Презентация на тему “Дисграфия “
- Скачать презентацию (0.78 Мб) 17 загрузок 4.2 оценка
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Рецензии
Аннотация к презентации
Презентация для школьников на тему “Дисграфия ” по педагогике. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.
Содержание
Что такое дисграфия?
Определение Виды дисграфии Пути коррекции и профилактики
Дисграфия
это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера обусловлено несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Акустическая дисграфия
Причиной возникновения этого является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у е-и).
Пример: 1. Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам: свистящие-шипящие (САПКА – ШАПКА) звонкие-глухие (ТЫМ – ДЫМ) 2. Неправильное обозначении мягкости согласных на письме: “писмо”, “лубит”, “больит” и т.д.
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. Отражает дефектное произношение на письме.
Пример: Если ребёнок говорит САРФ вместо ШАРФ или ЛАКЕТА вместо РАКЕТА, то чаще всего именно так он и пишет эти слова.
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Причина возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки: пропуски согласных; пропуски гласных; перестановки букв; добавления букв; пропуски, добавления, перестановки слогов; слитное написание слов; раздельное написание слов; слитное написание предлогов с другими словами; раздельное написание приставки и корня.
Пример: Белка сидит НАВЕТКЕ. Миша вышел на У ЛИЦУ. плюшевого – плюшегово, ковром – корвом, на лугах – на галух санки – снки, кричат – кичат весна – весена, школа – шекола, ноябрь – ноябарь, дружно – дружено, Александр – Александар
Аграмматическая дисграфия
Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи. Характерные ошибки: изменение падежных окончаний; неправильное употреблении предлогов, рода, числа; пропуск членов предложения; нарушение последовательности слов в предложении; нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями.
Пример: козлята – козлёнки много деревов над столом – на столом около него –около ним дети бежит
Оптическая дисграфия
Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Характерные ошибки: замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов (И и Ш, Ц и Ш, П и Т, А и М); Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В и Д, Б и Д, Ш и Т) – недописывание элементов буквы – «зеркальное» изображение букв
Пример: не дописывание элементов букв: «и» вместо «ш», «ш» вместо «щ», «л» вместо «м», «х» вместо «ж», «и» вместо «у» добавление лишних элементов «ш» вместо «и», четыре палочки у «ш» или «щ» и т.д. неправильное расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с возможными видоизменениями самих элементов «в» вместо «д», «б» вместо «д», включая сюда и зеркальное изображение букв
Смешанная форма дисграфии
несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма
Пути коррекции:
правильное произношение всех звуков родного языка в словах и во фразовой речи развитие зрительного и слухового внимания развитие фонематического слуха развитие звукового анализа и синтеза слов развитие грамматического строя речи
На что нужно обратитьособое внимание:1. Если Ваш ребенок левша.2. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.3. Если в семье говорят на двух или более языках4. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (если у ребенка еще не наступила психологическая готовность к обучению.)5. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.6. На письме наблюдается – смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у. – ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба). – смешение гласных о-у, ё-ю, согласных р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква). – пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта – парта, моко – молоко, весёлы (весёлый).
УважаемыеРодители!
Если вы заметили специфические ошибки в тетрадях вашего ребенка, необходимо проконсультироваться с логопедом!
Презентация на тему “Дисграфия”
презентация к уроку по логопедии по теме
Данная презентация была использована как наглядный материал для педагогического совета по теме “Профилактика дисграфии”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachalo_prez.pptx | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДИСГРАФИЯ Учитель-логопед Горская Алла Григорьевна
Дисграфия имеет тенденцию к росту:
Частичное ,нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо . Дисграфия – (« графо»-пишу, « дис »- расстройство)
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: Слуховой дифференциации звуков; Правильного произношения звуков; Языкового анализа и синтеза; Зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза; Сформированной лексико-грамматической стороной речи (словообразование и словоизменение);
Неречевые функции Восприятие (слуховое, зрительное) Память Внимание Мышление Психомоторика Оптико-пространственные представления Невербальный интеллект Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом.
Какие же причины приводят к нарушению письма? Поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры головного мозга чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери. Функциональная незрелость отделов головного мозга может быть связана с: – соматическими заболеваниями; – наследственным фактором, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость. – несформированность высших психических функций.
