Звук (Н) – конспект занятия

Звук (Н) – конспект занятия

Максимова Светлана Александровна
МДОУ Детский сад “Сказка”

Тверская область, п.Спирово.
Воспитатель

Конспект комбинированного занятия

по обучению грамоте.

Тема: « Звук [н], буква Н ».

Задачи: – познакомить детей со звуком [н], и с буквой Н;

– учить правильно произносить звук [н];

– уметь характеризовать звук [н];

– развивать фонематическое восприятие, слуховую память и внимание

– выделять звук [н] в ряде звуков, слов, слогов.

Оборудование: колокольчик; конверт с картинками, названия которых начинаются с буквы Н; счетные палочки ( или пластилин, картон); шкатулка с загадками ; дидактическая игра « Место звука в слове».

-Ребята, встаньте в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

– Внимание, волшебный колокольчик прозвенел и нашему занятию начаться велел. ( Дети произносят последнее слово вместе с воспитателем ).

2. Повторение знаний.

Дидактическая игра « Договори словечко».

– Ребята, я всем предлагаю немного поиграть.
– Я буду называть слово, а вы должны его договорить.

Помидор, забор, кондуктор, шар, конструктор.

– Ребята, какой звук мы вставили в слова ?
(Звук[р].)

– Что мы знаем об этом звуке ? ( Согласный ).

Если дети затрудняются спросить:

– Какие бывают звуки ? ( Гласные, согласные).

– Почему так называются? ( Ответы детей ).
– Чем отличаются ?(Ответы детей)

3.Знакомство с новым звуком и буквой.

– Ребята, у меня есть красивый конверт, давайте его откроем и посмотрим, что же там лежит.

– Назовите, что изображено на картинке.

Носорог Насос Нарцисс

Нос Нож

Носок Ножницы

– Ребята, какой первый звук вы слышите во всех этих словах ? (Звук [ н ]).

– Сегодня мы познакомимся с новым звуком [н].

– Давайте немного поговорим об этом звуке.

– Произнесите его [н].

Напряжённо языком
На десну наверх нажмём
[ Н ] – мы звонко произнесём.

– Какой это звук: гласный или согласный ?

( Согласный, потому что мы не можем его пропеть, нам мешают верхние зубы ).

Игра « Будь внимательным! »

– Ребята, я буду произносить звуки, слоги, слова.

– Если услышите звук [н] – хлопните в ладоши, если нет, уберите руки за спину.

а) [а, у, н, о, н, м, э, и, ы, н ].

б) ау, ам, ан, он, ои, ок, ин .

в) нож, вилка, ложка, насос, нос, мама, ножка, поясок, нора.

– Ребята, а вы хотите узнать, как выглядит буква Н.

– На что похожа буква Н? (Ответы детей).

– Посмотрите, « Н » – легко запомнить можно:

Слушай: нож, напильник, ножницы.

« Н » – в начале слов ты слышишь?

Букву «Н» вот так напишешь:

Ножка, ножка

Поперёк

Положили поясок.

– Попробуйте эту букву написать в воздухе.

4. Закрепление знаний.

– Ребята, для того, чтобы вы лучше запомнили букву Н, я предлагаю вам составить эту букву их счетных палочек ( слепить из пластилина ).

– Посмотрите, какие замечательные буквы у нас получились.

Дидактическая игра «Место звука в слове».

– Ребята, у меня для вас есть шкатулочка.

– Нужно её открыть и посмотреть, что же там лежит. Но для того чтобы она открылась вы должны назвать слова, в которых есть звук [ Н ].(Предложить детям определить место звука в слове).

-Ребята, вы назвали много слов, в которых есть звук [н], теперь шкатулочка должна открыться.

– Посмотрите, в шкатулке лежат загадки. Давайте сядем за столы и поиграем в игру «Определи место звука в слове».

Дети по очереди достают загадки, в отгадках которых есть звук [Н]; определяют место звука в слове.

1) Два кольца, два конца 2) Чёрный Ивашка, деревянная
По середине гвоздик.рубашка. Где носом поведёт

( Ножницы ). Там замету кладёт
( Карандаш ).

