Годовой план фронтальных занятий логопеда в подготовительной группе с ОНР

Рабочая программа учителя-логопеда в старшей и подготовительной группах для детей с онр

детский сад № 115

Рабочая программа

учителя-логопеда в старшей и подготовительной

группах для детей с ОНР.
2014-2015 учебный год

Пояснительная записка.
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с ІІІ уровня речевого развития, принятых в дошкольное учреждение на два года.

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

Основной базой рабочей программы являются:

  • примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2014 года издания
  • «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Цель программы.

Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Основные задачи коррекционного обучения.

  1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
  2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
  3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
  4. Формирование грамматического строя речи.
  5. Развитие связной речи старших дошкольников.
  6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи.

Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью.

Согласно теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на ранних этапах детского развития речь «подытоживает» результат, достигнутый действием; затем вступает в силу сопровождающая, направляющая действие функция речи. К концу дошкольного детства речь заменяет действие как способ решения задач. Это позволяет действию «свернуться», превратиться полностью в мыслительное действие, перенестись в план внутренней речи.

Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов.

Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.

В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности (В.К.Воробьева, Р.И.Мартынова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками (Ю.Ф.Гаркуша, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова и др.).

Данные факторы тормозят становление игровой деятельности ребенка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности.

Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Трудности в обучении и воспитании, проявляющиеся у таких детей, часто усугубляются сопутствующими невротическими проявлениями. У большинства детей отмечается осложненный вариант ОНР, при котором особенности психоречевой сферы обуславливаются задержкой созревание ЦНС или негрубым повреждением отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей с ОНР наиболее часто выделяют следующие: гипертензионно-гидроцефальный синдром, церебрастенический синдром и синдром двигательных расстройств. Клинические проявления данных расстройств существенно затрудняют обучение и воспитание ребенка.

При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функции равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость.

Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, значительным образом сказывается на процессе становления ведущей деятельности ребенка. Речь, как отмечал в своих исследованиях А.Р.Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка; с ее помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально меняется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднен у детей с ОНР.

Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Эффективность коррекционно – воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с ОНР.

Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиН № 2.4.1.3049-13.

Формы и средства организации образовательной деятельности.

Учитель-логопед:

  • фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,
  • индивидуальные коррекционные занятия.

Воспитатель:

  • фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
  • экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
  • беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

Музыкальный руководитель:

  • музыкально-ритмические игры;
  • упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
  • этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
  • игры-драматизации.

Инструктор по физической культуре:

  • игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
  • упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
  • подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
  • игры на развитие пространственной ориентации.

Родители:

  • игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
  • контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
  • выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

В программе выделены следующие разделы.

Старшая группа (дети от 5 до 6 лет).

  • Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.
  • Формирование фонетической стороны речи и развитие фонематического слуха.

Подготовительная группа (дети от 6 до 7 лет).

  • Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.
  • Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте.

При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ОНР.

На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.

Учитывается следующее:

  • для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
  • звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;
  • окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

Система общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

  • коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);
  • профилактического;
  • развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

2. Единство диагностики и коррекции.

Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

3. Приоритетность коррекции каузального типа.

В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.

4. Деятельностный принцип коррекции.

Коноваленко В.В., Коноваленко СВ

К 64 Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. I период.Пособие для логопедов. – 2-е изд. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 48 а (В помощь логопеду).

15ВМ 5-296-00080-3 15ВЫ 5-296-00079-Х

В пособии представлен подробный календарный план коррекционной работы и планы фронтальных занятий на I период в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. В работе использу­ются как учебные, так и игровые формы и методы работы, наглядные средст­ва обучения.

Предлагаемая система упражнений, кроме закрепления произношения правильно произносимых звуков, способствует развитию внимательного от­ношения к слову, к русской речи. Обогащает словарный запас, формирует у детей мышление, развивает внимание и память.

Материал данного пособия может быть гибко, выборочно использован в подготовительных логопедических группах для детей с общим недоразвити­ем речи, а также для детей с задержкой психического развития.

Издатель – А. Казаков

Ответственный за выпуск – М. Вишневская

Редактор – Е. Алифанова,Е. Телышева

Оригинал-макет – Е. Капнулина

Обложка – В. Воскресенский

ООО «Издательство ГНОМ и Д»

103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская,д. 4, стр. 1.

Тел/факс: (095) 207-13-96,151-74-91,280-02-07

Лицензия ИД № 00619 от 22.12.1999 г. Сдано в набор 05.05.99 г. Подписано в печать 05.07.2000 г. Формат 60×90/16. Объем – 3 п.л. Тираж 20000 (1-й завод 5000) экз. Заказ № 1046. Отпечатано в ДПК. г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 4, корп. 1.

15ВМ 5-296-00079-Х © Коноваленко В.В.,Коноваленко СВ., 1998

© Оформление. ООО “Издательство Гном и Д”, 2000

Пособие, состоящее из 3 частей (I, II, III периоды) адресовано начинающим логопедам и воспитателям, работающим в подготови­тельных логопедических группах для детей с недоразвитием фонети­ческого строя речи (фонетико-фонематическим недоразвитием) с эле­ментами лексико-грамматического недоразвития, а зачастую и с за­держкой темпа психического развития.

В нем представлены перспективный план коррекционной рабо­ты, а также планы фронтальных логопедических занятий на учеб­ный год.

Основополагающими документами, используемыми в данной ра­боте являются:

— Программа обучения детей с недоразвитием фонетического
строя речи (в подготовительной к школе группе). — М.: Просвеще­
ние, 1978.

— Проект программы воспитания и обучения детей с фонети­
ко-фонематическим недоразвитием речи (7-й год жизни). — М.: Про­
свещение, 1986.

— Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фоне­
матическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Фили-
чева Т.Б., Чиркина Г.В.
— М, 1993.

Особенности детей данной группы, а именно: усугубляющиеся отклонения в

* развитии общей и артикуляционной моторики;

* развитии лексики, формировании грамматического строя, зву-
ко-слоговой структуры наряду с грубым нарушением звуко-
произношения, с недоразвитием фонематического слуха —

привели к необходимости логопедизации всего педагогического про­цесса, всей жизни и деятельности детей, а также к некоторому сме­щению акцентов в коррекционно-воспитательной работе.

