемые во время танца, которые помогают укрепить межполушарные связи и усилить их взаимодействие. Танцы раскрепощают, закрепляют положительные эмоции, создают непринужденную обстановку для общения, что так необходимо заикающимся детям. Особенно в подростковом возрасте ребенку не хватает уверенности в себе, глубже переживается свой дефект, возникает чувство неполноценности. Подростки концентрируют внимание на речевых неудачах, стараются меньше общаться, и для них характерна фиксированность на болезни, что мешает ее преодолеть. Танцы помогут почувствовать себя уверенней.

Предлагается начальная программа для детей 5–6 лет (А), длительностью 30 минут, количеством занятий 1–2 раза в неделю. В программе используются элементы бальных танцев: медленный вальс, самба; элементы современных танцев. Количество исполняемых упражнений 4–5 раз. Упражнения выполняются под музыку. И предлагается вводная программа для детей 9–12 лет (В), длительностью 30 минут, количеством занятий 1–2 раза в неделю. Используются элементы бальных танцев: медленный вальс, самба; а также танцев — диско, ча-ча-ча, твист. Количество исполняемых упражнений 5–6 раз. Упражнения выполняются под музыку.

1 Разминка (5–7 минут)

2 Медленный вальс

1) Поднимаемся на носочки на счет 1–2-3 (руки на поясе).

2) Плавно опускаемся на счет 1–2-3.

3 Самба

1) Маршируем на месте по 4 счета (руки на поясе) сначала с левой ноги, затем с правой ноги.

2) Приседаем на 4 счета (т. е. по 4 раза) — легкий баунс (пружинка).

3) Шаг с приставкой вперед с левой ноги, приседаем на 4 счета (баунс); назад правой ногой, приседаем на 4 счета (баунс).

4 Упражнение на расслабление — наклон туловища вперед, взмахи руками вперед-назад; в стороны.

«Стряхиваем» кисти рук.

5 Игра-импровизация «Зеркало»

Педагог выполняет роль «зеркала» и выполняет движения, которые копируют ученики. Например, сначала руки на поясе, далее левая рука на плечо — правая остается на поясе, затем меняем положение рук; правая рука вперед — левая рука вверх или правая рука вверх — левая рука опущена вниз и т. д. Движения могут быть разнообразные, меняться на каждом занятии, также можно изменять ритм выполнения движений. Но начинать импровизацию надо медленно, чтобы каждый ребенок смог выполнить упражнение. Такие упражнения способствуют формированию координированности и переключаемости движений и положительно влияют на укрепление межполушарных взаимодействий.

6 Вару-вару

1) И.п.(исходное положение) — ноги вместе, руки на поясе; шаг-приставка в сторону на счет 1,2 с правой ноги, на счет 3 правая нога на носок. Возвращаемся в и. п.

2) И.п. — ноги вместе, руки на поясе; шаг-приставка в сторону на счет 1,2 с левой ноги, левая нога на носок.

В дальнейшем одновременно с постановкой ноги на носок добавляется хлопок в ладоши.

Заканчиваем занятие выполнением упражнениями на расслабление:

1) И.п. — ноги на ширине плеч; руки медленно поднимаем вверх, опускаем.

2) И.п. — ноги на ширине плеч; руки поднимаем вверх, одновременно поднимаясь на носки; опускаясь, руки опускаем вниз.

По мере овладения движениями, программа усложняется, добавляются новые танцевальные компоненты; на уроке чередуются танцы самба и танец ча-ча-ча.

Ча-ча-ча

1) Маршируем на месте по 5 счетов (руки на поясе) сначала с левой ноги, затем с правой ноги.

2) И.п. — ноги вместе, руки на поясе; шаг-приставка в сторону на счет 1,2 с правой ноги, на счет 3 шаг в сторону и на счет 4–5 маршируем на месте.

1 Разминка (5–7 минут)

2 Диско

1) Руки на поясе — шаг с приставкой вправо — шаг — точка (нога ставится на носок). Возвращаемся в и. п.

2) Руки на поясе — шаг с приставкой влево — шаг — точка. Возвращаемся в и. п.

3) 2 шага с приставкой вправо; хлопок в ладоши.

