Логопедическое заключение: ОНР 3 уровня, стертая форма дизартрии

Логопедические заключения при дизартрии

Федосова О.Ю.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

В психолого-педагогической классификации дизартрия относится к группе нарушений средств общения: фонетическому недоразвитию (ФН), фонетико-фонематическому недоразвитию (ФФН) или общему недоразвитию речи (ОНР).

Согласно клинико-педагогической классификации дизартрия является нарушением устной формы речи и принадлежит к расстройствам фонационного (внешнего) оформления высказывания. Дизартрические нарушения речи наблюдаются при различных органических поражениях мозга, имеющих очаговый характер. Дизартрии могут проявляться в разной степени: легкая или стертая дизартрия, при которой неврологическая симптоматика нерезко выражена, имеются парезы отдельных мышечных групп, отмечается нечеткое произношение, назализация, дисфония, просодические расстройства, короткое и поверхностное дыхание (Р. И. Мартынова 1972, Г. В. Гуровец, С. И. Маевская 1979, 1981 и др.); средней тяжести, или выраженная дизартрия, при которой возможна подвижность отдельных мышечных групп и некоторая артикуляция звуков; тяжелой, описываемой как анартрия, при которой отмечается полная неподвижность артикуляционной мускулатуры. По тяжести проявлений анартрия может быть различной: тяжелая – полное отсутствие речи и голоса; среднетяжелая – наличие только голосовых реакций; легкая – наличие звуко-слоговой активности (И.И. Панченко, 1979). Наиболее принятой в отечественной логопедии является классификация форм дизартрии на основе уровня локализации очага органического поражения (М.С. Маргулис, 1926; О.В. Правдина, 1969). Согласно указанной классификации различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую) (регидную и гиперкинетическую), мозжечковую, корковую (постцентральную апраксическую и премоторную апраксическую корковую дизартрию).

Указанные формы и подформы должны быть отражены в логопедическом заключении.

Таким образом, логопедическое заключении при дизартрии включает в себя следующее: ФН, ФФН, ОНР; степень выраженности, форму и подформу дизартрии (из заключения невролога).

Приведем возможные варианты логопедических заключений при дизартрии.

1. ОНР (указать уровень речевого недоразвития: I уровень, II уровень, III уровень, IV уровень или НВОНР). Форма дизартрии (бульбарная, псевдобульбарная, постцентральная корковая, премоторная корковая, мозжечковая, экстрапирамидная (подкорковая)). Степень выраженности дизартрии.

2. ФФН. Форма дизартрии (бульбарная, псевдобульбарная, постцентральная корковая, премоторная корковая, мозжечковая, экстрапирамидная (подкорковая). Степень выраженности дизартрии, например, легкая степень (стертая) дизартрии.

3. ФН. Форма дизартрии (бульбарная, псевдобульбарная, постцентральная корковая, премоторная корковая, мозжечковая, экстрапирамидная (подкорковая). Степень выраженности дизартрии.

4. ОНР (указать уровень речевого недоразвития: I уровень, II уровень, III уровень, IV уровень или НВОНР). Сочетанная патология: форма дизартрии (бульбарная, псевдобульбарная, постцентральная корковая, премоторная корковая, мозжечковая, экстрапирамидная (подкорковая). Степень выраженности дизартрии. Открытая органическая ринолалия. Степень выраженности.

5. ОНР (указать уровень речевого недоразвития: I уровень, II уровень, III уровень, IV уровень или НВОНР). Сочетанная патология: форма дизартрии (бульбарная, псевдобульбарная, постцентральная корковая, премоторная корковая, мозжечковая, экстрапирамидная (подкорковая). Степень выраженности дизартрии и заикание (указать форму и степень выраженности).

6. ОНР (указать уровень речевого недоразвития: I уровень, II уровень, III уровень, IV уровень или НВОНР). Сочетанная патология: форма дизартрии (бульбарная, псевдобульбарная, постцентральная корковая, премоторная корковая, мозжечковая, экстрапирамидная (подкорковая). Степень выраженности дизартрии. Экспрессивная алалия, степень выраженности алалии (как правило, совпадает с уровнями).

7. ФФН. Сочетанная патология: форма дизартрии (бульбарная, псевдобульбарная, постцентральная корковая, премоторная корковая, мозжечковая, экстрапирамидная (подкорковая). Степень выраженности дизартрии. Открытая органическая ринолалия. Степень выраженности.

8. ФФН. Сочетанная патология: форма дизартрии (бульбарная, псевдобульбарная, постцентральная корковая, премоторная корковая, мозжечковая, экстрапирамидная (подкорковая). Степень выраженности дизартрии. Заикание (указать форму и степень выраженности).

Логопедические заключения для детей школьного возраста должны включать характеристику нарушений письменной речи с указанием форм дисграфии и дислексии.

Дата добавления: 2015-05-29 ; Просмотров: 5384 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Индивидуальный маршрут для детей с ОНР 3 уровня стертая дизартрия.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Индивидуальный маршрут для детей с ОНР 3 уровня стертая дизартиря.

Скачать:

ВложениеРазмер
ind.marshrut_onr_3_ur._stf.diz_p.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

на 2013 – 2014 учебный год (логопункт)

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

На 200_ – 200_ учебный год

Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________________________________

Дата рождения_________________ дата заполнения ИОМ___________________________________________________

Выписка из заключения ПМПК __________________________________________________________________________

Организационно-педагогические условия реализации ИОМ:

  • Образовательные технологии, программы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Инновационные технологии, методы и средства ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Здоровьесберегающие технологии ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Формы контроля и учета достижений ребенка-логопата ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество педагога заполняющего ИОМ _____________________________________________________

Направление (вид) коррекционно-развивающей работы

Содержание коррекционной работы

Взаимодействие с педагогами, родителями

Характеристика динамики коррекционно-развивающей работы

Анализ результатов коррекционно-образовательного процесса: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные пути их решения

Взаимодействие с педагогами, родителями

Ожидаемые достижения ребенка

Реальные достижения ребенка

Анализ результатов коррекционно-образовательной работы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

на 2007 – 2008 учебный год (логопункт)

Фамилия, имя ребенка: Седегов Паша

Дата рождения: 17.05.02 Дата заполнения ИОМ: 1 – 25.08.07; 2 – 15.01.08

Состояние здоровья: ИМБТ, гиперметропия 1 степени, ХНЗЛ ремиссия, нарушения осанки.

Выписка из заключения ПМПК: – Речевой диагноз: ОНР – 3 уровень, стертая форма дизартрии.

Организационно-педагогические условия реализации ИОМ:

  • Коррекционно-образовательные технологии, программы: «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищева Н.В. и др.
  • Инновационные технологии, методы и средства: «Компьютерная технология коррекции общего недоразвития у детей старшего дошкольного возраста», Лизунова Л.Р.; «Образовательная кинезиология», методика Пауля Денисона; «Пальчиковый игротренинг», В. Цвынтарный; «Пальчиковая гимнастика» М. Кольцова; «Чудо – обучайка» В. Буйко; «Разноцветные сказки», Н.В. Нищева; «Развивающие игры» и др.
  • Здоровьесберегающие технологии: «Развивающие принципы …», методика В. Базарного; «Дыхательная гимнастика» А.Н. Стрельниковой; «Логопедический массаж» Е.В. Новиковой.
  • Формы контроля и учета достижений ребенка-логопата: промежуточная диагностика, тестирование, итоговые – открытые занятия по каждому исправленному звуку.

