Звуки Б — БЬ – конспект занятия

Конспект занятия по звукопроизношению и обучению грамоте на тему:Звуки [Б]- [Бь]. Буква Бб.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Конспект занятия по звукопроизношению и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_zvuki_b_b_bukva_bb.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки [б] и [бь]. Буква Б б.

-Уточнить произношение звуков [б] и [бь].

-Дифференцировать звуки [б] и [бь].

-Упражнять детей в звуковом анализе слов.

-Развитие фонематического восприятия.

-Учить выделять буквы в условиях наложения.

-Учить согласованию прилагательных с существительными.

-Развивать умение строить последовательно свое высказывание.

-Развитие мышления, зрительного восприятия.

-Воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование: проектор, доска, презентация к занятию, звуковые пеналы для выкладывания звуко-слоговых схем слов, мячик, указка.

Сегодня к нам на занятие пришли гости. Они будут смотреть, как мы занимаемся и чему научились. На наших гостей в течение занятия не отвлекайтесь. А теперь посмотрите на меня. Приготовьтесь к занятию. На занятии нужно отвечать полным ответом и следить за правильным произнесением звуков.

Сейчас сядет тот, кто назовёт картинку и скажет какие гласные звуки в слове. (суп, стол, лук, зонт, рак, сок, лось, шар, слон, гном, гусь, мак, мост) Молодцы!

2.Введение в тему. Постановка цели занятия.

Отгадайте домашнее животное. Я скажу слова, называющие его действия: лежит, сидит, спит, бежит, грызёт, кусается, охраняет, лает. Кто это? (это собака). Правильно.

Сегодня на занятии к нам пришла собака. Давайте узнаем её кличку.

А чтобы узнать кличку собаки буквы нужно расположить в порядке, указанном цифрами.

Правильно, зовут его Бобик. Почему слово «Бобик написано с большой буквы? (Мы знаем правило: «Имена людей, фамилии, клички животных, названия городов, рек, озер пишутся с большой буквы»).

Давайте произнесём его кличку. (Бобик). Скажите, какой первый звук в кличке? (звук [б]). Какой второй согласный звук в кличке? (звук [бь]). Молодцы.

Сегодня на занятии мы будем работать со звуками [б] и [бь] и буквой Б б.

3.Повторение характеристики звуков [б] и [бь].

Расскажите о звуке [б]? (Звук [б] – согласный звонкий, твёрдый).

Расскажите о звуке [бь]? (Звук [бь] – согласный, звонкий, мягкий).

Чем похожи звуки [б] и [бь]? (Они оба согласные и оба звонкие).

Чем отличаются звуки [б] и [бь]? (Звук [б] – твёрдый, а звук [бь] – мягкий).

Бобик предлагает нам поиграть в игру «Наоборот». Я буду произносить слог с твёрдым звуком [б], а вы будете произносить слог с мягким звуком [бь]:

5.Игра «Лишняя картинка».

Бобик приготовил для нас задание «Лишняя картинка». Давайте выполним задание и определим, какая картинка лишняя и скажем почему:

– воробей, белка, арбуз , лебедь.

– яблоко, рубашка, автобус, голуби .

– собака, обезьяна, рыба, баранки.

– бигуди, губы, батон, клубок.

6.Выкладывание звуко-слоговой схемы слова.

А теперь возьмите свои коробки. Мы сейчас составим звуко-слоговую схему слова Бобик.

(Один ребёнок работает у доски, остальные за столами).

А теперь сделаем анализ слова.

Сколько слогов в слове БОБИК? (2 слога).

Как вы догадались? (Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов)

Назовите первый слог. (БО)

Назовите второй слог. (БИК)

Сколько звуков в первом слоге ? (Два звука).

Назовите первый звук. (Первый звук [Б]– согласный, звонкий, твердый).

Назовите второй звук. (Второй звук [О]– гласный).

Сколько звуков во втором слоге? (Три звука).

Назовите первый звук второго слога. (Звук [БЬ] – согласный, звонкий, мягкий)

Назовите второй звук второго слога. (Звук [И] – гласный).

Назовите последний звук второго слога. (Звук [К] – согласный, глухой, твердый)

Какие из согласных звуков звонкие? (Звуки [Б] [БЬ]).

Назовите согласный глухой звук. (Звук [К]).

7.Физ.минутка. (координация речи и движений)

Бобик немного устал. Он предлагает нам отдохнуть.

Раз, два – хлопай, хлопай.

Три, четыре – топай, топай.

Раз, два – улыбнись.

Три, четыре – подтянись.

Наклонились влево, вправо.

А теперь все вместе

Начинаем бег на месте.

Быстро – быстро побежали

Всё, закончили, все встали.

8.Игра «Найди и назови буквы». (профилактика оптической дисграфии)

Ребята, Бобик рассыпал буквы. Он хочет с нами поиграть в игру «Найди и назови буквы». (дети выходят, обводят и называют букву).

Молодцы, справились с заданием.

А теперь давайте разгадаем ребусы , которые для нас приготовил Бобик.

