Как помочь научиться читать

“Как помочь ребенку научиться читать?” (рекомендации для родителей)

Почему дети не любят читать?

В последнее время очень актуальной проблемой становится нежелание детей читать. Причиной этого, скорее всего, является пассивность в привитии навыков чтения. На фоне информационного пространства телевидением, компьютерными играми. Мы всё меньше внимания уделяем чтению литературы. Отсюда возникают проблемы в школе: низкая техника чтения текстов, сложность понимания условий задач на математике, ошибки при выполнении письменных заданий.
Есть дети, которые бегло и толково читают уже в пятилетнем возрасте, другим в шестом классе параграф по истории читает мама. Один выучивается читать сам, над другим трое умных учителей бьются, а он так и не может толком научиться читать в течение всего школьного обучения и неприятие печатного текста распространяется у него до взрослого возраста.
Умение читать не зависит целиком от интеллекта ребёнка. На обучение чтению может оказывать влияние целый ряд факторов и причин трудностей в чтении может быть много. Например, неуверенность ребёнка, нарушения взаимодействия отдельных функций мозга, нарушение зрения или слуха, невнимание учителей к психологическим особенностям ребёнка, плохое семейное воспитание и т.п. Наша задача – диагностировать причину и устранить её, тогда процесс обучения чтению будет проходить успешно, и книга станет неотъемлемой частью жизни ребёнка.
Также успех и неуспех в обучении чтению может зависеть от типа темперамента ребёнка, то есть от скорости и глубины реакции. В результате медлительного ребёнка (флегматика) часто незаслуженно учителя зачисляют в двоечники. Зато холерик материал усвоит быстрее (что в школе самое главное), но знания быстро улетучатся, память у него короткая, а с флегматиком они останутся на всю жизнь. Поэтому все психологические особенности ребёнка надо обязательно учитывать и подбирать соответствующие методы обучения чтению.
Бывает так, что ребёнок не хочет читать, потому что ему просто скучен сам процесс. Попробуйте превратить чтение в игру. Разыгрывайте образы, ситуации, в которых требуется что – то прочесть.

Как можно помочь ребёнку научиться читать?

1. Нужно подбирать интересные тексты, чтобы их чтение не утомляло ребёнка, побуждало желание прочитать текст до конца.

2. Ежедневно выделите хотя бы полчаса в день для чтения вслух, старайтесь приучить ребёнка к тому, что нужно читать каждый день.

3. Не забывайте, что ведущий вид деятельности ребёнка – это игра, поэтом и при чтении создавайте игровые ситуации.

Например, вы и ваш ребёнок тренируетесь в чтении текста на время («Кто быстрее прочитает?)». Для младших школьников будут интересны игры с применением карточек с напечатанными на них словами и карточек с изображающими их предметами («Прочитай и найди соответствующую картинку»). Проведите конкурс на лучшего чтеца (особенно хорошо, если в семье двое детей). Это лишь малый перечень игр, которые вы можете провести с детьми.

4. Самое простое и эффективное средство привития у ребёнка любви к чтению – ваш личный пример. Если ребёнок будет часто видеть вас с книгой, тогда и для него чтение не станет проблемой.

Когда нужно начинать учить читать?

Никогда не рано и никогда не поздно. Здесь важен не возраст, а готовность ребёнка к обучению чтению, и готовность сделать это грамотно. Возраст для обучения чтению у каждого ребёнка индивидуален. Готовить же к обучению чтению следует с самого рождения: тренировать слух, внимание, память, развивать речь. По мере того, как развивается речь и мышление ребёнка, путешествие по огромному миру книг будет продолжаться. Дети очень любопытный народ, они желают знать всё обо всём, мучая бесконечным вопросом «почему?».
Выбирать книги надо в соответствии с возрастом ребёнка. До тех пор, пока он не научится читать бегло, приобретать надо только хорошо иллюстрированные книги, причём желательно, чтобы иллюстрация соответствовала тексту, приведённому на той же странице.
Каждый день читайте ребёнку. Но это не значит, что вы должны гоняться за ним с книжкой. Наоборот, всячески провоцируйте его на то, чтобы он просил вас почитать.

Обучение чтению

Если ребёнок не проявляет интерес к буквам и тем более к чтению – значит, вы не смогли правильно подобрать методику обучения чтению.

Основные правила при обучении ребёнка чтению:

– обучение чтению должно идти через развитие слухового и зрительного восприятия, развития внимания, памяти, мышления, через развитие речи;
– для каждого ребёнка метод обучения должен быть индивидуальный (недопустимо всех и каждого обучать по таблицам и кубикам Зайцева, или по букварю Жукова);
– темп обучения у каждого свой и он должен соответствовать темпераменту, возрасту и уровню интеллектуального развития в данный момент;
– обучение чтению должно проходить в игровой форме;
– результаты чтения сравниваются со стартовой точкой обучения, поощряются незначительные успехи.

Настройте своего ребёнка на то, что читать он должен обязательно научиться. И что читать он учится не потому, что этого вы хотите, и не потому, что соседский Петька уже читает. Ваш ребёнок должен усвоить, что это нужно и интересно именно ему. Приобретённый навык нужно постоянно развивать. Главное – быть терпеливыми, хвалить даже самые маленькие успехи. Ваша поддержка и одобрение будут очень стимулировать интерес ребёнка к чтению, желание научиться быстро и грамотно.

Отработка техники чтения

Итак, наступает момент, и ребёнок начинает читать. Можно только строить версии того, как в голове ребёнка буквы объединяются в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения, а предложения – в текст, который нужно ещё понять. Каждый ребёнок идёт к этому моменту своим, непостижимым для нас путём.
Но для того, чтобы читать бегло и быстро, нужно, конечно же, тренировать технику чтения. Очень успешно можно использовать метод «Заплечного чтения». Поиграйте с ребёнком в диктора телевидения. Ситуация такая: ваш ребёнок – диктор телевидения, и через несколько минут ему предстоит прочитать выпуск последних новостей. Он садится за стол (хорошо бы, если на столе стоял импровизированный телевизионный экран) и берёт газету в руки. Звучит сигнал: «Прямой эфир!» – и «диктор» принимается за работу. Читать ему следует не торопясь, чётко проговаривая слова. Он может читать медленно, но вот уж что точно не предусматривает жанр работы диктором, так это запинаться, заикаться и надолго замолкать. И в этом непростом деле нашему диктору будете помогать вы – «заплечник». Вы становитесь за спиной сидящего за столом диктора и из-за его плеча следите за процессом чтения. Вам надо быть начеку. Только диктор замешкался, ещё не успел сделать ошибку – вы тут как тут. Громким голосом штопаете образовавшуюся в новостях брешь – до тех пор, пока диктор, не пришёл в себя и начал без спотыканий читать текст дальше.
Газетный текст читать трудно. Ваш ребёнок хочет читать про животных? Отлично. Тогда он будет ведущим телевизионной передачи « В мире животных». Предложите вашему ребёнку поменяться ролями. Теперь его роль поработать заплечником. Ну а вы тоже можете представлять опасность для эфира, например, приступами кашля, который вы, конечно, подавляете, но читать в эти моменты не можете. Тут-то вас и выручает своим голосом бдительный заплечник.
Есть ещё очень много методов тренировки чтения детей. Главное, чтобы это занятие не было скучным и навязывалось ребёнку. Придумывайте игровые ситуации, разыгрывайте литературные эпизоды по ролям, проводите театрализованные выступления, привлекайте к читательским тренингам других членов семьи. То, как будет читать ваш ребёнок, зависит только от вас.
Включите своё воображение, сделайте чтение ребёнка интересным, а ребёнка – заинтересованным читателем!

