Игровые упражнения по автоматизации звука С

Игровые упражнения по автоматизации звука С

Маржан (Saturday, 12 December 2015 09:56)

У Вас замечательный сайт,всё очень понятно и главное нужное для устранения дефектов речи. Я впечатлена. Как ,родители и дети ,повезло вам что у вас есть такой профессионал.
Вот у нас нет таких условий.У меня все дети с логопедическими нарушениями и это очень мешает учёбе.
Вот скажите,если в 14 лет ребёнок при письме пропускает буквы или пишет другие-это уже поздно исправлять.И он тихо и невнятно разговаривает .Посоветуйте,пожалуйста,что-нибудь.
И 6-летний ребёнок часто пишет все цифры , буквы и слова справа налево и снизу .Почему? И при разговоре пропускает буквы,не ясно говорит. “Л”, и меняет слоги.

Никита (Thursday, 04 August 2016 20:43)

Спасибо за информацию. Занимаюсь с ребенком. Очень даволен.

Людмила (Tuesday, 20 September 2016 07:54)

Анастасия Павловна, большое спасибо! Очень выручили с материалом для автоматизации заднеязычных и ударных звуков! Пригодился и материал на звуки В, Вь, М, Мь, Н, Нь. Продолжу поиски материала на Ф, Фь и на их дифференциацию с В, Вь, да и П, Пь, Б, Бь найти не просто. Если будете выпускать свое печатное пособие или вести научную работу – желаю успехов!

Ольга (Monday, 17 October 2016 18:17)

Уважаемая Анастасия Павловна! Ребёнку 4 года, только начала с ним работу. Изолированно звуки стоят все. В словах слоги переставляет местами (кап-пак), либо пропускает слоги или звуки совсем (молодец- адец), или заменяет звуки и слоги (машина- писина). Что говорит, можно понять только догадками.С чего начать работу? Подскажите пожалуйста.

Анастасия Павловна (Monday, 17 October 2016 21:08)

Уважаемая Ольга, у ребенка скорее всего нарушен фонематический слух. Обратите внимание на игры на его развитие. Напишу несколько (поймай звук, придумай рифму, какое слово тут лишнее бак, мак, так, лодка, похлопай также и т.д. ) для удобства пишите вопросы на электронную почту uld-ap@bk.ru. буду рада помочь))))

Галина (Sunday, 20 November 2016 14:04)

Елена Сакович (Saturday, 28 January 2017 14:18)

галина (Tuesday, 30 January 2018 21:34)

Анастасия Павловна, большое спасибо!

Марина (Tuesday, 06 February 2018 07:11)

Да, материал супер. Все по делу. Не чего лишнего. Умничка.

Галина (Monday, 19 March 2018 06:44)

Интерес к профессии достойный уважения.

Марина (Saturday, 14 April 2018 21:47)

Спасибо, замечательный сайт, содержательный материал

Татьяна (Wednesday, 04 July 2018 07:23)

Отлично подобранная информация. Буду чаще заходить к вам на страницу. Я сама логопед-дефектолог , часто ищу материал для автоматизации и дифференциации звуков, а у вас нашла для к-г-х прекрасный полный комплект. И постановки описаны замечательно. В моей практике дети встречаются самые разные. Сейчас особенно много детей с ЗПР, дизартрией, моторной алалией, сниженным интеллектом с этим контингентом особенно трудно работать. Порой стандартные методики не работают и приходится искать новые подходы, долго делать массажи и развивать фонематический слух и восприятие прежде чем удаётся выставить, а потом и автоматизировать звук. Спасибо за то, что делитесь своими наработками с заинтересованными людьми. Успехов вам.

Ольга (Wednesday, 19 September 2018 11:55)

Анастасия Павловна! Спасибо большое за материал по автоматизации звуков! Материал полный, ничего лишнего, все самое необходимое! Спасибо огромное.

Анжелика (Tuesday, 25 September 2018 20:14)

Спасибо большое! Материал оказался очень полезен.

Татьяна (Thursday, 04 October 2018 02:05)

Спасибо за сайт, Очень много нужной и полезной информации.

Гульнара (Wednesday, 24 October 2018 09:10)

Спасибо за отличный материал!

Наталья (Wednesday, 14 November 2018 18:53)

Анастасия Павловна, спасибо за материал. Работаю воспитателем более 20 лет и первый раз столкнулась с такой проблемой: ребенок 6-ти лет звук [О] заменяет на [А]. Например: нас, лашка, акна и т.д.Порой просто догадываюсь по смыслу.Что делать? Родители к врачу-логопеду или неврологу отказываются ехать, ссылаются на занятость, а ведь скоро в школу.

qq (Friday, 28 December 2018 18:31)

Akzharkyn (Tuesday, 30 July 2019 07:12)

марина (Tuesday, 13 August 2019 19:42)

Добрый день!
Можно ли нам помочь в следующей проблеме: дочке 9 лет. Звук Р есть, но произносит его с напряжением нижней челюсти и нижней губы (нижняя губа дергается вниз при Р).
С челюстью справляемся при помощи карандаша,зажатого в зубах. А вот губа двигается вниз по- прежнему. Из-за того, что для Р столько усилий, то в речи слышится что-то страшное: Р утрированное, резкое, губа ходит вниз при этом. Логопеды говорят, пусть читает скороговорки на Р, в речи не пропускает Р. Да, всё это соблюдаем, но неправильный Способ этот не уходит, а закрепляется.

ГАЛИНА (Friday, 13 December 2019 06:46)

Спасибо. Подборки для автоматизации звуков очень интересные.

