Звуки( з) –( з’) – конспект

конспект логопедического занятия на тему: Звуки з-зь, буква з
план-конспект на тему

Конспект логопедического занятия «Звуки [З], [З’], буква Зз»

Тема: «Звуки (З, (ЗЬ) и буква Зз.

Цель: Познакомить детей со звуками «з, зь» и буквой «З».

Уточнить правильную артикуляцию звука «з».

Учить выделять звук «з» из слов, давать его характеристику.

Учить соотносить звуки с цветным обозначением.

Упражнять в дифференциации согласных звуков (твёрдый – мягкий) .

Закрепить умение определять место звука «з» в словах, воспроизводить слоговые ряды.

Совершенствовать навыки звукового анализа слов из 4-х звуков

Совершенствовать навыки фонематического синтеза.

Познакомить с буквой «Зз», закрепить графическое изображение букв.

Развивать мелкую моторику.

Стимулировать речевую активность.

Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
shprshr.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия «Звуки [З], [З’], буква Зз»

Тема: «Звуки (З, (ЗЬ) и буква Зз.

Цель: Познакомить детей со звуками «з, зь» и буквой «З».

Уточнить правильную артикуляцию звука «з».

Учить выделять звук «з» из слов, давать его характеристику.

Учить соотносить звуки с цветным обозначением.

Упражнять в дифференциации согласных звуков (твёрдый – мягкий) .

Закрепить умение определять место звука «з» в словах, воспроизводить слоговые ряды.

Совершенствовать навыки звукового анализа слов из 4-х звуков

Совершенствовать навыки фонематического синтеза.

Познакомить с буквой «Зз», закрепить графическое изображение букв.

Развивать мелкую моторику.

Стимулировать речевую активность.

Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям.

Предварительная работа: просмотр мультфильма: «Маша и медведь»,

Оборудование: картинки с изображением предметов со звуками (з (зь) ;на что похожа буква «Зз», звуковые пеналы, дорожки, схемы слов, игрушка Зайка и кукла Зина, конверт с заданиями, магнитофон, мольберт.

1. Организационный момент. Психогимнастика. Логопед просит детей: «Сейчас давайте закроем глаза, подумаем о том, как хорошо, что мы вместе, мы добры, приветливы, ласковы, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через нос все оби-ды, злобу и огорчения. (3 раза)

А сейчас мы пожелаем друг другу счастливого пути и отправимся в путе – шествие в волшебный лес (звучит спокойная, красивая мелодия) .

Логопед: Смотрите ребята, новогодние праздники только наступят, а нам уже прислали в волшебном сундучке подарки (открывается сундук, подарков нет, лежит письмо от Вьюги). Чтение письма: «Праздники наступят, когда вы выполните мои задания».

2. Постановка цели занятия.

Сегодня мы отправимся в путешествие, выручим подарки и познакомимся с новыми звуками и новой буквой. Будьте внимательны! Давайте вспомним, для чего нужны звуки и буквы? (звуки мы слышим, а буквы читаем и пишем)

Ребята, для того чтобы попасть в волшебный лес, нам нужно отгадать загадки.

Кто, угадай-ка седая хозяйка?

Тряхнёт перинки- над миром пушинки. (Зима)

Что за зверь лесной- встал как столбик под сосной.

И стоит среди травы, уши больше головы. (Заяц)

Героиня какой сказки поехала на бал в хрустальных

Кто на праздник к нам зимой

Прийдет с подарками и с длинной бородой. (Дед Мороз)

Логопед: Какие звуки вы услышали в ответах загадок? (звуки З, ЗЬ)

3. Знакомство с новыми звуками. Уточнение правильной артикуляции звуков З, ЗЬ, их характеристика и обозначение. (дети садятся за столы)

Произнесите ещё раз звук (з-з-з). Это упражнение называется «комарик».

Возьмите в руки зеркала и проверьте, правильно ли вы произносите звук (з) :

губки свободны; зубки сближены, но не соприкасаются; кончик язычка спрятан за нижние зубки; посередине язычка идёт тёплая воздушная струя, горлышко «разговаривает»; произносим «з-з-з»- звенит комарик. Если есть преграды – это согласный звук. Если горлышко «разговаривает» – это звонкий звук.

Дайте характеристику звука «З» – (согласный, твёрдый, звонкий) .

Он обозначается квадратиком синего цвета (или одной чёрточкой, дети находят в пеналах) .

Дайте характеристику звука «ЗЬ» – (согласный, мягкий, звонкий) .

Он обозначается квадратиком зелёного цвета (или двумя чёрточками, дети находят в пеналах) .

Дети присаживаются на коврик, на котором разложены предметные картинки и находят картинки, в названиях которых есть звуки «З, ЗЬ». Дети называют выбранную картинку и определяют как звучит звук – твёрдо или мягко.

*Повторение слоговых рядов за логопедом:

За-за-за – идёт коза; Зи-зи-зи – зайка кору грызи; Зу-зу-зу – боюсь грозу.

Дети ставят свои картинки на фланелеграф и садятся за столы. 4. Дифференциация звуков (твёрдый – мягкий, соотнесение с цветовым обозначением .

