Автоматизация звуков у детей с ТНР в пересказах с использованием картинных алгоритмов

Вестник Педагога

Автор: Воротынцева Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №21 “Сказка”
Населённый пункт: г Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: “О коррекции звукопроизношения у детей с ТНР, как основе речевого развития и коммуникативных умений у дошкольников с системными нарушениями речи”
Дата публикации: 30.10.2017
Раздел: дошкольное образование

«О коррекции звукопроизношения у детей с ТНР, как основе речевого

МБДОУ ДС №21 «Сказка»

Воротынцева Ю.Н. воспитатель

В качестве важнейшей психической функции человека следует выделить

познавательная деятельность, так и способность понятийного мышления.

Речевая деятельность, при помощи которой человек имеет способность к

представлений ребенка об окружающей действительности и в то же время

происходит совершенствование форм ее отражения.

составляет основу речевого процесса.

Нарушения звукопроизношения у

детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и

методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это,

повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются

на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного

образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и

образовании. Это совершенно иной взгляд на формирование человека новой

способного к самоанализу и самосовершенствованию.

Согласно стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие

обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной

монологической речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной

жанров детской литературы.

При ТНР у всех детей отмечается нарушение звукопроизношения. Трудности

собственной речью, а также речью окружающих. Существует множество

произношения, которыми определяется качество звучащей речи. У таких

детей нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая

ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен.

сотрудничеству. Поэтому процесс правильного формирования произношения

грамматика, слоговая структура слова, фонематический слух, связная речь и

так далее. Но, как показывает практика, родители чаще всего обращают

внимание именно на недостатки звукопроизносительной стороны речи.

Сегодня мы поговорим о коррекции звукопроизношения.

1. Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа:

• этап постановки звука,

Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов

Автоматизация любого звука включает в себя:

• автоматизацию изолированного звука;

• автоматизацию звука в слогах;

• автоматизацию звука в словах;

• автоматизацию звука в словосочетаниях;

• автоматизацию звука в предложениях;

• автоматизацию звука в связной речи;

закреплению правильного произношения.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения

поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях

и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых

упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.

наглядное пособие «Весёлый Язычок». Хорошо понять и запомнить то, что

гласные звуки легко поются, помогает «Звуковая полянка».

активизирует речевую активность, коррекцию всех сторон речи.

Кроме того, используя массажные мячи в логопедической работе, мы

используемым в коррекционной практике.

Для развития мелкой моторики мы активно используем массажный мячик –

ёжик. Практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен

Благодаря этому кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость,

исчезает скованность движений. Развитие мелкой моторики

точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный

стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

упражнения, а также используют их в свободной деятельности.

слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка

конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого

высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з

– комарик звенит, р-р-р – собака рычит), то слог для дошкольника – весьма

возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным

звуком, для привлечения интереса детей можно использовать:

Упражнение «Игра на пианино», когда, имитируя игру на пианино, ребёнок

проговаривает заданный слог 5 раз: н.р. РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО и т.д.

открываются и закрываются).

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного

произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить

занятия, используя картинный материал. Использование же игровых приемов

поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и

закрепления правильного произношения этого звука в словах.

При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры: «Рыбалка», в

вытаскиваем рыбку на заданный звук. Поймав «рыбки» – слова, дети учатся

определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы «Кто это?

Что это?», образовывать множественное число.

Не менее интересна игра «Веселый урожай» (выложить название овоща или

Работая над автоматизацией звука в предложениях, мы часто используем

становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта

игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в

предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными»

(согласованными), в конце предложения нужно ставить какой-то знак: . ! ?

восклицательный знак – на кулачок ставится прямая рука, вопросительный

знак – на кулачок ставится рука изогнутая в форме вопроса. Таким образом,

не только закрепляется правильное произношение звука в предложениях, но и

проводится работа по профилактике дисграфии.

предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и

пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин.

Также прекрасный способ взаимодействия – это игры с мячом. Так, в

игре «Да или нет», «Угадай по звуку» дети по очереди отвечают на вопросы

взрослого. Затем можно предложить выполнить эти действия кому-то из

речевое и игровое взаимодействие детей.

популярны такие как «Мяч передавай – слово называй», «Скажи ласково»,

«Тебе мячик я бросаю и животных называю» и другие. Также используем

игры парами «Лови-бросай, сколько звуков – называй», «Скажи, как я».

Но вот когда звук, автоматизирован, дети часто начинают вставлять этот звук

везде, где этот звук нужен и где не нужен .

Здесь необходима работа по дифференциации звуков, и она осуществляется в

следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление

анализа и синтеза. Дифференциацию звуков начинаем только тогда, когда

звукосочетаниях, то есть когда они полностью автоматизированы.

Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает

два этапа: 1) предварительный этап работы над каждым из смешиваемых

звуков, 2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой

образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему

уточнении правильной артикуляции звука с необходимо обратить внимание

на его произнесение и правильное положение артикуляционного аппарата.

2. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на

слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.

Например, воспитатель называет слоги, включающие заданный звук и не

имеющие его. Дети должны поднять кружок или букву, хлопнуть в ладоши,

если в слоге слышится заданный звук.

3. Формирование умения определять наличие звука в слове. Воспитатель

предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются

слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении.

Для определения звука в слове можно предложить детям следующие задания:

отобрать картинки, в названии которых имеется заданный звук; придумать

слова на заданный звук.

4. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова,

после какого звука, перед каким звуком.

5. Выделение слова с данным звуком из предложения

По данному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков

в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в

Автоматизация звуков в речи у детей с ТНР

Светлана Сенникова
Автоматизация звуков в речи у детей с ТНР

«Автоматизация звуков в речи у детей с ТНР».

В процессе формирования звукопроизношения имеет значение:

– слух и фонематическое восприятие;

– моторика речевого аппарат, т. е. подвижность органов речи – язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть.

Поэтому, слух является непременным условием формирования речи. ребенок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребенка. Звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Про таких детей родители говорят: «Он у меня может произнести звук, но он не хочет правильно говорить». Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребенка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия.