Елена (Friday, 13 December 2019 18:14)

Спасибо большое за Вашу страничку) С Вашей помощью у моих двойняшек постепенно появились с и ш, , в и вь, сейчас работаем над р. Примите мои поклоны)

Виктория (Wednesday, 20 May 2020 17:43)

Спасибо огромное за материал в электронном виде. На сегодняшний день оказался очень необходимым и актуальным

Снежана Пакиева (Wednesday, 22 July 2020 07:12)

Хочу выразить благодарностьза такой полезный материал! Уже не раз использовала его в своей работе. Желаю вам, Анастасия, творческого успеха в нелегком труде!

Елена (Thursday, 10 September 2020 12:53)

Огромное спасибо разработчикам за материал! Редко сталкиваюсь с необходимостью ставить заднеязычные звуки, поэтому речевого материала не накопилось.

Оля Белова (Monday, 12 October 2020 10:38)

Дисграфия – это нарушение письма.

Татьяна (Wednesday, 02 December 2020 13:02)

Благодарю за Ваш труд! Интересный и нужный материал!

Инна (Thursday, 17 December 2020 17:31)

Огромное спасибо за материал!

Маржан (Saturday, 12 December 2015 09:56)

У Вас замечательный сайт,всё очень понятно и главное нужное для устранения дефектов речи. Я впечатлена. Как ,родители и дети ,повезло вам что у вас есть такой профессионал.
Вот у нас нет таких условий.У меня все дети с логопедическими нарушениями и это очень мешает учёбе.
Вот скажите,если в 14 лет ребёнок при письме пропускает буквы или пишет другие-это уже поздно исправлять.И он тихо и невнятно разговаривает .Посоветуйте,пожалуйста,что-нибудь.
И 6-летний ребёнок часто пишет все цифры , буквы и слова справа налево и снизу .Почему? И при разговоре пропускает буквы,не ясно говорит. “Л”, и меняет слоги.

Никита (Thursday, 04 August 2016 20:43)

Спасибо за информацию. Занимаюсь с ребенком. Очень даволен.

Людмила (Tuesday, 20 September 2016 07:54)

Анастасия Павловна, большое спасибо! Очень выручили с материалом для автоматизации заднеязычных и ударных звуков! Пригодился и материал на звуки В, Вь, М, Мь, Н, Нь. Продолжу поиски материала на Ф, Фь и на их дифференциацию с В, Вь, да и П, Пь, Б, Бь найти не просто. Если будете выпускать свое печатное пособие или вести научную работу – желаю успехов!

Ольга (Monday, 17 October 2016 18:17)

Уважаемая Анастасия Павловна! Ребёнку 4 года, только начала с ним работу. Изолированно звуки стоят все. В словах слоги переставляет местами (кап-пак), либо пропускает слоги или звуки совсем (молодец- адец), или заменяет звуки и слоги (машина- писина). Что говорит, можно понять только догадками.С чего начать работу? Подскажите пожалуйста.

Анастасия Павловна (Monday, 17 October 2016 21:08)

Уважаемая Ольга, у ребенка скорее всего нарушен фонематический слух. Обратите внимание на игры на его развитие. Напишу несколько (поймай звук, придумай рифму, какое слово тут лишнее бак, мак, так, лодка, похлопай также и т.д. ) для удобства пишите вопросы на электронную почту uld-ap@bk.ru. буду рада помочь))))

Галина (Sunday, 20 November 2016 14:04)

Елена Сакович (Saturday, 28 January 2017 14:18)

Виктория Марченкова (Saturday, 04 November 2017 20:30)

Занимались с Анастасией Павловной. Остались очень давольны. Спасибо

Ирина (Sunday, 05 November 2017 03:49)

Спасибо, Анастасия! Очень полезная речевая зарядка.

жанна (Wednesday, 04 April 2018 10:20)

Спасибо за подборку материала. Очень удобно пользоваться сайтом.

Галина (Saturday, 16 June 2018 00:16)

Очень полезный материал. Большое спасибо коллеге. Желаю дальнейших успехов.

Галина (Sunday, 03 February 2019)

Спасибо за очень нужный материал

Akzharkyn (Tuesday, 30 July 2019 07:11)

Гульнара (Saturday, 23 November 2019 11:19)

Добрый день! Не могу найти материал на автоматизацию звука Рь

Наталья (Friday, 13 March 2020 08:36)

Огромная работа проделана Вами! Спасибо за помощь.

Юлия (Wednesday, 29 April 2020 18:25)

NAILYA STASHKOVA (Sunday, 16 August 2020 10:40)

Благодарю Вас за хороший материал!

Марина (Wednesday, 09 September 2020 22:52)

Светлана (Tuesday, 20 October 2020 19:43)

Огромное спасибо!
Часто пользуюсь вашим материалом.
Очень нравится.

Наталья (Tuesday, 03 November 2020 11:38)

Согласна, материал великолепный. Но почему нигде нет ссылки на автора – Жихареву-Норкину и её домашние тетради, откуда взяты задания?)

Конспект занятия “Автоматизация звука [с] в слогах”

Тема: Автоматизация звука [с] в слогах

• Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].

• Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.

• Продолжать учить произносить звук [с] в прямых слогах.

• Упражнять в определении наличия звука в слогах.

• Закрепить названия основных и оттеночных цветов.

• Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

Оборудование: конверты с заданиями; картинки-символы к артикуляционным упражнениям; схема артикуляции звука [с]; карточки для упражнения «Доскажи словечко»; картинка «Соня»; трафарет «Пузыри» (разные по размеру круги); картинки-половинки: лиса, бусы, коса, весы, оса, часы, колесо.

1. Организационный момент.

– Мне сегодня передали конверт и сказали открыть на занятии. Давай узнаем, что же в этом конверте? Может, это письмо от кого-нибудь?

