Дифференциация Б-Д – конспект

План-конспект группового логопедического занятия по теме «Дифференциация букв Б-Д»

Тема: «Дифференциация букв Б-Д»

• учить детей различать зрительные образы букв Б – Д;
• вспомнить правило написания имен собственных;
• вспомнить правила обозначения границ предложения;
• развивать зрительно-пространственную ориентировку;
• развивать навык языкового анализа;
• развивать мышление, память, внимание.

I. Организационный момент

Логопед выставляет на доску две картинки и спрашивает детей, как они называются. (Дом и бант).

Детям предлагается записать эти слова в тетрадь и выделить первую букву. (В слове дом первая буква Д, в слове бант – Б)
Логопед сообщает детям тему занятия: « Буквы Д – Б »

II. Основной этап

Логопед предлагает детям рассмотреть написание букв Б, Д и назвать схожие элементы. Затем, логопед просит назвать различия между этими буквами. (У Буквы Д «хвостик» смотрит вниз, а буквы Б «хвостик» смотрит наверх)

• Дифференциация «Б-Д» на буквенном уровне.
Логопед объясняет детям, каким образом можно заменить символ нужной буквой. Звёздочка обозначает положение «хвостика» буквы. Таким образом, если звездочка вверху, то это буква Б , если внизу, то это буква Д .

(б, д, д, б, б, д, д, д, б, б, б.)

Работа выполняется устно, затем самостоятельно, каждым ребенком в тетради. После завершения работы, логопед называет получившиеся буквы, а ученики проверяют правильность выполненного задания.

• Дифференциация «Б-Д» на уровне слога.
Логопед просит детей подумать и сказать, каким образом «замаскированы» буквы занятия в следующем задании. (Если стрелочка направленна вверх, значит это буква Б, если стрелочка смотрит вниз, значит это буква Д )

(Ди, бя, бю, бе, ду, де, би, бё, бе, ду, бя, до.)

Учащиеся по цепочке читают слоги и объясняют, почему вставили именно эту букву.

• Дифференциация «Б-Д» на уровне слова.
Логопед просит детей списать слова, выбрав нужную букву Б или Д , пользуясь подсказкой. Если солнышко стоит над буквой, то следует писать букву Б , если солнышко спряталось под букву, стоит написать букву Д .
Дети по цепочке выходят к доске и записывают по одному слова, остальные работают в тетради.

(Базар, дорога, бинт, доярка, билет.)

(Рубашка, радуга, сады, работа, командир, города.)

После выполнения задания, детям предлагается самостоятельно придумать слова с буквами Б – Д и зашифровать их подобным образом. Работа осуществляется у доски. Дети выходят по одному, пишут свое слово и просят других учащихся его отгадать.

• Дифференциация «Б-Д» на уровне предложения.
Логопед раздает детям карточки с предложениями, где пропущены буквы Б и Д . Перед выполнением упражнения, логопед просит детей вспомнить правила написания предложений, в частности, с какой буквы начинается предложение (с большой), что ставится в конце предложения (точка, вопросительный или восклицательный знаки). Также, логопед напоминает, что все имен всегда пишутся с большой буквы.

Белка забралась на высокое дерево.

Друзья собирают клубнику в саду.

Даша и Боря плывут на лодке.

Лида увидела в лесу дятла.

Дима и Боря кормят голубей.

Боря погладил лошадь.

Даша собирает букет из ландышей.

Работа осуществляется каждым ребенком самостоятельно по индивидуальной карточке. После выполнения задания, дети меняются карточками и продолжают работу.

После выполнения задания всеми учащимися осуществляется проверка. Логопед просит прочитать детей по одному предложению, акцентируя внимания на вставленных ими буквах.

III. Итог занятия

Детям предлагается вспомнить имена с буквой Б и с буквой Д .

Логопедическое занятие “Дифференциация букв “б–д””

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Учить описывать артикуляцию звука и давать ему характеристику;
  • Дифференциация сходных букв Б, Д путём выработки чёткой зрительно-моторной координации, соотносить эти буквы с символами и звуками, дифференцировать звуки изолированно, в слогах и в словах;
  • Развивать у детей зрительное, слуховое внимание и память, логическое мышление,
  • Совершенствовать оптико-пространственные представления, умение объяснять.
  • Развивать навыки чтения и письма; мелкую моторику пальцев рук;
  • Формировать навыки звукобуквенного анализа, слогового анализа слов.
  • Способствовать развитию грамматической правильной речи;
  • Закреплять знания о написании предложений, развивать умение анализировать предложение по словам.

Материал:

  • Написанные на карточках элементы рукописных строчных букв Б, Д;
  • Индивидуальные зеркала;
  • Игра «Буквенные цепочки» (б ––> д ––> в ––> о ––> с ––> х);
  • Карточка со словами (в прозрачном файле), маркеры с рукописными слогами (для каждого ребёнка);
  • Таблица с рукописными слогами;
  • Игра «Чей это хвостик?»,
  • Игра «Предметные картинки», (картинки),
  • Игра «Алфавит», шифровка слов,
  • Игра «Путешествие по предложениям», карточки с таблицей, координаты + цветные кружки,
  • Игра «Лабиринт», маркер (для каждого ребёнка),
  • Цветные кружки.

