Речевая карта от 0 до 8 мес (логопедическое обследование в Доме ребенка)

Логопедическое обследование детей раннего возраста с ЗРР

Исследование речи детей включает следующие разделы:
I. Обследование импрессивной стороны речи
1. Понимание речи на уровне диалога (Как тебя зовут?
Кто тебя привел сюда? Показать тебе игрушки? Ка¬кая игрушка тебе понравилась? Любишь играть с иг¬рушками? Как можно играть с этими игрушками?).
2. Понимание инструкций (ребенку предлагалось вы¬
полнить то, о чем его просят; использовались одно¬
членные инструкции и включающие два взаимосвя¬
занных действия: возьми мяч; дай куклу; неси ве¬
дерко; брось мяч на пол; положи барабан на стул;
возьми у меня карандаши и положи на стол; все¬-
го — 10 инструкций).
3. Понимание слов, обозначающих: а) предметы, б)
действия, в) признаки (исследуется в процессе по¬
следовательного предъявления предметных и про¬
стых сюжетных картинок; ребенку предлагается рас¬
смотреть две-три картинки, затем показать назван¬
ную взрослым; после этого выкладывались
другие картинки).
4. Понимание фраз (перед ребенком выкладывались сю¬
жетные картинки; ребенку предлагалось показать на¬
званную обследующим; список фраз включает пред¬
ложения типа: мальчик идет; девочка гладит платок
утюгом; мальчик лежит на песке; всего — 10 фраз).
5 Различение значений существительных единствен¬
ного и множественного числа (ребенку предлагалось
показать названные обследующим предметные кар¬
тинки: матрешка — матрешки; шар — шары; гриб –
грибы; машина — машины; мяч — мячи).
Понимание значений существительных с суффикса¬
ми уменьшительности (дом — домик; утюг — утю¬
жок; сумка — сумочка; кровать — кроватка).
6.Состояние фонематического восприятия (возмож¬
ности различения слов, отличающихся одним зву¬
ком — кит-кот, ком-дом и т.п.).
II. Обследование экспрессивной стороны речи
1. Диалог (исследуются возможности речевого обще-
ния ребенка).
2. Изучение активного словарного запаса: а) звукопод¬
ражания, б) существительные, 3) глаголы, 4) прила¬
гательные, г) наречия (в процессе называния ребен¬
ком предъявленных экспериментатором предметов,
предметных и сюжетных картинок)
3. . 3. Изучение объема и типов предложений (ребенку
предлагалось сказать, что нарисовано на предло¬
женной картинке; последовательно предъявлялось
10 картинок, которые могли быть описаны фразами
типа: девочка спит; зайчик ест морковку; дети по¬
ливают цветы; дедушка лежит на диване и др.).
4.Обследование грамматического оформления речи:
а) использование в речи существительных в имени¬
тельном падеже множественного числа (кубик –
кубики, кукла — куклы, стол — столы, пирамида —
пирамиды, носок — носки), существительных в ви¬
нительном падеже (со значением объекта) единственного числа (купили машину, куклу, шапку, чашку); б) усвоение глагольных форм повелительного наклонения второго лица единственнго числа (иди, возьми, убери, принеси), настоящего времени третьего лица единственного числа( сидит, ест; спит, едет, играет, пьет, везет и др.)
Состояние словообразовательных навыков (исполь-
зование в речи существительных с суфиксами
уменьшительности: мяч—мячик,
шапка — шапочка, машина — машинка).
5. Изучение слоговой структуры слов (ребенку предла-
галось назвать картинку, повторить за логопедом
слово; использовались слова одно-,
двух-, трехсложной слоговой структуры).
Общее звучание речи (темп, ритм, интонация,
выразительность, внятность).
6. Состояние голоса (сила, высота, тембр).
Состояние звукопроизношения (изолированные фо-
немы и в слове).
Обследование речи детей проводится в рамках подго- товительного периода логопедической работы и только индивидуально. Учитывая возраст, психофизиологические особенности детей , следует иметь в виду кратковременность (не больше десяти минут) ежедневного специально организованного взаимодействия логопеда с ребенком с целью обследования его речи. В процессе обследования следует максимально использовать возможности совместной с ребенком предметной и игровой деятельности.
Важным моментом для начала проведения обследования является необходимость установления прочного эмоционального контакта с ребенком, что нередко представляет некоторые труд- ности в связи с особенностями адаптационного периода раннего возраста и другими причинами. Результаты логопедического обследования речи детей дополняются наблюдениями за характером общения (вербального и невер¬бального), с родителями (прежде всего — матерью).
Описание системы заданий логопеда при проведении обследования речи детей раннего возраста с от¬клонениями в речевом развитии .

