Гимнастика для глаз на логопедических занятиях

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 11.12.2016 2016-12-11

Статья просмотрена: 1326 раз

Библиографическое описание:

Колпакова, Е. В. Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях / Е. В. Колпакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 680-683. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36516/ (дата обращения: 07.01.2021).

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей. Главный их признак — использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из важнейших задач, стоящих перед логопедом. Для детей с нарушениями речи это особенно значимо, поскольку, как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Для детей с общим недоразвитием речи характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, таких как слухоречевая память и внимание, вербально-логическое мышление, пространственная и временная ориентировки, нарушение в артикуляционной, мелкой моторике и общей моторике. Многие дети имеют повышенную утомляемость, быструю истощаемость и лабильность эмоциональной сферы. Таким образом, здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению здоровья.

Какие же задачи стоят перед учителем-логопедом? А именно:

  1. Повысить результативность воспитательно-образовательного процесса;
  2. Сохранить и укрепить здоровье воспитанников;
  3. Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения;
  4. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье;
  5. Пропагандировать здоровый образ жизни.

На логопедических занятиях используются следующие здоровьесберегающие технологии:

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.

Параллельно с этим логопедом решается и ряд оздоровительных задач, таких как:

‒ насыщение организма кислородом;

‒ улучшение обменных процессов;

‒ нормализация психоэмоционального состояния;

Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приемов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.

Гимнастика для глаз

Комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений зрения, позволяет снять напряжение и расслабить мышцы глаз, укрепляет мышцы глаз. Они также:

‒ развивают концентрацию внимания;

‒ обеспечивают межполушарное взаимодействие;

‒ развивают навыки волевой регуляции и умение управлять движениями;

Такие упражнения как “Бегающие огоньки”, “Солнечные зайчики” и др. во время выполнения письменных заданий, после длительной зрительной нагрузки являются хорошей паузой для отдыха, способствуют снижению напряжения на мышцы глаз, развивают зрительное внимание. В сочетании с заданиями на пространственную ориентировку («Куда приведет дорожка» и т. п.) способствуют решению еще одной очень важной задачи — развитию оптико-пространственных представлений.

Развитие тонкой моторики рук. (Пальчиковая гимнастика)

Мелкая моторика и уровень речевого развития находятся в прямой зависимости друг от друга, следовательно, целенаправленная работа по развитию моторики рук, напрямую влияет на речевое развитие, облегчая ребенку процесс коррекции речевых нарушений. В зависимости от поставленной цели применяются расслабляющие, статические и динамические упражнения. Что немаловажно, не только на логопедических занятиях, но и в самостоятельной деятельности эти упражнения, подготавливает руку к письму, помогает снять напряжение особенно после длительной нагрузки, развивает ручную умелость.

На логопедических занятиях достаточно широкий спектр применения пальчиковых и ручных игр. Это наиболее удобный вид заданий на этапе автоматизации звукопроизношения, позволяющий разнообразить работу, сделать ее интересной для ребенка, избежать излишнего напряжения, сохранив интерес к коррекционному процессу.

При работе над просодической стороной речи, диалогической формой связной речи, целесообразно применение небольших пальчиковых игрушек, которые создают положительный эмоциональный фон, способствуют снятию напряженности на занятии, стимулируют речевую активность, внося в занятие элементы театрализованной деятельности.

Коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия)

Эффективно использование в коррекционной работе элементов сказкотерапии (облачение занятия сказочным сюжетом; использование отрывков из сказок; введение в занятие сказочного героя; сочинение сказок). Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Введение сказочного героя, который появляется на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта). Широко использую в логопедической работе рисунки, т. к. рисование — один из главных способов познания и отражения окружающего мира. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, и позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый логопедом материал, преодолеть речевое нарушение. Использование музыкального сопровождения стимулирует двигательные, речевые функций, способствует снятию напряжения, тревожности. Вся логопедическая работа пронизана психотерапевтической направленностью. Основным средством психотерапевтического воздействия является слово. В процессе коррекционной работы провожу беседы, даю разъяснения, убеждаю, внушаю им уверенность в собственные силы, желание и стремление работать над своей речью, возможность преодоления дефекта.

Кинезеологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Любая психическая функция осуществляется совместной работой двух полушарий, каждая из которых вносит в построение психических процессов свой личный вклад. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием успешности любой деятельности (Б. Г. Ананьев).

Данный вид упражнений направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, развитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое («Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Колечко», «Лягушка», «Замок» и др.). Они одинаково хорошо подходят как для работы с детьми-логопатами, так и с детьми без речевых нарушений, так как решают ряд важнейших задач:

‒ развитие специализации полушарий головного мозга;

‒ синхронизация полушарий головного мозга;

‒ развитие мышления, памяти, внимания;

‒ развитие способности к произвольному контролю;

‒ снятие психоэмоционального напряжения.

Применительно к логопедической работе, этот вид упражнений целесообразно использовать для активизации внимания вначале занятия, во время смены деятельности, как и динамические паузы или в конце занятия, для снятия напряжения и помощи ребенку в переключении на другой вид деятельности.

У детей с ОНР достаточно часто определяется недостаточное развитие пространственного гнозиса, в этом случае, данные упражнения включаются в план индивидуальной работы с такими детьми и даются для закрепления в группе с воспитателем.

Основные отличительные особенности здоровьесберегающих и педагогических технологий заключаются в следующем:

  1. На одном занятии активизируются разные виды восприятии ребенка — зрительное, слуховое, тактильное, двигательное, пространственное, а также обоняние и вкус. Обогащается сенсомоторный опыт детей, совершенствуются сенсомоторные координации (зрительно-, слухо-, вестибуломоторная).
  2. При проведении занятий используются предметы, изготовленные из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера. Это также способствует обогащению сенсомоторной сферы детей.
  3. Дети постоянно пребывают в движение, исключается статичная форма проведения занятий. Проводятся физкультурные паузы и динамические развивающие игры, которые связаны с сюжетом, тематикой и содержанием занятия.
  4. В течение всего занятия дети активно перемещаются в трехмерном пространстве по разным ориентирам — слуховым (на источник звука) и зрительным — предметным и знаково-символическим (в старшем дошкольном возрасте).
  5. Все занятия предусматривают проведение предварительной и последующей работы.

Таким образом, раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, считаю важным подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья. По мнению большинства исследователей, упражнения игрового характера оказывают благоприятное влияние на организм детей: на общий тонус, моторику, способствует тренировке подвижности центральной нервной системы, развивают внимание и память, создают положительный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Занятия проходят в режиме игры и коллективного сотрудничества. Такое построение занятий позволяет добиваться устойчивого внимания детей и поддержания их интереса к материалу на протяжении всего занятия, способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, помогает достигать максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей. Оптимизация процесса коррекции речи способствует оздоровлению всего организма ребенка.

