Логопедическая зарядка по теме «Инструменты. Профессии»

Логопедическая зарядка по теме «Инструменты. Профессии»

Добрынина Э.Г., учитель-логопед высшей категории МОУ “Яйская ООШ № 3”, п.г.т. Яя, Кемеровской обл.

В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и психолог, учитель-логопед. В такой помощи остро нуждаются дети, не получившие дошкольного образования. За короткий срок такие дети должны получить максимальную помощь от учителей и специалистов. Учитель-логопед призван провести квалифицированную диагностическую и профилактическую работу, по выявлению и предупреждению речевых недостатков у будущих первоклассников. Представляю разработанный мною план работы по подготовке детей в школу.

Задачи.

  • Осуществить общее логопедическое обследование для выявления уровня речевого развития детей подготовительной к школе группы, выявить детей с отклонениями речевого развития.
  • Начать работу над формированием правильного звукопроизношения: познакомить с упражнениями артикуляционной гимнастики, правильной артикуляцией часто нарушаемых звуков и др.
  • Восполнять пробелы в лексико-грамматическом строе речи детей.
  • Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
  • Развивать связную речь (умение использовать правильные предложения, давать полные ответы, развитие умения строить диалог др.)
  • Пополнять, систематизировать и активизировать словарный запас, развивать практическое умение пользоваться им, начать знакомство со способами образования новых слов, учить подбору синонимов, антонимов и др.
  • Развивать и совершенствовать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память, наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
  • Совершенствовать и стимулировать словесно-логическое мышление, умение мыслить, сравнивать и обобщать.
  • Развивать способность к переключению, умению работать в определённом темпе.
  • Развивать способность к запоминанию.
  • Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев, ручную умелость, общую моторику.
  • Прививать навыки работы в коллективе, развивать дисциплинированность и аккуратность.
  • Прививать навыки контроля за своей и чужой речью.
  • Формировать положительную мотивацию к обучению в школе и будущим логопедическим занятиям.

Работа над звуками (фонетика) и фонематическими процессами.

Лексико-грамматическая тема

Временные и пространственные представления. Стимуляция мышления, внимания, памяти.

Работа над артикуляционной, пальчиковой и общей моторикой

(2 неделя января)

Беседа о правильной красивой речи.

Общее логопедическое обследование детей.

Заполнение таблицы “Экран звукопроизношения”.

Сбор анамнестических данных у родителей.

Знакомство с частями артикуляционного аппарата.

Время года – Зима.

времена года.

Знакомство с названиями пальцев.

Мимическая гимнастика.

(3 неделя января)

Логопедическое обследование вновь прибывших детей. Свистящие звуки: звуки С СЬ – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звуков. Звукоподражание. Выделение звука из слов – упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.

КРИ “Что с чем?”, “Что сделал Саня?”

Человек. Части тела.

левая и правая сторона. Ориентировка в частях и сторонах тела.

Знакомство с основным комплексом артикуляционной гимнастики.

Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок.

(1 неделя февраля)

Логопедическое обследование вновь прибывших детей. Свистящие звуки: звуки З ЗЬ – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звуков. Звукоподражание. Выделение звука из слов – упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.

КРИ “Комары”

Транспорт. Правила дорожного движения.

стимуляция мышления: Игра “Чем?”

временные представления – сутки.

Знакомство с комплексом артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.

Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, замок + колечки.

(3 неделя февраля)

Свистящие звуки: звук Ц – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звука. Звукоподражание. Выделение звука из слов – упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.

Произнесение чистоговорок и стихов.

Материалы и инструменты.

Профессии.

стимуляция мышления: Игра “Что из чего сделано?”, “Кто?” (профессии, занятия)

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.

Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки + кулак-ребро-ладонь

(1 неделя марта)

Логопедическое обследование вновь прибывших детей. Шипящие звуки: звук Ш – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звука. Звукоподражание. Выделение звука из слов – упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.

КРИ “Маша шла…”, “Измени словечко”

Семья.

стимуляция мышления: Игра “Сравним?”

Игра “Весёлый человечек”

временные представления: вчера – сегодня – завтра

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков.

Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки, кулак-ребро-ладонь + лезгинка

(3 неделя марта)

Шипящие звуки: звук Ж – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звука. Звукоподражание. Выделение звука из слов – упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.

КРИ “Жужжалка” (рифмованная миниатюра)

Домашние животные, птицы, их детёныши.

