Автоматизация звука (Л) через формирование и расширение семантического поля слова ЛУК

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Л]. Тема: Фонема [Л] и «семантическое поле» слова «Волк».

Ольга Мокшина
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Л]. Тема: Фонема [Л] и «семантическое поле» слова «Волк».

– Формирование и расширение «семантического поля», развитие валентности слов.

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях, через формирование «семантического поля» слова «ВОЛК».

– Развитие фонематического слуха.

– Развитие функции словоизменения.

– Знакомство с жизнью животных. Воспитание любви к природе.

Ход занятия.

На горе стоит лесок,

Он не низок не высок

Удивительная птица подает нам голосок

Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел.

Этот голубь не простой, смотрите, у голубя что-то есть в клюве.

Как называется голубь, который доставляет почту?

Интересно, от кого это письмо?

– Ребята, здесь загадка, думаю, отгадав её, мы узнаем от кого письмо.

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это – … волк.

Что же в письме?

• Прослушивание образца нормированной речи.

«Ребята, у нас случилась беда.

Мой волчонок заболел.

Целый день не пил, не ел.

Целый день он молчал,

Книжек новых не читал.

Кажется, мне он забыл

Как какой – то звук произносил»

Какой звук забыл волчонок, не ясно?.

Я поняла, ребята. Какой звук чаще других слышится в письме?

Дети: звук [Л].

Логопед: Значит, волчонок забыл звук [Л].

2. Объявление темы занятия.

Поможем волчонку вспомнить этот звук? Для этого нам нужно будет отправиться в лес, но при этом самим следить за правильным произношением звука [Л].

3. Акустико – артикуляционный образ звука.

• Характеристика звука [Л].

Логопед:Прежде чем помочь волчонку, давайте с вами вспомним, как образуется звук [Л].

Язык поднимаем вверх, «калиточка» (зубки) у заборчика открыта, воздух выходит теплый, воздуху мешают выйти свободно язычок и зубки. Звук звонкий, согласный, твердый.

4. Развитие фонематического восприятия.

Отправляемся в путь. Идём по лесной тропинке, но шаг делаем в том случае, если услышим звук [Л].

Вместе с мамою и папой,

Под еловой толстой лапой,

В логове волчонок жил –

Со зверями он дружил.

5. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Куда же привела нас дорожка? К болоту.

Чтобы через него перебраться, нужно наступать на кочки и произносить слоги.

ЛА – ЛО – ЛУ – ЛЫ и т. д.

6. Автоматизация звука [Л], через формирование «семантического поля» слова ВОЛК. Развитие валентностей слов и функции словоизменения.

• Выделение главного слова.

Вот мы почти и дошли до лесной полянки, впереди овраг.

Давайте, посмотрим в бинокль (соединить большой палец со всеми остальными)

Волка, волчицу, волчонка, волчат.

Что в лапах у волчонка?

Ребята, как вы думаете, что это за слова «волк, волчица, волчонок, волчата, волчок»?

Это родные слова.

Звуковой анализ слов «ВОЛК», «ВОЛКИ»

Чтобы перейти нам нужно будет сделать мостик из дощечек.

(Выкладываем слова ВОЛК, ВОЛКИ из букв).

Давайте, рядом выложим ещё один мостик.

(Выкладываем цветную схему слов ВОЛК, ВОЛКИ)

Где находится звук Л в слове «ВОЛК»?

В середине слова.

Вот и полянка. Кто нас встречает?

Волк, волчица и волчата.

Ребята, волки перепутали свои пенёчки – стульчики, давайте поможем найти каждому свой пенёк.

Чтобы узнать, где, чей пенек нужно определить количество слогов в слове.

Волк – 1, волчица – 3, волчок – 2, волчонок – 3.

Волки предлагают рассмотреть фотографии и угадать, что волки на них делают

Слова – действия

Как волк передвигается?

Ходит, рыщет – бегает.

Как волк голос подаёт?

Как волк добывает пищу?

Прежде чем напасть на добычу, что волк делает?

Затем к добыче он…

Затем на добычу…

Волчица о своих детёнышах…

Слова – признаки, синонимы, антонимы

Теперь расскажем, какие волки?

Волк какой, если он питается другими животными?

Если волк долго ничего не ел, значит, он какой?

Если волк думает, как выследить свою добычу, значит он

Волк охотится кроме мелких животных и на крупных, которые больше его. Значит он какой?

Чтобы догнать свою добычу, как надо бегать?

Значит, волк какой?

Если может обмануть, перехитрить, значит он какой?

Волчица какая, если она заботится о своих малышах?

Это волчья зарядка.

