Автоматизация звуков у детей с ТНР в пересказах с использованием картинных алгоритмов

Автоматизация звуков у детей с ТНР в пересказах с использованием картинных алгоритмов

Автор: Панфиленко Галина Ивановна

Организация: МБДОУ ДС №31 «Журавлик»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

Проблема развития, формирования, становления речи в разные времена интересовала ученых, философов, психологов, педагогов. Процесс развития речи – явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Ребенку, выражать свои мысли, шире возможности познать действительность, полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, если его речь правильная и богатая. Хорошая речь – важное условие всестороннего полноценного развития ребенка. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе речевого развития. От чистого произношения звуков зависит, насколько речь будет понятна окружающим, насколько комфортно будет чувствовать себя малыш в обществе, в социуме. Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Особенно сложно ребенку, имеющему нарушения речи и тем более тяжелые.

Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Предлагаемые в литературе методы и приемы коррекции речи недостаточно эффективны для внедрения в работу с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи. Если, например, задание дается в виде монотонной инструкции (многократное повторение одного и того же), у ребенка быстро рассеивается внимание, теряется интерес к деятельности, отсутствует мотивация. Поэтому в настоящее время одной из основных задач логопеда является разработка, более эффективных, интересных для малыша, мотивирующих, стимулирующих к целенаправленной деятельности методов и приемов работы с детьми.

Известный дефектолог М.Е. Хватцев пишет: «Логопедическая работа должна осуществляться в виде специальных групповых и индивидуальных игр, активизирующих ребенка к разговору и служащих прекрасным средством совершенствования его речи». У наших современных детей, должна быть «особенная» современная игра.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

В соответствии с изменениями, происходящими в современном образовании, условиями организации предметно – развивающей среды в дошкольных образовательных организациях эффективно использовать интерактивные игры.

Интерактивная игра переводится как “игра в действии”. Это процесс социального взаимодействия. В процессе, которого у игроков, участников данной игры возникает совершено новые знания и опыт, интерактивная игра нацелена на взаимодействие между людьми и потому не только развлекает, но развивает людей, играющих в нее. Иными словами, интерактивная игра – это активный метод обучения. То есть, это такой метод, который организует процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников (игроков) возникает некое «новое» знание и опыт, родившиеся непосредственно в ходе игрового процесса, либо явившиеся результатом этой игры. Иначе говоря, интерактивная игра – это активная обучающая игра. Интерактивная игра – средство повышающее эффективность работы, в частности работы логопеда с детьми.

Интерактивные игры, используемые мною в работе, позволяют:

стимулировать к речевым действиям;

побудить к активному участию в процессе исправления звукопроизношения;

увеличить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

повысить познавательную активность и работоспособность детей;

активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

увеличить объем коррекционного воздействия, включив логопедические игры в различные режимные моменты.

Для того, чтобы сформировать правильное положение органов артикуляции для коррекции дефектно произносимого звука, поставить звук, закрепить его как можно быстрее и качественнее, нужно использовать больше разных анализаторов: слухового – как ведущего, зрительного (показ артикуляции), тактильного, кинестетического. Чем больше анализаторов задействовано в коррекционной работе над звукопроизношением, тем эффективнее ее результат.

При работе по исправлению звукопроизношения на разных этапах мною используются игровые задания, игры с предметами, разнообразным игровым материалом. Чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным и эффективным, использую ряд вспомогательных приемов. Одним из них является использование в работе мелких объемных (например, от киндер-сюрпризов) или плоских игрушек, действуя с которыми и для которых, ребенок приобретает некий речевой опыт. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы и бросового материала (шишки, орехи, семена арбузов, дынь, крышечки, пуговицы, проволочки, шарики, су-джок, косточки, камушки, мячики, прищепки и т.д.). Широко использую в своей работе различные тренажеры (пальчиковые, звуковые, дыхательные), изготовленные самостоятельно: «Веселая карусель», «Аттракцион на лужайке», «Три медведя», «Буль – булики», «Интерактивный экран» и пр.

Также использую и компьютерные программы: Paint или Tux Paint, Power Point. Открывая компьютерную программу, договариваемся что будем рисовать, какого цвета и каким инструментом (малыш рисует шарик и «дует» – произносит звук [С], «шипит» и рисует змейку и т. д.). В программе Power Point уже разработанный шаблон. Ребенок выполняет какие-либо задания и в ответ появляются различные изображения. Действуя с компьютерными системами, что привлекает современного ребенка, малыш незаметно для себя, в процессе увлекательной игры, закрепляет правильно произносимый звук, автоматизирует его, развивает подвижность органов артикуляционного аппарата, добивается правильной артикуляции, нужной для произношения какого-либо звука, анализирует, познает, развивается.

Эти игровые приемы мною были опробованы для индивидуальных и подгрупповых занятий по автоматизации и постановке звуков. Многие из них используются на дальнейших этапах автоматизации, способствуют развитию фонематического восприятия и могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков.

Игровые задания в виде звукоподражаний (подборка «По дорожке со Змейкой», «Колобок», «В гостях у комарика», «Веселый гномик», «По горам, по долам», «Жужа»), обязательно ребенок действует с соответствующими предметами.

«Пальчиковые шаги», «Звуковые дорожки» – ребёнок ведёт пальчиком (игрушечной машинкой, шариком колобком, паровозиком, корабликом…) по линии, дорожке, выложенной из счетных палочек, природного и бросового материала, длительно произносит автоматизируемый звук. (Образом звука являются предметы, которые издают этот звук.) Игровые сюжеты: «Помоги, Гусеничке доползти до цветка и стать бабочкой», «Помоги, Муравьишке доползти до муравейника», «Укрась тортик», «Покорми верблюжонка (слоненка…)», «Проводи, колобка по ступенькам», «Построй домик (башенку) и т.п.

«Помоги зайцу, лисе, медведю дойти до жилища». Ребенок «шагает» пальчиками по пуговицам, по косточкам, проговаривая речевой материал. «Прятки» – закручивание крышечек от бутылок на специально приготовленном планшете.

«Слоговые дорожки» – ребёнок проговаривает слоги, проводя пальчиком по линиям или нажимая пальчиком на рисунке, накручивая крышечки, нажимая кнопочки… (произнесение слогов с каким-либо движением).

Упражнения с движением пальцев рук, с рисованием ломаных линий и спиралей, с раскладыванием палочек, с рисованием пальцем узоров в крупе, песке, манке. Эти упражнения по развитию пальцевой моторики для автоматизации звуков в слогах стимулируют действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказываются на исправлении дефектов произношения у детей, совершенствуют внимание и память, облегчают усвоение навыков письма.