2. Открываем конверт. Но что это?! В нем еще конверт, синего цвета! А в этом конверте. какие-то картинки. Что же они означают? Посмотри-ка, язычок твой обрадовался: «Я знаю! Это для меня упражнения!» Давай сделаем гимнастику для язычка и посмотрим, что будет дальше (ребенок выполняет упражнения, символы к которым показывает логопед: «За

бор», «Лопата», «Подуем на лопату», «Желобок», «Чистим нижние зубки», «Горка», «Ветерок летит с горки», «Язычок отдыхает» ).

3. Тут еще один конверт. Какого он цвета? (Желтого.)

Откроем его. В нем схема. Нужно попытаться эту схему прочитать.

Поставь зубки заборчиком, язык спрячь в кроватку за нижние зубки, приподними язычок горкой и спусти с горки ветерок. Что же получилось? (Ребенок выполняет действия и произносит звук [с].) Правильно, получилась песенка насоса —с-с-с. Повтори ее еще раз.

4. Вынимай следующий конверт. Какого он цвета? (Оранжевого.) Открой его аккуратно: с-с-с. Из конверта высыпались карточки. Давай попробуем с ними разобраться. Под картинкой написано «глобу». Не понятно! Наверное,

нужно слово закончить, а поможет тебе звук [с]. Итак, я читаю слово, а ты в конце произносишь звук [с]. (Логопед, проговаривая слово без последнего звука, выкладывает перед ребенком карточки с картинками: глобус, автобус, насос, ананас, абрикос, пылесос.) Чтобы звук больше не терялся, поймай его и крепко сожми в кулачке. Слушай внимательно. Как только услышишь

звук [с], сожми крепко кулачок: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо. Какой звук ты сейчас ловил?

5. – Достань из большого конверта красный конверт. Что в нем лежит? (Фотография.) На фотографии Соня пускает пузыри. Я хочу тебя научить пускать пузыри. Нужно обвести трафарет и произнести: с-са. Вот и получился первый пузырь (аналогично отрабатываются слоги с-сы, с-сэ, с-со, с-су).

6. А это какой конверт? (Голубой.) Посмотри, здесь какие-то половинки. Давай попробуем из них составить целые картинки. Я начну, а ты мне поможешь. Вот первая половинка: бу. Клади вторую половинку и договаривай слово: сы. Теперь соберем следующую картинку:

ве — сы коле — со ко — са ча — сы

Логопед выкладывает половинку картинки и проговаривает начало слова, а ребенок, собрав целую картинку, договаривает слово слогом.

7. Вынимай следующий конверт. Какого он цвета? (Фиолетового.) Ой, сколько картинок из него высыпалось! Давай их рассмотрим (картинки: комод, стакан, ягода, иголка, яблоко, ножницы, конфета, замок, хлеб, ведро, матрешка, лампочка). Найди среди этих предметов только железные (красные, острые, тяжелые, деревянные, съедобные, хрупкие).

Ребенок показывает картинки по словесной инструкции логопеда.

8. – У нас остался последний конверт розового цвета, а в нем шнурок с узелками. Чтобы каждый шнурок развязать, нужно произнести волшебные слова:

са — са со — со сы — сы сэ — сэ сэ — сэ

су — су са — са со — со сы — сы су — су

Ребенок, развязывая узелки, повторяет за логопедом пары слогов с ударением то на первом, то на втором слоге.

9. Большой конверт пустой. Осталось узнать, кто же прислал нам все эти задания? Узнать не сложно.

У кого длинный нос?

Дружит он с Пьеро, с Мальвиной.

Кто же это. (Буратино).

Логопед разворачивает конверт, на внутренней стороне которого изображен Буратино.

10. Итог занятия.

Логопед. Оказывается, Буратино решил проверить, справишься ли ты с его заданиями. Но у тебя был замечательный помощник — звук, который ты так красиво сегодня произносил. Какой это звук?

Игровые упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями

(Из опыта работы)

Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передачи речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения.

Возросшее за последние годы количество детей с речевыми нарушениями требует от специалистов внимания и скрупулезной работы по поиску эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.

Такой формой может быть только игра – как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста (Ф. Фрёбель, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев). Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определённой системы в занятиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру.

Читайте также:  Годовой план фронтальных занятий логопеда в подготовительной группе с ОНР

Результатом многолетней работы с детьми с речевыми нарушениями явилась разработанная система логопедических игровых упражнений, предложенных рядом авторов: М.Ф. Фомичёвой, В.И. Селивёрстовым, Е.А. Пожиленко, Ю.К. Школьник, Т.А. Ткаченко, так и дополняющими их собственными вариантами и модификациями. Введение в работу логопедического пункта обучающих игровых упражнений, с помощью которых нами решались сразу несколько коррекционных задач (автоматизация и дифференциация звуков, развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов, преодоление аграмматизмов, развитие связной речи, развитие психических процессов), особенно актуально. Игровые упражнения мы систематизировали по этапам автоматизации звука.

Этап закрепления звука в изолированном звучании:

– игровые задания в виде звукоподражаний (подборка «Шипелочки», «Свистелочки», «Звенелочки», «Гуделочки», «Рычалочки», «Жужжалочки»).

– «Звуковые дорожки» – ребёнок ведёт пальчиком по линии и длительно произносит автоматизируемый звук.

Образом звука являются предметы, которые издают этот звук.