Папа – волк – топ, топ (топаем ногами)

А волчица – хлоп, хлоп (хлопаем руками)

А волчата как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

Да ещё и спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

А кому зарядки мало —

Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

• Развитие функции словоизменения

Как называется жилище волков.

Оно называется – логово.

Волки любят играть в прятки. Сейчас скажите, волк около чего?

Волк около логова.

Откуда волк отходит?

Откуда волчица выходит?

Откуда волчонок выглядывает?

В лесу очень много волков. Сосчитайте волчиц.

Одна волчица, две волчицы, пять волчиц.

Один волчонок, два волчонка, пять волчат.

Сосчитайте волков.

Один волк, два волка, пять волков

«Я начну предложение, а вы закончите словами ВОЛК, ВОЛЧИЦА и ВОЛЧАТА».

Мы подружились с …ВОЛКОМ, ВОЛЧИЦЕЙ и ВОЛЧАТАМИ.

Очень весело живётся… ВОЛКУ, ВОЛЧИЦЕ и ВОЛЧАТАМ.

Мы играли с… ВОЛКОМ, ВОЛЧИЦЕЙ И ВОЛЧАТАМИ.

Будем вспоминать о …ВОЛКЕ, ВОЛЧИЦЕ и ВОЛЧАТАХ.

7. Развитие психических процессов

Буква Л рассыпалась на части, давайте её соберём.

8. Автоматизация звука [Л]в стихотворении.

Давайте расскажем волчонку стихотворение о звуке [Л], чтобы он его никогда не забывал.

«Звук Л»

Узкий кончик языка

Вверх, в зубы упирается.

По бокам от языка

Л получится певучий,

Плавный ласковый и звучный:

Ласка, лампа, ландыш, лапа,

Лук, луна, лужайка, лама.

Пора ребята нам в обратный путь. У кого мы побывали?

У волка, волчицы, волчонка, волчат.

Какой звук помогли вспомнить волчонку?

Звук [Л].

В знак благодарности волчонок и его семья дарят вам на память букву Л, чтобы вы всегда помнили, как произносится этот звук.

З. А. Репина, Т. В. Васильева, А. Д. Ведерникова, В. Б. Горская, В. Н. Пискунова Поле речевых чудес: Учебное пособие. Екатеринбург: ТОО “ГриК” 1997.-180 с.

Е. А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.:Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1999. – 224 с.

«Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР через дидактические игры» Данный опыт раскрывает систему работы по формированию и развитию лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР и может быть использован.

Фонема «Щ» Цели: Образовательная: формирование и расширение семанического поля, развитие валентности слов. Коррекционные: 1. Автоматизация звука»щ»в.

Автоматизация звука «р» через формирование и расширение «семантического поля слова» «корова»

В процессе многолетнего опыта работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, передо мной встала проблема словаря детей, которая четко прослеживалась в длительности периодов закрепления звуков в словах, предложениях, текстах. Например, при проведении дидактических игр и игровых заданий:

  • Назови предмет по картинке, выделяя голосом звук,
  • Отбери предметы /картинки/, в названиях которых есть звук и т.д.

Дети затруднялись с ответом /с выполнением задания/, так как или не знали названия предмета или не были уверены. Так же страдал процесс автоматизации звуков в предложениях, чистоговорках, стихах, пересказах особенно при самостоятельном составлении предложений, рассказов и т.п. По этой причине программные задачи, поставленные на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, зачастую решались с трудом.

Обозначив данную проблему и взяв за основу рекомендации профессора УГПУ г. Екатеринбург З.А.Репиной по формированию и расширению «семантического поля» слова, дополнительно изучив научные разработки А.Р.Лурия, Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, И.П.Клименко и других авторов, а так же научную литературу по развитию лексического запаса и коррекции звукопроизношения Г.И.Чиркиной, Т.Б.Филичевой, В.В.Коноваловой, Л.Н.Ефименковой, А.И.Максакова, Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой и др., я составила общий план коррекционной работы. Одним из пунктов которого был разработка логопедических занятий по формированию и расширению «семантических полей» слов и развитие их валентностей с одновременной автоматизацией звуков (с, з, ц, ш, ж, л, р).

Читайте также:  Конспект Приметы осени, Звук и буква А и У

Я представляю в данной работе одно из таких занятий по автоматизации звука «р». Возможно проведение занятий с группой и подгруппой детей. Допускается упрощение и усложнение занятия в зависимости от возраста, общих знаний и предварительной подготовки детей.

Логопедическое занятие № 1

Тема: Автоматизация звука «р» через формирование и расширение «семантического поля слова», развитие валентностей слова «корова».

– Формирование и расширение «семантического поля» слова и развитие валентностей слова «корова».

– Автоматизация звука «р» в слогах, словах, предложениях.

– Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

– Развитие фонематического восприятия.

