Звук и буква С – конспект для детей с ФФНР

Конспект логопедического занятия «Буква «С»

Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебный лес. Знакомство с буквой С»

Коррекционные: Закрепить звуки [с] [с’]. Познакомить детей с новой буквой «С». Учить детей составлять и читать односложные слова. Формировать навык чтения слогов, односложных слов.

Развивающие: Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные: Воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения друг к другу, любовь к природе, лесу.

Оборудование: Предметные картинки: лиса, сурок, соболь, синица, сук; схема на звук «С»; буква «С», кассы букв на количество детей; наборное полотно, мольберты, мяч.

Предварительная работа: Проводились игры: «Летает – не летает», «Будь внимательным», «Придумай слова со слогами», загадывание и отгадывание загадок; заучивание двустиший.

I. Организационный момент

Игра «Летает – не летает»: Собака, сорока, санки, соловей, синица, автобус, стол, аист, ласточка, самокат.

Логопед. А теперь назовите, одним словом перечисленные мною летающие предметы.

Логопед. А из перечисленных птиц назовите только зимующих?

Дети. Сорока, синица.

II. Артикуляция звука [с]

Логопед. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие.

Отгадайте, куда мы пойдем.

Его зимой и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели. (Лес)

Логопед. Мы с вами оказались в волшебном лесу. На лесной полянке много пенечков.

Присаживайтесь на пенечки. Какой последний звук в слове лес?

Логопед. Посмотрите на схему и расскажите об этом звуке по схеме.

Дети. При произнесении звука «С».

а). Губы в улыбке;

б). Зубы сближены, но не сомкнуты;

в). Широкий кончик языка упирается в нижние зубы;

г). Передняя часть спинки языка поднимается к верхнимбугоркам и образует с ними щель;

д). Боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам;

е). Посередине языка идет плавная струя воздуха;

ж). Голосовой моторчик не работает, в результате чего голос не образуется.

Логопед. Дайте характеристику звуку [С].

Дети. Звук [С] — согл., глух., бывает и тв. и мяг.

Логопед. А как я произнесу звук [С] твердо или мягко в словах: Собака, санки, рысь,

IV. Игра «Будь внимательным»

Логопед. Если услышите звук [С] в словах поднимите синий кружок, а звук [С’] –

Лиса, лось, солнце, лист, синица, собака, аист, сентябрь.

V. Знакомство с буквой С

Логопед. В лес волшебный на прогулку нас приглашает пойти новая буква.

Какой мы звук повторили сегодня на занятии? А чем обозначается звук на письме?

Значит, приглашает нас на прогулку в лес буква С. (демонстрирует букву). Скажите на что

похожа буква С? (чтение двустиший о букве С детьми). Назовите букву.

Дует ветер нам в лицо,

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

(физкультминутка выполняется 2 раза).

VII. Звукобуквенный анализ

Логопед. У всех людей есть школы, где учатся ребята. В этом лесу тоже есть своя «Лесная

школа». И в эту школу приглашает вас буква С. Послушайте, какая история произошла с

Однажды буква С пошла, гулять в лес, и повстречала там гласную А.

Какой слог образовали эти буквы? Составьте из букв разрезной азбуки слог СА.

Мелькнула между соснами рыжая лиСА. (Логопед ставит изображение лисы, соболя,

Идет дальше буква С, встретила она гласную О. Составьте слог, какой слог получился,

прочитайте. (дети составляют слог СО). По веткам Соболь пробежал.

Вышла на полянку буква С и встретила гласную У. (дети составляют слог СУ).

Прислушайтесь как посапывает Сурок.

Пошла дальше, гулять буква С. На пеньке она увидела букву И. (дети составляют слог

СИ) тут же желтогрудая синица прилетела, звонко засвистела. Идет дальше буква видит

на суку сосны, висит табличка. На табличке изображен сук.

Составьте в кассе слово сук. Вместо буквы У поставьте букву О. Какое слово у вас

получилось? (слово сок).

VIII. Чтение слогов, слов

Логопед. Солнышко светит ослепительной красой. Направила буква С солнечные лучи

на гласные буквы.