Этап автоматизации звука в слогах:

  • Произнесение слогов с каким-либо движением:

– «Слоговые дорожки» – ребёнок проговаривает слоги, проводя пальчиком по линиям или наживая пальчиком на рисунке;

– с движением пальцев рук («Замок», «Пальчики здороваются», «Пальчики прощаются», «В кулачок», «Перчатки», «Пальчики шагают», «Кулак – ладонь – ребро»);

– с рисованием ломаных линий и спиралей;

– с раскладыванием палочек;

– с рисованием пальцем узоров в крупе;

– с движением рук, ног («Повтори, как я», «Строим дом», «Раз – шажок, два – шажок», «Управляем самолётом», «Мы шофёры», «Музыканты», «Ладошки», «Боксёры», «Жонглёры»).

  • Произнесение слогов от лица какого-либо героя или предмета, в названии которых содержится автоматизируемый звук.
  • Произнесение слогов с разной интонацией и мимикой ( «Гномики разговаривают», «Ребята с нашего двора», «Лесные жители», «Пение птиц», «Разговор инопланетян»).
  • Произнесение слогов с отстукиванием ритма («Молоточки», «Телеграфисты»).
  • Произнесение слогов со сменой ритмического рисунка («Осенний букет», «Сбор фруктов», «Посчитай зверят»).

Этап автоматизации звука в словах:

– «Кнопочки» – ребёнок проговаривает слова, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, звездочку и т.д.);

– «Лабиринт» – ребёнок проговаривает названия картинок, двигаясь по лабиринту;

– «Сто ходов» – проговаривая названия картинок, дети соревнуются друг с другом – кто быстрее дойдёт до финиша;

– «Бродилка» – ребёнок проговаривает речевой материал, передвигаясь по дорожке от одного предмета к другому;

– «Стрелочки» – ребёнок проговаривает названия картинок, двигаясь по стрелочкам определённого цвета;

– «Гармошка» – ребёнок называет картинки, изображенные на сложенной гармошке;

– «Домино» – дети соревнуются друг с другом у кого останется меньше всего карточек, находя на них парные картинки;

– «Бусы» – на верёвочку нанизываются бусинки-картинки с определенным звуком;

– «Что здесь спрятано?» – ребёнок называет картинки, которые наложены друг на друга;

– «Подбери одежду» – подбор картинок, на которых изображена одежда, с определенным звуком;

– «Звуковая дорожка» – ребёнок двигается по дорожке с картинками, останавливаясь на изображении с определенным звуком;

– «Пирамидка» – проговаривание речевого материала, нанизывая колечки на стержень пирамидки;

– «Счёты» – произнести слово столько раз, сколько косточек отложено на счётах;

– «Колокольчик»- проговаривание речевого материала с автоматизируемым звуком. Логопед оценивает правильно произношение звоном колокольчика;

– «Стекляшки» – выкладывание стекляшек с одновременным проговариванием речевого материала;

– «Песочные часы» – ребёнок проговаривает речевой материал, пока течёт песок в часах;

– «Волшебный клубочек» – ребёнок наматывает нитку на катушку, проговаривая речевой материал;

«Дорожка», «Узоры» – дети выкладывают палочки с одновременным произнесением слов;

– «Найди и назови» – найти на картинке названия предметов с определенным звуком;

– «Кубик» – произнести слово столько раз или придумать слова с определенным звуком, какое число выпало на кубике.

Этап автоматизации звука в предложении:

– «Подружи слова» – составить предложение с заданными словами (картинками);

– «Путаница» – составить предложение из перепутанных слов;

– «Исправь взрослого» – ребёнок исправляет неправильное произношение звука в предложении;

– «Так бывает или нет?» – исправить смысловую оболочку предложения;

– «Добавлялочки» – наращивание предметного ряда;

– «Спроси – ответь» – задать вопрос к любому слову предложения;

– «Волшебный клубок» – составление распространенного предложения;

– «Дополни предложение» – дополнить предложение недостающим словом;

– «Четвёртый лишний» – составление сложноподчиненных предложений;

– «Верю – не верю» – составление сложноподчиненных предложений;

Этап автоматизации звука в связной речи:

  • Заучивание чистоговорок, скороговорок, стихов с использованием мнемодорожек.
  • Заучивание стихов с помощью движений.
  • Пересказ с помощью мнемодорожек.
  • Пересказ от лица героя рассказа.
  • «Сочини сказку» (по игре «Сто ходов»).

Результаты обследования ПМПК по выпуску детей из логопедического пункта позволяют говорить о положительном влиянии использования игровых упражнений по автоматизации звуков в устранении речевых нарушений:

  • ускорились сроки автоматизации звуков;
  • снизилась утомляемость;
  • повысилась эмоциональная заинтересованность ребёнка;
  • улучшились распределение и устойчивость внимания;
  • активизировалась мыслительная деятельность.

Проект «Моделирование как средство формирования монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ІІІ уровень)»

Паспорт проекта

К моменту выпуска из детского сада ребенку необходимо достигнуть определенного уровня речевой активности, овладеть словарем и грамматическим строем речи, что определяет готовность к переходу от диалогической речи к связному вы­сказыванию. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью, способностью строить развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание учебных текстов в устной и письменной речи.

Формирование связной речи у детей в онтогенезе изначально сложный процесс, который мно­гократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. У детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности программирования со­держания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для пересказа и рассказа таких детей характерны: нарушение связности и последовательности изложения текста, смысловые пропуски в нем, вы­раженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность речи, низкий уровень построения фразы. Вторичные отклонения в развитии психиче­ских процессов у детей с общим недоразвитием речи (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) создает дополнительные затруднения в овладении ими связной речью.

При формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи важно использовать специальные средства, облегчающие и направ­ляющие процесс становления у них развернутого смыслового высказы­вания. Одним из таких средств является наглядность, которая способствует порождению речевого акта.