Что же такое ребусы? (Ребусы – это зашифрованные слова)Если мы расшифруем ребус правильно – появится отгадка ребуса.

Молодцы, справились с заданием.

10.Игра «Дополни предложение и повтори его».

А сейчас последнее задание от Бобика.

Бобик сделал фотографию. Кто это? (Это Белоснежка)

Бобик предлагает нам поиграть в игру «Дополни предложение и повтори его».

Я буду начинать предложение, а вы – продолжать его.

  • У Белоснежки белое (платье).
  • У Белоснежки белые (туфли).
  • У Белоснежки белая (сумка).
  • У Белоснежки белые (волосы).
  • У Белоснежки белый (бант).
  • У Белоснежки белые (серьги)

Молодцы справились с заданием.

11.Подведение итогов занятия. Оценивание деятельности детей.

О каких звуках мы сегодня говорили? (о звуках [б] и [бь]).

С какой буквой работали?(с буквой Б б).

Ребята, скажите понравилось ли вам выполнять задания Бобика? А какие задания понравились больше всего? (дети отвечают)

Бобик и я остались довольны вашими ответами. Вы были активными, внимательными, старательно выполняли все задания. Примите в благодарность от Бобика картинки для раскрашивания. Занятие наше окончено. Можете быть свободными.

1. Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М. Гном-Пресс 1999г.

2. Лопухина И. С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи.

3. Цуканова С. П. Бетц Л. Л. Учим ребёнка говорить и читать. М. 2006 г.

4. Васильева С.А. Соколова Н.В. Логопедические игры дошкольников. Москва «Школа-Пресс», 1999

5. Кислякова Т.Р. По дороге к азбуке. Москва «Баласс», 1999

Конспект логопедического занятия “Звуки [б], [б’]. Буквы Бб

Разделы: Логопедия

Цели:

  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • уточнить артикуляцию звука [б];
  • уметь соотносить его с буквой;
  • обогащать и активизировать словарный запас;
  • совершенствовать звуковой анализ слов.

Задачи:

  • Образовательная:
    • формировать полноценные представления в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе слов со звуками [б-бь];
    • учить находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости.
  • Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, просодическую сторону речи.
  • Воспитательная: развитие внимания, памяти, формировать “ситуацию успеха”.

Оборудование: красные, синие и зеленые кружки, предметные картинки, раздаточный материал: слоги, буквы, пособие “Развивайте ум детей”.

Ход урока

1. Организационный момент

– Вы у меня какие?

(- Умные, старательные, любознательные)

(- Не только смотреть, но и видеть
Не только слушать, но и слышать.
Не только говорить, но и думать.
Дружно и плодотворно работать).

– Замечательно. Начинаем плодотворно работать.

Сегодня будем знакомиться с новыми звуками и буквами, но сначала.

2. Развитие мелкой моторики пальцев .

Поиграем мы немножко.
Да похлопаем в ладошки.
Пальчики мы согреваем.
Их сжимаем, разжимаем.

Ребята, давайте вспомним, какому правилу нас научил наш друг Звукознайкин.

(Звуки мы слышим, и говорим, а буквы видим и пишем).

3. Артикуляционная гимнастика

Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)
А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)
Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)
По нему несется воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи)
Мясорубку надо делать не спеша (“Мясорубка”)

Физкультура получилась хороша.

4. Сообщение темы

Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? (Звук Б). А какой первый звук вы услышали в имени Бим? (Бь).

Сегодня мы познакомимся со звуками [Б] и [Бь] и буквамиБб.

Назови слова с этим звуком.

5. Фонетическая зарядка.

Работа перед зеркалом.

– Что работает, когда говорим -б-?Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.

– Какой он, гласный или согласный, почему?

– Поиграем в игру слоники – лягушки.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

Подражаем мы лягушкам, губы тянем прямо к ушкам.

– Закрой ушки и послушай, звонкий он или глухой.

Звук [Б]: согласный; твердый, звонкий.

Звук [Бь]: согласный, мягкий, звонкий, губной.

6. Произношение звуков [Б], [Бь] в слогах. Развитие координации движений

Бим и Бом любят играть на музыкальных инструментах. Они играют на барабане, трубе и балалайке. Давайте поиграем вместе с ними. На барабане: бам-бом-бум-бим;

  • На трубе: би-ба-бо-би-ба-бо;
  • На балалайке: ба-бо-бу-ба-бо-бу.

7. Анализ слогов би, ба, бу и слов Бим, Бом

Бим спрашивает, зачем вам эти цветные кружочки? (Чтобы обозначать звуки.)

А что это за замки и почему они разноцветные?

(В этих замках живут звуки.

В красном замке живут гласные звуки, в синем – твердые согласные, а в зеленом – мягкие согласные.)

Возьмите в левую руку синий кружок, а в правую – красный.

Даю вам звуки [б], [а]. Какой слог получился? (ба).

А теперь Бом дает вам звуки [б],[о].

Верните ему слог. (бо).

Какого звука не хватает этому слогу, чтобы получилось его имя? (Звука [м]).