Логопед: «Ребята, к нам в гости пришли игрушка Зайка и кукла Зина. Давайте подарим картинки, в названиях которых звук «З»(твёрдый) -Зайке, в названиях которых звук «ЗЬ»(мягкий) -Зине и на звуковой дорожке обозначим их фишками (синий, зелёный; одной или двумя чёрточками) .

5. Определение позиции звуков «З, ЗЬ». На фланелеграфе и на столах у каждого ребёнка схемы слов. Дети по очереди определяют позицию звуков «З, ЗЬ» (в начале, в середине, в конце слов) .

Дети, вы хотите сходить в гости к Деду Морозу? А вот и он (выставляется в се- редине коврика игрушечный Дед Мороз) .

Разыграйтесь метели, гнитесь ниже сосны, ели,

Всё что есть в моём лесу, всё засыплю, занесу. Дети отвечают:

Не боимся мы пороши, любим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам, хватит снега вам и нам.

Мы теперь метатели, бьём по неприятелю!

Размахнись рукой – бросок! Прямо в цель летит снежок!

7. Слого-звуковой анализ слова «коза» (работа за столами; выполнение звукового анализа на звуковых дорожках, называние первого, второго, третьего, четвёртого звуков, определение количества слогов и правильного ударения, анализ выполнения заданий) .

8. Знакомство с буквой «З». Дети выходят на коврик, садятся в кружок)

(Демонстрация большой и маленькой букв, из каких элементов состоят – из двух полуколец, соединённых между собой или двух неполных кругов; рассматривание картинок – на что похожа буква «З»- на цифру 3, на облачко, на рога козы, барана, на ухо, на лепестки цветов) .Графическое начертание букв на своей ладошке, на подносе с рассыпанной манной крупой, выложить из природного материала… Показать гостям) .

Ребята, припомните все задания, которые вы выполняли? С каким звуком мы сегодня знакомились? Дайте его характеристику.

Дифференцированная оценка логопедом деятельности детей на занятии.

Конспект логопедического занятия “Звуки [З – З’], буква З”

В конспекте представлен практический материал по коррекции звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста.

Тема: Звуки [З – З’], буква З.

1. Познакомить с оппозиционными по твердости-мягкости звуками [з-з’]

2. Учить различать и характеризовать эти звуки.

3. Продолжать учить выполнять звуко – слоговой анализ слова

4. Познакомить с буквой З.

5. Закреплять навык чтения и письма.

6. Развивать фонематическое восприятие, память, логическое мышление.

7. Воспитывать умение действовать слаженно в подгруппе, уважать, слушать товарищей, педагога .

Оборудование: 2 плоскостные фигуры Золушки, конверты с картинками, фишки, буква З, д/и “Укрась платье”, карандаши, картина “Зима”, схемы звукового анализа слов, буквы, д/и “ Зашифрованное слово”, тетради.

1. Организационный момент

Сегодня на занятии мы с вами попадём в сказку. Попробуйте узнать эту сказку. (звучит музыка из сказки «Золушка»)

Логопед загадывает детям загадку: “Догадайтесь, из какой сказки наша гостья? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок?” (Логопед показывает детям картинку с Золушкой в платье с заплатами).

Логопед: давайте вспомним о ком эта сказка ?

Дети: о Золушке, мачехе и ее дочерях.

Логопед: Покажите, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, изобразите злую мачеху и ее дочек, покажите, какое доброе лицо было у Волшебницы. Злая мачеха не любила Золушку и заставляла ее много работать. Вот и сегодня, когда они собирались на бал, задала Золушке много заданий. Давайте поможем Золушке выполнить все задания, которые приготовила для нее злая мачеха, чтобы и она смогла побывать на балу.

Логопед: Эти задания мы будем выполнять за столами, проходите и садитесь на свои места.

3. Определение темы занятия

Логопед: а вот и первое задание. Показывает детям два конверта и сообщает, что там находятся картинки, которые необходимо назвать и постараться определить одинаковый звук в словах.

Дети: называют картинки из первого конверта: зонт, коза, замок, знамя. Определяют, что одинаковый во всех словах – звук [з]. Далее называют картинки из второго конверта: обезьяна, зебра, земляника, газета. Дети определяют, что одинаковый в словах звук [з’].

Логопед: вы догадались с какими звуками мы будем сегодня знакомиться, и какие звуки будут помогать выполнять задания злой мачехи?

4. Характеристика звуков

Логопед: как вы думаете, какой звук [з] [з’]?

Дети: дают полную характеристику звуков [з, з’]. Ребята рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы, язык. Сообщают о том, как звучит звук [з]. (Твердо). Каким цветом будет обозначаться звук [з]. (Синим) Какая мягкая пара у звука [з]? Каким цветом обозначается звук [з’]? (Зеленым). Почему?

5. Знакомство с буквой

Логопед: пока мы с вами характеризовали звуки, Золушка увидела интересную букву. (выставляет на доску букву «З»)

На эту букву посмотри
она совсем, как цифра… три.

На что еще похожа буква «З»? Ответы детей. Нарисуйте ее в воздухе, на парте, изобразите с помощью пальцев.

6. Физминутка. – 1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть.
Нужно всем нам в круг вставать.