3) а) Что можно видеть с 4) Два братца, в одно донцестучатся,
закрытыми глазами ?(Сон) Но не просто бьют, вместе песни
б) Что слаще мёда, что поют. ( Барабан ).
сильнее льва ? ( Сон ).

5) а) Аппарат небольшой,
Но удивительны такой.
Если друг мой далеко
Говорить мне с ним легко

б) Слышу в трубке голос
брата
Говорю: « Алло, привет! »
И тот час привет обратно
По нему летит ответ.
( Телефон )

– Ребята, волшебный колокольчик зазвенел, поэтому наше занятие подошло к концу.

– С каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомились? (Ответы детей).

– Что вам понравилось? (Ответы детей).

– Что вызвало у вас затруднение? ( Ответы детей).

Звук и буква «Н». Чтение слогов. Написание и чтение слов

Конспект ННОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе, тема: «Звук и буква «Н». Чтение слогов. Написание и чтение слов»

Автор ННОД: учитель-логопед I кв. категории Шестакова Оксана Ивановна.

Задачи:

Способствовать развитию звукобуквенного анализа.
Способствовать развитию фонематического слуха.
Познакомить со звуком «Н» как согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат.
Учить определять место звука в слове и обозначать его на схеме, используя условное обозначение.
Продолжать учить детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто по звучанию, но и подходящие по смыслу.
Учить интонационно выделять звук в слове.
Познакомить с печатным написанием буквы «Н».
Учить писать слова «ЛУНА», «МЫЛО» с помощью условных обозначений и букв.
Учить проводить фонематический разбор этих слов.
Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование:

Изображение Незнайки, рабочие тетради, карандаши цветные, ручки, предметные картинки, карточки-схемы места звука в слове; символы гласных и согласных звуков, кубики, зеркала, магнитные буквы.

Ход ННОД:

Введение в тему

– Ребята, вы любите сказки? А какой ваш любимый сказочный герой? Сегодня к нам тоже придет сказочный герой. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном –
Главный хвастунишка.

Рифмовать пытался
Коротышка этот,
Только вот не стал он
Истинным поэтом.

Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.

Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут .
(Незнайка)

Дети садятся за столы и открывают рабочие тетради.

Игра «Подскажи словечко»

– Незнайка, хочет поиграть с вами в игру «Подскажи словечко». Слушайте внимательно, найдите подсказку в своих тетрадях и обведите картинку-подсказку.

А петух с колючим ежиком
Режут сало острым .
(Ножиком)

Кто один имеет рог?
Отгадайте!
(Носорог)

– Какой первый звук в словах «НОЖИК» и «НОСОРОГ»? («Н»).

Работа с зеркалами. Характеристика звука «Н»

– Произнесите звук «Н». В каком положении находятся губы, зубы, язык? Что мешает выйти звуку? Скажите Незнайке, какой это звук? Звук «Н» согласный, звонкий твердый или мягкий. Каким цветом обозначаем согласный твердый звук «Н»? (синим). А согласный мягкий звук «НЬ»? (зеленым)

Игра «Определи место звука в слове»

– Назовите картинки, выделяя звук «Н». Незнайка не знает, где находится звук «Н» в слове «СЛОН». Давайте ему подскажем и нарисуем синий квадрат в соответствующем месте в схеме.

Читайте также:  Игровые пособия и игры для проведения артикуляционной гимнастики

Один ребенок выполняет задание у доски, а остальные дети – в тетрадях.

– Где нарисовали синий квадрат в прямоугольнике под изображением слона? (В конце, потому что звук «Н» слове слон слышится в конце).

– Где нарисовали синий квадрат в прямоугольнике под изображением зонта? (В середине, потому что звук «Н» слове слон слышится в середине)

– Где нарисовали синий квадрат в прямоугольнике под изображением насоса? (В начале, потому что звук «Н» слове «СЛОН» слышится в начале).

– Что мы делаем со звуками? (Произносим и слышим). Как на письме мы обозначаем звук «Н»? (буквой).

Знакомство с буквой «Н»

– На что похожа буква «Н»? Из каких элементов она состоит? (Из 3 палочек).

– Раз, два, три, четыре, пять – выходи скорей играть. Раз, два, три – в букву превратимся мы.

Дети делятся на пары и «превращаются» в букву, строят букву с помощью рук, пальчиков, выкладывают из кубиков.