Бим дает вам кружочками слог би.

Дополните слог би звуком, чтобы получилось имя Бим.

Кто сможет на доске составить схему слов Бим и Бом?

8. Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове.

Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки [Б],[Бь]. Только я запуталась, кто из них какой мешок с подарками принес. Давайте попробуем вместе разобраться.

Что у нас в первом мешке? (Банан, балалайка, бусы, браслет, бумага, баночка, булавка).

Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [Б]).

Где вы произносили звук [Б]? (В начале слова).

А что у нас во втором мешке? (Бинт, бинокль, белочка, бегемот, билет).

Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [Бь]).

Так кто нам подарил первый мешок с подарками? (Первый мешок подарил Бом).

А кто подарил второй мешок? (Второй мешок с подарками подарил Бим).

9. Развитие фонематических представлений.

Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.

Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками [Б]и[Бь].

(Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

10. Деление слов на слоги. Развитие внимания и памяти.

Бим и Бом предлагают поиграть в игру “Чего не стало?”

На столе лежит: барабан, бусы, бумага, бинокль, булавка, белочка.

Ребенок закрывает глаза, и один предмет прячется. Затем он внимательно смотрит и должен сказать, какого предмета не стало. (Не стало булавки).

Сколько слогов в слове булавка? (В слове булавка три слога).

11. Физминутка.

– Самое время отдохнуть.

Спал цветок (дети присели на корточки)
И вдруг проснулся (встали, руки на пояс)
Больше спать он не хотел (наклоны в стороны)
Встрепенулся, отряхнулся (встряхивают руками)
Взвился вверх (руки вверх)
И полетел (машут руками, садясь за парты).

12. Упражнение на развитие просодической стороны речи.

– Чтобы гномикам не было так грустно, мы подарим им песенку.

13. Знакомство с буквой Б. Чтение слогов

Ребята, с каким звуком нас познакомили клоуны Бим и Бом? (Со звуками Б, Бь).

А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки?

Но для начала давайте с вами вспомним, какому правилу нас научилЗвукознайкин? (Буквы мы видим и пишем).

Что вам напоминает эта буква?

Буква эта с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

Найдите эту букву у себя в Звуко-буквенном замке.

Перед вами лежат элементы буквы, попробуйте правильно сложить ее.

Бим и Бом хотят, чтобы мы научили их читать.

Прочитайте, что Бим хочет сказать Бому? (Ба, бо, би, бу, бы).

А кто сможет из букв составить их имена? (Бим, Бом).

14. Фонематическое восприятие. Выделение звука [Б]

– из ряда звуков: П, Б, В, Т, Б, П, Ф, Б

– из ряда слогов: ПА, БА, БЫ, ПЭ, БУ, ПО

– из ряда слов (отобрать картинки со звуком [Б])

– определить позицию звука [Б] в слове.

15. Печатание буквыБ и слов с буквой Б.

16. Организация окончания занятия

Ну что ж Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали столько много слов со звуками [Б] и [Бь].

Давайте вспомним слова со звуками [Б] и [Бь].

(Билет, бумага, банка, белка, бант, бинокль, блокнот).

Тема: Звуки Б-Бь. Буква Б.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Занятие по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема . Звуки б,бь. Буква Б.

Цель : Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков б, бь в словах, слогах, фразах; упражнять в составлении предложений с заданным словом; закреплять навык образования родственных слов; познакомить с буквой б; упражнять в звуко-буквенном анализе слов; чтении слогов и слов; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Оборудование: звуковые куклы, фишки для звукового анализа, палочки для выкладывания слов, картинки с изображением диких животных, слоги для чтения, ребусы, пособие «Буква-озорница»

1. Организационный момент .

– у нас сегодня не обычное занятие. Мы будем учиться в школе гномов. А чтобы догадаться с какими звуками и буквой мы будем знакомиться, отгадайте загадки:

Стоят в поле сестрицы ,платьица белены, шапочки зелены.( березы)

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (бабочка)

У маленькой Катюшки уселся на макушке

Не мотылек, не птичка, а держит две косички.

-Какой звук в словах отгадках слышится чаще других?

-Как вы думаете, с какими звуками мы будем сегодня знакомиться?

-Со звуками и буквой Б.

-Проходите в класс, но сядет тот , кто доскажет словечко.

-КО. ,СО., ДО., РО., НО.,МО.,

2. Характеристика звуков.

– Чтобы догадаться, как зовут гномов, поймайте звуки и отгадайте слово.

– С какого звука начинается слово Бом?

– Дайте характеристику звуку.

– А с какого звука начинается слово Бим?

– Дайте характеристику звуку.

– Бом здоровается с вами: Ба бо бу удивленно! Поздоровайтесь с ним также.

– Бим здоровается: Би бе бю ласково.

– Гномы любили дразнить друг друга. Я буду говорить за старшего, а вы отвечать, как младший: бы – би, ба – бя, бу – бю.

К гномам в школу часто приходили зверушки. Отгадайте , кто к кому приходил?