Разновидностью наглядного средства выступает моделиро­вание плана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркива­лась Л. С. Выготским, указывающим на важность последовательного построения высказывания, его звеньев.

Исходя из вышеизложенного, мною определена цель проекта: выявить возможности моделирования в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Объектом проекта является процесс развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Предметом проекта является моделирование как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Мною принята следующая гипотеза проекта: формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективным, если:

  • своевременно выявить нарушения связной речи и начать коррекционную работу, направленную на ее формирование;
  • на занятиях по формированию связной речи использовать метод моделирования.

В рамках данной проблемы намечены следующие задачи.

1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме использования моделирования как средства развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).

2. Изучить состояние связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Определить место моделирования в коррекционно-логопедической работе.

Поставленные задачи последовательно решаются в ходе проекта.

В проекте уточнены понятия «связная речь», «общее недоразвитие речи (ОНР)», «моделирование» (в частности «наглядное моделирование»), показана связь связной речи и мышлением ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выражать в правильных, четких, логических речевых конструкциях.

Вопросы развития связной речи изучались многими исследователями в разных аспектах (К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич и другими). Так Ф. А. Сохин считает, что связная речь — это «не просто последовательность связных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами и правильно построенными предложениями…, связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя». По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития.

Одним из наиболее сложных и распространенных речевых дефектов является общее недоразвитие речи (ОНР). Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Л. С. Волкова рассматривают общее недоразвитие речи как речевую патологию, которая возникает у детей с первично сохранным интеллектом и слухом, и выражается в недостаточной сформированности всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики и связной речи.

Наиболее часто у детей встречается общее недоразвитие речи III уровня. Для данного уровня развития речи детей, по мнению Т. Б. Филичевой, характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженным недоразвитием лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений у этих детей может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов. В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов.

Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи у этих детей являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является использование метода моделирования.

По мнению Л. А. Венгера, моделирование — метод, при котором создаются модели и используются в дальнейшем при формировании представления о структуре объектов, о связи отдельных элементов данных объектов между собой. Эффективность их использования зависит от следующих условий:

  • модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной реальному объекту;
  • быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;
  • должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

Уточнив основные теоретические положения, я приступила к осуществлению работы.

Целью констатирующего этапа проекта являлось определение уровня сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Для реализации поставленной цели логопедом и нами, воспитателями, было проведено обследование связной монологической речи.

Проект проводится на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 3 «ЗОРЕНЬКА», где были обследованы 12 детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «общее недоразвитие речи III уровня».

В результате анализа полученных результатов были получены следующие данные. (см приложение)

Анализ специальной литературы по проблеме, а также результаты констатирующего обследования позволили нам создать комплекс логопедических занятий, направленных на формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНРIII уровня. Коррекционно-логопедическая работа осуществляется в течение всего года и построена на основе перспективного планирования по программе преодоления общего недоразвития речи у детей, авторами которой являются Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. Вся работа по формированию связной речи реализуется в течение трех периодов.

Первый период обучения — сентябрь, октябрь, ноябрь. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек-символов, сенсорно-графических схем, мнемотаблиц. В этом периоде решаются следующие задачи по формированию связной речи.

1.Составление простых распространенных предложений.

2.Составление предложений по демонстрируемому действию и по следам продемонстрируемого действия.

3.Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

4.Обучение детей пересказу и составлению коротких описательных рассказов по темам: «Фрукты», «Овощи» и т. д.

5.Работа над диалогической речью (совместные беседы).

6.Обучение детей пересказу небольших рассказов, сказок, текстов (дословный и свободный пересказ.

Второй период обучения — декабрь, январь, февраль. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек — символов, сенсорно-графических схем, опорных схем.

Задачи данного этапа.

1.Учить составлять простые предложения, распространенные однородными членами, сложные предложения с союзными словами, сначала и потом.

2.Учить составлять описательные рассказы по непосредственному восприятию.

3.Обучать пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.

Третий период обучения — март, апрель, май. Занятия будут проводиться индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием мнемотаблиц, картинных планов, карточек — символов.

Задачи этапа.

1.Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта (в соответствии с лексическими темами).

2.Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

3.Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

В основу проекта по формированию связной монологической речи был взят метод наглядного моделирования.

В качестве моделей использовались:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • планы и условные обозначения, используемые в них;
  • мнемотаблицы, сенсорно-графические схемы;
  • опорные схемы;
  • карточки — символы;

Опираясь на программу логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей, авторами которой являются Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, мы разработали перспективный план работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием метода наглядного моделирования.

Читайте также:  Коррекция ведущего дефекта и сопутствующих отклонений в развитии детей дошкольного возраста с речевой патологией

Перспективный план формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием метода наглядного моделирования

Вся работа по формированию связной речи реализуется в течение трех периодов:

· I период обучения — сентябрь, октябрь, ноябрь.

· II период обучения — декабрь, январь, февраль.

· III период обучения — март, апрель, май.

В I перио­де первого года обучения дети должны овла­деть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов.

Во II периоде совершенствуются навыки ведения диалога, вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рас­сказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов.

В III периоде, наряду с совершен­ствованием диалога и навыков в указанных видах рассказыва­ния, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.). Главная задача этого периода — развитие само­стоятельной связной речи детей.

Все занятия по обучению детей описательно-повествовательной речи идут в программе по степени их усложнения:

  • рассказы детей по готовому образцу;
  • рассказы по восприятию;
  • рассказы по памяти;
  • рассказы по воображению.

Пример использования метода наглядного моделирования при обучении дошкольников

Цвет. (Какого цвета овощ?)

Форма. (Какой он формы?)

Два помидора. (Какого они размера?)