Также чистая речь зависит и не только от фонематического восприятия. Для того, чтобы точно воспроизвести совершенным речевым аппаратам, чтобы органы речи были достаточно подвижны и пластичны для произведения артикуляционных движений.

Дети отличаются друг от друга, как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недостаточного для них звука. Другие дети плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы они смогли произвести необходимое речевое движение.

Произношение звуков нужно обязательно закрепить в речи ребенка. Иначе в повседневной речи он по-прежнему будет произносить свой дефектный звук.

Закрепление звука включать в себя три момента.

1. Звук нужно АВТОМАТИЗИРОВАТЬ, то есть довести его произношение до автоматизма. Это делается с помощью речевых тренировок.

2. После того, как звук автоматизирован на занятиях, его нужно ВВЕСТИ В ПОВСЕДНЕВНУЮ РЕЧЬ РЕБЕНКА.

3. Звук нужно ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ, то есть разграничивать его произношение от того неправильного произношения, которое было у ребенка прежде. Это особенно важно сделать, когда звук заменялся на какой-нибудь другой звук.

Автоматизировать и дифференцировать звуки можно одновременно.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ.

Автоматизация звуков будет описываться на примере звука [Р].

Ребенок должен повторять вслед за вами предложения, в которых неоднократных встречается автоматизированный звук, например: У Иры на террасе красные розы. Укроп растет в огороде. Скоро вечер.

Произношение звуков в самостоятельной речи ребенка.

С этой целью можно использовать очень разные задания.

– Ребенок может составлять предложения по картинкам.

– Он может пересказывать тексты и при этом следить, чтобы всегда выговаривать звук [Р].

– Он может рассказывать вам о событиях прошедшего дня, также постоянно контролируя свое произношение.

-Ребенок следя за своим произношением, может комментировать совершаемые им действия (например, когда лепит или рисует).

– Вы можете наговорить ребенку на диктофон слоги, слова, предложения.

– Вы постоянно должны исправлять неправильное произношение ребенка и напоминать ему, что он должен следить за своей речью.

Правила автоматизации звуков.

• Произношение звука закрепляется сначала в более легких произносительных позициях, затем – в более сложных.

• Слова для автоматизации звуков ребенок должен повторять вслед за вами или произносить по картинке (на которой изображен соответствующий предмет).

• В словах не должны встречаться звуки, которые ребенок произносит неправильно. Исключение можно допустить только тогда, когда ребенок не выговаривает большое число звуков, и подбирать для него подходящие слова очень трудно. Это не относятся к произношению предложений.

• На первых порах, в словах не должно попадаться того звука, на который раньше ребенок заменял поставленный звук (например, если звук [Р] произносится как [Л], нельзя использовать слова, в которых оба эти звука присутствуют одновременно: рулон, коралл и т. д.).

• В начале работы над каким-либо звуком в словах не должно встречаться других звуков, относящихся к этой же группе. Например, если вы автоматизируете звук [Р], в словах, которые вы используете, не должно быть других сонорных звуков [Л, Й, Р`, Л`]. Это же правило относится к свистящим, шипящим и заднеязычным звукам.

• Слова, которые вы используете, не обязательно должны быть знакомы ребенку, их значение вы можете объяснить ему по ходу занятия.

• Как только ребенок начинает легко справлялся с одним видом упражнений, сразу же переходите к другому – более сложному.

• Для тренировки произношения полезно бегло вспоминать пройденный материал.

Автоматизация звуков [р]-[р’] (От «грибка» произнести звук Д на хорошем выдохе. Язык по возможности не отклеивать от «Потолка». Если не получается, то придерживать язык.

Логопедическое занятие «Автоматизация звуков в речи» После постановки звука наступает время ввести новый звук в речь ребенка. Должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенок.

Автоматизация звуков в речи ребенка Многих детей, обучающихся у логопеда, объединяет одна проблема: поставленные звуки очень долго автоматизируются в речи. Т. е. изолированно.

Рекомендации для родителей «Автоматизация звуков» Рекомендации для родителей. Автоматизация звуков «Говорим правильно» «Ж» Автоматизация звуков – закрепление правильного произношения звуков.

Индивидуальное занятие по звукопроизношению «Автоматизация звуков [Л] и [Лʼ]» Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР. Оборудование: ноутбук, интерактивная презентация занятия, игровой набор «Дары Фребеля»,.

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей речевой группы «Автоматизация звуков [Л] и [Р]» Видео Тема: «Автоматизация звуков Л и Р» Цели. Образовательная: автоматизация звуков л,р в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, связной.

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [Л], [Л’]» Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе ознакомления со сказкой В. Катаева «Цветик – семицветик» Задачи:.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ТНР с применением личностно ориентированной технологии «В мире звуков» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №10 «СКАЗКА» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО.

НОД «В стране звуков и букв» по теме «Звук — слог — слово — предложение» для детей подготовительной группы с ТНР Непосредственно-организованная деятельность: «В стране звуков и букв» по теме: «Звук – слог – слово – предложение» для детей подготовительной.

Родительское собрание «Автоматизация поставленных звуков» Как вы думаете, уважаемые родители, что же такое автоматизация звуков? (ответы родителей). Автоматизировать звук – значит довести приобретенный.

Современные подходы к автоматизации звуков у детей с общим недоразвитием речи

Нарушение звукопроизношения является одним из самых распространенных дефектов речи. Оно может быть самостоятельным нарушением, но и может входить в состав других, более сложных речевых расстройств, являясь самым заметным их проявлением.

В настоящее время в логопедические группы мы набираем большинство детей с тяжелым нарушением произносительной стороны речи, обусловленным недостаточностью иннервации речевого аппарата. Увеличивается процент детей посещающих коррекционные дошкольные учреждения с осложненным диагнозом.

Читайте также:  Коррекция речевого развития у детей с ОВЗ

Поражение отдельных звеньев речевой функциональной системы приводит к сложной дезинтеграции всего речевого развития. У детей с дизартрией отмечается нарушение кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений.

Целью логопедического воздействия работы является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи в условиях дошкольной коррекционной группы.