ОБЕЗЬЯНА, БОБРЫ, ВЕРБЛЮД, БЕГЕМОТ,БАРСУК,БЕЛКА.

Составьте предложения с этими словами.

А давайте подберем слова-родственники к слову белка.

– Белки, бельчата, беличье, бельченок, белочка.

Я приглашаю вас вместе с белочкой поиграть на коврике.

– Видишь белочка скакала

В лесу ягоды считала. (пальчиком считают)

Ох, считать не сосчитать!( шагают)

За день, за два и за месяц!

Даже мудрая пчела(пальцем показывают)

Сосчитать бы не смогла.

5. Сюрпризный момент « Буква пропала»

– Ребята, а ягоды-то непростые. Прочитайте , что написано с обратной стороны.

-Что случилось?(пропала буква).Загорается экран компьютера и на экране письмо:

«злая колдунья спрятала нашу букву. ПОМОГИТЕ!

6. « Скажи наоборот»

– Нужно расколдовать злые слова.

Злой – добрый, Грустный – веселый, глупый – умный, трусливый – храбрый, ленивый – трудолюбивый.

– Не помогло. Давайте назовем пословицы об учении и трудолюбии.

7. Знакомство с буквой.

Загорается экран компьютера и появляется буква.

– На что похожа буква Б?

-Буква Б с большим брюшком в кепке с длинным козырьком.

Прописывание буквы в воздухе.

8. Дидактическая игра «Полсловечка за вами»

9. Дидактическая игра « Буква заблудилась»

– Неизвестно что случилось,

Только буква заблудилась.

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла буква-озорница,

Очень странные дела начали твориться.

А)Жучка будку(булку) не доела,

Б)Ехал дядя без жилета (билета)

Заплатил он штраф за это.

В)На остров налетел ураган,

На пальме остался последний баран(банан)

10 .Разгадывание ребуса.

– Ребята, отгадайте по первым звукам в названиях картинок слово. Постройте из звуковых фишек схему, а потом слово из палочек.

-Что было интересным на занятии?

-Что вызвало затруднение?

-Покажите свое настроение при помощи мимики.

– Мы с вами побывали в школе гномов. А куда вы пойдете осенью с портфелями?

-В школу осенью пойду

Там друзей себе найду.

Научусь писать, читать,

Быстро ,правильно считать,

И таким ученым буду,

Но свой садик не забуду.

– А это вам загадка от гномов. Рассеянный наборщик перепутал буквы в словах. Помогите ему найти правильные слова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков .

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Предлагаемый конспект занятия может быть использован учителями-логопедами при планировании и проведении фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема данного занятия: “Звуки Б-Б’.

ТЕМА:«ЗВУКИ З, ЗЬ. БУКВАЗ». (Занятие по развитию фонематического слуха для детей подготовительной логопедической группы) ЦЕЛИ:Закрепить навык четкого различения и произношения звуков З.

Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Знакомство и уточнение артикуляции звуков С СЬ, знакомство с буквой С.Дифференциация С, СЬ в словах, фразах, связной речи.Развитие фонемат.

Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо.

Конспект логопедического занятия «Звуки [б], [б’]. Буква Б»

Конспект логопедического занятия “Звуки Б, Бь. Буква Б”

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия «Звуки [б], [б’]. Буква Б»»

Конспект логопедического занятия “Звуки [б], [б’]. Буква Б

развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

уточнить артикуляцию звука [б];

уметь соотносить его с буквой;

обогащать и активизировать словарный запас;

формировать полноценные представления в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе слов со звуками [б-бь];

учить находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости.

развивать мелкую моторику, просодическую сторону речи, зрительно-моторную координацию, внимание, память.

Закрепить стремление совершать хорошие поступки, формировать “ситуацию успеха”.

– Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть.

– Сейчас мы с вами улыбаемся (дети улыбаются),

А дальше с вами занимаемся (дети как ученики кладут руку на руку).

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.

Пальцы врозь и в кулачок. (соответственно)

Пальцы так (пальцы врозь ладошками вверх)

И пальцы этак. (пальцы врозь ладошками вниз)

Топ, топ, (ладошки стучат по столу)

Шлеп, шлеп. (кулаки стучат по столу)

Побежали, (бегут указательные и средние пальчики)

Постучали. (кулаки стучат по столу)

Топ, топ, (кулаки стучат по столу)

Шлеп, шлеп. (ладошки стучат по столу)

Самомассаж с помощью су-джок ёжика.

Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)

Взад-вперед его гоняю. (смена рук)

Им поглажу я ладошку, (соответственно)

Будто я сметаю крошку. (смена рук)

И сожму его немножко, (сжимаем мяч)

Как сжимает лапу кошка. (смена рук)

Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)

И другой рукой начну. (смена рук)

А теперь – последний трюк: (перебрасывание мяча

Мяч летает между рук! из руки в руку)

Артикуляционная гимнастика с зеркалами.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну (вытянуть губы трубочкой).

Подражаем мы лягушкам, губы тянем прямо к ушкам (улыбка).

Часы делают вот так (язычок двигается влево-вправо).