Морковь, перец. (Какие они по вкусу?)

Грядка. (Где овощ вырос?)

Кастрюля, рука. (Что можно приготовить из данного овоща?)

В конце календарного года проведено сравнительное обследование уровня сформированности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Можно сделать выводы о том, что уровень сформированности связной монологической речи повысился.

В конце учебного года будет проведено окончательное обследование уровня сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью моделирования.

Скачать презентацию

Автор: Морозова Татьяна Алексеевна, воспитатель высшей категории, МБДОУ детский сад № 3 «Зоренька», г. Лобня, Московская область, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР 3-го уровня

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А Венгер, О.М.Дьяченко и др.) Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С. Л.М. Хализева и др.) Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования ( использование условных обозначении, чертежей, схематических рисунков и т.п.) появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Включение наглядных моделей на занятиях с детьми по обучению грамоте помогают им овладеть звуко-буквенным анализом, создает предпосылки для развития фонематического восприятия.

Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст членится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка.

При использовании схем предложений, где слова обозначаются полосками цветной бумаги, схемы слов, где звуки обозначаются квадратами разного цвета (гласные – красные, твердые согласные – синие, мягкие согласные – зеленые), меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.
При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

  • знакомство с графическим способом представления информации;
  • развитие умения дешифровки модели;
  • формирование навыка самостоятельного моделирования.

Рассмотрим подробнее специфику применения наглядного моделирования в ходе логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР – 3 уровня по обучению грамоте.

Для успешного обучения грамоте у ребенка еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут им правильно усвоить навыки чтения и письма. Поскольку современный метод обучения грамоте аналитико-синтетический, то в первую очередь у детей еще в дошкольном возрасте должна быть сформирована фонематическая система.

По мнению многих авторов (Л.С. Выготский, Т.Г. Егоров, Р.Е. Левина, В.К. Орфинская и др.), фонематическая система является основой устной и письменной речи включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез. Несформированность или нарушение одного из перечисленных компонентов этой системы влечет изменение системы в целом, приводит к трудностям в овладении письмом, а в дальнейшем может привести к такому нарушению, как дисграфия.

Особые трудности в период обучения грамоте испытывают дети, у которых оказывается не сформирован фонематический анализ, который является одним из основных операций над языком и более высокой ступенью развития фонематической системы.

Звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов логопедической работы. Он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения, в связи с нарушением у детей фонематического восприятия. Именно оно создает в дальнейшем благоприятные условия для развития таких операций, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков, определение места звука.

Анализ литературных данных (Е.Н. Винарская, В.К. Орфинская, Л.А. Чистович и др.) позволяет представить модель фонематического анализа следующим образом:

  • ребенок воспринимает звуковой состав слова (осуществляет слуховой анализ речи);
  • слышимое слово или звук переводится в артикуляторное решения;
  • полученные образы сохраняются в памяти;
  • звук идентифицируется с фонемой и осуществляются операции выбора;
  • осуществляется проверка принятых решений путем сличения их со слуховым образом.

Овладеть фонематическим анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова. Звуковой анализ является своеобразной основой, к которой присоединяется ознакомление и с характеристикой звуков, и с ударением, и со слоговой структурой. Умение анализировать слова формируется у детей благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует целенаправленная работа по развитию фонематического слуха, представлений по развитию элементарных форм фонем анализа, по усвоению понятий “звук”, “буква”, “слово”. Обучаясь этому, дети усваивают основные фонематические противопоставления, устанавливают смысло-различительные функции фонем. Данный вид анализа предполагает не только выделение и узнавание отдельного звука в слове, связывание его с буквой. Основное значение – ввести ребенка в звуковую систему языка, научить устанавливать отношения между звуками, составляющими слово.

При изучении звуков мы даем детям их характеристику – описание артикуляционных и акустических свойств. Для детей это абстрактные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить звуки и наглядно их увидеть. Моделирование звуковой структуры слова происходит с помощью букв. Реализация данного навыка на начальной стадии обучения грамоте происходит в два этапа: сначала выполняется фонологическое структурирование звуковой стороны слова, то есть установление временной последовательности фонем, из которых оно состоит, а затем производится трансформация временной последовательности фонем в пространственную последовательность букв.

Процесс обучения грамоте будет интереснее и эффективнее если использовать игровые приемы логопедических упражнений с применением метода наглядного моделирования который позволяет решить следующие задачи:

  • познакомить детей с понятием “слово” и его протяженностью;
  • образно представить структуру слова;
  • научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой,
  • определять место звука в слове (в начале, середине, конце);
  • определять последовательность звуков в слове;
  • определять количество звуков в слове;
  • изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
  • сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;
  • научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;
  • отработать навык по слогового чтения.

Наглядное моделирование в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня

Елена Суслонова
Наглядное моделирование в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня

Цель: эффективность практического применения метода наглядного моделирования в процессе коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 ур.

Связная речь – это единое смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимоотношение.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей.

Научные исследования и практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет педагогу более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Эффективность использования данного метода зависит от определенных условий. Модель должна быть доступна для восприятия ребенка данного возраста; отражать основные свойства объекта, быть по структуре аналогичной ему и упрощать процесс овладения навыками, умениями и знаниями, а не нагрузить его лишней, бесполезной информацией.

При реализации данной технологии решаются следующие задачи:– обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

– учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;

развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;

– снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;

развивать мелкую моторику у детей.

На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы, опорные картинки.

Остановимся на пиктограммах.

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Они относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в качестве средства, облегчающего развитие общения, речи, а также как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в речевом развитии.

В своей работе мы используем пиктограммы с изображением:

слов-предметов. Назовите предметы, которые будут появляться на экране.

