Звуки и буквы Г-К – конспект занятия

Конспект занятия “Звуки Г, ГЬ и буква Г”

– познакомиться со звуками Г, ГЬ.
– учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
-познакомить с графическим обозначением звуков – буквой Г;
– совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;
– способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;

– учить детей спрягать глаголы;
– продолжать учить детей правиьному употребдению в речи;
прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;
числительных,согласовывая их с существительными в роде, числе,падеже;
-продолжать работу по профилактике дисграфии;
упражнять в подборе антонимов;
Воспитательные:
-воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, критичное и осознанное отношение к речи;
воспитывать потребность детей к правильной речи.

Разрезные картинки со звуком Г, альбом 2 «Я учусь говорить и читать» стр.27,29, зеркала, картинка гуся, гусёнка, фонарики: синий – зелёный, конверты с элементами буквы Г, предметная картнка Ганса.

1. Орг. момент
-Откройте конвертики, у вас разрезаны картинки.
-Соберите картинки.
-Назовите свои картинки, выделяя голосом 1 звук.
( дети называют картинки)
– Назовите, какой звук есть во всех этих словах? ( Г)
Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г – ГЬ и буквой Г.
2.1) Знакомство со звуками Г-ГЬ.
-Отгадайте мою загадку:
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. Кто это? ( гусь)
-Как гогочет гусь? (га-га-га)
-Назовите 1 звук в слоге: га?
Поставьте зеркала, произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
(губы в улыбке, зубы разомкнуты,
кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)
Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда?
-Что мешает? ( воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом)
А если встречается преграда, значит звук Г какой?
-А теперь проверьте звонкий или глухой? ( голос включается)
-А в слоге ГА, звук Г твёрдый или мягкий?
-Расскажите про звук Г.
-Скажите, как зовут детёныша у гуся? ( гусёнок)
-А гусёнок гогочет: ГЯ-ГЯ-ГЯ
-Как гогочет гусёнок: ГЯ
-Назовите 1 звук в слоге ГЯ? ГЬ
-Расскажите про звук ГЬ.

2. Упражнение в произношении звуков Г-ГЬ.

Откройте учебники по закладке, посмотрите в верхнем левом углу у вас нарисован гусь и гусёнок
Гусь гогочет: ГА-ГА-ГА
А гусёнок: ГЯ-ГЯ-ГЯ (дети строят из пальцев рук гусей и произносят звуки)
А в правом верхнем углу: Юпик руки вверх поднял,
Нам 2 фишки показал.
-Почему Юпик поднял 2 фишки?
Сейчас мы отправимся в путешествие. А кто будет путешествовать вместе с нами вы должны догадаться, я назову слово по звукам, а вы должны сказать кто это : Г, А, Н, С.

3. Выделение звука.

А) Ловим звук: среди других звуков: О, К, Г, Б, М, Ш, ….
Б) среди слогов: ГА, ДА, ТО, ДО, ГО,ГУ, ЛЫ, АГ, АШ, АМ, ОГ, ОК, ОБ
В) Посмотрите на картинку в учебнике «Ганс собирается в дорогу»
-Назовите слова со звуком Г.
-Назовите слова со звуком ГЬ.

4. Введение сюжета в занятие.

Гансу гном принёс подарки-
Пироги, варенье в банке.
Угощенье Ганс принял,
А спасибо не сказал.
-За это гном Ганса превратил в крошечного мальчика и сказал: «Если пройдёшь через все испытания, станешь опять большим»
Физминутка.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь
Вот я какой:
Маленький-большой!

5. Ганс идёт по лугу и проговаривает предложения. Давайте и мы поможем Гансу договорить предложения.

6. Дифференциация звуков Г -ГЬ

А мы с вами будем в дороге светить фонариками для Ганса.
Игра «Зажги фонарик»
Если услышите в слове звук Г – поднимите синий фонарик, а если ГЬ – зелёный.
ГУСИ, ГЕНА, ШАГИ, НОГИ, ГАРАЖ, ГИРЯ, ГЕРОЙ, ГНОМ, ЛУГА, ГРАЧ, ГОРОХ, ГИТАРА. (объясняют какой звук, место звука в слове)
Молодцы, мы помогли пройти 1 испытание Гансу.

7. Игра «Наоборот»

А вот вам задание – 2 испытание:
Скажите слова наоборот:
В них Г поставте вперёд:
Тихий – громкий, чистый – …, весёлый -…, умный -…., сытый -…. редкий -….
мелкий -…., шершавый -…
Молодцы, мы помогли пройти Гансу 2 испытание.

8. Звуко-слоговой анализ слов.

Ганс плывёт на корабле.
Вдруг на море буря.
Ганс воскликнул: «Быть беде!
Неужто утону я?»
-Надо спасти Ганса. Мимо тонущего корабля проплывает яхта капитана Врунгеля. Капитан Врунгель бросает Гансу спасательные круги. Ганс поймает круги, когда будут составлены схемы слов: Ганс, гуси.
Молодцы, мы опять помогли Гансу.