План занятия

I. Организационный момент

II. Развитие оптико-пространственных представлений, уметь объяснять

III. Основная часть. Логопедическая часть занятия

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков (б), (д), написание букв
2. Развитие навыков чтения и письма, двигательных способностей кисти руки.
3. Формирование навыков слогового анализа.
4. Динамическая пауза (физминутка).
5. Формирование навыков звукобуквенного анализа.

IV. Лексико-грамматическая часть занятия

1. Формирование оптико-пространственных представлений, работа с деформированными предложениями.
2. Анализ предложений с ориентацией на координаты.

V. Развитие мелкой моторики

VI. Итог занятия

I. Организационный момент

1. Развитие зрительного восприятия букв.

Соберите из данных элементов буквы занятия. Слайд 1
Первая буква – строчная рукописная, обозначает согласный твёрдый, звонкий звук. Для её написания нужно два элемента: первый элемент – овал, а второй хвостиком наверх. (б)
Вторая буква – строчная рукописная, тоже обозначает согласный, твёрдый, звонкий звук. Для её написания нужно два элемента: сначала, как у первой буквы овал, а затем петелька идёт вниз. (д)

II. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять

На стенд выставляется карточка из игры «Буквенные цепочки». Слайд 2
Логопед предлагает детям назвать буквы, написанные на карточке. Далее дети должны объяснить, как из одной буквы получить другую.

– Что для этого нужно сделать? (Убрать верхний или нижний элемент, правый или левый элементы, добавить … элемент с правой или левой стороны, сверху или снизу)

III. Основная часть. Логопедическая часть занятия

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков (б), (д), написания букв

– Сегодня мы будем работать с буквами б и д и соответствующим им звукам. Это звуки (б), (д). Слайд 3
– Сегодня на уроке мы будем дифференцировать буквы б и д. Слайд 4
– Давайте вспомним, чем буква отличается от звука? Слайд 5

Сопоставление звуков, установление сходств и различия перед зеркалами.

Работа с зеркалом.

– Что общего у звуков (б), (д)? (это звонкие согласные, т. е. в их произношении участвуют голос и шум. Эти звуки могут быть твёрдыми или мягкими)
– Чем различаются звуки (б), (д)? (при произношении звука (б) воздух встречает на своём пути преграду – губы, а при произнесении звука (д) – язык, поднимающийся к твёрдому нёбу)
– Сделаем вывод: Слайд 6
(б) – согласный, звонкий, взрывной, преградой являются сомкнутые губы;
(д) – согласный, звонкий, взрывной, преграда – язык смыкается с корнями зубов у дёсен.

Сравнение букв занятия по начертанию. Нахождение сходств и различий (на партах лежат строчные буквы)

– Чем похожи буквыб и д? (в их состав входит элемент «овал», обе буквы состоят из двух элементов)
– Чем различается написание этих букв? (направление, написание 2-го элемента у буквы «б» второй элемент смотрит вверх, а у буквы «д» – вниз. У буквы «б» второй элемент – «вертикальная палочка, смотрящая вправо», а у буквы «д» – «прямая наклонная с петлёй внизу»)

Соотнесение букв занятия с символами. Развитие зрительного восприятия

Слайд 7

– Давайте сравним букву б с очертаниями белки (пушистый хвост белки направлен вверх, буква б вписывается в силуэт белки)

Слайд 8

– Теперь давайте сравним букву д с очертаниями дятла (хвост дятла направлен вниз, буква д вписывается в силуэт дятла).

Вывод: Слайд 9

По звуку б надо запомнить ориентир при произношении это губы, при написании – белку. По звуку д: при произношении это дёсны, при написании – дятла.
Сегодня на занятии нашими помощниками будут белка и дятел.

2. Развитие навыка чтения и письма, двигательных способностей кисти руки.

Логопед раздаёт карточки со словами. Слайд 10

– Перед каждым из вас карточка в прозрачном файле. Прочитайте слова. Обведите те слова, в состав которых входит буква б. Куда смотрит второй элемент у буквы б? (Вверх, вправо)

3. Формирование навыков слогового анализа

На доске находится таблица со слогами. Слайд 11

– Что написано в таблице? (Слоги с буквами «б», «д»)
– Что такое слог? (Часть слова, в которой обязательно присутствует гласная)

Дети хором читают слоги, определяют в каком из них находится буква б, д.

Игра «Предметные картинки». Слайды 12-28 (Составь слова из слогов)

– Прочитаем слова, которые получились, четко произнося звуки б, д
– Выделите в названиях этих слов слоги с буквами б, д. (Дети называют).

б а-ры (ры б а), б а-ка- б оч ( б а б очка), б люд-вер (вер б люд), б ус-то-ав (авто б ус), ка- д оч-у (у д очка), ре-во- д е ( д ерево), ло-ко- б ок (коло б ок), д у-га-ра (ра д дуга).

Игра «Чей это хвостик?» Слайд 29

– Прочитайте загадочные слоги и отгадайте, элементы каких букв пропущены в слогах. Слайд 30
Верните элементы и назовите слоги верно (точки, расположенные над овалами, подскажут вам, чей это хвостик).

– Откройте тетради и запишите число и месяц.

Дифференциация букв в словах

– Здесь зашифрованы слова, в которых встречается буква б или д. Отгадайте слова, нарисуйте хвости у этих букв. Самопроверка.