7.Д/и “Укрась платья

Логопед: мачеха приказала Золушке украсить платья узорами ее дочерей, подбирая фигуры с картинками для каждого платья. Скажите, какой звук должен слышаться в названии картинок на платье сестры Зои? ([з]). А на платье сестры Зины? ([з’]). Для того чтобы выполнить быстрее следующее задание злой мачехи, дети делятся на две команды. После выполнения задания проводится взаимопроверка.

8. Работа по индивидуальным карточкам

Логопед: Следующее задание злой мачехи заключается в том, что надо рассмотреть свою картинку, которые у вас на столах, определить, где в слове слышится звук [з] или [з’] (в начале, середине или в конце слова), и закрыть фишкой нужным цветом нужную клеточку в схеме слова. Детям предъявляются картинки: зонт, обезьяна, земляника, зебра, ваза, роза, коза, газета. После выполнения задания дети проводят взаимопроверку.

9.Звуковой анализ слова

Логопед: посмотрите на картину (зима) и догадайтесь, что это за слово? Подсказка – в этом слове слышится один из звуков, с которыми вы сегодня познакомились.

Дети: Зима. (Затем делят слово на слоги, называют первый, второй слоги, выполняют звуковой анализ слова ЗИМА. Один ребенок работает у доски и дает полную характеристику звуков в слове.)

10. Динамическая пауза

11.Д/и “Разгадай слово”

Логопед: а нас ждет следующее задание. На карточке зашифровано слово – ЛЕЗАРКО. Каждая буква разного цвета. Чтобы получилось слово необходимо ориентироваться на подсказку в виде цветных вертикальных полос, которые стоят в том порядке, в котором надо поставить буквы. Дети разгадывают слово ЗЕРКАЛО.

Логопед: достает небольшое зеркало, вот теперь Золушка может привести себя в порядок, чтобы отправиться на бал, а вам надо выполнить последнее задание злой мачехи.

12. Д/и “Зашифрованные слова”

Логопед: у вас на столах карточки с буквами. Задание заключается в том, что каждый из вас берет карточку с зашифрованным словом, разгадывает, используя ту же подсказку что и в слове зеркало, затем напечатать его в своей тетрадке Слова: БУЗ (зуб), ЗОКА (коза), ТОНЗ (зонт), АЗАВ (ваза), ЗАРО (роза), БРУЗ (зубр), КАМОЗ (замок), АТЗ (таз).

Золушка появляется в красивом платье, благодарит ребят за то, что они помогли ей, и она может отправляться на бал.
Логопед: покажите какое теперь настроение у Золушки сейчас. Какие звуки помогли справиться со всеми заданиями злой мачехи.

Портал педагога

Автор: Елышева Оксана Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: НОЧУ СОШ “ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ “САМСОН”
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект логопедического занятия на тему: Звуки [З]-[ЗЬ]. Буква З.
Дата публикации: 22.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект группового логопедического занятия для детей

подготовительной группы дошкольного отделения

Елышева Оксана Борисовна.

Тема занятия: звуки [з]-[зь]. Буква З.

Форма занятия: групповое логопедическое занятие.

Цель занятия: дифференциация звуков [з]-[зь] в словах, обозначение на

письме буквой З.

-обучающие: закрепить знания о правильном произношении звуков [з]-[зь],

давать характеристику звукам, научить обозначать звуки [з]-[зь] буквой З.

-развивающие: уточнять артикуляционный уклад при произнесении звуков,

чистоговорках, развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев

рук, зрительное и слуховое восприятие, уточнять словарный запас.

самоконтроль за своей речью, умение слушать друг друга.

-коррекционные: научить дифференцировать твердый звук [з] и мягкий звук

[зь] в словах, обозначать мягкость и твердость звуковыми схемами.

Оборудование: настольные зеркала, игрушки, цветные звуковые схемы, две

куклы, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь в клеточку, мячики

здороваться друг с другом.

Дети: Доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.

2.Сообщение темы занятия.

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две сестрички.

произнесем! (дети произносят первый звук) .

3. Артикуляционный уклад звуков и их характеристика.

Логопед: Правильно, конечно это звук [з]. Давайте возьмем зеркала и

произнесем этот звук. Какие губы, когда мы произносим этот звук?

нижними зубами, воздух прохладный.

твердый или мягкий? каким цветом мы его обозначаем?

Дети: [з]- согласный ,твердый, обозначается синим цветом.

Логопед: Правильно, молодцы, посмотрите у Зои даже платье синего

цвета. Ребята, Зоя пришла к нам сегодня не одна, с ней пришла ее

младшая сестричка Зина. Посмотрите и платье у нее зеленого цвета. А

вы догадались, какой любимый звук Зины? Какой первый звук в ее

Дети: Да, это звук [зь],обозначается зеленым цветом.

положение губ, зубов и языка.

звукам: [зь]- согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами будем учиться различать эти два

звука. Скажите ,а чем похожи и чем отличаются звуки [з] и[зь] ?