– Уточнение и расширения словаря через формирование «семантического поля» слова и развитие валентностей слова «корова».

– Расширение знаний о домашних животных и воспитание любви к ним.

– Пиктограммы: слово-предмет, слово-действие, слово-признак.

– Сюжетные картины «корова».

– «звуки, слоги, слова, предлоги» (фишки, палочки…).

– Фишки-сюрпризы по 5 штук.

Мы в кругу постоим,

Быстро звуки повторим.

А теперь мотор включай, свое место занимай (р-р)

Ну а звук то вы узнали?

Или просто так рычали?

– Характеристика звука «р» (согласный, звонкий, твердый, имеет мягкую пару).

Анализ акустико-артикуляционного образа (Показ «Артикуляционная гимнастика звука «р» с участием пальцев и кистей рук» – разминка для языка и пальчиков)

– Произносить мы будем «р»

Четко и уверенно

В слогах, словах и предложениях.

– Загадка: Я живу зимой и летом

Не в лесу, а с человеком.

Если был уход хорош,

Лучше платы не найдешь.

Пить захочешь – напою,

Есть захочешь – накормлю.

Так скажите не тая,

Отгадайте, кто же я?

– Сегодня на занятии мы расскажем друг другу все-все о корове, будем вспоминать /называть/ слова, но только те, в которых есть звук «р» в начале, середине или в конце слова.

– А вот дерево стоит,

У корней корова спит,

Что-то грустная с утра,

Родственников ждет она.

– (Подбор родственных слов и помещение их (карточек) в кроне дерева: коровка, коровенка, коровушка, коровища, коровник, коровяк…)

– (Уточнение, к какой пиктограмме отнесем эти слова: «гномик-предмет», «гномик-действие», «гномик-признак»)

Где мои слова?-кричит.

Мы сейчас подумаем

И слова придумаем.

– (Называние слов-действий: бродит, брыкается, обрывает, срывает, играет, взбрыкивает (ногами), уронила /роняет/ (забор), сбрасывает, крутит и т.д.)

– Составление словосочетаний со словами-предметами и действиями в соответствии с пиктограммами (предмет-действие):

  • Коровка бродит;
  • Коровка играет;
  • Коровенка взбрыкивает (ногами);
  • Коровища роняет забор (уронила забор);
  • Коровушка обрывает (срывает) листья.

– А «гномик-признак» заскучал,

Все слова он растерял.

Помоги-ка их найти,

Вопрос «какая?» впереди.

(Не забывайте звук «р»)

– (Называние слов-признаков: рогатая, красивая, сердитая, пестрая, стройная, травоядная, добрая, добродушная, робкая, радостная, разъяренная, безрогая, черная, красная, бурая, черно-белая, черно-пестрая, бело-черная и т.д.)

– Составление словосочетаний со словами признака внешнего вида, признака характера предмета в соответствие с расположением пиктограмм:

  • Безрогая, робкая коровка;
  • Черно-пестрая добрая коровушка;
  • Рогатая добродушная коровенка;
  • Черная сердитая коровища;
  • Пестрая радостная корова.

– В кругу с мячом: бросающий мяч придумывает и называет 1 кличку для коровы: Красуля, Чернуха, Рыбка, Розана, Красуля, Чернуха, Ракета, Ракита, Розета, Пеструшка, Чернушка, Роза, Рада, Прага, Рыжуха, Красотка, Мороженка, Краснуха, Ромашка, Пеструха, Брошка, Рогалия и т.д.

– Работа с раздаточным материалом. Составление предложений, используя начало схемы предложения и пиктограмм.

Признак внешнего вида признак характера предмет действие…

Заканчивают предложение дети.

– Выбирается самое удачное предложение и проводится анализ словесного состава.

– Проводится звуко-слоговой анализ слова «корова».

– Чистоговорочки для нас

Мы придумаем сейчас

Про корову, про траву.

Быстро выучим одну.

(придумывание чистоговорок, используя начало чистоговорок и конечное слово (читают с доски) совместно с учителем-логопедом)

ра-ра-ра корове есть траву пора

ры-ры-ры коровенки так добры

ру-ру-ру идет коровка по двору

ро-ро-ро несем коровушке ведро

яр-яр-яр идет к коровушке дояр

– Заучивание наиболее удачной.

Итог: отмечается правильное произношение звука «р» и интересные ответы детей.

Задание: дома побеседовать с родителями о корове. Вопросы прочитать на стенде «Хочу все знать».

Предварительная работа: беседы, экскурсии и т.д. в группах с воспитателями, с родителями по данным темам.

По этой теме проводится еще 2-3 занятия: о пользе молочных продуктов, домашних животных, профессий, о сравнении домашних и диких животных, об уходе за домашними животными.

Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей

Марьенкина Лидия Александровна, МДОУ «Детский сад № 418» г. Перми, учитель-логопед высшей категории, стаж педагогической деятельности 36 лет,

Данные игры могут проводиться со средней группой в целом как игровые занятия, но могут и частями, решая конкретные задачи, например, расширение словаря действий, расширение словаря признаков, расширение словаря антонимов, синонимов и т.п. Допускаются усложнения, упрощения в зависимости от возраста и подготовки детей.

Словесно-дидактическая игра «Мишуткина шубка».

Цель: формирование и расширение «семантического поля» слова «шуба» и развитие валентностей. Автоматизация звука «ш».

Оборудование:

– натуральные предметы: шубка, шуба, полушубок из разных мехов.

– Однажды Мишутке подарили меховое пальто, но не сказали, как называется и когда носить.

– Поможем Мишутке разобраться.

– Как называется это меховое пальто? (шуба)

– Какой первый в слове звук? ( «ш»)

Характеристика звука (согласный, всегда твердый, глухой).

Уточнение акустико-артикуляционного образа звука (артикуляционная гимнастика с участием рук и словесным сопровождением)

– Как мы будем звук «ш» произносить? (ответы детей)

– Правильно: Будем четко говорить.
Не торопиться, не спешить.
Чтоб звучок себя узнал
И спасибо нам сказал.

(показывается детская шубка) Как называем мы эту очень маленькую шубу? (шубка, шубочка, шубонька)

– А вот эта большая мамина (шуба).

– А у папы огромная (шубища).

– У деда короткая (полушубок).

– А у бабушки старая поношенная шуба. Как ее можно назвать? (шубейка, шубенка)

– А что мы делаем с шубой? Нужно ответить так: шубу ношу, шубу надеваю, шубу вешаю (одеваю, набрасываю, берегу, беру, снимаю, отдаю, покупаю, продаю, чищу, мараю, загрязняю, бросаю, поднимаю, кидаю, любуюсь, смотрю, ненавижу, люблю, шью, зашиваю).

– Что шуба делает: шуба висит, шуба греет (падает, укрывает, защищает и т.д.).

– Какая бывает шуба? Опять произносим со словами «шуба», «шубка», но эти слова будут стоять в конце, а впереди – слово, которое рассказывает нам, какая шуба, например, меховая шуба, легкая шубка, маленькая шубочка. (коричневая, черная, светлая, темная, мягкая гладкая, пушистая, лохматая, неопрятная, аккуратная, большая, маленькая, модная, старая, новая, холодная, теплая, легкая, тяжелая, драная, сногсшибательная, длинная, короткая, узкая, широкая, маловата, велика, норковая, песцовая, бобровая, медвежья, собачья, овечья, нутриевая, ондатровая, соболья, любимая, ненавистная).

– Как интересно, все люди носят разные шубы. Подумайте и скажите, какие шубы носят эти люди (показываются картинки)?

– У папы большая шубища, а у Мишутки (маленькая шубка).

– У мамы новая шуба, а у папы (старая шубейка).

– У сестры чистая шубочка, а у брата (грязная шубка).

– У дочери теплая шубка, а у сына (холодная шубка).

– У бабушки длинная шуба, а у деда (короткая шубейка, полушубок).

– У тети легкая шубка, а у дяди (тяжелая шуба).

– У женщины светлая шуба, а у мужчины (темная шуба).

– Игра в кругу
Я словами не скажу,
Какую шубу я ношу,
Но очень точно покажу.

(Дети эмоционально показывают, как они двигаются и как чувствуют себя в таких шубах).

1. Вот так шубка на мне,

(модная, новая, сногсшибательная, красивая)

2. А в этой шубе стыдно мне,

Не пойду гулять вообще.

(старая, поношенная, грязная, облезлая, рваная)

3. А в этой шубе неудобно бегать, прыгать и шагать,

Вот-вот-вот могу упасть.

(велика, длинная, широкая, большая)

4. В этой шубке я замерзла,

Побегу скорей домой.

Гулять в шубейке невозможно,

Лучше поиграть с сестрой.

(холодная, узкая, короткая, маловата, маленькая)

– Шуба – это что? (одежда)

– Какая одежда? (зимняя)

– Какую зимнюю одежду вы знаете?

Читайте также:  Семинар-практикум для педагогов Организация и планирование занятий по звукопроизношению и обучению грамоте

– Что мы надеваем зимой, чтобы не замерзнуть? (ответы со словом «зимний»: зимнее пальто, зимнюю шубу, зимнюю шапку, зимнюю куртку, зимние валенки, зимние ботинки, зимний шарф)

– Зимняя одежда нам нужна? Почему? Для чего?

– А летом эта одежда нужна? Почему?

