Звуки С – СЬ. Буква С – конспект фронтального занятия

Звуки С и Сь. Буква С. Лексическая тема: «Одежда»

Лексическая тема: «Одежда»

  • Коррекционно-образовательные: закрепление правильной артикуляции и произношения звуков С – С’. Упражнение в определении места согласного звука в слове, в дифференциации звуков по твердости – мягкости. Обогащение словаря по теме «Одежда».
  • Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха, мелкой моторики рук, зрительного восприятия и внимания.
  • Коррекционно-воспитательные: формирование навыков самостоятельности и инициативности.

Оборудование: мяч, индивидуальные зеркала, картинки одежды, конверты с рисунками одежд для каждого ученика.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня к нам на урок пришли гости. Они будут смотреть, как вы работаете на уроке. И поэтому давайте будем стараться правильно отвечать на все мои вопросы и активно участвовать на уроке.
Логопед: А сейчас подарили друг другу улыбку, начинаем урок.
Логопед: Ребята, кто мне скажет, какая у нас сегодня погода на улице? (ответы детей) Дует холодный ветер. Давайте изобразим холодный ветер. Как дует у нас ветер. Молодцы! А вот пришли в школу, а в школе у нас тепло. Давайте теперь попробуем изобразить теплое дыхание. Молодцы, ребята!

2. Артикуляционная гимнастика. А сейчас давайте сделаем гимнастику и немножко поиграем с язычком. (слайд 2-5)

3. Введение в тему

Логопед: А теперь смотрим рисунки (слайд 6) Что там изображено? (ответы детей) На какой звук начинаются слова? (С и Сь) А как одним словом можем сказать? (одежда). Хорошо!
Логопед: Значит, на уроке мы сегодня будем говорить об одежде и вспомним букву С и звуки [С] и [С’].
Давайте теперь обсудим, какой же у нас эти звуки?

4. Характеристика звука (слайды 7-8)

[С] – согласный, твёрдый, глухой. На письме обозначаем синим закрашенным квадратом.
[С’] – согласный, мягкий, глухой, на письме обозначаем зелёным квадратом.

Игра «Поймай звук»

Логопед: А теперь, поиграем в игру «Поймай звук». Вам нужно будет поймать правильный звук. Когда услышите звук [С] должны будете хлопать, когда [С’]– потопать. Приготовились! Будьте внимательны!
П, С, С, К, ЛЬ, С, Р, СЬ.
ПО, СИ, РА, СО, МЫ, ЛИ, СИ.
Логопед: Молодцы! Все правильно смогли поймать звуки! А сейчас давайте посмотрим на экран.

5. Чтение слогов (слайды 9-13) А теперь смотрим на экран и читаем слоги. Читаем хором!

СА , СО, СУ, СЫ, СИ

Игра «Разведчики»

Логопед: Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Разведчики». Мы знаем, что разведчики это люди, которые внимательно слушают и запоминают. У меня несколько донесений. Сейчас каждый из вас будет читать по очереди, а все остальные слушают и запоминают. (слайд 14)

1-й ученик – СА-СО-СУ
2-й ученик – АС-ОС-УС
3-й ученик – СА-СУ-СИ
4-й ученик – ИС-АС-УС
5-й ученик – ОС – УС – ЫС
6-й ученик – СУ – СЁ – СО.

Логопед: Молодцы, вы – настоящие разведчики.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
– Упражнение на развитие дыхания,
Как дул ветер? (Сильно)
Подуем сильно, как ветер.
А теперь подуем прерывисто, слабо, затихает ветерок.

Логопед: Отдохнули?! Молодцы! Продолжаем занятие.

7. Знакомство с лексической темой.

Летом, в жаркие часы –
Только майка и трусы.
А зимою нам нужны:
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее.
Шапка …, свитер…
Впрочем, я…
Я запутался, друзья!

Логопед: Ребята, где я запуталась? (ответы детей) Скажите, что мы одеваем зимой? А летом? (ответы детей) Молодцы!

Логопед: А теперь посмотрите на доску. (На доске картинки с изображением одежды). Что у нас там есть? (ответы детей: сарафан, юбка, брюки, платье, свитер, сорочка)
Логопед: А как мы их одним словом скажем? (ответы детей: одежда)
А теперь находим только те картинки, в которых есть звуки [С] или [С’]. (ответы детей: сарафан, свитер, сорочка).

8. Игра «Что пропало»

Перед детьми выставляются предметные картинки с изображением одежды. Логопед предлагает детям закрыть глаза и прячет одну из картинок. После этого, как дети открывают глаза и называют, какой картинки не хватает.
Логопед: Молодцы, ребята!

9. Игра «Дарим подарки»

Логопед: А теперь вернемся на экран. Сегодня к нам на урок пришли две девочки Софи и Сима (слайд 15).
Во что они одеты? Софи одета в синее платье. Почему ребята? Как вы думаете? Потому что в слове Софи у нас твердый звук [С]. А Сима одета в зеленое платье. Почему? Потому что в слове Сима мягкий звук [С’].
А сейчас давайте подарим им подарки (слайд 15). Если в слове есть звук [С], этот подарок подарим Софи. А если в слове есть звук [С’], то этот подарок мы подарим Симе.