Выполняя задания игр по инструкции логопеда, ребенок проговаривает речевой материал на автоматизируемый звук. Помимо автоматизации звука решаются и другие речевые задачи: обогащение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Живо и интересно проходят игры с использованием интерактивного экрана, изготовленного из 16 подвижных квадратиков: – «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что спрятано?», «Веселый счет», «Скажи ласково», «Один-много», «Мы – волшебники», «Телефон». Такие игры как, лабиринты. Ребенок при движении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующего хода. Например, самолет — направо, соловей — вверх и т. д. ».

Игры и игровые упражнения проходят эмоционально, живо, разнообразно. Все упражнения, игры легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.

В процессе использования игр и игровых упражнений при формировании звукопроизношения улучшается качество звукопроизношения, быстрее проходит автоматизация звуков на разных этапах автоматизации, снижается утомляемость. Возрастает речевая активность, повышается интерес и мотивация к коррекционной образовательной деятельности.

Введение интерактивных игровых приемов в логопедическую работу предоставляют детям возможность создавать «свое», придумывать самому. Важным является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение дошкольников, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности. Работая в данном направлении, хочется отметить, что игровые приемы вызывают интерес у детей к логопедическим занятиям, помогают превратить однообразную и скучную работу по автоматизации звуков в увлекательную игру.

Список литературы:

  1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. – М.: Гном-Пресс, 1999.
  4. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
  5. Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. М.: Айрис Пресс, 2008.
  6. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Литера, 2007.
  7. Лопухина И.С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: Аквариум, 1995.
  8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,1977.
  9. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.: Аквариум.

Педразвитие

Автор: Лескова Нина Семенлвна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МДОУ №15 “Золотая рыбка” комбинированного вида
Населённый пункт: Оленегорск
Наименование материала: статья
Тема: Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Дата публикации: 06.09.2017
Раздел: дошкольное образование

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 «Золотая рыбка»

Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с

тяжелыми нарушениями речи

Лескова Нина Семеновна

учитель – логопед высшей кв. категории.

Формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в

правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие

речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен

сложный комплекс движений.

Исправление нарушений звукопроизношения самый ожидаемый от учителя-

логопеда результат. Только учитель-логопед может и должен исправить нарушения

правильного произношения звуков поэтапно. Это следующие четыре основных

автоматизация поставленного звука,

Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы. На каждом этапе

анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звуков.

формирование точных движений органов артикуляционного аппарата,

отработка направленной воздушной струи,

развитие фонематического слуха,

отработка опорных звуков,

развитие мелкой моторики рук.

Но если у воспитанника диагноз дизартрия, направления подготовительного

этапа, будут несколько отличаться от этих, потому что у них страдает мышечный

тонус, динамическая сторона речи, дыхательные и двигательные функции.

Направления подготовительного этапа при дизартрии следующие:

мускулатуры (выполнение разных видов массажей).

формирование точных движений органов артикуляционного аппарата.

нормализация голоса (модуляция голоса по высоте и силе, потому что у

них монотонный голос).

плавного, экономичного выдоха).

логические ударения, потому что у воспитанников с дизартрией как

обычно речь смазанная, нечеткая).

важно не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.

Эти упражнения подбираю с учетом конкретного нарушения.

воздушной струи, выработка которой провожу одновременно с артикуляционной

гимнастикой. Последовательно даю следующие упражнения:

для укрепления мышц щек — надувать щеки и удерживать в них воздух

(«толстый помидорчик»), втягивать щеки при сомкнутых губах и при

приоткрытом рте («худенький огуречик»);

для выработки направленной воздушной струи — не надувать щеки,

посередине круглое маленькое «окошечко», сдувать с поднесенной ко

рту ладони любой мягкий предмет (вырезанные из бумаги снежинка,

бабочка, листочек и др.) или дуть на лежащий на столе карандаш так,

чтобы он покатился.

пальцев рук. Для этой цели использую разные упражнения и игры:

Выполнение подражательных упражнений;

Выполнение разных пальчиковых игр;

Выполнение упражнений самомассажа;

Игры с материалом для развития мелкой моторики, например:

растирание ладонями шестигранного карандаша;

выполнение самомассажа пальчиков с помощью колючих шариков.

Одним из видов работы по развитию фонематического слуха на данном этапе

в моей практике является воспитание у ребенка умения улавливать разницу между

правильным и искаженным звуками. Даю воспитанникам возможность слушать

внимание на эти звуки, показываю разницу в их звучании и вырабатываю стимул

для преодоления нарушения.

Важным направлением на подготовительном этапе считаю отработку опорных

образования), но произносимых ребенком правильно. Отработка опорных звуков

предусматривает следующее: уточнение артикуляции звука и его правильного

произношения в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях.

Для звука [с] опорными использую звуки [и], [ф]. Звуки [с], [и] — одинаковые

находится внизу. Отрабатывая звук [и], я добиваюсь положения широкого кончика

языка за нижними резцами и подъема передней части спинки языка к альвеолам.

Звуки [с], [ф] — одинаковые по способу образования (щелевые). Отрабатывая звук

отработанных элемента, добиваюсь правильное произношение звука [с].

Для звука [ш] опорными использую звуки [т], [с]. Звуки [ш], [т] — одинаковые

находится вверху. Отрабатывая звук [т], добиваюсь умения поднимать кончик

(щелевые). Отрабатывая звук

[с], добиваюсь направленную воздушную струю,

идущую по середине языка. Соединив эти два отработанных элемента, добиваюсь

правильного произношения звука [ш].

Для звука [л] опорными использую звуки [т], [ы].

Звук [т] дает подъем

кончика языка к альвеолам, а звук [ы] — подъем средне- задней части языка к

Читайте также:  Рабочая программа логопедической работы с обучающимися 1-х классов с ФФНР и ФНР

Для звука [р] —использую звуки [д],[з],[ж]. Звук [д] отрабатывает подъем

напряженного кончика языка вверх, звуки [з] и [ж]— направленную воздушную

струю и вибрацию кончика языка.

Таким образом, отрабатывая опорные звуки, я уже на подготовительном этапе

выработке хорошей дикции; приучает ребенка выделять опорный звук в слогах,

представление о таких понятиях, как «звук», «слово», «предложение». Все это

формированию навыков анализа и синтеза слов и соответственно более быстрой

и успешной постановке и автоматизации нарушенного звука.

К следующему этапу — постановке звука —перехожу, когда ребенок научится

отличать правильное звучание от искаженного.

В практике работы с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи мне

приходится в основном применять смешанный способ постановки звуков, когда

постановки правильного произношения изолированного звука.

контроль и опорные звуки.