Чтобы научить ребенка произносить звуки правильно необходимо решать следующие задачи:

  • на учить узнавать звуки речи и различать их по акустическим признакам;
  • отличать нормированное произношение звука от ненормированного;
  • осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
  • принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;
  • безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.

Современный образовательный процесс требует новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения. Происходит смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребенка, который находится в центре воспитательного процесса.

Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий, открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи. Основными методами работы являются: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно- кинестетический.

Восточная мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

Научно доказано, что в процессе логопедической работы устанавливаются межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении. Активное участие всех анализаторов при обучении правильному звукопроизношению способствует быстрому обучению детей.

Восточная мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Использование моделей при знакомстве с артикуляционным укладом и на этапе автоматизации звуков дает прекрасный результат. Составленные мною схемы артикуляционного уклада звуков отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике. Модель делит целостное выполнение движения на отдельные составные части. Дети рассматривают и запоминают положение губ, языка, зубов при произнесении звука, сравнивают свое выполнение с профилем звука.

Педагог объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата. Роль зрительной опоры выполняет модель, в соответствии с ней ребенок определенным образом пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые связки. Такая работа предполагает исследование, уточнение участия органов речи и их положение в процессе произнесения звука. Модель служит наглядной опорой, постоянно напоминая артикуляцию звука, и усиливает эффективность логопедического воздействия, направленного на формирование правильного звукопроизношения.

Так же дети запоминают символ каждого звука, и могут сравнить изображение правильного артикуляционного уклада звука на картинке с тем, как произносят звук сами. Схема дает полное представление о звуке и позволяет ребенку контролировать выполнение упражнений, помогает зрительно запомнить, и ощутить точность выполнения. Независимо от формы речевых нарушений, она помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником.

Для автоматизации используется прием одновременного проговаривания звука и изображения его символа – выкладывание схемы. Эти упражнения способствуют усилению ощущений при произношении звука, обогащению его моторным действием.

На этапе закрепления правильного артикуляционного уклада, я подбираю игровые упражнения для детей. Например, «Угадай-ка», когда ребенок должен из частей схем разных звуков, выложенных на столе собрать артикуляционный уклад изучаемого звука. Игровая форма организации занятия позволяет сделать логопедическую работу увлекательной, позитивной, творческой, что непременно обогащает речевую деятельность детей и повышает качество произнесения звуков.

При автоматизации слогов использую игру «Сложи слог», когда ребенок может схематично изобразить то, что должен произнести. Игра наглядно закрепляет, как меняются артикуляционные уклады при произнесении последовательно звуков в слоге и слове.

Необходимым условием для постановки звуков является проведение артикуляционной гимнастики. Но ежедневные многократные повторения одних и тех же упражнений, снижают интерес детей к этому процессу, вызывают утомляемость, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому в своей работе я использую логопедические дидактические игрушки жабу Жанну и собаку Тяпу.Игрушки в игровой форме учат правильно выполнять артикуляционные движения, обращают внимание на качество и последовательность действий, помогают организовать игры с элементами соревнования. Рука ребенка тоже принимает активное участие, дети надевают на ладонь маленький вязаный язычок и повторяют движения, одновременно выполняя упражнения языком. Использование биоэнергопластикипри выполнении гимнастики помогает длительно поддерживать интерес детей к обучению, повысить мотивационную готовность поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка педагога на протяжении всего занятия.

Научно доказано, что движения пальцев рук тесно связано с речевой функцией. При ритмических движениях пальцев рук резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные электрофизических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. В своей работе успешно применяю тренажер сделанный из иппликатора Кузнецова. Так какдви­жения пальцев руки стимулируют созревание цент­ральной нервной системы, полезно при произнесении звуков в слогах, словах осу­ществлять последовательные прижимы пальцев руки к иппликатору.

Мною разработана система игр и упражнений, помогающих образовательную деятельность сделать интересной игрой. Использую зрительные опоры — символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.

Часто изолированно дети произно­сят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произно­сятся искаженно. Я для каждого ребенка, с учетом нарушенных звуков, подбираю и составляю слоговые таблицы. Используются сло­говые упражнения с постепенным наращиванием числа слогов, с попеременным ударением. В период закрепления большое значение придается неоднок­ратному повторению слов, включающих заданный звук.

К инновационным технологиям относится песочная терапия, используемая в индивидуальной логопедической работе. Дети с желанием окунаются в песочный мир чудес. Игры «Горячо – холодно», «Сундучок с сюрпризом», «Песочные загадки», «Песочные истории», «Загадки – отгадки» успокаивают нервную систему детей, повышают чувствительность пальцев, учат анализировать предметы на ощупь.

В своей работе при автоматизации звука в словах, предложениях и текстах я успешно применяю:

  • лабиринты – «Логопедические тропинки»;
  • настольно-печатные;
  • подвижные;
  • сюжетно-дидактические игры.

К числу широко распространенных новых эффективных средств обучения относятся компьютерные технологии. Для специалиста они представляют дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Применение компьютерной техники в моей педагогической практике позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности.

Таким образом, умело организованная предметно-развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка.

Применяемый мною на практике метод моделирования при автоматизации поставленных звуков способствует созданию прочных кинестезий, развитию фонематического восприятия, что является профилактикой дисграфии. Улучшается просодическая окраска речи, речь воспитанников становится выразительной, внятной.

Применение, на этапе автоматизации звуков тактильно кинестетической стимуляции ускоряет процесс автоматизации и дифференциации звуков.

В результате проведенной работы у детей исчезает чувство неполноценности, формируется уверенность в умении реализовать намеченные цели, развивается самоконтроль, формируется правильное, чистое, грамматически оформленная выразительная речь.

Несмотря на увеличение числа детей, имеющих тяжелые речевые нарушения, организованная педагогическая деятельность способствует качественному усвоению материала и дает стабильные результаты.

Автоматизация звуков у детей с ТНР в пересказах с использованием картинных алгоритмов

Автоматизация звуков у детей с дизартрией

с использованием тактильно-кинестетической стимуляции как приема, оптимизирующего логопедическую работу в условиях современных требований (опыт работы).