Ф.И.О педагога заполняющего ИОМ: Мужикина Тамара Сергеевна

Направление (вид) коррекционно-развивающей работы

Основные пути их решения

Взаимодействие с педагогами, родителями

ные достижения ребенка

С 15.09.07 по 20.11.07

Укрепление соматического состояния

Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентации

Развитие произвольной моторики пальцев рук

Согласование лечения у педиатра, окулиста, врача ЛФК.

Совершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных координат – логоритмика, подвижные игры с текстом «Заинька», «Совушка» и др.

Совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук – массаж, пальчиковая гимнастика.

Родители: в течение месяца предоставить информацию (справки) об полученном лечение.

Инструктор по физическому воспитанию: физкультурные занятия, подв/игры с текстом «Заинька», «Совушка» и др.

Воспитатели: физминутки с речевым текстом, подвижные игры с текстом «Заинька», «Совушка» и др.

Воспитатели: пальчиковая гимнастика, игры со шнуровкой, мелким конструктором; изодеятельность, воскотерапия.

Родители: пальчиковая гимнастика, обводка и штриховка в альбоме по лексическим темам.

Уверенно показывает: правая – левая сторона, впереди – сзади.

Уверенно показывает упражнения: «Коза» – «Зайчик», «Кулак» – «Ладошка».

Развитие моторики речевого аппарата.

Устранение дефектного звукопроизношения

Автоматиза ция звуков

Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, координирование их работы: логопедический массаж, артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Бублик», «Лопатка», «Качель», «Горка», «Лошадка», «Лодочка»; дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

Постановка звуков: [З], [Ц] – способ постановки смешанный.

Автоматизация звука [З] в слогах – словесные игры: «Эхо», «Запомни, повтори»; дидактические упражнения (д/у): «Ступеньки», «Ромашка», «Повтори для Зайки»; компьютерная игра (к/и) «Игры для Тигры»: «Кораблики», «Одуванчики».

Автоматизация в словах – словесные игры: «Запомни, повтори», «Повторялка», «Подскажи словечко»;

Воспитатели: развитие артикуляционной моторики во время проведения логопедических минуток (выполнение аналогичных упражнений).

Родители: организация домашних занятий по рекомендациям логопеда через индивидуальную тетрадь; семинар – практикум «Веселый язычок».

Музыкальный руководитель: артикуляционная гимнастика во время развития певческих навыков.

Родители: по рекомендациям логопеда (через индивидуальную тетрадь и газету «Здравушка» – рубрика «Играем дома») проводить домашние занятия, способствующие устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении; семинар – практикум «Учимся красиво говорить».

Воспитатели: формирование правильного звукопроизношения (через ИОМ), контроль за звукопроизношением в спонтанной речи, в режимных моментах.

Без напряжения выполняет: «Улыбка» – «Бублик», «Качель», «Горка», «Лодочку».

В спонтанной речи звуки [З]

произносит артикуляционно верно, без оглушения и замещения

Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа

д/и: «Звуковые домики», «Улитка», «Ромашка», «Муравейник», «Живые слова»; к/и «Игры для Тигры» – «Четвертый лишний»

Автоматизация в предложениях, чистоговорках, стихах – словесные игры: «Повтори-ка», «Запоминай и повторяй», «Живые предложения»», «Исправь ошибку»; д/и: «Логический

Автоматизация в предложениях, чистоговорках, стихах – словесные игры: «Повтори-ка», «Запоминай и повторяй», «Живые предложения»», «Исправь ошибку»; д/и: «Логический поезд», «Составь предложение к схеме, картинке»; разучивание стихов: «Зайка», «Зима».

В спонтанной речи – в подвижных играх: «Заинька», «Что ты делаешь?»; игры в парах: «Угадай на ощупь», «Послушай мое слово и нарисуй».

Аналогично провести автоматизацию звука [Ц] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, в спонтанной речи (стихи для разучивания – «Цып-цып-цыплятки!», «Выбегала девица …», «Метелица»).

Дифференциация звуков [С] – [З], [С] – [Ц] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, скороговорках: д/и «Собери бусы», «Звуковые домики», «Звуковые часы»», «Ромашка», «Рассели картинки в дом», «Логопедическое лото»; к/и «Игры для Тигры» – «Звукопроизношение», «Звуковые часы».

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения: словесные игры «Назови первый (последний) звук в слове», «Где в слове стоит звук [З], [Ц]: в начале середине или в конце слова?»; д/и Звуковая мозайка», «Звуковое домино», «Цепочка слов» и др.; к/и «Игры для Тигры» – «Четвертый лишний», «Поезд», «Составь слово».

Родители: контроль за звукопроизношением в домашних условиях, дифференциация звуков по речевому материалу в индивидуальной тетради

Воспитатели: дифференциация звуков в речевых играх «Скажи наоборот», «Эхо», «Отгадай слово»; д/и «Лото», «Где чей дом?», «Улитка».

Родители: словесные игры и упражнения по индивидуальной тетради, выдача д/и на дом, консультации «Учимся различать звуки», «Звукарик», просмотр открытых занятий.

Воспитатели: индивидуальные занятия согласно ИОМ, словесные и д/и.

Выделяет звуки [З]

в начале слова, в середине слова.

Определяет количество звуков в словах: дом, зуб.

Выполняет звуковой анализ слов: кот, зуб, цок.

Выполняет неуверенно, требуется дополнительная помощь.

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи

Активизация использования предложных конструкций, простых предлогов, навыков словооборазования, словоизменения, составления простых предложений по картинке и с заданным словом; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением – словесные игры «Я начну, а ты продолжи», «Живые предложения», «Один – два», «Один – много», «Много – один», «Назови ласково»; д/и «Из чего мы сделаны?», «Где чей дом?, «Где чей хвост», «Умные предложения» и др.; к/и «Игры для Тигры» – «Чей домик?», «Действия», «Признаки», «Разложи картинки».

Воспитатели: индивидуальные занятия по ИОМ, д/и.

Родители: словесные игры по рекомендациям в индивидуальной тетради, выдача д/и на дом, консультации «Играем дома», «Уроки грамотной речи».

Игра в мяч «Один – много» (зуб – зубы, зонт – зонты, коза – козы, цепь – цепи, цветок – цветы, кузнец – кузнецы).

Д/и «Какой это предмет?» (меховая шапка, металлическая цепь, стеклянная ваза)

Д/и «Что у Зои?» (у Зои цветы, цыплята, козы)

Составляет простое предложение с заданным словом.