  1. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. С.21–28.
  2. С. В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
  3. Кучма В. Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. — М., 2000.
  4. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. -М., 200
  5. Ткачева В. И. Играем каждый день //Методические рекомендации. — Мн.: НИО, 2001

Рабочая программа по логоритмике в старшей группе с общим недоразвитием речи

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 000»

На заседании педагогическогосовета Заведующий

Протокол № 1 ________

31.08.2016г Приказ г

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Музыкальный руководитель: Медведева Л. Л.

Целевой раздел

    Пояснительная записка Цели и задачи. Основные принципы работы Ожидаемые результаты и педагогическая диагностика

Содержательный раздел

    Содержание психолого-педагогической работы по логоритмике Содержание деятельности по логоритмике Календарно-тематический план работы по логоритмике.

Организационный раздел

    Расписание Материально-техническое обеспечение и развивающая предметно-пространственная среда

Возрастной состав обучающихся 5-6 лет

Продолжительность образовательного процесса –1 года

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить непосредственно образовательную деятельность по логоритмике.

Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как логоритмика создаёт положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

Игры по логоритмике направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход игр вводятся элементы психогимнастики, сказкотерапии, активной и пассивной музыкотерапии.

Перспективный план по логоритмике составлен на 1 год (старшая группы). Длительность проходит в соответствии с требованиями СанПиНа (20-25 мин). В данной программе отражены следующие разделы:

задачи (развитие речи, развитие моторики, развитие музыкальных и творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья детей);

ожидаемые результаты на каждый учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

– коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

– активизировать высшую психическую деятельность через развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;

– развивать и увеличивать объём зрительной памяти;

– развивать и совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

– вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;

2.2. Основные принципы работы

Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь.

Принцип учета уровня развития ребёнка. предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

2.3. СОДЕРЖАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Чистоговорки обязательны. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.

Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.

Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментахразвивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

Читайте также:  Система работы учителя-логопеда, направленная на коррекцию недостатков в развитии обучающихся с нарушениями в развитии

Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.

При регулярном проведении логоритмических занятий у детей будет происходить положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем, будет формироваться положительный эмоциональный настрой, они научатся общению со сверстниками, координации движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений, ориентировке в пространстве, движению в заданном направлении, перестроению в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега, выразительно передавать заданный характер, образ.

Предложенная комплексная форма работы будет не только корригировать, но и предупреждать речевые нарушения у младших дошкольников, способствуя развитию личности в целом.

Мониторинг проводится в рамках диагоностики музыкальных способностей с добавлением диагностики диапазона голоса.

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

На логоритмических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ,

ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Чернова Л.В. учитель – логопед

МДОУ ЦРР д/с «Колокольчик» г. Абакан

Актуальность

Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все то,что мешает свободному общению ребенка с коллективом.

Остро встает вопрос о значимости фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу.

Все дети старшей логопедической группы детского сада “Колокольчик”имеют логопедическое заключение общее недоразвитие речи 1,2,3 уровней. Среди них основной контингент составляют дошкольники со стертыми или минимальными проявлениями дизартрии (70 %)и, как следствие, с двигательными расстройствами. Нарушение моторики часто распространяется на всю мускулатуру в целом, охватывая не только речевой аппарат, но также и плечевой пояс и нижние конечности.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи при дизартрии вызывает определенные трудности, поскольку связано с поражением центральной нервной системы. Учителю-логопеду необходимо выбрать наиболее оптимальную адекватную коррекционную методику с учетом резервных компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности.

Одной из форм активной терапии, благотворно действующей как на физическое,так и на психическое развитие ребенка с речевыми нарушениями ,является логопедическая ритмика.

Логоритмические занятия – метод, опирающийся на связь слова, музыки и движения.

Цель логоритмического воздействия – преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.

^ Качественный состав старшей логопедической группы

Исходя из поставленных целей и задач мы обратились к народной культуре, к русскому фольклору. В русском фольклоре особенным образом сочетается слово и музыкальный ритм, напевность.Следует также подчеркнуть ,что наш детский сад работает по программе «Детство», где работа по приобщению детей к родной культуре проходит красной нитью.

Русские народные игры, хороводы, пляски, народные песни, частушки, потешки, скороговорки, сказки, загадки, заклички, пословицы, поговорки являются богатейшим источником физического, познавательного и нравственного развития детей.

^ Сотрудничество специалистов

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная систематическая работа.

Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада: логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, инструктора по физическому воспитанию.

У каждого свой вид деятельности, но цель у всех общая- развитие и воспитание ребенка.

^ Логопед задает лексическую тему, составляет конспект занятия, проводит занятие.

Музыкальный руководитель подбирает музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий.

Воспитатель проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивает с детьми пальчиковые игры, стихи и движения.

^ Инструктор по физкультуре разучивает подвижные игры.

Родители разучивают речевой материал с ребенком дома

^ Структура логоритмического занятия

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Речевые упражнения с движениями ,с музыкальным сопровождением и без.

Упражнения на развитие слухового внимания, фонематического слуха, дыхания, голоса, артикуляции.

Упражнения, воспитывающие чувство музыкального ритма, координации движений.

Игра на музыкальных инструментах

Завершение игровой ситуации.

Виды деятельности на логоритмических занятиях

  • устное народное творчество
  • песенное творчество
  • танцевальное творчество
  • игра на музыкальных инструментах
  • театрально-игровой фольклор

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем

их к общечеловеческим нравственным ценностям. Повторяя за взрослым потешку в движении, у ребенка вырабатывается ритм, он лучше усваивает потом музыкальный ритм. С первых дней учим слушать народную музыку, знакомим с народными инструментами, которые приносят на занятия любимые герои петушок, лисичка, зайчик. Обучаем детей навыкам игры на инструментах, умениям проиграть ритм для персонажа.

В работе с песнями используем разные жанры: колыбельные, лирические, исторические. При разучивании дети вовлекаются в активное взаимодействие-

играют, поют, танцуют, проявляя свой индивидуальный характер и способности. При этом усваиваются народные традиции в ненавязчивой форме на основе народной педагогики . В песнях встречаются редко употребляемые слова, старинные обороты (коромысло, поленья, млада, по сигачкам, рассыплюся яблоней). Обьясняя детям их значение, пропеваем их медленно, скороговорчато, громко, тихо.

В народных закличках, попевках много протяжных звуков. Это дает возможность работать в игровой форме над артикуляцией. Пением имитируем звучание балалайки, дудочки и т. д., укрепляя мышцы языка, гортани.

Разучивая хороводы, дети узнают, что они бывают разные: плясовые, драматические, орнаментальные, игровые. Они сами придумывают движения, мимику, жесты.

В групповых танцах ребенок учится красиво двигаться, учится понимать язык музыки.

В обучении игре на народных инструментах знакомим с элементами игры

(напр. игра на ложках «камушком», «солдатиком»),выкладываем ритм мелодий , создаем свои. Ритмы закрепляем хлопками, шлепками, притопами.

Организация занятий предполагает активное участие, всех детей, а использование различных фольклорных форм позволяет привлекать к участию обычно пассивных и застенчевых.

