Занятие по формированию связной речи для дошкольников 5-6 лет

Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста, примеры эффективных упражнений

Возраст 5-6 лет – один из наиболее ответственных периодов в жизни малыша, поскольку сейчас наступает время активной подготовки к школе. Родителям важно уделить внимание развитию правильной и связной речи у детей старшего дошкольного возраста, используя для занятий каждую свободную минуту – предлагая ребенку выполнить полезное упражнение на прогулке или стоя в очереди. Это поможет скрасить время, принесет и удовольствие, и пользу.

Нормы развития речи ребенка в 5-6 лет

Не будем забывать о том, что каждый дошкольник – это, прежде всего, личность, развивающаяся по своим собственным законам, поэтому то, что легко и доступно для одного малыша, может пока составлять непреодолимые трудности для другого. Однако специалисты выделили определенные речевые умения и навыки, которыми дети, достигшие данного возраста, должны уже обладать.

  • Правильное произнесение всех звуков.
  • Речь должна иметь связный характер – старшему дошкольнику по силам описать показанную ему картинку, используя сложные распространенные конструкции, рассказать о том, как прошел его день, чем он занимался, какие эмоции испытывал. Повествование должно быть понятным слушателю, состоять из ряда последовательных предложений.
  • Ребенок к 6 годам владеет большим количеством слов, активно использует синонимы и антонимы. Словарный запас – 3000 слов и более.
  • В речи появляются не только конкретные слова, но и абстрактные. Ребенок понимает, что такое «обобщающее слово», может сказать, что роза, пион и нарцисс – это садовые цветы, а василек и ромашка – полевые; объясняет, почему. Развитие речевых навыков идет в теснейшей взаимосвязи с познаванием мира.
  • Активно используются различные интонации, ребенок в процессе игры может «заговаривать разными голосами», наделяя каждого игрового персонажа собственной речевой манерой.

Именно в этот период происходит формирование внутренней речи, которая в дальнейшем поможет ребенку и в учебе, и во взрослой жизни. Также малыш должен уметь на слух определять количество слогов в слове, понимать, какой из них является ударным, различать мягкие и твердые варианты согласных звуков. Важно также, чтобы дошкольник умел понимать, есть ли какой-либо конкретный звук в том или ином слове, определял это на слух. Допустимы некоторые грамматические ошибки (например, говорить «полотенцев» вместо «полотенец»).

Гармонично развивающийся дошкольник без проблем перескажет текст, сможет ответить на вопросы по нему.

О важности тренировок

Связная речь дошкольников – одно из ключевых условий, говорящее о том, что малыш готов к первому классу. Что же подразумевается под этим термином? Это такая форма построения предложений, при которой каждый последующий фрагмент является логическим продолжением предыдущего, то есть способность ребенка грамотно, четко и последовательно излагать свои мысли, строить тексты.

Отличительные черты связной речи:

  • последовательность;
  • логичность;
  • эмоциональная окрашенность;
  • наличие слов всех частей речи, включая служебные;
  • использование сложных, распространенных, вопросительных предложений.

Это умение очень важно, поскольку если дошкольник не может составить связный рассказ, его могут не принять в общеобразовательное заведение, направить в коррекционный класс, что наложит свой отпечаток на дальнейшую жизнь. А ведь этого вполне можно было избежать, проводя регулярные тренировки в 5-6 лет. Родителям важно понимать: если раньше была возможность закрыть глаза на некоторые отставания ребенка в развитии, не давить на него, заставляя по нескольку раз выполнять упражнения на постановку «сложного» звука, то теперь такой возможности нет. У них есть в запасе около года, чтобы полностью решить все проблемы и подготовить сына или дочь к полноценной школьной жизни.

Доказано, что те дети, которые владеют навыком связной речи, быстрее осваивают школьную программу, показывают лучшую успеваемость, чем те, кто пока еще очень плохо строит тексты. Кроме того, малыши, говорящие хорошо, чувствуют себя более уверенно, они общительны, открыты миру, в то время как дети с речевыми дефектами часто становятся зажатыми и закомплексованными. Проблемы детства в дальнейшем не дадут вести нормальный образ жизни, включиться в социум как полноправный его член. Поэтому очень важно уделить внимание полноценному развитию речи и устранению дефектов.

Развитие способности к звуковому анализу

Для формирования нормальной речи и последующего обучения письму и чтению важно, чтобы дети умели на слух распознавать звуки. Можно сыграть с ними в простую игру: родитель будет показывать ребенку карточки, на которых изображены различные знакомые ему животные, а также произносить четко их название. Задача ребенка – хлопнуть в ладоши в тот момент, когда звучит название животного, начинающееся на определенный звук, например [к]. Поэтому когда мама показывает картинку и говорит «кошка» ребенок должен хлопнуть, но года он слышит «собака» — не хлопает: хотя в слове и есть звук [к], он не первый.

Есть еще несколько эффективных упражнений для развития речевого слуха.

  • Проговаривание одного и того же текста (скороговорки или чистоговорки, например: «от топота копыт пыль по полю летит») громко и тихо, быстро и медленно.
  • Можно помочь ребенку проявить артистизм, предложив ему произнести фразу так, как ее сказала бы кошка, свинка или любимый персонаж из мультфильма.
  • Чтение или проговаривание потешек, считалок, небольших стишков поможет проработать интонацию.