Прописывание буквы, чтение слогов

– Незнайка увидел дом, в котором живут одни гласные буквы. Скучно им жить без соседей, и он предложил заселить пустые квартиры новыми жильцами – буквами «Н». Обведите букву «Н» по точкам, а затем пропишите перед гласными буквами.

– Причитайте слоги. (Хором, девочки, мальчики, индивидуально). Весело стало буквам и с каждого этажа полетели в небо шары. Соедините шарики с соответствующим слогом в домике.

Фонетический разбор слов «ЛУНА», «МЫЛО»

– Сколько слогов в слове ЛУНА? (Два слога).

– Назовите первый слог («ЛУ»). Назовите первый звук в слоге «ЛУ» («Л»). Какой это звук? (согласный твердый, обозначаем синим квадратом). Какой второй звук? («У», гласный звук, рисуем красный квадрат) и т.д.

– Сколько гласных звуков в слове «ЛУНА»? Сколько согласных? (Аналогичный разбор проводится со словом «МЫЛО»).

Подведение итога занятия

– Чему сегодня научился Незнайка у нас?

Воспитатель анализирует что детям удалось лучше всего, что вызвало затруднения.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Тема: Звуки н, нь и буква Н.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Конспект занятия по грамоте на тему: Звуки н, нь и буква Н”.

Скачать:

ВложениеРазмер
zanyatie_8.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки н, нь и буква Н.

Цель: закрепление понятия «согласный звук»;

выделение заданного согласного звука

в начале слова, в конце слова, из текста;

воспроизведение и чтение звуковых рядов из двух звуков;

анализ звукового ряда из двух звуков.

Оборудование: домик для согласных и гласных звуков, буква Н большая и маленькая, куклы: три поросенка, слоненок, тигренок, теленок, львенок, жеребенок, верблюжонок; синий, зеленый и красный кружочки; полоски с буквами (Н) на каждого ребенка и для педагога; карточки со словами: Наф, Нуф, Ниф.

1. Сядет тот, кто мне скажет, как звали поросят из сказки «Три поросенка». (Наф-наф, Нуф-нуф и Ниф-ниф). Изобразите сердитого волка. А теперь покажите, как страшно было поросятам. Покажите, как они прятались. А теперь изобразите смелых поросят, радостных поросят.

Сегодня мы сочиним свою сказку о Ниф-нифе, Наф-нафе и Нуф-нуфе и будем изучать звуки н, нь.

2 . Упражнение «Повторяй-ка».

Одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф, Ниф?

Обозначаем звуки н, нь цветными символами.

Можно ли звук н спеть? (нет). Почему? Возьмите зеркала. Произнесите звук н. Как мы его произносим? Рот приоткрыт. Язычок поднимается к верхним зубкам и не дает воздуху пройти. Воздух встречает преграду и проходит через нос. Звук н- согласный.

В каком домике будет жить звук н? (В синем). Звук нь мы поселим в… (зеленый домик). Какой это звук? (мягкий). Нь- братец звука н.

3. «Знакомство с буквой Н».

Буква Н, сказать вам можно, очень на кровать похожа. На какую букву похожа буква Н? (На букву и).

Н надела поясок.

И надела поясок.

Буква Н надела ровно,

Буква И – наискосок.

Анализ слогов: НА, НУ, НИ.

4. Игра «Три поросенка ».

Сегодня у Наф-нафа, Нуф-нуфа и Ниф-нифа день рождения. Какой звук вы услышали в словах день, Ниф? (Звук нь). Какой это звук – твердый или мягкий? (Мягкий). Каким цветом мы его обозначим на наших полосках? (Зеленым). Отметьте кружочком у себя на полоске, где находится звук нь в слове день? (В конце слова). А в слове Ниф? (в начале слова).

Что послали поросята своим друзьям? (приглашения). Кто к ним пришел?

Выставляются игрушки: слоненок, тигренок, теленок, львенок, жеребенок, верблюжонок.

Какой звук есть в названиях этих животных? (Звук н).

Кого они не пригласили? (Волчонка). Он решил им «насолить». Как вы понимаете это слово? (Рассуждения детей).