Постановка звука — это выработка у ребенка новых связей и затормаживание

неправильно сформированных ранее. Чтобы избежать возврата старых связей, я на

артикуляционную базу, говорю ребенку: “Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот,

положи широкий язык за нижние зубы, чуть прикрой рот, сделай узенькую щель,

пусти по языку длинный “ветерок” и дай голос”. Если ребенок выполняет все

инструкции правильно, у него получается чистый звук [з].

Для каждого звука, который ставим подбираю предметную картинку-символ.

Поскольку звук для ребенка — понятие абстрактное, картинка-символ должна по

двум-трем параметрам соответствовать этому звуку, чтобы ребенку легче было их

соотнести, а в дальнейшем и запомнит

букву, обозначающую этот звук.

птицей), изображенным на картинке, также должно напоминать нужный звук.

Например: “р-р-р” — рычит собака, “ж-ж-ж” — жужжит жук, “ц-ц-ц” стрекочет

В названии предмета (животного, птицы) или действия, им производимого,

должен быть соответствующий звук. Например: [ч] — поезд выпускает пар, [к] —

капли капают, [в] — ветер воет и т. д.

Например: воздух из шланга насоса выходит вниз, и кончик языка опущен за

нижние зубы (звук [с]), жук летит вверх, и кончик языка поднимается вверх (звук

Таким образом, при постановке звука у моих воспитанников одновременно

голосовых связок). Все это дает возможность осознанно усвоить данный звук и

соответствующую ему букву даже детям с тяжелыми нарушениями речи.

К следующему этапу — автоматизации звука перехожу только тогда, когда

ребенок по требованию может легко, без предварительной подготовки, без поиска

нужной артикуляции произнести поставленный звук, но не звукоподражание.

Автоматизация звука в словах — это выработка нового навыка, требующая

длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в

слове — в начале, середине, конце — я

подбираю достаточное количество

картинок. Принцип их подбора соответствует принципу подбора слогов, т. е.

формированию навыков звукового анализа слова.

Поскольку недостатки звукопроизношения

являются не самостоятельным

дефектом, а частью другого, более сложного нарушения речи, при автоматизации

звуков в словах одновременно работаю над уточнением и расширением словаря,

над слоговой структурой слова. Поэтому при подборе картинок сначала выбираю

знакомые детям слова простой структуры типа: сани, Соня, сова, собака, затем —

более сложные: самокат, салфетка, стакан, скамейка и т. д. Слежу, чтобы в составе

слова не было звуков, которые ребенок произносит неправильно.

Автоматизацию звука в предложениях провожу на базе отработанных слов.

автоматизируемый звук и отсутствовали неправильно произносимые ребенком

Современные подходы к автоматизации звуков у детей с общим недоразвитием речи

Нарушение звукопроизношения является одним из самых распространенных дефектов речи. Оно может быть самостоятельным нарушением, но и может входить в состав других, более сложных речевых расстройств, являясь самым заметным их проявлением.

В настоящее время в логопедические группы мы набираем большинство детей с тяжелым нарушением произносительной стороны речи, обусловленным недостаточностью иннервации речевого аппарата. Увеличивается процент детей посещающих коррекционные дошкольные учреждения с осложненным диагнозом.

Поражение отдельных звеньев речевой функциональной системы приводит к сложной дезинтеграции всего речевого развития. У детей с дизартрией отмечается нарушение кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений.

Целью логопедического воздействия работы является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи в условиях дошкольной коррекционной группы.

Чтобы научить ребенка произносить звуки правильно необходимо решать следующие задачи:

  • на учить узнавать звуки речи и различать их по акустическим признакам;
  • отличать нормированное произношение звука от ненормированного;
  • осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
  • принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;
  • безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.

Современный образовательный процесс требует новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения. Происходит смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребенка, который находится в центре воспитательного процесса.

Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий, открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи. Основными методами работы являются: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно- кинестетический.

Восточная мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

Научно доказано, что в процессе логопедической работы устанавливаются межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении. Активное участие всех анализаторов при обучении правильному звукопроизношению способствует быстрому обучению детей.

Восточная мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Использование моделей при знакомстве с артикуляционным укладом и на этапе автоматизации звуков дает прекрасный результат. Составленные мною схемы артикуляционного уклада звуков отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике. Модель делит целостное выполнение движения на отдельные составные части. Дети рассматривают и запоминают положение губ, языка, зубов при произнесении звука, сравнивают свое выполнение с профилем звука.

Педагог объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата. Роль зрительной опоры выполняет модель, в соответствии с ней ребенок определенным образом пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые связки. Такая работа предполагает исследование, уточнение участия органов речи и их положение в процессе произнесения звука. Модель служит наглядной опорой, постоянно напоминая артикуляцию звука, и усиливает эффективность логопедического воздействия, направленного на формирование правильного звукопроизношения.

Так же дети запоминают символ каждого звука, и могут сравнить изображение правильного артикуляционного уклада звука на картинке с тем, как произносят звук сами. Схема дает полное представление о звуке и позволяет ребенку контролировать выполнение упражнений, помогает зрительно запомнить, и ощутить точность выполнения. Независимо от формы речевых нарушений, она помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником.

Для автоматизации используется прием одновременного проговаривания звука и изображения его символа – выкладывание схемы. Эти упражнения способствуют усилению ощущений при произношении звука, обогащению его моторным действием.

На этапе закрепления правильного артикуляционного уклада, я подбираю игровые упражнения для детей. Например, «Угадай-ка», когда ребенок должен из частей схем разных звуков, выложенных на столе собрать артикуляционный уклад изучаемого звука. Игровая форма организации занятия позволяет сделать логопедическую работу увлекательной, позитивной, творческой, что непременно обогащает речевую деятельность детей и повышает качество произнесения звуков.

При автоматизации слогов использую игру «Сложи слог», когда ребенок может схематично изобразить то, что должен произнести. Игра наглядно закрепляет, как меняются артикуляционные уклады при произнесении последовательно звуков в слоге и слове.

Необходимым условием для постановки звуков является проведение артикуляционной гимнастики. Но ежедневные многократные повторения одних и тех же упражнений, снижают интерес детей к этому процессу, вызывают утомляемость, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому в своей работе я использую логопедические дидактические игрушки жабу Жанну и собаку Тяпу.Игрушки в игровой форме учат правильно выполнять артикуляционные движения, обращают внимание на качество и последовательность действий, помогают организовать игры с элементами соревнования. Рука ребенка тоже принимает активное участие, дети надевают на ладонь маленький вязаный язычок и повторяют движения, одновременно выполняя упражнения языком. Использование биоэнергопластикипри выполнении гимнастики помогает длительно поддерживать интерес детей к обучению, повысить мотивационную готовность поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка педагога на протяжении всего занятия.