Прежде всего усилена работа по физическому развитию и укреп­лению здоровья детей. Это ежедневная физкультура и закаливание, утренняя гимнастика, самомассаж, корригирующая гимнастика пос­ле дневного сна, артикуляционная и пальчиковая гимнастика не ме­нее трех раз в день.

Читайте также:  Конспект фронтального логопедического занятия с использованием ИКТ

Увеличились роль и место медицинских мероприятий (наблюде­ние психоневролога, медикаментозное лечение, лечебный массаж, кислородный коктейль).

Внесены изменения в режим дня и сетку занятий:

а) увеличен дневной сон;

б) сняты все фронтальные занятия со второй половины дня;

в) уменьшено общее количество фронтальных занятий (как вос­
питательских, так и логопедических) за счет увеличения удельно­
го веса, количества и качества индивидуальных и подгрупповых;

г) фронтальных логопедических занятий оставлено только два
(три) в неделю, по периодам они распределяются следующим об­
разом:

I период(сентябрь, октябрь) — 16 занятий вместо 30 по про-

II период(ноябрь, декабрь, январь, февраль) — 33 занятия вме-

III период(март, апрель, май, июнь) — 25 занятий вместо 60.

Все это требует большей эффективности занятий, более тща­тельного и экономного отбора материала, более серьезной и вдум­чивой отработки методов и приемов коррекционной работы, не­которого изменения структуры и характера занятий (преобладаю­щими стали комбинированные занятия).

Мы придерживаемся существующих в современной логопедии тре­бований к фронтальным логопедическим занятиям по произноше­нию и считаем, что эти требования полностью распространяются на все фронтальные и подгрупповые занятия в логогруппе:

1. Цель и тема занятия пронизывают все его этапы, все виды
работы.

2. Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексичес­
ким и грамматическим материалом.

3. Сочетание учебных и игровых форм.

4. Наглядность в зависимости от возраста детей, этапа работы,
содержания материала.

5. Систематическая работа по развитию внимания, памяти, мыш­
ления.

6. Постоянный звуко-слоговой анализ и синтез.

7. Повседневное закрепление навыков письма и чтения.

8. Развитие связной речи по нарастающей сложности.

9. Недопустимость использования дефектных звуков.

В качестве наглядного материала в занятиях максимально использо­валось пособие Т. Б. Филичевой, Г.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного воз­раста». — М.: Просвещение, 1989, а также «Приложение» к пособию В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР». — М.: Гном-Пресс, 1999.

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФН

Общее количество фронтальных занятий:

Логопедические — 2 (3)

Развитие речи — 1

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПВДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФН

С каких звуков начинать работу — простые рекомендации

Проблемы с произношением звуков у детей в дошкольном возрасте встречаются довольно часто, а количество таких звуков может достигать 7 и более. Один из вопросов, которые задают себе начинающие специалисты звучит так: «С каких звуков начинать работу логопеду?»

Содержание:

  • С каких звуков лучше начинать работу
  • Опорные звуки в речи
  • Последовательность работы со звуками
  • Условия закрепления звуков в речи

С каких звуков лучше начинать работу логопеду

Улучшая качество произношения, рекомендуется начинать со звуков раннего онтогенеза, которые дети в большинстве случаев начинают произносить до трех лет. Ими являются те звуки, артикуляция которых наиболее простая. Кроме этого, эти звуки являются опорными для постановки более сложных звуков. Примерами таких звуков являются:

Гласные звуки: «А», «У», «И», «О», «Э», «Ы».
Согласные звуки: «Б-П», «В-Ф», «Д-Т», «Г-К», «М», «Н», «Х».

Работа на поставку звуков выполняется последовательно, ведь таким образом ребенку будет проще, а результативность занятий с логопедом только возрастет. Чаще всего работу начинает с звуков, которые хорошо получаются у ребенка.

Постановка выполняется по подражанию, с жестовой подсказкой или механической помощью, с, применением приемов пассивной артикуляционной гимнастики, когда логопед своими руками помогает сформировать правильный артикуляционный уклад.

Опорные звуки в речи

Опорные звуки — это звуки , которые сходны с нарушенными по артикуляции , но произносимые ребенком правильно .

Все названные выше звуки являются опорными для других. Если ребенок правильно произносит все опорные звуки, то намного проще будет улучшить его произношение более сложных звуков (шипящих, свистящие, соноров). Ниже представлены примеры опорных звуков:

Для звука «С» это звуки «И» и «Ф».
Для звука «Ж» это звуки «В» и «З».
Для «Ц» это звуки «Т» и «С».

Последовательность работы со звуками

Работа над правильной артикуляцией – это длительный и кропотливый процесс, для которого важны старания не только детей, но и родителей и логопедов. Учить ребенка правильно произносить звуки необходимо последовательно, в соответствии с определенной системой, которая позволит достичь необходимого результата и закрепить его, избежав напрасной траты времени.

Весь процесс работы со звуками можно разделить на четыре этапа:

  1. Подготовительный. Необходимо настроить ребенка на занятие, рассказать примерный план работы, поговорить про звуки, с которыми будет проходить работа. Здесь же можно упомянуть особенности артикуляции и то, какие органы будут задействованы.
  2. Постановка звука. Ребенок повторяет за логопедом, учится правильно произносить тот или иной звук. Для этого подбираются слова, в которых можно наиболее четко услышать правильное звучание. Иногда дети начинают правильно говорить звуки в конкретных словах, а не в слогах. Задача специалиста на этом этапе – донести до ребенка то, как нужно произносить звук. Также следует отметить основные ошибки, которые можно делать при этом.
  3. Автоматизация звуков в слогах, словах, фразах и предложениях. Недостаточно научиться правильно произносить звук, необходимо также уметь его использовать в речи. На этом этапе приобретенный навык закрепляется и доводится до автоматизма. Лучше всего начинать со слогов, а после – переходить к словам. Действуя по принципу от простого к сложному, логопед увидит, с кем именно у ребенка возникают проблемы, и поможет с этим справиться.
  4. Дифференциация звуков. Ребенок учится вычленять конкретные звуки в словах. Например, звуки в начале слов или же в конце. Он называет их в отдельности по каждому слову. Это не только закрепляет его навыки произношения, но и помогает ориентироваться в остальных звуках, выделять гласные и согласные, понимать особенности построения слов.