стимуляция мышления: Игра “Кто где живёт?”,

пространственные представления – перед-зад, верх-низ, стороны.

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков.

Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки, кулак-ребро-ладонь, лезгинка + ухо-нос-хлопок

(5 неделя марта)

Шипящие звуки: звук Ч – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звука. Звукоподражание. Выделение звука из слов – упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.

КРИ “Назови ласково”

Дикие животные весной.

стимуляция мышления: Игра “Противоположности”

временные представления – месяцы года

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков.

Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки, кулак-ребро-ладонь, лезгинка, ухо-нос-хлопок + пианино

(2 неделя апреля)

Шипящие звуки: звук Щ – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звука. Звукоподражание. Выделение звука из слов – упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.

КРИ “Четвёртый лишний”

Дом. Посуда. Продукты питания. Мебель.

стимуляция мышления: Игра “Догадайтесь”,

“Обобщение” (вид, род)

временные представления: дни недели

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков.

Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки, кулак-ребро-ладонь, лезгинка, ухо-нос-хлопок, пианино + цепочка

(4 неделя апреля)

Соноры. Звуки Л ЛЬ– знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звуков. Звукоподражание. Выделение звука из слов – упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.

игра “Загадки”

Возвращение перелётных птиц. Насекомые.

стимуляция мышления: Игра “Умозаключения”

Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков.

Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки, кулак-ребро-ладонь, лезгинка, ухо-нос-хлопок, пианино, цепочка +лягушка

(2 неделя мая)

Соноры. Звуки Р РЬ – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звуков. Звукоподражание. Выделение звука из слов – упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.

КРИ “Рифмованная миниатюра”, “Доскажи словечко”. Скороговорки.

Животные жарких стран.

стимуляция мышления: Игра “В кого я хочу превратиться?”,

“Верно или не верно?” (суждения)

Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков.

Рабочая программа для детей с ОНР (III уровень)

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам, устанавливаемых в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями:

Г.В. Чиркина. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.–М.: Просвещение,2009;

Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. –– М., 1991;

Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М.: Альфа, 1993.

Эти программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте детского сада.

Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную общеобразовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Характеристика детей с III уровнем развития речи.

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов, например: «бéйка мóтлит и не узнáйа» — белка смотрит и не узнала (зайца); «из тубы́ дым тойбы́, потаму́та хóйдна» — из трубы дым валит столбом, потому что холодно. В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов («аквáиюм» — аквариум, «таталли́ст» — тракторист, «вадапавóд» — водопровод, «задигáйка» — зажигалка).

Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах («взяла с я́сика» — взяла из ящика, «тли ведёлы» — три ведра, «коёбка лези́т под сту́ла» — коробка лежит под стулом, «нет коли́чная пáлка» — нет коричневой палки, «пи́сит ламáстел, кáсит лу́чком» — пишет фломастером, красит ручкой, «лóжит от тóя» — взяла со стола и т. п.). Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост — хвостик, нос — носик, учит — учитель, играет в хоккей — хоккеист, суп из курицы — куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов («выключатель» — «клю́чит свет», «виноградник» — «он сáдит», «печник» — «пéчка» и т. п.).

Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет велисипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»).

В случаях, когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания . изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей основы («строит дома — дóмник», «палки для лыж — пáлные), пропуски и замены словообразовательных аффиксов («трактори́л — тракторист, чи́тик — читатель, абрикóснын — абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова («свинцовый — свитенóй, свицóй»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гороховый — горóхвый», «меховой — мéхный» и т. п.). Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» — «пальты́», «кóфнички» — кофточки, «мебель» — «разные стóлы», «посуда» — «ми́ски»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (носорог — «корова», жираф — «большая лошадь», дятел, соловей — «птичка», щука, сом — «рыба», паук — «муха», гусеница — «червяк» ) и т. п.

Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. («посуда» — «миска», «нора» — «дыра», «кастрюля» — «миска», «нырнул» — «купался» ).

Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления.

Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств.

Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.

В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации ( «неневи́к» — снеговик, «хихии́ст» — хоккеист), антиципации ( «астóбус» — автобус), добавление лишних звуков ( «мендвéдъ» — медведь), усечение слогов ( «мисанéл» — милиционер, «ваправóт» — водопровод), перестановка слогов ( «вóкрик» — коврик, «восóлики» — волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной ( «корáбыль» — корабль, «тыравá» — трава). Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух.

Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки, развивать лексико-грамматические средства языка, связную речь.

Задачи программы развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка; произносительной стороны речи; самостоятельной развернутой фразовой речи;

1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ОНРIII ур.р. разделено на 3 периода обучения:

I период – сентябрь–ноябрь, 11 недель, 29 занятий –3 занятия в неделю.

II период –декабрь–март, 18 недель,46 занятий – 3 занятия в неделю.

III период –апрель–май, 9 недель, 24 занятия –3 занятия в неделю.

Всего 99 занятий в год.

Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная.

Цель подгрупповых занятий: развитие понимания лексико-грамматичес-ких средств языка; развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.

Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2-3 человека, периодичность занятий – 3 раза в неделю.

Цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др.

На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.

Направления коррекционно-развивающей работы:

формирование полноценных произносительных навыков;

развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования;

воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем.

Учебно-тематический план коррекционно-развивающей программы:

Подготовка к овладению

Развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Картотека Домашние задания по лексическим темам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад №13 «Аленький цветочек»

Верхнеуфалейского городского округа.

Картотека домашних заданий по лексическим темам

для детей 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи

Сайфуллоева Екатерина Михайловна

г. Верхний Уфалей

Уважаемые коллеги, данное пособие является авторским. Автор – составитель: учитель-логопед высшей квалификационной категории Дубинина Т.А.

Картотека состоит из 38 парных карточек – заданий, предназначенных для выполнения домашних заданий по лексическим темам дошкольниками старшего и подготовительного возраста речевой группы с диагнозом ОНР II – III уровней.

Домашние задания разработаны с целью закрепления детьми полученных знаний и выполняются в выходные дни с помощью родителей. В задание по лексической теме включены лексико-грамматические упражнения, упражнения для развития связной речи (составление рассказов), упражнения для развития мелкой моторики (раскрашивания, рисунки), упражнения для развития фонематических представлений, заучивание стихотворений для развития памяти, отгадывание загадок для развития мышления и воображения.

Дети речевой группы в нашем ДОУ разделены на 2 подгруппы: I подгруппа (подготовительная) – это дети 6 – 7 лет, II подгруппа (старшая) – это дети 5 – 6 лет. Для детей разных подгрупп с учётом возраста предлагаются задания различного уровня сложности.

Карточки необходимо вырезать, наклеить на картон. В пятницу вечером эти карточки выставляются в логопедическом уголке. Родители переписывают домашнее задание в тетрадь ребёнка. Задания соответствуют лексической теме недели.

Для того чтобы родители не перепутали домашнее задание, карточка наклеивается на картон определённого цвета: для детей подготовительной группы – на красный картон, а для детей старшей группы – на зелёный картон. При желании, чтобы родители не переписывали задание в тетрадь, карточки можно размножить и просто вклеивать в тетрадь ребёнка.

Буду рада, если мои разработки пригодятся в работе начинающим специалистам!

ДЕТСКИЙ САД. ИГРУШКИ.

Назови игрушки, которые есть у тебя дома. Отметь внешние признаки каждой игрушки.

(У меня дома есть зайчик, он мягкий, пушистый, беленький).

Из чего сделана игрушка. Какая она?

– Машинка сделана из железа – она железная.

– Самолёт сделан из пластмасса – он …

– Матрёшка сделана из дерева – она …

– Мишка сделан из плюша – он …

– Мяч сделан из резины – он …

«Вчера, сегодня, завтра»

(отвечать полным предложением)

С какой игрушкой ты играл вчера?

– С какой игрушкой ты играешь сегодня?

– С какой игрушкой ты будешь играть завтра?

Кто работает в детском саду? (перечислить профессии)

(В детском саду работают …)

«Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала,

Две матрёшки – на окошке,

Две Танюшки – на подушке,

Две Иринки – на перинке,

А Петрушка в колпаке –

На дубовом сундуке».

Нарисовать в тетради на листе слева 1 большой мяч, а справа – 3 маленьких мячика.

ОСЕНЬ. ПЕРИОДЫ ОСЕНИ.

1. Ответь на вопросы полным предложением.

– Какое сейчас время года?

– Какие осенние месяцы ты знаешь? (выучить)

Скажи, какая это осень?

– Если осень наступила рано, то осень …(какая?)