10. Дидактическая игра «Прятки»

Логопед: Продолжаем играть. У вас на столе есть конверты. У каждого свой конверт.(В конвертах картинки со звуками [С] и [С’]. Например: самолет, оса). Сейчас по очереди открываем и говорим что там. Посмотрите на рисунки.

  • И определяем место звуков [С] или [С’]. – в начале, в середине, в конце. И по очереди отвечаем. (ответы детей)
  • После этого, каждый ребенок выбирает себе понравившийся рисунок и составляет с этим словом предложение. (ответы детей)

11. Знакомство с буквой П

Логопед: Ребята, вот мы с вами еще раз вспомнили про звуки [С] и [С’]. А как мы будем записывать эту букву? (слайд16)
На письме звуки [С] [С’]. записываются буквой «С». Теперь давайте попробуем нарисовать «С» в воздухе, на парте. А теперь приготовили ручки и напишем букву С.

Логопед: Итак, ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили?
– Что вам понравилось?
– А что было трудным?
Логопед: (слайд 17) Ребята, мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы, все справились с заданием.

13. Домашнее задание: Раскрасить рисунки со звуками [С] или [С’]. и запомнить слова.

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе Звуки С,СЬ. Буква С.

Цели занятия:
Коррекционно-образовательная:
– продолжать учить детей характеризовать звуки [C] и [Cь] по акустическим артикуляционным признакам;
Коррекционно – развивающие:
– упражнять детей в определении места звуков в словах;
– развивать фонематические процессы;
– упражнять детей в различении звуков [C] и [Cь] в слогах и словах;
– работать над деформированным предложением;
– развивать внимание, мышление, память.
Коррекционно – воспитательная:
– воспитывать у детей умение вслушиваться в свою речь и в речь окружающих.
Оборудование:
– зеркала; символы звуков; буквы; предметные картинки в названии которых присутствуют звуки [C] и [Cь]; картинка с изображением Рассеянного с улицы Бассейной; картинка с изображением осы; индивидуальный наглядный материал для задания «Что без чего»; наборы для выкладывания звуко – слоговой схемы слов.

1. Организационный момент:
Логопед: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться
Дети: Доброе утро!
Логопед: Сядет тот, кто назовёт своего соседа ласково.
(Называют друг друга именем с уменьшительно-ласкательным суффиксом и садяться).
2. Развитие общей моторики.
Логопед: Ребята сегодня мы с вами пойдём в гости, идти нам придётся через лес.
Будем весело шагать,
Только надо не зевать.
По тропиночке пойдём
Друг за дружкою гуськом,
На носочки встали,
К лесу побежали.
Ноги выше поднимаем,
На листочки наступаем,
И снова по дорожке
Мы весело шагаем.

3. Развитие мелкой моторики.
Логопед: Ребята, посмотрите зайчик и белочка, давайте с ними поздороваемся.
Упражнении «Здравствуй зайчик, здравствуй белочка». (Пальчики здороваются).

4. Развитие артикуляционной моторики.
Логопед: Сейчас мы сядем на лошадок и поскачем по лесу.
«Лошадка» – «Болото» – «Камыши» – «Грибок» – «Покормим лису» – «Лопата».

5. Сообщение темы занятия.
Логопед: Ребята, вот мы и пришли. Посмотрите, какой беспорядок, кто же тут живёт? ( Логопед читает отрывок из стихотворения « Рассеянный с улицы Бассейной» С.Я. Маршака).

Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.

Надевать он стал пальто –
Говорят ему: не то!
Стал натягивать гамаши –
Говорят ему: не ваши!

Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.

Дети: Рассеянный с улицы Бассейной.

Логопед: Ребята, посмотрите, какой Рассеянный с улицы Бассейной. ( Логопед показывает изображение рассеянного)
– Что у него на голове?
– Сковородка.
– Что у него в руке?
– Сумка.
– Что у него в сумке?
– Сапог.

Логопед: Какой первый звук вы услышали в словах: сковорода, сумка, сапог.
Дети: Звук [C].
Логопед: О каком звуке мы будем сегодня говорить?
Дети: О звуке [C].

6. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Какое положение занимают губы? ( Они растянуты в улыбке.) А что вы можете сказать о зубах? ( Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи.) Где находится кончик языка? (Кончик языка упирается в нижние зубы.)
А теперь скажите, какой звук [C], гласный или согласный? (Согласный, обозначаем фишкой синего цвета. Может быть твердым и мягким.) Приложите руку к горлышку и скажите, оно вибрирует или нет? Спит голосок или не спит? ( Спит.) Значит, какой это звук? ( Глухой). Звуки [C] и [Cь] живут в домике под названием [C].

7. Дифференциация звуков в слогах.
Повторение слоговых рядов вслед за логопедом:
Са – ся – са
Са – ся – ся
Ся – са – са

8. Дифференциация звуков в словах.
Игровое упражнение « Исправь ошибки рассеянного».
Логопед: Ребята, рассеянный не знает где в словах произносить твердый звук, а где мягкий. Давайте его исправим и научим.
Слова: сябака, сьтул, капусьта, сямалет, сюмка, велосыпед, нось, волоси.

9. Игровое упражнение «Магазин».
Логопед: Ребята, давайте сходим в магазин и купим продуктов рассеянному, но в названиях продуктах должен быть [C]. Дети делят слова на слоги, определяют наличие и место звука [C] в словах.
Слова: Соль, масло, молоко, мясо, колбаса, свекла, сардельки, вафли, капуста.