9. Знакомство с буквами Г г.

-Напомните о каких звуках мы сегодня говорим?
-Расскажите о звуке Г, ГЬ.
Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г. Рассмотрите букву в голубой рамочке.
-На что похожа буква?
-Посмотрите на гусыню в левом верхнем углу страницы. Она вытянула шею, изображая букву Г.
Вот и вы с помощью руки покажите букву Г.
Посчитайте сколько букв Г нарисовано в учебнике?
Возьмите конверты и постройте из элементов букву Г. А теперь пальчиком проведите по букве и напишите её.
Молодцы мы с вами выполнили ещё одно испытание: построили буквы.

10. Образование множественного числа существительных.

И последнее испытание. Игра « Один – Много»
Огурец – огурцы, голубь – ……., ягода -…. луг -……, магазин -…. город -…. гараж-…. гусь -……гость -……, гроза -……, гора -……, газета -…..попугай -…..

11. Сисчитай предметы , чётко произнося звук Г.

Один голубь, 2…, 5, Одна пуговица, 2,5, Одно гнездо, 2,5.
Молодцы, ребята все испытания мы выполнили.

12. Итог занятия.

Ганса гном расколдовал,
Прежний рост ему отдал.
Воротился Ганс домой
Он не маленький – большой!
– С какими звуками мы сегодня познакомились?
-Расскажите о звуке Г, ГЬ.
-Какой буквой обозначены звуки Г,ГЬ?
-Придумайте слова со звуками Г,ГЬ.

Конспект по грамоте «Звук [Г]. Буква Г»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Г]. Буква Г»

– познакомиться со звуками Г, ГЬ.
– учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
-познакомить с графическим обозначением звуков – буквой Г;
– совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;
– способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;

– учить детей спрягать глаголы;
– продолжать учить детей правильному употреблению в речи;
прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;
числительных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже , упражнять в подборе антонимов;
Воспитательные:
-воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, осознанное отношение к речи;
воспитывать потребность детей к правильной речи.

Разрезные картинки со звуком Г, зеркала, картинка гороха, гусеницы, конверты с элементами буквы Г, пластилин.

1.Оргмомент. Здравствуйте ребята – Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

2.Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его сказать.

– На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные). –

– Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Гласные тянутся к песенке звонкой. Могут заплакать и зарыдать. В темном лесу звать и аукать, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.

-Назовите картинки которые лежат у вас на столе, выделяя голосом 1 звук.
( дети называют картинки)
– Назовите, какой звук есть во всех этих словах? ( Г)
Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г – ГЬ и буквой Г.

На доску вешается картинка с буквой Г
2. Знакомство со звуками Г-ГЬ.

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков . (Горох)

1.Что такое горох

2.-Назовите 1 звук в слоге: го?

Поставьте зеркала, произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
( губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)
Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда? Да.
-Что мешает? ( воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом)
А если встречается преграда, значит звук Г какой? Согласный.
-А теперь проверьте звонкий или глухой? Звонкий.
-Расскажите про звук Г.
-Слушайте следующую загадку

В листьях спряталась она.

У неё немало ножек,

Только бегать вот не может. Кто это? (Гусеница)

– Какой вред приносит гусеница?

-Назовите 1 звук в слоге Гу?
-Расскажите про звук ГЬ.

3. Выделение звука.

А) Ловим звук: среди других звуков: И, В, З, О, К, Г, Б, М, Ш,

Б) среди слогов:, АШ, АМ, ОГ, ОК, ОБ, ГА, ДА, ТО, ДО, ГО,ГУ, ЛЫ, АГ

В) -Назовите слова со звуком Г.
-Назовите слова со звуком ГЬ.

4. Дифференциация звуков Г -ГЬ

Игра «Услышь звук»
Если услышите в слове звук Г – хлопайте в ладоши , а если ГЬ – топайте ногами.
ГИТАРА, ГЕНА, НОГИ, ГАМАК, ГИРЯ, ГЕНА, ГНУС, ЛУГА, ГРОМ, ГОРА.(объясняют какой звук, место звука в слове)

Читайте также:  Родительское собрание о пользе сказок

Физминутка

Гена шёл, шёл, шёл.
Белый гриб нашёл.
Раз грибок, два грибок,
Полезайте в кузовок.

А сейчас задание под номером 2

Скажите слова наоборот:

Холодный – горячий.
Чистый – грязный.
Тихий – громкий.
Сладкий – горький.
Веселый – грустный.
Хорошо справились с заданием.

5. Знакомство с буквами Г г.

Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г.

Рассмотрите пожалуйста букву на доске.
-На что похожа буква?
-Подумайте и скажите какие ещё слова бывают со звуком г и гь.

-А сейчас давайте возьмём пластилин и попробуем вылепить букву Г.