В настоящее время неуклонно растет количество дошкольников с речевыми нарушениями. Основной контингент групп компенсирующей направленности составляют дети с дизартрией (различными ее формами). Поэтому повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом “дизартрия” является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии.

Ведущий дефект при дизартрии – нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. В связи с поражением ЦНС и нарушением иннервации мышц речевого аппарата у детей не формируются необходимые кинестезии, вследствие чего спонтанно не совершенствуется и произносительная сторона речи.

Следовательно, и автоматизация звуков имеет свои особенности и достаточно затруднена. Необходимо учитывать недостаточность иннервации и подбирать упражнения, усиливающие кинестетические ощущения.

В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание коррекционной работы предусматривает использование специальных методических пособий и дидактических материалов.

Для преодоления дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Логопедическая работа по преодолению дизартрии включает в себя пять этапов. На каждом этапе решается определенная педагогическая задача. Рассмотрим этапы:

1-й этап – подготовительный. Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений:

– нормализация мышечного тонуса,

– нормализация моторики артикуляционного аппарата,

– нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,

– нормализация голоса, нормализация просодики,

– нормализация мелкой моторики рук

2-й этап — выработка новых произносительных умений и навыков. Выделим направления данного этапа:

– выработка основных артикуляционных укладов,

– определение последовательности работы над звуками,

– развитие фонематического слуха,

– дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

3-й этап — выработка коммуникативных умений и навыков.

1) выработка самоконтроля,

2) тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях,

4-й этап — преодоление или предупреждение вторичных нарушений,

5-й этап — подготовка к обучению в школе.

– формирование графомоторных навыков,

– развитие связной речи,

– развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.

Наиболее трудоемкой для логопедической практики является автоматизация поставленных звуков. Поэтому, в поиске оптимизирующих приемов коррекционной работы поставила перед собой цель: изучить и проанализировать научно – методическую литературу по теме.

Проблеме автоматизации звуков у детей-дизартриков были посвящены исследования Е.Ф.Соботович, Е.М. Мастюковой, Т.Б.Филичевой, Е.Н.Винарской, Н.В.Серебряковой и др. Они отмечали, что у детей с низким уровнем формирования речи автоматизация затруднена. Авторы рекомендовали предусматривать постепенное и систематическое усложнение материала, соблюдать строгую последовательность при работе над автоматизацией звука, но не рассматривали влияние стимуляции рецепторных зон кистей рук на артикуляционную кинестезию.

Иные подходы отмечены в работах И.Б.Карелиной. Она предлагает использовать кинезиотерапию (лечение движением), как оптимизирующее средство коррекционной работы.

Л.В.Лопатина экспериментальным путем доказала успешность автоматизации звука при дизартрии путем формирования кинестетической и кинетической основы движений, осуществления кинестетического анализа и синтеза ручных и артикуляционных движений, превращения отдельных двигательных навыков в серийно-организованные движения.

Т.В.Сорочинская и Е.Ф.Архипова дополнили систему упражнений, направленных на автоматизацию звуков при дизартрии экспериментально проверенными приемами. По их мнению, оптимизирующим процесс автоматизации звуков при стертой дизартрии, является включение пальцевых упражнений, выполняемых на предметах, имеющих игольчатую поверхность.

Близость корковых зон иннервации артикуляционного аппарата с зонами иннервации мышц пальцев рук ,а так же нейрофизиологические данные о значении манипулятивной деятельности рук для стимуляции речевого развития обуславливают данный подход к коррекционной работе.

В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, двигательный, кожно-кинестетический, зрительный. Каждый из них вносит свой вклад в эфферентные и афферентные основы речи. Движение пальцев руки стимулирует созревание центральной нервной системы, и одним из проявлений этого является совершенствование речи ребенка.

В своей практике я решила использовать оптимизирующие логопедическую работу приемы, включающие пальцевые упражнения на иппликаторе Кузнецова, предложенные Т.В.Сорочинской и модульную систему автоматизации звуков, разработанную Е.Ф. Архиповой и поставила перед собой следующие задачи:

– изучить существующие в практике виды упражнений с иппликатором Кузнецова (применительно для логопедической работы) ,

– классифицировать игры и упражнения,

– проверить их эффективность на практике,

– изготовить учебно – игровые пособия из модулей иппликатора.

Представлю опыт работы и раскрою основные моменты.

Автоматизации поставленных звуков предшествует уточнение произнесения гласных, т.к. на их базе легче координировать работу всех частей артикуляционного аппарата и именно гласные дают лучшую разборчивость речи. В качестве демонстрационного материала были изготовлены зрительные опоры-символы, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать.

На подготовительном этапе сначала ребенка учим отдельно и последовательно от большого пальца к мизинцу прижимать подушечки пальцев обеих рук с одновременным четким произнесением гласных . (А – большой палец, О – указательный, У – средний, И – безымянный, Ы – мизинец, Э – вся ладонь) Затем движения пальцев рук и артикуляционного аппарата объединяем и доводим до автоматизма. Гласные звуки произносим с усилением и ослаблением голоса, громко и тихо.

Далее отрабатывается точность движений, их ритмичность, плавность.

Поскольку основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра, то в качестве новизны и привлекательности использовала игровой материал из модулей иппликатора : учебно – игровые пособия «Зеленая полянка» и «Говорящие ладошки». Закреплять значения символов гласных звуков помогала игра «Выбери колечко».

После овладения навыками пальцевых движений на иппликаторе Кузнецова и уточнения артикуляции гласных звуков начинаю автоматизацию поставленного звука в слогах, словах и предложениях, сохраняя последовательность движений пальцев по иппликатору. Параллельно ведется работа по уточнению и развитию фонематического слуха, над выразительностью речи. Для автоматизации любого поставленного звука использую 11 модулей (11 вариантов звукосочетаний) с постепенно усложняющейся структурой сочетания фонем. Содержание каждого модуля соответствует определенному этапу автоматизации поставленного звука.

Последовательность автоматизации звуков с помощью учебно – игрового пособия «Говорящие ладошки» представлена на слайде. Дополнительно к пособиям использую картинки или игрушки –символы для согласных звуков.

В качестве примера рассмотрим некоторые этапы (модули) автоматизации.