I. Обследование импрессивной стороны речи
Задание 1.1. Понимание речи на уровне диалога
Цель: выяснить уровень понимания ребенком обращен¬ной к нему речи взрослого.
Оборудование: игрушки (пирамида, мяч, кукла, машина, барабан, кубики).
Ход выполнения задания. Логопед, вступая в контакт с ребенком, стремится определить, доступны ли пониманию ребенка вопросы взрослого, а также побуждает его к обще¬нию (доступными ребенку средствами – вербальными или невербальными). При затруднениях ребенка в понимании во¬просов логопед может дополнительно использовать нагляд¬ные инструкции (жесты, показ предмета и т.п.).
Задание 1.2. Понимание инструкций
Цель: определить уровень понимания ребенком словес¬ных инструкций взрослого.
Оборудование: мяч, кукла, ведерко, барабан, карандаш, бумага, коробка, карандаши, машина.
Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку сде¬лать то, что он попросит. При необходимости (для удержания внимания ребенка) логопед может вместе с ребенком выполнить те или иные игровые действия с имеющимися предметами.
Инструкции логопеда:
Возьми мяч. Дай куклу. Неси ведерко. Брось мяч на пол. Положи барабан на стул. Давай рисовать. Возьми карандаш, бумагу.
Убери карандаш в коробку. Возьми у меня карандаши и по¬ложи на стол. Подойди к столу и возьми машину. Теперь прине¬си ее мне.
Задание 1.3. Понимание слов, обозначающих предме¬ты, действия, признаки
Оборудование: предметные картинки (тетя, дедушка, мис¬ка, мишка, мышка, нож, стакан, чашка, кошка, лошадь, груша, помидор, рубашка, варежки, дерево, пирамида, автобус, руль, стул, ведро, уши, глаза, шея, пальцы, волосы); сюжетные кар¬тинки с изображениями различных действий (пишет, читает, дает, идет, сидит, причесывает, ведет, пьет, везет, моет, умыва¬ется, стирает, гладит, ловит, лежит); 2 мяча разного размера (большой и маленький); карточки с изображениями 2 платьев («чистого» и «грязного»), шаров разного цвета (красный, зеле¬ный, синий, желтый); 2 игрушечных машинок; 2 шаров.
Цель: выяснить возможности детей в понимании суще¬ствительных, глаголов, прилагательных.
Ход выполнения задания, а) Логопед выкладывает по 2-3 карточки с изображениями предметов и предлагает ребенку показать названную им картинку, б) Логопед выкладывает по 2-3 карточки с изображениями тех или иных действий и пред¬лагает ребенку показать то, что он назовет, в) Логопед выкла-дывает перед ребенком по 2 предмета (или картинки) и в за¬висимости от ситуации предлагает ребенку показать (сделать) то, что он просит. Примеры ситуаций: 1. Логопед кладет пе¬ред ребенком 2 мяча разного размера и предлагает ребенку показать сначала большой, затем маленький мяч. 2. Логопед выкладывает перед ребенком 2 картинки с изображениями чистого и испачканного платьев и предлагает сначала пока¬зать «грязное платье», затем «чистое платье». 3. Логопед кла¬дет перед ребенком 4 карточки с изображениями шаров раз¬ного цвета и последовательно предлагает ребенку показать шар названный им. 4. Логопед располагает 2 игрушечных машинки перед ребенком так, чтобы одну он мог легко взять, а другую — нет. Затем предлагает ребенку показать, какая из машинок находится близко от него, а какая — далеко. 5. 2 шара располагают на неодинаковой высоте от ребенка. Ребенку предлагается показать, какой из шаров висит низко, а ка¬кой -— высоко.
Задание 1.4. Понимание предложения
Цель: выяснить возможности ребенка в понимании фраз. Оборудование: сюжетные картинки (Мальчикидет.У[девочки цветы. Девочка чистит картошку. Дети собирают грибы. Девочка дает книгу мальчику. Девочка гладит платок утюгом. Мальчик берет стакан молока.)
Ход выполнения задания. Логопед кладет перед ребенком по 2-3 картинки и предлагает показать на ту, о которой он рас-скажет.
Инструкция: Посмотри на картинки. Покажи то, о чем скажу.
Задание 1.5. Различение существительных единственного и множественного числа
Цель: уточнить возможности ребенка в различении существительных единственного и множественного числа.
Оборудование: игрушки (или предметные картинки): матрешка — матрешки, шар — шары, гриб — грибы, маши¬на— машины, мяч — мячи.
Ход выполнения задания. Логопед последовательно вы¬зывает сравниваемые предметы и предлагает ребенку по¬казать то, что он назовет.
Инструкция: «Покажи то, что назову: матрешка (мат¬решки и т.п.)».
Задание 1.6. Понимание существительных с суффик¬сами уменьшительности
Цель: выяснить возможности ребенка в понимании су-ществительных с суффиксами уменьшительности.
Оборудование: предметные картинки или игрушки: дом — (домик, утюг — утюжок, сумка — сумочка, кровать — кроватка. Ход выполнения задания. Логопед попарно располагает ^ перед ребенком соответствующие картинки или предметы и ’ предлагает показать то, что она называет.
Инструкция: «Посмотри на картинки (игрушки). Покажи : дом (домик, и т.п)».
Задание 1.7. Состояние фонематического восприятия Цель: определить возможности ребенка в различении |слов, отличающихся одним звуком.
Оборудование: картинки (кит — кот, ком — дом, мыш¬ка — мишка, мишка — миска, коза — коса, лак — рак). Ход выполнения задания. Логопед попарно выкладывает соответствующие картинки перед ребенком и предлагает ему показать ту, которую он назовет.
Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Где кот (кит и т.д.)?»
И Обследование экспрессивной стороны речи Задание 11.1. Диалог (см. задание 1.1)
Цель: выявить вербальные и невербальные возможности общения ребенка со взрослым.
Оборудование: игрушки (пирамида, мяч, кукла, машина, барабан, кубики).
Ход выполнения задания. Задавая вопросы ребенку, логопед стимулирует его ответы с помощью доступных ему средств общения. Перечень возможных вопросов: Как тебя зовут? Кто тебя привел сюда? Показать тебе игруш¬ки? Какая игрушка тебе понравилась? Любишь играть с игрушками? Поиграй с игрушками. Что ты делаешь? Что можно делать с этими игрушками?
Задание 11.2. Изучение активного лексикона детей
Цель: выяснить объем и качественный состав активного лексикона у детей.
Оборудование: игрушечные животные или бибабо (или изображения животных), часы-игрушка; предметные картин¬ки, сюжетные картинки (изображения действий).
Ход выполнения задания, а) Звукоподражания. Логопед задает вопросы ребенку, при необходимости использует при этом игрушечных животных (или изображения животных): Как лает собака? Как кричит петух? Как мяукает кошка? Как мычит корова? Как кричит коза? Как хрюкает свинья? Как тикают часы?
б) Существительные. Логопед предлагает ребенку на¬
звать предметные картинки. Лексический материал: дядя,
бабушка, тарелка, ложка, кровать, стол, собака, рыба, мяч,
кубики, кофта, свитер, кукла, машина, курица, цветы, яблоко,
морковка, шапка, колесо, нос.
в) Глаголы. Логопед, предъявляя сюжетные картинки
предлагает ребенку ответить на вопрос: «Что делает мальчик(девочка, дядя и т.п.). Лексический материал: спит, ест, гуля-|г, падает, смеется, едет, плавает, летит, рисует, плачет, ката¬ет, прыгает, играет, поет, надевает.
г) Прилагательные. Логопед, показывая ребенку пред¬
метные картинки или соответствующие ситуации предметы,
сравнивая предметы по величине или другому параметру,
предлагает ответить на вопросы типа: «Какой по цвету (мяч,
шар, кубик и т.п.)? Какая кукла (большая или маленькая)?
Какое платье (чистое или грязное)? и др.»
.Лексический мапериал: большой, маленький, чистый, грязный, красный, желтый, зеленый.
д) Наречия. Создавая различные ситуации, логопед с по-
лощью просьб, вопросов стимулирует ребенка к выполнению действий (достать машину, висящий высоко шарик и т.п.) и к
речевым ответам: «Где машина (близко или далеко)? Где шарик
Лексический материал: близко, далеко, высоко, низко.
Задание Н.З. Изучение объема и типов предложений
Цель: выяснить возможности ребенка к использованию (разовой речи.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход выполнения задания. Логопед последовательно вы-ладывает перед ребенком сюжетные картинки и предлагает казать, что на них нарисовано (кто? и что делает?). Лексический материал: Девочка спит. Зайчик ест морковку. Мальчик кладет морковку в корзину. Девочка подметает пол веником. Бабушка дает шар девочке. У мальчика санки. Дедушка лежит на диване. Девочка играет с кошкой. Малыш сидит в коляске.
Задание 11.4. Обследование грамматического оформления речи
Цель: выяснить возможности ребенка использовать в речи некоторые грамматические формы.
Оборудование: предметные картинки, игрушки.
Ход выполнения задания, а) Образование формы имени-гельного падежа множественного числа существительных.
Логопед предлагает поиграть в игру. Он называет одну картинку, а ребенок — другую (с изображением нескольких однородных предметов). Лексический материал: кукла- куклы, стол-столы, пирамида-пирамиды, носок-носки, кубик-кубики.
б) Образование формы винительного падежа существительных (значение объекта).
Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку (в сумку) и сказать, что купили в ма¬газине. Лексический материал: (купили) машину, куклу, ка¬пусту, морковку, шапку.
в)Усвоение некоторых глагольных форм (глаголы вто¬
рого лица повелительного наклонения; глаголы третьего лица
единственного числа).
Ход выполнения задания. Логопед знакомит ребенка с
куклой (другой игрушкой) и предлагает ему дать кукле «пору-чения» (попросить ее): «Иди» (к мишке), «принеси» (мячик) и
т.п. Лексический материал: иди, ищи, принеси, возьми, убери.
Примечание: использование форм глаголов третьего лица единственного числа проверяется в задании 11.2.
Задание 11.5. Состояние словообразования
Цель: определить возможности ребенка в образовании слов с уменьшительным значением.
Оборудование: предметы или предметные картинки. они
Ход выполнения задания. Логопед называет большой
предмет и предлагает ребенку назвать маленький. При необ-
ходимости дается образец. Лексический материал: мяч –
мячик, флаг — флажок, шапка — шапочка, машина — ма-шинка.
Задание II. 6. Изучение слоговой структуры слов Дом
Цель: выяснить возможности ребенка в воспроизведении в речи слов разной слоговой структуры.
Оборудование: предметы или предметные картинки.
Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку назвать предметы или предметные картинки. Лексический материал: мяч, стул, вода, кошка, панама, бабушка, пирами-
да, велосипед. |
Задание 11.7. Общее звучание речи.
Задание 11.8. Со¬стояние голоса
Цель: выяснить особенности звукового оформления речи ребенком и состояние его голоса. Примечание: характеристика общего звучания речи (темпа, ритма, интонационной выразительности, внятности речи) и основных параметров голоса (силы, высоты, тембра) ребенка дается логопедом на основании его наблюдений в процессе обследования.
Задание II, 9. Состояние звукопроизношения
Цепь: выяснить звукопроизносительные возможности ребенка.
Оборудование: предметные картинки.
Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку в игровых ситуациях произнести вслед за ним изолированные фонемы. Характер звукопроизношения отдельных фонем на ровне слова проверяется в процессе других заданий обследования; при необходимости дополнительно могут быть использованы предметные картинки
III. Изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата
Цель: обследовать строение и подвижность артикуляционных органов ребенка.
Ход выполнения задания. Строение и подвижность органов артикуляции ребенка логопед проверяет в процессе вы¬полнения им других заданий. Специально ребенку (в игровой форме) может быть предложено выполнить некоторые артикуляционные движения по подражанию — вслед за логопе¬дам («язычок отдыхает на нижней губе», «язычок качается на качелях» и т.п.).
Примечание: в речевой карте отмечается строение, а у подвижных артикуляционных органов — характер движений их объем, амплитуду, тип переключаемости, возможности удержания той или иной артикуляционной позы. Обследуют¬ся следующие органы артикуляции: зубы, нижняя челюсть, твердое небо, мягкое небо, губы, язык.
Заключение логопеда.
В результате проведенного об¬следования и с учетом результатов комплексного обследова¬ния (медико-психолого-педагогического) логопедом делается включение о состоянии импрессивной и экспрессивной речи ребенка. Отмечается характер принятия им помощи в процес¬се обследования. Может быть сделан предварительный про¬гноз относительно дальнейшего хода развития его речи.