Важно помнить, что переход к следующему этапу работы над звуками возможен только в том случае, когда у ребенка не возникает трудностей по текущему. Откладывать все проблемы и недочеты на будущее нельзя, так как в дальнейшем их будет намного сложнее исправить. Лучше потратить больше времени на 1 звук, чем потом еще долгие годы корректировать его произношение.

Условия закрепления звуков в речи

Регулярные занятия строятся на основании умений ребенка и проблем, которые имеются у него с произношением. Каким бы талантливым и опытным не был педагог, результат зависит от него лишь частично, так как существует три обязательных условия для успешного освоения звуков.

Фонематический слух – малыш должен слышать и определять, как звучит тот или иной звук. Фонематический слух развивается через специальные упражнения, которые включают в себя многократные повторения звуков, их интерпретацию и прослушивание. Недостаточно понять звучание звуков, необходимо уметь их повторить и закрепить в речи правильное звучание.

Самоконтроль – на протяжении занятий (1-3 раза в неделю) произношение ребенка контролирует логопед, он исправляет его и говорит, как произносить правильно. При этом все остальное время ребенок должен контролировать себя самостоятельно.

Во время общения с родителями это не является настолько большой проблемой, так как взрослые также заинтересованы в том, чтобы их ребенок произносил звуки правильно. Самой большой проблемой является общение со сверстниками, так как у других детей также могут быть проблемы с произношением, а когда нет контроля со стороны взрослых, то ребенок может даже не замечать своих ошибок.

Для достижения результата необходимо следить за собой, исправляться и стараться говорить правильно из раза в раз. Если же этого не делать, то на закрепление звуков в речи уйдет намного больше времени.

Мотивация – когда ребенок понимает, зачем он ходит к логопеду, то и результат наступает быстрее. Родителям необходимо мотивировать ребенка, рассказать ему, что его ждет, когда он будет правильно произносить все звуки (главные роли в утренниках, похвала преподавателей, возможность рассказывать стихи на публике, восхищение друзей).

За каждое достижение малыша нужно хвалить, так как это небольшая победа над самим собой. Если же случаются неудачи, то их нужно анализировать и предотвращать в дальнейшем. Когда будет мотивация, тогда и нежелание заниматься с логопедом будет редким явлением.

Фонематический слух, самоконтроль и мотивация – это условия, необходимые для закрепления звуков в речи, они дополняют друг друга и влияют на конечный результат.

Скачать электронную книгу «Самые важные шаги для развития речи». В этой книге собран опыт практической работы с детьми с самыми различными нарушениями речи и изложить все это максимально понятно для обычного родителя.

В заключение хочу пригласить вас принять участие в работе on-line школы развития речи «Круг общения».

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к on-line школе по ссылке.

Конспект индивидуального логопедического занятия “Постановка звука С”

Разделы: Логопедия

Цели:

  1. Добиваться правильного звучания звука “С”.
  2. Тренировать подвижность артикуляционного аппарата.
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  4. Закреплять умение расслабляться.
  5. Развивать нижнее диафрагмальное дыхание на основе трёхфазного дыхания.
  6. Развивать фонематический слух.
  7. Обогащать словарь ребёнка.
  8. Воспитывать правильную, чёткую дикцию; аккуратность и осанку.

Оборудование: игрушка би-ба-бо “Страусёнок”, картинки, профиль звука, кукла, музыкальная кассета, магнитофон.

1. Организационный момент.

(Создание эмоционального настроя у ребёнка).

– Посмотри, какой страусёнок к нам пришёл сегодня на занятие!
– Как тебя зовут?
– Фтипан.
– Что-то мы не поняли, как тебя зовут.
– Фтипан.
– А, я кажется, догадалась. Тебя зовут, Степан?
– Да, да (страусёнок машет головой). Фтипан, Фтипан!
– Саша, как ты думаешь, какой звук не умеет произносить наш друг Степан?
– Ну, конечно, звук “С”.
– Мы с тобой ему поможем научиться произносить звук “С”? (Да поможем).
– Но сначала мы ему покажем, как надо расслабляться.
– Садись в кресло. (Звучит спокойная музыка, проводится релаксация).

“Все умеют танцевать.
Прыгать, бегать рисовать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать!
– Слушай, и делай как я. Вдох-выдох (два раза).
Посмотрите, мы олени,
Рвётся ветер нам на встречу
Ветер стих,
Расправим плечи
Руки снова на колени,
А теперь немного лени.
Руки не напряжены
И расслаблены…..
Знают страусята, девочки и мальчики
Отдыхают теперь ваши пальчики,
Дышится легко….ровно….глубоко”.

Вот и закончилась наша игра, мы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, а главное мы вместе с нашим страусёнком почувствовали, как приятно, когда руки не напряжены и расслаблены.

Ну что ж, теперь пора учиться произносить звук “С”.

Давайте сделаем упражнения, которые так любит наш весёлый язычок.

3. Артикуляционная гимнастика.

(Выполняются упражнения для губ).

1. Упражнение “Улыбка”.

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравиться лягушкам.
Улыбаются… Смеются….
А глаза у них, как блюдца.

(Выполняется упражнение “Улыбочка” – 5-7 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены).

2. Упражнение “Трубочка”.

Мои губы – трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду, ду-ду-ду,
Ду-ду, ду-ду-ду.

(Упражнение выполняется с сомкнутыми зубами, губы вытянуты вперёд 5-7 раз).

3. Упражнение “Улыбочка-трубочка”.

(Чередуются упражнения “1” и “2” 5 раз).

А теперь поиграем с нашим язычком. Смотри, Степан, как мы это будем делать и запоминай.

(Выполняются упражнения для языка).

1. Упражнение “Лопаточка”.

Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.

– Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз).

2. Упражнение “Накажи непослушный язычок”

На губу язык клади,
Пя-пя-пя произнеси
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается….
Ты под счёт её держи…
До пяти…до десяти…

3. Упражнение “Горка”.

Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются!

4. Упражнение “Чищу зубы”

Чищу зубы,
Чищу зубы.
И снаружи…
И внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели, чтоб они.

Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны.

4. Диафрагмальное дыхание:

А теперь представьте, что мы с вами пошли в лес, там так свежо, так приятно пахнет! Давайте подышим:

Если уж в лесу гулять
Надо воздухом дышать!
Подышите, как я.
Выдох – пффф
Пауза
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с
Пауза.
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с.