Первый модуль. Предполагается отдельное произнесение: С…Г (С – согласный, который автоматизируем, Г-гласный). Утрированно с интервалом артикулируем и длительно произносим: «С-А, С-О, С-У, С-И, С-Ы». Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук дети прижимают к поверхности иппликатора. Напоминаем, чтобы активно работали губы при произнесении гласных.

Второй модуль. Прямой слог. Слитно и утрированно произносится поставленный звук в сочетании с гласными, на слоговом материале. Слог – наиболее простая речевая единица, не несет никакого смысла, поэтому легче закрепляется новый навык.

Автоматизация звука идет последовательно со всеми гласными. Например, с гласным а – в словах, содержащих прямой слог с ударением на нем и без ударения ,в словосочетаниях и предложениях. Пальцевые движения на иппликаторе выполняют большие пальцы обеих рук в словах на слог СА. Затем автоматизируем с другими гласными.

Читайте также:  Индивидуальное занятие по автоматизации звука (Ш) в словах и предложениях

Третий модуль. Обратный слог. Утрированно с интервалом артикулируются с гласными поставленные звуки. К иппликатору поочередно прижимаются пальцы обеих рук при произнесении гласных. Отрабатываются только слоги.

Четвертый модуль. Поставленный звук в обратном слоге произносится слитно, последовательно со всеми гласными.

Пятый модуль. Интервокальная позиция. Внимание обращаем на переключение артикуляции с гласного на согласный и вновь на гласный. Произнесение сопровождаем движениями по иппликатору.

На звук С это могут быть слова: ОСА, УСЫ, ОСЫ, ОСИНА, УСИКИ.. На Л – УЛЫбКА, УЛИТКА, УЛОВ…

Затем отработанные звукосочетания включаются в словосочетания, предложения, спонтанную речь.

Далее по модулям сложность звукосочетаний нарастает и варьируются стечения согласных.

Таким образом, произнесение гласного с любым автоматизируемым звуком сопровождается прижимами подушечек пальцев к иппликатору.

В двигательной и чувствительной проекциях коры головного мозга зоны пальцев рук и артикуляционного аппарата занимают значительное место и расположены рядом.

Утрированная артикуляция гласных и согласных звуков способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть коры в возбужденное состояние, что способствует их запоминанию и впоследствии – воспроизведению.

Автоматизируя звуки, ведем работу над слоговой структурой слова, грамматическим строем речи.

Используя данную модель автоматизации звуков в сочетании с тактильно – кинестетической стимуляцией кистей обеих рук, в структуру логопедических занятий можно включать следующие игры и упражнения: на развитие речевого дыхания и голоса («Эхо», «Вьюга», «Лесенка», «Поющие пальчики»); на автоматизацию звуков («Дружные звуки», «Подбери и назови», «Подскажи словечко», «Повтори за мной», «Волшебные слова», «Веселый кубик»); на формирование слоговой структуры, грамматического строя речи: («Закончи слово», «Посчитай – ка», «Скажи на один слог больше (меньше)», «Назови ласково»).

Действуя с пособиями из иппликатора, дети получают возможность использовать три сенсорных канала: кинестетический, визуальный, аудиальный; т.е. происходит целесообразное слияние наглядности и практических действий,( и в этом заключается их инновационность.)

Используемые пособия многофункциональны: с их помощью в оптимальные сроки можно автоматизировать и дифференцировать любой звук (гласный, согласный).

Они индивидуализируют коррекционный процесс: позволяют учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Доступны: переводят дидактическую ситуацию в план игры.

Вариативны: позволяют осуществлять ненавязчивое повторение и закрепление нужных навыков.

Компактны: почти вся необходимая база собрана в одном месте.

Новизна материала (модули иппликатора) обеспечивает познавательную активность и интерес детей.

Тренировка органов артикуляции на переключение с одной артикуляции на другую, проводимые в утрированном и умеренном темпах, постепенно усложняющаяся (модули), создает прочные кинестетические и проприоцептивные ощущения. В результате работы у детей:

– формируется стереотип новых четких артикулем, улучшается дикция;

– устраняется редуцированное произнесение гласных;

– развивается фонематическое восприятие;

– совершенствуется слоговая структура слова.

Данный тренинг способствует предупреждению дисграфических ошибок на письме у детей с дизартрией. Это касается моторной дисграфии, в основе которой лежит несформированность кинестетических образов звуков.

Применение на практике на этапе автоматизации звуков тактильно-кинестетичекой стимуляции ускоряет процесс автоматизации звуков и значительно улучшает качество речи.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы

Зонды постановочные

Применение наглядного моделирования в логопедической коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОНР

Автор: Шабалина С.В.

учитель-логопед МБДОУ №139

Оригинал: скачать.

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми коррекционного детского сада состоит в том, что:

– во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с ограниченными возможностями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

– во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

– в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Моделирование – наглядно-практический метод обучения.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В дошкольном обучении применяются разные виды моделей: 1. Предметные

2. Предметно-схематические модели.

3. Графические модели (схемы)

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обобщать их активную лексику, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять предложения, рассказ; а также в ходе звукового анализа использовать модели звука ( согласный, гласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий), слова ( определенный символ, с помощью которого обозначается его начало, середина и конец), то есть развивать все стороны речи.

Использование наглядного моделирования особенно важно для детей с ОНР, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев). Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность, мы развиваем познавательные процессы, что является хорошей предпосылкой для развития мышления. Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии – это значит – готовить их к успешному обучению. Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком: его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Н. Алексеева.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности. Использование игровых моментов позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения. Упражнения, связывающие словесный и зрительный ряды (анализаторы) способствуют развитию речи, памяти, логического и образного мышления.

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем, и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.

В коррекционно-педагогической работе мнемотехника помогает в развитии:

• зрительной и слуховой памяти;

• зрительного и слухового внимания;

• ускорении процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

– знаки и символы, используемые в мнемотаблицах, должны быть хорошо знакомы детям;

– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;

– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;

– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

Как любая методика, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже – к мнемотаблицам и коллажам.

Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно. Основой мнемодорожек послужили короткие чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Делится на 6,9 и более частей (с учетом возраста детей и уровня их развития) и применяется при рассказывании сказок, составлении рассказов, заучивании и воспроизведении стихов, проведении пальчиковой и артикуляционной гимнастики, закреплении алгоритмов выполнения режимных процессов и т.д.

• Развивающие (тренинг основных психических процессов)

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно – схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Коллаж – (от фр. collage — приклеивание). Это изображение, основанное на неожиданности сочетания разнородных материалов. В мнемотехнике это лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Мнемоколлаж используется для закрепления различных методов запоминания; развития фотографической памяти ребёнка; расширения словарного запаса, образного восприятия; развития устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

При работе с мнемотаблицами необходимо соблюдать следующие этапы:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Перекодирование информации, т.е. преобразование символов в образы.

3. Воспроизведение информации (сказки, рассказа, стихотворения) с опорой на символы (образы), соблюдая последовательность, т.е. отработка метода запоминания.

4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна.

На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука. По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы.

Работа по формированию правильного произношения звуков с помощью мнемотехники включает в себя следующее:

1 блок (этап вызывания и постановки звука) – придумывание образа звука его соотнесение с графо-картинной моделью;

2 блок (автоматизация звука) – правильное произнесение звука с использованием нескольких графо-картинных моделей звуков и слов;

3 блок (введение звука в речь) – создание графо-картинных моделей предложений, рассказов, стихов.

В коррекционной работе по автоматизации звуков подбираются небольшие стихотворные тексты или загадки на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов рисуются мнемотаблицы.

При работе над заучиванием стихотворных текстов с помощью мнемотаблиц необходимо соблюдать следующую последовательность:

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Установка на запоминание. Затем чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогающие детям уяснить основную мысль.

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для детей форме.

5. Повторное чтение с установкой на запоминание.

6. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

7. Чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

При пересказе текстов работа с опорой на мнемотаблицы проводится в следующей последовательности: чтение рассказа, рассматривание мнемотаблицы, чтение рассказа 2-й раз с использованием мнемотаблицы с установкой на пересказ. Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают тексты. Этап автоматизации звуков проходит намного интереснее, и результативность коррекционной работы возрастает, т.к. повышается объем зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность детей.

Автоматизация звуков на ограниченном речевом материале Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Омельченко Людмила Владимировна

Нарушения звукопроизношения возникают у многих детей. Особую группу составляют дети с ОНР, характеризующимся недостаточным уровнем развития всех сторон устной речи : фонетико-фонематической, лексико-грамматической, связной. Коррекция нарушений звукопроизношения у этих детей особенно сложна, т. к. они характеризуются наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений, чаще других нарушается произношение шипящих, свистящих, сонорных звуков.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Омельченко Людмила Владимировна

Текст научной работы на тему «Автоматизация звуков на ограниченном речевом материале»

Нарушения звукопроизношения возникают у многих детей. Особую группу составляют дети с ОНР, характеризующимся недостаточным уровнем развития всех сторон устной речи: фонетико-фонематической, лексико-грамматической, связной. Коррекция нарушений звукопроизношения у этих детей особенно сложна, т. к. они характеризуются наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений, чаще других нарушается произношение шипящих, свистящих, сонорных звуков.

Л. В. Омельченко, МДОУ детский сад № 19 г. Россоши Воронежской области

Автоматизация звуков на ограниченном речевом материале

Автоматизация звуков направлена на выработку способности произносить звук без сознательного его регулирования. Этап автоматизации звука связан с введением поставленного звука в слог, слово, предложение, в связную речь. При этом отрабатываемый звук должен вводиться в прямые и обратные слоги, в слоги со стечением согласных, постепенно включаться в слова и предложения. На данном этапе логопед должен подбирать речевой материал таким образом, чтобы в предлагаемых словах, предложениях и текстах не встречались другие сложные по артикуляции звуки, т. е. звуки, которые у ребенка еще не поставлены. У детей с ОНР чаще всего наблюдается нарушение свистящих, шипящих, сонорных звуков, что осложняет подбор речевого материала.

Во многих пособиях по автоматизации правильного звукопроизношения речевой материал подобран таким образом, что в слове могут встречаться и дефектно произносимые звуки (например, такие слова: слон, снежинка, спор), поэтому приходится буквально по крупицам искать слова без дефектно произносимых звуков. Таких слов мало. Однократное употребление неправильно произносимых звуков не страшно. Однако при многократном повторении (автоматизация звуков требует как раз многократного повторения) как правильно, так и неправильно произносимые звуки закрепляются. Закрепляя, например, звук [С’], взрослый одновременно будет закреплять неправильное, дефектное произношение нескольких более сложных звуков. Существующие пособия по автоматизации звуков подходят для детей с изолированным нарушением какой-либо одной группы звуков. Если у ребенка нарушены два или более звуков, как у детей с ОНР, логопед должен тщательно отбирать речевой материал.

Читайте также:  Основные направления профилактики речевых нарушений

К тому же, чтобы успешно работать с детьми дошкольного возраста, логопеду нужно много иллюстративного материала, а обычно в пособиях очень много текстов, доступных только взрослому. Это еще больше осложняет подбор необходимого речевого и картинного материала.

Автоматизация звуков – важный, но мало интересный для ребенка вид работы, заключающийся в многократном повторении слогов, слов за логопедом. Многократное повторение утомляет ребенка, но от них никуда не денешься – нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка правильно произносить звук. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить скучную работу в увлекательную игру. Только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе ребенка на занятии.

В своей работе мы используем тренировочные упражнения на ограниченном речевом материале, которые способствуют закреплению имеющихся у детей произносительных навыков. Приобретенные на ограниченном речевом материале навыки распространятся (на основе переноса навыка) на речевой материал, не подвергавшийся специальной отработке. Нередко оказывается, что уже в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать поставленный звук в спонтанную речь.

Нами был разработан комплект пособий по автоматизации наиболее часто нарушаемых звуков (свистящих, шипящих, сонорных) на ограниченном речевом материале.

Необходимость создания данных пособий продиктована недостатком специального тщательно отобранного речевого и картинного материала для систематических занятий логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

В пособиях реализуются следующие принципы:

1. Принцип фонетической доступности.

