Занятие по формированию связной речи для дошкольников 5-6 лет

Занятие для детей 5–6 лет по развитию связной речи на тему «Жители Города добра»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Сегодня я расскажу вас про Город добра. В одном городе жили добрые люди. Они всегда при встрече дарили тепло друг другу. А знаете как? Очень просто: когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная искорка, из которой появлялся теплый лучик. Этот лучик был такой маленький, что не обжигал, а только согревал ладошки. Давайте и мы передадим друг другу лучик добра: протянем ладошки, посмотрим друг другу в глаза и улыбнемся.

Скачать:

ВложениеРазмер
zhiteli_goroda_dobra.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

– расширять и закреплять представления о профессиях людей, их своеобразие, атрибуты, результаты деятельности, способности человека;

– расширять и активизировать глагольный и предметный словарь по теме «Профессии»;

– учить образовывать существительные в дательном падеже единственном числе, существительные в родительном падеже множественном числе, форму женского рода от существительного мужского рода;

– закрепление знаний, что одно и то же слово может иметь несколько значений, то есть может быть многозначным;

– продолжать учить детей пользоваться в разговорном общении разными типами предложений (простыми и сложносочинёнными) в зависимости от характера поставленного вопроса; использовать в речи предлоги.

– развивать слуховое внимание, чувство ритма, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, ловкость;

– развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение;

– способствовать развитию интонационной выразительности речи.

– формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;

– воспитывать уважение к труду людей разных профессий.

– предметные картинки с изображением людей различных профессий;

– предметные картинки с изображением инструментов и предметов по теме «Профессии»;

– куклы Таня и Ваня;

– корзинка с баранками

– рассматривание картинок по теме «Профессии», чтение энциклопедии о профессиях, беседа с детьми «Кем я хочу стать», «Всякий труд у нас в почете».

I. Вводная часть

Психогимнистика «Искорки добра»

Выполняется под релаксирующую музыку.

Сегодня я расскажу вас про Город добра. В одном городе жили добрые люди. Они всегда при встрече дарили тепло друг другу. А знаете как? Очень просто: когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная искорка, из которой появлялся теплый лучик. Этот лучик был такой маленький, что не обжигал, а только согревал ладошки. Давайте и мы передадим друг другу лучик добра: протянем ладошки, посмотрим друг другу в глаза и улыбнемся.

Дети выполняют задание.

У вас хорошее настроение? Давайте поделимся своим настроением с гостями.

Дети улыбаются гостям.

В Городе добра живут не только добрые, но и трудолюбивые люди разных профессий. Каждый день они ходят на работу. Я точно знаю, что ваши родители тоже работают и у них есть какая-то профессия. Давайте сейчас вспомним, где работают ваши родители и как называются их профессии.

Дети выполняют задание.

Воспитатель выставляет кукол – Таню и Ваню.

К нам сегодня в гости пришли наши давние друзья – Таня и Ваня. Однажды они стали размышлять о том, кем они станут, когда вырастут.

«Я буду врачом, – сказала Таня, – ведь врач – самая главная профессия, он лечит людей».

«А я буду строителем, ведь строитель главнее врача, потому что он строит больницы», – ответил сестре Ваня. «Нет, наверное, повар главнее строителя. Ведь, если повар не приготовит обед, то строитель не сможет работать», – сказала Таня. «Значит, главнее повара продавец. Если он не продаст продукты, то повар не приготовит обед», – заметил Ваня. «А что будет, если продавец заболеет и не сможет продавать продукты? » – спросила Таня. «Его вылечит врач», – уверенно сказал Ваня. «Так что же тогда главнее? » – растерялась совсем Таня.

Загадку разрешила мама, вернувшаяся с работы. «Нет такой профессии, которую можно назвать самой главной. Все профессии одинаково важны, потому что приносят пользу людям», – сказала она.

Итак, все профессии важны, потому что все нужны.

Кукла Таня : «Я предлагаю поиграть вам со мною в игру «Назови и расскажи» Вы по очереди достаете из конверта картинки и называете, кто это изображён, и что он делает»

Дети: «Это учитель, учитель учит детей… .и т. д. »

Кукла Ваня: «А чтобы человек любой профессии хорошо работал, люди придумали и изготовили специальные инструменты и предметы. Посмотрите! Перед вами картинки людей с изображением профессий. Назовите их».

Кукла Ваня: «А вот здесь лежат картинки, на которых изображены предметы и инструменты той или иной профессии. Положите эти картинки к людям той профессии, какой они принадлежат».

Дети: «Это весы, они нужны продавцу и т. д. »

Кукла Таня: «А я предлагаю поиграть вам в игру «Четвертый лишний». Посмотрите внимательно на экран. Какие предметы и инструменты здесь изображены? Какой предмет, по- вашему мнению, лишний? »

Дети: «Лишний предмет расческа, потому что все остальные предметы: краски, кисти и карандаши – нужны художнику».