Как привить ребёнку любовь к чтению?

Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.
Самое верное воспитание – это вести себя с ребёнком так, как вы требуете от него. И приобщение ребёнка к чтению начинается с приобщения к чтению родителей. Как часто вы читаете? Что любите читать? Как часто ребёнок видит вас читающим? Как часто дома вы разговариваете о книгах? Как часто вы покупаете книги?
Возьмите в руки любимую старую книгу, с интересом расскажите сюжет и предложите почитать вместе или просто почитайте ребёнку вслух. Если вы начнёте читать с увлечением, то и процесс приобщения к книге станет приятным и интересным для вас обоих. Расскажите ему о своих любимых книгах, о книгах, которые вы читали в детстве.
Наведите порядок в вашей библиотеке и пригласите ребёнка помочь вам протереть книги. Разбирая литературу, объясняйте, о чём и для чего каждая книга (энциклопедия, словари, научно-популярная литература, художественная литература), расскажите о литературных жанрах, основных терминах (поэзия, проза, роман и т.п.).
Во время уборки порекомендуйте своему ребёнку какую-нибудь небольшую книгу, рассказав о её особенностях. У ребёнка обязательно нужно вызвать интерес к книге, чтобы появилось желание взять её и прочитать. Для этого сначала нужно знать, чем он интересуется: музыкой, техникой, космосом, животными. Как родители, вы наверняка знаете , какие сферы интересов у вашего ребёнка, поэтому книгу вам будет подобрать не очень сложно.
Но к выбору книги, которую вы рекомендуете, подход должен быть осторожным. Очень важно, чтобы книга не отпугнула его сложностью. Обратите внимание на размер шрифта, наличие картинок, стиль изложения. Пусть эта книга будет не большая, но с крупным шрифтом и красочно оформлена. Очень хорошо, если книга будет первой в какой-то серии, чтобы можно было дальше подкреплять интерес его продолжением.
И пусть поход в книжный магазин и покупка станут для ребёнка праздником! Заранее оговорите, сколько книг купите, и о чём они будут.
Ребёнок должен чувствовать радость от приобретения новых книг и гордость за себя, ведь он заслужил этот праздник.
Попробуйте сами писать книги. Например, можно составить сборник о змее, о дружбе, о животных и т. п. Иллюстрации можно вырезать из старых журналов или нарисовать самостоятельно. Ещё интересней, если вы делаете самодельные книжечки вместе с ребёнком. Составьте книжку про вашего сына или дочку, детям нравится слушать истории про самих себя.

Игровые моменты по привлечению ребёнка к чтению:

  • После прочтения ребёнком книги проведите небольшую викторину, за все правильные ответы положен приз – новая книга, которую ребёнок выберет сам.
  • Некоторые дети очень любят вести читательские дневники, в которых делают пометки, комментарии, и даже иллюстрации к главам книги.
  • Очень интересно устраивать «громкие читки», разбивая текст по ролям или абзацам.
  • Можно начать читать книгу вместе с ребёнком, затем остановиться на самом интересном месте и предложить дочитать самому.
  • Также можно дочитать книжку до середины, до самого кульминационного момента, а затем предложить придумать продолжение.
  • Если ребёнок любит комиксы, можно выбрать несколько картинок из какой-нибудь книги и предложить составить по ним рассказ. А затем сравнить, как это сделал автор.
  • Если вы видите, что ребёнок устаёт, начните «играть в книжки». Прочитав стишок про «Идёт бычок качается», попросите ребёнка показать, как он качается. А как Таня заплакала? А как Карабас-Барабас рассердился? Показал – садись рядом, будем читать дальше.
  • Ребёнку трудно, почти невозможно даже небольшой текст сразу прочесть гладко, соблюдая интонацию. Нои читать несколько раз одно и тоже ему скучно. Придумайте какой-нибудь мотив, чтобы ему захотелось потренироваться: «Прочитаем вечером папе», «Поиграем в школу. Ты будешь учителем и научишь меня читать». И хвалите его, хвалите!

Не надо забывать, что процесс привлечения к чтению должен быть постоянным, планомерным и ненасильственным. Только тогда чтение перейдёт в привычку.

Роль домашней библиотеки и семейных чтений.

Домашняя библиотека – важная часть семейного уклада, влияющая на воспитание детей самим фактором своего наличия. Подбор книг и организация домашней библиотеки зависит от особенностей семьи, но существуют некоторые общие принципы, которые помогают разумному её формированию и хранению.
Подбор книг для домашней библиотеки диктуется, конечно, интересами семьи. Как правило, любую библиотеку можно условно разделить на несколько основных частей: художественная литература, научно-популярная литература, специальная литература, связанная с профессиональной деятельностью семьи, детская литература. Также дома необходим некоторый справочный фонд. Минимальный набор такого рода книг, как энциклопедический словарь, толковый словарь русского языка, словарь иностранных слов, атлас мира. Для домашней библиотеки стоит также подбирать книги, которые хотите со временем оставить своим детям, и которые не потеряют своей художественной ценности.
Будет очень хорошо, если у ребёнка будет своя книжная полка, на которой он сам будет наводить порядок, комплектовать её. Ребёнок должен видеть бережное отношение к книге, красивые обложки, оригинальные закладки, сделанные своими руками Если вы хотите, чтобы ваши дети легко ориентировались в большой домашней библиотеке. Введите обозначения на полках. Вместе с ребёнком вы можете сделать специальные разделители, обозначающие разделы фонда вашей библиотеки. Например, на полке вашего ребёнка вы можете сделать такие разделы: сказки, приключения, фантастика, стихи, рассказы о животных и т. п. Очень скоро вы заметите, что книги аккуратно ставятся на нужное место.
Кроме того, заинтересовавшись одной книгой, ребёнок увидит и другие книги по этой теме – в этом тоже важная роль домашней библиотеки и тематической расстановки книг.
Будет ли у ребёнка сформирован устойчивый интерес к чтению, по большому счёту зависит от родителей: от того, является ли семья читающей, является ли чтение одним из способов проведения семейного досуга, имеются ли традиции семейного чтения.
Как правило, под семейным чтением подразумевают общее или только взрослыми для детей чтение вслух. Процесс чтения вслух содержит в себе очень важный для развития и воспитания ребёнка момент совместного действия с родителями.
Кроме того, доказано, если ребёнок рано начинает слышать выразительное чтение текстов, написанных хорошим языком, то его собственная речь развивается быстрее и становится богаче, чем у детей, слышащих только разговорную речь.
Семейное чтение – важная часть домашнего уклада, если оно превращено в ритуал. Например, чтение вслух, когда все уже собрались после рабочего дня, после ужина или перед сном. Важно не превращать чтение в орудие поощрения или наказания. Не стоит говорить: «Уберёшь игрушки – почитаю». Лучше сказать так: «Чем быстрее ты уберёшь игрушки, тем больше мы успеем почитать».
Ритуал семейного чтения не должен зависеть от поведения ребёнка или настроения взрослых в течение дня, иначе пропадёт интерес к чтению, так как процесс будет связан с неприятными эмоциями. Если чтение происходит днём, то очень важно, чтобы это было не в суете, одновременно с домашними делами, а как специальное занятие. В это время ничего не должно отвлекать ребёнка: телевизор, музыка, телефонные звонки, хождение взрослых по комнате будут мешать ему.
После чтения коротких сказок и рассказов можно переходить к большим книгам, растягивая удовольствие на несколько дней.
Очень важно не прекращать чтения вслух, когда дети уже научились читать сами. Во-первых, самостоятельное чтение на первых порах представляет для ребёнка нелёгкую работу и он ещё долго не сможет получать удовольствие от сюжета книги просто потому, что всё внимание сосредоточено на правильном прочтении слов. Во-вторых, – и это главное – семейное чтение является важнейшим моментом общения детей и родителей, ведь оно предполагает и сидение рядом (а для развития детей тактильные ощущения столь же важны, как и другие), и сопереживание, и обсуждение.
Закончив чтение, предложите ребёнку самому подумать о том, что будет в книге дальше. На следующий день перед началом чтения попросите напомнить вам о том, что было раньше и какое развитие действий он себе представляет. Это помогает ребёнку лучше вникнуть в текст, развивает его речь и воображение.
Если вы развили в ребёнке потребность к чтению, то он будет с нетерпением ждать, когда ему почитают, и получит удовольствие от общения со взрослыми.
Вот ребёнок научился читать! Однако напрасно вы думаете, что теперь он возьмёт книгу сядет в уголок и начнёт с интересом читать. Ничего подобного. Ваш ребёнок пока только учится, он ещё не может получать удовольствие от собственного чтения. Хотите, чтобы он читал? Пусть читает вам вслух, но понемногу, а вы и другие члены семьи с интересом слушайте и обязательно хвалите маленького чтеца.
Для того, чтобы вырастить настоящего книголюба, родителям нужно следовать некоторым правилам:

  • Родители – первые собеседники и первые учителя ребёнка.
  • Хорошая семейная традиция – читать детям перед сном или же придумайте свой ритуал о необходимости в общении с книгой.
  • Приучайте своего ребёнка бережно обращаться с книгой.
  • Постарайтесь показать ребёнку преимущества чтения: возможность получать хорошие оценки по литературе, увлекательно провести время, не вставая с дивана и т. п.
  • Пробуждайте интерес к литературе силой собственного примера.
  • Не следует заставлять ребёнка читать. Создайте условия для того, чтобы он сам этого захотел. Найдите причину нежелания читать и устраните её.
  • Не сравнивайте его достижения в чтении с достижениями других детей.
  • Чтобы ребёнок полюбил чтение, он должен твёрдо усвоить, что чтение – не наказание, а поощрение. Если вы хоть раз скажете «Ты плохо читаешь. Не пойдёшь гулять, не будешь смотреть телевизор и т. п., пока не начнёшь хорошо читать», вы убедите своего ребёнка, что чтением наказывают. Но если он видит, что все члены семьи часто и с удовольствием читают, то поймёт, что читать самому интересно.
  • Помните, что ваш ребёнок ещё в самом начале пути в чудесный книжный мир и очень важно не упустить время, которое так благодатно для становления ЧИТАТЕЛЯ.
Читайте также:  Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем

Литература:

  1. Л.Ф. Климанова «Читалочка». – Москва «Просвещение» 1994 г.
  2. В. В.Мамаева «Как помочь ребёнку научиться читать». – ООО Издательство «Речь» 2006 г.
  3. Под ред. Т. Г. Яничевой «Полезная книга для хороших родителей» – ООО Издательство «Речь» 2006 г.
  4. Т. М. Грабенко «Зачем читать детям сказки?» – ООО Издательство «Речь» 2007 г.

Фронтальное логопедическое занятие на тему “Звуки З-Ж”. Конспект для старшей логопедической группы

Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.

Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на развитие у детей фонетико-фонематической стороны речи. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения различать звуки З и Ж по аккустическим и артикуляционным признакам.

Задачи:
1. Упражнять детей в различении звуков З и Ж на материале слогов, слов и предложений.
2. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
3. Развивать умение составлять и анализировать предложения.
4. Воспитывать у детей умение отвечать распространенными предложениями и выслушивать ответы товарищей.

1. Организационный момент.
Однажды Комар и Жук устроили соревнование: кто произнесет звук красивее? Давайте поделимся с вами на 2 команды – команда ЖУКИ и команда КОМАРЫ. Первая команда будет произносить звук ЖУКА, а вторая – КОМАРА. По команде логопеда дети произносят звуки Ж и З. Потом меняются ролями.

2. Объявление темы занятия.
Эти 2 звука мы с вами будем учиться различать сегодня на занятии.

3. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Производится сравнительная характеристика звуков Ж и З. При проведении характеристики логопед делает акцент на том, что при произнесении звука Ж кончик языка поднят вверх, а при произнесении звука З – упирается в нижние зубы. Далее – по обычному плану сравнительной характеристики. Дети отвечают на вопросы логопеда: “Чем эти два звука похожи? А чем они отличаются?”

4. Связь звука и букв.

Дети рассматривают буквы З и Ж, а затем придумывают, на что они похожи.

5. Развитие фонематического слуха.
Я сейчас вам скажу слова, а вы должны определить какое слово лишнее. Назвать лишнее слово высможите, если определите первый звук в каждом слове.
– Жаба, жук, зуб, жадина.

– Заяц, зоопарк, журнал, забор.
– Замок, зонтик, загадка, журавль.
– Желуди, жираф, заколка, жало.

6. Физминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами вместе.

7. Дифференциация звуков в слогах.
Игра “Скажи наоборот”
Я буду произносить слоги со звуков З, а вы попробуйте заменить его звуком Ж.
За-за-за – .
Зу-зу-зу – .
Зы-зы-зы – . и т. д.
А теперь я буду произносить слоги со звуков Ж, а вы попробуйте заменить его звуком З.
Жи-жи-жи – .
Жо-жо-жо – .
Жэ-жэ-жэ – . и т. д.

8. Закрепление звука в словах.
Игра “Четвертый лишний”
Я сейчас вам покажу картинки, а вы должны определить какая картинка лишняя. Назвать лишнюю картинку вы сможете, если определите какой звук Ж или З встретился в названии каждой картинки.
– Коза, зуб, жук, береза.
– Журнал, пожар, жираф, зонт.
– Замок, желудь, крыжовник, пижама.
– Баржа, мимоза, ежик, медвежонок.

После того как дети из заданной четверки выделят лишнюю картинку. Продолжается работа с “лишним” словом:
указать место звуков Ж и З в слове; поделить слово на слоги; выложить графическую схему; определить на какой звук падает ударение.

9. Закрепление звука в предложениях.
Я вам сейчас назову слова, а вы составьте мне из этих слов предложение.
– В, живет, Африке, жираф.
– Растет, в, кудрявая, поле, береза.

После того как дети составят верно предложение, проводится анализ составленного предложения, выкладывается графическая схема.

10. Закрепление звука в тексте.

Повторение чистоговорок вслед за логопедом.
За-за-за – у Маши зеленые глаза.
Жу-жу-жу – я на солнышко гляжу.
Зу-зу-зу – едет Ваня на возу.
Жа-жа-жа – сто иголок у ежа.

11. Итог занятия.
Произнесите звук Жука. А теперь звук большого комара. Чем эти звуки похожи? А чем они отличаются?

Дифференциация звуков и букв “З-Ж”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Дифференциация звуков и букв “З-Ж”

Скачать:

ВложениеРазмер
differentsiatsiya_z-zh.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Тема: «Дифференциация звуков З-Ж, буквы З-Ж. Слог. Слово.»

Цель: Различение звуков «з – ж» и букв з – ж.