ЛИТЕРАТУРА

  • Аникин В, И К мудрости ступенька. М., 1988.
  • Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки,загадки и детский фольклор. М., 1957.
  • Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Издательство «Просвещение», 1985.
  • Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М.,1994.
  • Заплетися, плетень. Русские народные песни и хороводы// Сост. В. Агафонников. М., 1973. год
  • Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005.
  • Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2003.
  • Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа.Санкт-Петербург,1994
  • Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду//Под ред. А. В. Орловой. Владимир, 1995.
  • Савицкая Н.М. Логоритмика для малышей 4-5 лет Издательство «КАРО «Санкт-Петербург 2009
  • Сельский хоровод. Игры, танцы, упражнения, стихи и загадки//Сост. С. Бекина. М., 1987. Шмаков С. А.
  • Приложение 1

    Перспективное планирование логоритмических занятий в старшей логогруппе (фрагменты)

    Конспект логоритмического занятия «Сказка о красках»

    (старшая группа с ОНР)

    Программные задачи:

    • Продолжать учить детей правильно артикулировать гласные и твердые согласные звуки в процессе пения;
    • Развивать слуховое внимание, зрительную память, координацию движений, музыкально-ритмические способности, мимические мышцы;
    • Закреплять умение ориентироваться в пространстве, усваивать лексические темы: цвета, геометрические фигуры, признаки весны, лесных животных, насекомых.
    • Автоматизировать звуки: с, ж, х, щ, в, в’.

    Ритмические палочки, шумовые инструменты, картинки по лексическим темам, бабочки на палочках, цветные кубики, ткань для лесной полянки, мольберт, палитра красок, аудиозапись «Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Звуки природы», танец «Разноцветная игра», пальчиковая игра «Белка».

    Ход занятия:

    Дети входят в зал под спокойную музыку (русская народная мелодия «В лесу-лесочке») хороводным шагом, встают около стульчиков.

    1. Музыкальное приветствие :

    – Здравствуйте, ладошки – поворачивают ладоши

    Хлоп, хлоп, хлоп, – хлопки

    – Здравствуйте, ножки, – пружинки

    Топ, топ, топ. – топают ногами

    – Здравствуйте, щечки, – гладят щеки

    Плюх, плюх, плюх. – Шлепают ладошками

    – Пухленькие щечки, – круговые движения кулачками

    Плюх, плюх, плюх. – ударяют кулачками

    – Здравствуйте, губки, – наклоны головы

    – Здравствуйте, зубки, – наклоны головы

    – Здравствуй, мой носик, – гладят нос указательным пальцем

    Бип, бип, бип. – нажимают пальцем на нос.

    – Здравствуйте, гости! – протягивают руки.

    2. М. р. – Ребята, какое у нас время года?

    Дети. – Весна!

    М.р. – Я прочитаю стихотворение, а вы вместе со мной произносите слова, которые повторяются.

    Стихотворение «Пришла весна» А. Алябьева.

    М. р . – Улыбаются все люди –

    Весна, весна, весна!

    Она везде, она повсюду,

    Красна, красна, красна!

    По лугу, лесу и полянке

    На солнышке скорей погреться

    Зовет, зовет, зовет!

    М. р. – Погуляем, дети, по весенней природе? Будем наблюдать, что происходит весной.

    3.Динамическое упражнение «Ты шагай» слова М. Картушиной.

    – Ты шагай, ты шагай – шаг марша

    Выше ноги поднимай.

    – По тропиночке пойдем – «змейка» между кубиками

    Друг за дружкою гуськом.

    – На носочки встали, – бег на носках

    – Ножки поднимаем, – ходьба через кочки

    На кочки мы не наступаем.

    – И снова по дорожке – шаг марша

    Мы весело шагаем.

    (дети садятся).

    4. М . р. – Дети, я расскажу вам сказку о красках. Жил-был на свете художник. Однажды он взял бумагу, краски, кисти и пустился в дальний путь. (Под музыку появляется Художник с палитрой и кистями).

    Художник. – На природе над пейзажем поработаю чуть-чуть. (Подходит к мольберту и рисует. Шум дождя, гром в записи)

    М. р. – Вдруг загрохотал гром и пошел дождик.

    Массаж спины «Дождик» М. Картушиной

    – Дождик бегает по крыше – ладонями по спине

    – По веселой звонкой крыше – бегают пальчиками по спине

    – Дома, дома посидите – кулачками

    – Никуда не выходите – ребрами ладоней

    – Почитайте, поиграйте – растереть плечи пальцами

    – А уйду – тогда гуляйте – погладить спину ладонями

    (затем дети поворачиваются в другую сторону)

    (Дети берут ритмические палочки)

    Попевка «Дождик». Музыка и слова С.Коротаевой (мальчик-Дождик играет на колокольчике, в конце – игра)

    М. р. – И вдруг Дождик намочил палитру Художника (Дождик подбегает к мольберту и звенит колокольчиком).

    Худож. – Осторожно, мальчик Дождик,

    Ты работу мне испортишь.

    Видишь, краски намочил,

    Что ты, Дождик, натворил!

    (качает головой, раскрывает зонтик).

    М. р. – Все краски смешались и стали спорить, кто из них главнее. Красная краска решила, что она самая старшая и покрасила весенние цветочки в красный цвет. (Показ картинок с изображением тюльпанов). Как называются эти весенние цветы?

    Ответ детей.

    Стихотворение с движениями

    – Наши красные цветки

    (плавно поднимают руки вверх, раскрывая ладони)

    – Ветерок чуть дышит,

    ( качают руками вправо-влево)

    – Наши красные цветки

    (соединили ладони, присели)

    (качают головой вправо-влево)

    (ладони под голову).

    М. р. – Оранжевая краска решила, что она самая лучшая краска на свете. «Даже белочки в лесу оранжевого цвета», – сказала она. Весной белочки меняют серую шубку на оранжевую или рыжую. (Показ картинки)

    Пальчиковая игра «Белка» (русская нар. потешка в аудиозаписи)

    – Сидит белка на тележке

    Продает она орешки. – удары кулачками друг о друга

    Воробью, синичке, – потереть все пальцы о большой палец

    Худож. – Желтая краска стала спорить, что главнее ее нет на свете.

    М. р. – Дорогие гости, сейчас ребята загадают вам загадку про желтый мячик, а вы попробуйте отгадать.

    Песенка «Желтый мячик» (с инструментальной аранжировкой).

    – Что за желтый мячик?

    Вот, вот, вот – барабан

    – Прыгает, как зайчик.

    Вот, вот, вот. – треугольник

    – Он и кисточку принес

    Нес, нес, нес. – бубен

    – Прыгнул с кисточкой куда?

    Прыгнул нам на нос. – дудка

    – Что сидел и делал там?

    Там, там, там! – трещотки

    – Да веснушки рисовал

    Нам, нам, нам! – ложки

    – Всем, всем, всем нарисовал?

    Да, да, да! – рубель

    – И друзей своих позвал?

    Да, да, да! – колокольчик

    – Так и льются они в сад!