Читайте также:  Формирование элементарных представлений об основных структурных единицах речи на основе графических моделей

Необходимость речевой карты для обследования ребенка дошкольного возраста. Что входит в обследование?

Логопед – это специалист по исправлению нарушений речи. Помимо планов работы, журналов обследования и иных документов логопед должен вести речевую карту на каждого ребенка, состоящего у него на учете.

Дошкольник, который является воспитанником логопедического сада, посещающий логопункт или наблюдающийся у специалиста по логопедии обязательно имеет такую карту.

Речевая карта для обследования ребенка – это специальные бланки, которые заполняются логопедом.

При этом не существует единой системы этих документов. Каждый специалист ведет свою речевую карту, которая составлена индивидуально, исходя из требований логопеда и особенностей его работы. Речевая карта является отчетным документом по обследованию детей с различными речевыми нарушениями.

Для чего нужна речевая карта

Такой документ является очень важным для работы педагога и для отслеживания динамики речевого развития ребенка.

Это позволяет увидеть причины речевых нарушений, определить механизм дефектов, выявить способности дошкольника и обозначить пути коррекционной работы.

Есть две разновидности речевых карт: общая и развернутая.

Общая карта (иногда такую карту называют логопедической характеристикой)- это один или два бланка с общими сведениями. Туда входят кратко сведения о ребенке и краткая характеристика речи.

Некоторые логопеды предпочитают вести обширные карты, до достижения ребенком школьного возраста. Такие документы очень удобны тем, что педагогу не требуется каждый раз заводить новую карту, а необходимо лишь вписывать сведения в уже существующую графу, соответствующую возрасту ребенка.

Что входит в обследование?

1.Общие сведения.

Это сведения о ребенке, родителях, краткая характеристика дошкольника.

2.Анамнез.

Сюда записываются сведения со слов матери о рождении, состоянии и первых днях жизни ребенка. Также сюда вписываются перенесенные ребенком тяжелые заболевания и раннее речевое развитие ребенка. Эти данные важны для общей картины здоровья дошкольника, выявления отклонений.

