Речевая карта от 0 до 8 мес (логопедическое обследование в Доме ребенка)

Логопедическое обследование дошкольников. Речевая карта для начинающих логопедов

лена бердюгина
Логопедическое обследование дошкольников. Речевая карта для начинающих логопедов

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь своё специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все её компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учётом данных его развития – как общего, так и речевого – начиная с раннего возраста.

Логопедическое обследование включает следующие пункты:

1. Имя, фамилия, возраст, национальность.

2. Жалобы родителей, воспитателей, учителей.

3. Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).

4. Краткая характеристика ребёнка в настоящее время.

7. Реакция ребёнка на свои речевые затруднения.

9. Строение органов артикуляции, подвижность их.

10. Речь: а) импрессивная; б) экспрессивная – с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли развёрнутой речью; в) письменная речь – чтение и письмо.

Каждый логопед начинает свою работу с диагностики. Она раскрывает речевые проблемы у данного ребёнка. Логопед может, опираясь на диагностические данные составить заключение и сформировать индивидуальный маршрут на данного ребёнка.

Авторских диагностик большое количество. Возьмём диагностику Н. В. Нищевой. Она идёт с подробным описанием всех приёмов и методов, с указанием симптоматики речевых нарушений. Есть замечательное пособие по диагностики под редакцией профессора Г. В. Чиркиной. В нём диагностика показана с раннего возраста и по каждому речевому нарушению в отдельности. Можно рассмотреть ещё одну работу Г. В. Чиркиной Методы обследования речи детей», но она более подходит к детям с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Но, как с ходу определить речевое нарушение? Для этого необходима усреднённого типа диагностика. У каждого логопеда своя диагностическая карта, которой он пользуется в практической работе, которую разрабатывает сам.

Речевая карта

1. Ф. И. ребёнка___ 2. Дата рождения___ + 3. Домашний адрес ___ 4. Дата обследования___

Отоларинголог___ Окулист___ невропатолог___

Первичный речевой анамнез

Решение медико-педагогической комиссии

Логопедическое обследование

Анотомическое строение артикуляционного аппарата: 1. Язык___2. Губы___3. Зубы___ 4. Челюсти___ 5. Мягкое нёбо___ 6. Мимическая мускулатура___ 7. Динамическая организация движений арт. аппарата___ 8. Общая моторика___ 9. Мелкая моторика___ 10. Общее звучание речи___

Крыса-крыша уточка-удочка мышка-миска трава-дрова майка-зайка тачка-дачка рак-лак лук-люк

1 .Та-да та-да-та па-ба па-ба-па

2. Различение гласного среди других гласных: «Подними руку, когда услышишь звук «У» А-ы-у-о-ы-а-о-у…

3. Различение согласного среди других согласных: «Подними руку, когда услышишь звук «Т». 4. Выделение и различение звука среди слогов___ _ 5. Выделение и различение звука среди слогов___

6. Выделить первый ударный гласный звук: Алик, Юра, Оля, Яша, Обруч, Осы, Алла… 7. Выделить последний согласный звук: Мак, пар, ком, кот, ус, жук, сыр. Нос…

Структура слова и предложения

Лекарство телевизор сковорода электричество Дети слепили снеговика. Птичка свила гнёздышко в кустах.

Брови переносица локоть ноздри веки лейка корзина паук

Лук, репка, морковь___ Шкаф, стул. Стол, диван___ Посуда___ Одежда___ Транспорт___

Узнай по описанию

Железная, с двумя ручками и крышкой___ Рыжая, хитрая, в лесу живёт, кур крадёт___

Понимание глаголов (м. и ж. рода)

Женя упала Женя упал Валя заплакала Валя заплакал

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Миша делает тачку. Миша сделал тачку. Катя рисует бабочку. Катя нарисовала бабочку.

Широкий- Высокий- Белый- Старый- Весёлый- Горячий- Тонкий-

Весёлый- Большой- Красивый-

Кого ловит кошка?___

Чем рубят дрова?___

Названия действий людей и животных

Художник___ Почтальон___ Скрипач___ Строитель___ Собака___ Кошка___

Преобразование единственное во множественное число

Замок книга кот жук письмо муха вагон коса кепка ремень

Образование сущ. род. пад. ед. и мн. числа

Н-Р: у меня есть карандаш, а у тебя? (линейка, ручка,книга, скрипка, конфеты.) Р-к: А у меня?___ Образование сложных слов

Употребление предлогов

Образование уменьшительно-ласкательных форм

Кукла заяц мяч дом окно кольцо

Согласование существительных с числительными

Образование прилагательных от существительных

Стол из дерева шуба из меха стакан из стекла баба из снега

Составление простого предложения по картинке

Составление рассказа по серии картинок

1. Составить целое изчастей___

3. Пространственно-временные понятия:

Верх-низ далеко-близко высоко-низко середина часть суток дни недели времена года

6. Счётные операции: Сколько глаз у собаки? Сколько колёс у машины?

Уточнение речевого диагноза

В течение учебного года

Учитель-логопед ___

«Волшебный чай». Речевая игра для старших дошкольников «Волшебный чай» речевая игра для старших дошкольников Цель: учить использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса,.

Концепция Д. Б. Эльконина для начинающих педагогов Слайд1 Ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить.

Методическое объединение. Деловая игра для логопедов «Логопедический ринг» Логопедический ринг Цели и задачи. – Закрепление методов, приемов, игры, используемых при постановке звуков. – Закрепление элементов логопедического.

Речевая карта для детей 5–6 классов Речевая карта ___ Ф. И. О. ребёнка Ученика (-цы)___ класса Дата зачисления на занятия.

Семинар-практикум «Самообслуживание» для начинающих воспитателей 1. Обсуждение вопросов. В чем отличие труда по самообслуживанию от других видов труда? В каком возрасте начинают формироваться элементарные.