Подружите буквы и прочитайте, что получилось (чтение по цепочке). В лесу мы

побывали, А слова не прочитали. (чтение слов друг за другом, по цепочке).

IX. Дид. игра «Придумай слово»

Логопед кидает мяч детям называет слоги –са, -со, -су, -си. Дети придумывают слова с

этими слогами: сад, сорока, сушка, сироп и т.д. X. Итог занятия Логопед. Какой звук мы

повторили? Чем обозначается звук на письме? С какой буквой мы сегодня

познакомились? Что вам понравилось на этом занятии?

Учитель-логопед

Багаутдинова Айсылу Фаритовна

МАДОУ Детский сад №12 г. Учалы РБ

конспект логопедического занятия звук и буква С и СЬ. в подготовительной группе.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Развитие мелкой моторики ,фонематического слуха. Развитие речи, обучение грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
3_zanyatie_zvuki_s_s._bukva_s_pod_gruppa.docx22.12 КБ
3_zanyatie_zvuki_s_s._bukva_s_pod_gruppa.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №3 Звук С, СЬ. Буква С.

Сядит тот, кто скажет, что кому нужно: хоккеисту – клюшка, фигуристу – коньки, лыжнику лыжи и т. д.

  1. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса .

а) Общее расслабление.

Как на горке – снег, снег,

Руки поднимают вверх.

И под горкой – снег, снег,

Приседают, опускают руки.

И на елке – снег, снег,

Встают и поднимают руки.

И под елкой – снег, снег.

Приседают, опускают руки.

А под снегом спит медведь

Тише, тише… Не шуметь!

Садятся на свои места и изображают спящего медведя.

Б) Развитие общей моторики.

Снежок порхает, кружится,

Дети взмахивают руками и кружатся.

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

Приседают, встают (2 раза)

Где летом пели зяблики,

Руки поднимают вверх.

Как розовые яблоки,

Кольцо из рук над головой – «яблоки».

На ветках снегири!

Руки вверху, пальцы растопырены – «ветки».

В) Развитие мелкой моторики.

Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.

Взмахи ладонями с широко раскрытыми пальцами.

На деревья сели,

Руки вверх, все пальцы широко расправить.

То же, что и на первую строку .

Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.

Д) Развитие мимических мышц.

Злится старуха зима –

Хочет заморозить маленького снегиря!

Но снегирю все нипочем!

Повесим для него и других птичек кормушки!

А птички с радостью будут к ним прилетать.

Г) Развитие артикуляционной моторики. Упражнение:

– для челюсти: медленное открывание и закрывание рта на счет до пяти, язык у нижних зубов;

– для щек: « помидоры – толстячки», «огурцы худышки»;

– для губ: «трубочка» – «улыбка»( 5 раз);

– для языка: самомассаж – покусать язык (тя-тя-тя); расслабить язык, пошлепать его губами (пя-пя-пя).

д) Работа по развитию дыхания и голоса.

– упражнение по развитию дыхания:

Вы устали? Отдохнем,

Больше воздуха вдохнем.

Выдох: – пффф( через рот) —-Пауза. —- Возврат дыхания (вдох через нос). —- Пффф—-Пауза.—-Возврат дыхания: —–Пфффф—–

На морозе расслабляться,

Очень, очень нам приятно.

– голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.

Вдох – выдох. АУО_________

  1. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте .

А) Объявление темы.

Сегодня мы попробуем спеть песенки вместе с зимующими птицами и при этом будем следить за правильным произношением звуков С, СЬ.

Б) Акустико – артикуляционный образ звуков .

Проговаривание звуков С, СЬ хором, индивидуально. Характеристика звуков.

Звук С – согласный ( не поется, воздух встречает преграду – зубы), твердый, глухой, свистящий.

Звук СЬ – согласный, мягкий, глухой, свистящий.

Звук С – обозначается фишкой синего цвета, а звук Сь – фишкой зеленого цвета.

В) Развитие фонематического слуха.

Дети рассматривают предметные картинки с зимующими птицами. Нужно отобрать те картинки название которых начинаются на звуки С, СЬ ( снегирь, сорока, синичка, сова и т.д)

Г) Связь звуков и букв .