Слайд 31

оант оилет
оазар руоашка
оушно раоуга
оорога загаока

Слайд 32

(бант, базар, душно, дорога, билет, рубашка, радуга, загадка)

4. Динамическая пауза (физминутка)

– Поскольку отличительный элемент буквы б («хвостик») направлен вверх, а «хвостик» буквы д – вниз, вы будете поднимать вверх руки, когда услышите слоги и слова со звуком (б), и будете наклоняться, когда звук (д) услышите в слогах или в словах: ба, ду, бе, ды, бро, дры, вбо, лбы, рда; банк, дом, боты, бант, духи, кеды, заботы, два, верба.

Читайте также:  Постановка звука (ш) - конспект

5. Развитие звукобуквенного анализа

Логопед выставляет на стенд карточку с игрой «Алфавит» Слайд 33

– А теперь поиграем. Перед вами игра «Алфавит». Посмотрите, каждой букве алфавита соответствует какое то число. Назовите число, которое соответствует букве а (1), букве б (2), букве д (5) и т. д., разгадайте шифр.
– Разгадайте слово, ориентируясь на числа в таблице «Алфавита».
Бельчонок подготовил вам таблицу «Алфавит», которая находится в зелёномконверте.
– На доске даны шифры к разгадке слов.

Например: Слайды 34-36

2, 16, 18 (бор) 5, 33, 20, 6, 13 (дятел)
18, 29, 2,1 (рыба) 5, 21, 19, 29 (бусы)
5, 16, 14 (дом) 4, 18, 10, 2 (гриб)
5, 29, 15, 33 (дыня) 13, 16, 5, 12, 1 (лодка)

– Молодцы! Слайды 37, 38
– А теперь вы сами загадайте слова. Помните, что в них обязательно должны быть звуки (б), (д) или (б`), (д`) (варианты ответов детей).

IV. Лексико-грамматическая часть занятия

1. Формирование оптико-пространственных представлений, работа с деформированными предложениями с ориентацией на координаты.

– Дятел с бельчонком приготовили вам задание, оно находится в зелёных конвертах.
Логопед раздаёт таблицы с деформированными предложениями, обращает внимание на координаты слева и сверху таблицы. Слайд 39
– Сейчас мы отправимся в путешествие по предложениям. Слайд 40 Вам будут названы координаты, на месте из пересечения положите цветные кружки. Прочитайте найденные слова, составьте из них предложения. Предложения составляются на доске.

Например. Слайд 41

1. Г 1, Б 6, В 6, Б 2, В 5, А 5 – Бурый медведь осенью ходит по лесу.
2. Г 2, А 1,В 2, В 1, Б 3, Б 5, Г 6 – Ещё рано ложиться спать в тёплую берлогу.
3. В 3, А 3, Б 1, В 4, А 6, Г 3 – Медведь хочет запасти под шкурой жир.
4. Г 4, А 4, Г 5, А 2, Б 4 – Косолапый ест ягоды, ищет корешки.

2. Анализ предложений

Слайд 42

– Играя в «Путешествие по предложениям», про кого мы узнали? (про медведя) Что делал медведь? Почему он не ложился спать? Как называется место, где зимует медведь?
– Попробуйте на слух определить количество предложений.
Например.
Поздняя осень. Бродит по лесу бурый медведь. Косолапый ищет ягоды, корешки. Мишке необходимо подкопить жиру. Всю зиму будет спать медведь в тёплой берлоге. Без запаса жира он проснётся. Голодный медведь опасен и для человека, и для зверей.
– Сколько предложений в тексте? (7)
– Продолжаем работать в тетрадях.
– Прослушайте предложение. Из них выпишите в тетрадь только те слова, в которых встречаются буквы бд. Напомните мне, ещё раз, как вы будите различать на письме буквы б, д (у буквы б второй элемент смотрит вверх, а у буквы д – вниз).
– Какие слова вы выписали? (дети перечисляют слова)

V. Развитие мелкой моторики

Логопед раздаёт листы с игрой «Лабиринт». Слайд 43

– У каждого из вас лабиринт. Пройдите путь по лабиринту. Сначала зрительно определите путь прохождения, а потом обозначьте его с помощью карандаша.

VI. Итог занятия

Какие звуки и буквы мы различали на занятии? Слайд 44
– Что общего в написании букв? (В их состав входит «овал») Слайд 45
– Чем различаются буквы бд? (У буквы б хвостик смотрит вверх, а у буквы д вниз, в состав букв входят разные элементы)
– На кого из живых существ похожа буква б? (На белку) А буква д? (На дятла) Слайд 46
– На этом наш урок закончен, спасибо за работу на занятии. Слайд 51

Конспект логопедического занятия «Дифференциация букв Б-Д» с группой учащихся 2-х классов

Галина Светлакова
Конспект логопедического занятия «Дифференциация букв Б-Д» с группой учащихся 2-х классов

Конспект

логопедического занятия с группой учащихся 2-х классов

учителя- логопеда Светлаковой Г. Г.

Логопедическая: Дифференциация букв б-д

1) познакомить учащихся с буквами б-д;

2) соотносить эти буквы с символами и звуками,

3) дифференцировать буквы изолированно, в слогах, в словах;

4) развивать у детей слуховое внимание и память, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание.

. соотносить буквы б-д с символами и звуками

. познакомить детей с буквами б-д

. дифференцировать буквы изолированно, в слогах и в словах.