Кукла Ваня: «А я предлагаю вам из четырёх фраз или понятий выбрать лишнее:

– повару нужны : копье, меч, нож, пила;

– воспитатель : гуляет с детьми, учит рисовать, укладывает кирпичи, читает сказки;

– продавец продает: продукты, детей, одежду, машины;

-врач работает: в больнице, в поликлинике, в магазине, на «скорой помощи»;

– строитель строит: дом, пещеру, детский сад, магазин ».

Воспитатель: «А теперь пора отдохнуть. Физкультминутка «Мы в профессии играли».

Дети выполняют движения по тексту.

Мы в профессии играли –

В миг мы летчиками стали!

В самолёте полетали.

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь у нас в руках –

Быстро едем по горам!

А теперь на стройке мы,

Кладем ровно кирпичи.

Раз – кирпич, и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Снова сесть нам всем пора.

Кукла Таня : «Ребят, сейчас дети будут произносить фразы, а вы должны определить представителю какой профессии она принадлежит»

Маша: «Как вас подстричь? А челку покороче? »

Ваня: «Дети, здравствуйте, начинаем урок чтения. Откройте учебники на странице 45».

Ксюша: «У вас болит горло? Откройте шире рот и скажите: «А-а-а».

Кукла Ваня: «А я предлагаю поиграть с мячом. Я буду бросать мяч каждому и задавать вопрос, а он должен мяч поймать и постараться ответить правильно. Готовы? »

Игра с мячом «Что будет, если… »

– повара перестанут готовить пищу?

– врачи перестанут лечить людей?

– учителя перестанут учить детей?

– строители перестанут строить дома?

– все водители откажутся сесть за руль?

– дорожная служба перестанет следить за состоянием дорог?

Кукла Ваня: «Какие вы молодцы! И на сложные вопросы ответы знаете».

Кукла Таня: «А я вам предлагаю назвать много людей одной профессией. Продолжите фразу.

В школе работают много (учителей). В детском саду работают много (воспитателей). На стройке много (строителей) ».

Кукла Ваня: «В каждой профессии работают мужчина и женщина. Например: певец – это мужчина, а женщина – певица»

Кукла Таня: «А я вам сейчас прочту очень интересное стихотворение. Послушайте внимательно.

Он в руки баранку

И крутит то влево,

То вправо баранку.

Я вам за баранку

– Я с этой баранкой

Объеду весь свет!

– Какое слово в этом стихотворении имеет несколько значений?

Дети: «Баранка, руль».

-А что обозначает слово баранка?

Дети: «Это продукт питания»

– А чем похожи эти предметы?

Дети: «Они имеют круглую форму»

– На какой вопрос отвечает слово баранка?

Дети: «Потому что баранка неживой предмет»

Куклы Ваня и Таня: «Молодцы, нам понравилось с вами играть, вы на все наши задания давали правильные ответы, мы решили угостить вас баранками»

Куклы угощают детей баранками, прощаются и уходят.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое логопедическое зантие с применением информационно-коммуникативной технолоии.

Представлен конспект по развитию связной речи, в котором описывается составление письма детьми для детей-дошкольников из другого города.

Цель занятия: -закрепление знаний детей о диких животных наших лесов; -обогащение предметного и глагольного словаря, словаря признаков; -образование существительных с суффиксами -их-, -иц-; -упо.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группыс ОНР по теме «Дикие животные».

Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн.

Цели: коррекционно-образовательные: —обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин; —учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям; кор.

Вашему вниманию предлагается конспект логопедическог занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматического строя и развитию связной речи по теме “Наш город”. В данном занятии.

Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе

Занятия по развитию речи в детском саду для детей 5-6 лет

Методическое пособие является результатом опыта работы воспитателей, логопедов, педагогов детского сада

На занятиях используются все традиционные формы организации работы по развитию речи детей. Воспитатель создает проблемные ситуации, ставит перед детьми поисковые вопросы, привлекает детей к самостоятельному поиску решения проблемы, опираясь на личный опыт детей и предшествующие знания, не спешит с выводами, а предоставляет детям возможность делать их самим, побуждает обосновать свои суждения, помогает освоить нормы вежливого речевого общения. Предлагаемая серия занятий поддержит активный интерес детей к литературным произведениям, поможет детям научиться осознавать поступки героев, проявлять внимание к литературному языку, понимать средства речевой выразительности.

Уважаемые коллеги! Условиями успешного проведения занятий по развитию речи будут создание особой творческой атмосферы, где всегда найдутся доброжелательные слушатели и неподдельный интерес взрослого к результатам детской речевой активности.

Желаем творческих успехов!

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речиЦель: подвести итоги коррекционной работы за учебный год; подчеркнуть значимость логопедических занятий для речевого и общего развития детей. Задачи: 1) коррекционно- образовательные: уточнять и закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять местонахождение звуков в слове, количество слогов в слове, дифференцировать гласные и согласные звуки; закрепить умение работать с фишками, схемами; упр.

Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш] Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие» 2. Дифференциация звуков [ж] – [ш] 3. Развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления Оборудование: индивидуальные зеркала, демонстрационный материалХод занятияI. Организационный момент Заливается звонок, Быстро дети на урок. Здравствуйте, садитесь! 1. Артикуляционная гимнастика Широкий язычок положить на нижнюю губу, пошлепать верх.

