Включение детей раннего возраста в практическую деятельность в условиях дома ребенка

«Игровая поддержка детей раннего возраста в период адаптации к условиям дома ребёнка»
консультация (младшая группа) на тему

«Игровая поддержка детей раннего возраста в период адаптации к условиям дома ребёнка»

Скачать:

ВложениеРазмер
igrovaya_podderzhka_detey_rannego_vozrasta_v_period_adaptatsii.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровая поддержка детей

в период адаптации

к условиям дома ребёнка»

Подготовила: воспитатель ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребёнка

Горбачева Светлана Ивановна

«Игра похожа на резервуар, наполненный водой.

Чем глубже резервуар, тем больше воды может

в нем поместиться и тем больше ее может быть

использовано во время засухи»

Г.Брюс. Лондонский университет

Раннее детство – это время интенсивного физического и психического развития. Быстрый темп развития на фоне недостаточной функциональной зрелости органов и систем, повышает присущую этому возрасту ранимость организма. Вследствие недостаточной удовлетворенности нервных процессов, их подвижности, дети легко устают, что приводит к капризам, конфликтам, агрессивности, тревожности, появлению чувства страха.

Для детей раннего возраста характерна повышенная эмоциональность, впечатлительность, внушаемость. Если заплакал один ребенок, его настроение легко передается другим детям. Ещё одной особенностью детей раннего возраста является преобладание процесса возбуждения над торможением.

В этом возрасте у малышей большая потребность в двигательной активности, которая оказывает положительное влияние на физическое и умственное развитие. В случае если движения ограничены, нет впечатлений от окружающего, ребенок начинает отставать в развитии. Недостаточное развитие сенсорных процессов (ощущений, восприятия) ведет к отставанию умственного развития детей. Каждый ребенок при поступлении в дом ребёнка проходит непростое испытание: расставание с семьёй, привыкание к новой социальной среде, новый режим, новые ощущения. Все это отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша и его физическую активность.

Для детей в период адаптации характерны взрывная реакция, резкая смена эмоций. Причиной этого является переход из ограниченного круга общения, в большой коллектив людей, при отсутствии навыков общения. Самое естественное средство, которое позволяет справиться со стрессовыми ситуациями, наладить малышу свое отношение к окружающему миру – это игра.

Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности и привыканием ребенка к детскому учреждению. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют разнообразно и сосредоточенно действовать с предметами. Попадая в новую среду, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них это – привычное дело.

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Игра при этом является и могучим средством диагностики и коррекции агрессивного поведения. Преодолеть тревожность, которая возникает при недостаточном вербальном выражении любви к ребенку, его слабой эмоциональной поддержке и недостатке внимания помогают игры – развлечения, инсценировки.

Помогать детям, бороться с чувством страха и также свободно проявлять свои чувства и эмоции, помогают игры – эксперименты с водой и песком.

По мнению ученых нетрадиционные техники рисования способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, потому что «все что неизвестно, очень интересно».

Для удовлетворения потребности воспитанников в двигательной активности необходимо привлекать малышей к коллективным подвижным играм . Такие игры помогают сделать пребывание детей в доме ребёнка более комфортным и благоприятным для эмоционального состояния.

Очень важно научить малышей понимать эмоциональное состояние окружающих. Это помогает детям наладить взаимоотношения друг с другом и взрослыми. Решить эту задачу помогут игры – драматизации, игры с картинками .

Постепенно адаптируясь к новой обстановке, дети активно включаются в предметную деятельность, которая является ведущей в раннем возрасте. Очень важным условием овладения предметно-практическими и орудийными действиями является создание богатой разнообразной предметной среды, стимулирующей малыша к различным действиям с предметами. Обследуя их и устанавливая связи между воспринимаемыми предметами, ребенок начинает мыслить. Повторение и воспроизведение соотносящих действий приводит к тому, что на их основе у ребенка складываются внутренние психические действия, постепенно формируется наглядно-образное мышление. Очень полезны в это время игры с пирамидками, матрешками, кубиками . С участием взрослого малыш осваивает этапы возможных действий с этими игрушками, учится правильным способам манипуляции с объектом.

Успешное психическое развитие ребенка невозможно без решения задач по развитию речи. К сожалению, очень много малышей приходит в дом ребёнка, не владея речевыми навыками. Таким детям очень трудно адаптироваться: они не могут выразить свои чувства, рассказать о своих желаниях. Это приводит к капризам, эмоциональным срывам. Один из эффективных методов развития речи детей является создание игровых ситуаций.

Для развития творческой игры, в процессе которой ребенок учится общению, хорошо использовать набор предметов – заместителей .

Таким образом, зная особенности, характерные для раннего возраста и учитывая индивидуальность каждого ребенка, при помощи игры и, конечно, взрослого, можно успешно решать проблемы адаптации и общего психического развития детей.

  1. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб.: Речь. Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011. – 128 с.
  2. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И.В.Лапина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 127 с.
  3. Организация деятельности центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней / Ю.А. Афонькина, Е.М. Омельченко. – Волгоград: Учитель, 2012. – 205 с.
  4. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 160 с.

Включение детей раннего возраста в практическую деятельность в условиях дома ребенка

Дети, воспитывающиеся в Домах ребенка, уже на начальных этапах развития отстают от сверстников, живущих в семье. Для детей раннего возраста наиболее характерным является преобладание расстройств эмоционально-волевой сферы, а также неравномерность отставания интеллектуального развития с преимущественным нарушением развития речи (особенно экспрессивной). Этот характерный для депривированных детей симптомокомплекс в виде недостаточности развития аффективной стороны личности, задержки или искажения формирования психических функций, получил название «синдрома сиротства».

Еще Н.М. Щелованов указывал на то, что дети, воспитывающиеся в Доме ребенка, могут успешно развиваться только лишь при условии хорошо организованной педагогической работы. Он же указывал на факторы, которые служат причиной нарушений развития: безразличие к детям персонала, равнодушие к подаваемым ими знакам общения, отсутствие необходимых игрушек, сенсорная депривация.

Многочисленные исследователи (Й. Лангмейер, З. Матейчек, 1984; М.И. Лисина, 1990; Р.Ж. Мухамедрахимов, 2003; и др.) делают вывод, что в Домах ребенка обеспечивается удовлетворение преимущественно физиологических потребностей детей, тогда как психологические игнорируются. Основными факторами, обусловливающими отклонение в психическом развитии воспитанников Домов ребенка, считают неполноценное общение со взрослым, связанное с большим количеством детей в группе, ориентацией персонала на физиологический уход, частой сменой персонала и переводом детей из группы в группу, жестким регламентом жизни детей и деятельности персонала.

В настоящее время, говоря об общей детской популяции, приходится констатировать, что до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% – имеют перинатальную энцефалопатию.

Если же мы возьмем ту категорию детей, которая оказываются в Домах ребенка, то статистика врожденных нарушений будет еще более неутешительна. Это связано преимущественно с тем, что среди матерей-отказниц преобладают женщины, не способные контролировать состояние своего здоровья во время беременности, а также те, кто объективно наносит вред своему здоровью.

Благодаря высокой пластичности детской психики в раннем возрасте, ее широким компенсаторным возможностям, при обеспечении правильного ухода и благоприятных условий развития оказывается возможной успешная коррекция имеющихся отклонений. Если же ребенок оказывается в крайне неблагоприятных для развития депривационных условиях, у него не происходит компенсации нарушенных функций. Более того, обедненная среда закрытого детского учреждения, не способствующая полноценному психическому развитию, способствует еще большему отдалению ребенка от возрастной нормы.

Если в первые полгода жизни у воспитанников Домов Ребенка обычно наблюдается своевременное возникновение зрительных, слуховых и двигательных реакций, то, начиная со второго полугодия, у депривированных младенцев часто обнаруживаются проявления регресса: нежелание инициировать контакт со взрослым; отсутствие положительных эмоциональных проявлений — улыбок, мимических реакций, двигательной активности в ответ на появление взрослого; преобладание отрицательных эмоций; нарушение зрительной фиксации (ребенок отказывается смотреть в глаза взрослому); отсутствие слухового сосредоточения (не прислушивается к голосу взрослого).

Начиная со второго года жизни у детей, находящихся в условиях полной материнской депривации, уже отмечаются достаточно отчетливые признаки дизонтогенеза. В поведении преобладает выраженная пассивность, пониженный аффективный резонанс, бездеятельность.