Итог:

– Вот сколько много мы узнали о Мишуткиной шубке и других шубах. Послушайте чистоговорку о Мишутке (заучивание):

Вот и наш Мишутка.

– А звук какой мы правильно и четко произносили в словах и предложениях?

– И звук «ш» себя узнал

И спасибо нам сказал.

Просмотров: 72
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Логопедическое занятие по теме: “Фонема [с]. Автоматизация звука [с] посредством формирования и расширения “семантического поля” слова “сад”

Формирование и расширение “семантического поля”, развитие валентностей слов.

1. Автоматизация звука [с] в словах, предложениях через формирование “семантического поля” (комплекс ассоциаций, возникающих вокруг одного слова).

2. Развитие мелкой моторики, общей моторики.

3. Развитие фонематического слуха и восприятия.

4. Развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления.

5. Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова “сад” и развитие валентностей (связи, возникающие между словами) слов.

6. Развитие функции словоизменения.

7. Развитие связной речи.

1. Знакомство с трудом людей и воспитание уважения к нему. Воспитание любви к родной природе.

2. Воспитание навыка внимательного и уважительного слушания своих товарищей.

1). Карточки – фишки для обозначения звуков.

2). Сюжетная картинка “Работа в саду” (любая).

3). Задания по формированию и расширению семантического поля, развитию функции словоизменения.

4). Орфографический толковый словарь.

5). Сюжетные картинки по теме “Сад”.

6). Графические карточки.

Ход занятия.

а) Упражнение для профилактики нарушений зрения. Глазами рисовать спираль слева направо и справа налево.

б) Пальчиковая гимнастика.

2. Прослушивание образца правильной речи (прослушивается 2 раза).

“Соня любила гулять в старом саду. В саду много густых кустов смородины. Ягоды смородины спелые и сладкие. На высоком дереве поспевает сочная слива. Под сливой красуются астры с яркими лепестками. Хорошо отдохнуть на садовой скамейке около пёстрой клумбы”.

Задание к тексту:

• Какой звук встречается в тексте чаще других?

• Положите перед собой столько фишек, сколько слов со звуком [с] услышите.

• Повторное чтение текста.

3. Объявление темы занятия.

Сегодня мы вместе с Соней побываем в саду, посмотрим, что в нём растёт, поучимся работать в саду.

4. Автоматизация звука [с] через формирование семантического поля слова “сад”, развитие валентностей слов и функции словоизменения.

1. Выделение главного слова

• Вспомните, где любила гулять Соня летом? (В саду).

• Объясните, что такое “сад”?

=> Сад – это участок земли, где выращивают фрукты, ягоды и цветы. (Работа со словарём).

2. Звуко – слоговой анализ слова “сад”.

• Произнесите слово “сад”, чётко проговаривая все звуки. Сколько слогов в слове “сад”? Почему?

• Сколько звуков слове “сад”, назовите их по порядку.

• Как проверить, какую букву нужно писать в конце слова “сад”?

• Определите место звука [с] в слове “сад”.

3. Однокоренные слова.

Программная лексика: сад, садить, садовый, садовод, садовник, рассада, посадка, посадочный, садоводческий.

• Перед нами картина, на которой изображён сад. Но он скрыт за плотной изгородью. Чтобы войти туда нужно подобрать все однокоренные слова к слову “сад”, и только тогда вход в сад будет свободным. (По мере называния детьми однокоренных слов части “изгороди”, скрывающей изображение, снимаются, переворачиваются и прикрепляются радом с картиной).

• Прочитайте все однокоренные слова к слову “сад”, которые скрывались на обратной стороне изгороди.

Графические карточки: сад, садить, рассада, садовый, посадка, садовод, посадочный, садовник, садик, садоводческий, садочек.

=> Для активизации процесса припоминания слов используется схема-опора “Измени слово”.

• Найдите среди однокоренных слов слова, близкие по значению:

садовод

садовник

садик

садочек

4. Развитие функции словоизменения.

• К однокоренным словам подберите подходящие по смыслу слова, используя графические карточки.

инструмент

садить

старательный

садовый

рассада

садовник

свежая

рассада

старый

• Сосчитайте с перекидыванием мяча:

Много

• Ответьте на вопросы одним словом.

* Что ты видишь на картине? (Сад).

* Откуда садовод возвращается вечером? (Из сада).

* Где любят гулять дети летом? (В саду).

* Чем гордится садовод? (Садом).

*О чём любит рассказывать садовод? (О саде).

• Прочитайте сочинение “Как я провёл лето”, вставьте вместо точек недостающие однокоренные слова, используя опоры.