Научно доказано, что движения пальцев рук тесно связано с речевой функцией. При ритмических движениях пальцев рук резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные электрофизических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. В своей работе успешно применяю тренажер сделанный из иппликатора Кузнецова. Так какдви­жения пальцев руки стимулируют созревание цент­ральной нервной системы, полезно при произнесении звуков в слогах, словах осу­ществлять последовательные прижимы пальцев руки к иппликатору.

Мною разработана система игр и упражнений, помогающих образовательную деятельность сделать интересной игрой. Использую зрительные опоры — символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.

Часто изолированно дети произно­сят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произно­сятся искаженно. Я для каждого ребенка, с учетом нарушенных звуков, подбираю и составляю слоговые таблицы. Используются сло­говые упражнения с постепенным наращиванием числа слогов, с попеременным ударением. В период закрепления большое значение придается неоднок­ратному повторению слов, включающих заданный звук.

К инновационным технологиям относится песочная терапия, используемая в индивидуальной логопедической работе. Дети с желанием окунаются в песочный мир чудес. Игры «Горячо – холодно», «Сундучок с сюрпризом», «Песочные загадки», «Песочные истории», «Загадки – отгадки» успокаивают нервную систему детей, повышают чувствительность пальцев, учат анализировать предметы на ощупь.

В своей работе при автоматизации звука в словах, предложениях и текстах я успешно применяю:

  • лабиринты – «Логопедические тропинки»;
  • настольно-печатные;
  • подвижные;
  • сюжетно-дидактические игры.

К числу широко распространенных новых эффективных средств обучения относятся компьютерные технологии. Для специалиста они представляют дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Применение компьютерной техники в моей педагогической практике позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности.

Таким образом, умело организованная предметно-развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка.

Применяемый мною на практике метод моделирования при автоматизации поставленных звуков способствует созданию прочных кинестезий, развитию фонематического восприятия, что является профилактикой дисграфии. Улучшается просодическая окраска речи, речь воспитанников становится выразительной, внятной.

Применение, на этапе автоматизации звуков тактильно кинестетической стимуляции ускоряет процесс автоматизации и дифференциации звуков.

В результате проведенной работы у детей исчезает чувство неполноценности, формируется уверенность в умении реализовать намеченные цели, развивается самоконтроль, формируется правильное, чистое, грамматически оформленная выразительная речь.

Несмотря на увеличение числа детей, имеющих тяжелые речевые нарушения, организованная педагогическая деятельность способствует качественному усвоению материала и дает стабильные результаты.

Тяжелые нарушения речи (ТНР)

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа нарушений, включающая целый ряд медицинских и логопедических диагнозов. Сюда входят все стойкие в своих проявлениях отклонения речевой системы у детей с нормальным развитием слуха и без первичных нарушений интеллекта.

Критерием для определения речевого нарушения в группу тяжелых служит невозможность ребенка самостоятельно осваивать стандартную общеобразовательную систему. Это обусловлено тем, что вслед за речью снижается вербальная память, отстает логическое мышление, появляются трудности выполнения устных инструкций, плохо развита моторика, а также снижена мотивация, зато у ребенка наблюдаются неуверенность в себе и раздражительность. Из-за тяжелого нарушения речи ребенок мало коммуницирует в обществе, у него нет нормально сформированной не только диалогической, но и монологической речи. Слуховая память, произвольное внимание и продуктивность запоминания также значительно снижены при формальной сохранности логики мышления.

Тяжелые нарушения речи, в отличие от общих, подразумевают полное отсутствие словесного общения или его резкое ограничение в районе 4-5 лет. Возможно произношение отдельных слогов или звуков, но при этом ребенок предпочитает общаться жестами. Такое отставание от разговорных норм развития становится наиболее заметным именно в районе 5 лет, когда нормотипичные дети умеют выговаривать большинство звуков, используют развернутые фразы и предложения. Диагноз ТНР ставится психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) прежде всего для того, чтобы направить ребенка в специализированное коррекционное учреждение. Конкретный медицинский диагноз, входящий в эту группу, может быть поставлен гораздо раньше. Но специалисты склоняются к мнению, что не стоит дожидаться постановки диагноза ТНР комиссией, любые коррекционные мероприятия лучше начинать как можно раньше, как только стали заметны первые трудности с речью ребенка, так как период полной реабилитации длительный. В некоторых случаях можно лишь улучшить речь ребенка, но не привести в норму.

Читайте также:  Адаптация ребёнка к новому детскому коллективу

Диагнозы, относящиеся к тяжелым нарушениям речи

ТНР является собирательным понятием, где речевые нарушения включают разнообразные диагнозы. В зависимости от симптоматики и этиологии необходимы различные виды коррекции, успех которой во многом зависит от правильной диагностики.

У ребенка с нарушенной речью может быть:

  • алалия – недоразвитие или полное отсутствие речи, связанное с нарушением речевых зон коры головного мозга (бывает экспрессивная и импрессивная, сенсорная, моторная и сенсомоторная);
  • дизартрия (все степени, кроме стертой) – неправильное произношение звуков и интонаций, связанное с первичной недостаточностью иннервации речевого аппарата (органическое поражение);
  • афазия;
  • логоневроз (заикание) – обусловлен судорогами речевого аппарата и проявляется нарушением плавности и ритмичности речи;
  • общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития);
  • ринолалия.

По некоторым источникам, к ТНР также относят дисфонию, афонию, тахилалию и брадилалию.

Все перечисленные формы нарушений имеют несколько степеней тяжести, что проявляется при диагностике и влияет на дальнейшую коррекцию. При самых тяжелых стадиях ребенок признается ограниченным в своих возможностях, и тогда поднимается вопрос социально-правового характера о предоставлении группы инвалидности.

При данных диагнозах рекомендуется перевести ребенка в специализированное учебное заведение – логопедический сад или в логопедическую группу сада комбинированного типа, где подбирается соответствующая как познавательная, так и коррекционная программа. Основные цели таких заведений сводятся к речевому и познавательному развитию, а также созданию социально-коммуникативной среды для детей с нарушениями.

Отдельно проводятся занятия по физическому воспитанию и художественно-эстетическому развитию как основных элементов общего развития. Важно с момента постановки диагноза регулярно посещать специалистов для наблюдения динамики и своевременной коррекции реабилитационной программы. В зависимости от вида нарушения и его тяжести ребенок может стоять на учете одновременно у нескольких специалистов: невролога, логопеда, детского психолога, дефектолога.

Коррекция тяжелых нарушений речи

Коррекция ТНР всегда длительна, часто требует участия команды специалистов. Поскольку многие диагнозы связаны с органическими поражениями, то необходимо медицинское сопровождение (психиатра, невролога, терапевта, педиатра). Помимо этого необходимы регулярные занятия со специалистами с педагогическим и психологическим образованием. Для снятия психологических блоков нужен детский психолог. Логопед занимается непосредственно коррекцией произношения, дефектолог помогает в развитии мышления, памяти.