На третьем году жизни обращают на себя внимание такие особенности развития детей, как отсутствие каких-либо зачатков высших эмоций — радости, горя, сопереживания. В поведении детей и их общении со взрослыми преобладают примитивные проявления — реакции захвата, протеста, отказа, немотивированной агрессии.

У детей раннего возраста, воспитывающихся в депривационных условиях отмечается повышенная склонность к возникновению страхов. Наиболее распространенные из них связаны с гиперчувствительностью к новизне, изменчивости окружающей обстановки, появлению новых людей, необычных игрушек, предъявлению новых тактильных, голосовых, зрительных стимулов.

Страхи депривированных детей оказывают общее тормозящее влияние на развитие моторики, игры, мышления, речи.

У депривированных младенцев не наблюдаются характерные в норме для семейных детей страхи чужих взрослых и разлуки с близкими («страхи 8-го месяца жизни»). Часто проявляется страх изменения окружающей обстановки, страх тактильного контакта (поглаживания, прикосновения, взятия на руки — ребенок съеживается, напрягается), страх визуального контакта (ребенок избегает взгляда глаза в глаза), страх громкого голоса.

Прогноз компенсации депривационных нарушений формирования эмоциональной сферы зависит от продолжительности нахождения в условиях депривации.

Дети Домов ребенка первых лет жизни испытывают потребность в повышенном внимании и доброжелательности со стороны взрослого, которая доминирует вплоть до конца дошкольного возраста. В то время, как для их сверстников из семьи характерны уже более сложные формы общения, включающие познавательные интересы, стремление к сотрудничеству со взрослыми, потребность в уважении и взаимопонимании.

Воспитанники детских закрытых учреждений по данным многих авторов (Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов, 1940; Лямина Г.М., 1964; Попова М.И., 1968; Е.К. Каверина, 1950; М.Ю. Кистяковская, 1970; Ф.И. Фрадкина, 1955; и др.) значительно отстают в развитии речи. В первые полгода у соматически и неврологически здоровых младенцев Домов ребенка, как правило, наблюдается своевременное (или с незначительным запаздыванием) возникновение предречевых голосовых реакций. Однако в последующем, после полугода, психоречевое развитие резко замедляется (так называемый феномен угасания развития). На фоне общей задержки психического развития преобладает отставание развития пассивной и активной речи. Особенно снижен показатель овладения активным словарем. Голосовые проявления отличаются редкостью и бедностью артикуляций, рудиментарностью гуления и лепета, недостаточностью интонационной выразительности речи. Первые слова появляются достаточно поздно — после полутора-двух лет. Речь детей бедна по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций. У детей недостаточно сформирован навык артикуляции, звукопроизношение отличается неточностью и бедностью используемых фонем и слогов.

Нарушения предречевого развития в депривационных условиях проявляются синдромом депривационной предречевой ретардации, в структуру которого входят: 1) недифференцированный крик-плач; 2) ретардантные формы модулированных вокализаций (гуканье, гуление, лепет, двуслоговой лепет, псевдослова), 3) снижение или отсутствие звуко- и слогоимитации. После шести месяцев предречевые нарушения, как правило, имеют тенденцию к ухудшению.

Дифференцированный крик-плач характеризуется наличием интонационной выразительности, специфического сигнального значения, пауз и модуляций. Для недифференцированного крика-плача характерно отсутствие указанных признаков и генерализованный характер голосовой реакции (высокая интенсивность, сопутствующее двигательное возбуждение, вегетативные реакции в виде гиперемии кожи). У здоровых детей, воспитывающихся в полных семьях, начиная со 2-го месяца наблюдается как минимум 4 формы крика-плача, отличающиеся друг от друга по интонации, сигнальному значению, проявлению: алиментарный (связанный с потребностью в пище), сомнолентный (связанный со сном), анксиозный (обусловлен дискомфортом) и эмоционально положительный (связан с потребностью в общении). Для каждой формы крика-плача характерна особая интонация.

Возможны два варианта синдрома депривационной предречевой ретардации — собственно депривационный, отражающий легкую и среднетяжелую степень расстройств, и анаклитический (тяжелый). Последний встречается после шести месяцев.

Собственно депривационный вариант синдрома включает первые два компонента синдрома — недифференцированный крик-плач и ретардантные формы модулированных вокализаций. Ретардантные формы модулированных вокализаций характеризуются: соответствием более раннему возрасту, коротким периодом существования, однократностью появления с последующим угасанием или регрессом до более ранних форм, ограниченностью звукопроизношения до одного-двух звуков. Специфическими отличиями гуления являются отрывистость, отсутствие протяжности и разнообразия звуков. Лепет характеризуется ограниченностью слогового звукопроизношения, наличием двуслоговых лепетных форм и псевдослов.

Речь детей раннего возраста характеризуется: отсутствием активного словаря (неспособность назвать предметы окружающей обстановки и предметы, изображенные на картинке, их действия и признаки, отсутствие инициативных обращений и диалоговой речи); небольшим количеством произносимых звукоподражаний (в среднем 1–2); преобладанием рудиментарных речевых форм — невербальных вокализаций (в основном лепет); небольшим количеством понимаемых слов; отсутствием понимания признаков предметов и их действий; преобладанием понимания простых словесных инструкций.

Существуют различные гипотезы о причинах подобного отставания воспитанников закрытых детских учреждений. Но все они сходятся в том, что в основе задержек вербального развития этих детей лежит дефицит общения со взрослым, и в первую очередь недостаток эмоциональных контактов с ним.

Дети, растущие в закрытом детском учреждении, общаются с большим количеством взрослых, сменяющих друг друга, отличающихся разными программами поведения. Общение с ними обычно менее эмоционально насыщено. Доверительность и интимность связей со взрослыми у ребенка практически отсутствуют. Воздействия взрослого носят, скорее, характер групповой отнесенности. Поведение детей жестко регламентируется взрослыми и приурочено к бытовой сфере жизнедеятельности ребенка.

К активной речи дети, растущие в семье, переходят в конце второго полугодия жизни, дети из Дома ребенка – в конце третьего. Условия жизни сказываются также и на темпах развития речи у детей. Большая часть воспитанников из Домов ребенка и в конце третьего года жизни еще не владеют активной речью; в семье к этому времени таких детей в 3 – 4 раза меньше.

Исследователи отмечают, что тенденция обогащения речи в значительно большей степени обнаруживается у детей, растущих в семье. Речь воспитанников Дома ребенка менее красочна, она бедна прилагательными, недостаточно развернута и точна, в ней мало глаголов, обозначающих предметно-практическое действие, и наречий. Их речь ситуативна, она изобилует указательными местоимениями.

Таким образом, овладение речью детьми, воспитывающимися вне семьи, начинается позже, чем растущими в семье; ее становление растянуто во времени, и функционирует она в упрощенном и обедненном варианте. У детей из семьи речь возникает в ее активной и пассивной формах раньше, чем у воспитанников из Домов ребенка; становление ее совершается на более коротком отрезке времени.

Понимание депривированными детьми раннего возраста речи взрослого также имеет свои особенности. Дети, растущие в семье, начинают применять слова вскоре после того, как у них отмечается понимание речи взрослого, далее происходит стремительное, на коротком временном отрезке, усложнение и обогащение активной речи ребенка, а также столь же быстрое повышение уровня понимания речи взрослого. Воспитанники Домов ребенка на начальных этапах овладения речью характеризуются тем, что на длительное время задерживаются на стадии только понимания речи взрослого, не переходя к активному пользованию ею. Первые слова у них появляются при сравнительно высоком уровне понимания речи взрослого. Дальнейшее развитие активной речи и понимания ее идет медленно, растянуто во времени и не достигает высоких ступеней ни в том, ни в другом.

Эргопедагогика детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 18.02.2018 2018-02-18

Статья просмотрена: 326 раз

Библиографическое описание:

Сидельникова, Г. И. Эргопедагогика детей раннего возраста в условиях дома ребенка / Г. И. Сидельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/193/48414/ (дата обращения: 07.01.2021).

В статье рассматривается эргопедагогика детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в доме ребенка. Раскрывается понятие эргопедагогики и ее отличие от эрготерапии. Проводится сравнительный анализ развития и адаптации к социальным и бытовым условиям детей, к которым применялись методы эргопедагогики с детьми, которые не имели педагогического и тренировочного воздействия.