6. Итог занятия.
– С какими звуками мы сегодня познакомились?
-Расскажите о звуке Г, ГЬ.
-Какой буквой обозначены звуки Г,ГЬ?
-Придумайте слова со звуками Г,ГЬ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по грамоте «Звук [Г]. Буква Г» »

Автор: Колмакова Татьяна Михайловна. Воспитатель МБОУ « Ягоднинская СОШ» Группа дошкольного образования кратковременного дня. Посёлок Ягодное.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Г]. Буква Г»

– познакомиться со звуками Г, ГЬ.
– учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
-познакомить с графическим обозначением звуков – буквой Г;
– совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;
– способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;

– учить детей спрягать глаголы;
– продолжать учить детей правильному употреблению в речи;
прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;
числительных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже , упражнять в подборе антонимов;
Воспитательные:
-воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, осознанное отношение к речи;
воспитывать потребность детей к правильной речи.

Разрезные картинки со звуком Г, зеркала, картинка гороха, гусеницы, конверты с элементами буквы Г, пластилин.

1.Оргмомент. Здравствуйте ребята – Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

2.Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его сказать.

– На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные). –

– Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Гласные тянутся к песенке звонкой. Могут заплакать и зарыдать. В темном лесу звать и аукать, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.

-Назовите картинки которые лежат у вас на столе, выделяя голосом 1 звук.
( дети называют картинки)
– Назовите, какой звук есть во всех этих словах? ( Г)
Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г – ГЬ и буквой Г.

На доску вешается картинка с буквой Г
2. Знакомство со звуками Г-ГЬ.

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков . (Горох)

1.Что такое горох

2.-Назовите 1 звук в слоге: го?

Поставьте зеркала, произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
( губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)
Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда? Да.
-Что мешает? ( воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом)
А если встречается преграда, значит звук Г какой? Согласный.
-А теперь проверьте звонкий или глухой? Звонкий.
-Расскажите про звук Г.
-Слушайте следующую загадку

В листьях спряталась она.

У неё немало ножек,

Только бегать вот не может. Кто это? (Гусеница)

– Какой вред приносит гусеница?

-Назовите 1 звук в слоге Гу?
-Расскажите про звук ГЬ.

3. Выделение звука.

А) Ловим звук: среди других звуков: И, В, З, О, К, Г, Б, М, Ш,

Б) среди слогов:, АШ, АМ, ОГ, ОК, ОБ, ГА, ДА, ТО, ДО, ГО,ГУ, ЛЫ, АГ

В) -Назовите слова со звуком Г.
-Назовите слова со звуком ГЬ.

4. Дифференциация звуков Г -ГЬ

Игра «Услышь звук»
Если услышите в слове звук Г – хлопайте в ладоши , а если ГЬ – топайте ногами.
ГИТАРА, ГЕНА, НОГИ, ГАМАК, ГИРЯ, ГЕНА, ГНУС, ЛУГА, ГРОМ, ГОРА.(объясняют какой звук, место звука в слове)

Гена шёл, шёл, шёл.
Белый гриб нашёл.
Раз грибок, два грибок,
Полезайте в кузовок.

А сейчас задание под номером 2

Скажите слова наоборот:

Холодный – горячий.
Чистый – грязный.
Тихий – громкий.
Сладкий – горький.
Веселый – грустный.
Хорошо справились с заданием.

5. Знакомство с буквами Г г.

Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г.

Рассмотрите пожалуйста букву на доске.
-На что похожа буква?
-Подумайте и скажите какие ещё слова бывают со звуком г и гь.

-А сейчас давайте возьмём пластилин и попробуем вылепить букву Г.

6. Итог занятия.
– С какими звуками мы сегодня познакомились?
-Расскажите о звуке Г, ГЬ.
-Какой буквой обозначены звуки Г,ГЬ?
-Придумайте слова со звуками Г,ГЬ.

Конспект занятия по теме “Звуки и буквы Г-К”
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме:

“Звуки и буквы Г-К”

Подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста.

Цель: Дифференцировать звуки Г-К в словах и предложениях.

– корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;

– корригировать и развивать слуховое восприятие, фонематический слух;

– корригировать и развивать мелкую моторику;

– развивать внимание, память, мышление;

– закрепить понятия “слово”, “слог”, “звук”, “гласные – согласные”, “твердые -мягкие”, “звонкие – глухие”;

– умение делить слова на слоги;

– закрепить образ букв;

– закрепить навык звукового анализа и синтеза;

– воспитывать нравственные качества (дружба, сотрудничество);

– создавать ситуацию успеха;

– стимулировать речевую активность;

– соблюдать правильную посадку ребенка;

– способствовать благоприятного психологического климата.

Оборудование: предметные картинки со звуками К-Г, Звуковички К и Г, схемы слов, звуковые схемы, буквы, картинки (принцесса, колодец), детское ведерко, пано-домик, пано-фруктовое дерево, таблица букв, схема предложения, простые карандаши, мячик, обруч, игрушка-паук.