4) 2 шага с приставкой влево; хлопок в ладоши.

3 Самба

4 Упражнение на расслабление — наклон туловища вперед, взмахи руками вперед-назад; в стороны.

«Стряхиваем» кисти рук.

5 Игра-импровизация «Зеркало»

6 Медленный вальс

7 Твист

1) Ставим левую ногу на носок и производим движения (вращательные) влево-вправо. Аналогично делаем движение правой ногой.

2) Приподнимаемся одновременно на обеих ногах и производим вращательные движения (туловище слегка наклонено вперед).

Заканчиваем занятие выполнением упражнениями на расслабление:

1) И.п. — ноги на ширине плеч; руки медленно поднимаем вверх, опускаем.

2) И.п. — ноги на ширине плеч; руки поднимаем вверх, одновременно поднимаясь на носки; опускаясь, руки опускаем вниз.

По мере овладения движениями, программа усложняется, добавляются новые танцевальные компоненты.

Музыка и танец — универсальное средство для преодоления барьеров между людьми. Но главное, танцы помогут снять психо-эмоциональное напряжение, раскрыть творческую сторону ребенка. Данная программа также может быть использована для детей с задержкой психического развития.

  1. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников — 1983.
  2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика — 1985./Под ред. Волковой Л. С. Логопедия — 1989.
  3. Зееман М. Заикающиеся дети — 1962.
  4. Кён Р. Заикание — 1878.
  5. Кисельников А. А. Автореферат диссертации по теме Психофизиологические и нейропсихологические механизмы заикания» — 2006.
  6. Мищенко В., Тимошенко О. Спортивные бальные танцы для начинающих — 2007.
  7. Мур А. Бальные танцы — 2004.
  8. Статья о бальных танцах с детьми. Танцевальный клуб «Мартэ».
  9. Статья «Влияние занятий бальными танцами на физическое и психическое состояние ребенка. Клуб Бального танца «Созвездие» г.Запорожье
  10. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов — 1974.

Похожие статьи

Динамическая анатомия в футболе. Анализ двигательного действия

Предплечья правой и левой руки-согнуты и пронированы, сгибание производят мышцы, лежащие на передней поверхности плеча и предплечья, пучки которых пересекают поперечную ось локтевого сустава спереди, а именно

Методическая разработка «Специальные театрализованные игры»

Ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях подняты над головой ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены как колючки.

Плечи верхних конечностей правой и левой руки-отведены.

вод, упражнение, рука, нога, ширина плеч, занятие, аквааэробика, движение, заключительная часть, коленный сустав. Похожие статьи.

Формирование ориентации в клавиатурном пространстве на.

клавиатурное пространство, правая клавиатура, упражнение, группа, левая клавиатура, ряд, аккордеон, левая рука, визуальный контроль, школа игры.

Кинезиологические методы в коррекции обучения и оздоровлении.

упражнение, левая рука, Лисенок, волчонок, правая рука, Ребенок, яблоко, Лесная школа, пространственное восприятие, половинка яблок.

Методика обучения основным видам движения по физкультуре. ребенок, вод, прыжок, нога, рука, упражнение, правая нога, игра.

Игровая форма работы с первоклассниками на уроке физической.

И.п. — о.с., ноги на ширине плеч, правая прямая рука вверху, левая прямая рука -внизу, кисти рук сомкнуты в кулаки; Пояснения учителя: «Проснулся фермер, делает утреннюю гимнастику». (счет) 1,2- отведение рук назад (рывки)

вод, упражнение, рука, нога, ширина плеч, занятие.

Основные термины (генерируются автоматически): левая нога, упражнение, исходное положение, правая нога, занятие степ-аэробикой

Похожие статьи. Аквааэробика от А до Я | Статья в журнале «Молодой ученый». вод, упражнение, рука, нога, ширина плеч, занятие.

Профилактика и коррекция нарушения осанки с помощью аэробики.

Фитбол позволяет выполнять упражнения в различных исходных положениях: сидя на нем, лежа на полу, лежа спиной на мяче или на животе, с опорой о пол руками или ногами, стоя рядом, а так же упражнения в движении, различные виды бросков [1, c.79-86].