Развитие психологической базы речи

Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале: словесные игры «Запомни, повтори», «Что лишнее?»,»Кем был?», и др.; д/и «Четвертый лишний», «Признаки», «Путаница», «Подбери пару»; к/и «Зайка в школе».

Воспитатели: индивидуальные занятия по ИОМ, д/и.

Родители: игры по рекомендациям в индивидуальной тетради, выдача д/и на дом.

Педагог-психолог: индивидуальные занятия.

Игра в мяч «Что лишнее?» (са-са-за-са, зуб-суп-зуб-зуб).

Д/и «Четвертый лишний» (ответ дает полным предложением, с объяснением).

Запоминает и повторяет произнесенные 4-5 слов.

С 21.11.07 ПО 23.05.08

Развитие общей моторики, зрительно-пространст

Совершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных координат – логоритмика, подвижные игры с текстом «Дед Мороз», «Колобок» и др.

Инструктор по физическому воспитанию: физкультурные занятия, подв/игры с текстом «Дед Мороз», «Колобок» и др.

Воспитатели: физминутки с речевым текстом, подвижные игры с текстом «Дед Мороз», «Колобок» и др.; «Школа мяча».

Уверенно показывает: правая – левая сторона

на листе бумаги.

Движения уверенные, координация удовлетворительная.

Развитие произвольной моторики пальцев рук

Развитие моторики речевого аппарата.

Развитие функций фонематичес

кого слуха и навыков звукового анализа

Развитие и совершенствование лексико-грамматичес

кой стороны речи

Развитие психологической базы речи

Совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук – пальчиковая гимнастика с текстом, упражнения из образовательной кинесиологии.

Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, координирование их работы: артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Бублик», «Иголочка», «Качель», «Чьи зубы чище?», «Чашечка», «Маляр», «Лошадка», «Индюшата»; дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

Постановка звуков: [Ш], [Л], [Ж] – способ постановки смешанный; подготовка к постановке звука [Р], изолированное произношение.

Автоматизация звука [Ш] в слогах (шта, ша, аш) – словесные игры: «Эхо», «Запомни, повтори»; д/у: «Ступеньки», «Повтори для Мишки»; к/и «Игры для Тигры»: «Ветерок», «Рыбка», «Часы».

Автоматизация в словах (шта, ша, аш, шка) – словесные игры: «Запомни, повтори», «Повторялка», «Подскажи словечко»; д/и: «Звуковые домики», «Улитка», «Ромашка», «Муравейник», «Живые слова»; к/и «Игры для Тигры» – «Четвертый лишний», «Часы».

Автоматизация в предложениях, чистоговорках, стихах – словесные игры: «Повтори-ка», «Запоминай и повторяй», «Живые предложения»», «Исправь ошибку»; д/и: «Логический поезд», «Составь предложение к схеме, картинке»; разучивание стихов: «Тише, мыши…», «Кошка в окошке…», «Кукушонок», «Плюшевый Мишка».

В спонтанной речи – в подвижных играх: «Раздувайся пузырь», «Смешинка», «Что ты делаешь?»; игры в парах: «Угадай на ощупь», «Послушай мое слово и нарисуй», «Угадай по описанию».

Аналогично провести автоматизацию звука [Ж] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, в спонтанной речи (стихи для разучивания – «Жук», «Жужжит над …», «Медвежонок»).

Аналогично провести автоматизацию звука [Л] в слогах, словах (в прямых слогах, обратных и в слогах со стечением согласных) предложениях, чистоговорках; стихи для заучивания «Скакалочка», «Заяц белый», «Клава…», «Мила в лодке…».

Дифференциация звуков [С] – [Ш], [Ш] – [Ж], [З] – [Ж] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, скороговорках: д/и «Собери бусы», «Звуковые домики», «Звуковые часы»», «Ромашка», «Рассели картинки в дом», «Логопедическое лото»; к/и «Игры для Тигры» – «Ветерок», «Звуковые часы».

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения: словесные игры «Назови первый (последний) звук в слове», «Где в слове стоит звук [Ш], [Л], [Ж]: в начале середине или в конце слова?»;

д/и Звуковая мозайка», «Звуковое домино», «Найди свою картинку», «Цепочка слов» и др.; к/и «Игры для Тигры» – «Четвертый лишний», «Поезд», «Составь слово»; «Весёлая логоритмика» – развивалочки.

Активизация использования предложных конструкций, простых предлогов, навыков словооборазования, словоизменения, составления простых предложений по картинке и с заданным словом; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением – словесные игры «Я начну, а ты продолжи», «Живые предложения», «Один – пять», «Один – много», «Мой, моя, моё, мои»; д/и «Магазин», «Посмотри какой цветочек!» «Умные предложения» и др.; к/и «Игры для Тигры» – «Что из чего?», «Найди четвертого», «Профессии».

Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале: словесные игры «Запомни, повтори», «Определи понятия», «Узнай кто это», и др.; д/и «Четвертый лишний», «Профессии», «Цвет, форма, размер»; к/и «Зайка в школе».

Воспитатели: пальчиковая гимнастика с текстом, игры со шнуровкой, мелким конструктором; изодеятельность, воскотерапия.

Родители: пальчиковая гимнастика с текстом, упражнения из образовательной кинесиологии, обводка и штриховка в альбоме по лексическим темам.

Воспитатели: развитие артикуляционной моторики во время проведения логопедических минуток (выполнение аналогичных упражнений).

Родители: организация домашних занятий по рекомендациям логопеда через индивидуальную тетрадь; семинар – практикум «Зарядка для Язычка».

Музыкальный руководитель: артикуляционная гимнастика во время развития певческих навыков.

Родители: по рекомендациям логопеда (через индивидуальную тетрадь и газету «Здравушка» – рубрика «Играем дома») проводить домашние занятия, способствующие устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении; семинар – практикум «Речь и общение…».

Воспитатели: формирование правильного звукопроизношения (через ИОМ заполняемы воспитателями), контроль за звукопроизношением в спонтанной речи, в режимных моментах.

Образец логопедического заключения

Дано на воспитанника МБДОУ № 322 – **, родившегося ** ** 2007 г.

Поступил в речевую группу — 08.07.2015 г.

С диагнозом — ОНР II-III ур., дизартрия. Интеллект: F 06.827, F 80.1

Направляется: на консультацию к психиатру.

Выявлено:

речь — нарушения произношения заметны, но речь понятна окружающим;

темп речи – нормальный;

голос – нормальный;

подвижность органов артикуляционного аппарата – «смазанная», сжатая, неточная;

выполнение арт.движений: объем артикуляционных движений неполный. Страдает дифференциация и точность движений, амплитуда движений снижена. Отмечается слабость мышц языка;

подъязычная связка – норма;

саливация – умеренная;

мелкая моторика — слабая, требует дальнейшего развития; правша;

произношение звуков: свистящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм;

фонематическое восприятие — требует дальнейшего развития. Трудности в развитии звукового анализа и синтеза;

слоговая структура — воспроизводит правильно;

словарный запас – глагольный словарь соответствует возрасту. Предметный словарь и словарь признаков неточный. Испытывает трудности в подборе прилагательных-антонимов;

грамматический строй речи – испытывает трудности в словоизменении и словообразовании: употребление формы род.п. множ. числа, согласование имен существительных с числительными два и пять, образование относительных и притяжательных прилагательных;

связная речь – ребенок умеет слушать и понимать речь. В речи использует простые предложения, на вопросы отвечает односложно. Может самостоятельно составить предложение по картинке, рассказ — по серии картинок. Испытывает трудности при составлении описательных рассказов и пересказе небольших текстов, требуется помощь в форме наводящих и побуждающих вопросов.