Выявлена эффективность использования эргопедагогики с детьми, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата и с гемипарезами различной степени тяжести. Предлагается комплекс методик эргопедагогики культурно-ориентированной практики.

Ключевые слова: эргопедагогика, ранний возраст, восстановление, развитие, здоровьесбережение, типология эргопедагогики.

Понятие «эргопедагогика» произошло от термина «эрготерапия», которое пришло в современную медицинскую литературу от латинского слова «эргон», что переводится как занятие и труд, а терапия — лечение. Таким образом, основная суть данной методики — лечение путем работы над собой. В свою очередь, «эргопедагогика» обозначает воспитание и обучение через занятия игровой или учебной деятельностью. В условиях специализированного дома ребенка эргопедагогика является необходимым средством обучения детей с ограниченными возможностями здоровья навыкам самообслуживания, передвижения, игры и др.

В в эргопедагогике, как и в эрготерапии существует важное для реабилитационной деятельности понятие жизненного цикла. Это чередование активности и жизненного участия в зависимости от возраста. Это период от рождения и до конца жизни [2, с. 39].

Специалисту эргопедагогики необходимо учитывать изменения жизненного цикла, так как активность и игровая деятельность ребенка изменяется в каждом возрастном периоде, и подход к восстановлению активностей будет различаться. Например, в возрасте двух лет достижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья ограничиваются умением одеться, обуться, способностью к игровой деятельности с кубиками, пирамидками, куклами, машинками. А в возрасте трех лет, в период возрастного криза, который представляет собой «ломку» взаимоотношений между ребенком и взрослым, в игровой деятельности присутствует сюжетно-ролевая игра, игры конструкторы, игры предметные. Самой сложной в этом возрасте является сюжетно-ролевая игра, т. к. требует развитого восприятия, интеллекта, речи. У детей с ограниченными возможностями здоровья эти новообразования не развиты на должном уровне. А так как развитие речи зависит от умения ползать, прыгать, бросать и ловить мяч, то является актуальным сенсомоторная коррекция. Сенсомоторная коррекция, как и эргопедагогика ставят целью компенсировать нарушения психического развития ребенка.

Согласно учениям А. Р. Лурия о сенсомоторной коррекции, психическая деятельность является сложной функциональной системой, реализация которой обеспечивается комплексом совместно работающих отделов головного мозга. Каждый отдел головного мозга вносит свой специфический вклад в ее обеспечение [1, с. 80].

Процесс формирования познавательных процессов в онтогенезе ребенка происходит в результате последовательного гетерохронного созревания мозговых структур и связей между ними. В результате формируются функциональные системы, являющиеся анатомической и физиологической основой психических функций. Отмечено, что для каждого этапа формирования познавательных процессов ребенка необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению. Опыт ученых, работающих в области эрготерапии, эргопедагогики и сенсомоторной коррекции детей с особыми образовательными потребностями, доказал адекватность и информативность такого подхода к данному контингенту (А. В. Семенович, Ж. М. Глозман) [3, с. 6].

Целью работы было исследование, направленное на выявление эффективности эргопедагогики детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Решались задачи эргопедагогики в условиях дома ребенка.

Испытуемые и методика исследования

В исследовании приняли участие 28 детей ГУЗ Воронежского областного специализированного дома ребенка в возрасте 2–3 лет. Из них 17 мальчиков и 11 девочек. Дети имели психиатрические и неврологические диагнозы (в соответствии с данными медицинской карты). Проводилось индивидуальное обследование каждого ребенка с помощью психологических методик. В диагностике учитывалось нейрофизиологическое развитие детей. После проведенного исследования применялись методы эргопедагогики.

Учитывалась деятельность детей в период от 1 до 3 лет. В этот период ребенок учится контролировать естественные процессы жизнедеятельности, учится самостоятельно есть ложкой, с помощью взрослого должен одеваться, раздеваться, с подсказкой собрать свои игрушки или вещи при подготовке ко сну. Гигиенические активности, какие как умывание, развиваются чаще как элемент игры. Ребенок учится рисовать, рассматривает книжки с картинками, слушает истории, смотрит мультфильмы. Во всех действиях появляются два важных компонента — выбор активности и выполнение активности, в зависимости от условий.

Учитывая это, с целью диагностики применялись методы наблюдения, констатирующего и формирующего эксперимента.

Упражнения на оптимизацию и определения тонуса (гипо- или гипертонус).

  1. «Холодно — жарко», «высоко — низко». Упражнение на попеременное напряжение и расслабление всего тела. Когда эргопедагог говорит «холодно», дети должны интенсивно двигаться, чтобы «согреться», а по команде «жарко» остановиться и замереть в позе, в какой застала их команда. При команде «высоко» должны стать на носочки и пытаться дотянуться до игрушки, которую держит педагог. А при команде «низко» присесть и двигаться в таком положении». При этом они должны до предела напрягать все тело. Подобные игры «Море волнуется…», «Улитки» и др. Развивается слуховое внимание, представления и воображение.
  2. «Колобки». Упражнение выполняется лежа на спине на специальных массажных ковриках. Дети обхватывает колени руками, и катаются на спине из стороны в сторону. Упражнение способствует преодолению у детей зажимов, мышечных дистоний, и патологической мышечной ригидности.
  3. Упражнения на формирование базовых сенсомоторных взаимодействий. «Реципрокная координация». Упражнение заключается в одновременном распрямленной ладони одной руки в кулак и разжимании другой руки из кулака в ладонь. На ладонь ребенка кладется шишка сосны, плод конского каштана, горох и др. Задача ребенка удержать природный материал. В данном случае, происходит диагностика и эрготерапия в сочетании с эргопедагогикой.
  4. «Жуки». Это упражнение включает взаимодействие рук и ног. По команде эргопедагога, дети ползают вперед, назад, к игрушке, от игрушки, вправо, влево и т. д. На завершающем этапе эрготерапии это упражнение выполняется в усложненном виде «жуки с перекрещенными лапками» (правая рука заходит за левую руку, а левая за правую руку).

Применялись другие методики и упражнения, однако их описание требует более глубокого анализа и описания. Мы обращаем внимание лишь на некоторые методики, которые используются в групповой (не более трех детей) и индивидуальной эргопедагогике.

По окончании первого этапа эргопедагогики, которая длилась с 1 октября 2016 года по 20 ноября 2017 года, был проведен мониторинговый срез на определение уровня развития и адаптированности детей, принявших участие в эксперименте. С этой целью были использованы методики: «Что далеко, что близко», «Картина из бобов» (выложить по нарисованному педагогом эскизу картину из бобов), «Лабиринт» (проползти по специально подготовленной дорожке с сюрпризами), «Золушка» (разобрать смешанные плоды фасоли и гороха), «Фигура из шишек сосны» (развитие и массаж мелкой мускулатуры пальцев рук), «Ручеек» (пространственная ориентация и тренировка вестибулярного аппарата), «Литотерапия» (работа с природными камнями).

Результаты и их обсуждение

Сравнительный анализ эффективности эргопедагогики детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

По каждому параметру мониторингового среза находился коэффициент успешности. Для этого полученный ребенком балл делился на максимальный балл, который мог быть заработан по данному упражнению.

Общая успешность выполнения варьировалась от 0 до 1, где 1 означает максимальную успешность при выполнении задания.

Данные исследования эффективности эргопедагогики детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья приведены в таблице.

Включение детей раннего возраста в практическую деятельность в условиях дома ребенка

Н. Н. Долгова, Н. В. Егорчева
МДОУ ЦРР – ДС № 53
«Ёлочка» г.Тамбов

Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится – предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.

1. Особенности развития детей раннего возраста:

Основные показатели развития

1 год 6 месяцев

– Является инициатором в общении: знает свое имя, некоторые части тела, общается со взрослыми не только с помощью жестов и мимики, но и с помощью речи.

– Расширять запас понимаемых слов за счет существительных, обозначающих части тела человека и животных, предметы и игрушки, близких людей.

– Развивать активную речь.

1 год 6 месяцев – 2 года

– Понимает слова, обозначающие предметы, некоторые действия и их признаки;

– В речи проявляются короткие фразы, простые предложения, звукоподражающие и неполные слова заменяет общеупотребительными.