3. Исследование неречевых функций.

Эти данные складываются из результатов зрительного наблюдения за ребенком. Сюда записываются данные об общей и ручной моторике, слуховом внимании, зрительном восприятии, восприятии ритма. Дошкольнику предлагаются несколько заданий, по результатам которых делаются и записываются выводы.

Почитайте, что должен уметь делать ребенок в 5 месяцев, его рост, вес, общее развитие.

В этой статье читайте о режиме дня, питании, купании 8-месячного ребенка.

Как провести дома квесты на день рождения ребенка, описываются в этой публикации.

Малышу может быть предложено: собрать разрезную картинку, слепить из пластилина определенную фигурку, нарисовать предложенную геометрическую фигуру, показать право и лево, игры со шнуровкой или мозаикой. Все задания ориентированы на определенный возраст ребенка, они несколько усложняются с увеличением возраста.

4. Исследование нарушений.

При этих заданиях ребенку предлагается повторить за логопедом некоторые звуки (в игровой форме) или самостоятельно произнести их.

В процессе этих обследований выявляют состояние звукопроизношения, состояние артикуляционного аппарата, воспроизведение звуков, речевая моторика.

После достижения ребенком 3-х лет оценивается также дыхательная и голосовая функции (тип, частота и продолжительность дыхания, характеристика голоса).

Дошкольнику предлагают повторить за логопедом слова, выполнить упражнения на подражание (вытянуть губы, зевнуть, подвигать языком). Педагог на этом этапе обследований записывает аномалии анатомического строения (неправильный прикус, кривые редкие зубы, мягкое или твердое небо и прочее).

5. Исследование фонематической стороны речи (начиная с трехлетнего возраста).

Ребенку предлагается показать на картинке предметы, которые называет логопед.

6.Состояние фонематического восприятия речи.

Сюда входит повторение слогов, а с 5-6 лет: выделение первых и последних букв в предложенных словах.

7. Исследование понимания речи.

На этом этапе обследования логопедом оценивается пассивный словарь ребенка, понимание слов и действий, понимание словосочетаний и вопросительных предложений.

С 3-х лет: понимание предлогов.

С 5-ти лет: образование уменьшительно-ласкательных форм.

Логопед предложит дошкольнику показать определенные предметы на картинках, ответить на вопросы, образовать слова.

Мнение священников о том, можно ли быть крестным у нескольких детей. В каких случаях это возможно?

8.Исследование лексики и грамматического строя речи.

Логопед оценивает: активный словарь ребенка (существительные, прилагательные, глаголы), правильное употребление падежей, согласование прилагательных с существительными, обобщающие понятия, подбор антонимов, названия профессий, частей тела, групп предметов.

Задания проводятся по картинкам с просьбой назвать предлагаемое слово.

9.Состояние связной речи (при ее наличии).

Эти задания даются детям старше 4-х лет. Связная речь проверяется путем пересказа предложенного отрывка. Четырехлетним детям предлагается отрывок из 4-х предложений, связанных между собой. Для пятилетних детей — повтор рассказа из 5 предложений.

Шестилетним детям уже будет предложено составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Иногда может быть предложен пересказ знакомой сказки («Репка», «Курочка Ряба» и т.д.)

Здесь приведены примерные обследования, каждый специалист может что-то добавить или, наоборот, убрать, ориентируясь на возраст ребенка и его возможности. Такие логопедические обследования с заполнением речевой карты обычно делают в первые две недели сентября. Речевая карта хранится непосредственно у логопеда в течение всего периода наблюдения за дошкольником.

Карта логопедического обследования детей раннего возраста
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Карты логопедического обследования детей от 1г 6 мес до 2х лет, от 2х до 3х лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
rech_karta_16-2.docx17.1 КБ
rech_karta_2-3goda.docx34.09 КБ

Предварительный просмотр:

Карта логопедического обследования детей раннего возраста

1г 6 мес – 2 года

Фамилия, имя ребенка ____________________________ Группа _____________________

Дата рождения _____________________________ Возраст __________________________

Дата заполнения речевой карты н.г.____________/к.г.____________

1. Понимание несложного рассказа по сюжетной картинке. Ответы на вопросы

  • Материал: Сюжетные картинки

Покажи, где: _________________________________________________________________

2. Понимание предложно-падежных конструкций (ПОД)

  • Материал: коробка с крышкой, кубик

Спрячь кубик под крышку _____________________ под стол _______________________

Под стул _______________________________ под кровать __________________________

3. Понимание предложных конструкций (У, С) (1 год 10 мес)

  • Материал: шарик, коробка с крышкой, дощечка – скат.

Покати шарик с горки _______________________ со стола ___________________

Положи шарик у коробки _________________________ у книжки ___________________

4. Понимание единственного и множественного числа существительных

Материал: картинки (стол – столы, мяч – мячи и т.п., с окончаниями Ы, И) не менее 5.

Покажи, где: _________________________________________________________________

5. Понимание слов-действий, выраженных в категории возвратности глагола (1 год 9 мес)

Материал: картинки (мишка моет руки – мишка моется) не менее 3-х пар.

Покажи, где: моет _______________________; моется ____________________________

5. Понимание суффиксальных отношений. Суффикс уменьшительности

  • Материал: 4 пары игрушек – большая/маленькая

Покажи, где машина _________________________ машинка ______________________

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Различение звуков речи

  • Материал: 2 кошки, 2 собаки, 2 коровы, 2 петуха

Угадай, кто тебя позвал? ______________________________________________________

1. Обозначение своих действий словами и двухсловными предложениями (в естественной ситуации, в игре, на занятиях) _______________________________________

2. Слоговая структура (1 год 9 мес.)

Двухсложные слова: дети – ________, диван – _______, мебель – _______, банка – _______, ветка – _________, тюльпан – __________, кнопка – ____________.

Односложные слова – дом – _______, мак – ________, стол – _______, шкаф – ________, стол – _______, зонт – __________.

3. Употребление Винительного падежа (с 2-х лет)

  • Материал: картинки (девочка, мишка и т.п.)

Кого ты видишь на картинке? _________________________________________________

4. Употребление предложного падежа

  • Материал: предметы, игрушки (мишка)

Скажи, на чем сидит мишка? ____________________________________________

Лежит мячик? _________________________________________________________

Лежит книжка? ________________________________________________________

5. Употребление слов с суффиксом уменьшительности

  • Материал: 4 пары игрушек – большая/маленькая

Машина ____________________________ машинка __________________________

6. Практическое употребление существительных именительного падежа во множественном числе (с окончаниями Ы, И)

Материал: картинки (стол – столы, мяч – мячи)

7. Слоговая структура (3-х сложные слова без стечения)

малина – ____________, телефон – _____________, бегемот – ____________.