Занятия подобного плана следует проводить регулярно, поскольку они готовят малыша к первому классу, помогают ему научиться на слух воспринимать звуки. Это поможет ему в дальнейшем отличать их от букв.

Развитие лексического богатства

Занятия по развитию речи лучше всего проводить по игровой методике, давая малышу возможность не только получить полезные знания, но и повеселиться. Можно пригласить в гости сказочного персонажа, который будет загадывать ребенку всевозможные загадки. Например, сегодня к нам заглянул Мишка, у его приятельницы Куницы сегодня день рождения – давайте придумаем как можно больше добрых слов для именинницы. Ребенок старается подобрать различные эпитеты, характеризующие животное по окраске, внешнему виду, чертам характера, поведению.

Далее Мишка загадывает следующую загадку – «Закончите предложения»:

  • Если котик не может найти свой домик, мы … (постараемся помочь ему);
  • Если цветок завял, то … (его надо полить);
  • А вот лисичке скучно, ее … (надо повеселить). Как мы будем веселить ее? (Расскажем ей стишок). Далее в занятие вплетается стихотворение, в котором много слов с определенным звуком, задача ребенка – выразительно его рассказать.

Теперь Мишке интересно, что же делал ребенок вчера на улице. Задача малыша – составить небольшой связный рассказ о том, как он играл в песочнице или кормил голубей.

Родителям важно предложить такую тематику для повествования, чтобы малышу было приятно вспоминать об этом. Так, если вчера другой ребенок сломал любимую игрушку, то лучше не напоминать об этом событии, а предложить поговорить о чем-то положительном.

Мишка обязательно должен поблагодарить ребенка за старание, но давить подарок, даже сладость, специалисты не советуют, в противном случае у малыша может выработаться привычка связывать свою работу с вознаграждением и не стараться, если такового не будет.

Решение проблем с дефектами

Дошкольники в 5-6 лет могут иметь сложности с выговариванием звуков [л] и [р], а также другие проблемы, решать которые родителям необходимо совместно со специалистами, предлагая ребенку выполнять задания из логопедии: дыхательную и артикуляционную гимнастику, произнесение чистоговорок, в которых представлены слова с проблемным звуком. Также дефектологи советуют выполнять различные упражнения.

«Фрукты»

Играть можно в любом месте, во время прогулки или дома. Взрослый показывает ребенку ряд карточек, на которых изображены фрукты, и просит назвать их. Если занятие проводится на улице, карточки необязательны, можно просто попросить перечислить знакомые фрукты.

Далее взрослый задает вопросы.

  • Как называется сок из яблок? (Яблочный). А из персика, апельсина? Такое упражнение помогает сформировать умение самостоятельно образовывать слова.
  • А теперь представь, что все эти фрукты принадлежат тебе. Как ты скажешь? (мое яблоко, мой мандарин). Дети учатся грамотного согласовывать местоимение и существительное.
  • Составим рассказ о фруктах по плану: цвет – форма – вкус. Опиши яблоко.

Дома можно и порисовать. Мама рисует один фрукт, например апельсин, просит ребенка нарисовать несколько и правильно назвать рисунок, осознавая таким образом понятия «один и много». Далее – просит нарисовать большой апельсин и маленький, помогая ребенку понять эти категории и в дальнейшем использовать их в речи.

«Профессии»

Родитель рассматривает с малышом картинки, на которых изображены представители разных профессий, рассказывает о том, что они делают, какую пользу приносят. Также рассказывают о собственной работе – должности, обязанностях. Дальнейшая часть упражнения может проводиться в любом месте.

  • Родитель задает вопросы по изученным профессиям: кто лечит людей, чем занимается учитель, какие профессии ты знаешь в детском саду, в чем особенность конкретной профессии?
  • Кто кем работает? Отличный вариант для игры во время прогулки. Проходя мимо магазина, следует спросить ребенка: «кто здесь работает, как называется профессия?». Аналогично предлагается уточнить названия профессий парикмахера, врача, водителя, дворника и прочих, кто встретился.
  • Упражнение на внимательность «Исправь ошибки». Взрослый выстраивает неверное предложение, задача ребенка – понять, что не так, и исправить. Например, продавец продает овощи, а библиотекарь продает книги (надо – выдает книги).

Подобные дидактические упражнения очень разнообразны, любой родитель может подобрать такой материал, чтобы в нем присутствовали слова с проблемными звуками, это поможет улучшить их произношение.

Обучение пересказу

Важнейшим этапом развития грамотной связной речи у старших дошкольников является тренировка их умения пересказывать прочитанный текст.

Специалисты советуют использовать такую последовательность работы.

  1. Вводная беседа. Родителю необходимо пояснить задачу, сообщить ребенку, что сейчас ему будет рассказан некий фрагмент, задача – прослушать его. Можно также показать картинку, имеющую отношение к рассказу, – например, иллюстрацию к сказке. Это поможет создать необходимый эмоциональный фон.
  2. Выразительное чтение фрагмента или эмоциональный рассказ.

Ребенок должен полностью услышать весь текст, который подобран так, чтобы он был интересен старшему дошкольнику.

Развивать умение пересказывать, создавая при этом связные тексты, вовсе не обязательно в домашней обстановке. Можно проводить занятия на улице, предварительно сказав ребенку: «Вчера мы с тобой читали сказку – расскажи, что тебе удалось запомнить». Родитель может также задавать уточняющие вопросы, следя за тем, чтобы у ребенка получались логичные и понятные ответы.