Рассматривание буквы С, подбор предметов, которые она похожа. Буква С – домик для звуков С, Сь. Выкладывание буквы С из веревочек.

Д) Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

– Игра « Скажи наоборот». СА – СЯ; Со – СЕ, Су – СЮ, Сы – Си.

– Звуковой анализ слогов СЫ, Си. Графическая схема.

– Подбор картинок ( из выставленных на доске схемам) к схемам:

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки С, Сь. Буква С» (подготовительная группа).
план-конспект занятия по логопедии на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
zvuk_i_bukva_s.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки С, Сь. Буква С» (подготовительная группа).

уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику, учить дифференциации звуков С и СЬ в словах, учить определять место звука в слове ( начало, конец, середина), учить звукослоговому анализу слов, познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением.

развивать фонематический и речевой слух, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, речь, исправлять недостатки произношения детей в процессе занятия способом «по – подражанию».

воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения

МАТЕРИАЛ : простые карандаши, символы согласных звуков, звуковые дорожки, звуковые кассы, мяч, картинки с изображением овощей или муляжи, пуговицы, «смайлики» – индикаторы настроения.

Литратура: Е. Бортникова «Чудо-читайка. Путешествие в страну звуков букв». – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур, 2007; И.А. Морозова, М.И. Пушкарева «Подготовка к обучению грамоте. Для работы с детьми 6-7 лет», Издательство «Мозаика-Синтез», М. 2008.

  1. Организационный момент. Путешествие в Звукобуквию.

(Дети проговаривают текст, прокатывая карандаш между ладонями)

ЗВУКИ ГОВОРИМ И СЛЫШИМ

БУКВЫ ВИДИМ МЫ И ПИШЕМ.

  1. Основная часть. Тема. Знакомство со звуками.

– Мы не можем попасть в страну. Кто-то там стоит в дозоре и нас не пропускает. Слышите, они кричат: СТОЙ! СЕКРЕТ!

Кто же это? А, я догадалась! Это два новых звука-братика, с которыми мы сегодня познакомимся.

Они говорят, что злой волшебник Нечитайка очень часто стал пробираться в страну Звукобуквию и делать там всякие пакости, вот наши знакомые звуки и выставили дозорных. Они нас пропустят только тогда, когда вы отгадаете их имена, которые зашифрованы в первом звуке слова СТОЙ и СЕКРЕТ.

– Назовите первые звук в слове СТОЙ.

– Какой он – согласный или гласный?

– Звонкий или глухой?

– Твердый или мягкий? (картинка-символ)

– Назовите первый звук в слове СЕКРЕТ. Какой он? (картинка-символ)

– Посмотрите внимательно друг на друга и произнесите звук С.

– Губы открыты или сомкнуты ?

– Зубы плотно стиснуты или между ними есть небольшое расстояние?

– Где находится кончик языка за нижними или за верхними зубами?

– Язык лежит во рту плоско или приподнят горочкой?

( далее логопед даёт артикуляционную характеристику звука С)

– Каким цветов мы обозначим звук С? Зук Сь? Покажите нужные квадратики. Нужны ли колокольчики для этих звуков? Проверим. (Закрываем ушки, прикладываем руку к горлышку).

4. Артикуляционная гимнастика.

– Чтобы правильно произнести звук С, нужно сделать гимнастику для языка. Слушайте сказку и выполняйте упражнения.

Сказка о весёлом язычке.

Проснулся язычок рано утром. Открыл окно («Окошко»), увидел солнышко и улыбнулся («Улыбка»).

Захотелось ему погреться на солнышке, он открыл дверь («Окошко») и вышел на крылечко, немного постоял там (« Лопатка»).

И тут язычок вспомнил, что он не почистил зубы. Быстро вернулся домой и стал чистить зубы («Почистим зубки»).

Язычок заспешил на улицу и нечаянно наступил кошке на хвост («Поймай мышку за хвостик»).

Кошка рассердилась (« Киска сердится»).

Язычок погладил кошку (Поглаживание языка губами),

улыбнулся ( «Улыбка») и они вместе пошли гулять.

5. Упр. в правильном произношении звуков С- СЬ.