Предварительный просмотр:

Карта логопедического обследования детей раннего возраста

Фамилия, имя ребенка ____________________________Группа _____________________

Дата рождения _____________________________ Возраст ________________________

Дата заполнения речевой карты н.г.________________/к.г.______________

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Различение слов близких по звучанию . Покажи, где:

мышка – мишка _______________________ стол – стул____________________________

баба – папа ___________________________ крыса – крыша ________________________

Слуховое внимание и понимание инструкций.

«Дай мячик кукле»

«Возьми мячик и покатай его»

«Дай мне куклу, а кубик возьми себе»

1. Воспроизведение звукоподражаний

Кукла плачет: а-а-а

Мышка пищит: пи-пи-пи

Заблудились в лесу: ау-ау

Корова мычит: му-у

Собака лает: ав-ав

Поезд гудит: у-у-у

Бабушка охает: о-о-о

Ребенок плачет: уа-уа

Кошка мяукает: мяу-мяу

1. Словарь существительных (активный и пассивный).

Словарь по лексическим темам (60 проб).

Пробы (назови; покажи)

Узнавание предметов по назначению

Пробы (назови; покажи)

Из чего мы пьем?

Что мы надеваем?

Чем открываем дверь?

Чем можно играть?

Чем мы причесываемся?

На чем можно сидеть?

2. Словарь глаголов (активный и пассивный).

Понимание префиксальных отношений. Глаголы с различными приставками (вышел, пошел, зашел)

Покажи, где : _________________________________________________________________

3. Словарь прилагательных (активный и пассивный).

горячо _____________________________ холодно ________________________________

темно _______________________ светло ____________

4. Понимание предлогов (ЗА, ПОД, ПО, ДО, НАД) Материал: шарик, кубик, коробка с крышкой________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Понимание единственного и множественного числа прилагательных

  • Материал: картинки (синий флажок – синие флажки)

Покажи, где __________________________________________________________________

Понимание префиксальных отношений. Глаголы с различными приставками (вышел, пошел, зашел)

Покажи, где : _________________________________________________________________

3. Словарь прилагательных (активный и пассивный): 2,7 – 3 года

Пример речевых карт обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

Содержимое публикации

Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.

Фамилия, имя ребёнка Иванов Иван Иванович Дата рождения 00.00.0000 г.

Родители (законные представители) ____________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, лепетная речь

2. Речеязыковая компетенция

2.1. Уровень сформированности лексикона

Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, лепетная речь

Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, лепетная речь

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, предлогов нет; грубые ошибки формообразования; лепетная речь

Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; словообразовательных операций не сформированы; стойкий морфемный аграмматизм

Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; лепетная речь

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

Продуцирование текстане доступно

Репродуцирование текстане доступно

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

Состояние фонематического слуха не сформирован, полиморфные замены всех фонем раннего генеза

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

Слоговая структура слова грубо нарушена

Звукопроизношение нарушено: отсутствуют все труднопроизносимые звуки, а также отмечаются полиморфные замены всех звуков раннего генеза

1. – изолированно ; 2 – в слогах ; 3 – в спонтанной речи

3. Состояние артикуляционного аппарата

3.1. Строение артикуляционного аппарата без особенностей

3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии, гиперсаливация

3.3. Речевое дыхание и голосо образование нарушения ритма речевого дыхания нет; голосообразование нарушено (голос тихий и слабый, грубо нарушена модулированность)

4. Просодическое оформление речи темп речи замедленный; грубые ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объединения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи

5. Двигательное развитие

5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики

5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипотонус кистей рук

6. Психологическая база речи

6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом

6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций

7. Дополнительная информация

7.1. Особенности раннего речевого развития к 3-м годам появились аморфные и усечённые слова

7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья, двое детей

7.3. Особенности речевого поведения адекватен, речевая активность ограничена грубым нарушением экспрессивной речи

7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – задержка речевого развития

7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРЗ, ОРВИ, травм и ушибов головы не было

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ребёнок с тяжёлым нарушением речи (I уровень речевого недоразвития)

РЕКОМЕНДАЦИИ занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом

Учитель-логопед _____________________________________________________ /________________/

Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «00» __________________ 20_____г.

Фамилия, имя, отчество Иванов Иван Иванович Дата рождения00.00.0000г.

Родители (законные представители) ____________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире

2. Речеязыковая компетенция

2.1. Уровень сформированности лексикона

Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи

Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже

Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм

Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудности грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (ц – с, р – в, рь – й, рь – ль, л – в, ш – с, ж – з, щ – сь, й – ль)

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

Слоговая структура слова грубо нарушена

Звукопроизношение нарушено: отсутствует твёрдый свистящий Ц; отсутствуют твёрдые шипящие и мягкий шипящий Щ; ротацизм; ламбдацизм (Л)

1. – изолированно ; 2 – в слогах ; 3 – в спонтанной речи

3. Состояние артикуляционного аппарата

3.1. Строение артикуляционного аппарата без особенностей

3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии

3.3. Речевое дыхание и голосо образование нарушений ритма речевого дыхания и голосообразования нет

4. Просодическое оформление речи темп речи замедленный; допускает ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объеденения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи

5. Двигательное развитие

5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики

5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипертонус кистей рук

6. Психологическая база речи

6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом

6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций

7. Дополнительная информация

7.1. Особенности раннего речевого развития гуление – 2,5 месяца, лепет – 5,5, первые слова к 1 году, первые фразы – 2.5 года, фразовая речь – 3 года 3 месяца (со слов мамы)

7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья

7.3. Особенности речевого поведения адекватен, речевая активность

7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – отставание в речевом развитии

7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРВи, отит, ринофарингит, обструктивный бронхит, конъюнктивит

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ребёнок с тяжёлым нарушением речи (II уровень речевого недоразвития)

РЕКОМЕНДАЦИИ занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом

Учитель-логопед ____________________________________________________ /_________________/

Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.

Фамилия, имя ребёнка Иванов Иван Иванович ……Дата рождения 00.00.0000 г.