Прогноз улучшений зависит от постоянства и регулярности занятий. Когда ребенок пропускает несколько уроков подряд, накопленные умения теряются,и специалистам приходится все начинать заново.

Сложность реабилитации также состоит в том, что для каждого ребенка составляется индивидуальная программа работы, включающая все его особенности. Сюда входят:

  • логопедические упражнения для коррекции основного нарушения;
  • логопедический массаж и артикуляционная гимнастика;
  • развитие высшей психической деятельности и моторики;
  • улучшение психо-эмоционального состояния и социальной адаптации.

Оптимальный возраст для начала занятий – 3 года. Именно в этот период есть возможность выровнять задержку развития речи и избежать постановки одного из диагнозов психоневрологической области.

Не каждое нарушение поддается коррекции, все зависит от ситуации и степени тяжести нарушения. Случаи с органическими поражениями коры и иннервационного аппарата требуют более длительной и серьезной коррекции. А логоневроз, обусловленный психотравмой, изначально имеет более благоприятный прогноз.

Немаловажна роль родителей, которым необходимо активно включаться во все этапы развития ребенка. Важно обеспечить строгое соблюдение режима дня и поддержание спокойной атмосферы в семье, так как эмоционально-волевая сфера ребенка недостаточно развита.

Специалисты центра Ember оказывают помощь детям с тяжелыми нарушениями речи на любой стадии. На консультации дефектологи и психологи дают рекомендации относительно смены модели взаимодействия с ребенком, что помогает улучшить взаимопонимание и облегчить выполнение домашних заданий. К примеру, мы применяем дополнительные наглядные материалы (карточки, игрушки) для улучшения восприятия вербальной информации.

Тяжелые нарушения речи требуют ежедневного внимания к деталям, постоянных коррекционных занятий и тесного сотрудничества всех специалистов и родителей.

Для успешной коррекции ТНР важно, чтобы детско-родительские отношения были гармоничными. Если родители испытывают чувство вины, повышенную тревожность, это может привести к гиперопеке ребенка и тормозить коррекцию его состояния. В этом случае рекомендуется проработать эмоции и страхи с семейным психологом.

В нашем центре есть все условия для успешной коррекции тяжелых нарушений речи.

НОД «Заколдованная весна»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

В НОД подобраны задания для выявления знаний детей старшей группы по теме “Весна”.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное образование (Окружающий мир)

Быкова Светлана Евгеньевна

МБДОУ «Детский сад № 98»

  1. Организационный момент.

Дети входят в зал. Приветствие гостей.

  1. Мотивационно- целевой этап

Звучит музыка (вьюги, метели).

Воспитатель находит письмо от «Зимы».

Воспит . – Дети, это письмо от «Зимы», его метелью замело. Давайте его прочитаем. (Воспитатель читает).

Письмо: «Я зимушка- зима

Не хочу я тепла,

Пусть метут метели, вьюги, снег лежит всегда на юге, будет холод и мороз.

Заколдую я весну, ее в гости не пущу!».

-Дети, смотрите и, правда, весна заколдована, какая она темная, замершая….

(Обращает внимание на мольберт с силуэтом девушки «Весны»), ( см. приложение 1).

Дети: – Можно прогнать зиму. Позвать весну, поиграть в весенние игры, рассказать сказку про весну, стихотворение…..

Воспит. : – Я предлагаю поиграть в интеллектуальную игру «Расколдуй весну», для этого нужно отвечать на вопросы и выполнять правильно задания о весне, и тогда она обязательно к нам вернется и отблагодарит нас.

-Ну, что вы готовы?

Воспит.: – Каждое задание имеет свой номер, и чтобы узнать какое будет первым задание, нужно вытянуть бочонок с номерком, вот из этой волшебной коробочки. … и так первое задание под номером №….

(Воспитатель или ребенок достает бочонок с номерком и объявляет номер, и открывает карточку на мольберте, соответствующий номеру на карточке, мольберте).

3.Обобщение, систематизация знаний

Изобразить схематично признаки весны.

Раскрасить животных, которые меняют окрас шерсти, весной. ( см. приложение 2)

Работа по картинке «Труд людей весной». Рассказ. ( см. приложение 2).

( один ребенок выбирает картинки на столе и выбирает картинки, где труд людей происходит весной. Составляет рассказ).

Поговорки о весне.

  • Вода с гор потекла, весну принесла.
  • Март зиму кончает, весну начинает.
  • Март с водой апрель с травой, а май с цветами.

(Объяснение значения поговорок детьми).

Предлагаются три картинки (скворец, грач, ласточка).

Воспит.: – Какая из птиц прилетает ранней весной?

Рассказ ребенка о граче.

«Грач птица крупная. Перья черного цвета.

Прилетает ранней весной и строит гнезда в парке, в саду из тонких веток. Питается грач насекомыми».

Воспит.: – На дереве собрались птицы, давайте мы их разделим на оседлых и перелетных птиц.

Девочки выберут перелетных птиц назовут их.

Мальчики выберут оседлых птиц и назовут их.

Игра «Найди фрагмент птицы»

(Дети складывают картинки птиц из частей на коврике, называя их)

– Что будет, если птицы не прилетят ?

( Если птицы не прилетят, то насекомых разведется очень много. Насекомые питаются листьями деревьев, а если птицы не будут уничтожать насекомых , то деревья погибнут).

– Что будет ,если цветы не распустятся?

( Насекомые питаются пыльцой цветов, а если они не распустятся, то насекомые погибнут и птицам будет нечем питаться).

– Что будет, если солнышко будет греть днем и ночью?

(пересохнут озера, реки, моря и погибнет все живое).

Игра «Бывает – не бывает»

При ответе «бывает» дети хлопают в ладоши, «не бывает» топают ногами.

– Капель летом? (не бывает).

– Гроза весной? (бывает)

– Ледоход осенью ? (Не бывает)

-Заяц весной серый? (бывает)

– Осенью почки набухают? (не бывает)

– Весной скворец прилетает? (бывает).

– Яблоня цветет весной? (бывает)

– Медведь просыпается осенью? (не бывает).

Сказка о весне. ( рассказывает ребенок).