  1. Закрепление правильного произношения звуков Ж-З;
  2. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза;
  3. Закрепление умения делить слова на слоги,
  4. Составление слов из разрезной азбуки;
  5. Составление предложений и схем к ним;
  6. Активизация словаря детей.
  1. Развитие умения отгадывать загадки;
  2. Развитие координации речи с движением;
  3. Совершенствование психофизических функций: внимания, мышления, памяти.
  4. Развитие зрительного восприятия.
  1. Воспитание у детей речевого, слухового и зрительного внимания.
  2. Самоконтроль за плавностью речи.

Методы и приемы:

Дидактические игры «Мяч по кругу я катаю», «Отгадай и назови, букву в слове напиши », «Большой – маленький», «Раздели на слоги», « Два прихлопа – три притопа», «Доскажи словечко», « Звук в словах замени, слово новое назови», «Буквы перепутались»

Рассматривание буквы, картинок.

беседа, рассуждения, стихотворения о буквах и жуке.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением животных: жираф, зебра, коза, козлята, ёж, морж, газели, шимпанзе; жук, еж; индивидуальные зеркала, карточки для игр, карандаши, разрезные буквы. Кукла Буратино, письмо с заданиями для детей и призами; карточки с изображением букв Ж, З; кружки для звукового анализа (синего, красного и зелёного цвета); предметные картинки: зонт, коза, замок, жук, дождик, жаба, зубр; схемы предложений ; 3 загона и буквы из разрезной азбуки, мяч, маски медвежат, клубок ниток.

Ребята, у нас сегодня необычное занятие: несколько заданий мы выполним в детском саду, а затем сходим с вами в зоопарк.

Раздаётся стук в дверь, учитель-логопед приглашает героя (куклу) зайти на занятие.

-Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Кто это?

(дети отвечают – это Буратино)

-Здравствуй, Буратино, наши дети сегодня пришли учиться, хочешь с ними?

– Конечно, ребята, у меня есть задания, с которыми я не смог справиться! Я только ещё учусь, а вы много уже знаете и умеете! Помогите мне, пожалуйста!

– Итак, первое задание Буратино: «Отгадай и назови, букву в слове напиши»

-Ребята, конечно же мы поможем!

Но сначала давайте разомнём наши руки. В этом нам помогут мячики су-джок.

Упражнение 1. (массаж пальцев рук мячиками су-джок)

Мяч по кругу я катаю,

Назад – вперёд его гоняю!

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошки.

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну.

Я сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка!

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук!

Упражнение 2. игра « Отгадай и назови, букву в слове напиши »

Вот и первое задание Буратино:

-На слова вы посмотрите,

Верно букву допишите.

Слова: …адина, …онт, …ук, …амок, . аба, …акат.

2. Сообщение темы занятия.

Ребята, какие буквы вы вставили? Верно. Сегодня мы будем различать звуки и буквы З-Ж в словах.

-Ребята, ответьте, какие органы артикуляции нам помогают произносить слова?

– Губы, зубы и язык.

-Верно, мы с вами и с Буратино отправимся в зоопарк и там сделаем зарядку для язычка и губ, чтобы все звуки говорить красиво и правильно. А помогут нам животные.

Проводится артикуляционная зарядка с использованием индивидуальных зеркал:

  1. Чередование «Улыбка» – «Хоботок» – « Двери открываются»

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Губку верхнюю поджав,

Замер зайчик, зубки сжав.

На нижнюю губку положен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

А у змейки язычок

Узок, тонок, как сучок.

Ходит он назад – вперёд,

Как же он не устаёт?

4. Основная часть.

Упражнение 3. Характеристика звуков Ж и З

– Мы с вами сделали гимнастику, и я предлагаю вам отправиться по зоопарку дальше.

Отгадаете загадки и узнаете, кого мы сейчас с вами увидим.

Есть одна игра для вас:
Я прочту стихи сейчас,
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно добавляйте.

Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждёт.
— Пусть меня найдут ребята,
Ну-ка, кто меня найдёт?

Он ходит голову задрав,

Не потому что важный граф,

А потому что он …. (жираф)

Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъёмный.

Только этот кран живой

С настоящей головой.

Тот из вас будет прав,

Кто ответит мне …(жираф)

– С какого звука начинается это слово? (Со звука [Ж])

– Что вы знаете об этом звуке?

(Звук [Ж] –согласный, звонкий, всегда твёрдый)

– Как мы его произносим?

(Зубы сомкнуты, губы широкой «трубочкой», язык «чашечкой» поднят вверх, идёт тёплая воздушная струя, приложите руку, произнесите)

– На что похожа буква Ж?

Буква Ж – жук на дорожке,

У жука четыре ножки.

Молодцы! Отгадайте другие загадки:

Хитрый след плести стараясь,

по сугробам прыгал … (заяц)

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это. (Зайка)

– А какой первый звук в этих словах?

– Какой буквой обозначаем этот звук?

Прочтите стихотворение об этой букве.

Буква «З» как змея,

– Вспомните, что вы знаете о звуке [З]?

(Звук [З] – согласный, звонкий, твёрдый .)

Как мы его произносим?

(губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, идёт холодная струя воздуха, произнесём и проверим).

– Сравните звуки [Ж] и [ З]. Что общего? В чём разница?

Общее – согласные, звонкие.

Разница- в артикуляционном укладе;

звук Ж всегда твёрдый и непарный.

– По моей артикуляции догадайтесь, какой звук я хотела сказать.

Упражнение 4. Игра «Два прихлопа – три притопа»

Ход игры . Дети должны хлопнуть, услышав в названии картинки один из дифференцируемых звуков и топнуть, услышав другой.

На звук Ж – хлопаем. На звук З – топаем.

(усложнение для детей, педагог закрыл рот рукой, дети должны на слух определить звук)

Слоги :за, жа, жу, зы, жи, зу, зо, жо; слова: жадина, забор, железо, жакет,

завод, зонт, жезл, загадка.

Упражнение 5. Игра « Звук в словах замени, слово новое назови» (с использованием мяча)

Упражнение 6. «Буквы перепутались» .

Загадки, анализ слов, предложений, составление из букв слов.

— Буратино приготовил вам и другие загадки:

После того, как дети назовут правильный ответ, педагог выставляет на наборное полотно картинки отгадок.

  1. Дает молоко нам, хотя не корова,

Шерстью своею делиться готова.

Она непоседа и егоза…

Как называем ее мы? (коза)

  1. Висит над крылечком,

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок)

  1. Себя он раскрывает.

Тебя он закрывает.

Только дождичек пройдет,

Сделает наоборот. (Зонт)

  1. Длинна, а не нитка

Зла, а не ведьма.

Черна, а не ворон. (Змея)

  1. В болоте живёт,

Мошек и комаров жуёт. (Жаба)

  1. Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле. (Дождик)

  1. Шесть ног без копыт,

Упадёт – землю роет. (Жук)

Логопед раздаёт детям наборы букв, из которых можно составить слова-отгадки.

— Буквы этих слов перепутались. Догадайтесь, какое слово вам досталось. Составьте его.

Сделайте звуковой анализ своих слов.

– Придумайте предложения с этими словами и составьте схемы.

А сейчас мы с вами продолжим прогулку по зоопарку! И посмотрим….(логопед показывает картинку, дети договаривают: …медвежат)

Мы немножко покружились,

В медвежат мы превратились.

Дети надевают маски (ободки) медвежат и имитируют их игру.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так и вот так,

Еще эдак, еще так,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали:

Вот так и вот так,

Дружно дерево качали.

И из речки воду пили:

Вот так и вот так,

Они из речки воду пили,

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали

Вот так и вот так,

Дружно лапы поднимали.