Основные аспекты при занятии степ-аэробикой | Статья в журнале.

левая нога, упражнение, исходное положение, правая нога, занятие степ-аэробикой, платформа, занятие, артериальное давление, высокоинтенсивная степ-аэробика, ритмичная музыка.

Танцевально-двигательная техника в процессе коррекции речи

В настоящее время проблема коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальна. В России увеличилось количество детей имеющие речевые нарушения, что вызывает обоснованную тревогу у общественности.

Речь человека — важнейшая функция его психики. Многое зависит в жизни ребенка от того, насколько развита и правильна его речь, насколько он легко и свободно высказывать свои мысли. Развитая речь позволяет полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми, познавать мир. Нарушение речи в той или иной степени всегда влияет на деятельности ребенка, коммуникативные способности, поведение. Дети, страдающие задержкой речевого развития, стесняются недостатков своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. Нарушения речи у детей часто имеют сложную структуру, они разнообразны по механизмам развития, проявлениям, и требуют дифференцированного подхода к их коррекции. Логопедические методики коррекции на современном этапе требуют использования новых технологий коррекции речи, искать инновационные формы по оказанию логопедической помощи детям с нарушениями речи [1].

С помощью различных методов таких как: логоритмика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, возможно формировать правильную, грамотную речь у детей с различными нарушениями. Язык выразительных движений позволяет нам использовать танцевальную технику в качестве коррекции различных психофизических проблем. Особенно эти проблемы могут проявляться в личностно-коммуникативной сферы, взаимоотношений с окружающими и социальной адаптации в целом. Проблема танцевально-двигательной техники в наше время является актуальной [2].

Логопедическая ритмика строится на специфических и дидактических принципах. Что позволяет связать между собой единство воспитания, развития и коррекцию функциональных систем человека с речевыми расстройствами. Существуют различные общедидактические принципы. Последовательность изложения материала обуславливает принцип систематичности всего курса логопедической ритмики, распределение материала и раскрытие тем курса определяет соотнесение теоретических положений и практическую разработанность. Для лиц с различными речевыми патологиями принцип систематичности является обязательным для всего логоритмического и логопедического комплекса мероприятий. Систематичность заключается в непрерывности, планомерности, регулярности коррекционного процесса, что способствует развитию, воспитанию и перевоспитанию тех или иных функций при различных речевых расстройствах (двигательной сферы, мимических мышц, тонкой произвольной моторики, слухового внимания, речевого слуха, просодических компонентов речи) [3].

Что же требует логопедическая коррекция. Одно из главных правил это повторение вырабатываемых двигательных навыков. Здоровые двигательные динамические стереотипы могут образоваться только при систематических многократных повторениях. В содержании занятия следует учитывать разнообразие приемов, чередование упражнений, условия выполнения, сочетание повторения с новыми движениями. В логопедической ритмике постепенность и упражняемость (тренировка) является основным физиологическим правилом. Поэтому повышение внимания, интереса, положительные эмоции, ориентировочно-исследовательский рефлекс позволяют использовать вариативность упражнений. При этом в выработанный динамический стереотип включение новых раздражителей следует производить без резких изменений.

Широкое взаимодействие показателей всех анализаторов обуславливает принцип наглядности непосредственно связывающих человека с окружающей действительностью. Взаимосвязь показателей различных рецепторов обогащает образ движений. Происходит восприятия движения, а также связь с речью и музыкой. Чувственное восприятие начинает любое познание. Благодаря взаимосвязи с показателями всех рецепторов: органов зрения, слуха, вестибулярного, проприоцептивного, двигательного аппаратов и др. происходит осуществление формирование движений в сочетании с музыкой и словом. Когда педагог в целях коррекции при нарушенных функциях показывает движения, осуществляется принцип наглядности. Существует желание правильного воспроизведения двигательного ощущения, которое невозможно без непосредственной зрительной наглядности. Она и рассчитана на возникновение эстетического восприятия. Необходимо знать образное слово, которое будет связано с двигательными представлениями и будет вызывать конкретный образ движения. Также большое значение имеют кинофильмы, графики движения, записи музыкальных произведений они играют роль опосредованной наглядности, когда необходимо пояснить отдельные механизмы и детали движения, которые скрыты непосредственно восприятии. Взаимосвязь форм наглядности в процессе танцевально-двигательной техники определяется единством логической и чувственной ступеней познания. Так происходит взаимодействие первой и второй сигнальной системы [4].