Посмотрите, какие кораблики у нас плавают в “море” (перед ребёнком ставится ёмкость с водой, в которой плавают кораблики). Давай на него подуем, чтобы он скорей к другому берегу приплыл.

Давайте немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку, на которой всё нарисовано про звук “С” (рассматриваем акустико-артикуляцыонный профиль и делаем анализ артикуляции звука “с”).

Акустико – артикуляционный профиль звука “С”

– Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с”?
– Ребёнок – улыбаются.
– Что остаётся между зубками?
– Ребёнок – щель.
– Язычок, какой узкий или широкий?
– Ребёнок – широкий.
– Куда упирается кончик языка?
– Ребёнок – в верхние зубки.
– Язычок, что ещё делает?
– Ребёнок – выгибается горкой.
– Какая воздушная струя?
– Ребёнок (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) – Холодная.
– Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий?
– Ребёнок – глухой.
– Какой бывает этот звук, твёрдый как орех или мягкий как вата.
– Ребёнок – бывает и твёрдым и мягким.

Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили (ребёнок выполняет).

Давай встанем и “накачаем насос” (ребёнок делает имитационные движения, как будто он “накачивает насос” наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с , взрослый следит за артикуляцией звука).

5. Моторика пальцев рук:

Читайте также:  Примерное тематическое планирование логопедической работы в подготовительной группе (ОНР, ФФНР)

Давай теперь покажем страусёнку Степану, как работают наши ручки:

Ты не бойся, это гусь
Я сама его боюсь
Гусь стоит и всё гогочет
Ущипнуть тебя он хочет.

6. Фонематический слух:

Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук “С”.

(Ж, З, С, Ц, Ж, С, З, Ш, Ц, С, Ш…)

А теперь подними руку, когда услышишь слог со звуком “С”: ЖА, СА, ШО, ЖО, СУ, ЦА, ЗА, ШО…

Послушай и произнеси слоги, которые я тебе скажу:

СА-СО-СУ; СЫ-СА-СЭ; СУ-СЭ-СЫ.

Сегодня к нам в гости взглянуть на Страусёнка зашли Саша и Сима, подари им игрушки (картинки) вместе с нашим Страусёнком – Саше со звуком “С”, Симе – со звуком “СЬ”. Ребёнок раздаёт картинки или игрушки и проговаривает каждое предложение: “ Я подарю Саше картинку санки, а Симе гуся”..

Молодец! Всё сделал правильно!

Вот и подошло время заканчивать наше занятие, посмотрите ещё раз на профиль звука “С” и расскажите по нему: об язычке, губках, зубках, “ветерке” (воздушной струе), как они себя ведут, когда ты произносишь звук “С” (ребёнок вспоминает полную артикуляцию звука “С”).

– Ну что, Страусёнок, научился произносить правильно и красиво своё имя?
– Так как же тебя зовут? Произнесите вместе имя Страусёнка (Степан).
– Правильно! Молодцы!
– Я думаю, что теперь вы всегда будете правильно произносить все слова с этим красивым звуком “С”.

Постановка звуков в логопедии

Как научить ребенка правильно и четка звук В и другие звуки. Для этого нужны специальные логопедические игры, упражнения, артикуляционная гимнастика.
Ведь не один ребенок не рождается уже с правильной и готовой поставленной речью. Он постепенно учится четко и правильно произносить звуки, сливая их вместе потом в слова, а затем строить предложения, выражать свои мысли. Но если идет задержка речевого развития происходит в некоторой задержки.

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе развития речи формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению.

Только общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Поэтому задача родителей и педагогов помочь ребенку удалить все проблему связанные с речью.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения – одна из важнейших задач педагога. Малыш должен научится произносить правильно все звуки русского алфавита. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, Ф, В и др.

Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стечением согласных звуков.

Артикуляция звука В

При звуке В голосовые складки сомкнуты, вибрируют, добавляется голос. Ощущается вибрация гортани и подбородка.

Постановка звука В

Ставится на базе звука Ф с прибавлением голоса, наличие которого ребенок осязает, прикасаясь рукой к груди, к гортани или подбородку логопеда. При произнесении звука В нельзя допускать закусывания нижней губы. Она должна быть немного вывернута наружу и приближаться к верхним резцам.

Упражнения на автоматизации звука В

1. Повтори слоги:

2. Повтори слова:

Звук в начале слова:

Вам, ваш, вата, Ваня, вагон, ванна, вахта, ватка, Вася, ваза, Валя, вафли, варка, варежка; вы, выть, высь, выгон, вызов, выезд, выпуск, выбор; вот, вон, воз, вода, вожак, волк, вобла; вуз, вуаль, вулкан.

Звук в середине слова:

Иван, Вова, диван, ковать, сова, Савва, совать, зазывать, голова, слива, слава, халва, глава, корова, трава, сорвать; ивы, оковы, гривы; выводок, завод, забава, вывоз, вывозить, завозить, заводить, повозка, зарево.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Впа, вка, вку; вну, тва, твы; зва, зву; вла, вло; вра, вру, вкла, вклю. Впадать; вкус, вкусно; внук, внучка; Литва, клятва, листва, плотва, бритва, клятвы; звать, звание; звук, звуковой, звучание, звучно; влага, власть, вложение; врать, враг, врач, враль, врун, врут; вклад, вкладыш, включение.

Повтори предложения.

Вот Вова и Вася. Вася купил вату. Сова пьет воду. У Вовы намокли варежки. Сова сидела на возу. Впереди стаи летел вожак. У коровы большая голова. Ваня уронил вафли в траву. Возле ивы выл волк. Ваня несет вазу. Валя ест сливы. Вова идет на завод. Раздался сильный звук. Внук и внучка вкусно поели у бабушки. У Ивана большая власть. Валя дала клятву. Внизу лежит листва.

Повтори чистоговорки.

Ва – вы – ва — вот высокая трава. Вы – ва – вы — даже выше головы.

Повтори пословицы.

Всему свое время. Всякой вещи свое место. Волков бояться — в лес не ходить. Много воды — много травы.

Повтори скороговорки.

Уточка вертихвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

В зимний холод всякий молод. Вкусная халва – мастеру хвала.