Предпосылки дисграфии : 1. Если ребенок левша. 2. В семье говорят на двух или более языках. 3 . Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. 4 . Если несформированны зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез. 5. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба). 6 . Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков: (мягких-твердых, звонких-глухих, свистящих-шипящих, хвуков [ Р ] , [ Л ] , [ Й ] ) 7. Несформированность : грамматических систем словообразования и словоизменения; простейших видов фонематического анализа слов, доступных детям дошкольного возраста.
1. Акустическая форма дисграфии . Причиной возникновения этого вида является трудности слуховой дифференциации звуков речи . Проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи эти звуки произносятся правильно.
Смешиваются следующие фонемы обозначающие звонкие – глухие согласные (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), Аффрикаты и компоненты входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Звуки ( Р – Л; й – Ль) Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: ” писмо “, ” лубит “, ” больит ” и т.д.
Образец письма при акустической дисграфии .
2. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии . Ребенок пишет так, как произносит, то есть отражает своё дефектное произношение на письме, опора на неправильное проговаривание. (пишет так, как произносит)
замена Р-Л, С-Ш, Ж-З Р ак – л ак с тол – ш тол ж ук – з ук ковё р – ковё л с кала – ш кала ко ж а – ко з а Щ-Ч Т-Ч щ енок – ч енок т е т радь – ч е ч ра ч ь Ц-С Ц-Т ц ыплёнок – с ыплёнок рукави ц ы – рукави т ы П-Б б у б лик – п у п лик ( п у б лик, б у п лик )
О бразец письма при артикуляторно -акустической дисграфии .
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Причина ее возникновения затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.
Ошибки анализа и синтеза 1. Несформированность анализа предложения на слова (запись целого предложения в виде одного) « цвтыстятстле » вместо «цветы стоят на столе» 2. Несформированность деления слов на слоги: – пропуск слогов («моток» вместо «молоток»); – добавление лишних слогов (« молототок ») – перестановка слогов (« мотолок »); 3. Несформированность деления слов на звуки: – пропуски гласных букв (« трктор » – «трактор») – вставка лишних букв (« стлол » – «стол»); – перестановка букв (« турба » – «труба»)
Образец письма при дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.
4. Оптическая дисграфия . Связан с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему одинаковыми. Корни этих трудностей чаще всего уходят в дошкольный возраст и связаны с несформированностью у него зрительно-пространственных представлений. П роявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме при оптической дисграфии : Замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов и-ш; ц-щ; п-т; л-м. Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов букв, что в итоге приводит к замене самих этих букв в-д; б-д; ш-т. Пропуски, не дописывание элементов букв и-у Зеркальное изображение е, з, с, к…
Образец письма при оптической дисграфии .
5. Аграмматическая дисграфия . Причина – несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования Это выражается в неправильном согласовании и управлении . – Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики (“красивый сумка”, “веселые день”). – Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Ошибки : Аграмматическая дисграфия . Трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями; Нарушение смысловых, грамматических связей между отдельными предложениями; Синтаксические нарушения в виде пропуска значимых членов предложения; Грубые нарушения последовательности слов; Рассогласованность в роде, числе, падеже (словоизменение); Замена форм ед.числа существительными мн.числа ; Замена окончаний; Замены приставок, суффиксов ( словообразование).
Образец письма при аграматической дисграфии .
В основе несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма. Смешанная дисграфия
Образец письма при смешанной дисграфии .
Дисграфия никогда не возникает “из ничего”! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети страдающие дисграфией , нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация поможет сделать занятие более увлекательным.
1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер.
В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций.
Основная идея использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы п.
Образовательная область “Коммуникация”.
Презентация по экспериментальной деятельности . Тема : “Вода и её свойства”.
10 комплексов гимнастики пробуждения для дошкольников. Можно использовать в ДОУ, в дошкольных группах других ОУ, а также в семье.
Презентация «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста»
Юлия Андреева
Презентация «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста»
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка.
Чтобы избежать подобные проблемы нужно проводить профилактику нарушения чтения и письма, это необходимо начинать с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.
Вопросу профилактики дисграфии следует уделить особое внимание, поскольку именно путь профилактики должен стать самым основным в решении данной проблемы. Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей «угрожает» появление дисграфии.
В данной презентации я поделилась простыми методами, используя которые в работе с дошкольниками, мы проводим профилактику серьезных проблем.