Данные для логопедической ритмики можно брать из документов, составляемых работниками школьных, а также дошкольных учреждений, логопедами. Это могут быть планы-конспекты логопедических занятий, дневники воспитателя, протоколы педагогических совещаний, содержание музакально-ритмических занятий, журналы учета состояние здоровья детей, речевые карты, журналы динамики коррекционного воздействия, дневники логопеда, протоколы педагогических совещаний. Анализируя перечисленные документы можно выявить состояние речевого и психомоторного развития ребенка. Для полного контроля можно использовать анкеты, опросники, беседу. В анкетах и опросных листах ответы должны быть в письменной форме. Более подробные материалы могут быть заранее собраны по разработанному плану или во время беседы. Планируя беседу, нужно исследовать индивидуальные, психологические, возрастные особенности ребенка, характер и степень нарушения моторики, речи и многое другое.
Учитывая, что логоритмика способна сочетать слово, движение и музыку, она может быть включена любую методику воспитания, обучения коррекции и лечения детей с различными аномалиями развития и нарушения речи. Основной задачей логоритмики является перевоспитания речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики.

Наиболее успешным или прогрессивным и приемлемым для устранения нарушения речи методом является – танцевально-двигательная техника. Танец – это ритмичные, выразительные телодвижения, выстраиваемые в определенные композиции с использованием с музыкального сопровождения. Человеку свойственно выражать эмоции с помощью разных движении, которые позволяют отразить то или иное чувство. Нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. Выразительные движения это не только мимика, жесты головы, рук, ног, туловища, позы человека. Это и его характер, и темперамент, и темп, включая непроизвольные реакции тела, напряжение или расслабление мускулатуры, глубина или поверхностность дыхания. Через танец человек может осмыслить своё внутреннее состояние. Через собственные выразительные движения сообщить другому человеку о своих переживаниях, намерениях, ожиданиях. Благодаря языку выразительных движений, а следовательно, языку тела, возможно легко установить коммуникации с окружающими, также с помощью него можно познать себя и другого.

Преодолевать речевые проблемы, а также познавать мир танца и себя можно с помощью различных тренингов, которые позволяют глубже окунуться и познать восприятие к происходящему. В тренинге выразительные движения используются как основное средство самовыражения-самопознания и взаимодействия (общения) участников. Основной целью тренинга является осмысление сопутствующих переживаний и ощущений тела. Человек способен познать себя как самоценная чувствующая индивидуальность, то есть принять себя, вырабатывается доверие к партнеру и умение чувствовать и принимать его. Это происходит через совместную деятельность в группе, развивается умения находить свое место в ней для наиболее полного и продуктивного взаимодействия другими. В основном упражнения тренинга носят различный характер, чаще всего используются танцевальные и музыкально-пластичные движения. Танцевальная пластика носит свободный и импровизированный характер, здесь могут не участвовать известные танцевальные формы и стили. Человек должен «прожить» каждое движение, прочувствовать музыку, показать образ [4].

Использование музыки в тренинге позволяет наблюдать связь эмоциональной и двигательной сфер человека. В упражнениях музыка служит не просто «эмоциональным фоном». С целью усиления эффекта телесных ощущений и связанных с ними переживаний участникам рекомендуется сочетать свои движения с музыкой по темпо-ритму, динамике, интонационно. Чтобы достигнуть эмоционально-телесного «резонанса» музыка подбирается специально под задачу упражнений, для чего обязательно используются разные записи, включая инструментальную музыку без песенных текстов.

Для того, чтобы понять суть в танцевально двигательной техники необходимо изучить не саму форму движений или композицию движений, а понять главное, что танец – это проживания каждого момента движения. Человек перестает ощущать себя внешним по отношению к собственным телодвижениям, он не выполняет их, движение просто «входит» в человека, пронизывает все его существо, и человек растворяется в бесконечном потоке движения и субъективно переживает это как бытие вне времени. Если человеку удается глубже пережить «проживания», то ему легче познать самого себя и ощутить способность решить как психические, так и речевые нарушения.