Повтори загадки.

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный?

Выучи стихотворение.

Весенний воздух свеж и чист.

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля.

Вокруг ручьи бегут, звеня.

Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать подходящие по смыслу слова в конце каждого стихотворения.

Грязнулю всегда выручает. (вода).

Чик-чирик, не робей!

Я бывалый. (воробей).

Известная персона. Это. (ворона).

Игра «Назови ласково».

Взрослый предлагает ребенку назвать ласково следующие предметы:

Как поставить звуки при дизартрии

Дизартрией называется нарушение речи, вызванное различными патологиями центральной нервной системы. Заболевание проявляется в виде расстройства артикуляции звуков и смазанной речью, нарушенным голосообразованием и интонационными изменениями.

Дети с данным нарушением выделяются из общей массы сверстников слаборазвитой общей моторикой. Они неловкие, имеют ограничение активных движений, плохо подражают движениям в играх, с трудом переключаются с одного движения на другое.

Это заболевание возникает по причине дефекта иннервации и слабого развития речевого аппарата. Дизартрия является не самостоятельной болезнью, а симптомом, вызванным нарушением мозгового обращения, нейроинфекциями. В связи с этим вся проводимая работа осуществляется, исходя из принципа развития подвижности органов речи, с помощью различных логопедических приемов и упражнений.

Различают несколько видов патологии, в зависимости от участка поражения, влияющего на возникновение нарушения, в том или ином отделе головного мозга и нервной системы.

В связи с увеличением количества случаев данного заболевания, в последние годы, признана необходимость изучения особенностей работы по устранению дизартрии.

Для ее успешной коррекции разработаны определенные методы и приемы, связанные с особенностью нарушения.

Как ставят звук при дизартрии

Постановка звуков при дизартрии имеет определенную последовательность. Сначала это гласные, потом согласные и сонорные. Затем проводят постановку смычно-взрывных, щелевых и переднеязычных.

Г. В.Чиркина предлагает проводить отработку звуков в соответствии с тем, насколько подготовлены органы артикуляции ребенка, а именно, как разработаны дорсальный, какуминальный и альвеолярный уклады.

Также период постановки делят на этапы.

Этапы и последовательность постановки звуков

Так, на первом этапе автоматизируются [а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л] и проводится дифференцировка [п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы].

На следующем этапе автоматизируются [б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р] и отрабатывается дифференциация [с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т’].

То, с какой очередностью специалист будет работать над постановкой звуков, продиктовано рядом факторов:

  1. Степень сложности его произнесения для ребенка.
  2. Постепенность перехода от звуков с наименьшими произносительными сложностями к более простым.
  3. Схожесть по акустике и артикуляции.
  4. Наличие материала для коррекционной работы. Какой специалист этим занимается

Для правильной постановки диагноза необходимы усилия нескольких специалистов:

  • Задача логопеда исследовать звукопроизношение, оценить все стороны речи и зафиксировать результаты в речевой карте.
  • Задачей психолога является оценка интеллектуальных возможностей ребенка.
  • Опираясь на мнение перечисленных специалистов, врач-невролог дает свое заключение.

Целью работы по коррекции проявлений дизартрии является улучшение речи ребенка до состояния понятности окружающими, работа над просодической стороной речи, исправление речевого выдоха и голоса, улучшение моторики.

Для эффективной работы коррекционные занятия с логопедом рекомендуется сочетать с лечением препаратами и процедурами медицинской физической культуры.

Постановка звуков при дизартрии

То, насколько звук доступен ребенку, определяется не только оральной артикуляцией, но и тем, как зрительно воспринимается его образ. Хорошо обозначаемыми артикуляторно считаются звуки: а, о, у, э, и, п, б, м, ф, в, ш, ж, л, с, т, к (они расположены на уменьшение артикуляционных признаков). Как правило, это гласные. Затем идут взрывные согласные, особенно [п], которые усваиваются проще и быстрее фрикативных, таких как [ф], [в], [х].

Проводя постановочную работу, логопед выстраивает и интонационную выразительность материала.

Если проводить коррекцию звуков, артикуляция и акустика которых близка с ранее изученными, то усвоение материала будет проходить сложнее.

Это явление учитывается логопедами, и схожие по перечисленным признакам звуки рассредоточиваются по продолжительности коррекционной программы.

С подбором материала в постановке связывают изучение более трудного раньше, чем изучение более легкого. Таким примером может служить постановка прежде сложного звука [ы] при дизартрии, ранее более легкого [э].

Важно! Грамотный логопед, в первую очередь, станет уточнять артикуляцию звуков гласного ряда [э, а, и, ы, о, у] в приведенной последовательности. Затем можно будет приступать к работе над согласным рядом, начиная с мягких соноров, впоследствии отрабатывая их твердые пары: [м’-м, н’-н, j, л’-л, р’-р].

Поставив сонорные, переходят к уточнению и формированию смычно-взрывных: [п’-п, б’-б, т’-т, д’-д, к’-к, г’-г].

Проведя данные упражнения и закрепив результат, исследуют щелевые звуки: [ф’-ф, в’-в] и корректируют переднеязычные в данном порядке:[с’-с, з’-з, ш-ж, х’-х, щ, ч, ц].

Необходимость данной очередности звуковой постановки объясняется тем, что такая последовательность соответствует этапам становления звуков в онтогенезе и тем, что так обеспечивается возможность опереться на зрение и обеспечить контроль. Также используют опору на кинестетику и вибрацию.

Коррекционная работа реализуется по принципу перехода от несложных к более трудным речевым упражнениям.

Примеры упражнений

Перед тем, как приступить к звуковой постановке, назначается логопедический массаж и артикуляционная разминка. Проводимый массаж (ручной и пальцевой), укрепляет и активизирует мускулатуру речевого аппарата, приводит в тонус слабые мышцы, а профессиональный точечный массаж расслабляет участки с гиперкинезами.

Сначала специалист проводит манипуляции с органами речи ребенка сам, с помощью рук, зонда, шпателя, салфетки. Затем пациента знакомят с органами речевой зоны и подключают сначала к пассивно-активной, а затем к активной логопедической гимнастике.

Также с ребенком прорабатываются упражнения на развитие правильного дыхания, на удержание артикуляционных поз.