Родители (законные представители) ____________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире

2. Речеязыковая компетенция

2.1. Уровень сформированности лексикона

Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи

Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже

Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм

Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудности грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (р – в, рь – й, л – в, ш – с, ж – з, щ – сь)

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

Слоговая структура слова грубо нарушена

Звукопроизношение нарушено: свистящие звуки отсутствуют (среднее положение языка) (кроме звука Ц), твёрдые шипящие отсутствуют (среднее положение языка); необходима автоматизация звуков Р и РЬ

конспект фронтального занятия “Звук и буква Б”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

конспект фронтального занятия для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_frontalnogo_zanyatiya.docx78.51 КБ
frontalnoe_zanyatie.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте.

Тема: «Звук и буква «Б». Подготовительная группа

– Учить детей давать характеристику звука «Б» с опорой на различные виды контроля;

– Познакомить детей с графическим образом буквы;

– Формировать навык слитного чтения;

– Готовить руку к письму, формировать графические навыки;

– Учить детей дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;

– Учить записывать графическую схему звукового состава слова, предложения в тетради;

– Закрепить произношение согласных звуков;

– Автоматизировать звук «Б» в слогах, словах и предложениях;

-Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов;

– Развивать общую моторику, координацию движений;

– Развивать высшие психические функции, память, внимание, мышление;

– Закреплять навык синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки;

– Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности;

– Воспитывать навыки аккуратности, сотрудничества, чувство любви к диким животным.

Оборудование : картинки с дикими животными; картинки со звуком «Б» в начале, середине и конце слов (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот); карандаши, рабочие тетради.

I. Организационный момент.

– Здравствуйте ребята, сесть на свое место сможет тот, кто правильно назовет согласный звук в конце слова: мак, кот, дым, суп, кит, жук, пыль.

– Молодцы ребята, занимайте свои места.

II. Основной этап. 1. Сообщение темы.

Послушайте внимательно мои загадки и определите, какой звук часто встречается в отгадках ( демонстрация отгадок на слайде )

Кто в лесу тоннели роет,

Из ветвей платины строит,

Зубы – точно топоры.

Это трудятся…( Бобры )

В ярком платье модница-

От цветка к цветку порхает,

Я тебя одна не съем,

Разделю ребятам всем.

У отца есть мальчик странный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

Кто же это. ( Буратино )

Огурцы они как будто

Только связками растут

И на завтрак обезьянам эти фрукты подают ( Бананы )

Дети определяют, что первый звук в этих словах Б. (правильно). Сегодня вы познакомитесь со звуком «Б» и научитесь его четко произносить.

2. Характеристика звука «Б» по артикуляционным и акустическим признакам.

-Давайте вместе произнесем звук « Б ».

-Какое положение принимают губы? ( Губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются )

-Какое положение принимают зубы? ( Зубы разомкнуты. )

-Какое положение принимает язык? ( Язычок спокойно лежит во рту. )

-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук « Б » звонкий.

– Звук « Б » – согласный, твердый, звонкий мы будем обозначать его синей фишкой, он будет жить в синем домике ( демонстрация слайда ).

3. Развитие фонематического слуха. Произнесение звука «Б» в слогах.

– Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук «Б», хлопните в ладоши.

Ба, ха, па, бы, ты, мы, бо, по, но, бу, ту, пу….

4. Произнесение звука «Б» в словах.

Посмотрите на экран. Перед вами картинки ( демонстрация слайдов ) Посмотрите на них, если вам не понятно, что нарисовано на картинках, то я вам объясню. Вам будет нужно назвать только те картинки, в которых есть звук «Б» ( баран, мак, барабан, собака, пила, кабан, гриб, арбуз, кот ).

ФИЗМИНУТКА «Под веселые напевы»

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

5. Произношение звука «Б» в связной речи.

– Повторяйте за мной читстоговорки.

Ба – ба – ба – на избе была труба.

Бу – бу – бу – побелили мы трубу.

6. Обучение элементам грамоты.

– Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. И к нам пришла буква «Б».( демонстрация на слайде ) Из каких элементов состоит буква Б ( из длинной и короткой палочки, полукруга ).

У буквы Б – брюшко большое

Сверху кепка с козырьком

Будто буковка гордится

Будто все ей нипочем!

– Построим из пальцев букву « Б ».

Указательный с большим

Мы в кольцо соединим

Остальные мы дугой

Над кольцом объединим.

– Нарисуем в воздухе карандашом букву «Б».

– Попробуем нарисовать ее глазами.

1. Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируем мышцу глаз.

Видеть будем скоро лучше,

Убедитесь вы сейчас.

– Чтобы нам запомнить букву « Б », давайте ее напечатаем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.

7. Слитное чтение слогов с буквой «Б».

– Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на экран, перед вами слоги. Приготовились читать ( демонстрация слайдов )

8. Дифференциация в словах, предложении.

8.1. Звуковой анализ слова БЫК – запись слова в тетради, составление схемы. (Один ребенок работает у доски. Остальные в тетрадях. )

– Назовите последовательно звуки в слове БЫК. Запишем буквы в тетради.

– Назовите первый звук (Б). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

– Назовите первый звук (Ы). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

– Назовите первый звук (К). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.

– Сколько всего звуков в этом слове?

– С каким звуком мы познакомились? ( Со звуком « Б »)

Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Звуки [Б] и [Б’], буква Б»

Светлана Карпенко
Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Звуки [Б] и [Б’], буква Б»

Цель: Закрепление знаний о звуках Б – Бь, знакомство с буквой Б.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

– Закрепить знания о звуках Б — Бь;

– Познакомить с новой буквой;

– Закрепить умение соотносить звук с буквой;

– Закрепить зрительный образ буквы;

– Закрепить навык образования сущ. Т. п. сущ.

Коррекционно-развивающие:

– Закреплять понятия: согласный, звонкий;

– Упражнять в определении места звука в словах;

– Развивать фонематическое восприятие;

– Развитие внимания, мышления, памяти.

Коррекционно-воспитательные:

– Воспитание волевых качеств личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность);

– Формирование навыка сотрудничества.

Оборудование: Изображения клоунов один в синем комбинезоне, другого в зеленом; изображения балалайки, барабана и дудочки; предметные картинки: белка, бегемот, билет, бинокль, бант, банан, батон, болт, букет; миниатюры бананы, бублики, хлеб, батон, бутерброд, колбаса, блины, рыба.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятье не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

– Сядет тот, у кого в одежде есть красный цвет, синий и пр.

– Ребята, давайте вспомним, как нужно вести себя на занятии?

(Дети хором повторяют правило поведения на занятии):

Другим не мешай!