Направился волчонок к Поросятам, а навстречу ему Щенок. Он сбился с дороги и не знает, куда идти дальше – направо, налево или напрямик. (Показ детьми направлений). Волчонок направил Щенка направо, по длинной тропинке, а сам побежал напрямик. Повторите слова со звуком н (Длинной тропинке, направо, напрямик).

Подбежал Волчонок к домику Нуф-нуфа. Из каких прутьев он сделан? (Из деревянных). Значит, домик…(деревянный).

У Ниф-нифа домик из соломы, значит домик… (соломенный).

У Наф-Нафа домик из кирпича, значит домик… (кирпичный).

Что хотел сделать Волчонок? Как проучили Волчонка друзья Наф-нафа, Нуф-нуфа и Ниф-нифа? (Ответы детей).

5. Физкультминутка «Аист» .

После ф/м педагог спрашивает, какие слова со звуком н были в этом стихотворении?

6 . Игра «Будь внимательным».

Наф-наф предлагает поиграть в прятки. Закройте глаза и скажите, кого не смог отыскать Наф-наф.

Убирается по одной или 2 игрушки и дети отгадывают, кого не стало.

7. Демонстрируются таблички со словами Нуф, Наф, Ниф. Подставляются таблички каждому поросенку и прочитываются первые слоги.

Конспекты логопедических занятий.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе “Согласные звуки Н, Нь. Буква Н”.

Сорокина Т.В., учитель-логопед ГБОУ д/с компенсирующего вида №2356 ЮАО г.Москвы.

Цель: Воспитание навыка чёткого произнесение звуков “Н” “Нь” в слогах, словах и предложениях. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти. Развитие фонематического слуха, речи, мелкой моторики. Учить умению слушать друг друга и логопеда. Развитие ассоциативного мышления. Составление предложений по двум опорным картинкам. Развивать навыки звукового анализа и синтеза. Знакомство с буквой “Н”. Чтение слогов с буквой “Н”. Пополнение словарного запаса.

Оборудование: наборное полотно с буквами. Предметные картинки: носки, ножи, носорог, санки, нитки, клубника, барабан, шина, луна, апельсин. Подносы с гречневой крупой. Наборы для звукового анализа. 4 пары картинок для составлений предложений. Таблицы слогов. Дидактическая игра “Слоговые домики”.

I . Организационный момент.

Логопед: – Сейчас мы повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки – догадайтесь сами.

Игра “Немое кино” – логопед беззвучно артикулирует – дети называют звуки: у, о, и, а, ы.

– Дети, а какие это звуки?

– Какой согласный звук мы знаем? (м, . )

– Чем отличаются гласные звуки от согласных?

II . Знакомство со звуками “Н”, “Нь”. Характеристика звука.

– Какое слово говорят, когда погоняют лошадь? (но но но)

– Какой звук вам знаком в этом слове?

– А какой звук не знаете?

– Можно пропеть звук “Н” ?

– Что участвует в произнесении звука “Н”? (язык, зубы, губы)

Значит, звук “Н” согласный, твёрдый. А в слове конь – какой последний звук? (Нь).

Значит, звук “Н” бывает твёрдым и мягким.

III . Игра “Где звук?”. Определить место звуков “Н”, “Нь” в словах: носки, ножи, носорог, санки, нитки, клубника, барабан, шина, апельсин.

У детей по две картинки.

Поднимите картинки те, у кого твёрдый звук “Н” в словах.

– Поднимите картинки те, у кого мягкий звук “Нь” в словах.

– У кого звуки “Н”, “Нь” – в конце слова.

– в середине слова.

IV . Звуковой анализ слова луна . Составление схемы слова.

Дети составляют схему на столах, логопед на доске.

V . Игра “Найди пару”. Составление предложений по двум опорным картинкам.

У детей по одной картинке: пианино, зонт, нос, бант.

На столе у логопеда картинки: ноты, дождь, мак, девочка.

Выйти к столу, подобрать картинку, подходящую по смыслу к своей картинке. Составить предложение.

Например: Зонт защищает людей от дождя.

VI . Знакомство с буквами “Н” “н”. Показ буквы, рассматривание буквы.

На что похожа буква “Н” ?

“На букве “Н” я, как на лесенке, сижу и распеваю песенки”.