Назовите признаки предметов, которые будут появляться на экране.

Назовите действия предметов, которые появляются на экране.

Личное творчество педагога позволяет воспроизвести это в различных вариациях.

Предлагаю поиграть в игру «Какой, какая?». На экране предметы. В центре треугольник. Он обозначает признак предмета. К движемся предмету подберите признак.

Следующая игра. «Назовите действие». Стрелка обозначает действие предмета. Составьте предложение.

«Согласование в роде, числе и падеже».

В центре круг. Пиктограммы обозначают глаз – вижу, скрипичный ключ –слышу, подарок – дарю, рука – что делаю. Каждый может подобрать свои варианты. Составьте предложения,используя следующие пиктограммы: глаз – мышка, ключ – птичка, яблоко – подарок, заяц – рука, ключ – капля.

Вариантов применения пиктограмм очень много.Детям предлагаются задания типа: составить из пиктограмм пару, найти две пиктограммы по предложению, исправить ошибку и произнести правильное предложение, составить из пиктограмм произнесенную фразу. Эти задания дают ожидаемый результат и вызывают у детей большой интерес и желание выполнять их.

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т. к. замещение основывается на каком-либо различии между предметами, их признаками.

Посмотрите и определите: «Какая это сказка?»

(Вспомнить героев сказки. Почему были выбраны прямоугольники для обозначения героев)

Почему были выбраны данные геометрические фигуры и цвет, для обозначения героев?

Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с народных сказок, т. к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т. д.) легко переносятся на модели. На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные. Вначале достаточно, чтобы дети поднимали соответствующие символы по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию самой сказки.

Поговорим о приемах мнемотехники.

(«Мнезис» в переводе с латинского означает «память»). Данный прием облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи. Использование их очень эффективно при составлении описательных рассказов, пересказывания текстов, заучивании стихов, скороговорок.

Последовательность работы с мнемотаблицами такова: – рассматривание таблицы – раскодирование информации с преобразованием предложенного материала из символов в образы – пересказ или заучивание текста.

В – обозначает время года «весну». На экране карточки с характерными особенностями времен года. Найдите карточки, которые не подходят к «весне». Назовите, под какими цифрами они находятся. Проверим, правильно ли Вы выполнили задание.

Мнемотаблица какой сказки Вам предложена? Почему Вы так решили?

После рассказывания сказки педагогом, рассматриваем таблицу и разбираем, что на ней изображено. Затем при помощи мнемотаблицы, дети пересказывают сказку.

Уважаемые коллеги, посмотрите и назовите, описательный рассказ чего представлен Вашему вниманию?

При автоматизации звуков использую модели заучивания стихов и скороговорок.

«Заучивание стихотворения», в каждой строчке из стихотворения имеется ключевое слово, изображенное на картинке. Дети быстро запоминают текст и акцентируют внимание на правильное произношение автоматизируемого звука.

«Скороговорка» также при наличии наглядных картинок, детям легче запомнить скороговорки и быстро произнести.

Продуктивным, на наш взгляд, является использование наглядных моделей и при формировании у детей умения конструировать предложения различных типов, что является начальным этапом в становлении связной речи.

На первых занятиях, посвященных составлению простых предложений, дети составляют однотипные предложения по одной модели.

Читайте также:  Причины школьной неуспеваемости

Составьте предложения по предложенной схеме.

На последующих занятиях можно предложить детям составить предложения по двум – трем, а затем и большему числу моделей.

Для этого вводятся условные обозначения, например, изображение предмета, о котором говорится в предложении, обозначается квадратом, действие – стрелкой, признаки – треугольником, а предлоги и союзы отображаются схематично

В структуру предложений входят как беспредложные, так и предложные конструкции.

Такая работа над структурой предложений готовит детей к овладению полноценным лексическим и синтаксическим анализом предложения в период школьного обучения.

Составьте предложения по схеме (обратить внимание на числительные)

В процессе работы над умением составлять рассказы по определенной сюжетной линии используются модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Название предлагаемых педагогом наглядных опор или придуманных совместно с детьми напоминает им о «ключевых» словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания. Приобретая навыки речевого высказывания, дети составляют развернутый рассказ с помощью нескольких наглядных опор, которые они самостоятельно подбирают в процессе подготовки, что, в свою очередь, положительно влияет на составление речевого высказывания и его полноценного устного воспроизведения.

Вам представлены этапы работы с опорными схемами.

Используя опорные картинки, можно составить и предложения.

Придумайте предложения по опорным картинкам.

Я предлагаю вам внимательно послушать рассказ «Весна пришла».

«Дует теплый южный ветер. С каждым днем солнышко светит ярче и горячей. Лед на реке стал тонким и хрупким. Радостно чирикают воробьи. С крыш свисают длинные сосульки. Почти растаял снеговик во дворе. На катке мальчишки больше не играют в хоккей. А Маша не берет на прогулку санки. Весна уже в пути!»

Вспомните, о чем говорилось в каждом предложении. (Перескажите рассказ с помощью опорных картинок).

Пересказ по цепной структуре.

Педагог читает рассказ и предлагает рассмотреть картинки-подсказки. Каждая рамка одно предложение, а следующее предложение начинается с последнего слова предыдущего предложения.

(Обратите внимание на рамки.)

«Наступила золотая осень. Осенью солнце слабо греет и небо часто закрыто тучами. Тучи несут холодные дожди. Дожди оставляют на земле грязь и лужи. В лужах плавают осенние листья. Листья покрывают всю землю золотистым ковром».

Пересказ рассказа по графическому плану.