Индивидуальное логопедическое занятие. Тема: Автоматизация звука [ш]. Старшая группа Цель: закрепить навык четкого произношения звука [ш]. Задачи: 1. Учить выделять звук [ш] в речи. 2. Развивать мышление, память, внимание. Оборудование: демонстрационный материал I. Организационный момент Сегодня в гости к тебе пришел Антошка. Какой пятый звук в этом слове? Артикуляционная гимнастика Улыбнитесь друг другу приветливо. У Антошки еще мало зубов, а ты похвастайся своими (упр-е «Заборчик»).А.

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи Составление загадок про Котенка»Занятие будет полезно педагогам, которые используют в своей работе ТРИЗ, а также педагогам, работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Цель: формирование умения составлять сравнительно – описательные загадки про котенка, используя модели ТРИЗ, с помощью воспитателя. Задачи: 1. Формировать у детей первоначальные .

Совместная деятельность с детьми 5-7 лет по речевому развитию «По стране воздушных шаров» Цель: Развитие речевых навыков через словесные игры. Задачи: 1. Развивать мыслительную деятельность; 2. Развивать упражнять детей в составлении и отгадывании описательных загадок о предметах, изображённых на картинках; 3. Развивать умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; 4. Упражнять в согласовании существительных с числительными; 5. Формировать умение образовывать .

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей 5-6 лет с ФФНР с использованием педагогической песочницы. Автор: Маркова Е.В. учитель-логопед МБДОУ ЦРР-детский сад №13 “Теремок”. Тема: «В гости к принцессе Сыпучке» (Дифференциация: Звуки с-ш) Цель занятия: – закреплять умение произносить звуки [с] и [ш] изолированно, в слогах и словах. – закреплять умение дифференцировать в речи слова со звуками [с] и [ш]; – развивать фонематическое восприятие и слух; – развивать тактильно-кин.

Конспект занятия по развитию речи “Описательный рассказ с опорой на картинно-графическую схему” в старше-подготовительной группе.Автор: Смирнова Мария Ивановна Цель: формировать связную речь. Задачи: образовательные: – учить составлять небольшой описательный рассказ с опорой на картинно-графическую схему; – активизировать словарь названий жилищ домашних животных (как частных, как конюшня, коровник и пр., так и общего – хлев), названий детенышей этих животных, словарь глаголов, обозначающих.

Конспект индивидуального занятия для дошкольников по коррекции звукопроизношения по теме: «Постановка звука [ш]»Описание материала: в представленном конспекте занятия описано применение традиционных и инновационных методик формирования и коррекции звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Материал будет интересен учителям-логопедам, воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, а также родителям детей с речевой патологией.Конспект индивидуального занятия по ко.

Конспект НОД по развитию речи детей в старшей группе. Квест на тему «К нам весна шагает»Цель: Обобщить представления о весне и весенних явлениях в живой и неживой природе. Задачи: Образовательные: – Углубить представления о сезонных изменениях в природе с наступлением весны. – Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Развивающие: – Развивать речь детей, умение рассказывать по картинкам. – Развивать словесно-логическое мышление. – Развивать смекалку, зрительную.

Занятие по развитию речи с элементами ТРИЗ в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Город сказок»Занятие будет полезна педагогам, реализующим в своей работе ТРИЗ. Цель: обучение творческому рассказыванию. Программные задачи: 1) Закрепить знания детей о русских народных сказках. 2) Находить противоречия и решать их. 3) Закрепить умение отгадывать загадки. 4) Составлять творческие рассказы. 5) Развивать речь детей. 6) Воспитывать любовь к русским сказкам. Матери.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме «Хлеб»Автор. Учитель-логопед, Клокова Светлана Вячеславовна. Описание. Конспект логопедического занятия будет интересен учителям-логопедам, воспитателям коррекционных групп и родителям. Конспект написан подробно и содержит предполагаемые ответы детей. Занятие относится к третьему периоду обучения. К этому периоду диалогическая форма речи совершенствуется, поэтому педагогу желательно требовать полного ответа .

Описание по картине Ф.П. Толстого “Букет цветов, бабочка и птичка”. Старшая группаКонспект занятия по развитию речи для детей старшей группы детского сада. Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам, которые работают в домах детского творчества, родителям. Цель: продолжать учить детей составлять рассказ по картине. Задачи: 1. воспитывать у детей чувства прекрасного; 2. активизировать лексику по теме “Насекомые”; упражнять в словообразовании с помощью уменьшительно – ласкательн.

Конспект ОД по развитию речи в детском саду «Лес и его обитатели». Старшая группаАвтор: Вятлева Елена Николаевна, воспитатель МБДОО Ельниковский детский сад «Теремок» комбинированного вида. Структурное подразделение «Ельниковский детский сад №2» с. Ельники Ельниковского района республики Мордовия. Описание: Материал представляет интерес для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования, может быть использован на мероприятиях экологической .