– Если осень наступила поздно, то осень … (какая?)

«Ответь на вопросы» (употребление в речи глаголов в разных временных формах).

ВЕТЕР ДОЖДЬ ТРАВА ЛИСТЬЯ

Что делает? Дует … … …

Что сделает? Подует … … …

Что будет Будет дуть … … …

«Угадай слово» (использование в речи глаголов в единственном и множественном числе).

– Ветер дует, а ветры … (дуют).

– Птица улетает, а птицы …

– Лист желтеет, а листья …

– Дождь моросит, а дожди …

– Холод наступает, а холода …

    «На тёплый юг летит журавль,

    Позолотил листву сентябрь.

    Сорвал листву с ветвей октябрь.

    Укрыл листву снежком ноябрь».

    ОВОЩИ. СРАВНЕНИЕ ОВОЩЕЙ.

    ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ОГОРОДЕ ОСЕНЬЮ.

    огурец – огурчик лук – …

    помидор – … чеснок – …

    горох – … картофель – …

    морковь – … капуста – …

    «Как называется пища из овощей?»

    – Пюре из картофеля – картофельное пюре.

    – Салат из огурцов – …

    – Сок из моркови – …

    – Суп из гороха – …

    – Пирог из капусты – …

    «Сравнение овощей». Закончить предложение, а затем повторить его полностью.

    – Помидор круглый, а огурец … (овальный)

    – Морковь продолговатая, а тыква …

    – Лук горький, а морковь …

    – Огурец зелёный, а свёкла …

    – Редис мелкий, а редька …

    – Тыква круглая, а кабачок …

    Ответить на вопросы:

    «Брат сестру свою зовёт на прополку в огород».

    Кто зовёт? …. Кого зовёт? …. Зачем зовёт? ….

    Тема урока “Однокоренные слова. Состав слова”

    МОУ «Раздольненская школа» администрации Старобешевского района

    Урок русского языка 4 класс

    Тема : Однокоренные слова. Состав слова

    Подготовила учитель

    начальных классов

    Джарты С.Г.

    Однокоренные слова. Состав слова.

    Цель: закрепить умения обучающихся подбирать однокоренные слова, которые принадлежат разным частям речи, развивать языковое чувство; закрепить умение различать такие понятия, как «однокоренные слова» и «форма одного и того же слова»; развивать у детей внимание; обогащать словарный запас; развивать связную речь работать над навыками грамотного письма; воспитывать любовь к природе родного края.

    І. Организационный момент.

    Учитель. Добрый день! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте же их поприветствуем.

    Ученик. Добрый день! В добрый час!

    Радо мы встречаем вас!

    Здоровья, счастья, радости вам желаем,

    Урок родного языка начинаем!

    ІІ. Мотивация обучения.

    Учитель. Работать на этом уроке мы будем под лозунгом, который сначала нужно сложить из рассыпанных слов.

    того, Хорошо хочет кто все учить знать!

    Хорошо того учить, кто хочет все знать!

    Учитель. Я уверенна, что среди вас нет ребенка, который бы не хотел много знать. Также я знаю, что очень тяжело отвечать, когда на тебя смотрит много людей. Глядя на вас, сразу заметно, что вы сильно волнуетесь, поэтому предлагаю вам совершить путешествие в прекрасный лес. Надеюсь, что это путешествие поможет всем собраться с мыслями, успокоиться и удачно провести урок.

    ( релаксация «Звуки леса»)

    Учитель. Путешествуя лесом можно не толь услышать чудесные звуки, а и найти много полезного. Мы с вами очутились на лесной поляне, на которой растет много грибов. Если мы будем старательно работать на уроке, то сможем собрать прекрасные лесные грибы, которыми сможем угостить наших гостей.

    Учитель. Вы согласны со мной? (ответы детей)

    Тогда начинаем собирать грибы? Кто у нас сорвет первый грибок? Что нам необходимо сделать для того, чтобы он очутился в нашем лукошке? (повторить правила, выученные на предыдущих уроках)

    ІІІ. Актуализация опорных знаний

    Повторение правил в виде игры «Поймай правило»

    Учитель. Как вы думаете мы справились с первым заданием? Можем забрать грибок себе? (ответы детей). Давайте посмотрим, что приготовил нам второй грибок?

    Выполнение тестовых заданий на компьютере.