Чтобы рассказать рассказ по графическому плану,нужно вспомнить: каким символом мы обозначает слова – действия, слова – признаки. В каждом графическом рисунке зашифровано предложение.

«Пришла холодная, морозная снежная зима.

Ребята смастерили большую деревянную кормушку.

Дети пошли в лес и повесили кормушку на дерево.

Мальчики насыпали в кормушку зерна и семечек.

К кормушке прилетели птицы.

Птицы склевали весь корм и весело защебетали.

Дети были рады, что помогли птицам зимой».

Опорные схемы помогают обучить детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий, создавать внутренний план высказывания, связный речевой замысел.

Следовательно, использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том,что:

• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

• в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников

Рубрика: Дошкольное образование

Дата публикации: 15.01.2018

Статья просмотрена: 5956 раз

Библиографическое описание:

Пилипенко, Т. В. Технология наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников / Т. В. Пилипенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3074/ (дата обращения: 07.01.2021).

Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с детьми, имеющими общее недоразвитие речи — формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Сегодня совершенно определённо можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с общим недоразвитием речи.

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Хализева Л. М. и др.). Учёные также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, использование метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками позволяет решить следующие проблемы:

‒ во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

‒ во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

‒ в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Моделирование состоит из следующих этапов:

‒ усвоение и анализ сенсорного материала;

‒ перевод его на знаково-символический язык;

‒ работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

‒ знакомство с графическим способом представления информации;

‒ развитие умения дешифровки модели;

‒ формирование навыка самостоятельного моделирования.

В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой — как программа для анализа новых явлений.

При подготовке детей к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволяет решить следующие задачи:

‒ интонационно выделять звук в слове

‒ называть слова с заданным звуком

‒ находить позицию звука в слове и соотносить со схемой

‒ изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов.

В работе с детьми успешно используется пособие Ткаченко Т. А. «Звуки и знаки» для формирования навыков звукового анализа и синтеза.

Символы гласных звуков обозначаются знакомыми детям геометрическими формами, соответствующими положению губ при артикуляции гласных звуков. Для обозначения согласных звуков используется зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Со зрительными символами дети знакомятся постепенно по мере изучения гласных и согласных звуков.

При помощи зрительной символики дети учатся анализу и синтезу звукового состава слова. Слияние звуков при помощи символов есть моделирование чтения, а составление слов — аналог письма. Но, то и другое происходит в облегченном, занимательном, игровом варианте. Зрительные символы улучшают восприятие звуков речи, способствуют нормализации звукопроизношения, обеспечивают стойкие навыки звукового анализа и синтеза, повышают готовность к чтению и письму, тренируют память и внимание ребенка.

При обучении грамоте используется большое разнообразие игр: «Рассели картинки в дом», «Где звук?», «Светофор», «Куда перелетела бабочка?», и др.

В этих играх дети учатся выделять первый, последний звуки в словах, соотносить их со схемой; определять и отмечать позицию заданного звука в слове; делить слова на слоги. Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, учатся определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.

Для формирования слоговой структуры слова успешно используются следующие игры и упражнения с применением моделей: «Рисуем слова», «Пирамида», «Домики» и др.

Также метод наглядного моделирования способствует совершенствованию лексико-грамматических категорий. Для этого проводятся следующие игры и упражнения с использованием схем и моделей: «Полянка родственных слов», «Подбери нужную картинку», «Что за слово?», «Какой предлог?» и др. В данных играх у детей формируются навыки словообразования и словоизменения, дошкольники учатся подбирать родственные слова с опорой на условное обозначение; уточняют пространственные отношения, выраженные предлогами, учатся составлять предложения с ними, правильно употреблять предлоги в речи.

При обучении связной речи метод наглядного моделирования используется в работе над всеми видами связного высказывания:

‒ составление рассказов по картине и серии картин;

Схемы для составления описательных рассказов на темы:

«Дикие животные» «Игрушки»

На этом этапе метод наглядного моделирования способствует:

‒ усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажи и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;

‒ овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;

‒ формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;

‒ обучению составлять рассказы-описания.

Использование в коррекционной работе метода наглядного моделирования позволяет учить детей:

‒ добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

‒ формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

‒ оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительному восприятию плана своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы

Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы даёт положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.

  1. Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005
  2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М., 2004
  3. Давыдова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 № 1
  4. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с.51 -54
  5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2007
  6. Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед 2002 № 2 с.50–53
  7. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед 2005 № 1 с. 7–12
  8. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит — СПб., 1997
  9. Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи — СПб., 1999.

Похожие статьи

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II.

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, детский сад, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков, заданный звук.

Игровые технологии как средство обучения грамоте детей.

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, детский сад, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков, заданный звук.

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего. наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, детский сад, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков, заданный звук.

Особенности наглядно-образного мышления у детей с общим.

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, детский сад, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков, заданный звук.

Наглядное моделирование как эффективное средство развития.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной

4. Малетина Н. С., Пономарева Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР.

5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец.

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим.

Библиографическое описание: Сорокожердева И. Н. Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи

Слово закрепляет каждый действенный навык, усвоенный ребёнком. Проявление речи наиболее ярко выступает в игре и через игру.

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной.

формирование навыков дифференциации звуков; – формирование звукового анализа и синтеза слова.

Умение различать и правильно произносить звуки родной речи — главное условие успешного обучения ребенка в начальной и средней школе.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.

звуковой анализ, звук, слово, ребенок, заданный звук, синтез, игра, гласный, слог, детский сад. Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции.

звук, показ модели артикуляции, заданный звук, слово, ребенок, модель, артикуляционный аппарат, коррекционная работа, фонематическое восприятие, использование моделей звуков.

Ссылка на основную публикацию