Этапы и виды работы на этапе

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

На доске картинка принцессы закрыта буквами

Учитель-логопед читает стихотворение:

Но заклятье можно снять, Если каждое задание

Быстро, четко выполнять.

Мы по стрелочкам пойдем

Знания с собой возьмем.

Организовать детей. Настроить детей на занятие, на решение проблемной ситуации, способствовать созданию благоприятного психологического климата

2. Основной этап.

2.1 Повторение, обобщение и систематизация пройденного материала

Дифференциация звуков К-Г на слух.

Учитель-логопед уточняет артикуляцию и произношение звуков К и Г.

Учитель-логопед читает. “Мы к колодцу подойдем

И ведерко в нем найдем

Исчезнет одно заклинание.”

Учитель-логопед произносит слова: кубики, город, группа, крышка, кнут, гном, крокодил, глина, карандаш, погода, сокол.

Дети отвечают. Дети дают характеристику звуков: К – согласный, глухой, Г – согласный, звонкий.

Дети по стрелочкам подходят к “колодцу”. Если в слове есть звук К, дети поднимают руку, а если звук Г, хлопают в ладоши.

Определить уровень усвоения пройденного материала. Закрепить произношение.

Развитие слухового внимания, фонематического слуха.

Дифференциация звуков К-Г по картинкам

“Здесь стоит какой-то дом

Он пустой? Иль кто-то в нем?

Найти картинки со звуком К-Г.

Дети по стрелочкам подходят к “домику”, где живут Звуковички К-Г. Находят картинки со звуком К-Г.

Дифференциация звуков К-Г в словах.

Деление слов на слоги.

Учитель-логопед говорит: “Кочку сможет перепрыгнуть тот ребенок, который правильно разделит слово на слоги”

Дети произносят название картинки и хлопками определяют количество слогов в слове.

Закрепить умение детей делить слова на слоги. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

Запомнить слова со звуком К-Г.

Учитель-логопед читает: “Дикое яблоко найдем

Там задание возьмем.”

(На картинке яблоко, написаны слова: г ора, кино, за г ар, каблук;

к рот, магазин, глина, круж к а)

Дети по стрелочкам подходят к “фруктовому дереву”. Дети запоминают и произносят сначала слова со звуком Г, а затем со звуком К.

Развитие слухового восприятия и памяти.

Учитель-логопед произносит слова со звуком Г и просит детей заменить звук Г на К. ( ГОЛ, ГОРА, УГОЛ, ГОСТИ, ГОЛОС, ИГРА, МАГИ)

Дети произносят слова (КОЛ, КОРА, УКОЛ, КОСТИ, КОЛОС, ИКРА, МАКИ)

Развитие фонематического слуха. Расширение и активизация словаря.

Звуковой анализ слова.

Учитель-логопед: “Вы узнаете, что находится в этой волшебной коробочке, если правильно составите слово по первым звукам этих слов”

На доске картинки: п арус, а рбуз, у тка, к апуста. (паук)

Дети дальше идут по стрелочке. Дети выделяют первый звук в словах, соединяя звуки в слово “паук”. Составляют схему слова. (прикручивают цветные крышечки : синие и красные).

Закрепить звуковой анализ и синтез слов. Развивать мелкую моторику.

Закрепление образа букв К и Г.

Учитель-логопед предлагает детям в таблице зачеркнуть буквы, кроме букв К и Г.

Каждый ребенок в своей таблице зачеркивает буквы.

Закрепить образ букв К, Г. Развивать мелкую моторику.

Составление предложения по схеме.

Учитель-логопед: “Долгий путь вы все прошли Вновь задание нашли Предложение попробуйте прочтите.”

Дети по схеме составляют предложение.

Развивать связанную речь.

3.1 Итог занятия.

Учитель-логопед: “Вот и выполнили задания.

Исчезли все заклинания. Какие звуки мы сегодня повторили?”

Дети по мере выполнения заданий убирают с “принцессы” по одной букве, называя эту букву.

Обобщить тему занятия.

Оценка деятельности детей.

Учитель-логопед: “Молодцы дети! Мы расколдовали принцессу!”

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном конспекте дети знакомятся с новой согласной буквой.

Формирование звукопроизношения и подготовка к школе (подг. гр.). Конспект занятия по теме: “Звуки, буквы” – повторение.

Занятие по формированию у детей предпасылок к учебной деятельности, а именно по развитию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, произвольного внимания, зрительного восприятия, .

Конспект занятия для детей седьмого года жизни с ЗПР.

Цели:1. Чёткое произнесение звуков в слогах, словах, фразах.2 .Развивать фонематический слух; упражнять в подборе антонимов.3. Развитие внимания и памяти, мышления и фонематического сл.

Ход занятий.I.Орг. момент:Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день, сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну. Вы готовы?II. Сообщение темы.Ребята, мы начинаем, увлекательное.

Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе детей с ОНР.

Звуки и буквы Г-К – конспект занятия

  • Лента комментариев

Следующий наш интернет — урок посвящен следующему звуку и букве.