    Учитель. Молодцы! Вы все справились с заданием, а на сколько хорошо вы это сделали компьютер сам вам подсказал и выставил оценку. Поэтому еще один грибок мы добавляем в свою корзинку.

    ІV. Сообщение темы и цели урока.

    Учитель. Дети, а вы не боитесь, что в лесу мы с вами встретим какое-нибудь необычное лесное существо? Ну, тогда встречайте!

    Это необычное существо зовут Мастер Словообразования.

    Мастер поможет нам не заблудиться в лесу и усвоить новую тему.

    V. Работа над новым материалом.

    Какие части слова мы видим у Мастера Словообразования? (ответы детей)

    – Дети, Мастер Словообразования имеет двоих помощников: Окончание и Основу.

    – Кто нам напомнит, как они обозначаются?

    – А у основы есть трое сыновей: Корень, Суффикс и Приставка. Мама Основа пошила им шапочки.

    – Надеюсь все вы знаете, какую шапочку носит корень, приставка и суффикс. (дети рисуют их на доске)

    – По этим шапочкам мы их и распознаем.

    – Также сегодня Мастер Словообразования будет помогать нам на уроке распознавать корень в однокоренных словах.

    Дети слушают сказку от Мастера Словообразования и выполняют задания к сказке.

    Учитель.

    Давайте мы попробуем разобраться

    – Что такое корень слова?

    – Как найти корень слова?

    А мы давайте с вами «вырастим» на волшебных деревьях слова с корнем САД.

    – А вы поработаете в парах. На каждой парте у вас находятся карточки с волшебными деревьями, в корне дерева мы посадили слово САД. Посмотрим, что из него вырастет. Но вырастут на нем новые слова только с вашей помощью, когда вы используете определенные части слова.

    – А какие это части слова?

    – Приступайте к работе.

    Давайте проверим, какие слова вы «вырастили». ( Ответы детей )

    Учитель загадывает загадки о значащих частях слова

    VІ. Закрепление выученного .

    Учитель. Давайте попробуем сорвать еще один грибок. Что нам нужно для этого сделать? ( выполнить упражнение в учебнике)

    Учитель. Молодцы! Ми хорошо справились с упражнением, поэтому можем смело положить грибок в наше лукошко.

    Учитель. Игра «Оденьте корень»

    Мастер Словообразования приглашает нас поиграть. (на доске записан корень – вод -)

    – Как можно «одеть» данный корень, чтобы получить однокоренные слова?

    (вода, водичка, водица, водный, подводный)

    Дети выходят к доске и «одевают» корень.

    Учитель. Вот мы и заработали еще один грибок. А теперь давайте попробуем доказать всем, что мы можем работать самостоятельно. Для этого нам необходимо еще раз поработать за компьютером. Вы согласны?

    Для этого вам необходимо внимательно прочитать задания на каждом прямоугольнике. Правильный ответ записать в тетрадь и только после этого проверить ответ. Для этого вам необходимо будет нажать мышкой на этот прямоугольник и Мастер Словообразования покажет вам правильный ответ.

    Работа за компьютером («сорбонки»)

    VІІ . Итог урока.

    Молодцы, ребята, хорошо поработали. Быстро прошел наш урок на котором мы…, а что мы делали на уроке? Это мы сможем узнать, когда поиграем в игру «Да и Нет». Я буду говорить утверждения, а вы если согласны то говорите «Да», если не согласны – «Нет».

    1. Путешествовали лесом. (Да)

    2. Узнали, какие слова называются однокоренными. (Да)

    3. Работали на компьютере (Да)

    4. «Выращивали» однокоренные слова на волшебных деревьях…(Да)

    Конспект занятия по русскому языку в 3 классе «Однокоренные слова. Корень слова»

    Виктория Махлейт
    Конспект занятия по русскому языку в 3 классе «Однокоренные слова. Корень слова»

    Предмет: русский язык.

    Класс: 3 «а».

    Тема урока: «Однокоренные слова. Корень слова».

    Тип урока: урок обобщения и систематизации.

    Цель урока:обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме:«Однокоренные слова. Корень слова».

    1. Формировать умение различать изменяемые и неизменяемые слова.

    2. Формировать умение различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

    1. Различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    1. Различать изменяемые и неизменяемые слова.

