Автоматизация звука (Л) через формирование и расширение семантического поля слова ЛУК

Автоматизация звука [л] через лось

Марьенкина Лидия Александровна ,

МДОУ «Детский сад № 418» г. Пермь

Автоматизация звука «л» через формирование и расширение «семантического поля слова» «лось»

Тема: Автоматизация звука «л» через формирование и расширение «семантического поля» слова «лось».

Образовательные:

– формирование и расширение «семантического поля» слова «лось», развитие функции словоизменения;

Коррекционные:

– автоматизация звука «л» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;

– развитие артикуляционной моторики, развитие мелкой моторики;

– развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа слова;

– уточнение и расширение словаря через формирование «семантического поля» слова «лось».

Воспитательные:

– воспитание желания говорить правильно, четко, красиво;

– расширение знания о диких животных;

– воспитание любви к родному краю.

Демонстрационное:

– сюжетные картинки (лось, лосиная семья, волчья стая).

– пиктограммы слов (слово-предмет, слова-родственники, слово-действие, слово-признак)

– таблица со схемой предложения.

Раздаточный материал:

– палочки, фишки для обозначения слов, звуков.

– картинки с изображением лося, лосихи, лосенка, лосят, лосей, лосих и т.д.

Организационный момент:

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Прошагаем гласный звук (6 шагов по кругу).

Теперь согласный называй, свое место занимай.

– Отгадайте загадку: Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

– Лось какое животное? (дикое) Почему?

– Так каким словом назовем это дикое животное? (словом «Лось»)

Выставляется пиктограмма «слово-предмет».

– Одиноко слову «лось»,

Мы подумаем, «авось»

Он узнает, какова

Его словесная родня.

– Лоси, лосиха, лосенок, лосят, лосиный, лосище, лосеночек, лосяточки, лосятина… (сюжетные картинки «лосиная семья»).

– Вы догадались, какой звук встречается в каждом слове?

Характеристика звука «л»: согласный, твердых, звонкий, имеет мягкую пару (уточняете цвет фишки). Анализ акустико-артикуляционного образа. Разминка мышц языка и пальчиков (артикуляционная гимнастика (звук «л») с участием кистей рук и пальчиков).

– Мы с вами будем четко, правильно, уверенно произносить звук «л» в слогах, словах и предложениях.

– Подберем пиктограмму к словесной «родне» слова «лось». (Пиктограммы «слова-родственники»)

– Показ пиктограммы «слово-действие»:

Получить свои слова,

Что касаются лося.

– А мы вспомним фильм про лосей, который смотрели в зале. Вспомним, что делал лось в лесу? Стоял, шел, переходил (дорогу), смотрел, оглядывался, брел, глодал, срывал, ел, перешагивал, перепрыгивал, угрожал, бодал, защищал, прогонял, убегал, уводил, мычал, ломал, брыкался, лягался, мчался, лакомился, останавливался.

– Придумаем словосочетания (устно) в таком порядке, как стоят пиктограммы. «Слово-предмет» – «слово-действие» и наоборот (лось стоял, стоял лось). (Один ребенок говорит по схеме, а второй его предложения повторяет наоборот).

– «Слово-признак» тут сказало:

«Без меня вам скучно стало,

Впереди предмета слова

Встану я. И все готово».

– Подберем «слова-признаки» к «словам-родственникам».

– Каждый подбирает к слову, которое относится к его картинке (перед каждым ребенком картинка: лось, лосиха и т.д.).

лось – смелый, рогатый, травоядный…

лосиха – большая, спокойная

– Вот теперь-то вы узнали

Какими наши лоси стали.

Лось не трусливый, а (смелый).

Лосиха не старая, а (молодая).

Шерсть у лося не лохматая, а (гладкая).

Лосенок не грустный, а (веселый).

Лосенок не стоял, а (бегал, шагал, мчался, играл).

Лосенок не озорничал, а (слушался).

Лосям зимой жить не легко, а (тяжело).

– Посмотрим еще на лося и правильно ответим на вопросы чья, чье, чьи, чей, т.е. назовем части тела лося со «словом-признаком» лосиный (-ая, -ое, -ые).

Рога чьи – лосиные рога

Копыта морда хвост ухо

Глаза семья рог туловище

Уши шерсть глаз сено

Ноги шея лес зубы

Мы в лес пойдем

И зверей найдем.

Не скажу, а покажу.

Вы же посмотрите,

(дети ходят по группе, ищут, затем встают в круг, один ребенок изображает зверя и т.д.).

– Продолжаем говорить о ком? О лосе. Правильно и четко произносить звук «л».

– Почему называют лося царем Уральских лесов? Потому что он самый большой, смелый, сильный. Но кого он все-таки боится? (вспомните фильм, отвечаем полными предложениями). (Волков, волчьей стаи)

А с одним волком он справится?

Кого в фильме защищал лось? (лосиху и лосенка)

Как защищал лось лосиху и лосенка? (лягался копытами, бодался рогами, нападал, прогонял и т.д.)

– Давайте про это составим чистоговорочку-нарасталочку. Я начинаю, а вы продолжаете, но добавляем, «наращиваем», по 1 слову.

Ал-ал-ал – лось защищал.

Ал-ал-ал – лось лосенка защищал.

Ал-ал-ал – лось лосенка и лосиху защищал.

Ал-ал-ал – смелый лось лосенка и лосиху защищал.

Ал-ал-ал – смелый лось маленького лосенка и лосиху защищал.

(хоровое повторение последней чистоговорки 2-3 раза)

– Составим из слов чистоговорки предложение по этой схеме:

______ _______ ______ и ______ .

Лось защищал лосиху и лосенка.