– Расширять пассивный словарь за счет существительных, обозначающих предметы окружающего мира, глаголов, обозначающих действия, состояния и признаки предметов, прилагательных, наречий;

– Развивать диалогическую речь.

– Умеет говорить внятно

– В речи появляются глаголы, наречия, прилагательные

– Пользуется речью как средством общения

– Развивать активную речь, обогащая ее прилагательными, глаголами, наречиями, обозначающими цвет, величину, форму, качество, действия и т. п.

– Развивать звуковую сторону речи

– Совершенствовать грамматический строй речи.

Действия с предметами

1 год 6 месяцев

– Активно действует с предметами, добиваясь определенного результата

– Способен к более сложным действиям с предметами: собирает матрешку, пирамидку, обследует их, пытается правильно действовать с предметами с помощью взрослого

– Формировать умение различать предметы по величине, цвету, форме

– Развивать умение использовать вспомогательные средства для действия с предметами (подтягивать, прокатывать, двигать, дергать и т. д. )

– Знакомить детей с формой и величиной предметов

1 год 6 месяцев – 2 года

– В деятельности активно использует предметы-орудия: лопатки, совочки и т. д.

1. Находить нужный цвет при выборе из нескольких предложенных

2. Раскладывать однородные предметы по форме и величине

3. Собирать пирамидку, матрешку (из трех колец), делать простейшие постройки.

– Формировать обобщенное представление о предметах: создавать условия для познания предметов, группировать, соотносить по цвету, форме, величине и т. д.

– Развивать умение различать четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий

– Упражнять в овладении простейшими предметами, использовать их по назначению в повседневной жизни

– Активно изучает предметы, их внешние свойства и использует точно по назначению

– Выделять признаки предметов, которые сразу бросаются в глаза

– Замечает физические свойства и качества предметов, группирует однородные предметы по одному признаку, знает четыре основных цвета

– Продолжать обогащать ребенка яркими впечатлениями при ознакомлении его с миром предметов

– Создавать условия для развития разнообразных действий с предметами в деятельности

– Расширять представления о цвете (оранжевый, синий, черный, белый)

2. Развитие познавательной сферы ребенка раннего возраста.

Познание окружающего мира ребенком начинается через ощущения, которые формируют начальные ощутимые представления о предметном мире. Поэтому важным процессом в развитии познавательной сферы ребенка с 1 года до 3 лет остается развитие процесса восприятия.

К концу 3 года жизни ребенок:

– Различает по образцу геометрические формы: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Узнает знакомые предметы по форме. Группирует предметы по образцу, сравнивает, прикладывая или накладывая друг на друга;

– Различает основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий; узнает знакомые предметы по цвету, группирует их, сравнивает прикладыванием рядом;

– Различает большие и маленькие предметы; группирует по образцу; сравнивает прикладыванием и наложением;

– Практически осваивает близкое пространство, что необходимо для ориентировки и практических действиях; различает далекие и близкие расстояния; различает направления: вверху, внизу, спереди, сзади;

– Различает время суток (день, ночь); различает простые движения, может их повторить вслед за взрослым: поднять руки, помахать ими, присесть, наклонить голову;

– Различает температуру (горячо, холодно); поверхность (колючий, пушистый); плотность (твердый, мягкий); вкус (кислый, сладкий); запах (приятный, неприятный); звуки (знакомых предметов и голоса животных);

– Узнает знакомые предметы по одному свойству или части, различает изображения отдельных предметов, образы героев и их действия и настроение в коротких стихах и рассказах, различает взаимодействия и настроения, выраженные во внешних действиях, различает движения, подражания, звуки.

Не мало важен и процесс развития детской самостоятельности, нормативные показатели становления которой в период с 1 года до 3 лет следующие:

– в 1 – 1, 5 года – пьет из чашки, ест ложкой, начинает ходить, самостоятельно берет нужные игрушки, играет пирамидками, самостоятельно берет интересующие предметы.

– в 1, 5 – 2 года – умеет снимать с себя одежду, просится на горшок, переворачивает страницы (по 2-3 сразу), бросает мяч держит ложку уверено.

– в 2 – 2, 5 года – повторяет бытовые действия (подметание, открывание двери ключом, складывает игрушки в коробку, «звонит» по телефону), самостоятельно ест, может ездить на трехколесном велосипеде.

– в 2, 5 – 3 года – одевается и обувается самостоятельно, но без пуговиц и шнурков, держит в руках карандаш, черкает им, знает несколько стихов и песенок, играет с родителями «в больницу», «магазин», «троллейбус».

3. Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста.

1). Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. Разработана авторским коллективом: Т. И. Алиевой, Т. В. Антоновой, А. Г. Арушановой и др. , под редакцией Л. А. Парамоновой. Цель программы: определить базисное содержание образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, сбалансированность всех его компонентов. Авторы отмечают, что данная программа является базисной и направлена на разностороннее и полноценное развитие детей от рождения до 7 лет, сохранение их психического и физического здоровья. Программа состоит из взаимосвязанных блоков: в первом содержатся характеристики психологических возрастов детей: младенчества, раннего возраста; второй блок посвящен содержанию обучения, воспитания и развития детей первой группы раннего возраста (первый год жизни), второй группы раннего возраста (второй год жизни) и первой группы младшего дошкольного возраста (третий год жизни), структурирован по четырем основным направлениям: здоровье и физическое развитие, социальное, познавательное, эстетическое; третий блок программы составляют интегральные показатели развития, отражающие основные достижения детей каждого психологического возраста.

2). Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. : М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Цель программы: всесторонне развивать психические и физические качества детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства. Ведущие цели программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой. Задачи программы предусматривают своевременную помощь каждому ребенку в формировании ведущих умений, характерных для конкретного возрастного периода жизни малыша и зоны его ближайшего развития. Решение обозначенных в программе целей и задач возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном учреждении.

3). Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Авторский коллектив: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. Научные редакторы: Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова, Л. М. Гурович. Цель программы: обеспечить целостное развитие личности ребенка в период дошкольного детства (интеллектуальное, физическое, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное). Программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру. Программа состоит из трех частей, ориентированных на развитие детей с 2 до 7 лет: младший возраст (третий и четвертый годы жизни), средний (пятый год жизни), старший дошкольный возраст (шестой и седьмой годы жизни). Содержание программы разделено по четырем блокам: «Здоровый образ жизни», «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание».

4). Программа «Кроха» (воспитание, обучение и развитие детей до 3 лет). Авторский коллектив: сотрудника факультета дошкольного образования Нижегородского института развития образования под руководством Г. Г. Григорьевой. Научный редактор Г. Г. Григорьева. «Кроха» представляет собой целостную научно обоснованную программу и методику последовательного воспитания, обучения и развития детей от рождения до 3 лет. Это первое в России учебно-методическое пособие для родителей и педагогов ДОУ, опубликованное в 1996 г. Цели программы: помочь родителям осознать самоценность и особое значение раннего периода в жизни человека, убедить их в необходимости воспитывать ребенка с учетом знания общих закономерностей его развития и природной индивидуальности, оказывать помощь в понимании собственного ребенка, поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания. Авторы отмечают ориентировочный характер программы, необходимость учета индивидуальных темпов, уровня и направленности развития ребенка.

Подводя итог всему вышесказанному, важно помнить, что полноценное, разностороннее развитие ребенка данного возрастного периода зависит от успешного решения субъектами воспитания следующих задач:

  1. Укрепление здоровья ребенка, закаливание его, повышение работоспособности нервной системы.
  2. Развитие основных видов движения (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки).
  3. Обогащение связи малыша с окружающим миром, развитие интереса к доступным его пониманию явлениям этого мира в повседневной жизни и в специально организованной деятельности с ребенком, перенос их в игровую, изобразительную, музыкальную и другую деятельность.
  4. Расширение запаса понимаемых слов и обогащение активного словаря.
  5. Разнообразие предметной деятельности малыша: знакомство с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними, показ отбора и группировки предметов по свойствам; стимулирование и поддержка положительного эмоционального отклика на выполнение элементарных действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, уборка игрушек). Воспитание интереса к трудовым действиям, поощрение желания выполнять их самостоятельно.
  6. Содействие развитию личности ребенка: создание условий для развития его самостоятельности в разных видах деятельности, самоуважения и чувства собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении.
  7. Привитие навыков соблюдения опрятности и чистоты.
  8. Побуждение ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками.
  9. Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому (животным, растениям) и к миру вещей.