Работа с иллюстрациями

Развитию связной речи у старших дошкольников способствует и работа с картинками. Можно подобрать для ребенка красочную репродукцию и предложить составить по ней связный рассказ. Это может быть:

  • подробное описание того, что изображено, с использованием прилагательных для описания (большой, красивый, желтый), глаголов, помогающих передать действие, а также наречий (близко, далеко);
  • придумывание связного рассказа с теми персонажами, которые нарисовал художник. Например, можно предложить ребенку домыслить, почему они оказались в такой ситуации, что этому предшествовало, как они относятся друг к другу.

Задача родителя – не просто дать задание и слушать рассказ ребенка, но и помогать ему. Так, первый рассказ по картинке можно сочинить вместе. Мама или папа придумывает и говорит ребенку несколько вариантов первого слова или фразы: «Однажды», «Жили-были», «В большом лесу появились на свет», «Дело было в таинственном лесу». Это поможет малышу убедиться в том, что одно и то же можно сказать различным способами. Если ребенок затрудняется, его сюжетная линия зашла в тупик, то родителю необходимо немного подсказать, помочь сюжету пойти дальше, но затем – вновь предоставить дошкольнику бразды правления, не перебивать и не торопить его.

Первые опыты ребенка могут отнюдь не радовать родителей, но не стоит огорчаться, необходимо запастись терпением – только регулярные планомерные тренировки принесут свои плоды.

Чтение – для пополнения словарного запаса

Для детей дошкольного возраста особое значение имеет прослушивание образца правильной речи, поэтому родители должны постоянно читать им стишки, сказки. Можно это делать на ночь или днем, например на прогулке в парке. Малыши в 5-6 лет обладают феноменальной памятью, поэтому если ребенок без логопедических проблем знает мало слов, то причина этого в этом, вероятнее всего, стоит обвинить его родителей, которые не давали ему возможности познакомиться с богатством родного языка. Пришла пора это исправить, читая ребенку произведения художественной литературы, а также рассказы и документальные очерки о животных, рассматривая с ними картинки, беседуя об услышанном. Это поможет расширить пассивный и активный лексикон дошкольника.

Если в тексте попалось слово, значение которого ребенку непонятно, следует пояснить его, визуализировать (показать картинку или сам предмет, изобразить действие). Это ускорит запоминание.

Развитие связной речи старшего дошкольника – очень важный этап подготовки к школе, поэтому родителям следует регулярно проводить занятия, используя всевозможные упражнения, игры, чаще разговаривая с ребенком, добросовестно отвечая на его вопросы, не отмахиваясь. Только в этом случае можно рассчитывать на успех.

Логопедические занятия для детей 5-6 лет в домашних условиях: задания в картинках

Речевое развитие — важнейший процесс для каждого ребенка. Особенности его определяют не только способность выражать свои мысли, но и умение эффективно общаться с другими, влияют на успешность обучения в школе. Именно поэтому так важно проводит логопедические занятия с детьми пяти – шести лет. Хорошо, если родители не только пользуются помощью специалистов, но и самостоятельно могут организовать занятия с ребенком в домашних условиях.

Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

Большинство старших дошкольников имеют трудности с:

  • освоением сонорных и шипящих звуков;
  • звуковым анализом слов;
  • развитием повествовательной речи;
  • составлением рассказа и описаний.

Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до общего недоразвития речи (ОНР). Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.

Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

  • Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
  • Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
  • Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
  • Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
  • Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.

Логопедические упражнения для занятий дома

Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

Развитие фонематического слуха

Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести:

  • подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
  • подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
  • составление звуковой схемы слова;
  • придумывание рифм и коротких стихов;
  • проговаривание речевок и скороговорок.

Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:

  • маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
  • ножницы для вырезания;
  • пластилин;
  • бумагу для оригами.

Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества — отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий.

Артикуляционная гимнастика

Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.

Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии.

Конспекты занятий по развитию речи для Дошкольников

Раздел для педагогов и родителей, содержит статьи по развитию речи, вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей.

Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале “Дошкольник.рф”. Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754). Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: doshkolnik@list.ru

Мы соцсетях – вступайте в группы – будем рады видеть Вас в наших рядах!

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Ягоды» для воспитанников средней группы
Развитие речи у детей
Автор: Темирова Замира Файзиевна
11.01.2021 22:06

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Ягоды» для воспитанников средней группы

2018-2019 учебный год

Подготовила и провела: Темирова Замира Файзиевна воспитатель первой квалификационной категории Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №30 «Улыбка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Цель: развитие диалогической формы речи.

Задачи:

  • Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Учить детей согласовывать прилагательные с существительными, использовать в речи глаголы.
  • Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
  • Воспитывать внимание, мышление, активность детей.
  • Учить воспитанников употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Предварительна работа:

Конспект занятия по развитию речи «В гостях у Лесовичка»

Програмные задачи: закрепление представление детей о грибах и ягодах, обучение детей отгадывать загадки, обогащение словаря детей, развитие умения образовывать прилагательные от существительных лес-лесной…,

Развитие звукопроизношения с шипящими звуками, умение находить конкретный предмет в окружающей обстановке, заложить основу экологического воспитания.