Повторите несколько раз чистоговорку:

га-га – начинается игра
га-га – как она мне дорога

Какой звук более отчетливей слышно? Верно, звук [г] .

Произнесите звук [г] . Какой он? Да, он согласный и звонкий.

ВАЖНО! Сравните первые звуки слов: ГРИБ и ГИРЯ . Что скажите? В слове «гриб», звук [г] произносится твердо, а с слове гиря — [г`] мягкий. Какой делаем вывод? Значит, звук бывает мягким и твёрдым .

1. Найдите слова

  • Перечислите животных, в названии которых есть звук [г]
  • Перечислите продукты, в названии которых есть звук [г]
  • Назовите цветы, в названии которых есть звук [г]
  • Назовите предметы, которые начинаются на звук [г]

2. Посмотрите на картинки и назовите предметы, которые начинаются на звук [г].

3. Отгадайте имя девочки , используя первые звуки слов :

гусь, арбуз, листочек, яхта

4 . Закончи предложение словами на звук [г].

5. И г р а «Доскажи предложения»

Вместо точек придумайте слова на букву «г».

1. Машина стоит в… (гараже).

2. Гость проживает в… (гостинице).

3. Брат хорошо играет на… (гитаре).

4. Виноград рос на… (горе).

5. Мама купила сочные, сладкие… (груши).

6. Под березой нашли крепкий… (гриб).

7. Папа любит читать… (газеты).

8. На дереве сидел черный… (грач).

9. Гриша любит забивать… (гвозди, голы).

6. И г р а «Найди лишнее слово»

  1. Круг, плуг, друг, волк, тигр, грач.
  2. Гром, гнездо, горох, гвоздь, клад, град.

О т в е т : 1. Волк. 2. Клад, так как в них нет буквы «г».

Знакомьтесь — буква Г ! Какая солидная г алстук надел! Поглядите-ка, он еще и в г орошек! А около буквы Г что лежит? Да это же г воздь!

1 . Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

2 . Найди спрятанные буквы Г . Обведи их.

3. Раскрась только те груши, на которых буква Г написана правильно.

4. Добавь недостающий элемент буквы.

5. На рисунке ниже раскрась слева большую букву синим, а маленькую — зелёным цветом. Заштрихуй среднюю букву, как показано. Найди и раскрась букву Г справа.

6. Соедини с буквой Г только те предметы, названия которых начинаются со звуков [г] и [г`] .

7. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Г с правой стороны рисунка.

8. И г р а «Лесенка»

9. И г р а «Найди слово в слове»

Гроза – роза, раз, рог, гора.

Гитара – тара, тир, тигр.

Градусник – град, ус, сани, друг, дар, дуга, гуси, суд.

Голова – гол, вал, лов.

10. И г р а «Игра-шутка»

В каждом предложении выделите последний слог и составьте из них слово.

О т в е т : гу-се-ни-ца.

11.

Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
И подобно кочерге,
Горбит спину буква Г .

Возьми любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы Г .

12. Приготовимся читать слоги.

13. Пишем букву Г и г .

14. Обведи и раскрась картинку.

15.

Пословицы

  • Глаза боятся, а руки делают.
  • Сам себя губит, кто себя не любит.

Скороговорки

  • Гусь ГОГА и гусь ГАГА друг без друга ни шага .
  • Груша гусениц не любит , грушу гусеница любит.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу.

Словарь

  • Газон — участок земли с искусственно созданной травой.
  • Галактика — это система из звезд, пыли и газа, которая удерживается вместе при помощи гравитации.
  • Гарантия — это ответственность.
  • Гармония — согласование между элементами или людьми или внутренний баланс.
  • Гастроли — выступление артиста (группы) в другом городе или стране.
  • Герб — это эмблема, отличительный знак человека, города, страны.
  • Гимн — торжественная песня, которая восхваляет кого-либо или что-либо.
  • Горизонт — это видимая граница между небом и землей или водой.
  • Гостиная — это комната для приёма гостей.
  • Гравитация — притяжение, которому подвержены все тела.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Голодный как волк — очень голодный.

Б. Игра «Слог назови, флажок другу подари».

Дети по цепочке передают друг другу флажок, произнося выпавший на них слог.

Слоговая цепочка оговаривается заранее:

Например, га – гя и гу – гу – гю.

гу- гу – гю – гу – гу – гю…

В. Игра «Теннисисты».

У детей 2 карточки в виде теннисных ракеток. На первой наклеен синий квадрат, обозначающий согласный твердый звук [г], на второй – зеленый квадрат, обозначающий согласный мягкий звук [г`]. Воспитанникам предлагается послушать слово и определить на слух, согласный твердый звук или согласный мягкий звук в нем. А затем поднять соответствующую ракетку.

ГАРАЖ, ПИРОГИ, ГИМН, ГЕРКУЛЕС, ГРУЗОВИК, ГЕРОЙ, ГЕНИЙ, ГОРДОСТЬ, ДОРОГА, ОГОНЬ.