Упражнение 7.Слого-звуко-буквенный анализ слов. Работа у доски .

– Пока вы делали зарядку, животные вышли из клеток и теперь свободно гуляют по зоопарку. Их срочно нужно вернуть на места.

– Угадайте, кто без присмотра бродит по зоопарку.

Логопед выставляет картинки животных, дети называют их.

– В его названии первый звук [Ж], последний – [Ф]. Кто это? (Жираф)

– Первый звук [З], а последний – [Р]. (Зубр)

– В названии этих животных есть такие буквы: Ё, Ж; М, О, Р, Ж.

– А здесь слоги перепутались: ШИМ-ЗЕ-ПАН; ЛЯ-ТА-КОЗ.

Упражнение 8 «Всех животных разыщи, в свой загон определи»

– Молодцы, вы всех животных отыскали. А теперь их нужно вернуть в загоны и клетки.

Перед вами 3 загона: маленький, средний и большой. Как назвать маленький? (Загончик). Средний? (Загон). Большой? (Загонище) .

Животных нужно распределить в эти загоны по количеству слогов. А кто вспомнит, что такое «слог»?

Итак, если в названии животного 1 слог – в загончик, 2 слога – в загон, 3 слога – в загонище.

Дети выполняют задание.

Упражнение 9. Игра на дифференциацию Ж и З.

Дети передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст:

“По дорожке (Имя ) шла/шёл,

Клубок ниточек нашла/нашёл,

ты слова на (заданный звук) скажи,

Нашу нитку не порви”.

Ребенок, у которого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше.

– Молодцы! Я вами горжусь! Вы очень хорошо выполняли все задания, помогли Буратино.

Скажите, что вам понравилось делать больше всего? А что было самым трудным?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую .

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не.

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци.

Конспект логопедического занятия “Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш ” с презентацией.

Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание, слух; воспитывать.

Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова .

Звуки и буквы «З-Ж» — конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте

(Подгрупповой) непосредственно образовательной деятельности по развитию
фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте.

Подготовительная группа для детей с ТНР.

Лексическая тема: Звуки и буквы «З-Ж»

Задачи:

  • Дифференциация звуков в речи
  • Развивать словарь по теме «Наши защитники».
  • Продолжить работу над различением на слух и в произношении звуков [З] – [Ж];
  • Развивать фонематическое восприятие;
  • Закрепить навык анализа и синтеза слогов и слов;
  • Учить составлять предложения, используя предложенное словосочетание и определенный предлог;
  • Развивать общую и тонкую моторику;
  • Развивать высшие психические функции.
  • Воспитывать патриотические чувства к родине.
  • Воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, критичное и осознанное отношение к речи;
  • Воспитывать потребность детей к правильной речи.
  • Воспитывать умение слушать и слышать на занятии своих товарищей

Оборудование: Предметные картинки, текст с пропущенными буквами, текст с перепутанными словами. Таблица «Характеристика звуков»; буквы; кассы букв; наглядный и раздаточный материал для звуко-слогового анализа слов

Ход занятия

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

Ребята, солдаты какие?

Правильно! А вы ребята хотите быть такими же сильными, смелыми как солдаты?

Тогда нам нужно потренироваться.

Артикуляционная гимнастика

Выходи Оля к доске, показывай ребятам военную гимнастику для язычка.

«Парашютист» — Шеки надуваем и плавно спускаем воздух.

«Танк в ангаре» — язык движется вперед –назад, при открытом рте

«На турнике» — язык качается к верхним зубам и к нижним.

Молодцы ребята, вот и стали наши язычки сильными как солдаты.

Сегодня мы с вами поиграем со звуками, а с какими вы догадаетесь сами. Назовите лишние слова.

Четвёртый лишний:

Зайка, замок, дружба, зубы (дружба).

Жук, ёжик, одежда, застава (застава).

Зонт, ружье, гвоздика, незабудка (ружье).

Ваза, ежевика, ужи, ножи (ваза).

Молодцы ребята, какие военные слова вы запомнили из лишних?

Какой звук первым слышим в слове ЗАСТАВА?

Сильные, смелые, хоабрые..

Называют 4 лишнее слово.

Сравнение артикуляции

Произнесем перед зеркалом сначала звук [з] потом звук [ж].Сравним их.

а) сходство: эти звуки звонкие

б) различия: место образования

[з] – кончик языка за нижними зубами

[ж] – язык в верхнем положении

в) губы: при [з] улыбаются, при [ж] круглые, вытянуты вперёд

г) воздушная струя

При произнесении [з] – холодное, [ж] – тёплая

Упражнение на дыхание «На турнике».

И. п. – стоя, ноги вместе, гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх – вдох; опустить палку на лопатки – длительный выдох с произнесением звука «ффф» (3-4 раза).

Сообщение темы занятия.

Игра «Жук и комарик»

Ребята, предлагаю поиграть в игру на внимание. Жук и Комарик потеряли свои любимые звуки в словах и все их перепутали. Вставьте нужный звук в слово.

Паронимы (заменить звук [З] на звук [Ж]).

Зал — …(жал), коза-, разок-, роза-, узы-, зевать-, называть-.

Справились ребята молодцы!

Ребята, когда солдат служит он выполняет боевые задания. Давайте как солдаты будем выполнять задания

Звуко-слоговой анализ слов Козы-Кожи. Ударение. Выкладывание из букв. Правописание слогов жи, ши.

Пришло донесение в штаб, читаю: Необходимо поймать звуки-снаряды и составить слово-агент.

Сколько звуков в слове?

Назовите гласные, назовите согласные звуки.

Назовите первый слог слияние. Назовите второй слог слияние.

На какой слог слияние падает ударение?

Выполните в тетради звуковой анализ слова.

А Артем у доски выполняет звуковой анализ слова.

Поселите звуки в буквы.

Какое правило мы знаем при написании слова КОЖИ?

Игра «Превращали»

Превратите слово КОЗЫ- в слово КОЖИ). Что нужно сделать?

А теперь пришло время опять помочь нашим друзьям ЖУКУ и КОМАРУ. Вставьте их любимые буквы в слова.

Чтение слов по таблице с пропущенными буквами Ж-З

.аба,.акат, .ро.ы, .абор, е.ата, кру.ок, парово., .амок, ва.а, ко.а, .ивут, гне.до, но., по.ар, та., лы.и, мимо.а, .ираф, .атва, у., гара., бар.а, лу.а, .асмин, ве.ут, оде.да, е., .авод, лу.ок, пид.ак, ро.ок, .ве.да, мор., обо. .

Работа с деформированными предложениями. Понятие «предлог». правописание предлогов. Найти предлоги в тексте

-Нам пришло второе донесение. Расшифруйте донесение.

Около, застава, Зоя

Правописание имен.

Имена пишем с большой буквы

Схема одного предложения: В саду солдат.

Юля выходи к доске, а ребята в тетрадях выполнят схему предложения.

Какое первое слово?

Какое второе слово в предложении?

Назовите маленькое слово «гномик»?

Сравнивают звуки с опорой на наглядность

Заменяют звуки в словах

Анализ слова у доски и на местах

Выкладывание звуковой схемы на столе

Жи –ши пиши с буквой И

Около заставы Зоя

На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди,
Да смотри – не упади.

(дети стоят на правой ноге)

А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.

(стоят на левой ноге)

Раз, два — дружно в ногу.
Три, четыре – тверже шаг.

Какие задания вам больше всего понравились?

Какие игры вам показались трудными?

Если вам понравились все игры похлопайте, а если кому-то было трудно – потопайте.