Весь речевой материал подобран таким образом, что из него исключены не только близкие по артикуляции звуки, но и звуки, которые наиболее часто нарушаются у детей с ОНР. Например, в пособии по автоматизации свистящих звуков подобраны слова, не содержащие шипящих и сонорных, из пособия по автоматизации сонорных исключены слова, содержащие шипящие и свистящие и т. п. С этой целью многие тексты были написаны автором пособий, а некоторые стихотворные и художественные тексты других авторов адаптированы.

2. Принцип последовательности (от простого к сложному).

Материал в пособии располагается последовательно: от звука к слогу, от слога к слову, от слова к словосочетанию, от словосочетания к предложению, от предложения к тексту (стихам и рассказам).

3. Принцип системности.

В пособии собраны воедино и в связи друг с другом все стороны работы со звуками, начиная от работы с изолированным звуком и заканчивая работой со звуком в контексте связной речи.

4. Принцип наглядности и занимательности.

Ребенок нуждается в наглядной, занимательной форме представления материала. В такую форму «облекается» каждое задание, т. к. пособие ориентировано на детей, не умеющих ни читать, ни писать. Интерес ребенка к обучению во многом зависит от количества и качества игр и картинок, «населяющих» пособие. Поэтому кроме основной задачи задания имеют интересную сверхзадачу. Например, в задании основная задача звучит «произнеси правильно как можно больше слов», а сверхзадача гласит «помоги ежикам собрать грибочки», «распутай нитки», «пройди лабиринт».

Помимо основной цели – автоматизации звуков – логопед может дополнительно работать над расширением словаря, грамматическим строем, развитием мышления и памяти, формированием навыков звукового анализа, четкостью, громкостью, выразительностью речи на материале правильно произносимых звуков.

Для автоматизации звуков в пособиях используются приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картин-

кам. Также в занятия включена работа по звуковому анализу и синтезу.

Усложнение лексического материала в рамках «изолированный звук – предложение» происходит на каждом коррекционном занятии.

Структура занятия по пособиям такова:

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Рассматривание артикуляционной позы звука (работа с зеркалом).

3. Характеристика звука.

4. Автоматизация изолированного звука.

Обычно в пособиях на этом этапе работы, как и на следующем, полностью отсутствует наглядность, задания просто описываются словами в виде инструкции: произнести звук. В наших пособиях на каждом занятии представлена новая игра для автоматизации изолированного звука и стихотворение к ней: помоги Васе накачать колеса, собери листики и т. п.

5. Автоматизация звуков в слогах.

Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з – комарик пищит, р-р-р – собака рычит), то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие. Практически во всех пособиях при работе со слогами отсутствует наглядность. Задание сводится к тому, что дается ряд слогов, которые может прочесть только взрослый. Мы используем игры и на этом этапе работы. Они аналогичны играм п. 4, но на каждом предмете написан слог, который ребенку следует произнести. Логопед не ставит задачу научить ребенка читать и поэтому внимание на буквах не фиксируется, достаточно, чтобы в сознании ребенка начал формироваться образ буквы в связи с конкретным звуком.

6. Введение звука в слова.

Обычно этот этап проводится следующим образом: представлен ряд картинок, не связанных друг с другом игровой ситуацией. Затем ребенок однообразно повторяет слова, глядя на картинки. В нашем пособии на этом этапе предлагаются различные игровые ситуации: «Скажи как лисичка», игра «Карусель», «Флажки», «Собери бусы» и т. п.

7. Автоматизация звука в простых предложениях.

Дети составляют предложения со словами, отрабатываемыми на занятии, по схеме.

8. Формирование навыков звукового-слогового анализа.

Ребенку предлагается составить схему слова, расселить слова по домикам в зависимости от количества слогов и т. п.

9. Задания на профилактику дисграфии и дислексии.

В конце пособия представлена подборка стихов и текстов для дальнейшей автоматизации звуков и мнемотаблицы к ним.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Этапы работы над стихотворением:

1. Логопед выразительно читает стихотворение.

2. Логопед сообщает, что ребенок будет учить это стихотворение наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, в доступной форме объясняет их значение.

5. Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Этапы работы над текстом:

1. Логопед объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.

2. Логопед читает текст и показывает сюжетные картины.

3. Беседа по содержанию текста.

4. Повторное чтение текста логопедом с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.

5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.

Пособия по автоматизации звуков на ограниченном речевом материале мы используем в работе на протяжении двух лет, что не только упростило работу по подбору необходимого речевого и картинного материала, но и значительно повысило мотивацию детей на занятиях. Трудный процесс автоматизации превратился в увлекательную игру, благодаря чему поставленные звуки гораздо быстрее вводятся в речь.

Автоматизация звука [Л’] в прямых ударных слогах ЛЯ, ЛЕ, ЛИ в начале слова

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Рассматривание артикуляционной позы звука [Л’].

3. Характеристика звука [Л’].

4. Автоматизация изолированного звука [Л’]

(Ребенок слушает стихотворение, ведет пальцем по черной линии и длительно произносит звук [Л’].)

Сам летает самолетик:

Так готов прожить в полете

5. Автоматизация звука [Л’] в прямых слогах ЛЯ, ЛЕ, ЛИ.

Игра «Поющая семья» – ребенок показывает, как поют папа, мама, Лена. Живет поющая семья: Папа, мама, Лена, И в ней поют: ЛЯ-ЛИ-ЛЕ-ЛЯ. Все время, даже за обедом.

6. Введение слогов ЛЯ, ЛЕ, ЛИ в слова. Игра «Скажи с различной интонацией»

а) Взрослый произносит слоги и слова, ребенок повторяет их.

б) Взрослый говорит:

– Сейчас надо сказать эти слоги и слова весело, чтобы в конце можно было поставить восклицательный знак!

– А теперь надо сказать так, как будто ты спрашиваешь, и чтобы в конце можно было

поставить вопросительный знак.

в) Взрослый показывает ребенку знак, а ребенок сам произносит слоги и слова с нужной интонацией.

7. Составить предложения по картинкам с опорой на схемы.