ООД учителя-логопеда и педагога-психолога. Автоматизация звука -ш-. “Поможем Сонечке”Образовательная область: речевое развитие Интеграция областей: речевое, социально-коммуникативное, познавательное, физическое, художественно-эстетическое. Тема: «Поможем Сонечке» Цель: автоматизировать звук [Ш] изолированно, в слогах, словах. Задачи: – развивать артикуляционную и мелкую моторику; – формировать правильный выдох; – продолжать развивать фонематический слух и восприятие (Выделять заданный зву.

Конспект НОД по образовательной области “Речевое развитие” на тему “Письмо от художника Кисточкина”Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по образовательной области “Речевое развитие” на тему “Письмо от художника Кисточкина”. Данный материал будет полезен для старшего дошкольного возраста. Это конспект по развитию речевого творчества, направленный на развитие у детей умения использовать в речи средства выразител.

Игровые упражнения для развития связной речи

Консультация с практикумом

” Игровые упражнения для развития связной реЧИ

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, то есть овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития речи ребёнка. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте развивать связную речь.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи, необходимо также умело использовать интонацию, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.

Характеристика связной речи и ее особенностей, содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и психологической литературы. Вопросы развития связной речи исследовали С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Т.В.Ахутина и др. По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

Огромную помощь в развитии связной речи, могут оказать специальные игры и упражнения.

Лингвистические игры во всех их многообразии и игры, основу которых составляют вербальные формы коммуникации: подвижные со словесными приговорами, музыкальные, театрализованные (подражания, пантомимы, драматизации, фантазии, представления, имитации, образные и т.п), сюжетно-ролевые, настольно-печатные и другие, – способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Именно благодаря им, у ребенка происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность речи, ее темпо – ритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими: развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует речевую активность ребёнка.

Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний — процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Ниже представлены игры и игровые упражнения, направленные на активизацию речевого развития детей.

Игры и упражнения по развитию связной речи.

Игровое упражнение «Распространи предложение»
Цель — развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый начинает предложение так: «Дети идут . (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы . » Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра «Пойми меня»
Цель — развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Взрослый показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше логопед объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, логопед спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослыйговорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом педагог рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось логопеду. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Игровое упражнение «Если бы. »

Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.
Логопед предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то . »
«Если бы я стал невидимым . »
«Если весна не наступит никогда . »
Игровое упражнение «Закончи сам»
Цель — развитие у детей связной речи, воображения.
Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

Игровое упражнение “Один-много”
Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия.
— Это — шар, а это. (шары). Здесь много. (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.)
— Это — мак, а это. (маки). В букете много. (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как ты понимаешь выражение «красная девица»? Где встречается такое выражение? В каких сказках?
— Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это. (лук). Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.)
— Что это? Чего здесь много?
— А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)
Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, чтобы. Они оказались там, где…»).

Игровое упражнение «Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый. помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт. гранат».)

Игровое упражнение «Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.
— Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.
Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный. ) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый. ) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)
— Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)

Игра «Веселое путешествие» («На трамвае»)
Цель: Формирование умения вступать в контакт, вести диалог на заданную тему, выполнять активную роль в диалоге.

В игре могут участвовать несколько детей (6-8 человек). Посередине игровой комнаты (игрового уголка) расставляют стулья (парами, как в трамвае) или лавочки, между ними делается проход для «кондуктора». «Кондуктор» продает билеты, спрашивая, до какой остановки едет каждый пассажир. Дети — пассажиры отвечают ему. Предварительно каждый ребенок вместе с педагогом должен определить, до какой остановки он едет и с какой целью. По пути дети выходят на разных остановках, где их могут ждать различные игры и упражнения, соответствующие названию остановки («Детская площадка», «Стадион», «Почта», «Парк» и т.п.). На обратном пути «пассажиры» вновь занимают свои места в «трамвае». Педагог («кондуктор», «экскурсовод») организует обмен впечатлениями о том, чем занимались дети «в течение дня» и др.

Игра «за покупками в магазин»

Цель: Упражнять детей в выборе нужного предмета путем исключения названных педагогом признаков; развивать наблюдательность; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.

Наборное полотно с тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные картинки с изображениями трех-четырех одинаковых игрушек, отличающихся друг от друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).

Пирамидки разного размера с колпачками разного цвета (3 картинки);

медвежата: один — черный, 2—коричневых, у одного бантик на шее, один — в полосатых штанишках, один — в комбинезончике (3 картинки);

автомобили: грузовик, фургон, самосвал (3 картинки);

неваляшки: одна в зеленом платьице, у второй на платье мелкие пуговицы и бант, у третьей на платье пояс с пряжкой (3 картинки).

Ход игрового упражнения на занятии:

Педагог вешает перед детьми наборное полотно, в которое вставлены картинки с изображениями пирамидок, мишек, автомобилей, неваляшек и говорит: «Представьте себе, что вы пошли в магазин со своей младшей сестренкой, чтобы купить для нее игрушку, какую она попросит.

-Миша, твоя сестренка попросила купить пирамидку. Она сказала так: «Купи мне пирамидку не с синим колпачком и не маленькую». Как ты думаешь, которая из пирамидок понравилась твоей сестренке? Почему ты думаешь, что большая с красным колпачком?