Когда тебя спросят,

*Развитие артикуляционной моторики:

Для челюсти: «Домик открывается» удерживать открытым под счет до 6-ти.

Язык у нижних зубов. (5-р.)

Для губ: «Улыбка – трубочка» (5-р)

Для языка: «Качели» (5-р)

*Развитие дыхания и голоса:

А – О – У; А – О – У; А – О – У

II. Основная часть:

1. Объявление темы занятия:

(Выставить картинку)

– Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом.

Какой первый звук в имени Бом? А какой первый звук вы услышали в имени Бим?

Различаются ли они?

Сегодня мы будем изучать звуки [Б]и[Б’].

2. Акустико-артикуляционный анализ звука:

– Звук [Б] — согласный потому, что воздушная струя встречает преграду виде губ и не проходит свободно, твердый, звонкий – когда мы его произносим, горлышко наше вибрирует. Этот звук обозначается синим кружочком;

– Звук [Б’] — давайте произнесем его вместе. Воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? Что мешает воздушной струе выходить изо рта? Значит звук [Бь] какой? Согласный. Он звонкий или глухой? Каким кружочком мы его обозначим?

2. Произношение звуков в слогах:

– Бим и Бом очень любят играть на музыкальных инструментах. Свои любимые музыкальные инструменты они принесли сегодня нам.

(Разместить картинки на доске)

– Давайте поиграем вместе с ними. Берем в руки барабанные палочки и играем: БАМ-БОМ-БУМ-БИМ – 3р.

– Теперь берем дудочки: БИ-БА-БО-БИ – 3р

– Теперь на балалайке: БИ-БА-БУ-БИ – 3р.

3. Произношение звуков в словах. Развитие фонематического восприятия и анализа.

– Бим и Бом принесли нам подарки, но они все перепутались. Давайте назовем подарки, которые принес нам Бом (Бант, банан, батон, болт, букет)

А теперь назовем подарки которые принес Бим (Белка, бегемот, билет, бинокль)

4. Динамическая пауза игра «Командиры». (Дети выполняют речевые инструкции логопеда только, когда слышат слово «Командиры!»)[/i]

– Бим и Бом приглашают вас поиграть с ними в игру «Командиры»

Пусть зевнёт наш ротик!

Повернулись влево, хлопнули, да топнули!

Командиры, кисти рук в «замочек», потянем их разочек!

Командиры, руки вверх, кисти вниз!

Командиры, руки опустить пора, вот и кончилась игра!

5. Связь звука и буквы:

– Был когда-то полукруг,

К палочке пришел он вдруг.

Справа встал, остановился,

Сверху крышею накрылся.

(Читать стихотворение, рисовать на доске элементы, соединяющиеся в букву. Потом прикрепить на доску изображение буквы Б)

– Ребята, посмотрите внимательно на доску – это буква Бэ. При письме она обозначает звуки [Б] и [Б’]. А кто мне скажет, чем звуки отличаются от буквы? (Звуки мы произносим, а буквы пишем и читаем)

6. Закрепление звука в предложениях. Практическое усвоение творительного падежа существительных.

– Ребята, я приготовила для Бима и Бома гостинцы (Объяснить смысловое значение слова: Гостине – Подарок в виде вкусных лакомств).

(В конверте или коробочке лежат изображения или миниатюры гостинцев в названии которых есть звуки [Б]и[Б’], логопед вызывает по одному ребенку, предлагает ему выбрать предмет и сказать чем он угостит Бима и Бома. Пример: Я угощу Бима и Бома бананом)

III. Итог занятия:

– С какой буквой мы познакомились на занятии?

– Какие звуки обозначает эта буква?

– Чем звуки [Б] и [Б`] отличаются?

– В чем отличие звуков от буквы?

Все мы дружные ребята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем,

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

– На этом наше занятие окончено!

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Звуки [К] и [К’]. Буква К» Цель: Закрепление знаний о звуках К – Кь, знакомство с буквой К. Задачи: Коррекционно-образовательные: – Закрепить знания о звуках К — Кь;.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы» ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ» Цель: Развитие фонетико- фонематической стороны речи. Задачи: 1. Коррекционно-образовательная: – учить детей.

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе «Звук [о], буква о» ЗВУК «О». БУКВА «О». ЦЕЛЬ: Закрепить навыки четкого различения и произношения звука «о» в слогах, словах, фразах; развивать фонематический.

Конспект логопедического занятия для старшей группы для детей с ФФН «Лесные животные. Звуки [Д]-[Д’], буква Д» Звуки Д и Дь, Лесные животные Цели:1. Развитие артикуляционной и общей моторики 2. Развитие фонематического слуха 3. Расширение и актуализация.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы «Звуки [K] и [К’]. Буква К» Цель:закрепить четкое произношение звуков [К] и [К’], познакомить с буквой К. Задачи:1. Развитие фонематического слуха (дифференциация звуков.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [С], [С’]. Буква С» Цели: Коррекционно-образовательная: – уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику; – учить.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [н], [н’]. Буква Н. Предложение. Большая буква в начале предложения и в именах» Цели занятия: познакомить детей с буквой Н; научить чи- тать слова с данной буквой, уметь отличать ее от других согласных; познакомить де.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п], [п’]. Буква П. Прописная буква в кличках животных» Цели занятия: познакомить детей с буквой П, учить читать слова с данной буквой; дать представление о правиле правописания кличек животных;.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [3], [З’]. Буква 3» Цели: коррекционно-образовательные: — учить давать характеристику 3, Зь в сравнительном аспекте; — формировать навыки ориентировки в пространстве;.

Конспкт занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [П], [П’]. Буква П» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звуки П, Пь. Буква ПЦель:Знакомство со звуками п, пь, буквой.

Конспект занятия по обучение грамоте по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б»»

Конспект занятия по обучение грамоте по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б».

Цель: Научить детей правильно произносить звуки [б], [б’] и давать акустико – артикуляционную характеристику, анализировать звуковой ряд, закрепить связь звука и буквы «Б». Познакомить детей с графическим образом буквы.

Образовательные: Сформировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный, тактильно – вибрационный контроль, готовить руку к письму, формировать навык слитного чтения, автоматизировать звук [б] в слогах, словах и предложениях, учить различать звуки по твёрдости – мягкости, закрепить навык звуко – слогового анализа и синтеза слов.

Развивающие: Развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику и координацию движений, память, внимание.

Воспитательные: Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности, усидчивость, дисциплинированность, навыки аккуратности, сотрудничества, потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога. Воспитывать мотивацию к обучению.