Внимание! Всей работе по непосредственной постановке предшествуют подготовительные упражнения. Это комплексы для губ, языка, для челюсти.

Ребенку даются задания для тренировки силы и направленности выдыхаемой струи воздуха, на сравнение и узнавание звуков со схожими фонемными признаками.

В зависимости от отрабатываемого материала, логопедические речевые упражнения подбираются с ориентированием на активизацию того или иного участка органа. Так, при постановке звука [c] при дизартрии в подготовительный комплекс входит упражнения «Трубочка», «Забор», из которого ребенок дует на ватку, развивая силу струи воздуха.

Далее эти упражнения продолжаются с задержкой губ в тонусном вытянутом и растянутом положении, добавляется звук, тренируется переключаемость артикуляционных укладов. Для такого органа, как язык, используются расслабляющие упражнения, когда из положения «Лопата» и «Окно» ребенка просят положить язычок на губу, покусать его и подвигать вперед-назад и за зубами.

Способы постановки

Постановка ведется традиционными способами:

  • по подражанию, когда логопед показывает ребенку, как располагаются органы артикуляции при произнесении, а также используя тактильные ощущения при «соприкосновении» со звуком (например, при постановке звука[д] при дизартрии);
  • от опорного звука, когда поставленный звук является основой, к которой прикрепляется нужный, и все произносятся в связке (тс-с-с-с; ииии-с-с-с);
  • механическим способом, с использованием зонда и шпателя и механического удержания языка и органов артикуляции в нужной для произнесения позе;
  • смешанным способом (например, при постановке звука [л] при дизартрии), когда его произносят по подражанию и с использованием зонда.

Комплексное лечение дизартрии

Для комплексного лечения дизартрии рекомендуется применение:

  1. медикаментозных препаратов;
  2. иглоукалывания;
  3. физиотерапевтических процедур;
  4. ЛФК;
  5. закаливания;
  6. занятий с логопедом;
  7. излечение хронических заболеваний.

При проведении коррекционной работы (например, при постановке звука [р] при дизартрии) учитывается особенность иннервации артикуляционного аппарата и проводится вначале подготовительная работа в виде массажа, артикуляционной разминки, упражнений для органов полости рта, нижней челюсти, тренировки на дыхание и формирование воздушной струи. Постановка самих звуков ведется в соответствии с учетом онтогенетического принципа и принципа перехода от более простого к более сложному.

Прогноз и профилактика дизартрии

Прогноз при лечении данного заболевания чаще всего неопределенный.

Раннее начало систематической работы по коррекции нарушения могут дать лучший эффект. Более оптимистичным является прогноз при наличии стремления к результату у самого дизартрика и его ближайшего окружения.

Дети с таким заболеванием нуждаются в развитии общей и мелкой моторики, в переключаемости и в обучении самообслуживанию.

Если форма заболевания определяется, как тяжелая, то возможен лишь прогресс в улучшении речевой функции.

Профилактикой дизартрии считается бережное вынашивание ребенка, здоровый образ жизни матери, раннее выявление нарушения, наблюдение и предупреждение травм головного мозга и нейроинфекций в любом возрасте.

Постановка и автоматизация звуков “Т Д”

Современные родители знают, что для успешного обучения в школе детям необходимо внятно и четко произносить все звуки родного языка. Без правильной речи невозможно излагать свои мысли, писать диктанты, составлять пересказы. Обычно к школе ребенок должен иметь хорошо развитую речь. Однако некоторые дошкольники так и не научаются говорить чисто, искажают некоторые звуки, поэтому возникает необходимость обратиться к логопеду. Специалисты отмечают, что в последнее время появились новые виды дислалии (нарушений звукопроизношения), которые раньше почти не встречались. В их число входит неправильное произношение звуков Т, Д. Смогут ли родители в домашних условиях поработать над исправлением звукопроизношения, если обнаружилось такое речевое нарушение у ребёнка? Для того чтобы правильно организовать занятия дома необходимо понимать, что представляют собой постановка звука т в связи с постановкой звука д.

Читайте также:  Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе

Важно: правильное произношение складывается в основном к пятилетнему возрасту, поэтому обращаться за специальной помощью следует после 5 лет. Однако нужно уже с раннего возраста внимательно следить за речью ребенка, не умиляться искажению слов, а по возможности исправлять речевые ошибки крохи.

Особенности произношения звуков Т Д

Какие типичные ошибки совершают дети при их произнесении? К систематически встречающимся речевым нарушениям относится:

  • Замена звуков переднеязычных «Т – Д» на соответствующие заднеязычные «к – г», например, «к(т)игренок», «инг(д)юк».
  • Смешение согласных переднеязычных «Т – Д» с заднеязычными «к – г»: клетка – клекта; стакан – скатан.
  • Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка – птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.
  • Стойкое смешение Т Чтит – учит, девоть(ч)ка), Т Ц (Пеця – Петя, цвецет – цветет).

У деток с речевыми ошибками можно наблюдать такое построение предложений: «Мама, де (где) мои танфетьки (конфетки)?», «На тартинке (картинке) дуси». Окружающие сразу же замечают подобные нарушения, а родители могут обнаружить и неправильную артикуляцию звука т: вместо того, чтобы оставить кончик языка внизу, упирающимся в передние зубы, малыш поднимает его к нёбу.

Очень часто причинами неправильного произношения являются:

  • Нарушения в артикуляции (работе органов речи).
  • Малая подвижность нижней челюсти.
  • Недоразвитость слухового восприятия (малыш не различает звуки).
  • Плохой пример взрослых, когда кто-то из окружающих неправильно произносит Т Д.

В любом случае диагноз ставит логопед, а родители занимаются постановкой звуков на домашних занятиях в соответствии с его рекомендациями.Очень хорошо помогает в работе артикуляционная гимнастика, которая должна стать постоянным спутником не только занятий, но и повседневной жизни.

Важно: коррекцию произношения звуков Н Т Д, как правило, проводят после того, как в речи дошкольника будут четко поставлены простые звуки: гласные (а, у, о, и, э, ы) и согласные (б бь, п пь, м мь, в вь, ф фь).