– А сейчас посмотрите в зеркало, улыбнитесь , оголите зубы, чтобы они были похожи на заборчик, оставьте между зубами маленькую щель, заведите кончик языка за нижние зубы, спинку языка поднимите вверх , чтобы она была похожа на горку.

Струя воздуха у нас идёт вперёд только через маленькую щель.

( дети произносят звук хором, по одному, парами)

– В момент выдоха подставьте ладошку и определите, какой воздух вы ощутите – горячий или холодный?

– Поднимите синий квадратик, если услышите твердый звук С, и зеленый – если услышите мягкий звук Сь.

С Сь Сь Сь С С Сь

СО СУ СИ СЕ СЮ СЫ СА АСЬ ОС УСЬ ЫСЬ ЫС

СОК, СЫР, СИЛА, СТОЛ, СЕМЬ, САХАР, СЕЛ, САМОЛЕТ, СЕЛО.

7. Физкультминутка «Раз поднялись, потянулись».

– Какой звук мы слышим в конце слов: поднялись? Потянулись? Согнулись? Разогнулись? (Ответы детей – звук Сь – согласный мягкий глухой)

8. Упр. на развитие звукового анализа и синтеза . Игра « Поварята».

– Угадайте , как называется холодное кушанье из различных овощей, порезанных кусочками и приправленных маслом или майонезом? (Салат). Правильно. Это самое любимое блюдо наших новых друзей – звуков С и Сь.

Произнесите это слово так, чтобы ясно слышался первый звук. Какой это звук?

– Давайте приготовим салат. У меня в корзинке много овощей. Давайте выберем из них те, в названии которых есть звук С, чтобы приготовить салат.

(капуста, салат, лук, картошка, чеснок, свекла, редис и т.д.).

– А сейчас давайте попробуем определить, где спрятался звук С в этих словах.

( работа со звуковыми дорожками)

Редис Свекла Капуста

9. Игра с мячом «Вкусняшки» ( развитие фонематического слуха).

– Давайте сыграем в игру с нашими новыми друзьями и узнаем, какие еще вкусняшки они любят. Я бросаю мячик и называю слово. Если в слове есть звук С или Сь, вы повторяете его, возвращая мне мяч.

Суп, молоко, масло, сухари, соль, шоколад, арахис, торт, сметана, кекс, абрикос, ананас, колбаса, варенье, мясо, рыба, сахар, сыр.

10 . Знакомство с буквой С.

– Вспомните, чем отличается звук от буквы?

Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки С, СЬ .Это буква С.

Нарисуем полукруг – буква С возникла вдруг.

11 . Пальчиковая гимнастика.

Нарисуйте букву С в воздухе.

На своей ладошке

На спине соседа

Большим пальцами двумя руками в воздухе.

Изобразим букву С пальчиками.

12.Выкладывание буквы С из пуговиц.

13 . Заключительная часть. Итог занятия.

– Наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими новыми друзьями и скажем им «До ссс виданья! До новых в ссс треч!» Расскажите мне, какая игра-задание вам понравилась сегодня больше всего? Если вам все было понятно и интересно, покажите веселый смайлик, если были трудности или вам что-то не понравилось – грустный. В этом случае на индивидуальном занятии мы позовем наших новых друзей снова в гости и сыграем в другие интересные игры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему “Звук и буква Р” разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее.

Данное занятие проводится у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Его цель – дифференциация звуков “Ж” и”Ш” на слух, закрепление навыка правильного произношения у детей на речевом материале.

Занятие проводится в подготовительной группе для детей с ФФН на этапе обучения грамоте.

Совместное интегрированное занятие руководителя по физическому воспитанию с логопедом, на тему “Транспорт” в подготовительной группе.

Цель: решение задач по коррекции речи через составление рассказа по образцу с опорой на картинки и мнемотаблицы.

Конспект логопедического занятия сс подгруппой детей подготовительной группы по теме “Здоровей-ка”.

Тема: « Сказка о весёлом язычке». Цели:1. Дать детям представление о частях и функциях артикуляционного аппарата на материале “ Сказки о Весёлом язычке”.2. Отр.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР «Звук [С] и буква С»

Екатерина Маркова
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР «Звук [С] и буква С»

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе.

Тема: «Звук и буква С».