Назовите 1 слово, последнее.

Назовите слова по порядку.

(каждый ребенок называет по 1 слову).

– Обозначьте фишкой место звука «л» в каждом слове (уточняется цвет фишки).

– Найдите самое короткое (лось) и самое длинное (3 слова, все длинные).

– Как вы узнали? (по количеству слогов, прохлопываются)

– Звуко-слоговой анализ слова «лось»

-Внимательно послушайте рассказ и, услышав слово со звуком «л», отложите палочку, чтобы потом можно было подсчитать, сколько слов вы услышали.

Лось лесной житель

Летом лось питается вешками и травой. Зимой гложет кору, ест лапник – ветки еловых деревьев, и сено. Сено для лосей заготавливают лесники, егеря.

Итог: О ком мы сегодня говорили? О лосях. Чем вам понравились лоси? Конечно, лоси умные и сильные животные, и мы гордимся, что они живут в наших лесах. А какой звук мы произносили четко и правильно? Еще раз напомним себе, какой это звук (можно хором – согласный твердый звонкий).

Рекомендую прочесть:

  • Конспект логопедического занятия на автоматизацию звука [Л]
  • Конспект логопедического занятия на звук [Р]
  • Конспект занятия по грамоте Звуки [А У И]
  • Занятие на Звуки [А У И]
  • Конспект по грамоте звуки [А, У, И]

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Л]. Тема: Фонема [Л] и «семантическое поле» слова «Волк».

Ольга Мокшина
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Л]. Тема: Фонема [Л] и «семантическое поле» слова «Волк».

– Формирование и расширение «семантического поля», развитие валентности слов.

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях, через формирование «семантического поля» слова «ВОЛК».

– Развитие фонематического слуха.

– Развитие функции словоизменения.

– Знакомство с жизнью животных. Воспитание любви к природе.

Ход занятия.

На горе стоит лесок,

Он не низок не высок

Удивительная птица подает нам голосок

Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел.

Этот голубь не простой, смотрите, у голубя что-то есть в клюве.

Как называется голубь, который доставляет почту?

Интересно, от кого это письмо?

– Ребята, здесь загадка, думаю, отгадав её, мы узнаем от кого письмо.

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это – … волк.

Что же в письме?

• Прослушивание образца нормированной речи.

«Ребята, у нас случилась беда.

Мой волчонок заболел.

Целый день не пил, не ел.

Целый день он молчал,

Книжек новых не читал.

Кажется, мне он забыл

Как какой – то звук произносил»

Какой звук забыл волчонок, не ясно?.

Я поняла, ребята. Какой звук чаще других слышится в письме?

Дети: звук [Л].

Логопед: Значит, волчонок забыл звук [Л].

2. Объявление темы занятия.

Поможем волчонку вспомнить этот звук? Для этого нам нужно будет отправиться в лес, но при этом самим следить за правильным произношением звука [Л].

3. Акустико – артикуляционный образ звука.

• Характеристика звука [Л].

Логопед:Прежде чем помочь волчонку, давайте с вами вспомним, как образуется звук [Л].

Язык поднимаем вверх, «калиточка» (зубки) у заборчика открыта, воздух выходит теплый, воздуху мешают выйти свободно язычок и зубки. Звук звонкий, согласный, твердый.

4. Развитие фонематического восприятия.

Отправляемся в путь. Идём по лесной тропинке, но шаг делаем в том случае, если услышим звук [Л].

Вместе с мамою и папой,

Под еловой толстой лапой,

В логове волчонок жил –

Со зверями он дружил.

5. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Куда же привела нас дорожка? К болоту.

Чтобы через него перебраться, нужно наступать на кочки и произносить слоги.

ЛА – ЛО – ЛУ – ЛЫ и т. д.

6. Автоматизация звука [Л], через формирование «семантического поля» слова ВОЛК. Развитие валентностей слов и функции словоизменения.

• Выделение главного слова.

Вот мы почти и дошли до лесной полянки, впереди овраг.

Давайте, посмотрим в бинокль (соединить большой палец со всеми остальными)

Волка, волчицу, волчонка, волчат.

Что в лапах у волчонка?

Ребята, как вы думаете, что это за слова «волк, волчица, волчонок, волчата, волчок»?

Это родные слова.

Звуковой анализ слов «ВОЛК», «ВОЛКИ»

Чтобы перейти нам нужно будет сделать мостик из дощечек.

(Выкладываем слова ВОЛК, ВОЛКИ из букв).

Давайте, рядом выложим ещё один мостик.

(Выкладываем цветную схему слов ВОЛК, ВОЛКИ)

Где находится звук Л в слове «ВОЛК»?

В середине слова.

Вот и полянка. Кто нас встречает?

Волк, волчица и волчата.

Ребята, волки перепутали свои пенёчки – стульчики, давайте поможем найти каждому свой пенёк.

Чтобы узнать, где, чей пенек нужно определить количество слогов в слове.

Волк – 1, волчица – 3, волчок – 2, волчонок – 3.

Волки предлагают рассмотреть фотографии и угадать, что волки на них делают

Слова – действия

Как волк передвигается?

Ходит, рыщет – бегает.

Как волк голос подаёт?

Как волк добывает пищу?

Прежде чем напасть на добычу, что волк делает?

Затем к добыче он…

Затем на добычу…

Волчица о своих детёнышах…

Слова – признаки, синонимы, антонимы

Теперь расскажем, какие волки?

Волк какой, если он питается другими животными?

Если волк долго ничего не ел, значит, он какой?

Если волк думает, как выследить свою добычу, значит он

Волк охотится кроме мелких животных и на крупных, которые больше его. Значит он какой?