Для обследования произношения звуков Т Д можно предложить ребенку небольшой тест в виде нескольких упражнений:

  1. Вслед за взрослым произнести предложения, в которых встречаются данные звуки, например: Дуся дает дыню Даше. У тети Тани на столе тетради.
  2. Рассмотреть картинки, на которых изображены предметы со звуками Т Д, например: тапочки, теленок, тигр, топор, телевизор, телега, торт; дыня, дом, дверь, дерево, девочка, дети.
  3. Среди разложенных на столе картинок найти ту, которую назовет взрослый: точка – дочка, тучка – дачка, уточка – дудочка, прудик – прутик, домик – томик.

Работа требуется тому малышу, у которого в речи не прослеживаются Т Д или заменяются другими звуками, отсутствует дифференциация (различение сходных по звучанию звуков).

Приемы постановки звуков Т Д

Классическими приемами логопедической работы являются подготовительный этап и постановка звука, которые активно можно использовать и в домашних занятиях. Если правильно подобрать упражнения, то родителям нетрудно будет справиться с речевыми нарушениями своего дитя.

Важно: прежде чем научить ребенка правильной артикуляции звука Т (Д), взрослый должен сам отработать положение губ и языка перед зеркалом: губы занимают позицию того гласного, который следует за Т (та – та – та); язык фиксируется в верхних зубах; нёбо приподнято. Кроме того, артикуляционная гимнастика также должна быть предварительно отрепетирована взрослым.

Подготовительный этап

Логопеды настаивают, если язык малыша недостаточно окреп для постановки звуков, необходимо сначала укрепить мышцы языка и губ. Поэтому в подготовительный этап обязательно входит артикуляционная гимнастика. Подготовить к ней речевой аппарат помогут упражнения логопедического массажа::

  1. Взрослый при помощи зеркала учит дошколенка принять правильное положение губ и язычка, показывая различения при произношении, например, Т (кончик язычка) и К (хвостик язычка): «Торт едят», «Капли капают».
  2. Постановка звука Т требует резкого и сильного выдоха. Поэтому необходимо сформировать умения правильно выдыхать. Можно использовать упражнения: «Мыльные пузыри», «Воздушный шарик», «Летающие снежинки (из салфетки или комочков ваты)».
  3. Затем следует артикуляционная гимнастика:
  • «Широкая улыбка» – зубы соединить, широко растянуть губы и держать такое положение до 7 сек.
  • «Часы тик-так» – язычок быстро движется влево – вправо по верхней губе.
  • «Язычок не слушается» – произнести пя-пя-пя, постучав верхней губой по языку, постепенно проводя дифференциацию (различение) звуков П Т.
  • «Язычок – лопаточка» – расслабить язык, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе.

Важно: надо постараться, чтобы ребенку было интересно выполнять довольно монотонные подготовительные задания. Для этого необходимо на каждом домашнем занятии вводить Для этого необходимо на каждом домашнем занятии вводить новые упражнения артикуляционной гимнастики, которые можно позаимствовать из логопедической практики.

Постановка звуков

Как поставить звук в домашних условиях? Специалисты предлагают несколько способов постановки звука, родитель может попробовать все из них и выбрать тот, который более доступен и понятен малышу.

  1. Постановка Т по подражанию: взрослый предлагает дошколенку повторять сначала слоги, а потом слова, целесообразно начинать со слога «та». Например: та-та-та, та-ты-то-ту, ты-ты-ты, ты-та-то-ту, то-то-то, то-ту-та-ты. Затем переход к словам – чистоговоркам: та-та-та, та-та-та, вот такая красота; ты-ты-ты, ты-ты-ты, подарили нам цветы; ту-ту-ту, ту-ту-ту, мы наводим чистоту; то-то-то, то-то-то, я надела пальто. Творческий подход к речевым занятиям позволит родителям самостоятельно составлять подобные чистоговорки на звук, привлекая к творчеству детей.
  2. Межзубной способ: взрослый показывает ребенку положение язычка (язык зажимается губами, в таком положении нужно сильно выдохнуть до получения звука, затем расположить язычок за зубами). Можно научить контролировать выдох, если поиграть в «заборчик» для воздуха, подставив ладошку перед ртом. Или устроить игру в «мяч» (ватный комочек струей воздуха загоняется в импровизированные ворота).
  3. Логопеды пользуются способом постановки Т от звука П. Ребенок повторяет па-па-па, расположив широкий кончик языка на нижней губе, затем, широко улыбаясь, произносит П, получается Т.
  4. При постановке Д идет идентичная работа, лишь при выдыхании добавляется голос.

Автоматизация звуков Т Д

Когда звуки Т Д будут поставлены (появилась правильная артикуляция), и ребёнок научится их произносить, наступает следующая ступень – автоматизация (отработка навыка). Здесь важно добиваться свободного произношения. Так как это является новым для дошколенка, значит, требуется длительная тренировка. Логопеды рекомендуют вводить отработанный навык постепенно: сначала через слоги, затем слова, далее предложения. Хорошо помогут в этой работе артикуляционные упражнения, игры в опоре на стихи, рассказы, загадки, что также поддержит интерес к занятиям. При этом не забывать, что каждое домашнее занятие необходимо начинать с артикуляционной гимнастики.

Важно: родителям нужно приложить все усилия, чтобы неправильное произношение звуков Т Д как можно быстрее исчезло из речи ребенка. При этом учитывать, что новый материал вводится только после того, как будет усвоен предыдущий.

Что может предпринять взрослый, чтобы сохранить у ребенка интерес к занятиям и при этом многократно повторять монотонные действия? Помогут игровые приёмы, при помощи которых отрабатываются слоги, например: та-та-та, да-да-да, то-то-то, до-до-до, та-ты-то-ту, ат-ат-ат, да-ды-ду, ыт-ыт-ыт, уд-уд-уд. Сюжеты могут быть самые разнообразные:

  • Научим куклу чистить зубы, покажем ей, что такое артикуляционная гимнастика: «почистим зубки» (разнообразные движения язычком по зубкам снаружи и изнутри вверх – вниз, влево – вправо).
  • Споем игрушкам песенку: “тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота”;
  • Сыграй на барабане для мишки: трам-та-та-там; на дудочке для собачки: ду-ду-ду.
  • Я начинаю говорить, а ты заканчивай (взрослый произносит часть слова, которое обязательно заканчивается на слог со звуками Т Д): цве-ты, красо-та, конфе-ты, мач-та, паль-то, буке-ты; велосипе-ды, ке-ды, боро-да.
  • Здравствуй, пальчик! (большой палец выставляется вперед, и каждый пальчик поочередно «здоровается с ним» слогами: та, то, ту, ты; да, до, ду, ды).