НОД по развитию речи Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ж]-[З]» Старшая группа

Людмила Казьменко
НОД по развитию речи Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ж]-[З]» Старшая группа

Цель: Совершенствовать слуховое восприятие детей. Упражнять в умении определять последовательность звуков в словах; упражнять в делении слов на слоги; определять место звуков в слове; дифференцировать звуки Ж – З; закреплять названия животных и их детенышей.

Оборудование: Фланелеграф, карточки с изображением животных и их детенышей, мягкая игрушка ежик.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня нам пришло письмо от зверей лесного детского сада. Они приглашают нас в гости.

-Ну что, отправимся в гости?

Воспитатель: А как же мы найдем дорогу в лесной детский сад? Ой, ребята, подождите, в письме сказано, что отгадав загадку, мы узнаем,кто нам покажет дорогу:

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки – ни одной.

Воспитатель: Да, это ежик (достает мягкую игрушку – ежика).

-А чтобы по дороге в лесной детский сад нам не было скучно, ежик сочинил для нас песенку. Послушайте,я ее сейчас пропою:

Язык кверху – жа-жа-жа

Повстречали мы ужа.

Язык книзу – за-за-за

Язык кверху –жу-жу-жу

Едем в гости мы к ежу.

Язык к низу-зу-зу-зу

Не дразните козу.

-А теперь давайте споем вместе с ежиком (дети вместе с воспитателем поют эту песенку).

Воспитатель: Ребята, путь нам предстоит долгий. И ежик предлагает сделать разминку.

Разминка «Ежик»

Вот свернулся еж в клубок,

Может, ежик, ты продрог? (дети садятся на корточки, обхватывают колени руками)

Солнца луч ежа коснулся-

Ежик сладко потянулся! (поднимают руки вверх, потягиваются)

Хитрый ежик, хитрый еж

На клубочек он похож, (вытягивают руки перед собой, сжимают руки, делают ими вращательные движения)

На спине иголки

Очень-очень колки. (несколько раз сжимают руки над головой, делают вращательные движения кистями)

На ежа мы поглядим,

Молока ему дадим. (ладони складывают черпачком)

Но не тронем колкие

На спине иголки мы.

Воспитатель: А вот и лесной детский сад.

– Ребята, ежик помог нам дорогу и ему нужно возвращаться обратно. Давайте с ним попрощаемся, скажем ему спасибо, и до свидания.

– Сюда, в лесной детский сад лесные жители приводят своих детенышей.

(воспитатель выставляет карточки с изображением лесных животных на фланелеграф)

– Волчица привела волчонка, ежиха привела … (ежонка, лисица привела … (лисенка, лошадь привела (жеребенка, уж привел (ужонка, белка привела (бельчонка, заяц привел (зайчонка, медведь привел (медвежонка).

(воспитатель называет взрослого животного, а дети их детенышей)

Воспитатель: Ребята, назовите детенышей, в названии которых слышится звук «Ж».

Дети: Ежонок, жеребенок, ужонок, медвежонок.

Воспитатель: А в названии каких слышится звук «З»?

Воспитатель: В лесном детском саду малыши любят играть в разные игры. Хотите поиграть с ними?

Дети выполняют задания:

Определи звук в слове, и его местонахождение.

Каждый ребенок называет звук «Ж» или «З», и определяет место нахождения этого звука: в начале, середине, или конце слова.

Слово надо прошагать.

Делят слово на слоги. Определяют самое длинное и короткое слово.

Зонт, коза, жеребенок.

Заяц, снежинка, арбуз.

Воспитатель: Ребята, сейчас я буду называть то звук «Ж», то звук «З»,а вы должны выполнить соответствующие движения: на звук «Ж» слегка подвигать кистями рук вверх-вниз – летит жук. На звук «З» легонько хлопнуть ладонями – поймали комара.

Давайте попробуем: Ж, З, З, Ж, Ж, З.

А сейчас я буду говорить слова, содержащие эти же звуки, а вы выполняйте эти же движения.

-Зонт, желтый, зеленый, жарко, жадина, забияка, жмурки, зверек, знойно, журчит, злюка, жонглер, желудь, забор, зебра, жаба, журавль.

Фонетическая разминка «Доскажи словечко»

В речке проживает щука

А зовут ее все (злюка).

Светит солнце, светит ярко,

Всем нам стало очень (жарко).

Не видно маленькой Зины

Из-за большой (корзины).

Спросила мама: «Мой дружок,

Ты ел сегодня (пирожок).

Кашу положил я в плошку,

В руки взял большую (ложку).

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе (живот).

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по (животикам).

Воспитатель: В лесном детском саду малыши живут очень дружно, и у них есть любимая песенка, давайте все вместе ее споем?

«Песенка друзей»

Когда живется дружно,

Что лучше может быть?

И ссориться не нужно,

И можно всех любить! (повторяем 2 раза)

Воспитатель: Ну что ж, ребята, нам пора возвращаться обратно. Давайте попрощаемся с лесными жителями. До свидания!

Конспект НОД по развитию речи на тему: Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш для детей старшей группы. Тема. «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш». Цели: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи. Звук [ш]» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тарская Светлана Андреевна Воспитатель МБДОУ Детский сад №69 «Брусничка» с. Маган,.

Конспект открытого занятия по развитию речи. Звуковая культура речи «Работа со звуками [Ж]-[Ш]» Конспект открытого занятия по развитию речи Тема занятия: Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш. Выполнила:Воспитатель Иванова.

Конспект занятия в старшей группе «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [ц]–[ч]» Конспект занятия в старшей группе ОО «Речевое развитие» по теме: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения.

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Звуковая культура речи. Звуки [А] и [У]» Воспитатель усаживает детей на стульчики:”сейчас ребята я расскажу вам сказку про Язычок. жил -был Язычок в своем домике. домик этот рот. и.

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация [Р]–[Л]» Тема занятия «Дифференциация Р–Л». Цель: продолжать учить детей различать на слух звуки Р – Л. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей.

Конспект «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ж]-[Ш]» в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш» Цель: Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический.

НОД по развитию речи (звуковая культура речи) «Наш друг ослик Ии» (старшая группа) Цель: формировать умение четко произносить звук И Задачи: -формировать умение внимательно слушать неречевые звуки. -продолжать формировать.

Звуковая культура речи. Дифференциация звуков З-Ж. Задачи: 1. Образовательные: помочь педагогам систематизировать работу по звуковой культуре речи. 2. Развивающие: развивать педагогическое.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе. Звуковая культура речи «Звук [м]» Конспект занятия по развитию речи в 1 мл. гр. Звуковая культура речи «звук (м)» Программное содержание 1. Продолжать развитие способности.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Дифференциация звуков Ж-З-»

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: «Дифференциация звуков Ж-З-»

Цель: Различение звуков «ж – з» и букв ж-з в устной речи.

1) Закрепление правильного произношения звуков Ж-З;

2) Развитие фонематического слуха, языкового анализа и синтеза;

3) Закрепление умения делить слова на слоги,

4) Составление слов из разрезной азбуки;

5) Составление предложений и схем к ним;

6) Активизация словаря детей.

1) Обучение детей отгадыванию загадок;

2) Умение координировать речь с движением;

3) Совершенствование психофизических функций: внимания, мышления, памяти;

4) Развитие зрительного восприятия.

1) Воспитание у детей речевого, слухового и зрительного внимания.