« Жила на свете юная девушка – звали ее Весна. Однажды пошла Весна гулять и заблудилась. Блуждала Весна, бродила Весна и вышла на полянку, села на пенек и заревела. Ее слезы закапали на снег. И вдруг Весна увидела, что из – под снега стали появляться первые цветы – подснежники. Они были так прекрасны, что Весна перестала плакать и начала петь. Под ее песню стал таять снег, побежали ручьи, птицы начали подпевать, а солнышко улыбалось и светило ярче. Весна отыскала дорогу домой. А птицы летели вслед за ней и пели:

«Дарит песенки весна

И навстречу ей со дна

4. Подведение итогов

Воспит.: – Молодец, такой замечательной сказкой я думаю, что мы смогли расколдовать весну и пустить ее в свои владения.

– Ребята вы так много рассказали о весне, что, наконец – то зима уступила свои владения для прекрасного времени года Весны, встречаем.

Входит девочка, наряженная в костюме Весны.

Весна : Читает стихотворение.

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе- солнце теплое,

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения.

И, значит настроение

У всех людей – весеннее!

Хороводная игра «Веснянка»

Дети идут по кругу, Весна (ребенок) стоит в середине идут под музыку и поют, выполняя движения:

– Солнышко, солнышко, золотое донышко, гори, гори ясно, чтобы не погасло (стоят на месте руки скрещены вверху)

Побежал в саду ручей (бегут по кругу, руки на поясе)

Прилетело сто грачей (руки с в стороны машут и бегут).

А сугробы тают, тают (стоят по кругу ,приседают и руками показывают )

А цветочек подрастает ( руки вместе постепенно поднимая вверх, и над головой «распускается» цветок).

Дети вместе: – Снег растаял, снег растаял, это новость не простая. Это значит, наступает настоящая весна.

Воспит. – Ребята, Весна для вас приготовила подарки.

ООД по развитию речи на тему “Заколдованная весна” с элементами ТРИЗ для воспитанников старшей группы с нарушениями речи.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Данный конспект будет полезен воспитателям и педагогам дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_zakoldovannaya_vesna.docx39.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №15 «Березка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

по развитию речина тему:

( с элементами ТРИЗ )

для воспитанниковстаршей группы для детей

с нарушениями речи №11

Шакаева Евдокия Султанбуратовна

« 26 » апреля 2017 г.

Цель: Развитие связной речи с применением ТРИЗ технологии

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнить и систематизировать представления детей о времени года «весна», называть характерные признаки
  • Расширять и обогащать словарный запас по теме весна
  • Совершенствовать грамматический строй речи
  • Упражнять в подборе слов-действий
  • Развивать у детей познавательный интерес
  • Развивать умение правильно согласовывать существительные с прилагательными
  • Развивать умение в образовании существительных множественного числа родительного падежа
  • Развивать координацию речи с движением
  • Развивать речевое дыхание, мышление, воображение, память
  • Вызвать желание помочь «Весне»
  • Формировать взаимопонимание и доброжелательность
  • Воспитывать чувства любви, бережного отношения к природе
  • Беседыо признаках весны
  • Наблюдения в природе
  • Рассматривание иллюстраций о весне
  • Игры в кольца Луллия, друдлы
  • Отгадывание загадок, заучивание потешек для лого ритмического упражнения
  • Рисование и раскрашивание весенних пейзажей в свободное время
  • Мультимедийное оборудование
  • Письмо от Весны
  • Видео ролик с обращением Весны
  • Стаканы, воронка, ватный диск (фильтр)
  • Схема-друдлы
  • Кольца Луллия
  • Шкатулка с угощениями
  • По два стакана с водой
  • Воронка
  • Ватный диск (фильтр)
  • Колокольчики на каждого

Форма организации деятельности: групповая

Место проведения: групповая комната

Воспитатель заходит вместе с детьми в группу, встают полукругом

Воспитатель: Ребята, у нас гости, поздоровайтесь с ними.

Воспитатель: Сегодня утром к нам в группу пришло такое письмо.

Давайте послушаем, кому оно:

«Ребятам 11- ой группы детского сада №15».

Это нам, правда, ребята?

Воспитатель: Хотите узнать, о чем там говорится.

«Здравствуйте, ребята! Со мной приключилась беда. Злой волшебникзаколдовал меня и всех моих помощников: солнце, воду, растения, животных.Расколдует, если вы расскажете про меня и расколдуете моих помощников»

Воспитатель: Ребята, от кого может быть письмо?

Дети: Может от Незнайки. Может от Снежной Королевы? Не знаем …

Воспитатель: Чтобы узнать, отгадайте загадку!

Воспитатель: Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает,
Когда это бывает?

Воспитатель: Кто догадался, от кого нам пришло письмо?

Воспитатель: Правильно, письмо от Весны.П роходите, садитесь, пожалуйста.

Дети садятся на стульчики .

3. Беседа о весне.

Воспитатель: О чем просит Весна?

Дети: О помощи, чтоб мы расколдовали ее.

Воспитатель: Еще о чем просит?

Дети: Рассказать о ней.

Воспитатель: Что же нам делать?

Дети: Помочь Весне.

Воспитатель: Вы, готовы помочь Весне?

Воспитатель: И можете рассказать о ней?

Воспитатель: Какое время года наступило?

Дети: Наступила весна.

Воспитатель: Верно, наступила весна, кто по-другому скажет?

Воспитатель: А еще как можно сказать?

Дети: Порадовала, улыбнулась, согрела, зазвенела, закапала, потекла…

Воспитатель: О весне ещё можно много красивых слов сказать. Весна, какая?

Воспитатель: Еще какая?

Дети: Весёлая, звонкая, красивая, солнечная, дождливая, теплая, холодная…

Воспитатель: Назовите признаки весны?

Дети: Тает снег, капают сосульки с крыш, появляются листочки на деревьях, прилетают птицы, травка зеленеет, дождь идет.

4.Дидактическое упражнение «Хорошо – плохо»

Воспитатель: Правильно. Весной идут дожди.

А кому дождь хорошо?

Дети: Дождь хорошо растениям, деревьям.

Дети: Потому что для их роста нужна вода, дождь.

Воспитатель: А кому дождь плохо?

Дети: Людам, наводнения могут быть.

– Под дождем можно промокнуть и заболеть.

Воспитатель: А что можно делать, чтобы не промокнуть под дождем?

Дети: Надеть плащ или укрыться зонтом. Зайти в помещение.

Воспитатель: Правильно, ребята. Нельзя промокнуть, можно заболеть.

Воспитатель: Как вы думаете, почему весной тает снег, лёд, бегут ручьи?
Дети: Снег тает, потому что солнышко греет.

Воспитатель: Правильно, солнце по цвету, какое?

5. Дидактическое упражнение «Сравни и назови»

Воспитатель: Солнце желтое, как… что? Как одуванчик, цыпленок, лимон …

Солнце по форме круглое, как… мячик, апельсин, колобок

Солнце ласковое, как… бабушка, мама, ветерок, теплое море

Воспитатель: Правильно,посмотрите на экран. Появилось солнце, оно какое, веселое или грустное?