Список рекомендуемой литературы для организации работы с детьми раннего возраста.

  1. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада/К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с. : ил.
  2. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов/Под ред. Т. И. Оверчук. – С-Пб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  3. Теплюк С. Н. , Лямина Г. М. , Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд. , испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.
  4. Павлова Л. Н. , Волосова Е. Б, , Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 152 с.
  5. Смирнова Е. О. , Галигузова Л. Н. , Мещерякова С. Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М: Мозаика-Синтез, 2007. – 160 с.
  6. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. -метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. – М. : Просвещение, 2003. – 253 с.

Реабилитация пациентов с очаговыми поражениями мозга

Реабилитация — это комплекс мероприятий ,направленных на восстановление(полное или частичное) нарушенных функций ,на психическую или социальную реадаптацию больного.

Специалисту логопеду важно владеть информацией о полном воздействии на больного.

Трудно провести четкую границу между собственно лечебными и реабилитационными мероприятиями. Мы рассмотрим методы физической реабилитации широко у нас применяемые.

Общие принципы реабилитации больных с I И II стадиями хронической сосудистой болезнью мозга включают (Кадыков А.С и др.,2003):

  • Правильную организацию труда и отдыха, запрещение ночных смен и длительных командировок;
  • Умеренные физические нагрузки ,лечебную гимнастику, дозированную ходьбу, посещение бассейна;
  • Диетотерапию;
  • Климатолечение на местных курортах, в условиях мелкогорья (напримар,на курорте Минеральные Воды),на морских курортах(в нежаркое время года);
  • Бальнеолечение, положительно воздействующее на центральную гемоденамику, сократительную функцию сердца, состояние иммунной и вегетативной
  • нервной системы, повышающий эмоциональный тонус больных; средствами выбора являются радоновые, рапные, углекислые, сульфидные, йодобромные ванны;
  • При астеническом и астено-депрессивном синдромах,кроме кроме лекарственных средств,рекомендуется;
  • Гальванический воротник по Щербаку(длительность процедуры 8-10 минут,курс 10-15 процедур)или массаж шейно-воротниковой зоны -8-10 минут(10-15 процедур);
  • Электросон(длительность 20-40 минут,курс 10-15 процедур);
  • Упомянутое выше бальнеолечение;

При псевдобульбарном синдроме (дисграфия, дисфония, дизартрия) рекомендуетя:

  • Нервно-мышечная электростимуляция мышц глотки,языка,гортани с помощью специальных электродов;длительность процедуры 7-10 минут,периоды стимуляции продолжительностью 20-30 секунд чередуются с паузами в течении минуты (Черникова Л.А и др.,1990);

При дизартрии – гимнастика и массаж мышц зева ,глотки и артикуляционных мышц,занятия с логопедом;

При насильственном смехе и плаче — лекарственная терапия;

При лобной диспраксии ходьбы и нарушениях ходьбы , связанных с вестибуло-мозжечковым синдромом , часто сочитающимися с нарушением равновесия , рекомендуется:

  • Специальные лечебно-гимнастические упражнения,
  • тренировка в ходьбе по песку и гравию;

Для совершенствования функции равновесия – использование метода биоуправления по стабилограмме, для чего применяют компьютерно-стабилографические комплекса, в которые входят; жесткая динамическая платформа, компьютер, пакет прикладных программ с реабилитационными играми.

В основе метода биологически обратной связи лежит активное обращение к личности пациента и использование обратной связи как источника дополнительной информации для пациента о результативности выполнения им задания . Основная цель метода биологически обратной связи заключается в повышении уровня осознания обычно полностью или частично неосознаваемых физиологических процессов ,движений к которым относится ходьба, и поддержания равновесия, осуществляемых в значительной степени автоматически ,и произвольного управления ими. Затем путем сознательного регулирования внутреннего физиологического состояния больной учится предотвращать или устранять нежелательные отклонения от нормы(Черникова Л.А 1998;Устинова К.И и др.,2000;Кадыков А.С.,Швхпаронова Н.В.,2003).

При нейрогенных тазовых нарушениях (учащенное, временами непроизвольное мочеиспускание ), используются:

  • Специальные тренирующие программы («мочеиспускание по часам»)(Engel B.T et al., 1990; Schnelle G.F.,1990);
  • Специальные методы электростимуляции мочевого пузыря .

При двигательных нарушениях (при хронических сосудистых заболеваниях головного мозга это обычно легкие и умеренные моно- и гемипарезы , координационные нарушения ) физические методы лечения имеют преимущественное значение, они включают:

  • Лечебную гимнастику;
  • Биоуправление с обратной связью ;
  • Нервно-мышечную электростимуляцию;
  • Методы снижения спастичности (миорелаксанты, теплолечение или криотерапия, массаж, иглорефлексотерапия, гидропроцедуры упражнения на расслабление), как методы физического воздействия на пациента с целью реабилитации.

При речевых и других нарушениях высших психических функций с пациентами проводится коррекционно-педагогические занятия с логопедом или нейропсихологом, бытовая реабилитация с кинезотерапевтом.

В связи с прогрессирующим характером хронических заболеваний сосудов головного мозга реабилитационные курсы необходимо повторять ,частота и длительность определяется состоянием больного в условиях реабилитационного стационара при его отсутствии в условиях неврологического стационара, санатория.

Первая помощь и лечение инсульта

Инсульт является третьей по частоте причиной смерти в развитых странах после рака и инфаркта миокарда, а также наиболее частой причиной утраты трудоспособности. Более 85% инсультов – ишемические. Они в основном развиваются из-за закупорки мозговой артерии тромбом. У 20% пациентов с острыми нарушениями мозгового кровообращения врачи Юсуповской больницы диагностируют геморрагический инсульт (кровоизлияние в мозг). В клинике неврологии созданы все условия для лечения пациентов с разными видами инсультов:

  • палаты европейского уровня комфортности;
  • диагностика с помощью современных методов нейровизуализации;
  • индивидуальный подход к лечению каждого пациента;
  • применение новейших высокоэффективных лекарственных средств, оказывающих минимальное побочное действие.

Тяжёлые случаи инсульта обсуждаются на заседании Экспертного Совета с участием профессоров и врачей высшей категории. Ведущие специалисты в области сосудистой патологии головного мозга коллегиально принимают решение в отношении лечения больных с инсультом. При необходимости пациентов консультируют нейрохирурги клиник-партнёров и проводят малоинвазивные нейрохирургические оперативные вмешательства. Неотложные мероприятия по реанимации мозга при острой цереброваскулярной болезни и общая клиническая оценка неврологических функций проводятся в палате интенсивной терапии.

Первые признаки инсульта

У мужчин и женщин первыми признаками инсульта, которые позволяют острое нарушение мозгового кровообращение, являются:

  • головокружение;
  • слабость или онемение в конечностях с одной стороны;
  • онемение половины лица;
  • перекос лица;
  • резкое ухудшение зрения;
  • потеря способности говорить, ощущение «каши во рту»;
  • потеря привычных навыков (письма, чтения).

Результат лечения и эффективность восстановления утраченных функций зависит от времени, которое прошло от начала появления первых симптомов до начала проведения адекватной терапии. По этой причине при появлении первых признаков инсульта необходимо вызвать скорую помощь и оказать пациенту доврачебную медицинскую помощь:

Как избежать инсульта при первых признаках острого нарушения мозгового кровообращения? При появлении первых признаков инсульта у мужчин и женщин им необходимо оказать первую помощь. До приезда врачей следует:

  • уложить больного горизонтально, подложив под голову высокие подушки;
  • обеспечить доступ свежего воздуха;
  • открыть форточку;
  • снять тесную одежду.

Что нельзя делать при первых признаках инсульта? До приезда врачей никаких лекарственных препаратов пациенту давать нельзя. Можно измерить артериальное давление, успокоить пациента и при появлении рвоты предотвратить попадание рвотных масс в дыхательные пути, повернув голову на бок.