С давних времен считалось, что хореография – это искусство синтетическое, так как позволяет решать задачи разного плана. К ним относятся физическое, музыкально-ритмическое, эстетическое, а также психическое развитие человека.

Исполнение даже самых простых танцевальных движений требует сознательной координации включения в процесс различных групп мышц. Из этого следует, что танцевально-двигательная техника оказывает значительное влияние не только на физическое развитие человека, тренирует дыхательную систему, развивает координацию движений, помогает справиться с гиподинамией, но и снимает психологическое напряжение, открывает новые познавательные возможности. Также танцевально-двигательная техника позволяет ребёнку освоить теоретические знания о строении тела и функциях различных органов. Во время занятий объясняется расположение и функция диафрагмы, которая активно участвует при постановки дыхания.

В освоении танцевально-двигательной техники выделяют 4 этапа.

Первым этапом является работа с ограничением речи и с установки невербального контакта через выполнения простых двигательных упражнений, под музыку или без нее. Основной целью служит снятия мышечного напряжения. Для расширения двигательного репертуара используют тряску всего тела. Групповая работа позволяла создавать доброжелательную атмосферу и чувство сплоченности.

Вторым этапом служит сосредоточенность и прислушивание к своему телу и собственных эмоционально телесных ощущений. У человека развивается внутренняя наблюдательность, упражнения выполняются одновременно, но при этом нужно действовать «сам по себе» так, как просит собственное тело. На этом этапе включалась сопровождающая движения речь, которая постепенно усложнялась.

Третий этап – это работа на взаимодействие с партнером. Человек постепенно начинает осознавать не только собственные дискомфортные психофизические ощущения, собственное тело, собственное пространство как единое целое. При этом он начинал чувствовать тело партнера и межличностную дистанцию. Таким образом, в результате освоения танцевально-двигательной техники происходят изменения, не только на телесном уровне, но и на уровне эмоций, чувств и речи.

На третьем этапе основными темпами танцевально- двигательной техники были: ведущий – ведомый, границы, ответственность и контроль, принятия себя и своего партнера. Параллельно продолжала формироваться завершающая речь. Оставалась сопровождающая речь, к которой постепенно подключалась предваряющая движения речь, переходившая от ситуативной речи к контекстной.

На заключительном четвертом этапе включается творческая деятельность. Человек использует спонтанную речь. И рассказывая о своем опыте освоения танцевально двигательных упражнений, он должен сопровождать речь тем или иным движением [3].

Современный человек отдалился от природы от природы, которая всегда побуждала нас к необходимости двигаться. Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма.

Существует огромное количество методов позволяющие корректировать речь разными способами, но доказано, что танцевально-двигательная техника эффективно преодолевает не только проблемы речи, но и коррекции различных психофизических проблем. Танцевально-двигательная техника позволяет познать практически все, что можно отнести к областям знания о теле, психике, движении, танце, о творческом процессе и творческом самовыражении.

1. Суслова Н.М. Логопедическая работа в системе обучения детей с речевыми нарушениями / Н.М. Суслова, А.Д. Насибуллина, В.Ш. Курмаева, М.А. Польшина. – Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы междунар. науч.-практ. конф. Изд-во ЦНС «Интерактив плюс». Чебоксары, 2014. С38 – 41

2. Меерзон Т.И. Методы медицинской коррекции нарушений здоровья детей и взрослых: учебное пособие для студентов педагогических вузов /Т.И. Меерзон; Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2016. – С 103-117.

3. Беглова О.А. Возможности применения танцевально-двигательных техник в процессе коррекции заикания у подростков и взрослых // Международный научный журнал «Культурно-историческая психология» № 3, 2007.- С. 84-89.

4. Козлов В.В. Интегративная танцевально-двигательная терапия /В. В. Козлов, А. Е. Гиршон, Н. И. Веремеенко. – М.: изд-во Речь, 2006. 286 с.

Использование элементов танцевально-двигательной терапии в коррекции заикания

У заикающихся всех возрастных групп отмечаются те или иные особенности в состоянии моторных функций.