Цели и задачи:

Уточнить произношение звука [С] и закрепить правильную артикуляцию,

закрепить навыки звукового-анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, речевого слуха, мелкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, зрительного внимания.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание самостоятельности и активности.

Оборудование. Предметные картинки. Карты-схемы.

Предварительная работа: разучивание артикуляционной гимнастики.

1. Оргмомент.

Логопед: «Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и скажем им «Здравствуйте». Мне хочется, чтобы у вас сегодняшнее занятие было добрым, интересным и радостным. Давайте поиграем».

«Вы должны выполнить мою просьбу при условии если я скажу слово «ПОЖАЛУЙСТА».

– поднимите руки вверх, пожалуйста;

– опустите руки, пожалуйста;

– похлопайте в ладоши;

– постучите по столу;

– похлопайте в ладоши, пожалуйста;

– послушайте меня внимательно, пожалуйста.

2. Актуализация опорных знаний.

Логопед задает вопросы:

Ребята, какое сейчас время года? (Зима.)

Как можно назвать ее ласково? (Зимушка – зима.)

А какая она? (Морозная, снежная, метельная, лютая, суровая, бела, красивая, радостная, сказочная.)

Дети, за что вы особенно любите это время года? (Новый год, подарки, санки, коньки, лыжи, горки)

3. Основная часть занятия.

Логопед: «Зима прислала нам письмо. Хотите прочитать его? Вот оно! «Разгадайте мою тайну и тогда в конце пути вы получите от меня подарок».

Смотрите ребята в письме какие-то рисунки-знаки, думаю, что в них как раз и кроется, та самая тайна».

Первый знак – «улыбка». Давайте улыбнемся.

Второй знак – «заборчик». Мы с вами умеем делать «заборчик», надо улыбнуться и показать зубки.

Третий знак «вьюга». Как же можно ее сделать? (Нужно улыбнуться, сделать заборчик и через маленькое расстояние между зубами выдохнуть холодную воздушную струю.)

Дыхательное упражнение.

Детям раздаются бумажные снежинки на ниточках. Они держат их за ниточки и выдыхают через рот, не раздувая щеки так, чтобы снежинки колебались.

Логопед достает очередной рисунок из конверта: «А вот и четвертый знак – «коробка, засыпанная снегом», давайте сдуем снег и увидим, что там. Ребята, что мы увидели? Картинки: сумка, совок, свинья, сабля. Что общего в этих словах? (Они начинаются со звука «С».) Что вы знаете про этот звук? Давайте дадим ему характеристику».

А как он выглядит? Логопед демонстрирует букву «С». Давайте поднимем руку и нарисуем букву в воздухе (дети вместе с логопедом рисуют букву).

Логопед снова достает из конверта рисунок -знак.

Пятый знак – «мяч», похоже, что нам пора поиграть.

Игра с мячом «Эхо».

Логопед: «Давайте встанем в круг, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги.

– Ребята, а теперь я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слова.

«С-О-Н, Л-Е-С, Н-О-С, С-Ы-Н, К-О-С-А, Л-И-С-А, Б-У-С-Ы, С-О-Д-А, С-Т-О-Л, С-Л-О-Г, С-О-Д-А».

Динамическая пауза. Снежинки.

В вихре морозном снежинки несутся, Бегут на носочках по кругу, взмахивая руками.

Роем блестящим кружатся и вьются. Кружатся на месте. Руки на поясе.

Белыми пчелами вдруг обернутся, Вновь бегут по кругу на носочках.

Мерзлой земли на минуту коснутся. Приседают.

Снова закружатся в пляске морозной, Встают и кружатся на носочках.

В небо взлетят, как хрустальные звезды. Снова бегут по кругу.

Логопед достает из конверта рисунок- шестой знак, «вопросительный знак», «Ребята, нам нужно что-то угадать».

Игра «Угадай слово».

Я буду произносить слова, а вы добавляйте звук «с» и угадывайте слово:

ле., поя., фику., анана. ,компа. ,ква. ,уку. ,но. ,насо. ,автобу., воло., фоку. ,

.апог, .овет,.ынок, .обака, .уббота, .амолёт, .ундук, .алфетка, .олома,.оловей, .угроб, .огреть.