    Да, да, да! – металлофон

    – Веселят, смешат ребят!

    Да, да, да! – tutti

    М. р. – Конечно же, это весеннее солнышко! Весной оно светит ярче и греет жарче! (показ картинки)

    Подвижная игра «Карусель»

    (с импровизированной каруселью из желтых ленточек)

    Закружились карусели, – дети идут медленно

    А потом, потом, потом

    Все бегом, бегом, бегом. – постепенное ускорение

    Тише-тише, не спешите,

    Карусель остановите. – замедление

    1, 2, 1, 2 – вот и кончилась игра. – остановка

    Дыхательное упражнение

    – Мы летаем высоко

    С-с-с! – вдох, поднять руки, выдох

    – Мы летаем низко

    С-с-с! – руки вниз, выдох

    – Мы летаем далеко

    С-с-с! – руки вытянуть, выдох

    – Мы летаем близко

    С-с-с! – руки перед грудью, выдох

    Худож. – И тут вступила в спор зеленая краска. Она сказала:

    – Цвет зеленый есть у кленов,

    Цвет зеленый у травы!

    Самый главный цвет – зеленый,

    Спорить нечего – увы!

    М. р. – А к нам прилетел зеленый жук. Весной просыпаются насекомые. (показ картинки)

    Массаж биозон «Жук» (чистоговорка)

    – Жу-жу-жу, – указательным пальцем провести по

    Я летаю и жужжу крыльям носа, мягко надавливая

    Мне цветочек покажи – ребрами ладоней растирать лоб

    Василек растет в меже – ладонями погладить шею сверху-вниз

    – Жу-жу-жу – раздвоенными указательным и средним

    Про цветы всем расскажу пальцами растирать точки за ушами

    Песенка «Веселый жук». Слова и музыка Р.Котляревского

    М.р. – Голубая краска решила, что она самая важная на свете.

    Худож. – Голубой цвет – цвет воды, а в воде отражается голубое небо.

    Физминутка «Речка»

    – Если речка голубая

    Пробудилась ото сна

    (руки в стороны, потянулись)

    – И бежит в полях, сверкая,

    (бег на месте)

    Значит, к нам пришла весна

    (хлопки в ладоши)

    – Если снег везде растаял,

    И трава в лесу видна,

    – И поет пичужек стая

    (машут «крыльями»)

    – Значит, к нам пришла весна!

    (хлопки в ладоши)

    Подвижная игра «Пробеги под волной»

    (Двое взрослых растягивают ткань голубого цвета. Под музыку то поднимают ее, то опускают. Дети должны пробежать под тканью, не коснувшись ее)

    М. р. – Синяя краска объявила, что она самая красивая на свете. Синего цвета бывают дождевые тучи, которые вот-вот заплачут. (Показ тучек с разным выражением лица)

    Мимическое упражнение «Тучки»

    – Тучки, словно паруса,

    Мчит их ветер, гонит,

    Если много тучек,

    Значит, будет дождик.

    – Если наши тучки

    В тучу превратятся,

    Читайте также:  Нарушение голоса при ЧМТ

    И когда грохочет гром –

    Это тучи злятся. (злые тучки)

    – Рассердилась туча злая,

    И закапал мелкий дождь.

    Капля падает за каплей,

    Сколько набежало слез. (грустная, плачущая)

    – Если тучка светится,

    Как перо жар-птицы,

    Будет солнышко с утра,

    Защебечут птицы. (добрая, веселая)

    (дети меняют выражение лица в соответствии с текстом)

    М. р. – И вдруг краски перестали спорить и покрасили каждая в свой цвет бабочек, которые проснулись от долгой зимы.

    (дети берут бабочек на палочках)

    Упражнение для глаз «Бабочки»

    (звучит «Лирический вальс», муз. И.Иванович, дети «рисуют» в воздухе разные геометрические фигуры, следя глазами за полетом бабочек).

    Худож. – «А меня позабыли!», – закричала черная краска. Ведь черный цвет также встречается в природе. Дети, что в природе черного цвета? (земля, ночное небо, птицы – грачи, ласточки, скворцы) (дети надевают полумаски)

    Игра «Скворчиха шла» рус. нар. песня (подобно игре «Ручеек»)

    Скворчиха шла, голосиста шла

    По веточкам, по жердочкам.

    Сама прошла и детей провела,

    Самолучшего детеночка оставила.

    М. р. – Вы, ребята, наверное, поняли, что каждая краска – главная и важная, потому что встречается в нашей природе.

    Худож . – Есть разные краски

    У нашей планеты.

    Пусть мир украшают

    Зеленой травою и розовой кашкой,

    Дождем голубым, разноцветной букашкой,

    Оранжевым цветом рассвет и закат

    Пусть красочный мир окружает ребят.

    Общий танец «Разноцветная игра». Муз. Б.Савельева

    (во время танца расстелить зеленую ткань с желтыми цветочками – мать-и-мачехой)

    М. р. – Пришла пора отдохнуть, ребята. Сядем на эту красивую полянку.

    – Наши ручки устали,

    Они хлопали, играли. – поглаживание рук

    – Наши ножки устали,

    Они прыгали, скакали. – поглаживание ног

    Глазки закрываются. – дети ложатся на спину

    Релаксация «Лесные звуки».

    М. р . – Стали птички щебетать,

    Глазки будем открывать,

    Просыпаться и вставать.

    Вот и побывали мы весной на природе, познакомились с красками, пора возвращаться в детский сад. А теперь мы попрощаемся.

    М. р. (поет) – До свидания, ребята.

    Дети – До свидания!

    Звучит спокойная музыка, дети хороводным шагом выходят из зала.

    Логоритмические занятия в структуре коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи в условиях ДОО

    Алексеева Наталья Владимировна,

    учитель-логопед первой квалификационной категории

    МКДОУ города Новосибирска детский сад № 274

    Третьякова Анна Геннадьевна,

    первой квалификационной категории

    МКДОУ города Новосибирска детский сад № 274

    Логоритмические занятия в структуре коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи в условиях ДОО

    Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. К сожалению, в наши дни увеличивается количество детей с речевыми нарушениями.

    Устранять нарушения речи необходимо в дошкольном возрасте, так как именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью. Если в сензитивный период не решить эту проблему – нарушатся условия для дальнейшего полноценного развития ребёнка (Л.В. Выготский, Е.И. Винарская, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева).

    В МКДОУ детский сад № 274 с 2017-2018 учебного года открыты группы комбинированной направленности, в которые зачислены дети 5-тилетнего возраста с ограниченными возможностями здоровья со следующими речевыми нарушениями: общее недоразвитие речи, II уровня речевого развития – 7,5 %, III уровня речевого развития – 81,5 % и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – 11%.

    Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложное речевое расстройство, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

    Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Имея в целом полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

    Общее недоразвитие речи сказывается и в отставании в развитии двигательной сферы: отмечаются плохая координация, снижение скорости и ловкости общих движений, а также недостаточная координация пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики. Большинство детей с ОНР не способны к длительной игровой деятельности, они не умеют ограничивать свои желания, отличаются упрямством и негативизмом.