Оборудование: Посылка от Мальвины с заданиями для детей и призами; карточки с изображением букв Ж, З; кружки для звукового анализа(синего, красного и зелёного цвета); картинки: зима, коза, замок, жук, дождик, жаба; схемы предложений ;3 загона и картинки животных: жираф, зебра, коза, козлята, ёж, морж, газели, шимпанзе; буквы из разрезной азбуки, мяч, аудио запись «У Жирафа пятна»,маски животных(жираф, зебра, слон, кошка)

Раздаётся стук в дверь, педагогу вручается посылка.

-Ребята, нам принесли посылку! Прочитайте, от кого она?

(дети читают – от Мальвины)

-Ребята, открою и посмотрю, что в ней?

Достаёт записку и читает:

« Дорогие ребята, логопедической группы, здравствуйте!

Я, Мальвина, прислала в посылке для вас задания, с которыми Буратино не смог справиться! Он только ещё учиться, а вы, я знаю, много уже знаете и умеете! Помогите нам, пожалуйста!»

1. (массаж пальцев рук мячиками су-джок)

-Ребята, конечно же мы поможем! А для того, чтобы у на всё получилось правильно сделать, разомнём наши ручки, и помогут нам мячики!

Мяч по кругу я катаю,

Взад-вперёд его гоняю!

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошки.

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну.

Я сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка!

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук!

2. игра «Отгадай и назови букву»

Вот и первое задание:

– Сядет тот, кто догадается, какую букву Буратино не дописал.

-Ребята, ответьте, что нам помогает произносить слова? Губы, зубы и язык.

-Поэтому сначала мы сделаем зарядку.

Проводится артикуляционная зарядка с зеркалами:

1) упражнение для челюсти «Бегемот»

удерживаем рот открытым под счёт до десяти;

2) упражнение для губ «Тигр»

одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю(видны нижние и верхние зубы)удержать под счёт;

3) упражнение для языка «Змея»

язык делаем острым вперёд до предела и держим под счёт.

4.Характеристика звуков Ж и З

Педагог знакомит с куклами, друзьями Мальвины, которые пришли помогать к нам сегодня.

— Сегодня к нам пришли куклы, подруги Мальвины – Зоя и Жанна, чтобы помочь выполнить задания!

— С какого звука начинается имя Жанна? (Со звука [Ж])

— Что вы знаете об этом звуке? (Звук [Ж] –согл., звонк., твёрдый)

— Как мы его произносим? (Зубы сомкнуты, губы «рупором», язык «чашечкой» поднят вверх, идёт тёплая воздушная струя, приложите руку, произнесите)

— На что похожа буква Ж?

Буква Ж – жук на дорожке,

У жука четыре ножки.

— А какой первый звук в имени Зоя? (Звук [З])

— Какой буквой обозначаем этот звук? Прочтите стихотворение об этой букве.

Буква «З» как змея,

— Вспомните, что вы знаете о звуке [З]? (Звук [З] – согл., звонк., тв. .)

Как мы его произносим?(зубы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, идёт холодная струя воздуха, произнесём и проверим).

— Сравните звуки [Ж] и[ З]. Что общего? В чём разница?

Общее – согласные, звонкие

Разница – звук Ж всегда твёрдый и артикуляционный уклад.

— По моей артикуляции догадайтесь, какой звук я хотела сказать.

5. Игра «Ушки-послушки»

На звук Ж-хлопаем. На звук З – топаем. (усложнение для детей, педагог закрыл рот рукой, дети должны на слух определить звук)

Слоги :за, жа, жу, зы, жи, зу, зо, жо,

6. Игра «Замени звук» (с перекидыванием мяча)

7. Загадки слов, букв, звуков.

— Жанна и Зоя приготовили вам загадки:

После того, как дети назовут правильный ответ, педагог выставляет на наборное полотно картинки отгадок.

1 Дает молоко нам, хотя не корова,

Шерстью своею делиться готова.

Она непоседа и егоза…

Как называем ее мы? (коза)

2) Висит над крылечком,

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок)

3) Знаю точно я сама:

После осени … (Зима)

4) В болоте живёт,

Мошек и комаров жуёт. (Жаба)

5) Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле. (Дождик)

6) Шесть ног без копыт,

Упадёт – землю роет. (Жук)

Логопед раздаёт детям наборы букв, из которых можно составить слова-отгадки.

— Буквы этих слов перепутались. Догадайтесь, какое слово вам досталось. Составьте его.

Сделайте звуковой анализ своих слов.

– Придумайте предложения с этими словами и составьте схемы.

А сейчас мы отправляемся с вами в зоопарк!

Музыкальная игра « У жирафа пятна» ( с масками жирафа, слона, котёнок, зебры )

9.Деление слов на слоги (возле доски)

. Пока вы делали зарядку, все животные вышли и свободно гуляют по зоопарку. Их срочно нужно вернуть на места. Посмотрите, кто же это.

Педагог выставляет картинки животных и называет их.

— Угадайте, кто без присмотра бродит по зоопарку.

— В его названии первый звук [Ж], последний – [Ф]. Кто это? (Жираф)

— Первый звук [З’], а последний – [А]. (Зебра)

— В названии этих животных есть такие буквы: Ё, Ж; М, О, Р, Ж.

— А здесь слоги перепутались: ГА-ЛИ-ЗЕ; ШИМ-ЗЕ-ПАН; ЛЯ-ТА-КОЗ.

— Молодцы, вы всех животных отыскали. А теперь их нужно вернуть в загоны

Перед вами 3 загона: маленький, средний и большой. Как назвать маленький? (Загончик). Средний? (Загон). Большой? (Загонище) .

Животных нужно распределить в эти загоны по количеству слогов. Если в названии животного 1 слог – в загончик, 2 слога – в загон, 3 слога – в загонище.

Дети выполняют задание.

10. Игра на дифференциацию Ж и З.

«Картинки для кукол Жанны и Зои»

Необходимо раздать картинки, Жанне со звуком – Ж, Зое со звуком –З.

— Молодцы! Я вами горжусь! Вы очень хорошо справились с таким трудными заданием.

Что вам понравилось сегодня больше всего, что удалось, а что нет?

12.Сюрприз для детей.

-Ребята в посылке для вас сюрприз от Мальвины! Вы скоро пойдёте в школу, подготовиться вам пригодятся вот эти волшебные ручки и тетрадки

Конспект ОД на тему “Звуки Ш – Ж – С – З”

Содержимое публикации

МДОУ детский сад комбинированного вила № 131

Конспект образовательной деятельности по обучению речи

На тему: «Звуки Ж – Ш – З – С»

Для детей логопедической подготовительной к школе группе

Разработал учитель – логопед

Комсомольск – на – Амуре, 2019 г.

Тема: Звуки Ж – Ш – З – С.

Цель: дифференциация звуков Ж – Ш – З – С в речи детей.

Коррекционно – образовательные задачи:

– закрепление правильного произношения звуков Ж Ш С З;

– закрепление зрительного образа букв Ж Ш С З;

– закрепление умения давать характеристику звуков Ж Ш С З;

– упражнение в определении звука и буквы в слове;

– упражнение в делении слова на слоги;

– продолжать закрепление навыка звуко – буквенного анализа и синтеза;

– упражнение в чтении слогов, слов с заданными буквами.

Коррекционно – развивающие задачи:

продолжать развитие фонематического восприятия; продолжать развитие правильного речевого дыхания и голоса.

Коррекционно – воспитательные задачи:

– продолжать воспитание навыков самоконтроля, речевой активности, усидчивости, умению слушать и слышать окружающих.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие» «Физическое развитие».