    1. Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью;осуществлять самооценку деятельности; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

    2. Формировать умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;проводить сравнение и классификацию; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

    3. Формировать умение владеть диалогической речью; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

    принимать и сохранять учебную задачу;

    планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью;

    осуществлять самооценку деятельности.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

    в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

    осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

    проводить сравнение и классификацию;

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

    владеть диалогической речью.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

    1. Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

    2. Вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.Личностные:

    1. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

    2. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

    Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

    Дидактические средства:Учебник «Русский язык» 3 класс, В. Г. Горецкий. Часть I.Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

    Интерактивное оборудование:компьютер, интерактивная доска, мм презентация.

    – Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок русского языка. (Слайд №1)

    – Проверьте все ли у вас готово к уроку. Я желаю вам плодотворной работы, будьте внимательны и активны. Если возникнут затруднения, то вам помогут одноклассники. Я тоже всегда готова прийти к вам на помощь!

    – Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и «классная работа».

    Проводит словарную работу. (Слайды №3-10)

    -,сентябрь, яблоко, береза, ягода, дорога, осина, ветер.

    – Теперь сравните свою работу со слайдом.

    Организует повторение изученного.

    – Посмотрите на слайд, перед вами 2 столбика.

    – Как называют слова, которые находятся в первом столбике?

    – Докажите, что в левом столбике однокоренные слова, а в правом формы слова.

    – Давайте вспомним, что такое корень слова?

    – Каким знаком выделяют корень слова?

    Вы уже знакомы с этой темой?

    – Какие задачи вы перед собой поставите?

    Как вы понимаете что такое однокоренные слова?

    Теперь давайте сравним правило в учебнике и ваши высказывания.

    – Откройте свои учебники на странице 63, в самом верху страницы вам дано правило.

    Читает правило. (сравнить правило и ваши высказывания)

    Объясняет задание устно.

    – Выполняем упражнение 138 устно и письменно. (вызвать к доске)выделают корни и подчеркивают соединительную гласную.

    1. Прочитайте задание вслух.

    2. Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении?

    3. Выполнение упражнения (устно, по цепочке).

    4. Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения?

    – Следующее упражнение 138,письменно в тетрадке.

    1. Прочитайте задание вслух.

    2. Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении?

    3. Выполнение упражнения (письменно в тетрадке).

    4. Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения?

    Выделите в сложных словах корни: «носОрог»

    – Выпишите это слово подчеркните орфограмму и поставьте ударение.

    Проводит самостоятельную работу.

    На листочка с заданием Прочитайте. Найдите “лишнее” слово.

    -Водяной, вода, водичка, подводник, водитель.

    Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец.

    Река, речной, речь, речушка,речник.

    Купить, покупка, покупатель, купец, купальник, накупить.

    Пар, запариться, парное (молоко, пара (обуви).

    Маленький, малявка, маляр, малыш.

    Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

    Конница, конник, подоконник, конюшня.

    Игра «Копилка русского языка».

    – Соберите в копилку как можно больше родственных слов с корнем:

    – Выдели в словах корень. Проверка выполненного задания.

    Та группа, которая за пять минут запишет больше слов – выиграла.

    – О чем мы разговаривали на уроке?

    – Что такое корень слова?

    – Какие задачи мы сегодня решали на уроке?

    Прикреплённые файлы:

    дата проведения занятий

    odnokorennye-slova_i81vq.pptx | 650,53 Кб

    Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку ” Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова” Цель занятия: закрепить.

    Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

    Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

    Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

    Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

    Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

    Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

    Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

    Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

    Русский язык. 3 класс

    Конспект урока

    Конспект урока.

    Русский язык. 3 класс

    Раздел. Состав слова. Корень слова.

    Тема. Что такое корень слова? Как найти в слове корень?

    Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

    Знать, что такое корень слова, находить корень в слове, приводить примеры слов с одним корнем (однокоренных слов).

    Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

    Однокоренные слова, родственные слова, корень слова.

    • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
    • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
    • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
    • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

    Планируемые результаты

    На этом уроке

    • что такое корень;
    • находить корень в слове;
    • приводить примеры однокоренных слов.

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Рассмотрим рисунок? Что он обозначает? Какую информацию даёт?

    Как видно, на рисунке представлена схема однокоренных слов. Корень всех этих слов –цвет-. От корня –цвет- образовались однокоренные слова: цветок, цветник, цветной, цветение, расцветать, зацветают, цветочный.

    Сегодня на уроке

    • что такое корень;
    • находить корень в слове;
    • приводить примеры однокоренных слов.