Чтобы догнать свою добычу, как надо бегать?

Значит, волк какой?

Если может обмануть, перехитрить, значит он какой?

Волчица какая, если она заботится о своих малышах?

Это волчья зарядка.

Папа – волк – топ, топ (топаем ногами)

А волчица – хлоп, хлоп (хлопаем руками)

А волчата как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

Да ещё и спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

А кому зарядки мало —

Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

• Развитие функции словоизменения

Как называется жилище волков.

Оно называется – логово.

Волки любят играть в прятки. Сейчас скажите, волк около чего?

Волк около логова.

Откуда волк отходит?

Откуда волчица выходит?

Откуда волчонок выглядывает?

В лесу очень много волков. Сосчитайте волчиц.

Одна волчица, две волчицы, пять волчиц.

Один волчонок, два волчонка, пять волчат.

Сосчитайте волков.

Один волк, два волка, пять волков

«Я начну предложение, а вы закончите словами ВОЛК, ВОЛЧИЦА и ВОЛЧАТА».

Мы подружились с …ВОЛКОМ, ВОЛЧИЦЕЙ и ВОЛЧАТАМИ.

Очень весело живётся… ВОЛКУ, ВОЛЧИЦЕ и ВОЛЧАТАМ.

Мы играли с… ВОЛКОМ, ВОЛЧИЦЕЙ И ВОЛЧАТАМИ.

Будем вспоминать о …ВОЛКЕ, ВОЛЧИЦЕ и ВОЛЧАТАХ.

7. Развитие психических процессов

Буква Л рассыпалась на части, давайте её соберём.

8. Автоматизация звука [Л]в стихотворении.

Давайте расскажем волчонку стихотворение о звуке [Л], чтобы он его никогда не забывал.

«Звук Л»

Узкий кончик языка

Вверх, в зубы упирается.

По бокам от языка

Л получится певучий,

Плавный ласковый и звучный:

Ласка, лампа, ландыш, лапа,

Лук, луна, лужайка, лама.

Пора ребята нам в обратный путь. У кого мы побывали?

У волка, волчицы, волчонка, волчат.

Какой звук помогли вспомнить волчонку?

Звук [Л].

В знак благодарности волчонок и его семья дарят вам на память букву Л, чтобы вы всегда помнили, как произносится этот звук.

З. А. Репина, Т. В. Васильева, А. Д. Ведерникова, В. Б. Горская, В. Н. Пискунова Поле речевых чудес: Учебное пособие.Екатеринбург: ТОО “ГриК” 1997.-180 с.

Е. А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М. :Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1999. – 224 с.

«Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР через дидактические игры» Данный опыт раскрывает систему работы по формированию и развитию лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР и может быть использован.

Читайте также:  Конспект интегрированного занятия: Предметы туалета

Фонема «Щ» Цели: Образовательная: формирование и расширение семанического поля, развитие валентности слов. Коррекционные: 1. Автоматизация звука»щ»в.

Тема: « Автоматизация звука «Л» в словах и предложениях»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка», г. Жиздра

Структура индивидуального коррекционного занятия в условиях реализации ФГОС ДО.

Тема: « Автоматизация звука «Л»

в словах и предложениях».

«Улыбка» г. Жиздры

-для детей: «сухой бассейн, игрушки: Колобок, зайчик, лиса, волк, медвежонок, улитка; картинки: волк, лось, белка, слон.

-для учителя-логопеда: картинки-символы артикуляционных упражнений, зеркало, предметные картинки для упражнения со словами – антонимами.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Цель: автоматизация звука «Л» в словах и предложениях.

– закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Л];

– умение чётко произносить звук [Л] в словах и предложениях;

– расширение и активизация словарного запаса на данный звук по теме «Дикие животные»;

– развитие фонематического восприятия и слуха;

– умение составлять из слов предложения;

– умение согласовывать существительные с числительными;

– обучение умению отвечать на заданный вопрос полностью;

– упражнение в умении употреблять слова-антонимы;

– совершенствование навыков анализа и синтеза слов.

– закреплять звук в самостоятельном произношении ( в словах и в предложениях);

– совершенствовать развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук;

– развивать логическое мышление;

– продолжать работу по коррекции фонематических процессов (умение определять наличие и место заданного звука в словах);

– развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление.

– воспитание навыков самоконтроля;

– воспитание активности и внимательности на занятии;

– воспитание потребности в речевом общении;

– воспитание интереса к занятиям;

– воспитание любознательности, организованности, самостоятельности в работе;

– воспитание потребности в речевом общении.

    Планируемые результаты (предпосылки УУД): формирование умения: выполнять по заданному образцу; отвечать на вопросы полными предложениями; объяснять лексическое значение новых слов; выполнять звукобуквенный и слоговой анализ; обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы; грамотно, точно, четко выражать свои мысли; формирование навыков самоконтроля; овладение необходимыми навыками самостоятельной деятельности; развитие познавательного интереса к НОД; формирование умения выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли; формиррование умения осуществлять совместную деятельность с педагогом.

Логопед: Сегодня я приглашаю тебя совершить путешествие в сказочный лес, однако, мы с тобой пойдем не одни. Ты сейчас узнаешь, с кем. Давай замесим тесто, поиграем пальчиками в «сухом бассейне». (Игра в «сухом бассейне»)

Бабка из муки в печи
Испекла не калачи,
Круглый он, румяный бок-
Это вкусный. (Колобок)

Какой симпатичный Колобок у тебя получился. Он останется с нами на занятии, и будет учиться всему, чему учишься ты.