Г. Игра «Подари картинки Гене и Гале».

На наборном полотне предметные картинки. Дети отбирают картинку, в названии которых есть звук Г, определяют позицию данного звука в слове.

-Назовите картинку, в названии которой есть звук Г и определите место звука в слове.

Д. Выделение слов с заданными звуками из стихотворного текста.

– Слушайте стихотворение, найдите и запомните слова со звуками [г] – [г`].

«Голуби – гости города».

Голуби на газоне сидели, горделиво головами вертели.

Гена с Галей рогалик купили, но про птичек не забыли.

Гули деток окружили, крошек вкусных попросили.

Гена с Галей сдобу ели, но для птиц не пожалели:

-Вас спасем от голода! Вы же гости города!

3. Звуковой анализ – синтез обратных и прямых слогов.

Игра «Угадайка».

– Гена и Галя играли в кубики красного, синего и зеленого цветов. Они выкладывали из них узор. Если вы будете внимательно слушать, то сможете угадать, что у них получалось.

Дети сидят за столами. На доске выкладывается звуковая схема слога, но закрывается от детей. Им предлагается выложить схему услышанного слога, а затем сопоставить со слогом, который логопед впоследствии откроет. С детьми, у которых допущена ошибка, проводится работа:

– Сколько звуков ты услышал(а)?

-Назови первый звук?

-Назови второй звук.

-Определи количество звуков в слоге?

Затем дети наоборот придумывают слог к заданной схеме.

– Придумайте сами слог к кубикам, с которыми играли Гена и Галя. В придуманных вами слогах гласные звуки любые, согласный твердый звук [г], согласный мягкий звук [г`].

ИГЬ, ЭГЬ, ОГЬ и т.д.

5. Звуковой анализ – синтез слов.

Игра «Отгадай картинку».

Хочу предложить вам поиграть в игру «Отгадай картинку»

-Отгадайте, что изображено на картинке. (На доске перевернута картинка «Гуси». Параллельно с озвучиванием картинок голубь, уши, синица, игрушки – сами картинки выставляются на наборное полотно.)

– Я вам помогу: В загаданном слове 2 слога, и чтобы угадать это слово, вам надо выделить первые звуки в словах голубь, уши, синица, игрушки и соединить их в 1 слово.

Дети называют варианты «угаданных» слов. Переворачивается картинка «Гуси».

-Давайте проверим, как же вы отгадали слово «гуси» и составим его схему. Дети по одному выходят к доске, отвечают на вопрос, характеризуют звук, выставляют нужную схему. Остальные работают за столами.

– Назови первый звук в слове голубь? (Первый звук в слове голубь – [г]).

– Это согласный, твердый, звонкий звук.

– Какой квадрат положим?

– Положим синий квадрат.

– Назови первый звук в слове уши? (Первый звук в слове уши – [у]).

– Это гласный звук.

– Какой квадрат положим?

– Положим красный квадрат.

– Назови первый звук в слове синица(Первый звук в слове синица – [с`]).

– Это согласный, мягкий, глухой звук.

– Какой квадрат положим?

– Положим зеленый квадрат.

– Назови первый звук в слове игрушки? (Первый звук в слове иглы – [и]).

– Это гласный звук.

– Какой квадрат положим?

– Положим красный квадрат.

– Сколько всего звуков в слове «гуси»?

– Сколько согласных твердых звуков?

– Сколько согласных мягких звуков?

– Сколько гласных звуков?

– Повторяем правило, сколько в слове гласных, столько и слогов!

– Сколько слогов в слове «гуси»? (В слове «гуси» 2 слога.).

6. Согласование прилагательных с существительными.

– Посмотрите, пожалуйста, на картинки: варежки, карандаши, блюдце, ведро, майка, тетрадь, шарф, платок.

Выставляются на наборное полотно и озвучиваются логопедом.

– Все они голубого цвета. Про что можно сказать голубой? (Можно сказать голубой платок). Про что можно сказать голубая? (Можно сказать голубая тетрадь) и т.д.

7. Образование формы Р.п. прил. и сущ. в ед. и мн. числе.

Игра «Чего не стало?»

Картинки по одной убираются с наборного полотна. Учитель спрашивает у детей «Чего не стало?» (Не стало голубых варежек) и т.д.

8. Составление предложений с предложенным учителем словосочетанием и определенным предлогом.

К оставшейся на наборном полотне картинке «голубой шар» добавляется карточка со схематичным изображением предлога НАД (НА, ПОД, В, ИЗ).

– Составьте предложение, используя в нем словосочетание «голубой шар» и предлог НАД.

(Дети составляют 3 – 4 предложения и происходит замена карточки предлога).

9. Работа с буквой Г.

А. Выкладывание буквы Г из спичек.

– Ранее вы узнали, что звуки [г]-[г`] обозначаются буквой Г. Вы печатали ее в своих тетрадях. Теперь давайте выложим ее из спичек.