Игра «Найди место звука».

Логопед: «Я буду показывать вам картинки, а вы должны определить в каком месте находится звук «С» в названии изображенных предметов и поднять карточку с нужной схемой (на схеме нарисовано в какой позиции находится звук в слове – начало, середина, конец слова).

Слова для предъявления: сани, сапог, бусы, нос, усы, собака, кокос, капуста, скамейка.

Ребята у нас есть еще один знак, седьмой – «рука». Скажите, что нужно делать, если руки замерзли? Давайте их погреем:

Упражнение самомассаж «Замерзли ручки».

Что нужно делать, если руки замерзли? Давайте их погреем:

1. Растираем рукой другую руку;

2. Отдельно каждый палец с нажимом от основания к кончикам;

3. Прокатываем между ладонями карандаш;

4. Катаем каштан по кругу на ладони;

5. Катаем шишку в руках;

6. «Натягиваем» рукавицы.

4. Завершение занятия.

Логопед: «Ну вот и подходит к концу наше занятие, спасибо вам, какой звук и букву мы сегодня изучали? У нас остался еще последний знак, который и поможет разгадать тайну и узнать, где находятся подарки. На нашей последней картинке нарисован сундучок, давайте посмотрим вокруг и найдем его». Дети находят сундучок и получают подарки от Зимушки.

Логопед: «Спасибо за занятие, досвидание».

Конспект фронтального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста по теме «Звук [у] (знакомство)» Конспект фронтального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста по теме «Звук У (знакомство)». Цель: Познакомить.

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [а], буква А» Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук [а], буква А.» Задачи: Коррекционно.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Звук Н» Конспект занятия в старшей логопедической группе: Звук «Н» Программное содержание: 1. Познакомить детей со звуком «Н». 2. Научить характеризовать.

Конспект фронтального занятия на тему «Звук [Ю] и буква Ю» Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза по теме «Звук и буква Ю» Задачи: Коррекционно-образовательные: закрепление навыков звукового.

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе «Звук [И] и буква И» Цель: актуализация представлений о звуке и букве «И». Познавательные: Познакомить знакомить со звуком [И] и буквой И; Закрепить представления.

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с ТНР «Звук [К] и буква «К» Тема: Звук и буква К. Задачи : Развитие фонематического слуха; формирование фонематического восприятия;.

Конспект НОД для детей подготовительной группы с ФФНР «Звук [О] и буква О»

с детьми подготовительной группы с ФФНР

Учитель-логопед: Губина О.Н.

Тема: Звук [О] и буква О.

Цель: Уточнение произношения гласного звука [О] и знакомство с буквой О.

  • Уточнить акустико-артикуляционную характеристику звука [О].
  • Продолжать учить выделять звук [О] в начале, конце и середине слова в ударной позиции.
  • Учить соотносить звук [ О] и букву О.
  • Формировать умение читать прямые и обратные слоги.
  • Научить распространять простые предложения путем добавления слов-признаков.
  • Упражнять в практическом употреблении неизменяемого слова «пальто».
  • Развивать фонематическое восприятие при выделении на слух звука [О] из ряда других звуков, слогов, слов.
  • Развивать силу, темп и эмоциональную окраску голоса при выполнении фонетических упражнений и воспроизведения слоговых рядов.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук посредством печатания буквы О.
  • Развивать произвольное внимание и зрительную память с помощью наглядного моделирования.

Воспитывать любознательность и познавательный интерес к занятиям.

Оборудование: карта острова, сухой бассейн с буквами, зеркала, красные шнурочки по количеству детей, мешочек, обручи, символы, схемы, модели слов, карточки с заданием, простые карандаши, презентация “Звук О”.

звуки: на слух (о у ы а о о у о); в произношении(О А У И П К)

Слоги: на слух (оп, уп, он, по, пу, то); в произношении (оп, он, ок, по, то, ко)

Слоговые ряды: то-то; ко-хо; по-по-то; со-со-со; ло-ло-ло; то-то-то; оп-оп-оп.

Слова: на слух (осень, остров, утка, обруч, арка, кони, метро, кино);

в произношении (окунь, ослик, осы, дом, кот, колесо, пальто).