-Катя, а твоя маленькая сестренка захотела иметь неваляшку. Она сказала: «Мне не надо неваляшку в зеленом платье, не надо с пуговицами, мне надо другую и без бантика».

-А твой брат, Костя, попросил купить автомобиль: «Не самосвал, не фургон и не с синим кузовом».

-Твоему братику, Маша, понравился мишка. Он попросил: «Купи мне мишку, но не черного, не в полосатых штанишках и без бантика».

Далее можно предложить детям для отгадывания еще одного мишку, одну неваляшку. Например: «Мне нужен мишка не в зеленой рубашке, не в штанишках с лямками и не тот, который сидит». Или: «Мне понравилась неваляшка не с черными глазами, не в сиреневом платье и не в платье с поясом».

Если ребенок правильно отгадает и объяснит, почему именно ту игрушку он купит для своего брата или для своей сестренки, педагог вручает ему картин

Выполнила: учитель-лопед Любарская Наталья Викторовна

Занятие по развитию речи «Как себя вести?» (дети 5-6 лет)

Программное содержание: развивать у детей 5-6 лет связную речь в процессе пересказа по вопросам и составления собственного рассказа из личного опыта. Активизировать употребление в речи вежливых слов при анализе текста.

Стимулировать развитие внеситуативно-личностной формы общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. Знакомить воспитанников с некоторыми правилами поведения на конкретных примерах, упражнять в оценке поведения товарищей.

Материалы: на столе у воспитателя кукольная комната: кроватка разобрана, подушка лежит на стульчике, одеяло перекинуто через спинку кровати, на кукольном столе стоят три чашки с блюдцами, на полу — мусор (маленькие кусочки бумаги) и кубики. У воспитателя — две куклы: кукла-мама и кукла-мальчик.

Ход занятия

— Дети, сегодня я расскажу вам несколько истории о детях. Вы внимательно слушайте и оцените их поведение.

Первый рассказ называется «Доведем дело до конца». Он о мальчике Коле.

«Утром мама засобиралась в магазин за покупками и сказала: “Колечка, я пойду в магазин, а ты убери со стола посуду, застели свою кровать и подмети пол, а уже потом будешь играть!” Коля сказал: “Конечно, мамочка!” Мама ушла, а Коля начал убирать комнату.

— Для начала я уберу со стола, — Коля берет чашку и убирает ее в шкаф, берет в руки другую, оглядывается и смотрит на кровать. — Мама сказала мне, чтобы я застелил свою кровать!

Коля ставит чашку на стол и идет застилать кроватку.

— «Сначала я стряхну простыню (стряхивает и заправляет), теперь положу одеяло, — Коля берет одеяло в руки и смотрит на пол. — Ой, сколько мусора на полу! Надо его подмести…

Мальчик положил одеяло комом на кровать, взял веник и принялся мести мусор. Но тут же увидал кубики: «А вот и мои любимые кубики! Сейчас я построю самый большой дом!» Коля кладет веник на пол и начинает играть. В это время возвращается домой его мама.

Коля (радостно встречает маму): Мама, смотри, какой я дом построил!

Мама: Дом у тебя красивый, но ты обещал убрать посуду, застелить постель и подмести пол!

Коля: А я уже убирал…»

Воспитатель: Дети, как вы считаете, почему в комнате все осталось неубранным, хотя Коля начинал уборку?

Дети: Он не-до-убрал!

Воспитатель: Давайте попробуем вспомнить, что успел сделать Коля.

Дети вместе вспоминают и пересказывают этот рассказ с некоторыми наводящими вопросами воспитателя.

— А что же в комнате осталось недоубранным?

Дети перечисляют по очереди или с помощью наводящих вопросов:

Где лежит подушка?

Куда ее надо было положить?

Что осталось стоять на столе?

Куда Коля составлял посуду?

— Да, дети, маленький мальчик Коля еще не научился доводить свои дела до конца. Подскажите ему, что сделать, чтобы в комнате был порядок.

— А вы умеете уже наводить порядок в комнате? Что вы обычно сами делаете по дому? Как вы это делаете? В каком порядке? (Ответы детей.)

Воспитатель: Я прочитаю вам второй рассказ «Кто напутал?» про девочку Таню.

«Мама с Танечкой пошли в булочную. Мимо проходила соседка, тетя Валя. При встрече с тетей Валей мама спросила у Танечки: «Что нужно сказать?»

— Не знаю, — вздохнула Таня.

— Нужно сказать: “Здравствуйте!”

— Здравствуйте! — повторила девочка.

— Ну, вот и молодец! Всегда так говори, — и тетя Валя ушла.

Вернулась из булочной мама и протянула Танечке ароматную плюшку. Девочка заулыбалась, взяла плюшку и начала кушать. А мама и говорит:

— А что нужно сказать, доченька?

— Нужно всегда говорить «Здравствуйте!», — бодро ответила Таня.

— Ты что-то напутала, дочка. Надо сказать «Спасибо!», — поправила мама.