II. Сообщение темы и цели занятия.

Колобок еще маленький, недавно научился произносить звук [Л], так же, как и ты. Давайте учиться вместе. Проходим к зеркалу.

III. Артикуляционная гимнастика.

– Сейчас ты будешь делать артикуляционную гимнастику вместе с Колобком, а я рассказывать вам сказку. Мне будет нужна помощь твоего языка и губ. Давай, попробуем.

(Упражнения «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Качели», «Индюк»). При выполнении упражнений показываются символы – карточки.

– Молодец! А сейчас Колобок приглашает нас в путешествие в лес. Пойдем?

IV. Автоматизация звука в словах. Встреча с лисой Лукерья.

Логопед: Кто это там? Это лисичка Лукерья. Повтори, как ее зовут. Хитрая лисичка любит давать всем хитрые задания.

Игра «Поймай звук».

Логопед: Определение наличия и места звука в словах. Посмотри на картинки, которые расположены на панно.

Выбери из них те, в названии которых есть звук [Л]. (ребенок выбирает 4 картинки: волк, белка, лось и слон)

Логопед: Определи место звука [Л] в этих словах: в начале, середине или в конце слова.

Игра «Доскажи словечко».

А сейчас, используя эти картинки, закончи предложения и повтори их полностью.

В дупле делает себе запасы пушистая … (белка).

Ломая кусты, идет по лесу большой …. (лось).

Длинный хобот есть у … (слона).

Зимой в лесу ищет себе добычу голодный … (волк).

Логопед: Посмотри! Вот идет злой волк Злодейка. Давай превратим его в доброго. Сейчас я буду произносить слова, а ты скажешь наоборот.

Логопед: Теперь волк стал добрым.

Встреча с зайкой Лапушкой.

Посмотрим, куда зовет нас Колобок. (Логопед катит Колобка в нужную сторону) Посмотри-ка, кто это сидит? (Зайчик) Это зайка Лапушка. Повтори, как зовут зайку. Он какой-то грустный. Что же случилось? (ребенок спрашивает, почему зайка плачет) Ему не с кем поиграть. Давай поиграем с ним, поднимем ему настроение. Лапушка предлагает сыграть в игру, которая называется «Повтори».

Игра «Повтори» (физминутка).

Логопед: Я буду показывать и называть то, что я делаю, а ты повторяй мои действия, и скажи, что ты сделал.

Я встаю. Я встал.

Я ставлю стул. Я поставил стул.

Я поднимаю руку. Я поднял руку.

Я прыгаю. Я прыгал.

Я сажусь на стул. Я сел на стул.

Я беру ручку. Я взял ручку.

Логопед: Колобок хочет нас познакомить с медвежонком Сластеной. Пошли за ним.

Игра «Сладкая малинка».

Логопед: Больше всего медвежонок любит сладкую малину. Давай поможем ему посчитать сколько же он съел малины.

Одна сладкая малина

Две сладкие малины

Три сладкие малины

Четыре сладкие малины

Пять сладких малин

Игра «Что можно сделать из малины?»

Логопед: Давай расскажем медвежонку, что можно сделать из малины.

(Малиновое варенье, малиновый сок, малиновое повидло, малиновый компот)

Логопед: Колобок показывает нам под куст. Кого он там увидел? Посмотри там улитка Аллочка.

Игра «Слоговая гимнастика».

Ребенок воспроизводит серию слогов за логопедом, сопровождая проговаривание пальчиковой гимнастикой «Пальчики здороваются» (пальцы ведущей руки поочередно соприкасаются с большим пальцем).

ал – ол ял – ел ал-ол-ул-ил

ол – ул ел-юл ул – ил-ал-ол

ул – ил юл-ёл ил-ул-ол-ал

Логопед: Ты молодец, справился со всеми заданиями, давай вспомним:

– Кого мы встретили в лесу?

– Как зовут наших друзей, которых мы встретили в лесу?

– Какой звук ты сегодня учился произносить?

– Я думаю, что Колобку понравилось, как ты произносил звук [Л]. Он и тебя послушал, и сам поучился. За хорошую работу он хочет преподнести тебе подарок, вот эту раскраску, чтобы ты вспоминал о нашей совместной прогулке в лес.

Звуки [Л] и [Л’].

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Автоматизация звука Л.

Организуйте автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15 – 20 минут для детей до 4,5 лет, старше – 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.

Звук л произносится длительно и только при неподвижном языке. Когда язык отрывается от альвеол, получается гласный звук.

Прежде, чем приступить к автоматизации, ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук.

Произносить (читать) слоги.

Ла – ло – лу – лы
Ло – лу – ла – лы
Лу – лы – лы – ло

лы – лу – ло – ла
ла – лы – лу – ло
лы – ла – ло – лу

ал – ол – ул – ыл
ял – ёл – юл – ил – ел
ал – ял – ол – ёл

Произносить (читать) слова.

Ла: лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.

Ло: лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.

Лу, лы: лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица, лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник, Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, желудь, палуба, голубцы, получать, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчелы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает.

Ал: бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиалка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, галстук, алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, падал, капал, сыпал, топал, щупл, выгнал.

Ол: вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол.

Ул: гул, дул, стул, аул, булка, гулко, подул, обулся, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан.

Ыл: ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка.

Ял: мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся, веял, сеял, таял, веялка, сеялка.

Ёл: вел, шел, шелк, елка, телка, челка, пчелка, осел, козел, котел, новосел, щелкать, метелка.

Ел: ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел.

Ил: бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка, пилка, поилка, косилка, носилки, выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил.

“Трудные” слова с двумя звуками л:
лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.