Прикреплённые файлы:
disgrafija_cnarm.pptx | 11561,33 Кб |
«Дифференциация звуков, смешиваемых на письме, с помощью знаков — символов, как профилактика дисграфии» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ТНР (ОНР) «Дифференциация звуков, смешиваемых.
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста «Профилактика нарушений плоскостопия у детей дошкольного возраста» Стопа — опора нашего тела, и любой дефект развития может отражаться.
Дидактическая игра как способ предупреждения дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня Содержание 1 Введение …. 3 2. Обзор литературных источников по проблеме изучения детей с ОНР…4.
Презентация «Дидактические игры как средство профилактики дисграфии у детей с ОНР» «Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма».
Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с ТНР в начальной школе Дети с ТНР имеют сочетание стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности: незрелостью эмоционально- волевой.
Презентация к родительскому собранию в подготовительной группе (по коррекции речи) «Профилактика дисграфии» 1. Вводная часть 1 СЛАЙД Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня у нас с вами не обычное собрание. Темой является проблема дисграфии в.
Презентация «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Презентация “Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного физкультурного оборудования” Слайд.
Профилактика дисграфии Дисграфия – это довольно распространенное проблема начальной школы. Поэтому профилакти-ку дисграфии нужно проводить как можно раньше, с.
Презентация «Профилактика оптической дисграфии у младших школьников через развитие пространственных представлений» Дисграфия – это нарушение письменной речи, проявляющееся в специфических ошибках, не связанных с незнанием орфографических правил. Оптическая.
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. Плоскостопия является одной из причин нарушения осанки. Стопы несут опорную и амортизирующую.
Презентация “Профилактика дисграфии”
Код для использования на сайте:
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
ГБОУ школы № 9 г.Туапсе
Тараньжина Маргарита Михайловна
Проблема нарушений письменной речи у школьников одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций. Дисграфия — это неспособность к правильной письменной речи, которая не связана с нарушениями интеллекта. Симптоматика Дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках:
1.Ошибки на уровне буквы и слога: 1.Ошибки на уровне буквы и слога: Проявляются в виде пропуска, перестановки местами, вставки лишних букв или слогов, смешения букв (например, ребенок путает буквы б-д, п-т, и-ш, и-у, о-а и т.д.); 2. Ошибки на уровне слова: Сливается несколько слов или, наоборот, одно слово пишется по частям; неосознавание и ошибочное использование морфем («пожарник поливает пожар», «лосиха присторожилась»); ошибки в операции словообразования (рука-«рукища», нога-«ногища», «медведий хвост», «ветерный день»); 3. Ошибки на уровне предложения: Не обозначаются границы предложений в виде заглавных букв и точек; нарушена грамматическая связь между словами, неправильно выбираются окончания слов, пропускаются или заменяются предлоги. Примеры ошибок: «большая белая пятно», «по дорожках сада», «играю из девочкой Леной». Основные направления коррекции нарушения письма. 1. Развитие фонематического восприятия. 2. Развитие языкового анализа и синтеза. 3. Обогащение словаря, развитие грамматического строя и связной речи. 4. Развитие зрительных и зрительно пространственных функций. 5. Развитие серийной организации движений и произвольной регуляции.
Игры и упражнения для профилактики дисграфии
1. «Найди букву» Через 2-2.5 месяца таких упражнений улучшается качество письма. 2. «Короткие диктанты карандашом» Ошибки не исправляйте в тексте, а только пометьте на полях. Затем давайте тетрадь на исправление ребёнку. 3. «Упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артиляцией и списывание текста». 4. Автоматизация поставленных звуков, «самоконтроль ребёнка». 5. Упражнения по формированию фонематического восприятия. Ребусы
«Делу время, потехе – час».
Найди правильную букву Расставить буквы по порядку Зашифрованное слово
Какие слова здесь спрятались? Запиши их в клетках. Придумай предложения с каждым из слов.
«Найди все слова в цепочке»
к, о, с (сок) е, р, о, м (море)
у, д, б (дуб) ш, а, к, а (каша)
м, р, и (мир) а, к, у, р (рука)
т, о, р (рот) б, о, н, е (небо)
ы, с, р (сыр) а, с, о, к (коса)
д, м, ы (дым) д, а, в, о (вода)
Ориентировка на листе
- Положи круг в правом верхнем углу, слева от него крестик, в нижнем левом углу квадрат и т. д.