У детей подносы с гречневой крупой. Написать букву “Н” на крупе.

VII . Игра “Слоговой домик”. Чтение слогов по строчкам и столбикам.

VIII. Пополнение словарного запаса. Чтение рассказа “Нос”.

– Послушайте рассказ про разные носы.

“У Пиноккио, из-за его длинного носа случилось много неприятностей. А животным носы спасают жизнь. Ими они вынюхивают еду и чувствуют запах своих врагов. Достают себе пищу, как дятлы, которые носом-клювом долбят больные деревья и вытаскивает оттуда вкусных гусениц.

У Рыбы-меч есть страшное оружие – свой нос, которым она протыкает свою добычу.

А у свиньи как нос называется? (правильно –“пятачок”) своим носом-пятачком она выкапывает корешки из земли. А во Франции свиньи своим носом-пятачком ищут для людей грибы – трюфели.

А какое животное своим носом-хоботом умеет сорвать плоды с дерева, поднять бревно, и облить себя водой, как из душа? (Правильно – это слон), а что ещё может делать слон своим носом-хоботом? (Варианты ответов – у детей )

Крючковатый нос-клюв попугая помогает ему лазать по деревьям и ловко щелкать орехи.

А в наших лесах живёт птичка – клёст. Он своим удивительным носом-клювом умеет лущить шишки и добывать из них вкусные семена.

В южных странах живут дикие куры, у которых нос-клюв – это измеритель температуры песка, куда они закапывают яйца. Чтобы вылупились птенцы, у песка должна быть определенная температура

У муравьеда нос – это ловушка для его любимой еды – муравьев.

Занятие «Звуки Н – Нь. Буква Н»

Тема: «Звуки Н – НЬ». Буква Н.

Цель: уточнение произношения звуков Н – Нь, знакомство с буквой Н.

Закрепить навык произношения звука в слогах, словах, предложениях.

Совершенствовать навык дифференциации согласных по твердости мягкости в слогах, словах.

Развивать звукобуквенный анализ и синтез.

Знакомство с буквой Н, развитие зрительного восприятия.

Совершенствование навыка чтения слогов, слов с опорой на слоговую таблицу.(слоговой синтез).

Развитие лексико-грамматического строя речи, обогащение словаря путем подбора слов с противоположным значением, работа над предложением.

Развивающие задачи: развитие внимания, мышления, пространственной ориентировки, закрепление знаний геометрических фигур, развитие воображения.

Воспитательные задачи: воспитание навыков самоконтроля, самооценки.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, предметные картинки, рабочие тетради.

Орг. момент. Зрительная гимнастика «Ежик»

1.- Выделить указанный звук в названии картинок, составь слово.

Цель: формирование звукового анализа, синтеза.

Одежда – Кольцо – Диван – Пушка – ОКНА

Жук – Овощи – Бинокль – Флаги – КОНИ

– Назвать третий звук в получившихся словах.

2. Артикуляция, характеристика звука Н-НЬ, работа с зеркалами.

Н – губы в улыбке, кончик языка упирается в альвеолы, зубы не сомкнуты,

НЬ – губы в улыбке, передняя часть языка упирается в альвеолы, зубы не сомкнуты,

Н – согласный, звонкий, твердый

НЬ – согласный, звонкий, мягкий

3. Выделение звуков Н – НЬ из слогов. Работа с сигналами.

Цель: развитие слухового внимания. Фонематического восприятия.

НИК – НАР – НОД – ВЫМ – НЕФБЕНЬ – ПУН

МНА – КТУ – РНЕ – БНО – СНЯ – ПРО ДНЫ

АСНЬ – ЫМН УПР – ИБН – ИЗНЬ – ОЛП- ЮВН

4. Выделение звуков Н – НЬ из рассказа.

Цель: развитие памяти, фонематического восприятия.

Нина пошла в зоопарк. Девочка приготовила гостинцы для животных. Обезьянке – банан, носорогу – ананас, а слону – конфету.

– Отложить столько кружочков, сколько слов со звуками Н – Нь вы услышите в рассказе

– Кто запомнил слова и сможет их повторить?

– В каких словах вы услышали больше одного звука Н? (Нина, банан, ананас)

– А в каком слове были твердый и мягкий звук Н? (Нина)

Нина вместе с вами будет выполнять все последующие задания.