Вечером мама ушла в гости, а Таня осталась дома с папой. Поиграли, поговорили, книжку почитали. А когда пришла пора спать, папа уложил доченьку в кровать и спросил:

— А что надо сказать перед сном?

— Спасибо! — улыбнулась Танечка.

— Нет, — засмеялся папа. — Надо сказать «Спокойной ночи!»

Так Таня и не может понять, кто же прав: мама или папа?»

— А вы как думаете, ребята? Сейчас мы разыграем сценки из жизни «Как ты поступишь?»

1. Мальчик сидит на стульчике, девочка стоит рядом с ним. Воспитатель описывает детям ситуацию: «Представьте, что ты, Денис, едешь в автобусе, рассматриваешь через окно свой любимый город. На одной из остановок в этот автобус зашла девочка. Свободных мест в автобусе нет. Что ты сделаешь?»

Желательно, чтобы мальчик не только уступил место девочке, но и проявил к ней свое уважение жестом (указать рукой на освободившееся место, улыбнуться) и словами.

Затем ситуация обсуждается в группе по вопросам воспитателя.

Хотелось ли Денису сидеть в автобусе?

Чем он был занят в поездке?

Хотелось ли девочке сесть в автобусе?

Дотягивается ли ее рука до поручня, чтобы удержаться при резком движении?

Правильно ли поступил Денис? Почему вы так решили? Почему надо уступать место в транспорте?

Был ли Денис вежливым? По каким признакам вы это увидели?

Как в этой ситуации чувствовала себя девочка?

В следующих ситуациях дети сами решают, как себя надо вести, а затем коллективно обсуждают стили поведения. Педагог разрешает предлагать свои варианты поведения и объяснять, почему тот или иной стиль лучше или хуже в конкретной ситуации.

2. Мальчик и девочка сталкиваются друг с другом в дверях комнаты.

3. Мальчик и девочка столкнулись нечаянно во время игры в догонялки. Оба больно ударились руками. Девочка упала. Мальчик от обиды замахнулся на нее рукой, а девочка заплакала.

Что чувствуют при этом герои сюжета?

Почему заплакала девочка?

Что чувствуете вы, наблюдатели?

Что можно посоветовать девочке и мальчику?

Измените этот сюжет так, чтобы девочка не плакала.

Должны ли мы извиняться друг перед другом? (Мальчик протягивает девочке руку помощи и извиняется за столкновение. Девочка встает и тоже извиняется. Оба улыбаются.)

4. Мальчик и девочка бегали во дворе. Мальчик споткнулся, упал и сильно разбил колено. От боли он не мог встать. Девочка засмеялась, увидев его в грязи. Мальчик заплакал от обиды. Они больше не дружили.

Бывает ли такое в жизни?

Приятно ли вам наблюдать такую сцену?

Что в этой сцене вам не понравилось?

Кто из участников сцены должен изменить свое поведение?

Как может девочка проявить женственность в такой ситуации? Будет ли мальчик плакать, если девочка его пожалеет и поможет ему добраться до дома?

Какие у них будут отношения в последнем случае?

Кто из девочек сможет показать эту сценку с хорошим концом? Предложите еще свои варианты поведения.

— Дети, послушайте стихотворение.

Девочек нужно уважать

И никогда не обижать,

Маму милую любить,

Бабушкам тепло дарить.

Да и вы, девчонки,

Берегите и любите,

Никогда не бейте.

О чем это стихотворение? На что оно похоже? (На правила поведения.)

Хорошенько запомните эти правила и напоминайте их друг другу.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Интересное путешествие»

Задачи:

Образовательные:

— Учить детей давать развернутые высказывание, развивать фантазию.

— Продолжать расширять знания детей о животном мире.

— Предоставить детям возможность участвовать в общей беседе, помогать им понятно излагать свои мысли.

Развивающие:

— Закрепить умение классифицировать животных по месту обитания.

Воспитательные:

— Воспитывать доброе отношение к животным, желание оберегать их.

— Формировать желание общаться в игре со сверстниками и со взрослыми.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова: животные, обитатели (объяснить значение слова «обитатели, проселочная дорога»).

Индивидуальная работа: активизировать на занятии Артёма, Кристину.

Материал к занятию:

Демонстрационный: панно «Африка», макет дома трёх медведей, панно «Лес».

Раздаточный: фигурки животных.

Методы: словесный, игровой, практический.

Приёмы: беседа, физминутка, чистоговорки.

Ход занятия:

Организационный момент: игра «Весёлая семья».

Воспитатель: Все садитесь рядком,

Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку.

Я сегодня в садик шла,

Шарик я для вас нашла.

Смотрите этот шарик не простой, он с письмом. Давайте прочтём от кого оно.

Открывает конверт, читает.

«Дорогие ребята, я старик — лесовик, живу в лесу сто лет, и недавно со мной случилась беда. Потерялись звери моего леса, помогите мне их найти».

— Ребята, как вы думаете, какие звери могли потеряться из леса старика — лесовика?

Ответы детей: лиса, лось, медведь, волк, заяц, белка.

— Как мы с вами можем помочь старику — лесовику?

(найти лесных зверей)

— На каком виде транспорта удобнее нам поехать?