    Вспомним! Однокоренные слова- это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

    Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

    Рассмотрим еще одно дерево из слов.

    Сердцевиной слова, его смысловым центром, является корень –вод-. От него растут слова, как ветви на дереве. От корня – вод- образовались разные слова: подводник, водичка, водяной, водоём, водовоз, водопад, водный.

    И это еще не все!

    На этом дереве могли вырасти и другие ветки – глагольные:

    • обводнить – обеспечить водой степи, пастбища;
    • обезводить- «лишить» воды;
    • наводнить- – «наполнить» слишком большим количеством воды;
    • приводниться – о летательном аппарате (опуститься на воду);

    А сколько сложных слов (слов, состоящих из двух разных корней) можно образовать от корня – вод-:

    • водопровод;
    • водопад;
    • водоросль;
    • водоснабжение;
    • водохранилище;
    • водоём;
    • водопой:
    • водолечебница;
    • водомер;
    • водоочистительный;
    • водораздел;
    • полноводный;
    • водоплавающий;
    • водоотталкивающий.

    Много слов! А подумать…. – и сразу вспоминаются ещё слов с этим корнем!

    У Максима Горького (известного русского писателя) герой, одного из его произведений, произносит такие слова: «Слова, дружище, – это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист такой, а не иной, нужно знать, как растёт дерево, нужно учиться!»

    Такое же сравнение можно найти и в стихотворении белорусского поэта Максима Танка:

    Слова, как деревья, ветвисты.

    Возьми хоть бы слово любовь.

    Войди в этот мир многолистный

    И в музыку вслушайся вновь,

    Любовь моя, Любонька, Люба.

    Любляна, Любань, Люблино.

    В науке такие деревья называют словообразовательные гнёзда. Есть специальный словарь для школьников, где представлены словообразовательные гнёзда многих русских слов. Называется он «Школьный словообразовательный словарь». Составил его известный учёный А.Н. Тихонов.

    Приведем пример таких слов из словаря:

    билет-ѐр → билетѐр-ш-а

    без-биле’т-н(ый) → безбиле’тн-ик → безбиле’тн-иц-а

    о-биле’т-и-ть → обиле’ч-ива-ть (черед. т – ч)

    Как найти корень в слове?

    Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть: берёза – березняк, берёзовый, подберёзовик. Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково.

    Послушайте стихотворение Велимира Хлебникова «Заклятие смехом».

    1. Найдите в этом стихотворении родственные слова (однокоренные).
    2. Определите, какой корень будет в этих словах.

    О, рассмейтесь, смехачи!
    О, засмейтесь, смехачи!
    Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
    О, засмейтесь усмеяльно!
    О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
    О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
    Смейево, смейево,
    Усмей, осмей, смешики, смешики,
    Смеюнчики, смеюнчики.
    О, рассмейтесь, смехачи!
    О, засмейтесь, смехачи!

    Родственными (однокренными0 словами в этом стихотворении будут слова: рассмейтесь, смехачи, засмейтесь, смеются, смехами, смеянствуют, смеяльно, усмеяльно, рассмешищ, надсмеяльных, усмейных, смейево, усмей, осмей, смешики, смеюнчики. Почему они являются родственными (однокоренными)? Потому что все они относятся к слову «смех».

    Корнем этих слов будет являться –смех-.

    Обратим внимание, что в этом стихотворении автор придумал много слов, которых нет на самом деле, но мы понимаем, о чём идет речь, потому что в них есть корень, а в корне и заключается смысл.

    При образовании и изменении слов может происходить замена звуков или их чередование. Чаще всего чередование встречается в корнях слов:

    [г//з’//ж] – подруга, друзья, дружеский

    [з//з’//ж] – воз, возить, вожу

    [г//ж] – дорога, дорожный

    [к//ч’] – яблоко, яблочко

    [х//ш] – орех, орешек

    [ц//ч’] – отец, отеческий

    [з//ж] – вязать, вяжу

    [с’//ш] – просить, прошу

    Разбор заданий

    Прочитайте. Укажите, какие слова являются родственными (однокоренными).

    Осиновый лес. Иду сквозь густой осинник. Хороши молодые осинки. Под деревьями вижу подосиновики.

    Осиновый, осинник, осинки, подосиновик.

    Прочитайте. Распределите слова на три группы.