Высоко-высоко, (руки вверх)

Низко-низко, (руки вниз)

Далеко-далеко, (язык поднимается вверх)

Близко-близко. (язык опускается вниз)

5. Сообщение темы.

Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? (Звук Б). А какой первый звук вы услышали в имени Бим? (Бь).

Сегодня мы познакомимся со звуками [Б] и [Бь] и буквой Б.

6. Фонетическая зарядка.

Работа перед зеркалом.

– Произнеси звук (б-б-б, руки на щеках).

– Что работает, когда говорим -б-?Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.

– Какой он, гласный или согласный, почему?

Звук [Б]: согласный; твердый, звонкий.

Звук [Бь]: согласный, мягкий, звонкий.

7. Развитие фонематических представлений.

Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.

Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками [Б] и [Бь].

(Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

8. «Мы и скажем и покажем». Соотнесение речи с движением, твердый звук – кулак, мягкий – щёчка.

Повторяйте за мной

БА-БА-БИ (кулак, кулак, щечка)

БЯ-БА-БЫ (щека, кулак, кулак)

БЕ-БУ-БА (щека, кулак, кулак)

БИ-БЯ-БО (щека, щека, кулак)

9. Поиск слов, которые начинаются на звуки [Б] и [Бь] по карточкам.

«Я найду слова везде – на полу, на потолке,

На окне и на стене, на ковре и на столе».

– Ребята, давайте на карточках найдем и назовем все слова, которые начинаются на звуки [Б] и [Бь].

– Молодцы! Много слов нашли, ни одного не оставили!

10. «Доскажи словечко».

– Ребята, я начну, а вы закончите мою фразу.

На боках полно кудряшек,

Блеет беленький … (барашек).

11. «Пальчиковые шаги».

Детям раздаются бумажные барашки, которые надеваются на два пальчика, и дорожки-проволоки, по которым дети будут ходить пальчиками.

Барашек по свету прошел,

Видел, что хорошо.

Он по свету ходил

Плохо тоже находил.

Если встретит он добро –

Улыбается (дети улыбаются),

Если вдруг увидит зло –

Сердится (дети сердятся).

– Ребята, вы поняли, что это за барашек?

– Если совершаются хорошие, добрые поступки, то что он делает? (Улыбается, радуется)

– А если совершаются плохие поступки, то что он делает? (Сердится, хмурится).

12. Словесная игра «Хорошо и плохо».

– Ребята, а сейчас давайте поиграем вместе с нашим барашком. Приготовьте цветные круги. Я буду читать отрывки из знакомых вам литературных произведений, а вы определять, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо – синий.

– «Колобок, Колобок я тебя съем!» (синий)

– «Битый не битого везет, битый не битого везет!» (синий)

– «Посадил дед репку, выросла репка большая – пребольшая!» (желтый)

– «Золушка была добрая, трудолюбивая девочка» (желтый)

13. Гимнастика для глаз «Рисование буквы Б карандашом в воздухе».

– Ребята, скажите, мы можем жить на улице, под открытым небом?

– Вот и у каждого звука есть свой дом – это буква, у звука [Б] – буква Б (показываю букву).

– Ребята сейчас мы с вами будем писать букву Б в воздухе. Возьмите в руку карандаш и представьте, что перед вами лист бумаги, а вы по нему прописываете букву и следите за своими движениями глазами. Смотрите, как делаю я: сначала рисуем длинную вертикальную палочку, затем сверху (горизонтально) рисуем палочку немного короче, а теперь рисуем закругленный элемент буквы.

14. Чтение сказки Г. Юдина «Лесные музыканты».

Я прочитаю вам сказку «Лесные музыканты», а вы определите, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо – синий.

Купил баран на базаре барабан, сел на бревно под берёзой и давай стучать: бум! Бум! Бум! Подошёл барсук с баяном:

– Можно с тобой вместе поиграть?

– Конечно, можно! – обрадовался баран (желтый).

Тут ещё бобёр с балалайкой и бурундук с бубном подоспели. Уселись рядом на бревно – и давай играть кто громче. Такой тарарам подняли – все звери сбежались (синий).

– Нельзя ли потише! – просят звери.

А музыканты ещё громче заиграли (синий). Тут вышла белочка:

– Если вы не будете играть, мы вам бубликов дадим.

Вот так баран, барсук, бурундук стали по лесам ходить и со всех бублики да баранки требовать.

– Если не принесёте, – грозят, – так заиграем – вам же хуже будет (синий).

Хорошо зажили музыканты. Но вот однажды подошли они к бегемоту – и давай играть да орать.

«Ну, – думают, – наедимся сейчас бубликов! »

А у бегемота шуба толстая.

– Бис, – бурчит, – браво, браво! Бейте громче, ребята.

Уж ребята били, били, да и оглохли сами. Бросили они инструменты, и с тех пор в лесу тишина…(синий)

Ребята, вы внимательно прослушали сказку, а теперь назовите все слова со звуком «Б», которые вы запомнили.