    Коррекционно-логопедическое воздействие на ребенка в процессе его всестороннего воспитания и обучения в ДОО должно быть целостным, интегрально–личностным, должно способствовать дальнейшей школьной исоциальной адаптации, готовить ребенка к полноценному и достойному участию в жизни общества.

    Для эффективной реализации системы коррекционно-развивающей работы в нашей дошкольной образовательной организации, наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, учителем-логопедом и музыкальным руководителем проводятся логоритмические занятия (логоритмика), основанные на синтезе слова, движения и музыки.

    Целью логоритмических занятий является профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

    Использование средств логоритмики в работе по коррекции нарушений речи позволяет решать широкий круг коррекционных и воспитательных задач.

    В процессе занятий логоритмикой с детьми дошкольного возраста выделяют два основных направления работы:

    1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей и мелкой моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

    2. Развитие речевых процессов и коррекция имеющихся у детей нарушений речи включают: развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

    Концепция организации логоритмических занятий с детьми старшего дошкольного возраста основывается на традиционных принципах педагогики и дидактики (принцип наглядности, принцип всестороннего воздействия, принцип учёта симптоматики, принцип этапности).

    При проведении логоритмических занятий с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья логопед и музыкальный руководитель предъявляют единые требования. Занятия логоритмикой проводятся 1 раз в неделю в музыкальном зале. Каждое занятие проводится по лексической теме, в соответствии с тематическим планированием коррекционно-логопедической работы, в игровой форме, от 25 до 30 минут в зависимости от возраста детей. Занятия состоят из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

    Подготовительная часть продолжается от 3 до 7 минут. Данное время необходимо для подготовки организма ребёнка к моторной и речевой нагрузкам. Используются такие упражнения, как повороты и наклоны корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, с изменением направления и темпа движения, с перестроениями. С помощью этих упражнений дети учатся ориентироваться в пространстве, в право- левостороннем направлении движения и т.д. Вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи с помощью музыки и направлены на тренировку внимания, памяти и ориентировки, тормозных реакций.

    Основная часть длится 10-15 минут и может содержать следующие виды деятельности:

    Ходьба и маршировка в различных направлениях.

    Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции.

    Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

    Упражнения, активизирующие внимание.

    Упражнения на развитие координации движения.

    Упражнения на координацию речи с движением;

    Упражнения, на координацию пения с движением;

    Речевые упражнения без музыкального сопровождения;

    Упражнения, формирующие чувства ритма;

    Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

    Упражнения на развитие мелкой моторики;

    Упражнения для развития творческой инициативы.

    Слушание музыки для снятия эмоционального напряжения.

    Игра на музыкальных инструментах.

    Игры (статические, малоподвижные, подвижные).

    Заключительная часть занимает от 2 до 7 минут и состоит из упражнений на восстановление дыхания, снятия мышечного и эмоционального напряжения, спокойной ходьбы, релаксационных упражнений.

    Эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОО. Занятия логоритмикой – вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по развитию и коррекции речи воспитанников комбинированных групп с речевыми нарушениями.

    1. Буренина А.И. Ритмическая пластика для дошкольников – СПб.: 1994.

    2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика – М.: ВЛАДОС, 2003.

    3. Воронова Е.А. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006.

    4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду – М.: ТЦ Сфера, 2005.

    5. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. – СПб.: Дельта, 2001.

    6. Макарова Н.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

    7. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика – М.: Астрель, 2009.

    8. Новиковская О.А. Логоритмика – СПб.: Корона принт., 2005.

    9. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика – СПб.: КАРО, 2004.

    10. Федорова Г.П. Поиграем, потанцуем – СПб.: Акцидент, 1997.

    Перспективное планирование логоритмических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР.

      Григорий Голеевский 6 месяцев назад Просмотров:

    1 Перспективное планирование логоритмических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР. В поисках новых моделей, новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и поведении была составлена Программа «Логоритмические занятия» для старшей и подготовительной к школе логопедической группы для детей с ОНР. Новизна данной программы: включение логоритмических занятий в комплекс мероприятий по преодолению ОНР различного генеза у дошкольников старшей и подготовительной группы, адаптация приемов логоритмики для формирования некоторых параметров готовности к школе. Цель программы создать условия для преодоления ОНР у воспитанников логопедической группы детского сада и обеспечить для них равные стартовые коммуникативно-речевые возможности при поступлении в школу. Задачи программы: 1. Повышение мотивации воспитанников с ОНР к логопедическим занятиям. 2. Коррекция неречевых функций, обеспечивающих необходимый уровень готовности к школе. 3. Коррекция речевых функций, обеспечивающих необходимый уровень готовности к школе. 4. Формирование предпосылок для успешного обучения чтению и грамоте в начальных классах. 5. Преодоление затруднений при формировании интегративных качеств личности, возникающих как вторичные нарушения при ОНР. Реализация поставленной цели достигается с помощью применения разнообразных методов и приемов логоритмики: музицирования, речедвигательных игр и упражнений (дыхательно-артикуляционного тренинга, «игрового массажа» и пальчиковой гимнастики, ролевых стихов, танцевальноритмических игр и упражнений (игрогимнастики, игроритмики, элементов эмоционально-волевого и креативного тренинга. Планирование занятий по логоритмике осуществляется по тематическому принципу, рассчитано на 30 занятий в течение года. Логоритмическое занятие проводится 1 раз в неделю во второй половине дня, и предполагают совместную деятельность учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя. Его продолжительность 30 минут.

    2 Содержание занятия связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в данной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию. Главный принцип достижения эффективности в работе учителя-логопеда по программе «Логоритмические занятия» индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизических и речевых возможностей. За основу разработанной нами программы взята методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР Р. Л. Бабушкиной, О. М. Кисляковой, М. Ю. Картушиной. Лексико-грамматическая тема Сюжет образовательной деятельности Цели и задачи Сентябрь, 4 неделя «Осень» «Осенние краски» – Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень». – Развивать мелкую моторику пальцев рук. – Развивать у детей чувство ритма, изменять темп речи в зависимости от речевого контекста. – Тренировать умение детей двигаться, сохраняя правильную осанку. – Закреплять в речи правильное произношение звука [А]. Октябрь, 1 неделя «Грибы». «Ягоды» «Кладовая леса» – Закреплять знание детей о съедобных и несъедобных грибах, ягодах. – Уточнить артикуляцию звука [У], пропевая звук в чистоговорках. – Формировать правильное речевого дыхания. – Развивать зрительно-моторную координацию. Октябрь, 2 неделя «Овощи. Огород» «Во саду ли, в огороде» – Закрепить знания об овощах и фруктах. – Развивать у детей сложные формы ритма, правильный захват карандаша, зрительно-моторную координацию. – Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровительных упражнений. – Формировать правильное речевого дыхания. Октябрь, 3 неделя «Фрукты. Сад» «Во саду ли, в огороде» – Закрепить знания об овощах и фруктах. – Развивать у детей сложные формы ритма, правильный захват карандаша, зрительно-моторную координацию. – Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровительных упражнений. Октябрь, 4 неделя «Перелетные птицы» «С ветром наперегонки» (Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в д/с», с. 154) – Закрепить знания детей о перелетных птицах. – Развивать зрительно-моторную координацию.