10. Звукослоговой анализ слов.
Сколько слогов в слове «сок»?
Назовите первый звук. Какой это звук? Фишкой какого цвета мы его обозначим?
Назовите второй звук. Какой это звук? Фишкой какого цвета мы его обозначим?
Выкладывание схемы слова «сок» с последующим объяснением, почему звуки обозначены фишками именно таких цветов.

11. Динамическая пауза.
Наш приятель потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел
И одежду не нашел,
Раз присел, два присел,
Так найти и не сумел.
Чтоб одежду не терять,
Надо аккуратным стать.

Читайте также:  Методическая разработка игрового часа для детей и родителей 'Будьте здоровы!'

12. Развитие внимания, мышления.
Игровое упражнение «Что без чего».
Рассеянный любит рисовать, и он нарисовал картину, но кажется здесь что – то не так. Посмотрите внимательно. (Логопед показывает картинку с изображением предметов без частей).

Собака без носа
Автобус без колес
Подсолнух без лепестков
Стул без спинки
Капуста без листьев
Лестница без ступенек
Ослик без хвоста
Часы без стрелок
Лиса без хвоста

( Логопед раздает детям индивидуальный наглядный материал, дети собирают части предметов)

13. Работа с деформированным предложением.
Логопед: Ребята, послушайте что рассказывает рассеянный. Бывает такое или нет? Давайте исправим ошибки.
– Нос сел на осу.
– Краски рисовали сами.
– Сосиска съела собаку
– Стул сел на Васю.
– Носки одели папу.
– Кактус поливает Свету.
– Сумка несёт маму.
– Собака кормит Стёпу.
– Сапоги надели Славу.
– Сосны летят над самолётом.
– Автобус поехал на Славе.
– Скакалка прыгает на Свете.
Анализ одного из исправленных предложений с выкладыванием схемы и указанием заданных слов на схеме.

14. Произношение изучаемого звука в слогах и слоговых сочетаниях. ( Развитие слухоречевой памяти).
Игровое упражнение «История в чистоговорках»
Логопед: Ребята, рассеянный рассказал, что недавно с ним произошла неприятная история, с ним всегда случаются неприятности.)

Са – са – са –на столе сидит оса
Са – са – са – села мне на нос оса
Са – са –са – укусила в нос оса
Со – со – со – стал мой нос, как колесо
Су – су – су – сумкой я гоню осу
Сы – сы – сы – нету в комнате осы

15. Итог.
Вопросы детям:
– Какие задания вам показались самыми интересными?
– Какое задание было самым трудным?

Спасибо дети. Вы меня очень порадовали своими ответами. Мне было приятно разговаривать с вами. И жаль, что занятие так быстро закончилось, и приходится расставаться.

Литература.
1. Гамзяк О.С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты фронтальных занятий II периода обучения в старшей логогруппе / О.С. Гамзяк – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 128 с.
2. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки С, Сь – З, Зь: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 32с., вкл.: ил.
3. Ткаченко Т.А. Правильно произносим звук С. Логопедический альбом. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2007. – 24.
4. Баскакина И.В. Логопедические игры. Свистелочка. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука С / И.В. Баскакина, М.И. Лынская. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 32с.: ил. – (Внимание: дети!).

“Дифференциация звуков [С] и [Сь]. Буква С” НОД в подг. группе

сб., 03.11.2018

Гурина Ирина Алексеевна

МАДОУ детский сад № 162 города Тюмени

Конспект НОД (занятия) по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе

“Дифференциация звуков [С] и [Сь]. Буква С”

Цели:

Коррекционно-образовательные:

– совершенствовать умение дифференцировать звуки [С] и [Сь];

– учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

– познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и Сь, её графическим изображением.

Коррекционно-развивающие:

– развивать фонематический слух; зрительную, слуховую память и внимание; артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные:

– формировать навыки сотрудничества, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Ноутбук. Раздаточный материал на каждого ребенка: индивидуальные зеркала, фишки, схемы для определения места звука в слове, предметные картинки, наборы букв из наждачной бумаги и флиса, шнурки, индивидуальные тетради.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед встречает детей в кабинете, организует приветствие, предлагает детям встать в круг и хором повторить:

– Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Логопед: Сейчас вы сядете за столы, спинки прямые.

Послушайте, пожалуйста, слова и постарайтесь услышать первый звук в этих словах. Стол, сова, собака, санки

А сейчас я ещё раз повторю эти слова, а вы скажите, с какого одинакового звука они начинаются ? (Ответы детей)

Теперь я произнесу другие слова, а вы так же выделите первый звук в них: сено, синица, серый. (Ответы детей)

Логопед: Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [С] и [Сь] и познакомимся с буквой, их обозначающей

Артикуляционная гимнастика.

-Чтобы правильно произнести звук [С] и [Сь], нужно сделать гимнастику для языка. Возьмите зеркала, слушайте сказку и выполняйте упражнения.

На основе А. С. Анищенкова “Артикуляционная гимнастика”
Этот маленький дружок
Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Вот проснулся Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Серенькая кошка. (Упражнение ” Кошечка сердится”.)