5. Формирование звукового анализа

Цель: развитие мышления, звукового анализа, фонематического восприятия.

– Каждому из вас Нина дает две картинки, выберите ту, в которой есть звук – Н -Нь, поставь соответствующий сигнал, определи место звука Н- Нь в слове с опорой на цифровую линейку.

– Нина проверит, как Вы выполнили задания.

СОСНА – ЕЛКА НИТКА – ИГОЛКА ЗОНТ – ПЛАЩ

КНИГА – ТЕТРАДЬ ЛИМОН – ЯБЛОКО ДЫНЯ – АРБУЗ

Цель: развитие слухового внимания, координации движения, переключаемости движения.

– «Слушай, не зевай, за мною повторяй!»

Хлопаем в ладошки – А когда скажу «Вставай»

Пусть попляшут ножки. Им рукой не помогай.

Побегут ножки Ножки вместе, ножки врозь,

По ровненькой дорожке. Ножки прямо, ножки вкось,

Ножки накрест – опускайся Ножки здесь и ножки там,

И команды дожидайся. Что за шум, что за гам?

– Сядет на место тот, кто скажет слово наоборот. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Налево – направо снять – надеть короткий – длинный

Верхний – нижний веселый – грустный высокий – низкий

Высушить – намочить старый – новый опустить – поднять

– Какой звук повторялся во всех ваших словах?

7. Знакомство с буквой Н. Написать на доске печатные и письменные буквы Н.

А) Стоят два ровненьких столбца

И держатся за руки.

Им вместе весело всегда

Они не знают скуки.

Б) По пунктирной линии узнай букву Н и обведи ее. (Работа в тетрадях).

В) Сосчитай количество Н в буквенном ряду. (На доске)

Н Г н и Б н м А Ю п Н М н и Т п И ш К (Бантик)

– Составь из букв одинаковой ширины слово. Найди звуковую схему этого слова.

Г) Работа по слоговой таблице.

– Составь слово из слогов одинакового цвета. Банан, стакан, книги, луна, носок

Конспект занятия «Звуки [н]-[н’]. Буква н»

Маргарита Семенова
Конспект занятия «Звуки [н]-[н’]. Буква н»

Конспект занятия Звуки Н, Нь. Буква Н

Цель: Закрепить навык чёткого произношения звуков “Н” “Нь”. Развивать слуховое и зрительное внимание, память. Развивать фонематический слух, речь, мелкую моторику. Развивать навыки звукового анализа и синтеза. Чтение прямых и обратных слогов. Пополнение словарного запаса. Воспитывать навыки активности, сотрудничества, умения слушать педагога и друг друга.

Оборудование: Предметные картинки с заданными звуками Н и Нь. Наборы для звукового анализа. Таблицы слогов. Палочки, спички, мозаика, карандаши. Рабочие тетради О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет» альбом 1.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде на занятиях, в игре

Верно, чётко говорим никуда мы не спешим.

Логопед: Предлагаю поиграть в игру “Немое кино” мы повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки – догадайтесь сами (логопед беззвучно артикулирует пройденные гласные звуки) – дети их озвучивают: а, у, о, и, ы.

Логопед: Ребята, какие это звуки?

Вспомните, какой согласный звук мы изучили на прошлом занятии? (м, мь)

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

2. Знакомство со звуками “Н”, “Нь”. Характеристика звука.

Ребята отгадайте загадки (с опорой на картинки):

Очень много силы в нем, Ростом он почти, что с дом.

У него огромный нос, Будто нос тыщу рос (слон)

Ребята отгадайте 2-ю загадку:

Я копытами стучу, стучу, Я скачу, скачу.

Грива вьется на ветру. Кто это? (конь)

Логопед: А какое слово говорят, когда погоняют лошадь? (но- но -но)

Логопед: Можно пропеть звук Н? Что участвует в произнесении звука Н? (язык, зубы, губы (работа с зеркалами)

В слове слон, последний звук Н согласный, твёрдый. А в слове конь – какой последний звук? (Нь). Значит, звук Н бывает твёрдым и мягким Нь.