Слайд картины солнышка.

Воспитатель: Почему солнце веселое, как вы думаете?

Дети: Потому что, мы рассказали, какое оно.

Воспитатель: Правильно, веселое, потому что мы расколдовали его. Посмотрите,что вы видите?

Слайд весенней реки

Дети: Мы видим весеннюю реку.

Воспитатель: Верно. Я набрала из ручья воды. Как вы думаете,какая она?

(Воспитатель показывает детям стакан с мутной водой)

Дети: Вода грязная.

Воспитатель : Еще какая? Прозрачная или мутная?

Воспитатель: Как сделать так, чтобы вода стала прозрачной?

Воспитатель: Чтобы вода была прозрачной, можно очистить ее. Посмотрите.

У нас есть стакан, воронка,фильтр. В пустой стакан, мы вставляем воронку, кладем фильтр. (Показывает предметы). Очень аккуратно и медленно наливаем воду в воронку.

-Почему надо аккуратно наливать воду?

Дети: Чтобы не пролить. Верно. Все запомнили, как можно очистить воду?

Воспитатель: Приглашаюв мини лабораторию.

(Дети встают, идут за столы.)

6.Опыт «Чистим воду»

Воспитатель: Что сделаем сначала?

Дети: Вставляем воронку в стакан.

Воспитатель : Верно, дальше.

Дети: Кладем фильтр и наливаем воду.

Воспитатель: Какая теперь вода стала у нас?

Дети: Теперь вода чистая, прозрачная.

Воспитатель: Обратите внимание на фильтр, он какой стал?

Воспитатель: Значит, можно пить из речки воду?

Дети: Потому что, там вода грязная, холодная, с микробами, можно заболеть…

Воспитатель: Да, верно, мы убедились в этом. Воду пить можно только чистую, очищенную в специальных сооружениях.Как думаете, помогли расколдовать воду?

Воспитатель: Молодцы, спасибо, ребята. Проходите, садитесь на свои места.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Скажите,а для чего нам нужна вода?

Дети: Вода нужна для того что бы пить,варить еду, умываться, поливать растения.

Воспитатель: Правильно,вода нужна и людям, и животным и первым весенним цветочкам.

Слайд весеннего луга.

Воспитатель: Посмотрите на экран, как называются эти цветы?

Воспитатель: Еще, какие первоцветы знаете?

Дети: Подснежники, мать-и-мачеха, крокусы …(на слайдах)

Воспитатель: Скажите, а цветы можно рвать?

Воспитатель: А почему?

Воспитатель: Встали в круг, немножко отдохнем, «на лугу растут цветы»

7.Физкультминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы (руки в стороны)
Небывалой красоты ( качаем головой)
К солнцу тянутся цветы ( руки поднимаем вверх)
С ними потянись и ты (встаем на носочки)
Ветер дует иногда, (машем руками, изображая ветер)
Только это не беда ( пригрозим пальцем)
Наклоняются цветочки, ( наклоняемся)
Опускают лепесточки ( садимся на корточки)
А потом опять встают, (встаем)
И по-прежнему цветут ( руки в стороны).

Воспитатель: А теперьпредставьте, мы на полянке, где растут много – много цветов. Представили?

Воспитатель: Понюхайте цветочки. Руки положили на живот, дышим правильно….

8. Дыхательное упражнение « Аромат цветов»

Воспитатель: Поиграем с колокольчиками. Возьмите колокольчики.

9. Элемент из лого ритмики «Колокольчики»

Колокольчик на ладошку положи, положи.

(дети ставят колокольчики на ладошки)

Колокольчик на ладошке покажи, покажи.

(дети показывают колокольчик на ладошке)

А теперь его за дужку надо взять, надо взять.

(дети берут колокольчики за дужку)

И тихонько возле ушка поиграть, поиграть.

(Дети звенят колокольчиками возле уха по очереди)

Колокольчик возле уха позвенел, позвенел

И тихонько на ладошку к нам присел, к нам присел

(Дети ставят на ладошку и закрывают другой ладошкой)

Воспитатель: Мы помогли растениям?

Воспитатель: Спасибо, ребята. А теперь, я буду говорить слова, а вы будете называть наоборот и ставить колокольчик на поднос.

10. Игра «Скажи наоборот»

Воспитатель: Пасмурно– солнечно

Воспитатель: Как весною хорошо, об этом чистоговорку четко, внятно, скажет Тимур.

Шо, шо, шо – как весною хорошо.

Воспитатель: Скажем вместе громко, … скажем тихо. Замечательно. Садитесь.

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Я для вас приготовилаигру. Здесь два вращающихся кольца. На одном изображены животные, на другом их детеныши. Выберите животного и назовите его.

12. Дидактическое упражнение

(Воспитатель с детьми играют в игру Кольца «Луллия»)

Дети: Это медведь.

Воспитатель: А кто детеныш?

Воспитатель: Правильно. Нет кого (закрываю медвежонка)

Дети: Нет медвежонка.

Воспитатель: Что делает медведь весной?

Дети: Медведь весной просыпается.

Воспитатель: Верно, дальше крутит Полина.

Дети: Лиса– лисенок, нет лисенка (это белка, бельчонок, нет бельчонка)

Воспитатель: Интересно, мы расколдовали животных?

13. Слайд с «друдлами»

Воспитатель: Посмотрите на экран. Поиграем с картинками-загадками.

– Что это может быть?

-А тебе что это напоминает?

Дети: Это..(рассуждают, объясняют)

– Это шляпа, горка, одеяло, сугроб…

– Это кошка, мяч – попрыгун, стол, табурет…

– Мышка, листик, морковь, капель…

Воспитатель: Молодцы! Ребята, как вы думаете?Мы помогли Весне?

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Потому что, отгадывали загадку, поиграли в игры, говорили о весне, расколдовали всех помощников весны.

Воспитатель: Что больше всего вам понравилось?

Сегодня вы все постарались, все были молодцы.

(Видео ролик на экране)

Весна: Спасибо, ребята! Вы мне помогли и расколдовали моих помощников, теперь про меня много знаете. Я с вами остаюсь до лета. За ваши старания, я приготовила сюрприз.

Воспитатель: А вот и сюрприз (достает шкатулку)

Дети моют руки и угощаются «радужными капельками весны»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной работе представлен конспект по развитию связной речи дошкольников с использованием элементов технологии ТРИЗ. Использование представленных речевых игр способствует развитию творческого вообра.

Предлагаю конспект экспериментальной деятельности в старшей группе.

Наши помощники органы чувств. Цель игры – сформировать у ребенка понятие о том, что наши органы чувств (помощники и анализаторы) не только смотрят, трогают, слушают и т. д., но и различают признаки об.