Необходимость речевой карты для обследования ребенка дошкольного возраста. Что входит в обследование?

Логопед – это специалист по исправлению нарушений речи. Помимо планов работы, журналов обследования и иных документов логопед должен вести речевую карту на каждого ребенка, состоящего у него на учете.

Дошкольник, который является воспитанником логопедического сада, посещающий логопункт или наблюдающийся у специалиста по логопедии обязательно имеет такую карту.

Речевая карта для обследования ребенка – это специальные бланки, которые заполняются логопедом.

При этом не существует единой системы этих документов. Каждый специалист ведет свою речевую карту, которая составлена индивидуально, исходя из требований логопеда и особенностей его работы. Речевая карта является отчетным документом по обследованию детей с различными речевыми нарушениями.

Для чего нужна речевая карта

Такой документ является очень важным для работы педагога и для отслеживания динамики речевого развития ребенка.

Это позволяет увидеть причины речевых нарушений, определить механизм дефектов, выявить способности дошкольника и обозначить пути коррекционной работы.

Есть две разновидности речевых карт: общая и развернутая.

Общая карта (иногда такую карту называют логопедической характеристикой)- это один или два бланка с общими сведениями. Туда входят кратко сведения о ребенке и краткая характеристика речи.

Некоторые логопеды предпочитают вести обширные карты, до достижения ребенком школьного возраста. Такие документы очень удобны тем, что педагогу не требуется каждый раз заводить новую карту, а необходимо лишь вписывать сведения в уже существующую графу, соответствующую возрасту ребенка.

Что входит в обследование?

1.Общие сведения.

Это сведения о ребенке, родителях, краткая характеристика дошкольника.

2.Анамнез.

Сюда записываются сведения со слов матери о рождении, состоянии и первых днях жизни ребенка. Также сюда вписываются перенесенные ребенком тяжелые заболевания и раннее речевое развитие ребенка. Эти данные важны для общей картины здоровья дошкольника, выявления отклонений.

3. Исследование неречевых функций.

Эти данные складываются из результатов зрительного наблюдения за ребенком. Сюда записываются данные об общей и ручной моторике, слуховом внимании, зрительном восприятии, восприятии ритма. Дошкольнику предлагаются несколько заданий, по результатам которых делаются и записываются выводы.

Почитайте, что должен уметь делать ребенок в 5 месяцев, его рост, вес, общее развитие.

В этой статье читайте о режиме дня, питании, купании 8-месячного ребенка.

Как провести дома квесты на день рождения ребенка, описываются в этой публикации.

Малышу может быть предложено: собрать разрезную картинку, слепить из пластилина определенную фигурку, нарисовать предложенную геометрическую фигуру, показать право и лево, игры со шнуровкой или мозаикой. Все задания ориентированы на определенный возраст ребенка, они несколько усложняются с увеличением возраста.

4. Исследование нарушений.

При этих заданиях ребенку предлагается повторить за логопедом некоторые звуки (в игровой форме) или самостоятельно произнести их.

В процессе этих обследований выявляют состояние звукопроизношения, состояние артикуляционного аппарата, воспроизведение звуков, речевая моторика.

После достижения ребенком 3-х лет оценивается также дыхательная и голосовая функции (тип, частота и продолжительность дыхания, характеристика голоса).

Дошкольнику предлагают повторить за логопедом слова, выполнить упражнения на подражание (вытянуть губы, зевнуть, подвигать языком). Педагог на этом этапе обследований записывает аномалии анатомического строения (неправильный прикус, кривые редкие зубы, мягкое или твердое небо и прочее).

5. Исследование фонематической стороны речи (начиная с трехлетнего возраста).

Ребенку предлагается показать на картинке предметы, которые называет логопед.

6.Состояние фонематического восприятия речи.

Сюда входит повторение слогов, а с 5-6 лет: выделение первых и последних букв в предложенных словах.

7. Исследование понимания речи.

На этом этапе обследования логопедом оценивается пассивный словарь ребенка, понимание слов и действий, понимание словосочетаний и вопросительных предложений.

С 3-х лет: понимание предлогов.

С 5-ти лет: образование уменьшительно-ласкательных форм.

Логопед предложит дошкольнику показать определенные предметы на картинках, ответить на вопросы, образовать слова.

Мнение священников о том, можно ли быть крестным у нескольких детей. В каких случаях это возможно?

8.Исследование лексики и грамматического строя речи.

Логопед оценивает: активный словарь ребенка (существительные, прилагательные, глаголы), правильное употребление падежей, согласование прилагательных с существительными, обобщающие понятия, подбор антонимов, названия профессий, частей тела, групп предметов.

Задания проводятся по картинкам с просьбой назвать предлагаемое слово.

9.Состояние связной речи (при ее наличии).

Эти задания даются детям старше 4-х лет. Связная речь проверяется путем пересказа предложенного отрывка. Четырехлетним детям предлагается отрывок из 4-х предложений, связанных между собой. Для пятилетних детей — повтор рассказа из 5 предложений.

Шестилетним детям уже будет предложено составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Иногда может быть предложен пересказ знакомой сказки («Репка», «Курочка Ряба» и т.д.)

Здесь приведены примерные обследования, каждый специалист может что-то добавить или, наоборот, убрать, ориентируясь на возраст ребенка и его возможности. Такие логопедические обследования с заполнением речевой карты обычно делают в первые две недели сентября. Речевая карта хранится непосредственно у логопеда в течение всего периода наблюдения за дошкольником.