Демонстрационный материал: игрушка Буратино, предметные картинки и игрушки на звуки [б], [б’] в начале, середине и конце слов; магнитная азбука; элементы буквы «Б».

Раздаточный материал: Карандаши, рабочие тетради, фишки для звукового анализа, индивидуальные зеркала; кассы букв.

Методические приёмы: Игровая ситуация, беседа – диалог, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Ход занятия

1.Организационный момент. Установка на занятие.

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

2.Артикуляционная гимнастика .

Очень любит наш роток улыбаться («Улыбка»),

А подвижный язычок работой заниматься.

Наш язык лопатку сделал, раз – два («Лопатка»),

А потом забор построил. Красота. («Заборчик»).

Рядом с новеньким забором – желобок («Желобок»),

По нему несётся воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи),

Мясорубку надо сделать не спеша («Мясорубка»),

Физзарядка получилась хороша.

3.Сообщение темы

К нам сегодня в гости пришёл сказочный герой. Угадай кто это?

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут? Буратино

А в имени Буратино какой первый звук? (Звук [ б].) Буратино со звуками [б] и [б’] и научиться их чётко произносить. Но прежде чем помочь нашему гостю, мы с вами сначала сами должны познакомиться с этими звуками.

4.Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Работа с зеркалами.

– Ребята давайте произнесём звук [ б] перед зеркалом.

-Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты.)

– Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются.

-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)

-Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)

-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук [ б] звонкий.

– Звук [ б] – согласный, твердый, звонкий.

– А звук [ б’]? (Согласный, мягкий, звонкий, губной.)

5. Произношение звуков [б], [б’] в слогах. Развитие координации движений.

– Буратино любит играть на музыкальных инструментах. Он играет на балалайке, трубе и барабане. Давайте поиграем с ним:

– на балалайке – ба-бо-бу-ба-бо-бу;

– на трубе – би-ба-бо-би-ба-бо;

– на барабане – бам-бом-бум-бим.

6. Развитие фонематических представлений.

Буратино приготовил для нас задание «Лишняя картинка». Давайте выполним задание и определим, какая картинка лишняя и скажем почему:

– воробей, белка, арбуз , лебедь.

– яблоко, рубашка, автобус, голуби .

– собака, обезьяна, рыба, баранки.

– бигуди, губы, батон, клубок.

7.Анализ слогов «би», «ба», «бу»,

– Буратино очень любознательный. Он хочет узнать, что это за цветные кружочки? (Чтобы обозначать звуки.)

– А что это за замки и почему они разноцветные? (В этих замках живут звуки. В красном замке живут гласные звуки, в синем – твёрдые согласные, в зелёном – мягкие согласные.)

– В левую руку возьмите синий кружок, в правую – красный. Даю я вам звуки [б], [а]. Какой получился слог? (Ба.) Теперь звуки [б], [о]. (Бо.)

Теперь звуки [б], [у]. (Бу)

Игра «Кто внимательный»

– Давайте поиграем. Когда я назову согласный твердый звук[ б], вы поднимите…(синий кружок), а когда – согласный мягкий звук [б’] …(Зеленый кружок). Буратино посмотрит, кто самый внимательный из вас. Б, б’, б’, б, б, бя, ба, бы, аб, бе.

8.Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове.

-Посмотрите на доску, перед вами картинки, нужно назвать только те картинки, в которых есть звук [ б] (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот).

Необходимо раздать детям картинки и предложить им обозначить звук [ б] на схематической полоске слова.

– Возьмите, полоски. Внимательно посмотрите на картинки и обозначьте

звук [ б] на полоске соответствующей фишкой.

– А теперь ребята, угадайте слово, начав его [ б] или [б’]:

… елка, …улка, …оль, …ольшой, …рат, …ант, …анка, …окс, …отинки, …аран, …арабан, …рюки.

– Буратино принес вам подарки, в названии которых есть звуки [ б] и [б’].

– Что у нас в первом сундучке? (Баночка, бумага, банан, бусы.)

-Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [ б].)

– А где вы произносили звук [ б]? (В начале слова.)

– Так, а что же во втором сундучке? (Белочка, билет, бинт, бегемот.)

– И какой же звук встречается во всех этих словах? (Звук [ б’].)

9.Произношение звука [ б].

Буратино предлагает нам поиграть в игру «Наоборот». Я буду произносить слог с твёрдым звуком [б], а вы будете произносить слог с мягким звуком [бь]:

– Вы хорошо справились и с этим заданием, молодцы!

– Повторим вместе с Буратино чистоговорку.

– Мама, мама! Вон труба!

– Ты и мне купи трубу,

– Ты на этой потруби.

– Дядя, дайте мне трубу,

– Потрубил я на трубе,

– Не нужна уже труба.

Физкультминутка

У Буратино приключилась беда. Он потерял свой золотой ключик. Надо ему помочь найти.

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

10.Знакомство с буквой «Б».

– Ребята, с какими звуками мы познакомилиь? (Со звуками [ б] и [б’].) А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки? (Да.)

– Но для начала давайте вспомним правило. Что мы слышим, произносим? (Звуки). Что мы видим, читаем, пишем? (Буквы). Давайте все вместе повторим правило: Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу. Звуки [б[, [б’] обозначаются на письме буквой Б. Из каких элементов состоит буква Б? ( Из длинной и короткой палочки, полукруга).

Буква эта с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

– Построим из пальцев букву «Б».

Указательный с большим

Мы в кольцо соединим

Остальные мы дугой

Над кольцом объединим.

– На доске закреплены буквы (буквы магнитной азбуки из графически похожих В, Ф, Р), каждый из вас подойдет к доске и выберет букву «Б».

– Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее напечатаем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.

Игра «Преврати слово». Выкладывание слов: бык – бок – бак. (Работа у доски)

– Перед вами на доске выложено слово БЫК. Измените в этом слове звук «Ы» на звук «О», какое слово получиться. Измените букву в слове. (БОК.)

– Измените в этом слове звук «О» на звук «А», какое слово получиться. Измените букву в слове. (БАК.) Молодцы!

– Посмотрите ребята, изменяя в слове одну только буквы мы меняем смысл слова.

11. Организация окончания занятия.

– Вот вы и справились со всеми заданиями. Буратино очень понравилось у нас на занятии, он много узнал нового. А что вы узнали нового сегодня?

Ребята вам понравилось занятие?

Оценка речевой деятельности.

Вы прекрасно сегодня работали, правильно выполняли все задания.

Ссылка на основную публикацию