Дети: Оба звука согласные, одинаково произносятся, но [з]-твердый

звук, обозначаем синим цветом, а [зь] мягкий, обозначаем зеленым

4. Произношение звуков з-зь в чистоговорках:

Логопед: Совершенно верно! Так обрадовались наши сестрички, что

решили с вами поделиться своими любимыми чистоговорками. Сейчас

мы с вами вместе их проговорим и сделаем нашим пальчикам массаж.

А помогут нам мячики-массажеры! Зоя любит чистоговорки с твердым

чистоговорки и одновременно надевают на пальцы кольца-массажеры.

За-за –за- во дворе стоит коза

Зу-зу-зу- накормлю травой козу

Зы-зы-зы- отойдите от козы.

Зи-зи-зи- сено козе отвези

Зе-зе-зе- сено я даю козе

Зя-зя-зя- козу дразнить нельзя!

2)«Подари подарки куклам».

«Светофорчик». Я сейчас назову слова, а вы определите какой первый

звук в этих словах. Если первый звук твердый [з]- вы поднимаете вверх

кружок. Слова: зелень, зубр, зигзаг, зебра, зануда, зубы, зевок, зефир,

зерно, зеркало, зайчонок. (Уточнение значений слов зигзаг,

Логопед: Ребятки, посмотрите, наши сестрички Зоя и Зина играли с

игрушками и разбросали их вокруг. А собрать не могут, так как не

могут вспомнить, у кого какие игрушки были. Давайте поможем им!

Зое в корзинку нужно положить игрушки ,в названии которых

звук [з], а Зине в корзинку положим игрушки со звуком [зь]. Дети берут

по две игрушки, называют слово и говорят, кому в корзинку надо

положить игрушку.( Игрушки: зебра, обезьяна, звезда, козел, замок,

заяц, зеркальце, зефир).

4. Физминутка. 1)Игра « Комарики», 2) Игра «Зоопарк»

твердым звуком-[з],а маленькие комарики пищат с мягким звуком-[ зь]

по моей команде. Дети сидят в кругу, чью команду называет логопед, те

дети пищат и летают вокруг.

2)Логопед: А теперь другая игра. Называется она «Зоопарк». Когда я

скажу обезьяна- вы кривляетесь, как обезьянки, когда скажу зайка-

попрыгайте, как зайки, когда скажу коза- покажите рожки, когда скажу

змея- пошипите как змейки, когда скажу медуза- изобразите руками

медузу, по моей команде. Будьте внимательными!

5. Обозначение звуков з-зь буквой з.

Логопед: Ребятки, а теперь наши героини хотят вас познакомить еще с

одной замечательной буквой. Звуки [з] и [зь] на письме обозначаются

буквой З. Посмотрите на эту букву и скажите, на что она похожа, на

какую цифру? В какую сторону направлена, куда смотрит наша буква

влево или вправо?

Дети: Буква З смотрит в левую сторону, похожа на цифру три.

Логопед: Правильно, давайте эту букву напечатаем в своих тетрадях,

чтобы запомнить эту букву. ( Дети работают в тетрадях).

Наши сестренки Зоя и Зина принесли для вас интересное задание. У

каждого из вас в тетрадях есть упражнение , в котором мы видим много

букв. Найдите правильно написанные буквы З и обведите их в круг, а

неправильно написанные буквы давайте зачеркнем!

Логопед: Ребята, давайте вспомним, чему мы сегодня научились на

– С какими звуками познакомили нас куклы?

– Чем звуки похожи и чем отличаются друг от друга?

– Какой буквой обозначаются звуки [з] и [зь]?

-Ребята, вы такие молодцы! Нашим гостям, кукле Зое и Зине, очень

понравились ваши ответы, поэтому они приготовили вам маленькие

подарочки (детям вручаются наклейки). Сегодня занятие закончилось,

Конспект логопедического занятия «Звуки [З], [З’], буква Зз»

Конспект логопедического занятия «Звуки [З], [З’], буква Зз»

Тема: «Звуки [З], [З’] и буква З з.

Цель: Познакомить детей со звуками [з, зь] и буквой «З».

Уточнить правильную артикуляцию звука «з».

Учить выделять звук «з» из слов, давать его характеристику.

Учить соотносить звуки с цветным обозначением.

Упражнять в дифференциации согласных звуков (твёрдый – мягкий) .

Закрепить умение определять место звука «з» в словах, воспроизводить слоговые ряды.

Совершенствовать навыки звукового анализа слов из 4-х звуков

Совершенствовать навыки фонематического синтеза.

Познакомить с буквой «З», закрепить графическое изображение букв.

Развивать мелкую моторику.

Стимулировать речевую активность.

Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям.

Оборудование: зеркала для каждого ребенка, цветные фишки для обозначения звуков, картинки, в названии которых присутствует звук З, картинки для определения места звука в слове, карточки со слогами, буква З, тарелочки с манной крупой

1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

-Доброе утро, ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом частичка моего большого доброго сердца. Приглашаю вас всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «частичку сердца».

Желаю счастья и добра всем детям с самого утра!

(Дети передают «частичку сердца» друг другу и произносят фразу за педагогом)

Нужно почаще произносить добрые слова, и тогда хорошее настроение всегда будет с вами. Ведь не зря люди говорят: «Доброе слово и в мороз согреет».