На занятиях – малоактивен, медленно включается в работу, задания выполняет медленно, не успевает за общим темпом группы (или подгруппы) детей. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время. К середине занятия отмечается спад работоспособности, вялость и полное прекращение работы.

Отмечается низкий уровень компенсации звуковой стороны речи за год пребывания в речевом детском саду.

Речевое заключение: ОНР III ур ., дизартрия.

«30» сентября 2015 г.

Заведующая МБДОУ № _____________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На * * *, родившегося ** ** 2007 г. Поступил в речевую группу — ** **.2015 г.

С диагнозом — ОНР II-III ур., дизартрия. Интеллект: F 06.827, F 80.1

Направляется: на ПМПК.

Выявлено:

речь — речь разборчивая, понятна окружающим;

темп речи – нормальный;

голос – нормальный;

подвижность органов артикуляционного аппарата – неточная;

выполнение арт.движений: объем артикуляционных движений неполный, слабость мышц языка;

подъязычная связка – норма;

саливация – умеренная;

мелкая моторика — слабая, требует дальнейшего развития; правша;

произношение звуков: свистящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм; на данный момент: идет работа по автоматизации звука [ш] в словах, потешках; звуков [ж, л] в слогах, словах; дифференциация звуков [с-ш];

фонематическое восприятие — требует дальнейшего развития. Трудности в развитии звукового анализа и синтеза;

слоговая структура — не нарушена;

словарный запас – соответствует возрастной норме;

грамматический строй речи – употребляет в речи имена существительные множ. числа в Р.п., уменьшительно-ласкательные формы имен существительных, согласует имена существительные с числительными, образует приставочные глаголы, относительные прилагательные, допускает ошибки в образовании притяжательных прилагательных;

связная речь – ребенок умеет слушать и понимать речь. В речи использует простые предложения, на вопросы отвечает односложно. Может самостоятельно составить рассказ по серии картинок. Испытывает трудности при составлении рассказа по картинке и пересказе, требуется помощь в форме наводящих вопросов.

На занятиях – пассивен, не принимает активного участия в деятельности, стесняется отвечать на вопросы (молчит), задания выполняет медленно, не успевает за общим темпом группы (подгруппы) детей. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время, отмечается неустойчивость внимания, плаксивость.

Отмечается низкий уровень компенсации звуковой стороны речи за два года пребывания в речевом детском саду. Программу подготовительной группы усвоил недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом.

Речевое заключение: ОНР III ур ., дизартрия.

Общее недоразвитие речи как вид системного речевого нарушения

В статье ‘ОНР как системное нарушение’ раскрываются особенности протекания данного речевого нарушения, какое оно оказывает влияние на все стороны речи. Это нарушение проявляется не только в звукопроизношении, но и отражается на сформированности словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи, фонематического восприятия.

Общее недоразвитие речи как вид системного речевого нарушения

Характеризуя данную категорию детей, можно отметить типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности, которые отмечают все авторы.

Первые слова появляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Эксп­рессивная речь отстает от импрессивной. Снижена речевая активность, которая с возрастом без специ­ального обучения резко падает. Дети в большинстве случаев достаточно кри­тичны к своему дефекту.

В устной речи детей выявляются аграмматичные фразы, неправильное или неточное употребление слов. В самостоятельных высказываниях очень часто нарушается связь слов в предложениях, особенно выражающих временные и пространственные отношения.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Спирова Л.Ф. отмечают отклонения от нормально развивающихся сверстников как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса. Особенности лексики проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания.

Фонематическое восприятие у детей проявляется в недостаточной сформированности процессов дифференциации звуков как более контрастных, так и отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Им бывает сложно овладевать звуковым анализом и синтезом, трудно выделить первый и последний звуки в слове, они затрудняются в подборе предметных картинок, игрушек, слов, в названии которых есть заданный звук. Дети затрудняются в образовании существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Большие трудности возникают при подборе однокоренных слов. Отмечаются множественные недочеты при преобразовании прилагательных.

Логопаты в речи мало используют антонимы и синонимы. В словаре отмечается недостаточное количество обобщающих понятий. Ошибки в употреблении звуков, грамматических категорий и лексики наиболее ярко проявляются в монологической речи детей (пересказ, составление рассказа по серии картин).

Составление рассказа-описания является наиболее трудным заданием, обычно они ограничиваются перечислением предметов и их частей. Активная речь может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянного побуждения в виде вопросов, подсказок, поощрительных высказываний.

Дошкольники не могут обозначить словом свои эмоциональные состояния, внутренние переживания. У них возникают трудности при оценке событий, эмоциональных ситуаций, чувственных переживаний других людей, а также героев стихов, сказок, рассказов, характерны проявления гипомимии – бедности выражения эмоций мимическими средствами, что традиционно объясняется особенностями моторики.

ОНР может проявляться в разной степени. В связи с этим Р.Е. Левиной и сотрудниками ее лаборатории в 1969 году были выделены три уровня, которые охарактеризовали проявления общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств об­щения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

I уровень ОНР

I уровень ОНР характеризуется отсутствием речи («безречевые дети»).

Для общения дети пользуются лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок заменяет мимикой и жестами.

Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий, может происходить замена названий-действий названиями-предметов и наоборот («адас» — карандаш, рисовать). Пассивный словарь шире активного.
Отмечается нестойкость в произношении звуков, их диффузность. В речи детей преобладают в основном 1 — 2-сложные слова. При более сложной слоговой структуре количество слогов сокращается до 2 — 3. Фонематическое восприятие грубо нарушено. Задания по звуковому анализу слов непонятны.

II уровень ОНР

Переход к II уровню ОНР («начатки общеупотребительной речи») характеризуется возросшей речевой активностью. Появляются общеупотребительные слова. Высказывания бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем у детей первого уровня, при этом недостаточная сформированность грамматического строя речи легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко.

Словоизменение носит случайный характер, допускается много ошибок. Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения низкий. Ограниченность словарного запаса подтверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета, посуду, транспортные средства, детенышей животных и др.

При обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм: замены падежных окончаний; ошибки в употреблении форм числа и рода; при изменении существительных по числам; отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными, недостаточность фонематического слуха, неподготовленность к освоению навыков звукового анализа и синтеза.

Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы: в речи часто предлоги опускаются, существительное употребляется в исходной форме, союзы и частицы в речи употребляются редко, наблюдаются нарушения в звукопроизношении всех групп звуков, сокращение количества слогов. При воспроизведении слов нарушается звуконаполняемость: перестановки слогов, звуков, замена и уподобления слогов, сокращения звуков при стечении.

III уровень ОНР

III уровень ОНР – характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Свободное общение затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Отмечается недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров).

Дети пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Улучшаются произносительные возможности ребенка, воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети обычно не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ.

В устном речевом общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но при тщательном изучении всех сторон речи выявляется выраженная картина недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.

Грамматические ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться правильно и неправильно. В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий. Наблюдаются ошибки и при построении сложноподчиненных предложений. При составлении предложений по картине дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предметов, которыми пользуется действующее лицо.

Среди лексических ошибок выделяются следующие:

а) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат — «часы»);
б) подмена названий профессий названиями действия (балерина — «тетя танцует»);
в) замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей — «птичка»);
г) взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный — «большой», короткий — «маленький»).

Среди грамматических ошибок выделяются следующие:

а) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
б) неправильное согласование числительных с существительными
в) ошибки в использовании предлогов — пропуски, замены, недоговаривание
г) ошибки в употреблении падежных форм множественного числа

В фонетическом оформлении речи наблюдаются все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения). Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах.

Многолетнее изучение речи 6-7-летних дошкольников позволило установить, что выделяется еще одна категория детей, которая может быть определена как четвертый уровень речевого развития (Т. Б. Филичева) или — нерезко выраженное недоразвитие речи(НВНР) – является более легкой формой общего недоразвития речи.

При НВНР имеются незначительные наруше­ния всех компонентов языка. Отмечается лишь недостаточ­ная дифференциация звуков. Характерным своеобразием нарушения слоговой структуры является то, что ребенок не удерживает в памяти фонематический образ и, как следствие, наблюдается искажение звуконаполняемости в разных вариантах: перестановки звуков и слогов, парафазии. В редких случаях — опускание слогов, добавление звуков и слогов.

Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечат­ление общей смазанности речи. Незаконченность формиро­вания звукослоговой структуры, смешение звуков характе­ризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Встречаются также и отдельные нарушения смысловой стороны речи.

Образование слов с помощью суффиксов также вызывает значительные затруднения. Анализ особенностей грамматического оформления речи детей позволяет выявить ошибки в согласовании существи­тельных в роде, числе и падеже.

Отмечается своеобразие связной речи: проявляются нарушения логической последовательности, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов; остаются трудности при планировании своих выска­зываний и отборе соответствующих языковых средств.

ОНР может наблюдаться при таких формах речевой патологии, как алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, дислалия, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя, фонетико-фонематического развития. Следовательно, данные нарушения в строе речи ребенка могут служить серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Поэтому необходимо переводить уровень речевого развития ребенка на более высокий, учитывая его особенности, возможности.

Три клинические группы ОНР

Специальные исследования детей с ОНР показали, что у детей с данной патологией существует также и клиническое разнообразие проявлений, в связи с этим выделяются три клинические группы ОНР:

Первая группа — имеются признаки общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-пси­хической деятельности. В развитии проявляются черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произ­вольной деятельности.

Отмечаются малые неврологические дисфункции в виде нарушений регуляции мышечного тонуса, недостаточности тон­ких дифференцированных движений пальцев рук.

Дети этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе, а в дальней­шем – в особых условиях обучения.

Вторая группа — осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза, при котором имеет место дизонтогенетически-энцефалопатический симптомокомплекс нарушений. Часто у детей выявляются нарушения артикуляционной моторики в виде легких парезов, тремора и насильственных движений отдельных мышц языка, обусловливающие проявления стертой дизартрии. Автоматизированное выполнение двигатель­ных заданий и воспроизведение даже простых ритмов оказываются невозможными.

Отмечаются нарушения познавательной деятельности, обусловленные как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью, незрелостью эмоционально-волевой сферы, лабиль­ностью, повышенной аффективной возбудимостью или, напротив, повышенная тормозимость, неуверенность. Исследо­вания выявляют локальную недостаточность отдельных видов гнозиса, праксиса. Дея­тельность носит непродуктивный характер.

Третья группа — наиболее стойкое и специ­фическое речевое недоразвитие — моторная алалия. У детей имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых зон головного мозга, и в первую очередь зоны Брока. Имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения.

Характерными признаками являются: выраженное недоразвитие всех сторон речи, всех видов речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи, несформированность слоговой структуры слов, трудность актуализации даже хорошо знакомых слов, характерна крайне низкая ре­чевая активность. Чем выше интеллект ребенка и чем он критичнее относится к своей речи, тем более у него выражены вто­ричные компенсаторные формы общения с окружающими, с помощью мимики и жестов.

Недоразвитие речи. Нормы развития речи ребёнка

Недоразвитие речи — это группа речевых расстройств, при которых нарушено формирование всех речевых компонентов (звуковой стороны речи, лексики, грамматики, фонематики) при здоровом слухе и сохранном интеллекте. Кроме того, недоразвитие речи может выступать в качестве одного из компонентов более сложного системного нарушения, например, в случае задержки психического развития (ЗПР).

Речевое недоразвитие наблюдается при сложных формах патологии речи: сенсорной и моторной алалии, афазии, ринолалии, иногда при заикании и дизартрии. Специалисты разных областей (педагоги, психологи, врачи) могут по-разному формулировать диагноз. Например, специалисты педагогической сферы недоразвитие речи различного происхождения могут назвать ЗРРзадержка речевого развития». Как правило, данный диагноз используют в отношении ребёнка до 5 лет) или ОНРобщее недоразвитие речи», обычно термин употребляют в отношении ребёнка от 5 лет).

В зависимости от выраженности нарушения — от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии — можно выделить четыре уровня недоразвития речи:

  • I уровень. Так называемый «безречевой». В речи используются лепетные слова, звукоподражание, жесты, мимика.
  • II уровень. Зачатки общеупотребительной речи. Речь примитивна, слова часто искажены, появляются элементарные грамматические формы и конструкции.
  • III уровень. Характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
  • IV уровень. Незначительные изменения всех компонентов речи. Недостатки дифференциации звуков, своеобразие слоговой структуры.

Недоразвитие речи любого уровня является серьезным препятствием в овладении новыми знаниями, ограничивает мышление, приводит к неизбежным ошибкам на письме, а также лишает возможности полноценного общения. В то же время при условии своевременной помощи детского логопеда недоразвитие речи удаётся успешно скорректировать. Важно помнить, что в развитии ребёнка существует период особой чувствительности речевой функции, когда любые нарушения легко поддаются исправлению. Если упустить это время, дефект речи может закрепиться и в дальнейшем препятствовать полноценному развитию других познавательных функций.

Причины недоразвития речи

Под причинами речевых расстройств понимают воздействие внутренних и внешних вредоносных факторов или их комплекса на организм, обуславливающее специфику речевого нарушения.