Слова со стечением согласных:
благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла, блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок, блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга, глыбы, злы, клыки, плыть, слышать, котлы, хлыст.

Произносить (читать) предложения.

Мила ела салат.
Луша взяла лопатку.
Ласточка свила гнездо.
Мама сделала молочную лапшу.
Мила вымыла ладони.
Около палаток лопухи и полынь.
Наступила зима.
Готовь лыжи и салазки. Луша полола лук и свеклу.
Мила видела слона.
Слава идет в кладовую за веслами.
В глубоком колодце вода холодная.
В лавке спелые и сладкие яблоки.
Володя – смелый пловец и не боится глубины.
Клава надела на голову белый платок.

Подберите картинки: лопата, лодка, мыло, кукла. Начните предложение, а ребенок будет заканчивать по картинке, затем повторит предложение целиком.

Дядя Лука копает клумбу (лопатой).
Володя и Слава плывут на (лодке).
Клава мыла ладони (мылом).
Собака унесла в чулан (куклу).
Володя поехал на (велосипеде).
Михаил смотрел на (глобус).
Павел ловил (голубя).
Павел сел за (стол).

Дядя Михаил коня напоил.
Дедушка Нил поймал рой пчел.
Павел поймал галку.
Брат уехал на футбол.
Вова поставил бутылку на полку.
Папа купил елку.
Стул упал на пол, и я испугался.
На елке Павел увидел белку.
Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.
Дядя Нил повязал галстук и вышел.
Отец поехал на вокзал.

Во дворе лаял пес.
По реке плыл плот.
Котенок лакал молоко.
Павел пригладил волосы.
Нил получил письмо от Михаила.
Нил сам выгладил полотенце и платки.
Я нашел и положил в банку много червей.
Отец служил на флоте и плавал на подводной лодке.
Солдат доложил, что выполнил задание.
Петя сломал, а потом наладил велосипед.
Володя забыл, куда положил пенал.
Во дворе полаял и замолк пес.
Кот ловил мышку, но не поймал – мышка убежала.
Кол около стола, стол около кола.
Вот веселый колобок покатился, как клубок.

Произносить (читать) тексты.

Белое одеяло землю одевало.
Солнце напекло, одеяло потекло.
(Снег)

Отстегал по ушам, отхлестал по щекам,
шапку с головы сорвал и… удрал.
(Ветер)

Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась. Голубые глаза, Светлые волосы, белое платье, белые башмаки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила. Целые дни Луша была с Милой. Одевала ее и обувала. Мыла ей голову и расчесывала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала. Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила ее. Поплакала Луша, но куклу не оставила. Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась.

Наш кот любит поспать. Вот он вошел и пошел под лавку. Растянулся, укрылся лапой и уснул. Поспал всласть. Встал кот, зевнул и потянулся. А потом стал умываться.

Захотел Володя половить рыбу. Он знал места, где ловится плотва. Володя взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Остановился около омута. Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась всякая: и мелкая, и крупная. Наловив много плотвы, Володя смотал удочку. Толкнул лодку и поплыл домой.

Читайте также:  Элементы сенсорной комнаты в помощь учителю-логопеду в преодолении речевых нарушений у детей с ОВЗ

Выучи наизусть стихотворения.

Зима.
Все бело, бело, бело. Много снегу намело.
Вот веселые деньки! Все – на лыжи и коньки!

Солдатик.
Солдатик оловянный жил. Он пел, шутил и не тужил.
Он воевал, не уставал. И падал сам, и сам вставал.
И помнил он всегда в бою свою солдатскую семью.
Где был за всех, и за него стояли все до одного! (В. Аушев)

Елка.
Елка плакала сначала от домашнего тепла.
Утром плакать перестала, задышала, ожила. (С. Маршак)

Белый цвет.
Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела, белой даже не была. (И. Токмакова)

Заяц белый.
Заяц белый, заяц белый, ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал: – Я не бегал, я скакал.

Развитие связной речи [консультация]

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико.

Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и т.д.

И наконец-то, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, саморазвитие личности.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложным содержанием и доводится до высших форм самостоятельного творческого высказывания.

Напомню, что существуют:

  • Рассказывание по картине;
  • Рассказывание по игрушке;
  • Рассказывание из опыта;
  • Творческие рассказы (придумывание продолжения, завершения рассказа, а далее придумывание рассказа или сказки по плану.)

Многолетние исследования показали, дети с нарушением речи (но и нередко и с нормой) при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах, которые облегчают и направляют процесс становления связной речи.

Одним из таких факторов является наглядность, по поводу которой происходит речевой акт.

В качестве второго вспомогательного средства выделяют моделирование плана высказывания. (На значимость которого указывал известный психолог Л. С. Выгодский)

Виды рассказывания (с учетом этих двух факторов) можно расположить в порядке постепенного убывания наглядности, и «свертыванию» смоделированного плана.

– пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
– пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
– пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;
– составление рассказа по серии сюжетных картинок;
– пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;
– составление рассказа по одной сюжетной картинке;

Представленная система создавалась, апробировалась и уточнялась автором этой методики — заслуженным логопедом России в течение 30 лет. Особенности её в том, что, последовательно применяя перечисленные этапы обучения, можно сформировать связную речь даже у тех детей , которые изначально не владеют развернутыми смысловыми высказываниями, подменяя их перечислением предметов, действий либо набором непоследовательных фраз. Пособие Т. А. Ткаченко «Формирование связной речи у дошкольника 4-6 лет» рекомендовано Министерством образования Р.Ф.