    3 – Речедвигательные игры. – Закреплять правильную артикуляцию звука [О] в чистоговорках и потешках. Ноябрь, 1 неделя «Одежда. Головные уборы» «Ателье» – Дать детям знания классификации одежды по сезону. – Учить детей петь эмоционально, правильно брать дыхание, отчетливо произносить слова. – Уточнить артикуляцию звука [И], работать над пропеванием звука на вдохе. – Воспитывать у детей привычку соблюдать чистоту, бережное отношение к своим вещам. Ноябрь, 2 неделя «Обувь» «Сказка старого башмака» – Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Обувь». – Закрепить правильное произношение звука [М] в чистоговорках и звуковых играх. – Учить детей делать игровой самомассаж. – Креативный тренинг. – Развивать сложные формы фонематического слуха, слуховое внимание, зрительную память. Ноябрь, 3 неделя «Посуда» «У нас в гостях Федора» – Закрепить знания детей о классификации посуды. – Совершенствовать автоматизацию звука [П] в логопедических распевках. – Закрепить костоабдоминальное дыхание, мелодико-интонационные и просодические компоненты, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук. – Воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие, бережливость, аккуратность. Ноябрь, 4 неделя «Продукты питания» «Полезные продукты» – Закрепить знания детей по теме. – Формирование правильной артикуляции звука [Н] в слоговых рядах. – Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными. – Развивать мелкую моторику пальцев рук в пальчиковых играх. – Закрепить знания детей о своем здоровье. – Формировать умение детей согласовывать движение со словами. – Инструментальное музицирование. Декабрь, 1 неделя «Хлеб» «Колосок» (Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет, с. 39) – Закреплять правильное произношение звука [Т]. – Совершенствовать умение образовывать существительные ед. и мн. ч. – Развивать умение изменять силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпоритмическое восприятие. – Развивать продолжительный выдох дыхательными упражнениями. – Воспитывать у детей уважения к труду. – Научить детей делать самомассаж лица, шеи. – Развивать сложные формы фонематического слуха и слуховое внимание детей. – Игроритмика. Декабрь, 2 неделя «Зима» «Спутники зимы» – Продолжать делать самомассаж

    4 лица, шеи. – Развивать сложные формы фонематического слуха и слуховое внимание детей. – Игроритмика. – Уточнить артикуляцию звука [К] в обратных слоговых рядах. – Закреплять знания детей по теме «Зима». Декабрь, 3 неделя «Дикие животные» «Путешествие по зимнему лесу» – Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах. – Формировать у детей правильную артикуляцию звуков [К], [Кь] и четкое произношение слов с этими звуками. – Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве. – Развивать мелкую моторику, чувство ритма. Декабрь, 4 неделя «Новый год» «Новогодний поезд» (Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в д/с», с. 68) – Учить детей произвольно менять силу голоса, динамику, высоту. – Развивать темпо-ритмическое восприятие. – Закрепить артикуляцию звука [Б] с помощью дыхательных упражнений. – Вызвать у детей положительные эмоции, радость. Январь, 3 неделя «Зимние забавы» «Снежная баба» (Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в д/с», с. 56) – Закрепить правильную артикуляцию звука [Э] в логопедических распевках. – Игрогимнастика. – Эмоционально-волевой тренинг. Январь, 4 неделя «Зимующие птицы» «Птичья кладовая» – Систематизировать знания детей о зимующих птицах. – Закрепить правильную артикуляцию звука [Г] в потешках. – Развивать чувство темпа и ритма, умение выделять сильную долю такта. – Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических упражнений. – Воспитывать доброжелательное отношение к природе, птицам, желание им помочь в холодное время года. Февраль, 1 неделя «Мебель» «Путешествие по старому дому» – Закрепить знания детей по теме. – Формирование правильной артикуляции звука [Л] в слоговых рядах. – Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными. – Развивать мелкую моторику пальцев рук в пальчиковых играх. Февраль, 2 неделя «Мой город» «Путешествие на воздушном шаре» – Закрепить артикуляцию звука [Ы] в логопедическ. распевках. – Дать детям знания по данной теме. – Формировать умение образовывать существительные единственного и множественного числа. – Воспитывать у детей любовь к своему краю, своим землякам, традициям, творчеству. Февраль, 3 неделя «Защитники Родины» «Крокодил Гена идет в армию» (Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в д/с», с. 104) – Учить детей образовывать сравнительные прилагательные по данной теме. – Развивать продолжительность, силу речевого выдоха, эмоциональную

    Читайте также:  Нарушения голоса - причины и профилактика

    5 выразительность речи, движения, жестов, мимики и пантомимики. – Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, родную Армию. – Уточнить артикуляцию звука [С] в дыхательных и речевых упражнениях. Февраль, 4 неделя «Красноярский край». Воспитывать любовь к родному краю. – Закреплять знания детей о природе. – Закреплять артикуляцию звука [С] в дыхательных и речевых упражнениях. – Распространение предложений однородными членами. – Развивать мелкую моторику пальцев рук. – Развивать чувство ритма и чувство такта. Март, 1 неделя «Международный женский день. Семья» «Добрые советы» – Закрепление знаний детей правильно произносить глаголы настоящего времени 3 лица. – Развивать слуховое внимание, общую и мелкую моторику, звуковысотный слух и чувство ритма. – Воспитывать у детей уважение к маме, бабушке, сестре. – Тренировать умение детей дифференцировать звуки [П Б] в слоговых рядах. Март, 2 неделя «Человек» «Азбука здоровья». Учить заботиться о своем здоровье и соблюдать режим дня. – Знать части тела человека и правильно их называть. – Развивать мелкую моторику пальцев рук. – Развивать силу голоса и дыхание. – Закреплять артикуляцию звука [Ш] в речевых упражнениях. – Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении. Март, 3 неделя «Домашние животные» «Дед Егор зовет во двор» – Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах. – Развивать зрительное внимание. – Тренировать детей согласовывать движения. со словами, определять начало и конец фразы. – Закрепить артикуляцию звука [Ш] в слоговых рядах, распевках. Март, 4 неделя «Профессии» «Давайте познакомимся» – Закреплять знания детей о профессиях. – Учить детей петь выразительно, чисто интонировать мелодию, четко проговаривать слова, удерживать дыхание до конца фразы. – Речедвигательные игры. – Воспитывать у детей уважение к труду, представителям различных профессий. – Тренировать умение детей дифференцировать звуки [С Ш] в слоговых рядах и логопедических распевках. Апрель, 1 неделя «Транспорт» «Мы едем, едем, едем» – Закреплять знания детей по теме. – Развивать умение детей образовывать существительные единственного и множественного числа. – Использование логического ударения в речи. – Тренировать автоматизацию звука [Х] в дыхательных упражнениях. Апрель, 2 неделя «Космос» «Будем космонавтами»