Светит солнышко с утра

– В гости к тётушке пора! ( Упражнение “Дятел”. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков “дддд” и “тттт”)

Тетушка Щёчка
Племянника ждёт,
Блинчики с маком
К обеду печёт. ( Упражнение ” Блинчик”)

На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка –
Цок, цок, цок, цок, цок,. ( Упражнение ” Лошадка”)

Тётушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает. ( Упражнение ” Вкусное варенье”)

Ох, устал наш Язычок,
Лёг в кроватку на бочок;
Пя – пя – пя – пя – пя – пя
Отдыхаем все, друзья! ( Упражнение “Непослушный язычок”)

Логопед: Молодцы!

Упражнения в правильном произношении звуков [С] – [Сь].

– А сейчас посмотрите в зеркало, улыбнитесь , покажите зубы, чтобы они были похожи на заборчик.Между зубами оставьте маленькую щель , кончик языка положите за нижние зубы , спинку языка поднимите вверх , чтобы она была похожа на горку.

Произнесём ССССС. (Струя воздуха у нас идёт вперёд только через маленькую щель.)

Произнесём СьСьСьСь. (Дети произносят звук хором, по одному.)

Подставьте ладошку и определите, какой воздух вы ощутите – горячий или холодный?

Характеристика звука

Логопед: – Дайте характеристику звуку [С].

Дети: Звук [С] – согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.

Игра «Будь внимательным»

Логопед: – Если услышите звук [С] в словах поднимите синий квадрат, а звук [Сь] – зеленый. (Лиса, сентябрь, солнце, лист, лось, синица, собака, аист).

Динамическая пауза

Самолёт (Логопед: – Какой звук слышим в начале слова Самолёт?)
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны — в полёт (Руки разводим)
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд, (Правая рука вперёд)
Левое крыло вперёд. (Левая рука вперёд)
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Имитация полёта самолёта)

Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.

Определение места звуков [С] – [Сь] в слове.

Логопед: – Сейчас мы будем определять место звуков [С] и [Сь] в словах. Перед вами лежат “Звуковые” вагончики и фишки. На доске вы видите картинки. Нужно самостоятельно определить какой звук в слове [С] или [Сь] и в какой части слова он находится и положить нужную фишку (синюю или зелёную) в нужное окошко вагончика. (На доске поочерёдно логопед помещает картинки: Аист, сом, рысь, синица.

Знакомство с буквой С.

Логопед: -Вспомните, чем отличается звук от буквы?

– Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [С] и [Сь]. Это буква С (называем как звук). Рассмотрите букву С. На что она похожа?

Буква С возникла вдруг.

Прорисовываем в воздухе букву С, выкладываем из шнурков.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в парах: Логопед: – А сейчас возьмите карточки с буквами С ( из наждачной бумаги и флиса) и потрогайте ладошками, обведите пальцами и ощупайте эту букву. Поменяйтесь буквами с соседом и снова потрогайте букву. Какая это буква? Молодцы!

Работа в тетрадях. Штриховка буквы С и прописывание (простыми карандашами) по образцу.

Дидактическая игра: “Придумай слово”

Логопед кидает мяч детям называет слоги -са, -сы, -со, -си, -су. Дети придумывают слова с этими слогами

Итог занятия

Логопед: – С какими звуками мы работали сегодня на занятии? Чем обозначается звук на письме? С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие задания было интересно выполнять.

Оценивание деятельности учащихся.

Список используемой литературы:

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. – 245 с.

  1. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.-М.: «Мозаика – Синтез», 2006.-96с.

“Свидетельство о публикации в СМИ” Серия А № 0005337

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки С, Сь. Буква С» (подготовительная группа).
план-конспект занятия по логопедии на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
zvuk_i_bukva_s.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки С, Сь. Буква С» (подготовительная группа).

уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику, учить дифференциации звуков С и СЬ в словах, учить определять место звука в слове ( начало, конец, середина), учить звукослоговому анализу слов, познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением.

развивать фонематический и речевой слух, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, речь, исправлять недостатки произношения детей в процессе занятия способом «по – подражанию».

воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения

МАТЕРИАЛ : простые карандаши, символы согласных звуков, звуковые дорожки, звуковые кассы, мяч, картинки с изображением овощей или муляжи, пуговицы, «смайлики» – индикаторы настроения.

Литратура: Е. Бортникова «Чудо-читайка. Путешествие в страну звуков букв». – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур, 2007; И.А. Морозова, М.И. Пушкарева «Подготовка к обучению грамоте. Для работы с детьми 6-7 лет», Издательство «Мозаика-Синтез», М. 2008.

  1. Организационный момент. Путешествие в Звукобуквию.

(Дети проговаривают текст, прокатывая карандаш между ладонями)

ЗВУКИ ГОВОРИМ И СЛЫШИМ

БУКВЫ ВИДИМ МЫ И ПИШЕМ.

  1. Основная часть. Тема. Знакомство со звуками.

– Мы не можем попасть в страну. Кто-то там стоит в дозоре и нас не пропускает. Слышите, они кричат: СТОЙ! СЕКРЕТ!

Кто же это? А, я догадалась! Это два новых звука-братика, с которыми мы сегодня познакомимся.