Слова на букву «Б», содержащиеся в тексте: баран, базар, барабан, берёза, бум, барсук, баян, бревно, бобёр, бурундук, балалайка, бублики, баранки, бубен, бегемот, белочка, будет, бис, браво, бейте, били, бросили.

15. Упражнение на развитие просодической стороны речи.

16. Составление предложений со звуками [Б] и [Бь] по карточке.

– Ребята, посмотрите внимательно на карточку с картинками и придумайте предложение, чтобы в нем были слова со звуками [Б] и/или [Бь].

– С какими звуками мы сегодня знакомились? Какие задания вам понравились? Были самыми трудными?

– Ребята, посмотрите, гномики Бим и Бом улыбаются, благодарят вас за то, что вы так хорошо справились со всеми заданиями.

– Вы совершили какой поступок, хороший или плохой?

– Правильно, нужно совершать всегда только хорошие поступки.

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Звуки Б, Бь. Буква Б».

Светлана Катина
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Звуки Б, Бь. Буква Б».

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: “Звуки Б, Бь. Буква Б“.

Составила: учитель – логопед Катина Светлана Викторовна

• научить детей различать звуки Б – Бь по акустическим и артикуляционным признакам.

• развивать у детей фонематические процессы;

• дифференциация звуков на слух и в произношении;

• упражнять в выделении звуков [б], [б’] в начале и середине слов;

• упражнять детей в делении слов на слоги;

• развивать пространственное восприятие, внимание и память;

• воспитывать у детей интерес к родному языку, умение работать в коллективе, аккуратность.

Оборудование: зеркала, картинки для звукоподражания; предметные картинки, в названиях которых присутствуют звуки Б и Бь; презентация; буква Б, карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент: Дети стоят вокруг логопеда.

Логопед: Ребята, мы сегодня пойдём в зоопарк.

Раздаётся звонок телефона. Логопед имитирует разговор и в конце диалога говорит: – Конечно, мы постараемся помочь (кладёт трубку). Ребята, в зоопарке случилась беда. Все звери сбежали, нас попросили помочь. Чтобы наши животные вернулись в зоопарк нам нужно выполнить правильно все задания.

2. Знакомство со звуками Б, Бь.

Логопед вскрывает конверт. Логопед: А вот и первое задание. Зачитывает загадки: Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

Он идёт неторопливо,

Зацепил хвостом он сук.

Полосатый он, красивый.

Зверь хозяйственный. (Барсук)

Колючка вкуснее, чем множество блюд.

Её обожает горбатый. (Верблюд)

От банана до банана,

Ловко скачет. (Обезьяна)

Широк, приземист, мускулист,

Силён и крепок, как штангист.

Красавцем, правда, не слывёт

Под водою целый склад!

Плот из веток мастерят.

Зубы так у них остры!

Точат дерево. (Бобры)

Походу отгадывания загадок, на доске появляются картинки.

Логопед вместе с детьми произносит названия животных, интонационно выделяя звук Б и Бь.

Логопед: А кто из вас самый внимательный? Какие звуки чаще всего повторяются в этих словах?

Дети: Звуки Б и Бь.

Логопед: Эти два звука мы сегодня будем учиться различать.

3. Характеристика звуков Б, Бь. по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Посмотрите внимательно на картинку! Баран играет на барабане:

Б-Б-Б. Давайте произнесем звук Б перед зеркалом. Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ). Твёрдый, обозначать будем фишкой синего цвета, звонкий (тактильно – вибрационный контроль.)

А теперь посмотрите на эту картинку. Белка играет на бубне: Бь-Бь-Бь. Произнесите звук Бь все вместе. Скажите, воздушная струя выходит свободно или встречает преграду?

Дети: Встречает преграду.

Логопед: Что мешает воздушной струе свободно выходить изо рта?

Логопед: Значит звук Бь какой?

Логопед: Ещё раз произнесите звук Бь. Какой он: твёрдый или мягкий?

Логопед: Фишкой какого цвета мы его будем обозначать?

Логопед: А ещё какой звук Бь?

Логопед: Чем похожи звуки Б и Бь?

Дети: Оба согласные и звонкие.

Логопед: А чем отличаются?

Дети: Б – твёрдый, обозначаем фишкой синего цвета. Бь – мягкий, обозначаем фишкой зелёного цвета.

4. Игра для развития фонематического слуха «Поймай звук». Дифференциация звуков [Б] [Б`].

* Логопед: Я буду произносить различные звуки, когда услышите звук [б] или [б`] хлопните в ладоши (б, т, к, в, м, бь, н, б, кь, п, вь, б, бь).

* В слогах: Я буду произносить слоги, если услышите звук [б] хлопните в ладоши, если услышите звук [б`] – руки вперёд: ба, ко, бя, бу, та, бю, бы, би, мо, бё, бо, та.

Логопед: Молодцы!

* В словах: (На столах лежат конверты с картинками животных.) Логопед: Нашим животным нужно вернуться в зоопарк. Давайте поможем им всем найти себе нужный вагончик. В синем вагончике поедут те животные, в названиях которых есть твёрдый звук Б, а в зелёном – где есть мягкий звук Бь. Дети подходят к вагончикам и ставят свои картинки.