. развивать у детей оптические представления

. способствовать развитию мышления и слухового внимания

. способствовать развитию зрительного и слухового восприятия

. пополнять словарный запас обучающихся

. способствовать развитию координации речи обучающихся с движением

. способствовать развитию зрительной памяти

Воспитательные: продолжить воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: Буквы б-д; стилизованное изображение букв, зеркала на каждого ребёнка ; веера согласных букв. Цветик – семицветик- цветок из семи разноцветных лепестков. Раздаточный материал (карточки).

I. Организационный момент

Логопед: Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь. Садитесь.

Сообщение темы и цели занятия.

-Замечательную сказку написал русский писатель Валентин Петрович Катаев

«Цветик – семицветик». Этот цветок не простой. Мы с вами будем отрывать по одному лепестку, говорить волшебные слова и выполнять задания, «Цветика- семицветика»

Первый лепесток оторву я:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли будь по -твоему вели.

Вели, чтобы Катя провела дыхательную гимнастику.

1. Дыхательная гимнастика.

Вдох носом – выдох носом.

Вдох ртом – выдох ртом.

Вдох носом – выдох ртом.

Вдох ртом выдох носом.

Вдох правой ноздрёй – выдох ртом.

Вдох левой ноздрёй – выдох ртом.

Вдохнуть носом – задержать дыхание-

Медленно выдохнуть через рот.

II. Основная часть занятия

Соотнесение букв занятий с символами. Развитие зрительного восприятия.

Логопед:

-Назовите, что вы видите на картинках. Это кто? Какая буква в ней спряталась?

– Белка, буква б

– Дятел, буква д

Логопед: Первая буква – строчная, обозначает согласный твёрдый, звонкий звук. Для её написания нужно два элемента первый – овал, а второй хвостик наверх. (б)

Вторая буква- строчная, тоже обозначает согласный твёрдый звонкий звук. Для её написания нужно два элемента овал, а затем петелька идёт вниз. (д) Итак, тема нашего занятия: «Различай буквы б-д

2. Работа с сигналами.

– Отрываем второй лепесток

«Светик – Семицветик» предлагает нам взять сигналы найти буквы б-д и просигналить правильно написанную букву б-д.

Слоги: ба, да, до, ду, бу, бу, об, од, би, ди.

Слова: собака, ребята, дрова, ботинки, Даша, дети, бочка, друг.

Логопед. Вы легко справились с этими заданиями. Отрываем третий лепесток, говорим все вместе волшебные слова

3. Работа с карточками.

Допишите «хвостики» букв б-д и прочитай слова. (раздаю карточки)

Слова: Бант, билет, гвоздики, базар, рубашка, брошка, душно, работа, загадка, дорога, радуга, подушка.

Логопед. Молодцы, отправляемся дальше!

4. Игра рассмотри картинки. (Карточка № 4)

Все вместе: Лети, лети лепесток…

Лишь коснёшься ты земли

Быть по – твоему вели!

Вели ребятам, рассмотреть картинки. И записать под каждой картинкой букву б или д, которая есть в этом слове.

Хорошо! Отрываем следующий лепесток.

5. Физминутка. (Лепесток № 5)

Логопед: Лепесток предлагает вам ребята немножко отдохнуть.

Дети выполняют движения по заданию логопеда.

6. Дифференциация букв на уровне слова.

(Индивидуальные карточки №6)

Логопед. Предлагаю собрать все свои силы и знания, отрывая шестой лепесток. Говорим волшебные слова … Лети, лети лепесток…

– Вели ребятам лепесток, вставить пропущенные буквы и поделить слова между гостями занятия.

– Проверяем, какие слова дарим белке? (бегемот, забор, билет, брови)

– Какие слова подарим дятлу? (дирижёр, дорога, коридор, дупло)

Какое слово вам показалось самым сложным по значению? (Логопед объясняет значение слова дирижёр- это человек, который управляет хором)

7. Развитие логического мышления. (Карточка №7)

Логопед: Ребята, у нас остался последний лепесток.

Ученик отрывая его, говорит волшебные слова…

-Вы должны отгадать и записать слова кроссворда.

– Давайте я вам помогу. Логопед читает задания, дети отгадывая, вписывают.

Отгадки: Белка, щенок, крокодил, цыплёнок, воробей.

Если вы записали все слова правильно, то сможете прочитать в выделенных клеточках кроссворда, какого цвета бывает заяц, снег и мел. (Белый)

(Ученики на ушко логопеду говорят отгаданное слово).

II. Итог занятия.

III. Вот и подошёл к концу наш урок. Цветик- семицветик и я благодарю вас за занятие. Вы внимательно и слушали и безукоризненно выполняли все задания. Замечательно.

– Спасибо, занятие окончено, до свидания.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация букв с-з в слогах и словах» Тема логопедического занятия: “Дифференциация букв “с-з” в слогах и словах” Разделы: Логопедия.

Конспект фронтального занятия «Дифференциация звуков [Ч], [Щ] и букв Ч, Щ». 1-ый этап обучения, 1–2 класс Конспект фронтального занятия по теме: «Дифференциация звуков и букв «Ч-Щ» (1-ый этап обучения, 1-2 класс) Михайлова Н. В., учитель-логопед,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Масленица. Дифференциация букв И — У» Дифференциация букв И – У (Масленица) Цель: научить различать буквы И, У в словах, словосочетаниях и поговорках. Задачи: образовательные.