- «Графические диктанты» – Нарисуй в центре листа треугольник , справа от него нарисуй круг, слева от треугольника – ромб и т.д. (сверху, снизу)
- Ориентировка на листе в клеточку: «Нарисуй такую же фигуру», «Графические диктанты в клеточку», «Зеркало» (дорисуй другую половинку).
Если хотите помочь ребёнку, не забывайте, что: 1. Ничего не делается по мановению волшебной палочки, нужно время, терпение и система; 2. родители, учителя и специалисты должны работать в тесной связке – только тогда можно достигнуть желаемого успеха; 3. необходимо выполнять всё, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, а так, как сказано. Иначе, наступившее улучшение быстро сойдёт на нет, и проблемы могут только усилиться; 4. помните, ребёнок не виноват в своих проблемах! Он пока просто не может писать и читать лучше. Ему надо помочь! Интернет-ресурсы:
Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова «Исправление и предупреждение дисграфии у детей». Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма.
Презентация по логопедии: “Дисграфия. Дислексия. Консультация для родителей и учителей”
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
Описание презентации по отдельным слайдам:
Дисграфия. Дислексия Консультация для родителей и учителей Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения. Садовникова ЧОУ «ЦО «Первая Европейская гимназия Петра Великого» Учитель-логопед: Колобаева Е.Ю.
Понятие о чтении и письме Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков. Письмо – исторически сложившаяся категория, возникшая, как и язык, из потребности людей в общении и его расширении. Под письмом понимают средство запечатления мысли человека с помощью специально созданных условных обозначений.
Зиндер Л. Р. (1987) Термин «письмо» фактически объединяет три разных категории явлений: вид особой семиотической системы знаков, способ перекодирования устного языка в письменный, особую форму коммуникации.
Леонтьев А. Н., (1983) Письмо, включает 3 основных операции: символическое обозначение звуков речи; моделирование звуковой структуры слова; графо – моторные операции.
Лурия А.Р. (1950)обозначил ряд специальных операций, входящих в состав самого процесса письма: Анализ звукового состава слова, подлежащего записи. Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, то есть в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов. «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы).
Виды письма Диктант Списывание Творческая работа
Творческая работа Замысел; внутреннее порождение высказывания лексическое членение; отбраковка трудных лексем и их замена; фонематический анализ; трансформация графемы в кинемы; перевод в моторную реализацию; чтение.
Письменная речь – это речь графически закрепленная, заранее обдуманная и исправленная, для нее характерны некоторые языковые особенности: преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов. Письменная речь обычно обращена на зрительное восприятие.
Сложность русского письма несоответствие звуков и букв в русском языке, сложность и разные способы обозначения мягкости согласных звуков , наличие йотированных гласных. наличие слабых позиций звуков.
Что такое чтение Спирова Л. Ф., 1965: «Чтение – один из видов речевой деятельности, тесно связанный как с произнесением, так и с пониманием читаемого» Д. Б.Эльконин считал: «Восприятие и различение букв есть лишь внешняя сторона процесса чтения, за которой скрываются самые существенные и основные действия со звуками языка»
Т. Г. Егоров выделяет следующие 4 ступени формирования навыка чтения: 1) овладение звуко-буквенными обозначениями; 2) послоговое чтение; 3) становление синтетических приемов чтения; 4) синтетическое чтение
Р. И. Лалаева считает, что навык чтения зависит от сформированности у ребенка: фонематического восприятия (дифференциация фонем) фонематического анализа зрительного анализа и синтеза (дифференциация букв) пространственных представлений зрительного мнезиса (запоминание букв) Процесс чтения включает в себя следующие операции: восприятие графического образа слова перевод графической формы в звуковую понимание прочитанного
История изучения нарушений чтения и письма. 1937 О.Ортон посвятил специальное исследование расстройствам чтения, письма и речи у детей. 1930 г.г. Ткачев, Мнухин – нарушение процессов памяти. Нарушение чтения и письма начинают изучать психологи, педагоги, дефектологи М.Е. Хватцев в более поздних работах рассматривает эти нарушения более дифференцированно, с учетом сложной структуры процесса чтения и письма. Корнев А.Н. собрал 12 терминов нарушений письма и чтения от «словесной слепоты» до «дислексии развития».