Тема: «Зима – Лето»Интеграция образовательных областей:« Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное».Задачи:1) Обобщить и систематизировать предс.

Перспективное планирование занятий по сенсорному развитию в старшей группе для детей с задержкой психического развития, нарушением речи.

Данный материал помогает спланировать работу по по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми старшей группы с нарушениями речи.

Цели: Коррекционные: уточнить артикуляцию и правильное произношение звуков [с] и [ш]; упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [с] и [ш] в слогах, словах, фразах; упражн.

Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) на тему: «Заколдованная весна»

Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) на тему:

«Заколдованная весна»

Цель: Закрепить полученные ранее знания детей на занятиях с логопедом.

  • Закрепить знания детей о гласных звуках и буквах. Закрепить умение выделять гласный звук в слове, закрепить умение делить слова на слоги и определять их количество. Закрепить понятия: слово-предмет, слово-действие, слово-признак. Закрепить понятия рифма и умение подбирать рифмующиеся слова. Активизировать и пополнить словарь.
  • Развивать речевой слух, память, слуховое внимание, фонематические представления, словесно-логическое мышление, связную речь, развивать тонкую и общую моторику.
  • Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества, ответственность.

Оборудование: солнышко, гласные буквы, картинки: картинки-рифмы, картинки для делении слов на слоги, тучки с заданиями.

Предварительная работа: заучивание стихотворения о гласных, выполнение пальчиковой гимнастики ( любая по выбору логопеда), игра «Услышь гласный звук в слове», игра «Играем в рифмы» , деление слов на слоги.

Ход организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми на тему: «Заколдованная весна»

Дети входят в группу, встают полукругом.

Логопед : Здравствуйте дети. Я очень рада Вас видеть. Дети, давайте поздороваемся с гостями (дети хором).

«Рады мы встречать гостей – и больших и малышей.

Мы друг другу улыбнемся,
дружно за руки возьмемся,
Скажем громко : «Добрый день!»

Организационный момент.

Логопед: вспомним наше правило:

Говорим всегда красиво. Правильно, неторопливо, Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать, Все правильно и внятно Чтоб всем было понятно.

По центру стоит мольберт, на нем картинка с солнышком.

Логопед: Ребята, посмотрите, что необычного сегодня появилось в нашей группе. (Солнышко).Да, ребята, вы правы. Посмотрите солнце веселое и приветливое, очень рада видеть вас. Ребята, а вы не видите ничего странного вокруг солнца (много туч). А откуда они взялись?

Сегодня я встретила Лесовичка. Он рассказал, что с весной произошла неприятность, ее в лесу задержал сильный ветер. Он не хочет, чтобы к нам пришло весеннее тепло. Мы сможем выручить весну?

Чтобы ветер отпустил весну нам нужно разогнать эти тучи, а чтобы это сделать надо выполнить все задания написанные на каждой тучке.

Сначала подготовимся, чтобы стать сильнее выполним упражнение :

Логопедическое упражнение «Солнышко»

Утром солнышко встает (поднимают руки через стороны вверх)
Теплый лучик детям шлет (опускают руки)
Мы проснулись, мы умылись. (имитируют умывание)

И за солнышком – вперед. (маршируют на месте)

– Здравствуй солнышко, привет! (помахивают руками)
Без тебя нам жизни нет (кланяются, разводя руки в стороны)
Землю солнышко пригрело, (приседают)
Птичка радостно запела, (встают поднимают руки вверх)
Зацвели вокруг цветы (разводят руки в стороны)
Небывалой красоты. (кланяются)

1 задание.

Логопед: Ребята, послушайте, что написано на тучке:

«Вы ребята не спешите,
Пальцы сначала разомните».
Что нам надо сделать, вы поняли?

(размять пальцы, сделать пальчиковую гимнастику).

Правильно! А помогут нам шарики.

Движения выполняются по тесту, используя «Су-джок» шарики.

Я шариком круги катаю,
Взад — вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Всеми пальцами прижму,
И другой рукой возьму.

Выполнили гимнастику, убрали одну тучку.

2 задание.

Посмотрите, а что изображено на этой тучке ? (Это гласные буквы) Давайте вспомним:

– Буквы мы …(видим, читаем, пишем) .

– Звуки мы…(слышим, произносим).

Логопед: А что мы знаем про гласные звуки?

Голос свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос поёт,
Звук получается гласный.

Назови пожалуйста П….. гласные звуки русского алфавита?(-А-О-У-И-Э-Е-Ё-Ю-Я-Ы).

Каким цветом обозначаются гласные буквы? (красным).

3 задание:

Логопед : определите гласный звук в словах и поднимите нужную букву. Слова: мак, кот, сыр, жук, кит, дом …

Логопед: Молодцы! Давайте перейдём к следующей тучке.

4 задание.

Снимаем тучку и читаем:

«Чтобы тучки прогнать,
Надо слоги сосчитать».

Логопед: Что такое слог? (-Это часть слова.)

Посмотрите на картинку. Назовите слово, определите количество слогов в слове.

Картинки: дом, рука, машина, лиса, книга ….

Логопед показывает картинку, дети считают количество слогов в слове хлопками.

5 задание.

Снимаем тучку, логопед читает:

1. «Главный предмет рассмотрите,

Какой у нас сегодня главный предмет? (Солнышко) Поиграем с мячом! Ловим мячик и называем слова — признаки, которые можно сказать о солнце .

Солнышко какое? (яркое, приветливое, большое, круглое, долгожданное, тёплое).

2. «Коль весеннее тепло вы хотите,

Ловим мячик и называем слова – действия.

Что делает солнышко? (греет, светит, сияет, сверкает, всходит, заходит, скрывается, улыбается).

Вы молодцы! Выполнили задания.

А сейчас -этюд на расслабление – “Фея сна”.

Звучит музыка. Фея волшебной палочкой касается каждого ребенка, тот закрывает глаза и наклоняет голову.

Реснички опускаются — глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем – сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко.

6 задание.

Логопед читает на тучке.

«А теперь не зевай,
Рифму смело подбирай».

Ребята! Кто скажет, что такое рифма? (Созвучие концов слов, когда слова похожи по звучанию).

Я даю каждому картинку, назовите что нарисовано и найдите её рифму-пару. (Кошка-мошка-ложка-окошка, коза-егоза-глаза-стрекоза, трава- дрова-права, тучка-ручка-злючка-колючка …)

Логопед: Вот мы и выполнили все задания, разогнали тучки и Весна пришла к нам в гости.

Ну вот, прощаться нам пора.
Веселая была игра?

За знанье, старанье и умение вот вам от меня угощенье!

Ссылка на основную публикацию