Они говорят, что злой волшебник Нечитайка очень часто стал пробираться в страну Звукобуквию и делать там всякие пакости, вот наши знакомые звуки и выставили дозорных. Они нас пропустят только тогда, когда вы отгадаете их имена, которые зашифрованы в первом звуке слова СТОЙ и СЕКРЕТ.

– Назовите первые звук в слове СТОЙ.

– Какой он – согласный или гласный?

– Звонкий или глухой?

– Твердый или мягкий? (картинка-символ)

– Назовите первый звук в слове СЕКРЕТ. Какой он? (картинка-символ)

– Посмотрите внимательно друг на друга и произнесите звук С.

– Губы открыты или сомкнуты ?

– Зубы плотно стиснуты или между ними есть небольшое расстояние?

– Где находится кончик языка за нижними или за верхними зубами?

– Язык лежит во рту плоско или приподнят горочкой?

( далее логопед даёт артикуляционную характеристику звука С)

– Каким цветов мы обозначим звук С? Зук Сь? Покажите нужные квадратики. Нужны ли колокольчики для этих звуков? Проверим. (Закрываем ушки, прикладываем руку к горлышку).

4. Артикуляционная гимнастика.

– Чтобы правильно произнести звук С, нужно сделать гимнастику для языка. Слушайте сказку и выполняйте упражнения.

Сказка о весёлом язычке.

Проснулся язычок рано утром. Открыл окно («Окошко»), увидел солнышко и улыбнулся («Улыбка»).

Захотелось ему погреться на солнышке, он открыл дверь («Окошко») и вышел на крылечко, немного постоял там (« Лопатка»).

И тут язычок вспомнил, что он не почистил зубы. Быстро вернулся домой и стал чистить зубы («Почистим зубки»).

Язычок заспешил на улицу и нечаянно наступил кошке на хвост («Поймай мышку за хвостик»).

Кошка рассердилась (« Киска сердится»).

Язычок погладил кошку (Поглаживание языка губами),

улыбнулся ( «Улыбка») и они вместе пошли гулять.

5. Упр. в правильном произношении звуков С- СЬ.

– А сейчас посмотрите в зеркало, улыбнитесь , оголите зубы, чтобы они были похожи на заборчик, оставьте между зубами маленькую щель, заведите кончик языка за нижние зубы, спинку языка поднимите вверх , чтобы она была похожа на горку.

Струя воздуха у нас идёт вперёд только через маленькую щель.

( дети произносят звук хором, по одному, парами)

– В момент выдоха подставьте ладошку и определите, какой воздух вы ощутите – горячий или холодный?

– Поднимите синий квадратик, если услышите твердый звук С, и зеленый – если услышите мягкий звук Сь.

С Сь Сь Сь С С Сь

СО СУ СИ СЕ СЮ СЫ СА АСЬ ОС УСЬ ЫСЬ ЫС

СОК, СЫР, СИЛА, СТОЛ, СЕМЬ, САХАР, СЕЛ, САМОЛЕТ, СЕЛО.

7. Физкультминутка «Раз поднялись, потянулись».

– Какой звук мы слышим в конце слов: поднялись? Потянулись? Согнулись? Разогнулись? (Ответы детей – звук Сь – согласный мягкий глухой)

8. Упр. на развитие звукового анализа и синтеза . Игра « Поварята».

– Угадайте , как называется холодное кушанье из различных овощей, порезанных кусочками и приправленных маслом или майонезом? (Салат). Правильно. Это самое любимое блюдо наших новых друзей – звуков С и Сь.

Произнесите это слово так, чтобы ясно слышался первый звук. Какой это звук?

– Давайте приготовим салат. У меня в корзинке много овощей. Давайте выберем из них те, в названии которых есть звук С, чтобы приготовить салат.

(капуста, салат, лук, картошка, чеснок, свекла, редис и т.д.).

– А сейчас давайте попробуем определить, где спрятался звук С в этих словах.

( работа со звуковыми дорожками)

Редис Свекла Капуста

9. Игра с мячом «Вкусняшки» ( развитие фонематического слуха).

– Давайте сыграем в игру с нашими новыми друзьями и узнаем, какие еще вкусняшки они любят. Я бросаю мячик и называю слово. Если в слове есть звук С или Сь, вы повторяете его, возвращая мне мяч.

Суп, молоко, масло, сухари, соль, шоколад, арахис, торт, сметана, кекс, абрикос, ананас, колбаса, варенье, мясо, рыба, сахар, сыр.

10 . Знакомство с буквой С.

– Вспомните, чем отличается звук от буквы?

Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки С, СЬ .Это буква С.

Нарисуем полукруг – буква С возникла вдруг.

11 . Пальчиковая гимнастика.

Нарисуйте букву С в воздухе.

На своей ладошке

На спине соседа

Большим пальцами двумя руками в воздухе.

Изобразим букву С пальчиками.

12.Выкладывание буквы С из пуговиц.

13 . Заключительная часть. Итог занятия.

– Наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими новыми друзьями и скажем им «До ссс виданья! До новых в ссс треч!» Расскажите мне, какая игра-задание вам понравилась сегодня больше всего? Если вам все было понятно и интересно, покажите веселый смайлик, если были трудности или вам что-то не понравилось – грустный. В этом случае на индивидуальном занятии мы позовем наших новых друзей снова в гости и сыграем в другие интересные игры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему “Звук и буква Р” разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее.