Предложения: (Оля надела пальто. Оля надела осеннее пальто.)

Организационный момент: Ребята, сегодня утром ко мне попала карта необитаемого острова и я узнала, что там зарыт клад. Вы пойдете его искать со мной? Остров расположен посреди океана, на чем мы будем добираться? (на корабле). Тогда возьмите в руки бинокли (имитация движений) и посмотрите вдаль. Представьте, что это не просто столы и стулья, а большой и красивый корабль.

Актуализация ранее полученных знаний: Чтобы занять свои места на корабле, нам нужно выполнить первое задание – придумать слово на тот звук, который мы уже изучали ранее. А вспомнить эти звуки нам помогут буквы-подсказки. Возьмите из сухого бассейна по одной букве, вспомните, какой звук она обозначает и придумайте на этот звук слово.

Введение в тему занятия: Все свои места заняли? К путешествию готовы? Но одни мы не справимся, нам нужен в помощники один звук. А какой это звук, вы сейчас попробуете догадаться :

Этот звук гласный. Очень он прекрасный.

Он первый в слове «Остров», последний он в «Кино»

Он прячется, скрывается, но будет найден все равно.

Что это за звук? О. Правильно, О!

Артикуляция и характеристика звука: Возьмите зеркала и посмотрите, как мы произносим этот звук. Что происходит с губами? (округляются) Зубами? (разомкнуты) Языком? (спокойно лежит за нижними зубами) Есть ли во рту преграда? (нет) Можем ли мы его спеть? (да)

Фонетическое упражнение «Сколько ноток на тучке столько раз и споем звук [О]» (дети поют хором, затем по одному).

Если во рту нет преграды, когда мы произносим этот звук и мы можем его спеть, значит звук [О] какой согласный или гласный? (гласный)

Работа с пиктограммами: Представьте, что мы доплыли на корабле до острова и очень удивились, какой этот остов огромный: ОООООО, затем обрадовались, что, наконец, добрались: ОООО, а потом огорчились и печально произнесли: ООООО. А знаете, почему мы огорчились? Потому что этот остров оказался заколдованным. Мы хотели идти за кладом, но не смогли сделать и шагу. Хорошо, что мы взяли в помощники звук [О]. Он нам поможет.

Выделение звука [О] на слух (игра с обручами):

Делаете шаг вперед, если услышите звук [О], а если звук будет другой – замрите на месте: О У А О Ы

Прыжок вперед на одной ноге, если услышишь звук [О] в слогах: он, уп, от, по, ту, му, то

Прыжок вперед в обруч на двух ногах, если услышишь звук [О] в словах: осень, арка, метро, утка, кони

Мы ногами топали, мы руками хлопали.

Мы плыли, мы бежали, мы долго-долго шли и,

Наконец, к пещере с ребятами дошли.

Слоговые цепочки: Чтобы пройти в пещеру, нужно повторить “слоговые заклинания”, но не просто повторить, а повторить быстро или медленно, громко или тихо, смотря какую картинку я вам покажу (по моделям).

1 слайд: Сейчас на экране будут появляться изображения, а вы скажите – кто это? Или что это?

2 слайд: Звук [О] в начале слова – найти картинки с такими словами на экране. Если дети правильно находят нужные слова – картинки поворачиваются.

3 слайд: Звук [О] в середине слова.

4 слайд: Звук [О] в конце слова.

«Упрямое» слово: Среди этих слов найдется очень «упрямое слово», которое не любит меняться. Добавьте словечко. «У меня есть кот, и у меня нет….(кота). У меня есть осы, и у меня нет…(ос). И т.д. все картинки на экране. Если ребята правильно называют слово – картинка исчезает. Не исчезла только картинка «Пальто». Вот это слово. Мы его нашли.

Придумайте предложение со словом «пальто».

Распространение предложения: Придумайте предложение со словами «Оля» и «Пальто». («Оля надела пальто»). Выложим схему этого предложения. Сколько слов в этом предложении? (3). Давайте сделаем это предложение больше – добавим еще одно слово (добавление модели – треугольник). Это слово будет отвечать на вопрос «какое пальто?» (подбор определений к слову «Пальто») Кто сможет повторить все предложение, которое у нас получилось?