Конспект итогового занятия на тему «Дифференциация изученных гласных и согласных звуков и букв. Лексическая тема «Лето» Цель: закрепить полученные знания детей об изученных гласных и согласных звуков и буквах через игровые задания с использованием мультимедийной.

Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений письма и чтения с учащимися 1 классов «Дифференциация согласных» Тема: Дифференциация согласных [С] – [Ш] в слогах, словах. предложениях, тексте. Цель: Закрепление правильных артикуляционных укладов.

Конспект логопедического занятия по дифференциация букв «п — т, » «П — Т» «Путешествие в страну грамотной речи» Цели и задачи: – научить детей соотносить буквы занятия с символами, сравнивать буквы изолированно, в слогах, словах и предложениях;.

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш] и букв Ж-Ш» Дифференциация звуков и букв Ж-Ш. Цель: закрепить умение различать звуки и буквы Ш – Ж на слух и в произношении: в слогах, словах, предложениях,.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков и букв [Г]-[К]» Цель: закрепление знаний о звуках и буквах Г-К. Задачи: Образовательные – различение звуков Г-К на слух, в произношении и на письме в.

Читайте также:  Дидактические игры и упражнения по формированию морфологического строя речи

Конспект подгруппового логопедического занятия «Родственные слова» для учащихся начальных классов с ТНР Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Родственные слова» для учащихся начальных классов с ТНР Лексическая тема: Масленица.

Конспект занятия по лепке из пластилина «Рельеф» для учащихся 2–3 классов Объединение «Город Мастеров». 2- 3 класс (7-9 лет, 1 год обучения. Педагог Данилова И. П. Тема. Изготовление сувенира к Чемпионату мира.

Конспект “Дифференциация звуков и букв б-д”
план-конспект урока на тему

Конспект “Дифференциация звуков и букв б-д” является приложением к одноименной презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_po_differentsiatsii_b-d.docx60.54 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: « Дифференциация строчных букв б –д». ( Слайд 1)

Дифференциация рукописных строчных букв б– д на письме.

Задачи: ( Слайд 2)

– учить различать кинетически сходные строчные буквы « б » и « д » на письме (в слогах, словах) путем выработки четкой зрительно-моторной координации;

– совершенствование навыков выполнения звуко-буквенного анализа и синтеза;

– Развитие пространственной ориентировки, зрительного гнозиса .

– Развитие внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов.

– Развитие общей и мелкой моторики рук.

– Развитие навыка самоконтроля .

– воспитывать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности, умение слушать и слышать друг друга.

Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальные карточки, предметные картинки, карточки с образцами написания рукописных строчных букв б и д .

Игра «Для нас на уроке важнее всего!» – дети отвечают на вопросы словами « да » или « нет »:

К знаниям стремиться – …

На вопросы отвечать – …

Соседу по парте мешать – …

Если трудно ему – помогать – …

Хихикать, без дела болтать – …

Слушать, смотреть, размышлять – …

1.2 Назовите ваши главные действия на уроке: смотрим, слушаем, думаем.

1.3 Артикуляционная гимнастика (Слайд 3)

1.4 Развитие зрительного восприятия и узнавания (гнозиса): (Слайд 4)

– Посмотрите на картинку и выделите изображения предметов, наложенные друг на друга.

Что это? ( Дерево, дом, бочка)

– Выделите первый звук в каждом слове.

2. Основная часть.

  • Определение темы.
  • Характеристика звуков б – д , их артикуляция .

А сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте их.

« Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу». (Дятел)

  • Вывешивается картинка дятла; выделение начального звука – [ д ].

– Какой первый звук в этом слове?

  • Уточнение его артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – кончик языка упирается в десна верхних резцов (Д – д есна). (Слайд 6)

« В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле живет в тепле?» (Белка)

  • Вывешивается картинка белки; выделение начального звука – [ б ].

– Какой первый звук в этом слове?

Уточнение артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – сомкнутые гу б ы (Б – гу б ы). (Слайд 8)

  • Сопоставление звуков б-д по артикуляции.

Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.

– Возьмите в руки зеркала и, глядя в них, произнесите звуки б-д. Найдите, что общее (одинаковое) в произношении этих звуков, и что разное (чем различаются).

Общее: звонкие, взрывные согласные.

Разное: место преграды: Б – гу б ы, Д – д есна.

  • Соотнесение звука с буквой (зрительный анализ).

– Сегодня мы будем учиться различать звуки [б] и [д] и рукописные буквы б и д .

Посмотрите на рисунок белки. Какая буква видна на рисунке ? Из каких элементов она состоит? (Овал и крючок вверху) (Слайд 9)

Сравнение буквы б с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква б вписывается в силуэт белки.

Посмотрите на рисунок дятла . Какая буква видна на рисунке ? Из каких элементов она состоит? (Овал и петля внизу) (Слайд 10)

Соотнесение буквы д с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз – упирается в ствол).

Буква д вписывается в силуэт дятла.

Вывод: запоминаем наши « опоры» : (Слайды 11- 12)

Звук [ б] – «взрываются» гу б ы, буква б – хвост б елки (вверх);

Звук [ д] – язык упирается в д есна; буква д – хвост д ятла (вниз).

– Назовите слова из первого задания, какие мы отнесем к д ятлу, а какие к б елке? Почему?