Материал: игрушка старичок –Лесовичок, музыка для движения поезда, звуки леса, картинки с грибами съедобные, несъедобные, лесные ягоды, муляжи грибов, осеннее дерево, елка, пенек

Предварительная работа: рассматривание картинок грибов, отгадывание загадок, беседа «Что нам осень принесла», на прогулке наблюдение за признаками осени.

Ход заняти:

1. «Расскажем и покажем» -упражнение движение со словами.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо, ветер тиши, тиши,

Деревцо все ниже, ниже.

2. «Едем за город» Мы свами грустить не будем, и отправимся в лес за ягодами и грибами. Мы отправимся с вами на поезде. Давайте сделаем с вами паровоз, встанем друг за другом как вагончики и под музыку отправимся в путь. При движении нужно шагать, перед собой вращать руками, изображая колеса, а также произносить чух-чух, а когда будут двери открываться говорим ш-ш-ш.

Сказка, как средство развития связной речи у детей с ОНР

Связная речь – это наиболее сложная форма речевой деятельности, носящая характер последовательного систематического развернутого изложения. Именно уровень овладения связной речью во многом определяет успешность обучения детей в школе. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.

Сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной монологической речи в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Методическая разработка «Игропескотерапия, как средство воздействия на речевое развитие детей среднего возраста с нарушениями речи»

(из опыта работы кружка с элементами игропескотерапии «Путешествие к звукам»)

  • Соколова Светлана Евгеньевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории
  • Завьялова Виктория Вячеславовна, педагог-психолог I квалификационной категории

МБДОУ ЦРР ДС №15 Челябинская область, г. Озерск

Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук аккупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук и мозга. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.

Конспект открытого НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по схеме о чайной посуде»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

Подготовила: воспитатель Макиенкова О.А. 2020 г.

Цель: расширять представления детей об окружающих предметах.

Задачи:

  • Образовательные: продолжать учить составлять небольшой рассказ-описание по схеме;
  • Развивающие: развивать в речи активный словарь, внимание, мышление, память;
  • Воспитательные: воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помогать другим, правила культурного поведения.

Активизация словаря: глиняная, фарфоровая, металлическая, стеклянная, деревянная, пластмассовая, знакомство с новым словом «конфетница, ваза для

Значение речи в становлении личности ребенка

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают большие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает огромную силу в познании мира.

Личность, внутренний мир человека формируется через диалог с другими людьми, через общение с другими личностями, и без развитых навыков коммуникации это невозможно. Невозможно познавать мир, обогащать свою внутреннюю культуру, и тем более вносить новое – творить, изменять и улучшать мир вокруг себя – без наличия самого важного инструмента познания – без языка, без речи. Познание и творчество непредставимо без диалога с другими личностями, с другими культурами.

Непременным условием развития речи ребенка являются общение его со взрослым. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе, как с помощью языка, так как язык является важнейшим средством человеческого общения.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Велиева Ирина Сергеевна Воспитатель МБДОУ №77 «Родничок» г. Калуги, магистрантка Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, г. Калуги

Одним из наиболее сложных и распространенных дефектов речевой патологии является общее недоразвитие речи (ОНР). Дети с ОНР имеют особенные образовательные потребности и остро нуждаются в комплексной квалифицированной логопедической и психологической помощи [3, 3].

Под общим недоразвитием речи (ОНР) следует рассматривать сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи представляет собой сборную группу различных клинических форм речевой патологии, объединенных общими признаками. Наблюдается ОНР при наиболее сложных формах речевой патологии, таких как алалия, дизартрия, ринолалия, в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность лексико-грамматической стороны речи и несовершенство фонетико-фонематического развития [2, 5].

«Путешествие с Колобком»

Реализация предметно образовательной области: Познавательное развитие», «Развитие речи».

Виды детской деятельности: игровая. Познавательно – исследовательская.

Задачи:

1. Развитие интереса и познавательной мотивации, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым.. 2.Стимулировать речевое развитие и моторную сторону речи, через развитие мелкой моторики и тактильных ощущений.

3. Развивать способность понимать текст и выполнять соответствующие движения по образцу.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) в старшей группе ДОУ.

Мансурова Валентина Борисовна МБДОУ № г. Томск

Развитие критического мышления через чтение и письмо, кратко РКМЧП, казалось бы, что данная педагогическая технология в образовании возможна только для детей, которые обучаются в школе, но сегодня мы развеем этот миф, и рассмотрим варианты разработки технологии в ДОУ. РКМЧП разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит), но данная технология до настоящего времени остается актуальной, так как в ней синтезированы идеи и методы сразу нескольких технологий, таких как коллективное обучение, развивающее обучение и сотрудничество.

Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс. Данная технология имеет 3 стадии, вызов, осмысление, рефлексия. Посмотрите на эти 3 определения, как они прекрасно подходят к ФГОС, данная технология идеальна для нового образовательного стандарта, стоит только научиться применять ее в детском саду.

Особенности развития речи детей на разных этапах дошкольного детства.

Рулёва Татьяна Васильевна Воспитатель 1 категории МАДОУ «ДС № 50 г. Челябинск»

На основании многолетнего наблюдения за развитием речи детей А.Н. Гвоздев выделил три основных периода становления детской речи.

Первый период: от 1 года 3мес. до 1года 10мес. Это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, где они используются.

Второй период становления детской речи: от 1 года 10мес. до 3 лет. Это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения.