Оборудование:

– предметные картинки, содержащие звуки Ж Ш С З;

– звуковые паровозики с картинками на заданные звуки;

– карточки для обозначения места звука в слове;

– демонстрационная карточка с буквами Ж Ш С З;

– цветные сигнальчики для рефлексии;

– куклы Света и Зоя, Женя и Шура;

– карточки – подарки для кукол.

Ход образовательной деятельности:

I . Мотивационный этап.

1. Организационный момент.

Логопед (приглашает детей на ковер):

Раз – два – три – четыре – пять, начинаем мы играть!

Звуки – буквы изучать!

Но сначала улыбнемся

И за ручки мы возьмемся.

Пропоем мы гласных песню

И за стол присядем вместе.

(Пропевание гласных звуков шепотом, громко, от тихого к громкому и наоборот; далее дети проходят к своим рабочим местам)

2.Логопед:

Ребята, вы будущие первоклассники, поэтому давайте вспомним Правила Первоклассников: спинку к спинке, ручки – ножки ровно, отвечаем полным ответом.

II . Содержательный этап.

1. Объявление темы.

Логопед: Ребята, сегодня у нас гости: два мальчика и две девочки. Их зовут Света, Зоя, Женя, Шура. Они принесли с собой целую коробку игр, картинок и заданий. Давайте вместе с ними поиграем?

Дети: Давайте.

Логопед: Куклы приготовили нам задания. И первая игра называется «Повтори за мной». Света и Зоя просят повторить слоги со звуками С – З; Женя и Шура – со звуками Ш – Ж. (дети повторяют за логопедом слоги: са – за – са; зо – со – зо; сы – зы – сы; шу – жу – шу; жи – ши – жи)

Логопед: Молодцы! Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем учиться различать и с какими звуками и буквами будем играть?

Дети: Мы будем учиться различаться звуки Ш – Ж – З – С. И играть будем с этими звуками и буквами.

Логопед: Да, правильно , мы сегодня будем играть со звуками и буквами Ш – Ж – З – С.

2. Закрепление акустико – артикуляционного образа звуков.

Логопед: Вспомним, что делают наши губки и язычок, чтобы сказать звуки [Ш], [Ж], [С], [З]?

Дети: Чтобы сказать звуки [Ш], [Ж] губки нужно сделать окошком, язычок поднять за верхние зубки Чтобы сказать звуки [С], [З] губки нужно растянуть улыбкой, язычок упирается в нижние зубки. (Если дети затрудняются с ответом, логопед помогает).

Логопед: Молодцы! Ребята, давайте вспомним, чем отличаются звуки [Ш] и [Ж], и звуки [С], [З]. Когда мы произносим звук [Ш], наш голосок не работает, а когда произносим звук [Ж], голосок работает. Когда мы произносим звук [С], наш голосок не работает, а когда произносим звук [З], голосок работает. Давайте проверим (Дети и логопед прикладывают руку к гортани и поочередно произносят звуки [Ш], [Ж],[С], [З], проверяя двигаются или нет голосовые связки).

Логопед: Итак, работу голоска мы проверили. При звуке [Ш] голосок не работает, значит [Ш] – глухой. При звуке [Ж] работает, значит он – звонкий. А теперь давайте дадим характеристику звуков [Ш], [Ж], [С], [З].

Дети: Звук [Ш] – согласный, всегда твердый, глухой, обозначаем синим цветом. Звук [Ж] – согласный, всегда твердый, звонкий, обозначаем синим цветом.

Звук [С] – согласный, твердый, глухой, обозначаем синим цветом.

Звук [З] – согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим цветом.

Логопед: Молодцы! Ребята, скажите, пожалуйста, у звуков C З есть мягкие братцы?

Логопед: Правильно. Но сегодня мы с мягкими братцами играть не будем. А у звуков Ш – Ж?

3. Дифференциация звуков в ряду звуков, слогов, слов.

Логопед: Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Внимательные ушки». Правила вы знаете: услышите звук [Ш] или [Ж] – хлопните один раз в ладоши, услышите звук [С] или [З]– топните один раз ногой.

В ряду звуков: а, м, н, ш, д, ж, с, з, ш, ж.

В ряду слогов: ша, ду, ро, жи, уш, же, сы, зу,

В ряду слов, отличающихся одним звуком: каска – кашка, сутки – шутки, косы – козы – кожи, зашивать – заживать, тужить – тушить, душ – тушь.

4. Внимательная физминутка.

5. Определение звука в слове.

Логопед: Теперь поиграем в игру «Звуковой паровозик». Каждый из вас должен поставить свои картинки – вагончики к главному вагону поезда, которыми управляют Зоя и Света, им картинки со звуками С – З, Шура и Женя, им картинки со звуками Ж – Ш (Дети выполняют задание по рядам).

Логопед: Теперь проверим друг друга. Если вы согласны – хлопните один раз, если не согласны – ничего не делайте. (Проверка).

6. Определение количества слогов в слове.

Логопед: Ребята, сейчас мы поиграем с вами в слоговой паровозик. Я вам показываю картинку, вы отхлопываете и проговариваете, сколько слогов в слове и в какой вагон мы заселяем пассажира. В вагоне с одним окном – слова с одним слогом, с двумя окнами – с двумя слогами, и с тремя окнами – с тремя слогами (совместное выполнение детьми и логопеда).

7. Звуковой анализ и синтез слов.

Логопед: Ребята, мы подошли к звуковому анализу слов. Каждая кукла принесла по слову: Женя – слово кожа, Зоя – коза, Шура – каша, Света – коса (проведение звукового анализа слов на местах, проверка логопедом).

8. Определение звука и буквы в слове.

Логопед: Ребята, обратите внимание на картинки, в названиях которых есть звуки [Ш], [Ж], [С], [З] и карточки с буквами. Сейчас вы будете дарить картинки нужным буквам. Для этого надо узнать в каком слове есть звуки Ш – Ж – З – С и положить картинку на нужную букву (дети раскладывают картинку по нужным буквам).

9. Связь звуков и букв.

Логопед: Со звуками [Ж], [Ш], [С], [З] мы поиграли. Давайте поиграем с буквами «Ж», «Ш», «З», «С». (Демонстрация букв) Берем в ручки невидимые ручки и начинаем прописывать в воздухе буквы. Друг у друга на ладошках тоже прописываем эти буквы.

Логопед: Молодцы! Все справились. Слова с буквами «Ж», «Ш» «З», «С» вы пропечатаете в тетрадях после полдника во время коррекционного часа с воспитателями.

Логопед: Последняя игра с буквами называется «Соединяй и читай». Берем букву Ш, соединяем с буквой А и читаем получился слог ША (тоже самое проделываем с оставшимися буквами).

III . Рефлексивный этап.

Логопед: Итак, ребята, наше время игр с Зоей, Светой, Женей, Шурой подходит к концу. Давайте вспомним, с какими звуками и буквами мы сегодня играли? Что мы сегодня делали?

Дети: Сегодня мы играли со звуками и буквами «Ж», «Ш», «С», «З». Мы учили наших гостей правильно произносить и различать эти звуки. Мы сегодня пели песню гласных звуков, играли в игру «Внимательные ушки», выкладывали звуковые схемы слов, делили слова на слоги, определяли звуки и буквы в словах, читали.

Логопед: Молодцы, всё назвали. А теперь настало время оценить себя. Давайте каждый из вас поднимет цветовой сигнальчик и оценит себя. Будьте честны сами с собой. (Оценивание детьми самих себя).

Логопед: Молодцы. Вы были честны с собой и друг с другом. Спасибо за игру.

Ссылка на основную публикацию