Симптомы ишемического и геморрагического инсульта

Первые признаки геморрагического инсульта и инфаркта мозга у мужчин и женщин отличаются. Ишемический инсульт (инфаркт мозга) в большинстве случаев развивается в течение нескольких секунд или минут, значительно реже на протяжении часов или дней. Он проявляется двигательными, чувствительными, речевыми и другими очаговыми неврологическими нарушениями, которые характерны для поражения одного из сосудистых бассейнов головного мозга. При инсульте, расположенном в стволе мозга, мозжечке или наличии обширных инфарктов в полушарии головного мозга наблюдается расстройство сознания, рвота и интенсивная головная боль.

Первые симптомы геморрагического инсульта головного мозга следующие:

  • головные боли;
  • головокружение, нарушение сознания;
  • рвота;
  • судороги.

При кровоизлиянии в мозг преобладает очаговая симптоматика:

  • менингеальные, бульбарные, пирамидные симптомы;
  • экстрапирамидная дисфункция;
  • расстройства чувствительности;
  • парез черепно-мозговых нервов;
  • нарушения речи.

У пациентов с геморрагическим инсультом вначале преобладает общемозговая симптоматика, а затем присоединяются очаговые симптомы.

Обследование пациентов с инсультом

При наличии первых симптомов и признаков инсульта или миниинсульта у мужчин и женщин неврологи Юсуповской больницы проводят комплексное обследование пациента. Неврологи используют как стандартную компьютерную, так и магнитно-резонансную томографию, но сначала выполняют компьютерную томографию как более быстрое исследование, которое позволяет исключить кровоизлияние в мозг. После выполнения магнитно-резонансной томографии в Юсуповской больнице результаты обоих исследований оценивает врач, который имеет большой опыт диагностики нарушений мозгового кровообращения в острой стадии.

Диффузионно-взвешенная МРТ позволяет врачам клиники неврологии Юсуповской больницы выявить очаговую ишемию головного мозга в самом начале развития, размеры и время возникновения инсульта. Во время исследования врач может увидеть небольшие очаги, включая те, которые располагаются в мозжечке и стволе головного мозга, плохо определяются при стандартной компьютерной томографии мозга. Перфузионно-взвешенная МРТ позволяет неврологам Юсуповской больницы оценить движение крови по сосудам головного мозга, объём ишемии при наличии первых признаков инсульта у мужчин и женщин.

  • ангиографию;
  • мультиспиральную томографию;
  • магнитно-резонансную ангиографию;
  • дуплексное сканирование позвоночных и сонных артерий (при первых симптомах инсульта спинного мозга);
  • транскраниальную допплерографию церебральных артерий.

Мужчинам и женщинам с первыми признаками инсульта врачи Юсуповской больницы регистрируют электрокардиограмму, позволяющую выявить нарушения ритма, ишемию и другие изменения миокарда. При подозрении на поражение клапанов сердца, кардиомиопатию, аневризму желудочков сердца или внутрисердечный тромб выполняют трансторакальную электрокардиографию.

Лечение инсульта

В Юсуповской больнице врачи индивидуально подходят к лечению каждого пациента. Базисную терапию начинают с организации ухода. Медицинский персонал проводит профилактику пролежней, застойной пневмонии, ранних нарушений подвижности в суставах.

После восстановления жизненно важных функций реабилитологи начинают выполнять пассивные движения в суставах. Медицинские сёстры очищают пациенту верхние дыхательные пути от слизи, проводят дыхательную гимнастику. При упорной рвоте вводят в желудок назогастральный зонд. Если у пациента нарушено глотание, ему обеспечивают поступление в организм питательных веществ путём внутривенного капельного введения специальных смесей.

Неврологи Юсуповской больницы индивидуально подходят к лечению каждого пациента с инсультом, применяют наиболее эффективные лекарственные препараты, немедикаментозные средства. Их назначают строго по показаниям с участием кардиологов, реаниматологов и нейрохирургов. При артериальной гипертензии применяют антигипертензивные препараты.

Для регуляции водно-солевого обмена под контролем рН-метрии, уровня электролитов, осмолярности мочи и крови, биохимического анализа крови проводят инфузионную терапию. При наличии отёка мозга и в целях профилактики повышения внутричерепного давления используют осмотические диуретики и глюкокортикоиды. Антикоагулянты назначают при отсутствии обострения язвенной болезни, геморрагического диатеза, тяжёлых поражений печени и почек. Во время проведения антикоагулянтной терапии контролируют состояние свёртывающей и противосвёртывающей систем.

Врачи Юсуповской больницы назначают пациентам с инсультом антиагреганты, сосудистые препараты нейропротекторы. Для растворения тромбов и восстановления кровотока по артериям головного мозга используют тромболитические средства. Тромболизис неврологи Юсуповской больницы проводят наиболее эффективным на сегодняшний день препаратом – рекомбинантным тканевым активатором плазминогена.

При геморрагическом инсульте проводят терапию, обеспечивающую жизненно важные функции организма. Нейрохирурги выполняют малоинвазивные операции.

Реабилитация после инсульта в Юсуповской больнице

В настоящее время выделяют 4 этапа постинсультного периода:

  • острый – первые 3-4 недели;
  • ранний восстановительный – первые 6 месяцев;
  • поздний восстановительный – 6 месяцев до 1 года;
  • резидуальный период – более 1 года.

В раннем восстановительном периоде выделяют 2 временных интервала:

  • первый – до 3 месяцев, когда происходит восстановление объема движений и силы в парализованных конечностях и заканчивается формирование постинсультной кисты;
  • второй – от 3 до 6 месяцев, когда продолжается восстановление утраченных двигательных навыков.

Реабилитацией пациентов после инсульта в Юсуповской больнице занимается команда специалистов, в состав которой входят неврологи, кардиологи и терапевты, реабилитологи, психологи, логопеды. Они рано начинают реабилитационные мероприятия. Это – предотвращает развитие осложнений острого периода инсульта, которые обусловлены неподвижностью и уменьшением объёма движений суставов, патологических двигательных стереотипов, телеграфного стиля речи и жаргонафазии, при которой речь пациента становится непонятной ни ему, ни окружающим;

Первый этап реабилитации начинается в клинике неврологии Юсуповской больницы, куда больного доставляет скорая помощь. II этап реабилитации осуществляется в отделении нейрореабилитации, а третий этап проходит под наблюдением врачей амбулаторно-поликлинического отделения. В реабилитационном процессе участвуют различные специалисты, которые объединены в бригаду, принимающую коллегиальное решение.

Врачи составляют индивидуальные программы реабилитации с учётом степени выраженности неврологического дефицита, этапа реабилитации, степени нарушения функций, возраста пациента. Специалисты по бытовой реабилитации, кинезитерапии, логопеды-афазиологи объясняют ухаживающим за больным родственникам или сиделкам цели и методики занятия, разъясняют необходимость дополнительных занятий во второй половине дня. В обучении навыкам самообслуживания, создании условий для различных занятий привлечении пациента к посильной работе по дому большая роль отводится семье.

Реабилитологи Юсуповской больницы при отсутствии у пациентов противопоказаний в первые часы пребывания пациента в клинике неврологии начинают проводить реабилитационные мероприятия:

  • лечение положением (антиспастические укладки конечностей);
  • пассивные упражнения;
  • избирательный массаж.

Проведение о ранней реабилитации положительно влияет на динамику восстановления нарушенных функций, способствует снижению уровня инвалидизации, снижает летальность, уменьшает частоту и выраженность осложнений и побочных явлений. Когда показатели работы сердечно-сосудистой системы стабилизируются, пациента переводят в вертикальное положение. Для этого реабилитологи Юсуповской больницы используют вертикализаторы.

При наличии средних и мини инсультов, небольших ограниченных гематом, пациентов активизируют на пятые сутки инсульта. Параллельно проводят активную лечебную гимнастику для восстановления движений в парализованных конечностях, электростимуляцию нервно-мышечного аппарата, обучают пациентов ходьбе и элементам самообслуживания. Специалисты по биологической обратной связи широко применяют метод биоуправления по электромиограмме.

Для подавления непроизвольных содружественных движений помимо их сознательного подавления широко используют ортопедическую фиксацию и специальные противосодружественные пассивные и пассивно-активные движения. Пациента сначала учат ходить вдоль шведской стенки, затем с помощью четырехножной опоры и обычной палки. Со временем он может начать перемещаться самостоятельно.