На доске текст: “Летом я помогал маме работать в . Мы . кусты смородины . астр. Каждый день я поливал свои. . Мама сказала, что я умелый . ”

Опора – графические карточки: сад, посадить, рассада, посадки, садовод

5. Слова, обозначающие действия предметов.

Программная лексика: садить, сажать, растить, полоть, поливать, собирать, снимать, ухаживать.

• Ещё раз прочитайте сочинение “Как я провёл лето” и расскажите, какие работы выполняют в саду. (Садят, поливают). => Опора на текст и на сюжетную картинку “Сад”.

• Что еще делают в саду? (полют, собирают, снимают, растят).

• Что бы вы ещё хотели посадить в своём саду?

САДИТЬкусты• Какое слово здесь лишнее?

(сорняки)

семена
рассада
астры
смородина
слива
сорняки

• Замените в словосочетаниях слова, обозначающие действия, словами-синонимами.

Садить рассаду.

Снимать сливу.

Снимать смородину.

Опора – графические карточки: сажать, рвать, собирать

• Выберите приставки и образуйте новые слова от слова “садить”:

от-, пере-, вы-, при-, под-, за-, на-, в-, по-, из-, до-.

• Составьте словосочетания с этими словами с помощью вопросов:

* Подсадить (к чему)?

* Отсадить (от чего)

* Пересадить (что)? кусты

рассадуна клумбу
пассажировв теплицу
гостейв клетку
снегиряв автобус
астрыза стол

Объясните различие в значении слова “Досадить” в словосочетаниях.

Досадить рассаду. Досадить поступком.

• Закончите предложения, объясните значение слова “досадить”.

* С помощью Славы Соня быстро досадила .

* Весь день Слава капризничал и досадил всем своим .

Опора – графические карточки: поступки, рассада.

6. Физпауза. “Где мы были не скажем”. Имитация действий в саду.

7. Слова, обозначающие признаки предметов.

Программная лексика: садовый, садоводческий, посадочный.

•Прочитайте однокоренные слова, отвечающие на вопрос Какой?, подберите к ним подходящие по смыслу слова:

садовый

материалсадоводческоеучастокпосадочныйхозяйство

•Составьте предложения, изменяя, где нужно, окончания слова, обозначающего признак предмета:

куст
Садовыйинструмент
скамейкаскамейка
садовыйпосадки
рассада
растение
посуда

• Опишите, выбрав нужные слова – признаки:

сад – скромный, старый, старательный, чистый, усталый

садовник – пустой, тенистый, солнечный, просторный, пустынный

• Найдите в предложении слова – признаки и скажите, что лишнее выросло в саду.

В саду выросли сладкая смородина, сочная слива, пёстрые астры, свежие флоксы, сухие сорняки.

• Какой сок пьёт Соня?

Сок из смородины

Сок из абрикосов

• Какие косточки остались после приготовления сока?

• К словам, обозначающим признаки предметов, подберите слова, противоположные по смыслу (слова – антонимы).

сладкая смородина

солнечный

просторный сад

сухой

тенистый сад

тесный

высокий куст

редкий

густой кустарник

молодой

старый сад

низкий

сырой песоккислая

• Опишите сад, который вам хотелось бы вырастить. Подберите нужные слова – признаки.

“Мой сад . и . В нём растут . кусты смородины. Ягоды смородины . и . На деревьях поспевают . яблоки. На клумбе красуются . астры.

Я люблю гулять в своём саду в . день”.

Опора – графические карточки: просторный, тенистый, густые, спелые

8. Составление связного рассказа.

Составьте рассказ о саде, используя опорные слова. Закончите рассказ предложением “Садовод потрудился на славу”. Объясните выражение “потрудился на славу”.

Опора – графические карточки:

посадить, сад, густой, кусты, смородина, высокий, слива, рассада, астры, поливать, посадки, полоть, собирать, ягоды, сочные, сладкие, спелые.

9. Анализ словесного состава предложения.

• Составьте предложение из данных слов: посадил, сад, фруктовый, садовод

• Сколько слов в предложении?

• Назови слова в предложении по порядку.

• Выдели слова со звуком [с].

• Определи место звука [с] в этих словах.

10. Словесно – логические задачи.

Программная лексика: фруктовый сад, ботанический сад, детский сад, зимний сад.

• В каком из двух предложений слово “зимний” можно заменить противоположным по смыслу?

Зимний сад был покрыт пушистым снегом.

На застеклённой веранде был устроен зимний сад.

• В каком предложении слово “слива” можно заменить словом “дерево”, а в каком – словом “ягода”?

В саду растёт высокая слива.

На столе спелая сладкая слива.

5. Итог занятия.

• Какой звук встречался в словах, предложениях чаще других?

Автоматизация звука [Л]. Часть 2. Звук [Л] в стечениях с согласными

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации звука [Л]!