Этими видами рассказывания предлагают ограничить работу над связной речью на 1-ом этапе. В дальнейшем используем описание предметов, рассказывание детей из опыта, творческие рассказы (придумывание продолжения, завершения рассказа; придумывание рассказа или сказки по плану).

Пересказ — является сравнительно простым видом речевой деятельности и представляет собой связное воспроизведение прослушанного текста. Следует напомнить , что пересказ — это не механическое воспроизведение текста. Он обязательно включает в себя некий творческий элемент. Пересказывая, ребенок может пользоваться готовой формой и излагать готовое содержание но, осмысливая текст , он передает его свободно. Важно правильно подобрать тексты для пересказа — можно использовать рассказы Ушинского, Толстого, отрывки Бианки, адаптированные сказки.

Педагоги должны хорошо знать какую структуру имеет занятие по пересказу:

– первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе;

– беседа с целью уточнения содержания, привлечения внимания детей к языку произведения.(беседа должна проходить живо, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанного текста. Главным методическим приемом в беседе выступают вопросы педагога;

– вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ (в этом случае произведение воспринимается детьми уже с учетом предстоящей речевой деятельности);

-пересказ несколькими детьми (можно перед заслушиванием очередного пересказа дать установку – быть готовым помочь товарищу в случае затруднения, суметь дополнить пересказ и т.д.);

– оценка работы детей (педагог должен отметить положительные моменты и недостатки, но необходимо поощрять старания ребенка. Отмечаем также, с каким вниманием дети слушали пересказ своего товарища);

На занятиях рекомендуется использовать различные способы пересказа. Например, короткий текст ребенок может изложить от начало до конца. Более длинное произведение можно пересказывать коллективно, по частям: один начинает, другие продолжают и заканчивают. Здесь дети могут получить первоначальный опыт пересказа в лицах- от первого лица- от лица героя.

Таким образом, пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы — на темы из личного опыта, на предложенный сюжет.

Поэтому следует чаще использовать влияние пересказа на формирование связной речи детей.

Дети с ОНР испытывают большие затруднения при описании предметов. Но и дети с нормой в речевом развитии испытывают трудности связанные с самостоятельным определением при рассмотрении предмета его главных признаков и свойств; установление последовательности в изложении выявленных признаков; удержанием в памяти этой последовательности.

Учитывая это, логопедом – практиком заслуженным учителем Российской Федерации были разработаны схемы для составления описательных и сравнительных рассказов в рамках наиболее типичных групп предметов. Таких как игрушки, одежда, животные, посуда и др.

Семёнова Ольга Юрьевна,
учитель-логопед

Литература:
1. Гербова Г.Г. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М.,1987.
2. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. – М.,2007.
3. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.,1979.

Консультации учителя-логопеда «Развитие связной речи детей»

Панченко Ирина
Консультации учителя-логопеда «Развитие связной речи детей»

Консультации учителя -логопеда для родителей, имеющих детей с ОВЗ, ТНР

Тема: “Развитие связной речи детей

Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях.

Одной из основных особенностей наших детей – бедность активного и пассивного словаря. Речь у детей настолько слабо развита, что значительно затрудняет общение с окружающими людьми.

Дети имеют ограниченный словарный запас даже на бытовом уровне и способны называть некоторые предметы из близкого окружения и некоторые действия. Они используют только простые предложения из 2-3 слов. Допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, испытывают трудности в использовании предлогов. У них отсутствует или грубо недоразвита связная речь (1-2 предложения вместо пересказа).

Часто при выполнении домашних заданий совместно с ребенком встречаются такие же однословные ответы по пунктам плана, вместо связного небольшого рассказа.

Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать совместными усилиями.

Как в домашних условиях проводить занятия с ребенком по развитию речи?

Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на регулярную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно.При этом неважно кто молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Если ребенок увидел перед собой грушу. начинаем играть «Подбери словечко» (подбираем прилагательные – сочка. желтая, вымытая, вкусная, «Скажи ласково».

Аналогичным образом можно обыграть любой предмет, ситуацию, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.

Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова.

Дети очень любят бывать с мамой на кухне и наблюдать за приготовлением пищи.

Рассказывайте, что вы делаете (шинкую, пробую, обжариваю, а на другой день спрашивайте, что я делаю? Встретив папу с работы, пусть ребенок расскажет, как вы готовили еду и что положили в суп, как накрывали стол и мыли посуду. Поощряйте любую речевую активность ребенка.

Если у ребенка только появляются слова, то начните со звукоподражания (вода из крана – кап, кап, картофель в кастрюльку – бух, бух, мясорубка – жжжж, кофемолка – щих-щих).Послушайте разные звуки: как скрипит чистая тарелка, закипает и кипит чайник, шумит ветер за окном, кричат дети на улице.

Можно загадывать ребенку загадки о предметах, которые его окружают на кухне (это посуда, в которой варят суп или это фрукт красного цвета, сладкий и сочный).

Больше разговаривайте, интересуйтесь проведенным днем, советуйтесь с ребенком и тогда результат не заставит себя ждать.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: “Развитие связной речи детей дошкольного возраста” Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи. [/b]Тема:Письмо от Буратино Звуко-буквенный.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Консультация для родителей. Связная речь.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

В консультации родителям родителям рассказывается что такое “связная речь” , этапы ее формирования и предлагаются примеры игр на развитие связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya._svyaznaya_rech.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей старших дошкольников .

« Связная речь. Рекомендации для родителей»

Разработала учитель – логопед

г. Дзержинск 2016г.

Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня мы с вами затронем такой важный аспект в жизни дошкольника, как связная речь. Формирование связной речи – актуальная задача , т.к. многие дети не способны сами освоить этот, согласитесь, не лёгкий процесс.