Б. Игра «Узнай букву»

– Вы знаете не только букву Г, но и много других. Назовите буквы, которые вы увидите.

10. Итог занятия.

– Какие звуки мы сегодня учились не путать между собой?

– Мы учились различать звуки [г]–[г`] .

– Звук [г] – это согласный, твердый, звонкий звук.

– Звук [г] – это согласный, мягкий, звонкий звук.

– Какой буквой обозначаем звуки [г] – [г`]?

Конспект занятия: «Звуки Г-Гь»

автор: Юлдашбаева Елена Павловна

Учитель — логопед МДОБУ «ДСКВ №10» г. Всеволожск, Ленинградской области

Конспект занятия: «Звуки Г-Гь»

Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР.

Тема: «Звуки Г — Гь».

Цель: Развивать фонетико–фонематическую сторону речи старших дошкольников с ОНР.

— познакомить детей со звуками Г и Гь, научить детей слышать эти звуки в слогах, словах, предложениях ; учить выделять первый звук в слове. различать эти звуки и давать их сравнительную характеристику, продолжать знакомить с терминами: гласный звук, согласный звук, учить давать полную характеристику согласным звукам.

— развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику детей.

— упражнять в звуковом анализе слогов.

__ развивать связную речь.

— воспитывать самоконтроль за вновь поставленными звуками.

Оборудование: Гусь – мягкая игрушка. 4 картинки гномиков, музыкальные игрушки: гармошка и гитара, пособие «Гусеница». Предметные картинки: гвоздь, газета, гвоздика, грузовик, градусник, гнёзда, гитара, гиря, гепард, гиена, гимнаст, герань, георгин и др., коврики(синий, зелёный).Звуковички, картинки-символы языка «Твёрдыша» и языка «Мякиша», Зубастик-игрушка для показа артик-х упражнений. Две прищепки( синяя и зелёная.) Коробочки с манкой. Пеналы для предложений( по методике Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой)

Ребята, какой гость у нас был на прошлом занятии? Кто помнит?

( Гусёнок ). ( Достаю гуся.)Какой первый звук слыш-ся в слове гусёнок?«Г».

Помните, я вам обещала сказать сегодня, как его зовут.

Гусёнка зовут Гена . Какой первый звук слыш-ся в его имени? –«ГЬ».

Гусёнку Гене очень понравились песенки, которые вы для него пели. Давайте споём!( пение гласных с движением рук).
Какие звуки мы пели? – Гласные.

Почему мы их называем гласными звуками? Почему мы можем их петь? — мы их произносим с помощью голоса, воздух из ротика выходит свободно, поэтому мы можем их петь).

Гусёнок Гена очень хочет хорошо научиться говорить и слышать звуки Ги Гь, узнать всё об этих звуках.
Поможем ему? – да.

У Гуся Гены есть друзья гномики. Это Гарик.( показываю гномика).
Сделайте лицо, как у Гарика.- поясняю. И т.д. ( Гоша, Гера, Гиви).

Гусёнок Гена принёс вам картинки со звуками «Г-Гь». Назовите их,

Какой первый звук слышится? Если «Г», наступите на синий коврик,

если «Гь», наступите на зелёный коврик и садитесь на своё место.

(дети называют слова со зв. «Г-Гь», выделяют первый звук, встают

на коврик соответствующего цвета, берут картинку и проходят на

  1. Выставляю на наб. полотно гномиков Гарика и Гошу. В словах гномики, Гарик, Гоша какой первый звук слыш-ся? — звук «Г».

Какой это звук? — согласный. Почему? – он не поётся, воздух из ротика выходит несвободно, встречает преграду.

Какой он ещё? (показываю на колокольчик) – звонкий. Почему?

горлышко дрожит, голосовые связочки работают.

Если горлышко дрожит, значит звонкий звук бежит.

А ещё какой? – твёрдый. Произносится твёрдо. Выставляю картинку « Твёрдыша». Обозначаем синим цветом.

Выставляю гномиков Гиви и Геру.

Какой звук слыш-ся в именах гномиков: Гиви, Гера?

звук «Гь».По аналогии со звуком «Г» даём полную характеристику

Звуку «ГЬ». Делаю акцент на мягком произношении звука. Выставляю картинку «Мякиша». Обозначаем зелёным цветом.

А это буква «Г». Звуки Г и ГЬ живут в этой букве. Мы уже с ней познакомились на прошлом занятии.

Гномики очень хотят послушать свою сказку. Расскажем и покажем им эту сказку при помощи языка, губ и зубов.

Кто помнит, как мы называем губы, зубы, язык и голосовые связочки ? — органы речи.

Сказка про гнома. А поможет нам Зубастик.

Жил был весёлый гном с белой бородой в красной шапочке – улыбка.

Проснулся он однажды утром, посмотрел на часы. Тик-так, вставать пора, тик-так, гулять пора – часики.

Гном вскочил и начал делать зарядку. Поднимал он руки вверх, опускал он руки вниз.( а мы поработаем язычком) – упр-ие качели.