Читайте также:  Картотека логопеда ‘Учимся говорить’ (третий период обучения)

Логопедическое обследование детей раннего возраста с ЗРР

Исследование речи детей включает следующие разделы:
I. Обследование импрессивной стороны речи
1. Понимание речи на уровне диалога (Как тебя зовут?
Кто тебя привел сюда? Показать тебе игрушки? Ка¬кая игрушка тебе понравилась? Любишь играть с иг¬рушками? Как можно играть с этими игрушками?).
2. Понимание инструкций (ребенку предлагалось вы¬
полнить то, о чем его просят; использовались одно¬
членные инструкции и включающие два взаимосвя¬
занных действия: возьми мяч; дай куклу; неси ве¬
дерко; брось мяч на пол; положи барабан на стул;
возьми у меня карандаши и положи на стол; все¬-
го — 10 инструкций).
3. Понимание слов, обозначающих: а) предметы, б)
действия, в) признаки (исследуется в процессе по¬
следовательного предъявления предметных и про¬
стых сюжетных картинок; ребенку предлагается рас¬
смотреть две-три картинки, затем показать назван¬
ную взрослым; после этого выкладывались
другие картинки).
4. Понимание фраз (перед ребенком выкладывались сю¬
жетные картинки; ребенку предлагалось показать на¬
званную обследующим; список фраз включает пред¬
ложения типа: мальчик идет; девочка гладит платок
утюгом; мальчик лежит на песке; всего — 10 фраз).
5 Различение значений существительных единствен¬
ного и множественного числа (ребенку предлагалось
показать названные обследующим предметные кар¬
тинки: матрешка — матрешки; шар — шары; гриб –
грибы; машина — машины; мяч — мячи).
Понимание значений существительных с суффикса¬
ми уменьшительности (дом — домик; утюг — утю¬
жок; сумка — сумочка; кровать — кроватка).
6.Состояние фонематического восприятия (возмож¬
ности различения слов, отличающихся одним зву¬
ком — кит-кот, ком-дом и т.п.).
II. Обследование экспрессивной стороны речи
1. Диалог (исследуются возможности речевого обще-
ния ребенка).
2. Изучение активного словарного запаса: а) звукопод¬
ражания, б) существительные, 3) глаголы, 4) прила¬
гательные, г) наречия (в процессе называния ребен¬
ком предъявленных экспериментатором предметов,
предметных и сюжетных картинок)
3. . 3. Изучение объема и типов предложений (ребенку
предлагалось сказать, что нарисовано на предло¬
женной картинке; последовательно предъявлялось
10 картинок, которые могли быть описаны фразами
типа: девочка спит; зайчик ест морковку; дети по¬
ливают цветы; дедушка лежит на диване и др.).
4.Обследование грамматического оформления речи:
а) использование в речи существительных в имени¬
тельном падеже множественного числа (кубик –
кубики, кукла — куклы, стол — столы, пирамида —
пирамиды, носок — носки), существительных в ви¬
нительном падеже (со значением объекта) единственного числа (купили машину, куклу, шапку, чашку); б) усвоение глагольных форм повелительного наклонения второго лица единственнго числа (иди, возьми, убери, принеси), настоящего времени третьего лица единственного числа( сидит, ест; спит, едет, играет, пьет, везет и др.)
Состояние словообразовательных навыков (исполь-
зование в речи существительных с суфиксами
уменьшительности: мяч—мячик,
шапка — шапочка, машина — машинка).
5. Изучение слоговой структуры слов (ребенку предла-
галось назвать картинку, повторить за логопедом
слово; использовались слова одно-,
двух-, трехсложной слоговой структуры).
Общее звучание речи (темп, ритм, интонация,
выразительность, внятность).
6. Состояние голоса (сила, высота, тембр).
Состояние звукопроизношения (изолированные фо-
немы и в слове).
Обследование речи детей проводится в рамках подго- товительного периода логопедической работы и только индивидуально. Учитывая возраст, психофизиологические особенности детей , следует иметь в виду кратковременность (не больше десяти минут) ежедневного специально организованного взаимодействия логопеда с ребенком с целью обследования его речи. В процессе обследования следует максимально использовать возможности совместной с ребенком предметной и игровой деятельности.
Важным моментом для начала проведения обследования является необходимость установления прочного эмоционального контакта с ребенком, что нередко представляет некоторые труд- ности в связи с особенностями адаптационного периода раннего возраста и другими причинами. Результаты логопедического обследования речи детей дополняются наблюдениями за характером общения (вербального и невер¬бального), с родителями (прежде всего — матерью).
Описание системы заданий логопеда при проведении обследования речи детей раннего возраста с от¬клонениями в речевом развитии .