План по самообразованию педагога «Использование перфокарт в познавательно — речевом развитии дошкольников»

Афанасьева Валентина Геннадьевна МДОУ Старомайнский д/с № 5 2020-2021 Младшая группа

Цель: повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей младшего дошкольного возраста

Проектная деятельность как средство повышения качества дошкольного образования.

Автор: Рагозина Елена Ивановна, воспитатель, МБДОУ «Д/С N6 «Алёнушка» г. Строитель Белгородской области.

На современном этапе развития общества в связи с обновлением содержания дошкольного образования и социальным заказом на воспитание активной, творческой личности, способной легко адаптироваться к изменяющимся условиям, самостоятельно добывать знания и применять их в практической жизни, значительно возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса.
Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Поднять качество педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении позволяет внедрение в его практику проектной деятельности. Метод проектов предполагает использование разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость интегрирования различного рода знаний и умений. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с
родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для сам. выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
· к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
· в каких источниках можно найти информацию;
· какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
· с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
1. по составу участников;
2. по целевой установке;
3. по тематике;
4. по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.

Актуализация данной проблемы позволяет по-новому взглянуть на организацию образовательного процесса, а также управленческой и методической деятельности. В ходе реализации разнообразных проектов можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, развивать индивидуальность ребенка, его самостоятельность, инициативность, поисковую активность, реально учитывать зоны ближайшего развития ребенка, активно взаимодействовать с семьями воспитанников и пр.
Использование проектных технологий позволяет оптимизировать профессиональный уровень воспитателей, развивать их способности и готовность к планированию и реализации профессиональной деятельности.
Организация проектной деятельности в дошкольном учреждении имеет большое значение для развития познавательной активности и коммуникативных качеств дошкольников, умения ориентироваться в информационных ресурсах, способствует успешной социализации.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 30.03.2015

Статья просмотрена: 4532 раза

Библиографическое описание:

Амосова, Ю. В. Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста / Ю. В. Амосова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7725/ (дата обращения: 07.01.2021).

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные образовательные организации, как первая ступень в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий, особенно ввиду того, что сегодня федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5. ФГОС ДО).

Одним из этих требований является обеспечение поддержки индивидуальности и инициативы детей через:

– создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

– создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

– недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Вместе с тем, мировая практика показывает, что использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений, т. к. они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе и, в целом, позволяют, на наш взгляд, создать условия поддержки индивидуальности и инициативы детей. Исследовательская деятельность позволяет организовать процесс воспитания и обучения так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находил на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка- дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития познавательной активности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время очень актуально по целому ряду причин:

Во-первых: ребенок как можно раньше получает позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.

Во-вторых: все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий при самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

Работая в детском саду поставила перед собой цель: создание системы работы по развитию познавательной активности детей дошкольников на основе проектного метода.

В соответствие с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

– изучить и проанализировать виды технологий проектной деятельности, открывающие новые возможности воспитания и обучения дошкольников;

– разработать систему технологий проектной деятельности;

– организовать внедрение системы технологии проектной деятельности в образовательный процесс, апробировав механизмы управления ею в дошкольной образовательной организации;

– провести мониторинг и анализ результатов внедрения системы технологии проектной деятельности и сформулировать рекомендации по организации проектной деятельности в дошкольной образовательной организации, в которой задействовано максимальное количество детей, педагогов и родителей.

Технология работы

На мой взгляд, важным аспектом качества образования в настоящее время является образовательный процесс, который имеет свои специфические рычаги управления. Оптимизация данного процесса может касаться либо изменения условий протекания общения, либо системы форм и способов его реализации. Повышение эффективности проводимых мероприятий будет зависеть от качества воспитательно-образовательной работы взрослых (педагогов и родителей) и собственной деятельности ребенка на каждом этапе образовательного процесса. Перед педагогами поставлена задача по отбору современных методов и средств воспитания и обучения, соответствующих целям и задачам каждого работы, индивидуальным особенностям детей, позволяющих дифференцированно определить направления развития каждого ребенка.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

В моей работе именно проектная деятельность помогает связывать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Применяя на практике проектный метод, выделяю его преимущества:

– является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

– повышает качество образовательного процесса, позволяя решать разноплановые задачи;

– служит развитию критического и творческого мышления у детей дошкольного возраста;

– способствует повышению компетентности педагогов.

– способствует приобщению родителей воспитанников к деятельности дошкольной образовательной организации.

Проектный метод проходит через все виды детской деятельности в моей группе. Он побуждает меня повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию со всеми специалистами учреждения, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Работая с детьми дошкольного возраста, использую педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. Как показала практика, внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

К тому же, технологии проектирования позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Используя в своей работе педагогическое проектирование, я планирую в полной мере реализовывать личностно-ориентированный, компетентностный и развивающие подходы к обучению. Я понимаю, что проектная деятельность — это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений.

Одна из важнейших задач повышения качества дошкольного образования — сотрудничество родителей воспитанников с педагогами, и сотрудниками. Привлечение родителей к совместной деятельности способствуют укреплению детско-родительских отношений, и улучшает взаимоотношения педагогов и родителей.

Таким образом, используя технологию проектной деятельности, я стремлюсь к формированию субъектной позиции у ребёнка, раскрытию его индивидуальности, реализации интересов и потребностей, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.