Данное занятие проводится у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Его цель – дифференциация звуков “Ж” и”Ш” на слух, закрепление навыка правильного произношения у детей на речевом материале.

Занятие проводится в подготовительной группе для детей с ФФН на этапе обучения грамоте.

Совместное интегрированное занятие руководителя по физическому воспитанию с логопедом, на тему “Транспорт” в подготовительной группе.

Цель: решение задач по коррекции речи через составление рассказа по образцу с опорой на картинки и мнемотаблицы.

Конспект логопедического занятия сс подгруппой детей подготовительной группы по теме “Здоровей-ка”.

Тема: « Сказка о весёлом язычке». Цели:1. Дать детям представление о частях и функциях артикуляционного аппарата на материале “ Сказки о Весёлом язычке”.2. Отр.

Конспект фронтального подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Звуки С, Сь».

Марина Кукушкина
Конспект фронтального подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Звуки С, Сь».

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия

в старшей группе. Тема «Звуки [с], [с‘].

1. Корекционно- образовательные:

-познакомить детей со звуками [с], [с’] и буквой «С»;

-учить характеризовать эти звуки по акустическим и артикуляционным признакам;

-упражнять в звуковом анализе слов, состоящим из 3-х звуков.

-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

-развивать фонетические процессы;

-развивать слуховую память, слуховое внимание.

-воспитывать умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи;

-воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Предметно-пространственная развивающая среда.

-Зеркала по количеству детей.

-Артикуляционные модели изучаемых звуков.

-Предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки С, С на каждого ребенка;

-Фишки для выкладывания звуковой схемы.

План занятия.

1. Организационный момент.

3. Работа над развитием дыхания.

4. Объявление темы занятия.

5. Акустико-артикуляционный образ звуков.

6. Связь звуков и буквы.

7. Развитие мелкой моторики.

8. Развитие фонематического слуха. (Игра «Поймай звук»).

9. Закрепление и дифференциация звуков в слогах. (Игра с мячом «Скажи наоборот»).

11. Закрепление и дифференциация звуков в словах. (Игра «Подарки. Выкладывание схемы слов).

12. Речевая подвижная игра «Веснянка».

13. Итог занятия. Оценка работы детей.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети встают в кружок.

-Ребята, какое сейчас время года? (весна)

-Какой месяц? (апрель)

-Давайте вспомним, что бывает весной. Каждый из вас назовёт весеннее слово и передаст мяч соседу. (Солнышко, сосульки, проталины, грачи, скворечник, почки)

Дети садятся на свои места.

Солнышко проснулось, Поглаживающие движения большим и средним пальцем обеих рук от середины лба к ушам.

Лобика коснулось, Круговые поглаживающие движения вокруг глаз.

Лучиками повело Движения от переносицы через щеки к ушам.

И погладило, погладило. От подбородка через щеки вверх к ушам.

3. Работа над развитием дыхания.

Игра «Вдохни свежий воздух» (дифференциация ротового и носового дыхания)

-Ребята, а вы обращали внимание, какой весной воздух? Чем пахнет? (Свежий воздух, пахнет весной)

-Давайте вдохнем глубоко свежий весенний воздух носом, а выдохнем через рот.

Дети выполняют задание 2-3 раза. Логопед следит за осанкой

4. Объявление темы занятия.

-Ребята, послушайте задание и угадайте, с какими звуками мы сегодня познакомимся.

Распластай язык пошире,

Кончик – к нижним зубкам ближе,

Струйку воздуха пускай,

Улыбнись и посвисти.

Дети: -Будем говорить о звуке [с].

Логопед: – Правильно, о звуке [с] и его младшем братце звуке [с’]

5. Акустико-артикуляционные образы звуков.

Произнесение звука С хором, а затем отдельными детьми с наблюдением артикуляции в зеркале.

-Какое положение занимают губы? (улыбаются, не напряжены)

-Что вы можете сказать о зубах? (сближены, но не смыкаются)

-Где находится кончик языка? (упирается в нижние зубы)

-Какой звук С? (согласный)

-Почему? (звук встречает преграду)

-А теперь скажите, какой звук С? (согласный, твердый, обозначаем синим цветом)

На магнитной доске логопед выставляет синий квадрат.

-Приложите руку к горлышку и скажите, оно вибрирует? (нет)

-Значит, звук С какой? (глухой)

Несколько детей повторяют характеристику звуку С.

-Теперь произнесите звук Сь, это младший братец звука С.

-Как расположены губы? (Улыбаются сильнее, напряжены)

-Где находится кончик языка? (упирается в нижние зубы)

-Какой звук Сь? (согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом)

На магнитной доске логопед выставляет зеленый квадрат.

-Приложите руку к горлышку и скажите, оно вибрирует? (нет0

-Значит, звук Сь какой? (Глухой)

Несколько детей дают характеристику звуку Сь.

6. Связь звуков и буквы.

На доске выставляется буква «С»

Дети рисуют пальчиками на столе и в воздухе букву «С» совместно с логопедом.

-На что похожа буква «С»? (ответы детей)

7. Развитие мелкой моторики.

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру. «Ходят» пальчиками по столу.

Рассыпала подснежники, Руки лежат на столе ладонями вниз

Посеяла траву. Раздвигают-сдвигают пальцы в стороны и обратно.