I. Обследование импрессивной стороны речи
Задание 1.1. Понимание речи на уровне диалога
Цель: выяснить уровень понимания ребенком обращен¬ной к нему речи взрослого.
Оборудование: игрушки (пирамида, мяч, кукла, машина, барабан, кубики).
Ход выполнения задания. Логопед, вступая в контакт с ребенком, стремится определить, доступны ли пониманию ребенка вопросы взрослого, а также побуждает его к обще¬нию (доступными ребенку средствами – вербальными или невербальными). При затруднениях ребенка в понимании во¬просов логопед может дополнительно использовать нагляд¬ные инструкции (жесты, показ предмета и т.п.).
Задание 1.2. Понимание инструкций
Цель: определить уровень понимания ребенком словес¬ных инструкций взрослого.
Оборудование: мяч, кукла, ведерко, барабан, карандаш, бумага, коробка, карандаши, машина.
Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку сде¬лать то, что он попросит. При необходимости (для удержания внимания ребенка) логопед может вместе с ребенком выполнить те или иные игровые действия с имеющимися предметами.
Инструкции логопеда:
Возьми мяч. Дай куклу. Неси ведерко. Брось мяч на пол. Положи барабан на стул. Давай рисовать. Возьми карандаш, бумагу.
Убери карандаш в коробку. Возьми у меня карандаши и по¬ложи на стол. Подойди к столу и возьми машину. Теперь прине¬си ее мне.
Задание 1.3. Понимание слов, обозначающих предме¬ты, действия, признаки
Оборудование: предметные картинки (тетя, дедушка, мис¬ка, мишка, мышка, нож, стакан, чашка, кошка, лошадь, груша, помидор, рубашка, варежки, дерево, пирамида, автобус, руль, стул, ведро, уши, глаза, шея, пальцы, волосы); сюжетные кар¬тинки с изображениями различных действий (пишет, читает, дает, идет, сидит, причесывает, ведет, пьет, везет, моет, умыва¬ется, стирает, гладит, ловит, лежит); 2 мяча разного размера (большой и маленький); карточки с изображениями 2 платьев («чистого» и «грязного»), шаров разного цвета (красный, зеле¬ный, синий, желтый); 2 игрушечных машинок; 2 шаров.
Цель: выяснить возможности детей в понимании суще¬ствительных, глаголов, прилагательных.
Ход выполнения задания, а) Логопед выкладывает по 2-3 карточки с изображениями предметов и предлагает ребенку показать названную им картинку, б) Логопед выкладывает по 2-3 карточки с изображениями тех или иных действий и пред¬лагает ребенку показать то, что он назовет, в) Логопед выкла-дывает перед ребенком по 2 предмета (или картинки) и в за¬висимости от ситуации предлагает ребенку показать (сделать) то, что он просит. Примеры ситуаций: 1. Логопед кладет пе¬ред ребенком 2 мяча разного размера и предлагает ребенку показать сначала большой, затем маленький мяч. 2. Логопед выкладывает перед ребенком 2 картинки с изображениями чистого и испачканного платьев и предлагает сначала пока¬зать «грязное платье», затем «чистое платье». 3. Логопед кла¬дет перед ребенком 4 карточки с изображениями шаров раз¬ного цвета и последовательно предлагает ребенку показать шар названный им. 4. Логопед располагает 2 игрушечных машинки перед ребенком так, чтобы одну он мог легко взять, а другую — нет. Затем предлагает ребенку показать, какая из машинок находится близко от него, а какая — далеко. 5. 2 шара располагают на неодинаковой высоте от ребенка. Ребенку предлагается показать, какой из шаров висит низко, а ка¬кой -— высоко.
Задание 1.4. Понимание предложения
Цель: выяснить возможности ребенка в понимании фраз. Оборудование: сюжетные картинки (Мальчикидет.У[девочки цветы. Девочка чистит картошку. Дети собирают грибы. Девочка дает книгу мальчику. Девочка гладит платок утюгом. Мальчик берет стакан молока.)
Ход выполнения задания. Логопед кладет перед ребенком по 2-3 картинки и предлагает показать на ту, о которой он рас-скажет.
Инструкция: Посмотри на картинки. Покажи то, о чем скажу.
Задание 1.5. Различение существительных единственного и множественного числа
Цель: уточнить возможности ребенка в различении существительных единственного и множественного числа.
Оборудование: игрушки (или предметные картинки): матрешка — матрешки, шар — шары, гриб — грибы, маши¬на— машины, мяч — мячи.
Ход выполнения задания. Логопед последовательно вы¬зывает сравниваемые предметы и предлагает ребенку по¬казать то, что он назовет.
Инструкция: «Покажи то, что назову: матрешка (мат¬решки и т.п.)».
Задание 1.6. Понимание существительных с суффик¬сами уменьшительности
Цель: выяснить возможности ребенка в понимании су-ществительных с суффиксами уменьшительности.
Оборудование: предметные картинки или игрушки: дом — (домик, утюг — утюжок, сумка — сумочка, кровать — кроватка. Ход выполнения задания. Логопед попарно располагает ^ перед ребенком соответствующие картинки или предметы и ’ предлагает показать то, что она называет.
Инструкция: «Посмотри на картинки (игрушки). Покажи : дом (домик, и т.п)».
Задание 1.7. Состояние фонематического восприятия Цель: определить возможности ребенка в различении |слов, отличающихся одним звуком.
Оборудование: картинки (кит — кот, ком — дом, мыш¬ка — мишка, мишка — миска, коза — коса, лак — рак). Ход выполнения задания. Логопед попарно выкладывает соответствующие картинки перед ребенком и предлагает ему показать ту, которую он назовет.
Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Где кот (кит и т.д.)?»
И Обследование экспрессивной стороны речи Задание 11.1. Диалог (см. задание 1.1)
Цель: выявить вербальные и невербальные возможности общения ребенка со взрослым.
Оборудование: игрушки (пирамида, мяч, кукла, машина, барабан, кубики).
Ход выполнения задания. Задавая вопросы ребенку, логопед стимулирует его ответы с помощью доступных ему средств общения. Перечень возможных вопросов: Как тебя зовут? Кто тебя привел сюда? Показать тебе игруш¬ки? Какая игрушка тебе понравилась? Любишь играть с игрушками? Поиграй с игрушками. Что ты делаешь? Что можно делать с этими игрушками?
Задание 11.2. Изучение активного лексикона детей
Цель: выяснить объем и качественный состав активного лексикона у детей.
Оборудование: игрушечные животные или бибабо (или изображения животных), часы-игрушка; предметные картин¬ки, сюжетные картинки (изображения действий).