После того, как у дошкольника будут автоматизированы звуки, работа усложняется, произношение звука закрепляется в словах.

Упражнение «Соберем бусы»

Эффективное упражнение на автоматизации звука Т со старшими дошколятами. Взрослый предлагает дошкольнику собрать необычные бусы, предварительно договорившись, какой слог за каким следует. Например, может быть такая очередность: та – то – ты – ту – та – то. Аналогично ведется работа со звуком д. На первых порах можно сделать опору на наглядность (цветные бусинки, кружочки из цветной бумаги, карандаши). В дальнейшем наглядность убирается, ребенок действует по памяти.

Упражнение «Придумай слова со звуками Т Д»

Предложить ребенку повторить за взрослым слова со звуками Т Д в начале, середине, конце слова. Например, взрослый начинает с более понятного слога та: тапочки, тачка, тарелка; малыш продолжает: танк, табурет, танец, такси. Затем переходит к другой позиции Т Д: котик, петушок, каток, листок; салат, играет, собирает, лает, помогает. Или дудочка, дай, день, подарки, солдат (ударение голосом на выделенное). Если дошколенку на первых порах трудно продолжить словарный ряд, можно поработать с картинками. Аналогично идет работа со слогами ты ды: тыква, дырка, ты, дым; то до: топор, торт, толстый, добрый, точка, дочка; ту ду: тучка, тулуп, радуга, дуга. Словарный ряд лучше подготовить заранее. Еще интереснее упражнение на автоматизацию пройдет с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку со своим словом, ребёнок отвечает своим.

Упражнение «Звук т и звук д в предложении»

Аналогичная работа проходит с предложениями, дошкольник повторяет за взрослым, выделяя голосом Т Д:

  • Таня и Тома едут в трамвае.
  • Трофим едет в такси.
  • Летит самолет.
  • Тётя Тоня сажает цветы.
  • Дима и Толя катаются на катке.
  • Даша и Денис поделили дыню.
  • Дети идут в детский сад.

Для того чтобы дошкольник мог самостоятельно составить предложение, используются сюжетные картинки. Необходимо следить, чтобы все слова предложения имели звук, который автоматизируется (Т Д).

Потешки, чистоговорки для автоматизации звуков Т Д

Чтобы родителям было нетрудно подобрать художественный ряд для отработки звуков Т Д, можно воспользоваться логопедическими подборками или придумывать чистоговорки на звучание вместе с детьми. Например, родитель начинает со слогов, а ребенок дальше рифмует предложение:

  • Та – та – та, та – та – та, (в море видели кита).
  • Ту – ту – ту, ту – ту – ту, (молока нальем коту).
  • Да – да – да, да – да- да, (расплескалась вся вода).
  • Ды – ды – ды, ды – ды – ды, (в стакане нет воды).
  • Да – да – да, да – да – да, (не ходите вы туда).
  • Ду – ду – ду, ду – ду – ду, (все равно туда пойду).

Очень много потешек можно найти на детских сайтах или в детских книжках. Главная их задача – автоматизация звука Т (Д), его правильное произношение, например:

Тень, Тень, поТеТень, выше гороДа плеТень.
Сели звери на плеТень, похвалялися весь День.
Похвалялася лиса: Всему свеТу я краса!
Похвалялся зайка: ПойДи, Догоняй-ка!

Тяни холсТы,
ХолсТы просТы.
Тяни, Тяни, поТягивай,
Поперек, поперек переклаДывай.

Знаем, знаем: Да-Да-Да!
В кране прячеТся воДа!
ВыхоДи, воДица!
Мы пришли умыТься!

ЛаДушки, лаДушки,
Испечём олаДушки.
На окно посТавим.
ОсТываТь засТавим.
Немного погоДим,
Всем олаДушек ДаДим.

Дифференциация звуков Д Т

Важным этапом в логопедической работе является дифференциация звуков (различение сходных по звучанию, Т Д, Д ДЬ, Т ТЬ). Этот этап проводится параллельно с автоматизацией и необходим для того, чтобы сравнивать звучание (мягкое и твердое), отработать произношение. Можно научить дошкольника новым специальным приемам на различение звуков: рука прикладывается к горлу во время звучания, определяется звук (Д – звонкий, голосовой; Т – глухой, без голоса). Для дифференциации можно использовать уже известные приемы: слоги, слова, предложения в упражнениях, играх, чистоговорках, потешках.

Дифференциация звуков Т ТЬ в упражнении «Сравним звуки в отгадках»

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки, а потом спрашивает, одинаково ли звучание Т во всех отгадках? Главное – дать возможность понять различие в произношении звуков Т (твердый) ТЬ (мягкий).

Кругла, а не месяц, желта, а не масло,
Сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь (тыква).

Кланяется, кланяется, придет домой – растянется (топор).

Над водой застыла глыба,
На обед ей снится рыба.
Ласты есть да плавать лень,
Рыбу съест другой (тюлень).

Упражнение «Правильные чистоговорки»

Цель – научить правильно и четко выговаривать и различать Д ДЬ.

Дед Додон в дуду дудел,
Даньку дед дудой задел.

Дятел дерево долбит,
День – деньской кору дробит.

Игра «Придумай предложение»

Для постановки и закрепления произношения Т Д взрослые могут научить детей придумывать красивые предложения при опоре на словесных помощников. Затем определить, в каких словах твердый Т Д, а в каких мягкий ТЬ ДЬ:

Денис – телефон (Денису подарили телефон);
Дом – кот (Наш кот не гуляет, он дома);
Таня – дыня (Таня любит дыню);
Тёма – дудка (Тёма учится играть на дудке);
Дуся – картинки (Дуся любит смотреть картинки);

Важно: родители должны понимать, что домашние занятия на правильное произношение заключаются в формировании навыка произнесения звуков родного языка. Это процесс долгий, систематичный, требует терпения и упорной тренировки по автоматизации, дифференциации звучания. Вдумчивый подбор артикуляционной гимнастики, упражнений, игры, словесного материала поможет добиться хороших результатов в становлении грамотной красивой речи у дошколят.

Ссылка на основную публикацию