Результаты работы по внедрению технологии проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс:

1. Разработан примерный алгоритм действий по реализации проекта в группе детей дошкольного возраста;

2. Подобран и систематизирован разнообразный материал по выбранным темам.

3. Составлены конспекты занятий, сценарии вечеров досуга.

4. Разработаны методические рекомендации для родителей, педагогов и специалистов дошкольного учреждения по организации проектной деятельности.

5. У детей сформированы навыки исследовательской деятельности, развита познавательная активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

6. Коллективная работа в микрогруппах дала возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивало социально-личностные качества.

7. Родители, участвуя в образовательном процессе, стали понимать собственную ответственность за воспитание детей.

8. Организация педагогов в режиме проектирования позволила добиться эффективных результатов и в плане самообразования: появилась мотивация к деятельности, воспитатели стали ответственнее относиться к планированию самого образовательного процесса, организации совместной деятельности с детьми, поиску оптимальных форм сотрудничества с родительской общественностью. Повысилась профессиональная компетентность педагогов.

1. Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология// Детский сад от А до Я. 2008. — № 3. С. 6.

2. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В. П. Бедерханова //Развитие личности. — 2000. – № 1. — С. 24–36.

3. Боровлева А. В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ.2006. — № 7.С 76–83.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

5. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.Айрис-пресс, 2008. — 208 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).

Похожие статьи

Организация проектной деятельности в ДОУ | Статья в журнале.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем.

метод проектов, проектная деятельность, дошкольный.

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность, дошкольная образовательная организация, совместная.

Проектная деятельность в детском саду | Статья в журнале.

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность, дошкольная образовательная организация, совместная.

Проектирование в детском саду | Статья в журнале.

Деятельность дошкольной организации по развитию. проект, родитель, детский сад, питание детей, ребенок, проектный метод, дошкольный возраст, образовательная деятельность, проектная деятельность, возрастная группа.

Метод проектов в ДОУ, как инновационная педагогическая.

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая.

ребенок, образовательный процесс, воспитатель, проект, этап работы, метод проектов, дошкольное учреждение, исследовательская деятельность, младший дошкольный возраст, общее обсуждение.

метод проектов, проектная деятельность, дети дошкольного.

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность, дошкольная образовательная организация, совместная.

Метод проектов как инновационная форма организации.

проект, ребенок, проектная деятельность, продуктивная деятельность, детская деятельность, образовательный процесс, образовательная область, метод проектов, детский сад, организация деятельности.

Проектная деятельность как основа формирования предпосылок.

ребенок, проектная деятельность, этап, дошкольный возраст, проект, задача педагога, взаимодействие педагога, современное общество, совместная деятельность, метод проекта.

Проектный метод как средство повышения качества дошкольного образования.

Опубликовано: 09:53:37 10-02-2018

Проект – это специально организованный воспитателем и

самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий,

направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психо-физиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в

работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов в воспитании и образовании дошкольников, сделать образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей и раскрыть возможности для педагогического творчества воспитателя.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

В настоящее время проектирование занимает особое место в дошкольном образовании. Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения, наращивание его образовательного потенциала. Суть метода проектов в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой воспитанники приобретают знания

и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

Рассмотрим основные понятия, требования и принципы реализации проекта.

Проект-это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Проект–это обучение через деятельность. Деятельность является поисково – познавательной. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми. Метод проектов является одним из активных методов обучения. В основе

метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков воспитанников и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Основные требования к использованию метода проектов:

наличие значимой в творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность воспитанников; определение конечных целей совместных или

индивидуальных проектов; определение базовых знаний из различных областей; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); применение исследовательских методов —определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление

конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Основные принципы реализации проекта:

– сознательности и активности

– уважение личности ребенка

– комплексного использования методов и приемов

– использование прямого и косвенного педагогического воздействия

– учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей

– преемственности во взаимодействии с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

Цели проектной деятельности:

– Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную

– Осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать

– Способствуют развитию творческих способностей детей

– Способствуют умению наблюдать

– Способствуют умению слушать

– Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать

– Способствуют развитию мышления

– Помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно

– Развивают внимание, речь, память.

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство –это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться,

взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным

набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя

в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых как в ФГТ, так и ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от

предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Очень легко запомнить и уяснить, что проект

Проектирование или планирование;

Запомнить просто –пять пальцев руки. Шестое «П» – портфолио, в котором

собраны наработанные материалы ( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных

методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

  • Исследовательско-творческие:

осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы

  • Информационно-практико-ориентированные:

дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.

как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной

деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника,

выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Другими признаками классификации являются:

  • Состав участников

(групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)

  • Продолжительность

(краткосрочный –несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности –1–3 месяца, долгосрочный –до 1 года).

Первый шаг-это выбор темы проекта.

Второй шаг-это тематическое планирование по выбранной теме на неделю, где

учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно- практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом.

Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей:

разработки проекта –целеполагание: воспитатель выносит проблему на

работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей.

Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он –основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребѐнка, которое определяется задачами развития и задачами деятельности детей. Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста: – обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

– развитие познавательных способностей;

– развитие творческого воображения;

– развитие творческого мышления;

– развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

– вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути

разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

– формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

– формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

– развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью

взрослого, а затем и самостоятельно;

– формирование умения применять данные методы, способствующие решению

поставленной задачи, с использованием

– развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ.

Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и формирует самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Проектный метод, как средство повышения качества образования в ДОУ

Формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в экстремальной ситуации и быту через игровую и театрализованную деятельность является приоритетной задачей в работе ДОУ.

Эта проблема актуальна для ДОУ, так как большинство воспитанников проживают в неблагополучных, пожароопасных микрорайонах, где дома и окружающая среда могут стать причиной больших неприятностей.

Рядом с местом проживания находятся, например, объездная дорога, лес и река.

Современная жизнь доказывает, необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности и требует обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического благополучия.

Основная задача в работе ДОУ — охрана жизни и здоровья детей, ставит дошкольное учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как: предвидеть, научить, уберечь.

Идея, лежащая в основе разработанного подхода к формированию у детей навыков безопасного поведения в природе и социуме, заключается в том, что эффективность полученных зданий, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.

Проектный метод формирования у детей навыков личной безопасности способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности; воспитывает навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.

Основная цель – формирование у детей старшего дошкольного возраста правил поведения в быту, умения адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Основной метод – проектный, с использованием интеграции как один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства.

В соответствии с целью ставятся следующие задачи:

– обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

– развития познавательных способностей;

После анализа программ « Радуга» и «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» с учетом опыта работы со старшими дошкольниками, а также с учетом интересов сегодняшнего дня разрабатываются проекты: «Пожарная безопасность»; «Безопасность на дорогах»; «Правила поведения в лесу»; «Ребенок в общении с людьми».

В каждом проекте определяются цели, задачи, формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков личной безопасности с учетом возрастных и психологических особенностей детей, бытовых условий, среды проживания.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинается с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков.

Эта работа проводится в форме бесед, различных видов игровой деятельности, разбара проблемных ситуаций, разрабатывается опросник для определения уровня знаний по ОБЖ. Результаты опроса позволяют определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению.

Реализация проектов строится на следующих принципах: системности; сезонности; учета местности; учета возрастных особенности; интеграции; координации деятельности педагогов; преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.

Разрабатывается перспективно-тематический план занятий по развитию познавательно-речевых способности детей в сочетании с занятиями художественно-эстетического цикла.

Работа по проектам органично вписывается в педагогический процесс детского сада. В занятия познавательного вида включают и интегрированные занятия по ОБЖ при сохранении формы занимательной, увлекательной игры. При отборе содержания интегрированных занятий, педагоги, должны ориентироваться на то, что в основе любой деятельности независимо от ее предметной ориентации лежат мотивы желания, потребности, склонности, интереса, непосредственно связанные с содержанием деятельности.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно– образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Родители воспитанников должны быть нашими единомышленниками. Они должны понимать, что для полноценного, осмысленного, действенного усвоения правил, ребенок должен не просто их выучить, но обязательно видеть их исполнение, наблюдать правила в реальной жизни. Разные требования, предъявляемые к детям в детском саду и дома, могут вызвать у них растеренность, неопределенность, обиду и даже агрессию.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Известно, что интегрированные занятия более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях. У них появляется стремление заниматься разными и непохожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать себя в разных ее видах: рисование, театрализованной, художественно-речевой и др. Воспитанники лучше и быстрее воспринимают полученную информацию. У них развивается познавательная активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, творческие способности, коммуникативные навыки. Дети не только приобретают новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике.

Достигается главное — дети не только знают основные правила личной безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.

Проектный метод в деятельности ДОУ на практике показывает свое преимущество и эффективность.

В качестве примера приведу один из проектов.

Педагогический проект
«Ребенок в общении с людьми»
(межгрупповой, творческий, краткосрочный)

I этап. Целеполагание.

Самое ценное в нашей жизни — дети.

Насилие над ребенком — наиболее ужасное преступление.

Сегодня очень актуальны вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные события и умения по возможности избегать их, а при необходимости действовать. Задача взрослых — помочь детям научиться безопасному поведению в социуме.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели групп, педагоги дополнительного образования (изобразительной, театрализованной деятельности, физического воспитания, музыкальный руководитель), педагог-психолог.

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения в социуме.

– Продолжать учить пониманию, что может быть опасным в общении с другими людьми;

– Предостерегать от контактов с незнакомыми людьми, в том числе и другими детьми, прежде всего подростками, от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми на улице;

– Продолжать учить правильно вести себя в ситуации насильственного поведения взрослого, чтобы окружающим было понятно: над ребенком совершается насилие, это не детские капризы;

– Продолжать учить правильно вести себя дома, когда дети остаются одни;

– Продолжать учить необходимым мерам осторожности;

– Развивать у детей осторожность, осмотрительность в общении с незнакомыми людьми;

– Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности;

– Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазии, коммуникативные навыки;

– Воспитывать навыки личной безопасности.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

1. Понимание детьми, что может быть опасным в общении с другими людьми;

2. Понимание детьми, что приятная внешность человека может не совпадать с добрыми намерениями;

3. Умение детей правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице и дома, когда они остаются одни;

4. Умение детей вовремя обратиться за помощью, вести ролевой диалог с диспетчерами «Службы спасения» или 01;

5. Знание детьми информации о себе;

6. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

II этап. Разработка проекта.

1. Довести до участников проекта важность данной проблемы;

2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме;

3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности;

4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей;

5. Составить перспективный план мероприятий.