В настоящее время накоплено достаточное количество фактов, свидетельствующих о различии в состоянии двигательных функций при разных клинических формах заикания. Это касается состояния мышечного тонуса, общей и тонкой моторики, динамической и статической координации, орального праксиса, музыкально-ритмических способностей и пр.

В связи с этим нормализация состояния моторных функций заикающихся включает решение следующих задач:

1. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

2. Развитие чувства темпо-ритма речевых и неречевых движений.

Учитывая разное состояние моторики при невротической и неврозоподобной формах заикания, длительность и интенсивность занятий являются дифференцированными.

Так, для заикающихся с невротической формой заикания независимо от возраста основное внимание уделяется воспитанию точности движений, умению переключать активное внимание на качество выполнения движений и главным образом на завершенность движений, т.е. на доведение движений до конца в соответствии с инструкцией.

Для заикающихся данной группы упражнения могут быть разнообразны по форме, ритму и темпу. Несмотря на хороший уровень развития тонкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики, для движений заикающихся этой группы характерны истощаемость, поэтому тренировочные упражнения не должны быть длительными по времени. Заикающиеся этой группы могут начинать тренировку движений под музыкальное сопровождение уже на первых этапах коррекционной работы.

При неврозоподобной форме заикания особое внимание в процессе работы над двигательной сферой обращается на следующие моменты:

—двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться по образцу;

— тренировка координации и переключаемости движений должна быть длительной с постепенным усложнением заданий;

— усвоению упражнений способствует сопровождающий их словесный комментарий логопеда;

— сроки усвоения двигательных упражнений значительно увеличиваются по сравнению с заикающимися другой группы.

При неврозоподобной форме заикания особое внимание уделяется нормализации речевой артикуляции в связи с необходимостью развития у них звукопроизносительной стороны речи. Особое значение это имеет для детей дошкольного возраста.

Важным компонентом коррекционной работы с заикающимися является темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальными упражнениями под музыку. Такие занятия проводятся в процессе логопедической ритмики.

Логопедическая ритмика является необходимой составляющей в комплексной реабилитационной работе.

Логопедическая ритмика включает разнообразные двигательные упражнения в следующей последовательности:

1) ритмическая разминка

Целью ритмической разминки является развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего уточняются и развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения. Ритмическая разминка используется также для организации детей, создания “настроя” на определенный вид деятельности.

1. Свободная маршировка под музыку со сменой направлений.

2. Заикающиеся ходят по кругу под музыку и меняют направление под команду “Вперед”, “Назад”, “В центр”, “Вправо”, “Влево” и т.д.

2) упражнения, регулирующие мышечный тонус

Целью этого вида упражнений является снижение мышечного напряжения, перераспределение мышечного напряжения, воспитание пластичности движений. Используются специальные упражнения на напряжение и расслабление мышц: сжимание и разжимание кистей рук, перенос веса тела с одной стороны на другую (маятник) и т.п.

1. Заикающиеся стоят по кругу. Под музыку осуществляется свободное качание обеих рук вперед-назад, качание правой рукой и ногой в стороны; качание левой рукой и ногой в стороны.

2. Заикающиеся выполняют следующие движения: напряженно вытягивают обе руки в стороны, кисть сжата в кулак (1-й такт музыки). Внезапно расслабляют кисти, и руки падают вниз (2-й такт), свободно качают руки, шагая на месте под музыку. |

3) упражнения для развития чувства темпа и ритма

Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы.

Прохлопать руками ритмический рисунок знакомой песни после демонстрации педагога (песня “Петушок”).

Пе-ту-шок Пе-ту-шок Зо-ло-той гре-бе-шок

4) упражнения на развитие координации речи с движением

Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используют двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариваиием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий. Вначале используется средний музыкальный темпо-ритм, который позволит заикающимся сочетать движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихотворных, а позже прозаических текстов.

Под музыку заикающиеся проговаривают стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями.




Перед нами луг широкий— разводят руки широко в
стороны.
А над нами дуб высокий— поднимаются на носки,
поднимая руки вверх.
А над нами сосны, ели—ритмично делают наклоны
Головами зашумелив стороны, покачивая
поднятыми вверх руками.
Грянул гром— делают хлопок.
Сосна упала— делают наклон вперед и
вниз, опуская руки.
Только ветками качала— ритмично покачивают
опущенными руками.