Ход выполнения задания, а) Звукоподражания. Логопед задает вопросы ребенку, при необходимости использует при этом игрушечных животных (или изображения животных): Как лает собака? Как кричит петух? Как мяукает кошка? Как мычит корова? Как кричит коза? Как хрюкает свинья? Как тикают часы?
б) Существительные. Логопед предлагает ребенку на¬
звать предметные картинки. Лексический материал: дядя,
бабушка, тарелка, ложка, кровать, стол, собака, рыба, мяч,
кубики, кофта, свитер, кукла, машина, курица, цветы, яблоко,
морковка, шапка, колесо, нос.
в) Глаголы. Логопед, предъявляя сюжетные картинки
предлагает ребенку ответить на вопрос: «Что делает мальчик(девочка, дядя и т.п.). Лексический материал: спит, ест, гуля-|г, падает, смеется, едет, плавает, летит, рисует, плачет, ката¬ет, прыгает, играет, поет, надевает.
г) Прилагательные. Логопед, показывая ребенку пред¬
метные картинки или соответствующие ситуации предметы,
сравнивая предметы по величине или другому параметру,
предлагает ответить на вопросы типа: «Какой по цвету (мяч,
шар, кубик и т.п.)? Какая кукла (большая или маленькая)?
Какое платье (чистое или грязное)? и др.»
.Лексический мапериал: большой, маленький, чистый, грязный, красный, желтый, зеленый.
д) Наречия. Создавая различные ситуации, логопед с по-
лощью просьб, вопросов стимулирует ребенка к выполнению действий (достать машину, висящий высоко шарик и т.п.) и к
речевым ответам: «Где машина (близко или далеко)? Где шарик
Лексический материал: близко, далеко, высоко, низко.
Задание Н.З. Изучение объема и типов предложений
Цель: выяснить возможности ребенка к использованию (разовой речи.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход выполнения задания. Логопед последовательно вы-ладывает перед ребенком сюжетные картинки и предлагает казать, что на них нарисовано (кто? и что делает?). Лексический материал: Девочка спит. Зайчик ест морковку. Мальчик кладет морковку в корзину. Девочка подметает пол веником. Бабушка дает шар девочке. У мальчика санки. Дедушка лежит на диване. Девочка играет с кошкой. Малыш сидит в коляске.
Задание 11.4. Обследование грамматического оформления речи
Цель: выяснить возможности ребенка использовать в речи некоторые грамматические формы.
Оборудование: предметные картинки, игрушки.
Ход выполнения задания, а) Образование формы имени-гельного падежа множественного числа существительных.
Логопед предлагает поиграть в игру. Он называет одну картинку, а ребенок — другую (с изображением нескольких однородных предметов). Лексический материал: кукла- куклы, стол-столы, пирамида-пирамиды, носок-носки, кубик-кубики.
б) Образование формы винительного падежа существительных (значение объекта).
Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку (в сумку) и сказать, что купили в ма¬газине. Лексический материал: (купили) машину, куклу, ка¬пусту, морковку, шапку.
в)Усвоение некоторых глагольных форм (глаголы вто¬
рого лица повелительного наклонения; глаголы третьего лица
единственного числа).
Ход выполнения задания. Логопед знакомит ребенка с
куклой (другой игрушкой) и предлагает ему дать кукле «пору-чения» (попросить ее): «Иди» (к мишке), «принеси» (мячик) и
т.п. Лексический материал: иди, ищи, принеси, возьми, убери.
Примечание: использование форм глаголов третьего лица единственного числа проверяется в задании 11.2.
Задание 11.5. Состояние словообразования
Цель: определить возможности ребенка в образовании слов с уменьшительным значением.
Оборудование: предметы или предметные картинки. они
Ход выполнения задания. Логопед называет большой
предмет и предлагает ребенку назвать маленький. При необ-
ходимости дается образец. Лексический материал: мяч –
мячик, флаг — флажок, шапка — шапочка, машина — ма-шинка.
Задание II. 6. Изучение слоговой структуры слов Дом
Цель: выяснить возможности ребенка в воспроизведении в речи слов разной слоговой структуры.
Оборудование: предметы или предметные картинки.
Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку назвать предметы или предметные картинки. Лексический материал: мяч, стул, вода, кошка, панама, бабушка, пирами-
да, велосипед. |
Задание 11.7. Общее звучание речи.
Задание 11.8. Со¬стояние голоса
Цель: выяснить особенности звукового оформления речи ребенком и состояние его голоса. Примечание: характеристика общего звучания речи (темпа, ритма, интонационной выразительности, внятности речи) и основных параметров голоса (силы, высоты, тембра) ребенка дается логопедом на основании его наблюдений в процессе обследования.
Задание II, 9. Состояние звукопроизношения
Цепь: выяснить звукопроизносительные возможности ребенка.
Оборудование: предметные картинки.
Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку в игровых ситуациях произнести вслед за ним изолированные фонемы. Характер звукопроизношения отдельных фонем на ровне слова проверяется в процессе других заданий обследования; при необходимости дополнительно могут быть использованы предметные картинки
III. Изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата
Цель: обследовать строение и подвижность артикуляционных органов ребенка.
Ход выполнения задания. Строение и подвижность органов артикуляции ребенка логопед проверяет в процессе вы¬полнения им других заданий. Специально ребенку (в игровой форме) может быть предложено выполнить некоторые артикуляционные движения по подражанию — вслед за логопе¬дам («язычок отдыхает на нижней губе», «язычок качается на качелях» и т.п.).
Примечание: в речевой карте отмечается строение, а у подвижных артикуляционных органов — характер движений их объем, амплитуду, тип переключаемости, возможности удержания той или иной артикуляционной позы. Обследуют¬ся следующие органы артикуляции: зубы, нижняя челюсть, твердое небо, мягкое небо, губы, язык.
Заключение логопеда.
В результате проведенного об¬следования и с учетом результатов комплексного обследова¬ния (медико-психолого-педагогического) логопедом делается включение о состоянии импрессивной и экспрессивной речи ребенка. Отмечается характер принятия им помощи в процес¬се обследования. Может быть сделан предварительный про¬гноз относительно дальнейшего хода развития его речи.