2. Пальчиковая гимнастика (Су-Джок)

Я мячом круги катаю

Взад вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

3. Артикуляционная гимнастика

(статические и динамические упражнения для щек, губ, языка)

4. Работа над развитием дыхания

Делаем глубокий вдох, а на выдохе произносим гласные звуки уоаэы

5. Постановка цели занятия.

Смотрите ребята, нам прислали письмо от Вьюги. Чтение письма: «Новогодние праздники наступят только тогда, когда вы выполните мои задания».

Сегодня мы отправимся в путешествие, вернем наши праздники и познакомимся с новыми звуками и новой буквой. Будьте внимательны! Давайте вспомним, для чего нужны звуки и буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем)

Ребята, для того чтобы попасть в волшебный лес, нам нужно отгадать, какой звук чаще других вам встретился в этих словах?

В звезде найдёшь ты этот звук,
И в золоте, и в розе,
В земле, в алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.

6. Знакомство с новыми звуками. Уточнение правильной артикуляции звуков З, ЗЬ, их характеристика и обозначение.

Произнесите ещё раз звук (з-з-з). Это упражнение называется «комарик». Это летит большой комарик.

Возьмите в руки зеркала и проверьте, правильно ли вы произносите звук (з):

губки свободны; зубки сближены, но не соприкасаются; кончик язычка спрятан за нижние зубки; посередине язычка идёт холодная плавная воздушная струя, горлышко «разговаривает»; произносим «з-з-з»- звенит комарик. Если есть преграды – это согласный звук. Живет в синем домике (где все согласные). Если горлышко «разговаривает» – это звонкий звук.

Дайте характеристику звука «З» – (согласный, твёрдый, звонкий) .

Он обозначается квадратиком синего цвета .

Сейчас к нам летит маленький комарик: зь-зь-зь. Дайте характеристику звука «ЗЬ» – (согласный, мягкий, звонкий).

Он обозначается квадратиком зелёного цвета.

7.Игры и задания со звуками [З], [Зь].

Игра «Хлопни, когда услышишь звуки [З], [Зь] :

К, т, о, с, з, нь, дь, зь; ну, ты, ло, за, кя, ге, зю; бабуля, Зина, Катя, Зоя.

Повторение слоговых рядов за логопедом:

За-за-за – идёт коза; Зи-зи-зи – зайка кору грызи; Зу-зу-зу – боюсь грозу.

Закончить слово слогами:

ЗА: ва. ко…, ро…, сле…, гро….ЗЫ: ва…, бере. арбу…, моро

-Делим слово на слоги (хлопками).

За-но-за, за-бор, за-кол-ка, ку-ку-ру-за, гла-за, ар-бу-зы, зонт.

Дифференциация звуков (твёрдый – мягкий, соотнесение с цветовым обозначением.

Логопед: «Ребята, к нам в гости пришла кукла Зоя. Давайте поможем Зое разложить картинки: положить в синюю корзинку картинки со звуком «З» в названиях, а в зеленую – со звуком «ЗЬ».

Определение позиции звуков «З, ЗЬ». На столах у каждого ребёнка схемы слов. Дети по очереди определяют позицию звуков «З, ЗЬ» (в начале, в середине, в конце слов) .

Звуковой анализ слова ЗИМА. Дети выкладывают из фишек слово ЗИМА и дают характеристику звукам.

Игровое упражнение «Мой, моя, моё»

Логопед раскручивает волчок, и игроки выбирают из всех картинок предметы того рода, который выпал на грани волчка

Мой: Тузик, зайчонок, звонок, вездеход, взвод, бензин

Моя: музыка, коза, вазочка, газета

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть тихонечко присесть.

Семь, восемь – лень отбросим

Дидактическая игра «Вокруг да около».

Логопед раскручивает волчок, на гранях которого написаны предлоги: на, в, из, под, за, перед. На какой грани волчок остановится, с таким предлогом ребенку надо придумать предложение, используя картинки со словами, изображенные на маленьких карточках.

9.Знакомство с буквой З.

На эту букву посмотри — Она совсем, как цифра три. На что еще похожа буква З?

З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

– Нахождение З среди других букв.

-«Из скольких элементов состоит буква?»

1.Прорисовывание буквы З в воздухе, в тарелочках с манной крупой.

2.Печатание буквы в тетрадях.

3. Чтение слогов и слов с буквой З

аз, оз, уз, ыз, эз, из за, зо, зу, зы, зэ зубы роза ваза поза Зоя

10. Итог занятия.

С каким звуком к нам прилетал большой комарик?

С каким звуком к нам прилетал маленький комарик?

Эти звуки согласные или гласные? Звонкие или глухие?

Как вы оцените свою работу на занятии?

Что вам понравилось? Какие задания вызвали затруднения?

Конспект занятия «Звук [З] и буква «З»

Валентина Персидская
Конспект занятия «Звук [З] и буква «З»

Программные задачи: – закрепить правильное произношение звука

«З» в слогах, словах, предложениях;

– познакомить детей с буквой «З»;

– анализ, синтез и чтение обратных и прямых

– преобразование прямых слогов;

– учить анализировать слово «козы» и состав-

лять схему этого слова;

– учить детей показывать мимикой различные

Оборудование: комар на ниточке, куклы, сумка, предметные кар-

тинки, наборное полотно с буквами, кассы букв,

пеналы, тетради по количеству детей.