Внутренние факторы. Вредоносные воздействия во время внутриутробного развития:

  • здоровье матери (перенесенные во время беременности заболевания, аллергии, переливание крови, токсикозы, несовместимость плода и матери по крови, курение и употребление алкоголя во время беременности, возраст матери — как совсем юный, так и зрелый, лечение бесплодия, аборты, осложненные роды, стрессы в семье и на работе и др.) и других членов семьи (отягощенная наследственность: диабет, пороки развития, генетические и психические заболевания и др.);
  • гипоксия – недостаточное снабжение кислородом (при плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается созревание структур головного мозга);
  • родовая травма (непосредственные механические воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода, нарушения функций головного мозга).

Внешние факторы. Непосредственные условия, в которых растет и развивается ребенок.

  • общая физическая слабость организма (астения, рахит, нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов, заболевания центральной нервной системы (ЦНС), а также тяжелое течение любых заболеваний, в том числе простудных, и осложнения после них);
  • неблагоприятные условия воспитания (отсутствие эмоционально-положительной обстановки, испуг, психотравмирующая ситуация в семье, длительная разлука с близкими, любые нервно-психические заболевания и травмы);
  • нарушения речи окружающих взрослых (речь детей развивается по подражанию: заикание, нарушенный темп речи, нечеткое произношение, в том числе утрированно детская речь — «сюсюканье» могут усваиваться ребёнком);
  • отсутствие речевого общения с ребенком до года (когда с ребенком не разговаривают, объясняя это тем, например, что он не понимает).

Симптомы недоразвития речи у детей

Несмотря на различную природу нарушения, недоразвитие речи характеризуется типичными проявлениями:

  • позднее появление первых слов ( в 3-4 года, а иногда и к 5 годам);
  • нарушены фонетическая (звуковая) и грамматическая стороны речи;
  • ребенок многое понимает, но затрудняется озвучить свои мысли;
  • речь невнятна, малопонятна (по достижении 3 лет).

Необходимо учитывать возрастные рамки становления и развития речи.

Нормы развития речи ребёнка

  • Гуление и лепет (1-8 мес.)

Гуление — ребенок начинает издавать негромкие протяжные звуки или слоги: «а-гу-у», «га-а-а», «гу-у-у», «а-а-а», «у-у-у» и т.п. Преобладают гласные звуки.

Ближе к 6мес. у ребенка начинает появляться лепет. Он издает повторяющиеся слоги «та-та», «ба-ба», «ма-ма» и т.п. Ребенок как бы играет с голосовыми звуками. Ребенок в этот период начинает «называть» предметы и людей, с которыми общается. Начинается артикуляция. В лепете «отрабатываются» почти все звуки родного языка, которые он услышал от взрослых. Возникает и интонационная составляющая: радость, требования.

  • Первые слова и фразы (1-2 года).

Первыми словами ребенка являются не слова, определяющие объект или предмет, а глаголы, содержащие просьбу (требование): «дай», «на» и т.п. Количество первых слов зависит от состояния психического развития, поэтому их количество может очень отличаться у разных детей. Зачастую понять смысл того, что сказал ребенок, могут только люди из ближайшего его окружения.

К 1,5 годам первые слова начинают объединяться в двухсловные предложения, фразы. Их еще нельзя назвать предложением в полном смысле этого слова. Их даже понять довольно сложно, если ты не в курсе ситуации. К 2-м годам число слов в предложениях возрастает. Да и сам словарный запас ребенка активно увеличивается. Слова во фразах начинают разделяться на опорное слово и переменное.

  • Усвоение грамматики языка (2-3 года).

Количество слов во фразах ребенка возросло и продолжает увеличиваться. Предложение строится по линейному принципу: опорное слово и неглавные слова. Слова в предложении приобретают грамматическую связь.

В этот период ребенок начинает осваивать изменение слова по числам, родам, падежам. Но некоторые грамматические категории ему даются с трудом. К таким «сложностям» относится склонение существительных по падежам, а иногда — употребление правильного рода. Например, мальчик 2,5 лет может говорить «я пошла», «я сделала», и это является возрастной нормой. Самое главное, что в этот период речь ребенка становится понятной независимо от ситуации, в которой она сказана.

Ребенок начинает мыслить вербально, то есть не только образами, но и словами. Появляется внутренняя речь. В 3 года ребенок начинает осваивать систему родного языка.

  • Контекстная речь (3-5 лет).

Ребенок начинает произносить законченные фразы и целые отрывки устной речи, которые имеют общий смысл. Это необходимый шаг для начала общения с собеседником.

И в это время формируется словарь его языка. Ребенок учится с помощью суффиксов и приставок изменять знакомые ему слова, т.е. начинается «словотворчество». Это говорит о том, что малыш осваивает и усваивает элементы языка. Такой «вид» творчества появляется у всех детей.

  • Освоение речевых норм языка (5-7 лет).

В этот период ребенок осваивает связную речь. Он высказывает какую-то мысль не в одном, а в нескольких предложениях. Правда, эти предложения еще несовершенны, но совершенствование речи происходит всю жизнь.

Важная отличительная черта речи этого периода — ребенок начинает излагать события в логичной последовательности, т.е. у ребенка начинает формироваться разговорное логическое мышление.

Итак, нормы развития речи у ребёнка:

  • к 1 году ребенок в норме говорит от 2-х слов (слово – определенный звукокомплекс «обозначает» определенный предмет/действие/человека).
  • к 2-м годам появляется простая фраза («Папа, дай», «Хочу играть!»); появляются твердые согласные звуки [т], [д], [п]; все чаще стечение согласных замещается одним звуком; в сложных словах может пропускаться слог.
  • в 2,5 — 3 года ребенок переходит от «аморфных слов» (звукоподражательных, понятных только близким) к общеупотребительным словам; появляются твердые согласные звуки: [в], [с], [з], [л], [ч], [щ], [ж], [ц]; допускается смешение артикуляционно-близких звуков; слоговая структура нарушается редко, в основном в малознакомых словах.
  • к 5-ти годам полностью формируется звукопроизношение; ребенок способен оценивать свое и чужое произношение; в слоговой структуре нарушений быть не должно.
  • к школьному возрасту ребенок овладевает практически всей сложной системой практической грамматики.

Важно помнить, что деление речевого развития на периоды достаточно условно, т.к. сроки овладения речью индивидуальны, зависят от особенностей нервной системы ребенка, общего состояния здоровья и условий его воспитания. Зачастую пассивная речь (понимание) опережает активную (произносительные слова могут появиться ближе к 2-2,5 годам).

Если Вы заметили у своего ребёнка симптомы недоразвития речи или ему уже поставили один из диагнозов, о которых шла речь выше, запишитесь на консультацию к нашим специалистам. Первичная консультация может быть одним из специалистов или в виде консилиума : детский логопед, дефектолог и психолог нашего Центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в Центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Особенно рекомендована при задержке речи у детей Томатис-терапия. Это нейросенсорная слуховая стимуляция, которая позволяет воздействовать с помощью специальным образом обработанного звука на речь, коммуникацию, познавательные процессы, эмоциональную регуляцию. Часто уже после 1 курса Томатис детки начинают говорить. Томатис-терапию в центре Ember проводит директор центра, клинический психолог Александрова Ольга Александровна. Лицензированный Практик Томатис. В нашем центре используется только оригинальное оборудование.