Пример: В слове “зебра” есть твёрдый звук Б, поэтому она поедет в синем вагоне. В слове “бизон” есть мягкий звук Бь, поэтому он поедет в зелёном вагоне.

Логопед: Все животные теперь могут вернуться в зоопарк.

5. Деление слов на слоги. Просмотр презентации.

Дети делят слова на слоги (Бегемот, верблюд, баран, барс, бобер, барсук, кабан, белка, бык, бизон, зубр, буйвол, зебра, белуха.)

Мы пришли в наш зоопарк.

Посмотрите кто нам рад?

Всех попробуем назвать.

И на слоги разбивать.

Бегемот, верблюд, баран,

Барс, бобер, барсук, кабан.

Белка, бык, бизон и зубр,

Буйвол, зебра и белуха. (С. Катина)

6. Физкультминутка «Зоопарк».

По зоопарку мы шагаем (маршируем на месте)

Бегемота там встречаем (раскачиваем туловищ из стороны в сторону)

Вот огромный бегемот

Широко открыл он рот (имитирующие движение руками)

А теперь посмотри (бег, колени поднять высоко, носок ноги оттянуть)

Зебра скачет впереди.

Зебру мы перехитрим –

На носочках пробежим (бег на носочках)

Кобра, как лента по земле скользит,

И её движение нам надо повторить. (волнообразное движение рукой)

Обезьянка к нам спустилась с ветки.

Поиграть решила с вами детки (прыжки вправо и влево)

Но закончилась игра

Возвращаться нам пора. (вернуться на свои места)

7. Знакомство с буквой.

Логопед: Звуки Б и Бь живут в домике под названием “Буква Б(Демонстрация буквы Б.)

Буква Б – смешной Барашек

Спрятался среди ромашек.

Он за буквой А стоит,

Из кудряшек состоит (К. Зелёная)

Напишите эту букву пальчиком на столе, в воздухе.

8. Закрепление образа буквы.

Каждый барашек скажет тебе,

Очень уж любят они букву (Б)

Помогите барашку найти и обвести все правильные буквы Б.

Б Ь Р Б Ъ Б Б В Ъ Ь Б Р

9. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед: С какими звуками мы познакомились? Назовите животных в названиях которых есть звук Б, а теперь назовите животных со звуком Бь.

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [М]-[М’], буква М» Тема: Звуки М-Мь, буква М Цель: Познакомить детей с буквой М. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков М-Мь в слогах,.

Конспект фронтального логопедического занятия во 2 классе «Согласные звуки [В], [В’], буква В» Тема: Согласные звуки В, Вь, буква В. Цель: Закреплять правильное произношение согласных звуков В, Вь в словах. Задачи: Обучающие: -уточнить.

Конспект группового логопедического занятия с детьми второго класса «Буква Ь: смягчающий и разделительный» Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 2 – го класса при артикуляционно – акустической дисграфии на тему: «Буква «ь»: смягчающий.

Конспект логопедического занятия для детей дошкольного возраста с ОНР по теме: «Транспорт» Интеграция образовательных областей: • Речевое развитие • Познавательное развитие • Физическое развитие Цель: – активизировать словарь.

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР старшего дошкольного возраста по теме «Животные жарких стран» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран» (животное, хищник, джунгли,.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для подготовительной группы (дизартрия) по теме «Осень. Звуки [к][к’]» Образовательные задачи: Закрепить представления детей об осени и ее приметах Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень».

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Родственные слова» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Родственные слова» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР Цель: Познакомить.

Конспект занятия в средней логопедической группе по теме «Звуки [П]-[П’], буква П» Конспект занятия в средней логопедической группе Тема занятия: Звуки П- ПЬ, буква П. Коррекционно-образовательные задачи. Закрепить навыки.

«Звуки [с]-[с’]. Буква с». Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста ЗВУКИ С – Сь БУКВА С Цель:автоматизация и диференциация звуков С и СЬ в словах, фразах, чистоговорках. 1. Коррекционно – образовательные.

Конспекты логопедических занятий.

Конспект логопедического занятия “Звуки Б и БЬ”

Левкина Т.В.
учитель-логопед, детский сад

Конспект подгруппового занятия

Тема: Звуки Б и БЬ.

Цель: Уточнить и закрепить правильное произношение звуков Б и БЬ.

1. Закрепить умение правильно произносить и дифференцировать твердый и мягкий согласные звуки Б и БЬ.

2. Продолжить развитие фонематического слуха – умение выделять звуки Б и БЬ в ряде слогов и слов.

3. Продолжить работу по расширению объема слухо-речевой памяти детей.

1. Упражнять детей в образовании существительного множественного числа.

2. Упражнять детей в умении правильно образовывать существительных с помощью суффиксов –ИЩ- , -ИК-.

3. Уточнить и закрепить знания детей о домашних животных.

1. Воспитание доброго, заботливого отношения к домашним животным .