Для уменьшения спастичности мышц врачи клиники реабилитации используют физиотерапевтические методы лечения:

  • парафиновые и озокеритовые аппликации;
  • криотерапию;
  • вихревые ванны для рук.
  • реабилитация пациентов с речевыми нарушениями

Речевая реабилитация продолжается до 2-3 лет. На раннем этапе применяют специальные «растормаживающие» и стимулирующие методики восстановительного обучения. Сначала пациента учат понимать отдельные слова и ситуативную речь, затем сложные фразы. Параллельно он учится понимать письменную речь. Для восстановления собственной речи пациента учат называть отдельные предметы и действия с использованием картинок, повторения за логопедом отдельных звуков и слов, составление предложений и фраз. На следующем этапе реабилитации переходят к диалогу. Конечным этапом восстановления речевой функции является пересказ прочитанного текста, составление рассказов.

Когнитивные нарушения после проявляются нарушением памяти, внимания, способности узнавать предметы по чувственным восприятиям, выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия, снижением интеллекта.

Для коррекции когнитивных нарушений после инсульта неврологи в Юсуповской больнице широко применяют метаболические и нейропротекторные средства, лекарства, воздействующие на нейротрансмиттерные системы, препараты, корригирующие когнитивные, эмоционально-волевые и другие психические нарушения. Для реабилитации пациентов после инсульта кинезитерапевты используют современные виды массажа, лечебную физкультуру, кинезиотейпирование, методики мануальной терапии и физиотерапевтические методы лечения. Записаться на приём к реабилитологу можно по телефону Юсуповской больницы.

Постуральная коррекция в процессе проведения реабилитационных мероприятий пациентов с очаговым поражением головного мозга

Версия: Клинические рекомендации РФ (Россия) 2013-2017

Общая информация

Краткое описание

Российская ассоциация по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов

ПОСТУРАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ОЧАГОВЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА (2016)

Постуральная коррекция (позиционирование) – это лечебное и профилактическое воздействие, при котором пациенту помогают принять (придают) оптимальные позы, способствующие предупреждению осложнений периода гипомобильности и стимуляции активизации.

Реабилитационные мероприятия следует начинать как можно раньше до образования устойчивого патологического состояния, развития выраженной мышечной спастичности, формирования патологических двигательных стереотипов, поз и контрактур. При очаговых поражениях головного мозга нарушения, сопровождающие центральные парезы (спастичность, контрактуры, болевой синдром), формируются, как правило, к 3-4-й неделе заболевания, что и определяет необходимость раннего применения методов, препятствующих их развитию.
Развивающиеся при очаговых поражениях головного мозга нарушения сознания, двигательные нарушения, включающие слабость, атаксию и апраксию, а также зрительно-пространственные нарушения и др. приводят к значительному ограничению мобильности пациента. Ограничение мобильности приводит к снижению вентиляции легких, перистальтики кишечника, нарушениям выделительных функций, усиливается риск тромбоза глубоких вен, легочной эмболии, развития пневмонии, различных инфекционных осложнений, трофических нарушений (пролежней), дистрофических процессов в мышечной и соединительной тканях. Обездвиженные люди зависимы от ухаживающего персонала при самообслуживании (перемене положения тела, питье, приеме пищи, пользовании туалетом).
Отличительной особенностью постуральной коррекции при поражениях головного мозга является воздействие на мышечно-тонические реакции пациента. Спастичность и тенденция к развитию контрактур могут быть уменьшены правильным положением пациента, способствующим нормализации тонуса [1]. Правильное позиционирование предупреждает развитие контрактур, болевого синдрома, патологических установок в конечностях и туловище. Таким образом, лечение положением проводится как с целью профилактики формирования абнормальных позных установок, так и с целью терапевтического воздействия. Позиционирование является компонентом рекомендованной стратегии реабилитации [2, 3]
Одним из осложнений очаговых поражений головного мозга является нарушение трофики кожных покровов. Отмечается прямая зависимость выраженности объема и степени тяжести нарушений трофических изменений от тяжести состояния пациента. Противопролежневые мероприятия включают гигиену тела пациента с применением протективных наружных средств, использование противопролежневых систем (противопролежневых матрасов), контроль выделительной функции и регулярную смену положения тела. Частота смены положения тела может зависеть от степени риска возникновения пролежней, определяемой по шкале Ватерлоу (или шкале Нортон). Подробно о применении шкалы Ватерлоу изложено в Приказе Минздрава РФ № 123 о введении стандарта «Протокол ведения больных. Пролежни» (ОСТ 91500.11.0001-2002). Позиционирование пациентов с уже развившимися пролежнями предполагает использование поз, не оказывающих давление (оказывающих минимальное давление) на имеющуюся рану.

13. выполнение гигиенических мероприятий.

С этими целями пациентам помогают последовательно принимать позы лежа (на правом и/или левом боку или на спине), на приподнятом изголовье или сидя. Позиционирование на боку способствует лучшей дренажной функции, предупреждает застой мокроты. Позиционирование на возвышенном изголовье и в положении сидя с полной поддержкой увеличивает дыхательный объем и способствует эффективному откашливанию. Однако следует сознавать, что ни один из вариантов позиционирования не идеален – у любого положения имеются показания и противопоказания [2]. Задача специалистов, оказывающих помощь пациентам с повреждением головного мозга, заключается в подборе оптимальных в данном случае поз и обеспечении их чередования. Это позволяет избежать осложнений и безопасно провести раннюю мобилизацию и вертикализацию пациента.

Диагностика

Посоветоваться с опытным специалистом, не выходя из дома!

Консультация по вопросам здоровья от 2500 тг / 430 руб

Интерпретация результатов анализов, исследований

Второе мнение относительно диагноза, лечения

Выбрать врача

Лечение

Медицинская реабилитация

Технологии позиционирования

1.1.7. Не должно быть фиксации кисти в разгибании и стопы в тыльном сгибании. Фиксация кисти к плоской шине или удержание ее под грузом приведет к нарастанию патологического тонуса в кисти. Удержание руки в положении отведения на 90° в течение 30 минут и более может способствовать возникновению боли в плече и повреждению плечевого сплетения (4,7).

1.2.2. 4-5 подушек 50х70 см (под голову, под плечо с паретичной стороны при необходимости выравнивания уровня плеч, под руки).

1.3. Рекомендации по горизонтальному позиционированию на спине:

ПоложениеУровень доказательности
1.3.1Горизонтальное положение на спине РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
1.3.1.1применять только как кратковременное позиционирование для отдыха в ряду других вариантов (на боку, на высоком изголовье, сидя)I-B
1.3.1.2в нейрохирургической практике в качестве предпочтительной в первые часы после удаления субдуральной гематомы [7]IIa-A
1.3.1.3при сочетанных травмах, не позволяющих применять другие варианты позиционирования (например, переломы таза, конечностей со скелетным вытяжением)I-C
1.3.2Горизонтальное положение на спине НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
1.3.2.1для кормления пациента в этом положении ни через рот, ни через назогастральный зонд. Во время приема пищи пациент должен находиться на высоком изголовье 45°, в некоторых случая допускается угол наклона 30°III-B
1.3.2.2пациентам с риском повышения внутричерепного давления [1]III-A
1.3.2.3пациентам со сниженной легочной вентиляцией [11]III-A
1.3.2.4пациентам с неэффективным кашлем при наличии мокроты;III-B
1.3.2.5пациентам с дисфагией из-за высокого риска аспирации слюны [12,13]III-B
1.3.2.6пациентам в сознании с угнетением когнитивных функций из-за плохого обзораIII-B
1.3.2.7пациентам с риском психомоторного возбуждения (ограничение обзора, свет в глаза от потолочных светильников)III-C
1.3.2.8пациентам с проявлением влияния симметричного и/или ассиметричного шейного тонического рефлекса (риск повышения тонуса в сгибателях руки и формирования контрактуры голеностопного сустава в положении подошвенного сгибания стопы на стороне гемипареза)IIb-C

2.1.7. Для предотвращения сползания под колени подкладывается мягкая поддержка двумя подушками. Вся задняя поверхность бедер опирается на подушки. Голени также поддержаны подушками до уровня лодыжек. Пятки не давят на поверхность кровати. При позиционировании на высоком изголовье вначале подкладываются подушки под колени, затем проводится поднимание головного конца кровати. В противном случае есть вероятность быстрого сползания пациента по кровати вниз.

2.2.3. Прикроватный столик (для самостоятельного приема пищи в положении полусидя с опорой на изголовье 60°).