Ход ЗАНЯТИЯ

Организационный момент. Игра «Комар». Логопед держит подве-

шенного бумажного комара и произносит З –З –З.

К нам в гости прилетел комар. Давайте покажем как мы

боимся комара, а теперь не боимся; теперь покажем

комара, который надоел нам; а если комар укусил нас, а

теперь мы его прогоняем (на все просьбы логопеда дети

показывают мимикой что их просят).

1. Сообщение темы.

Летал комар, звенел и разбудил Зою.

– Зоя. Какой первый звук в имени девочки Зои? – «З»

– Давайте вспомним какой это звук.

Дети отвечают: – согласный, твердый, звонкий.

2. Произношение звука «З» в слогах. Анализ и синтез слогов.

-Если я скажу «З», а потом «А» –какой слог получится – ЗА.

– Назовите гласный звук. Назовите согласный звук.

– Если я скажу «З», а потом «О» – какой слог получится – ЗО.

– Назовите гласный звук. Назовите согласный звук.

– А теперь я произнесу слог – ЗУ.

– Сколько звуков я произнесла? – Два.

– Кокой первый звук? – «З». Какой второй звук? – «У».

– Какой гласный? Какой согласный звук?

– Теперь я скажу ЗЫ. Сколько звуков я произнесла? – Два.

– Какой первый? – «З». Какой второй? – «Ы».

– Какой гласный? Какой согласный звук?

3. Произношение звука «З» в словах.

К Зое в гости пришла подружка. Придумайте ей имя со звуком «З».

Догадайтесь, что она принесла с собой (из сумочки достаются различные предметные картинки). Нужно выбрать из предложенных картинок те, в названии которых есть звук «З».

4. Дидактическая игра «Телефон».

Решили девочки поиграть в игру, которая называется «Телефон».

Нужно передать по телефону слова (т. е. повторить за мной, если

кто-то ошибается повторяет заново всю цепочку слов.

Зайка, мозаика, зонтик, ваза.

Незабудка, роза, мимоза, коза.

Забор, воз, паровоз, вокзал.

5. Произношение «З» в предложениях.

Лиза и Зоя очень любят чистоговорки. Давайте сочиним для них.

Я начинаю, а вы заканчиваете, затем повторяете всю строчку.

За –за –за, на лугу стоит коза.

Зу –зу –зу, вместе мы пасли козу.

Зы –зы – зы, колокольчик у козы.

За –за –за, уходи домой, коза.

Молодцы! Лизе и Зое очень понравилось.

Зоя и Лиза приглашают вместе с ними сделать зарядку.

Скок – поскок, скок – поскок,

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт.

Лапки вверх, лапки вниз

На носочки подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок – скок – скок,

А затем в присядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

7. Знакомство с буквой «З».

– Знаете, как называется эта книга? (Логопед показывает азбуку).

– Азбука. Зоя азбуку взяла, букву «З» в ней назвала. Логопед

показывает букву «З».

– Отыщите букву «З» у себя в кассе букв. Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа (на змею, ленту, цифру три….)

– Сколько элементов у буквы «З»? – Два.

– Какие это элементы? – два полукруга.

Логопед пишет на доске букву «З» и читает стихотворение:

«З» – не просто завитушка,

«З» – пружинка, крендель, стружка.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

– Обводим по контуру букву «З» в кассе.

– А теперь пишем её в воздухе. Вначале показывает логопед.

– Печатаем в тетради.

Молодцы! Тетради закрыли и положили на край стола.

8. Чтение слогов с доски.

Лиза и Зоя очень любят читать. А вы любите? Итак, читаем.

(Предварительно логопед набирает обратные слоги на доске.)

-А теперь закрываем глаза. (Тем временем логопед меняет местами буквы. Получаются прямые слоги). Читаем.

9. Выкладывание слога ЗА. Преобразование его.

– А теперь работаем с кассой букв. Выложите слог ЗА.

(Несколько детей по просьбе логопеда читают слог).

– Теперь замените вторую букву так, чтобы получился слог ЗУ.

(Несколько детей читают этот слог)

Тоже самое с буквами «Э», «О», «Ы», и каждый раз читаем.

10. Звуко-слоговой анализ слова «козы». Выкладывание схемы.

– Произнесите слово – козы. Обозначьте его.

– Чем будем обозначать? – Зелёной полосой.

– Сколько слогов в этом слове? Почему? Обозначьте их.

– Чем будем обозначать? – Красными полосками.

– Какой первый слог? (дети называют)

– Какой второй? (дети называют)

– Повторите первый слог. (дети повторяют)

– Сколько звуков в первом слоге? Охарактеризовать их.

– Повторите второй слог. (дети повторяют)

– Сколько звуков во втором слоге? Охарактеризовать их.

– Вот мы и выложили схему слова «козы». Молодцы!

(Можно повторить всю схему слова)

11. Итог занятия.

– С какой буквой мы сегодня знакомились?

– Сколько элементов у этой буквы?

Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались. Лизе и Зои очень понравилось.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [о] и буква О» Тема: «Звук (О) и буква О». Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Задачи: Обучающая задача: Выделение заданного.