8. Составить схему слова ЛИНЬ.

• Назови первый звук в слове Л-Л-ЛИНЬ. (Л’)

• Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он согласный, мягкий.)

• Каким цветом обозначаем согласный мягкий звук? (Зеленым.)

• Нарисуй в первой клеточке зеленый кружочек.

• Назови второй звук в слове ЛИ-И-ИНЬ. (И)

• Что ты можешь сказать о звуке И? (Он гласный.)

• Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным.)

• Нарисуй красный кружок во второй клеточке.

• Какой последний звук в слове ЛИН-Н-НЬ? (Н’)

• Что ты можешь сказать о звуке Н’? (Он согласный мягкий.)

• Каким цветом обозначаем согласный мягкий звук? (Зеленым.)

• Нарисуй в последней клеточке зеленый кружочек.

• Назови все звуки слова ЛИНЬ по порядку.

9. Буквы, которые написаны правильно, раскрась зеленым цветом, а буквы, которые написаны неправильно, зачеркни.

Автоматизация звука [Л’] в ударных слогах в середине слова

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Характеристика звука [Л’].

3. Автоматизация изолированного звука [Л’] (Ребенок длительно произносит звук [Л’] и показывает, в какое ведро он «набирает» воду.)

Игра «Налей воду в ведро»

Мы встали очень рано, Бежим на огород, И воду из-под крана Нальем сейчас в ведро. Пускай растет картошка, Укроп и сельдерей, Польем мы все немножко -И в парк гулять скорей.

4. Автоматизация звука [Л’] в слогах. Игра «Собери грибы»

Растут грибочки на поляне: Лисички, рыжики, опята, Их собирают постоянно Для папы-ежика ежата.

5. Автоматизация звука [Л’] в словах с прямыми слогами в середине слова в сильной позиции.

а) По возможности самостоятельно назвать картинки.

б) Назвать в быстром темпе всю серию 3 раза.

в) Закончи фразу

Дети гуляют на. (поляне)

В городе растут. (тополя)

Мама варит компот из. (малины)

По листу ползет. (улитка)

Кондуктор проверяет у пассажира. (билет)

Лошадь запрягают в. (телегу)

На пастбище пасется. (олень)

У коровы маленький. (теленок)

Над огнем кружит. (мотылек)

6. Автоматизация звука [Л’] в словах с прямыми слогами в середине слова в сильной позиции в чистоговорках.

а) Взрослый произносит чистоговорки, ребенок повторяет их.

б) Взрослый проговаривает чистоговорки громко, как в микрофон (тихо, как будто по секрету), и просит ребенка повторить их с той же силой голоса.

в) Взрослый показывает ребенку изображение и просит произнести чистоговорки с соответствующей силой голоса.

7. Составить схему слова ЛИНА.

• Назови первый звук в слове Л-Л-ЛИНА. [Л’]

• Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он согласный мягкий.)

• Каким цветом обозначаем согласный мягкий звук? (Зеленым.)

• Нарисуй в первой клеточке зеленый кружочек.

• Назови второй звук в слове ЛИ-И-ИНА. [И]

• Что ты можешь сказать о звуке И? (Он гласный.)

• Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным.)

• Нарисуй красный кружок во второй клеточке.

• Какой третий звук в слове ЛИН-Н-НА? [Н]

• Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он согласный твердый.)

• Каким цветом обозначаем согласный твердый звук? (Синим.)

• Нарисуй в третьей клеточке синий кружочек.

• Какой последний звук в слове ЛИНА-А-А? [А]

• Что ты можешь сказать о звуке А? (Он гласный.)

• Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным.)

• Нарисуй красный кружок в последней клеточке.

• Назови все звуки слова ЛИНА по порядку.

8. Найди, где спряталась буква С, и допиши ее.

Автоматизация звука [Л’] в обратном ударном слоге

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

2. Характеристика звука [Л’].

3. Автоматизация изолированного звука [Л’].

Игра «Помоги Илюше помыть игрушки»

(Ребенок длительно произносит звук [Л’] и показывает, для какой игрушки он набирает в ванну воду.)

Как у нашего Илюшки В грязь попадали игрушки. Искупать он их решил, В ванну воду он налил.

4. Автоматизация звука [Л’] в обратном слоге.

Игра «Звездочет» (Ребенок слушает стихотворение и помогает звездочету посчитать звезды, повторяя за взрослым слоги.)

В небо смотрит звездочет, Звездам он ведет учет: Раз – звезда, и два – звезда, Не сочтет их никогда.

5. Автоматизация звука [Л’] в обратных слогах в сильной позиции.

а) Перечислить названия картинок.

б) Игра «Поезд» – называть слова с убыстрением темпа.

6. Автоматизация звука [Л’] в обратных слогах в сильной позиции в чистоговорках.

Взрослый произносит начало чистоговор-ки, ребенок ее заканчивает, затем повторяет чистоговорку от начала до конца.

АЛЬ – АЛЬ – АЛЬ – у Коли дома

ЫЛЬ – ЫЛЬ – ЫЛЬ – у Оли дома

ЕЛЬ – ЕЛЬ – ЕЛЬ – метет

ЫЛЬ – ЫЛЬ – ЫЛЬ – в поле ‘

7. Игра «Перевези слова на другой берег» Ребенок определяет количество слогов в слове и «селит» его в нужный кораблик в зависимости от количества труб.

8. Игра «Буква спряталась»

Стихи для автоматизации звука [Л’]

Коля и Лена Клюкву покупали. Коля и Лена Маме помогали.

В доме у Алены Маленький теленок. Ходит по поляне Теленок и буянит. – Му да му, му да му, Где Алена, не пойму!

Тексты для автоматизации звука [Л’]

Ляля маленькая. Она в пеленках. Лина и Лида катали Лялю у клена. Они отгоняли от Ляли мотыльков. Вот какая маленькая Ляля!

Лена и Лида гуляли на поляне. Они ходили по поляне, видели лютики, видели клены и липы. Под липами дети видели калину, а на ней маленькую малиновку. Потом Лена и Лида отдыхали, пели, плели венки. Лена и Лида полюбили эту поляну.

Ссылка на основную публикацию