2.3. Рекомендации по позиционированию на спине на высоком изголовье

ПоложениеУровень доказательности
2.3.1.При позиционировании на спине на высоком изголовье РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
2.3.1.1.как один из вариантов щадящей постуральной коррекции для отдыха (30°) при сменах позIIa-C
2.3.1.2.для тренировки вертикальной нагрузки (активизации антигравитационной активности сосудистого русла и мышц) на изголовье 45°- 60° в качестве переходных поз между положениями лежа и сидя со спущенными ногами при невозможности / противопоказании к положению сидяI-B
2.3.1.3.для оценки глотания (проведения теста трех глотков) и кормления (в том числе через назо-гастральный зонд) на изголовье 45° (допускается 30°) [1,14]I-A
2.3.1.4.для самостоятельного приема пищи при наличии накроватного/прикроватного столика (60°);I-A
2.3.1.4.для снижения внутричерепного давления [1,15]IIb-C
2.3.1.5.для увеличения венозного возвратаIIb-C
2.3.1.6.с целью увеличения оксигенации крови [1,15]IIa-B
2.3.1.7.с целью улучшения вентиляции легких [11] и более эффективного откашливанияIIa-B
2.3.1.8.с целью снижения риска аспирации слюны [1,14];IIa-B
2.3.1.9.с целью тренировки и поддержания антигравитационной активности сосудистого русла [15]IIa-B
2.3.1.10с целью улучшения обзора палаты, поддержки эмоционального уровня и когнитивных функций, в т.ч. восприятия пространстваIIa-C
2.3.1.11с целью улучшения пассажа содержимого кишечника и более полного мочеиспусканияIIa-C
2.3.2.Положение на спине на высоком изголовье НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
2.3.2.1.при плохой переносимости вертикальной нагрузки (ортостатическом падении давления, возникновении головной боли и т.п.)I-B
2.3.2.2.при наличии пролежня на крестцеI-C

3.1.6. Возможен вариант позиционирования на боку на приподнятом изголовье. В этом случае угол между горизонтальной частью кровати и изголовьем приходится на таз пациента.

3.2.2. 6-7 подушек 50х70 см: (1-2 под голову, 1 за спиной, 2 под паретичной рукой, 2 под паретичной ногой)

3.3. Рекомендации по позиционированию пациента в положении лежа на непораженном боку:

ПоложениеУровень доказательности
3.3.1.Позиционирование в положении лежа на непораженном боку РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
3.3.1.1.как один из вариантов щадящего позиционирования для отдыха при сменах позIIa-C
3.3.1.2.для улучшения дренажной функции бронхов на стороне гемипареза;I-B
3.3.1.3.для уменьшения риска аспирации слюны у пациентов с дисфагиейI-B
3.3.1.4.при болях и риске травматизации плечевого сустава на стороне гемипареза;IIa-B
3.3.1.5.при болях в нижней части спиныIIb-C
3.3.2.Положение лежа на непораженном боку НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
3.3.2.1.при снижении кислородной сатурации в этой позе, особенно при позиционировании на левом боку [9]III-B
3.3.2.2.при наличии повреждений кожи на боку и на вертеле тазобедренного сустава на непораженной сторонеIII-C
3.3.2.3.при необходимости использовать непораженную верхнюю конечность (пользование уткой и т.п.)III-C

4.1.5. Возможен вариант позиционирования на боку на приподнятом изголовье. В этом случае угол между горизонтальной частью кровати и изголовьем приходится на таз пациента.

ПоложениеУровень доказательности
4.3.1.Позиционирование в положении на стороне гемипареза РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
4.3.1.1.как один из вариантов щадящего позиционирования для отдыха при сменах позIIa-C
4.3.1.2.для улучшения дренажной функции бронхов на непораженной сторонеI-B
4.3.1.3.для уменьшения риска аспирации слюны у пациентов с дисфагиейI-B
4.3.1.4.для поддержки активности непораженной руки;I-B
4.3.1.5.при болях в нижней части спиныIIb-C
4.3.1.6.для сенсорной стимуляции стороны гемипарезаIIb-C
4.3.2.Позиционирование лежа на стороне гемипареза НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
4.3.2.1.при снижении кислородной сатурации в этой позе, особенно при позиционировании на левом боку [9]III-B
4.3.2.2.при наличии повреждений кожи на боку и на вертеле тазобедренного сустава на стороне гемипарезаIII-C
4.3.2.3.при возникновении болезненных ощущений в плече в этой позе на стороне гемипарезаIII-C

5.1.4. На «затылочной стороне»: рука выпрямлена и лежит вдоль туловища, нога несколько согнута в коленном суставе, расположена по направлению продольной оси туловища, под голеностопным суставом находится валик.
5.1.5. Вариант: расположение на животе с поддержкой конечностей подушками (поворот на живот на 3/4).

ПоложениеУровень доказательности
5.3.1.Позиционирование на животе (поворот на живот на ¾) РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
5.3.1.1.как один из вариантов позиционирования для отдыха при сменах позIIb-C
5.3.1.2.для улучшения дренажной функции бронховI-B
5.3.1.3.для уменьшения риска аспирации слюны у пациентов с дисфагиейI-B
5.3.1.4.для улучшения перфузии в легких [16]IIa-B
5.3.1.5.для снижения сдавления мягких тканей у крестца, ягодиц, вертелов тазобедренных суставовIIa-C
5.3.1.6.для усиления правильной афферентации от паретичных конечностей;IIb-C
5.3.2.Позиционирование на животе (поворот на живот на ¾) НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
5.3.2.1при снижении кислородной сатурации в этой позеIII-B
5.3.2.2.при жалобах на боли в шейном или поясничном отделе позвоночника, усиливающиеся в этой позеIII-C
5.3.2.3.у пациентов с сердечной недостаточностьюIII-C
5.3.2.4.у тучных пациентовIII-C
5.3.2.5.или может применяться с осторожностью у пациентов с гастростомой, а также с трахеостомойIIb-C

6.1.8. Обе руки поддержаны. Локти опираются на подушки.

ПоложениеУровень доказательности
6.3.1.Позиционирование в положении сидя на кровати со спущенными ногами и полной поддержкой РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
6.3.1.1.с целью постепенной тренировки вертикальной нагрузки (активизации антигравитационной активности сосудистого русла и мышц) пациента при низкой переносимости вертикальной нагрузки (не более 20 минут) под контролем системного артериального давления и/или невозможности пересадить его в прикроватное кресло, в качестве переходной позы между положениями лежа и сидя вне кровати, переходом в положение стоя[15]IIa-B
6.3.1.2.для поддержки респираторной функции–улучшения вентиляции легких [11] и более эффективного откашливания [1,7,12,]IIa-B
6.3.1.3.для оценки глотания (проведения теста трех глотков) и кормления (в том числе через назо-гастральный зонд) уменьшения риска аспирации во время приема пищи[1,14]I-A
6.3.1.4.для повышения возможности самообслуживания (самостоятельный прием пищи, умывание, расчесывание и т.п.)I-A
6.3.1.5.для снижения внутричерепного давления [1,15]IIb-C
6.3.1.6.с целью улучшения обзора палаты, поддержки эмоционального уровня и когнитивных функций, в т.ч. восприятия пространстваIIa-C
6.3.1.7.с целью улучшения пассажа содержимого кишечника и более полного мочеиспусканияIIa-C
6.3.2.Положение сидя на кровати со спущенными ногами и полной поддержкой НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
6.3.2.1.при плохой переносимости вертикальной нагрузки (ортостатическом падении давления, возникновении головной боли и т.п.)I-B
6.3.2.2.отсутствии оборудования для осуществления полной поддержки в положении сидя (опоры под спину, опоры под локти с обеих сторон, подставки под стопыIIa-C

7.1.11. При отклонении в паретичную сторону (активном перемещении пациентом веса тела на ягодицу на стороне гемипареза) – синдроме отталкивания (Push-syndrom) дополнительно требуется высокая поддержка под непораженную руку (2-3 подушки по согнутую в локте руку).

7.2. Необходимое оборудование для постуральной коррекции в положении сидя в прикроватном кресле:

7.2.3. Прикроватный столик.

7.3. Рекомендации по позиционированию в положении сидя в прикроватном кресле

Читайте также:  Характеристика на ребенка для ПМПК - рекомендации воспитателям
Ссылка на основную публикацию