Действительно, благодаря связной речи мы доступно изъясняемся, доводим нашу мысль до конца и ясно её выражаем. Но не все ребятишки в совершенстве владеют этим навыком, как мы с вами. Вовремя сформированные навыки связного высказывания – это залог высокой успеваемости в школе, а значит положительных эмоций и удовольствия от обучения.

Наверняка, вы замечали, что от ребенка очень сложно добиться связного рассказа, например о том , что он видел или делал в цирке, парке, да и просто в садике. А ведь это неспроста! А значит, предстоит работа над повышением речевой активности нашего чада, и так же работа по обогащению словаря . И кто же как не мы поможет нашим детям в этом?

Но для начала мы поподробнее разберемся , что же такое « связная речь».

Итак, основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Но обе формы объединяет единая природа происхождения : потребность людей общаться друг с другом.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Этапы формирования связной речи у детей с ОНР

1. Однословное предложение

(Этап логопедической работы с неговорящими детьми)

Основные задачи логопедического воздействия – вызвать речевую деятельность детей, расширить объём понимания речи.

Однословное предложение – исходный пункт развития детской речи. Одни дети владеют большим пассивным словарём, у других понимание речи ограниченное. Занятия на этом этапе – индивидуальные или подгрупповые (не более 3 человек). Основная форма проведения занятий – игровая. Занятия насыщены невербальными заданиями. Всякое проявление речи у детей необходимо поощрять.

2. Двухсловное предложение.

На этом этапе мы учим детей строить двухсловное предложение (обращение + повеление), заучивать определённые обиходные словосочетания, произносить ударный слог слова, расширить объём понимания чужой речи. У детей развивается аномальная речь детей – полное отсутствие способности к словоизменению. Дети с трудом овладевают ритмико-мелодической стороной слова. коррекционная работа – проведение мероприятий, способствующих развитию смысловой стороны речи.

3. Двусоставное предложение.

На этом этапе стоят задачи:

– Учить детей грамматически правильно строить предложения типа: И. п. существительного + согласованный глагол 3-л. настоящего времени;

– Воспроизводить ритмико-слоговую структуру 3-х сложных слов;

– Продолжить работу по различению грамматических форм слов.

Активный словарь на этом этапе пополняется новыми обиходно-разговорными словами. Дети смешивают основные значения слов. В это время появляется умение употреблять 3-е лицо глаголов настоящего времени. Аграмматичные инструкции не выполняются появившимися правильно построенными грамматическими стереотипами. Эта речь не может служить им средством полноценного общения.

4. Предложение из нескольких слов.

Учить детей грамматически правильно строить предложения из 3 – 5 слов. Учить самостоятельному словоизменению существительных и глаголов. Формировать простейшие навыки связной речи. Активный словарь пополняется словами, обозначающими признаки предметов.

5. Расширение объёма простого предложения:

– учить детей строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения;

– продолжить работу по словоизменению;

– учить согласовывать местоимения и прилагательные с существительным.

Дети начинают использовать служебные слова: предлоги и союзы. Стремление ребёнка к усложнению своего высказывания выражается в хаотичном наборе словосочетаний. Отмечаются положительные сдвиги в развитии речи детей, появляются предложения с однородными членами.

6. Формирование сложного предложения.

Когда дети научатся правильно составлять простые предложения с однородными членами, рекомендуется переход к обучению составления разных видов предложения. Логопедическая работа ведётся от сложносочинённого к сложноподчинённому предложению.

При составлении предложений хорошо использовать вопросно-ответную форму речи.

7. Совершенствование связной речи.

Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирование личностных качеств.

Работа по развитию связной речи ведётся по следующим направлениям:

– обогащение словарного запаса;

– обучение пересказу и придумыванию рассказов;

8. Обучение рассказыванию.

Обучение рассказыванию занимает большое место в системе логопедических занятий и проводится в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Учитывая сниженную речевую активность детей-логопатов, их быструю утомляемость, недостаточную переключаемость, логопед при построении занятий соответствующим образом подбирает речевой материал.

Так как же формировать связную речь? Как мотивировать ребенка заговорить и рассказать о чем либо? Сразу скажу, что в этом случае, нудные каждодневные занятия не для нас! Лучше всего развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком или в творческих играх.

Дети данного возраста уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им следующее ненавязчивые задания:

Каждодневные будни не влекут ничего нового! А что если предложить ребенку представить и отправиться в путешествие ? В этом случае можно использовать карты с режимом панорамного видения, на мой взгляд это очень интересно ! Для начала определите, что вам понадобится, на чем поедете , где остановитесь и на что будете обращать внимание? После можно открыть карту с панорамой выбранного вами места и… рассматривать , делиться впечатлениями. А может быть вы захотите сфотографироваться вон с той прекрасной статуей, или заглянуть в кафе мороженого за углом ? Почему бы и нет? Пусть ваш ребенок описывает , додумывает, фантазирует.

Вы прекрасно знаете ,что в этом возрасте ребятишки очень любят мультфильмы. Предложите ребенку вспомнить недавно просмотренный мультик ,или расспросите ребенка про его любимый мультфильм, ,попросите его рассказать, про что он смотрел мультик, кем были главные герои и чем он закончился.

Можно петь хорошо знакомые песенки и заменять в них слова на другие, немного повеселимся. Уверяю, вашим деткам понравится такой вид работы, вот уж где полет детской фантазии не знает границ!

Хорошо если вы подберете сюжетные картинки и вместе с ребенком рассмотрите их, сначала с наводящими вопросами , а после , постепенно сводя их на нет ,пускай ребенок сам рассказывает всё , что видит.