  • Тренировочные упражнения в произнесении, различении, выделении изучаемых звуков из состава слогов, слов:

Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте на доске).

ба – да адо – або

бо – до ода – оба

ду – бу уда – уба

ды – бы абы – ады

– Разогреем ручки. Упражнение «Мячик».

Запишите тему занятия.

Различение б – д. (Слайд 13)

Дифференциация букв б — д изолированно. (Слайд 14)

– Взрослый диктует буквы, а ребенок прорисовывает буквы б-д в воздухе.

1. Дифференциация букв б – д в слогах. Игра «Чей это хвостик?» (Слайд 15)

Прочитай загадочные слоги и отгадай, элементы каких букв пропущены в слогах. Верни элементы и назови слоги верно (точки, расположенные над овалами, подскажут вам, чей это хвостик).

  1. Сравните свою запись с записью на доске (самопроверка). Правильная запись сделана на обратной стороне доски.
  • Игра «Что лишнее?» (Слайды 16 -17)

а) На магнитной доске выставляются картинки: ботинки, сарафан, платье,

– Какая картинка лишняя? Носки.

– Как одним словом назвать остальные предметы? О б увь

Запишите это слово графически в тетрадь (черточками, обозначаем количество букв в слове).

К доске по очереди вызываются ученики, которые записывают слова графически.

б) ложка, тарелка, стол, чашка. Посу д а _ _ _ _ д _

в) шапка, платье, рубашка, шорты. О д еж д а _ д _ _ д _

г) шкаф, стул, машина, полка. Ме б ель _ _ б _ _ _

  • Составьте слово из первых букв других слов , запишите в тетрадь новое слово (подчеркнуть б-д разными цветными карандашами).

Учитель устно называет слова, ученики составляют новое слово и записывают в тетрадь, подчеркивая изучаемые буквы.

Р ека, а рбуз, д ень, у тка, г рад, а лфавит – ра д уга ;

Лошадь, ель, бочка, енот, дорога, индюк – ле б е д и;

Ямка, болото, луна, окна, карман, осень – я б локо;

Дети, роза, утюг, жук, барабан, ананас – д руж б а.

Инструкция: Встаньте. Я бы хотела узнать, как вы ориентируетесь в правых и левых сторонах пространства.

– возьмите правой рукой за левое ухо;

  • левой рукой за правый локоть;
  • правой рукой закрыть правый глаз;
  • левой рукой дотронуться до правой коленки;

– нужно поднять руки вверх, если услышите звук [ б ] в словах, если услышите звук [ д ] – присесть.

– Посмотрите на доску. Здесь есть странные слова.

Спишите, вставляя нужные буквы.

Взаимопроверка. Оцените работу своего соседа.

  • Игра « Ты – учитель». Найдите и исправьте ошибки, допущенные учеником (работа у доски). (Слайд 19)

Сегодня у нас учитель …… Он исправляет ошибки ученика на доске, все остальные помогают ему.

Бадочка, дубы, бобрый, обида, дублик.

Гимнастика для глаз.

  • Вставь пропущенные буквы б-д и подели слова между гостями занятия.

. РОВИ, . ОРОГА, КОРИ. ОР, . УПЛО, . ЕГЕМОТ, ЗА. ОР, . ИЛЕТ, . ИРИЖЕР

3. Итог занятия. (Слайд 21)

– Чем занимались сегодня? Какие буквы мы учились различать? Какие задания показались вам интересными? Хорошо работали сегодня … Старайтесь постоянно контролировать себя при письме в классных и домашних работах.

Конспект логопедического занятия для учащихся с ОВЗ «Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми

Конспект логопедического занятия для учащихся с ОВЗ /3 класс/

Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д

в слогах, словах и предложениях.

Цыпуштанова Клавдия Степановна

Цель занятия: Учить различать буквы Б-Д при письме и чтении.

Закрепление дифференциации Б – Д при письме и чтении.

Вырабатывать навыки правильного грамотного письма и чтения.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Продукты питания»

Развитие зрительно – пространственных представлений.

Развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания).

Формирование связной речи.

Развитие общей и мелкой моторики.

Воспитывать умение слушать учителя и выполнять его требования.

Прививать интерес к логопедическим занятиям.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Материалы и оборудование: Презентация «Логопедическое занятие по коррекции оптической дисграфии» и презентация – гимнастика для глаз /с музыкальным сопровождением/ «Все просыпается»; стенд « Продукты питания »; сигнальные карточки (цифры); цветные карандаши и мелки; подносики с разными семечками; кроссворды; карточки с «зашифрованными» словами и предложениями.

I. Организационный момент. – Логопед: Вот звонок нам дал сигнал. Поработать час настал. Так что время не теряем и работать начинаем. Рефлексия.

II. Сообщение темы занятия
Первичное введение материала, направленное на поиск новой темы.

-Логопед читает загадки, а учащиеся сами определяют тему данного занятия.

Всё время стучит, С веточки на веточку

Деревья долбит. Прыгает, резвится. б – д

Но их не калечит, Ловкая, проворная,

А только лечит. (дятел) А не птица. ( белка) слайд/ – Чем похожи и чем отличаются буквы Б – Д? – Звук «Б» гласный или согласный? (Согласный. Воздушная струя встречает преграду в ротовой полости.) – Как произносится звук «Б»? (Губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский).