Кто ведет прием в центре Ember для детей с задержками речи?

Федотова Оксана Игоревна — ведущий логопед-дефектолог нашего центра. Выезжает на дом в пределах Санкт-Петербурга, а также ведет прием в офисе на Новочеркасском проспекте.
Королёва Виктория Николаевна — ведущий педагог-дефектолог, стаж более 8 лет. Выезжает на дом в пределах Санкт-Петербурга и проводит занятия в офисе. Использует Дэнас-терапию.

Посмотреть странички всех сотрудников можно здесь

Запишитесь на консилиум (комплексную диагностику развития ребёнка) или на консультацию к конкретному специалисту по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

2 Комментариев

О нейросенсорной слуховой стимуляции слышу впервые. Для тех, кто живет на периферии, она недоступна. При ЗРР моему сыну помогли уколы Кортексина. Первый же курс активизировал развитие речи, а после второго курса – пошли короткие фразы, предложения.

Здорово, что вам помогло неврологическое лечение! В идеале для наилучшего результата нужно сочетать и неврологическое лечение, и логопедические занятия. Томатис — очень эффективная методика, но она подходит не всем, сначала нужно проконсультироваться с нашим нейропсихологом. Возможно, вашему ребенку и не нужна такая стимуляция

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.

  • Классификация ОНР
  • Характеристика ОНР
  • Логопедическое обследование при ОНР
  • Коррекция ОНР
  • Прогноз и профилактика ОНР
  • Цены на лечение

Общие сведения

ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу – около 40%. Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии.

В логопедии термины «фонетико-фонематическое недоразвитие» (ФФН) и «общее недоразвитие речи» (ОНР) используются для обозначения несформированности тех или иных структурных компонентов речевой системы при различных речевых расстройствах. ОНР может наблюдаться при синдроме дизартрии, ринолалии, алалии, афазии.

Классификация ОНР

По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи с чем ее делят на 3 группы:

  • неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)
  • осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.)
  • грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

  • 1 уровень речевого развития – «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
  • 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
  • 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
  • 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Подробная характеристика речи детей с ОНР различных уровней будет рассмотрена ниже.

Характеристика ОНР

В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

Логопедическое обследование при ОНР

На предварительном этапе диагностического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР детским неврологом, педиатром и др. детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка.

При диагностике устной речи уточняется степень сформированности различных компонентов языковой системы. Обследование детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи – способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т. д. Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов (правильность словообразования и словоизменения; согласования частей речи; построения предложения и пр.). Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.

Дальнейший ход обследования ребенка с ОНР предполагает изучение звуковой стороны речи: строения и моторики речевого аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры и звуконаполняемости слов, способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. У детей с ОНР необходимо проведение диагностики слухоречевой памяти и других психических процессов.

Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с моторной алалией). ОНР следует отличать от задержки речевого развития (ЗРР), при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.

Коррекция ОНР

Логопедическая работа по коррекции ОНР выстаивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности детей и неречевых процессов (внимания, памяти, мышления). При обучении детей с ОНР 1 уровня не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания, но обращается внимание на грамматическую сторону речи.

При ОНР 2 уровня ведется работа над развитием речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи и уточнением звукопроизношения и вызыванием отсутствующих звуков.

На логопедических занятиях по коррекции ОНР 3 уровня проводится развитие связной речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.

Целью логопедической коррекции при ОНР 4 уровня служит достижение детьми возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого необходимо совершенствовать и закреплять произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь; развивать графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.

Обучение школьников с тяжелыми формами ОНР 1-2 уровня осуществляется в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где главное внимание уделяется преодолению всех сторон речевого недоразвития. Дети с ОНР 3 уровня учатся в классах коррекционного обучения при массовой школе; с ОНР 4 уровня – в обычных классах.

Прогноз и профилактика ОНР

Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-4-х лет). В настоящее время накоплен достаточный опыт успешного обучения и воспитания детей с различными уровнями речевого развития в специализированных («речевых») дошкольных и школьных учебных заведениях.

Предупреждение ОНР у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалии, дизартрии, ринолалии, афазии). Родителям следует уделять должное внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов.

Степени системного недоразвития речи и их характеристики

При условии нормального речевого развития пятилетний ребенок полноценно владеет развернутой речью, умело орудует разнообразными конструкциями сложных, длинных предложений, фраз, имеет достаточный, необходимый для правильного выражения мыслей и желаний, словарный запас. Если же такие процессы нарушаются, может иметь место системное недоразвитие речи.

Системное недоразвитие речи (СНР) представляет целый комплекс расстройств речевого аппарата, которые сопровождаются дисфункцией важнейших языковых составляющих – грамматики, фонематики, лексики, а также звуковой части лексикона. В некоторых ситуациях системное недоразвитие речи у ребенка может быть симптомом более тяжелого и опасного состояния – патологии психоэмоционального развития.

Задержка речевого развития (ЗРР)

СНР всегда сопровождается нарушениями в процессе функционирования важнейших механизмов речевой системы – аномальным формированием грамматического состава, низким показателем осваивания морфологической составляющей речи. В зависимости от степени выраженности и сложности конкретного речевого нарушения в логопедии выделяется задержка речевого развития и общее недоразвитие речи.

  • Задержка речевого развития – это овладение основными навыками речи несколько позже общепринятой в логопедии нормы. Чаще всего такой диагноз ставится детям в возрасте до 4-6 лет.
  • Общее недоразвитие речевого аппарата – диагностируется у маленького пациента, перешагнувшего 5-летний возраст.

Задержка развития речевой системы у детей в большинстве случаев имеет связь с серьезными патологическими состояниями: проблемами слуха, аутизмом, детским церебральным параличом, а также при умственной отсталости и при зпр (задержке психического развития).

Характерные симптомы задержки развития речи у ребенка могут отличаться в зависимости от его возрастной категории:

  • Малыш до 12 месяцев практически не выдает никаких звукосочетаний, вяло реагирует на слова окружающих.
  • У ребенка нарушены процессы жестикуляции и мелкой моторики – например, он не показывает пальцем на маму при вопросе «Где мама?».
  • При достижении полуторагодовалого возраста ребенок не пытается имитировать звуки и слова близких людей.
  • Дети в возрасте от 1,5 до 2 лет не могут четко и спонтанно, по собственному желанию выговаривать какие-либо слова и словосочетания.
  • У мальчика или девочки может быть достаточно необычный тембр голоса – слишком писклявый, хриплый.

При нормальном развитии речи у ребенка считается, что родители, которые постоянно общаются с ним, понимают все слова своего малыша. В 2 года нормой считается ½ всего детского лексикона, в 3 года – 2/3, в 4 года все слова ребенка должны быть поняты.