Заучивайте с ребенком интересные и небольшие стишки. Пускай ребенок попытается их читать с разной интонацией и силой голоса. Например : пускай этот стишок расскажет лисичка, а потом косолапый мишка.

Не только спрашивайте с ребенка, но и рассказывайте ему интересные истории из вашей жизни, из вашего детства ,например, кем вы хотели стать, о чем мечтали.

Речевой опыт наших детей весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного общения. Отсюда разговорная речь у детей оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто понятной. Связная(монологическая)речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо полностью отсутствуют ,либо развиваются с большими отставанием.

Поэтому, чтобы ваш ребенок в соответствии овладел связной речью, предлагаю вашему вниманию следующие игры:

Игры на развитие связной речи

Игровое упражнение “Распространи предложение”

Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: “Дети идут … (Куда?Зачем?)”. Или более усложнённый вариант: “Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра “Пойми меня”

Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Игра проводится с несколькими детьми. Взрослый показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше взрослый объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ребёнок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, взрослый спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослый говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом взрослый рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось . После этого дети рассказывают про свои подарки по-очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Игровое упражнение “Если бы…”

Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.

Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

– “Если бы я был волшебником, то …”

– “Если бы я стал невидимым…”

– “Если весна не наступит никогда…”

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

Игровое упражнение “Закончи сам”

Цель – развитие воображения, связной речи.

Взрослый рассказывает начало сказки или рассказа, а ребенку даётся задание продолжить или придумать концовку.

Цели: научить детей составлять предложения о людях знакомых ребенку профессий.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей определенных профессий: продавец, повар, учитель, шофер, милиционер, строитель, парикмахер, художник, пожарник, врач.

Описание. Ребенок должен составить предложение по картине об обязанностях человека данной профессии. Например, «Шофер водит машину»; «Строитель строит дом»; «Учитель учит детей в школе».

Игра «Закончи предложение»

Цель: научить детей составлению простых предложений по картинкам.

Оборудование: предметные картинки.

Описание. Взрослый расставляет перед ребенком картинки и начинает произносить предложение, а ребенок должен его закончить подходящим словом, опираясь на картинки.

Например, «Кошка ловит (мышку)»; «Девочка бросает (мяч)»; «Собака грызет (кость)»; «Мама испекла (торт)».

Игра «Почини предложение»

Цель: тренировать детей в преобразовании деформированной фразы, развить языковое чутье.

Оборудование: заранее заготовленные взрослым деформированные фразы, в которых слова – существительные в именительном падеже, глаголы – в начальной форме.

Описание. Взрослый читает слова, а ребенок должен так их переставить и изменить, чтобы получилось нормальное предложение.

Например, «Мама, ваза, конфеты, класть» в «Мама кладет конфеты в вазу»; «Муха, на, стекло, сидеть» – «Муха сидит на стекле»; «Я, книга, читать, интересная» – «Я читаю интересную книгу».

Цель: научить детей составлять предложения о членах семьи по картинкам.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением членов семьи в различных ситуациях.

Описание. Взрослый показывает картинку и спрашивает ребенка: «Кто это? Что делает?» Ребенок должен ответить полным предложением.

Например, «Мама стирает белье (готовит еду, шьет юбку, гладит рубашку и т. д.). Папа чистит ковер (чинит кран, играет в шахматы, смотрит телевизор, читает газету и т. д.)».

Игра «Где спрятана игрушка»

Цель: развить у детей навыки ориентации в пространстве, научить понимать словесную инструкцию и значение наречий места.

Описание. Взрослый прячет игрушку где-либо на площадке или в комнате и дает ребенку словесную инструкцию, как ее найти. Например: встань лицом к шкафу, сделай три шага влево, поищи куклу на полке, между мишкой и матрешкой. Или: дойди прямо до дерева, обойди его и за нищ под Кустом найдешь машинку. Ребенок должен выполнить заданные действия, найти спрятанный предмет и ответить полным предложением, где находилась игрушка: «Кукла была на полке между мишкой и матрешкой. Машинка лежала под кустом».

Игра «Маленькое нужное слово»

Цель : познакомить детей со значением в речи простых предлогов.

Оборудование: окружающие ребенка предметы (игрушки, посуда, мебель), сюжетные картинки.

Описание. Взрослый дает ребенку небольшие поручения, намеренно пропуская предлоги. Он должен по смыслу догадаться, какого маленького слова здесь не хватает. Например: «Положи куклу (в) коляску. Книга лежит (в) ящике. Кошка спряталась (под) кровать». По мере тренировки можно предложить ребенку составить предложения с маленьким словом по картинке.

Игра «Составь рассказ»

Цель: развить связную речь детей.

Оборудование: серия картинок, связанных единым сюжетом.

Описание. Взрослый предлагает рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать по ним рассказ. На начальном этапе взрослый может задавать ребенку наводящие вопросы – начинать предложение, а ребенок будет его заканчивать. Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере тренировки ребенок может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.

Помните, что дети 5-6 лет должны уметь:

Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе. Составлять по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием. Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Использовать монологическую и диалогическую формы речи. Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Благодаря этим играм и заданиям вы поможете своему ребенку сформировать связную речь. Всего доброго, до свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать .

Что означает понятие «связная речь»? Связная речь – это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения.

Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.

Развитие речи детей 4-5 лет. Использование приема моделирования в развитии связанной речи детей.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных п.

Как помочь ребенку развить связную речьУспешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение дават.

Как помочь ребенку развить связную речьУспешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение дават.

Ссылка на основную публикацию