Определение дислексии Р.И.Лалаевой (1998) Дислексия – это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.
Определение дислексии А.Н.Корнева Дислексия – состояния, основным проявлением которых является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные условия обучения.
Классификация С. Борель – Мезонни: 1. Дислексии, связанные с нарушением устной речи. 2. Дислексии, связанные с плохими пространственными представлениями. 3. Смешанные случаи. 4. Случаи ошибочной (ложной ) дислексии.
Р. И. Лалаева выделяет : фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую, тактильную.
Дисграфия Дисграфией следует называть стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха. Ошибки на письме можно разделить на 3 группы: ошибки звуко – буквенной символизации; ошибки графического моделирования; ошибки графического маркирования.
Формы дисграфии 1. 1059г. Хватцев М.Е. Дисграфии на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха: – дисграфия на почве расстройства устной речи; – дисграфия на почве нарушения произносительного ритма; – оптическая дисграфия. 2. 1969г. Токарева О.А. (клинический подход) Акустическая, оптическая, моторная эфферентная, моторная афферентная 3. 1989г. Волкова Л.С. Артикуляторно – акустическая, акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая.
Формы дисграфии разработанные сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена Артикуляторно-акустическая дисграфия во многом сходна с выделенной М. Е. Хватцевым дисграфией на почве расстройств устной речи. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем). По традиционной терминологии — это акустическая дисграфия. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия (охарактеризована в работах Р. Е. Левиной, И. К. Колповской, Р. И. Лалаевой, С. Б. Яковлева). Оптическая дисграфия
Классификация дисграфии Корнева А. Н. А. Специфические нарушения письма. Дисграфии (аграфии): 1. дисфонологические. 2. метаязыковые. Дисорфография. 1. Морфологическая. 2. Синтаксическая. Б. Неспецифические нарушения письма вследствие ЗПР, УО, пед. запущенности (ложные дисграфии).
Дисграфии (аграфии) Дисфонологические: а) паралалические; б) фонематические. Метаязыковые: а) дисграфии вследствие нарушения анализа и синтеза; б) диспраксические. «Ложная дисграфия» является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму, что связано со сложностью этого вида речевой деятельности.
Типология и механизмы специфических ошибок письма (Садовникова) на уровне буквы и слога (ошибки звукового анализа, фонематического восприятия, смешение букв по кинетическому сходству, персеверация, антипация); на уровне слова (слитное написание смежных слов, раздельное написание частей слова, пропуск слогов, контоминтации ,аграмматизмы); на уровне предложения (словосочетания) (границы предложения, употребление предлогов).
На уровне буквы и слога. ошибки звукового анализа Пропуск букв «снки» — санки; «кичат» — кричат, здоровье — «дорве»; брат — «бт»; девочка — «девча»; колокольчики — «калкочи». Перестановки букв и слогов чулан — «чунал»; плюшевого — «плюшегово»; ков– «корвом»; на лугах — «нагалух»; взъерошился — «звелся» Вставки гласных букв при стечении согласных «шекола», «девочика», «душиный», «ноябарь», «дружено»
Ошибки фонематического восприятия Смешение букв Лабиализованные гласные: О – у «звенитрочей», «по хрупкуму льду», «сизый голобь», «дедошка»; Ё – ю “Клёква», «лёбит», «замюрзли», «тюплый», «салёт», «самолют», «перелютные птицы», «висело ружью». Звонкие и глухие парные согласные Д – т «тавно», «сыдый», «деди», «дрещат», «медёт вьюга», «втрук», «ситит», «блетный», «долстое бревно», «итут домой»; з — с: «кослик», «вазилёк», «привосит», «река узнула», «как в зказке», «звою сумку», «саснуть»; Смешение буке по кинетическому сходству
Ошибки на уровне слова Раздельное написание частей слова 1. когда приставка (а в бесприставочных словах начальная буква или слог) напоминает предлог, союз, местоимение («и дут», «на чалось», «я сный», «с мотри», «с вой» и др.). По-видимому, здесь имеет место генерализация правила о раздельном написании служебных частей речи; 2. при стечении согласных из-за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова: «брат», «попросил», «для», «п челы» и др. (В приведенных примерах не имел места перенос слова с одной строки на другую.) Слитное написание слов служебные слова (предлоги, союзы) с последующим или предыдущим словом: «ветки елии сосны», «кдому», «надерево». Нередки случаи слитного написания двух и более самостоятельных слов: «быличудные дни», «кругомтихо», «всядетвора», «идётработа», «светитлуна». Аграмматизм лёд — «лёдик»; мёд — «медик».