Конспект занятия «Звук и буква Ч» Тема: Звук и буква Ч Цель: Закрепить навык произношения звука ч в словах; Задачи: Обучающие:- учить выделять звук Ч в словах; – учить детей.

Конспект занятия «Звук [Х] и буква Х» Конспект занятия «Наш город» звук и буква «Х» Коррекционно-образовательные задачи: -закрепление знаний о букве и звуке «Х», -формирование.

Конспект занятия «Звук и буква Ж» Тема. Звук и буква Ж Цель: закрепить правильное произношение звука [Ж] в речи. Задачи: Коррекционно – образовательные: Научить правильно.

Конспект занятия «Звук [а] и буква А» Задачи: • познакомить детей с гласным звуком [а]и буквой А; • учить определять позицию звука в слове; • упражнять в интонационном выделении.

Конспект занятия «Звук и буква Т. Продукты питания» Цель: 1. Знакомство с продуктами питания 2. Нахождение звука Т в словах 3. Деление слогов на слоги 4. Нахождение звука в слове 5. Отвечать.

Конспект занятия «Звук и буква Ж» Тема урока: «Звук и буква Ж». Цель: – систематизировать знания о звуке [Ж]; – развивать фонематический слух; – воспитывать интерес к.

Конспект занятия «Звук [и] и буква и» Задачи: • познакомить детей с гласным звуком [и]и буквой И; • совершенствовать фонематический слух; • учить находить слова с новым звуком.

Конспект занятия «Звук [о] и буква О» Задачи: • познакомить детей с гласным звуком [о] и буквой О; • формировать навык звукобуквенного анализа; • учить определять позицию звука.

Конспект занятия «Звук [у] и буква У» Задачи: • познакомить детей с гласным звуком [у] и буквой У; • совершенствовать фонематический слух; • учить определять позицию звука в.

Звук [З]

Конспект занятия по формированию звуковой стороны речи в старшей логопедической группе на тему: «Звук З»

  1. Познакомить детей со звуком «З»;
  2. Добиваться умения определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука «З»;
  3. Добиваться от каждого ребенка правильного, звонкого произношения звука «З» изолированного, в слогах, словах, словосочетаниях;
  4. Учить детей менять силу голоса от громкого к тихому и от тихого к громкому;
  5. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  6. Учить детей звуковому анализу слова «сок» с составлением графической схемы;
  7. Развивать внимание, память, логическое мышление;
  8. Развивать мелкую моторику.
  1. Дети научились выполнять упражнения для постановки звука « З».

а) Наказать непослушный язычок

е) «Почистим зубки»

ж) «Загнать мяч в ворота»

  1. Автоматизировалось произношение звуков И, Э, В, Ф, С.
  2. Дети овладели навыками звукового анализа

а) гласный + гласный

б) гласный + согласный

в) согласный + гласный

  1. Предметные картинки: завод, ваза, коза, зайка, звезда, змея, зонт, замок.
  2. Набор картинок « Найди пару»;
  3. Звуковые кассы;
  4. Зеркала для каждого ребенка.
  5. Костюм для козы и зайца.

Игра «Летает – не летает»;

собака, сорока, санки, соловей, синица, автобус, стол, аист, ласточка, самокат.

А теперь назовите перечисленные мною летающие предметы, одним словом.

Воспитатель – А из перечисленных птиц назовите только зимующих?

Дети – Сорока, синица.

Воспитатель – Садитесь, дети, на свои места, и я расскажу вам одну интересную сказку.

II. Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель – Сегодня я расскажу вам историю про Маленького зайчика.

( звучит музыка, вбегает зайчик, садиться).

В холодный зимний день маленький зайчик сел на пенек и стал вспоминать теплое лето.

А вы, дети, внимательно смотрите на Зайчика и делайте вместе с ним.

Он улыбнулся, (упражнение «Улыбка»), открыл ротик и высунул широкий язычек, вспоминая, как его грело солнышко (упражнение «Лопаточка»).

Маленький зайчик не знал, что зимой идет снег; вдруг ему на язычек упала, холодная снежинка зайчик испугался и спрятал язычок (упражнение « Прятки»).

Понравилось Зайчику играть с язычком; то высунет, то спрячет, то высунет, то спрячет. (Держим улыбку. Зубки не сжимаем). (4 раза)

А еще Зайчики вспомнил, что осенью он ел вкусную морковку, а потом чистил зубки. (Упражнение «Почистить зубки» — влево – вправо; влево – вправо(2раза)

Снизу – вверх; снизу – вверх(2 раза).

Вдруг подул ветер (Упражнение «Ветер» С – С – С). Голые веточки на кустиках задрожали. Зайчик испугался. Посмотрел вокруг. А ветерок все дует, шевелит веточки на кустах (С – С – С).

Понял тут Маленький Зайчик, что ему нечего бояться. Это всего – на всего ветерок запутался в ветках. Улыбнулся Зайчик и стал опять летние забавы вспоминать.

III. Знакомство со звуком «З».

Летом Маленький Зайчик познакомился с комариком Комаром – Комаровичем. Комар – Комарович летом около Зайчика летал и громко звенел «З – З – З».