Гном почистил зубки — упражнение щётка.

Умылся – покажите, как вы умываетесь .

Поел вкусного варенья и побежал гулять. – упр-ие вкусное варенье.

Перелез через забор – упражнение забор.

Скатился с горки – упр-ие горка.

и увидел красивую бабочку – открыть широко глаза.

Бабочка села ему на нос. Гном наморщился.- наморщиться.

Гном сдул её с носа – упр-е чашечка у верхней губы,

дуть на чашечку.

Вечером гном вернулся домой- открыть широко рот.

Поел котлетку- пожевать язык.

Почистил зубки — упр-е щётка.

И лёг спать — упр-е лопаточка.

Молодцы, хорошая у нас получилась сказка .

Гусёнок Гена, когда был маленький он говорил так:

Повторите за мной: ги-ге-ги , гя-гё-гю и т.д.

А когда подрос стал говорить так : га-ги-гу, гы-ге-га и т.д.

Гусёнок и гномики хотят научиться различать звуки: «Ги Гь». Научим их. Достаньте из корзиночек синюю и зелёную прищепки.

Поднимите синюю прищепку, если услышите звук «Г», зелёную, если «ГЬ».

Произношу слоги: га, го, ги,ге,гу, гы и т.д.

Произношу слова: гром, гантели, гири, губы, гитара, гармонь, герань, гвоздь, гиена и др.(с опорой на картинку).

Чистоговорки со зв. «Г-Гь».

Д/И « Закончи предложение» .( опорные картинки на магн. доске.)

Гимнаст поднимает тяжёлую(-ые) …(гирю, гантели).- Один ребёнок повторяет предложение полностью и др.

Составление предложений. ( У логопеда на руке игрушка гуся. «Гусь» берёт гармонь.) – дети составляют предложение: Гусь Гена играет на гармошке.

Как называют того, кто играет на гармошке? – гармонист.

Значит Гусь Гена кто? – Ответы детей полным предложением.

Гусь Гена — гармонист.

( по аналогии составляем предложение:

Гусь Гена — гитарист.)

Гусь Гена предлагает вам сделать зарядку.

  1. Физ. минутка. Грач качался в гамаке… Назовите слова со звуком «Г»- грач, гамак, гуси, голуби.

Гномики и гусёнок хотят посмотреть телевизор.

Изображение получится, если вы угадаете ребус.

Картинки: глобус и автобус. Выделяем первый звук в каждом слове.

Обозначаем звуковичками и буквами. «Живые звуки». Получаем слово «Га». Кто так говорит? – Гусь. На экране появляется гусь.

Следующее изображение получится, если вы отгадаете ребус:

Показываю картинки: гитара, индюк. Выделяем первый звук в слове. Звуковички и буквы. «Живые звуки». Получаем слово « Ги».

Пишем на манке. Давайте посмотрим, кто так смеётся? – Ги-ги-ги.

На экране весёлый гусь.

Письмо на манке. ( в правом верхнем углу пишем ГА, в левом нижнем: ГИ.

Придумайте предложение про весёлого гуся. – дети придумывают предложения.

Составляем схему одного предложения.

( Весёлый гусь играет на гармошке. )

— Сколько слов в предложении ? – 5

Назовите слово – действие. – играет

Назовите слово, кот .обозначает живой предмет – гусь

Назовите слово – неживой предмет – гармошка

Назовите слово – признак – весёлый

Назовите маленькое слово(предлог) – на.

Нашим гостям пора домой!

У вас на столе картинки. Гусёнок и и гномики хотят их забрать с собой , они поедут домой… Отгадайте на чём. – ответы детей.

Нет, вы не отгадали. Пойдёмте подойдём к окну, там находится то, на чём они поедут. – на столике лежит пособие «Гусеница».

Какой звук слышится в слове гусеница?

Гарик и Гоша и возьмут с собой предметы со зв. «Г»-выставляю Звуковика над первым кружочком , Гера и Гена и возьмут предметы со звуком «ГЬ».-выставляю звуковичка над вторым кружочком.

Дети распределяют предметы и говорят, зачем нужен гномикам этот предмет. ( Напр: Гере и Гене нужна гармошка, чтобы играть на ней и т. д.)

Гусёнок Гена и гномики оставили вам в подарок весёлую видео песенку.

Послушайте её и постарайтесь запомнить слова со звуком «Г».-

Видео: « Гусь играет на гармошке».

Называем слова со звуками «Г-Гь».

Наше занятие подошло к концу.

  1. Ребята, что вам понравилось больше всего на занятии?

Вы хотите узнать, какой гость к нам придёт на следующей неделе?

Может быть, это барашек

Состоящий из кудряшек?

Ну, а может, это песик,

Что сует повсюду носик?

Ну, а вам и невдомек —

К нам придёт пудель Петя. Хотите с ним познакомиться?- да

Читайте также:  Конспект занятия по развитию речи на тему Профессии
Ссылка на основную публикацию