Теперь зовет со всех концов Призывные движения обеими руками.

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов. Загибают пальчики по одному, начиная с мизинца.

8. Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук»

-Сейчас мы поиграем в игру на внимание. Если услышите звук С, то должны поймать его в ладошки.

С Э М С И С У Р С О Н С А С Ы Ф С П С

9. Закрепление и дифференциация звуков в слогах.

Игра с мячом «Скажи наоборот».

Логопед произносит слоги и бросает ребенку мяч. Тот должен назвать слог наоборот, изменив твердый звук на мягкий или наоборот.

СО-СО-СО….СЁ-СЁ-СЁ и т. д.

10. Физкультминутка. «Пришла весна».

Улыбаются все люди –

Весна, весна, весна! Дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают.

Она везде, она повсюду –

Красна, красна, красна! Делают ритмичные повороты туловища.

По лугу, лесу и полянке идёт, идет, идет. Ритмично шагают на месте.

На солнышке скорей погреться

Зовет, зовет, зовет. «Зовут» к себе.

И в ручейке лесном задорно

Звенит, звенит, звенит. Хлопают в ладоши.

По камушкам в реке широкой

Журчит, журчит, журчит. Потирают ладони.

Разносит запахи повсюду

Цветов, цветов, цветов. Делают из пальцев бутон.

И всё живое сразу

Слышит весенний этот зов. Ритмично сжимают и разжимают пальцы.

11. Закрепление и дифференциация звуков в словах.

-У нас в гостях сегодня две девочки: Соня и Сима.

На магнитной доске выставляются две картинки.

-Посмотрите на картинки, которые лежат у каждого на столе. Давайте подарим их девочкам. Подумайте, Симе или Соне достанется ваша картинка.

Картинки: нос, стол, лось, лиса, рысь, осина, оса, карась, сом, сын, синий (круг, сова, синица, самолет, автобус, осьминог, сумка, сено, василёк.

Звуковой анализ с выкладыванием звуковой схемы слов сом, лось.

12. Речевая подвижная игра «Веснянка».

Дети выходят на коврик, берутся за руки.

Чтобы не погасло! Идут по кругу, взявшись за руки.

Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.

Прилетели сто грачей. «Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают, Медленно приседают.

А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.

13. Итог занятия.

-С какими звуками мы сегодня познакомились?

-Какие это звуки?

-Как называется буква, которой они обозначаются?

-Как вы думаете, мы с вами хорошо занимались?.

-Кому какое задание понравилось?

-Какое задание было самым трудным?

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Игрушки» в старшей группе Тема: «Игрушки» (старшая группа) Цель: формирование представлений об игрушках. Задачи: образовательные: • уточнить, расширить и активизировать.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи» в старшей группе. Курбанова Вера Маликовна Тема: Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи» в старшей группе. Цели: -уточнение и расширение.

«Мебель». Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе Тема «Мебель» Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Транспорт» Цель: Правильное произношение звуков Р, совершенствование навыков словообразования. Задачи: Коррекционно-образовательные. 1. Расширение.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Весна. День 8 марта» Тема: Весна. День 8 Марта. Цели: Коррекционно – образовательные: расширять словарь и активизировать словарь по теме «Мамин день – 8 марта.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Звук [К]. Буква К» Фронтальное логопедическое занятие. (Старшая группа) Тема: «Звук [К] Буква К» Цель: Закрепление знаний о звуке К -, знакомство с буквой.

Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ТНР «Дикие животные зимой. Звуки [с]-[с’]. Буква С» Тема: Дикие животные зимой. Звуки СС’. Буква С. Цель: Формирование и развитие лексико-грамматического строя и связной речи. Закрепление.

Конспект подгруппового логопедического занятия по грамоте «Путешествие в осенний лес» в старшей группе для детей с ОНР Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Расширить и активизировать словарь по теме «Деревья». 2. Учить детей согласовывать имена существительные.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «В гости к Ёжику» «В гости к Ёжику» Цель – обобщение и закрепление знаний об осени как времени года. Задачи: Коррекционно-образовательные: обогащение.

Портал педагога

Автор: Бобылева Ирина Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ Ельниковский детский сад “Теремок”
Населённый пункт: РМ. с.Ельники
Наименование материала: Конспект
Тема: НОД Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков С-Сь”
Дата публикации: 03.02.2016
Раздел: дошкольное образование

МДОУ «Ельниковский детский сад «Теремок»

«Дифференциация звуков С-Сь»

(С детьми подготовительно группы)

1. Коррекционно-образовательные:
 Учить детей различать звуки [с] и [с’];  Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;  Продолжать обучать детей звуковому анализу слов;
2. Коррекционно-развивающие:
 развитие фонематического слуха;  зрительной, слуховой памяти и внимания;  развивать артикуляционную моторику и мелкую моторику.  закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать характеристику звукам;  – учить определять место звука в слове, делать звуковой анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове и их порядок, выкладывать схему;
3. Коррекционно-воспитательные:
 воспитывать внимательное отношение друг к другу.
Оборудование:
предметные картинки, книга с синими и зелеными листами, звуковые решетки, звуковые фишки, картинки «звездное небо», цветное соленое тесто, салфетки, музыкальное оформление.
Предварительная работа:
знакомство со звуками С-Сь, буквой С.
I . Организационный момент.
Л: – Здравствуйте! Дети встанем в круг, я вам буду беззвучно произносить гласные звуки, а вы произносите их громко по 3 раза и показываете пальчиками. А,О,У,Ы,И
2.Вводная часть. Игра «Гимнастика ума»