Пальчиковая игра: Мы плыли, бежали и долго-долго шли и мешок с подарками мы нашли (в мешочке красные шнурки).

Знакомство с буквой О: Выложите из этого красного шнурка ту фигуру, какую выстраивает ваш рот, когда вы произносите звук О (ребята выкладывают круг из шнурка). Вот у вас и получился портрет буквы О.

Буква О всегда стояла круглая, нормальная

Спать легла, бока помяла и теперь – овальная.

На что похожа буква О? (на колесо, баранку, кокосовый орех и т.д.)

Печатание буквы О: Переверните листочки так, чтобы красная точка была в верхнем левом углу. Обведите по точкам букву О. В свободных клеточках нарисуйте сами букву О.

Чтение слогов: Пока вы печатали наша буква О решила сходить в гости к другим буквам, которые мы знаем. Давайте прочитаем, какие слоги у нас получились.

Игра на внимание: Все знакомые детям буквы выставляются в ряд. Дети смотрят и запоминают. Затем дети закрывают глаза, а логопед убирает букву О. Какой буквы нет?

Итог: Звук [О] сегодня нам хорошо помогал? А какой это звук гласный или согласный? А что вам больше понравилось в нашем путешествии? А зачем мы прибыли на этот остров? (искать клад) Давайте искать сундук с кладом. А подскажет, где спрятан клад буква О. Ищите! (дети находят клад).

Конспект Знакомство со звуком [У] и буквой [У]

Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У»

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «у».

2. Учить выделять звук «у» из ряда гласных.

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «У».

5. Развивать мелкую моторику.

6. Формировать умение образовывать множественное число существительных.

Материалы:

Кукла, сюжетная картинка «Едет поезд», символ (карточка) звука «У», красный круг, карточка с буквой «У»

(из азбуки), палочки, рабочая тетрадь, цветные ручки.

I. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет с какой буквой мы познакомились на прошлом занятии.

– Сядете тот, кто назовет какое сейчас время года.

– Сядет тот, кто скажет название овоща.

1. – Молодцы. Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой.

2. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»:

Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.

Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.

Картошку, капусту, морковку, горох

Петрушку и свеклу. Ох. Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе – Попеременно ударяют кулачками.

Кто лучше, вкусней

И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.

Петрушка иль свекла? Ох. Хлопок.

Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.

Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.

Петрушку и свеклу. Ох. Хлопок.

Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.

В душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.

Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.

И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп.

II. Основная часть.

3. – Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Уля. На какой звук начинается ее имя? Кто скажет?

Уля приготовила для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах:

Уши, улитка, утюг, утка, улица.

– Какой звук вы слышите в начале каждого слова?

– Правильно, слышится звук «У». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: едет поезд и дает гудок «УУУУ».

4. Артикуляция звука.

– Давайте вместе произнесем звук «У», нужно губы вытянуть трубочкой.

Губы трубочкой потянем

И нисколько не устанем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

– Повторите за мной стихотворение:

Утки плавают в пруду,

Ищут там себе еду.

– Какой звук слышите в стихотворение чаще других?

5. Работа в тетрадях Коноваленко.

– Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.

(Работа в тетради Коноваленко).

– Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».

– Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «У».

6. – Задание выполнили. Вспомните, каким цветом обозначаем гласные звуки и буквы. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «У».

6. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»:

а, у, о, а, у, и, а,у, у, а.

7. Игра «Один-много».

– Я буду называть предмет, а вы много. ( Например: стол-столы).

Улитка, утюг, ухо, уж, ус, улица, улыбка.

8. Знакомство с буквой «У».

Ты увидишь букву «У».

– Посмотрите, вот буква «У». (Выставляется карточка с изображением буквы «У»).

– Найдите букву «У» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и заштрихуйте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

– Потому что звук «У» гласный и обозначаем мы его красным цветом.

9. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Нарисуйте в воздухе букву «У», сделайте упражнение «Кольцо-кулак» (показ логопеда).

10. Выкладывание буквы «У» из палочек.

– Сколько вам понадобилось палочек?

11. Напечатайте букву «У» в своих тетрадях.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Читайте также:  Календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики пальцев рук
Ссылка на основную публикацию