Читайте также:  Трудности младших школьников при обучении русскому языку и чтению

Логопедическая диагностика детей до 1 года

Развития речи ребёнка требует внимания на всех этапах. Если наблюдаются задержки, необходимо своевременно определить их и начать методичную работу по их коррекции. В этой статье мы расскажем, по каким критериям оценивать ранее развитие речи, и как проходит логопедическое обследование.

Шкала оценки нервно-психической сферы

Ребёнок реагирует на общение с ним, перестаёт плакать и начинает улыбаться знакомому взрослому при зрительном контакте. Стадия фонации.

Стадия гуления, ребенок вступает в голосовой контакт, если услышит обращенный к нему ласковый голос. Появляются гласные и согласные звуки. Слух: реагирует на звук пищалки.

Появляется визг, смех . Речь: новые звуки, певучее гуление, лепет. Узнаёт знакомые голоса и понимает интонации, различает мимику взрослого, некоторые его движения и действия. Слух – реакция на звук пищалки и манки.

Канонический лепет, стремится привлечь к себе внимание звуками, развивается отраженный лепет (повторения слоговых цепей). Слух – реакция на все звуковые сигналы.

Активно общается с помощью жестов. Может использовать 1-2 лепетных слова. Ползает, манипулирует предметами: пробует их, обследует. Способен выполнять простые одноступенчатые инструкции. Начинает понимать социальные свойства предметов. Отзывается на имя.

Ребёнок понимает 30-50 слов; инструкции, сопровождаемые жестами. Начинает ходить и исследовать территорию. Реагирует на запрет.

Логопедическое обследование: алгоритм и структура

Диагностика проходит в 2 этапа:

1. Сбор анамнеза за все периоды развития – во время беременности, родов и в первые недели жизни ребёнка. Изучение медицинской документации, моторного профиля.

2. Собственно процедура логопедического обследования (30 – 40 минут).

Желательно проводить тестирование на территории ребенка, где он может свободно передвигаться и чувствовать себя в безопасности.

Тестирование

Тесты направлены на обследование контактности, артикуляционного аппарата, слухового и зрительного восприятия (способности визуально следить за объектом, реагировать на его исчезновение и возвращение, показывать его часть), вокализации (способности повторять за экспериментатором), ментальных операций.

Рекомендованное оборудование:

– картонная коробка: 10 – 10 – 10 см
– ткань или салфетка
– машинка яркого цвета: 12,5 см
– двигающиеся механические игрушки яркого цвета: 10-15 см
– баночки с манкой, горохом, гречкой
– юла яркого цвета
– кубики разного цвета 10 шт. 2,5 – 2,5 – 2,5 см
– мяч яркого цвета 10 см в диаметре
– звучащие игрушки: колокольчик – 5 см в диаметре и 10 см высотой
– молоточек

Примеры тестовых заданий

Что в результате тестирования?

Проведя комплексную оценку состояния развития ребёнка, логопед формирует индивидуальную программу коррекции. Она строится на базе сохранных нейрофизиологических механизмов, и направлена на доведение до возрастной нормы и последующее совершенствование “уязвимых” сфер. В коррекцию входит:

  • развитие коммуникативной сферы
  • логопедические занятия
  • паллиатив, фармакотерапия
  • обучение родителей правильному речевому общению с малышом, создание правильной речевой среды

    Специалисты нашего центра проводят комплексную диагностику речевого и общего развития детей до 1 года, а также коррекционные и развивающие занятия. Будем рады помочь!

    Чтобы записаться на занятие и/или получить более детальную информацию, пришлите нам запрос через форму на сайте или позвоните по телефону 8-911-093-83-09

    © « Центр коррекции речи Анны Белик »

    Санкт-Петербург , пр. Просвещения, 15 ; пр. Сизова, 25 .
    Часы работы: Пн-Пт 10-20, Сб-Вс 10-16 .
    Т. +7(921) 995-61-57 , +7(911) 093-83-09, logoped@belikcenter.ru , Skype: Beliklogocenter

    Вся опубликованная на сайте информация предоставлена для общего ознакомления. Для консультации обратитесь к нашим специалистам

    Текст книги “Логопедические карты для диагностики речевых расстройств”

    Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО “ЛитРес” (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

    Оплатили, но не знаете что делать дальше?

    Автор книги: Елена Дмитрова

    Жанр: Справочная литература: прочее, Справочники

    Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

    Е.Д.Дмитрова
    Логопедические карты для диагностики речевых расстройств

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. На этот процесс влияет целый ряд факторов, к числу которых можно отнести ухудшение экологической и социальной обстановки, улучшение методов выхаживания детей после родовых осложнений.

    Диагностическое исследование детей, имеющих системное недоразвитие речи, представляет определенные трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но и коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности. Разработка реабилитационных программ для таких детей требует точной дифференциальной диагностики.

    Основные принципы диагностики отклоняющегося развития были заложены в трудах Л.С.Выготского.

    • Комплексный подход требует всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка.

    • Принцип целостного системного изучения ребенка требует обнаружения связей между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определения их причин, установления иерархии обнаруженных нарушений.

    • Принцип динамического изучения предполагает выявление не только слабых звеньев в развитии ребенка, но и зоны его актуального и ближайшего развития, учет специфики развития аномального ребенка.

    • Принцип качественного анализа диагностических данных позволяет дифференцировать выявленные нарушения.

    Роль комплексной диагностики заключается в учете взаимосвязи высших психических функций с определенными участками мозга. При поражении отдельных участков мозга могут оказаться нарушенными несколько форм психической деятельности: устная речь, письмо, чтение, счет, память и пр.

    Поэтому, если у ребенка обнаружены трудности в формировании, например, письма, то необходимо провести квалифицированный анализ диагностического исследования для выявления причин дефекта и выбора способов его коррекции.

    Читайте также:  Конспект фронтального логопедического занятия: Зимние забавы и развлечения детей

    Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком, а с другой – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Отметим, что специфичность детского нейропсихологического обследования заключается в необходимости ориентироваться на возрастные нормы развития. Описание этих норм является одной из самых важных задач.

    Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей: устной и письменной речи, особенностей процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения. Широкое применение методов комплексной диагностики в коррекционной педагогике и дефектологии явилось результатом социального запроса, исходящего из различных детских учреждений – яслей, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, столкнувшихся с проблемой увеличения контингента детей, имеющих признаки отставания в психическом развитии в плане готовности к обучению в школе, трудностей адаптации к новым школьным условиям, затруднения в освоении школьной программы.

    Комплексные методы диагностики и коррекции в настоящее время широко и успешно применяются в детской логопедии в работе с детьми, имеющими различные виды речевых расстройств, в том числе – испытывающими различные трудности при обучении в школе (дислексия, дисграфия, дискалькулия). Эти методы продуктивны и в работе с детьми с системной речевой патологией, в первую очередь с общим недоразвитием речи (ОНР) и с задержкой психического развития (ЗПР). У большинства из них отмечается не только несформированность различных сторон речи, но и нарушение других высших психических функций.

    Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.

    Впервые в речевые карты включены не только разделы по изучению анамнестических сведений, но и отражена динамика психомоторного и речевого развития ребенка от рождения до 4 лет.

    Логопедическое обследование при разных речевых расстройствах включает два самостоятельных раздела: «общую» и «речевую» диагностическую схему. В «общем» разделе описаны симптомы нарушения и методы диагностики нарушений высших психических функций: памяти, внимания, счета, мышления, эмоций. В «речевом» разделе представлены симптомы речевых расстройств: нарушений устной речи, письма и чтения, а также нарушений слухоречевой памяти.

    Пособие включает в себя план проведения обследования при разных речевых расстройствах – дизартрии, алалии, заикании, ринолалии, нарушения голоса, при системном недоразвитии речи – как в сокращенном, так и в развернутом вариантах.

    Адресовано логопедам, психологам, педагогам, специалистам, работающим в области дефектологии, студентам дефектологических и психологических факультетов.

    Карта логопедического обследования ребенка

    Карта логопедического обследования ребенка

    Всестороннее обследование детей с нарушениями речи — первый и основополагающий этап логокоррекционной работы.

    Логопедическое обследование проводится в первые две недели сентября. Оно должно быть комплексным, системным, основываться на фактических данных. Это позволит вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования. В нее вносятся изменения, дополнения, уточнения, обнаруженные в процессе обучения и воспитания ребенка в логопедической группе. В карте фиксируются ошибочные отпеты детей, приводятся образцы детских высказываний с фонетическими, лексическими и грамматическими ошибками. Речевая карта заканчивается логопедическим заключением, которое вытекает из результатов обследования и определяется структурой речевого дефекта.

    Если ребенку решением ПМПК предложено продолжить обучение в логопедической группе, то при повторном обследовании логопед в речевой карте фиксирует итоги работы за прошедший учебный год.

    В настоящее время используются различные виды карт логопедического обследования, которые отражают специфику нарушения (ФФН, ОНР, заикание, дизартрия, ринолалия и др.) и позволяют оптимизировать процесс обследования, проводя дифференциальную диагностику речевых расстройств.

    Примерная карта обследования ребенка с ОНР

    I. Анкетные данные

    Дата поступления в группу___________________________________________________________

    Откуда поступил ___________________________________________________________________

    II. Анамнез

    От какой беременности ребенок_______________________________________________________

    Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические, инфекционные заболевания)__

    Роды (в срок, нормальные, досрочные, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений) ______________________________________________

    Когда закричал _____________________________________________________________________

    когда принесли кормить______________________________________________________________

    грудное или искусственное___________________________________________________________

    Выписали из роддома на___ день, если задержали, то почему ______________________________

    III. Раннее физическое и психическое развитие

    Начал держать голову____(N к 2 мес), сидеть _______ (N к 6 мес), стоять с помощью опоры______(N к 8—9 мес), ходить_____ (N к 1 году).

    Гуление _______ (N в 2—3 мес), лепет _______ (N в 5—6 мес), первые слова_____(N к 1году), первые фразы _____(N к 1,5—2 годам), фразовая речь_______ (N к 3 годам)

    до 1 года___________________________________________________________________________

    после 1года ________________________________________________________________________

    Ушибы, травмы головы______________________________________________________________

    Прерывалось ли речевое развитие _____________________________________________________

    IV. Речевая и социальная среда

    Контакты с лицами, имеющими речевые нарушения _____________________________________

    Наличие в семье двуязычия (билингвизм); язык, преобладающий в общении_________________

    С кем проживает ребенок (с родителями, опекунами, бабушкой. ) __________________________

    Занимался ли ребенок с логопедом, с какого возраста ____________________________________

    V. Объективные данные о состоянии здоровья

    Неврологический статус (невропатолог) ________________________________________________

    Состояние слуха (оториноларинголог) _________________________________________________

    Состояние зрения (окулист) __________________________________________________________

    Состояние интеллекта (психоневролог)_________________________________________________

    Общее состояние здоровья (педиатр)___________________________________________________

    VI. Разговорно-описательная беседа

    (цель: выявить общий кругозор ребенка, уровень сформированности связного высказывания)

    Как тебя зовут?_____________________________________________________________________

    Сколько тебе лет?___________________________________________________________________

    Где ты живешь? ____________________________________________________________________

    С кем ты живешь?___________________________________________________________________

    Как зовут маму, папу? _______________________________________________________________

    Есть ли у тебя брат (сестра)? __________________________________________________________

    Кто работает в твоей семье? А кто учится? ______________________________________________

    С кем ты дружишь в детском саду?_____________________________________________________

    Помогаешь ли ты взрослым дома?_____________________________________________________

    Что ты умеешь делать?_______________________________________________________________

    Какая у тебя любимая сказка? О чем она? _______________________________________________

    Другие сведения об окружающем мире_________________________________________________