Постепенно темпо-ритм усложняется и меняется. Для заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии соединение речи с движениями и музыкой является трудной задачей и требует длительной проработки. Заикающиеся с невротической формой заикания достаточно быстро усваивают эти упражнения.

Целью пения является коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания. Для этого выбираются ритмичные и мелодичные песни. Постепенно в процессе работы подбираются песни с более сложными темпо-ритмическими характеристиками.

В конце логоритмического занятия у детей дошкольного возраста, как правило, проводится игра, целью которой является закрепление навыков, полученных на занятиях (см. Приложение № 6).

Особой задачей коррекционной работы с заикающимися является развитие чувства ритма. Ритмическая способность является средством пространственно-временной организации движений. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу. Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом становления у детей моторики, зрительно-моторной координации, а в дальнейшем с формированием речевого ритма. Речевой ритм выполняет важную функцию в формировании моторного стереотипа речи. В процессе развития речи ритм становится “скелетом” слова и играет важную роль в процессе усвоения лексем и опознания их при восприятии.

У заикающихся имеются нарушения речевых ритмов разных уровней: послогового, пословного и синтагматического. При обучении заикающихся ритмизации устной речи необходимо тщательно отбирать речевой материал.

На первых этапах работы при подборе стихотворных текстов необходимо учитывать, что стихи должны быть с устойчивой ритмикой, т.е. однообразным распределением ударных слогов в строфе; состоять из достаточно коротких фраз; они должны содержать простую лексику и не включать слова с сочетаниями согласных.

Размер стиха подбирается в следующей последовательности: хорей — ямб — дактиль.

Хорей: Скучная картина. Тучи без конца. Дождик так и льется. Лужи у крыльца. (А Плещеев)Мой веселый, Звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Красный, желтый, голубой, Не угнаться за тобой (С.Я. Маршак)

Ритмический рисунок хорея:

Мы едем, едем, едем,

Мы солнышком согреты,

Мы вместе все живем,

И песенку об этом

Мы петь не устаем (С Михалков)

Ритмический рисунок ямба:

Листики падают. Осень пришла. Рыжие белочки Как тут дела.Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.

Ритмический рисунок дактиля:

Наиболее трудными для усвоения являются стихи типа дольников, в которых нарушается соответствие синтаксического членения в строке, а также стихи, осложненные стечением согласных и обилием малоупотребительных слов.

Помимо тренировки ритма артикуляции на стихотворных текстах, с целью установления плавной речи применяются различные виды упражнений, направленные на выработку ритмических артикуляций в сочетании с движением руки. Одним из видов таких упражнений является “послоговый ритм” или теннинг.

Данное упражнение проводится следующим образом:

Проговаривание каждого слога текста сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Каждый удар ладони приходится на гласную. Вначале тренировка послогового ритма проводится в замедленном темпе. По мере овладения навыком, темп речи ускоряется.

Навык послогового ритма на первом этапе вырабатывается на стихотворном тексте (хорей, ямб) и материале скороговорок.

В результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, т.е. снимается редукция гласных звуков (предударных и заударных), свойственная русскому языку. Есть опасность, что на фоне жесткого послогового ритма речь может приобретать монотонный “роботообразный” характер, что вызывает негативную реакцию заикающегося. Поэтому очень важно, чтобы обучение формированию ритмизи-рованной речи проходило одновременно с активной работой по формированию интонационного оформления высказывания. Постепенно движения руки становятся ритмоводителем речевых артикуляций. Поэтому при обучении заикающихся теппированию обращают внимание на то, чтобы движения руки во время речевой паузы не прекращались. Это позволяет заикающимся после паузы легко вступать в речь.

По мере усвоения слогоразмерной речи движения руки применяются все реже и, наконец, снимаются. Однако речь с нередуцированным произнесением гласных тренируется у заикающихся длительное время.