– Звонкий или глухой этот звук? (Голосовые складки работают, значит звук звонкий).

– Звук «Д» гласный или согласный? (Согласный. Воздушная струя встречает преграду в ротовой полости). – Скажите, как произносится звук «Д»? (Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена, под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов).

– Звонкий или глухой звук «Д»? (Голосовые складки работают, значит звук звонкий).

III. Основная часть. 1. Зрительный анализ букв «б» и «д», определение их сходства и различия: Развитие мелкой моторики. – Логопед предлагает выложить буквы Б – Д; одинаковые элементы из одних семечек, разные – из других. – Посмотрите на букву “д”. Из каких элементов состоит буква «д»? (Буква «д» состоит из овала и петли, которая расположена справа от овала и идет вниз). – А буква «б»? (Буква “б” состоит из овала и элемента, который расположен справа от овала, идет вверх, заканчивается над строкой и не имеет соединения с другими буквами). – Значит, чем же похожи буквы «б» и «д»? (В обоих буквах есть элемент – овал). – Чем различаются эти буквы? (В букве «д» справа и внизу от овала расположена петля, а в букве «б» справа и вверху от овала расположен элемент, заканчивающийся над строкой).

– А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы «б» и «д» в воздухе. 2. Развитие фонематического восприятия. Работа в тетради, направленная на проверку восприятия учащимися нового материала.

– Логопед предлагает открыть тетради, написать число, день недели. Ученики по очереди выписывают Б – Д из диктуемых учителем чистоговорок. Букву Б выделяют синим цветом, Д- красным. (Ответы проверяют на компьютере).

– Да, да, да в ручейке бежит вода. Д д д б д – Бу, бу, бу побелили мы трубу. Б б б б б – Дед Демьян домой идёт. Д д Д д д – Бобры добры идут в боры. Б б д б д б /слайд/

3. Развитие навыка определения места слова со звуком Б – Д в предложениях. Задание: Поднять сигнальную карточку ( цифру) – на каком месте стоят слова со звуком Б – Д в предложении. Ответы проверяются на компьютере.

Ребята пошли на стадион. 1,4

Из трубы валит дым. 2,4

Мама разбудила Диму рано. 2,3

Володя поймал большую бабочку. 1,3,4

Собака Дружок сидит на цепи. 1,2.3

Даша сорвала большое яблоко. 1,3,4

Ребята борются с вредителями садов. 1,2,4,5 /слайд/

4. Различение буквы Б – Д при чтении.Чтение по цепочке таблицы с «зашифрованными» словами:

– У вас на столах лежат карточки со стрелками. У одних стрелки направлены вверху , других вниз.

– Как вы думаете, с каким звуком нужно прочитать слова, где стрелочка «смотрит» вверх? Правильно, со звуком [б]. А почему? А с каким звуком нужно прочитать слова, где стрелочка «смотрит» вниз? Правильно, со звуком [д]. А почему? (Проверка на компьютере).

5. Физкультминутка. Предлагается сходить в магазин за продуктами питания. – Логопед называет слова и даёт задание детям: если в слове есть звук Б – поднимают руки вверх и хлопают, если Д – приседают. Слова: дыня, батон, помидоры, яблоко, масло, колбаса, огурец, банан, арбуз, картофель, редис, грибы, редька, рыба.

6. Закрепление Б – Д в словах на письме. Задание: выписать в тетради слова со звуком Б-Д в 2 столбика, (опираясь на стенд «Продукты питания »). Ответы проверяют на компьютере, меняясь тетрадями.

батон редис яблоко мандарин банан помидоры колбаса редька арбуз рыба грибы /слайд/

7. Гимнастика для глаз. «Все просыпается» (Презентация с музыкальным сопровождением).

8. Развитие мышления и связной речи. – Разгадай кроссворд. Запиши отгадки. Работа в парах.

1. На неё кладут голову во время сна. 2. В нём живут короли. 3. Часть суток. 4. Смотанные шариком нитки. По вертикали:

1. Человек, убирающий мусор во дворе. 2. Крупное дерево. – Игра « Угадайте, как меня зовут?» Карточки с кроссвордами, где в ответах должны быть Б – Д. /смотреть по первому звуку, слово начинается , опираясь на красную точку /. (Ответы проверяют на компьютере).

ОТВЕТЫ: Гладиолус. Боря. Гвоздика. Дима . /слайд/ Задание: Составить со словами предложение, записать в тетради, четко и правильно его прочитать , выписать по цепочке Б – Д и сделать схему предложения.

9. Работа с предложениями (карточки). Задание: вставить пропущенные буквы Б-Д в слова, выделяя букву Б – синим карандашом, Д- красным. Учащиеся читают вслух предложения. Ответы проверяют на компьютере. -У Ли-ы -ольшая коса. д б – Живёт -елка в -упле. б д -На -иване -елая по-ушка. д б д -У Ли-ы -ольшой голу-ой -ант. д б б б -Летом -ратья -ыли в -еревне у -а-ушки. б б д б б /слайд/

IV. Итог занятия. – Логопед предлагает учащимся красным карандашом в своих тетрадях напротив каждого задания поставить «+», если им задание понравилось, и они с ним справились. Если задание выполнялось с затруднениями, то нужно поставить « – ». Рефлексия