    6 (Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в д/с», с. 149) – Закрепить знания детей о космосе и космонавтах. – Уточнить артикуляцию звука [В] в слоговых рядах и чистоговорках. – Формировать умение детей согласовывать движение со словами. – Инструментальное музицирование. Апрель, 3 неделя «Сказки» «Гуси лебеди» (Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет, с. 115) – Формировать умение детей согласовывать движения со словами текста. – Развивать чувство ритма, метра, такта. – Воспитывать у детей любовь к сказкам и бережное отношение к книге. – Закрепить правильную артикуляцию звуков [В В ] в чистоговорках и потешках. Апрель, 4 неделя «Весна» «Путешествие капельки» – Закрепление знаний об изменениях в природе весной. – Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. – Воспитывать бережное отношение к природе. – Закреплять правильную артикуляцию звука [З] в дыхательных и речевых играх. Май, 1 неделя «Дикие животные весной» «В лесу» – Закрепить знания детей по теме. – Совершенствовать умение детей образовывать сравнительные прилагательные по теме. – Развивать речевое дыхание, долгий выдох, умение произносить фразу целиком на одном дыхании. – Закреплять правильную артикуляцию звука [Ж] в логопедических распевках, скороговорках. Май, 2 неделя «День Победы» «Солнце и тучка» – Закрепить знания детей по теме. – Уточнить правильную артикуляцию звука [Д] в дыхательных играх. – Развивать силу и модуляцию голоса. – Воспитывать у детей уважение к старшим, к истории своей страны. Май, 3 неделя «Цветы» «Цветик-семицветик» – Закреплять представления детей об объектах окружающего мира (о цветах, умение классифицировать по месту произрастания. – Формировать умение детей согласовывать движения со словами текста. – Развивать чувство ритма, метра, такта. – Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, цветам, умение наслаждаться красотой родного края. – Закрепить правильную артикуляцию звуков [З Ж] в чистоговорках и потешках. Май, 4 неделя «Насекомые» «В траве сидел кузнечик» – Закрепить знания детей о насекомых и способах их передвижения. – Учить детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни и между фразами. – Эмоционально-волевой тренинг. – Закрепить правильную артикуляцию звука [Ф] в слоговых рядах, чистоговорках. – Воспитывать бережное отношение к живым существам. Все дети, посещающие занятия по логопедической ритмике, показывают положительную динамику развития просодической стороны речи, повышается

    7 уровень развития их речи в целом, и они успешно адаптируются в группе детского сада. Формируются предпосылки для успешного обучения чтению и грамоте в начальных классах. Список литературы: 1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. «Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР». С-Пб. : КАРО, 2005г. 2. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996г. 3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М. : Владос, 2003г. 4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. С-п. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г. 5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1982г. 6. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М. : ТЦ Сфера, 2009г. 7. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии». С. -Петербург «Образование» 1994 г. 8. Лопухина И. Логопедия (речь, ритм, движения). Спб. : «Дельта», 1997г. 9. Макарова Н. Ш. Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2009г. 10. Новиковская О. А. «Логоритмика». С-Пб. : КОРОНА принт, 2005г. 11. Овчинникова Т. С. «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой дошкольного возраста с недоразвитием речи». С- Пб., 2006г. 12. Программа Филичевой Т. Б. «Программа воспитания и обучения детей речи»». Москва, 1984г. 13. СанПиНы. 14. Таран В. Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г. 15. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Минобрнауки РФ от Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада». М. : Альфа, 1993г. (2 год обучения)

    Перспективное планирование логоритмических занятий для детей старшего дошкольного возра

    Перспективное планирование логоритмических занятий для детей старшего дошкольного возраста с Общим недоразвитием речи

    месяц

    № занят

    Тема

    Цель

    Содержание

    Звук «А». Путешествие по осеннему лесу.

    Автоматизация звука «А», развитие психомоторики на данном звуковом материале.

    1. Упражнение «Танец с осенними листочками»

    2. Упражнение на развитие речевого дыхания «Подуем на осенние листочки»

    3. Речевое упражнение, сопровождаемое движениями «Мелкий дождик моросит»

    4. Задание на развитие пространственной ориентировки «Белка прыгает между грибочками»

    5. Упражнение на релаксацию «Дождь»

    Звук «У». Путешествие по осеннему лесу.

    Автоматизация звука «У», развитие слухового внимания, развитие умения соотносить темп движения с музыкальным сопровождением, речевого дыхания и артикуляционной моторики.

    1. Послушай звук «У» в стихотворении, выдели его голосом.

    2. Выполнение артикуляционных упражнений совместно с движениями рук.

    3. Упражнение на развитие динамического слуха под музыку «Срежь грибы и положи в корзинку»

    4. Задание на развитие фонематического слуха «Услышишь в названии гриба звук «У», остановись»

    5. Пение песни «Ворон» ( звук «У» с тактильным прпеванием)

    Спор грибов и ягод

    Расширять знания по теме «Осень», развивать двигательную активность, чувство ритма, активизировать речевые подражания, формировать положительные взаимоотношения со сверстниками.

    1. Двигательное упражнение «Прогулка в лес»

    2. Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»

    3. Массаж спины под песню «Дождик»

    4. Закличка в сопровождении движений «Дождик лей»

    5. Двигательное упражнение «Грибы»

    Мы по овощи пойдем

    Развитие голосового аппарата, регуляция мышечного тонуса, расширение словаря по теме «Осень», развитие пространственной организации движений.

    1. Фонопедическое упражнение «Осень»

    2. Танец с листочками

    3. Ритмическая игра «Лешкин клен»

    4. Хороводная игра с движениями «Здравствуй, осень»

    5. Общеразвивающие упражнения «На огороде»

    Продолжать формировать коммуникативные навыки со сврестниками, развивать речевую моторику, слуховое внимание. Формировать слоговую структуру слова.

    1. Коммуникативная игра «Туча»

    2. Подвижная игра «Гриб и волнушка»

    3.Логопедическая гимнастика с дождевым гномиком.

    4. Упражнение на развитие внимания «Дождик поливает грядки»

    5. Попевка «Кап-кап-кап»

    Развивать физиологическое и фонационное дыхание, мелкую моторику. Расширять активный словарь по теме «Осень», побуждать проговаривать считалку с опорой на наглядность.

    1. Распевка «Осенние листья»

    2. Фонопедические упражнения «Перед дождем»

    3. Пальчиковая игра «Осень»

    4. Танец осенних листьев с платочками

    5. Считалка с демонстрацией муляжей овощей.

    Развивать чувство темпа, слаженности движений. Формировать умение выражать мысли через мимику, эмоции. Продолжать учить сочетать речь с движениями.

    1. Упражнение на развитие чувства темпа «Поезд»

    2. Ходьба хороводным шагом «змейкой»

    3. Логоритмическая игра «Осенние листочки»

    4. Упражнение на развитие мимики «Что нам осень принесла?»