Предлог “Из-за”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
predlog_iz-za.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Предлог «Из-за»

(подготовительная к школе группа для детей с ОНР)

Цели: Учить правильно употреблять и использовать в связной речи предлог «из-за». Формировать умения правильного построения предложно-падежных конструкций с предлогом «из-за». Учить пересказывать текст с опорой на серию сюжетных картин. Развивать просодический компонент речи. Развивать внимание, память, словесно-логическое мышление.

Оборудование: графические схемы предлогов (на, под, за, из-за), кубики и кружочки по количеству детей, постройки из конструктора (предварительно сделанные в группе), предметы-заменители (6 шт.), сюжетные картины (3 шт.), символы для составления схемы предложения (6 комп.), компьютерная презентация «Сказка об одиноком волке», серия сюжетных картин для пересказа; магнитная доска, магниты, конверты.

  1. Организационный момент

Логопед: Давайте вспомним потешку про дедушку Егора:

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор,

Из-за луга, из-за речек гонит он своих овечек.

Затем дети повторяют потешку медленно, быстро, низким голосом, высоким голосом.

  1. Сообщение темы. Объяснение нового материала.

Логопед: Вспомните маленькие слова, о которых мы говорили (выставляются схему предлогов на, под, за )

Логопед просит детей выполнить задания: встать за стул, за стол, за мольберт, за кровать. Когда дети выполняют задание, логопед просит всех сесть на места, а затем говорит, выделяя голосом предлог из-за : Витя вышел из-за стола, Ксюша вышла из-за мольберта и т. д.

Детям раздаются кубики и кружочки.

Логопед: Положите кружок за кубик. А теперь покажите, как он движется из-за кубика. (справа, слева, сверху). Вспомните, откуда в нашей потешке ехал дедушка Егор? А откуда он гнал своих овечек? Какое маленькое слово нам встречалось здесь?

  1. Упражнение детей в правильном употреблении предлога из-за с существительными.

Предварительно каждым ребенком в группе была построена постройка из кубиков.

Логопед: Расскажите, что вы построили? (Каждый ребенок говорит и показывает свою постройку).

Логопед раздает каждому ребенку кубик и объясняет, что это будет как будто щенок. А затем просит детей спрятать своего щенка за свою постройку.

Логопед: Щеночки, выходите! Откуда вышел твой щенок? (Из-за дома, из-за гаража, из-за школы и т.д.)

  1. Упражнение в употреблении предлога из-за в предложениях.

Логопед: Сейчас мы будем составлять с вами предложения с маленьким словом из-за . Вызывается желающий. Из нескольких сюжетных картинок на доске выбирает одну и ставит ее. Затем устно составляет по ней предложение с предлогом из-за. Далее по придуманному предложению составляется схема у доски и за столами (индивидуально каждый) Затем вызывается еще 2-3 ребенка.

Затем логопед сам составляет на доске схему предложения и просит детей устно составить по ней предложение с предлогом из-за.

  1. Физкультминутка

Есть в лесу три полочки: Хлопаем в ладоши
Ели — елки – елочки. Руки вверх — в стороны — вниз
Лежат на елях небеса, Руки вверх
На елках – птичьи голоса, Руки в стороны
Внизу на елочках — роса. Руки — вниз, присели

  1. Упражнение в употреблении предлога из-за в самостоятельной связной речи.

Логопед читает сказку об одиноком волке и показывает компьютерную презентацию к сказке.

Жил-был в одном лесу Волчище Серый Плутище. И не было у него друзей: все звери его боялись. Выйдет волчище на поляну – звери тут же прячутся. Зайка – за дерево, белка – за ветку, бабочка, и те улетает за сосны. Один раз Волчище сам решил спрятаться и посмотреть, что будет. Встал он за деревья, притаился. И тут же Зайка выскочил из-за дерева, белка выпрыгнула из-за ветки, даже бабочка прилетела из-за сосен. Все стали радоваться и играть. Понял тогда волчище, кто виноват в его одиночестве.

Логопед: А теперь, кто хочет выйти к доске, выложить картинки к сказке и начать рассказывать ее? (Вызываются желающие) О ком еще подобную сказку можно было бы рассказать? Вспомните, откуда выбежал зайка? Белка? Бабочка?

Логопед: Скажите, какое маленькое слово было у нас сегодня в гостях? Как оно появляется?

Ссылка на основную публикацию