Ошибки на уровне предложения Границы предложения «Гуси вышли изадвора пошли на пруд встали на берик посмотрели на пруд на пруду водынету». Употребление предлогов Аграмматизмы нарушении связи слов: согласования и управления, изменение слов по категориям числа, рода, падежа, времени
Ошибки при чтении – замены при овладении буквой в процессе чтения: 1. при объединении букв в слоги, 2. при объединении слогов в слова, 3. близкие по звуковому составу слоги, – побуквенное чтение , Трудности в составлении словосочетаний, Трудности в группировке слов по лексическим, грамматическим закономерностям, Не понимание смысла текста, Членение предложения, Нет фразовой интонации
Этиология Трудности в обучении возникают как результат сочетания 3 групп явлений: 1. биологическая недостаточность определенных мозговых систем; 2. функциональная недостаточность; 3. средовые условия, предъявляющие повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз “Скачать материал”.
Презентация на тему: Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Первый слайд презентации: Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Слайд 2: Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Механизмы Нарушение анализа предложений на слова слитное и раздельное написание слов Нарушение слогового анализа и синтеза пропуски, перестановки слогов Нарушение фонематического анализа и синтеза искажения звуковой структуры слова
Слайд 3: Развитие языкового анализа и синтеза
Слайд 4: Отклонения в воспроизведении слогового состава слова (Н.С. Четверушкина )
Нарушение количества слогов : сокращение (пропуск) слога – «моток» – «молоток»; опускание слогообразующей гласной – « пинино » – « пианино»; увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – « команата » – «комната». 2. Нарушение последовательности слогов в слове: перестановка слогов – « деворе » – «дерево»; перестановка звуков в соседних слогах – « гебемот » – « бегемот». 3. Искажение структуры отдельного слога: сокращение стечений согласных – « тул » – «стул»; вставки согласных в слог – « лимонт » – «лимон». 4. Уподобление слогов – « кококосы » – «абрикосы». 5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение) – «били. били. билитекарь » – «библиотекарь ». 6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) – « нананасы »–«ананасы». 7. Контаминации (смешение элементов слов) – «в холодильнице » – «в хлебнице, в холодильнике».
Слайд 5: Типы слоговой структуры по А.К. Марковой
1. Двусложные слова, состоящие из открытых слогов. 2. Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов. 3. Односложные слова. 4. Двусложные слова с закрытым слогом. 5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова. 6. Двусложные слова, состоящие из закрытых слогов. 7. Трехсложные слова с закрытым слогом. 8. Трехсложные слова со стечением согласных. 9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом. 10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных. 11. Односложные слова со стечением согласных в начале или в середине слова. 12. Двусложные слова с двумя стечениями согласных. 13. Трехсложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова. 14. Многосложные слова, состоящие из открытых слогов.
Слайд 6: Формирование слогового анализа и синтеза
Направления работы по развитию слогового анализа формирование слогового анализа формирование умения определять ударный слог и ударный звук развитие слогового синтеза Этапы работы по развитию слогового анализа слоговой анализ с опорой на вспомогательные приёмы слоговой анализ с опорой на устную речь слоговой анализ во внутреннем плане
Слайд 7: Этапы формирования структуры простого предложения
субъект – предикат Девочка поёт. 2. субъект – предикат – объект Девочка поёт песню. 3. субъект – предикат – локатив Деревья растут в лесу. 4. субъект – предикат – объект – объект Девочка дала котёнку молоко. 5. субъект – предикат – объект – локатив Девочка отнесла книгу в библиотеку. 6. атрибутив – субъект – предикат – объект Маленький кролик щиплет травку. и т.д.
Слайд 8: Факторы, определяющие систему логопедической работы по развитию фонематического анализа и синтеза
Сложность форм фонематического анализа Узнавание звука на фоне слова Определение первого и последнего звука в слове Определение количества и последовательности звуков в слове Сложность звукослоговой структуры слова Поэтапность формирования умственных действий Фонематический анализ с опорой на материализацию действия Фонематический анализ с опорой на произношение и слуховое восприятие слова