3. Игра “Какой звук?”. Определить твердость и мягкость звуков “Н”, “Нь” в словах: нора, норка, носорог, санки, нитки, клубника, барабан, шина, апельсин, кабан, олень, коньки (Поднимите фишки синего цвета, когда услышите твердый звук в слове, зеленый-мягкий)

4. Звуковой анализ слова кони. Составление схемы слова.

Дети составляют схему на столах, логопед на доске.

5. Знакомство с буквой Н. Показ и рассматривание буквы.

Логопед: На что похожа буква Н? Выкладывание буквы из палочек, спичек, мазаики (на выбор)

5. Чтение слогов.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА «Запретное движение»

6. Работа в тетрадях С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет» стр. 24

Задание №4 «Заполни клетки по образцу».

Пальчиковая игра «Карандаш»

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

№5 «Прочитай и напечатай слово до конца строки по образцу».

7. Пополнение словарного запаса. Чтение рассказа “Нос”.

Логопед: Послушайте интересную информацию о разных носах.

У Буратино, из-за его длинного носа случилось много неприятностей. А у животных нос это важный орган, он спасает им жизнь. Ими они вынюхивают еду и чувствуют запах своих врагов. Достают себе пищу. Дятлы, например своим носом-клювом долбят больные деревья и вытаскивает оттуда вкусных гусениц и у рыбы-меч есть страшное оружие – свой нос, им она протыкает свою добычу. Свинья своим носом-пятачком выкапывает корешки из земли. А во Франции свиньи своим носом-пятачком ищут для людей грибы – трюфели.

Логопед: Ребята, подскажите, какое животное своим носом-хоботом умеет сорвать плоды с дерева, поднять бревно, и облить себя водой, как из душа? (это слон).

Крючковатый нос-клюв попугая помогает ему лазать по деревьям и ловко щелкать орехи.

А в наших лесах живёт птичка – клёст. Эта птичка своим носом-клювом умеет лущить шишки и добывать из них семена.

В южных странах живут дикие куры, у которых нос-клюв – это измеритель температуры песка, в песок они закапывают яйца, чтобы вылупились птенцы. Песок должен быть определенной температуры.

У муравьеда нос – это ловушка для его любимой еды, какой как вы думаете? (муравьев).

8. Итог занятия.

Ребята, с какими звуками и буквой мы знакомились? Какое задание вам понравилось? Что интересного вы узнали? (ответы детей)

Мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы, все справились с заданиями (Поощрение наклейками в блокноты).

Подготовила учитель-логопед Семенова Маргарита Васильевна

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Звуки Б, Бь. Буква Б». Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: “Звуки Б, Бь. Буква Б”. Составила: учитель – логопед Катина.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [ф, ф’]. Буква Ф» Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [ф, ф’]. Буква Ф» для детей группы общеразвивающей направленности от 6-х до 8-ти лет Цель:.

Конспект занятия «Звуки [Р]-[Р’], буква Р» Цель: сформировать у детей навыки чёткого различения звуков Р, РЬ и применение правильного использования в устной и письменной речи. Задачи:.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Т]-[Т’] Буква Т» Программные задачи: 1. Коррекционно-образовательные: -продолжить учить детей выделять звуки /т-ть/ в словах, определять место звука в слове;.

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [Д]-[Д’] и буква Д» Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе Составила: воспитатель высшей квалификационной категории.

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Звуки [Н]-[Н’], буква Н» Тема: «Звуки Н, Нь. Буква Н». Цель: повторить звуки Н, Нь и познакомить с буквой Н. Коррекционно-образовательные задачи: научиться четко.

Конспект занятия в средней логопедической группе по теме «Звуки [П]-[П’], буква П» Конспект занятия в средней логопедической группе Тема занятия: Звуки П- ПЬ, буква П. Коррекционно-образовательные задачи. Закрепить навыки.

Конспект логопедического занятия «Звуки [в]-[в’]. Буква В. Зима» Занятие. Звуки В и ВЬ. Буква В. Зима. Конспект разработала учитель-логопед МДОУ «Одуванчик» г. о. Восход Орешкина Мария Викторовна. Цели:.

Конспект занятия «Звуки [К], [К’], буква К» (подготовительная логопедическая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данкова Липецкой области.

Ссылка на основную публикацию