Статья разделена на части с учетом этапов автоматизации звука [Л].

Слова, предложения и чистоговорки для автоматизации звука [Л] в стечениях с согласными очень эффективны при автоматизации этого звука и будут полезны практикующим логопедам. Также этой подборкой могут воспользоваться родители, желающие помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук [Л].

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта
http://LogopedRunet.ru

Автоматизация звука [Л] в слогах и словах со стечением согласных звуков:

АЛКА – ОЛКА – УЛКА – ЫЛКА – ЭЛКА ЕЛКА – ИЛКА – ЁЛКА – ЮЛКА – ЯЛКА

Палка, галка, фиалка, скакалка, балка, скалка, свалка, жалко, балкон; сеялка; белка, стрелка, сделка, мелко; иголка, полка, волки, полковник, толк, полк, волк; посылка, бутылка; ёлка, чёлка, пчёлка, щёлкать, метёлка, щёлк; булка, вулкан, чулки; носилки, косилка, пилка, жилка, вилка.

ПЛА – ПЛЫ – ПЛЭ – ПЛО – ПЛУ ЛПА – ЛПЫ – ЛПЭ – ЛПО – ЛПУ

План, плач, платье, плавать, пламя, плавно, платок, плавник, планета, пластилин, плакат, заплатка, поплавок; плыть, заплыв; плод, плов, плотно, пломба, плохо, пловец, оплошность, тепло, дупло; плут, плуг; колпак.

БЛА – БЛЫ – БЛЭ – БЛО – БЛУ ЛБА – ЛБЫ – ЛБЭ – ЛБО – ЛБУ

Бланк, вобла, область, облако; блоха, блокнот, обломок; блузка; столб, столбы, лбы, колба.

ФЛА – ФЛЫ – ФЛЭ – ФЛО – ФЛУ ЛФА – ЛФЫ – ЛФЭ – ЛФО – ЛФУ

Флаг, флакон, флажки; флот, флоксы, флотилия; алфавит, салфетка, шалфей.

ВЛА – ВЛЫ – ВЛЭ – ВЛО – ВЛУ ЛВА – ЛВЫ – ЛВЭ – ЛВО – ЛВУ

Власть, владение, владыка, седовласый; в луже, в ловушке; халва, молва.

ТЛА – ТЛЫ – ТЛЭ – ТЛО – ТЛУ ЛТА – ЛТЫ – ЛТЭ – ЛТО – ЛТУ

ДЛА – ДЛЫ – ДЛЭ – ДЛО – ДЛУ ЛДА – ДЛЫ – ДЛЭ – ДЛО – ДЛУ

Метла, котлы, котлован; болт, султан; седло, надлом, повидло; Молдавия, солдат, колдун, колдунья, колдовать, полдник, щеколда.

МЛА – МЛЫ – МЛЭ – МЛО – МЛУ ЛМА – ЛМЫ – ЛМЭ – ЛМО – ЛМУ

НЛА – НЛЫ – НЛЭ – НЛО – НЛУ ЛНА – ЛНЫ – ЛНЭ – ЛНО – ЛНУ

Младший, младенец; чалма; волна, волны, молния, полночь, челнок.

КЛА – КЛЫ – КЛЭ – КЛО – КЛУ ЛКА – ЛКЫ – ЛКЭ – ЛКО – ЛКУ

ГЛА – ГЛЫ – ГЛЭ – ГЛО – ГЛУ ЛГА – ЛГЫ – ЛГЭ – ЛГО – ЛГУ

ХЛА – ХЛЫ – ХЛЭ – ХЛО – ХЛУ ЛХА – ЛХЫ – ЛХЭ – ЛХО – ЛХУ

Клава, класть, клавиши, клад, клапан, класс, кладовка, закладка, свёкла, кукла, клык, мотоцикл, клок, клоп, клоун, наклон, стекло, поклон, клуб, клумба, клубни, клубника; гладкий, гладить, глаза, игла, помогла, могла, глупый, глубокий, глухота, глубина, глобус, смуглый; лгать, лгун, лгунья, долг, долго; хлопок, хлопоты, хлопать, охладить.

СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ – СЛЭ

ЛСА – ЛСО – ЛСУ – ЛСЫ – ЛСЭ

ЗЛА – ЗЛО – ЗЛУ – ЗЛЫ – ЗЛЭ

ЛЗА – ЛЗО – ЛЗУ – ЛЗЫ – ЛЗЭ

Слава, слабый, сладкий, послание, послать, вёсла, наслаждение; слышать, послы, ослы; служба, слух, слушать, слуга, послушный, заслуга; слово, слой, слон, слойка, условие, пословица, кресло; злой, злость; злаки; узлы, козлы; ползает, ползунки.