    Чистота, сказывать, масло, сказка, масляный, чистить, маслить, сказочный, чистый, чистенький, маслице.

    1. Чистота, чистить, чистый, чистенький.
    2. Масло, масляный, маслить, маслице.
    3. Сказывать, сказка, сказочный.

    Прочитайте. Укажите однокоренное слово к слову «горе»

    1. Горевать
    2. Горный
    3. Огородить

    Конспект урока “Однокоренные слова. Корень слова.”

    Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
    Задачи:
    • Развить умение находить однокоренные слова;
    • Развивать умение выделять в однокоренных словах корень;
    • Понимать лексическое значение однокоренных слов и корня в них.

    Планируемые результаты урока:
    Сформируется базовый уровень умений:
    – Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
    – Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
    – Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).

    Тема: Однокоренные слова. Корень слова.

    Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

    Развить умение находить однокоренные слова;

    Развивать умение выделять в однокоренных словах корень;

    Понимать лексическое значение однокоренных слов и корня в них.

    Планируемые результаты урока:

    Сформируется базовый уровень умений:

    – Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

    – Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

    – Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).

    Универсальные учебные действия (УУД)

    Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

    Выявлять сущность, особенности объектов.

    На основе анализа объектов делать выводы.

    Обобщать и классифицировать по признакам.

    Ориентироваться на страницах учебника.

    Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

    Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

    Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

    Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Развиваем умение слушать и понимать других.

    Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    Оформлять свои мысли в устной форме.

    Умение работать в паре.

    Выполнять правила этикета.

    Развиваем умения высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

    О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    1. Орг. момент.

    – Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи себе и своим соседям! Откройте тетради, запишите число, классная работа.

    2.Чистописание.

    -На минутке чистописания повторим соединения буквы

    «дэ». (д)

    Д Дд дд ди до од род

    (1 ученик на доске, остальные в тетрадях)

    Доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом

    Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья.

    Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани.

    Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе

    Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.

    Последний осенний месяц.

    II. Работа над темой урока.

    -Прочитайте три группы слов, написанных на доске.

    Сор, соринка, сорный

    Снег, снега, снегом

    Солдат, боец, воин

    — Найдите группу родственных слов. (1-я)

    — Почему вы так считаете? Докажите. (общая часть, которая общая по смыслу и написанию)

    — Как называется эта общая часть родственных слов? (Корень)

    — Это разные слова или одно и то же слово? (Разные однокоренные слова)

    — Что вы можете сказать о второй группе слов? (Формы одного и того же слова).

    — Почему вы так считаете? Докажите. (Одинаковые основы)

    — Что вы можете сказать о третьей группе слов? Это родственные слова? (Нет. Только близкие по значению)

    2.Определение темы урока :

    — Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

    (Об однокоренных словах, о корне слова, их общей части)

    Какая тема нашего урока?

    — Правильно, ребята. На уроке мы будем продолжать работать над темой «Корень слова. Однокоренные слова».

    3.Работа со словарём.

    — Как вы думаете, все ли вы знаете о корне и однокоренных словах?

    Слово корень – многозначное. Обратимся к словарю и посмотрим значения этого слова.

    Чтение сообщений по карточкам.

    -Итак, корень – это подземная часть растения, внутренняя находящаяся в теле часть зуба.

    Что общего в значениях слова корень? (Важная часть чего-либо)

    А ещё в словаре говорится, что корень – это основная значимая часть слова.

    Как по-другому можно сказать о корне слова?

    Вывод: корень – главная часть слова.

    4. Физкультминутка

    VI. Закрепление изученного материала.

    1. Самостоятельная работа. Работа с учебником.

    – Как правильно определить в слове корень? (Подобрать однокоренные слова и найти общую часть)

    VIII. Проверка изученного

    Задание «Верно ли, что . »

    а) каждый ученик имеет карточку красного и зелёного цветов, которые использует при выполнении задания;

    б) учитель читает фразы;

    Верно ли, что в словах русского языка может быть два корня?

    Верно ли, что слово зерносушилка образовалось от слов картофель сушить?

    Верно ли, что в слове цветник два корня?

    Верно ли, что от фразы кофе варить образовалось слово кофемолка?

    Верно ли, что в слове жизнерадостный два корня?

    в) после каждой фразы школьники осмысливают сказанное, и, если с высказыванием согласны, поднимают карточку зелёного цвета, если не согласны – красного.

    Читайте также:  Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии
    Ссылка на основную публикацию