Л:
– Молодцы, прошу присесть. У вас сегодня хорошее настроение? Тогда начнем с «Гимнастики ума». Ответьте на вопросы. Какая птица вечно трещит? (Сорока) Ночная птица? (Сова) Усатая рыба? (Сом) Что мы видим, когда спим? (Сон)
Л:
– Какой один и тот же звук, вы слышите в ответах? (Мы слышим звук С)

Л:
– Никита, дай характеристику звуку С. (Звук С согласный, твердый, обозначается синей фишкой)
Л:
– Молодец! Еще вопросики. Число, следующее за числом 6? (Семь) Птица с желтой грудкой? (Синица) Цвет моря? (Синий)
Л:
– Молодцы! Какой один и тот же звук, вы слышите в ответах? (ЗвукСЬ)
Л:
– Артем, дай характеристику звуку СЬ. (Звук СЬ согласный, мягкий, обозначается зеленой фишкой)
Л:
– Алина, чем похожи эти звуки? (Звуки С и СЬ согласные)
Л:
– Тимофей, чем они отличаются? (Звук С твердый, обозначается синей фишкой, а звук Сь мягкий, обозначается зеленой фишкой)
Игра «Засели птиц»

Л:
– Хорошо! Я принесла вам книгу о птицах, и хочу вам их показать. Но что же случилось? Птицы все улетели. И только вы их сможете заселить обратно. На синюю страницу птиц со звуком С, а на зеленую со звуком Сь. Чтобы птицы не улетели, вы их назовите и выделите эти звуки голосом. Синица, сорока, сизый голубь, овсянка, сова, аист, гусь, скворец, соловей, снегирь…..
Релаксация

Л:
– Дети, птицы так обрадовались, что вы их заселили обратно в книгу, и запели. Закройте глаза и послушайте пение птиц.
Игра «Найди место звуку»

Л:
– Звуки как дети, не сидят на месте, их можно найти в начале слова, то в середине, то в конце. Я вам покажу картинки, а вы мне покажите подходящую схему.
Вася выйди ко мне, и расставь картинки к схемам. Назови картинки и выдели звук С голосом. Нос, носорог, сова. Усы, лес, песок.
Звуковой анализ слов.

Л:
– Молодец! Отгадайте загадку. В птичник повадится – жди беды. Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)
Л:
– Поделите слово лиса на слоги.(дети хлопают в ладоши 2 раза) Возьмите звуковые решетки и звуковые фишки и составьте схему слова ЛИСА. Кирилл сделает звуковой анализ слова на доске.
Л:
– Назови первый звук в первом слоге, назови второй звук. Назови слог полностью. Назови первый звук во втором слоге, назови второй звук. Назови слог полностью. Сколько звуков в слове? Назови эти звуки по очереди. Молодец!
Физминутка

Л:
– А сейчас каждый из вас превратится в лису. Утром лисонька проснулась, Лапкой вправо потянулась, Лапкой влево потянулась, Солнцу нежно улыбнулась В кулачок все пальцы сжала, Растирать себе лапки стала – Ручки, ножки и бока. Вот какая красота! (Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.). А потом ладошкой Пошлёпала немножко. Ну, красавица – Лиса! (Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину). До чего же хороша!

Л:-
Дети, Вам наверное известно выражение «Все перевернулось вверх дном». А вот сейчас мы и поиграем в перевертыши. Вы должны перевернуть слова в предложении. Земля упала на лист. Снеговик слепил Вику. Стакан пьет из Васи. Велосипед едет на Кирилле. Семечки съели Никиту. Слоги составляют Тимофея. Катя лает на собаку. Ананас ест Алину. Пол стоит на сапогах. Гусь украл лису. Ветка сидит на синице. Василек выше осины. Л:- Молодцы. Вы очень внимательные!
Буква С.

Л:
– Дети, что за буква светиться, старым , ярким месяцем? (Буква С)

Л:
– Какие звуки мы обозначаем этой буквой? (Буквой С мы обозначаем звуки С и Сь). Нарисуйте ее в воздухе, на столе. А сейчас посмотрите на ваше звездное небо, что-то там не хватает. Я предлагаю слепить из соленого теста букву С и украсить звездное небо. (Музыка)
Итог.

Л:
– Молодцы. Очень красиво вы украсили небо буквой-месяцем. Вам понравилось сегодня играть со мной? (анализ занятия). Дети, мне очень приятно было с вами пообщаться. Вы все молодцы. Список литературы. 1. Гуськова А.А. Речевое развитие детей средствами загадки..-М.: ТЦ Сфера,2014.-64с. 2.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. 2 период. Пособие для логопедов. -Издательство ГНОМ и Д, 2001.-96с. 3.Кузнецова Е.В. Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение и воспитание детей с нарушением речи. Конспекты занятий .-М.:ТЦ Сфера,2001.-112с. 4.МириловаТ.Л.Занимательные игры со словами. Старшая и подготовительная группы Волгоград: ИТД «Корифей».2010.-112с.

Ссылка на основную публикацию