ЛЧА – ЛЧУ – ЛЧИ – ЛЧЕ ЧЛА – ЧЛУ – ЧЛЫ – ЧЛЭ

Молча, молчание, молчун, молчаливый; прочла.

ШЛА – ШЛО – ШЛУ – ШЛЫ – ЛШЭ

ЛША – ЛШО – ЛШУ – ЛШИ – ЛШЕ

ЖЛА – ЖЛО – ЖЛУ – ЖЛЫ – ЖЛЭ

ЛЖА – ЛЖО – ЛЖУ – ЛЖИ – ЛЖЕ

Шла, шланг, вошла, ушла, подошла, отошла, обошла, нашла, вышла; волшебник, волшебница, волшебники, волшебный, волшебство; лжец.

СКЛА – СКЛО – СКЛУ – СКЛЫ – СКЛЭ

СПЛА – СПЛО – СПЛУ – СПЛЫ – СПЛЭ

СТЛА – СТЛО – СТЛУ – СТЛЫ – СТЛЭ

Склад, складывать, склон; сплошной, сплутовать; стлать.

Повторить словосочетания и предложения:

Шёлковый платок, улыбка младенца, клок сена, обложка блокнота, белое облако, спелая клубника, голодный волк, мелкая лужа, волшебная палочка, сладкое яблоко, голубые глаза, складной стул, гладкие волосы, пологие склоны

Павел поймал галку.

Папа купил ёлку.

Я вышел на балкон.

Клава играла на лужайке.

На складе много игрушек.

На склоне горы паслось стадо.

Луша гладила юбку в складку.

Мила гладила платье для куклы.

Клава полола гладиолусы на клумбе.

Володя склонил голову над столом.

Алла ела булку с маслом.

Элла сломала лыжную палку.

Светлана слушала звон колоколов.

Павел заблудился в глухом лесу.

На балконе лопнуло стекло.

Володя запивал клубнику холодным молоком.

Алла заколола волосы золотой заколкой.

Элла полоскала горло.

Повторить чистоговорки. Чётко произносить звук [Л]:

Автоматизация звука (Л) через формирование и расширение семантического поля слова ЛУК

  • Прикусывая кончик языка, произносить «Песенку девочки»:« ЛА – ЛА – ЛА …»;
    • Прикусить кончик языка и длительно тянуть: «Ы – ы – ы». При правильном выполнении данного упражнения слышится звук [л].
  1. Автоматизация звука [л] в прямых слогах (прикусывать кончик языка)
  1. Автоматизация звука [л] в обратных слогах (прикусывать кончик языка)
  1. Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах (прикусывать кончик языка)
  1. Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах (прикусывать кончик языка)
  1. Автоматизация звука [л] в прямых слогах со стечением согласных (прикусывать кончик языка)
  1. Автоматизация звука [л] в словах, звук в начале слова
  1. Автоматизация звука [л] в словах, звук в середине слова
  1. Автоматизация звука [л] в словах, звук в конце слова
  1. Автоматизация звука [л] в словах, звук со стечением согласных
  1. Автоматизация звука [л] в словах с двумя этими звуками
  1. Автоматизация звука [л] в словосочетаниях
  1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 3 слов
  1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 4 слов
  1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 5 слов
  1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 6 слов
  1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 7 слов
  1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 8 – 9 слов
  1. Автоматизация звука [л] в чистоговорках
  1. Автоматизация звука [л] в пословицах и поговорках
  1. Автоматизация звука [л] в стихах
  1. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. – М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. – 80 с. (В помощь логопеду)
  2. Сахарова И. И. Чистоговорки в картинках. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 32с. (Конфетка)
  3. Спивак Е . Н. Звуки Л, Ль, Р, Рь. Речевой материал по автоматизации для дифференциации звуков у детей 5-7 лет / Е.Н. Спивак. – М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. – 88 с.
  4. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. Для учащихся. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.: ил.
  5. Картинка «Пароход» http://www.maminpapin.ru/components/com_virtuemart/shop_image/product/02.jpg4e2d5f3be74d5.jpg

Автор: Татьяна Алексеевна Дубинина на 22:20

Действия:

21 комментарий:

Спасибо огромное за информацию!! Очень пригодилось.

Всегда рада, когда материал востребован и полезен! Удачи!

Спасибо! Очень пригодились чистоговорки.

Материал очень хороший)спасибо!

Спасибо вам. Каждый день говорил эти слоги,слова,скороговорки,чистоговорки,стихи и рассказы и уже за неделю могу многие слова с Л говорить не стесняясь и хорошо получается,надеюсь посожет мне полностью автоматизировать звук!

Очень желаю Вам успехов в автоматизации звука [Л]!

Ссылка на основную публикацию