III этап. Выполнение проекта.

Дидактические игры «Свой- чужой», «Хорошо-плохо», «Знакомый, свой, чужой».

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Поездка на рынок» и др.

Экскурсии по микрорайону. Работа в альбомах «Безопасность». Занятие «Опасные ситуации на улице», обсуждение: «Что делать, если тебя похители на улице?», «Кому из взрослых можно доверять?» и т.д.

Моделирование ситуаций: незнакомец уговаривает пойти с ним, обещая за это сладости игрушки и т.д.; незнакомец предлагает покататься на машине, угощает жвачкой, мороженым; во дворе старшие приятели вовлекают тебя в опасную ситуацию; во дворе к тебе пристали подростки и требуют что- нибудь; звонок в дверь; звонок по телефону; незнакомец за дверью.

Тренинги с детьми по данной теме.

Обучение детей вызову «Службы спасения», 01 и умению вести ролевой диалог.

Ознакомление с художественной литературой.

Чтение и обсуждение «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» (А.Пушкина), сказок Ш. Перра «Золушка», С. Аксакова «Аленький цветочек», А. Толстого «Золотой ключик» и т.д.

Инсценировка и драматургия: «Сказка об умном мышенке», «Сказка о глупом мышенке» С. Маршака, отрывков из сказок по выбору детей; «Один дома» и т.д.

«Свои и чужие люди», «Мой друг».

«Настоящий друг» (муз. Савельева), «Большой хоровод», «Если сдругом вышел в путь…» (муз. Шаленского).

Подвижные игры «Похитители и находчивые ребята», «Куда бежать, если за тобой гонятся», «Футбол», «Поймай мяч».

Работа с родителями.

Беседы с родителями: о важности данной проблемы. Заочный родительский университет «Навыки личной безопасности». Папка- передвижка «Безопасность вашего ребенка».Семенар практикум «Научим ребенка действовать правильно».

IV этап. Претензия проекта.

1. Игровой тренинг «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми».

2. Составление творческих рассказов «Что приключилось с мальчиком».

3. Заочный родительский университет «Навыки личной безопасности».

4. Оформление папки-передвижки для родителей «Безопасность вашего ребенка».

5. Выступление педагогов, психолога на родительских собраниях, семинарах.

V этап. Определение задач для новых проектов.

Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребенка со взрослым или сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно — как стремление отстоять себя, отстоять право на свое мнение, на поступок.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком, только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятое в обществе правило поведения чаще всего оказывается малоэффективным.

Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а за тем следить за их выполнением.

Однако, безопасность и здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение различных ситуаций.

Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице или дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, можно использовать лишь частично, поэтому больше внимание надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

Правила поведения и различные запреты непосредственно связаны с условиями жизни человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Только поэтому они и существуют, иначе возникает необходимость в их пересмотре и уточнении.

Человек, в независимости от возраста, будет следовать правилу только в том случае, если ему понятен его смысл. Очевидно, что самым неэффективным способом объяснения этого смысла является даже наставления и нравоучения (часто они дают обратный эффект).

Регулирование поведения детей путем прямых запретов со стороны взрослых должно быть минимальным: избыточность запретов наносит ущерб, так как ослабление внимания и контроль со стороны взрослого дети могут «пойти в разнос».

Таким образом, если запреты будут касаться многочисленных действий ребенка, он не сможет выполнять их в полной мере и некоторые из них неизбежно будут нарушаться. А это может привести к травмам, несчастным случаям.

Чтобы прямые запреты стали реальными нормами регулирования поведения детей и действительно выполняли запретную функцию, их отбор должен быть тщательно продуман.

Эффективен и способ показа детям последствий неправильного поведения или обращения с каким либо предметом (животным, веществом и т.д.). Вместо того, чтобы кричать: «Ты что, прекрати немедленно!», лучше сказать: «Положите ножницы на место! Драться из-за них опасно. Посмотрите, что могло бы случиться, если бы в этот момент ножницы раскрылись!».

Очень важно также пользоваться каждой возможностью, чтобы похвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов.

Способы регулирования поведения детей с целью обеспечения их безопасности, также как и форма поддержки и поощрения, зависят от возраста ребенка. Соотношение допустимых разрешений и запретов, кроме того, связано с конкретными условиями: месторасположением детского сада «город, сельская местность», типом здания, помещений детского сада, оснащением оборудованием групп и участка.

В условиях вариативности и разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми не может быть предложена единая модель планирования педагогической работы. Каждое дошкольное учреждение должно определить свои возможности (имеющиеся специалисты, используемые программы и методики, материальная база), а также более широкие — климатические, социально-культурные и другие региональные особенности.

Надо также иметь в виду, что целесообразно объединять некоторые темы («Правила поведения на улице», «Оказание первой помощи»), если привлечение материалов из другого раздела поможет объяснить детям, каким могут быть последствия правильного или неправильного поведения.

Из всего сказанного видно, что проектный метод дает возможность планово подходить к такой нужной в настоящее время теме, как личная безопасность каждого ребенка, а также существенно повысить качество образование в ДОУ.

Беляева Алевтина Петровна,
воспитатель, д/с №1 «Радуга»
п.г.т. Камское Устье

Читайте также:  Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по профилактике нарушений игровой деятельности
Ссылка на основную публикацию