    VII. Моторная сфера

    1. Состояние общей моторики_______________________________________________________

    Постоять на одной ноге (попеременно)_________________________________________________

    Попрыгать на двух ногах_____________________________________________________________

    Попрыгать на одной ноге (попеременно)________________________________________________

    Постоять на цыпочках_______________________________________________________________

    Присесть, руки в стороны_____________________________________________________________

    2. Состояние мелкой моторики_______________________________________________________

    Пальчиковые упражнения: «Коза»___________«Зайчик» _____________ «Колечко»________ (правая, левая рука, синхронно)

    «Кулак — ребро — ладонь»___________________________________________________________

    «Пальчики здороваются» (соединить пальцы рук)________________________________________

    Нанизывание колечек, бусинок на тесьму _______________________________________________

    Собрать мозаику (спички и др.) _______________________________________________________

    Ведущая рука (правая, левая, амбидекстр)_______________________________________________

    Нахмурить брови ___________________________________________________________________

    Изобразить радость (печаль) __________________________________________________________

    Надуть щеку (щеки)_________________________________________________________________

    4. Навыки самообслуживания (умеет ли самостоятельно застегивать, расстегивать пуговицы, завязывать, развязывать шнурки и т.д.)____________________________________________________

    VIII. Психические процессы

    1. Внимание ________________________________________________________________________

    (достаточно устойчивое, поверхностное, недостаточно устойчивое, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности)

    запоминание предметов (слов) ________________________________________________________

    добавление предмета в линейный ряд __________________________________________________

    уменьшение предметов в линейном ряду________________________________________________

    заучивание слов при 1-, 2-, 3-, 4-кратном повторении _____________________________________

    3. Зрительное восприятие____________________________________________________________

    узнавание предметов в неполном изображении___________________________________________

    узнавание предметов в условиях наложения _____________________________________________

    силуэтное изображение ______________________________________________________________

    восприятие цвета, оттенков___________________________________________________________

    восприятие формы __________________________________________________________________

    4. Пространственные представления__________________________________________________

    (справа_______ , слева_____ , впереди____ , сзади_____ , выше____, ниже _____, дальше _____, ближе______, в центре__________ )

    5. Временные представления__________________________________________________________

    времена года _______________________________________________________________________

    6. Мышление _______________________________________________________________________

    исключение «4-го лишнего»__________________________________________________________

    складывание разрезных картинок______________________________________________________

    восстановление сюжета (серия картинок)_______________________________________________

    понимание переносных значений слов («золотые волосы», «золотые руки») __________________

    7. Математические представления____________________________________________________

    простейшие арифметические действия__________________________________________________

    8. Работоспособность (снижена, достаточна)___________________________________________

    XII. Звукопроизношение

    ЗвукиВоспроизведение звука
    изолированнов речи
    Свистящие, [ц]
    Шипящие, [ч]
    Звуки [л], [л’]
    Звуки [p], [р’]
    Другие звуки
    Дифференциация звуков

    Вывод_____________________________________________________________________________

    XVI. Фразовая речь

    Составление предложений по опорным словам: со словами: девочка, альбом, рисунок, дополнив его соответствующими добавочными словами______________________________________________

    по отдельным словам, расположенным в неправильной последовательности:

    на, Саша, лыжах, катается__________________________________________________________

    клетки, чиж, из, вылетел_____________________________________________________________

    (фразовая речь не нарушена; нарушения фразовой речи: структурный аграмматизм (пропуск знаменательных слов, нарушения линейной последовательности слов в предложении), морфемный аграмматизм — нарушения сочетаемости слов: согласования, управления)

    XVII. Связная речь

    (образцы детских рассказов обязательно записываются)

    1. Составление рассказа по картине___________________________________________________

    2. Составление рассказа по серии картин_______________________________________________

    (рассказы лаконичные; фраза развернутая; отмечаются нарушения порядка слов в предложении, аграмматизмы; предложения нераспространенные; трудности в логическом построении связного высказывания; низкий уровень сформированности связной речи)

    Логопедическое заключение_________________________________________________________

    Дата______ Логопед ________________________________________________________________

    Карта логопедического обследования ребенка

    Всестороннее обследование детей с нарушениями речи — первый и основополагающий этап логокоррекционной работы.

    Логопедическое обследование проводится в первые две недели сентября. Оно должно быть комплексным, системным, основываться на фактических данных. Это позволит вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования. В нее вносятся изменения, дополнения, уточнения, обнаруженные в процессе обучения и воспитания ребенка в логопедической группе. В карте фиксируются ошибочные отпеты детей, приводятся образцы детских высказываний с фонетическими, лексическими и грамматическими ошибками. Речевая карта заканчивается логопедическим заключением, которое вытекает из результатов обследования и определяется структурой речевого дефекта.

    Если ребенку решением ПМПК предложено продолжить обучение в логопедической группе, то при повторном обследовании логопед в речевой карте фиксирует итоги работы за прошедший учебный год.

    В настоящее время используются различные виды карт логопедического обследования, которые отражают специфику нарушения (ФФН, ОНР, заикание, дизартрия, ринолалия и др.) и позволяют оптимизировать процесс обследования, проводя дифференциальную диагностику речевых расстройств.

    Примерная карта обследования ребенка с ОНР

    I. Анкетные данные

    Дата поступления в группу___________________________________________________________

    Откуда поступил ___________________________________________________________________

    II. Анамнез

    От какой беременности ребенок_______________________________________________________

    Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические, инфекционные заболевания)__

    Роды (в срок, нормальные, досрочные, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений) ______________________________________________

    Когда закричал _____________________________________________________________________

    когда принесли кормить______________________________________________________________

    грудное или искусственное___________________________________________________________

    Выписали из роддома на___ день, если задержали, то почему ______________________________

    Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

    Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

  • Ссылка на основную публикацию