—Как звенел Комар – Комарович?

Воспитатель — Дети! Поймайте камора, поднесите к уху.

Слышите, как звенит Комар – Комарович?

Игра «Далеко – близко».

А теперь отпустите Комара – Комаровича. Пусть он летит.

(З – З – З — тихо). Улетел.

Воспитатель — И Зайчику пора в путь дорогу. А то его мама – зайчиха потеряет.

-Зайчик! Дети знают, что в лесу сейчас снег, холодно, мало корма. Ребята приготовили тебе и всей твоей заячьей семье морковку. Неси ее, скорее в лес и угости всю свою семью. (Зайчик убегает).

IV. Артикуляция звука «З». Работа с зеркалами.

Воспитатель — Дети! Вам хочется научиться звенеть так же хорошо, как Комар – Комарович?

Воспитатель — Посмотрите на схему.

1). При произнесении звука «З»

а). Губы в улыбке, зубы видны;

б). Зубы сближены, но не сомкнуты.

в). Широкий кончик языка упирается в нижние зубы.

г). Передняя часть стенки языка поднимается к верхним бугоркам и образует

д). Боковые края языка плотно прижимаются к боковым зубам.

е). По середине языка идет сильная струя воздуха.

ё). Голосовые связки напряжены, сближены, колеблются, в результате чего

2). Посмотрите в зеркало, улыбнитесь и произнесите звук «З». (индивидуальные ответы детей).

V. Характеристики звука.

Воспитатель – дети! Звук «З» можно петь?

Воспитатель – Значит звук «З» согласный, звук «З» произносится глухо или звонко?

—А как я произнесу звук «З» – мягко или твердо?

Воспитатель – значит звук «З» согласный, звонкий, может быть мягким и твердым.

VI. Развитие фонематического слуха.

1). Дидактическая игра «Услышь слог в слоге»

за, ба, ва, га, зы, ку, зо.

2). Дидактическая игра «Будь внимательным».

зал, стол, знамя, лыжи, глаза, зуб, жаба, коза.

VII. Динамическая пауза.

Под высокой сосной – ладонь правой руки вертикально вверх.

Скачет зайка косой – указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные собраны.

Под другой сосной – как в 1 раз.

Скажет зайка другой – как во 2 раз.

Зайчики белые сидят – присели

И ушами шевелят – шевелят ушами

Вот так, вот так

И ушами шевелят.

Зайкам холодно сидеть – встать, пожимается

Надо лапки им погреть – кисти рук.

Вот так, вот так,

Надо лапки им погреть.

Зайкам холодно стоять, — прыжки

Надо зайкам поскакать

Вот так, вот так,

Надо зайкам поскакать.

VIII. Автоматизация звука «З», в слогах, словах и связной речью.

Звучит музыка. Входит коза с корзиной.

Коза – Здравствуйте, дети. Вы узнали меня? Кто я? Да! Я Коза. Хотите дети, я вам расскажу, какая однажды история произошла со мной в лесу летом?

Гуляла я весь день по лугу, а к вечеру пошла домой. «Идет козочка — коза».

Вдруг слышу вдалеке мне кто-то подпевает » за- за- за; за- за- за.»

Удивилась Я! Кто вы думаете, кто мне подпевал?

Коза – Хотите со мной поиграть в игру «Эхо»? Я буду петь, а вы мне подпевайте, как эхо.

Идет козочка – коза. — (За- за- за) 2 раза.

Очень любят все козу. — (Зу- зу- зу) 2 раза.

Растут цветы у козы — (зы – зы – зы ) 2раза

Есть друзья у козы — (зы – зы – зы ) 2 раза

Коза – Молодцы дети, петь вы умеете.

Мне дети из детского сада » Сказка » подарили картинки. Но я не знаю, что на них изображено. Научите меня называть те предметы, которые нарисованы на картинках.

Дидактическая игра » Назови кто?, что это?» зонт, коза, змея, ваза, замок, зайка, завод, звезда.

Коза – Молодцы, дети! Посмотрела я на вас, вы такие умные, красивые, здоровые, оставайтесь такими всегда.

Воспитатель – с Зайчиком вы играли, с Козой играли. Я тоже хочу с вами поиграть.

Дидактическая игра » Найди свою пару».

Цель: Учить образовывать множественное число существительных в именительном падеже.

Например: У меня зонт. А у тебя?

I X. Звуковой анализ и синтез слова » сок» с составлением графической схемы.

Дети садятся за столы.

Воспитатель – Вам понравилось играть?

Хотите еще поиграть?

1). Дидактическая игра » Собери словечко».

2). Сколько всего звуков в слове «сок»?

Назовите первый звук?

Звук «С» гласный или согласный?

Как произносится; звонко или глухо? (проверяем).

В слове «сок» звук «С» произноситься мягко или твердо?

(Так анализируем каждый звук).

3). Выкладывание графической схемы.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Что вам понравилось на этом занятии?

воспитатель

Азаматова Дильшат Мирхатовна

МАДОУ Детский сад №12

МР Учалинский район РБ

Читайте также:  Использование камушков Марблс в преодолении речевых нарушений
Ссылка на основную публикацию