    5. Исполнение песни с движениями «Кто сказал, что осень – грустная пора»

    До свидания, птицы

    Развитие слухового внимания, расширение словарного запаса. Воспитиание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться.

    1. Песня об осени

    2. Танец «Веселые сапожки»

    3. Упражнение на развитие дыхания «Ветер»

    4. Двигательные упражнения «перелетные птицы»

    5. Речевая игра «Птички»

    Развитие общей и мелкой моторики, фонационного дыхания, формирование чувства ритма.

    1. Народная приговорка с движениями «Одевайтесь потеплее»

    2. Ритмическое упражнение «Снежинки»

    3. Упражнение на развитие чувства ритма «Падают снежинки»

    4. Танец «Выпал беленький снежок»

    5. Пальчиковая игра – массаж «Пальчик-мальчик»

    Автоматизация звуков (с) – (сь). Зимняя прогулка.

    Отрабатывать четкость произнесения данных звуков, расширять и активизировать словарь по теме, развивать кинестетические ощущения, пространственную ориентировку.

    1. Речевое упражнение с имитацией движений под музыку.

    2. Игра на внимние «Кто на чем поедет»

    3. Речевое упражнение «Снеговик»

    4. Упражнение на развитие кинестетических ощущений, релаксации.

    5. Речевая игра с имитацией движений.

    Дифференциация звуков (с) – (з).

    Формировать длительную воздушную струю, дифференцировать звуки (с) – (з) на слух и в произношении, развивать фонематический слух, внимание, силу и высоту голоса.

    1. Упражнение на развитие дыхания, артикуляции, дифференциацию звуков (с) – (з) в изолированном произношении.

    2. Задание на развитие фонематического слуха.

    3. Упражнение на развитие зрительно – двигательных координаций.

    4. Подвижная игра «Художник»

    5. Логопедическая распевка.

    Снеговик на елке

    Активизировать речевую деятельность посредством двигательных упражнений, развивать голосовое дыхание, развивать мимико – артикуляторные мышцы.

    1. Чистоговорка с движениями.

    2. Фонопедическое упражнение «Зима»

    3. Пальчиковая игра «снеговик»

    4. Упражнение на координацию речи и движения «Зимние забавы»

    5. Логопедическая гимнастика «Снеговик»

    Развивать воображение, слуховое восприятие, активизировать словарь ребенка, формировать слоговую структуру слова. Стимулировать развитие общей и тонкой моторики.

    1. Упражнение на развитие воображения «Дорожка»

    2. Стихотворение «Елка»

    3. Двигательное упражнение «Ты шагай»

    4. Пальчиковая игра Украшаем елочку»

    5. Ритмическая игра «Заморожу»

    Автоматизация звука (ц).

    Путешествие в лес.

    Развитие зрительно-двигательных координаций, пространственной организации движений, нормализация темпа и ритма речи. Воспитание выразительности и грации движений, умение перевоплощаться.

    1. Автоматизация звука (ц) в слогах.

    2. Упражнение «Гусеница» с движениями.

    3. Пение песни «Цапли и капли»

    4. Подвижная игра «Лягушки и цапля»

    5. Двигательное упражнение «Лесные жители»

    Развитие речевой моторики, внимания, слухового восприятия. Формировать положительную установку на общение со сверстниками, расширять словарь ребенка.

    1. Логопедическая гимнастика «Язычок»

    2. Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок»

    3. Игра на развитие внимания «Как заяц от лисы прятался»

    4. Подвижная игра «Филин»

    5. Пальчиковая игра «Вышла чашка погулять»

    Автоматизация звука (ш).

    Автоматизировать в речи звук (ш), развивать мелкую моторику пальцев рук. Развитие координации движений, пластики, творческой инициативы, слухового внимания.

    1. Упражнение на автоматизацию звука (ш).

    2. Упражнение «Котята» с движениями.

    3. Задание на развитие координации движение, пластики.

    4. Инсценировка музыкальной скороговорки «Кошка за мышкой»

    5. Подвижная игра «Кот на крыше»

    Мороз, солнце и ветер

    Развитие внимания, координации речи и движения, интонации, силы голоса. Развитие подвижности артикуляционного аппарата, длительность речевого выдоха, активизация словаря.

    1. Упражнение «Едем на лошадке»

    2. Упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки»

    3. Фонопедическое упражнение «Кто как кричит?»

    4. Логопедическая гимнастика

    5. Упражнение на развитие дыхания «Ветер»

    6. Игра – загадка «Мороз, солнце или ветер»

    Дифференциация звуков (с)-(ш).

    Путешествие в зимний лес.

    Формирование пластики в движениях, развитие пространственной ориентации, кинестетических ощущений, развитие чувства ритма. Увеличение словарного запаса, устарнение речевых аграмматизмов.

    1. Речевое упражнение с одновременным выполнением пластических движений.

    2. Подвижная игра «Катание на санках»

    3. Исполнение музыкальной скороговорки «Шапкой Саша шишку сшиб»

    4. Упражнение «Зажжем костер»

    5. Подвижная игра «Медведь и дети»

    Развитие фонационного дыхания, пластичности в движениях, слухового восприятия. Воспитание чувства ритма, развитие подвижности артикуляционного аппарата.

    1. Фонопедическое упражнение «Снежинка»

    2. Двигательное упражнение «Лесные жители»

    3. Подвижная игра «Снежинки, летайте!»

    4. Логопедическая гимнастика для языка

    5. Танец снежинок.

    Автоматизация звука (ж).

    Развитие мелкой, общей моторики, активизация фразовой речевой деятельности, развитие фонематического слуха, мышления, творческой инициативы.

    1. Речевое упражнение «Пчелки и жуки»

    2. Подвижная игра «Жуки»

    3. Упражнение на развитие общей моторики

    4. Пение песни «Жук»

    5. Покажи движениями то, что слышишь.

    Дифференциация звуков (ш)-(ж)

    Различать на слух и в произношении звуки (ш)-(ж). Развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук, воспитание чувства ритма. Развивать интонационную выразительность в речи, формирование слоговой структуры слова.

    1. Упражнение на дифференциацию звуков (ш)-(ж) изолированно, в слогах

    2. Упражнение «Лепим пирожки»

    3. Логоритмическая песенка «Хорош пирожок»

    4. Подвижная игра «Пирожок»

    5. Упражнение с движениями «Муравей и сороконожка»

    Расширять словарь по лексической теме «Весна», активизировать подвижность нижней челюсти, развивать слуховое восприятие, общую моторику, ритм в речи и движениях.

    1. Фонопедическое упражнение с музыкальными инструментами

    2. Песня о весне

    3. Логопедическая гимнастика для стимуляции движений нижней челюсти

    4. Подвижная игра «Солнечные зайчики и тучка»

    5. Весенний хоровод

    Развитие слухового внимания, речевой активности, отрабатывать умение детей координировать слова с движениями.

    Ссылка на основную публикацию