2. Воспитывать умение работать в микрогруппах.

Цель: Организовать и настроить детей на занятие.

2. Артикуляционная гимнастика.

Цель: Развитие артикуляционной моторики и орального праксиса.

3. Дыхательная гимнастика. Появление гостя.

Цель: Продолжить работу над развитием фразовой речи на выдохе.

4. Звукоподражания животных.

Цель: Продолжить работу над развитием силы голоса и речевым дыханием , совершенствовать интонационную выразительность.

5. Фонетические упражнения.

Цель: Уточнить и закрепить в речи чистое произношение согласных звуков Б , БЬ.

6. Игра «Узнай звук».

Цель: Закреплять умение различать на слух звуки, оппозиционные по твердости – мягкости.

7. «Домашние животные».

Цель: Уточнить и расширить представление у детей о домашних животных и их детенышей.

8. Динамическая пауза.

Цель: Совершенствовать координацию речи с движением, продолжить работу над темпом ритмом речи.

9. Игра «Один – много»

Цель: Упражнять детей в правильном образовании существительных мн.ч.

10. Игра «У кого какие усы».

Цель: Упражнять детей в образовании существительных с помощью суффиксов – ИЩ – и

11. Игра « Кто чем питается?»

Цель: Расширить представление детей о питании домашних животных.

12. Выучить чистоговорку про быка.

Цель: Отрабатывать четкость дикции и интонационную выразительность.

13. Игра «Кто потерялся?»

Цель: Продолжить работу над развитием зрительного внимания, памяти.

14. Итог занятия.

Цель: Подвести итог, дать дифференцированную оценку работы детей и поощрить их.

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто правильно за мной повторит: БА-БА-БЯ, БЯ-БЯ-БА, БА-БЯ-БА, БЯ-БА-БЯ.

2. Артикуляционные упражнения.

• Наказать непослушный язычок.

• Спрячем губки – Трубочка

3. Дыхательная гимнастика. Появление гостя.

– К нам пришёл гость – бык Бишка. Он пришёл посмотреть, как вы занимаетесь

– Вдохните аромат цветка и выдыхая, скажите: «Чудесный запах».

4. Произношение звукоподражаний домашних животных.

– Повторите за мной сначала громко, потом тихо:

5. Фонетическое упражнение.

– Какой первый звук в слове «бык»? (Б)

– Когда произносим звук Б губки сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха; горлышко работает. Это согласный звук, звучит звонко, твердо.(Показ синей фишки).

– Повторите: БА-БУ-БА, БО-БО-БЫ,БА-БЫ-БА, БУ.БО-БО.

– Какой первый звук в слове «белка»? (БЬ)

– Этот звук похож на Б, но произносится мягко. Он согласный, звонкий, мягкий.(Зеленая фишка).

– Повторите: бя-бя-БЯ, БИ-би-би, бе-БЕ-бе, БЮ-бю-бю.

6.Игра «Узнай звук».

– Я буду произносить слоги, слова, а вы будете определять как звучит звук твердо или мягко и поднимать фишку. (Баран, жеребенок, собака, бабочка, кабан, бык, белка).

7. «Домашние животные».

– Какие из этих животных домашние? Почему они так называются? (Они живут в доме или около дома человека, человек ухаживает за ними).

-Какие еще домашние животные вы знаете?(Кошка, лошадь, коза, овца, корова, свинья).

– Назовите их детенышей.(Котенок, поросенок, козленок, ягненок, теленок, щенок).

7. Динамическая пауза.

Бу-бу, я рогатый. («Рожки» из пальчиков ставят на голову.)

Бу-бу, я хвостатый. («Хвостик» из рук – за спину.)

Бу-бу, я ушастый. («Ушки» из ладошек – на голове.)

Бу-бу, очень страшный. («Рожки» на голове «бодаются».)

8. Игра «Один – много».

– Я буду называть одного детеныша, а вы – много:

9. Игра «У кого какие усы».

Выставляются картинки: кот, кошка, котята.

– У кошки – усы. А кот большой, у него – усище. Котята маленькие, у них – усики.

(Дети образуют слова от слов: нос, зубы, хвост, глаза, лапы.)

10. Игра «Кто чем питается».

– Мы все должны заботиться о домашних животных, кормить их. Давайте вспомним, что любит есть каждое животное. Отвечать нужно по образцу:

«Корова любит сено».

(Дети отвечают по образцу).

11. Выучить чистоговорку про быка.

– Я вам прочитаю чистоговорку про быка. Вы должны повторить ее, не сделав ни одной ошибки.

У быка тупа губа.

(Каждый ребенок повторяет чистоговорку, исправляет ошибки, если они будут.)

12. Игра « Кто потерялся».

– Посмотрите на доску внимательно (картинки с домашними животными). Вы закроете глаза, а я уберу одного животного. Угадайте, кто потерялся. (Игра повторяется несколько раз).

Читайте также:  Элементы сенсорной комнаты в помощь учителю-логопеду в преодолении речевых нарушений у детей с ОВЗ
Ссылка на основную публикацию