Симптомы и причины недоразвития речи

СНР диагностируется у детей старше 5 лет и представляет собой разновидность речевой патологии, при которой у ребенка диагностируются тяжелые отклонения процесса формирования всех основных составляющих языкового аппарата – фонетики, грамматики, лексики.

Основные симптомы нарушений речевой системы:

  • Свое первое, четкое и осознанное слово ребенок говорит намного позже нормы – в 4-летнем или 5-летнем возрасте.
  • Детская речь отличается аграмматичностью и неправильным фонетическим оформлением.
  • Наблюдается сильный диссонанс между экспрессивной и импрессивной речью – это означает, что ребенок может нормально воспринимать фразы и слова других людей, но не может самостоятельно высказать свою мысль.
  • В более старшем возрасте, после 5-6 лет, речь ребенка остается невнятной и малопонятной даже родителям.

Причины развития патологий речевого аппарата могут быть достаточно многочисленными. Выделяют ряд вредоносных факторов внутреннего и внешнего воздействия, которые оказывают негативное воздействие на организм и приводят к развитию серьезных патологических процессов.

Причины внутреннего характера:

  • Болезни женщины на протяжении беременности, аборты, гинекологические проблемы, сильный токсикоз, сахарный диабет, первые роды в слишком молодом или зрелом возрасте, употребление спиртного и курение во время вынашивания ребенка.
  • Гипоксия плода – его недостаточное снабжение кислородом на протяжении внутриутробного периода, что приводит к тяжелым патологиям развития.
  • Нарушения функций головного мозга, полученные в результате родовой травмы.

Причины внешнего происхождения чаще всего связны с различными заболеваниями непосредственно самого ребенка – астенией, детским церебральным параличом, рахитом, тяжелыми патологиями центральной нервной системы. К тяжелым речевым нарушениям могут привести даже обычные простудные заболевания и их осложнения.

Также к недоразвитию речевого аппарата у ребенка приводит неблагоприятная окружающая обстановка – частые ссоры в семье, отсутствие внимания к детям со стороны родителей, минимальное общение с ребенком. Вред может нанести не только недостаток общения с крохой, но и постоянное сюсюканье, в результате чего малыш учится неправильно произносить звуки и отдельные слова.

Степени системного недоразвития

Системное недоразвитие речи имеет различный уровень выраженности – от незначительных недостатков грамматического, лексического, фонетико-фонематического характера до полного отсутствия умения формировать длинные, сложные предложения если системное недоразвитие речи тяжелой степени. Выделяется 3 основные степени патологии, каждая из которых имеет свои характерные особенности.

СНР легкой степени

Характеризуется следующими проявлениями:

  • Имеет место незначительно проявляющаяся дисграфия;
  • Нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят незначительный характер;
  • Фонематическое восприятие, фонематический анализ и воспроизведение в целом без дефектов, сложности выявляются лишь при определении количества и последовательности фонем при сложном речевом материале;
  • Словарный запас не богатый относительно возраста;
  • При пересказе выявляется основная смысловая линия, имеется небольшие пропуски незначительных смысловых линий, могут быть потеряны смысловые отношения;
  • В разговорной неподготовленной речи выделяются незначительные аграмматизмы, при специальном исследовании определяются неточности в употреблении сложных предлогов;
  • Нарушения сложных форм словообразования, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественных чисел.

СНР средней степени

Характеризуется следующими проявлениями:

  • Нарушено произношение только одной группы звуков;
  • Недоразвитие фонематического слуха и фонематического анализа (в зависимости от сложности речевого материала, трудности фонематический анализа увеличиваются);
  • Аграмматизмы проявляются в усложненных типах словоизменения (согласование родов и падежей). Ребенок не понимает и не пользуется различными формами рода, падежа и формы, не может употреблять сложные слова, которые присутствуют в его бытовой жизни. Малыш может называть все элементы одного предмета его полным названием – например, карман, воротник, рукав и пуговицу он называет «кофта».

СНР тяжелой степени

Характеризуется следующими проявлениями:

  • Нарушаются одновременно две или более групп звуков, например, шипящие и звонкие или свистящие, сонорные и звонкие.;
  • Несформированность словообразования;
  • При незначительном объеме пассивного словаря ребенок пытается одним звуком называть несколько предметов или явлений;
  • Сильное недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и воспроизведения (и сложных и простых форм);
  • Выраженные проблемы с формированием и восприятием предложений , проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования (неправильное употребление форм, чисел и падежей слов);
  • Сильное нарушение восприятия речи;
  • Отсутствие связной речи или сильное ее недоразвитие.

Недоразвитие речи при умственной отсталости

В некоторых случаях системное недоразвитие речи тяжелой степени развивается на фоне умственной отсталости. Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой сбой в нормальном процессе психического развития. При таком сбое некоторые психоэмоциональные функции значительно отстают от среднестатистических норм, применяемых для конкретной возрастной категории. К таким функциям относится речевой аппарат, память, мышление.

Характерные признаки задержки психического развития у детей:

  • отсутствие осознанной воли,
  • нарушения памяти,
  • сниженная концентрация внимания,
  • повышенная двигательная активность,
  • невозможность сосредотачиваться на одном предмете.

При умственной отсталости развитие языковой системы также замедляется и существенно отстает от общепринятой нормы.

Лечение СНР у детей

Лечение системного недоразвития речи у детей назначается врачом-логопедом. Сегодня для устранения нарушения применяются передовые методики, суть которых направлена на развитие понимания речевых основ, активизацию подражательной деятельности в виде повторения определенных звуков и слов. Это позволяет в достаточной степени натренировать мышление, память и внимание.

В процессе лечения речевых нарушений обязательно проводится тщательное изучение слов в разных грамматических формах, построение сложноподчиненных предложений, количество слов в которых постепенно возрастает. С помощью логопеда малыш учится не только давать правильные, внятные и разборчивые ответы на самые разные вопросы, но и самостоятельно задавать их, формулируя предложение с предлогами и прилагательными.

Для обучения и лечения малышей с различными степенями системного недоразвития речи применяются интересные, познавательные методики, которые заинтересуют маленького пациента. Например, изучение предметов, действий и явлений по ярким и красочным картинкам. Кроме того, именно по картинкам дети учатся находить различия и выделять конкретные качества каждого предмета – большой и маленький, черный и белый, мягкий и твердый.

Нарушения речи у мальчика или девочки – проблема достаточно серьезная, но имеющая благоприятные прогнозы. Успешность и эффективность лечебного процесса напрямую зависит от упорности и регулярности занятий с логопедом. Для устранения системного недоразвития речи может потребоваться достаточное продолжительное время – от нескольких месяцев (при системном недоразвитии речи 1 уровня) до 3-4 лет (если системное недоразвитие речи тяжелой степени). Терпение, усердие и упорство – и речь ребенка станет идеально правильной с лексической, фонетической и грамматической точки зрения.

Читайте также:  Вопросы вариабельности сенсорной афазии при высоко активном правом полушарии
Ссылка на основную публикацию