– С каким настроением учащиеся уходят с занятия. Понравилось ли им занятие. /Дети выбирают нарисованную картинку-лицо /грустное, весёлое/. Логопед благодарит учащихся за работу и старание на занятии/

Дифференциация оптически сходных звуков б-д

ГБОУ Липецкой области «Специальная школа-интернат г.Ельца»

Конспект логопедического занятия
«Дифференциация б-д»
2 класс

Составила:
учитель-логопед Карлина Римма Петровна

2015г.
Дифференциация букв Б-Д в словах, словосочетаниях и предложениях
Тема урока: Дифференциация букв Б-Д в словах, словосочетаниях и предложениях
Цель занятия: создать условия для формирования навыков при различия рукописных строчных букв «б» и «д» в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
закрепление знаний о механизме написания букв “б” и “д”, их графических особенностях;
формирование понятия различия букв “б” и “д”;
Коррекционные:
развитие зрительного гнозиса;
развитие пространственных представлений;
закрепление связи между фонемой “б” и графемой “б”;
закрепление навыка синтеза букв “б” и “д” из их элементов;
закрепление правильного написания букв “б”-“д” на письме (изолированно, в слогах, словах, предложениях);
формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Воспитательные:
формирование трудолюбия, целеустремленности в работе.
Оборудование: таблица, цветные карандаши, элементы букв “б” и “д” для конструирования, предметные картинки, карточки.
Конспект занятия

Основн.этапы занятия
Деятельность учителя

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!
Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос, и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.
А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго дня, а поможет нам это сделать маленький мячик. Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго дня.
Логопед. Добрый день, дети. Занимайте свои места за партами.

Активизация ранее полученных знаний

—————-
Подготовка уч-ся к активному и сознательному усвоению нового материала

Усвоение новых знаний

Закрепление полученных знаний

Рефлексия
-Звучит фонограмма звуков леса . На фоне звучащей фонограммы логопед предлагает отгадать загадки
Кто по ёлкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
Далеко мой стук слышится вокруг.
Червякам я враг, а деревьям – друг. (дятел)
———————————————————————————————–
– Какой звук первый в слове «белка»?
– Звук «б» гласный или согласный?
–Как произносится звук «б»?
– Звонкий или глухой этот звук?
– Какой буквой на письме обозначается звук «б’»?
(Строчная буква “б” записывается на доске).
– Какой звук первый в слове дятел?
– Звук «д’» гласный или согласный?
– Скажите, как произносится звук «д»? (
– Звонкий или глухой звук «д’»?.
– Какой буквой на письме обозначается звук «д’»?
(Строчная буква “д” записывается на доске другим цветом).
-Составьте схемы слов – белка, дятел
-Что общего в первых звуках?
———————————————————————————————— – Некоторые из вас путают на письме буквы «б» и «д». Сегодня мы будем учиться различать рукописные строчные буквы «б» и «д» в словах, словосочетаниях и предложениях
-Рассмотрите картинки. Назови. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

-Определи место букв (б-д) в каждом слове,
используя цифровой ряд, ВЫДЕЛИТЕ цифру, соответствующую месту буквы в слове
Пример: картинка с изображением белки
———————————————————————————————–Давайте вспомним, из каких элементов состоят строчные буквы б-д
-Что общего и различного в написании этих букв?
-Давайте соотнесём изображение белки и дятла, наложив на них строчные буквы.
(Буква Б похожа на белочку, а буква Д похожа на дятла.)
– Выложите из шнурков буквы Б и Д
-Чтобы не ошибаться с направлением движения вверх и вниз обратимся к подсказке.
Распознавание зашумленных букв
– Назовите, какие буквы видите
а) Дифференциация Б-Д в слогах
-Давайте расшифруем слоговую таблицу
б) Дифференциация Б-Д в словах
Чтение слоговых таблиц.
– Прочитайте слоговые таблицы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Игра “Чей это хвостик?”
– Прочитайте загадочные слоги и отгадайте, элементы каких букв пропущены в слогах. Верните элементы и назовите слоги верно (точки, расположенные над овалами, подскажут вам, чей это хвостик).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

-Расшифруй слова и запиши в тетрадь, подчеркнув, вставленную букву.
У о р о
· а
· о У р а л с я У о р ь У а

· о У а в к а У р и г а
· а У л ю
· ц е
У р о
· и У е
· р о
· е У р и
Ответ (борода, добавка, броди, добрался, бригада, борьба, блюдце, дебри)
Физминутка
в) Дифференциация Б-Д в словосочетаниях
Лексикограмматическое согласование сущ.+числит
-Посчитай животных
Одна (один)
Две (два)

– Запиши в карточке словосочетание
Пример: одна галка, две галки, много галок.
г) Дифференциация Б-Д в предложениях и тексте
-Вставьте буквы б д в слова текста и прочитайте. Что получилось?
Мышечная релаксация.
Реснички опускаются Глазки закрываются, Мы спокойно отдыхаем (2 раза). Сном волшебным засыпаем, Дышится легкоровноглубоко Наши руки отдыхают, Ноги тоже отдыхают, Отдыхают, засыпают. (2 раза) Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали, Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!
– Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке ?
– Что общего в написании букв б-д? Чем отличаются?
– Какие зверюшки помогли запомнить отличие этих букв?
– В чём секрет отличия написания букв б-д, раскрытый белочкой и дятлом?
-Спасибо, занятие подошло к концу.

Ссылка на основную публикацию