(На самолёте неудобно, так как в лесу нет места для посадки и т.д. Дети высказывают свои предположения, воспитатель поддерживает идею ехать на автобусе).

— А давайте поедем на автобусе. В автобусе могут ехать много детей и в лесу есть проселочная дорога.

— Ребята, в лес к старику- лесовику неудобно ехать с пустыми руками. У меня есть кузовок, кладите в него самые любимые угощения для зверей: для зайчика — морковку, для белки — шишку, лисе — рыбку.

(Дети называют для кого какое угощение).

-Молодцы! Набрали полный кузовок угощений.

(Дети кладут в кузовок предметы, называя их).

— А теперь готовьтесь к поездке. Садитесь удобнее, держитесь крепче. Поехали!

Чтобы не было скучно ехать, поговорим стишки:

Са — са — са — в лесу бегает лиса,

Су — су — су — было холодно в лесу.

-Приехали, выходите. Остановка » Путаница«.

(Дети рассматривают панно «Африка», где обитают животные жарких стран, но и «живут» животные тайги).

— Каких животных вы видите?

— А как вы думаете, всё ли здесь правильно?

(Нет, потому что здесь ещё животные тайги).

— Это, наверно, звери старика — лесовика. Давайте возьмем их с собой. Но прежде, чем отправится дальше, давайте поиграем.

Физминутка:

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой слонихой кто? (слонёнок)

За мамою львицей шагал кто? (львёнок)

За мамой тигрицей шел кто? (тигрёнок)

— Отправляемся дальше. Поехали. Помогайте мне красиво говорить чистоговорки:

Жа — жа—жа — есть иголки у ежа.

Жи — жи — жи — здесь живут ежи.

(дети проговаривают чистоговорки вместе с воспитателем).

— Приехали! Остановка «Сказка». Здесь живёт старик-лесовик? (нет) Остановка, где живёт старик-лесовик называется «Лесная».

Возле леса на опушке,

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати и три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(дети дают ответ: три медведя).

— Посмотрите внимательно и скажите, кто лишний в этой сказке? (лиса, волк, заяц). Почему?

— Вспомните и скажите, в каких сказках живёт лиса? («Теремок», «Колобок»).

— Давайте поиграем с волком и зайцем. Волк злой, а заяц… (дети отвечают добрый). Волк храбрый, а заяц… (трусливый), волк серый, а заяц… (зимой белый).

— Ребята, играть звери из сказок умеют, значит, они живут на лесной поляне у старика — лесовика, берём их с собой в путь. Поехали.

— Приехали. Остановка «Лесная». На этой остановке живёт старик — лесовик? (да).

Старик — лесовик: Я здесь, жду своих помощников. Чем вы меня порадуете? (мы принесли тебе твоих лесных зверей).

— Очень хорошо. Расселяйте их на моей полянке (дети распределяют зверей на поляне).

— Как я рад, что моя полянка ожила, и я хочу с вами поиграть. Расскажите мне, что любят делать мои друзья?

— Медведь что делает? (спит, сосёт лапу).

— А где живёт белка? (в дупле). А медведь? (в берлоге). Лиса, волк? (в норе).

— Молодцы, всё знаете и умеете. Спасибо вам за помощь.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы справились с просьбой старика — лесовика? (да, мы нашли его животных и расселили на лесной полянке).

Старик — лесовик: А от меня вам угощение.(дарит детям чупа-чупсы)

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Скажем старику — лесовику «До свидания».

-Рассаживаемся на свои места в автобусе. Поехали.

— А вот и наша группа.

Встанем дети, встанем в круг.

Я твой друг ты мой друг.

Я вас всех благодарю,

Всем подарки вам дарю.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Интересное путешествие»

Автор: Пинаева Татьяна Гивиевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ детский сад «Малышок»
Месторасположение: г. Советский, Советский район, Ханты-Мансийский автономный округ

Сборник игр и упражнений на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста «Вместе играем – речь развиваем»

Данный сборник систематизированных игр и упражнений может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, методистами ДОУ при планировании, родителями воспитанников детских садов в совместной деятельности с детьми дома для развития связной речи, тренировки правильного изложения своих мыслей, что в дальнейшем является неотъемлемой частью для успешной успеваемости детей при обучении в школе.

Просмотр содержимого документа
«Сборник игр и упражнений на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста «Вместе играем – речь развиваем»»

Министерство общего и профессионального образования

ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»

«Вместе играем – речь развиваем»

игры и упражнения на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста

«Вместе играем – речь развиваем». Игры и упражнения на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста

Сборник игр и упражнений. /Сост. Е.А.Рябухина. – Ревда, 2016.

Данный сборник систематизированных игр и упражнений может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, методистами ДОУ при планировании, родителями воспитанников детских садов в совместной деятельности с детьми дома для развития связной речи, тренировки правильного изложения своих мыслей, что в дальнейшем является неотъемлемой частью для успешной успеваемости детей при обучении в школе.

© ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»,2016

Развивающие игры с картинками

Кто больше заметит небылиц

Где начало рассказа

Найди картинке место

Какая картинка не нужна

Чего не бывает на свете

Составь два рассказа

Поиск пропавших деталей

Нарисуй картинку словами

Что могу делать?

Животные и их детеныши

Кто как разговаривает

Что происходит в природе

Кто как передвигается

Кто может совершать эти действия

Из чего это сделано

Лови, да бросай – цвета называй

Что бывает круглым

Всё расставим на места

На сегодняшний день современному обществу необходимы любознательные, активные, физически развитые, способные решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества. Современные стандарты требуют от воспитателей формирование у дошкольников целостной картины мира, расширение кругозора детей. И решение этих задач возможно через игровую деятельность.

Педагогическая и методическая литература предлагает огромное количество игр, в том числе и на развитие связной речи, но воспитателям и родителям сложно ориентироваться в многообразии литературы по выбору игр для проведения прогулок, совместных видов деятельности, досуговой деятельности. Поэтому, возникла необходимость в сборнике «игр и упражнений на развитие связной речи».

В предложенном сборнике собраны разнообразные игры и упражнение на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста, которые сгруппированы по разделам: игры с картинками и простые речевые упражнения. К каждой игре даны методические рекомендации по проведению.

Игры, используемые в условиях современного дошкольного учреждения, помогут воспитателю правильно и эффективно организовать работу с дошкольниками, научат ребенка применять имеющиеся знания на практике.

Данный сборник рекомендован педагогам дошкольных учреждений, методистам ДОУ, родителям.

«Кто больше заметит небылиц?»

Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Оборудование: стихотворение «Путаница», фишки.

Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки.

Воспитатель объясняет правила игры: – Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами. После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница».

Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.

Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, т.к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру.

В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.

Другие примеры небылиц:

Вдруг из-под собаки

Он схватил дубинку

А по нашей кошке

Дело было в январе

Жарко было во дворе

По железному мосту

Сделанном из досок,

Шел высокий человек

Был кудрявый без волос,

Тоненький как бочка.

Не было детей у него

Только сын да дочка.

«Где начало рассказа?»

Цель:учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Оборудование: серийные картинки. (Приложение № 1)

Ребенку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

«Найди картинке место»

Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

Оборудование: серийные картинки. (Приложение № 2)

Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Оборудование: серийные картинки. (Приложение № 3)

Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

«Какая картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Оборудование: серийные картинки. (Приложение № 4)

Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Оборудование: цветной камешек.

Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит.

Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».

После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

Примерный план описания предмета: «Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло»

Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь. Показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

Оборудование: большая картина, фрагменты этой картины. (Приложение № 5)

Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

«Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Оборудование: картинки-нелепицы. (Приложение № 6)

Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Оборудование: предметы или картинки, фишки.

Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Оборудование: текст сказки.

После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

«Составь два рассказа»

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

Оборудование: два набора серийных картинок. (Приложение № 7,1)

Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

«Поиск пропавших деталей»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.

Оборудование: большая картина, фрагменты этой картины. (Приложение № 8)

«Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».

Цель: развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Оборудование: цветной камешек

Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, воспитатель начинает предложение так: «Дети идут . (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы . » Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным ситуациям.

Цель: развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Оборудование: коробка с картинками предметов.

Воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).

Дальше объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете.

После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослый говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя.

Потом взрослый рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось ему. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку.

Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

“Нарисуй картину словами”

Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.

Оборудование: стихотворение о весне (лете, зиме и т.д).

Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать.

Я прочту вам нежное стихотворение о весне, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чём я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину».

Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам.

Цель: самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.

Оборудование: картинка с зимним пейзажем (весенним, летним, осенним и т.д).

Воспитатель предлагает сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.

Цель: развивать речь ребенка, обучать детей описывать предмет, усвоить окончание существительных в дательном падеже.

Оборудование: мешочек с игрушками: овощи, фрукты, ягоды, сладости.

Взрослый достаёт из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому её отдадим?» Ребёнок рассказывает, какая капуста, и кто её любит кушать.

Простые речевые упражнения для развития связной речи

Такие упражнения не предусматривают какие-то траты или приготовления, нужно только желание и фантазия. Используйте такие речевые игры, чтобы развлечь ребёнка, научить новому и полезному. Эти упражнения можно выполнять с мячом. Взрослый говорит и кидает мяч, ребенок отвечает и бросает мяч в ответ.

Цель:обогащать речи ребенка именами прилагательными.

Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Какой?»

Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.

Снег какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лёгкий.

Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И т.д.

Что могут делать…?

Цель: обогащать речь ребенка глаголами.

Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Что может делать?»

Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…

Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Попросите ребёнка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый, враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко, назад, далеко и т. д.

Лето – зима, твердый – мягкий, нашёл – потерял.

Цель: развивать речь ребенка, обогащая ее.

Предложите ребенку назвать слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь.

Например: Холодный – ледяной, морозный, студёный. Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

«Мы волшебники немного: был один, а станет много». Взрослый называет имена существительные в единственном числе. Дети называют существительные во множественном числе.

Читайте также:  Проблема формирования операций фонематического анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи III уровня
Ссылка на основную публикацию